Для чего пенсионерам лекции

Лекция 4. Дистанционное обучение пожилых людей

Использование в повседневной жизни современных технологий, таких как Интернет, безусловно, предоставляет новые возможности для обучения пожилых людей. С другой стороны развитие информационно – коммуникационных технологий постоянно повышает потребность в обучении старшего поколения использованию этих технологий. Новые возможности позволяют общаться с родственниками и друзьями, живущими далеко, заводить новые знакомства, быть в курсе событий, происходящих в мире, стране, городе, пользоваться электронными библиотеками, ходить на виртуальные экскурсии и т. д.

Использование интернета может помочь в решении проблемы одиночества пожилых людей, которая в последние годы приобрела действительно массовый характер, ведь именно на одиночество пожилые люди жалуются даже чаще, чем на болезнь или недостаточный уровень пенсионного обеспечения.

В этих условиях особое место занимает дистанционное обучение , которое помогает человеку пенсионного возраста полноценно заполнить свой досуг и самостоятельно организовать свое свободное время, что в свою очередь является фактором повышения благополучия людей пожилого возраста.

Использование дистанционных технологий в обучении позволяет выбрать собственный темп изучения материала, что для людей пожилого возраста играет огромное значение. Слушатель, в зависимости от личных обстоятельств и потребностей, может выбирать свой темп изучения материала.

Важнейшим фактором успеха дистанционного обучения является его доступность. Сегодня внедрение и совершенствование информационных технологий в управлении социальным обслуживанием развивается недостаточно быстро, да это развитие происходит далеко не равномерно по всей территории России. Кроме того, уровень социального обслуживания в разных регионах нашей страны значительно отличается. В связи с этим возможности дистанционного обучения как средство повышения качества жизни людей пожилого возраста, так и обучения социальных работников по всей стране, безусловно, обширны. Ни географическое положение, ни часовой пояс и особенности распорядка дня не ограничивают образовательные потребности людей пенсионного возраста и решают проблему снижения их мобильности.

Немаловажен и сам факт наличия возможности использования в процессе обучения информационных технологий, что уже само собой включает людей пожилого возраста в современную систему коммуникаций и играет огромную роль в процессе ресоциализации.

Роль и место компьютерных телекоммуникаций во всех сферах современного общества позволяет с уверенностью говорить об использовании компьютерных телекоммуникаций в качестве технологической основы обучения. Главным преимуществом такой основы является возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого вида (визуальной и звуковой, статической и динамичной, текстовой и графической) и любого объема.

Какие еще есть основные возможности для использования ИКТ технологий как базы для обучения людей старшего возраста?

1. Интерактивность (оперативная обратная связь).

2. Возможность хранения информации в памяти компьютера в течение необходимого времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д..

3.Возможность доступа к различным источникам информации, в том числе удаленным и распределенным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией.

4.Возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудио-конференций и видеоконференций и диалога с любым партнером. Возможность запроса информации по интересующему вопросу через электронные конференции и переноса полученных материалов на свою дискету, распечатать их и работать с ними так и тогда, когда и как это наиболее удобно пользователю.

Накопленный опыт применения телекоммуникаций показал, что этот вид информационных технологий позволяет широко использовать их в различных сферах образования: организовывать совместные исследовательские проекты студентов, научных работников из различных вузов, научных и учебных центров; организовывать оперативную консультационную помощь широкому кругу обучаемых и повышение квалификации педагогических кадров; обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников совместным проектам, вопросам, темам, расширяя кругозор, повышая образовательный уровень; формировать коммуникативные навыки, культуру общения, что предполагает умение кратко и четко излагать собственные мысли, терпимо относиться к мнению собеседника, умение вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение партнера.

Эффективность любого обучения (если это обучение, а не самообразование) зависит от четырех составляющих:

- эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого;

- используемых при этом педагогических технологий;

- эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки и использования методов;

- эффективности обратной связи.

Следовательно, успешность и качество обучения зависят от:

- эффективной организации и педагогического качества используемых материалов,

- мастерства педагогов, участвующих в этом процессе.

Технически решить проблему обучения людей старшего возраста в настоящее время можно по-разному. Современные информационные технологии предоставляют неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации на любые расстояния, любого объема и содержания; на первый план системы обучения выходит ее педагогическая, содержательная организация (отбор содержания для усвоения, структурная организация учебного материала).

Образование с использованием информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ), основанное на использовании современных информационных и коммуникационных технологий, позволит осуществить многоцелевые, в том числе трансдисциплинарные, образовательно-профессиональные программы, доступные различным социальным группам и слоям населения. Особое значение образование с использованием ИКТ имеет для развития комплексных центров социального обслуживания населения (КЦСОН),образовательных учреждений в сельской местности, библиотек, а также для сферы повышения квалификации и переподготовки специалистов.

Использование ИКТ в образовании взрослых имеет ряд преимуществ для обучения людей старшего возраста:

Во-первых характерно использование одного учебного средства: пособия для самостоятельного изучения, учебных курсов или лекции.

Во-вторых использование нескольких обучающих средств одновременно, то есть изучение дисциплины происходит не только на слух, но и с помощью аудио лекций и видео материалов.

Видеозапись – научно обоснованный путь обновления образования. Видео – принципиально новое явление, резко меняющее все системы учебной информации, создающее альтернативу традиционным моделям обучения. К педагогическим возможностям учебной видеозаписи относятся полная, точная информация об изучаемом явлении; наглядность обучения, доступность материала; повышение эффективности обучения за счет увеличения темпов изложения материала.

Однако используя видео уроки вне учебной аудитории (например, дома) процесс обучения затрудняет отсутствие обратной связи. Поэтому возникает потребность в создании таких учебных систем, которые позволят улучшить качество обучения и ускорить процесс обучения путем обеспечения двустороннего общения.

Как показывает опыт к преимуществам такой системы обучения, по сравнению с традиционной, относятся:

- повышение качества обучения;

- улучшение восприятия информации;

- возможность ознакомления с уникальной информацией;

- активизация мыслительного процесса людей старшего возраста и другие.

В связи с этим выделим главное преимущество , которое должен использовать ведущий при обучении людей старшего возраста, это внедрение средств двусторонней коммуникации.

Применение информационных технологий в образовании взрослых не исключает возможных негативных последствий, в связи с чем, очевидна актуальность исследований психолого-педагогического воздействия и медицинских последствий применения информационных технологий на здоровье обучающихся и необходимости организации системы охраны здоровья пользователей новыми информационными и коммуникационными технологиями.


Москва систематически поддерживает важную деятельность НКО и заботу о пожилых. Одна из форм поддержки - ежегодный Конкурс Грантов Мэра Москвы Комитета общественных связей и молодежной политики. В прошлом году 15 проектов, направленных на работу с пенсионерами, получили средства на реализацию (23 178 000 руб.) Благодаря Гранту были запущены курс подготовки домашнего персонала «Няня – помощница мамы», «Дорожная карта к долголетию», Школа тематических встреч «Психология добрых дел» и другие проекты.

Федерация «Йога-практика» уже не первый год проводит бесплатные занятия для пенсионеров и тех, кому исполнилось 55 лет. В период пандемии проект «Йога для активного долголетия москвичей» переместился в виртуальный формат. Теперь уроки проходят по видеосвязи на цифровой платформе i-Practika. Ежедневно участниками таких занятий становятся не менее 30 человек.

«В первое время всем было нелегко – преподавателям пришлось устроить дома перестановку, искать самое удобное место для телефонов. Как оказалось, лучший штатив – это обычный скотч. А ученики пытались приспосабливать для занятий различные домашние предметы – подушки, ремни от домашних халатов, кухонные стулья. Самое оригинальное решение нашла ученица со стажем – Наталья Зрячева. Она предложила использовать вместо кирпичей для устойчивости в некоторых позах обычные перевернутые кастрюли», - отмечает руководитель проектов «Федерация «Йога-Практика» Эркин Алиев.

Помимо онлайн-тренировок на платформе можно найти полезные материалы о здоровье, консультации и мастер-классы специалистов, самые актуальные новости из мира йоги. В неделю посетителями платформы i-Practika становятся не менее 1000 человек. Присоединиться к урокам можно в любом месте и абсолютно бесплатно. Занятия построены таким образом, чтобы нагрузка была мягкой, посильной и умеренной, а польза для здоровья максимальной. Занятия в онлайн-формате продолжатся до тех пор, пока не будут сняты ограничения на проведение массовых мероприятий.

Центр «Перспектива» перевел занятия клуба «Серебряный век» для пожилых людей в условиях пандемии в дистанционный формат. Уже в апреле начались онлайн-занятия по направлениям «Актерское мастерство, развитие речи и памяти», «Вокалотерапия» и «Музыкальная терапия». Пенсионеры учатся работать с голосом, много времени уделяется тренировке памяти, вниманию, делают упражнения на снятие напряжения и расслабление мышц лица, шеи, туловища, знакомятся с разными музыкальными инструментами, нотной грамотой. С мая в расписание добавилась и оздоровительная гимнастика. Помимо этого, в июне центр «Перспектива» предлагает пожилым людям посмотреть обучающие видеоуроки по английскому и испанскому языкам для начинающих. Для рукодельниц и творческих людей есть специальные видеоуроки по направлению «Рукоделие и творчество». А для пожилых людей, которые хотят освоить смартфон и быть на «ты» со своим гаджетом, будет подготовлен курс «Смартфон для пожилых». Сейчас в Центре по видеосвязи занимаются более 500 человек.

Все занятия проходят онлайн на платформе ZOOM. С расписанием можно познакомиться на сайте центра. Чтобы начать заниматься, нужно оставить заявку.

Людей пенсионного возраста, имеющих силы и желание применять свои навыки и знания, становится все больше. Многие жители 50+ хотят быть причастными к крупным городским событиям и делиться своим душевным теплом с другими. Именно для таких москвичей «Центр развития социальных технологий» пять лет назад создал волонтерский центр «Серебряный возраст». Среди направлений центра – развитие серебряного добровольческого движения, организация работы волонтеров на масштабных городских событиях, проекты по трудоустройству и социальной адаптации граждан 50+. На сегодняшний день команда «Серебряного возраста» насчитывает более 600 добровольцев.

C 19 мая Ассоциация профессионалов социального проектирования проводит онлайн-занятия для пожилых людей по направлению «Образовательный практикум». Специалисты и психологи Ассоциации проводят лекции по навыкам общения, рассказывают, как с возрастом сохранить память и внимание, развить эмоциональный интеллект, избежать стресса. Занятия проходят по вторникам и четвергам с 16 до 17 часов в системе Free Conference Call. Это удобная для пожилых пользователей платформа на русском языке, доступна в любом браузере на компьютере, планшете, смартфоне. Перед началом занятий каждый участник по электронной почте получает приглашение со ссылкой на вебинар.

В практикуме участвуют москвичи, зачисленные в группы проекта «Московское долголетие» с 13 марта 2020 года. При желании в группы могут попасть и другие участники, необходимо лишь написать заявление. Для участия необходимо отправить письмо на электронный адрес Ассоциации: armir@mail.ru с пометкой «Онлайн-занятия. Образовательный практикум».

А фонд «Подари любовь миру» в период самоизоляции запустил онлайн-курс для людей 50+ «Сам кино снимай. Сказка в каждом из нас». Под руководством наставников - Дмитрия и Александры Золотовых – пенсионеры учились снимать и монтировать видео на телефоне, писать сценарии и подбирать костюмы. Занятия проходили два раза в неделю на платформе Zoom. 7 июня в Международный день сказки были подведены итоги кропотливой работы: за полтора месяца команды участников сняли шесть сказок в домашних условиях. Совсем скоро стартует второй поток онлайн-курса. Подробности здесь.

Четверг, 11.10.2018, 12:45:18

Продолжение темы. Учеба в старшем возрасте: преодоление рутины, поиск своего «я» или конкретный шаг, который позволит в дальнейшем получить работу? Марина Вяземская, психолог из Санкт-Петербурга, поможет ответить на эти вопросы

ВАЖНЫЙ МОТИВ – ВЫРВАТЬСЯ ИЗ РАМОК СТАРЕНИЯ

Ученые различных направлений (психологи, геронтологи, антропологи) имеют разный взгляд на величину возраста начала старости. И большинство из них выбирают период 60-65 лет. Социально-экономические показатели перехода к началу старости - это изменение основного источника дохода, изменение социального статуса, сужение круга социальных ролей.

Старость в общественном восприятии становится синонимом отставания от эпохи.

Исторически к пожилым людям в обществе относились как к хранителям культурно-духовных ценностей и традиций. Этим во многом определялся - и, к сожалению, исчерпывался статус пожилых людей в социуме.

Сегодня он претерпевает существенные изменения, связанные:

- с увеличением темпов научно-технического прогресса, которое приводит к обесцениванию опыта прошлых поколений в глазах последующих;

- с изменением функциональной грамотности населения, что снижает значимость традиционной передачи опыта и традиций;

- с введением законодательно закрепленного пенсионного возраста, ассоциирующегося с представлениями о снижении физической и интеллектуальной трудоспособности пожилого человека. Прогресс в медицинской сфере приводит к увеличению продолжительности жизни и, как следствие, к увеличению экономической нагрузки на общество, обеспечивающее пенсионеров;

- с возрастной дискриминацией, разделяющей людей по возрасту на особые группы, имеющие разные возможности доступа к тем или иным ресурсам, которыми располагает общество;

- изменением структуры семьи, приводящей к разрыву традиционных связей между поколениями.



Я СУЩЕСТВУЮ!

В связи с этим особое значение приобретает вопрос социализации в пожилом возрасте. Ученые предлагают концепцию, согласно которой существуют два типа социализации.

Первый тип социализации характеризуется тем, что пожилые люди стремятся реализовать себя в новых жизненных обстоятельствах, планируют свое будущее, стремятся впитывать новое и приносить пользу другим людям. Их отличает более выраженная вера в себя, что косвенно влияет на разрушение социального стереотипа старости. В рамках этого типа социализации пенсионеры завязывают новые контакты, дружеские связи, в их жизни появляются новые занятия, новые интересы и способности.

Второй тип социализации характеризуется пассивным восприятием жизни, сужением круга интересов, отчуждением людей от окружающего мира. Власть прошлого (субъективно – успешного) мешает старикам адекватно воспринимать настоящее; тем самым, возможности для их внутреннего развития сужаются, растет неудовлетворенность жизнью.

Обучение в пожилом возрасте ориентирует на первый тип социализации, отражающий идею гармонизации отношений пожилого человека с миром и с самим собой. Каждый человек имеет свою мотивацию к обучению новому.

И важным аспектом, определяющим мотивацию к обучению у пожилого ученика, является соотношение внешней и внутренней мотивации.

«Внешняя» представляет собой результат стимулирования качественно выполненной работы (карьерный рост, повышение зарплаты и т.д.).

«Внутренняя» мотивация – фактическая возможность повышения самооценки, основанная на понимании значимости изучаемого. И это не позволяет ему бросить учебу на полпути, сделать что-либо вполсилы.

Реже встречается такой вид мотивации, при котором обучение превращается в самоцель, когда приобретение знаний осуществляется ради самих знаний; здесь человек приобретает удовлетворение от самого процесса учебы.



«ОНИ» ДУМАЮТ, ЗАЧЕМ МНЕ ЭТО НАДО?

Ученые определили следующие факторы, влияющие на мотивацию к учебе в пожилом возрасте:

* социальные отношения: человек приходит на учебу, чтобы познакомиться, встретить новых друзей, объединиться с единомышленниками.

*внешние ожидания: человек приходит поучиться, чтобы выполнить чью-либо рекомендацию, следуя чьему-то совету. Когда участник (участница) в начале обучения говорит, что просто «пришла послушать», что он «здесь «вместе с женой», что «соседка тоже ходит», тогда сам процесс учебы позволит пожилому ученику на личном уровне осмыслить свои ресурсы и прояснить мотивационную сферу.

* стремление к благополучию общества в целом: человек стремится приобрести знания, которые ему помогут сделать лучше жизнь сообщества. Чаще всего такой мотив характерен для людей, у который уже есть богатый опыт общественной деятельности. В такой ситуации этот опыт будет крайне полезен и другим обучающимся.

* личное продвижение, когда от учебы зависит продвижение по службе, обеспечение себе лучших позиций по сравнению с конкурентами. Как правило, в среде пожилых людей этот мотив не слишком распространен. Тем не менее, определенные амбиции, желание самоутвердиться присутствует и здесь.

* Стремление избежать чего-либо, например, преодолеть скуку, разрушить рутину (домашнюю или на работе). Как правило, этот мотив не проявляется открыто, часто о нем говорят «в прошедшем времени», уже после того, как была создана атмосфера доверия в группе.

* Учеба ради учебы, потому что сам процесс постижения нового доставляет удовольствие. На первый взгляд, это самая «простая» категория пожилых учеников: им не нужны дополнительные стимулы к учебе. Вместе с тем, как показывает опыт, этот мотив у них часто совмещается с другими, например, стремлением к самоутверждению.

А Я ПРОСТО ХОЧУ ПРОДЛИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ

Также многие пожилые «студенты» рассматривают обучающие центры как социальные сообщества, и ощущение принадлежности к ним дополнительно усиливает мотивацию их обучения.

Уже давно ученые пришли к тому, что позитивному настрою в старости и долголетию способствуют открытость новым идеям, приобретение новых знаний, умений и навыков.

Марина Вяземская / «Новый пенсионер»

Пенсионерам не светит спокойная старость. Ряд национальных и региональных проектов нацелен на поощрение социальной активности пожилых.

Седина в бороду - бегом за парту

С недавних пор государство занялось образованием пожилых. Учеба бесплатная, а программы разработаны с учетом возможностей седых студентов. Узнать о том, какое и где именно получить образование, можно в своем территориальном органе соцобеспечения. Сориентироваться помогут и в региональном отделении "Союза пенсионеров России" (сайт www.rospensioner.ru, телефоны центрального офиса в Москве: 651-38-69, 651-38-68).

- Страна стареет, и государство открывает новую страницу отношения к пенсионерам, - поясняет руководитель Союза пенсионеров России, депутат Госдумы Валерий Рязанский. - На пенсии человека нельзя оставлять один на один с мыслями и таблетками.

Формы, факультеты и методы увода от печальных мыслей в каждом регионе разные. Например, в Челябинске 60-70-летние студенты народного университета общества "Знание" постигают компьютерную грамотность в областной библиотеке. Как, кстати, и в Москве. В Коломне, в народном университете пожилого человека обучаться можно в течение всей жизни. Самому старшему слушателю - 87 лет, преобладают дамы.

В центре атомного судостроения в Северодвинске пенсионеров обучают в университете Сеньоров (не улыбайтесь, это официальное название) "Золотой возраст". Северных сеньоров учат искусству вязания крючком, плетения гобеленов, хоровому пению, финансовой грамотности. При желании бывшие строители субмарин могут получить навыки карвинга. Что такое карвинг? Представьте себе: искусство художественной нарезки овощей и фруктов.

Ноутбук против морщин

Проект "Компьютерная академия для пенсионеров" создал военный пенсионер Сергей Авдевнин. По профессии он врач, родился в Волгоградской области, служил в Забайкалье, в Монголии, участник боевых действий в составе контингента ООН и ликвидатор-чернобылец. Сейчас живет в Донецке. Ветеран освоил сайтостроение и бесплатно учит пожилых.

На сайте компьютерного ликбеза (www.pc-pensioneru.ru) доходчиво объясняет, что такое браузер и текстовый редактор, как зарегистрировать почтовый ящик, вести личную переписку. И вообще - учит, как подзаработать в Интернете вместо банальной работы ночным сторожем.

Кстати, в Курской области решили обучить 3000 пенсионеров в университетах для пожилых, предоставив на выбор шесть факультетов: информатика, огородничество, здоровье, культура и искусство, право, духовное возрождение.

Тяга пожилых к высоким технологиям - полезная тенденция. Пожалуй, первый адрес, который должен запомнить человек, выходящий на пенсию - портал государственных и муниципальных услуг: www.gosuslugi.ru/ru. Начинать надо с раздела "Выход на пенсию" и далее по всем интересующим ресурсам: получение справок, лекарства, льготы.

На заслуженный отдых

Кроме перечня положенных государством льгот есть немало возрастных дисконтных программ.

В каждом городе и регионе свои предложения. А это значит, что придется самостоятельно выяснять, в какие дни и в каких именно театрах и кинотеатрах билеты продаются со скидкой. Музеи тоже предлагают скидки для пенсионеров.

Например, обычный входной билет в Третьяковку стоит 300 рублей. Для пенсионера посещение комплекса в Лаврушинском переулке обходится всего в 70 рублей. В выставочные залы Инженерного корпуса вход чуть дороже - 80 рублей.

Билет в Главный музейный комплекс Эрмитажа - 400 рублей. А пенсионеров пускают бесплатно.

Многие турфирмы, судовые компании и авиаперевозчики предлагают скидки пожилым путешественникам. Часто это способ привлечения клиентов в т.н. "низкий сезон", и, по словам пресс-секретаря Российского союза туриндустрии Ирины Тюриной, массового пенсионного туризма - в том смысле, каким его понимают в США и в Евросоюзе - в России пока почти нет. В качестве приятного исключения в РСТ приводят программу "Зима в Тунисе" (nuveltrans.com/tunisia-tours-menu-main.html).

- Их предлагает московская компания "Нувель Транс", крупный российский оператор по Тунису, - поясняет Ирина Тюрина.

Фирма договорилась с тремя четырехзвездочными отелями в Суссе и Хаммамете. Зимой здесь 15-20 градусов в тени, свежие овощи и фрукты, неплохой уровень местной медицины. Туры рассчитаны на отдых до 85 дней, стоимость самого дорогого тура при двухместном размещении в номере - 2300 долларов. Включены перелет, двухразовое питание. Если выбираете короткий (до месяца) отдых, то виза не нужна.

В качестве бонуса фирма дарит сим-карты местной телефонной компании, по которым стоимость 30-минутного разговора с Россией обходится в 300 рублей, а все входящие звонки бесплатны.

Впервые такие туры предложили три года назад, с тех пор зиму в Африке провели больше тысячи россиян в возрасте от 60 до 85 лет. В компании говорят, что большинство клиентов это интеллигентные пенсионеры - бывшие учителя, институтские преподаватели, профессора. Раньше возили пенсионеров чартерами и "Турецкими авиалиниями", теперь летают лайнерами "Эр-Франс" и "Алиталия": перелет со стыковкой в Париже или Риме занимает пять часов.

Для пенсионера почти 70 тысяч рублей - деньги приличные, но выручают дети и внуки. Кстати, освоив компьютер и подучив английский язык, можно самостоятельно, без помощи турфирм находить скидки и бронировать отели по всему миру. За меньшие деньги вполне реально безбедно провести зиму в Таиланде или Венесуэле.

Да и вообще, кто сказал, что российский пенсионер - это обязательно бедный и больной человек? Автор этих строк встретил в Португалии супружескую чету: москвичи, живут на даче, городскую квартиру сдают и на доходы 3-4 раза в год летают в разные уголки планеты. Объездили полмира. В промежутках между путешествиями живут как все - честно и скромно, и исключительно на пенсию.

А как у них

В каждой стране есть отели и сезоны, когда пожилым предоставляют солидные скидки. Февраль на Бермудах - для тех, кому за 50. В Швейцарии сезон для пенсионеров (женщины старше 62 лет и мужчины старше 65 лет) - с октября по март.

Некоторые не ждут милости сверху и бьются с морщинами всеми доступными средствами.

Гардеробщица городского бассейна из Сасова (Рязанская область) Галина Чувина после выхода на пенсию увлеклась спортивным метанием ножей. И установила два мировых рекорда.

Самым старым диджеем планеты был наш человек: участник дуэта DJ s Krugozory Борис Караулов. Карьеру диджея начал за 60. Вставал каждый день в 4.00, отводил два часа на физкультуру. Самая известная композиция: "Все не кончится старость". Умер в прошлом году от инсульта в возрасте 72 лет.

В стране 30,7 млн граждан в возрасте старше трудоспособного (22,1 млн женщин и 8,6 млн мужчин). Из них, по данным минэкономразвития, 8 млн работают, 12 млн готовы выйти на работу.

Среднестатистический заработок работающего мужчины-пенсионера в прошлом году -19,6 тыс. рублей, женщины - 13,7 тыс. Пенсия - 6,5 и 6 тыс. соответственно.

Пенсионер страдает одновременно 5-7 хроническими заболеваниями. Из 100 стариков 8 никогда не выходят из своих домов и квартир, а 5 прикованы к постели.

Банковские карты, банкоматы и не только

Старшее поколение остается очень уязвимым в мире современных финансов. Многие пенсионеры боятся пользоваться банковскими картами и уж тем более не доверяют электронным способам оплаты чего бы то ни было. Но, даже отгораживаясь от технологий века, они нередко становятся легкой добычей мошенников всех мастей. Становится очевидным: матчасть надо знать. Научить зрелых людей ориентироваться в реалиях, связанных с деньгами, призваны программы финансовой грамотности.


Фото: АГН «Москва»

Лапша на уши

Заведите в любом поисковике запрос «вложения для пенсионеров» — и вы поразитесь, сколько несуразных предложений с обещаниями баснословных прибылей выпадет. При этом авторы «выгодных» схем подчеркивают: варианты «строго для пенсионеров». Эта информационная деза носит массовый характер, и, похоже, без улова мошенники не остаются. К сожалению, люди старшего возраста плохо ориентируются в современных финансовых реалиях.

Не так давно по стране прокатились очередные мошеннические гастроли. Пенсионерам звонили из «собеса» и сообщали об обмене денег, предлагали «пойти навстречу» и осуществить операцию на дому, даже с некоторыми бонусами «как для ветерана». И слишком много пожилых людей на такое «выгодное» предложение купилось. Они очень наивны, наши душевные бабушки.

Не стоит обольщаться, что попасть на подобную удочку могут только представители старшего поколения «из простых». Моя знакомая — грамотный, активный человек, журналист — недавно повелась на незамысловатое мошенничество. Ей позвонили на домашний телефон якобы из Пенсионного фонда, «чиновница» представилась, назвала верные личные данные жертвы — имя, домашний адрес (это, конечно, еще и к вопросу о сохранности наших конфиденциальных сведений). Далее «чиновница» сообщила, что пенсионерке полагается денежная компенсация за то, что та не воспользовалась правом получить бесплатную путевку. Сумма возмещения звучала разумно, подозрений не вызвала. Дело было за малым — сообщить данные банковской карты, чтобы «Пенсионный фонд» смог перевести «причитающиеся» средства. Моя знакомая начала диктовать сведения, и тут ей на мобильный стали поступать тревожные СМС‑сообщения от банка о попытке некорректной операции. «Знаешь, я въехала в самый последний момент и не сообщила трехзначный код, а начала задавать уточняющие вопросы, — рассказала без пяти минут пострадавшая. — «Чиновница» сначала уверенным тоном несла чушь, потом явно разозлилась на мою настырность и бросила трубку». В той истории дело закончилось всего лишь блокировкой карты, которую банк вскоре перевыпустил. Реального списания средств, к счастью для моей знакомой пенсионерки, не произошло. Логично будет предположить, что далеко не все абоненты «чиновницы» вовремя остановились.

Можно «попасть на деньги» и без очевидного мошенничества. Так, один пенсионер обратился в банк за небольшим кредитом: что-то там на дачу надо было приобрести. Ему сообщили, что сроки рассмотрения заявки составляют три дня. Он вышел из офиса и буквально за углом увидел вывеску другого финансового учреждения, в котором ему выдали кредит моментально. Заемщик радовался своей предприимчивости, ведь он получил средства гораздо дешевле, чем в банке, всего под 2%. Он не понимал, что речь идет о двух процентах в день — это он так «удачно сэкономил» время и деньги в микрофинансовой организации (МФО). Оказывается, он и не слышал о такой разновидности финансовых институтов, не знал о дороговизне их кредитов.

Понятно, что пенсионеров надо учить ориентироваться в мире современных финансовых продуктов. На это нацелен в том числе федеральный проект Минфина «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Научи свою бабушку

Программа запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года. Просветительские мероприятия организованы практически по всей стране. Визитной карточкой проекта считается осенняя Неделя сбережений для взрослого населения, в рамках которой проводится много встреч, фокусированных именно на пенсионерах. К таким неделям дважды выпускались специальные газеты «Деньги и жизнь» и «Современный пенсионер», содержавшие базовые обучающие материалы: как пользоваться банковской картой, планировать бюджет, не переплачивать за кредиты — и бесплатно распространявшиеся, в том числе через почтовые отделения.

Но в этих «фирменных» неделях, объясняет директор Национального центра финансовой грамотности (АНО «НЦФГ») Евгения Блискавка, возраст, заявленный в «шапке» мероприятия, не является жесткой привязкой. Столь же традиционной, как и неделя для взрослых, является Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. И в рамках этого марафона организаторы все равно ориентируются на пенсионеров. «Сопровождают детей на мероприятия обычно бабушки, — объясняет Блискавка, — они же вместе с внуками невольно становятся слушателями лекций и семинаров». Отметив этот естественный прирост аудитории, организаторы запустили для детей тренинг «Научи свою бабушку пользоваться банкоматом».

Формат мероприятий в рамках официального проекта Минфина самый разнообразный: от традиционных лекций, бесед, семинаров, выездных встреч в районных центрах до весьма креативных жанров. Так, в Алтайском крае для людей старшего возраста в общественных местах — в основном в крупных торгово-развлекательных центрах — проводились викторины под названием «Финансовая лестница», интерактивные тренинги. Дважды прошел одноактный спектакль «Финансовая безграмотность» на подходящую тематику, сценарий для которого создавался при участии регионального телеканала, а в качестве артистов были задействованы студенты местного института культуры. Перед спектаклем зрителей «разогревали» загадками и конкурсами на финансовую тему, а после него организовали со зрителями диалог по затронутым в постановке проблемам.

Иногда организаторы мероприятий выделяют узкие фокусные группы. Так, в Калининграде на регулярной основе работает программа для военных пенсионеров. А на Алтае в сотрудничестве с органами соцзащиты и Союзом пенсионеров на текущий год намечена серия встреч с одинокими пенсионерами, в том числе с целью их финансового просвещения.

От сберкнижки до биткоина

Но традиционными обучающими форматами остаются все-таки лекции, семинары, встречи. «Аудиторию старшего возраста интересует в основном, как сберечь свои деньги, — рассказывает Юрий Коробов, профессор, заведующий кафедрой банковского дела, денег и кредита Саратовского социально-экономического института РЭУ им. Г.В.Плеханова, читающий лекции в Университете старшего поколения. — Большинство их вопросов очень конкретные: можно ли потерять вложения в банке; как выбрать банк; чем отличается вклад от сертификата; как избежать рисков, связанных с банкоматом; как определить финансовую пирамиду. Но я был просто поражен интересом этих слушателей, казалось бы, к абстрактной теме — электронные деньги, в том числе биткоин. Это новый феномен нашего времени, я‑то полагал, что будет лишь вежливое внимание. Ничего подобного! Зря некоторые думают, что люди старшего возраста из всех возможных финансовых форматов признают только сберкнижки. Это очень активные люди».

Его коллега из Москвы, консультант-методист проекта Минфина «ВАШИ.ФИНАНСЫ.РФ» Татьяна Бандюк, подтверждает: «Интересы категории неработающих пенсионеров направлены на то, как уберечь себя от мошенников и куда правильно вложить свои кровные, чтобы не прогореть, но получить пассивный доход. Категория более активных пенсионеров желает, кроме названных вопросов, узнать, где можно приложить свои знания и опыт, возможно, подучиться и оставаться по-прежнему востребованными в обществе, иметь официальный заработок и повышать свою финансовую грамотность, в том числе и чтобы не отставать от своих детей и внуков».

Евгения Блискавка выделяет основные направления интересов слушателей старшего поколения. Во-первых, «Правила финансовой безопасности» — как распознавать финансовые пирамиды и мошенников, предлагающих финансовые (и не только) услуги. Во-вторых, «Финансы онлайн» — как пользоваться онлайн- сервисами банков, сайтами оплат, как получить удаленный доступ к услугам. В‑третьих, «Как не залезть в долги» — правила выбора кредитов, займов, информация об опасности МФО. В‑четвертых, «Социальные льготы, выплаты, бережное потребление» — какие на местном уровне есть возможности для пенсионеров меньше тратить или получать компенсации. В‑пятых, «Финансовая грамотность в ЖКХ».

Учат пенсионеров всем этим финансовым премудростям, судя по всему, очень неплохо. «Вечная студентка» саратовского Университета старшего поколения (посещает занятия уже много лет) Нина Сергеевна К. так объяснила, почему перенесла наш разговор на более позднее время: «Я была у приболевшей подруги. Так за время визита еще и оплатила все ее квитанции через онлайн-сервис банка. Сама я уже давно так оплачиваю свои счета. А когда выбирала банк, чтобы открыть депозит, сравнила множество банков по интересующим меня параметрам — меня в университете научили, на что нужно обращать внимание». К числу лекций, которые ее особенно заинтересовали, она отнесла и вопросы наследства: «На какую удочку ловятся многие мои ровесники? На дарственную на квартиру: мол, подпишите, а уж мы будем за вами до конца дней ухаживать. Нам на семинаре четко разложили по полочкам наследственное законодательство».








Как оторвать пенсионера от дивана, кухни и даже семьи? Позвать учиться в университет.

Няни и экскурсоводы

Представление о том, что нынешние бабушки и дедушки больше всего любят проводить время, сидя на лавочке у подъезда или за просмотром телесериалов, давно устарело. Скорее это мы сами и навязали им такой стиль жизни: вышел на пенсию — сиди с внуками, а ещё лучше — освободи квартиру детям и езжай на дачу выращивать картошку. Однако многие сегодняшние пенсионеры полны энергии, они хотят учиться новому, развиваться, ни в чём не уступая молодёжи. Доказательство тому — почти 10 тыс. пожилых москвичей, всего за две недели записавшихся на учёбу в университете! Поэтому студентов пришлось разделить на два потока: часть начала учиться с ноября, остальные приступят к занятиям в январе. В первый день — лекции по истории Москвы, занятия на компьютерах и психология. Студенты старшего поколения оказались гораздо более требовательны и прилежны, чем их молодые коллеги по учёбе, но порой капризны: «Почему некоторые занятия проходят так поздно вечером?»


«Я хочу, чтобы мне всё чётко было слышно!»

«Разве уже нельзя записаться на психологию?»

Но зато они точно знают, чего хотят. Ученики курса «История и культура Москвы» сразу приготовили ручки и блокноты, чтобы не упустить важное. Преподаватель, московский географ Александр Левинтов (он ещё и автор идеи вуза для пенсионеров и его названия «Серебряный университет»), начал с неожиданного: «Где находится центр Москвы? А где её сердце?» К слову, это вовсе не одно и то же, а правильный ответ вовсе не Кремль. Оказывается, центр города до недавнего времени был на углу Большой Ордынки и Климентовского, но после присоединения Новой Москвы очутился аж за МКАД. А сердце мегаполиса — в Коломенском, в овраге, спадающем к Москве-реке. Там лежит Девий камень, которым Егорий-землепашец поразил змея. Камень считается целебным, как и ключи, бьющие рядом.

«В преподавании студентам за 50 своя специфика: эта аудитория много чего знает, — поясняет Александр Левинтов. — Но у них есть и свои проблемы. Одна из них — недостаток общения. Поэтому мой курс, рассчитанный на 24 часа, будет проходить не в виде лекций, а, как сегодня модно говорить, коворкинга (от англ. coworking), то есть совместной работы, бесед. Увы, поскольку курс очень краткий, лицензированными экскурсоводами мои слушатели не станут (для этого надо прослушать 150 часов), но вполне могут быть гидами для своих друзей и знакомых. Жаль, что пока пенсионеры не могут посещать все интересующие их курсы параллельно, как обычные студенты вузов, — здесь приходится выбирать что-то одно».

«Живу всю жизнь в Москве, — рассказывает „АиФ“ пенсионерка Наталья Евгеньевна, — а всё-таки плохо знаю свой город. Поэтому, когда нам позвонили из соцзащиты и предложили на выбор несколько программ, вместе с мужем с удовольствием записались на курсы по истории Москвы».

«А почему бы и нет? Тем более что учат бесплатно», — вторит ей соседка.


«Драмкружок, кружок по фото. »

Житель Арбата Дмитрий Александрович Мельников пришёл, чтобы повысить свои знания по компьютерной технике: «Ходил на кружки в районном центре соцобслуживания — у нас там и английский можно учить бесплатно, танцевать, петь, рисовать. Там же меня и записали в университет». Студентки курса по психологии общения планируют узнать, как строить отношения со взрослыми детьми, воспитывать внуков, и вообще хотят понять, как «не раздражать молодёжь».


Самая общительная и активная из новоиспечённых студенток Галина Ивановна с удовольствием позирует для прессы. Ей 81 год, она, по её словам, каждое утро после завтрака проходит десять кругов вокруг дворовой площадки. «Ну что нам дома сидеть? — обращается к пришедшим с ней „подружкам“ пенсионерка. — Кому мы там нужны? Здесь хоть пообщаться можно. Мне очень нравится кружок рукоделия. Сама раньше вязала, шила и даже иногда недорого продавала вещи».

Всего же пенсионеры могут поступить на пять факультетов: гуманитарный (иностранные языки, история и культура Москвы, азы волонтёрской работы), массовых коммуникаций и информатики, культуры и творчества (танцы, рукоделие), здоровья и безопасности (финансовая и правовая грамотность, правильное питание, плавание), а также психологический. Желающие могут получить профессию няни, озеленителя, мастера по изготовлению кукол — на освоение этих специальностей отведено по 160 часов. Выбор самого популярного курса оказался неожиданным.

«Раньше, когда мы пробовали работать с пенсионерами, самой востребованной образовательной программой была компьютерная грамотность, — сообщил ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. — Теперь самый популярный курс — иностранные языки».


Университеты «третьего возраста», как называют ещё образование для пожилых, — не российское изобретение. Такие программы давно и успешно работают в Великобритании, Германии, Франции, США, Японии и других странах. Их главная задача — не обучить новой профессии (хотя при желании и это возможно), а избавить людей от одиночества, ощущения собственной ненужности. Чтобы третий возраст из времени дожития превратился в период, когда человек может продолжать жить и наслаждаться полной жизнью.

Читайте также: