Будет пенсионный фонд отдавать долги

Частные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы не только за своих работников, но и за себя. Процедура выполняется ежегодно, а также на основании актуальных реквизитов. Но если ИП не может или не желает вносить взносы, то у него появляется задолженность.

С 2018 года государство предлагает бизнесменам налоговую амнистию по сборам и страховым взносам, но если ИП по разным причинам не может воспользоваться этим послаблением, то его долги будут взыскиваться принудительным образом.

Бесплатно по России

Кому спишут долги в 2020 году

В текущем году предлагается амнистия по задолженности по страховым взносам, как для ИП, так и для частных лиц. Физлица списывают долги по транспортному, имущественному и земельному налогу, но это относится только к задолженности, которая образовалась до 2015 года.

На 2020 год предлагается несколько послаблений для ИП, поэтому списанию подлежат разные виды долгов, к которым относится и задолженность по страховым взносам. Списанию подлежат не только непосредственные долги, но и начисленные по ним штрафы и пени.

На основании амнистии прекращаются все судебные разбирательства, касающиеся взыскания средств с предпринимателей. Процедура аннулирования долга инициируется представителями ФНС, поэтому бизнесмены могут не составлять самостоятельно какие-либо заявления.

В 2020 году предлагается амнистия следующим лицам:

  • юрлицам прощаются долги по взносам в соцфонды;
  • лица, занимающиеся ведением частной практики, получают освобождение от погашения задолженности по страховым взносам;
  • физлицам и ИП прощаются долги по транспортному, подоходному и имущественному долгу;
  • для ИП дополнительно предлагается амнистия по взносам в ПФР, ФСС И ОМС.

Списание производится исключительно по задолженностям, которые образовались до 2017 года, если это относится к страховым взносам. По налогам списание производится в отношении долгов, появившихся до 2015 года.

Сведения о наличии непогашенной задолженности можно получить непосредственно от работников ФНС или через официальный сайт данной службы. Проверка может выполняться через портал Госуслуг при наличии идентифицированной учетной записи.

Рекомендуется обратиться к приставам, чтобы узнать о наличии открытых производств, по которым специалисты ФССП имеют право списывать средства с расчетных или личных счетов предпринимателей.

Что сделать для списания долгов

Амнистия предлагается на основании официальных распоряжений Правительства, причем для списания задолженности предпринимателям не нужно составлять какие-либо заявления, подготавливать документы или обращаться к работникам ФНС.

Фискальные органы каждого региона самостоятельно формируют специальный график, на основании которого списываются долги индивидуальных предпринимателей. Нередко возникают ошибки и недоразумения, поэтому задолженности ИП просто не списываются.

Поэтому предприниматели выполняют действия:

  • первоначально проверяется личный кабинет на сайте ФНС, в котором отражаются текущие и списанные долги;
  • если возникают сомнения относительно наличия непогашенной задолженности, то можно уточнить данный вопрос по телефону или при личном посещении отделения ФНС;
  • при необходимости составляется специальное обращение к представителям ФНС, в котором содержится просьба о сверке долгов и их списании в рамках проводимой амнистии.

Такие действия позволяют снизить риск, что долги, которые по закону можно списать, придется погашать самостоятельно.

Амнистия представлена мерой поддержки, которая предлагается предпринимателям, которые при столкновении с кризисными ситуациями не смогли заплатить налоги и страховые взносы. Но это не относится к недобросовестным бизнесменам, которые укрывали доходы или пытаются списать недавно возникшие долги.

Как узнать о задолженности онлайн

Если у предпринимателя имеются долги, возникшие после 2017 года, то ему придется самостоятельно погашать эту задолженность. Если ранние долги не были списаны, то получить информацию об оставшейся сумме можно через личный кабинет на сайте ФНС.

Как взыскивается недоимка

Если долги предпринимателя не попадают под амнистию, то он сталкивается с принудительным взысканием денег.

Процедура делится на несколько этапов:

  • При обнаружении по страховым взносам налоговым органом, Налогоплательщик получает от специальное требование об уплате страховых взносов. Процедура выполняется в течение трех месяцев после обнаружения недоимки, что указывается в ст. 69 НК. В тексте содержится не только размер неуплаченного взноса, но и начисленные пени или штрафы.
  • Если ИП отказывается вносить плату, то снимаются средства, находящиеся на банковском счете предпринимателя. Процедура выполняется на основании решения руководства ФНС, для чего работникам банка направляются специальные поручения. Деньги со счетов переводятся налоговой инспекции. Решение о взыскании средств принимается в течение двух месяцев после окончания срока, предоставленного налогоплательщику для погашения долга. Для обеспечения исполнения данного решения приостанавливаются все операции по счетам.
  • Взыскание средств за счет другого имущества. Этот процесс выполняется при отсутствии денег на счете. Такое решение принимается через год после истечения срока исполнения требования, по которому ИП должен погасить долг. Для этого специальное постановление направляется приставам. Для исполнения решения ФНС применяется арест имущества. Конфискации подлежит не только имущество, используемое в процессе работы, но и личные ценности ИП.
  • Объявление бизнесмена банкротом. Если у гражданина отсутствуют деньги или ценности, с помощью которых можно погасить долг, то направляется представителями ФНС в суд дело о банкротстве. На основании ФЗ №127 основанием для признания предпринимателем банкротом выступает неспособность отвечать по обязательствам.

Добровольное погашение долгов

Чтобы предотвратить начисление пени и штрафов, предприниматели обязаны ответственно подходить к своим обязательствам перед ФНС и другими государственными фондами. Поэтому нужно ежегодно вносить плату в виде страховых платежей. Для этого используются реквизиты, получаемые от представителей ФНС. Информация предоставляется на сайте или при личном посещении отделения службы.

Платежные поручения можно сформировать через онлайн-сервисы, что предотвращает возможность допущения ошибок. Нужные значения в таких формах вставляются автоматически, поэтому вводятся верные КБК и номера счетов. Если же переносить сведения самостоятельно на бумагу, то можно перепутать цифры. Это приведет к возникновению просрочки, а также начислению штрафов и пени.

Если добровольно погашаются долги, то желательно вместе с чеком и квитанцией обратиться к работникам ФНС, чтобы представить им доказательства исполнения обязательства. Это позволит оперативно внести изменения в специальную базу данных, поэтому можно не опасаться начисления дополнительных штрафов, наложения ареста на счета или принудительного взыскания средств.

Полезное видео

Дополнительная информация по теме статьи в видео:

Заключение

Государство старается помочь предпринимателям, попавшим в сложную финансовую ситуацию. Поэтому предлагается специальная амнистия по старым долгам, причем она действует не только в отношении сборов, но и по страховым взносам.

Списываются долги по взносам, возникшие до 2017 года. Для этого бизнесменам не нужно составлять какие-либо заявления или подготавливать много документов. Процедура выполняется автоматически, но желательно самостоятельно через личный кабинет на сайте ФНС убедиться в списании. Если представители службы допускают ошибки, то можно оставить специальный запрос на проведение сверки.

Так называемый «новый закон о запрете взыскания с пенсий и социальных выплат» с 1 июня 2020 года вступил в силу. И многих пенсионеров интересует – освободит ли этот закон их от возврата долгов и преследования со стороны приставов, банков и коллекторов? Давайте разберемся. Законодатели, с одной стороны расширили перечень доходов, которые защищены от взыскания по исполнительному листу, с другой – обязали банки маркировать защищенные от взыскания поступления специальным кодом, чтобы судебные приставы не могли их по ошибке арестовать, как это часто происходит сегодня, например - с детскими пособиями. То есть на первый взгляд новый закон эффективно поможет пенсионерам. Разбираемся подробнее.

21 февраля 2019 года был принят Федеральный закон № 12 о внесении изменений в некоторые статьи ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве». Согласно статье 2 данного нормативного акта, он вступил в силу с 01.06.2020 года. Таким образом, упомянутый выше закон о введении запрета на взыскание с части социальных выплат — это поправки к уже давно работавшему ФЗ № 229, который содержит основные нормы о принудительном взыскании службой судебных приставов. Многие граждане ожидают от этого нововведения полное ограничение пенсионеров от судебных взысканий. Мол теперь банки, выиграв суды, не смогут забирать у пенсионеров-должников по кредитам даже 50% от пенсий в счёт погашения долгов.

Люди думают, что приставы по новому закону больше не будут иметь право на удержание с песий по старости и по инвалидности. В интернете даже появились статьи с рассказами об избавлении пенсионеров от преследований банков, а в ютубе – ролики на эту тему. Но в реальности всё это совершенно не так и эти авторы просто выдают желаемое за действительное. Основной посыл данного закона заключается в запрете списания долгов с пенсии по потере кормильца и с социальных выплат. Всё!

Кроме того, данный закон нововведением не является - многие выплаты социального характера были защищены и раньше. Поэтому ещё раз – весь смысл поправок заключается в том, что с 1 июня 2020 года работодатели и банки должны будут при перечислении удерживаемых с граждан средств указывать в платежных документах специальный код, при помощи которого можно будет определить вид дохода в целях обеспечения защиты средств, не учитываемых при осуществлении принудительного взыскания.

Итак – подведем итог. После июня 2020 года с пенсии по старости и по инвалидности взыскание будет, как и раньше осуществляться в общем порядке, а с пенсии по потере кормильца, как и раньше, ни при каких условиях приставы долг не будут удерживать. Кроме того, судебными приставами, как и раньше может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот. Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.

Ох, а какие у государственных умов были планы еще несколько месяцев назад. Руководитель ФССП публично обещал, что из-за пандемии - до конца 2020 года будет введен мораторий на взыскание долгов и изъятие имущества должников .

Если после удержания остается денег меньше прожиточного минимума

Иногда меня спрашивают – пенсионер стал должником по кредиту. Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу если у пенсионера останется денег ниже прожиточного минимума? На что он тогда будет жить? Но государство и законодатели тут исходят из такого принципа – когда такой человек брал кредит, он как-то рассчитывал погашать его? Он же не специально взял невозвратный кредит, так как у него только одна пенсия на которую он живет? Поэтому тут ничего не изменилось.

В этом случае, согласно ст. 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве», сумма удержания, в том числе с пенсии будет составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %. Насколько разумно государство поступает в этом вопросе? – сказать сложно.

С одной стороны жалко пожилых людей, которые став должниками, вынуждены отдавать своим кредиторам половину пенсии и жить впроголодь. С другой стороны, наивно надеяться, что государство возьмёт и запретит кредиторам возвращать свои деньги с тех же пенсий. Иначе в стране увеличится количество юридически закрепленных невозвратных кредитов и государству тогда придётся вводить запрет на выдачу кредитов и займов гражданам пенсионного возраста, что плохо уже скажется на кредитоспособных пенсионерах. По этим причинам кардинальных изменений в этом вопросе в ближайшее время можно не ожидать.

В принципе сейчас у нас в отношении пенсионеров действуют такие же принципы ответственности по долгам, как в Европе и США. С той лишь разницей, что пенсии там в разы больше и на них реально можно не существовать, а жить: хорошо питаться. лечиться, одеваться, даже отдыхать. Не говоря уже о возможности кредитоваться под разумный процент.

Как сделать удержание с пенсии меньше 50%

Что бы я порекомендовал делать в такой ситуации, когда пожилой человек стал должником по кредиту, коммунальным платежам или иному обязательству, у него взыскивают 50% с пенсии и на оставшиеся деньги трудно прожить? Нужно иметь в виду, что Конституционный и Верховный суды неоднократно высказывали мнение, что при определении процента удержания с пенсии, являющейся основным источником дохода, необходимо учитывать интересы сторон, в том числе должника и его иждивенцев. Прежде всего это должен учитывать пристав– исполнитель!

Закон позволяет приставу при определении данного процента исходить из конкретных обстоятельств дела. Поэтому при возникновении такой ситуации можно ходатайствовать о снижении процента удержания перед приставом. Для этого достаточно в свободной форме составить ходатайство, в котором указать на размер пенсии, который остается после удержания и размер официальных ежемесячных расходов.

К заявлению необходимо приложить копии подтверждающих расходы документов: квитанцию о квартплате, чеки на лекарство и продукты питания и другие социально- необходимые расходы. Если пристав оказался черствым и не принял во внимание Вашу просьбу на уменьшение ежемесячного удержания с пенсии – необходимо обратиться с жалобой по этому вопросу на имя старшего судебного пристава, а лучше - в суд.

Мой ютуб-канал адвоката

🎦 Кстати, важная новость для пенсионеров – с апреля 2020 года можно будет обращаться с заявлением в ФССП к приставу, который ведет Ваше исполнительное производство, и просить снизить удержание по исполнительным листам до 20% в месяц или предоставить рассрочку па 2 года. Такая мера – это попытка государства в лице ФССП помочь пенсионерам выжить в условиях вынужденных мер ограничения в связи с пандемией коронавируса. В этом видео я рассказываю, как можно получить рассрочку по исполнительному производству :

🎦 Я думаю Вам будет интересен рассказ о том, как можно ходатайствовать перед приставом об уменьшении ежемесячного удержания по исполнительному листу с 50% до меньшей суммы . Причем это можно сделать не только пенсионерам:

Посмотрите эти видеоролики! В комментариях к своим видео я совершенно бесплатно консультирую подписчиков своего канала по вопросам кредитных долгов. Жду Ваших вопросов, и лайков. Подписывайтесь на мой ютуб-канал!

Краткое содержание:


С 1 июня 2020 года у нас в стране вносятся изменения в процедуру взыскания долгов по исполнительным листам. А именно, изменяется и расширяется перечень денежных средств, на которые судебный пристав не сможет накладывать взыскание. Что именно будет изменено, подробнее рассмотрим в данной статье.

Изменение в процедуре взыскания с 1 июня 2020 года

Исходя из принятых в законодательстве изменений, выплаты социального характера в пользу граждан освобождаются от возможного взыскания судебными приставами. Изменения вступят в силу с 1 июня 2020 года.

Речь идет о денежных средствах, которые были перечислены гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в виде единовременной материальной или финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости и/или в виде единовременного пособия членам семей граждан, погибших (умерших) в результате чрезвычайной ситуации, и гражданам, которым был причинен вред здоровью различной степени тяжести.

Также изменения дополнительно защищают права должников, обязывая лиц, которые выплачивают гражданину заработную плату или иные доходы, на которые нельзя обратить взыскание, указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Помимо этого, в обязанности работодателя входит указание в расчетном листке суммы, которая была удержана в текущем месяце на основании исполнительного листа. Эта мера позволит избежать ошибочного ареста приставами социальных выплат, так как сейчас приставы не знают источника поступления денежных средств и часто блокировали любые поступившие на счет средства. После этого должнику приходилось долго оспаривать решение и доказывать, что эти деньги нельзя было взыскивать.

Взыскание долгов с пенсии

В некоторых средствах массовой информации при разъяснении сути нововведений указывается, что теперь новый закон защищает пенсионеров от взыскания по долгам в рамках исполнительного производства. На самом деле все далеко не так, и никакой гарантии от взыскания у пенсионеров нет. С пенсии по-прежнему пристав может взыскивать долг, хотя и с небольшими условиями.

В статье 101 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" указывается, что взыскание допускается со страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной доплаты к страховой пенсии), с накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности. Но нельзя взыскивать задолженность из пенсии по случаю потери кормильца и доплаты (выплаты) к ней.

Таким образом, нововведение не делает пенсии неприкосновенными и не вводит запрет на взыскание с пенсии в счет погашения долга по исполнительному производству. Взыскивать долг можно и из заработной платы, если пенсионер официально работает.

Вывод

С июня 2020 года расширяется список доходов социального характера, из которых нельзя взыскивать средства в счет долга по исполнительному производству. Также у работодателя появляется обязанность указывать в платежных документах код, с помощью которого можно будет идентифицировать платеж и защитить его от незаконного взыскания. В ситуации взыскания задолженности с пенсионеров нужно учитывать тип пенсии. Если это, например, страховая пенсия по старости или страховая пенсия по инвалидности, то взыскание долга будет происходить по общим правилам, так же как и с заработной платы. Но нельзя взыскивать задолженность с пенсии по потере кормильца.

Как уже летом семья может получить 100 000 рублей от государства можно ознакомиться по ссылке Подробнее >>>

Новый обман нацеленный на пенсионеров и доверчивых граждан можно ознакомиться по ссылке Подробнее >>>

Банки начинают массово собирать информацию о клиентах и в чем опасность для простых граждан можно ознакомиться по ссылке Подробнее >>>


Денежные средства, законность получения которых невозможно доказать, будут конфисковывать и перечислять в Пенсионный фонд РФ. О подготовке соответствующих поправок в Гражданский и Бюджетный кодексы «Известиям» рассказали в Минфине. Документ готовы поддержать в большинстве фракций Госдумы, учитывая многомиллиардный дефицит Пенсионного фонда. Пока в пользу государства изымается только имущество, приобретенное на неподтвержденные доходы, — в этом году ПФР впервые получил 21,4 млрд рублей за конфискованную у чиновников недвижимость. Однако мера касается не только госслужащих — в прошлом году Конституционный суд подтвердил, что она грозит любому, кто не смог доказать законность приобретения.

Не только имущество


Как выяснили «Известия», Минфин готовит поправки в ст. 46 и 146 Бюджетного кодекса РФ в части уточнения перечня доходов бюджета Пенсионного фонда. Речь идет о том, чтобы в ПФР перечислялись денежные средства, в отношении которых в соответствии с законодательством о противодействии коррупции не представлены доказательства, подтверждающие законность их получения. Эту информацию «Известиям» подтвердили в пресс-службе ведомства.

В Гражданский кодекс сейчас вносятся уточняющие поправки, что конфисковано в установленных случаях может быть не только имущество, в отношении которого не представлены доказательства, подтверждающие приобретение имущества на законные доходы, но и денежные средства — в случае отсутствия доказательств законности их получения. Законопроект внесен в правительство, — пояснили «Известиям» в пресс-службе Минфина.

В ведомстве уточнили, что поправки в Бюджетный кодекс нужны для синхронизации его с ГК РФ.


В законопроекте указано, что новые нормы могут вступить в силу уже в декабре этого года.

Сейчас в пользу государства изымается только имущество, если оно приобретено на доходы, законность которых не подтверждена. Причем в конце прошлого года Конституционный суд уточнил, что оно может быть конфисковано у любых лиц, а не только у чиновников и членов их семей, на которых распространяется действие закона о контроле за расходами госслужащих. КС рассматривал этот вопрос в связи с жалобами бывшего полковника МВД Дмитрия Захарченко, его родственников и знакомых. Ранее у них было изъято имущество на общую сумму более 9 млрд рублей.

Что касается денежных средств, в Минфине оперативно не пояснили, кто именно будет осуществлять проверки, а также — какова будет минимальная сумма, которая может вызвать сомнение контролирующих органов.


От коррупционеров — пенсионерам

В большинстве фракций Госдумы инициативу Минфина готовы поддержать в связи с дефицитом средств Пенсионного фонда и падением его доходов.

— Пенсионный фонд надо укреплять. Одним из источников могут быть недоказанные доходы. Но это говорит о том, что накопительная страховая система у нас не работает, — заявил «Известиям» первый зампред фракции «Справедливой России» Михаил Емельянов.

По его словам, инициатива Минфина — попытка «заштопать» эту систему.

— Мы вносили поправки, чтобы такие средства направлялись целевым способом на рост пенсий, а не просто размывались в общем бюджете и экономили ежегодный размер трансферта ПФР из федерального бюджета (в 2021 году должен составить 4,1 трлн рублей. — «Известия»). Но на наш законопроект правительство дало отрицательное заключение, — рассказал «Известиям» зампред фракции ЛДПР Ярослав Нилов.



Правда, по его словам, законопроект может напугать крупный бизнес, который может начать выводить деньги из России.

С наибольшим воодушевлением к законопроекту ожидаемо отнеслись в КПРФ.

Пенсионный фонд сегодня испытывает большую нехватку средств. По моим подсчетам, реальный дефицит составляет около 650 млрд рублей, хотя в бюджете он ниже (согласно данным на 2020 год, дефицит ПФР равен 118,4 млрд рублей. — «Известия»), — заявил «Известиям» первый зампред комитета ГД по бюджету и налогам, коммунист Валентин Шурчанов.

При этом даже дополнительный источник средств вряд ли полностью исправит ситуацию, считает политик.

Срок давности


В Пенсионном фонде от комментариев «Известиям» по поводу инициативы Минфина воздержались.

В этом году ПФР впервые получил деньги от продажи конфискованного у чиновников имущества, не подтвержденного доходами. Выступая на заседании в Совете Федерации в июне этого года, генпрокурор России Игорь Краснов сообщил, что с января сумма составила 21,4 млрд рублей.

— Существует конвенция ООН, которая преследует за незаконное обогащение. Россия до сих пор ее не ратифицировала. В ней как раз идет речь о том, чтобы конфисковать средства, происхождение которых человек доказать не может. Сейчас эта инициатива дословно повторяется, но с приставкой Пенсионного фонда, — рассказал «Известиям» доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Сергей Хестанов.



По его мнению, идет смешение двух разных проблем: коррупционных доходов и нехватки средств в ПРФ. Каждую из них нужно решать отдельно.

— Очевидно, что фонд нельзя наполнить этими деньгами. Хотя решение о повышении пенсионного возраста очень непопулярно, но, на мой взгляд, оно было правильное, — отметил эксперт.

Политтехнолог Дмитрий Фетисов полагает, что законопроект будет поддержан обществом, хотя вызовет напряжение у бизнеса.

— Но здесь главными будут детали и окончательный вид законопроекта после его прохождения в Госдуме, — пояснил эксперт.

С этим согласен глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев. По его словам, после внесения законопроекта в Госдуму важно будет понять срок давности, то есть за какой период могут проверить законность средств. Но общественность эту инициативу в целом поддержит, убежден эксперт.



Утром 22 сентября СМИ стали тиражировать новость о том, что пенсионерам якобы опасно хранить пенсию на карте и не снимать ее больше полугода. Вроде бы из-за этого пенсионный фонд остановит выплаты, чтобы не потратить лишних государственных денег. Источником этой новости был не пенсионный фонд, не банк и не чиновник, а эксперт, который дал интервью одному интернет-изданию. Дальше — дело техники: слова «пенсия», «карты», «опасность» и «предупреждение» в одном предложении стали поводом для устрашающих публикаций.


На самом деле пенсионерам, которые копят деньги в банке, никто не собирается останавливать выплаты. Успокойте близких и покажите им эту статью: в конце есть ссылки на нормативку.

Что за слухи о пенсиях

Один эксперт в интервью предупредил, что пенсионерам опасно хранить деньги в банке, нужно периодически их снимать. А то пенсионный фонд прознает, что деньги не востребованы, и вообще перестанет платить. Ведь если пенсионер не распоряжается деньгами — он, возможно, уже уехал за границу или вообще умер. И у пенсионного фонда якобы есть полномочия приостанавливать выплаты на таком основании.

Мнение эксперта растиражировали СМИ:

Сообщение об опасности для пенсионеров полдня было в списке главных новостей Яндекса. Никаких ссылок на нормативку или разъяснения пенсионного фонда эксперт не привел.

Таких норм не существует, а предупреждения — неправда. ПФР уже опроверг эти слухи.

Можно ли хранить пенсию на карте больше полугода

Да, пенсию на карте можно хранить как угодно долго. Можно вообще не снимать ее годами, сразу переводить на вклад, не расплачиваться этой картой в магазинах и не переводить с нее деньги. Пенсионер имеет полное право без негативных последствий полгода и дольше не совершать никаких операций с деньгами, которые приходят из пенсионного фонда и любых других ведомств.

Если у получателя выплат есть на них право — это его деньги. Отчитываться перед пенсионным фондом о том, копит он их или тратит, не нужно.

Нет ни одной нормы закона, которая бы ставила под удар неиспользованную пенсию. Миллионы пенсионеров получают пенсию и продолжают работать. Кто-то живет на доходы от бизнеса, кому-то помогают дети, у кого-то есть накопления. Есть пенсионеры не по возрасту, а, например, по случаю потери кормильца — такие выплаты могут годами копиться на образование ребенка или его начальный капитал. Пенсию при этом можно вообще не трогать. Хоть пять лет, хоть десять.


Может ли пенсионный фонд узнать, что пенсионер не снимает деньги с карты

Нет, пенсионный фонд не проверяет, что происходит с пенсией после того, как она перечислена на карту. Нет механизмов, которые бы позволили проконтролировать, как пенсионер распоряжается своими деньгами: хранит он их или тратит. Банк не передает сведения об операциях по картам ни в налоговую, ни в пенсионный фонд. Если налоговая еще может узнать о движении по счетам в рамках проверки, то у пенсионного фонда таких полномочий нет.

Если пенсия лежит на карте больше шести месяцев и никто ее не снимает, это не будет основанием для контроля ни со стороны банка, ни со стороны пенсионного фонда. Никогда пенсионный фонд не выступал с такими заявлениями, и в законах про это ничего не написано.

Но даже если представить, что пенсионный фонд знает о пенсионерах, не снимающих деньги, — это не влечет ни для кого никаких последствий. Не снимают — и молодцы, имеют полное право.

Когда пенсионный фонд может перестать платить пенсию

Это может произойти в том случае, если пенсионер более полугода ее вообще не получает — то есть не приходит за ней на почту или не открывает почтальону, который принес деньги. В таких случаях пенсия становится неистребованной. И вот это уже основание для приостановки выплат: пенсионный фонд проверит, что случилось. Вдруг пенсионер умер — а это основание для прекращения выплат.

Еще пенсионер может уехать на постоянное место жительства в другую страну, и в некоторых случаях выплаты российской пенсии при переезде прекращаются.

Даже при таком перерыве пенсионеру снова могут начать платить пенсию — после разбирательств и выяснений. Например, если выяснится, что он не умер, а просто сменил адрес, уехал к детям в гости в другой регион или даже страну и задержался там на полгода. Или пенсионер сменил реквизиты, а новые в пенсионный фонд не сообщил. Вернется или подаст заявление о доставке пенсии — и получит все суммы за время приостановки.

Откуда могли взяться слухи о приостановке выплат

Вот нормативные документы по поводу причин и порядка приостановки.

«Приостановление выплаты страховой пенсии производится в случае… неполучения установленной страховой пенсии в течение шести месяцев подряд — на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек указанный срок».

«В случае неполучения пенсии в течение шести месяцев подряд в связи с обстоятельствами, предусмотренными пунктом 32 настоящих Правил, ее выплата приостанавливается в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24 Федерального закона „О страховых пенсиях“».

Возможно, эксперт прочитал эти нормы, но не разобрался до конца и высказал мнение, которое не имеет ничего общего с реальным положением дел. Если пенсия зачислена на карту — она считается полученной. Больше пенсионный фонд о ней ничего не знает, и никаких оснований для приостановки у него нет.

Покажите эти документы родителям, бабушкам и дедушкам, если они вдруг решили срочно снимать с карты все накопленное.

Что делать пенсионерам, чтобы не потерять пенсию и деньги в банке

Если у пенсионера есть законное право на выплаты от государства, он их не потеряет. Даже если ПФР засомневается — разберутся и все отдадут.

Если получаете пенсию наличными, вовремя сообщайте об изменении банковских реквизитов, личных данных и смене адреса. Если ничего не меняется, то и волноваться не стоит.

Если получаете деньги на карту, проследите, чтобы с 1 октября это была карта «Мир». Больше ничего специально делать не нужно. Хотите снимать деньги — снимайте. Хотите хранить их — спокойно храните какое угодно время. Из-за этого пенсионный фонд точно не приостановит выплаты.

А вот реально существующие способы потерять деньги:

О ходе пенсионной реформы и совершенствовании налогового законодательства обозревателю журнала «Бюджет» рассказывает заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Оксана Дмитриева

— Какие наиболее важные законы по пенсионной реформе были приняты в течение весенней сессии, какие законопроекты еще предстоит принять ?
— Закон об инвестировании средств накопительной части пенсии был принят в ходе весенней сессии. Но есть еще ряд важнейших законопроектов, которые следовало бы принять для совершенствования российской пенсионной системы. Например, принятие закона о восстановлении так называемых «нестраховых периодов» в трудовом стаже необходимо для восстановления социальной справедливости. Эти периоды трудового стажа были отобраны у людей задним числом. Законопроект о восстановлении нестраховых периодов в трудовом стаже Госдума принимала уже несколько раз, но потом наталкивалась либо на вето Совета Федерации, либо на вето президента. Последний раз Совет Федерации наложил вето на закон после согласования всех спорных вопросов в Согласительной комиссии, которое Госдума не преодолела. Но этот вопрос все равно придется решать — если не в весеннюю, то в осеннюю сессию.
В этом году не удалось принять законопроект, внесенный мною, Александром Белоусовым и рядом других депутатов. Суть его в том, чтобы изменить размер коэффициента, который ограничивает учет заработка трудящихся. Сейчас этот коэффициент составляет 1,2. Мы предлагали постепенно увеличить его до 2, что отражает интересы большинства пенсионеров. Это очень важно, поскольку увеличение коэффициента обеспечивает большую связь размера пенсий с заработной платой, получаемой в период работы. Есть еще много законопроектов, направленных на исправление системы пенсионного обеспечения. Но их принятие зачастую наталкивается на противодействие со стороны исполнительной власти.

— В какой степени выплата пенсий зависит от федерального центра, а в какой от регионов?
— Все затраты на пенсионные выплаты полностью осуществляются из бюджета Пенсионного фонда. Выплата социальных пенсий, пенсий военнослужащим, а также некоторые надбавки в соответствии с законом «О государственном пенсионном обеспечении» осуществляется из средств федерального бюджета. В некоторых субъектах РФ существуют доплаты пенсионерам из региональных бюджетов. Однако надбавки пенсионерам выплачивают далеко не все регионы. Например, в Москве это делают, а в Санкт-Петербурге — нет.

— Укрупнение негосударственных пенсионных фондов — это тенденция? Или они смогут принять участие в конкурсе на право управления средствами обязательного пенсионного страхования?
— Это требование было введено в закон для того, чтобы пенсионные фонды могли участвовать в управлении средствами накопительной части пенсии. Предполагается, что крупный пенсионный фонд более устойчив, его легче контролировать. С этим я согласна. Однако распространение данного требования на все негосударственные пенсионные фонды вряд ли было оправданно. Многие некрупные пенсионные фонды это заставило перерегистрироваться и слиться. На мой взгляд, надо было ввести ограничения по объему лишь для тех фондов, которые будут участвовать в обязательных пенсионных накоплениях.

— Доступ к обязательному пенсионному страхованию они получают с 1 января 2004 года. Это регулируется каким-то подзаконным актом?
— Нет, это предусмотрено в законе об обязательном пенсионном страховании. Я предполагаю, что доступ к управлению государственными пенсионными накоплениями реально смогут получить не более 20 крупных негосударственных пенсионных фондов. Все они преимущественно имеют корпоративный характер и созданы при РАО ЕЭС, при Лукойле, при Газпроме. Надо сказать, что при тех условиях, в которые были поставлены негосударственные пенсионные фонды, выжить (да и, вообще, прожить) они могли только при поддержке материнской компании, при поддержке корпорации. С самого начала не было соответствующей рекламы негосударственных пенсионных фондов, не было системы льготного налогообложения их деятельности. Вместо того чтобы дать простор добровольным и частным накопительным взносам, всех убеждали в течение двух лет, что государство все сделает само. Мол, несите все деньги государству, и оно все накопит. При этом государству никто особенно не верит. В то же время склонность заключать договоры негосударственного пенсионного обеспечения у широкого круга людей это отбило. Был создан неблагоприятный климат для развития негосударственного пенсионного обеспечения. Психологические ожидания населения пытались связывать с государством, и это не привело к успеху. В целом концепция пенсионной реформы неправильная, идет движение не в ту сторону. Нужно было совершенствовать, отлаживать и повышать КПД государственной обязательной системы пенсионного обеспечения, основанной на «договоре поколений», и вместе с тем дать простор развитию негосударственных пенсионных фондов как необязательной и дополнительной форме накопления средств на старость.

— А почему в Чили, например, при переходе с распределительной пенсионной системы на накопительную систему большая часть пенсионеров попросту вымерла?
— До реформы в Чили не было национальной пенсионной системы. Существовали отдельные корпоративные системы: для государственных служащих, например, военных. Основная часть населения не была охвачена системой пенсионного обеспечения. Поэтому при создании накопительной пенсионной системы обеспечивалось очень низкое замещение пенсией утраченного заработка — 10–15%, максимум 20% от средней заработной платы. Но и это для Чили неплохо. Граждане могли долго ждать, пока произойдут пенсионные накопления, потому что до этого никакой государственной системы обеспечения не было как таковой.

— Сейчас много споров идет вокруг предстоящего конкурса на организацию спецдепозитария для хранения средств ПФ. Утверждают, что участие в конкурсе Сбербанка и Внешторгбанка фактически закроет путь другим банкам. Так ли это?
— При порочности концепции пенсионной реформы процедура определения спецдепозитария имеет третьестепенное значение. Допустим, вы построили самолет или вертолет, который не летает и никогда летать не будет. А вы начинаете обсуждать, куда винтик в нем вкрутить: туда или сюда? То же самое с пенсионными накоплениями. Я считаю, что заместитель министра финансов Белла Златкис на этот вопрос ответила честно: какая разница, куда будут помещены пенсионные деньги, если существует всего два финансовых института — либо государственные ценные бумаги в валюте, либо государственные ценные бумаги в рублях. Какой из банковских спецдепозитариев выбрать, сейчас не имеет никакого значения. Это не тот вопрос, который заслуживает обсуждения.
Обсуждения заслуживает другая проблема: нынешнее направление пенсионной реформы противоречит проведению налоговой реформы, а именно курсу на снижение единого социального налога. Как бы не называть единый социальный налог — обязательный платеж, страховой взнос — предприниматели все равно воспринимают его как налог на заработную плату. Из этого налога лишь часть идет на выплату пенсий нынешним пенсионерам. Часть средств поступает в накопительные фонды. Кроме того, появляется еще и желание снизить этот налог. Получается, что из меньшего налога мы должны выплатить пенсию ныне живущим пенсионерам и накопить будущим. Это же невозможно без фактического сокращения выплат пенсионерам. Боливар уже сейчас не выдерживает двоих, а должен выдержать троих.

— И какой выход из этой ситуации?
— Переход от распределительной солидарной системы пенсионного обеспечения к накопительной затруднен из-за эффекта двойного бремени. Этот вопрос на Западе обсуждается много лет, но пока никто не решился осуществить этот переход. Потому что только самоубийца сможет решиться в течение 30–40 лет либо навязывать двойное налоговое бремя для экономики, либо сокращать относительный размер социальных выплат. Что у нас сейчас и происходит. Самые старые люди на сегодня, кто охвачен накопительной системой, — это сорокалетние. К тому моменту, как они выйдут на пенсию, они будут копить 10 и более лет. У них доля накопительной части пенсии в общей сумме трудовой пенсии составит не более 3%. А у самых молодых, которые только начинают работать, эта доля достигнет 30%. А вся остальная пенсия все равно будет выплачиваться на основе договора поколений. Даже за 30 лет мы не сможем перейти к полностью накопительной пенсионной системе. Вы представляете, какие возникнут экономические риски за эти 30 лет.

— Почему так часто критикуют работу Пенсионного фонда? Есть ли весомые основания сомневаться в эффективности его работы?
— Сейчас у нас пенсия составляет 30% от средней заработной платы. Работающих у нас в 1,7–1,8 раза больше, чем пенсионеров. По всем показателям пенсия должна составлять 50–55% от средней заработной платы. Разница в 20% — это утечки из Пенсионного фонда: накопление необоснованных резервов, огромные собственные расходы, непрофильные виды деятельности. При высоком тарифе — 28% — уровень пенсионного обеспечения не превышает 30% от средней заработной платы. В Германии ставка тарифа 18%, а уровень пенсий составляет 55% от средней заработной платы. В США — тариф 12%, а они приближаются к 40% пенсионных выплат от средней заработной платы. Вот эффективность работы зарубежных пенсионных фондов! Сейчас нужно заново обдумывать концепцию реформы и отказываться от ошибочного пути.
Государственные ценные бумаги — самая большая «головная боль» Минфина, который, выпуская эти ценные бумаги, вынужден наращивать дефицит бюджета. Государство само их выпускает, само покупает. С одной стороны, необходимо снижать расходы на обслуживание внешнего и внутреннего долга, с другой — нужно обеспечить высокие проценты по пенсионным деньгам.
Следовательно, будущее поколение пенсионеров, как и сейчас, все равно будет зависеть от доходов работающих людей, а не от тех средств, которые люди накопят к моменту выхода на заслуженный отдых. Накопления Пенсионного фонда сейчас аккумулируются в ценных бумагах государства. И расплачиваться по этим ценным бумагам государство будет из налогов, которые заплатят будущие поколения. Следовательно, пока у нас фактически остается солидарная система пенсионного обеспечения. Тот же «договор поколений», только окольным путем.

— Недавно назначен глава инспекции пенсионных фондов Вячеслав Батаев. Некоторые связывают его назначение с ужесточением политики государственного контроля над деятельностью НПФ. А как вы считаете, существует ли необходимость в таком ужесточении?
— Я не вижу проблем с негосударственными пенсионными фондами. Практически не было случаев недобросовестного отношения к вкладчикам негосударственных пенсионных фондов. Никаких финансовых пирамид НПФ не строили. Другое дело, что фондам еще предстоит создавать инфраструктуру рынка. Поэтому НПФ больше нуждаются в государственной поддержке, чем в усилении администрирования. Между фондами и инспекцией всегда было меньше разногласий, чем в других сферах деятельности между основными рыночными игроками и контролирующими организациями.

— С назначением Галины Кареловой вице-премьером правительства многие связывают большие надежды. А как вы восприняли ее назначение?
— Я считаю, что это значительное усиление социального блока в правительстве. Это, может быть, даже лучшее назначение за последние годы. Галина Карелова профессионал, добившийся очень хороших результатов по своему направлению. Редко кто из чиновников крупного ранга может предъявить конкретные положительные итоги лично своей деятельности на государственном посту. А Кареловой была отлажена система социальных детских программ, программ для детей-инвалидов, развита сеть социального обслуживания: психоневрологические интернаты, дома престарелых, дома дневного пребывания для пожилых людей, приюты для детей. Ведь в остальном в социальной сфере особенно похвастаться нечем. Зарплата бюджетников достигла рекордно низкого уровня, реформа образования также вызывает большие нарекания со стороны населения. Галина Карелова обладает прекрасными политическими качествами, она была и членом Совета Федерации, и депутатом Госдумы. И главное, для работы в социальной сфере помимо профессионализма и оргспособностей нужно еще иметь сердце. Надо уметь сопереживать людям, желать что-то реальное сделать для них. У Кареловой все это присутствует. Другое дело, что не все в ее власти, но все, что сможет, она сделает.

— После февральского повышения пенсий прибавка составила 31 рубль, и многие пенсионеры отослали эти деньги почтовым переводом президенту РФ. А какие прибавки к пенсии еще намечены в этом году?
— С 1 апреля пенсия увеличилась на 12%. В августе произойдет новая индексация базовой части пенсии. Это заложено в бюджете Пенсионного фонда. Мы предлагали и правительству, и руководству Пенсионного фонда провести существенно большую индексацию пенсионных выплат. Такое повышение пенсий можно было бы реально провести, ведь остатки на счету Пенсионного фонда на 1 января 2003 года составляли 126 млрд рублей. И, кроме того, на мой взгляд, ПФ как минимум на 50 млрд рублей занижает доходную базу своего бюджета. Например, ПФ планирует поступление отчислений от социального налога в размере 11%, а повышение заработной платы должно составить 19%. Специалисты ПФ объясняют, что это результат регрессии. Хотя весь предыдущий опыт, данные года, показывают, что когда работала регрессивная шкала налогообложения, социальный налог рос даже быстрее, чем фонд оплаты труда.

— Как в послании президента Федеральному собранию затронут вопрос социальных реформ? Какова ваша оценка обращения главы государства к парламентариям?
— В послании президента социальные вопросы были затронуты вскользь. По пенсионной реформе было сказано, что мы только приступили к ней. Все остальные аспекты не рассматривались подробно, кроме вопроса об обязательном медицинском страховании. Я считаю, что в послании президента есть существенные противоречия. С одной стороны, констатация благополучной экономической ситуации: и Центральным Банком, и правительством накоплены большие финансовые резервы. А с другой стороны, подчеркивается, что у нас накопились долги по социальным обязательствам. Конечно, очень легко людям ничего не обещать, даже когда есть реальная возможность что-то сделать. В этом я не согласна с президентом. На рассмотрении Государственной Думы находится несколько законопроектов по восстановлению социальной справедливости в отношении отдельных категорий населения. Эти вопросы и нужно, и можно решать. Люди же понимают, что сейчас благоприятная конъюнктура цен на нефть, финансовые резервы страны растут. Сейчас как раз тот момент, когда нужно отдавать долги, улучшить положение тех, кто живет за счет бюджета.

Справка «Бюджета»
ДМИТРИЕВА Оксана Генриховна родилась в Ленинграде. В 1980 г. окончила Ленинградский финансово-экономический институт (ЛФЭИ) по специальности «экономист», доктор экономических наук.
С 1980 по1991 гг. — сотрудник проблемной лаборатории региональных экономических исследований ЛФЭИ.
В 1991 по 1993 гг. — заведующая лабораторией региональной диагностики Санкт-Петербургского университета экономики и финансов.
В 1993 г. — избрана депутатом Госдумы РФ первого созыва.
В 1995 г. — избрана депутатом Госдумы второго созыва.
В 1998 г. — министр труда и социального развития РФ
В 1999 г. — избрана депутатом Госдумы РФ третьего созыва.
С 2000 г. — заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам.
Замужем, имеет сына.

Беседовал Айдар Кожахметов
Журнал «Бюджет» №6 июнь 2003 г.

Читайте также: