Активы пенсионных фондов могут быть размещены


В среду, 31 января, Центробанк опубликовал проект (.pdf) для изменения правил размещения пенсионных резервов — то есть пенсий, на которые россияне откладывают самостоятельно в рамках негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). После вступления проекта указания ЦБ в силу негосударственные пенсионные фонды (НПФ) впервые смогут размещать пенсионные резервы самостоятельно, без контроля независимых управляющих компаний, и впервые смогут инвестировать в иностранные активы. Регулятор вынужден либерализовать подход к иностранным активам, одновременно ужесточая требования по размещению резервов для вложений в российские активы.

Новые возможности

В настоящее время НПФ, работающие с пенсионными резервами, могут самостоятельно размещать пенсионные деньги только в банковских активах, государственных ценных бумагах, инвестиционных паях ПИФов и объектах недвижимости. Изменение законодательства позволит пенсионные резервы напрямую размещать практически во все активы, в которых в принципе разрешено вкладывать пенсионные деньги.

С пенсионными резервами работают 64 негосударственных пенсионных фонда (НПФ). Они размещают около 1 трлн руб. резервов от 5,7 млн человек, следует из данных ЦБ на 30 сентября 2017 года.

Так, регулятор разрешит НПФ размещать пенсионные резервы в ценные бумаги иностранных государств — членов Евросоюза, ЕАЭС (Евразийский экономический союз), ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и БРИКС (Бразилия, Индия, Китая, ЮАР). Вкладывать пенсионные резервы, однако, разрешат только в те компании, стоимость чистых активов которых составляет не менее $100 млн (или евро).

Новые лимиты

Центробанк предусмотрел и новые лимиты для размещения пенсионных резервов, похожие на ограничения при инвестировании накоплений. Проект предусматривает сокращение суммарного объема размещения резервов в банках до 40% (сегодня — 80%) с постепенным его сокращением до 30% в течение 1,5 лет. Кроме того, НПФ не смогут выкупать более 15% бумаг связанных лиц (сегодня действует ограничение в 15% на одного эмитента). Эту норму регулятор хочет снизить до 10% в течение 2,5 года. Планка по объему вложений в акции компаний (как российских, так и зарубежных) будет понижена с 70 до 40% от всего портфеля. При этом объем вложений в одну бумагу будет ограничен 10% (в течение 2,5 года снижен до 5%).

Облигации субъектов России и муниципальные ценные бумаги в портфелях тоже ограничат — с нынешних 80% для каждого вида бумаг в отдельности до 40% в совокупности.

Регулятор добавляет и лимит на размещение в активах с «повышенной степенью риска»: 10% для российских акций, недопущенных до биржи, инвестиционных паев, прав требования из договоров страхования и других. Есть ограничения и на сделки РЕПО и производные финансовые инструменты — в них можно размещать не более 10% от портфеля резервов.

В течение трех лет ЦБ планирует убрать пенсионные деньги из ипотечных ценных бумаг и паев неквалифицированных инвесторов, состав активов которых нарушает требование по соответствию составу пенсионных резервов (сейчас в паи могут входить активы, в которых резервы не могут размещаться напрямую).

ЦБ рассчитывает, что указание вступит в силу во втором квартале 2018 года.

Влияние на рынок

Центробанк явно продолжает политику ужесточения требований ко всем пенсионным деньгам — что, разумеется, в некотором смысле связывает фондам руки», — говорит Ногин. «Эти дополнительные лимиты могут привести и к снижению доходности, начисляемой на счета граждан», — указывает он.

Среди российских эмитентов не так много бумаг, которые бы соответствовали всем правилам размещения резервов, а новые лимиты могут привести к тому, что НПФ будет сложно привести портфели в соответствие с законодательством, замечает Ногин. С другой стороны, Центробанк впервые хочет разрешить фондам размещать резервы в зарубежных активах, что тоже прогрессивный шаг, указывает аналитик. Возможность размещения средств в бумагах иностранных эмитентов — тоже способ снижения уровня риска для НПФ, так как у них появляется более широкий выбор качественных ценных бумаг, соглашается Митрофанов.

Проект Указания Центрального банка Российской Федерации «О требованиях по формированию состава и структуры пенсионных резервов, объектах инвестирования, в которые негосударственные пенсионные фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов, и в случаях, когда управляющая компания, действуя в качестве доверительного управляющего средствами пенсионных резервов, вправе заключать договоры репо» (далее именуется Новое Указание) разработан с целью совершенствования требований к инвестированию средств пенсионных резервов и ограничения рисков при инвестировании пенсионных резервов.

Анализ проекта документа позволяет отметить, что в большей части требования к инвестированию средств пенсионных резервов прописываются аналогично требованиям, установленным к пенсионным накоплениям в соответствии с Положением Банка России от 01.03.2017 года № 580-П «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений…» (далее именуется Положение № 580-П). Другими словами, регулятор стремится унифицировать требования к размещению пенсионных активов (пенсионные резервы и пенсионные накопления).

Важным моментом является то, что Новое Указание предоставляет для негосударственных пенсионных фондов возможность самостоятельно размещать средства пенсионных резервов во все разрешенные для включения в состав пенсионных резервов активы наряду с управляющими компаниями, определяет требования к составу и структуре активов, которые могут составлять пенсионные резервы, и содержит условия, при соблюдении которых могут совершаться сделки за счет средств пенсионных резервов. Новый нормативный акт вступит в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2007 года № 63 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» (далее именуется Постановление № 63). Рынок ожидает, что это должно произойти до конца 2019 года.

Одной из новаций Нового Указания, как уже было отмечено выше, является предоставление негосударственному пенсионному фонду (далее именуется Фонд) возможности самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в любые объекты инвестирования, разрешенные Указанием, наряду с управляющими компаниями. Сейчас в соответствии с Постановлением № 63 Фонды могут самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в следующие активы: денежные средства на счетах в рублях и иностранной валюте; банковские депозиты в рублях и иностранной валюте; государственные ценные бумаги Российской Федерации; депозитные сертификаты российских банков; инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов; объекты недвижимого имущества. Новое Указание значительно расширяет перечень активов, разрешенных к размещению, как для Фонда, так и его Управляющей компании.

Перечень новых разрешенных активов:

· драгоценные металлы на счетах и во вкладах в кредитных организациях;

· российские и иностранные депозитарные расписки;

· клиринговые сертификаты участия, полученные по первой части договора репо с центральным контрагентом;

· единые недвижимые комплексы;

· сооружения инженерной инфраструктуры;

· права аренды земельного участка;

· права требования из договоров страхования активов, входящих в состав пенсионных резервов;

· доли в уставных капиталах российских обществ с ограниченной ответственностью;

· права требования из договоров (кроме договоров доверительного управления), заключенных для целей управления (доверительного управления) в отношении активов, составляющих пенсионные резервы;

· активы, не предусмотренные Указанием, при одновременном соблюдении следующих условий:

- права на указанные активы перешли фонду в результате ликвидации (банкротства) лица, являвшегося обязанным лицом по активам, составляющим пенсионные резервы, либо в результате получения доходов по ценным бумагам, входящим в состав пенсионных резервов;

- указанные активы входят в состав пенсионных резервов в течение не более 90 рабочих дней с даты перехода фонду прав на такие активы.

Основные требования к качеству активов при размещении средств пенсионных резервов

Во многом по аналогии с Положением № 580-П Новое Указание устанавливает дополнительные требования к качеству активов и обязанных лиц по данным активам, входящим в состав пенсионных резервов, а именно:

· в целях увеличения лимита на приобретение установлены требования к управляющим компаниям ПИФ о ежедневном раскрытии (предоставлении) сведений о стоимости активов, СЧА и стоимости пая;

· установлено требование к объему сдаваемой в аренду полезной площади при инвестировании в недвижимость.

Новые требования к структуре активов при размещении средств пенсионных резервов

Также во многом по аналогии с Положением № 580-П Новое Указание вводит ряд дополнительных структурных ограничений при размещении средств пенсионных резервов. При этом устанавливается постепенное снижение максимально разрешенных долей активов на промежутке с 2020 по 2022 гг.

Новые требования к структуре активов:

· введение структурных ограничений в отношении активов группы связанных юридических лиц. Это достаточно сложное ограничение, поскольку контроль и значительное влияние одного общества на другое имеет многоуровневый характер и не ограничивается цепочкой связанных лиц: основное – дочернее общество. Следует учитывать и возможную косвенную связь основного и дочернего общества через несколько юридических лиц;

· введение структурных ограничений в отношении активов на момент заключения сделки;

· введение ограничений по доле акций от капитализации эмитента;

· введение ограничений по максимальным долям паев одного ПИФ, долям одного ООО;

· расширение перечня активов кредитных организаций, которые включаются в расчет структурного ограничения на вложение в активы кредитных организаций. Сейчас по Постановлению №63 в расчет включаются только банковские депозиты и депозитные сертификаты. После принятия Нового Указания в расчете будут учитываться любые активы кредитной организации, включая требования из договоров на брокерское обслуживание. Также текущая редакция проекта Нового Указания предполагает, что в это ограничение попадут и активы, находящиеся в Небанковской кредитной организации-центральном контрагенте «Национальный Клиринговый Центр» (НКО НКЦ (АО)).

· введение структурных ограничений на вложения в любые активы в иностранной валюте;

· введение структурных ограничений на активы с меньшим объемом прав (субординированные облигации, облигации, конвертируемые в акции, акции, субординированные депозиты);

· введение структурных ограничений на облигации с переменным доходом/купоном/номиналом (любые выплаты), акции, не удовлетворяющие требованиям, паи, доли ООО, права требования;

· установлены различные структурные ограничения по акциям, входящим в список для расчета Индекса МосБиржи, и по акциям, не входящим в такой список;

· введение ограничений по заключению сделок с ПФИ и сделок РЕПО.

Важно отметить, что теперь при расчете различных структурных ограничений в общем случае инвестиционные паи будут рассматриваться, как совокупность активов, в которые инвестировано имущество ПИФ, депозитарные расписки - как базовые акции, права собственности на которые удостоверяют указанные расписки, ПФИ – как базовые активы указанных ПФИ.

Проект Нового Указания устанавливает ряд новых требований, соблюдение которых необходимо при совершении сделок за счет средств пенсионных резервов. Такие требования касаются, как самих Фондов, так и их Управляющих компаний. Предлагаемые изменения в порядке размещения пенсионных резервов во многом также аналогичны требованиям, которые установлены в отношении инвестирования пенсионных накоплений в соответствии с Положением № 580-П.

Требования в отношении сделок с ценными бумагами, РЕПО, ПФИ, валютой и драгоценными металлами

По общему правилу, так же, как и по пенсионным накоплениям, сделки с ценными бумагами, допущенными к организованным торгам, совершаются на организованных торгах в анонимном режиме на основе безадресных заявок. В настоящее время Постановление № 63 допускает совершение внебиржевых сделок при определенных условиях в рамках двадцатипроцентного лимита от стоимости пенсионных резервов. Новое Указание такую возможность для ценных бумаг, допущенных к торгам, не предусматривает. Однако возможны сделки на организованных торгах в иных режимах, в том числе в РПС, в определенных ситуациях и при соблюдении определенных условий. При этом допустимы следующие иные случаи совершения сделок вне «стакана»:

· в отличии от ограничений по пенсионным накоплениям отсутствует ограничение по цене при совершении сделок по приобретению облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации;

· совершение сделок с ценными бумагами в иных режимах, если правилами организованных торгов не предусмотрено их совершение на основании безадресных заявок, и, если указанные сделки совершаются на организованных торгах на условиях поставки против платежа.

Проект Указания предусматривает возможность совершения сделок с ценными бумагами, не допущенными к обращению на организованных торгах. В этом случае расчеты должны производиться на условиях предоплаты (предпоставки) со стороны контрагента.

В проекте Указания устанавливаются требования по заключению сделок РЕПО, заключению договоров, являющихся ПФИ, и по совершению сделок купли-продажи валюты иностранных государств. Эти требования абсолютно идентичны требованиям в отношении аналогичных сделок по пенсионным накоплениям. Требования к совершению сделок купли-продажи драгоценных металлов аналогичны требованиям к сделкам с валютой.

Требования в отношении сделок с иным имуществом

Новое Указание допускает совершение сделок с иным имуществом исключительно на условиях предоплаты (предпоставки) со стороны контрагента. Такое ограничение может осложнить совершение сделок с недвижимым имуществом. Во-первых, ограничивается возможность участия в сделках на других условиях оплаты. Во-вторых, невозможность участия Фонда и его управляющих компаний в конкурсах по приобретению недвижимого имущества, в которых обязательным условием является внесение предварительных взносов или предварительная оплата. В-третьих, в случаях изъятия недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (что встречается довольно часто) оплата выкупа изъятого имущества со стороны контрагента как правило происходит после изъятия имущества и его перерегистрации.

Требования в отношении взаимоотношений с брокером

В случае совершения сделок через брокера и Фонд, и его управляющая компания должны взаимодействовать только с тем брокером, который ведет обособленный учет денежных средств, поступивших от Фонда (его управляющей компании), на отдельном банковском счете (специальном брокерском счете), на котором учитываются только средства пенсионных резервов Фонда. Иными словами, не допускается на счете у брокера (специальном брокерском счете) объединение пенсионных резервов конкретного Фонда с иными активами. Постановление 63 для специального брокерского счета допускало исключение. Это новшество необходимо учитывать и заранее подготовиться к его реализации не только Фондам и управляющим компаниям, но и брокерам.

Требования в отношении контрагентов по сделке и обязанных лиц по активам

В отношении контрагентов вводится понятие связанных лиц. Не допускается совершение сделок со связанными лицами Фонда, управляющей компании, специализированного депозитария, аудитора, оценщика, актуария. Это же понятие применяется к обязанным лицам по активам: обязанным лицом по части активов (проще говоря эмитентом) не могут быть не только сами Фонды, управляющие компании, специализированные депозитарии, аудиторы, оценщики, актуарии Фонда, но и лица, связанные с Фондом, его управляющей компанией, управляющей компанией, действующей в качестве доверительного управляющего средствами пенсионных накоплений Фонда, специализированным депозитарием, аудитором, оценщиком и (или) актуарием. Следует признать, что такого требования по связанным лицам в настоящий момент нет даже в отношении пенсионных накоплений.

При этом связанным признается лицо, которое контролирует или оказывает значительное влияние на другое лицо (других лиц) или если указанные юридические лица находятся под контролем или значительным влиянием третьего юридического лица (третьих юридических лиц). Контроль и значительное влияние определяются в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Постановление № 63 в отношении контрагентов оперирует понятием «аффилированные лица», что гораздо понятнее для всех участников процесса размещения средств пенсионных резервов, так как оно четко определено российским законодательством. В отношении пенсионных накоплений в Положении № 580-П понятие связанных лиц конкретизируется иначе – основные и дочерние юридические лица и применяется в целях контроля концентрационных лимитов.

Необходимо учитывать, что в соответствии с МСФО каждое юридическое лицо самостоятельно определяет для себя круг связанных лиц, а также тот факт, что часть информации о них может не раскрываться в открытых источниках. Данное обстоятельство увеличивает вероятность различного понимания со стороны управляющих компаний, фондов и специализированного депозитария какие лица входят или не входят в круг связанных лиц в соответствии с МСФО. Возникает вопрос, какие источники информации следует принимать к сведению если учесть, что некоторые юридические лица в определенных случаях совершенно не обязаны ее раскрывать. Точки зрения участников рынка в данном случае могут существенно различаться.

Возможность передачи Специализированному депозитарию расчета рыночной стоимости активов, в которые размещены средства пенсионных резервов фонда, а также совокупной рыночной стоимости пенсионных резервов

Пункт 38 действующего в настоящее время Постановления № 63 позволяет Фонду возложить исполнение своей обязанности рассчитывать рыночную стоимость активов, в которые размещены средства пенсионных резервов Фонда, а также совокупную рыночную стоимость пенсионных резервов, на его специализированный депозитарий. Однако анализ положений проекта нового Указания, заменяющего собой Постановление № 63, не позволит Фондам в будущем передавать на аутсорсинг указанную выше свою обязанность. Данное ограничение права Фонда на передачу одной из своей обязанности на аутсорсинг специализированному депозитарию представляется излишним и не отвечающим рыночным ожиданиям. Практика показывает, что Фонды в большинстве своем пользовались предоставленной законодателем возможностью, однако, к сожалению, в будущем они будут ее лишены.

Передача на аутсорсинг в специализированный депозитарий учетных функций – это тренд будущего, позволяющий участникам рынка перепоручить исполнение части своих обязанностей профессиональному участнику рынка – специализированному депозитарию, который в силу своей основной деятельности наделен достаточными знаниями, опытом и ресурсами для исполнения указанных обязанностей. Это безусловно логично и полезно для Фондов, так как позволяет Фонду уже сейчас не отвлекать свои силы от исполнения свих основных функций.


В среду, 31 января, Центробанк опубликовал проект (.pdf) для изменения правил размещения пенсионных резервов — то есть пенсий, на которые россияне откладывают самостоятельно в рамках негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). После вступления проекта указания ЦБ в силу негосударственные пенсионные фонды (НПФ) впервые смогут размещать пенсионные резервы самостоятельно, без контроля независимых управляющих компаний, и впервые смогут инвестировать в иностранные активы. Регулятор вынужден либерализовать подход к иностранным активам, одновременно ужесточая требования по размещению резервов для вложений в российские активы.

Новые возможности

В настоящее время НПФ, работающие с пенсионными резервами, могут самостоятельно размещать пенсионные деньги только в банковских активах, государственных ценных бумагах, инвестиционных паях ПИФов и объектах недвижимости. Изменение законодательства позволит пенсионные резервы напрямую размещать практически во все активы, в которых в принципе разрешено вкладывать пенсионные деньги.

С пенсионными резервами работают 64 негосударственных пенсионных фонда (НПФ). Они размещают около 1 трлн руб. резервов от 5,7 млн человек, следует из данных ЦБ на 30 сентября 2017 года.

Так, регулятор разрешит НПФ размещать пенсионные резервы в ценные бумаги иностранных государств — членов Евросоюза, ЕАЭС (Евразийский экономический союз), ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и БРИКС (Бразилия, Индия, Китая, ЮАР). Вкладывать пенсионные резервы, однако, разрешат только в те компании, стоимость чистых активов которых составляет не менее $100 млн (или евро).

Новые лимиты

Центробанк предусмотрел и новые лимиты для размещения пенсионных резервов, похожие на ограничения при инвестировании накоплений. Проект предусматривает сокращение суммарного объема размещения резервов в банках до 40% (сегодня — 80%) с постепенным его сокращением до 30% в течение 1,5 лет. Кроме того, НПФ не смогут выкупать более 15% бумаг связанных лиц (сегодня действует ограничение в 15% на одного эмитента). Эту норму регулятор хочет снизить до 10% в течение 2,5 года. Планка по объему вложений в акции компаний (как российских, так и зарубежных) будет понижена с 70 до 40% от всего портфеля. При этом объем вложений в одну бумагу будет ограничен 10% (в течение 2,5 года снижен до 5%).

Облигации субъектов России и муниципальные ценные бумаги в портфелях тоже ограничат — с нынешних 80% для каждого вида бумаг в отдельности до 40% в совокупности.

Регулятор добавляет и лимит на размещение в активах с «повышенной степенью риска»: 10% для российских акций, недопущенных до биржи, инвестиционных паев, прав требования из договоров страхования и других. Есть ограничения и на сделки РЕПО и производные финансовые инструменты — в них можно размещать не более 10% от портфеля резервов.

В течение трех лет ЦБ планирует убрать пенсионные деньги из ипотечных ценных бумаг и паев неквалифицированных инвесторов, состав активов которых нарушает требование по соответствию составу пенсионных резервов (сейчас в паи могут входить активы, в которых резервы не могут размещаться напрямую).

ЦБ рассчитывает, что указание вступит в силу во втором квартале 2018 года.

Влияние на рынок

Центробанк явно продолжает политику ужесточения требований ко всем пенсионным деньгам — что, разумеется, в некотором смысле связывает фондам руки», — говорит Ногин. «Эти дополнительные лимиты могут привести и к снижению доходности, начисляемой на счета граждан», — указывает он.

Среди российских эмитентов не так много бумаг, которые бы соответствовали всем правилам размещения резервов, а новые лимиты могут привести к тому, что НПФ будет сложно привести портфели в соответствие с законодательством, замечает Ногин. С другой стороны, Центробанк впервые хочет разрешить фондам размещать резервы в зарубежных активах, что тоже прогрессивный шаг, указывает аналитик. Возможность размещения средств в бумагах иностранных эмитентов — тоже способ снижения уровня риска для НПФ, так как у них появляется более широкий выбор качественных ценных бумаг, соглашается Митрофанов.

Доходность пенсионных накоплений волнует немалое число россиян, даже несмотря на то, что еще несколько лет будет действовать так называемая заморозка накопительной части пенсии. Главным образом людей интересуют две вещи: можно ли приумножить эти деньги и как сделать это безопасно.

Есть мнение, что ПФР недостаточно эффективно распоряжается накопленными средствами граждан, соответственно, прибыль там будет минимальная. Но так ли это в действительности? В нашей статье мы разберем, из чего состоит пенсия в России, а также проверим, насколько НПФ эффективней и надежней государственной альтернативы.

  1. Понятие накопительной пенсии
  2. Объем, надежность и доходность пенсионных накоплений в НПФ
  3. Доходность пенсионных накоплений в ПФР
  4. Выбор между ПФП и НПФ для размещения пенсионных накоплений

Понятие накопительной пенсии

Предоставляемое государством пенсионное обеспечение по старости складывается из двух компонентов: накопительного и страхового.

Общая пенсия вычисляется по следующей формуле:

Трудовая пенсия по старости = страховая пенсия + накопительная пенсия

Страховая часть пенсии, в свою очередь, состоит из фиксированного компонента и баллов.

Старое название фиксированной выплаты – базовая часть пенсии. Эта часть положена всем пенсионерам без исключения, размер ее одинаков и ежегодно пересчитывается под влиянием инфляции. В 2020 году величина фиксированной пенсии – 5686,25 рубля.

Баллы накапливаются за счет выплат в пенсионный фонд со стороны работодателя. Другое их название – индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). В 2020 году один балл оценивается в 93 рублей пенсии. Данная стоимость также пересчитывается каждый год из-за инфляции. Чем больше баллов заработает человек, тем выше будет содержание на заслуженном отдыхе. Баллы начисляются за пенсионные отчисления во время работы и за стаж.

Механизм расчета страховой пенсии в 2020 году следующий:

Страховая пенсия = 5686,25 руб. + 93 руб. × ИПК

Пенсионная система РФ сложная, рассказать быстро и точно все нюансы невозможно. Каждый год она дополняется нововведениями, что вызывает затруднения даже у профессионалов.

Приведем пример. В 2019 году готовился закон об индивидуальном пенсионном капитале, кратко именуемый ИПК. Это такая негосударственная пенсия, о которой ранее мы упоминали. Главное не запутаться в сокращениях: далее в рамках статьи ИПК будет употребляться только как индивидуальный пенсионный коэффициент.

Однако о дальнейшей судьбе индивидуального пенсионного капитала сейчас ничего не слышно, правительство, видимо, отказалось от этой идеи. Вместо нее дан зеленый свет проекту под названием ГПП — гарантированный пенсионный план. В качестве первого взноса в ГПП рассматривается как раз накопительное страхование, о котором далее поговорим подробнее.

Накопительная пенсия представляет собой не баллы, которые начисляют по правилам, установленным государством, а реальные деньги. По-другому их именуют пенсионными накоплениями. Начиная с 2002 по 2013 год часть взносов работодателя сохранялась на счету каждого работающего в российском Пенсионном фонде. Именно эти деньги и представляют собой накопления на заслуженный отдых.

В 2014 году введен мораторий, то есть накопительная часть пенсии была заморожена. С того момента все взносы в пенсионный фонд идут на страховую пенсию. Мораторий заканчивает действие в конце 2022 года. То есть в настоящее время ни у кого не скапливается накопительная часть пенсии с выплат работодателя. А та сумма, что успела собраться до ввода моратория, сохраняется и послужит дополнением к страховой части пенсии.

Узнать сумму накопительной пенсии, которую будут выплачивать ежемесячно, очень просто: делением накоплений на количество месяцев, в течение которых ожидается эту выплату производить. Последнее — это нормативная величина, для 2020 года установленная в 258 месяцев.


Получается, что те люди, которые выйдут на пенсию в 2020 году, будут каждый месяц получать такую пенсию по возрасту:

5686,25 руб. + 93 руб. × ИПК + пенсионные накопления / 258

Например, к выходу на заслуженный отдых в 2020 году человек успел скопить 100 баллов ИПК, а размер пенсионных накоплений составляет 258 тысяч рублей. Тогда каждый месяц на руки такой пенсионер получит:

5686,25 + 93 × 100 + 258 000 / 258 = 5686,25 + 9300 + 1000 = 15 986,25 руб.

При удвоенной сумме пенсионных накоплений — 516 тысяч рублей, ежемесячная пенсия станет больше всего на одну тысячу.

5686,25 + 93 × 100 + 516 000 / 258 = 5686,25 + 9300 + 2000 = 16 986,25 руб.

Пенсионными накоплениями занимаются как негосударственные фонды (НПФ), так и Пенсионный фонд России (ПФР). По-другому их именуют страховщиками обязательного пенсионного страхования. Фонды инвестируют накопленные средства в облигации, акции и другие ценные бумаги. Доходы от инвестиций также увеличивают размер будущей пенсии.

Объем, надежность и доходность пенсионных накоплений в НПФ

Выбирая негосударственный пенсионный фонд, многие обращают внимание на размер его накоплений, то есть сколь велики средства, доступные для инвестирования. Также добавляет авторитета публикация в издании «Вестник Банка России». Соответственно, составим перечень лучших НПФ на основании разных критериев:

  • Размер накоплений

Рейтинг по данным ЦБ РФ за 9 месяцев 2019 г., десятка лучших:

  • Сбербанк — 608 202 297,64509 тыс. руб.;
  • «Газфонд пенсионные накопления» — 551 559 605,81662 тыс. руб.;
  • «Открытие» — 509 907 811,62335 тыс. руб.;
  • «Будущее» — 256 074 688,38737 тыс. руб.;
  • «Сафмар» — 254 942 846,5577 тыс. руб.;
  • «ВТБ Пенсионный фонд» — 242 544 409,09023 тыс. руб.;
  • «Эволюция» — 126 381 343,5706 тыс. руб.;
  • «Большой» — 45 127 767,19274 тыс. руб.;
  • «Согласие» — 30 044 787,69339 тыс. руб.;
  • «Социум» — 21 772 360,73238 тыс. руб.
  • Прибыльность

  • «Профессиональный» — 13,73;
  • «Гефест» — 13,03;
  • «Альянс» — 11,81;
  • «Согласие» — 11,74;
  • «АПК-Фонд» — 11,53;
  • «Первый промышленный альянс» — 11,12;
  • Сбербанк –10,93;
  • здесь два НПФ, «Традиция» и «Эволюция», с одинаковым результатом — 10,91;
  • «Волга-Капитал» — 10,78;
  • «Пенсионный выбор» — 10,73.
  • Надежность

Приведем данные «Эксперт РА»:

  • Сбербанк, «Газфонд» — ruAAA;
  • «Большой» — ruAA.
  • По прочим НПФ нет актуальных данных.

Название Объем пенсионных накоплений, тыс. руб. Доходность за минусом выплат УК и депозитарию, % Объем резервов, тыс. руб.
Сбербанк 608 202 297,64509 10,93 44 215 358,62975
«Сургутнефтегаз» 10 302 267,16951 9,81 18 998 346,63823
«Открытие» 509 907 811,62335 10,16 67 012 306,16124
«ВТБ Пенсионный фонд» 242 544 409,09023 9,57 5 615 612,59693
«АПК-Фонд» 11,53 128 858,23129
«Большой» 45 127 767,19274 9,88 6 654 426,69018
«Сафмар» 254 942 846,5577 8,18 8 502 101,60406
«Телеком-Союз» 1 442 121,1112 (-7,58) 21 194 733,00505
«Будущее» 256 074 688,38737 (-15,95) 2 775 632,78037
«Социальное развитие» 5 673 359,67294 (-17,25) 2 219 283,36904

Доходность пенсионных накоплений в ПФР

Управляющая компания Внешэкономбанка имеет в активе два портфеля: «Государственные ценные бумаги» и «Расширенный». Последний предполагает агрессивную стратегию инвестирования, а ГЦБ — консервативную. Причем расширенный портфель выбрали автоматически для тех людей, кто не высказывал никаких пожеланий, так называемых молчунов. А тем, кто осознанно воспользовался услугами этой фирмы, предлагают ГЦБ.

Расширенный также выбирают клиентам управляющих компаний негосударственной собственности, с которыми ожидается прекращение сотрудничества ПФР. То же самое происходит с пользователями негосударственных фондов, лишенных лицензий. Кроме того, выбрать эту стратегию можно самостоятельно, даже если первоначально вы пользовались другой.

Рассмотрим ситуацию, когда накопительная пенсия размером 100 тысяч рублей оставлена в УК ВЭБ в 2010 году.

Доходность пенсионных накоплений на базе портфеля «Расширенный» УК ВЭБ с 2011 по 2018 год.

Год Доходность, по ЦБ РФ Рост цен, по Росстату Как прирастали пенсионные накопления, руб.
2011 5 % 6 % 105 000
2012 9 % 7 % 114 450
2013 7 % 6 % 122 458
2014 3 % 11 % 126 130
2015 12 % 13 % 141 262
2016 10 % 5 % 155 382
2017 8 % 3 % 167 806
2018 6 % 4 % 177 874

Агрессивная стратегия в среднем за 8 последних лет обеспечила доходность пенсионных накоплений в размере 7,5 %. То есть каждые 100 тысяч, вложенные в дело, заработали 78 тысяч рублей. По сравнению с показателями НПФ это больше, также превышает на 0,6 % величину инфляции и на 0,1 % показатели частных фондов. Складывается впечатление, что разумнее было как раз оставаться участником портфеля «Расширенный».


Однако портфель ГЦБ от ВТБ принес за этот же период более впечатляющую доходность – в среднем 7,9 %. Учитывая капитализацию процентов, на 100 тысяч накоплений вышло 82 тысячи прибыли. В итоге консервативная стратегия показала себя лучше.

Доход портфеля инвестиций ГЦБ УК ВЭБ с 2011 по 2018 год

Год Доходность, по ЦБ РФ Рост цен, по Росстату Как прирастали пенсионные накопления, руб.
2011 6 % 6 % 106 000
2012 8 % 7 % 114 480
2013 7 % 6 % 122 488
2014 -2 % 11 % 120 040
2015 13 % 13 % 135 692
2016 11 % 11 % 150 608
2017 11 % 3 % 167 174
2018 9 % 4 % 182 213

Вывод о неплохих результатах УК ВЭБ можно сделать при сравнении прибыльности этого фонда с доходностью ЧУК и НПФ, независимо от положения последних на рынке — будь то лидер или аутсайдер. У государства получилось сработать с результатом, превышающим средние показатели.

Но подобные выводы не являются правильными, ведь результаты деятельности одного фонда сравниваются с усредненными показателями рынка. Так, самые успешные управляющие компании и пенсионные фонды частной формы собственности показали результат, превосходящий таковой у ВЭБ: 9-10 % доходности в год.

Поэтому в приумножении пенсионных накоплений результат государства превышает средний, но уступает показателям лучших частных компаний и фондов. Доходность пенсионных накоплений у управляющей компании ВЭБ за восемь лет превышает инфляцию.

Выбор между ПФП и НПФ для размещения пенсионных накоплений

Если сравнивать по государственным гарантиям, то ПФР, определенно, менее рискованный способ сбережения. Однако в 2015 году НПФ дано право вступать в систему гарантирования прав застрахованных лиц, которая очень похожа на Агентство страхования вкладов. Членами этой организации являются 38 НПФ. Если негосударственный пенсионный фонд обанкротится, то аккредитацию у него также заберут. Средства вкладчиков возместятся благодаря страховке, после чего их переведут в ПФР.

Однако есть и причины, по которым граждане не в полной мере доверяют государству:

  • замороженная на длительный срок накопительная пенсия (уже 6 лет);
  • реформы в пенсионной системе далеки от прозрачности;
  • накопления в ПФР переведены на представление не в денежной форме, а в виде баллов.

Ведь если накопительная пенсия присоединена к страховой, какое может быть накопление? Средства пенсионного фонда лишь на бумаге индексируются в соответствии с официальной инфляцией. Создается красивая внешняя картинка по сравнению с убытками НПФ, особенно во время экономических кризисов. Такую аргументацию используют чиновники, выступающие против накопительной пенсии. Вице-премьер Ольга Голодец одна из них. Они апеллируют к рискам НПФ оказаться банкротами.

Но так как правительство очень часто изменяет принципы создания пенсионных накоплений, то появляются не менее высокие риски остаться в категории «молчунов». Сильнее же всего народ беспокоит тот факт, что никто не берется спрогнозировать стоимость аккумулированных на счете баллов в момент выхода на заслуженный отдых.

Рассмотрим, почему может быть привлекательным пенсионный фонд, созданный в частном порядке:

  • Прошло достаточно времени, чтобы сделать вывод о несостоятельности финансовой модели ПФР. Государство стремительно беднеет, поэтому индексация не может компенсировать инфляционного обесценивания пенсионных накоплений.
  • Негативно сказываются на привлекательности государственного пенсионного фонда также бесконечные изменения в правилах учета.
  • В ситуации экономического роста, который неминуемо вернется, показатели доходности пенсионных накоплений в частных фондах всегда выше, чем у ПФР, и выше инфляции. За десятилетний период статистика частных фондов лучше государственных, если оценивать по прибыльности. Так, у НПФ это 80–100 %; УК ВЭБ — 50 % для базового портфеля, состоящего из государственных бумаг, до 80 % для расширенного.
  • Располагает к НПФ инициатива по вводу индивидуального пенсионного капитала (ИПК), реализованная еще в 2019 году. Согласно ей предполагается перейти от обязательного пенсионного страхования к добровольному.

  • Риск банкротства, особенно вероятный для небольших фондов.
  • Некоторые частные фонды имеют доходность меньше инфляции. Это касается тех, которые вложились в убыточные бумаги «Бинбанка» и «Открытия».
  • Смена одного НПФ на другой выгодна только через пятилетний период. Если уйти раньше, начисленный доход от инвестиций будет утрачен. При этом в 2017 году фонды сменили около 2 млн плательщиков. Финансовые потери людей от этого шага составили 33 млрд рублей.

Причина того, что ранее никак не проявлявшие активность люди перешли в негосударственные пенсионные фонды, проста — большое недоверие к государственной системе пенсионного страхования. Кроме того, НПФ много усилий тратят на привлечение клиентов. Однако сами по себе уговоры и обман не дали бы столь крупных результатов. Ведь у населения сохраняется по умолчанию недоверие к негосударственным организациям.

Но в нынешних реалиях государству доверяют в меньшей степени, чем частникам. Очень большой репутационный урон ПФР нанесло решение о заморозке пенсионных накоплений, а также переход на систему баллов вместо реальных денег. Ежегодные изменения в правилах начисления пенсий формируют у будущих пенсионеров большие опасения. Мало кто уже верит, что государство сможет качественно реформировать пенсионную систему, чтобы каждый человек смог к выходу на отдых получать достаточные выплаты.

В такой ситуации будущее у каждого в руках: чем раньше начать откладывать и инвестировать часть своих доходов, тем больше удастся скопить к моменту ухода на заслуженный отдых.

Читайте также: