Долг в пенсионный фонд что будет украина

Дефицит Пенсионного фонда Украины за январь-октябрь 2020 г. превысил 17 млрд гривен, или $605,6 млн, отчитались в ведомстве 6 ноября. Без господдержки фонду Минсоцполитики республики не слишком высоко оценило возможности Киева по выплате пенсий – размер выплат будет ограничен до 1850 гривен, что является практически минимальной суммой. Месяцем ранее украинский премьер Дмитрий Шмыгаль «обрадовал» граждан, что через 15 лет государство может потерять способность выплачивать пенсии вовсе. Почему украинская пенсионная система находится на грани коллапса и что ждет страну дальше, разобрал научный сотрудник Института экономики РАН Максим Бороденко.

4 октября во время встречи со студентами Национального университета «Львовская политехника» премьер-министр Украины Дмитрий Шмыгаль заявил , что через 15 лет украинское государство не сможет выплачивать пенсии украинским пенсионерам. Это заявление вызвало бурное обсуждение как в украинском экспертном и политическом сообществах, так и среди простых граждан. При этом нельзя сказать, что слова украинского премьер-министра неожиданны. Украинская экономика уже не первый год переживает острый экономический кризис, а государство – демографический. Поэтому заявление Шмыгаля вполне обосновано, и у проблем с выплатами пенсий есть ряд причин.

Стагнация экономики

Во-первых, в последние годы на Украине наблюдается экономическая стагнация, связанная с потерей основных рынков сбыта, деиндустриализацией страны и переходом на аграрно-сырьевую модель экономики.

С 2014 г. после начала торговых и санкционных войн с Россией, которые привели к потере российского рынка для украинских товаров, большое количество предприятий полностью либо частично прекратили работу, вследствие чего были потеряны десятки тысяч рабочих мест. Причем кризис коснулся прежде всего предприятий, производивших высокотехнологичную продукцию и товары с высокой добавочной стоимостью, например, в сфере машино- и авиастроения.

Сокращение такого количества рабочих мест привело к значительному уменьшению налоговых поступлений и выплат социальных взносов, в первую очередь – в пенсионный фонд.

Кроме того, экономический кризис и падение доходов предприятий привели и к падению уровня зарплат немалого числа людей, сохранивших свои рабочие места. Следствием этого также стало снижение налоговых отчислений и выплат в пенсионный фонд.

Трудовая миграция

Особенность аграрно-сырьевой модели экономики состоит в том, что уровень зарплат работников, задействованных в сельскохозяйственных работах, ниже, и далеко не каждый готов работать за такие деньги. Кроме того, подобная экономика требует меньшего числа рабочих рук. Поэтому с 2014 г. наблюдается стабильный и масштабный отток украинского работоспособного населения на заработки за границу на постоянной или на временной основе.

По словам экс-министра социальной политики Украины Андрея Ревы, только по официальным цифрам по состоянию на конец 2018 г., за рубежом на постоянной основе работали 3,2 млн украинцев, а на временной – от 7 до 9 млн человек. Если исходить из данных Государственной службы статистики Украины по численности населения страны в 2018 г., то получится, что за границей уже тогда работало около 20% граждан.

Что касается доли от трудоспособного населения страны, то здесь данные разнятся: заробитчанами стали от трети до половины трудоспособных жителей.

Сложность определения точной доли заключается в том, что, во-первых, отсутствуют реальные цифры численности трудовых эмигрантов, а во-вторых, сегодня не представляется возможным назвать точное количество жителей страны, так как последняя перепись населения проводилась еще в далеком 2001 г. Но главный вывод заключается в том, что все большее количество экономически активных украинцев уезжает за границу в поисках работы. Очевидно, что трудовые эмигранты не платят налоги в украинский бюджет, как и не пополняют пенсионный фонд.

Теневые доходы

Не следует забывать и еще об одном важном факторе украинской экономики: немалая ее часть находится в тени, и нормальным явлением остается получение части или всей зарплаты украинских работников в конвертах. Разумеется, этот доход не облагается налогами, и с него не выплачиваются деньги в пенсионный фонд. В результате с каждым годом увеличивается дефицит пенсионного фонда, который в начале 2020 г составил 172,5 млрд грн (около $6,1 млрд).

Весной этого года ситуация начала еще больше ухудшаться ввиду начала пандемии коронавируса, введения жестких карантинных ограничений, которые привели к сворачиванию деятельности немалой части малого и среднего бизнеса, из-за чего тысячи граждан потеряли работу. В итоге за период с июля 2019 г. по июль 2020 г количество работников, которые платят взносы в пенсионный фонд, сократилось на 565 тыс. человек. Вследствие этого в проекте госбюджета на следующий год дефицит пенсионного фонда запланирован уже на уровне 203,8 млрд грн (около $7,3 млрд).

Здесь нужно отметить, что дефицит бюджета не тождественен долгу. Данная сумма будет выплачиваться за счет государственного бюджета, но получена она будет в виде кредита от Государственного казначейства, большая часть которого будет возвращена, но не в полном объеме. Так, по плану в 2020 г. ПФУ получит от Госказначейства 128,3 млрд грн ($4,6 млрд), а вернет только 108,6 млрд грн ($3,9 млрд). То есть именно долг пенсионного фонда перед казначейством вырастет на 19,8 млрд грн ($705,3 млн).

Убыль населения

Фактически, у пенсионного фонда уже сейчас наблюдаются колоссальные проблемы с деньгами, он живет в долг. По мнению ряда украинских экономистов и чиновников, это может закончиться банкротством как ПФУ, так и всей солидарной пенсионной системы Украины. Именно поэтому премьер-министр призывает перейти к накопительной пенсионной системе. Но есть еще одна проблема. Значительный отток трудовых мигрантов за границу привел к существенному сокращению работников на Украине, в результате чего уже сегодня один сотрудник содержит примерно одного пенсионера. По словам Шмыгаля, в обозримой перспективе соотношение станет 1 к 2, и это приведет к краху всей пенсионной системы.

Кроме того, на Украине наблюдается стремительное сокращение населения. Только по официальным данным, за 10 лет с 2010 по 2020 гг. число жителей страны снизилось с 45,9 млн человек до 41,9 млн. Но это официальные цифры, в реальности дело обстоит намного хуже. Однако точный масштаб проблемы без переписи населения определить невозможно.

Украина, как и Россия, также переживает демографический кризис, который выражается в естественной убыли населения.

В репродуктивный период в последние годы вступает поколение 1990‑х гг., которое малочисленнее, чем предшествующие. Кроме того, из-за нынешней экономической ситуации завести ребенка на Украине становится роскошью, которую может позволить себе далеко не каждая семья. Значительное снижение рождаемости, которое наблюдается уже много лет, ведет к старению населения и увеличению количества пенсионеров, вследствие чего существенно растет и нагрузка на пенсионную систему страны.

Итоги

Денег в пенсионном фонде нет, зато у него есть долги. Трудоспособные граждане уезжают из страны, а те, кто остается, работает за сравнительно небольшие зарплаты. При этом сокращается рождаемость и происходит процесс старения населения. Поэтому нет оснований не доверять словам Шмыгаля. Дискуссионным можно лишь назвать вопрос о сроках: когда это произойдет – через 15 лет или раньше.

При этом уже сегодня жизнь украинских пенсионеров – настоящее испытание на прочность. По словам уполномоченной Верховной Рады по правам человека Людмилы Денисовой, восемь из десяти украинских пенсионеров получают пенсию на уровне или ниже черты монетарной бедности.

Максим Бороденко, научный сотрудник Института экономики РАН

В Украине Окружной административный суд Киева в первой инстанции признал противоправными, недействительными и незаконными положения Постановления Кабинета министров № 335, касающиеся особого порядка выплаты задолженности по пенсиям переселенцам. Теперь, Пенсионный фонд не будет иметь права отказывать в выплате невыплаченной пенсии пенсионерам. О том, что это означает и выплатят ли задолженность пенсионерам-ВПЛ рассказали юристы общественной организации «Донбасс-SOS».

Специалисты напомнили, что Постановление № 335 было принято Кабмином в апреле 2018 года. В нем указано, что выплата задолженности по пенсии и соцвыплатам внутренне перемещенным лицам (ВПЛ) осуществляется согласно особому порядку. Но за год этот порядок так и не был принят. После того как Постановление вступило в силу, переселенцы столкнулись с массовым прекращением выплат пенсий под сомнительными предлогами, а Пенсионный фонд Украины перестал выплачивать такую задолженность, даже по решениям судов.

Как отмечается, 11 июня 2019 года Окружной административный суд Киева своим решением признал противоправными и недействительными отдельные положения Постановления Кабинета Министров № 335 от 2018 года по делу № 640/18720/18 касательно особого порядка выплаты невыплаченных за прошедший период сумм социальной помощи и пенсий.

«Признать противоправными и недействительными подпункт 2 пункта 1, подпункт 2 пункта 2 постановления Кабинета Министров Украины № 335 от 25 апреля 2018 года "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 8 июня 2016 г. № 365" в части, касающейся сумм невыплаченных пенсий», – сказано в решении суда.

То есть, положение о том, что «Суммы социальных выплат, которые не выплачены за минувший период, выплачиваются на условиях особого Порядка, определенного Кабинетом Министров Украины», признано судом противоправным и не имеющим законной силы, но только относительно пенсий, а не вообще всех социальных выплат.

Иными словами, суд признал, что задолженности по пенсиям должны выплачиваться без всяких особых условий.

Как разъяснили юристы, после вступления решения в законную силу у Пенсионного фонда не будет правовых оснований отказывать в выплате невыплаченной пенсии пенсионерам, в том числе и по решению суда. Впрочем, уточнили специалисты, их и не было, так как национальные суды в подавляющем большинстве случаев признавали незаконным отказ отделений ПФУ в выплате такой пенсии со ссылкой на вышеуказанные нормы Постановления 335. ПФУ отказывался исполнять такие решения, ссылаясь повторно на Постановление № 335 и отсутствие финансирования. «Скоро такой возможности у него не будет», – добавили в организации.

Однако, быть уверенным, что теперь все пенсионеры, наконец, получат свои невыплаченные пенсии, было бы поспешно. Это не совсем так.

«Это огромный шаг к решению трагической и несправедливой ситуации, когда пенсионеры не могут получить свою пенсию – свое имущество, а зачастую – и единственное средство к существованию; однако этот шаг не последний», – подчеркнули в общественной организации.

В данный момент дело рассмотрено судом первой инстанции. Это означает, что после вынесения решения у сторон, а также заинтересованных лиц есть месяц на его обжалование. Пока решение не вступило в законную силу.

«У Кабмина еще есть время как минимум до 11 июля. К сожалению, Кабмин, когда речь идет об обжаловании решения суда, которым отменяются его же дискриминационные нормы, проявляет большую проворность, чем в разработке Порядка для урегулирования вопросов с выплатой пенсий. Поэтому – надеемся на лучшее, но… готовимся к подаче Кабмином апелляционной жалобы», – отмечают юристы.

Несмотря на это, специалисты убеждены, что это громадный шаг вперед для переселенцев. «Финишная черта уже рядом. Мы искренне поздравляем всех и надеемся, что позиция суда останется неизменной», – резюмировали юристы.

Напомним, в Украине решений суда по приостановке пенсионных выплат ВПЛ, произошедшей в мае 2018 года, на сегодня очень много и они требуют выполнения. При этом судебная практика, по состоянию на текущее время, демонстрирует разное понимание, кто должен фактически выполнять решение суда, если дело касается пенсионных выплат.

Как сообщалось ранее, в Украине выплаты долгов по пенсиям переселенцам согласно решений судов не осуществлены ​​по 90% дел.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!

Прошедший июль оказался весьма непростым для пожилых украинцев. "Дотянуть" до очередной пенсии, даже если ее задержали на 3-4 дня – серьезный вызов, особенно если учесть, что ее средний размер около 2,5 тыс. грн.

А если вспомнить, что у 56% украинских пенсионеров, а это 6,5 млн человек, пенсия меньше 2 тыс. грн, то чтобы прожить на эти деньги даже в течение 30 дней, на мой взгляд, нужны какие-то невероятные, немыслимые навыки.

Почему с пенсиями так сложно? И не повторится ли ситуация с задержкой платежей в августе?

Если не искать "зраду" и "перемогу", а посмотреть на простые расчеты, все станет очевидно.

Согласно закону Об общеобязательном государственном пенсионном страховании, Пенсионный фонд Украины может наполняться за счет шести разных источников, включая, к примеру, благотворительные платежи. Но первый и основной источник поступлений – это общеобязательные страховые взносы на пенсионное страхование. Тот самый ЕСВ, единый социальный взнос в солидарную систему, который платят все предприниматели и все, кто официально получает зарплату в Украине. Это те деньги, которые мы, трудоспособные граждане, перечисляем на содержание наших пенсионеров. Именно на решение этой задачи, а не на свою пенсию, как думают некоторые. За первое полугодие 2018 года из этого источника Пенсионный фонд Украины получил 95,5 млрд грн.

Много или мало? С одной стороны, это на 22,4 млрд больше, чем за первые 6 месяцев прошлого года, прирост больше 30%. Но с другой стороны – для выплаты всех пенсий за этот период требовалось порядка 170 млрд грн. То есть денег от ЕСВ хватало на 56% пенсионных выплат. Еще 44% поступали из другого источника, предусмотренного законом – из средств государственного бюджета. Таким образом, почти половина денег на выплату пенсий – это доплаты из бюджета.

Кроме того, в январе-июне 2018-го на выплату пенсий с единого казначейского счета привлекались займы в сумме 45,4 млрд грн. Большую часть погасили, но по состоянию на 1 июля, то есть месяц назад, остаток невозвращенных сумм по займам только текущего года составлял 6,5 млрд гривен. В июле тоже понадобились ссуды, просто больше и внепланово.

Что происходит, когда в бюджете семьи из 3 человек доходов хватает только на 56% всех расходов, а еще 44% доплачивают родственники? А когда и этого не хватает, родня одалживает деньги под небольшой процент? Ответ очевиден: возможны сбои с финансированием. В июле случился именно такой сбой – и уже не столь важно, по техническим или организационным причинам.

Принципиально важно другое. Что будет с бюджетом дотационной семьи, если она пополнится до 4 или 5 человек? При этом рост доходов ни для самой семьи, ни для родственников не гарантирован. Очевидно, что поддерживать привычный уровень жизни уже не удастся. С нашей семьей, то есть солидарным Пенсионным фондом, это случится очень скоро. Возьмем относительно реалистичные прогнозы. Предположим, что в Украине:

  • общая численность нашего населения к 2040 году будет на уровне, спрогнозированном ООН – 38,7 млн человек, из них 21,9 млн – население в возрасте 15-59 лет, 11,3 млн – пожилое население, старше 60;
  • доля граждан 18-59 лет, занятых в нашей экономике и отчисляющих налоги, будет сокращаться за счет миграции в соседние страны только в ближайшие 3 года, как прогнозирует НБУ, и стабилизируется на уровне 41-42% (вместо 53% по состоянию на 2017-й).

Даже при таких предпосылках уже к 2040-му году, то есть к пенсионному возрасту тех, кому сейчас 35-45, соотношение пенсионеров и работающего населения, которое платит налоги, составит примерно 4:3, а в 2050-м достигнет 3:2. Хотя сейчас эта пропорция почти 1:1.

Что будет с ЕСВ, с госбюджетом и его возможностями – тоже вопрос. С большой вероятностью, придется урезать расходы. Снижать сегодняшнюю пенсию, средний размер которой и так менее $100.

Состояние пенсионной системы и демографические прогнозы, конечно, не радуют. Но их анализ дает понимание того, как действовать в сложившихся обстоятельствах. Мой личный список рекомендаций очень прост.

  1. Быть "пенсионным фондом" для родителей. Можно утверждать, что помощь родителям – это вопрос культуры и традиций, и что старшее поколение часто не умеет принимать нашу помощь. Но, по моему глубокому убеждению, в нынешней ситуации помощь пожилым родителям должна стать исключительно вопросом возможностей. Если они у Вас есть, пусть даже минимальные – обязательно помогайте. Можете сказать папе и маме, что при солидарной пенсионной системе это просто Ваш долг: тех средств, что Вы отчисляете опосредованно, через налоги, сейчас не хватает. Вы просто добавите еще один прямой трансфер. В моем случае этот аргумент сработал.
  2. Помогать другим пенсионерам. В последнее время я вижу много попыток помочь старикам, но также много и осуждения: "эксперты" рассуждают о том, что нынешнее поколение пожилых не думало о будущем, слишком рассчитывало на государство, выбирало не тех управленцев. Для меня это – оправдание собственной неготовности помогать. Если мы формируем зрелое гражданское общество, с проевропейскими ценностями, у нас просто не может быть чужих стариков, как и чужих детей. Помогать просто. Оплатите старику корзину с продуктами в супермаркете или лекарства в аптеке. Помогите фонду, который поддерживает пожилых людей в Вашем городе. Прекрасно, если у Вас хватит финансов и щедрости на оба варианта.
  3. Стать "маленькой Грузией". Конечно, стоит надеяться, что в Украине появятся накопительные пенсии. Ведь в итоге именно этим путем идут практически все страны – к примеру, около двух недель назад государственный накопительный уровень введен в Грузии. Но если мы говорим, что наши родители слишком сильно полагались на государственные гарантии, то стоит ли повторять их путь? У нас ведь больше информации для планирования и инструментов для накопления, чем было в их время.

Важно даже не то, что именно Вы выберете. Важно заниматься финансовым планированием своей пенсии уже сегодня. Тогда есть все шансы, что через 20 лет мы все-таки будем жить иначе, чем сегодняшние пожилые украинцы, и первые два совета для наших детей станут просто не актуальны.


В апреле 2018 года вооруженный конфликт на востоке Украины перешагнул отметку в 4 года. Пошел 5… В связи с этим, помимо целого ряда других проблем и вопросов, актуальным является получение задолженности по пенсии за период более, чем 3 года.

Такие вопросы возникают как у пенсионеров, которые ранее не выезжали и только сейчас обращаются за возобновлением выплат пенсии, так и у пенсионеров, которые выезжали, но которые по тем или иным причинам пенсию не получают.

Подробный юридический анализ этого вопроса доступен на нашем сайте по ссылке .

Если говорить кратко, то статьей 46 Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” предусмотрено, что если пенсионер не получал выплаты по своей вине, пенсия за предыдущий период выплачивается не более чем за 3 года. Но если пенсия не была получена по вине органа, который осуществляет выплаты, начисленные суммы пенсии за предыдущий период выплачиваются в полном объеме без ограничения каким-либо сроком . К тому же во втором случае положена компенсация потери части дохода. Таким образом, имеет значение была ли пенсия не получена своевременно по вине самого пенсионера или по вине органа, который осуществляет выплаты.

На днях Министр социальной политики А.Рева заявил , что Минсоцполитики разработает нормативный акт, гарантирующий выплату невыплаченных пенсий украинцам, которые проживают на оккупированных территориях. Речь идет о выплатах задолженностей независимо от срока их “давности”. На самом же деле Минсоцполитики должно было урегулировать данный вопрос ещё до апреля этого года, согласно принятом в октябре 2017-го Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий».

На данный момент такого постановления нет . Когда будет — неизвестно. Пенсионеры могут получить задолженность по пенсии только обратившись в суд.

Важно понимать, что право на получение пенсии является конституционной гарантией . Пенсия — это собственность человека , поскольку в течении всей трудовой деятельности с заработной платы уплачиваются страховые взносы с целью дальнейшей их выплаты в виде пенсии.

Для лиц, которые проживают на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей, органами, которые ответственны за своевременное и в полном объеме финансирование и выплату пенсий, являются перемещенные пенсионные фонды. В соответствии с п.3 Постановления Кабинета Министров Украины от 07.11.2014 года №595 территориальные органы Пенсионного фонда до 1 декабря 2014 года были перемещены с неподконтрольной украинской власти территории в населенные пункты, на территории которых органы государственной власти осуществляют свои полномочия в полном объеме.

Таким образом, именно эти органы должны были бы осуществлять начисление и выплату пенсий гражданам, место проживание которых временно оккупированная территория Донецкой и Луганской областей (ВОТ). Даже несмотря на наличие нормы Временного порядка в соответствии с которой на ВОТ расходы из государственного бюджета, бюджета Пенсионного фонда Украины и бюджетов других фондов общеобязательного государственного социального страхования осуществляются только после возвращения упомянутой территории под контроль органов государственной власти, перемещенные пенсионные фонды обязаны руководствоваться положениями статьи 49 Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” .

В свою очередь, согласно статьи 49 Закона прекращение выплат пенсии осуществляется либо по решению территориальных органов Пенсионного фонда или по решению суда и только если есть предусмотренные для этого основания:

1) если пенсия назначена на основании документов, содержащих недостоверные сведения;

3) в случае смерти пенсионера;

4) в случае неполучения назначенной пенсии в течение 6 месяцев подряд;

5) в других случаях, предусмотренных законом.

Под противоправным бездействием органа, который назначает и выплачивает пенсию (как субъекта властных полномочий) понимается внешняя форма поведения (действия) этого органа, заключается (проявляется) в неприятии решения или в неосуществлении юридически значимых и обязательных действий в пользу заинтересованных лиц, которые на основании закона и/или иного нормативно-правового регулирования отнесены к компетенции этого субъекта, были объективно необходимы и реально возможными для реализации, но фактически не были осуществлены.

Отсутствие указанного решения свидетельствует, что начисленные суммы пенсии, не получены именно по вине органа, назначающего и выплачивающего пенсию.

Далее предлагаем разные ситуации рассмотреть на примерах.

І. Вы не получали пенсию с 2014 года и сейчас планируете оформлять выплаты.

“Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как добиться (через суды в т.ч.) полной выплаты пенсии пенсионеру, проживающему на неподконтрольной территории, ни разу не получившему выплату с момента введения АТО? Спасибо!”

На данный момент восстановить и получать пенсию, находясь на оккупированной территории, невозможно. Мы уже неоднократно писали о законопроекте 6692 , который позволил бы многим пенсионерам, особенно тем, кто не может в силу своего здоровья выехать, получать свою законную пенсию. Но по состоянию на сегодня это всего лишь законопроект, действующей процедуры нет.

Единственный вариант восстановления выплат пенсии — это выехать на подконтрольную украинской власти территорию, обратится в орган социальной защиты населения и Пенсионный фонд.

Но тут же возникает вопрос о пенсии за предыдущий период: возможно ли получить пенсию начинаю с 2014 года или только за 3 года?

Считаем, что в такой ситуации Пенсионный фонд обязан выплатить пенсию за весь период, а не только за 3 года.

На выведенные пенсионный фонды были возложены функции назначения и выплаты пенсии гражданам на временно оккупированных территориях либо принятие решения о прекращении таких выплат, осуществление юридически значимых и обязательных действий касательно таких граждан. Если решение не было принято, другие юридически значимые и обязательные действия не были осуществлены, хотя это и было реально возможным, ответственность лежит на органе.

При этом у пенсионера, проживающего на ВОТ, был ряд объективных причин, например: отсутствие возможности выехать, а также отсутствие доступа к органам, в том числе и выведенным, отсутствие почтовой корреспонденции, чем усложняется обращение в органы на подконтрольной территории.

Что делать, чтобы получить пенсию за весь период?

  • Обращаться письменно в Пенсионный фонд с заявлением о возобновлении и выплатой пенсии за весь период с момента прекращения.

ознакомиться и скачать шаблон заявления можно по ссылке

(Для редактирования шаблона заявления его необходимо скачать в формате Word)

Как показывает практика, Пенсионный фонд восстанавливает текущую пенсию с момента обращения.

Касательно пенсии за предыдущий период позиция Пенсионного фонда следующая: выплате подлежит пенсия только за три года, ссылаясь на пункт 1 статьи 46 Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” . Но и здесь не так все просто, так как согласно Постановлению №335 , для выплаты пенсии внутренне перемещенным лицам за предыдущий период нужен “новый” не существующий порядок. Об этом мы писали ранее, ознакомиться можно по ссылке .

  • Получать письменный ответ Пенсионного фонда о выплате пенсии только за 3 года и невозможности таких выплат согласно Постановления №335.
  • Оспаривать ответ в административном порядке в вышестоящий орган, а также в судебном порядке.

ІІ. Вам была приостановлена выплата пенсии в связи с возвращением на временно оккупированную территорию.

«Пенсию мне отменили с сентября 2015 года. Сейчас приехал опять в Славянск и мне говорят, что задолженность мне не вернут, а будут платить с месяца когда я подал заявление. Это правда или можно как то добиться своих выплат? »

“Здравствуйте! Подскажите пожалуйста как правильно поступить и с чего начать.Моя свекровь 1926 г.р., всю жизнь прожила в г. Макеевке, тут же и получала пенсию до июля 2014 года. Когда в Макеевке пенсию перестали выплачивать. мы перевели ее пенсию в г. Красноармейск, зарегистрировав ее в общежитии. Пенсию она там получала до октября 2015 года,потом выплаты прекратились,с тех пор она ничего на подконтрольной территории Украины не получала, пенсионное дело никуда не переводила”.

В этой ситуации также нет ограничения в 3 года. Так как человек сделал все от него зависящее, став на учет как внутренне перемещенное лицо и заявив о желании получать пенсию.

Пенсионный фонд в свою очередь при вынесении решении о прекращении выплат пенсии руководствовался подзаконными нормативно-правовыми актами, а не профильными законами и Конституцией Украины.

Обращаем внимание, что исчерпывающий перечень оснований для прекращения выплат пенсии предусмотрен статьей 49 Закона Украины “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”. В части первой этой статьи определено, что выплата пенсии прекращается по решению территориальных органов Пенсионного фонда либо по решению суда, в случаях:

1) если пенсия назначена на основании документов, содержащих недостоверные сведения;

2) на все время проживания пенсионера за границей, если иное не предусмотрено международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины;

3) в случае смерти пенсионера;

4) в случае неполучения назначенной пенсии в течение 6 месяцев подряд;

5) в других случаях, предусмотренных законом.

Такого основания, как прекращения выплат на основании отсутствия внутренне перемещенного лица по фактическому месту проживания НЕТ. Соответственно выплаты должны быть начислены и по обращению гражданина выплачены за весь период.

В такой ситуации рекомендуем действовать по аналогии с описанным выше алгоритмом, а именно:

  1. Обращаться письменно в Пенсионный фонд с заявлением о возобновлении и выплатой пенсии за весь период с момента прекращения;
  2. Получать письменный ответ Пенсионного фонда о выплате пенсии только за 3 года и невозможности таких выплат согласно Постановления №335;
  3. Оспаривать ответ в административном порядке в вышестоящий орган, а также в судебном порядке.

Обратите внимание!

Если вы на данный момент находитесь на временно оккупированной территории, не имеете возможности выехать в ближайшее время на подконтрольную украинской власти территорию, мы настоятельно рекомендуем как минимум раз на 6 месяцев обращаться в Пенсионный фонд и волеизъявлять своё желание на получение пенсии.

Как это сделать, находясь на ВОТ?

Чтобы официально обратиться к государственным органам, мы рекомендуем создать электронную почту на mail.gov.ua. Как это сделать, читайте в нашей статье . Такой почтовый ящик дает возможность обратиться официально не только к государственным органам, но и даёт доступ к «электронному суду».

В какой пенсионный фонд обращаться?

Если вы не выезжали с временно оккупированной территории с 2014 года — в выведенный Пенсионный фонд.

Если выезжали и регистрировались как переселенец — в тот Пенсионный фонд, где вы стоите на учете.

В заявлении указывать, что вы по определенным причинам (семейным, проблемами со здоровьем, другим причинам) не можете выехать на подконтрольную украинской власти территорию и обратиться лично. Поэтому обращаетесь с электронным заявлением. Просите начислять и выплачивать вам пенсию с момента прекращения.

Копию заявления рекомендуем отправлять также на Пенсионный фонд Украины и Уполномоченного ВРУ по правам человека.

Для чего это нужно?

Чтобы в дальнейшем, в том числе и при обращении в суд подтвердить, что вы обращались за начислением вам пенсии в уполномоченный орган.

Какая судебная практика?

Чаще всего, судебная практика отображает решение споров в пользу пенсионеров. Суд признает противоправную бездеятельность Пенсионного фонда и обязывает возобновить начисление и выплату пенсии с момента прекращения.

Например, постановлением суда первой инстанции http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/70468284 — иск удовлетворено, суд обязал Пенсионный фонд выплатить задолженность с 01.09.2014 года. Апелляционный суд оставляет постановление без изменений — http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/72028007 .

Важно отметить значение о бразцового дела в подобных спорах. Ознакомиться с полным решением можно по ссылке .

Но по состоянию на сегодня решение не вступило в законную силу. Таким образом суды при рассмотрении аналогичных дел останавливают производство до вступления решения суда по образцовому делу в законную силу.

Донецкий окружной административный суд вынес решение http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/75665543 об удовлетворении исковых требований, обязав Пенсионный фонд начислить и выплатить пенсию с 4 августа 2014 года.

В решении указано: “суд пришел к выводу о нарушении ответчиком требований части 1 статьи 49 Закона №1058-VI, поскольку им противоправно приостановлена ​​выплата пенсии истцу с 4 августа 2014 при отсутствии законодательно установленных оснований».

«Суд учитывает, что суммы невыплаченной пенсии является собственностью истца, на которые не распространяются сроки обращения в суд. Выплата пенсии прекращена в связи с проведением антитеррористической операции на территории Донецкой и Луганской областей. Верховной Радой Украины и Кабинетом Министров Украины принят ряд законов и нормативно-правовых актов, направленных на восстановление выплат пенсий гражданам с момента их прекращения без ограничения срока, выплата которых была приостановлена ​​в связи с невозможностью проведения выплат на временно неконтролируемой территории».

Мы призываем вас отстаивать свои законные права, требовать выплаты пенсии за весь период и не боятся обращаться в суд.

Наши юристы готовы бесплатно вам в этом помочь.

Вместе — сила!

Материал подготовлен в рамках проекта “Правовая поддержка и адвокация проблем жителей Донецкой и Луганской областей”, который реализуется при поддержке Министерства иностранных дел Чешской Республики. Информация и взгляды, изложенные в этой статье, являются мнением авторов и не обязательно отражают официальную позицию Министерства иностранных дел Чешской Республики.



Виктор Скаршевский


Виктор Скаршевский

Оригинал на странице Виктора Скаршевского в Facebook

На выплату пенсий в январе - сентябре 2020 года Пенсионному фонду не хватило 19,8 млрд грн, в т.ч. в сентябре – 2,1 млрд грн.

Пенсионный фонд хронически дефицитный и уже много лет находится в банкротном состоянии.

В 2020 году из госбюджета будет выделено 202 млрд грн на покрытие дефицита Пенсионного фонда.

Но и этих денег недостаточно для выплаты пенсий (причем мизерных) в полном объеме в 2020 году – Казначейство постоянно покрывает ссудами кассовые разрывы Пенсионного фонда. А Пенсионный фонд, в свою очередь, только лишь частично возвращает Казначейству кредитные средства.

С начала 2020 года Пенсионный фонд получил от Казначейства 128,3 млрд грн, а вернул – 108,6 млрд грн.


Другими словами, за 9 месяцев 2020 года долг Пенсионного фонда перед Казначейством вырос на 19,8 млрд грн (в т. ч. в сентябре на +2,1 млрд грн) сверх планового дефицита в сумме 202 млрд грн на 2020 год.


Это говорит о том, что Пенсионному фонду для выплаты пенсий в полном объеме не достаточно ни собственных поступлений (ЕСВ, сборы в ПФ), ни средств, предусмотренных в госбюджете для покрытия дефицита Пенсионного фонда (202 млрд грн в 2020 году).

Основная причина нехватки средств в Пенсионном фонде – это провал по выполнению плана по доходам от единого социального взноса.

По данным Пенсионного фонда, в январе - сентябре 2020 года от ЕСВ было получено на 16,9 млрд грн меньше плана – 181,5 млрд грн вместо 198,4 млрд грн запланированных.

В целом за год отставание от плана может составить порядка 20 млрд грн (255 млрд грн вместо запланированных 274 млрд грн). Последствия тотального карантина и экономический кризис сказались также и на Пенсионном фонде.

Хочу напомнить, что еще в июне 2020 года Министерство социальной политики из-за недополучения доходов от ЕСВ инициировало выделение из Фонда борьбы с Сovid-19 дополнительный трансферт в Пенсионный фонд в сумме 15,2 млрд грн.

Однако правительство проигнорировало этот запрос, и долг Пенсионного фонда перед Казначейством продолжил наращиваться.

Как известно, Кабинет министров предпочел выделить 35 млрд грн (или 54%) из 66 млрд грн "коронавирусного" фонда на ремонт дорог, а не на покрытие дефицита средств на выплату и так мизерных пенсий.

Для недопущения ситуации по задержке выплат пенсий (как это было, например, в июле 2018 года), необходимо в срочном порядке пересмотреть госбюджет на 2020 год и увеличить финансирование дефицита Пенсионного фонда на 18-20 млрд грн (с 202 млрд грн до 220-222 млрд грн).

С учетом того, что в проекте госбюджета на 2021 год на финансирование дефицита Пенсионного фонда предусмотрено 203,8 млрд грн (практически такая же сумма, как и в этом году), то с учетом предстоящих индексаций пенсий можно предположить, что и в 2021 году Пенсионному фонду не хватит порядка 30-40 млрд грн для выплаты пенсий в полном объеме.

Виктор Скаршевский

Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на blog@112.ua.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите кнопку "сообщить об ошибке", чтобы сообщить об этом редакции


В Украине прошло заседание рабочей группы Благотворительного фонда «Право на Защиту» по поводу долгов по пенсиям переселенцев из Донбасса. Об этом 24 января сообщили на портале «Донецкие новости».

В заседании приняли участие представители Министерства труда и социальной политики, Пенсионного фонда и правозащитники. Они обсудили разработку порядка выплаты задолженности по пенсиям переселенцев, что на данный момент существует большой долг по пенсиями и его выплату должны упорядочить.

С мая прошлого года в правительстве Украины приняли поставление, в котором приостановили выплаты долгов по пенсиям переселенцев. После этого жители Донбасса получают только текущие пенсии. В правительстве должны были разработать порядок выплаты долгов, но так и не сделали этого.

Советник Министерства труда и социальной политики Александр Ворошков отметил, что людям обязаны платить пенсии и выплатить все долги, но этого не происходит. Он рассказал, что в правительстве так и не разработали порядок выплат пенсионных долгов переселенцев, украинские и международные суды обязуют Пенсионный фонд отдать миллион гривен долга, а чиновники говорят, что денег нет.

– Есть решение Европейского суда по правам человека, что пенсия – имущество, а не подарок от государства. Есть показательное решение Большой коллегии Верховного суда Украины, подтвердившее, что не может быть никаких ограничений по доступу человека к его пенсии, – добавил советник.

Итоги – неопределённый срок выплат долгов и перевод пенсии из текущих выплат в долговые. Чиновники, на заявления переселенцев, сообщали им, что механизм в процессе разработки.

Заместитель начальника отдела организации предоставления адресной помощи переселенцам Министерства труда и социальной политики Евгений Кривошеев сообщил, что разработкой отдельного порядка занялся директорат развития социального страхования и пенсионного обеспечения. А министр труда и социальной политики Андрей Рева заявил, что проект будет вынесен на рассмотрение правительства, когда будет готов, что его могут вынести в 2019 году.

Пока чиновники медлят в разработке проекта по выплатам пенсии, долг продолжает расти. Так, в мае 2018 года пенсии не были выплачены 650 тысячам переселенцев, в июне – почти 676 тысяч, и эта цифра с каждым месяцем растёт. Во многом пенсию перестают выплачивать из-за автоматической системой «Аркан», которая контролирует пересечение граждан через границу и линию разграничения с Донбассом. Систему подключили к контролю сроков пребывания переселенцев в Донбассе – если человек находится на территории Донбасса более 60 дней, то его справка переселенца аннулируется и социальные выплаты приостановятся.

Система регулярно предоставляет недостоверные данные, которые не подлежат изменению. Из-за этого переселенцу могут безосновательно отказать в пенсии, но Пенсионный фонд официально заявил, что будет продолжать пользоваться данными системы «Аркан».

По словам начальника Главного управления Пенсионного фонда Украины в Донецкой области Натальи Рад, в Донецкой области получают пенсии только 44,7% жителей.

Жители Донбасса пытались решить проблему через суд, но Пенсионный фонд в большинстве случаев не выполняет судебные решения о восстановлении пенсии.

Правоохранительница Анастасия Одинцова рассказала, что бывали случаи когда вызывали полицию в исполнительную службу, потому что они не выполняют решение суда, что является преступлением.

Сумма долга продолжает расти, а возможности выплатить его у Пенсионного фонда Украины и Госбюджета снижаются. Поэтому жители Донбасса останутся без своих законных выплат.

Напомним, что украинские власти не выплачивают деньги жителям Донбасса, чтобы сэкономить бюджет. Этим власти показывают, что не намерены поддерживать своих граждан.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: