Если украина выйдет из снг что будет с пенсиями

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

30 апреля 2014 16:38

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из Украины на постоянное жительство, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения.*

В соответствии с указанным Соглашением пенсионное обеспечение данных граждан и членов их семей производится по законодательству Российской Федерации.**

В качестве документа, удостоверяющего личность и подтверждающего факт постоянного проживания на территории РФ гражданин Российской Федерации должен предъявить паспорт гражданина РФ, иностранный гражданин (гражданин Украины) - вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.

Перечень документов, необходимых для назначения пенсии гражданам, прибывшим из стран СНГ, в том числе из Украины, аналогичен перечню, определенному для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, но существует необходимость предоставления нотариально заверенного перевода документов, выполненных на иностранном языке (в том числе штампов и печатей).

Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе и на досрочную гражданам, прибывшим из Украины, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств-участников СНГ, а также на территории бывшего СССР (если иное не предусмотрено международными договорами с государствами – бывшими республиками СССР, не являющимися участниками СНГ). При этом, трудовой стаж, в том числе и стаж на соответствующих видах работ, имевший место в указанных государствах, приравнивается к страховому стажу.

Нормы Соглашения* позволяют включать в страховой стаж не только периоды работы, но также периоды иной деятельности (индивидуальной трудовой, предпринимательской, творческой деятельности, и т.д.).

Периоды работы после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая или иная деятельность. При этом, страховые взносы, уплаченные в соответствующие организации в государствах-участниках Соглашения,* в том числе в Пенсионный фонд Украины, при определении размера страховой части трудовой пенсии по Федеральному закону № 173-ФЗ** не учитываются, поскольку отсутствует механизм взаиморасчетов между указанными государствами.

Справка о заработной плате представляется за периоды, учтенные в трудовой стаж, т.е. за 60 месяцев подряд из всей трудовой деятельности до 1 января 2002 года, либо за 2000-2001года по данным персонифицированного учета только на территории РФ.

Исчисление пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. Если в государствах введена национальная валюта, размер заработка определяется из официально установленного курса к моменту назначения пенсии. Курс национальной валюты к рублю установлен Центробанком РФ по состоянию на 1 января 2002 года.

Справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке:

-до введения национальной валюты только в советских рублях, после дня введения национальной валюты – в национальной валюте;

-перевод национальной валюты осуществляется на 1 января 2002 года (на дату конвертации пенсионных прав) по курсу Центрального банка РФ, до 1 января 1998 года суммы заработка увеличиваются в 1000 раз. Период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, предшествующими или следующими за ним.

Например, в Украине существовали следующие денежные единицы: рубль СССР - купон (переходная) - карбованец-гривна. В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 1 апреля 1992 года были введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центробанком РФ, это переходная денежная единица. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1/1. Поэтому заработная плата за период с 1 апреля 1992 года по 11 ноября.1992 года исключается из расчета заработка.

Со 2 сентября 1996 года введена гривна и обмен украинских карбованцев на гривну в соотношении 100000/1 - по информации Национального банка Украины об изменениях нарицательной стоимости национальной валюты.

Пенсия гражданам, переехавшим на постоянное жительство в Российскую Федерацию из Украины назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем. Данное правило практически рассчитано на лиц, которые в течение 6 месяцев после переселения обратились за назначением пенсии в российские компетентные органы.

Что касается случаев, когда между датой регистрации по месту жительства (по месту пребывания) и датой обращения за пенсией в Российской Федерации проходит более 6 месяцев, применяются сроки назначения пенсии, установленные законодательством РФ.

Это означает, что в случае, когда гражданин не обращался за пенсией в течение длительного времени (более 6 месяцев) срок назначения трудовой пенсии зависит от даты его обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации со всеми необходимыми документами, к числу которых, в частности, относится документ, подтверждающий регистрацию заявителя по месту жительства на территории России.

*Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения»

**Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Краткое содержание:


Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.

Какие могут быть проблемы?

Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?

Существует соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение)

от 13 марта 1992 года.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 178 от 17.12.2001 г.

В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.

Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.

В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.

В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.

Как же быть с периодами работы после 2002 года?

В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.

В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.

Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.

В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.

Но это еще не все

Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.

Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.

Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.

Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.

Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.

В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества
  • Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
  • Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
  • Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
  • Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
  • Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
  • Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
  • Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом



Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Содержание статьи:

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются .

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

Из содержания «Соглашения» следует, что при определении продолжительности трудового стажа в него должны засчитываться периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории любого государства подписавшего «Соглашение», в том числе и периоды работы на территории бывшего СССР.
Для граждан, прибывших в Россию из государств СНГ — участников «Соглашения», при назначении пенсии в их трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности, имевшие место до 1.03.1992 года на территории СССР и периоды их работы после этой даты на территории государств СНГ, подписавших «Соглашение».

При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .

В российском законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение граждан страны, нашли отражения вопросы, связанные с пенсиями переселенцам в 2017 году. Граждане стран, бывших союзных республик СССР, могут рассчитывать на получение пенсии в РФ при условии соблюдения ряда требований. Соглашения между странами по этому вопросу было подписано ещё в 1992 году.

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Стать обладателем российской пенсии могут и граждане других стран, решивших мигрировать в Россию для постоянного места жительства.

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

На какую пенсию в России могут рассчитывать переселенцы?

При переезде в Россию пенсионеры вправе рассчитывать на своё пенсионное обеспечение в том случае, когда они становятся гражданами страны или получают вид на жительство в ней. Для граждан бывшего СССР существует упрощённый порядок получения гражданства РФ.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

p, blockquote 5,0,1,0,0 -->

Согласно подписанным между государствами соглашениям, переселившиеся в Россию пенсионеры имеют право на получение пенсии такого вида, какого они получали её в стране своего прежнего проживания. Такие выплаты начисляются в соответствии с действующим в РФ пенсионным законодательством.

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->


p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

При получении переселенцами пенсий в РФ прежние выплаты прекращаются. Переселенцы могут продолжать получать пенсии своих бывших стран проживания такого вида, который не предусмотрен в российском законодательстве.

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

Какие переселенцы могут получать пенсию в России?

Право на страховую пенсию по старости в России имеют переселенцы с ПМЖ, или получившие гражданство РФ. Для этого у них должен быть:

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

  1. Страховой стаж не менее 7 лет.
  2. Индивидуальный коэффициент не ниже 9.
  3. Возраст, установленный российским законодательством. Сейчас это 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

На уменьшение возраста, предусмотренного для выхода на пенсию, могут претендовать женщины, имеющие пять и более детей, а так же те, кто трудился на вредных производствах, перечень которых утверждается Правительством страны.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Пенсионные выплаты в РФ производятся только тем переселенцам, которые постоянно проживают на территории государства.

В тех случаях, когда пенсионные выплаты производятся на основании ПМЖ, срок их действия заканчивается вместе с датой пребывания иностранного гражданина на территории России.

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Как переселенцу оформить пенсию в России?

Самый первый шаг при оформлении российской пенсии — сбор необходимых для этого документов. Их перечень утверждается специальным приказом, который издаётся Министерством труда РФ.

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Обязательными документами для переселенца являются:

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

  • паспорт гражданина РФ или вид на жительство с указанием места регистрации
  • заявление установленного образца
  • страховое свидетельство ПФ РФ
  • выписка лицевого счёта в системе ОПС.

Полный список документов можно найти на сайте государственных услуг РФ. Подаются документы в территориальные ПФ или МФЦ по месту регистрации или фактическому месту жительства.

p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

Подавать документы можно лично, через доверенных лиц или почтовым отправлением. Срок рассмотрения, установленный законодательством — 10 дней. Датой начисления считается день подачи заявления. Нельзя подавать документы раньше одного месяца до наступления пенсионного возраста.

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

Сохраняется ли пенсия за россиянами, эмигрирующими из страны?

Выезжающие на ПМЖ граждане России сохраняют право на получение пенсии. С 2016 года изменён порядок её получения. До выезда за пределы страны необходимо определиться с формой получения пенсии и подать об этом соответствующее заявление в ПФ РФ.

p, blockquote 17,0,0,1,0 -->

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

Выезжающие за пределы страны граждане могут получить пенсию за 6 месяцев вперёд. Для таких авансовых платежей им необходимо написать заявление в ПФ. Ежегодно каждый гражданин, проживающий за пределами страны должен подтверждать факт того, что он жив пенсионному фонду. Оформляться он может бумагами особого образца у нотариуса.

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

Отсутствие таких документов автоматически прекращает пенсионные начисления. Для возобновления начислений пенсионеру придётся лично обратиться в ПФ с соответствующим заявлением.

p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

Внутреннее переселение

Пенсии, начисляемые внутри страны, имеют региональные особенности. Они зависят от размера доплат местных органов власти, которые производятся к основному размеру пенсионного обеспечения. При смене места жительства переоформление пенсии производится в течение 3 дней после подачи заявления в ПФ.

p, blockquote 21,0,0,0,0 -->

p, blockquote 22,0,0,0,0 --> p, blockquote 23,0,0,0,1 -->

Не теряют своих начислений жители Крайнего Севера, проработавшие в этих районах более 15 лет и в приравненных к ним районах не менее 20. Такие переселенцы сохраняют за собой право на получение повышенного размера пенсии.

мой стаж: в Казахстане 27лет, гражданка РФ с 2010 -работала неполные 3года, в наст время -работаю в Казахстане 4года. будет ли засчитан мой стаж, каков будет размер пенсии гражданина РФ при оформлении в 2017г?

В разделе «На какую пенсию могут рассчитывать переселенцы» есть фраза : Переселенцы могут продолжать получать пенсии свои бывших стран проживания такого вида, который не предусмотрен в Российском законодательстве. Вопрос: Что это за пенсии?

На какую пенсию может рассчитывать гражданка — пенсионерка Республики Казахстан, имея ВНЖ в РФ?

Можно сохранить прежнюю казахстанскуюпенсию при получении ВНЖ в России

ПОЧЕМУ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ – ИЗГОИ В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ?
Одним из главных критериев отбора кандидатов для участия в «Государственной программе переселения соотечественников в Россию» является обязательное наличие у них опыта трудовой деятельности (стажа работы по специальности) и квалифицированного образования.
Но, ни в самой «Программе», ни в приложениях к ней, ни в «Памятках для соотечественников, возвращающихся на Родину» нет правдивых сведений о том, что при достижении пенсионного возраста в России этих самых возвратившихся соотечественников ждет большой «сюрприз» — назначение им минимальной (социальной) пенсии, независимо от количества проработанных ими за свою трудовую жизнь лет.
Это связано с введением в РФ в действие 01.01.2015 года Федерального закона №400-Ф3 «О страховых пенсиях», согласно которому страховой (трудовой) стаж работы, в частности, на Украине, с 01.01.2002 года по настоящее время (а это сейчас уже более 15 лет), который и позволил приобрести вышеуказанный требуемый трудовой опыт, стал просто не учитываться при начислении пенсии в РФ. Независимо от уплаты соотечественниками всех налогов, отчислений и страховых взносов в той стране, в которой работали.
Причина, указываемая в официальных ответах Минсоцтруда, Пенсионного Фонда РФ, Государственной Думы и др. – в «отсутствии механизма взаиморасчетов в части учета страховых взносов между Украиной и Россией». Виноваты ли в этом возвратившиеся рядовые соотечественники? Понятно, что нет, но «крайними» оказались именно они, ведь если не учитывать практически половину стажа работы (около 20 лет с институтом, время обучения в котором, например – мое, с 1973 по 1978 годы, которое и позволило приобрести вышеуказанное требуемое образование и квалификацию, в РФ с 2001 года стало считаться социально не значимым и, благодаря приданию закону обратной силы действия, тоже не стало включаться в стаж), то и пенсия начисляется как тунеядцу или рецидивисту – практически равная прожиточному минимуму пенсионера.
Пишу, основываясь, в том числе, на своем личном опыте: при моем стаже с институтом и армией — 42 года и коэффициенте зарплаты -1,1 (при максимальном – 1,2), пенсия мне назначена в размере 9 тыс. руб., что значительно ниже даже среднего размера пенсии в России, который в 2017 году составляет около 13,7 тысяч рублей).
Расчет, очевидно, на то, что возвратившиеся на Родину соотечественники столкнутся с вышеописанной ситуацией не сразу, а только потом, лишь при выходе на пенсию, но порядочно ли это скрывать от людей? «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. ».
Считаю, что было бы гораздо справедливее, руководствуясь общечеловеческими нормами, принять, например, поправку к закону, позволяющую учитывать все-таки весь честно заработанный трудовой стаж или уплаченные страховые взносы возвратившихся на постоянное место жительства в Россию соотечественников при определении размера их пенсии, в противном случае все громкие призывы о возвращении соотечественников на Родину так и останутся пустыми и обманными лозунгами.
Может быть, надо что-то менять?
А иначе, какие же мы соотечественники?


Число украинских трудовых мигрантов оценивают приблизительно в три миллиона. Часть представителей первой волны, уехавших в кризисные 90-е, проработали в других странах несколько десятилетий и уже достигли пенсионного возраста.

Среди тех, кто покинул Украину в последние годы, преобладает молодежь. Однако есть и немало людей предпенсионного возраста, которым из-за дискриминации на рынке труда тяжело найти достойную работу на родине. А недавние реформы отдаляют перспективу выйти на заслуженный отдых. Однако могут ли наши трудовые мигранты рассчитывать на пенсию от других стран?

Что происходит с пенсиями в Украине

В 2017 году в Украине приняли реформу, согласно которой резко вырос стаж, необходимый для выхода на пенсию. Если раньше он составлял 15 лет, то после принятия реформы - 25. Кроме того, он ежегодно растет и до 2028 года достигнет 35 лет. Для страны, где около трети население работает нелегально, это означает, что значительная часть лишится права на пенсию и будет получать социальную помощь, максимальный размер которой составляет сейчас 1769 грн (около 50 евро). Впрочем, и сами пенсии у большинства их получателей низкие - 63% или около 7 миллионов от общего числа пенсионеров в 11 миллионов получают менее 3 тысяч гривен (90 евро).

В таких условиях подспорье в виде второй пенсии от ЕС становится весомым. Например, от 100 до 400 евро могут получить украинцы, которые не менее 5 лет легально работали в Италии. СМИ писали о целых очередях за такими пенсиями.

Еще одно существенное изменение в пенсионной системе, которое вынудило часть граждан посмотреть в сторону заграницы - увеличение пенсионного возраста для работников профессий с тяжелыми условиями. Например, женщины, занятые на подземных работах, могли получить пенсию в 45 лет. Однако в 2015 году требования к стажу выросли на 5 лет.


Работницы шахт не могут вернуть пенсионные льготы из-за юридической коллизии

По словам работницы одной из шахт в центральной части Украины, это стало основной причиной ее переезда в Польшу.

По законодательству, по которому я шла в шахту, предполагалось, что женщина должна иметь общий стаж в 15 лет и из них 7,5 подземного. С 19 до 35 лет я работала на поверхности, и с 35 до 45 я должна была работать под землей, чтобы было ровно 10 лет, что б наверняка. А то на больничные, на отпуск отбрасываются. И льготная пенсия была бы выше за счет “подземки”. А потом поменяли законодательство. В Украине в мои 42 года, если куда-то пойти учится, то в 50 лет меня бы уже никто не трудоустроил, - отметила она.

При этом, по ее словам, зарплата за труд под землей составляла 6 тысяч гривен.

Я поняла, что здесь у меня перспектив нет и я приняла решение, что буду выезжать в другую страну и начинать жизнь с чистого лист”, - подчеркивает бывшая шахтерка.


Какой пенсионный возраст в странах ЕС

В странах Европейского Союза пенсионный возраст в основном выше, чем в Украине. Впрочем, как и продолжительность жизни. Получать выплаты в большинстве случаев можно после достижения данного возраста. Например, в Испании это 67, в Германии он постепенно увеличивается с 65 до 67, в Чехии пенсионный возраст составляет 65 лет для мужчин. Для женщин он варьируется в зависимости от наличия детей, но не больше 63 лет. При этом в Польше и в Италии в последние годы пенсионный возраст снизили. Если ранее в Польше он составлял 67 лет, то после 2017 года стал 65 для мужчин и 60 для женщин В Италии он составлял 66 лет для женщин и 67 для мужчин, а теперь при стаже в 38 лет - 62 года.

Однако украинские трудовые мигранты вряд ли могут похвастаться таким стажем, потому выплаты от этой страны они будут получать позже и в меньшем размере. Как указывалось, при пенсионных отчислениях на протяжении 5 лет можно рассчитывать на пенсию от 100 до 400 евро. Средняя пенсия в Италии при этом составляет 800 евро.

Примечательно, что именно в этой стране возраст большинства наших трудовых мигрантов приближается к пенсионному. Однако между Украиной и Италией по прежнему нет договора о взаимном зачислении пенсионного стажа. В связи с этим пенсии выплачиваются в итальянских консульствах, а не через пенсионный фонд. Нет такого договора и со многими другими странами. Например, с Грецией или США. В таком случае страховой стаж может просто пропасть. Среди стран ЕС договор заключен с:

  • Литвой;
  • Латвией;
  • Эстонией;
  • Словакией;
  • Чехией;
  • Болгарией;
  • Португалией;
  • Польшей;
  • Германией;
  • Испанией.

Для наших мигрантов есть процедура взаимозачета трудового стажа, так как есть договор между нашими странами. А документов необходимо минимум. Здесь весь трудовой стаж (учитывают только года с уплаченным налогом) занесён в компьютерную систему, так что никаких бумаг и собирать не надо. По документам из Украины делается официальный запрос в пенсионный фонд или лично можно привезти заверенные документы, но запрос все равно отправляют, - отмечает Ирина, которая проживает в Испании и намерена оформлять пенсию в этой стране.

В тоже время, по словам Татьяны, которая работала в Польше, а сейчас трудоустроена в Германии, немецкая система начисления пенсий очень сложная.

Я пыталась разобраться в свое время, но поняла только то, что много зависит от состава семьи, количества детей, группы риска, состояния здоровья, количества отработанных лет. У госслужащих по своей шкале, у рабочих совсем по-другому. Например, знакомый 47 лет отработал на фабрике, работа в группе риска, стал инвалид. Ему платят больше 1200 евро, оплачивают частично квартиру и коммунальные услуги. Пользуется льготами на проезд в транспорте и покупает продукты в специальном магазине для малоимущих за символическую сумму. Там столько нюансов и расчётов, что этим нужно специально заниматься. Наши соотечественники, если имеют вид на жительство, получают в общем порядке, - отмечает она.

По словам Татьяны, польская система проще и имеет три вида пенсионных отчислений - минимальный, средний и максимальный.

Как по мне,то лучше украинский страховой и пенсионный стаж добавить к польскому и выйти на пенсию по польскому законодательству. При официальном трудоустройстве учитывается общий трудовой стаж работы в Украине или других постсоветских странах, добавляется к польскому и получают пенсии, - говорит она.

Однако здесь, по словам Татьяны, могут возникнуть проблемы из-за недобросовестности работодателей или посредников.

Я, например, по незнанию и непорядочной работе одной из фирм потеряла 3 года. Даже по минимуму если считать, то уже довольно весомая сумма потеряна. Во многом зависит от работодателя, - рассказывает Татьяна.

По ее словам, многие фирмы-посредники, занимающиеся наймом в Украине, оформляют фиктивные договора.

За счет этого предлагают "хорошие" зарплаты, но часто обманывают и штрафуют без оснований. Многие женщины из-за неуплаты налогов и фиктивных документов получают штрафы и депортацию. Но там, где платят минимум, пенсия выходит все равно больше чем в Украине, - говорит Татьяна.

Как отмечалось, для начала минимальных выплат, которые, скорее, отвечают нашим социальным выплатам по возрасту тем, кто не добрал требуемый стаж, необходимо официально проработать в Италии 5 лет, а в Польше и Чехии - год. Однако большинство наших мигрантов продолжают трудиться нелегально. В Польше в соответствующих фондах в 2019 году было зарегистрировано менее 500 тысяч украинцев при общем числе трудовых мигрантов в около одного миллиона, в Германии по состоянию на 2018 год было зарегистрировано 43 тысячи работающих украинцев, в Чехии - 70 тысяч.

Как трудовым мигрантам не остаться без пенсии

В Пенсионном фонде Украины признают, что довольно часто работники сталкиваются с проблемой потери права на назначение пенсии в Украине.

Происходит это в следующих случаях: или люди работали в другом государстве неофициально, или работали в той стране, с которой Украина не заключала соглашения о социальных гарантиях, или работали легально в государстве, имеющем соглашение с Украиной, но не позаботились о необходимых документах, - отмечает фонд.

Как указано, если человек планирует вернуться после работы за рубежом в Украину, то первое, о чем ему следует помнить - страховой стаж. Именно его необходимо будет подтвердить, чтобы получить пенсию по украинским законам. Такие договора, как упоминалось, заключены с 10 странами ЕС, а также с государствами бывшего Советского Союза.Соглашения со странами СНГ составлены по территориальному принципу, а с остальными - по пропорциональному.

Территориальный принцип предусматривает, что стаж, которого человек приобрел, работая в этих странах, причисляют и в Украине. Суть пропорционального принципа, согласно которому Украина сотрудничает с другими государствами, в том, что Украина отдельно насчитывает человеку пенсию по «украинскому» стажу соответствии со своим законодательством, а другое государство насчитывает пенсию за часть «своего» стаж по своим законам. Для определения права человека на пенсию будет принято во внимание стаж другого государства. И если пенсионер проживает в Украине, другое государство пересылает ему свою часть средств в Украине, и наоборот - если пенсионер живет в другой стране, то Украина переводит ему средства по месту жительства. В итоге следует иметь достаточное количество стажа для назначения пенсии, - сообщает фонд.

Для подтверждения своего стажа работы в указанных странах нужно иметь соответствующие документы, и органы Пенсионного фонда помогают будущим пенсионерам в их получении, отправляя запросы.

ПФУ рекомендует перед поездкой на работу за рубеж узнать свой пенсионный стаж - это можно сделать онлайн.


Как проверить свой стаж для пенсии онлайн

Также нужно поинтересоваться, существует соглашение с той страной, где придется работать, и если да, то по какому принципу оно заключено, - территориальным или пропорциональным. Кроме того, нужно выяснить условия зачисления стажа и назначения пенсии в этой стране и узнать, как можно это проверить и контролировать своего работодателя, - отмечает фонд.

В тоже время, как подчеркивают эксперты, система зачисления пенсионных взносов с других стран еще не налажена должным образом. И часто контроль и ответственность ложится на плечи самих работников.

Украинские трудовые мигранты имеют право на получение пенсии в зарубежной стране, если они официально отработают там тот срок, который указывает местное законодательство. Как правило, не менее 10 лет общего стажа работы с регулярными выплатами в пенсионный фонд. Кроме этого, в Украине подписаны соглашения со многими странами по учету пенсионных выплат наших граждан, которые работали за рубежом. То есть, когда украинец отработал, например в Польше в течение одного года, его пенсионные выплаты должны перечисляться в Украине и зачисляться на его пенсионный счет. Но, к сожалению, эта система до сих пор нормально не работает, так как эти соглашения не выполняются. А значит, украинским трудовым мигрантам сейчас нужно решать вопросы, связанные с тем, какую пенсию они хотят получать в будущем и от государства, - отмечает Василий Воскобойник, президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству.

Вопрос о том, будут ли украинцы получать пенсии, остается открытым даже для тех, кто страну никогда не покидал. При дистанцировании государства контроль за добросовестностью работодателей перекладывают на работников. В Украине проверить, уплачивает ли руководитель отчисления в Пенсионный фонд, можно онлайн. В противном случае ему может грозить уголовная ответственность. За рубежом делать нечто подобное может быть проблематично. Впрочем, более строгое законодательство стран ЕС эту необходимость в случае официального трудоустройства снимает. Главное при этом, как указывает опыт Татьяны, убедится в легальности трудовых отношений.

Как только ты легально устраиваешься и идут отчисления - все, ты уже зафиксирована в пенсионном фонде и уже ты имеешь право на какую-то “минималку”, Я много раз думала о том, чтобы вернуться в Украину. Но вернуться и сидеть? Даже если дадут пенсию. Потому нужно сначала здесь себе заработать. Возможно, чтобы были и польские выплаты. Назрел у меня этот вопрос. Начинаю изучать законы, - отмечает бывшая работница шахты, переехавшая в Польшу.

К такому же выводу пришла и Татьяна.

На данный момент я попросила руководство насчитывать максимальные взносы. Да, будет меньше зарплата, но пенсия станет приличной. К тому же, можно дополнительно воспользоваться услугами негосударственных структур. Если поступать по правилам, то можно иметь хорошую пенсию. С ней и в Украине будет прилично в старости, - подчеркивает она.

Читайте также: