Жена военнослужащего проходящего военную службу по призыву обратилась за назначением пенсии

Жена военнослужащего Иванова И.И., проходившего военную службу по призыву, обратилась за назначением пенсии по случаю потери кормильца на двух детей, возраст которых составляет 5лет и 2 года.

Муж Ивановой И.И. погиб при исполнении обязанностей военной службы, Жена - инвалид II группы, но работает. За детьми осуществляет уход неработающая мать погибшего, получающая досрочную страховую пенсию по старости.

1.Кому из указанных членов семьи может быть назначена пенсия, в каком размере и на основании, какого нормативно-правового акта?

3.Перечислите категории граждан имеющих право на получение пенсии по потере кормильца и на основании, какого нормативно-правового акта

Ответы юристов ( 1 )


Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых пенсиях»Статья 10. Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца

1. Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:
1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают;
3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;
4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
3. Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
4. Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет.
5. Нетрудоспособные родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратили источник средств к существованию.
6. Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.
7. Страховая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.
8. Усыновители имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.
9. Отчим и мачеха имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умерших пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на страховую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или умершей мачехи.
10. Страховая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца из числа застрахованных лиц, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных частью 11 настоящей статьи.
11. В случае полного отсутствия у умершего застрахованного лица страхового стажа либо в случае совершения нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца уголовно наказуемого деяния, повлекшего за собой смерть кормильца и установленного в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Быть женой военного, значит вместе с мужем посвятить свою жизнь служению Родине. Такая деятельность всегда связана со многими неудобствами, однако государство старается максимально позаботиться о таких категориях граждан. Выход супруги военного на пенсию осуществляется на особых условиях. Помимо обычной пенсии, женщина может рассчитывать на дополнительные льготы.

Пенсия женам военнослужащих

Военный с семьей, по долгу службы, вынужден часто менять место жительства. В связи с этим, у его супруги могут возникнуть трудности с поиском работы и быстрым трудоустройством.

Специальность женщины может быть редкой и не будет востребована, или же военный городок настолько мал, что работы нет вовсе. Бывает и так, что работа есть, а садика или яселек нет, ребенок находится под постоянным присмотром матери.

При достижении пенсионного возраста жена военнослужащего может не наработать необходимы стаж.

Государство учло этот фактор, а также психологические и социальные нагрузки жен военнослужащих. Для поддержки этой категории граждан принят ряд законодательных актов:

  • Федеральный закон «О статусе военнослужащего».
  • Редакции от 17.12.2001 закона «О трудовых пенсиях».
  • Свежий Федеральный закон 2013 года «О страховых пенсиях».
  • Некоторые положения «Закона о занятости населения».

Условия назначения

Согласно действующему пенсионному законодательству России, выплата пенсии по старости положена:

  • при достижение женщиной возраста 55 лет;
  • при наличии минимального трудового стажа в сумме 15 лет;
  • перечисление взносов в Пенсионный Фонд за все время работы;
  • ИПК не менее 30 пунктов.

Как оформить и получить

Для получения пенсии по достижению возраста, женщине необходимо собрать и предоставить полный пакет документов в соответствующий орган . Возможно потребуется сделать запросы в военные части по месту службы супруга, а так же в отделы кадров по месту работы. Специалисты Пенсионного Фонда изучат предоставленный пакет на достоверность и примут решение о назначении пенсии.

Предварительно, за три месяца до 55-летия, женщине необходимо обратиться в Пенсионный Фонд по месту жительства. Там нужно получить предварительные консультации по необходимым документам, а так же выяснить условия назначения будущей пенсии.

Согласно части 6 статьи 21 ФЗ №400, после 55 дня рождения, для назначения пенсии необходимо предоставить следующие документы:

  • документ удостоверяющий личность, как правило, это паспорт;
  • свидетельство о заключении брака;
  • трудовую книжку, а так же сохранившиеся трудовые договоры;
  • свидетельства о рождении всех детей;
  • документ из военкомата, подтверждающий срок и место службы супруга;
  • справки с центра занятости;
  • справки о доходах с мест работы;
  • документы, подтверждающий отсутствие других вид выплат. Например, пенсии по инвалидности.

Перечисленный выше пакет документов необходимо дополнить заявлением. Его бланк выдадут в день обращения в Пенсионном Фонде.

После рассмотрения и подтверждения подлинности трудового стажа, женщине будет назначена бессрочная пенсия по старости. В последствии, по своему желанию, она сможет перейти на получение пенсии умершего супруга-военного.

Начисление

Пенсия жены военнослужащего состоит из двух частей: выплаты по достижению пенсионного возраста и страховая часть. Согласно ФЗ №400, размер страховой пенсии зависит от следующих факторов:

  • размер заработной платы за указанный период. Чем выше эта сумма, тем больше будет пенсия. Стоит учитывать, что в расчет попадает лишь официальная зарплата. Все суммы выданные на руки, с которых неуплачен подоходный налог 13%, в формировании страховой пенсии не участвуют;
  • общая длительность трудового стажа. По новому законодательству, за каждый год работы начисляется определенный коэффициент, который впоследствии и влияет на размер пенсионных выплат;

  • возраст обращения за пенсией. Чем дольше будущий получатель будет откладывать обращение в Пенсионный Фонд, тем больше будет прибавка пенсии. Общий промежуток отсрочки не может быть более 10 лет.

Размер фиксированной пенсии по возрасту в 2018 году составляет 4982 рубля 90 копеек. Ежегодно это сумма индексируется и немного увеличивается.

Трудовой стаж жены военного

При расчете стажа жены военнослужащего применяются общие для всех категорий населения правила. Согласно статьи 13 ФЗ 400:

  • расчет стажа определяется в календарном порядке. При расчет 1 год равен 12 месяцам, а один месяц равен 30 дням;
  • в стаж не может быть включен срок, засчитанный другим государством, как период для начисления пенсии;
  • женщина имеет право выбора периода, который будет учитываться при назначении пенсии;
  • окончательно пенсия может быть назначена после учета всего трудового стажа.

В общий трудовой стаж жены военного входят все годы службы супруга до 1992 года. После этого срока, в стаж будут включены года, во время которых женщина не могла трудоустроиться официально . Для подтверждения данного факта необходима выписка из службы занятости.

В страховую часть пенсии включается время по уходу за ребенком по состоянию его здоровья. При условии что такое ухудшение здоровья возникло в связи с проживанием по месту службы супруга. Необходимо предоставить соответствующие выписки и заключения медицинской организации.

К страховому стажу так же причисляется время по уходу за ребенком до 1,5 дет. Если детей несколько или требуется длительный уход, то общий страховой стаж не может превышать шести лет.

Пенсионные льготы супругам военных

Кроме общей и страховой части выплат, женщина может рассчитывать на ряд льгот и доплат.
По ФЗ «О страховых пенсиях» доплаты положены труженицам Крайнего Севера (необходимо отработать определенное количество лет), а так же надбавка по достижению возраста 80 лет.
И конечно, жены военных имеют такие же права на региональные выплаты, наравне с другими пенсионерами.

Помимо денежных пособий, женщинам-пенсионерам доступны и другие виды льгот:

  • по ФЗ «О статусе военнослужащих» всем членам их семьи положено бесплатное медицинское обслуживание в военных госпиталях, обеспечение необходимыми медицинскими процедурами и препаратами на безвозмездной основе;
  • жена военного пенсионера имеет право один раз в год бесплатно съездить на лечение или к месту отдыха. Билеты и транспортные расходы оплачивает государство.

Назначение пенсии на основании потери кормильца

При достижении женщиной 55 лет, в случае смерти супруга, она имеет право на назначение досрочной пенсии. Размер этой пенсии зависит от многих факторов:

  • заслуг военного;
  • среднего заработка;
  • звания и стажа;
  • обстоятельств гибели военного.

В любом случае, семья погибшего получит три миллиона рублей моральной компенсации.

В случае если оба супруга являются пенсионерами, после смерти военного,его жена имеет право выбрать чью пенсию она будет получать в дальнейшем. Данной льготой женщина может пользоваться до повторного вступления в брак.

Согласно 8 статье федерального закона №166, пенсионные пособия по потере кормильца могут выплачиваться не только супруге, но и другим членам семьи. По тому же закону условиями для начисления пенсии вдове военного являются:

  • нетрудоспособность по возрасту или состоянию здоровья;
  • уход за детьми до 1,5 лет;
  • потеря источника дохода.

В случаях, предусмотренных законодательством, супруга и родственники погибшего имеют право на получение двух пенсионных выплат одновременно . Необходимо подтвердить документально факторы, влияющие на то или иное пособие.

Кроме того, супруга погибшего имеет право на единовременную выплату в случае смерти — помощь на погребение. Семье усопшего начисляется трехмесячный оклад. Регулирует данную льготу постановление правительства №941.

Таким образом, собрав все необходимые документы, подтверждающие статус жены военного, женщина может получить достойную жизнь в преклонном возрасте. Не стоит забывать и отказываться от всех положенных по закону льгот и пособий. Все эти поощрения были получены заслуженно, посвятив свою жизнь Родине.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 июня 2016 г. N 75-КГ16-3

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Гуляевой Г.А., Жубрина М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июня 2016 г. гражданское дело по иску Карабач Л.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия (в настоящее время - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) о назначении пенсии по случаю потери кормильца

по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия Кузьминой С.В. на решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 15 мая 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 21 июля 2015 г., которыми заявленные исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) Перхина Д.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей судебные постановления подлежащими отмене,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Карабач Л.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия (в настоящее время наименование юридического лица - ответчика по делу изменено на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) о назначении пенсии по случаю потери кормильца начиная с 19 мая 2012 г.

В обоснование исковых требований Карабач Л.И. указала, что является вдовой военнослужащего Карабач С.Н., погибшего 27 августа 1982 г. в Демократической Республике Афганистан.

19 сентября 2013 г. Карабач Л.И. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца как лицу, имеющему право на назначение такой пенсии по достижении 50-летнего возраста.

Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия от 22 ноября 2013 г. Карабач Л.И. отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца в связи с недостижением ею требуемого возраста 55 лет на дату обращения.

По мнению Карабач Л.И., отказ пенсионного органа в назначении ей пенсии по случаю потери кормильца является незаконным, поскольку право на назначение такой пенсии при достижении возраста 50 лет предусмотрено подпунктом "е" пункта 1 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советский войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" и на дату обращения с заявлением о назначении пенсии ее возраст составлял 52 года.

Представитель ответчика в суде исковые требования Карабач Л.И. не признал.

Решением Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 15 мая 2015 г. исковые требования Карабач Л.И. удовлетворены. Суд обязал ответчика назначить Карабач Л.И. пенсию по случаю потери кормильца с 19 сентября 2012 г. (с даты за 12 месяцев, предшествующих дню обращения с заявлением о назначении пенсии).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 21 июля 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия 9 марта 2016 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и ее же определением от 13 мая 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Истец Карабач Л.И., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась, сведений о причинах неявки не представила, в письменных возражениях на кассационную жалобу просит в ее удовлетворении отказать, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы и возражения на нее, заслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное), явившегося в судебное заседание, и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.

Судом установлено и видно из материалов дела, что Карабач Л.И., 23 мая года рождения, состояла в зарегистрированном браке с Карабач С.Н. 27 августа 1982 г. Карабач С.Н., проходивший военную службу по призыву в Демократической Республике Афганистан, погиб.

19 сентября 2013 г. Карабач Л.И. по достижении возраста 52-х лет обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца как лицу, имеющему право на назначение такой пенсии по достижении 50-летнего возраста.

Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия от 22 ноября 2013 г. Карабач Л.И. отказано в назначение пенсии по случаю потери кормильца в связи с недостижением ею требуемого возраста 55 лет на дату обращения.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Карабач Л.И. как у вдовы военнослужащего, погибшего при прохождении военной службы по призыву в Демократической Республике Афганистан, права на назначение пенсии по случаю потери кормильца по достижении ею возраста 50 лет со ссылкой на подпункт "е" пункта 1 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советский войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям". Указанной нормой предусматривалось назначение пенсии по случаю потери кормильца нетрудоспособным родителям и женам военнослужащих, умерших вследствие ранений, контузий или увечий, полученных в боевых действиях либо при исполнении иных обязанностей воинской службы, независимо от нахождения их на иждивении военнослужащих, а женам - и независимо от времени, прошедшего со дня смерти военнослужащего до достижения ими престарелого возраста или наступления инвалидности, пенсии женам назначать по достижении 50-летнего возраста, а учащимся детям пенсии выплачивать до окончания среднего или высшего учебного заведения, но не долее достижения ими 23-летнего возраста. Полагая, что эти положения не противоречат действующему законодательству, суд признал исковые требования Карабач Л.И. подлежащими удовлетворению.

С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ) пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом. Пенсионное обеспечение не предусмотренных настоящим Федеральным законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами. Изменение условий и норм назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ предусмотрено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия.

Пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ определено, что в случае гибели (смерти) военнослужащих в период прохождения военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления смерти позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, которые получены в период прохождения военной службы, нетрудоспособным членам их семей назначается пенсия по случаю потери кормильца.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 8 указанного Федерального закона в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ нетрудоспособными членами семьи признаются вдовы военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившие в новый брак, если они достигли возраста 55 лет.

Аналогичные положения содержались в статье 50 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР", действовавшего до 1 января 2002 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ, согласно которой право на пенсию имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении (статья 53 Закона). Родителям и вдовам (вдовцам) граждан, погибших вследствие военной травмы, одному из родителей или супругу, другому члену семьи, указанному в пункте "в" настоящей статьи, а также каждому из родителей военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий), пенсия назначается независимо от того, состояли ли они на иждивении погибших (умерших). Нетрудоспособными членами семьи считаются отец, мать, супруг (жена, муж), если они достигли 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами (пункт "б" статьи 50).

Из приведенного выше правового регулирования, действовавшего также и на момент обращения (19 сентября 2013 г.) Карабач Л.И. в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца, следует, что для приобретения права на получение пенсии по случаю потери кормильца члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего в период прохождения военной службы по призыву требуется достижение установленного законодательством о государственном пенсионном обеспечении возраста - 60 или 55 лет соответственно для мужчин и женщин.

Между тем как установлено судом и следует из материалов дела, на момент обращения Карабач Л.И. в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия с заявлением о назначении ей пенсии по случаю потери кормильца она не достигла установленного Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ возраста - 55 лет, в связи с чем право на назначение такой пенсии у нее не возникло в силу приведенных выше положений действующего пенсионного законодательства.

Ввиду того, что положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ предусмотрено право на назначение пенсии по случаю потери кормильца соответствующей категории лиц по достижении ими установленного законом возраста (55 лет для женщин), какие-либо изменения и дополнения в настоящий Федеральный закон относительно указанного условия внесены не были, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признает неправомерной ссылку судов первой и апелляционной инстанций на подпункт "е" пункта 1 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советский войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований Карабач Л.И., являющейся вдовой военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы по призыву, о признании за ней права на назначение пенсии по случаю потери кормильца ранее достижения ею возраста 55 лет.

В связи с изложенным решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, однако судами неправильно применены нормы материального права к спорным отношениям, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Карабач Л.И. о назначении пенсии по случаю потери кормильца с 19 сентября 2012 г. отказать.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 15 мая 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 21 июля 2015 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Карабач Л.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Медвежьегорском районе Республики Карелия (в настоящее время - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кондопога Республики Карелия (межрайонное) о назначении пенсии по случаю потери кормильца с 19 сентября 2012 г.

За пенсией по случаю потери кормильца обратилась семья военнослужащего по контракту, погибшего при выполнении обязанностей военной службы. В состав семьи входят: родители погибшего - отец в возрасте 53 лет, мать возрасте 49 лет; жена в возрасте 25 лет, которая не работает, поскольку занята воспитанием двух малолетних детей. На кого из указанных членов семьи должна быть назначена пенсия, на основании какого нормативного акта и в каком размере?

Шамиль, г. Махачкала

В соответствии со статьей 28 Федерального закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении военнослужащих" (далее - Закон), пенсия по случаю потери кормильца семьям лиц, указанных в статье 1 Закона, назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Согласно статье 29 Закона, право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении.

Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию.

Нетрудоспособными членами семьи считаются:

дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а проходящие обучение в образовательных учреждениях с отрывом от производства (кроме учебных заведений, обучающиеся в которых считаются состоящими на военной службе или на службе в органах внутренних дел), - до окончания обучения, но не долее чем до достижения ими 23-летнего возраста. Братья, сестры и внуки имеют право на пенсию, если у них нет трудоспособных родителей;

отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами;

супруг или один из родителей либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14-летнего возраста, и не работает;

дед и бабушка - при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.

На основании пункта "а" статьи 36 Закона, пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в следующих размерах:

семьям лиц, указанных в статье 1 Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 Закона, - 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.

Исходя из статьи 43 Закона, пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

Шамиль, правом на получение указанной пенсии обладают супруга и дети погибшего. Выплаты составят по 40 процентов от размера исчисленной пенсии на каждого. Размер пенсии составит 54 процента от суммы, рассчитанной исходя из величины оклада по последней занимаемой воинской должности, оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет.

Пенсия по потере кормильца является одной из форм материального обеспечения в Российской Федерации. Особенностью такого рода выплат является то, что выплачиваются они родственникам умерших граждан. Следует отметить, что основанием для ее назначения является смерть кормильца и факт нахождения получателя на его иждивении ранее.

В зависимости от того, осуществлял ли умерший трудовую деятельность, и зависит форма соответствующих выплат. Так, страховая пенсия такого типа назначается в том случае, если погибший имел страховой стаж. При этом длительность последнего не имеет значения. Социальные выплаты устанавливаются тогда, когда умерший вовсе не имел официального опыта работы, а отчисления в ПФР за него не производились.

Бесплатно по России

Статус военнослужащего предполагает особый правовой режим, поэтому порядок начисления выплат по утрате кормильца родственникам лиц из числа кадровых военных имеет некоторую особенную специфику, о чем и пойдет речь в данной статье далее.

Основания для назначения пенсии по потере кормильца-военнослужащего

В соответствии с ныне применяющимся законодательством военнослужащие находятся на полном государственном довольствии и имеют особый статус. Этим объясняются особенности их пенсионного обеспечения. Кроме этого, и родственники умершего военного вправе рассчитывать на деньги, выплачиваемые государством по утрате кормильца.

Важным обстоятельством для принятия решения о назначении этой выплаты является статус погибшего. Он должен иметь непосредственное отношение к Вооруженным Силам или структурам, приравненным к ним. То есть, иметь статус военнослужащего. Соответственно, данный вид выплат может быть назначен, если смерть наступила в период, когда лицо исполняло соответствующие обязанности службы или по прошествии не более трех месяцев после ее окончания.

Кроме этого, некоторую роль играют обстоятельства смерти кормильца. Право на получение государственного содержания имеют родственники тех умерших, которые погибли в результате исполнения обязанностей военной службы, получения увечий, травм, а также по причине развившихся заболеваний.

Если же смерть военного наступила, к примеру, по причине нарушения им действующего законодательства, то родственникам будет выплачиваться лишь социальное пособие.

Кто имеет право претендовать на выплату

Материальное обеспечение по факту смерти солдата или офицера выплачивается, как правило, родственникам погибшего, однако они должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Ранее находиться на иждивении умершего. Предполагается, что эти лица зависели от погибшего материально и в связи с его смертью рискуют оказаться в крайне сложном материальном положении, оставшись без источника средств к существованию.
  1. Быть нетрудоспособными. Отсутствие возможности трудоустройства является крайне важным моментом, который учитывается при назначении данного вида обеспечения.

Требованиям, которые представлены выше, могут соответствовать следующие лица:

  1. Дети. Основными получателями пенсии по потере кормильца выступают дети умершего. Они находятся на государственном обеспечении до того момента, как станут совершеннолетними. Последнее обстоятельство предполагает, что с наступлением совершеннолетия граждане становятся полностью трудоспособными и необходимость в материальной поддержке для них отпадает. Исключением из этого правила является ситуация, когда ребенок умершего является студентом учебного заведения, обучающимся очно. В данном случае начисление пособий продолжается до 23 лет.
  1. Несовершеннолетние, которые не входят в число детей погибшего. Если на иждивении умершего военнослужащего находились лица, не достигшие 18 лет, из числа его внуков, племянников, братьев, сестер и проч., то они также вправе рассчитывать на данный вид материального обеспечения.
  1. Супруги. Нетрудоспособные супруги вправе в полной мере рассчитывать на получение денежных средств.
  1. Родители. Если родители умершего находились на иждивении последнего, то они могут также оформить соответствующую выплату. Кроме этого, по достижении ими пенсионного возраста они вправе стать получателями данной пенсии даже в том случае, если они не находились на иждивении у него.
  1. Лица, осуществляющие уход за детьми умершего. Нетрудоспособные граждане из их числа вправе рассчитывать на пособие до того момента, как малолетние достигнут возраста 14 лет.


Размер военной пенсии по случаю потери кормильца

Какого-либо одного, установленного в рамках одного нормативного акта размера военной пенсии не установлено в принципе

Размер военной пенсии для иждивенцев военнослужащего контрактной службы.

Пенсии родственникам лиц, которые проходили военную службу по контракту, в том числе рядовых, представителей сержантского состава, прапорщиков (мичманов) и офицеров, начисляются исходя из размера их должностного оклада, который выплачивался ранее.

Так, в том случае, если военнослужащий погиб в результате военной травмы, то пенсия для его иждивенцев составит 50% от суммы его денежного довольствия. Если же смерть наступила по причине заболевания, то получатели пособия могут рассчитывать на сумму, составляющую 40% от должностного оклада.

Размер военной пенсии для иждивенцев военнослужащих срочной службы

Порядок расчета пенсий родственникам умершего солдата или сержанта срочной службы несколько отличается. Сумма материального обеспечения непосредственно зависит от размера установленной в стране социальной пенсии.

Так, если военнослужащий погиб в ходе исполнения обязанностей службы, то иждивенцам назначаются выплаты в размере 200% от официально установленных социальных выплат. Если же смерть наступила в результате заболевания, то пособие составит 150% от соцпенсии.

Как оформить пособие

Военные пенсии не назначаются автоматически при смерти кормильца. Для их получения лицам, которые имеют на это право, следует подать соответствующее заявление в уполномоченный на то орган.

Так, иждивенцы военнослужащих контрактной службы за назначением пособия должны обращаться в исполнительный орган Министерства обороны, поскольку им денежные средства будут выплачиваться за счет федерального бюджета,

Родственники погибших солдат-срочников обращаются в отделение пенсионного фонда по месту жительства. Кроме этого, заявление они вправе подать через МФЦ, что предпочтительней, поскольку многофункциональные центры имеют довольно удобный график работы для граждан.

Список документов

Вместе с заявлением родственники умершего военного обязаны подать следующие бумаги на рассмотрение:

  • паспорт;
  • свидетельство о смерти военного;
  • документы, подтверждавшие родство

В зависимости от конкретной ситуации могут потребоваться документы и иного характера. Так, возможно нужно будет предоставить бумаги, содержащие сведения о доходах, справки из паспортного стола, учебных заведений и так далее.

Получив полный пакет документов, уполномоченный орган обязан принять решение о назначении обеспечения или об отказе в этом в срок до 10 дней.

Могут ли выплаты прекратиться и на каких основаниях

Выплаты материального обеспечения иждивенцам погибших военнослужащих прекращаются в том случае, когда получатели теряют право на их получение. Иными словами, они становятся трудоспособными или имеют средства для существования помимо пенсионных денег.

Так, к примеру, дети погибшего военного перестают получать выплаты с момента своего совершеннолетия (по общему правилу), а его нетрудоспособная вдова лишится права на пенсионное обеспечение в то время, когда выйдет замуж повторно.

Можно ли претендовать на вторую пенсию

По общему правилу пенсии по утрате кормильца перестают выплачиваться в том случае, если у получателя выплат появляется иной постоянный доход, который выступает в качестве источника средств для существования. Однако в данном случае закон предусматривает исключение.

Представленные ниже категории лиц вправе рассчитывать на рассматриваемые выплаты и при начислении им других форм обеспечения, то есть могут получать сразу две пенсии:

  • вдовы военнослужащих, не вступившие в брак в последующем;
  • родители военного-срочника, погибшего при исполнении обязанностей службы.

При этом вид пенсионного обеспечения не имеет значения. Это могут быть как страховые, так и социальные выплаты по старости или инвалидности.


Родственники погибших военных вправе рассчитывать на определенные госгарантии. Они выражаются в назначении им государственной пенсии по потере кормильца, выплата которой производится как за счет военного ведомства (для родственников контрактников и офицеров), так и из средств ПФР (для иждивенцев солдат-срочников). При этом тонкости, связанные с обращением за ней, практически не отличаются в зависимости от адресата подачи заявления.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть важную информацию по теме:

Читайте также: