Если не оплачен пенсионный фонд украина

Пенсионный взнос для единоналожников: есть ли законные основания не платить?


Будут рассмотрены, среди прочего, следующие моменты:

- как стоит формулировать исковые требования?

- можно ли надеяться на быстрое разрешение подобных дел в суде?

- насколько эффективно такое обжалование?

- необходимо ли выполнять требования акта в то время, пока происходит его обжалование?

На вопросы ответит Михаил Гончарук, адвокат, партнер Правовой группы "Доминион".

Подробнее об обременении "упрощенцев" пенсионным сбором читайте в материале ЛІГА:ЗАКОН "Чтоб старость в радость" .

Михаил, почему Вы всегда ссылаетесь на ст. 106 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Ведь в ней идет речь об ответствености за нарушение норм этого ЗАКОНА, а не какого то там Постановлению КМУ, противоречащего ЗАКОНУ.

Михаил Гончарук

Согласен с Вами частично. Ст. 106 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» преимущественно предусматривает ответственность за невыполнение данного Закона. Но некоторые нормы Закона сформулированы обще. Например, п.2. ч.9 ст. 106 - в нем речь идет как раз об неуплате страховых платежей вообще, без ссылки на какой-либо нормативно-правовой акт. Таким образом, если существует другой нормативно-правовой акт, который рекламентирует обязанность уплачивать страховые взносы, то ст. 106 можно будет применять для определения меры ответственности.

Постановление это незакон, за невыполнение какое наказание.
Постановление КМУ№505/2009

Михаил Гончарук

Уверен, что позицией Пенсионного фонда будет начисление штрафных санкций, предусмотренных ст. 106 Закона Украины "О общеобязательном государственном пенсионном страховании".

я плачу единый налог 150 гр. в месяц.валовый доход составляет около 15000 в квартал за оренду помещения плачу 1300гр в месяц минус налоги транспорт остается чистыми около 800гр.в месяц теперь еще около 150гр в месяц платить в пенсионный.посоветуйте пожалуйста как поступить в этой ситуации?

Михаил Гончарук

В любом случае, решение принимать Вам. Возможно, для принятия окончательного решения стоит подождать решений административного суда, при этом отсрочить уплату страховых взносов до получения актов от Пенсионного фонда. Не исключено, что вышеуказанные постановления КМУ будут отменены, как это было с запретом для плательщиков НДС – физических лиц-предпринимателей около 6 месяцев тому назад.

Прошу Вас оценить перспективы "безнаказанно" отсрочить платежи в ПФ на основании соответствующих решений КМУ и ПФ на период до получения акта сверки в январе-феврале 2010 года + 30 дней, если эти решения, по-моему, противоречат нормам закона.

Михаил Гончарук

Постановлением №505 Кабинет Министров Украины обязал Пенсионный фонд Украины «проводить до 5 апреля следующего года сверки суммы страховых взносов на счетах плательщиков с учетом установленного размера минимального страхового взноса в соответствующем периоде», из чего следует, что такая сверка, соответственно, и акт от Пенсионного фонда могут появиться раньше января-февраля 2010 года. К сожалению, кроме такой отсрочки платежей на данный момент других вариантов нету, поскольку вышеуказанные постановления КМУ на данный момент не отменены. А это и есть основанием для начисления страховых взносов Пенсионным фондом.

Я ФОП, стаж у меня есть, нужно ли мне платить этот сбор?

Михаил Гончарук

Я бывший учитель. Получаю пенсию по выслуге и являюсь плательщиком единого налога.Слышала по телевизору Юля говорила,что пенсионерам можно не платить "додаток",но документа не нашла.В ПФ толком ничего не хотят объяснять,плати и всё.Подскажите документы в которых это принято,чтобы потом не пришлось платить штрафы.

Михаил Гончарук

Постановление КМУ № 505 от 21.05.09г. устанавливает, что предприниматели, являющиеся пенсионерами по возрасту или инвалидами и не используют наемный труд, уплачивают страховые взносы (Постановление КМУ № 366) на добровольной основе.

Скажите, может это немного не по теме, но какие санкции могут применить, если вообще сдать свой патент, но продолжать заниматься ЧП (торговля на рынке). Админка? Ведь не докажут же на протяжении какого срока.

Михаил Гончарук

В данном случае, речь может идти уже об уплате/неуплате налога с доходов физических лиц.

У меня есть пример. В 2005-ом году, в первый приход к власти, правительство Тимошенко уже делало попытку повысить страховые пенсионные взносы для ЧПЕН-ов. Тогда я написал письмо-заявление начальнику районного отделения ПФУ, где указал на правовую коллизию, а именно - по новому пенсионному законодательству мы должны будем получать пенсии из двух источников: солидарной системы ПФУ и Государственного Накопительного Пенсионного Фонда. Но государство такой Фонд не создало ни тогда, ни сейчас. Сославшись на это, я информировал ПФУ, что до открытия 2-го уровня пенсионного обеспечения (Накопит.Пенс.Фонда) от накопления в отделении ПФУ отказываюсь, т.к. имею свою собственную накопительную программу в компании по страховании жизни (копии документов приложил). Через две недели получил ответ - привожу его здесь полностью:
"Управління ПФУ в Галицькому районі м.Львова, розглянувши Вашу заяву повідомляє наступне.
На даний час Накопичувальний Фонд, згідно ЗУ "Про загальнообов'язкове пенсійне страхування", не введений в дію, тому управління не може надати Вам остаточної та обгрунтованої відповіді по Вашій заяві".
Что собственно мне и требовалось. Вот теперь думаю, не повторить ли еще раз такой ход?

Михаил Гончарук

Мне нравится Ваша готовность действовать. Это важно.

Я ФОП. Зачем доплачивать в ПФ, если стаж у меня уже есть, а до пенсии мне ещё далеко?


ПФ России дал запрос в ПФ Украины о подтверждении стажа, ответ дало предприятие на котором я работала, в справке указано, что ответ дан на их запрос и номер запроса, будет ли засчитан стаж в данном случае или надо подтверждение именно ПФ Украины?



Пф вовремя не поставил пенс дело на учет, а с 1 января ПФ Украины в Крыму ликвидирован, а ПФ Р Ф его правопреемником не является. Суды выносят формальные решения, отвечать по сути некому, хотя в ПФ работают те же люди. Что еще можно сделать в этой ситуации?



Пенсионный фонд Украины отказал мне в назначении пенсии из-за неподтверждённой архивной справкой записи в трудовой о перенаименовании предприятия. Архивная справка о начисленной зарплате для начисления пенсии предоставлена. Могу ли я получить на руки Пенсионное дело для самостоятельного (вместе с юристом) изучения данного дела?



С мая 2014 г.переехала из Донецкой области к брату в Крым с матерью. Я - инвалид детства 1 группы. Оформила сначала РВП, затем вид на жительство. В Украине получала 2 пенсии (социальную и по потере кормильца). ПФ Украины прислал пенсионное дело и в Крыму назначили 1 социальную пенсию. Срок вида на жительство истекает в феврале 2021 г. Если я решусь уехать назад, смогу ли я восстановить получение пенсии в Украине? Пришлет ли ПФ РФ обратно в Украину пенсионное дело? Спасибо.



Я бывший гр. Украины. Вышел на пенсию в Украине в 2000 году и работал до 2012 г. Получив гр. России перевел пенсию в Россию в 2017 г. Мой вопрос в том, мне мой стаж работы с 2002 по 2012 годов не учли, мотивируя тем, что я страховые взносы уплачивал в пенсионный фонд Украины не смотры предоставленной справки об уплате в пенсионный фонд в Украине. Подскажите пожалуйста, что мне делать. Если учтут изменится ли моя пенсия. Спасибо.


Внимание! Ответ от пользователя, не зарегистрированного в качестве юриста.

Обратитесь с письменным заявлением в Пенсионный фонд республики Башкортостан в городе Уфа или сходите на прием График приема граждан руководством Отделения ПФР по Республике Башкортостан День недели, часы приема - Хантимеров Фоат Галяутдинович - управляющий Пятница с 15-00 до 17-00 Заместитель управляющего Хабиров Альмир Амирович Понедельник с 14-00 до 17-00 Заместитель управляющего Вахитов Ваниль Римович Вторник с 14-00 до 17-00 Заместитель управляющего Зарецкая Светлана Александровна Четверг с 14-00 до 17-00 Начальник управления организации назначения и выплаты пенсий Мухитова Резеда Мунировна Среда с 14-00 до 17-00 Зам. начальника контрольно-ревизионного отдела Чиглинцева Нина Михайловна Понедельник с 9-00 до 13-00 Начальник отдела оценки пенсионных прав и назначения пенсий с учетом специального стажа Фаизов Альфред Гайданиевич Вторник с 9-00 до 13-00 Начальник отдела организации назначения и перерасчета пенсий Конного Алевтина Равильевна Среда с 9-00 до 13-00 Начальник отдела по работе с обращениями граждан, застрахованных лиц, организаций и страхователей Албекова Гульнара Рафкатовна Четверг с 9-00 до 13-00 Начальник отдела социальных выплат Вильданова Анфиса Адамовна Пятница с 9-00 13-00


Получил гражданство РФ. Пенсионер МВД Украины. Пенсионный отдел УВД по Липецкой области отказывает в направлении запроса на получение пенсионного дела из Украины, ссылаясь на положение закона, что данные обязанности возлагаются на пенсионера, прибывшего из другого государства ПФ Украины естественно дела на руки, тем более без запроса не отдает.

Узнайте о порядке проведения проверок предприятий Пенсионным фондом, а также о новых размерах штрафов.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Проверки Пенсионного фонда
  2. О штрафовании Пенсионным фондом
  3. Пенсионная реформа в Украине
  4. Пенсионный возраст и виды пенсий в Украине

Проверки Пенсионного фонда

Пенсионный фонд Украины является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра социальной политики, реализующим государственную политику по вопросам пенсионного обеспечения и ведения учета лиц, подлежащих общеобязательному государственному социальному страхованию.

Годовой план осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) Пенсионного фонда утверждается приказом Пенсионного фонда и обнародуется на официальном сайте.

Периодичность проведения проверок зависит от степени риска субъекта хозяйственной деятельности. Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля) органами Пенсионного фонда Украины, утверждены Постановлением Кабинета Министров от 29.07.2015 года №528.

Критериями, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования, являются:

  • доначисление или уменьшение суммы страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, что отражено в отчетности за периоды до 1 января 2011 года;
  • изменения в сведениях о лицах, подлежащих общеобязательному государственному социальному страхованию;
  • соблюдение сроков представления отчетности в органы Пенсионного фонда Украины плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование;
  • соблюдение требований законодательства в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования.

В соответствии с установленными критериями субъекты хозяйствования относятся к одной из трех степеней риска - высокого, среднего или незначительного.

К субъектам хозяйствования с высокой степенью риска относятся субъекты:

1) уменьшают в отчетности сумму начисленных страховых взносов за периоды до 1 января 2011 на 20 или более процентов общей суммы начисленных страховых взносов за соответствующий месяц;

2) подают документы, на основании которых отменяются документы, содержащие недостоверные сведения о застрахованном лице, за четыре и более отчетных месяца;

3) подают в течение года дополнительные отчеты за предыдущие периоды с указанием сведений о специальном стаже, на которую имеют право отдельные категории застрахованных лиц, за пять и более отчетных месяцев

4) не подают в течение двух отчетных периодов подряд органам Пенсионного фонда Украины отчет о начислении и уплате сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, если такое представление отчетности предусмотрено законодательством;

5) допустили в течение последних трех лет, предшествующих плановой проверке, нарушения требований законодательства в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования, что выявлено по результатам двух последних проверок.

К субъектам хозяйствования со средней степенью риска относятся субъекты,:

1) уменьшают в отчетности сумму начисленных страховых взносов за периоды до 1 января 2011 не менее чем на 5, но не более чем на 20 процентов общей суммы начисленных страховых взносов за соответствующий месяц;

2) самостоятельно увеличивают или уменьшают в отчетности сумму начисленной заработной платы (дохода) застрахованных лиц, на которую начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, за шесть и более отчетных периодов с применением кодов типа начислений 2 , 3, 6 и 7;

3) самостоятельно доначисляют или уменьшают в отчетности сумму начисленной заработной платы (дохода) застрахованных лиц, на которую начисляется единый взнос, за шесть и более отчетных периодов без применения кодов типа начислений в течение года.

К субъектам хозяйствования с незначительной степенью риска относятся субъекты, не отнесенные к субъектам хозяйствования с высокой и / или средней степенью риска.

В случае если субъект хозяйствования может быть отнесен одновременно к двум или более степеням риска, такой субъект относится к высшей степени риска.

Плановые мероприятия государственного надзора (контроля) за соблюдением субъектами хозяйствования требований законодательства в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования осуществляются органами Пенсионного фонда Украины со следующей периодичностью:

  • с высокой степенью риска - не чаще одного раза в два года;
  • со средней степенью риска - не чаще одного раза в три года;
  • с незначительной степенью риска - не чаще одного раза в пять лет.

В случае если по результатам плановых и внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля) (при наличии) в течение последних шести лет для субъектов хозяйствования, которые отнесены к средней степени риска, и в течение последних десяти лет для субъектов хозяйствования, которые отнесены в незначительной степени риска, предприятия не обнаружено нарушений требований законодательства в сфере общеобязательного государственного пенсионного страхования, следующее плановое мероприятие государственного надзора (контроля) в отношении такого субъекта проводится не ранее чем через период времени, установленный для соответствующей степени риска, увеличенный в 1,5 раза.

Если со дня принятия такого решения по результатам внеплановых проверок выявлены нарушения субъектом хозяйствования требований законодательства в соответствующей сфере, следующее плановое мероприятие государственного надзора (контроля) в отношении такого субъекта хозяйствования проводится в следующем плановом периоде.

О штрафовании Пенсионным фондом

Какие штрафне санкции органы Пенсионного фонда могут применять к субъектам предпринимательства и за какие нарушения?

Статья 25 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» предусматривает следующее:

Плательщики единого взноса, которые в соответствии с вышеназванным Законом обязаны его начислять, вычислять и оплачивать, в случае выявления своевременно не оплаченных сумм страхових взносов обязаны самостоятельно их вычислить и оплатить с начислением пени. Пеня начисляется из расчета 0,1% суммы недоплаты за каждый день прос рочки платежа. Начисление пени начинается с первого календарного дня, который наступает за днем окончания срока внесения соответствующего платежа, до дня его фактической оплаты (перечисления) включительно.

Кроме того, территориальный орган Пенсионного фонда применяет к плательщику единого взноса такие штрафные санкции:

  1. в случае уклонения от взятия на учт или несвоевременной подачи заявления о взятии на учет плательщиками единоговзноса, на которых не распространяетсядействиеЗаконаУкраины "О государственнойрегистрацииюридическихлиц и физическихлиц - предпринимателей", налагается штрафв размере десяти необлагаемыхминимумовдоходовграждан (170 грн.);
  2. за неоплату (неперечисление) или несвоевременную оплату (несвоевременное перечисление) единого взноса налагается штрафв размере 20% своевременно не оплаченныхсумм;
  3. за доначисление территориальным органом Пенсионного фонда или плательщиком своевременно не начисленногоединого взноса налагается штраф в размере 10% даннойсуммы за каждый полный или неполный базовый отчетный период, за который доначислено такую сумму, но не болемчем 50% суммыдоначисленногоединоговзноса;
  4. за ненадлежащее ведение бухгалтер ской документации, на основании которой начисляется единыйвзнос, налагается штрафв размере от восьми до пятнадцатинеоблагаемыхминимумовдоходовграждан (136-255 грн.);
  5. за неоплату, неполную оплату или несвоевременную оплату суммы единого взноса одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется единый взнос (авансових платежей), налагается штрафв размере 10% таких неоплаченныхилинесвоевременнооплаченныхсумм.

Законодательством также установлена административная ответственность, налагаемая на должностных лиц плательщиков единого взноса за:

  • нарушение порядка начисления, расчета и сроков оплаты единого взноса;
  • неподачу, несвоевременную подачу, подачу не в установленной форме отчетности относительно единого взноса;
  • подачу недостоверных данных, которые используются в Государственном реестре, других данных, предусмотренных Законом.

Кодексом Украины об административных правонарушениях, а именно: статьей 165-1 – предусмотрена следующая ответственность.

Нарушение порядка начисления единого взноса, страховыхвзносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование, неподача, несвоевременная подача, подача не по установленной форме отчетности относительно единого взноса, страховыхвзносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование или подача недостоверных данных, которые используются в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, прочей отчетности …влекут за собой наложение штрафа от 30 до 40 необлагаемых минимумов доходов граждан. Повторное аналогичное правонарушение, совершенное в течение года влечет за собой наложение штрафа от 40 до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан .

Неуплата или несвоевременная оплата единого взноса, страхових взносов на на общеобязательное государственное пенсионное страхование, в том числе авансових платежей, в сумме, не превышающей 300 необлагаемых минимумов доходов граждан, влечет за собой наложение штрафа от 40 до 80 необлагаемых минимумов доходов граждан, а в сумме более 300 необлагаемых минимумов доходов граждан - штрафа от 80 до 125 необлагаемых минимумов доходов граждан. Повторное аналогичное правонарушение, допущенное в течение года влечет за собой наложение штрафа от 150 до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Дела по всем вышеуказанным административным правонарушениям рассматриваются органами Пенсионного фонда Украины.

Стоимость юридической помощи в защите бизнеса от проверок и штрафов

Человек годами работает на предприятии, получает зарплату, другие выплаты и даже не подозревает, что предприятие не платит за него страховые взносы в Пенсионный фонд. Узнает об этом только при выходе на пенсию, когда управление фонда отказывается включить эти периоды работы в страховой стаж и не учитывает их, назначая пенсию. Таких случаев, к сожалению, немало. Однако опускать руки не стоит, считают юристы Херсонского Центра правовой информации и консультаций, у которых есть положительная практика решения подобных ситуаций. Права работника в случае возникновения проблемы разъясняет юрист Василий КАСЬЯНОВ.

Да, действительно сотрудники Управления пенсионного фонда отказываются зачислить в страховой стаж периоды работы, за которые уплачены страховые взносы и не учитывают их при назначении пенсии. Но, в соответствии с частью 1 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Украины, «каждый человек имеет право обратиться в административный суд, если считает, что решением, действием или бездействием субъекта властных полномочий нарушены его права, свободы или интересы».
Поэтому в случае отказа Управления пенсионного фонда причислить указанные периоды работы в страховой стаж, вы имеете право обратиться с иском в суд в порядке административного судопроизводства.
На сегодня сложилась очень позитивная для граждан судебная практика по этим вопросам.
Суды удовлетворяют иски и обязывают Управление пенсионного фонда Украины причислить истцам страховой стаж за периоды работы, за которые предприятием не уплачены страховые взносы, сделать перерасчет и выплату пенсии с даты ее назначения.

При принятии решений суды руководствуются следующим:

В соответствии с п.1 ст.24 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» страховой стаж - период (срок), в течение которого лицо подлежит общеобязательному государственному пенсионному страхованию и за который ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме не меньшей, чем минимальный страховой взнос.

Порядок исчисления и уплаты страховых взносов установлен в ст.20 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», которым предусмотрено, что «страховые взносы исчисляются исключительно в денежной форме, в том числе с выплат (дохода), осуществляемых в натуральной форме.
Исчисление страховых взносов застрахованных лиц осуществляется страхователями на основании бухгалтерских и других документов, в соответствии с которыми производится начисление (исчисление), или которые подтверждают начисление (исчисление) заработной платы (дохода), денежного обеспечения, на которые в соответствии с настоящим Законом, начисляются страховые взносы.
Если страхователи несвоевременно или не в полном объеме уплачивают страховые взносы, к ним применяются финансовые санкции, предусмотренные настоящим Законом, а должностные лица, виновные в нарушении законодательства об уплате страховых взносов, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законом. Страховые взносы подлежат уплате независимо от финансового состояния плательщика страховых взносов».

В соответствии со ст. 106 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», ответственность за неуплату страховых взносов несет предприятие-страхователь, так как оно насчитывает страховые взносы с заработной платы застрахованного лица.
Следовательно, обязанность по уплате страховых взносов и ответственность за несвоевременную или не в полном объеме уплату страховых взносов законом возложена на страхователя.

Ссылки Управления пенсионного фонда на неуплату предприятиями за работников страховых взносов как на основание для отказа в зачислении в страховой стаж периода их работы на предприятии суд считает безосновательными, поскольку в соответствии со статьей 106 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» ответственность за неуплату страховых взносов несет предприятие-страхователь, так как оно насчитывает страховые взносы с заработной платы застрахованного лица.

Обращайтесь – вам помогут!

В течение 2014 года Херсонским ЦПИКом было оформлено 14 исковых заявлений по аналогичным спорам. Из них в настоящее время удовлетворено 11 исковых заявлений. Другие дела находятся на рассмотрении в судах.
Поэтому, если у вас возникла подобная ситуация, вы столкнулись с нарушением ваших прав и нуждаетесь бесплатной правовой помощи, обращайтесь:

г. Херсон, Приднепровский спуск 1, оф.8,
Запись на прием по телефонам в Херсоне: (0552) 34-44-26 и (066) 100-81-91 .

Взгляды, отраженные в этом материале, принадлежат его авторам и могут не совпадать с мнением Международного фонда «Возрождение».

1. Настоящий Порядок определяет процедуру подачи и рассмотрения жалоб на решения о назначении, перерасчете, отказе в назначении, переводе с одного вида пенсии на другой, выплате пенсий (далее — решение), принятые главными управлениями Пенсионного фонда в районах и городах Украины (далее — органы, назначающие пенсии).

2. В случае, если гражданин считает, что орган, который назначает пенсию, принял решение, противоречащее законодательству о пенсионном обеспечении или выходит за пределы его компетенции, установленной законом, гражданин имеет право обжаловать такое решение в органе Пенсионного фонда Украины высшего уровня.

3. Жалоба на решение органа, который назначает пенсии, подается гражданином лично или законным представителем в соответствии с законодательством или представителем, действующим на основании выданной ему доверенности, заверенной нотариально (далее — заявитель).

Обратите внимание, что подача жалобы в соответствии с настоящим Порядком не лишает заявителя права обратиться в суд в соответствии с действующим законодательством.

4. Жалоба на решение управления Пенсионного фонда Украины в районах, городах, районах в городах, а также в городах и районах подается соответственно в главные управления Пенсионного фонда в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе (далее — региональные органы ПФ Украины), на решение региональных органов Пенсионного фонда Украины — в Пенсионный фонд Украины и сопровождается документами, свидетельствующими о принятия неправильных решений.

Жалоба может быть подана в орган Пенсионного фонда Украины в течение одного года с момента принятия решения, но не позднее одного месяца с момента ознакомления заявителя с принятым решением. Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен органом Пенсионного фонда Украины, который рассматривает жалобу.

5. В жалобе должны быть указаны:

  • фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя
  • наименование органа ПФУ, которым принято решение
  • суть возбужденного требования
  • информация об обжаловании решения Пенсионного фонда в суде (в случае обжалования)

Жалоба должна быть изложена в письменной форме и подписана заявителем с указанием даты. Документы направляются в орган Пенсионного фонда Украины по почте или передается заявителем лично. В случае необходимости заявитель может подавать другие документы, необходимые для рассмотрения жалобы, которые после ее рассмотрения возвращаются заявителю.

Жалоба, оформленная без соблюдения требований, не дает возможности рассмотреть дело по существу, возвращается заявителю с обоснованиями не позднее 10 дней со дня получения.

6. Если вопросы, затронутые в жалобе, полученной органом Пенсионного фонда Украины, не относятся к его полномочиям, то такая жалоба в срок не более пяти рабочих дней пересылается по принадлежности соответствующему органу или должностному лицу, о чем сообщается заявителю.

Не рассматриваются повторные обращения одним и тем же органом Пенсионного фонда Украины от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу, если первое решено по сути, о чем выносится решение о прекращении рассмотрения такого обращения и сообщается заявителю.

7. В случае, если орган Пенсионного фонда направляет заявителю решение о полном или частичном неудовлетворении его жалобы, такой заявитель имеет право обратиться с повторной жалобой в орган Пенсионного фонда Украины высшего уровня в течение срока, указанного в п. 4 данного Порядка.

8. По желанию лица жалоба может быть рассмотрена Комиссией по вопросам рассмотрения жалоб граждан на решения органов Пенсионного фонда Украины относительно пенсионного обеспечения (далее — Комиссия), созданной при ПФУ или при региональных органах Пенсионного фонда Украины.

Обратите внимание, что решение Комиссии носит рекомендательный характер.

9. Пенсионный фонд обязан принять мотивированное решение и направить его в срок не более 1 месяца со дня поступления жалобы на адрес заявителя по почте или предоставить ему под расписку.

Если в месячный срок решить затронутые в жалобе вопросы невозможно, орган Пенсионного фонда Украины может принять решение о продлении сроков рассмотрения жалобы заявителя, о чем письменно уведомить заявителя до истечения тридцатидневного срока. При этом общий срок рассмотрения жалобы не может превышать 45 дней.

По обоснованному письменному требованию гражданина срок рассмотрения жалобы может быть сокращен от установленного этим пунктом срока.

В случае, если последний день срока рассмотрения жалобы приходится на выходной или праздничный день, последним днем таких сроков считается первый следующий рабочий день.

10. Орган Пенсионного фонда Украины при рассмотрении жалобы заявителя проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения и принимает одно из следующих решений:

  • оставляет жалобу без удовлетворения
  • удовлетворяет жалобу полностью или частично. В этом случае органу, который назначает пенсии, даются указания о надлежащих действиях

11. Решение по рассмотрению жалобы заявителя принимает руководитель соответствующего органа Пенсионного фонда Украины (или его заместитель в соответствии с распределением функциональных полномочий).

Жалобы Героев Советского Союза, Героев Украины, Героев Социалистического Труда, инвалидов Великой Отечественной войны рассматриваются соответственно Председателем правления Пенсионного фонда Украины, начальниками региональных органов Пенсионного фонда лично.

12. Решение о результатах рассмотрения жалобы оформляется в соответствии с требованиями законодательства о языках. Решение оформляется на бланке органа Пенсионного фонда Украины, который рассматривал жалобу. В решении указываются:

  • фамилия и инициалы заявителя
  • дата и номер обжалуемого решения
  • дата принятия жалобы к рассмотрению
  • краткое изложение требований заявителя
  • сведения о предмете обжалования, в отношении которого составлена жалоба
  • перечень документов, которые были приняты во внимание при рассмотрении жалобы
  • результаты исследования материалов жалобы и доказательств, на которых основаны выводы должностного лица Пенсионного фонда Украины, которое рассматривало жалобу
  • ссылки на конкретные статьи и пункты законов Украины и других нормативно-правовых актов, которыми обоснован ответ на жалобу и вывод о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в удовлетворении требований заявителя

В решении также отмечается, что в случае несогласия заявителя с принятым решением оно может быть обжаловано в органе ПФУ высшего уровня (с указанием срока такого обжалования) или в судебном порядке. Решение Пенсионного фонда Украины, принятое по рассмотрению жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в срок, предусмотренный законом.

В случае полного или частичного удовлетворения жалобы к решению даются распоряжения органа Пенсионного фонда Украины, решение которого отменено полностью или в определенной части, о совершении соответствующих действий. Решение после указания регистрационного номера исходящей корреспонденции направляется (вручается) заявителю.

Решение считается направленным (врученным) заявителю, если оно вручено под расписку или направлено письмом в его адрес по месту жительства.

13. Отзыв жалобы производится по письменному заявлению заявителя.

14. Информация, которая стала известна должностным лицам органов Пенсионного фонда Украины при рассмотрении жалоб, является служебной и не подлежит разглашению. Порядок использования информации предусмотрен Инструкцией о порядке учета, хранения и использования документов, дел, изданий и других материальных носителей информации, содержащих служебную информацию, в ПФУ и его органах, утвержденной постановлением правления Пенсионного фонда Украины от 27.06.2002 №11-1, зарегистрированной в Министерстве юстиции 12.07.2002 за №583/6871 (с изменениями).

7 online консультации по “ Порядок рассмотрения жалоб на решения Пенсионного фонда ”

Бабушка переоформляет пенсию умершего деда на себя. Пенсионный фонд затягивает это дело и не хочет выплачивать деньги (остаток и дальнейшие начисления). Уже было много судов, по решениям которых должны все выплатить, но ПФ их не исполняет.

Сотрудник ПФ не засчитал рабочий стаж — ему не понравилась одна цифра в дате приёма на работу, сказал: «исправление». Хотя день трудоустройства совпадает с датой приказа о зачислении на работу и днём выдачи трудовой книжки (первое место работы). Восстановить документы через архивы не удалось, т.к. отсутствуют кадровые ведомости данного предприятия.

Здравствуйте. В Пенсионном Фонде отказывают в перерасчете пенсии, ссылаясь на отсутствие оснований. Как заставить чиновников дать письменный ответ, чтобы подать на ПФ в суд?

Консультация юриста

Чтобы обратиться с исковым заявлением в суд для увеличения размера пенсии нужно предварительно отправить в ПФУ требование пересчитать сумму пенсионных выплат. Это делается с помощью отправки заказного письма с уведомлением на адрес Пенсионного фонда вашего района. Согласно Закона Украины «Про звернення громадян» ответ должен быть предоставлен в срок 30 дней.

День добрый. Подскажите, в какие сроки я могу обжаловать в суде решение Пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии? Буду очень благодарна за квалифицированную юридическую помощь!

Консультация юриста

Согласно нормам ч. 1, 2 ст. 99 Кодекса административного судопроизводства Украины иск против Пенсионного фонда может подаваться в шестимесячный срок со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов. Вместе с тем, если истец пользовался досудебным порядком урегулирования спора (обжалование в ПФУ), то для обращения в админсуд устанавливается месячный срок, исчисляемый со дня получения решения на рассмотрение жалобы.

Спасибо за полезную информацию для пенсионеров. Иногда добиться от ПФ вразумительного ответа о перерасчёте выплат бывает очень сложно.

Каждый гражданин, купивший жилье впервые, имеет право вернуть процент пенсионного сбора. Как это сделать

Приобретение недвижимости — это решение, которое не принимается в один момент и влечет за собой значительные финансовые затраты. Оформление договора купли-продажи, услуги нотариуса, сопутствующие расходы и налогообложения со стороны государства. И возникают ситуации, когда взыскание налогов не соответствует нормам законодательства.

Законом Украины « О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» (далее — Закон) определен порядок взимания и использования сбора на обязательное государственное пенсионное страхование.

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Закона плательщиками сбора с операций купли-продажи недвижимого имущества являются предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и физические лица, приобретающие недвижимое имущество. Исключение составляют государственные учреждения, которые приобрели недвижимое имущество за счет бюджетных средств, учреждений и организаций иностранных государств, пользующихся иммунитетами и привилегиями в соответствии с законами и международными договорами Украины, а также граждане, которые пребывающие в очереди на получение жилья или приобретают жилье впервые.

Граждане, покупающие жилье впервые, освобождены от уплаты данного сбора. И пунктом 15.3 постановления Кабинета Министров Украины « Об утверждении порядка уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование по отдельным видам хозяйственных операций» определено, что нотариальное удостоверение договоров купли-продажи недвижимого имущества осуществляется при наличии документального подтверждения уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с операций купли-продажи недвижимого имущества. Без такой уплаты нотариус откажется заверять договор купли-продажи жилья. Поскольку, согласно ч. 8 ст. 49 Закона Украины « О нотариате», нотариус или должностное лицо, совершающее нотариальные действия, отказывает в совершении нотариального действия, если лицо, обратившееся с просьбой о совершении нотариального действия, не произвело установленные законодательством платежи, связанные с его совершением.

На сегодняшний день в Украине отсутствует механизм проверки информации о том, впервые ли лицо приобрело жилье. Следовательно, отсутствует и возможность освобождения от уплаты данного сбора граждан, приобретающих жилье впервые при заключении договора купли-продажи.

В соответствии со статьей 17 Закона Украины « О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» суды при рассмотрении дел руководствуются Конвенцией и практикой Суда как источником права. Европейский суд неоднократно подчеркивал особую важность принципа «надлежащего управления». Он предусматривает, что если дело влияет на такие основополагающие права человека, как имущественные права, государственные органы должны действовать своевременно и последовательно. В частности, на государственные органы возложена обязанность ввести внутренние процедуры, которые усилят прозрачность и понятность их действий, минимизируют риск ошибок и будут способствовать юридической определенности в гражданских правоотношениях, затрагивающих имущественные интересы.

При отсутствии соответствующего правового механизма проверки информации о факте приобретения недвижимости впервые именно государство в лице Пенсионного фонда Украины как уполномоченный субъект властных полномочий обязано доказывать тот факт, что в каждом конкретном случае лицо, которое обязано уплачивать сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, приобрело жилье не впервые. Государство, внедряя определенный механизм правового регулирования отношений, обязано обеспечить его реализацию. В противном случае все негативные последствия отсутствия надлежащего правового регулирования возлагаются именно на государство.

Отсутствие в Украине единой системы регистрации прав на недвижимое имущество и лишение возможности Пенсионного фонда Украины и его территориальных отделений установить приобретение квартир конкретным лицом впервые не может быть поставлено в вину лицу, поскольку неопределение порядка выполнения законодательно закрепленных норм не может приводить к нарушению или ограничению прав граждан, наделенных такими правами.

Соответственно, каждый, кто приобрел квартиру впервые и оплатил этот сбор, имеет право его вернуть. Согласно актуальным рыночным ценам 1% сбора в Пенсионный фонд в г. Киеве составляет в среднем 15 тыс. нрн.

Для возврата уплаченного сбора необходимо:

— собрать необходимый пакет документов;

— обратиться в соответствующий орган Пенсионного фонда Украины с заявлением о формировании и предоставлении оригинала документа в орган Казначейства на возврат средств, ошибочно или излишне зачисленных в бюджет;

— обжаловать отказ Пенсионного фонда Украины в суде;

— обратиться в органы Казначейства с заявлением о возврате средств из бюджета.

Вернуть пенсионный сбор при первой покупке жилья вполне реально. Об этом свидетельствует сформированный алгоритм действий, как собственная положительная судебная практика объединения, так и практика Верховного Суда.

Читайте также: