Инвентаризация пенсионных дел что это

"Путь в тысячу миль начинается с одного шага"

Страницы блога

четверг, 28 августа 2014 г.

ПФР потерял, а виноват пенсионер

В последнее время в ходе общения с коллегами вопросы, связанные с документальным подтверждением пенсионных прав, всплывают регулярно. К сожалению, часто в этих рассказах весьма негативные оценки даются действиям Пенсионного фонда, сотрудники которого, по мнению коллег, всеми правдами и неправдами стараются не засчитать те или иные периоды трудового стажа. Затем Пенсионный фонд требует предоставить справки из архивов, - и, учитывая сложившуюся ситуацию с обеспечением сохранности документов по личному составу, далеко не каждому удается подтвердить архивными справками весь трудовой стаж, включенный в трудовую книжку.

В проекте концепции развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 года (см.: http://regulation.gov.ru/get.php?view_id=15&doc_id=45178 ) предполагается
сокращение сроков хранения документов по личному составу с 75 до 20 лет. Чтобы показать возможные последствия подобных недодуманных идей наших кабинетных деятелей, предлагаю читателям обзор интересного судебного дела, в котором,
с моей точки зрения, Пенсионный фонд «переплюнул» сам себя.

Утратив в своем архиве пенсионное дело и не получив от гражданина повторно подтверждающие документы (интересно, а вообще имел ли Пенсионный фонд право повторно запрашивать их через несколько лет после назначения пенсии?), Пенсионный фонд попытался через суд добиться возврата, по его мнению, излишне начисленной гражданину пенсии . И ему это почти удалось! Точку в вопросе поставила Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в марте 2014 года (определение № 18-КГ14-1), вставшая в данном вопросе на сторону гражданина.

Для справки: Порядок проведения инвентаризации выплатных (пенсионных) дел, утвержденный распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 24 июня 2013 года № 241р

3.6. . В случае обнаружения утраты выплатного (пенсионного) дела на бумажном носителе территориальным органом ПФР принимаются меры по восстановлению (формированию дубликата) выплатного (пенсионного) дела на бумажном носителе.
Основанием для восстановления (оформления дубликата) выплатного (пенсионного) дела является распорядительный акт территориального органа ПФР.

А вот с судьбой самой пенсии все оказалось куда печальнее. Так как гражданин не смог повторно предъявить подтверждающие часть трудового стажа документы, суды всех уровней признали правомерным решение Пенсионного фонда, которое было не в пользу гражданина.

Обратите внимание на то, что документы, которые Пенсионный фонд повторно затребовал от пенсионера – 30-летней давности ! Это дело наглядно демонстрирует, что сможет творить Пенсионный фонд, если будут установлен 20-летний срок хранения документов по личному составу. У пенсионеров будут запрашиваться повторно все подтверждающие документы, а поскольку архивы эти документы уже уничтожат, то на этом основании будут снижаться пенсии всем подряд!

При проверке наличия пенсионных дел в архиве Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сочи Краснодарского края (ГУ УПФ РФ в г. Сочи) пенсионное дело одного из пенсионеров не было обнаружено, в связи с чем для восстановления утраченного пенсионного дела в его адрес неоднократно направлялись письма с просьбой предоставить документы, необходимые для восстановления пенсионного дела и обоснования получения им пенсии в первоначально установленном размере.

В июле 2012 г. гражданин получил письмо, в котором предлагалось срочно прибыть в пенсионный фонд с оригиналами и копиями документов, подтверждающих право на пенсию. Там ему было заявлено, что его пенсионное дело утрачено и в архиве Пенсионного Фонда Российской Федерации отсутствует, в связи с чем, принято решение о приостановлении ему выплаты пенсии с 1 августа 2012 года на неопределенное время.

В ноябре 2012 года Центральный районный суд г. Сочи признал решение о приостановлении выплаты пенсии незаконным (дело делу № 2-5006/12).

Пенсионер так и не представил документ, подтверждающий его работу по совместительству. С учетом отсутствия данного документа в восстановленном пенсионном деле была установлена переплата пенсии за период с ноября 2009 года по июль 2012 года, которую Пенсионный Фонд решил взыскать с пенсионера. Также было принято решение о пересчете пенсии в сторону уменьшения.

Для справки: Гражданину была назначена пенсия в размере 5,6 тысяч рублей с учетом его работы по совместительству в период с 01.09.1983 г. по 30.11.1987 г. (более четырех лет). Пенсионный фонд хотел вернуть более 87 тысяч рублей «переплаты». То есть, если разделить переплату на 34 месяца, в течение которых выплачивалась пенсия, то получается, что Пенсионный фонд посчитал, что почти половину пенсии (2,5 тысяч рублей) гражданин получал незаконно.

ГУ УПФ РФ в г. Сочи Краснодарского края обратилось в суд с иском к пенсионеру о признании необоснованным назначенного ему вида пенсионного обеспечения и взыскании необоснованно выплаченной суммы пенсии.

Обратившись в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Сочи по вопросу о назначении трудовой пенсии по старости в 2009 году, он, в соответствии с законом «О трудовых пенсиях в РФ» одновременно с заявлением представил все необходимые документы, подтверждающие его право на пенсионное обеспечение и его размер. Пенсионный фонд признал подлинность и достаточность представленных документов, приняв решение о назначении ему пенсии и ее размере, а также выдал ему пенсионное удостоверение. Тем самым своими действиями Пенсионный фонд подтвердил, что в его распоряжении на момент принятия данного решения находились все требуемые документы, что и позволило назначить гражданину пенсию.

Позиция Центрального районного суда г. Сочи

Решением Центрального районного суда г. Сочи в апреле 2013 года исковые требования были удовлетворены (дело № 2-1270/2013). Суд признал назначенный с учетом работы по совместительству вид пенсионного обеспечения пенсионера необоснованным, взыскал с ответчика в пользу ГУ УПФ РФ в г. Сочи Краснодарского края необоснованно выплаченную сумму пенсии.

Удовлетворяя иск в части требования о взыскании с пенсионера суммы излишне выплаченной пенсии, суд первой инстанции руководствовался пп. 2 п. 1 ст. 26 федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и исходил при этом из того, что пенсионером до настоящего времени не представлено документа, подтверждающего его работу по совместительству в период с 1 сентября 1983 года по 30 ноября 1987 года.

Для справки: Подпункт 2 п. 1 ст. 26 федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает удержание из трудовой пенсии на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, тех сумм, которые излишне выплачены пенсионеру в связи с нарушением им обязательства сообщать этим органам о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты (п. 4 ст. 23 федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях»).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 июня 2013 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения (дело № 33-12892/13).

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации в декабре 2013 года дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в кассационном порядке и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации в январе 2014 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Позиция Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не согласилась с указанным выводом судебных инстанций.

Материалами дела подтверждается, что в 2009 году гражданин обратился с заявлением о назначении ему трудовой пенсии, представив одновременно с заявлением необходимые документы для назначения пенсии документы.

По результатам рассмотрения заявления и представленных документов с 5 ноября 2009 года ему была назначена трудовая пенсия, что свидетельствует об отсутствии у должностных лиц ГУ УПФ РФ в г. Сочи Краснодарского края на тот момент каких-либо нареканий в отношении представленных заявителем документов. В то же время пенсионное дело гражданина было утеряно в самом пенсионном органе, по причинам, не связанным с виновными действиями ответчика .

Таким образом, в данном случае нарушение установленных п. 4 ст. 23 закона «О трудовых пенсиях» обязательств не могло быть поставлено пенсионным органом в вину пенсионеру, учитывая, что наступление именно новых обстоятельств, влекущих изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты, в данном случае отсутствовало.

Кроме того, суд учел, что спорная сумма, на взыскании которой настаивал Пенсионный фонд, представляет собой сумму, представленную гражданину в качестве средств к существованию.

Суд отметил, что в соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии недобросовестности пенсионера или счетной ошибки.

Суд отменил решение Центрального районного суда г. Сочи и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда. В указанной части было принято новое решение, которым ГУ УПФ РФ в г. Сочи Краснодарского края в удовлетворении требования к пенсионеру о взыскании необоснованно выплаченной суммы пенсии было отказано.

В остальной части решение Центрального районного суда г. Сочи и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда было оставлено без изменения, а кассационная жалоба гражданина - без удовлетворения.

Мой комментарий: У меня это решение вызывает возмущение. Ситуация, когда документы пенсионного дела были утрачены самим Пенсионным фондом, а в результате наказали не его, а пенсионера - позорная. Как мне кажется, в этом случае именно Пенсионный фонд должен был доказывать, что пенсионер не имеет прав на назначенную ему пенсию. Именно Пенсионный фонд должен был представлять документы, доказывающие его позицию, а не требовать повторного представления документов пенсионером.

Более того, как мне кажется, такое требование вообще незаконно. В обязанности пенсионера входит представить нужные документы до момента назначения пенсии – после этого за сохранность представленных документов должен отвечать Пенсионный фонд.

Очень жаль, что пенсионер не обратился в суд со встречным иском к Пенсионному фонду, и не потребовал компенсировать ему весь ущерб, который он в дальнейшем понесет из-за уменьшения размера пенсии.



Терминал сбора данных Symbol SPT 1550 со встроенным сканером штрихового кода

Инвентаризация имущества — это традиционная работа для любой компании и для ее выполнения нужно довольно много усилий, особенно если речь идет о крупном предприятии. Так, в соответствии с учетной политикой инвентаризация Исполнительной дирекции Пенсионного фонда России проводится два раза в год, что требует значительных временных и финансовых затрат вследствие большого количества имущества (организация занимает несколько зданий). Для решения этой задачи специалисты компании “АстроСофт” предложили свой программный продукт “АстроСофт: Управление ресурсами”. Он, построен на платформе “1С:Предприятие 8.0” и относится к системам класса EAM (Enterprise Asset Management — управление основными фондами предприятия), предназначенным для построения оптимальной стратегии финансирования и обслуживания основных производственных фондов промышленных предприятий. Кроме всего прочего это ПО предполагает обмен информацией о движении учитываемого имущества с любой внешней системой бухгалтерского учета по алгоритму, определяемому правилами, принятыми в конкретной организации.



Так печатается термонаклейка на принтере Eltron TLP 2844

Возможности программы позволяют проводить инвентаризацию с использованием специализированных терминалов сбора данных на базе технологии штрихового кодирования. При постановке материальных ценностей на учёт на предмете закрепляется термонаклейка (стикер) с отпечатанными на специальном принтере (например, Eltron TLP 2844) названием и штриховым кодом. Для этого применяется терминал сбора данных Symbol SPT 1550, оснащенный сканером штрихового кода. Его подключение к системе выполняется через специальный программный модуль “Мобильная инвентаризация”. В настоящее время данное решение основано на приложении, специально созданном для PalmOS, но в ближайшем будущем появится и версия для Windows Mobile. Перед началом работ в терминал из программы учета материальных ценностей загружается информация об имуществе, стоящем на учёте на инвентаризируемом объекте — помещение, материально ответственное лицо (МОЛ) и пр.

Сам процесс инвентаризации выглядит следующим образом: сотрудник сканирует нанесенные на предметы наклейки, и на экране КПК появляется описание предмета из загруженной базы. Визуально определяется соответствие описания и предмета (в этот момент сотрудник может добавлять примечания, менять МОЛ, территорию и т. д.), после чего сканируется следующий предмет.

Накопленная информация поступает в единую информационную базу для дальнейшей обработки и формирования на ее основе необходимой отчетности. Может быть осуществлена и выгрузка информации о результатах инвентаризации в программу бухгалтерского учета. Разработанное и внедренное специалистами “АстроСофт” решение позволяет упростить и ускорить инвентаризацию и обеспечивает достоверность результатов за счет предупреждения возможных ошибок, связанных с человеческим фактором.

По оценкам представителей заказчика, до внедрения системы “Управление ресурсами” с применением модуля “Мобильная инвентаризация” на опытном участке инвентаризация проводилась в течение четырех месяцев. После внедрения срок проведения инвентаризации 30 тыс. единиц оборудования, размещенного в трехэтажном здании, составил две недели. Следует отметить, что в приложении для КПК реализованы несколько ноу хау в области поиска информации, благодаря чему скорость выборок и поиска описания после сканирования штрих-кода на достаточно больших (система тестировалась на базах с объемом до 50 тыс. единиц оборудования) объемах данных (учитывая особенности терминалов Symbol под управлением PalmOS) составляет не более одной секунды.



Рабочий экран программы

Инвентаризация обязательств – такая же необходимая для качественного, объективного учета процедура, как и инвентаризация имущества. Смысл ее заключается в определении истинного состояния расчетов, выявлении задолженности с целью принятия мер к ее погашению, а если это невозможно – к списанию.

Общие правила проведения инвентаризации

Расчеты инвентаризируются по общим правилам, содержащимся в ряде нормативных документов:

  • ФЗ-402 от 06/12/11 «О бухучете»;
  • ПБУ по ведению бухучета и отчетности, утв. пр. Минфина от 29/07/98 № 34н;
  • Методические указания, утв. пр. Минфина от 13/06/95 № 49.

Из контекста ст. 30 ч. 1 ФЗ-402 следует, что ПБУ по ведению бухучета в РФ (пр. 34н) должны применяться в полной мере. Пунктом 27 указанного ПБУ устанавливается необходимость проведения инвентаризации обязательств перед составлением бухгалтерской отчетности.

Пунктом 74 этого же документа особо подчеркивается, что расчеты с банками, бюджетом должны быть отрегулированы, сверены, идентичны. Неурегулированные суммы в балансе отражать нельзя.

Из сказанного следует, что инвентаризировать обязательства необходимо ежегодно за период с 1 января по 31 декабря соответствующего года. Законодательство содержит еще ряд случаев, когда инвентаризация обязательна, например, при реорганизации или ликвидации фирмы (п. 27 ПБУ). Практические рекомендации по инвентаризации обязательств даются в Методических указаниях Минфина (пр. № 49).

Что подлежит проверке

В ходе проведения указанной процедуры должны проверяться расчеты (по тексту приказа № 49 от 13/06/95):

  • с банком, иными кредитными учреждениями;
  • с бюджетом;
  • с деловыми партнерами – покупателями и поставщиками;
  • по суммам в подотчете;
  • с персоналом по трудовым и иным выплатам;
  • по прочим расчетам с дебиторами и кредиторами.

Перед началом инвентаризации обычно проводят сверку расчетов с контрагентами, бюджетом, фондами. Составляются двусторонние акты сверок по унифицированной форме, принятой в организации, или по специальной форме (например, при сверке с ИФНС). В ходе инвентаризации данные актов сверяются с ее результатами.

Как проверяют

Законодатель отмечает в числе первоочередных целей инвентаризации урегулированиерасчетов с банком по кредитам: краткосрочным и долгосрочным (сч. 66, 67 бухгалтерского учета). Инвентаризируют обязательства в разрезе каждого заключенного кредитного договора, по видам займов, по заимодавцам (банкам и иным учреждениям). Проверяется правомерность отнесения кредитов и займов на соответствующий счет по срокам погашения: более года либо менее года. Сверяются расчеты по начисленным организации процентам. Такие расчеты должны быть учтены отдельно от сумм основного кредита, займа. Отдельно должны отражаться в учете и просроченные, неоплаченные в установленные сроки кредиты и займы.

Инвентаризация расчетов с бюджетом по налогам (сч. 68) и по страховым суммам (сч. 69) означает прежде всего сверку сумм по соответствующим субсчетам и данных, декларируемых организацией при сдаче отчетности: по каждому виду налога, страхового взноса. Члены инвентаризационной комиссии обязаны обратить внимание на своевременность сдачи отчетности (т.е. декларирования задолженности) и перечисления средств. При обнаружении задолженности по указанным счетам также обращается внимание на дату, когда она образовалась.

При работе с расчетами, обязательствами покупателей и заказчиков (сч. 62) активно применяются акты сверок с ними. Аналитический учет ведется по контрагентам – отражается задолженность, как правило, выделяются полученные от них авансы.

Указанные данные должны в ходе инвентаризации выявить:

  • задолженность, с которой деловые партнеры согласны;
  • несогласованную задолженность;
  • безнадежную задолженность, по которой срок исковой давности истек (3 года с момента образования), либо должник неплатежеспособен.

Обращают внимание на соблюдение всех законных процедур, документирование при списании безнадежной задолженности: наличие письменного обоснования, приказа руководителя на списание.

Важно! Долг неплатежеспособного партнера еще 5 лет учитывают за балансом на счете 007, чтобы истребовать его, если финансовое положение должника улучшится.

Инвентаризация расчетов с поставщиками, подрядчиками (сч. 60) в основном делается по тем же принципам – в разрезе контрагентов, выделяются выданные им авансы, анализируется целесообразность их выдачи. Проверяется соответствие сверенных данных по двусторонним актам с поставщиками и данных бухгалтерского учета.

В результате инвентаризации определяется:

  • задолженность, согласованная с кредиторами;
  • суммы задолженности, с которыми кредиторы не согласны;
  • суммы, по которым срок взыскания истек.

Если «кредиторка» списывалась, проверяются правильность оформления документов по списанию.

Инвентаризируя средства, выданные под отчет (сч. 71), обращают внимание на:

  • соблюдение сотрудниками порядка возврата выданных сумм, сдачи авансовых отчетов;
  • соблюдение порядка выдачи – деньги должны выдаваться только сотрудникам, внесенным в соответствующий приказ;
  • соблюдение порядка использования выданных средств – не передавались ли они после выдачи под отчет другому лицу.

Подотчетные суммы выдаются по распоряжению руководителя или по заявлению подотчетного лица на каждую сумму. Эти документы подлежат обязательной проверке.

По расчетам с персоналом (сч. 70, 73) в первую очередь инвентаризируется оплата труда – сверкой первичных ведомостей с данными бухгалтерских регистров; устанавливается правильность набора и переноса данных. При обнаружении переплат анализируются причины таких нетипичных явлений. Выявляются депонированные суммы и принимаются решения об их перечислении либо устранении задолженности иным способом.

Прочие расчеты с работниками, не связанные с подотчетом и зарплатой, тоже проверяются. Это могут быть расчеты по займам работникам, по добровольному возмещению материального ущерба, иные расчеты организации с персоналом. Инвентаризируются эти обязательства по видам, проверяются документы, подтверждающие правомерность расчетов, например: акты о браке, приказы, договоры займа.

Инвентаризация расчетов с разными дебиторами и кредиторами (сч. 76) состоит в сличении данных бухгалтерского учета с данными двусторонних актов сверок; с разными контрагентами, расчеты с которыми не отразились на других счетах. Это могут быть расчеты по страхованию, по претензиям, суммы, удержанные в судебном порядке в пользу фирмы, обязательства по договорам аренды и др.

Для оформления результатов инвентаризации обязательств чаще всего используют Акт инвентаризации унифицированной формы № ИНВ-17. В нем указывается каждый контрагент, отдельно дебиторская и кредиторская задолженность.

Приложением к нему служит справка о расчетах, где указана подробная информация по дебитору, кредитору, характер задолженности, подтверждающий сумму документ. Сведения, отраженные в справке, составляют основу акта инвентаризации. Вместо унифицированных форм в организации могут применять собственные, разработанные и утвержденные ЛНА, формы.

«Особые» обязательства

Некоторые виды обязательств представляют собой отдельные, нетипичные случаи. Однако инвентаризировать их необходимо на общих основаниях.

Расчеты со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы (сч. 79), проверяются по каждому филиалу, представительству, иному обособленному подразделению организации, при условии составления ими отдельного баланса. Счет 79 обобщает все расчеты с подразделением, поэтому инвентаризация проводится комплексная: по выделенному имуществу, по движению ТМЦ между головной структурой и подразделением, реализации, заработной плате персонала, управленческим расходам. Расчеты по доверительному управлению имуществом анализируются в разрезе каждого договора.

Задолженность по недостачам и хищениям, потерям от порчи ценностей (сч. 94), отраженная на этом счете, достаточно часто оспаривается виновной стороной. В ходе инвентаризации должны учитываться все нюансы ситуации, приведшей к образованию задолженности.

  • документы, обосновывающие возникновение недостачи или потери: акты, письменные объяснения и пр.;
  • расчет стоимости похищенного, утраченного имущества (по ТМЦ – фактическая, по ОС – остаточная и т.д., с учетом восстановленного НДС);
  • направления списания задолженности и их правомерность (на виновника, на себестоимость в пределах естественной убыли, на прочие доходы и расходы, если виновник не выявлен законным путем, на убытки вследствие стихийного бедствия).

В инвентаризации обязательств могут также участвовать суммы целевого финансирования (сч. 86), расчетов с учредителями (сч. 75), доходов будущих периодов (сч. 98).

"Путь в тысячу миль начинается с одного шага"

Страницы блога

четверг, 28 августа 2014 г.

ПФР потерял, а виноват пенсионер

В последнее время в ходе общения с коллегами вопросы, связанные с документальным подтверждением пенсионных прав, всплывают регулярно. К сожалению, часто в этих рассказах весьма негативные оценки даются действиям Пенсионного фонда, сотрудники которого, по мнению коллег, всеми правдами и неправдами стараются не засчитать те или иные периоды трудового стажа. Затем Пенсионный фонд требует предоставить справки из архивов, - и, учитывая сложившуюся ситуацию с обеспечением сохранности документов по личному составу, далеко не каждому удается подтвердить архивными справками весь трудовой стаж, включенный в трудовую книжку.

В проекте концепции развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 года (см.: http://regulation.gov.ru/get.php?view_id=15&doc_id=45178 ) предполагается
сокращение сроков хранения документов по личному составу с 75 до 20 лет. Чтобы показать возможные последствия подобных недодуманных идей наших кабинетных деятелей, предлагаю читателям обзор интересного судебного дела, в котором,
с моей точки зрения, Пенсионный фонд «переплюнул» сам себя.

Утратив в своем архиве пенсионное дело и не получив от гражданина повторно подтверждающие документы (интересно, а вообще имел ли Пенсионный фонд право повторно запрашивать их через несколько лет после назначения пенсии?), Пенсионный фонд попытался через суд добиться возврата, по его мнению, излишне начисленной гражданину пенсии . И ему это почти удалось! Точку в вопросе поставила Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в марте 2014 года (определение № 18-КГ14-1), вставшая в данном вопросе на сторону гражданина.

Для справки: Порядок проведения инвентаризации выплатных (пенсионных) дел, утвержденный распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 24 июня 2013 года № 241р

3.6. . В случае обнаружения утраты выплатного (пенсионного) дела на бумажном носителе территориальным органом ПФР принимаются меры по восстановлению (формированию дубликата) выплатного (пенсионного) дела на бумажном носителе.
Основанием для восстановления (оформления дубликата) выплатного (пенсионного) дела является распорядительный акт территориального органа ПФР.

А вот с судьбой самой пенсии все оказалось куда печальнее. Так как гражданин не смог повторно предъявить подтверждающие часть трудового стажа документы, суды всех уровней признали правомерным решение Пенсионного фонда, которое было не в пользу гражданина.

Обратите внимание на то, что документы, которые Пенсионный фонд повторно затребовал от пенсионера – 30-летней давности ! Это дело наглядно демонстрирует, что сможет творить Пенсионный фонд, если будут установлен 20-летний срок хранения документов по личному составу. У пенсионеров будут запрашиваться повторно все подтверждающие документы, а поскольку архивы эти документы уже уничтожат, то на этом основании будут снижаться пенсии всем подряд!

При проверке наличия пенсионных дел в архиве Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сочи Краснодарского края (ГУ УПФ РФ в г. Сочи) пенсионное дело одного из пенсионеров не было обнаружено, в связи с чем для восстановления утраченного пенсионного дела в его адрес неоднократно направлялись письма с просьбой предоставить документы, необходимые для восстановления пенсионного дела и обоснования получения им пенсии в первоначально установленном размере.

В июле 2012 г. гражданин получил письмо, в котором предлагалось срочно прибыть в пенсионный фонд с оригиналами и копиями документов, подтверждающих право на пенсию. Там ему было заявлено, что его пенсионное дело утрачено и в архиве Пенсионного Фонда Российской Федерации отсутствует, в связи с чем, принято решение о приостановлении ему выплаты пенсии с 1 августа 2012 года на неопределенное время.

В ноябре 2012 года Центральный районный суд г. Сочи признал решение о приостановлении выплаты пенсии незаконным (дело делу № 2-5006/12).

Пенсионер так и не представил документ, подтверждающий его работу по совместительству. С учетом отсутствия данного документа в восстановленном пенсионном деле была установлена переплата пенсии за период с ноября 2009 года по июль 2012 года, которую Пенсионный Фонд решил взыскать с пенсионера. Также было принято решение о пересчете пенсии в сторону уменьшения.

Для справки: Гражданину была назначена пенсия в размере 5,6 тысяч рублей с учетом его работы по совместительству в период с 01.09.1983 г. по 30.11.1987 г. (более четырех лет). Пенсионный фонд хотел вернуть более 87 тысяч рублей «переплаты». То есть, если разделить переплату на 34 месяца, в течение которых выплачивалась пенсия, то получается, что Пенсионный фонд посчитал, что почти половину пенсии (2,5 тысяч рублей) гражданин получал незаконно.

ГУ УПФ РФ в г. Сочи Краснодарского края обратилось в суд с иском к пенсионеру о признании необоснованным назначенного ему вида пенсионного обеспечения и взыскании необоснованно выплаченной суммы пенсии.

Обратившись в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Сочи по вопросу о назначении трудовой пенсии по старости в 2009 году, он, в соответствии с законом «О трудовых пенсиях в РФ» одновременно с заявлением представил все необходимые документы, подтверждающие его право на пенсионное обеспечение и его размер. Пенсионный фонд признал подлинность и достаточность представленных документов, приняв решение о назначении ему пенсии и ее размере, а также выдал ему пенсионное удостоверение. Тем самым своими действиями Пенсионный фонд подтвердил, что в его распоряжении на момент принятия данного решения находились все требуемые документы, что и позволило назначить гражданину пенсию.

Позиция Центрального районного суда г. Сочи

Решением Центрального районного суда г. Сочи в апреле 2013 года исковые требования были удовлетворены (дело № 2-1270/2013). Суд признал назначенный с учетом работы по совместительству вид пенсионного обеспечения пенсионера необоснованным, взыскал с ответчика в пользу ГУ УПФ РФ в г. Сочи Краснодарского края необоснованно выплаченную сумму пенсии.

Удовлетворяя иск в части требования о взыскании с пенсионера суммы излишне выплаченной пенсии, суд первой инстанции руководствовался пп. 2 п. 1 ст. 26 федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и исходил при этом из того, что пенсионером до настоящего времени не представлено документа, подтверждающего его работу по совместительству в период с 1 сентября 1983 года по 30 ноября 1987 года.

Для справки: Подпункт 2 п. 1 ст. 26 федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает удержание из трудовой пенсии на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, тех сумм, которые излишне выплачены пенсионеру в связи с нарушением им обязательства сообщать этим органам о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты (п. 4 ст. 23 федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях»).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 18 июня 2013 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения (дело № 33-12892/13).

По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации в декабре 2013 года дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в кассационном порядке и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации в январе 2014 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Позиция Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не согласилась с указанным выводом судебных инстанций.

Материалами дела подтверждается, что в 2009 году гражданин обратился с заявлением о назначении ему трудовой пенсии, представив одновременно с заявлением необходимые документы для назначения пенсии документы.

По результатам рассмотрения заявления и представленных документов с 5 ноября 2009 года ему была назначена трудовая пенсия, что свидетельствует об отсутствии у должностных лиц ГУ УПФ РФ в г. Сочи Краснодарского края на тот момент каких-либо нареканий в отношении представленных заявителем документов. В то же время пенсионное дело гражданина было утеряно в самом пенсионном органе, по причинам, не связанным с виновными действиями ответчика .

Таким образом, в данном случае нарушение установленных п. 4 ст. 23 закона «О трудовых пенсиях» обязательств не могло быть поставлено пенсионным органом в вину пенсионеру, учитывая, что наступление именно новых обстоятельств, влекущих изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты, в данном случае отсутствовало.

Кроме того, суд учел, что спорная сумма, на взыскании которой настаивал Пенсионный фонд, представляет собой сумму, представленную гражданину в качестве средств к существованию.

Суд отметил, что в соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии недобросовестности пенсионера или счетной ошибки.

Суд отменил решение Центрального районного суда г. Сочи и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда. В указанной части было принято новое решение, которым ГУ УПФ РФ в г. Сочи Краснодарского края в удовлетворении требования к пенсионеру о взыскании необоснованно выплаченной суммы пенсии было отказано.

В остальной части решение Центрального районного суда г. Сочи и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда было оставлено без изменения, а кассационная жалоба гражданина - без удовлетворения.

Мой комментарий: У меня это решение вызывает возмущение. Ситуация, когда документы пенсионного дела были утрачены самим Пенсионным фондом, а в результате наказали не его, а пенсионера - позорная. Как мне кажется, в этом случае именно Пенсионный фонд должен был доказывать, что пенсионер не имеет прав на назначенную ему пенсию. Именно Пенсионный фонд должен был представлять документы, доказывающие его позицию, а не требовать повторного представления документов пенсионером.

Более того, как мне кажется, такое требование вообще незаконно. В обязанности пенсионера входит представить нужные документы до момента назначения пенсии – после этого за сохранность представленных документов должен отвечать Пенсионный фонд.

Очень жаль, что пенсионер не обратился в суд со встречным иском к Пенсионному фонду, и не потребовал компенсировать ему весь ущерб, который он в дальнейшем понесет из-за уменьшения размера пенсии.


ПРАВЛІННЯ ПЕНСІЙНОГО ФОНДУ УКРАЇНИ

ПОСТАНОВА

Зареєстровано в Міністерстві юстиції України
19 вересня 2018 р. за N 1077/32529

Про проведення інвентаризації пенсійних справ

Відповідно до абзацу п'ятого підпункту 6 пункту 4 , пунктів 9 , 10 Положення про Пенсійний фонд України , затвердженого постановою Кабінету Міністрів України від 23 липня 2014 року N 280 (із змінами), та завдань, визначених Стратегією модернізації та розвитку Пенсійного фонду України на період до 2020 року, схваленою розпорядженням Кабінету Міністрів України від 14 вересня 2016 року N 672-р , з метою перевірки правильності призначення та виплати пенсій, розвитку електронних пенсійних справ на базі централізованих інформаційних технологій правління Пенсійного фонду України

ПОСТАНОВЛЯЄ:

1. Затвердити Порядок проведення у 2018 - 2019 роках інвентаризації пенсійних справ, що додається.

2. Начальникам головних управлінь Пенсійного фонду України в областях, місті Києві:

забезпечити проведення інвентаризації пенсійних справ одержувачів пенсій (щомісячного довічного грошового утримання) у строк до 31 грудня 2019 року (крім пенсійних справ внутрішньо переміщених осіб);

один примірник акта інвентаризації надати Пенсійному фонду України у строк до 01 лютого 2020 року.

3. Департаменту пенсійного забезпечення (Охріменко О. В.) подати цю постанову на державну реєстрацію до Міністерства юстиції України.

4. Ця постанова набирає чинності з дня її офіційного опублікування.

5. Контроль за виконанням цієї постанови покласти на заступників Голови правління відповідно до розподілу обов'язків.

Голова правління

Перший заступник Міністра
соціальної політики України

О. Крентовська

Заступник Голови
Спільного представницького
органу об'єднань профспілок

А. І. Широков

Керівник Секретаріату
Спільного представницького
органу сторони роботодавців
на національному рівні

Урядовий уповноважений
з прав осіб з інвалідністю

Виконавчий Віце-президент
Конфедерації роботодавців України

О. Мірошниченко

Голова ГО ВО СОІУ

В. В. Назаренко

ЗАТВЕРДЖЕНО
Постанова правління Пенсійного фонду України
03 вересня 2018 року N 19-1

Зареєстровано
в Міністерстві юстиції України
19 вересня 2018 р. за N 1077/32529

Порядок
проведення у 2018 - 2019 роках інвентаризації пенсійних справ

I. Загальні положення

1. Цей Порядок визначає механізм проведення інвентаризації пенсійних справ одержувачів пенсій (щомісячного довічного грошового утримання), формування електронних пенсійних справ, а також оформлення результатів інвентаризації.

2. Терміни у цьому Порядку застосовуються у значеннях, наведених у Законі України "Про загальнообов'язкове державне пенсійне страхування" , Положенні про організацію прийому та обслуговування осіб, які звертаються до органів Пенсійного фонду України, затвердженому постановою правління Пенсійного фонду України від 30 липня 2015 року N 13-1 , зареєстрованому в Міністерстві юстиції України 18 серпня 2015 року за N 991/27436 (із змінами).

3. Інвентаризація проводиться з метою:

забезпечення контролю за проведенням пенсійних та інших виплат, що здійснюються Пенсійним фондом України;

перевірки комплектності документів пенсійної справи та відповідності призначених/перерахованих пенсій (щомісячного довічного грошового утримання) чинному законодавству;

визначення якісного стану формування та обробки документів, на підставі яких призначено пенсію (щомісячне довічне грошове утримання), визначено її розмір та здійснюється виплата;

узгодження даних, отриманих у результаті проведення інвентаризації, з інформацією, що зберігається в реєстрі застрахованих осіб Державного реєстру загальнообов'язкового державного соціального страхування (далі - база даних);

вжиття за результатами інвентаризації Пенсійним фондом України та територіальними органами Пенсійного фонду України (далі - орган Пенсійного фонду України) відповідних заходів.

4. Проведення інвентаризації забезпечується керівником органу Пенсійного фонду України, який утворює інвентаризаційну комісію, визначає її склад, строки проведення інвентаризації, забезпечує умови для її проведення.

До складу інвентаризаційної комісії залучаються спеціалісти підрозділів: фінансово-економічного, супроводження інформаційних систем та електронних реєстрів, з питань призначення та перерахунку пенсій, з питань виплати пенсій, контрольно-перевірочної роботи, юридичної служби.

організовує проведення інвентаризації, здійснює інструктаж членів робочих інвентаризаційних комісій;

здійснює контрольні перевірки правильності проведення інвентаризації, а також вибіркову перевірку пенсійних справ, за якими проведено інвентаризацію;

перевіряє обґрунтованість занесення пенсійних справ до списку справ для з'ясування;

проводить за рішенням керівника органу Пенсійного фонду України повторну інвентаризацію у разі встановлення порушень вимог цього Порядку;

складає акт інвентаризації.

Як робочі органи інвентаризаційної комісії в органах Пенсійного фонду України утворюються робочі інвентаризаційні комісії.

До складу робочої інвентаризаційної комісії залучаються спеціалісти підрозділу з питань призначення та перерахунку пенсій та за наявності спеціалісти підрозділів з питань виплати пенсій, контрольно-перевірочної роботи, юридичної служби.

Робочі інвентаризаційні комісії:

здійснюють інвентаризацію пенсійних справ;

беруть участь у визначенні результатів інвентаризації і готують пропозиції щодо перегляду рішень про призначення (перерахунок, утримання, відрахування, припинення виплати) пенсії (щомісячного довічного грошового утримання), обліку сум пенсій, виплачених надміру, та списання сум переплат пенсій, що є безнадійними до стягнення;

оформлюють протоколи засідання робочої інвентаризаційної комісії, на підставі яких складаються акти інвентаризації.

5. Інвентаризація пенсійних справ, які знаходяться на тимчасово окупованих територіях Автономної Республіки Крим, м. Севастополя, окремих районів, міст, селищ і сіл Донецької та Луганської областей, проводиться протягом року після безпосереднього доступу до них робочої інвентаризаційної комісії органу Пенсійного фонду України.

II. Основні правила проведення інвентаризації

1. До початку проведення інвентаризації засобами програмного забезпечення формується контрольно-інвентаризаційна відомість за формою згідно з додатком 1 до цього Порядку за переліком одержувачів пенсій (щомісячного довічного грошового утримання), яким здійснювалася виплата станом на 01 число місяця набрання чинності цим Порядком.

2. Під час інвентаризації перевіряються документально і підтверджуються:

фактична наявність пенсійних справ одержувачів пенсій (щомісячного довічного грошового утримання), їхня відповідність базі даних, даним контрольно-інвентаризаційної відомості;

наявність необхідних документів у пенсійній справі;

правильність обчислення розміру пенсійних виплат, зокрема з урахуванням відомостей бази даних;

відповідність відомостей пенсійної справи інформації, що обробляється в базі даних (прізвище, ім'я, по батькові, дата народження, група, підгрупа, причина та строк, на який встановлено інвалідність одержувача пенсії (щомісячного довічного грошового утримання), непрацездатних членів його сім'ї, померлих годувальників, місце проживання (перебування), реєстраційний номер облікової картки платника податків (далі - РНОКПП) або серія та номер паспорта чи іншого документа, що посвідчує особу (для фізичних осіб, які через свої релігійні переконання відмовляються від прийняття реєстраційного номера облікової картки платника податків та повідомили про це відповідний контролюючий орган і мають відмітку у паспорті), тощо);

дотримання порядку відшкодування надміру виплачених сум пенсій, що підлягають поверненню, наявність виконавчих документів, на підставі яких здійснюється відрахування з пенсії, правильність визначення дати, до якої слід здійснювати відрахування;

відповідність виплачених сум розмірам призначеної (перерахованої) пенсії (щомісячного довічного грошового утримання) та здійснених з неї утримань, відрахувань.

3. Перевірка правильності обчислення розміру пенсійних виплат проводиться після з'ясування повноти та достовірності наявних у пенсійній справі документів.

4. За відсутності в пенсійній справі копій паспорта або іншого документа, що посвідчує особу, документа про присвоєння РНОКПП, інших необхідних документів органи Пенсійного фонду України вживають заходів щодо їх одержання (з'ясування наявності документів у пенсіонера, спрямування запитів до підприємств, установ, організацій щодо витребування документів) та долучення до пенсійних справ (електронних пенсійних справ).

5. За наявності в пенсійній справі документів, які містять неточності, виправлення та/або у яких відсутні відповідні записи (відбитки печаток, штампів, підписи), з'ясовується наявність документів, що уточнюють ці обставини, або потреба у проведенні їх перевірки.

6. Якщо при обчисленні пенсії враховано заробітну плату за періоди до 01 липня 2000 року за сумісництвом, перевіряється наявність документів, що підтверджують роботу за сумісництвом.

За довідками, виданими починаючи з 01 січня 1992 року, за якими в помісячному розрахунку розмір заробітної плати або сума доходу перевищує 5,6 розміру середньої заробітної плати в Україні на день отримання зазначених сум, проводиться перевірка обґрунтованості їх видачі та відповідності зазначених у них сум заробітної плати (доходу) первинним документам, якщо в пенсійній справі відсутні матеріали такої перевірки.

7. Пенсійні справи, у яких наявні копії документів (свідоцтва про народження, свідоцтва про шлюб, військового квитка, диплома тощо), що містять виправлення, викликають сумнів щодо їхньої достовірності, обліковуються в окремому списку справ для з'ясування із зазначенням типу та основних реквізитів документів, що викликають сумніви.

8. Підрозділ з питань призначення та перерахунку пенсій не пізніше наступного робочого дня після дня встановлення потреби у проведенні перевірки відправляє копії таких документів до підрозділу контрольно-перевірочної роботи органу Пенсійного фонду України за місцем розташування підприємства, установи, організації, архівної установи із зазначенням даних, які потребують перевірки.

У разі розташування підприємства, установи, організації, архівної установи за межами України для проведення відповідної перевірки копії документів відправляються до компетентних органів з питань пенсійного забезпечення, визначених міжнародними договорами.

9. У разі виявлення невідповідності відомостей пенсійної справи інформації, що обробляється в базі даних, інвентаризаційна комісія (робоча інвентаризаційна комісія) складає список таких справ та проставляє відмітку у графі 14 контрольно-інвентаризаційної відомості. На підставі наказу керівника відповідного органу Пенсійного фонду України протягом десяти днів до бази даних вносяться відповідні зміни.

У випадках, визначених пунктами 4, 5, 7 цього розділу, такий наказ видається після отримання відповідних документів.

Наказ керівника органу Пенсійного фонду України про внесення змін до бази даних має визначати:

підставу внесення змін;

відомості, які підлягають зміні;

дії, які мають бути вчинені (внесення/вилучення відомостей, їх заміна);

особу, уповноважену на внесення таких змін.

Дата й час внесення змін до бази даних фіксуються автоматично і відповідають даті й часу збереження цих змін.

10. Після з'ясування обставин, зазначених у пунктах 4, 5, 7 цього розділу, та отримання необхідних підтвердних документів пенсійна справа передається для сканування та формування електронної пенсійної справи.

11. Після проведення інвентаризації на обкладинці пенсійної справи проставляється відмітка, в електронній пенсійній справі фіксується дата проведення інвентаризації, що підтверджується підписом (електронним цифровим підписом) члена робочої інвентаризаційної комісії.

12. Пенсійні справи, за результатами інвентаризації яких не виявлено порушень та розбіжностей, за списком передаються для сканування та формування електронних пенсійних справ, про що в графі 15 контрольно-інвентаризаційної відомості робиться відповідна відмітка.

Пенсійні справи, за якими на час проведення інвентаризації виплату пенсії припинено відповідно до законодавства, зокрема у зв'язку із закінченням строку, на який її призначено, передаються для сканування після подання документів, необхідних для продовження виплати пенсії.

III. Результати проведення інвентаризації

1. Результати проведення інвентаризації оформлюються актом інвентаризації пенсійних справ за формою згідно з додатком 2 до цього Порядку (у 2 примірниках), який підписується головою та всіма членами інвентаризаційної комісії. Акт інвентаризації пенсійних справ надсилається до Пенсійного фонду України.

2. У разі виявлення під час інвентаризації порушень законодавства рішення про призначення (перерахунок, утримання, відрахування) пенсії (щомісячного довічного грошового утримання) переглядаються відповідно до чинного законодавства.

У разі донарахування сум пенсій, належних до виплати, доплата здійснюється у місяці, наступному після виявлення недоплат.

Надміру виплачені суми пенсії відшкодовуються відповідно до Порядку повернення сум пенсій, виплачених надміру, та списання сум переплат пенсій, що є безнадійними до стягнення, затвердженого постановою правління Пенсійного фонду України від 21 березня 2003 року N 6-4 , зареєстрованого в Міністерстві юстиції України 15 травня 2003 року за N 374/7695.

3. У разі виявлення під час інвентаризації пенсійних справ фактів підроблень, зловживань, втрати пенсійних справ орган Пенсійного фонду України письмово повідомляє про це правоохоронні органи та Пенсійний фонд України.

Відновлення втрачених документів (пенсійної справи) здійснюється підрозділами з обслуговування громадян, з питань призначення та перерахунку пенсій, контрольно-перевірочної роботи органу Пенсійного фонду України.

Директор департаменту
пенсійного забезпечення

О. Охріменко

Додаток 1
до Порядку проведення у 2018 - 2019 роках інвентаризації пенсійних справ
(пункт 1 розділу II)

Контрольно-інвентаризаційна відомість

_____________________________________________________________________________________
(найменування органу Пенсійного фонду України)

Номер пенсійної справи

Одержувач пенсії, непрацездатні члени сім'ї померлого годувальника (П. І. Б.)

Серія, номер паспорта або іншого документа, що посвідчує особу

Заявник (законний представник)

Особливий статус особи

Внутрішньо переміщена особа

Шифр виду пенсії

Загальний розмір призначеної пенсії

Дата останньої зміни розміру пенсії

Дата закінчення виплати

Список справ для з'ясування (номер та дата)

Дата передачі пенсійної справи для сканування

Читайте также: