Бюджетная пенсионная система что это такое

Государственная пенсионная система в России в настоящее время не едина. Регулирование пенсионных отношений осуществ­ляется следующими федеральными законами: от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Феде­рации», от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обес­печении в Российской Федерации», от 17 декабря 2001 г. «О тру­довых пенсиях в Российской Федерации», другими нормативны­ми правовыми актами о пенсионном обеспечении.

Государственная пенсионная система состоит из двух относи­тельно самостоятельных пенсионных систем — обязательное пен­сионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. На­званы они так потому, что законодатель, надо полагать, произ­вел такое деление исходя из существующих форм организации пенсионного обеспечения, находящихся в зависимости от финан­совых источников — страховых взносов, единого социального налога и ассигнований из государственного бюджета.

На наш взгляд, такое деление пенсионных систем не совсем удачно, поскольку обе они являются государственными в силу того, что все пенсии, назначаемые в их рамках, устанавливаются законодательно. Финансовые средства, направляемые на пенси­онное обеспечение граждан, являются государственной собствен­ностью, поэтому гарантом предоставления пенсий по данным си­стемам является государство.

Логичнее было бы именовать пенсионные системы следующим образом:

а) страховая пенсионная система — пенсионное обеспечение в порядке обязательного пенсионного страхования;

б) бюджетная пенсионная система — пенсионное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета.

В дальнейшем мы будем придерживаться именно таких наиме­нований.

Страховая пенсионная система это система создаваемых го­сударством правовых, экономических и организационных мер, направленных на возмещение застрахованным гражданам заработка (выплат, вознаграждений), полученного ими до установления пенсии, в порядке обязательного пенсионного страхования.соединение. Бюджетная пенсионная система — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер и осуществляемых им в целях: возмещения гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы по достижении установленной законом выслуги лет при выходе на пенсию, а также в связи сдостижением установленно­го законом возраста; компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиа­ционных или техногенных катастроф, в случае наступления инва­лидности или потери кормильца; предоставления средств суще­ствования нетрудоспособным гражданам.

Обе пенсионные системы различаются, как отмечалось, по источникам финансирования, по категориям лиц, обеспечивае­мых пенсиями, по видам пенсий, по условиям предоставления пенсий, по нормативным правовым актам, регулирующим работу пенсионной системы, по органам пенсионного обеспечения. Рас­смотрим некоторые из имеющихся различий и их критерии. Источники финансирования пенсионных выплат В рамках страховой пенсионной системы таким источником яв­ляется бюджет ПФР. Он формируется главным образом за счет страховых взносов, единого социального налога, средств феде­рального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, до­ходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования. В последнее вре­мя к ним добавились добровольные взносы физических лиц (в отдельных случаях и организаций), не являющихся страховате­лями или застрахованными лицами.

Финансирование пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета, включая федеральный, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные (муниципальные) бюджеты. Эти средства формируют­ся за счет налогов, предусмотренных налоговым законодатель­ством, в том числе части единого социального налога.

Различия пенсионных систем можно наблюдать и в категориях лиц, обеспечиваемых пенсиями.

В принципиальном плане страховая пенсионная система долж­на «обслуживать» только застрахованных граждан в части, касаю­щейся обеспечения данным видом обязательного социального стра­хования, а значит, имеющих право на трудовые пенсии. К ним относятся граждане Российской Федерации, а также проживаю­щие на ее территории иностранные граждане и лица без граждан­ства. Здесь речь идет о гражданах: работающих по трудовому дого­вору или по договору гражданско-правового характера, предме­том которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договорам; самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариу­сы, адвокаты); являющихся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; работающих за пределами территории России в случае уплаты ими страховых взносов в установленном законодательством порядке. К ним также относятся лица, являющиеся членами ро­довых, семейных общин малочисленных народов Севера, зани­мающихся традиционными отраслями хозяйствования, и иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пен­сионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Россий­ской Федерации».

Право на получение пенсии по бюджетной пенсионной системе имеют российские граждане, соблюдающие условия, предусмот­ренные Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». К ним относятся, напри­мер, федеральные государственные служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; граждане, пострадав­шие в результате радиационных или техногенных катастроф; не­трудоспособные граждане, не имеющие права на трудовые пенсии. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, пользуют­ся пенсионным правом на тех же основаниях, что и граждане России, если иное не предусмотрено названным законом или международными договорами Российской Федерации.

Гражданам, имеющим одновременно право на различные пен­сии в соответствии с российским законодательством, обычно ус­танавливается одна пенсия по их выбору. Вместе с тем есть исклю­чения из общего правила.

В пенсионных законах четко определены категории лиц, имею­щих право на одновременное получение двух пенсий. К ним отно­сятся: ставшие инвалидами вследствие военной травмы; участни­ки Великой Отечественной войны; родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) впериод прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исклю­чением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в ре­зультате их противоправных действий); вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, в Великую Отечественную вой­ну, ввойну с Японией, которые не вступили в новый брак; граж­дане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособные граждане и др.

Условия предоставления пенсий в рамках двух пенсионных сис­тем также различаются по перечисленным категориям лиц.

Для того чтобы иметь право на выплаты по страховой пенсион­ной системе, граждане должны выполнить соответствующие усло-Бюджетная пенсионная система — это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер и осуществляемых им в целях: возмещения гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы по достижении установленной законом выслуги лет при выходе на пенсию, а также в связи с достижением установленно­го законом возраста; компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиа­ционных или техногенных катастроф, в случае наступления инва­лидности или потери кормильца; предоставления средств суще­ствования нетрудоспособным гражданам.

Обе пенсионные системы различаются, как отмечалось, по источникам финансирования, по категориям лиц, обеспечивае­мых пенсиями, по видам пенсий, по условиям предоставления пенсий, по нормативным правовым актам, регулирующим работу пенсионной системы, по органам пенсионного обеспечения. Рас­смотрим некоторые из имеющихся различий и их критерии. Источники финансирования пенсионных выплат В рамках страховой пенсионной системы таким источником яв­ляется бюджет ПФР. Он формируется главным образом за счет страховых взносов, единого социального налога, средств феде­рального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, до­ходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования. В последнее вре­мя к ним добавились добровольные взносы физических лиц (в отдельных случаях и организаций), не являющихся страховате­лями или застрахованными лицами.

Финансирование пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета, включая федеральный, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные (муниципальные) бюджеты. Эти средства формируют­ся за счет налогов, предусмотренных налоговым законодатель­ством, в том числе части единого социального налога.

Различия пенсионных систем можно наблюдать и в категориях лиц, обеспечиваемых пенсиями.

В принципиальном плане страховая пенсионная система долж­на «обслуживать» только застрахованных граждан в части, касаю­щейся обеспечения данным видом обязательного социального стра­хования, а значит, имеющих право на трудовые пенсии. К ним относятся граждане Российской Федерации, а также проживаю­щие на ее территории иностранные граждане и лица без граждан­ства. Здесь речь идет о гражданах: работающих по трудовому дого­вору или по договору гражданско-правового характера, предме­том которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договорам; самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариу­сы, адвокаты); являющихся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; работающих за пределами территории России в случае уплаты ими страховых взносов в установленном законодательством порядке. К ним также относятся лица, являющиеся членами ро­довых, семейных общин малочисленных народов Севера, зани­мающихся традиционными отраслями хозяйствования, и иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пен­сионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Россий­ской Федерации».

Право на получение пенсии по бюджетной пенсионной системе имеют российские граждане, соблюдающие условия, предусмот­ренные Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». К ним относятся, напри­мер, федеральные государственные служащие; военнослужащие; участники Великой Отечественной войны; граждане, пострадав­шие в результате радиационных или техногенных катастроф; не­трудоспособные граждане, не имеющие права на трудовые пенсии. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, пользуют­ся пенсионным правом на тех же основаниях, что и граждане России, если иное не предусмотрено названным законом или международными договорами Российской Федерации.

Гражданам, имеющим одновременно право на различные пен­сии в соответствии с российским законодательством, обычно ус­танавливается одна пенсия по их выбору. Вместе с тем есть исклю­чения из общего правила.

В пенсионных законах четко определены категории лиц, имею­щих право на одновременное получение двух пенсий. К ним отно­сятся: ставшие инвалидами вследствие военной травмы; участни­ки Великой Отечественной войны; родители военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исклю­чением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в ре­зультате их противоправных действий); вдовы военнослужащих, погибших в войну с Финляндией, в Великую Отечественную вой­ну, в войну с Японией, которые не вступили в новый брак; граж­дане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; нетрудоспособные граждане и др.

Условия предоставления пенсий в рамках двух пенсионных сис­тем также различаются по перечисленным категориям лиц.

Для того чтобы иметь право на выплаты по страховой пенсион­ной системе, граждане должны выполнить соответствующие усло-вия, установленные для той или иной трудовой пенсии. Так, пра­во на трудовые пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, либо те и другие, достигшие сниженного возраста (в связи с осо­быми условиями труда, природно-климатическими условиями про­живания, медико-биологическими факторами, безработицей). При отсутствии стажа устанавливается социальная пенсия в со­ответствии с Федеральным законом «О государственном пенси­онном обеспечении в Российской Федерации». Трудовая пенсия по инвалидности предоставляется лицу, признанному ин­валидом, при наличии ограничения способности к трудовой дея­тельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям, независимо от причины инвалидности, страхового стажа, продолжения инвалидом трудовой деятельности, времени наступления инвалидности — в период или до поступления на работу либо после прекращения работы. Исключение составляют случаи полного отсутствия у инвалида страхового стажа, наступ­ление инвалидности вследствие совершения им умышленного уго­ловно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, ког­да назначается социальная пенсия по инвалидности в соответ­ствии с указанным федеральным законом.

Для получения трудовой пенсии по случаю потери кор­мильца необходимо иметь статус нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, если этот член семьи состоял на его ижди­вении, либо выполнять иные требования, предусмотренные Фе­деральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федера­ции». При полном отсутствии у умершего кормильца страхового стажа, а также в случае наступления его смерти вследствие совер­шения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умыш­ленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установле­ны в судебном порядке, назначается социальная пенсия в связи со смертью кормильца в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Фе­дерации».

Для получения пенсий по бюджетной пенсионной системе каж­дой категории граждан установлены свои условия. Они указаны в федеральных законах и других нормативных правовых актах. Так, право на пенсию за выслугу лет у федеральных государ­ственных служащих возникает при наличии стажа государствен­ной службы не менее 15 лет и при их увольнении с федеральной государственной службы по основаниям, предусмотренным в ука­занном федеральном законе. Пенсия по инвалидности на­значается военнослужащим, ставшим инвалидами в период про­хождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления ин­валидности позднее этого срока, но вследствие ранения, конту­зии, увечья или заболевания, которые получены в период про­хождения военной службы. Условия обеспечения пенсиями дру­гих военнослужащих установлены в Законе Российской Федера­ции от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, про­ходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Го­сударственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреж­дениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Различия в органах пенсионного обеспечения могут выявляться по разным критериям. Ими могут быть и финансовые источники, за счет которых производятся пенсионные выплаты, организаци­онно-правовые формы пенсионного обеспечения, категории лиц, обеспечиваемых пенсиями, и нормативные правовые акты, регу­лирующие пенсионные отношения.

При наличии названных пенсионных систем может существо­вать несколько органов по выплате пенсий, что свидетельствует об отсутствии в стране единой федеральной пенсионной системы.

Бюджетная пенсионная система

ФЗ о государственном пенсионном обеспечение

- финансирование за счет средств федерального бюджета

-распределяется в отношении узкого круга субъектов

-лица, пострадавшие от техногенных аварий и катастроф

- лица, награжденные знаком «житель блокадного Ленинграда»

-космонавты,работники летно-испытательного состава

-за выслугу лет гос.служащие

-по старости пострадавшие от техногенных аварий и катастроф

- по инвалидности военнослужащие

-по потере кормильца членам семей чернобыльцов,военнослужащих,космонавтов

1)Условия назначения пенсии за выслугу лет:

1.1) для гражданских государственных служащих:

- наличие СТС – 15 лет; наличие ОСС – 20 лет;

- необходимо занимать должность государственного гражданского служащего ( должности установленны указом Президента РФ от05.2010);

- необходимо быть в должности непосредственно перед увольнением от 1 месяца до 1 года;

- увольнение со службы (по основаниям, предусмотренным в ФЗ «о государственной гражданской службе» №79)

1.2) для военнослужащих и служащих правоохранительных органов:

- наличие СТС – 20 лет; наличие ОСС – 25 лет;

- необходимо занимать должность военнослужащего, праоохранительного служащего;

- необходимо быть в должности – 12 лет и 6 месяцев;

- обязательное увольнение со службы.

1.3)для космонавтов, работников летно-испытательного состава:

- наличие СТС -20 лет; наличие ОСС – 25 лет;

- необходимо быть в должности космонавта или летчика;

2) Условия назначения пенсии по старости:

- необходимо иметь статус лица, пострадавшего от техногенных аварий и катастроф;

- необходимо наличие ОСС – 5 лет;

- достижение пенсионного возраста: М – 50-55 лет, Ж – 45-50 лет, (возраст зависит от времени и территории, где находился человек во время катастрофы).

3)Условия назначения пенсии по инвалидности:

- наличие особого статуса инвалида (при этом инвалидность должна быть связана с выполнением действий, либо в соответствии с выполнением военной службы)

- наличие ОСС – без учета срока;

- Юридический факт – инвалидность.

4) Условия назначения пенсии по потере кормильца:

- особый статус кормильца;

- особый статус иждевенца;

- юридический факт – смерть кормильца;

- наличие ОСС – без учета срока.

5) Условия назначения социальной пенсии:

5.1) социальная пенсия по старости:

- достижение предельного возраста: М – 65 лет, Ж – 60 лет.

- отсутствие права на трудовую пенсию по старости.

5.2)социальная пенсия по старости для лиц, относящимс к малочисленным народам Крайнего Севера:

- возраст: М – 55 лет, Ж – 50 лет;

- особый статус – член родовых семейных общин малочисленных народов Крайнего Севера;

- отсутствие права на трудовую пенсию по старости.

5.3) социальная пенсия по инвалидности:

- наличие особого статуса – инвалидность (инвалид с детства, инвалид в результате суицида, либо после соверщения преступления) – назначается по решению суда.

5.4) социальная пенсия по потере кормильца:

- признание гражданиана иждевенцем;

- особый статус кормильца;

- признание смерти кормильца в результате суицида или совершения преступления – назначается судом;

- полное отсутствие ОСС.

Страховая пенсионная система ФЗ об обязательном пенсионном страховании

ФЗ о трудовых пенсиях

-застрахованные граждане (работающие по трудовому договору и самостоятельно обеспечивающие себя работой ИП,адвокаты,нотариусы,сыщики,главы фермерских хозяйств и т.д.)

- страхователь (работодатель и лицо,самостоятельно обеспечивающее себя работой)

-по старости : 60 лет мужчины и 55 лет женщины ,страховой стаж не менее 5 лет

-по инвалидности и потере кормильца : наличие юридического факта, наличие страхового стажа независимо от продолжительности

Трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой либо иной деятельности с которой связано наступление определенных правовых последствий в социальном обеспечении

-трудовая деятельность,засчитываемая в стаж должна осуществляться по трудовому либо служебному договору,или за этот период деятельности должны быть выплачены страховые взносы

- продолжительность трудового стажа влияет на размеры трудовых пенсий и пособий и объем социальных выплат и льгот

- порождает возникновения большинства пенсионных правоотношений

-общий трудовой стаж

-специальный трудовой стаж

Страховой стаж – это учитываемая при определении права на пенсию суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности в течении которой уплачивались страховые взносы, а также иных периодов засчитываемых в страховой стаж.

Особенность: уплата страховых взносов

- общий страховой стаж- юридическое значение в определении права на трудовую пенсию по старости (включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации и за ее пределами ,при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и если это предусмотрено международными договорами РФ

- специальный страховой стаж- юридическое значение в определении права досрочного выхода на пенсию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

1.в зависимости от условий труда

2.в зависимости от социальных факторов:

-многодетность от 5 детей

-наличие ребенка инвалида и воспитание его до 8 лет

-инвалидность по военной травме

-инвалидность по зрению

-лилипуты и карлики

3.в зависимости от климатически-территориальных факторов (районы Крайнего Севера и местности приравненные к ним)

Специальный трудовой стаж (выслуга лет)

Выслуга лет – периоды профессиональной деятельности в должности государственного служащего, а также косманавта и работника летно-испытательного состава, дающей право на установление пенсии за выслугу лет.

Календарно:

-государственные гражданские служащие;

- военнослужащие, правоохранительные служащие - пообщему правилу;

1 год = 1 год 3 мес:

- военнослужащие, правоохранительны служащие, которые проходят службу:

* в подразделениях по борьбе с организованной преступностью;

* в следственных изоляторах;

1 год = 1 год 6 мес:

- служба на атомных подводных кораблях в должности водолаза;

- служба в отдаленных местностях;

- служба на границе, в высокогорье.

1 год = 2 годам:

- служба в период ВОВ, в частях, не входивших в действующую армию;

- пребывание в поену (если пленение не было добровольным);

- служба в наркоконтроле, только для Крайнего Севера;

- служба в странах, армии которых вели боевые действия;

- служба в исправительных учреждениях, с содержанием заключенных, отбывающих пожизненный срок;

- служба по призыву.

1 год = 3 года:

- служба в период ВОВ, в действующей армии;

- служба в Венгрии в 1965 году;

- весь период Афганской войны;

- служба в период аварии на Чернобыльской станции;

- служба в Преднестровье;

- весь период репрессий, тех ктобыл реабилитирован.

1 год = 5 лет:

1 год = 6 лет:

- служба в штрафбате в период ВОВ.

Все современные войны приравниваются к ВОВ (Чечня, Абхазия, Азербайджан)

Три способа увеличения своей будущей пенсии:

1)вступление в дополнительное пенсионное обеспечение, либо передача накопительной части ОПС в управляющую компанию, либо НПФ.

2)вступление в программу государственного софинансирования;

3)отсрочить право выхода на пенсию.

ПОСОБИЯ

Признаки пособий:

- только в денежной форме;

- пособие имеет гарантированный характер, т.е. при возникновении права на пособие не имеет значения наличие иили отсутствие средств;

- установлено законодательством, это означает, что при возникновении права на пособие

- основанием для выплаты пособия является: трядная жизненная ситуация, связанная с временной нетрудоспособностью, либо с потерей дохода в период трудоспособности;

- любое пособие имеет врменные граница, т.е. никогда не выплачивается пожизненно.

- любое пособие имеет целевое назначение;

- особый круг субъектов:

*застрахованные (страховой случай является причиной для возникновения права на пособие)

*незастрахованные (социальный риск является причиной озникновения права на пособие)

Пособия – это денежные выплаты гражданам, назначаемые ежемесячно, переодически, единовременно, с целью возмещения потерянного заработка, либо оказания дополнительной помощи.

| следующая лекция ==>
БАНКРОТСТВО | Идентификаторы и ключевые слова

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 2127 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Общее понятие государственной системы социального обеспечения

При определении понятия системы социального обеспечения мы исходим из того, что под системой понимается множество элементов (частей), находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенное единство, целостность[9]. Следовательно, государственное социальное обеспечение можно представить в виде некой целостной системы, состоящей из множества элементов или нескольких подсистем (последние тоже могут делиться на части, элементы).

В основу определения системы социального обеспечения и выяснения отдельных ее элементов могут быть заложены различные системообразующие признаки (или критерии): формы организации; круг лиц, подлежащих обеспечению; виды обеспечения и условия их предоставления; размеры обеспечения; органы, осуществляющие социальное обеспечение; разновидности социального риска; источники финансирования социального обеспечения и пр. Например, по формам организации структурно государственная система социального обеспечения может быть представлена так:

1) обязательное социальное страхование;

2) социальное обеспечение отдельных категорий граждан за счет бюджетных ассигнований[10].

В основу такого деления государственной системы социального обеспечения положены такие критерии, как, например, субъектный состав – граждане, получающие соответствующие виды социального обеспечения; органы, их предоставляющие; источники финансирования социального обеспечения – единый социальный налог, страховые взносы, средства государственного или муниципального бюджета и т. д. Наиболее популярна в научной литературе классификация государственной системы социального обеспечения по видам социального обеспечения[11], которую условно можно представить следующим образом:

– система социальных пособий и социальных компенсационных выплат;

– система социальных услуг (социального обслуживания);

– система социальной медицинской помощи и лечения;

– система государственной социальной помощи;

– система социальных льгот и преимуществ.

Указанные системы находятся между собой в определенной связи, так как базируются на правовых принципах социального обеспечения и выполняют его общие функции, имеют общий отраслевой метод правового регулирования отношений и т. п.

Все названные системы, несмотря на свой относительно самостоятельный характер, подчинены главной цели – материальному обеспечению определенных законодательством категорий граждан при наступлении соответствующих социальных рисков, установленных законодательством.

Государственная пенсионная система

Государственная пенсионная система в России в настоящее время не едина. Согласно действующему пенсионному законодательству, она состоит из двух относительно самостоятельных пенсионных систем – это обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение . Названы они так потому, что законодатель, надо полагать, хотел провести такое деление исходя из существующих форм организации пенсионного обеспечения и главным образом в зависимости от финансовых источников – страховых платежей и средств государственного бюджета.

На наш взгляд, такое название пенсионных систем не совсем удачно, поскольку обе системы являются государственными, так как все пенсии в рамках этих систем устанавливаются законом. Финансовые средства, направляемые на пенсионное обеспечение граждан, являются государственной собственностью. Гарантом предоставления пенсий по данным системам является государство.

Было бы логичнее именовать пенсионные системы следующим образом:

а) пенсионное обеспечение в порядке обязательного пенсионного страхования, или страховая пенсионная система;

б) пенсионное обеспечение, осуществляемое за счет бюджетных ассигнований, или бюджетная пенсионная система.

Для простоты в дальнейшем мы будем придерживаться этих наименований.

Страховая пенсионная система – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которая должна быть направлена на возмещение гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления пенсий в порядке обязательного страхового обеспечения.

Бюджетная пенсионная система – система правовых, экономических и организационных мер, создаваемых государством в целях компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на пенсию; либо компенсации вреда, нанесенного их здоровью при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Различий между двумя пенсионными системами много, поэтому назовем лишь главные из них: источники их финансирования; круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями; виды пенсий; условия предоставления пенсий; нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные отношения; органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, и др. Рассмотрим некоторые из названных различий и критерии их разграничения.

Источники финансовых средств. В рамках страховой пенсионной системы таким источником является бюджет ПФР. Он формируется главным образом за счет страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования. В последние годы появились и другие источники пополнения бюджета ПФР: это добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемые ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц. Есть и иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

Финансирование пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета, включая федеральный, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные (муниципальные) бюджеты. Эти средства формируются за счет налогов, предусмотренных налоговым законодательством, а также иных финансовых источников.

Круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями. Различия пенсионных систем можно наблюдать и в категориях лиц, обеспечиваемых пенсиями.

Страховая пенсионная система «обслуживает» застрахованных граждан данным видом обязательного социального страхования, т. е. граждан, имеющих право на страховые пенсии. Ими являются граждане России, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско‑правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); граждане, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; а также работающие за пределами территории России, в случае уплаты страховых взносов в установленном федеральным законом порядке. К ним также относятся лица, являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занятые в традиционных отраслях хозяйства, и иные категории граждан, дела которых относительно обязательного пенсионного страхования решаются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании».

Право на получение пенсии по бюджетной пенсионной системе имеют российские граждане, соблюдающие условия, предусмотренные Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении». К таковым относят, например, федеральных государственных служащих, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособных граждан, не имеющих право на трудовые пенсии. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на получение пенсии на тех же основаниях, что и граждане России, если иное не предусмотрено вышеназванным законом или международными договорами Российской Федерации.

Помимо Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» предоставление материального обеспечения отдельным категориям лиц за счет государственного бюджета осуществляется в соответствии с иными нормативными правовыми актами. Так, судьи, пребывающие в отставке, вправе получать ежемесячное пожизненное содержание согласно Закону РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»; а лица, имеющие особые заслуги перед Отечеством, вправе получать подобную выплату в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации»[12]. (Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении», строго говоря, не стал актом кодификационного значения в силу наличия множества норм как отсылающих к нормам других нормативных актов, так и не содержащих указаний на наличие иных правовых актов, предусматривающих имеющиеся виды пенсионных выплат гражданам.)

Для граждан, имеющих одновременно право на различные пенсии, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Различия в нормах предоставления пенсий по двум пенсионным системам зависят и от категории лиц, о чем сказано выше.

Право на выплаты по страховой пенсионной системе определяется соответствующими условиями, установленными для той или иной трудовой пенсии. Так, право на страховые пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, и при наличии не менее пятнадцати лет страхового стажа; либо те и другие, достигшие «сниженного» возраста (в связи с особыми условиями труда, природно‑климатическими условиями проживания, медико‑биологическими факторами, безработицей). При отсутствии стажа устанавливается социальная пенсия в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении. Страховая пенсия по инвалидности предоставляется лицу, признанному инвалидом I, II, III группы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа, продолжения трудовой и (или) иной деятельности и пр. Для получения страховой пенсии в случае потери кормильца необходимо иметь статус нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, состоявшего на его иждивении; либо выполнять иные требования, предусмотренные законодательством о страховых пенсиях.

Для получения пенсий по бюджетной пенсионной системе для каждой категории граждан установлены свои условия. Они указаны в федеральных законах и других нормативных правовых актах. Так, право на пенсию за выслугу лет федеральные государственные служащие получают при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет и при условии увольнения их с федеральной государственной службы по основаниям, прямо указанным в Законе о государственном пенсионном обеспечении. Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы. Условия обеспечения пенсиями других военнослужащих установлены в Законе РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно‑исполнительной системы, и их семей».

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, различаются по некоторым критериям. Такими критериями могут быть и финансовые источники, за счет которых производятся пенсионные выплаты; организационно‑правовые формы социального обеспечения; категории лиц, обеспечиваемых пенсиями; нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные отношения.

Наличие названных пенсионных систем вовсе не предполагает существование только каких‑либо двух конкретных органов, осуществляющих выплаты пенсий. Органы разные, что свидетельствует об отсутствии в стране единой общефедеральной пенсионной системы населения.

Государственная пенсионная система в России в настоящее время не едина. Согласно действующему пенсионному законодательству, она состоит из двух относительно самостоятельных пенсионных систем — это обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. Названы они так потому, что законодатель, надо полагать, хотел провести такое деление исходя из существующих форм организации пенсионного обеспечения и главным образом в за- висимости от финансовых источников — страховых платежей и средств государственного бюджета.

Страховая пенсионная система — это система создаваемых го- сударством правовых, экономических и организационных мер, которая должна быть направлена на возмещение гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления пенсий в порядке обязательного страхового обеспечения. Бюджетная пенсионная система- система правовых, экономических и организационных мер, создаваемых государством в целях компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на пенсию; либо компенсации вреда, нанесенного их здоровью при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Различий между двумя пенсионными системами много, поэтому назовем лишь главные из них: источники их финансирования;

круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями; виды пенсий; условия предоставления пенсий; нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные отношения; органы, осуществляющие пенсионное обеспе- чение, и др.

Рассмотрим некоторые из названных различий и критерии их разграничения. Источники финансовых средств. Врамках страховой пенсионной системы таким источником является бюджет ПФР. Он формируется главным образом за счет страховых взносов; средств федерального бюд- жета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенси- онного страхования. В последние годы появились и другие источники пополнения бюджета ПФР: это добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемые ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц. Есть и иные источники, не запрещенные законо- дательством РФ. Финансирование пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета, включая феде- ральный, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные (муниципальные) бюджеты. Эти средства формируются за счет налогов, предусмотренных налоговым законодательством, а также иных финансовых источников.

Круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями. Различия пен- сионных систем можно наблюдать и в категориях лиц, обеспечиваемых пенсиями. Страховая пенсионная система «обслуживает» застрахованных граждан данным видом обязательного социального страхования, т. е. граждан, имеющих право на страховые пенсии. Ими являются- граждане России, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); граждане, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; а также работающие за пределами территории России, в случае уплаты страховых взносов в установленном федеральным законом порядке. К ним также относятся лица, являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занятые в традиционных отраслях хозяйства, и иные категории граждан, дела которых относительно обязательного пенсионного страхования решаются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании».

Право на получение пенсии по бюджетной пенсионной системеимеют российские граждане, соблюдающие условия, предусмотренные Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении». Ктаковым относят, например, федеральных государственных служащих, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособных граждан, не имеющих право на трудовые пенсии. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживаю- щие на территории Российской Федерации, имеют право на получение пенсии на тех же основаниях, что и граждане России, если иное не предусмотрено вышеназванным законом или международными договорами Российской Федерации.

Читайте также: