Зачет стажа на военную пенсию

В предыдущей статье мы предоставили информацию об условиях выхода военнослужащих на пенсию по выслуге и инвалидности, а также по смешанному стажу. Военнослужащие становятся пенсионерами в работоспособном возрасте, поэтому продолжают либо служить в воинских частях и других органах, либо выходят в отставку и работают по гражданским специальностям. До достижения пенсионного возраста они приобретают общий страховой стаж, который дает право на получение второй (гражданской) пенсии. В отличие от военной пенсии, ее обеспечивает Пенсионный фонд РФ.


Кому положена вторая пенсия

Военному пенсионеру очень важно, выйдя в отставку и занявшись ИПД или оформившись на работу на предприятие любого вида собственности, встать на учет в системе обязательного пенсионного страхования. Индивидуальная карточка личного страхового счета станет главным документом при обращении в отделение ПФ для начисления пенсии.

Для назначения второй пенсии военным пенсионерам должны быть выполнены следующие условия:

  • Наличие основной пенсии по выслуге лет, инвалидности или по военная пенсия по смешанному типу.
  • Достижение пенсионного возраста. Во II полугодии 2021 г. он будет составлять 56,5 лет для женщин и 61,5 лет для мужчин.
  • Важно! Если страховые взносы платились при работе на предприятиях, где предусмотрен льготный, более ранний, выход на пенсию, то соответственно понижается и возраст военных пенсионеров.
  • Наличие гражданского стажа после выхода в отставку. В 2021 году он должен составлять 12 лет и далее продолжит увеличиваться на 1 год до достижения 15 лет 2024 г..
  • Наличие необходимой суммы индивидуальных баллов. В 2021 г. минимальное количество составляет 21 б.

Важно! Если у пенсионера к достижению общего пенсионного возраста не накоплено необходимой суммы баллов, он не имеет права на вторую пенсию.


Как начисляется вторая пенсия

Рассчитать сумму второй пенсии, зная количество накопленных баллов и стоимость одного балла (на день назначения пенсии).
РП (размер пенсии) = КИБ (количество баллов) х СБ (стоимость одного индивидуального пенсионного балла).
В 2021 г. один ИПК будет равна 98 рублей 86 копеек.

Сколько баллов может быть начислено Вам за 2018 год?

Введите размер ежемесяч-
ной з/п до вычета НДФЛ:

Результаты расчета

Какие документы нужно предоставить в ПФ

Обращения граждан о назначении гражданской пенсии рассматриваются при наличии следующих документов:

  • Паспорта гражданина Российской Федерации (может быть заменен иным документом о регистации);
  • СНИЛС (карточка страхового свидетельства);
  • Пенсионного удостоверения военного пенсионера или документ, заменяющий его;
  • Трудовой книжки;
  • При наличии стажа, имеющегося до даты регистрации в СПС, но не учтенного в трудовой книжке, справка из архивов или от работодателя;
  • Если имеется стаж до 2002 г. - справка о ЗП за 60 месяцев, следующих последовательно;
  • Информация с подтверждающими документами об иждивенцах.



Комментарии

Здравствуйте!
Я, Рафалко Александр Константинович, 02.04.1958 года рождения, страховое свидетельство № 134-782-016-58 работаю полным рабочим днем с 05 марта 2005 года по настоящее время в качестве ведущего инженера электросвязи участка систем проводной связи Заполярного цеха связи филиала «Управление связи» ООО «Газпром добыча Ямбург» ПАО «ГАЗПРОМ», которое находится на территории Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области, относящейся к районам Крайнего Севера.
В указанный период к заработной плате применяется районный коэффициент 1,8. Метод работы вахтовый с выработкой годовой нормы рабочего времени. Я еще являюсь бывшим военнослужащим с выслугой 28 календарных лет в различных военных округах и службу закончил в ВС Республики Беларусь. По последнему месту службы была оформлена военная пенсия.
Я гражданин Республики Беларусь, зарегистрирован и проживаю в г. Минске. В России у меня имеется регистрация по месту пребывания, и то только на время продолжительности вахты. 02 апреля 2018 года мне исполняется 60 лет, в связи с чем работодатель оформил первичные документы для обращения по месту жительства за назначением пенсии.
По месту жительства в Минске мне было сказано, что согласно действующего законодательства Республики Беларусь, для военных пенсионеров гражданский стаж не учитывается и пенсия не положена. С учетом повышения пенсионного возраста право на пенсию по старости для меня наступит в 61,5 лет. Так же было сказано, что я могу подать заявление со всеми другими положенными документами, которые будут высланы в ПФР по адресу г. Москва, ул. Шаболовка д.4 для принятия решения по назначению мне пенсии в России.
Прошу уточнить мои действия в сложившейся ситуации по назначению мне пенсии.
Мои номера телефонов:
- в РФ +79822692676 – сотовый, 83494962058 – рабочий
- в РБ +375293024472
A-Rafalko
yandex.ru – адрес электронной почты

С уважением, Рафалко Александр Константинович

Большое значение для формирования пенсии в современной России имеет стаж работы. Чем он больше, тем, соответственно, обеспеченней будет старость гражданина в будущем.

Актуальным остается вопрос о вхождении в этот период армейской службы. Срок военной службы входит в него, однако с некоторыми особенностями, которые будут рассмотрены в статье.

Бесплатно по России

Что такое стаж

Понятие « трудовой стаж» ранее применялось исключительно в контексте количества лет работы гражданина. Сюда же входили и некоторые иные периоды (например, отпуска по уходу за ребенком).

Также в России существует страховой стаж – срок, за который за работника уплачивались страховые взносы (работодателем или им самим, в случае осуществления предпринимательской деятельности).

Отдельно следует выделить льготный спецстаж, под которым следует понимать работу в тяжелых, вредных и особых условиях, за что предусмотрено право на досрочный выход на пенсию.


В каких случаях служба в армии входит в общий трудовой стаж

До 2002 года основным критерием, определяющим размер пенсии, было общее количество отработанных лет. Сейчас он не имеет такого практического значения как раньше, однако все еще используется для расчета отдельных социальных выплат. Так идет ли период нахождения в армии в общий время осуществления трудовой деятельности?

В Российской Федерации предусмотрено две формы комплектования Вооруженных сил:

  • обязательный призыв военнообязанных граждан;
  • заключение контракта.

Военнослужащим по призыву время нахождения в войсках засчитывается полностью.

К военнослужащим по контракту следует отнести офицеров, а также рядовой и сержантский состав из лиц, подписавших соответствующий документ. При определенной выслуге лет они вправе рассчитывать на особую, военную пенсию, в связи с чем общий трудовой срок работы для них не имеет принципиального значения. Однако в случае недостаточности выслуги они вправе рассчитывать либо на страховую пенсию по старости, для начисления которой необходимо иметь минимальный рабочий период, составляющий 10 лет в 2019 году.

Существует также ряд структур, прохождение службы в которых приравнивается к армейской:

  • Войска Росгвардии;
  • ФСИН;
  • МВД;
  • ФСБ;
  • МЧС.


Принцип расчета стажа служивших в армии

По общему правилу, служба в Вооруженных силах и приравненных к ним структурах засчитывается из расчета, что 1 день нахождения там приравнен к 1 дню работы. Иными словами, она учитывается в зависимости от ее продолжительности в календарных днях. Однако существуют исключения. Так, военнослужащим по призыву 1 день нахождения в армии или флоте приравнивается к 2 дням.

Пример 1

Военнослужащий по контракту отслужил менее 3 лет, после чего уволился из армии, впоследствии работая на гражданских должностях. Права на военную пенсию, таким образом, он не заработал, а весь срок его нахождения в войсках приравнивается к обычной трудовой деятельности. Соответственно, за период нахождения в войсках он накопил 3 года трудового стажа.

Пример 2

Военнослужащий по призыву отслужил положенный законом период в 1 год и после демобилизации работал на «гражданке». Учитывая повышающий коэффициент, период трудового стажа, накопленного за время службы, составляет 2 года.

При обращении за назначением пенсии, специалисты ПФР могут запросить документы, подтверждающие нахождение гражданина в армии. К ним относятся:

  • военный билет;
  • трудовая книжка с записью о нахождении ее владельца в войсках;
  • справка из военного комиссариата;
  • справки из воинских частей, иных мест прохождения службы.

Страховая часть: особенности расчета

Страховой стаж имеет более важное значение, определяя как само право выйти на пенсию, так и ее размер.

Для военнослужащих по призыву нахождение в войсках входит в страховой срок только при условии, если до этого времени или сразу после него он имел официальную работу (или занимался предпринимательской деятельностью) и за него отчислялись взносы в ПФР.

При выполнении этого условия, за каждый год, который гражданин служит в войсках, ему начисляется 1,8 пенсионных балла.

Для контрактников (в том числе офицеров), которые не могут претендовать на пенсию по выслуге, прохождение военной службы входит в страховой период.

Что касается военных пенсионеров, которые собираются оформлять вторую «гражданскую» пенсию, то время нахождения в армии, учтенное при подсчете выслуги, не может входить в страховой срок.

Льготный стаж: нюансы

Как правило, льготный стаж предполагает досрочный выход на пенсию в связи с тяжелыми и вредными условиями труда. Пребывание в армии может входить в этот период при условии, что гражданин работал на вредном производстве до нахождения в войсках или сразу после увольнения и возвращения на гражданку. Однако это касается тех работников, которые осуществляли трудовую деятельность в особых условиях труда до 1 января 1992 года.

Что касается спецстажа работников здравоохранения и образования, то в него засчитывается только срочная служба в армии до 1 октября 1993 года.


Иная ситуация периодом контрактной службы. Она может быть засчитанной в спецстаж при условии, что 1/3 его гражданин находился в армии, а 2/3 работал на соответствующих должностях в учреждениях здравоохранения и образования.

Служба в армии в большинстве случаев все же имеет серьезное значение для формирования различного вида стажа и, как следствие, влияет на размер будущего пенсионного обеспечения, что, несомненно, является одним из стимулов для ее прохождения.

Полезное видео

Служба в армии и декрет больше не будут входить в стаж? Ответ на вопрос смотрите в видео:

На «горячую» линию ГУ ПФР № 5 (8-495-987-09-19), обслуживающего граждан САО г. Москвы и подмосковных городов Химки, Лобня и Долгопрудный, обратился рабочий производственного предприятия Игорь Рязанцев:

- Этой весной буду призван в армию. Учитывается ли служба в армии при формировании пенсионного стажа ? Ходят слухи, что с 2019 года служба в армии исключается из стажа по новому закону? Отразится ли это на размере страховой пенсии по новым правилам? Я прочитал новый пенсионный закон и не разобрался.

Консультирует начальник ГУ ПФР №5 Александр Акименко.

- Служба в армии входит в трудовой стаж каждого человека, служившего в ней по призыву или контракту. Однако в различных видах стажа она учитывается со своими особенностями в зависимости от ряда обстоятельств, - сообщил А. Акименко.

По его словам, согласно действующему законодательству, в современной пенсионной системе Российской Федерации пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах (пенсионных баллах). Они суммируются за каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

– Также пенсионные баллы начисляются и за нестраховые периоды, то есть когда гражданин не работал, но осуществлял социально значимую деятельность, – поясняет Александр Акименко. – К таким социально значимым периодам в жизни человека причисляется и служба в рядах Российской армии по призыву. Согласно федеральному закону «О страховых пенсиях», один год военной службы по призыву оценивается в 1,8 пенсионных балла.

А.Акименко отметил, что помимо срочной службы, в пенсионный стаж засчитываются и периоды военной службы солдат контрактников. На пенсию могут рассчитывать и жены военнослужащих, которые проживают с мужьями в отдаленных гарнизонах, где нет возможности устроиться на работу.

Он подчеркнул, что в 2019 году в страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации . Но только при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР. Новый закон предусматривает, что в страховой стаж также может включаться период прохождения военной службы.

Однако армия не будет включена в страховой стаж, если до этого периода, либо сразу после него гражданин не осуществлял трудовую или иную деятельность, за которую работодатель перечислял взносы в ПФР. Это ограничение предусмотрено в ч. 2. ст. 12 закона № 400-ФЗ.

Срок служения Родине будет учтён и в том случае, если в трудовой книжке нет о нём отметки. Достаточно предъявить военный билет. Если военный билет утрачен, подойдёт архивная выписка или справка из воинской части.

Как сообщил А.Акименко, с 2019 года начала действовать новая льгота, согласно которой граждане, имеющие продолжительный стаж работы (42 года у мужчин и 37 лет у женщин), могут выйти на пенсию на 2 года раньше. Этот стаж для досрочной пенсии рассчитывают по особой схеме — включают только периоды работы и больничные. Соответственно, служба в армии не входит в стаж для досрочной пенсии по стажу.

Также с 1 января 2019 года некоторым гражданам полагается увеличенная индексация пенсии на 25 процентов. Речь идет о сельских жителях. Для получения такой индексации сельчанам требуется не менее 30 лет стажа. Многим стажа не хватает. И они стали выяснять, можно ли зачесть службу в армии в стаж. Но как гласит новый норматив, работа требуемой продолжительности должна осуществляться непосредственно в сельском хозяйстве и при этом юридически значимым является термин «проработавшим». Период службы в армии в «сельский» стаж зачету не подлежит.

Таким образом, служба в армии по новому пенсионному законодательству включается в страховой стаж и влияет на размер пенсии. Для подтверждения периода службы понадобится военный билет. Но служба в армии исключается из “сельского” стажа, дающего право на повышенную индексацию с 1 января 2019 года, также служба в армии не идет в зачет при определении права на досрочный выход на пенсию.

А.Акименко сообщил, что узнать о своих заработанных пенсионных правах, о будущем праве на страховую пенсию по старости, можно в Личном кабинете на сайте Пенсионного фонда.

Наша справка:

Если в 2018 году для получения права на страховую пенсию необходимо было иметь не менее 9 лет стажа и 13,8 пенсионных балла, то в 2019 году - не менее 10 лет стажа и 16,2 пенсионных балла.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Понятие выслуги, т.е. стажа, применяется для расчета заработной платы. Для военнослужащих расчет включает в себя получение льгот в любом эквиваленте, право на получение жилья и последующее получение пенсионных выплат.

Какие военнослужащие могут получать пенсию по выслуге лет

Законодательство о пенсионном обеспечении военнослужащих включает в себя закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» и устанавливает право военных пенсионеров на получение пенсии по истечении срока службы.

На пенсионное обеспечение могут рассчитывать офицеры, прапорщики, мичманы, рядовые-контрактники, проходившие службу в силовых органах РФ и бывшего Советского Союза и имеющих конкретный стаж не менее 20 лет на момент окончания срока службы .

Если же увольнение последовало при наступлении максимально возможного возраста пребывания на службе — 45 лет, при невозможности продолжать службу по причинам, связанным со здоровьем, или же при организационно-штатных мероприятиях, то военнослужащий также может рассчитывать на военную пенсию, но по смешанному стажу. Но стоит помнить, что это условие выполняется только при наличии военной выслуги не менее 12,5 лет, а трудовой стаж должен составлять 25 лет и более.

Право на получение пенсионных выплат распространяется не только на граждан РФ, но и на лиц, служивших на территории РФ, которые в данный момент являются иностранными гражданами, при условии, что государство, чьими подданными они являются, отказало им в выплате пенсионного пособия.

Исчисление выслуги лет военнослужащих

Вычисление военного стажа заключается в точном определении периодов нахождения на службе в ВС РФ в различных силовых структурах РФ, обучения в военном образовательном учреждении, а также льготный и дополнительных периодов, учитываемых установленным порядком расчета.

Обучение в военном образовательном учреждении засчитывается в общий военный стаж лишь при условии, что довольствие назначается по пункту «а» закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», т.е. право на выплаты по выслуге получат только те военнослужащие, имеющие при увольнении не менее 20 лет службы за спиной .

Лица, обучавшиеся в образовательных заведениях гражданской направленности, но с военной кафедрой, так же могут рассчитывать на зачисление периода учебы в военный стаж, но при условии, что во время призыва на срочную службу будет учтена профессия, полученная при зачисляемом в выслугу обучении. Стоит помнить, что при включении периода обучения в общую выслугу, 1 год зачисляемого срока учебы будет давать прибавку к стажу в размере 6 месяцев.

Служба в особых условиях

Важно, что Постановлением Правительства РФ ОТ 22.09.93 № 941 (ред. от 01.05.96) «О порядке исчисления выслуги лет…» предусмотрен расчет выслуги для получения денежного довольствия на льготных условиях.

При включении данных льгот в военный стаж исчисление будет произведено на условиях:

1. Один месяц военной службы за два месяца — военнослужащему при нахождении на воинских должностях летного состава, выполняющему полеты по планам боевой подготовки, а также участвующему в испытании парашютов с совершением прыжков при выполнении годовых норм прыжков, предусмотренных главнокомандующим Военно-воздушными силами РФ. При нахождении военнослужащего на летной работе неполный календарный год выслуга на льготных условиях исчисляется пропорционально времени нахождения на летной работе.
2. Один месяц военной службы за полтора месяца при прохождении военной службы:

  • на воинских должностях, обязанности по которым включают в себя систематическое выполнение прыжков с парашютом при выполнении годовых норм прыжков не менее минимальных норм, установленных Минобороны России для исчисления выслуги на пенсию в льготном порядке в соответствующих войсках ВС РФ и других войсках федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;
  • на воинских должностях, предусмотренных в управлении океанографических экспедиций, экспедиций особого назначения, экспедиционных аварийно-спасательных отрядов, гидрографических и океанографических экспедиций, соединений кораблей и судов, военно-морских баз, флотилий, флотов, не размещенных на кораблях и судах, исчисление выслуги лет на льготных условиях производится при условии ежегодного, не менее 30 дней, плавания за пределами внешнего рейда на кораблях и судах, находящихся в строю, или не менее 30 дней проведения ходовых заводских или государственных испытаний строящихся и ремонтирующихся кораблей и судов, когда эти корабли и суда находились в плавании;
  • на воинских должностях, предусмотренных в штатах боевых кораблей и другой военно-морской техники (п. п. 3, 4 Правил исчисления выслуги лет).

Пересчет выслуги лет при назначении военнослужащих до окончания года с должностей, по которым предусматривается льготное исчисление выслуги лет, на должности, по которым оно не предусмотрено, а также переводе военнослужащего в другой федеральный орган исполнительной власти, его увольнении производится перед таким назначением, переводом, увольнением (п. 7 Правил исчисления выслуги лет).

Стоит заметить, что согласно ст. 3 Указа Президента РФ № 1237 в срок службы не засчитываются следующие периоды:

  • пребывание военнослужащего в дисциплинарной воинской части;
  • отбывание ареста;
  • самовольное оставление воинской части свыше 10 суток независимо от причин оставления.

Перечень дополнительных периодов

Военнослужащим в выслугу лет так же засчитываются следующие периоды, установленные п. 2 Правил исчисления выслуги лет на службе:

  • в ВС РФ, внутренних войсках МВД России, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах ФСБ России, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ;
  • в Вооруженных силах, войсках и органах КГБ СССР, Центральной службе разведки СССР, Управлении охраны при Аппарате Президента СССР, Комитете по охране государственной границы СССР, органах федеральной безопасности РСФСР, Службе внешней разведки РСФСР, Межреспубликанской службе безопасности, Службе безопасности Президента РФ, федеральных органах государственной безопасности, органах контрразведки РФ, пограничных войсках, органах ФПС России, Государственной противопожарной службе МВД России, Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи при Президенте РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, Службе специальной связи и информации при ФСО России, Главном управлении охраны РФ, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях СССР, в Объединенных Вооруженных Силах государств — участников СНГ;
  • граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — участников СНГ (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы);
  • граждан РФ до 1 января 1995 г. в Вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — бывших республик СССР, не входящих в СНГ;
  • граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве;
  • Содержание под стражей, отбывание наказания в местах лишения свободы и нахождение в ссылке — в случае вынесения оправдательного приговора либо прекращения уголовного дела, необоснованного привлечения к уголовной ответственности и репрессирования;
  • Перерыв в службе в случае необоснованного увольнения и последующего восстановления на службе в установленном порядке;
  • работа в системе Государственной противопожарной службы МВД России, Государственной противопожарной службы МЧС России, непосредственно предшествующая назначению на должности, замещаемые лицами рядового или начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы МВД России и МЧС России;
  • в органах внутренних дел, милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) РФ и СССР в качестве лиц рядового и начальствующего состава;
  • в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • приостановление военной службы военнослужащих, избранных депутатами Госдумы Федерального Собрания РФ, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, главами исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований и осуществляющих указанные полномочия на постоянной основе, а также военнослужащих, осуществляющих полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
  • нахождение в плену или в качестве заложников, а также интернирование в нейтральных странах — до полного выяснения обстоятельств захвата в плен в качестве заложников, интернирования или освобождения;

  • безвестное отсутствие — до признания в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим.

Влияние выслуги на пенсионное обеспечение

Военный стаж имеет прямое отношение к последующему пенсионному обеспечению военнослужащего, т.к. это главный критерий, применяемый для вычисления пенсионной выплаты . Военнослужащий имеет право на получение данных выплат только при достаточном стаже.

Военнослужащие имеют право на одновременное получение "военной" пенсии и страховой, если заработали право на нее. Но немалое количество офицеров, служивших в армии по контракту "ушли на гражданку", не выслужив требуемого срока. Их интересует вопрос: в каком порядке засчитывается военная служба при назначении страховой пенсии по старости?

Две выплаты: по "выслуге" плюс страховая

Пенсии военнослужащим по выслуге (инвалидности) назначаются на основании специального закона (№ 4468-1 от 12.02.1993). Эти документом регулируется не только армейская, но и служба в органах МВД, ФСБ, военной разведки, противопожарной обороны, других ведомств, приравненных к военному. В каждом из них есть специальные отделы, которые занимаются вопросами пенсионного обеспечения.

Тем, кто уже получает "военную", может быть назначена одновременно и страховая пенсия по старости при выполнении следующих условий:

  1. имеется страховой стаж — не менее 5 лет ;в 2018 он состовляет 9 лет .
  2. наступление возраста 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.

К страховому стажу приравнен трудовой стаж до 1 января 2002 года. Заявитель, обращаясь за "гражданской" пенсией, представляет справку с места службы, где указана дата назначения "военной" и перечислены все периоды, которые были включены при ее расчете. Начиная с 2002 года, работа засчитывается только при условии уплаты страховых взносов.

Главное правило: в страховой стаж включаются только периоды работы, которые не были учтены при назначении пенсии по выслуге.

Все установленные законом льготы по снижению пенсионного возраста, полагаются и "военным" пенсионерам, если для этого есть основания:

  1. подземный, "горячий" стаж (список 1), работа по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС — до 10 лет;
  2. "северный", тяжелые условия труда ("малые списки") — до 5 лет;
  3. проживание на территории радиоактивного загрязнения — до 5 лет;
  4. инвалидам военной травмы при наличии страхового стажа 25 лет — 5 лет.

Вопросы, касающиеся права на "военную" пенсию — решаются соответствующим ведомством. Нужно помнить о том, что некоторые виды работы учитываются при ее установлении . Поэтому заранее нужно убедиться, что имеются необходимые 5 лет работы, ранее не включенные в стаж "службы".

ПФР назначает только страховую пенсию. Ее размер определяется по общим правилам, для расчета необходима справка о зарплате. Если подтверждающих документов нет, сумма будет небольшая.

Учет службы без полной "выслуги"

Кто не приобрел права на пенсию по выслуге, инвалидности — может рассчитывать только на обычную страховую пенсию. Периоды военной службы (и приравненной к ней) называются "иными" или "нестраховыми" периодами. Они учитываются наравне с работой, независимо от основания: по призыву или контракту.

Служба по призыву

Такие периоды всегда приравнивались к работе и учитывались при определении права на пенсию. Но на размер пенсии оказывает влияние только стаж, заработанный до 2001 года. С 2005 года — было введено страховое возмещение за срочную службу в армии. Его размер невелик, но имеет значение для тех, кто служил по призыву с 2002 года и позже.

Пенсия назначена мужчине в 2012 г. Стаж работы составляет 33 года, 2 г. —срочная служба в армии: 1970-1972 гг. С 2002 по 2011 гг. работал, средняя зарплата была примерно 23 тыс. рублей, с нее уплачивались страховые взносы.

При включении двух лет армии в стаж, размер пенсии составил: 11 393 руб. Если не учитывать их в стаж, а включить в пенсионный капитал страховое возмещение за этот период — размер пенсии составил бы 11 262 руб.

В большинстве случаев, выгоднее включать службу в стаж. Но, если зарплата была очень маленькой или пенсия назначена вообще без нее (например, не смогли представить справку) — то может быть целесообразным второй вариант. Размер возмещения за 2 года в общем размере пенсии составляет примерно: 150 — 170 рублей.

Служба по контракту

Время службы офицером или рядовым-контрактником также приравнивается к работе и включается в стаж. Но после 2002 года —расчет страховой пенсии производится от суммы уплаченных взносов. За военнослужащих их уплата не производится.

Поэтому в связи с реорганизацией, массовым сокращением состава МВД, военного ведомства приняли закон, учитывающий эти обстоятельства (№ 126-ФЗ от 04.07.2011).

Периоды службы с 1 января 2002 — возмещаются федеральным бюджетом в том же порядке, какой предусмотрен для военнослужащих-срочников.


Да, это будет смешанный стаж.


Гражданский стаж 13 лет военный 13 лет могу ли я уволиться по окончанию контракта и уйти на пенсию по смешанному стажу в 42 года.



Разъясняю, что право на пенсию за выслугу лет имеют: а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со служббы выслугу на военной служббе и (или) на служббе в органах внутренних дел, и (или) на служббе в Государственной противопожарной служббе, и (или) на служббе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на служббе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на служббе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на служббе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более;

б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со служббы по достижении предельного возраста пребывания на служббе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная службба и (или) службба в органах внутренних дел, и (или) службба в Государственной противопожарной служббе, и (или) службба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) службба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) службба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) службба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.


Исходя из статьи 13 данного закона по стажу вы проходите, но в законе сказано про возраст 45 лет, когда можно уходить на пенсию по смешанному стажу В этой связи в 42 года у вас не получится выйти на пенсию

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (с изменениями и дополнениями)

Статья 13. Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет

уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.


Одним из обязательных условий для назначения такой пенсии является не только возраст (от 45 лет), но и наличие одного из оснований для увольнения:

- по предельному возрасту

То есть увольнение по окончании контракта (даже при наличии необходимого возраста) не позволит вам получить пенсию по смешанному стажу

Статья 13. Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет

Право на пенсию за выслугу лет имеют:

б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.


Мне, как военному пенсионеру, тема пенсионного обеспечения особенно близка.

Вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и лиц, приравненных к ним, регулируются двумя основными нормативно-правовыми актами. Это Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (с изменениями и дополнениями)"

и Федеральный закон от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения"

Смешанная пенсия - это двойные выплаты, военнослужащим и приравненным к ним лицам, имеющим как военную выслугу, так и стаж работы в различных отраслях народного хозяйства.

Дополнительная, страховая часть пенсионных выплат назначается при соблюдении определённых критериев:

- достижение военнослужащим и приравненными к ним возраста 45 лет;-общий стаж в в 25 лет;

- военная выслуга не менее 12,5 лет;

- увольнение со службы по сокращению штатов, по состоянию здоровья, по старости.


Правом на получение военной пенсии обладают лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более, а также лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в указанных выше органах (ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей").

Военная пенсия с учетом общего трудового стажа назначается при одновременном соблюдении всех условий:

- на момент увольнения с военной службы военнослужащий достиг 45-летнего возраста;

- на момент увольнения с военной службы военнослужащий имеет общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба.

Последние новости об увеличении минимальной выслуги лет, необходимой для назначения военной пенсии с 20 до 25 лет

Размер военной пенсии устанавливается:

- лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 указанного Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;

- лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба (т.н. "смешанная пенсия"): за общий трудовой стаж 25 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент указанных сумм денежного довольствия (ст. 14 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц…).

По достижению 45 лет, Вам не составит труда выйти на пенсию вполне законно.

Документ является поправкой к

Зарегистрирован в Минюсте РФ 23 ноября 2004 г.

Регистрационный N 6138

В целях реализации статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране"* и пункта 14 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 года N 1013**, приказываю:

1. Утвердить Инструкцию о порядке зачета военнослужащим федеральных органов государственной охраны в выслугу лет для назначения пенсии и исчисления процентной надбавки за выслугу лет стажа их трудовой деятельности до зачисления на военную службу (прилагается).

2. Установить, что ранее принятые в соответствии с действовавшими нормативными правовыми актами решения о зачете в выслугу лет военнослужащим федеральных органов государственной охраны стажа их трудовой деятельности до зачисления на военную службу в связи с утверждением настоящей Инструкции пересмотру не подлежат.

Директор Федеральной службы охраны

Российской Федерации

генерал армии

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2594; 2002, N 19, ст. 1794; 2004, N 35, N 3607.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3314.

Инструкция о порядке зачета военнослужащим федеральных органов государственной охраны в выслугу лет для назначения пенсии и исчисления процентной надбавки за выслугу лет стажа их трудовой деятельности до зачисления на военную службу

1. Настоящая Инструкция определяет порядок зачета военнослужащим федеральных органов государственной охраны в выслугу лет для назначения пенсии и исчисления процентной надбавки за выслугу лет стажа их трудовой деятельности до зачисления на военную службу.

2. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, из числа высококвалифицированных специалистов (далее - военнослужащие) в выслугу лет для назначения пенсии и исчисления процентной надбавки за выслугу лет могут быть зачтены периоды стажа их трудовой деятельности до зачисления на военную службу, которые в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"* включаются в страховой стаж для получения пенсии (далее - трудовой стаж).

3. Зачет трудового стажа в выслугу лет для назначения пенсии и исчисления процентной надбавки за выслугу лет производится военнослужащим, увольняемым с военной службы:

по подпункту "а" пункта 1 статьи 51 (достижение предельного возраста пребывания на военной службе) Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"** (далее - Федеральный закон);

по подпункту "в" пункта 1 статьи 51 (признание военно-врачебной комиссией негодным к военной службе) Федерального закона;

по подпункту "г" пункта 1 статьи 51 (признание военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе) Федерального закона;

по подпункту "а" пункта 2 статьи 51 (в связи с организационно-штатными мероприятиями) Федерального закона.

Зачет трудового стажа производится военнослужащим непосредственно перед их увольнением с военной службы.

4. Трудовой стаж подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии и исчисления процентной надбавки за выслугу лет в календарном исчислении продолжительностью, минимально необходимой для приобретения права на пенсию в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"***, но не более десяти лет.

5. В целях обеспечения своевременного принятия решения военнослужащий, как правило, не менее чем за три месяца до предполагаемой даты увольнения с военной службы подает рапорт непосредственному начальнику с просьбой о ходатайстве по зачету трудового стажа в выслугу лет для назначения пенсии и исчисления процентной надбавки за выслугу лет.

6. При наличии оснований начальник подразделения федерального органа государственной охраны, в котором военнослужащий проходит военную службу, готовит ходатайство и проект заключения о зачете заявителю трудового стажа в выслугу лет для назначения пенсии и исчисления процентной надбавки за выслугу лет, которые направляет по команде в Управление кадров ФСО России для рассмотрения на Центральной аттестационной комиссии ФСО России.

7. Решение о зачете трудового стажа в выслугу лет для назначения пенсии и исчисления процентной надбавки за выслугу лет принимается директором ФСО России, путем издания соответствующего приказа ФСО России.

8. Рапорт военнослужащего, заключение и выписка из приказа ФСО России хранятся в личном деле военнослужащего.

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 54 (часть 1), ст. 4920; 2002. N 30, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 13; N 48, ст. 4587; 2004, N 27, ст. 2721; N 35, ст. 3607.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2001, N 30, ст. 3061; 2002, N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029; N 30, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 27 (часть 1), ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1687; N 35, ст. 3607.

*** Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 328; 1998, N 30, ст. 3613; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 27(часть 1), ст. 2700.

Читайте также: