Будет ли существовать пенсионные фонды в казахстане


До конца 2019 года страны Евразийского союза планируют подписать соглашение о единой пенсионной системе. По задумке документ даст гражданам возможность учитывать пенсионный стаж, экспортировать пенсионные отчисления и получать их из пенсионных систем любых стран Союза. В первую очередь эти изменения коснутся жизни трудовых мигрантов. Каких новшеств стоит ожидать, и как будет работать механизм начисления и выплат «евразийских пенсий», разобрался корреспондент «Евразия.Эксперт».

Пенсионные реалии сегодня

Трудовая миграция на постсоветском пространстве показывает стабильный рост. За счет нее ряд стран компенсирует падение доходов населения, получая приток капитала благодаря денежным переводам из других государств. Складывается ситуация, когда жители страны, в которой наблюдается профицит трудовых сил («государства-доноры» рабочей силы), переезжают трудиться в страны, где существует недостаток «рабочих рук».

Подобная ситуация достаточно благоприятна для обоих государств, однако существует и ряд проблемных аспектов. В пределах бывшего СССР трудовые мигранты в меньшей степени подвержены проблемам с оформлением документов, подтверждением знания русского языка и медицинским обслуживанием.

Единственным проблемным вопросом является пенсионное обеспечение, ведь когда многие мигранты возвращаются на родину в старости, пенсионного стажа для получения пенсии им не хватает.

Какие пенсионные права действуют в ЕАЭС в настоящее время?

В Армении функционирует трехуровневая пенсионная система. Пенсия состоит из следующих составляющих: государственное пенсионное обеспечение, обязательная накопительная пенсионная система, а также накопительная пенсионная система с добровольной составляющей.

Начисляемая пенсия складывается из основной пенсии – 16000 драмов (2180 рос. рубль) и трудовой части пенсии, которая зависит от длительности стажа, причем стоимость года в зависимости от стажа также варьируется. К примеру, при трудовом стаже до 10 лет сумма за год составляет порядка 800 драмов (107 рос. руб.), после 10 лет – 500 драмов (67 рос.руб.)). Переменный коэффициент также зависит от количества отработанных лет: 0,1 за год при стаже в 10 лет, 0,01 за год при стаже до 40 лет. Разницы в возрасте между армянскими мужчинами и женщинами нет – общий возраст выхода на пенсию составляет 63 года.

Средняя пенсия в Беларуси с 1 августа составляет 438 бел. рубля (ок. 13730 рос. рублей). Пенсия по возрасту начисляется в размере 55% от среднемесячной заработной платы, которую получал работник. Также предусмотрены различные надбавки исходя из сферы деятельности, вредности и т.д. Вместе с тем, пенсия по возрасту не может быть ниже минимального размера, установленного законодательством – 54,23 бел. рубля (1700 рос. рублей). Возраст выхода на пенсию совпадает с Кыргызстаном: 63 для мужчин и 58 для женщин.

В Казахстане размер пенсии напрямую зависит от стажа и величины прожиточного минимума. Выплата казахских пенсий включает в себя 3 основных показателя: базовая пенсия (составляет 16037 тенге= 2670 рос. рублей), трудовая пенсия (актуально для граждан, трудившихся в советское время: учитываются отчисления до 1 января 1998 года), а также накопительная пенсия (отчисления после 1 января 1998 года).

Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат в 2019 году составляет 29698 тенге (4955 рос. рублей). Таким образом, минимальная пенсия составляет 36000 тенге (6000 рос. рублей), средний размер пенсии по стране составляет 101000 тенге (16900 рос. рублей). Возраст выхода на пенсию в Казахстане для мужчин составляет 63 года, для женщин – 59, однако планируется поэтапное повышение до 63 в 2027 году.

В Кыргызстане средний размер пенсии составит 5 820 сомов (5350 рос. рублей), а возраст выхода на пенсию по возрасту составляет 63 для мужчин и 58 для женщин.

Средняя пенсия в России составляет 14 826 рублей, и состоит из 2 частей – фиксированной и накопительной. Пенсию имеют право получать мужчины по достижению возраста 65 лет, женщины – 60 лет.

Миграционный фактор

Как можно заметить, в настоящее время до вступления в силу соглашения, в странах ЕАЭС действуют разные пенсионные системы, и поэтому в некоторых странах пенсионные права трудовых мигрантов формируются, но не реализуются. К примеру, в России, Беларуси и Армении пенсионные взносы отчисляются в пенсионные фонды, а по законодательству Кыргызстана и Казахстана, например, такие пенсионные взносы вообще не отчисляются. В странах отличается как возраст выхода на пенсию, так и процесс формирования отчислений.

Поэтому трудящийся мигрант, работавший в Казахстане или Кыргызстане, не формирует свои пенсионные права, а гражданин, который работает в РФ, свои пенсионные права формирует, но они никак не реализуются и не экспортируются.

После вступления в силу соглашения о пенсионном обеспечении гражданин из любой страны ЕАЭС будет формировать свои права, т.е. выплачивать страховые взносы в пенсионный фонд. Эти страховые взносы впоследствии будут экспортироваться, и гражданин сможет в любой стране получать свою пенсию пропорционально той части стажа, которая была заработана в той или иной стране.

Как отметили в Евразийской экономической комиссии, сейчас соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся граждан ЕАЭС находится на финишной прямой и проходит внутригосударственные процедуры согласования, по завершении которых последует подписание документа. Ориентировочный срок вступления договоренностей в силу – 2020 г. С этого момента на экспортную пенсию будет иметь право любой трудящийся, который проработал в любой другой стране ЕАЭС не менее 1 года.

Что меняет соглашение

Важно понимать, что введение общей пенсионной системы не подразумевает уравнивания пенсионных отчислений во всех странах Союза. К примеру, если трудовой мигрант из Кыргызстана прилично зарабатывал в России, ему не будут платить пенсию, аналогичную российской. Каждое государство будет платить пенсию за тот период работы, который работник проработал в той стране по своему законодательству. Т.е. российский гражданин, который проработал в Армении 5 лет, будет получать за эти 5 лет пенсию, которая будет начисляться по законодательству Армении. Аналогично, если гражданин Армении проработал в РФ какое-либо количество лет, то ему будет начисляться пенсия за этот период по законодательству РФ.

Получается, что каждая страна платит пропорциональную часть пенсии за период отработки в своем государстве по своему законодательству.

Процесс передачи пенсионных средств из одной страны в другую будет строиться следующим образом: страховые взносы, которые пенсионер заработал в другой стране, будут перечисляться в его страну при его обращении. Например, если гражданин Армении обратился за пенсией в пенсионный фонд Армении, указав, что он какое-то количество лет работал в России, по запросу РФ начисляет ему пенсию за период работы на российской территории и перечисляет ее в компетентный орган Армении в российских рублях. Армения же переводит их по установленному курсу в армянскую валюту и доставляет гражданину пенсию за счет своего компетентного органа.

Наибольшую выгоду от данного законопроекта, безусловно, получат граждане Армении, Казахстана и Кыргызстана ввиду активности на российском трудовом рынке. Российская Федерация уже с 2015 г. начала накапливать пенсии мигрантов на отдельном счету в Пенсионном фонде. По данным на 2017 г. (самым свежим, которые имеются в открытом доступе), сумма накоплений иностранных рабочих составляет всего 5,4 млрд. рублей, что составляет около 0,01% от общей суммы. Учитывая количество трудящихся в России иностранцев, цифра выглядит достаточно небольшой. В данной ситуации не стоит забывать о наличии определенного «теневого» рынка, когда мигранты не оформлены официально для удешевления затрат. Однако, неочевидным плюсом евразийской пенсионной реформы может стать его значительное сокращение, ведь, узнав, что с 2020 г. они получат право на выплату пенсии за годы труда в России, мигранты будут выбирать работу с официальным трудоустройством.

Очевидным плюсом введения единой пенсионной системы будет учет всего трудового опыта вне зависимости от страны Союза: трудящимся не придется выбирать, где получать пенсию. Однако предлагаемая система начисления достаточно сложна. Кроме того, не учитывается рост инфляции в странах – если российский рубль является относительно устойчивой валютой, то по остальным денежным единицам может возникнуть ряд вопросов. Текущая ситуация на международной арене не раз показала, что внешние факторы имеют значительное влияние на курс валют (пример – кризис 2008 г).

В такой ситуации наиболее актуальным было бы перейти на страховую систему, когда у каждого человека есть счет, на который идут отчисления. Это служило бы дополнительной мотивацией для того, чтобы работать продуктивнее и не скрывать доходы, чтобы отчисления шли и от них тоже. Выходя на пенсию, человек имел бы представление обо всех имеющихся у него средствах. Однако неизвестно, готовы ли экономики стран Союза к переходу на данную систему и какое влияние она окажет на распределение бюджета в странах Союза.

КОРОНАВИРУС В КАЗАХСТАНЕ: 134 706 СЛУЧАЕВ, 118 643 ВЫЛЕЧИЛИСЬ, 2 063 УМЕРЛИ. ПНЕВМОНИЯ С 1 АВГУСТА: 42 680 СЛУЧАЕВ, 448 УМЕРЛИ

Главные темы

Последние новости

11.10.2010 • 8494 просмотра

Парадокс, но даже если вы сегодня получаете огромную заработную плату, размер вашей пенсии в будущем будет ограничен 40 тысячами тенге.


Парадокс, но даже если вы сегодня получаете огромную заработную плату, размер вашей пенсии в будущем будет ограничен 40 тысячами тенге.

А сами пенсионные фонды, призванные приумножить сбережения казахстанцев, не оправдывают надежды государства и клиентов. И это далеко не все сюрпризы казахстанской пенсионной системы. О том, как устроены пенсионные фонды, на чём они могут зарабатывать и кто съедает их прибыль, газета \"Мегаполис\" побеседовала с экономистом, директором Центра макроэкономических исследований Олжасом Худайбергеновым.

- Можно подсчитать, сколько реально фонды заработали, если \"минусовать\" инфляцию?

– В том-то и дело, что существует такой норматив, который сравнивает доходность пенсионного фонда с инфляцией. В начале 2000-х годов, когда динамика пенсионных фондов была отличной по сравнению с инфляцией, сравнивались показатели за год. Но позже, когда доходность начала уступать инфляции, финансовые власти страны стали сравнивать показатели за три года. То есть за счёт прошлых \"успешных\" периодов демонстрировались неплохие результаты работы фондов в среднем за три года. Но время шло, и опять же инфляция, которая накопилась за эти годы, \"обогнала\" доходы пенсионных фондов. Теперь стали высчитывать статистику и за 1 год, и за 3 года, и за 5 лет. А основным показателем стала доходность фондов за пять лет \"минус\" инфляция. Однако и при такой методике уже в 2005-2006 годах инфляция всё равно обогнала доходность пенсионных фондов.

– Подсчитайте сами. Инфляция, накопленная за последние пять лет, составляет 62 процента. То есть цены на товары и услуги за это время выросли на 62 процента. Это показатель инфляции из официальных данных Агентства по статистике. Кто-то может усомниться в её достоверности, но даже при этом инфляция выше средневзвешенной доходности пенсионных фондов за пять лет, которая равна 44 процентам. То есть, если смотреть через призму инфляции, пенсионные фонды ничего не заработали за эти годы – инфляция всё съела.

– Олжас, наверное, стоило задать этот вопрос в самом начале разговора, но тем не менее: как вообще устроена пенсионная система Казахстана и система пенсионных отчислений?

– Картина такая: существуют пенсионные фонды, которые аккумулируют активы за счет пенсионных отчислений работающих казахстанцев.

Так, деньги собраны, теперь ими надо управлять, то есть вкладывать в какие-либо инвестиционные инструменты, в качестве которых могут выступать государственные облигации, облигации частных компаний, облигации и депозиты банков, облигации зарубежных государств и компаний. Можно вкладывать деньги в рискованные активы, скажем, акции отечественных и зарубежных компаний, а можно вложить в так называемые сделки РЕПО в Национальный банк под низкие проценты.

– Куда сегодня разрешено вкладывать деньги пенсионных фондов?

– А кто конкретно решает, куда и сколько вкладывать?

– Принимать такие решения может лишь тот, у кого есть лицензия на управление активами. Если лицензия у фонда есть, то принимать решение может сам фонд, а если нет, то этим должна заниматься специальная компания по управлению пенсионными активами, которая также обязана иметь лицензию. Этот разрешительный документ выдается Агентством по финансовому надзору, которое, собственно, и надзирает за всей пенсионной системой. Помимо лицензирования агентство определяет лимиты инвестирования, то есть минимальные или максимальные объёмы вложения в тот или иной актив. Скажем, фонд должен держать в государственных ценных бумагах не менее 30% от своих активов.

– Иными словами, само государство через законодательство может регулировать потоки и направления инвестирования?

– Здесь всё не так просто. Вообще у пенсионных фондов есть один момент, который можно назвать \"парадоксом инвестирования\". Рассмотрим две ситуации.
Например, в экономике всё хорошо. С одной стороны, объектов инвестирования много. Но в условиях разогрева экономики обычно есть высокая инфляция, которая задаёт ожидания высокой доходности у пенсионных фондов при поиске объектов инвестирования. Высокорентабельные объекты, скажем, нефтяные компании, легко находят финансирование за рубежом под низкие проценты, намного ниже нашей инфляции, а те объекты, которые предлагают высокую доходность, обычно являются высокорискованными. То есть проекты есть, но, с другой стороны, они либо не подходят пенсионным фондам из-за высоких рисков, либо не нуждаются в дорогих деньгах пенсионных фондов, потому что есть более дешёвые деньги. Так было в периоды роста экономики.

Теперь обратная ситуация: в экономике страны всё плохо. Однако тогда деньги просто некуда вкладывать. Пенсионные фонды вынуждены закупаться государственными облигациями или размещать деньги на депозитах банков, но в этом случае и Минфин, и банки в условиях избыточной ликвидности начинают снижать ставку вознаграждения, из-за чего общая доходность пенсионных фондов резко падает. Это наблюдается в последний год.

При таком развитии событий как бы дискредитируется сам смысл пенсионной системы. Если всё равно все деньги будут вложены в государственные облигации, тогда зачем надо было городить всю пенсионную систему? Зачем отвлекать столько кадров на бессмысленную в долгосрочном плане игру в инвестирование, не говоря уже о соблазнах при распоряжении чужими деньгами?

Стоит отметить, что минимальная пенсия в Казахстане с учетом базовой с января 2010 года составляет 18 325 тенге, средняя – 27 481 тенге, максимальная – 40 001 тенге. То есть, если даже у вас будут \"супердоходы\", вас всё равно ждёт лимитированная пенсия – не более 40 000 тенге.

Самые обсуждаемые инициативы

Фото: Владимир Третьяков

В 2020 году в пенсионной системе Казахстана планируется внедрить несколько новшеств. Одна из инициатив, которую активно обсуждали как аналитики, так и казахстанцы - досрочное изъятие части пенсионных накоплений, прежде всего, на покупку жилья. Также в новом году планируется разрешить казахстанцам переводить часть пенсионных накоплений в компании, занимающиеся управлением активами. Каких еще изменений стоит ожидать в пенсионной системе, выяснил корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Досрочное изъятие пенсионных накоплений

Одной из самых резонансных стала новость о том, что в 2020 году планируется разрешить определенным вкладчикам ЕНПФ досрочно изымать часть средств из фонда на покупку жилья, лечение и обучение. Реализовать эту идею правительству поручил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая с Посланием народу Казахстана в сентябре 2019 года.
В декабре 2019 года вице-премьер Бердибек Сапарбаев сообщил, что правительство Казахстана в ближайшие дни направит президенту страны свои предложения.

Он уточнил, что воспользоваться пенсионными средствами смогут не все, а только те, кто накопил необходимую сумму. «Решение будет приниматься исходя из расчетов - какова на сегодняшний день сумма накоплений и средняя продолжительность жизни казахстанцев. Я об это уже сказал – 75 лет. Сделали расчет, примерно сколько лет после выхода на пенсию будут жить казахстанцы. То есть, на сколько лет вкладчикам надо иметь накопления на своих счетах. Какая-то сумма, 40% минимум, должна оставаться. С учетом этого будет определено расходование накоплений на приобретение жилья, на лечение и обучение», - пояснил Бердибек Сапарбаев.

По его информации, на сегодняшний день в ЕНПФ накоплено свыше 10 трлн тенге, это сумма вкладов около 9,6 млн казахстанцев. В среднем на одного вкладчика приходится по 1 млн тенге.

«Для хорошей жизни после выхода на пенсию, по нашим подсчетам, необходимо накопить как минимум 11-12 млн тенге», - добавил он.

Министерство труда и социальной защиты населения в конце октября представило свои расчеты. Они показывают, при каком объеме накоплений вкладчикам можно предоставить возможность досрочно изъять часть накоплений для покупки жилья и так далее. Например, мужчина в 20-летнем возрасте должен иметь на счете 6,5 млн тенге, в 30-летнем возрасте порог достаточности составляет 6,6 млн тенге. Такие деньги на своих счетах имеют чуть более тысячи казахстанцев.

«В 40 лет на счете у мужчин должно быть не менее 6,8 млн тенге для досрочного изъятия. Этим критериям соответствуют 4 127 человек. 50-летних мужчин с необходимыми 7,2 млн тенге в Казахстане сегодня 2 906 человек. 60-летних соотечественников, сумевших накопить порог достаточности в 7,9 млн тенге, 1 060 человек. Для женщин порог достаточности выше», - говорилось в сообщении министерства.

Если основываться на данных ЕНПФ, вкладчиков, которые могли бы соответствовать этим критериям, немного. Средняя сумма накоплений в фонде за счет обязательных взносов на одного вкладчика составила чуть более 1 млн тенге.

Перенос 5%-ых взносов работодателей

Президент Казахстана поручил правительству отложить введение обязательных пенсионных взносов работодателей в размере 5% до 2023 года. «Затем вернемся к этому вопросу. За это время правительство, представители бизнеса и эксперты должны прийти к согласованному решению», - сказал Касым-Жомарт Токаев.

Он также сообщил, что правительством Казахстана будет создана рабочая группа для обсуждения внедрения в Казахстане обязательных пенсионных взносов работодателей.

Ранее, обязать работодателей за свой счет осуществлять дополнительные 5%-ные отчисления в ЕНПФ планировалось с 2020 года. При этом должны были сохраниться 10%-ные обязательные пенсионные отчисления. В августе 2019 года заместитель премьер-министра Бердыбек Сапарбаев сообщил, что согласно законодательству в пенсионном обеспечении «должна быть социальная солидарность».

«Первое — государство, второе — сам работник, третье — работодатель. На сегодняшний день в основном работают только две стороны: государство и сам работник, который из своей заработной платы отчисляет 10%. Государство продолжает выплачивать солидарную пенсию, а также базовую пенсию. Начиная с этого года, размер базовой пенсии был увеличен до 30%. Работодатели на сегодняшний день выплачивают пенсию только тем работникам, которые у них работали и получили трудовые увечья, работающим женщинам, которые находятся в декретном отпуске», — проинформировал он.

Он также уточнил, что 5%-ые отчисления не должны будут отразиться на зарплатах работников.

Работодатели были против внедрения этой инициативы, ссылаясь за дополнительную налоговую нагрузку. Аналитики предполжили, что введение 5%-ых взносов может мотивировать компании снижать официальную зарплату работникам, с которой будут делаться отчисления.

В ЕНПФ отметили, что участие работодателей в пенсионной системе важно, но рассматриваются различные варианты, как сделать его менее обременительным для работодателя и выгодным для работника. «Перспективным является введение одного социального платежа, озвученного президентом, когда работодатель одной платежкой сможет перечислять налоги и обязательные пенсионные и социальные платежи. Ожидается, что в ближайшие годы будет проведена работа по унификации базы для упрощения исчисления и администрирования таких отчислений, организации информационного обмена. Платеж будет направляться в уполномоченную организацию, к примеру, в Государственную корпорацию «Правительство для граждан». Потом оттуда средства распределятся между бюджетом, внебюджетными фондами и ЕНПФ», - заметили в ЕНПФ.

В фонде уточнили, что необходимо дальнейшее обсуждение, анализ, техническая подготовка и внесение законодательных изменений для внедрения таких нововведений. «Но они должны значительно облегчить работодателям осуществление обязательных платежей, способствовать росту охвата граждан накопительной пенсионной системой», - сообщили в ЕНПФ.

Автоматический перевод накоплений в страховые компании

В ЕНПФ сообщили Kapital.kz, что фонд инициировал предложения по автоматизации процесса перевода пенсионных накоплений в страховые компании. «Перевод будет осуществляться через Единую страховую базу данных. Ее оператором является Государственное кредитное бюро. При реализации этих предложений и внесения законодательных изменений, вкладчик (достигший предусмотренного законом «О пенсионном обеспечении» возраста и имеющий достаточную сумму накоплений), сможет заключить договор пенсионного аннуитета со страховой компанией и начать получать свои выплаты по аннуитету автоматически. Ему не нужно будет дополнительно обращаться в ЕНПФ», - сообщили в фонде.

Выбор вкладчиками управляющей компании

Предполагается, что с 2020 года казахстанцы смогут переводить часть своих пенсионных накоплений в компании, занимающиеся управление активами. «Планируется внесение изменений в законодательные акты в части институционального формирования рынка компаний по управлению пенсионными активами (КУПА)», - уточнили в ЕНПФ.

Вкладчики фонда смогут выбирать управляющую компанию и инвестиционные стратегии. Согласно проекту, вкладчики смогут передавать в управление КУПА накопления, превышающие определенный порог (для мужчины порог - 8,2 млн тенге, женщины – 10,1 млн тенге).

«Самое важное в появлении КУПА – это мотивация населения к участию в накопительной системе и увеличению своих сбережений, выбор инвестиционных предпочтений, исходя из уровня доходности и риска. При этом централизованный учет накоплений населения – взносов, активов, инвестиционного дохода – будет вести ЕНПФ. Фонд как полноценный, регулируемый участник финансового рынка будет заключать договоры доверительного управления с КУПА, кастодиальные договоры с участием банков-кастодианов. Единый учет и контроль пенсионных накоплений со стороны государства сохранится», - сообщили в пенсионном фонде.

Совместные пенсионные аннуитеты

Планируется развитие системы пенсионных выплат: по графику - из ЕНПФ, по пенсионным аннуитетам - из компаний по страхованию жизни.

Постановлением правления Нацбанка РК № 194 предусмотрено внедрение совместных пенсионных аннуитетов. Участники рынка и ЕНПФ разработали ряд предложений, которые уже направлены регулятору. «Женщина остается незащищенной, когда ее супруг уходит из жизни, если она долгое время не работала, не делала отчислений в ЕНПФ, но заботилась о детях. Бывают жизненные ситуации, когда супруг продолжительное время работал, отчислял средства в фонд, приобрел пенсионный аннуитет и через какое-то время скончался. Поэтому есть предложение предусмотреть именно такой совместный аннуитет, который защитит интересы женщин. Скорее всего, инициатива по внедрению совместных пенсионных аннуитетов будет поддержана и оговорена в законопроекте», – отметил на одном из общественных советов при ЕНПФ глава пенсионного фонда Жанат Курманов.

Совместный аннуитет подразумевает участие в договоре пенсионного аннуитета не одного человека, а супружеской пары. Если мужчина много зарабатывает, то может купить совместный аннуитет, в который будет включена и его жена. Женщины выходят на пенсию раньше мужчин, и совместный аннуитет позволит объединить пенсионные накопления супругов и перераспределить доходы по договору аннуитета. Если супруг уйдет из жизни, то его жена сможет рассчитывать на выплату по пенсионному аннуитету.

Заключить договор пенсионного аннуитета могут мужчины, достигшие 55 лет и женщины в возрасте 51 года. При этом оговаривается минимальный порог по накоплениям в ЕНПФ. У мужчин размер средств в фонде должен быть не менее 10,1 млн тенге, у женщин – 13,8 млн тенге.

В ЕНПФ отметили, что при покупке аннуитета будет учитываться не только объем накоплений в фонде, сформированный за счет обязательных взносов в фонд. «Ранее были внесены изменения в законодательство. Они позволили объединять обязательные пенсионные взносы, обязательные профессиональные пенсионные взносы и добровольные пенсионные взносы при покупке аннуитета. В результате с 2019 года рынок пенсионных аннуитетов стал резко расти», – уточнил Жанат Курманов.

Также рассматриваются предложения по так отложенному аннуитету – когда вкладчик сможет приобрести аннуитет раньше установленного законом возраста при наличии достаточной суммы сбережений. Но выплаты по аннуитету будут осуществляться при наступлении пенсионного возраста.

Пенсия в ЕАЭС

В середине декабря 2019 года было подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В 2020 году предстоит его ратификация парламентами всех государств-членов ЕАЭС. После вступления Соглашения в силу трудящиеся ЕАЭС будут получать пенсию по месту проживания не только за периоды работы у себя на родине, но и за периоды работы в других государствах ЕАЭС. Каждое государство будет платить пенсию по своему законодательству.

В правительстве озвучили планы по досрочному снятию пенсионных накоплений гражданами Казахстана. Все, что известно на сегодня о новой норме, читайте в обзоре Tengrinews.kz.

Пенсионные накопления граждан хранятся в Едином национальном пенсионном фонде. По актуальным данным, общие накопления вкладчиков в ЕНПФ превысили 12 триллионов тенге. Каждый работающий казахстанец обязан отчислять в фонд 10 процентов от размера своего дохода. Эти деньги он будет получать после выхода на пенсию: после 63 лет для мужчин и 59 лет для женщин.

По плану правительства у 721 тысячи человек будет возможность использовать часть пенсионных накоплений. Вместе они могут снять до 1,4 триллиона тенге.

1. Граждане трудоспособного возраста, имеющие пенсионные накопления, превышающие "порог достаточности", это порядка 529,7 тысячи человек).

2. Состоявшиеся пенсионеры, которые имеют накопления в ЕНПФ. Они смогут снять до 50 процентов оставшейся суммы, их около 178,4 тысячи человек. У этой категории граждан совокупная пенсия (включая пенсию по возрасту, базовую пенсию и выплаты из ЕНПФ) должна составлять не менее 40 процентов от ранее получаемой зарплаты.

3. Граждане, уже оформившие себе пенсионный аннуитет и имеющие еще накопления в ЕНПФ, - порядка 13,3 тысячи человек.

Публикация от TengriNews (@tengrinewskz) 2 Сен 2020 в 2:40 PDT

"Порог достаточности - это минимальная необходимая сумма пенсионных накоплений для вкладчика определенного возраста. Она рассчитывается так, чтобы с учетом будущих регулярных 10-процентных пенсионных взносов в ЕНПФ от его дохода обеспечить гражданина пенсией (не ниже минимальной) до 82 лет.

По планам правительства "порог достаточности" будет одинаковым для мужчин и женщин и будет высчитываться отдельно для каждого возраста, исходя из складывающихся параметров (доходность, инфляция, размер минимальной выплаты и так далее).

По предварительным расчетам, например, для граждан в возрасте 30 лет он составит 2 миллиона 518 тысяч тенге.

Для 35 лет - 2 миллиона 961 тысяча тенге;
40 лет - 3 миллиона 437 тысяч тенге;
45 лет - 3 миллиона 947 тысяч тенге;
50 лет - 4 миллиона 495 тысяч тенге;
55 лет - 5 миллионов 84 тысячи тенге;
59 и более лет - 5 миллионов 586 тысяч тенге.

Сверх этой суммы граждане смогут изъять накопленные деньги.

Ограничения по количеству изъятий не предусмотрены. Допускается, что граждане смогут повторно использовать часть пенсионных накоплений на одну и ту же либо на другую цель.

Правительство определило три основных направления, куда можно будет потратить снятые досрочно пенсионные накопления:

  • решение жилищного вопроса;
  • лечение свое, супруга или супруги, а также близких родственников;
  • передача пенсионных активов в доверительное управление.

Использование части пенсионных накоплений для улучшения жилищных условий предусматривает возможности приобретения жилья на первичном и вторичном рынке или земельного участка, рефинансирования или погашения ипотечных займов (в любом банке второго уровня, по любой программе), строительства или ремонта собственного жилья и другие варианты улучшения жилищных условий.

Жилье, приобретенное с использованием пенсионных накоплений, может быть продано только по истечении пяти лет.

Уполномоченным оператором по целевому использованию выплаченных пенсионных накоплений на улучшение жилищных условий по принципу "одного окна" предлагается определить вновь создаваемый "Отбасы Банк" (АО "Жилстройсбербанк"). Порядок улучшения жилищных условий за счет выплат пенсионных накоплений утвердит Министерство индустрии и инфраструктурного развития.

Предполагается, что для использования части пенсионных накоплений при оплате лечения вкладчик будет обращаться в специально созданные комиссии при управлениях здравоохранения областей и городов республиканского значения.

Частью пенсионных накоплений можно воспользоваться для оплаты лечения себя, супругов или близких родственников (дедушки, бабушки, родителей, детей, внуков, братьев, сестер).

Получив заключение комиссии о необходимости получения медпомощи, после выбора клиники для прохождения лечения вкладчик обращается с заявкой к уполномоченному оператору по целевому использованию выплаченных пенсионных накоплений на оплату лечения.

Правила направления граждан на получение медпомощи за счет выплат пенсионных накоплений определит Министерство здравоохранения.

По планам правительства, казахстанцы смогут использовать часть пенсионных для передачи в управление финансовой компании. Выбор частной финансовой компании вкладчик будет осуществлять посредством подачи заявления в ЕНПФ.

Для целевого использования можно будет объединять денежные средства супругов и близких родственников (дедушки, бабушки, родителей, детей, внуков, братьев, сестер).

Правила передачи пенсионных активов в доверительное управление определит Агентство по регулированию и развитию финансового рынка.

Норму о досрочном использовании пенсионных накоплений на покупку жилья, оплату лечения и передачу в управление частным финансовым компаниям планируют ввести уже с начала 2021 года.

"Президент поставил задачу принять все нормативно-правовые акты, которые касаются этой реформы, до конца года. Поэтому мы рассчитываем, что до конца года будут приняты поправки в законодательство и будут утверждены соответствующие постановления правительства и приказы соответствующих министерств. И с 1 января 2021 года, я думаю, мы сделаем все, чтобы люди уже могли воспользоваться этой возможностью", - сообщил заместитель премьер-министра Ералы Тугжанов.

  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут


Казахстанские власти намерены объединить все действующие в стране пенсионные фонды в один. Как относятся к этой идее жители республики, выяснял корреспондент DW.

Вопросы реформирования пенсионной системы становятся все более актуальными в казахстанском обществе. Сначала в стране активно обсуждали повышение пенсионного возраста для женщин, теперь глава государства Нурсултан Назарбаев поручил создать Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ) под управлением Национального банка и уже к 1 июля 2013 года передать ему счета всех частных накопительных пенсионных фондов.

Нет инструментов для развития пенсионной системы

В Казахстане с 1998 года существует накопительная пенсионная система. На сегодняшний день наряду с Государственным накопительным пенсионным фондом ( ГНПФ) в стране действует не менее 10 частных пенсионных фондов. Однако их низкая доходность в течение всех 14 лет вызывала критику. Руководители же пенсионных фондов указывали на отсутствие прописанных в законодательстве норм и механизмов, которые бы позволяли им вкладывать пенсионные активы в выгодные ценные бумаги.

"Возможно, в новой идее и есть какая-то логика, но разработчикам нечего предложить рынку для кардинального изменения ситуации. Объединенный государственный пенсионный фонд будет работать на той же площадке, на которой сегодня работают частные пенсионные фонды, т.е. на Казахстанской фондовой бирже. Проблема же заключается в том, что эффективных инструментов нет, поэтому доходность по инструментам ему взять негде", - отметил в комментариях DW председатель Ассоциации пенсионных фондов РК Айдар Алибаев.

Доходность частных пенсионных фондов, по официальным данным, в январе 2013 года варьировалась от 3,5 до 7,5 процента, а доходность ГНПФ составляла лишь 3,93 процента. Поскольку в Казахстане внедрена практика обязательных пенсионных отчислений, граждане могут выбирать и отдавать свои пенсионные активы наиболее приемлемому для них пенсионному фонду. Как правило, предпочтение отдается тому, чья доходность выше. В этой связи самым главным недостатком грядущей пенсионной реформы становится отсутствие конкуренции на пенсионном рынке и нарушение конституционного права граждан на выбор, где осуществлять накопления своей пенсии.

Еще одним отрицательным моментом данной реформы является вопрос, затрагивающий интересы частного предпринимательства. "Представьте, люди развивали свой бизнес в виде пенсионного фонда, вкладывались, а теперь это их детище у них принудительно отбирают. Будет ли назначаться какая-то компенсация, каковы механизмы передачи этих средств?", - отмечает в комментариях DW председатель Ассоциации пенсионных фондов РК. Также до сих пор не ясен и вопрос с сотрудниками частных пенсионных фондов, а это не менее 12 тысяч человек, которые уже в ближайшем будущем могут пополнить ряды 47 тысяч казахстанских безработных.

Независимые казахстанские эксперты также отмечают, что согласно заявлению президента страны Нурсултана Назарбаева, 20,7 миллиарда долларов пенсионных накоплений граждан могут быть направлены на кредитование реальной экономики и на развитие предпринимательства. По мнению независимого политолога Досыма Сатпаева, учитывая высокий уровень коррупции в стране, у населения возникают опасения, что пенсионные активы могут быть вложены в провальные проекты или оказаться на личных счетах в зарубежных банках какого-нибудь казахстанского чиновника.

Данные опасения обоснованны, поскольку как отмечает глава частного накопительного пенсионного фонда "Астана" Андрей Карягин, все пенсионные накопления граждан будут находиться под управлением одной команды и зависеть от ее решений. А малейшая ошибка команды ЕНПФ может обойтись вкладчикам в миллиарды тенге. Также эксперт не исключает, что при переводе всех пенсионных активов на счета ЕНПФ может возникнуть путаница, а то и потеря счетов и денег вкладчиков.

Преимущества новой пенсионной реформы

Сторонники идеи ЕНПФ также отмечают, что пенсионные накопления граждан позволят, наконец, обеспечить долгосрочное финансирование различных инфраструктурных проектов. Кроме того, предполагается управлять таким фондом в административном отношении будет гораздо проще, нежели десятью частными, и соответственно проще будет установить контроль над состоянием индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков.

Следите за нашими новостями на Facebook , Twitter и Telegram

Актуальность деятельности Накопительных Пенсионных Фондов в Республике Казахстан объективно обусловлена проблемами поэтапного реформирования пенсионной системы. Кризис пенсионной системы усугубился состоянием экономики, снижением занятости трудоспособного населения и общей тенденцией для всех стран мира - "старением" населения. В результате возникновения объективных трудностей в системе пенсионного обеспечения в Казахстане, вызванных увеличением доли престарелых граждан в общей численности населения возникла необходимость в безотлагательном реформировании пенсионной системы страны. 1 июля 1997 года в Казахстане введен в действие закон "О пенсионном обеспечении в Республики Казахстан".

Накопительная пенсионная система в Казахстане действует девять лет и достигла высоких результатов. Но всё же существуют и определенные моменты при переходе к новой системе, которые кроются в развитии Накопительных Пенсионных Фондов. Это общая неосведомленность вкладчиков о сути пенсионной системы, проблемы выбора пенсионного фонда, трудности связанные с перечислением пенсионных взносов и другие немаловажные проблемы.

В силу недостаточной разработанности теоретических и практических аспектов реформирования пенсионной системы существует необходимость изучения теоретических вопросов деятельности Накопительных Пенсионных Фондов. Обоснование необходимости реформы пенсионной системы в республике Казахстан, а также проведение сравнительного анализа опыта зарубежных стран позволят выявить особенности казахстанской модели реформирования пенсионной системы.

Разнонаправленные тенденции по доходности на рынке инвестирования пенсионных активов свидетельствуют о том, что Пенсионные Фонды Казахстана находятся в поиске наилучших способов сохранения и приумножения денег вкладчиков. Поэтому изучение проблем и перспективы развития Накопительных Пенсионных Фондов приобретают актуальное значение.

Республика Казахстан -- первая из стран Содружества Независимых Государств, осуществившая реформу пенсионного обеспечения населения. Главным в пенсионной реформе стал постепенный переход от распределительной системы социального обеспечения, основанной на солидарности поколений, к накопительной пенсионной системе, предусматривающей индивидуальные пенсионные сбережения в накопительных пенсионных фондах.

На этапе становления особая стратегическая роль, заключавшаяся в стимулировании развития новой накопительной пенсионной системы, была отведена специально созданному в сентябре 1997 года постановлением Правительства РК институту -- Государственному накопительному пенсионному фонду. Государственный накопительный пенсионный фонд стал своеобразной стартовой площадкой пенсионной реформы в стране: он стал первым накопительным фондом страны, принял первый пенсионный взнос и первым среди пенсионных фондов получил право на самостоятельное управление пенсионными активами.

В течение продолжительного -- в масштабе одного десятилетия -- периода времени с 1998 по 2002 год, ГНПФ обладал особым статусом «фонда по умолчанию», который позволял включать в число его вкладчиков всех тех граждан, которые по какой-либо причине самостоятельно не принимали решения по выбору пенсионного фонда. Таким образом реализовывалась задача по максимальному вовлечению населения в накопительную пенсионную систему и формированию базы вкладчиков накопительной пенсионной системы. Но этот же статус не позволял ГНПФ вплоть до 2003 года быть полноценным и конкурентным участником пенсионного рынка, какими были другие существовавшие негосударственные накопительные пенсионные фонды.

Спустя еще два года в 2005 году Фонд сменил свое официальное название с АО «Государственный накопительный пенсионный фонд» на АО «Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ», где за аббревиатурой уже прежнее содержание не сохраняется. ГНПФ выполнил возложенную на него историческую миссию по формированию доверия к новой пенсионной системе со стороны населения, созданию основ пенсионного рынка и конкурентной среды.

Сегодня ГНПФ -- один из крупнейших пенсионных фондов страны, занимающий лидирующие позиции по многим ключевым показателям.

История в датах:

* 12 мая 1997 года разрабатывается и принимается Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения в Республике Казахстан, утвержденная Постановлением Правительства Республики Казахстан, в которой предусмотрено создание ЗАО «Государственный накопительный пенсионный фонд»

* 20 июня 1997 года вступил в силу Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»

* 24 сентября 1997 года вышло постановление Правительства РК «О создании закрытого акционерного общества «Государственный накопительный пенсионный фонд»

* В 1998 -- 2002 годы ГНПФ осуществляет деятельность в режиме «Фонд по умолчанию»: обязательные пенсионные взносы перечисляются работодателем в ГНПФ, если работник не определился с выбором и не заключил договор с другим пенсионным фондом

* В 1998 году активно формируется и развивается сеть представительств Фонда в регионах Казахстана

* 19 января 1998 года поступил первый в истории накопительной пенсионной системы Казахстана пенсионный взнос

* 11 августа 1999 года ГНПФ первый в истории накопительной пенсионной системы получил лицензию на самостоятельное управление пенсионными активами

* В 2003 году ГНПФ приобретает равные права с негосударственными накопительными пенсионными фондами. Сняты ограничения по инвестиционным возможностям, отменен статус «Фонд по умолчанию»

* В октябре 2004 года Национальный Банк Республики Казахстан стал акционером ГНПФ наряду с Правительством Республики Казахстан

* В 2005 году казахстанская ассоциация IT -- компаний, Ассоциация финансистов Казахстана при поддержке Комитета по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК присвоила ГНПФ сертификат «Территория, свободная от нелицензионного программного обеспечения»

* С 1 февраля 2005 года АО «Государственный накопительный пенсионный фонд» изменил свое наименование на АО «Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ»

* В ноябре 2005 года в Брюсселе (Бельгия) ГНПФ была вручена премия «EuroMarket Award» за вклад в развитие пенсионного сектора (управление капиталом) Республики Казахстан

* 25 ноября 2005 года подписан Меморандум о намерениях Европейского Банка Реконструкции и Развития войти в акционерный капитал ГНПФ

* С января 2006 года, руководствуясь интересами вкладчиков, ГНПФ первый и единственный среди всех пенсионных фондов снизил сумму взимаемых комиссионных вознаграждений по пенс. активам до 0,0475%

* 31 мая 2007 года Европейский Банк Реконструкции и Развития вошел в состав акционеров ГНПФ

* В июле 2007 года фонд успешно прошел аудит на ре-сертификацию системы менеджмента качества на соответствие требованиям стандарта ISO 9001: 2000

* В августе 2007 года Казахстанская фондовая биржа KASE признала ГНПФ Лидером биржевого рынка ценных бумаг среди небанковских брокерских и/или дилерских организаций по итогам 2006 года

* В декабре 2008 года Система менеджмента качества (СМК) Акционерного общества «Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ» успешно прошла аудит наблюдения на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000.

* В декабре 2008 года - январе 2009 года Уставный капитал Фонда увеличен в 5 раз и составляет 5 012 770 862 тенге

На 1 марта 2010 года сумма пенсионных активов ГНПФ превысила 300 млрд. тенге

За 8 месяцев 2010 года "чистый" инвестиционный доход ГНПФ составил 14 845 668 тыс. тенге, что в абсолютном значении является самым высоким показателем среди всех НПФ Республики Казахстан

1997 -- 1999 гг.: Сулейменов Серик Жусупович, Генеральный директор

1999 -- 2000 гг.: Султанкулов Ерик Ахметханович, Генеральный директор

2000 -- 2002 гг.: Сулейменов Серик Жусупович, Генеральный директор

2002 -- 2006 гг.: Курманов Жанат Бостанович, Генеральный директор

2006 -- 2009 гг: Секенов Алгазы Сергазиевич, Председатель Правления

2009 г. - по настоящее время: Медеушеева Долорес Таировна, Председатель Правления

Читайте также: