Если нет 60 месяцев подряд для пенсии что делать

В сегодняшней статье я хочу поговорить о наболевшем вопросе – пенсии по старости и ее назначении, рассказать о типичных ошибках Пенсионного Фонда РФ, которые они допускают при назначении пенсии, и способах их устранения.

Данная статья основана на личном опыте разбора пенсионных споров, как в до судебном порядке, так и в ходе судебного делопроизводства.

Основным законом, регулирующим назначение пенсии, на сегодняшний день, является Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ. Он регулирует порядок выхода на пенсию, размеры фиксированных выплат и их повышение, сроки выплаты пенсии, основания для отказа в назначении пенсии.

Однако тем, кто выходят на пенсию в 2019 году, основной стаж работы рассчитывается с учетом положений ранее действовавшего закона - Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ.

Данным законом установлено 2 варианта расчета пенсии:

-пункт 3 статьи 30 ФЗ № 173-ФЗ, при котором учитываются все периоды трудовой деятельности и иной полезной деятельности (кроме учебы) до 01.01.2002 г. При данном исчислении стаж учитывается календарно и перерасчету с повышенном размере не подлежит. Так же при данном расчете, размере пенсии не ограничивается размером средней заработной платы по стране.

-пункт 4 статьи 30 ФЗ № 173-ФЗ, при котором учитываются вообще все периоды трудовой деятельности и иной полезной деятельности, с учетом возможности расчета стажа, в повышенном варианте (пример: работа в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним – в полуторном размере; периодов службы в армии – в двойном размере). При этом расчетный размер пенсии не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек (для обычных условий труда), и 648 рублей 62 копеек (для тяжелых, вредных условий труда). Соответственно максимальный размер исчисленной пенсии ограничивается.

Два данных порядка расчета взаимоисключающие, иными словами нельзя применять первый вариант, но исчислять стаж по второму варианту.

Знаю, многим такой порядок кажется несправедливым, однако это положения действующего законодательства, и переиграть их не получится.

У большинства граждан пенсия исчисляется по 1 варианту (п.3. ст. 30), но встречаются люди, у которых пенсия исчислена по 2 варианту (п.4. ст. 30). Чаще всего так бывает у тех, у кого не хватает трудового стажа, что бы дотянуть до 25 лет (0,55 стажевого коэффициента).

В обоих порядках расчета, действуют одни и те же показатели, имеющие прямое значение на размер исчисленной пенсии:

СК - стажевый коэффициент. Для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, он составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

Иными словами, чем больше вы отработали до 01.01.2002 г., тем больше будет стажевый коэффициент и как следствие размер пенсии.

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Необходимо отметить что, свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается, только документами (справки 2 НДФЛ, расчетные листы, платежные ведомости).

Иными словами, чем больше был средний заработок в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 г., или за 60 календарных месяцев подряд до 01.01.2002 г. тем больше будет размер исчисленной пенсии.

О порядке расчета пенсии можно рассказывать очень долго, и всегда есть риск запутаться самому:), так как положения закона написаны так, что бы их ни понимали даже те, кто эти пенсии считает.

Теперь о главном – об ошибках, которые допускает Пенсионный Фонд РФ, при назначении пенсии.

Сам ПФР РФ данные ошибки за ошибки не считает и действует, по своему мнению, в строгом соответствии с действующим законодательством, при этом прямо игнорируя судебную практику.

Пенсионный Фонд отказывается зачитывать в страховой стаж, исчисленный до 01.01.2002 г. какие либо периоды работы из-за: ошибок, помарок, разного почерка, разных чернил, не читаемых записей, отсутствия печатей, ссылок на приказы в трудовой книжке.

Главный (а часто и единственный аргумент ПФР РФ), это нарушения, при ведении трудовых книжек, в соответствии с Инструкций о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162, либо Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225.

Иными словами все ошибки, помарки и неточности которые кадровики (ну или кто там заполнял трудовые книжки) допустили в ваших трудовых книжках, ПРФ РФ возлагает на Вас, как на ее владельца.

Ломается это достаточно легко - согласно статье 39 Конституции РФ, гарантируется каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Работник не должен нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей работодателем по ведению делопроизводства, а также не вправе быть ограниченным в реализации своего законного права на пенсионное обеспечение.

Возникновение конституционного права на социальное обеспечение по возрасту не может быть постановлено в зависимость от прекращения деятельности юридического лица, неисполнения или ненадлежащего исполнения иными лицами своих обязательств, вытекающих из служебных полномочий (неверное заполнение первичных кадровых документов, несвоевременная передача документов в архив либо утрата указанных документов и т.д.), и не может являться препятствием для реализации прав на получение пенсии (ст.2 Конституции РФ).

Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 N 225 (в редакции Постановления от 06.02.2004 N 51), предусмотрено, что в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку; исправленные сведения должны полностью соответствовать документу, на основании которого они были исправлены (п.п. 27, 29).

Таким образом, обязанность по заполнению трудовой книжки полностью лежит также на работодателе.

С первой ошибкой разобрались, аргументы для спора с Пенсионным Фондом РФ у вас по данному основанию есть.

Пенсионный Фонд РФ отказывается учитывать периоды работы и размер заработка из-за: отсутствия сведений на Индивидуальном лицевом счету о трудовой деятельности или доходе.

Иными словами – если ваш работодатель не передавал информацию в Пенсионный Фонд РФ, то виноваты в этом Вы. (по мнению ПФР РФ.)

Ломается данный довод тоже достаточно просто - согласно пункту 10 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица является обязанностью работодателя.

Соответственно за ошибки работодателя нельзя наказывать работника и ограничивать его в пенсионных правах.

Пенсионный Фонд РФ отказывается учитывать условия работы (профессии указанные в Списках № 1 и № 2), так как: нет сведений на Индивидуальном лицевом счету об условиях работы (вредности, продолжительности работы и т.д.).

Здесь доказать правоту ПФР РФ достаточно сложно и делать это приходиться практически всегда в судебном порядке.

К сожалению, каждый случай индивидуален, но в суде могут помочь любые документы подтверждающие факт вашей работы в тяжелых/вредных условиях труда (журналы учета смен, расчетные листы в указанными кодами доплаты за вредность, свидетели работавшие с вами в тоже время в том же месте, у которых вредные условия подтверждены, ответы на запросы из Архивов, куда передавались документы вашего работодателя).

Иными словами, чем больше доказательств вы соберете, тем легче суду будет принять решение в удовлетворении ваших требований.

Пенсионный Фонд РФ не учитывает повышающие коэффициенты при исчислении пенсии из-за отсутствия подтвержденного стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним.

Максимальный размер соотношения заработной платы пенсионера к средней заработной плате по стране учитывается с коэффициентом не более 1,2.

Однако из этого правила есть исключение. В силу п. 3 статьи 30 ФЗ № 173, для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

В подобных случая ПФР РФ просто отказывается засчитывать стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Основания все те же: отсутствие документального подтверждения работы в районах Крайнего Севера.

Здесь я могу дать те же рекомендации, что при вредных/тяжелых условиях труда: необходимо собирать любые документы, подтверждающие, что вы работали в районах Крайнего Севера, получали заработную плату с районным коэффициентом (справки о зарплате), ответы на запросы из Архивов, в которых указано что, вы работали на Севере.

Часто в судах людям не удается доказать свое право на исчисление пенсии с повышенным коэффициентом именно из-за отсутствия документов.

Резюме

Подводя итог данной статьи, хочу отметить следующее:

1) Пенсионный Фонд РФ достаточно часто допускает ошибки при назначении пенсии. Они могут быть, как у тех, кто только начал ее получать, так и у тех, кто получает ее несколько лет.

2) Не стоит ходить в Отдел Пенсионного Фонда РФ и кричать что они все жулики и воры, действия это не возымеет, а нервы и время вы потратите.

3) Если вы считаете что Пенсионный Фонд РФ, допустил ошибку при расчете вашего размера пенсии, то всегда следует обратиться к ним за разъяснением в письменном виде, указав следующие вопросы:

-какие периоды работы были учтены при назначении пенсии?;

-какие периоды работы не были учтены при назначении, пенсии и на каком основании?;

-какой размер среднего заработка был учтен при расчете пенсии и почему?

-каким образом производится расчет пенсии? (п 3. ст. 30 или п.4 ст. 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ).

4) Получив ответ на данные вопросы можно сделать вывод, допустил ли Пенсионный Фонд РФ ошибки при расчете вашей пенсии или нет;

5) Если вы считаете, что Пенсионный Фонд допустил ошибки, необходимо подавать письменную претензию по обнаруженным вами ошибкам, а если ее не удовлетворят, то обращаться в суд.

Пенсионные споры часто сложны для понимания и разбора даже квалифицированным судьями, не то что простым гражданам, но шанс разобраться в правильности начисления вашей пенсии есть всегда.

Надеюсь, данная статья немного помогла вам разобраться в том, какие типичные ошибки может допускать Пенсионный Фонд при исчислении пенсии и как с этим бороться.

Конечно, это далеко не полный перечень ошибок, которые может допустить ПФР РФ, но это самые распространенные. Описать все ошибки не реально просто из-за индивидуальности каждого случая. Если вы не понимаете того что ответил вам Пенсионный Фонд РФ на ваш запрос, всегда можно обратиться к специалисту и за адекватную сумму попросить проверить правильность начисления пенсии.

Все ошибки автора относятся в его авторскому стилю, а копирование статьи возможно только с письменного разрешения автора.

p.s. Для любителей котолампы, баяномертров, и копипасты - статья лично моя.

Аргументированная критика приветствуется.

Я могу предоставить справки о сред. З/плате с 3-х организаций, в 1-й я работала 3 года с декретным отпуском 1,5 года, потом устроилась на др. работу через 17 дней, где проработала 7 месяцев, через 1 месяц устроилась на 3-ю работу, где стаж более 5 лет, но там я была в декрете со 2-м ребенком 3 года. В понятии средняя з/плата за 60 месяцев подряд учитывают ли перерывы работы в разных организациях в пределах 1 месяца и декретные отпуска?



Различия в организациях нет - можно работать хоть у ста работодателей.

Главное - сведения о з/п предоставить в ПФР за время 60 мес. согласно ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ":

"за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается".

Постановление Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" указывает:

"В страховой стаж включаются (засчитываются):

период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности".

Т. е. декрет входит в 60 мес.

"При рассмотрении вопроса об исчислении расчетного размера трудовой пенсии по заработной плате за 60 месяцев следует иметь в виду следующее.

В соответствии с пунктом 9 статьи 30 Закона от 17.12.2001 г. продолжает применяться порядок исчисления и подтверждения среднемесячного заработка., который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 01.01.2002 г. То есть, по желанию застрахованного лица, в периодах, за которые определяется его среднемесячный заработок, допускается замена:

· неполных месяцев работы (т.е. месяцев, в которых начало и прекращение работы имело место не с первого числа месяца);

· месяцев, в которых по объективным причинам могло иметь место снижение заработной платы (отпуск в связи с уходом за ребенком до трех лет, нахождение на инвалидности, получение возмещения ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществление ухода за инвалидом 1 группы, ребенком – инвалидом или престарелым, нуждающемся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения).

В случаях, когда нет периода работы и, соответственно, заработной платы за 60 месяцев именно на одном предприятии, но есть другие периоды работы, то заработную плату можно исчислить за 60 месяцев работы подряд по справкам, представленным из разных организаций. При этом пропускать какой - либо период работы из этих 60 месяцев нельзя.

Учитывая изложенное, при определении расчетного размера пенсии из заработной платы за 60 месяцев допускается замена месяцев, когда женщина находилась в отпуске в связи с уходом за ребенком в возрасте трех лет, месяцами непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним. "


Продолжительность перерывов значения не имеет. В любом случае при определении среднемесячного заработка за 60 месяцев учитываются только те месяцы, когда выполнялась работа.

Месяцы, когда гражданин по тем или иным причинам не работал, просто пропускаются.

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 ПРАВИЛА ПОДСЧЕТА И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СТРАХОВОГО СТАЖА ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ТРУДОВЫХ ПЕНСИЙ.


Перерывы не учитываются, а вот отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет входят на исчисление среднего заработка согласно ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 2 октября 2014 г. N 1015

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

ПОДСЧЕТА И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СТРАХОВОГО СТАЖА ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ

ПОДСЧЕТА И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СТРАХОВОГО СТАЖА ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

2. В страховой стаж включаются (засчитываются):

а) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы);

б) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности;

период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания этими лицами наказания в местах лишения свободы и в ссылке;

период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более 5 лет в общей сложности;

период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более 5 лет в общей сложности.

3. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, чем настоящие Правила, применяются правила, установленные международным договором Российской Федерации.

4. При подсчете страхового стажа подтверждаются:

а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

5. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.

Опции темы
  • Версия для печати
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    Справка о заработке за 5 лет для расчета пенсии

    Здравствуйте!
    Подскажите, пожалуйста, где можно найти описание кодов по видам оплаты в расчетных листках? В частности, что обозначают коды 17, 79?
    И еще вопрос: Включается ли в справку о заработке за 5 лет сумма по коду 78 "Премия за участие в выборах"?

    До нашей эры?

    Общепринятого стандарта для кодов по видам оплаты не существует.
    В те времена каждый программист лепил программы по своему усмотрению.
    Сообразите по контексту, что они означают.

    в те годы для расчёта пенсии принимались все суммы.

    включайте в помесячную разбивку все суммы.

    Генук, не надо говорить, что включалось все! Не вводите людей в заблуждение. Это во-первых. Во-вторых,расшифровку кодов стоит поискать там же, в расчетных ведомостях (может, где и написано, подклеено. ). Если ведомости отдавали на ИВЦ, то расшифровка кодов будет обязательно.

    nash975, давайте я приведу ответ анонимного эксперта ПФР, который дан недавно.

    При назначении трудовой пенсии для установления размера страховой части учитывается заработная плата гражданина за 2000-2001 годы, либо за любые 60 месяцев непрерывного стажа до 31.12.2001г.

    Причем заработная плата за 2000-2001г. учитывается по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, т.е. никакой справки на этот период в ПФР предоставлять не нужно. Только в случае отсутствия индивидуальных сведений делается запрос работниками ПФР на дополнение по стажу и заработку за необходимый период.

    При этом можно самостоятельно определить достаточно ли имеющейся заработной платы для установления максимального отношения, необходимого для расчета размера страховой части трудовой пенсии. Например, в средней полосе РФ максимальное отношение заработной платы установлено не выше коэффициента 1,2. Учитывая, что средняя зар.плата в стране за 2000-2001г. составляет (за 2 года) 35868,00 руб., гражданину достаточно за этот же период (2 года) получить 43041,60 руб. (т.е. в месяц в среднем 1793,40 руб.). Если зар. плата за 2000-2001гг. была значительно меньше, либо гражданин в этот период не работал (или работал не официально), то следует предоставить в ПФР справку за любые 60 месяцев непрерывного стажа до 31.12.2001г. Утвержденной формы справки не существует, но имеются определенные требования:

    1. угловой штамп с датой выдачи и номером справки;
    2. указываются полные Ф.И.О., дата рождения гражданина;
    3. указываются периоды работы, организация;
    4. заработная плата указывается ПОМЕСЯЧНО с отражением итоговых сумм по годам (легче всего оформить табличкой);
    5. обязательно указывается валюта, в которой происходили начисления (например - рубли)
    6. необходимо учитывать, что с 1998г. рубли были деноменированы (убраны тысячи)
    7. суммы отражаются по начисленным, а не по фактически выплаченным. Из состава заработка исключается компенсации за неиспользованный отпуск, пособие по уходу за ребенком (было дело выплачивалось), в примечании указать месяцы начисления и суммы больничных листов, периоды отпусков без сохранения зар.платы (если имели место). Если были больничные листы по беременности и родам, то суммы и периоды дородового и послеродового больничного также лучше отразить в примечании.
    8. также внизу справки обязательно указывается, что на все начисления производились отчисления в Пенсионный фонда по установленным тарифам.
    9. ОБЯЗАТЕЛЬНО УКАЗЫВАЕТСЯ ОСНОВАНИЕ ВЫДАЧИ СПРАВКИ (лицевые счета, расчетные ведомости по начислению зар. платы)
    10. справка заверяется подписью главного бухгалтера, руководителя организации (предприятия), скрепляется печатью
    В случае, если организация была преобразована (переименована), то дополнительно также предоставляется справка о переименовании (реорганизации).

    ========
    на пальцах: премии все учитываются.


    Крайний случай

    Русскую поговорку о законе и дышле, думаю, напоминать не стоит – её ещё помнят слишком многие. Но что остаётся делать, когда один весьма высокопоставленный юрист однажды оговорился при публике, что «закон – как дерево, его ведь и обойти можно». И это был не нотариус, не адвокат или прокурор, а судья, причём даже не арбитражный.

    От юридических комбинаций с расчётом пенсий, на которые такие мастера работники ПФР, писать я когда-то зареклась вовсе. Смущало меня то, что счёт там обычно шёл не только не на тысячи, но порой даже не на сотни рублей, а (нельзя не признать) - действительно на копейки.

    Однако, когда пришлось выйти на пенсию и прибавку к ней искать (можно сказать, в случайных заработках), о своём зароке решила забыть. Тем более, что господа из Пенсионного фонда с годами стали наглеть так, что обсчитывают пенсионеров уже и на тысячи (причём не на одну), и что характерно, - обсчитывают годами.

    После этого за счёт компенсаций, если их удастся отсудить, пенсионеру вполне можно было бы прикупить телевизор, планшет или смартфон, пусть и не самого высокого класса. И когда мне, по просьбе коллег-пенсионеров, получивших очередной отказ в перерасчёте пенсии, приходится рассчитать для них новый размер пенсии, я просто теряюсь.

    Ведь было, оказывается время, когда всё обстояло довольно просто – наработал большой стаж, получил соответственно пенсию существенно больше, чем у других. Сейчас времена, как известно, иные – пенсионная реформа уже позади, и многие её положения никуда не денутся, даже если взять и отменить повышение пенсионного возраста.

    Понятно, что на такое нечего даже и рассчитывать, зато в Пенсионном фонде России на полном серьёзе гордятся одной из последних новаций. Из числа тех, что должны несколько смягчить жёсткий удар, которым для всех, у кого пенсия ещё только впереди, оказалась реформа.

    Речь о том, что для россиян с большим трудовым стажем теперь действует новая льгота – они могут выйти на пенсию досрочно. В ПФР утверждают, что это новое условие появилось в связи с последними изменениями в пенсионном законодательстве, – то есть сразу после реформы.

    Если быть точными (как в ПФР), то чуть ли не с 1 января 2019 года, хотя на самом деле практика показывает, что норма и сегодня срабатывает далеко не всегда и далеко не для всех. Скажем так – только в крайних случаях.

    Тем не менее, чтобы получить право пораньше выйти на пенсию по старости, мужчинам можно (а точнее нужно) накопить 42 года стажа, а женщинам – 37 лет. Но вот какого размера будет пенсия при таком досрочном выходе – это вообще отдельная тема. Пока же я просто не имею ни одного реального примера подобного выхода на пенсию.

    Чуть позже, точнее – существенно позже (за что особое спасибо пенсионным реформаторам), начнёт действовать ещё один «крайний» норматив. Предваряя новацию, напомню, что для получения минимальной пенсии до сих пор требовалось всего-то пять лет трудового стажа.

    Но сейчас и эту мягкую норму собираются изменить. Планируется, что для назначения страховой пенсии к 2024 году граждане будут обязаны накопить как минимум 15 лет стажа. Похоже, и мужчины, и женщины. Если доживут, разумеется.

    И это только кажется, что 15 лет – не так уж и много. Но что это означает для тех, кто все 90-е годы отработал либо в серую, либо, к примеру, челночил, без официального оформления хотя бы по трудовой книжке, либо зарабатывал на хлеб в таких конторах, которых нынче и след не отыщешь?

    Приговор! Быть может и смертельный. Впрочем, и это - всё-таки крайний случай.

    Пересчитай, но даже не рассчитывай

    А вот со стажем 2002-2014 годов, который реформаторы просто-таки лихо превратили в ничто, случай отнюдь не крайний. Скорее – типичный. С точки зрения самого подхода пенсионной бюрократии к теме.

    Для тех, кто вышел на пенсию именно в эти годы (автор чуть запоздала), – это, можно сказать, удар ниже пояса. Во-первых, уже потому, что в «жирные» нулевые зарплаты были в пересчёте на валюту у многих очень неплохими. Во-вторых, потому что после кризиса 2008-2009 годов и ещё до санкций, пенсии худо-бедно, но всё же индексировали.

    И при справедливом расчёте, исходя из 75 процентов тогдашних зарплат, очень многие могли бы сегодня получать очень неплохие суммы. Но это – при условии наличия средств в ПФР. А они, как хорошо известно из документов, предварявших пенсионную реформу, загадочным образом ушли в небытие.

    Однако, сегодня у меня на повестке дня совсем иная тема – трудовой стаж, и все связанные с ним льготы и преференции. А стаж 2002-2014 года вполне мог бы дать пенсионерам довольно многое, помимо собственно размера пенсий. Тем более, что тогда-то действовал не самый безжалостный Федеральный пенсионный закон за номером 173.

    Тех, кто успел уйти на пенсию как раз в нулевые или начале десятых, он затрагивает напрямую, даже несмотря на реформу и начало действия законов с другими номерами. Им, кстати, вообще был нужен только подтверждённый минимальный пятилетний трудовой стаж и наличие отчислений страховых взносов в ПФР.

    Как раз потому, что до 2002 года никакого пенсионного капитала у граждан просто не существовало, и требовались данные о трудовом стаже. О стаже именно до 2002 года. Если мужчина имел до 2002 года стаж больше 25 лет, а женщина – больше 20, то каждый год превышения прибавлял им по 1 проценту к пенсии. Запомните эту норму - 1 процент. О ней в самом конце.

    Нередко вспоминаю, как вообще-то легко и просто мои свекровь и свёкор, ныне уже, увы, покойные, которые имели минимум льгот иного рода, успели получить эти свои дополнительные проценты. Хотя сейчас и они бы сгорели синим пламенем из-за инфляции, которую пока ещё тщательно вуалирует Центробанк.

    Когда был принят тот самый 173-й закон, это вообще-то означало прямую отмену всех стажей, а не только за 2002-2014 годы, так как стаж только фиксировался, но практически не давал пенсионеру ровным счётом ничего. Размер пенсий стал всецело зависеть только от суммы уплаченных страховых взносов.

    Они должны индексироваться, как и сами пенсии, но уже не раз написано, что на работающих пенсионеров индексация не распространяется. Однако хотя какое-то влияние трудового стажа всё же сохранилось – для расчёта той фиксированной выплаты, которую гарантировало государство при расчёте размера страховой пенсии конкретного гражданина.

    Во времена, когда 173-й закон ещё действовал для всех, в расчётах Пенсионного фонда вовсе не было никаких замысловатых комбинаций с количеством пенсионных баллов вплоть до 2014 года. Зато общий страховой стаж, который получил гражданин к моменту выхода не пенсию, напрямую влиял (да и сейчас ещё влияет) на увеличение или уменьшение той самой фиксированной выплаты, – которая от государства.

    Вот тут-то, оказывается, и зарыта собака. Когда пять лет назад, ещё до пресловутой реформы, вступил в силу новый пенсионный закон – уже за номером 400, он вроде бы отменил действие предыдущего пенсионного законодательства. Однако никак не изменил систему применения норм расчёта трудовых пенсий.

    Размеры трудовых пенсий по старости, и по 400-му закону, и даже после реформы, как и раньше, определяются нормами закона с номером 173. Между прочим, в статье 36 действующего законодательства (то есть 400-го закона), которая определяет его вступление в силу, так и сказано:

    Что это означает на практике? А то, что нормы касаются исчисления не страховой части пенсии, а именно трудовой пенсии – то есть всей пенсии. Она же по закону состоит из страховой части и той самой фиксированной выплаты – от государства.

    Так что, пенсионеры, будьте бдительны, в Пенсионном фонде Вам могут и не сказать, что по-старому должны рассчитываться не только размеры трудовых пенсий по старости, но и сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, по которой исчисляется трудовая пенсия. То есть – та самая страховая часть пенсии по старости.

    Тем, кто вышел на пенсию в то время, когда главным законом был не 400-й и не те, что принесла с собой реформа, а скромный 173-й, и имеет большой стаж (как мои свёкор и свекровь), могу напомнить всего одну его норму. Которую, между прочим, никто не отменял.

    Так вот, с 1 января 2015 года (когда 400-й закон пришёл на смену 173-му) продолжает действовать норма статьи 14 из 173-го закона об увеличении фиксированной выплаты на 6% за каждый год сверх указанного (25 и 30 лет) общего страхового стажа. Не 1 процент, а все шесть.

    Могу ли я исключить срочную службу в армии при выборе 60 месяцев подряд для рассчета ИПК пенсии. У меня до службы было 4,5 года работы на Ижорском заводе. После срочной службы по призыву в 1987-1989 гг я вернулся на то же место и отработал еще около 2 х лет. В период до 2002 года работа только на Ижорском заводе дает мне коэффициент отношения заработков не меньше 1,2 для расчета ИПК. Расчет ИПК по 2000-2001 году гораздо хуже. Если можно исключить, то какими нормативно-правовыми актами это регламентируется.

    Для понимания полноты картины, прилагаю сведения, из которых ПФ посчитал возможным выбрать единственный вариант расчета, а именно: по 2000-2001 году. Я же считаю, что убрав службу в армии появляется более выгодный для меня вариант — 60 месяцев подряд.

    P.S. Еще за этот период первой записью в трудовой книжке стоит учеба в Московском институте стали и сплавов 1977-1982. Но по новому закону учебу, как я понял, ​перестали включать в общий стаж, если ей не предшествовала работа.

    Ответы юристов ( 2 )


    Формула расчета размера трудовой пенсии, установлена ст.30 Федерального закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В законе указано 60 месяцев работы подряд, именно работы, а не иной деятельности.

    4. Расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:


    РП = ЗР x СК, где:

    РП — расчетный размер трудовой пенсии;
    ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 — 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
    СК — стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц

    Согласно статье 11 ФЗ№173 в страховой стаж входят периоды работы и иная деятельность. Таким образом, период прохождения военной службы относятся к иной деятельности, засчитываемой в страховой стаж. Поэтому он не входит в 60 месяцев работы подряд.

    . В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются:
    1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»;

    Если можно исключить, то какими нормативно-правовыми актами это регламентируется.

    По смыслу ФЗ №173 период прохождения Вашей срочная служба, не входит в период работы подряд, так как не относится к работе, но входит в трудовой стаж. Поэтому Вы вправе включить в период работы подряд, периоды работы до армии и после.

    Удачного Вам дня!

    Про учебу я знаю. Юридическое обоснование не засчитывать службу в армии для того, чтобы набрать 60 месяцев подряд и выбрать этот вариант (вместо 2000-2001 по которому мне посчитали) так и не раскрыто. Необходимость этого видна в приложенном файле

    Юридическое обоснование, тому что означает любые 60 месяцев работы подряд, мы с коллегой в своих ответах, Вам дали.

    По смыслу закона речь не идет о непрерывном 60 месячном стаже работы, по крайней мере в статье 30 ФЗ №173, не указано о непрерывности.

    К тому же период службы в армии не входит в 60 месячный стаж работы, так как работой не является, поэтому этот период должен быть исключен, но при этом служба в армии не прерывает трудового стажа.

    Из этого следует, что Вы вправе выбрать любые 60 месяцев работы на свое усмотрение, в любом периоде до 2002 года, но идущих подряд.


    Могу ли я исключить срочную службу в армии при выборе 60 месяцев подряд для рассчета ИПК пенсии.

    Для расчета размера пенсии берется среднемесячный заработок застрахованного лица за 60 месяцев подряд, соответственно не учитывается период, когда вы служили в Советской армии.

    Согласно положениям пункта 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года исчисляется исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

    Расчет ИПК по 2000-2001 году гораздо хуже

    У вас имеется право выбора в определении расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав. То есть, может быть выбран вариант заработка за 60 месяцев либо среднемесячный заработок будет определяться за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования

    Так, согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ

    Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи

    1. Я не нашел нормативного акта или судебной практики, которые четко мне позволят исключить срочную службу по призыву для выбора варианта 60 мес. подряд

    2. Может зайти с другой стороны, может существуют акты или судебная практика, которые позволят взять 4,5 года работы на заводе вместо пяти лет (отношение заработков будет больше 1,2, даже если сложить зарплату за 54 месяца, и потом ее разделить на 60 и дальше разделить на среднюю зарплату по стране за эти годы)? Это все равно мне гораздо выгоднее, чем рассчитывать ИПК за 2000-2001года, где зарплата была номинальная

    Не совсем понятно для чего еще нормативные акты, Вам что ПФР отказал? В Вашей ситуации служба в армии не прерывает 60 месячного стажа работы.

    ПФР уже начислил по варианту 2000-2001. Потому, что данные по зарплате до 2002 года есть заводские: середина1982-конец1986, 1990-1991, а также другие организации 1998-2001. 92-97 годы — это черная дыра с конторами, которых уже нет, как и нет их архивов. Да и зарплата там была конвертная. 60 месяцев заводского варианта ПФР отклонил, по этой самой причине, что данные есть, а подряд 60 месяцев из-за армии нет

    По начисленному варианту мне государство доплачивает. По варианту 60 месяцев я примерно на 3 тыс. получал бы больше начисленного варианта с доплатой государства

    Если ПФР отказал письменно, не могли бы Вы ознакомить с решением, скрыв персональные данные.

    По ссылке находится решение суда, в котором УПФР до принятия решения судом, удовлетворил требования Истца и произвел перерасчет пенсии с учетом наиболее выгодного размера среднемесячного заработка за 60 месяцев подряд (любой период с 1984 года по 1993 года).

    При определении среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 учитываются месяцы работы, то есть, когда выполнялась работа, а у вас 4,5 года стажа, периоды службы в армии пропускаются и оставшиеся 6 месяцев работы, после службы в армии суммируются.

    В любом случае при обращении в ПФ РФ можно произвести расчет пенсии в выгодном для вас варианте.

    Пока на приеме сотрудник ПФ сказала устно, что не видит 60 месяцев подряд зарплаты по имеющимся у них данных, Но если я юридически обосную исключение службы в армии по призыву, то они незамедлительно пересчитают. Кстати, при расчете в варианте 60 месяцев подряд участвует и стаж до 1991 года. Поэтому, я пытался убедить ПФ, что служба в армии до 2015 года удваивается для исчисления общего стажа. Но мне сказали — что удваивалась при 173 ФЗ, а сейчас действует 400 ФЗ и за службу добавляется сразу ИПК 1,8 без расчетов

    Да, ранее имелась такая возможность, когда действовал №173-ФЗ и периоды службы в армии включались в стаж для расчета пенсии в двойном размере.

    Сейчас же в связи с введением в действие №400-ФЗ №173-ФЗ не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

    Для расчета пенсии, включая в том числе периоды службы в армии до 01.01.2002, у застрахованного лица имеется право применения вариантов расчета размера пенсии в соответствии с п. 3 и 4 ст. 30 № 173-ФЗ.

    Думаю Вам, необходимо обратиться письменным заявлением о перерасчете пенсии в ПФР.

    В заявление укажите, что выбираете любые 60 месяцев из отработанного стажа, с указанием конкретных периодов, так как считаете, что это увеличит размер пенсии.

    До получения официального ответа от ПФР об отказе о перерасчете, можно долго рассуждать о том, почему его сотрудник не видит 60 месяцев подряд.

    Возможно дело не в армейском стаже, а в том что у Вас нет документов, подтверждающих 60 месячный стаж работы.

    Обратите внимание, что подтверждение 60 месячного стажа происходит

    на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органам

    Для понимания полноты картины, я в шапке сделал уточнение к вопросу и приложил файл

    Здравствуйте, Юрий! При расчете пенсии для вас будет выбираться наиболее выгодный вариант согласно пенсионного законодательства. Выше указывались нормы закона, позволяющие произвести расчет пенсии по разным вариантам. При вашем обращении в ПФ РФ должен быть произведен подробный расчет для начисления вам пенсии.

    В соответствии с правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015, ПФ РФ должен быть подобран выгодный вариант расчета пенсии для пенсионера.

    В большинстве случаев, как отмечается на сайте ПФ РФ выгодным для пенсионера является расчет пенсии по п. 3 ст. 30 №173-ФЗ.

    Согласно ст. 10 и 11 №173-ФЗ, и ст. 11, 12 № 400-ФЗ период учебы в ВУЗе не входит в стаж для расчета и назначения пенсии.

    В некоторых случаях, как это указывается в ч. 8 ст. 13 №400-ФЗ, что

    при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

    Ранее действовало Постановление Совмина СССР от 03.08.72 N 590 (документ утратил силу, см. «Постановление Правительства РФ от 03.02.2020 N 80»), в соответствии с которым в общий стаж работы засчитывалось обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.

    Про учебу я знаю. Юридическое обоснование не засчитывать службу в армии для того, чтобы набрать 60 месяцев подряд и выбрать этот вариант (вместо 2000-2001 по которому мне посчитали) так и не раскрыто. Необходимость этого видна в приложенном файле

    Юрий, вам должны произвести расчет в ПФ РФ, подобрав выгодные варианта периодов, где размер пенсии был бы увеличен с целью соблюдения ваших интересов. В случае несогласия с представленными вам расчетами пенсии вы вправе их оспорить в судебном порядке.

    В суд то идти надо с юридической аргументацией. Иначе я здесь не задавал бы этот вопрос

    Я говорю о том, что ПФ РФ делает расчет всех периодов, в том числе о котором вы говорите.

    Вам отказали в расчете заработка за 60 месяцев подряд?

    Отказали. Если Вы посмотрите приложенный в шапке файл, то в периоде до 2002 года нет 60 месяцев подряд с ненулевыми данными у ПФ по зарплате, кроме варианта с исключением службы в армии. Вот это исключение я хочу юридически доказать. Тогда 60 месяцев подряд набирается

    В любом случае расчет пенсии будет производится в соответствии с законом. Отказ в назначении пенсии из ПФ РФ должен быть предоставлен вам в письменном виде с соответствующими разъяснениями.

    Я так понимаю по ссылке имеется в виду это?

    "… Вопрос: А если между периодами работы имеются большие перерывы, например четыре года — работа, два года — перерыв, потом снова три года — работа?

    Ответ: Продолжительность перерывов значения не имеет. В любом случае при определении среднемесячного заработка за 60 месяцев учитываются только те месяцы, когда выполнялась работа.Месяцы, когда гражданин по тем или иным причинам не работал, просто пропускаются. В приведённом примере можно взять заработок за 48 месяцев до перерыва в работе и заработок за 12 месяцев после перерыва. При их суммировании получится заработок за 60 месяцев. "

    На что мне скажут — это частное мнение этого начальника, и к срочной службе нельзя применить " по тем или иным причинам не работал, просто пропускаются"

    Согласно п. 10 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ

    В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определенная в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона.

    Для определения выгодного для вас периода берется среднемесячный заработок застрахованного лица при расчете пенсии за любые 60 месяцев подряд, разделенный на среднемесячную заработную плату в Российской Федерации за тот же период в результате чего, полученные показатель является соотношением заработков, который не должен быть свыше предельной величины равной 1,2. То есть, должно быть соответствие предельной величине и не менее ее. При расчете пенсии застрахованному лицу дается право увеличения размера своей пенсии в пределах установленного показателя.

    Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ

    Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

    При определении размера пенсии применяется фактический заработок пенсионера за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002, который делится на среднюю заработную плату в Российской Федерации за тот же период. Соотношение заработков при расчёте пенсии подлежит ограничению предельной величиной не более 1,2. Если имеющийся на индивидуальном лицевом счёте заработок за 2000-2001 годы достаточен для установления этой предельной величины, то представлять заработок за другие периоды работы не требуется (разъяснения ПФ РФ http://www.pfrf.ru/branches/ha. ).

    При этом мы говорим, что при расчете пенсии для вас будет взят тот вариант расчета пенсии, который приведет к ее увеличению.

    Читайте также: