Для кого исчезнет пенсия с 29 февраля

Правило о приостановлении индексации пенсии по-прежнему действует для тех, кто получает страховую пенсию и при этом официально трудоустроен.

Поэтому в случае увольнения такому пенсионеру полагается доплата (за счет восстановления индексации). Рассмотрим, сколько получит пенсионер, если уволится в 2020 году.

Впервые индексация страховых пенсий без участия работающих пенсионеров произошла в феврале 2016 года. И чем больше проходит времени с тех пор, тем больше они теряют — поскольку пенсии индексируются ежегодно.

Если учесть 2020 год, то всего было пропущено уже шесть индексаций:

- февраль 2016 года — на 1,04, фиксированная выплата — 4 558,93 рублей, стоимость пенсионного балла — 74,27 рублей

- февраль 2017 года — 1,054, фиксированная выплата — 4 805,11 рублей, стоимость пенсионного балла — 78,28 рублей

- апрель 2017 года — 1,004 (только пенсионные баллы), фиксированная выплата — 4 805,11 рублей, стоимость пенсионного балла — 78,58 рублей

- январь 2018 года — 1,037, фиксированная выплата — 4 982,90 рублей, стоимость пенсионного балла — 81,49 рублей

- январь 2019 года — 1,0705, фиксированная выплата — 5 334,19 рублей, стоимость пенсионного балла — 87,24 рублей

- январь 2020 года — 1,066, фиксированная выплата — 5 686,25 рублей, стоимость пенсионного балла — 93 рубля

Чтобы рассчитать, какая пенсия должна быть после увольнения, можно воспользоваться двумя вариантами:

1) Перемножаем свою пенсию на соответствующие коэффициенты индексации (не забываем, что каждый год к пенсии добавлялись баллы по итогам августовской корректировки).

Например: страховая пенсия назначена с января 2016 года в размере 11 524 рубля 59 копеек (100 пенсионных баллов по 71,41 рубля и фиксированная выплата 4 383,59 рублей).

Индексируем страховую пенсию:

- 7 141 х 1,04 х 1,054 х 1,004 х 1,037 х 1,0705 х 1,066 = 9 300 рублей

Индексируем фиксированную выплату:

- 4 383,59 х 1,04 х 1,054 х 1,037 х 1,0705 х 1,066 = 5 686,25 рублей

Индексируем корректировку (возьмем три балла ежегодно для ровного счета):

- (3 балла х 3 года) х 93 рубля (стоимость балла на 2020 год) = 837 рублей

Сложив все полученные значения, получаем новый размер пенсии с учетом индексации — это 15 823 рубля 25 копеек.

2) Если известно, сколько пенсионных баллов у гражданина по состоянию на дату увольнения, можно рассчитать прибавку намного проще .

Размер пенсии складывается из двух слагаемых: фиксированная выплата и пенсионные баллы. Какой будет величина фиксированной выплаты и стоимость пенсионного балла с 2020 года, уже известно (5 686,25 рублей и 93 рубля соответственно).

Подставив известное количество пенсионных баллов в эту формулу, можно получить новый размер пенсии с учетом всех пропущенных индексаций (по состоянию на 2020 год):

- 5 686,25 + 93 х Кол-во пенсионных баллов.

Вернемся к нашему пенсионеру, которому в январе 2016 года назначена страховая пенсия. С учетом корректировок за 3 года, к 2020 году у него накопится 109 баллов.

Значит, в случае увольнения в 2020 году он получит пенсию в размере:

- 5 686,25 + 93 х 109 = 15 823 рубля 25 копеек.

То есть в этом примере пенсия после увольнения увеличится на 3 655 рублей 97 копеек (если сравнивать с последним размером пенсии после корректировки в августе 2019 года).

В Личном кабинете пенсионера на сайте ПФР сейчас в актуальном режиме представлена информация о том, каким будет размер пенсии после увольнения. Можно сравнить его с результатами своих подсчетов.

Индексация восстанавливается с 1-го числа месяца, который следует за месяцем увольнения пенсионера.

Однако выплата повышения происходит не сразу после увольнения, а примерно через 3 месяца — когда работодатель сдаст отчет об увольнении пенсионера, а ПФР этот отчет обработает и доначислит индексацию. Пока этот механизм, увы, не меняется.

Как восстановить доверие россиян к пенсионной системе

Законодатели Российской Федерации приняли Федеральный закон о продлении моратория (заморозки) накопительной части пенсии до 2024 года. То есть у людей изъяли те деньги, что они копили себе на безбедную старость, и лишили возможности копить дальше.


Фото: Алексей Меринов

Но истоки этого решения надо искать в истории «реформирования» российской пенсионной системы с самого начала его проведения, особенно в 2000-х годах. Подходы наших либерал-реформаторов оказались весьма далеки от научной экономической теории и учета позитивной мировой практики.

Пенсия в развитых странах складывается, как правило, из двух источников: из государственной распределительной системы и накопительного компонента, формируемого, как правило, на добровольной основе и составляющего от 15% до 40% от общего объема. При этом, подчеркнем особо, за накопительный компонент в развитых странах ответственность несет государство — оно нигде не изымает накопительные средства, не замораживает их, не снижает величину.

Мало того, в развитых странах работников заранее ориентируют, какая величина пенсии у них будет при выходе на заслуженный отдых через 10–15–20 лет — в зависимости от достижения определенного уровня накоплений, показателей эффективности экономики в той или иной стране. При этом работнику гарантируется, что при выходе на пенсию ее величина от средней заработной платы (коэффициент замещения) составит не менее 40%. Таков норматив пенсионного минимума, введенного в Женеве 102-й Конвенцией Международной организации труда (МОТ) еще в 1952 году.

Россия лишь в 2018 году присоединилась к Конвенции МОТ. Но даже сегодня коэффициент замещения в стране едва достигает 30% и при этом в последние годы имеет тенденцию к сокращению.

Ухудшение системы пенсионного обеспечения в России связано прежде всего с тем, что она все более погружается в полосу затяжного экономического кризиса, усугубляемого безграмотностью, а порой и безалаберностью в реализации экономической политики.

Введение единого социального налога (ЕСН), зурабовские пенсионные эксперименты начала нулевых годов, снижение с 1 января 2005 года ставки ЕСН с 35,6 до 26%, введение регрессивной шкалы отчислений в ПФР, система валоризации пенсий, принятая на фоне низких ставок пенсионных взносов, введение с 1 января 2015 года расчета пенсии на основе так называемого «индивидуального пенсионного коэффициента» (пенсионного балла) — все это привело к тому, что пенсионная система Российской Федерации год от года теряет свою устойчивость, являющуюся важнейшим международным показателем эффективности пенсионного обеспечения и социальной справедливости. Все эти экономические ляпы отчетливо проявились и на накопительном компоненте пенсионной системы.

Накопительный компонент в России начал внедряться с 2002 года. Авторы тогдашней пенсионной реформы убеждали, что накопительная пенсия позволит в будущем увеличить ее не менее чем вдвое. Но во что превратилась эта позитивная мировая идея в России? Как всегда, под рассуждения о благих намерениях, при смиренном молчании общественности был осуществлен очередной отъем денег у населения. А если называть вещи своими именами — ограбление масс.

В накопительную систему на конец 2013 года было вовлечено более 79 млн человек. Общий объем средств, формируемый в накопительной системе, превысил к концу года 2,8 трлн рублей, включая 980 млрд рублей в негосударственных пенсионных фондах.

Эта огромная сумма застилала глаза тем власть имущим, кто хотел бы ею воспользоваться. И в 2013 году правительство, «исключительно в целях экономии средств федерального бюджета», решило накопительные средства будущих пенсионных взносов забрать на текущие пенсионные выплаты, а говоря попросту, реквизировать их.

Мораторий, как уверяло тогдашнее правительство, планировался как временная мера. Израсходованные пенсионные накопления будущим пенсионерам собирались вернуть. Но по окончании каждого отчетного года заморозку вновь и вновь продлевали — и так вот уже шесть лет подряд! Другими словами, личные накопительные пенсионные счета россиян не только не пополняются все эти годы, а просто конфискуются.

Абсурд. Но именно так поступила исполнительная власть, лишив людей выплат, которые они честно заработали и на которые рассчитывали в старости. Уверен, что, если бы накопительная составляющая пенсии в будущем касалась лично каждого депутата Госдумы, члена Совета Федерации, члена правительства, вряд ли бы они пошли на эту грабительскую акцию!

Теоретики пенсионной «реформы», руководители экономического блока правительства, видимо, забыли основополагающую аксиому, что пенсионная система любого государства есть зеркальное отражение развития экономики. Чем эффективнее экономика страны, тем меньшее число работников требуется для того, чтобы обеспечить пенсиями пожилых граждан.

Но о какой эффективности российской экономики может идти речь, если с 90-х годов прошлого столетия — начала проведения «реформ» по либерально-рыночным рецептам — доля России в мировом ВВП сократилась с 9 до 3%. По таким показателям, как ВВП на душу населения, производительность труда, реальные доходы, Россия отстает от развитых стран мира в разы. Так, например, нынешний российский уровень душевого ВВП достигнут Великобританией и Францией около 40 лет назад, а США — примерно 50 лет назад.

Не удивительно, что в странах, где производительность труда превышает российский уровень в 2–3 раза — Великобритании, Германии, Норвегии, США, — во столько же раз больше и коэффициент замещения, а следовательно, в 2–3 раза выше и размер пенсионного обеспечения. Вот и вынуждены отечественные «либералы от экономики» и политики-чиновники принимать сиюминутные меры, чтобы заткнуть дыры, возникшие в процессе «реформирования» пенсионной системы.

Отстает Россия от развитых стран и по такому важнейшему международному показателю, характеризующему уровень эффективности пенсионной системы, как удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в ВВП. В 2019 году он, например, даже упал в нашей стране до 7,9%. В то же время этот показатель в развитых странах составляет: в Великобритании — 9,5%, Германии — 10,8%, Франции — 11,8%, Австрии — 14,8% объема ВВП.

Негативные изменения в экономике в значительной степени затронули и демографическую сферу, и трудовые отношения. В результате если соотношение занятых и пенсионеров в 1991 году в стране составляло 2,1 к 1, то сегодня оно равно уже 1,2 к 1, тогда как в государствах со стабильно развивающейся экономикой данное соотношение находится на уровне выше 2,3–2,5 к 1. Другими словами, выплату пенсий одного пенсионера обеспечивает сегодня в РФ 1,2 работающего, что само по себе создает напряженность в системе пенсионного обеспечения.

Как свидетельствует Росстат, средний размер назначенных пенсий по итогам 2019 года составил 14 163 рубля. Предполагается, как сообщил в телеобращении президент Путин, «в предстоящие шесть лет увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей в год». В результате это даст возможность в 2024 году выйти «на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тыс. руб. в месяц». Подчеркнем — 20 тыс. руб. в месяц!

Сопоставим эту цифру из будущего с нынешним пенсионным обеспечением в развитых странах. В Германии пенсия составляет в среднем 782 евро, то есть более 62 тысяч рублей. В Англии она равна 610 фунтам, или около 53,5 тысячи рублей. Американцы получают по 1164 доллара — более 79 тысяч рублей. В Швейцарии пенсионеры имеют по 1,7 тысячи франков — более 118,5 тысячи рублей. А в Дании — 2,8 тысячи евро, или более 122 тысяч рублей.

Политико-экономический анализ «реформирования» пенсионной системы в России объективно приводит к первому выводу: подлинная социально значимая пенсионная реформа не может быть реализована без повышения эффективности экономики в целом.

Второй вывод также вполне однозначен: исходя из научной экономической теории и мирового опыта, в России достойное пенсионное обеспечение не может быть достигнуто без восстановления накопительного компонента, формируемого на добровольной основе, как это имеет место в большинстве развитых стран. Государство при этом должно нести реальную ответственность за сохранность накопительных средств граждан.

Чтобы россияне поверили в накопительный механизм пенсионной системы, поверили в то, что государство действительно несет ответственность за накопительную систему, целесообразно разморозить и восстановить средства, направляемые на именные счета граждан в накопительную систему с момента ее организации (с 2002 года) в полном их объеме (с учетом всех реальных ставок рефинансирования). Тогда сбережения снова начнут активно расти, и людям удастся накопить ощутимую прибавку к пенсии.

Число пожилых людей, которым отказали в пенсии, растет с каждым годом





Несмотря на повышение пенсионного возраста, материальное обеспечение российских стариков с каждым годом будет все хуже и хуже. А многие из них вообще не получат денежного содержания в старости.

Согласно прогнозу РАНХиГС, к 2050 году пенсия будет замещать только половину прежнего дохода для россиян, зарабатывающих на уровне МРОТ. Для них нынешний коэффициент замещения в 74% снизится до 53%. У получателей медианной зарплаты этот показатель сократится с 42 до 39%.

В свою очередь, получатели средних зарплат останутся при своих. В выигрыше же окажутся только представители высокодоходных групп работников. Для них коэффициент замещения возрастет с 22% до 31%. Пенсионная реформа проводится в интересах состоятельных россиян? Получается так.

А ведь средняя зарплата в России формируется с учетом крайне завышенных зарплат руководства. По этой причине, по данным Росстата, почти три четверти россиян (71,2%) получают официальную зарплату ниже средней по стране, которая в апреле текущего года составляла 47,6 тысячи рублей.

Таким образом, долгосрочный пенсионный прогноз для большинства сограждан негативен. Получаемая пенсия все в меньшей степени будет возмещать утраченный в связи с нетрудоспособностью заработок. Не говоря уже о том, что претендовать на пенсионные копейки теперь можно будет на пять лет позже.

При этом Россия подписала Конвенцию № 102 Международной организации труда (МОТ), устанавливающую минимальный коэффициент замещения пенсий на уровне в 40% от зарплаты. Обязательства власти на себя взяли, но выполнить их, судя по параметрам пенсионной реформы, не смогут.

Но еще более острая проблема заключается в том, что огромная часть общества вообще останется без средств к существованию. И не через 20−30 лет, а уже совсем скоро. Это те, кому в будущем государство откажет в пенсии по причине недостаточного трудового стажа и суммы выплаченных взносов.

Уже сейчас число отказов в назначении страховой пенсии по старости увеличивается с каждым годом. Если в 2017 году отказ получили 125 тысяч человек, то в 2018 году без пенсии оставили уже более 170 тысяч граждан. Очевидно, что число таких неприкаянных стариков и дальше будет только расти.

В настоящее время пенсионные взносы в ПФР не выплачивают 15 млн. человек. Скорее всего, это те, кто занят в «серой» экономике. По мере того, как они будут стареть, армия пожилых людей без средств к существованию станет многомиллионной. И после это власти и дальше будут утверждать, что Россия — социальное государство?

Интересы столь значительной части общества невозможно игнорировать. Чем дожидаться чрезвычайных социальных последствий, лучше уже сейчас отменить пенсионную реформу. Если Кремль не решится на такой шаг, часть голосов избирателей власти перетечет к левой оппозиции, выступающей против ограбления стариков.

Однако ничто не указывает на готовность власти не только отменить, но и даже скорректировать пенсионную реформу. Так, разумное предложение депутата Госдумы Николая Харитонова о возвращении прежнего пенсионного возраста на Севере и Дальнем Востоке для закрепления там местых жителей правительство отвергло.

Социальный психолог Алексей Рощин считает, что неплатежи россиян в ПФР имеют как объективную — экономическую, так и субъективную — психологическую причину.

— Цифра в 15 млн. россиян, которые не платят пенсионные взносы, коррелирует с тем, что говорила Ольга Голодец о масштабах теневой экономики в России. Там как раз говорилось о 15-ти, а то и 20 млн. неплательщиков. Это люди, занятые в так называемой гаражной экономике, которая никак не отражается в отчетности. Это всякого рода мастерские, лесопилки, шабашки , где люди работают чисто за «кэш», работают сезонно или вообще не работают, а живут с огородов.

К сожалению, многие плохо представляют себе, как живет реальная Россия. Ориентируются в основном на Москву и Петербург. Официальная экономика — это лишь часть экономики России.

«СП»: — Почему бы людям, раз они знают, что рискуют остаться без пенсии, не уволиться из «серой» компании и не устроиться в «белую»?

— Люди, может, и хотели бы официально зарегистрироваться, работать «в белую», отчислять, как положено в Пенсионный фонд, но для большой части населения просто нет такой возможности. Они могут либо работать неофициально у «серых» работодателей, либо вообще никак не работать. Это, кстати, касается и работодателей тоже. Они тоже порой живут на грани света и тьмы, и поэтому не могут и не хотят оформлять своих наемных работников официально, а значит, выплачивать взносы на них в ПФР. Они и сами часто не подпадают под пенсионное обеспечение.

Однажды, когда люди будут массово достигать пенсионного возраста, а оснований платить им пенсии не будет, эту проблему государству придется как-то решать.

«СП»: — Понятно, что подходящей работы порой нет, но значит, нужно искать, находить и все равно платить государству пенсионные взносы. Иначе, в 60−65 лет зубы на полку…

— Если оценивать эту ситуацию с психологической точки зрения, то тут, конечно, есть и надежда на русский авось. У многих наших людей очень низкий горизонт планирования. На Западе начинают копить на пенсию чуть ли не сразу после окончания университета — человеку еще только 22 года, а он уже прикидывает, какой у него будет пенсионный план и что будет делать на пенсии. И вообще там планируют и на 10, и на 15 лет вперед. А в России максимальный горизонт планирования — полгода. Дальше не загадывают. Причем, это уже у всех — и у тех, кто работает «в белую», и тех, кто работает «в серую».

«СП»: — Это что, люди сами виноваты?

— Наша история приучила людей, что в стране все порой меняется так внезапно и так быстро, что что-то планировать просто глупо. Есть даже поговорка: «Хочешь насмешить Бога, расскажи о своих планах». Поэтому люди не считают нужным даже когда они близко к пенсии, задумываться о том, на что они будут жить в старости.

Люди помнят историю с обнулением своих сбережений в 1991 году. Они копили-копили, верили, что у них масса денег, а это все превратилось в опилки. Потом, в 1990-е годы, примерно то же самое случилось и с пенсиями. В советский период была все-таки существенная дифференциация — пенсии повышенные, пониженные. А в 1990-е стали платить по минималке, да еще и с очень большой задержкой. Из последнего — заморозка накопительной части пенсий. Эта историческая память показывает людям, что нет смысла планировать надолго.

По мнению заместителя председателя комитета по социальной политике Госсовета Республики Татарстан Артема Прокофьева, отмена пенсионной реформы неизбежна, но для этого должна произойти смена власти в стране.

— У нас в республике я как раз занимаюсь социальным направлением. Когда говоришь с избирателями о пенсионной реформе, понимаешь, что люди чувствуют себя не просто обманутыми, но даже ограбленными государством. Это больше чем недоверие, которое и так было. Теперь все еще хуже. И это теперь долгосрочная история. Мы не знаем, как это в дальнейшем обернется для нашего государства.

«СП»: — К сожалению, теперь в отмену пенсионной реформы верится с трудом…

— Ничего подобного! Возвращение к показателям, которые у нас были — это абсолютно реальная вещь. Не менее реальная, чем смена правительства или другие изменения в стране. А то у нас порой все, что ни делает власть, начинает восприниматься как данность, которую нельзя изменить. Это абсолютно не так. Изменить можно и нужно и я уверен, что мы вернемся к прежним параметрам.

Однако отменить реформу властям тяжело и политически и морально, потому что это будет признанием собственной вины. Поэтому я думаю, что мы придем к отмене этой реформы, но это будет связано со сменой политического руководства нашей страны.

О подходах к вопросу пенсионного обеспечения в старости «СП» рассказала специалист по социальной защите Бюро Международной организации труда в Москве Ясмина Папа.

— Конвенция МОТ 1952 года устанавливает минимальные стандарты защиты на случай возникновения девяти видов социальных рисков, с которыми сталкивается человек на протяжении жизни. Среди этих рисков — старость. И Конвенция предполагает определенные обязательства стран с целью соблюдения ключевых принципов. Среди них: обеспечение финансовой, бюджетной и экономической устойчивости пенсионной системы, управление с участием всех заинтересованных сторон, предсказуемые и адекватные пособия и надлежащее управление.

«СП»: — Каков вообще международный опыт в определении размера пенсии?

— В качестве пособия по старости может быть минимальная доля прошлого заработка, либо минимальная доля заработной платы неквалифицированного работника (типичного получателя пособия).

Примеры из разных стран показывают, что заработная плата для расчета будущей пенсии определяется по-разному: это может быть средняя заработная плата за весь трудовой стаж работника (Германия) либо его/ее самая высокая заработная плата за определенный период (Бразилия и до последнего времени Австрия). Некоторые страны для расчета минимального размера пенсии в соответствии с Конвенцией № 102 используют заработную плату «стандартного получателя пособия» (неквалифицированного работника).

Другие (Германия, Нидерланды, Словения, Испания, Швеция, Румыния) для расчета пенсии работника берут сумму, равную 125% его/ее средней заработной платы. Такой подход является гендерно нейтральным. Решение о том, какой принцип использовать, принимается в ходе трехсторонних консультаций.

«СП»: — Помогла бы нам МОТ — вразумила бы наше правительство…

— МОТ готова поделиться опытом стран, которые прошли те же этапы, и предоставляет трехсторонним участникам (правительству, работодателям, работникам) технические консультации. Мы подготовили обзор состояния пенсионных систем в мире, где особое внимание уделено странам Латинской Америки и Центральной и Восточной Европы. Там приведены яркие примеры того, как реализация соответствующих мер влияет на пенсионную систему и жизнь конкретных людей.

Кроме того, МОТ ведет консультации с рядом стран на предмет внедрения предлагаемой МОТ многоуровневой пенсионной системы, которая ставит целью гарантировать всем гражданам минимальные пособия и обеспечить их постепенный рост.

«СП»: — Поскольку РФ подписала Конвенцию № 102, то хорошо бы с наших чиновников спрашивать построже за ее исполнение. В частности, за коэффициент замещения в 40% обещанный ими россиянам…

— В сентябре 2020 года Россия должна представить в Комитет экспертов МОТ по применению конвенций и рекомендаций отчет о применении Конвенции № 102. На разных стадиях подготовки отчет будет обсуждаться с трехсторонними участниками. Таким образом, все заинтересованные стороны смогут представить свои обоснованные комментации и дополнения. Мы готовы оказать техническое содействие своим трехсторонним участникам в подготовке доклада и поделиться примерами из других стран.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

По мнению экономиста, россиянам не стоит даже мечтать о выплатах в 40 тысяч рублей

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Постиндустриальное общество требует новой модели пенсионной системы: распределительная становится финансово несостоятельной, да и потребность в ней за 100 с лишним лет сократилась. Новая модель будет состоять из добровольных накоплений и инвестиций в человеческий капитал, а также «страховки от бедности» в виде госпособия, говорится в докладе Института Гайдара. Понятие «пенсия» исчезнет.

Переход к такой системе займет одно-два поколения и начинать нужно уже сейчас, проводя изменения постепенно и с учетом интересов каждого поколения, рассказал Владимир Назаров из Института Гайдара. Для нынешних пенсионеров важно сохранять покупательную способность пенсий. Для людей предпенсионного возраста — предложить программу добровольного временного отказа от пенсии в обмен на ее увеличение в будущем за каждый год работы сверх официального пенсионного возраста: предлагаемый механизм расчета (за 5 лет — двойной коэффициент) позволяет до 2030 г. уменьшать пенсионную нагрузку на бюджет, при этом размер пенсии вырастет и останется на уровне 40% от средней зарплаты (в действующей системе к 2030 г. он снижается до 25%). Это можно применить при любой пенсионной формуле, подчеркивает Назаров (новую формулу правительство сейчас разрабатывает).

Для средних и младших возрастов необходимо повысить эффективность накопительной части пенсии с ограничением условий «входа» в распределительную систему (за счет повышения возраста и требований к стажу). А для только выходящих на рынок труда — предложить радикально новую систему: распределение заменяется добровольными накоплениями одновременно с сокращением фискальной нагрузки на оплату труда. Роль государства сводится к страхованию от бедности на случай нетрудоспособности.

Подобные идеи, конечно, сначала вызывают мысль «что за бред?», потом — « в этом есть», а через 50 лет всем будет казаться, что по-другому и не бывает, говорит Назаров.

Все развитые страны к началу XXI в. столкнулись с одним и тем же набором демографических, экономических и финансовых вызовов, которые делают невозможным дальнейшее функционирование традиционной модели социального государства, говорит ректор РАНХиГС Владимир Мау. Она предполагала, что до определенного возраста человек учится, потом работает, потом болеет и уходит на пенсию. Дальнейшие процессы делают эту модель настолько дорогой, что экономика просто останавливается, говорит Мау: «На мой взгляд, европейский кризис — это кризис слишком дорогого при данной производительности труда социального государства». Сейчас услуги здравоохранения и образования становятся «вневозрастными»: развитие медицины позволяет продлить трудоспособность, системы образования — адаптировать пожилых к потребностям рынка труда. Начинается глобальная конкуренция во всех социальных секторах, что уже ощутимо в образовании и отчасти здравоохранении, продолжает Мау: «Мы скоро столкнемся с конкуренцией пенсионных моделей — с желанием людей функционировать в системе, более благоприятной для их жизни». В каждой из социальных сфер, и особенно пенсионной, стали переплетаться социальные, фискальные, инвестиционные компоненты, и это невозможно не учитывать, жертвуя одним ради другого.

«Лобовой фискальный подход» к реформе пенсионной системы в России вызвал широкое общественное сопротивление потому, что представлял собой попытку технической настройки системы, которая уже стала одним из институциональных якорей, формирующих доверие к власти в целом, говорит президент ЦСР Михаил Дмитриев. Устойчивый, без конфликта с обществом, способ изменить систему — это формирование «пенсионного плюрализма», считает он: создание нескольких пенсионных моделей, устраивающих разные категории населения. Надо учитывать мнение людей и применять позитивные стимулы, а не принуждать, заключает Дмитриев: «Иначе нас ждет виток еще одной конфронтации между властью и обществом».

Пенсионная система в России отличается высокими, в сравнении со странами ОЭСР, расходами на пенсии (8,6% ВВП против 7,1% в среднем), высокими тарифами (22% против 16,8% для работодателя в среднем) и низким размером пенсий. В ближайшие годы ухудшение демографии усугубляет проблему, ставя перед выбором — повышать тариф еще больше или снижать размер пенсии. Система снижает стимулы к труду, к накоплениям, ведет к росту популизма (к 2020-м гг. пенсионеры составят 40% электората — пенсии придется повышать за счет роста либо налогов, либо госдолга); а унифицированный подход снижает ее общественную полезность.

Запад уже ставит вопросы о реформе социальных систем — доклад бюджетного управления конгресса США показывает, что демографических трендов через 30 лет бюджет достигнет дефицита в 30%, говорит глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин. Одно из решений — индивидуализация, рассказал он: «Самому накапливать себе на пенсию и другие блага — в будущем более правильный подход, чем государственная унитарная система». России на протяжении 30 лет надо сохранять и распределительную, и накопительную систему, считает Кудрин, иначе придется повышать налоги. В числе альтернатив росту фискальной нагрузки — повышение пенсионного возраста в ближайшие годы, а также передача в пенсионную систему части нефтяных доходов и от приватизации. Предложения Института Гайдара он счел интересными: «Безусловно, мы ограничены политическими решениями, но это [предложения Института Гайдара] — хорошая база для разработки модели на будущее». Предложение повышать роль добровольных накоплений, стимулировать более поздний выход на пенсию прозвучало на коллегии Минфина еще в 2004 г., но показалось «очень смелым», вспомнил Кудрин. На самом деле с 2015 г. законом предусмотрено повышение базовой части пенсии на 6% за каждый год стажа сверх 30 лет, это около 500 млрд руб. допрасходов, указал Дмитриев.

Почему-то пенсия рассматривается как нечто случайно свалившееся на человека, который случайно дожил до этого состояния, не нравится идея Аркадию Соловьеву из ПФР. Главный резерв для долгосрочной стабильности действующей страховой пенсионной системы — расширение охвата, считает он: сейчас из 87 млн трудоспособного населения взносы платит 48 млн. В 2011 г. доля теневых зарплат достигла почти 59% от объема фонда оплаты труда, взносы с этих зарплат составили бы 1,5 трлн руб., сказал Соловьев. Второй резервный путь — постепенное устранение несбалансированности системы заниженного тарифа и необоснованных льгот. Возможность ремонта, а не демонтажа солидарной системы есть, согласен руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: «Это повышение продолжительности жизни — в том числе здоровой — и встраивание автоматических механизмов повышения пенсионного возраста, что позволит поддерживать постоянное соотношение между работой и отдыхом. Тогда система жизнеспособна». В готовности экономики и граждан к смене пенсионной парадигмы Гурвич не уверен: «В рамках господствующей патерналистской модели никакое собственное накопление не возможно».

« в этом есть»

У 18% идея временного отказа от пенсии в пользу ее большего размера вызвала интерес, но только 4% готовы к реализации немедленно, выяснил ФОМ: причина — недоверие к государству. Очень оптимистичные данные, учитывая, что люди о такой программе впервые услышали, считает Назаров.

В «Единой России» в ответ на поручение президента подготовили предложения для правительства.

В ходе недавней встречи президента России Владимира Путина с руководителями парламентских фракций поднимался, в том числе, и вопрос касательно индексации пенсий работающим пенсионерам. В ответ на идею руководителя «Справедливой России» Сергея Миронова президент ответил, что уже дал поручения правительству проработать этот вопрос. В частности, Миронов говорил о том, что в принятых поправках к Конституции гарантируется ежегодная индексация пенсий, причем без привязки к факту трудоустройства пенсионера.

  1. Будет или нет в 2021 году индексация пенсии работающим пенсионерам: правда или нет про прибавку 30% — последние новости
  2. Примеры индексации пенсий в разных ситуациях
  3. Как индексировалась пенсия за минувшие 10 месяцев 2020 года?
  4. Как считать прибавку, если пенсия меньше прожиточного минимума
  5. Резюме

Будет или нет в 2021 году индексация пенсии работающим пенсионерам: правда или нет про прибавку 30% — последние новости

Теперь о своих предложениях рассказали и в «Единой России». Так, заместитель руководителя фракции Андрей Исаев рассказал, что в партии уже подготовили предложения и передали их в правительство. При их подготовке в партии были обсуждения и с Пенсионным фондом и Министерством труда.

Предложения предполагают несколько вариантов – как одномоментное восстановление индексации для всех категорий работающих пенсионеров, так и поэтапный переход (он нужен на случай, если лучший вариант окажется невозможным).

Напомним, что работающие пенсионеры получают пенсии без учета индексации с начала 2016 года – тогда это обосновывали отсутствием средств в бюджете и дефицитом бюджета Пенсионного фонда. Однако уже через несколько лет бюджет сводили с профицитом, но индексацию так и не вернули.

Соответственно, работающие пенсионеры пропустили индексацию как минимум за 5 лет:

  • 2016 год – на 4%;
  • 2017 год – на 5,4% (а стоимость пенсионных баллов – на 5,8%);
  • 2018 год – на 3,7%;
  • 2019 год – на 7,05%;
  • 2020 год – на 6,6%.

Суммарно пропущенная индексация составляет почти 30%:

1,04 × 1,054 × 1,037 × 1,0705 × 1,066 = 1,297 (или рост на 29,7%)

Это актуально для тех пенсионеров, которые начали работать в 2016 году или раньше.

Правда, уверенности в том, что индексацию вернут, снова нет – против такого варианта и в лучшие годы высказывались в Минфине и Пенсионном фонде, а сейчас федеральный бюджет будет крайне напряженным из-за ситуации с коронавирусом (одновременный спад доходов и рост расходов бюджета).

В любом случае, предложения партии – это не законопроект, но даже после его разработки принять закон до конца года точно не успеют. А это означает, что индексацию работающим пенсионерам вернут не раньше 2022 года (если вообще вернут).

Примеры индексации пенсий в разных ситуациях

Есть индексация Нет индексации
Пенсионер без работы и живет только на пенсию Пенсионер получает пенсию, но продолжает работать по трудовому договору
Пенсионер в сентябре еще работал, в ноябре уволился, а в феврале опять выйдет на работу У пенсионера гражданско-правовые договоры с ИП или юрлицами
Пенсионер официально сдает квартиру или продает овощи со своего огорода Пенсионер подрабатывает как ИП на упрощенке или патенте
Пенсионер подрабатывает репетиторством и использует налоговые каникулы У пенсионера статус ИП на упрощенке, но он ничего не зарабатывает
Пенсионер зарегистрировался как самозанятый и зарабатывает 100 тысяч рублей в месяц на ремонте квартир Пенсионер зарегистрировался как самозанятый, но платит за себя добровольные взносы

Как индексировалась пенсия за минувшие 10 месяцев 2020 года?

За 2020 год законодатели уже провели реиндексацию пенсии по общей схеме – для всех категорий граждан. В первую очередь повышение затронуло военных, а также социальных пенсионеров. Естественно, все трудящиеся (трудившиеся) в течение многих лет до этого, также отметили повышение. В список попали и выплаты от ПФ, ЕДВ и НСУ. Реиндексации подверглись и работающие пенсионеры, тем не менее, обладающие правом получать и заслуженную трудовую пенсию. Вот каким изменениям подверглись выплаты для разных категорий пенсионеров.

  • 7,05% — пенсионные выплаты по трудовому стажу — с 01.01.2020 года;
  • 4,3% — ЕДВ, НСУ, выплаты от ПФ – с 01.02.2020 года;
  • 2% — социальные пенсионные выплаты, государственное обеспечение – с 01.04.2020 года;
  • Фиксированная сумма в 244,47 р. — предельное приращение, обусловленное реиндексацией трудовых пенсий – с 01.08.2020 года.
  • 6,3% — увеличение для военных пенсионеров – с 01.10.2020 года.
  • Очередная реиндексация случится уже к концу зимы 2020 года.

Как считать прибавку, если пенсия меньше прожиточного минимума

Пенсия по старости может быть меньше регионального прожиточного минимума для пенсионера. Например, мужчина всю жизнь работал неофициально и накопил только минимальный стаж и баллы. К 60 годам ему начислили 8500 Р пенсии. А прожиточный минимум в регионе — 10 тысяч рублей.

Таким пенсионерам доплачивают сумму, которой не хватает до прожиточного минимума в регионе. Несмотря на то что заработанная пенсия составляет 8500 Р , мужчина получит 10 тысяч: 1500 Р ему добавит бюджет.

В апреле 2019 года по поводу индексации таких пенсий приняли специальный закон. Теперь индексируют саму начисленную пенсию — например 8500 Р . Ее повысят на 6,6%. Эту прибавку выплатят сверх доплаты до прожиточного минимума, хотя раньше прибавка входила в эту доплату и вообще не влияла на размер пенсии.

Тот же пенсионер с 1 января 2020 года будет получать пенсию, которую посчитают по такой формуле:

8500 Р + 1500 Р + 8500 Р × 6,6% = 10 561 Р

Когда пенсия меньше прожиточного минимума, индексация касается не полного размера выплаты, а только реально начисленной пенсии по старости с учетом стажа и баллов. Поэтому у некоторых пенсионеров полная пенсия с учетом доплаты вырастет не на 6,6%, а, например, на 5%.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что в России могут быть отменены государственные пенсии.


Спикер Госдумы Вячеслав Володин зачем-то напугал россиян: 11 августа в Саратове на встрече с местными жителями он не исключил, что государственные пенсии в России могут «обнулиться» из-за дефицита бюджета.

Одна из присутствовавших в зале женщин задала Володину вопрос о повышении пенсионного возраста, указав на нищенские пенсии и на то, что при реализации пенсионной реформы ни она, ни ее внуки до пенсии просто не доживут. Ее слова зал встретил аплодисментами.

В ответ Володин сначала пошутил про то, что для тех, кто боится не дожить до пенсии, есть спортплощадки, а потом сказал, что в государственной пенсионной системе имеется «дыра», которую затыкают за счет бюджета.

У нас с вами пенсионная система государственная имеет дефицит, в ней вот такая дыра, и за счет бюджета ее наполняют. Будут у нас дальше государственные пенсии или нет, это тоже вопрос, потому что бюджет стал дефицитным.

Володин также напомнил о снижении числа работающих и увеличении количества пенсионеров, добавив, что дальше ситуация будет только ухудшаться.

На возмущенную реплику одной из женщин о том, что она может не дожить до пенсионного возраста, Володин ответил так:

Как это вы не доживете? А спортивная площадка для кого? Не доживут они.

При этом он «утешил» присутствовавших на встрече людей, что он их «слышит», а в Думе уже приняли решение, что пенсия должна быть не менее 40% от зарплаты. Также в Думе, заверил он, хотят «изучить» вопрос пенсионной реформы, понимая его важность, и быстро «закрыл» тему.

Видео: Вячеслав Володин об отмене пенсий на встрече с избирателями

Слова председателя нижней палаты российского парламента нашли отклик не только в сердцах и умах пожилых людей, но и в социальных сетях. «Росбалт Like» собрал наиболее типичные…

Неудивительно, что у спикера Госдумы в ответ на вопросы о пенсионной реформе, только «искрометный юмор» и советы идти в спортзал pic.twitter.com/APMFvrQGZS

Лучше бы конечно не в спортзал, а на стрельбище.

Мне нравится как воры объясняют необходимость воровства

Господин Володин! Огласите весь список лиц виновных в образовании «Вот такои дыры» в ПФ. Я уверен Ваша фамилия будет в нем в первом десятке. В место развития промышленности и 25 мл рабочих мест, Правительство и ЕР просто разбазарили ПФ в пользу «пострадавших» олигархов.

Господин Володин! Я не против, отменяйте пенсии. Только деньги, которые мой работодатель перечислял в пенсионный фонд, верните! С процентами!

А какие ещё есть первостепенные задачи у бюджета, если не выполнение социальных обязательств перед гражданами России? Интересно, хоть кто-нибудь из них конституцию вообще читал?

завидная логика: 18 лет дербанить, все что дербаниться, и на 19-м году наконец то удивиться «ОТТАКАЯДЫРА». Это Нобелевская премия за сообразительность!

Ожидаемо, следом за повышением пенсионного возраста, начали осторожно вбрасывать идею об отмене пенсий вообще. Потому что не потянем, слишком вас много. Следующий шаг — социальная эвтаназия по возрасту, и не факт, что добровольная. Так работают окна Овертона.

Володин — «возможно государственные пенсии исчезнут из-за дефицита бюджета». У него серьёзные проблемы с языком… https://t.co/dxTK7Yjz4c

«Как так не доживут [до пенсионного возраста]! А спортивная площадка для кого! У вас задача не только дожить, но и пережить!» Сегодняшние откровения Володина и Силуанова подчеркивают, насколько утратило остатки адекватности высшее руководство страны https://t.co/8IBpO08OtU

ах златоуст наш спикер володин…саратовцам правду-матку режет…ах забота

СМИ: Володин не исключил отмены государственных пенсий в России. Может пора поставить вопрос об отмене Володина? И еще кое-кого?

Ничего удивительного в этом заявлении нет, общество было проверено Путиным вопросом ПОВЫШЕНИЯ пенсионного возраста — все стерпели, следующие ходы Кремля будут более решительными.

Госдума 19 июля приняла в первом чтении закон о повышении пенсионного возраста — до 63-х лет для женщин и до 65-ти — для мужчин. Ранее глава правительства России Дмитрий Медведев назвал предстоящую пенсионную реформу «горьким лекарством». Предполагается, что закон о повышении пенсионного возраста будет окончательно принят Госдумой осенью.

Читайте также: