Застрахованы ли военные пенсионеры

Автор: адвокат МОКА Морозова О.В.
март, 2020

Всем известно, что военный пенсионер – лицо, получающее пенсию по линии министерств обороны или внутренних дел, - имеет право на одновременное получение второй пенсии - страховой, выплачиваемой Пенсионным фондом РФ.

Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 прямо указал в статье 7, что военные пенсионеры при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

И если военный пенсионер решил заняться трудовой деятельностью – любой и в любой форме, то он лично либо его работодатель принуждается налоговым органом к уплате страховых взносов в бюджет ПФР.

Почему ПФР право военных пенсионеров на вторую пенсию превращает для них в обязанность по ее "зарабатыванию"? Почему сегодня военный пенсионер, 1967 г.р. и младше, обязан в течении 15 лет платить страховые взносы в ПФР, отчисляя 22% своего заработка, чтобы к 70 годам иметь право на получение второй пенсии в усеченном наполовину размере по сравнению с другими застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования?

Да, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами. Обязанность по их уплате лежит на страхователе, т.е организации-работодателе или на военном пенсионере лично, если он относится к частно практикующим лицам (ИП, адвокаты и пр.). Если есть страхователь, значит, он кого-то страхует - застрахованное лицо в обязательном пенсионном страховании. Но военный пенсионер уже имеет пожизненное обеспечение от государства и следовательно, не может потерять доход, риск утраты которого и страхуется в обязательном пенсионном страховании.

Так можно ли отказаться от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, если военный пенсионер не хочет получать вторую пенсию за "гражданский" трудовой стаж? Для ответа на данный вопрос достаточно ответить на еще один вопрос: а за кого страховые взносы уплачиваются в ПФР в обязательном порядке? - за застрахованное лицо. А кто является застрахованным - сам военный пенсионер, при чем от риска, которого у него нет.

Ответ лежит на поверхности – правоприменитель предпочитает применять только федеральный закон, касающийся непосредственно системы обязательного пенсионного страхования (далее по тесту – система ОПС). Речь идет о Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Даже разъяснения Конституционного суда не смущают, - принуждает работающих военных пенсионеров (в том числе индивидуальных предпринимателей, адвокатов, др.) быть застрахованными в системе ОПС, а значит нести обязанность по уплате страховых взносов в его бюджет.

Если говорить не юридическим языком, который из-за множества терминов и необходимых отсылок, многим покажется абракадаброй, то обязательное пенсионное страхование в отношении военных пенсионеров может иметь только добровольный характер. Еще проще – налоговые органы нарушают закон и игнорируют прямой запрет, наложенный Конституционным судом РФ, на такое применение положений закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, которое обязывало бы военных пенсионеров вступать в систему обязательного пенсионного страхования.

Вступление в систему ОПС военными пенсионерами осуществляется только добровольно. Соответственно, и выход из нее для военного пенсионера тоже добровольный – ПФР не имеет права принуждать военного пенсионера уплачивать ему пенсионные взносы.

При этом военный пенсионер должен четко знать и осознавать, что вступив в систему ОПС, он будет нести обязанности такие же как и остальные застрахованные лица, т.е. на равных условиях он будет в течении 15 лет (с учетом переходного периода) уплачивать страховые взносы, чтобы заработать 30 ИПК (баллов), но страховая пенсия у него будет урезанная, т.к. права на фиксированную выплату к страховой пенсии он не имеет.

Кроме того, то страховое обеспечение, которое ПФР будет выплачивать военному пенсионеру при выполнении последним всех необходимых условий, не может считаться эквивалентным ранее уплаченным суммам пенсионных взносов при существующей тарификации.

Тариф страховых взносов в бюджет ПФР состоит из солидарной и персональной частей. Солидарная (общая) часть идет на те выплаты, на которые военный пенсионер не может претендовать (его такого права лишили в силу закона). Ситуация в следующем, ты платишь солидарную часть как все, а гарантировано ничего не получаешь.

Кроме этого, ПФР будет выплачивать военному пенсионеру страховую пенсию не тогда, когда он достигнет общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – для женщин и 65 – для мужчин, с учетом переходного периода), а когда он выполнит условия, предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях».

Строго говоря, вторая пенсия, на которую имеет право военный пенсионер не совсем страховая и совсем не пенсия. Эта выплата хоть и имеет такое наименование и должна выплачиваться при наступлении страхового случая, но страховой пенсией не является минимум по двум причинам: 1) на эту сумму прожить невозможно без получения военной пенсии, и речь идет именно об увеличении имеющейся, 2) это прибавка к имеющейся пенсии за выслугу лет, не связана с реализацией страхового риска. Система ОПС является способом "зарабатывания" прибавки к имеющейся военной пенсии.

Момент вступления в систему ОПС для военного пенсионера не связан со страховым риском, поскольку у него отсутствует вероятность потери заработка (у него уже есть пожизненная государственная пенсия).

Принудительно загонять человека в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС) без наличия у него страхового риска никто не имеет права. В противном случае это будет прямое нарушение законодательства о страховании, а также прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ.

По правде у военного пенсионера есть право отказаться от уплаты страховых взносов, но на сегодня реализовать это право невозможно из-за несогласия налоговых органов, поэтому никто не рискует ввязываться в судебные тяжбы с налоговой, которую всегда суд поддержит.

Но что интересно в данной ситуации беззаявительное участие военных пенсионеров в обязательном пенсионном страховании, также подразумевает и беззаявительный отказ от такого участия.
Но я все-таки написала заявление, и вот, что вышло.

Защита победила: права военных пенсионеров - адвокатов будут пересмотрены

Личный опыт отказа от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

С 2 июля 2014 года я вышла в отставку по болезни, в возрасте 45 лет, и получаю пенсию за выслугу лет, назначенную мне в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", то есть являюсь военным пенсионером.
11 апреля 2017 года, в возрасте 47 лет, мною получен статус адвоката.
19 мая 2017 года мною получена выписка о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, из которой следует, что по состоянию на апрель 2017 года на моем индивидуальном лицевом счете учтены пенсионные права в размере 3,73 ИПК и 2 года 7 месяцев страхового стажа.
С учетом риска дожития до 60 лет страховой случай обязательного пенсионного страхования для меня наступит через 13 лет от начала работы адвокатом. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере позволяет накапливать около 1 ИПК в год, а значит, на моем индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не будет величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, что является невыполнением требований частей 2 и 3 статьи 8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем, при наступлении страхового случая я получу отказ в назначении страховой пенсии по старости.
21 июня 2017 года я обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №17 по Московской области с просьбой не ставить меня на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку я получаю пенсию за выслугу лет и отказываюсь от участия в обязательном пенсионном страховании в связи с тем, что к 2024 году у меня будет только 11 лет страхового стажа, которого недостаточно для назначения страховой пенсии, и, следовательно, система обязательного пенсионного страхования мне не гарантирует предоставление соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая, а на иное социальное обеспечение по возрасту я не имею прав.
На мое заявление налоговый орган ответил письмом о том, что я как адвокат обязана уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
18 сентября 2017 года мною подано административное исковое заявление в Люберецкий городской суд Московской области с требованием о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области от 10 июля 2017 г. № 12-26/29683@ в части признания административного истца плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку оно нарушает мои права, предусмотренные статьями 19, 35, 39, 55 Конституции РФ, так как (а) уплатив страховые взносы, я не буду получать никакого пенсионного обеспечения не только при наступлении страхового случая, но и в последующем; (б) по сравнению с иными застрахованными лицами для военных пенсионеров установлены значительно худшие условия для получения страхового пенсионного обеспечения.
19 декабря 2017 года Люберецким городским судом Московской области принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований (дело № 2а-7749/2017).
23 апреля 2018 года Московским областным судом отказано в удовлетворении моей апелляционной жалобы и решение Люберецкого городского суда Московской области от 19 декабря 2017 года оставлено без изменения.
31 октября 2018 года Московским областным судом отказано в передаче моей кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
10 апреля 2019 года судьей Верховного Суда Российской Федерации вынесено определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

19 июня 2019 года заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации отказано в жалобе об отмене определения об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

28 января 2020 года Конституционный суд РФ рассмотрел мою жалобу и вынес решение.
Я очень надеялась, что с новым решением КС в обязательном пенсионном страховании (ОПС) завершится эра безусловного отнесения законом работающих пенсионеров к застрахованным лицам, и для них участие в ОПС станет реально добровольным, а не принудительным как сейчас. Но я не смогла защитить свои права в рамках национальной судебной системы, что возможно повлечет для меня санкции в виде взыскания своевременно неуплаченных страховых взносов, несмотря на то, что я не нуждаюсь в увеличении размера получаемой пенсии, тем более принудительно.

То, что теперь возложение обязанности по уплате взносов на таких как я признанно не противоречащим Конституции, одновременно означает признание конституционным принудительного порядка пенсионного страхования работающих военных пенсионеров. Полагаю, такой результат судебного обжалования политическим и не основанным на праве.

При этом все обжалуемые мною погрешности закона КС признал неконституционными. Согласно постановления КС № 5-П от 28.01.20 я обязана принудительно страховаться и платить взносы в ПФР с целью увеличения размера получаемой пенсии в рамках ОПС, в котором не определены ни объем, ни условия формирования и реализации моих страховых пенсионных прав. Правомерность привлечения к ответственности за неисполнение такой обязанности, конечно, сомнительна. Сама я взносы в ПФР не платила и платить не буду, но пока за мною не числится задолженности, что не позволяет продолжить диспут с государственными органами в юридической плоскости.

ОПС - это механизм реализации социального страхования, который нельзя безусловно использовать для увеличения размера военной пенсии. Получатель социального обеспечения не является лицом, нуждающимся в защите государства, ведь в отношении него государство выполнило свою социальную миссию, и он как гражданин должен считаться социально защищенным.

Заставлять человека увеличивать свою пенсию само по себе лишено здравого смысла, поскольку назначаемые нам пенсии, по закону, считаются достаточными по размеру, который обеспечивает достойное проживание при утрате трудоспособности.

Возложение обязанности самостоятельно уплачивать взносы на ОПС в зависимости от ведения трудовой деятельности безотносительно пенсионного статуса, нарушает конвенционное право собственности военного пенсионера. Осталась одна надежда, что моя жалоба в ЕСПЧ (№ 42408/19), принятая в августе 2019 года, будет рассмотрена по существу и нарушения имущественных прав граждан РФ, получающих пенсии и продолжающих при этом трудиться, в части возложения на них обязанности по уплате обязательных страховых платежей на ОПС, будут признаны на международном уровне.

В общем, моя оценка отличается от оценки Российской газеты, опубликовавшей статью о новом решении КС о победе защиты.


Статья 7. Право выбора пенсии

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". // Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 03.04.2017) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"

О юридической помощи и законах от адвоката МОКА

Пока военнослужащий или сотрудник другого силового ведомства находится на службе, он не является застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования. Государство не делает отчислений в Пенсионный фонд, так как военная пенсия выплачивается из бюджетных средств соответствующего ведомства. Поэтому, когда такой человек выходит на пенсию по выслуге лет и решает продолжать работу «на гражданке», он становится застрахованным в системе ОПС.

Это происходит вне зависимости от того, сколько лет ему осталось до наступления общеустановленного пенсионного возраста. И от того, успеет ли он заработать себе страховую пенсию.

Работающие военные пенсионеры должны платить страховые взносы в ПФР
Каждый работающий и застрахованный в системе ОПС гражданин обязан оплачивать страховые взносы. За тех граждан, которые работают по трудовым договорам или соглашениям гражданско-правового характера, взносы оплачивают работодатели или заказчики. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты с частной практикой оплачивают за себя страховые взносы сами. Закон един для всех и исключений не предусматривает.


Но нашелся один адвокат, который счел такую систему несправедливой. Как бывший сотрудник правоохранительных органов, он получает пенсию за выслугу лет после своего увольнения со службы. Статус адвоката был получен в апреле 2017 года, в возрасте 58 лет. Когда адвокат обратился в налоговую инспекцию с просьбой не ставить его на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку он не успеет до наступления общеустановленного пенсионного возраста выработать требуемый по закону для получения страховой пенсии по старости страховой стаж 15 лет, ФНС отказала. Тогда адвокат пошел защищать свои права в суд и дошел до Конституционного суда.

КС РФ отменил страховые взносы для работающих военных пенсионеров
Конституционный суд РФ жалобу адвоката принял и рассмотрел. В своем постановлении от 28 января 2020 г. N 5-П судьи КС РФ проверили на соответствие Конституции РФ отдельные положения, на которые пожаловался адвокат:

Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей";
Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
Федерального закона "О страховых пенсиях".
Судьи проверяли на нарушение конституционных прав граждан требование законодательства о том, что все военные пенсионеры, если они относятся к категории лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, независимо от возраста обязаны вставать на учет в качестве страхователей и уплачивать страховые пенсионные взносы.

Заявитель указал, что по его мнению эти законодательные нормы носят дискриминационный характер. И Конституционный суд с ним в этом согласился.

Военные пенсионеры будут платить или не платить страховые взносы, в зависимости от возраста
Конституционный суд в принятом по делу определении указал, что отнесение работающих граждан к числу лиц, подлежащих пенсионному страхованию и обязанных платить страховые взносы, само по себе не может расцениваться как нарушение их конституционных прав. Законодательство не ставит статус застрахованного в системе ОПС лица в зависимость от его прежней деятельности. Поэтому, перед законом равны и обычные гражданские, и военные пенсионеры, а также трудоспособные граждане, которые работают на себя или по найму.

При этом судьи КС РФ пришли к выводу, что участие военных пенсионеров в обязательном пенсионном страховании «должно осуществляться на равных условиях с другими застрахованными лицами». Ведь если, как сказано в определении КС РФ, если эти граждане начинают формировать свои пенсионные права позже других застрахованных лиц, то по достижении пенсионного возраста они могут и не приобрести права на страховую пенсию. К тому же, по закону военный пенсионер при выходе на вторую пенсию по возрасту, не может претендовать на получение гарантированной государством фиксированной части пенсии, и доплата до минимальной пенсии для него не предусмотрена.

Законодательством не предусмотрена возможность назначения военному пенсионеру социальной пенсии по старости на условиях неполного страхового стажа. И на страховую пенсию в случае недобора гражданского стажа или пенсионных баллов военный пенсионер претендовать не должен. Поэтому КС РФ в своем определении «выявил неопределенность нормативного содержания применительно к объему, условиям формирования и реализации пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров», а равно и других работающих военных пенсионеров.

Судьи КС РФ признали рассматриваемые законодательные нормы в этой части несоответствующими Конституции РФ. Законодателю предписано незамедлительно устранить неопределенность оспоренных норм. То есть принять поправки и освободить работающих военных пенсионеров от обязанности платить страховые взносы, если по возрасту они не успевают заработать гражданскую пенсию.

Мне через месяц исполняется 60 лет, получаю смешанную пенсию по линии Минобороны России за выслугу лет и за инвалидность по военной травме. После выхода на военную пенсию выработал стаж 15 лет, накопил 36 баллов. В каком возрасте и в какие сроки Пенсионный фонд России должен назначить мне страховую пенсию за гражданский стаж?


Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".

Военные пенсионеры получают пенсию за выслугу лет или по инвалидности по линии Минобороны, МВД, ФСБ РФ и ряда других силовых ведомств.

Если после службы военные пенсионеры продолжают работать в гражданских организациях, то при соблюдении определенных условий у них возникает право на получение страховой пенсии, назначаемой Пенсионным фондом РФ.

Военный пенсионер должен быть зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования. Тогда страховые взносы работодателя во время работы в гражданских учреждениях учитываются при назначении второй пенсии.

Сведения о гражданском стаже, начисленных и уплаченных страховых взносах, размере заработной платы, а также периодах работы в гражданских организациях отражаются на индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде РФ. Номер этого счета указан на страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования – СНИЛС.

Вопросы назначения Пенсионным фондом РФ страховой пенсии по старости регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон о страховых пенсиях).

Военным пенсионерам может быть назначена пенсия по линии Пенсионного фонда РФ – страховая пенсия по старости – при одновременном соблюдении ряда условий:

1. Достижение общеустановленного возраста выхода на пенсию.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона страховых пенсиях с 1 января 2019 г. при определении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, учитываются переходные положения приложения 6 к Закону страховых пенсиях, в соответствии с которыми предусмотрено поэтапное повышение возраста (ежегодно на 12 месяцев) по 2023 год до достижения максимального значения - 65 и 60 лет (соответственно для мужчин и женщин).

При этом следует иметь в виду, что гражданам, которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 6 Закона страховых пенсиях, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий").

Отдельным категориям военных пенсионеров страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при соблюдении условий для досрочного назначения. Например, в случае работы на Севере, труда в тяжелых условиях и т. д. (ст. 30-33 Закона страховых пенсиях).

2. Наличие требуемого страхового стажа, не учтенного при назначении пенсии по линии силового ведомства (иными словами, «гражданского» стажа).

В 2019 году он составляет 10 лет и будет ежегодно увеличиваться на 1 год до 15 лет в 2024 году (приложение 3 к Закону страховых пенсиях).

3. Наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов

На 2019 год она установлена в размере 16,2 и будет ежегодно повышаться до 30 в 2025 году (ч. 3 ст. 35 Закона страховых пенсиях).

4. Наличие установленной пенсии за выслугу лет или по инвалидности по линии силового ведомства

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-I, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом (ч. 4 ст. 13 Закона страховых пенсиях).

Для назначения страховой пенсии по старости военному пенсионеру необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства (МФЦ), в случае, если между территориальным органом Пенсионного фонда РФ и МФЦ заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением, либо по почте.

Также гражданин может направить заявление в форме электронного документа через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или через «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте Пенсионного фонда РФ.

В целях назначения пенсии необходимо оформить заявление и представить следующие документы:

- документ, удостоверяющий личность;

- справка из органа, который осуществляет пенсионное обеспечение по линии силового ведомства (содержит данные о том, с какой даты гражданин получает пенсию, о периодах службы, предшествовавших назначению пенсии по инвалидности, либо периодах службы, работы и иной деятельности, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет);

- документы, подтверждающие «гражданский» стаж (трудовую книжку, трудовой договор и т. д.) и другие документы в соответствии с приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению".

За разъяснениями с учетом анализа конкретной ситуации следует обращаться в территориальные органы Пенсионного фонда РФ.


Законодательство РФ предусматривает многие льготы военным пенсионерам и членам их семей.

Они имеют жилищные права, им полагаются налоговые послабления, бесплатное протезирование и ортопедическая помощь, предусмотрены льготы на лечение в санаториях и курортах и прочие льготы. Есть также и местные льготы от субъектов РФ.

Положены ли льготы военным пенсионерам?

По закону, права на льготы имеют лица, уволенные из вооруженных сил и других формирований, объединенных вооруженных сил СНГ и СССР, органов безопасности и служившие во внутренних, пограничных и железнодорожных войсках.

Льготы положены и для членов их семей, ими признаются супруги и дети до 18 лет, либо до 23 лет, если они учатся в ВУЗе, а также дети, ставшие инвалидами до 18 лет и иждивенцы.

Выплаты также гарантируются военнослужащим, уволенным по болезни, либо достигшим предельного возраста, либо если военнослужащий уволился по причине ликвидации или реорганизации воинской части, при этом они должны достигнуть выслуги в 10 лет.

  • Если военный пенсионер и его семья, до 2005 года нуждались в новом жилье, они могут получить занимаемое служебное жилье, кроме того, которое находится в закрытом военном поселении. Эта норма действует, даже если человек переехал в другой регион.

Им также должно предоставляться жилье по социальному найму. По закону, они могут получить единовременную выплату, которая должна быть использована только на приобретение своего жилья. Достаточной является площадь, если человек имеет 18 кв. м. жилого пространства.

Эти же льготы должна получить и вдова военнослужащего, причем, он будет учитываться при определении нормы жилой площади.

Полковник, командир части, пенсионер, имеющий почетные звания, либо преподающий в военном ВУЗе или военной кафедре гражданского ВУЗа, а также военный пенсионер, имеющий ученую степень может рассчитывать на дополнительную жилплощадь от 15 до 25 кв. м.

Если на момент увольнения у военного пенсионера нет жилья, но он служил более 10 лет, то ему должна компенсироваться аренда жилья, при этом нужно учитывать всех членов семьи.

Доходы военного пенсионера не облагаются НДФЛ Если пенсионер участвовал в ВОВ, то он не должен оплачивать налоги с подарков, если они стоят до 10000 рублей.

Не нужно выплачивать налоги с инвестиционного дохода, если он направлен на то, чтобы приобрести, или построить жилье, льгота действует в том случае, военный пенсионер участвует в накопительной пенсионной системе. Военные пенсионеры освобождаются от выплаты налога на недвижимость, если речь идет о жилье, предназначенном по закону.

Ликвидаторы Чернобыльской аварии и строившие укрытия не платят НДФЛ, если они составляют менее 3000 рублей, такие же льготы полагаются для раненных, если они стали инвалидами по причине ранения или контузии.

Они освобождаются от налога на имущество, также могут не платить земельный и транспортный налог, но это решение принимается местными властями. В последнее время местные власти принимают и некоторые другие усилия, чтобы выросли пенсии у военных пенсионеров.

Все военные пенсионеры имеют право бесплатно получать диагностирование, лечиться, получать ортопедическую помощь и протезирование.

  • Бесплатное протезирование зубов возможно, если офицер имеют выслугу 25 лет, мичман или прапорщик 20 лет, но для этого при протезировании не могут быть использованы драгоценные металлы или другие дорогие материалы, эти же льготы получают члены семьи военных пенсионеров, дети до 18 лет или до 23 лет, проходящие обучение в ВУЗе.
  • Пенсионеры, служившие более 20 лет в звании офицеров или 25 лет в звании мичманов и прапорщиков, могут бесплатно лечиться в санаториях или курортах, если имеют инвалидность, причем иметь значение будет именно календарный стаж.
  • Если инвалидность не установлена, то таким военным пенсионерам полагается скидка в 75% на путевку для пенсионера и 50% для сопровождающих его членов семьи. Государство также частично оплачивает похороны пенсионера и компенсирует стоимость операции, если она проходит на важных органах.

Сейчас также выплачивается компенсация 600 рублей на самого военного пенсионера и 300 рублей членам семей. Если у бывшего военного есть 6 лет стажа работы на гражданской работе, то он может получить военную и гражданскую пенсию.

Срок службы в любых войсках автоматически считается стажем госслужбы, поэтому пенсионер может получить надбавки и соцгарантии и социальное страхование для госслужащих. Вышедшие на пенсию участники боевых действий ежемесячно получают 2225 рублей.

Если человек получил во время службы ранение и стал инвалидом, то в зависимости от группы он может ежемесячно получать 1200 – 4300 рублей, это пенсия по инвалидности, обязательная для всех военных пенсионеров.

Они также могут получить вычет из налогов 500 рублей, получать отпуск в любое время, ежегодно им может быть дополнительно предоставлен отпуск 35 дней, но он не оплачивается.

Военный пенсионер может быть без очереди зачислен в ВУЗ или СУЗ, если успешно сдаст экзамены, также ветераны могут получать доплату к стипендии

Пока военнослужащий или сотрудник другого силового ведомства находится на службе, он не является застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования. Государство не делает отчислений в Пенсионный фонд, так как военная пенсия выплачивается из бюджетных средств соответствующего ведомства. Поэтому, когда такой человек выходит на пенсию по выслуге лет и решает продолжать работу «на гражданке», он становится застрахованным в системе ОПС.

Это происходит вне зависимости от того, сколько лет ему осталось до наступления общеустановленного пенсионного возраста. И от того, успеет ли он заработать себе страховую пенсию.

Работающие военные пенсионеры должны платить страховые взносы в ПФР
Каждый работающий и застрахованный в системе ОПС гражданин обязан оплачивать страховые взносы. За тех граждан, которые работают по трудовым договорам или соглашениям гражданско-правового характера, взносы оплачивают работодатели или заказчики. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты с частной практикой оплачивают за себя страховые взносы сами. Закон един для всех и исключений не предусматривает.


Но нашелся один адвокат, который счел такую систему несправедливой. Как бывший сотрудник правоохранительных органов, он получает пенсию за выслугу лет после своего увольнения со службы. Статус адвоката был получен в апреле 2017 года, в возрасте 58 лет. Когда адвокат обратился в налоговую инспекцию с просьбой не ставить его на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку он не успеет до наступления общеустановленного пенсионного возраста выработать требуемый по закону для получения страховой пенсии по старости страховой стаж 15 лет, ФНС отказала. Тогда адвокат пошел защищать свои права в суд и дошел до Конституционного суда.

КС РФ отменил страховые взносы для работающих военных пенсионеров
Конституционный суд РФ жалобу адвоката принял и рассмотрел. В своем постановлении от 28 января 2020 г. N 5-П судьи КС РФ проверили на соответствие Конституции РФ отдельные положения, на которые пожаловался адвокат:

Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей";
Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";
Федерального закона "О страховых пенсиях".
Судьи проверяли на нарушение конституционных прав граждан требование законодательства о том, что все военные пенсионеры, если они относятся к категории лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, независимо от возраста обязаны вставать на учет в качестве страхователей и уплачивать страховые пенсионные взносы.

Заявитель указал, что по его мнению эти законодательные нормы носят дискриминационный характер. И Конституционный суд с ним в этом согласился.

Военные пенсионеры будут платить или не платить страховые взносы, в зависимости от возраста
Конституционный суд в принятом по делу определении указал, что отнесение работающих граждан к числу лиц, подлежащих пенсионному страхованию и обязанных платить страховые взносы, само по себе не может расцениваться как нарушение их конституционных прав. Законодательство не ставит статус застрахованного в системе ОПС лица в зависимость от его прежней деятельности. Поэтому, перед законом равны и обычные гражданские, и военные пенсионеры, а также трудоспособные граждане, которые работают на себя или по найму.

При этом судьи КС РФ пришли к выводу, что участие военных пенсионеров в обязательном пенсионном страховании «должно осуществляться на равных условиях с другими застрахованными лицами». Ведь если, как сказано в определении КС РФ, если эти граждане начинают формировать свои пенсионные права позже других застрахованных лиц, то по достижении пенсионного возраста они могут и не приобрести права на страховую пенсию. К тому же, по закону военный пенсионер при выходе на вторую пенсию по возрасту, не может претендовать на получение гарантированной государством фиксированной части пенсии, и доплата до минимальной пенсии для него не предусмотрена.

Законодательством не предусмотрена возможность назначения военному пенсионеру социальной пенсии по старости на условиях неполного страхового стажа. И на страховую пенсию в случае недобора гражданского стажа или пенсионных баллов военный пенсионер претендовать не должен. Поэтому КС РФ в своем определении «выявил неопределенность нормативного содержания применительно к объему, условиям формирования и реализации пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров», а равно и других работающих военных пенсионеров.

Судьи КС РФ признали рассматриваемые законодательные нормы в этой части несоответствующими Конституции РФ. Законодателю предписано незамедлительно устранить неопределенность оспоренных норм. То есть принять поправки и освободить работающих военных пенсионеров от обязанности платить страховые взносы, если по возрасту они не успевают заработать гражданскую пенсию.

Военная служба относится к той категории деятельности, которая предполагает повышенные психоэмоциональные нагрузки и раннюю утрату трудоспособности. Учитывая данный фактор, а также то, что защита государства имеет особое значение, в России военнослужащие имеют целый ряд льгот и преференций. Одной из них является относительно ранний выход на пенсию.

При этом лица, уволенные с военной службы, имеют особый статус и связанные с этим льготы. Однако не все военные пенсионеры знают об их наличии и возможности их использования на практике.

Бесплатно по России

О том, какие именно льготы и преференции положены военным пенсионерам, подробно изложено в данной статье далее.

Законодательная база

Порядок и характер предоставления льгот гражданам, проходившим военную службу по контракту, в том числе и офицеров, имеет нормативное закрепление. Так, основным законодательным актом, на который следует обратить внимание в первую очередь, является Федеральный закон от 27. 05. 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Кроме этого, вопросы, связанные с пенсионным обеспечением граждан, проходивших военную службу, рассматриваются в нормах Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…». Он устанавливает, что право на социальное обеспечение имеют военнослужащие, имеющие офицерское звание, а также солдаты и матросы, проходившие службу по контракту.

Порядок предоставления льгот устанавливается ведомственными документами Министерства обороны и иных структур.

Следует отметить, что социальные льготы, предоставляемые военным пенсионерам, можно разделить на две большие группы:

  1. Федеральные. На них могут рассчитывать бывшие военнослужащие на всей территории страны. Источником их финансирования выступает федеральный бюджет.
  2. Региональные. Льготы для армейских пенсионеров на своей территории вправе предоставлять регионы, установив основания и порядок их получения в соответствующих нормативных актах субъекта РФ.

Кому и какие льготы положены

Законодательно установлено, что на социальные льготы в полном объеме могут претендовать лица из числа военных пенсионеров, которые имеют выслугу не менее 25 лет.

При этом тот же объем прав имеют и военные, прослужившие в войсках или на флоте не менее 20 лет, но уволенные по следующим основаниям:

  • неудовлетворительное состояние здоровья;
  • достижения возраста, когда дальнейшее пребывание на военной службе становится невозможным в силу закона;
  • организационно-штатные мероприятия, не зависящие от воли самого военнослужащего.

Предельный возраст пребывания на службе зависит от должности и звания солдата или офицера.

Кроме этого, среди военных пенсионеров имеются лица, обладающие особым статусом. Речь идет о ветеранах военных действий, то есть гражданах, участвовавших в боевых конфликтах. Представители этой категории льготников вправе рассчитывать на дополнительную социальную поддержку.

Медицинские

К льготам медицинского характера, предоставляемым на всей территории страны, следует отнести:

  1. Бесплатное предоставление лекарственных препаратов. Лекарства предоставляются военным пенсионерам и ветеранам труда в бесплатном порядке только на основании рецепта лечащего врача. Кроме этого, бывшие военнослужащие имеют льготы, связанные с зубопротезированием (изготовление протезов), а также получением изделий медицинского назначения (по назначению лечащего врача).
  2. Бесплатное обследование и лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Бывшие военнослужащие имеют право на лечение в рамках ОМС во всех государственных и муниципальных больницах и поликлиниках. Кроме этого, для прохождения лечения они могут быть направлены в ведомственные учреждения здравоохранения.
  3. Льготное приобретение путевок в санатории. Военнослужащие запаса из числа бывших офицеров и солдат-контрактников вправе один раз в год проходить восстановительное лечение в санаториях, относящихся к ведению Министерства обороны страны. При этом они оплачивают лишь 25% от стоимости путевки.

Инвалиды военной службы, кроме перечисленного, имеют право на бесплатное получение реабилитационных и протезно-ортопедических изделий и приборов.

В образовательной сфере

Бывшие военные имеют ряд преференций при поступлении в учебные заведения различного уровня.

Так, уволенные военнослужащие могут претендовать на внеконкурсное поступление в учебные учреждения профессионального образования в зависимости от их подготовки и квалификации. К примеру, бывшие офицеры, имеющие высшее военное образование, вправе поступить без конкурса на 1 курс институтов и университетов, ведущих подготовку по программам высшего профессионального образования.

Кроме этого, военные пенсионеры вправе проходить курсы профессиональной подготовки или повышения квалификации на льготной основе.

По уплате налогов

Федеральным законодательством установлено, что лица из числа военных пенсионеров имеют налоговые льготы. Они заключаются в том, что с гражданина не взимается налог на имущество. Однако это касается только одного объекта налогообложения. Если у пенсионера их несколько, то за остальные придется платить.

Освобождение от уплаты земельного и транспортного налога возможно при условии наличия соответствующих норм регионального законодательства.

Следует отметить, что налоговые льготы предоставляются гражданину только на основании его заявления. В случае пропуска срока его подачи бывший военный вправе затребовать налоговый вычет по излишне уплаченным платежам.

Льготы на проезд

Военные пенсионеры имеют право на льготный проезд до места прохождения лечения в санаториях в полном объеме. Кроме этого, ветераны боевых действий располагают возможностью приобретения билетов во внеочередном порядке. Что касается льготного проезда на городском транспорте, то порядок предоставления данной льготы устанавливается законодательством субъектов РФ.

На оплату услуг ЖКХ

Военные пенсионеры на федеральном уровне вправе рассчитывать на получение субсидий по оплате ЖКУ в размере 50%. Региональным законодательством могут быть предоставлены дополнительные льготы.

Поддержка семей погибших военных

Законодательно предусмотрен комплекс мер поддержки для семей погибших военнослужащих.

Так, нетрудоспособные члены семьи вправе рассчитывать на государственное обеспечение по потере кормильца. Кроме этого, за ними сохраняется право на получение субсидий по оплате ЖКУ в размере 50% от их стоимости.

Льготы женам офицеров

Жены погибшим офицерам ВС и приравненных к ним структур положены следующие льготы:

  • получение государственного пособия на детей;
  • получение путевки в ведомственный санаторий единожды в год;
  • оплата проезда до места погребения погибшего супруга;
  • получение путевки в санаторий на ребенка.

Планируются ли изменения в части преференций в 2020 году

Внесение значимых изменений в федеральное законодательство, касаемо предоставления льгот военным пенсионерам и членам их семей, не планируется.

При этом в следующем году бывшие военные могут ожидать изменение уровня пенсионного обеспечения в форме его индексации. Это касается и государственных пенсий по утрате кормильца.

Военные пенсионеры в Российской Федерации в силу их статуса, помимо материального обеспечения, имеют право на целый ряд льгот и преференций. Они касаются освобождения от ряда налоговых платежей, предоставления субсидий по оплате ЖКУ, права на первоочередное медицинское обслуживание, получение образования и льготных путевок в ведомственные санатории.

При этом закон учитывает права не только самих военных, но и членов их семей. Так, лица, находившиеся на иждивении у умершего военнослужащего, получают пенсии по потере кормильца, а также пользуются частью их льгот.

Полезное видео

Что изменилось в назначении льгот военным в 2019 году? Смотрите в видео:

Читайте также: