Из чего состоит пенсионный фонд украины

Пенсия (от лат. pensio, платёж) — регулярное (обычно — ежемесячное) денежное пособие, которое платят лицам, которые: достигли пенсионного возраста (пенсии по старости); имеют инвалидность; потеряли кормильца (пенсии по случаю потери кормильца)

I. Орган управления по вопросам администрирования поступлений в ПФ:


ПЕНСИОННЫЙ ФОНД УКРАИНЫ

Пенсионный фонд Украины — центральный орган исполнительной власти, который осуществляет управление социальной системой всеобщего обязательного государственного пенсионного страхования, проводит сбор, аккумуляцию и учёт страховых взносов; назначает пенсии и готовит документы по их выплате; обеспечивает своевременное и в полном объеме финансирование и выплату пенсий, социальных оплат, осуществляемых в соответствии с законодательством за счет Пенсионного Фонда Украины; осуществляет контроль целевого использования средств Пенсионного Фонда Украины.

Пенсионный фонд Украины в установленном законодательством порядке вносит на рассмотрение министра труда и социальной политики предложения по вопросам формирования государственной политики в сфере пенсионного обеспечения и социального страхования, обеспечивает ее реализацию.

Деятельность ПФ Украины направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра труда и социальной политики Украины.

II. Источники формирования средств Пенсионного фонда:

Источниками формирования средств Пенсионного фонда являются (Статья 72 Закона Украины "Об пенсионном страховании"):
1) страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, кроме части взносов, направляемой в Накопительный фонд;
2) инвестиционный доход, получаемый от инвестирования резерва средств для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда в будущих периодах;
3) средства государственного бюджета и целевых фондов, перечисляемые в Пенсионный фонд в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
4) суммы от финансовых санкций, примененных в соответствии с настоящим Законом и другими законами к юридическим и физическим лицам за нарушение установленного порядка начисления, исчисления и уплаты страховых взносов и использования средств Пенсионного фонда, а также суммы административных взысканий, наложенных в соответствии с законом на должностных лиц и граждан за эти нарушения;
5) благотворительные взносы юридических и физических лиц;
6) добровольные взносы;
7) другие поступления в соответствии с законодательством.

Источники поступлений в ПФ фискальной направленности:

Единый социальный взнос

Cбор на обязательное государственное пенсионное страхование

III. Пенсионный возраст в Украине в 2014 году:

Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» в статье 26 устанавливает единый возраст — 60 лет, как для мужчин, так и для женщин, по достижении которого и наличии страхового стажа не менее 15 лет можно претендовать на получении пенсии по возрасту.

До достижения этого возраста имеют право на пенсию по возрасту женщины 1961 года рождения и старше:

Возраст для выхода на пенсию Дата рождения
55 лет до 30 сентября 1956 г.
55 лет и 6 месяцев с 1 октября 1956 г. по 31 марта 1957 г.
56 лет с 1 апреля 1957 г. по 30 сентября 1957 г.
56 лет и 6 месяцев с 1 октября 1957 г. по 31 марта 1958 г.
57 лет с 1 апреля 1958 г. по 30 сентября 1958 г.
57 лет и 6 месяцев с 1 октября 1958 г. по 31 март 1959 г.
58 лет с 1 апреля 1959 г. по 30 сентября 1959 г.
58 лет и 6 месяцев с 1 октября 1959 г. по 31 марта 1960 г.
59 лет с 1 апреля 1960 г. по 30 сентября 1960 г.
59 лет и 6 месяцев с 1 октября 1960 г. по 31 марта 1961 г.
60 лет с 1 апреля 1961 г. по 31 декабря 1961 г.

Если же женщина, родившаяся до 31 декабря 1961 года, все же решит выйти на пенсию позже, ей будет положена прибавка в размере 2,5% за каждые 6 месяцев более позднего выхода на пенсию, начиная с 55 и до 60 лет.

До 1 января 2015 года женщины, которым исполнилось 55 лет, при наличии страхового стажа не менее 30 лет и при условии увольнения с работы, имеют право досрочного выхода на пенсию. В этом случае ее размер уменьшается на 0,5 % за каждый месяц досрочного выхода на пенсию.

Также до достижения возраста, предусмотренного ст. 26 Закона, назначается:

  • пенсия на льготных условиях в соответствии со ст. 13 ЗУ «О пенсионном обеспечении» (работникам, занятым на работах по Списку 1, Списку 2 и на других тяжелых работах);
  • пенсия больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), диспропорциональным карликам (мужчинам с 45 лет при наличии страхового стажа 20 лет, женщинам — с 40 лет и при наличии страхового стажа 15 лет);
  • пенсия женщинам, которые родили более 5 детей и воспитали их до 6-летнего возраста, а также матерям детей-инвалидов с детства по достижении 50 лет при стаже не менее 15 лет;
  • пенсия инвалидам по возрасту — слепым и инвалидам с детства 1 группы (мужчинам по достижении 50 лет при стаже 15 лет, женщинам по достижении 40 лет при стаже 10 лет);
  • пенсия по выслуге лет в соответствии со ст.ст. 52, 54, 55 ЗУ «О пенсионном обеспечении» и специальными законами.

Пенсионный фонд Украины

Пенсионный фонд Украины является центральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление финансами пенсионного обеспечения и деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины. Это самостоятельное финансово-кредитное учреждение, средства которой не включаются в состав государственного бюджета. Хотя в 90-е годы XX в. были попытки включить средства Пенсионного фонда в государственный бюджет, но от этого отказались, поскольку усложнилась выплата пенсий.

Смета Пенсионного фонда Украины формируется за счет следующих источников (табл. 7.1):

  1. обязательных страховых взносов предприятий,
  2. учреждений,
  3. организаций и физических лиц;
  4. средств государственного и местных бюджетов;
  5. средств, поступающих по регрессным требованиям;
  6. добровольных взносов юридических лиц и граждан;
  7. финансовых санкций, предусмотренных за нарушение порядка уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование;
  8. банковских кредитов и других поступлений.

Таблица 7.1. Источники поступлений в Пенсионный фонд Украины в 2003г.

№ п / п Источники поступлений Сумма, тыс. Грн.
1 Остаток средств на начало года Одна тысяча шестьсот двадцать две 300,0
2 Собственные доходы 22 876,8
3 Средства Государственного бюджета Украины +1937 200,0
4 Средства Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы 87,6
5 Средства Фонда социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания 175 269.0
6 Всего поступлений из всех источников финансирования 25082 323.0

Размеры взносов в Пенсионный фонд утверждаются законодательными актами Верховной Рады Украины.

Законом Украины "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" с изменениями по состоянию на 1 января 2002 были установлены такие тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд (их было несколько изменено в последующие годы):

а) для субъектов предпринимательской деятельности (юридических и физических лиц, использующих труд наемных работников), бюджетных, общественных учреждений и их филиалов, отделений - в размере 32% фактических расходов на оплату труда работников;

б) для предпринимателей - физических лиц, которые не используют труд наемных работников, а также адвокатов, частных нотариусов - в размере 32% дохода (прибыли);

в) для физических лиц, работающих на условиях трудового договора и выполняют работы по гражданско-правовым договорам - в размере 1% совокупного налогооблагаемого дохода, если он не превышает 150 грн. и 2% - в случае превышения им 150 грн .;

г) для предприятий, учреждений и организаций, где работают инвалиды - в размере 4% фактических расходов на оплату труда инвалидов и 32% - других работников таких предприятий;

д) для предприятий всеукраинских общественных организаций инвалидов, где количество инвалидов составляет не менее 50% общего количества работающих - в размере 4% фактических расходов на оплату труда всех работников этих предприятий.

Средства Пенсионного фонда используются:

- На выплату пенсий по возрасту, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальных и других пенсий, установленных законодательством Украины о пенсионном обеспечении;

- Выплату помощи малообеспеченным пенсионерам;

- Повышение пенсий в связи с изменением индекса потребительских цен и ростом заработной платы;

- Финансирование пособий и пенсий военнослужащим и их семьям;

- Выплату пенсий лицам, которые работали в органах государственной службы;

- Пенсионное обеспечение лиц, не имеющих трудового стажа для назначения пенсий;

- Возмещение на выплату надбавок и повышений к пенсиям по разным пенсионным программам;

- Компенсацию разницы в пенсионном обеспечении научным работникам;

- Выплату пенсий и пособий за счет средств других целевых государственных фондов;

- Финансовое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда Украины и его органов, развитие его материально-технической базы;

- Формирование и функционирование системы персонифицированного учета сведений в системе обязательного государственного пенсионного страхования.

Руководство деятельностью Пенсионного фонда Украины осуществляется правлением Пенсионного фонда Украины, численность и персональный состав которого утверждается Кабинетом Министров Украины. Председатель правления и его заместители назначаются и освобождаются от должности Президентом Украины в установленном порядке.

Среди поступлений в доходную часть бюджета Пенсионного фонда большую часть (в среднем до 70%) составляют обязательные взносы предприятий, учреждений и организаций. Важное место среди доходных источников Фонда пока занимают поступления средств Государственного бюджета Украины, которые нужно минимизировать.

В расходной части бюджета Пенсионного фонда на выплату пенсий населению приходится 98,2% (с доставкой и пересылкой пенсий). Ежегодно растет доля средств Фонда на выплату пенсий согласно Закону Украины "О пенсионном обеспечении" (табл. 7.2).

Таблица 7.2. Статьи расходов Пенсионного фонда Украины за счет сбора на обязательное государственное пенсионное страхование в 2003

№ п / п Статьи расходов Сумма, тыс. Грн.
1 На выплату пенсий в соответствии с Законом Украины "О пенсионном обеспечении" 19005301
2 На выплату помощи малообеспеченным пенсионерам 548130
3 Расходы на погребение 144882
4 На содержание ПФУ и на выполнение функций назначения пенсий 388000
5 На доставку пенсий и пособий 157587
6 Другие расходы 1192 112
7 На выплату пенсий в следующем периоде 1623 290
8 Вместе 23059301

Персонифицированный учет в системе государственного пенсионного страхования позволит обеспечить дополнительный контроль за правильностью отчисления взносов предприятиями и достоверностью данных, поступающих в Пенсионный фонд и от которых зависит размер начисленной трудовой пенсии.

В то же время комплекс проведенных мероприятий в системе финансирования Пенсионного фонда Украины недостаточен и ситуация в этой сфере остается напряженной (табл. 7.3).

Источник: Фискальный пространство для экономического роста. Обзор государственных финансов Украины. - М., 2006. - 4 июля.

Таблица 7.3. Доходы и расходы Пенсионного фонда Украины, млрд. Грн.

Показатель 2003 1 2004 2005
Доходы от налога на зарплату (включая государственных служащих) 22,1 31,4 42,8
Трансферты в ПФУ из разных источников 3 них: 2,3 6,2 22,9
Государственный бюджет В том числе: 1,9 6, С 22,6
Регулярные платежи 1,9 2,2 6,7
Покрытие дефицита 0 3,8 15,9
Фонд страхования на случай безработицы 0,1 0,1 от
Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 0,1 0,1 0,1
Совокупные доходы ПФУ 26,7 39,8 66,3
Совокупные расходы ПФУ 24,5 39,2 64,1
Дефицит / избыток В том числе: 0 3,2 13,7
Запас, который переходит на следующий финансовый год 2,2 0,6 2,2
Совокупные расходы ПФУ,% ВВП 9,2 11,4 15,3
Дефицит / избыток,% ВВП 0 0,9 3,3

Источник: Фискальный пространство для экономического роста. Обзор государственных финансов Украины. - М., 2006. - 4 июля.

В рыночных условиях Пенсионный фонд как главный субъект солидарной пенсионной системы, не в состоянии обеспечить гражданам адекватного замещения пенсией заработка, утраченного ими в связи со старостью и предотвращения бедности среди пожилых людей.

Периодическое списание задолженности перед Пенсионным фондом подрывает его финансовую базу и способствует уклонению работодателей от уплаты страховых взносов. В то же время уменьшению финансирования Пенсионного фонда способствует также распространение льгот по уплате пенсионных взносов.

Значительное влияние на доходы Пенсионного фонда имеют демографические факторы (возраст выхода на пенсию, уровень смертности в возрастных группах и т.п.). На сегодня пенсионный возраст в Украине является одним из самых низких в мире.

Эффективная система финансирования пенсионного обеспечения, которая бы решала большинство из указанных проблем, возможна при условии создания наряду с солидарной пенсионной системой в лице Пенсионного фонда Украины обязательной и добровольной накопительных систем, в основе которых составят Накопительный пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды.

Специалистами разработано несколько сценариев проведения пенсионной реформы. По предположение, что в течение всех последующих лет будет применяться такая же индексация, как в 2006 p., Ситуация будет такой (табл. 7.4):

Таблица 7.4. Расходы на пенсионное обеспечение (2007-2015рр.)

Показатель +2007 +2008 +2009 +2010 +2011 2012 +2013 +2014 +2015
Консервативный сценарий
Расходы,% ВВП 13,5 13,0 12,6 12,2 12,0 11,7 11,5 11,3 11,0
Ставка замещения,% 40 38 37 35 34 33 32 31 29
Базовый сценарий
Расходы,% ВВП 13,5 12,7 12,1 11,6 11,2 10,8 10,5 10,2 9,9
Ставка замещения,% 38 36 34 32 30 28 27 26 24

Источник: Фискальный пространство для экономического роста. Обзор государственных финансов Украины. - М., 2006. - 4 июля.

Важно достичь уменьшения расходов на проведение пенсионной реформы, в том числе за счет принятия непопулярных мер:

  1. повышение для женщин возраста выхода на пенсию до 60 лет начиная с 2010 p., со "скоростью" 6 мес. в год;
  2. введение индексации всех пенсий в размере 20% от нормального роста заработной платы;
  3. прекращение увеличения пенсий до минимального прожиточного уровня для работающих пенсионеров (начиная с 2007 г..) и выплата им только части пенсии, которая должна рассчитываться по соответствующей формуле. В таком случае ситуация будет другой (табл. 7.5):

Таблица 7.5. Сбережения при проведении пенсионной реформы (2007-2015 гг.)

Показатель +2007 +2008 +2009 +2010 +2011 2012 +2013 +2014 +2015 2007-2016 (вместе)
Консервативный сценарий
Сбережения,% ВВП 0,2 0,3 0,3 0,4 0,4 0,5 0,5 0,6 0,6 3,8
Базовый сценарий
Сбережения, как% ВВП 0,2 0,2 0,3 0,4 0,4 0,5 0,5 0,7 0,8 3,9

Источник: Фискальный пространство для экономического роста. Обзор государственных финансов Украины. - М., 2006. - 4 июля.

Разработка и внедрение в практику новых подходов к управлению Пенсионным фондом и его ресурсами является одним из главных условий повышения жизненного уровня значительной части населения страны и решения многих социально-экономических проблем.

Пенсионный фонд Украины является центральным органом исполнительной власти, который осуществляет руководство и управление солидарной системой общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Пенсионный фонд осуществляет страхование на случай постоянной утраты трудоспособности. Формой страхового возмещения являются пенсии.

Начиная с 2004 года, в Украине осуществляется реформирование пенсионного обеспечения, главная цель которого состоит в следующем:

- в усовершенствовании государственного пенсионного обеспечения

путем приближения средней пенсии к уровню средней заработной платы и ее прямой зависимости от уровня заработной платы;

- в развитии негосударственного добровольного пенсионного обеспечения.

Реформа пенсионного обеспечения проводится на основе двух законов, утвержденных ВРУ 9 июля 2003 г.: № 1058-1У « Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и закона Украины №1057- IY «О негосударственном пенсионном обеспечении».

Новая система пенсионного обеспечения в Украине состоит из трех уровней.

Первый уровень – солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования. На этом уровне на основе принципа солидарности поколений и общеобязательного социального страхования устанавливается прямая зависимость будущего размера пенсий от страхового стажа и размера уплаченных взносов.

Второй уровень – накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования, которая базируется на основах накопления средств застрахованных лиц в Накопительном фонде на личных счетах граждан и осуществления финансирования расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и одноразовых выплат.

Третий уровень – система негосударственного пенсионного обеспечения,

которая базируется на основах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений с целью получения гражданами в будущем пенсионных выплат на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством о негосударственном пенсионном обеспечении

Первый и второй уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют систему общеобязательного государственного пенсионного страхования.

Второй и третий уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют систему накопительного пенсионного обеспечения.

Граждане Украины могут принимать участие и получать пенсионные выплаты одновременно с разных уровней системы пенсионного обеспечения в Украине (но в соответствии с законодательством).

Виды пенсионных выплат и социальных услуг.

За счет средств Пенсионного фонда в солидарной системе назначаются такие пенсионные выплаты:

1) пенсия по возрасту;

2) пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания (в т.ч. увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства);

3) пенсия в связи с потерей кормильца.

За счет средств Накопительного фонда, которые учитываются на накопительных пенсионных счетах, осуществляются такие пенсионные выплаты:

1) пожизненная пенсия с установленным периодом;

2) пожизненная обусловленная пенсия;

4) пожизненная пенсия супругов;

5) одноразовая выплата.

В солидарной системе предоставляются социальные услуги за счет средств Пенсионного фонда. К социальным услугам, предусмотренным данным законом, принадлежит помощь на погребение пенсионера.

Основными функциями Пенсионного фонда Украины являются:

· осуществление руководства и управления солидарной системой;

· осуществление сбора, аккумуляции и учета страховых взносов;

· назначение пенсии и подготовка документов для ее выплаты;

· обеспечение своевременного и в полном объеме финансирования и выплат пенсий, помощи на погребение;

· осуществление контроля за целевым использованием средств Пенсионного фонда,

· решение вопросов, связанных с ведением учета пенсионных активов застрахованных лиц на накопительных пенсионных счетах;

· осуществление административного управления Накопительным фондом;

· участие в подготовке нормативных актов, направленных на усовершенствование системы пенсионного обеспечения;

· др. функции, предусмотренные законодательством.

Пенсионный фонд является самоуправляемой неприбыльной организацией, осуществляет свою деятельность на основе устава, который утверждается его правлением. Управление Пенсионным фондом осуществляется на основе паритетности представителями государства, застрахованных лиц и работодателей. Органами управления Пенсионного фонда является Правление и Исполнительная дирекция Пенсионного фонда.

Учет средств Пенсионного фонда.

Учет поступлений и расходов средств Пенсионного фонда осуществляют его исполнительные органы. Средства Пенсионного фонда зачисляются на единый счет Пенсионного фонда и сохраняются на отдельных счетах территориальных органов Пенсионного фонда в уполномоченном банке.

Средства Пенсионного фонда.

Бюджет Пенсионного фонда – план формирования и использования целевого страхового фонда, который создается за счет страховых взносов в солидарную систему и поступлений с других источников, определенных законом. Он утверждается правлением Пенсионного фонда не позднее 10 декабря года, предшествующего тому году, на который составлен бюджет.

Источники формирования средств Пенсионного фонда:

1) страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование

(кроме части взносов, которая направляется в Накопительный фонд):

- обязательные взносы работодателей («начисления» на фонд заработной платы)

- обязательные страховые взносы граждан («удержания» из зарплаты).

Ставки этих взносов устанавливаются соответствующими законами

2) инвестиционный доход, получаемый от инвестирования резерва средств Фонда;

3) средства государственного бюджета и целевых фондов, которые перечисляются в

Пенсионный фонд в случаях, предусмотренных данным законом;

4) суммы от финансовых санкций и административных штрафов за нарушение

5) благотворительные взносы юридических и физических лиц;

6) добровольные взносы и др.

Средства Пенсионного фонда не включаются в состав Государственного бюджета и не подлежат налогообложению.

Средства Пенсионного фонда используются на такие цели:

1) выплату пенсий, предусмотренных законодательством;

2) повышение пенсий в связи с изменением индекса потребительских цен и ростом заработной платы;

3) предоставление социальных услуг;

4) выплату помощи по уходу за ребенком и ежемесячной помощи на каждого ребенка до достижения им возраста установленного действующим законодательством;

5) финансирование административных расходов, связанных с исполнением функций, возложенных на органы Пенсионного фонда;

6) оплату услуг по выплате и доставке пенсий;

7) формирование резерва средств Пенсионного фонда.

С целью обеспечения финансовой стабильности Пенсионного фонда, формируется резерв средств Пенсионного фонда, который состоит из резерва средств для текущих потребностей, и резерва средств для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда в будущих периодах.. Они зачисляются на отдельные субсчета единого счета Пенсионного фонда. Порядок формирования и использования резерва средств Пенсионного фонда устанавливается Правлением Пенсионного фонда.

Накопительный фонд создается Пенсионным фондом Украины как целевой внебюджетный фонд. Административное управление Накопительным фондом осуществляет исполнительная дирекция Пенсионного фонда. Управление пенсионными активами Накопительного фонда осуществляется компаниями по управлению активами. Счета Накопительного фонда открываются исполнительной дирекцией Пенсионного фонда в хранителе.

Законом Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении» №1057-1У, принятым 09.07.2003г. определяются правовые, экономические и организационные основы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине. Этот закон регулирует правоотношения, связанные с этим видом деятельности.

Пенсионный фонд Украины является центральным органом исполнительной власти, которая осуществляет управление финансами пенсионного обеспечения и деятельность, которого направляется и координируется Кабинетом министров Украины. Это самостоятельное финансово-кредитное учреждение, средства которого не включаются в состав Государственного бюджета. Хотя в 90-е годы XX ст. были попытки включить средства Пенсионного фонда в государственный бюджет, но от этого отказались, поскольку осложнилась выплата пенсий.

В Украине пенсионное обеспечение регулируется более чем 20 законодательными актами. Среднее соотношение пенсий и средней заработной платы составляет в последние годы 33-39%, тогда как показатели по мировым стандартам составляют от 30 до 80%.

Смета Пенсионного фонда Украины формируется за счет таких источников:

1) обязательных страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и физических лиц;

2) средств государственного и местного бюджетов;

3) средств, которые поступают по регрессным требованиям;

4) добровольных взносов юридических лиц и граждан;

5) финансовых санкций;

6) банковских кредитов и других поступлений.

Средства Пенсионного фонда используются:

— на выплату пенсий по возрасту, по выслуге лет, по инвалидности, в случае потери кормильца, социальных и других пенсий, установленных законодательством Украины о пенсионном обеспечении;

— на выплату помощи малообеспеченным пенсионерам;

— на повышение пенсий в связи с изменением индекса потребительских цен и ростом заработной платы;

— на финансирование помощи и пенсий военнослужащим и их семьям;

— на выплату пенсий лицам, которые работали в органах государственной службы;

— на пенсионное обеспечение лицам, которые не имеют трудового стажа для назначения пенсий;

— на возмещение по выплате надбавок и повышений к пенсиям по разным пенсионным программам;

— на компенсацию разницы в пенсионном обеспечении научным работникам;

— на выплату пенсий и помощи за счет средств других целевых государственных фондов;

— на финансовое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда Украины и его органов, развитие его материально-технической базы;

— на формирование и функционирование системы персонифицированного учета сведений в системе обязательного государственного пенсионного страхования.

Руководство деятельностью Пенсионного фонда Украины осуществляется правлением Пенсионного фонда Украины, численность и персональный состав которого утверждаются Кабинетом министров Украины. Председатель правления и его заместители назначаются и освобождаются от должности Президентом Украины в установленном порядке.

При рыночных условиях Пенсионный фонд как главный субъект солидарной пенсионной системы, не состоятельный обеспечить граждан адекватного замещения пенсией заработка, потерянного ими в связи со старостью, и предотвращение бедности среди людей преклонных лет.

Периодическое списание задолженности перед Пенсионным фондом подрывает его финансовую базу и способствует уклонению работодателей от уплаты страховых взносов. В то же время уменьшению финансирования Пенсионного фонда способствует также распространение льгот в уплате пенсионных взносов.

Значительное влияние на доходы Пенсионного фонда имеют демографические факторы (возраст выхода на пенсию, уровень смертности в возрастных группах и тому подобное). На сегодня пенсионный возраст в Украине является одним из самых низких в мире.

Эффективная система финансирования пенсионного обеспечения, которая бы решала большинство из приведенных проблем, возможна при условии создания наряду с солидарной пенсионной системой в лице Пенсионного фонда Украины обязательной и добровольной накопительных систем, основу которых будут составлять Накопительный пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды.

Разработка и внедрение в практику новых подходов к управлению Пенсионным фондом и его ресурсами является одним из главных условий повышения жизненного уровня значительной части населения страны и решения многих социально-экономических проблем.

Фонды социального страхования

Государственный фонд общеобязательного социального страхования на случай безработицы создан для финансирования программ занятости населения, управления страхованием на случай временной незанятости, аккумуляции страховых взносов, контроля за использованием средств для предоставления социальной помощи. Основой системы социальной защиты на случай безработицы являются взносы от предприятий в Государственный фонд содействия занятости населения.

Страхованию на случай безработицы подлежат лица, которые работают на контрактной основе, включая тех, кто работает неполный рабочий день или неделю, и на других основаниях, предусмотренных законодательством о труде.

Основные задачи Фонда:

— профессиональная ориентация населения;— учеба безработных;

—содействие трудоустройству, предоставление беспроцентной ссуды безработным для осуществления предпринимательской деятельности;

— создание центров профориентации, учебно-материальной базы для подготовки и учебы работников;

— организация дополнительных рабочих мест;

— возмещение расходов Пенсионному фонду, связанных с досрочным выходом на пенсию.

Страховые взносы платятся работодателями один раз в месяц — в тот день, когда они получают средства на оплату труда в банковских учреждениях.

Средства Фонда используются для содействия занятости на государственном и местном уровнях. На государственном уровне основными объектами финансирования является:

— создание и развитие центров подготовки и учебы высвобожденных работников;

— проведение научных исследований и разработок по проблемам занятости населения;

— содержание информационных и вычислительных центров, предприятий службы занятости;
— осуществление международной деятельности и сотрудничества в отрасли трудоустройства и др.

На местном уровне финансируются мероприятия:

— относительно профессиональной ориентации, переподготовки и переориентации высвобожденных работников и безработных;

— обеспечение компенсационных выплат безработным, которые находятся на учете в Центрах занятости;

— выплаты помощи в связи с безработицей и предоставления материальной помощи членам семьи безработного, которые находятся на его иждивении и др.

В соответствии с законом Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" все виды выплат разделены на группы:

помощь в связи с безработицей: этот вид помощи зависит от страхового стажа; ее размер зависит от прожиточного минимума, но минимальный размер выплаты определяется Фондом и установлен Верховной Радой в размере не ниже 11 % прожиточного минимума для работоспособного лица, установленного на соответствующий период:

помощь в связи с частичной безработицей: выплачивается после регистрации гражданина в Государственной службе занятости, начиная с восьмого дня после регистрации; размер помощи составляет 100 % средней зарплаты по последнему месту работы в течение 60 календарных дней. 75 % — в течение 90 дней и 50 % в течение 210 дней, но не больше средней зарплаты в отрасли и не ниже минимальной зарплаты, установленной законодательством;

•материальная помощь в связи с безработицей: предоставляется в период повышения квалификации, переподготовки или профессиональной переориентации, а также по окончании срока выплаты помощи в связи с безработицей; выплаты материальной помощи в связи с безработицей прекращаются в случае:

— призыву на военную службу;

— смерти безработного, и тому подобное;

Фонд социального страхования по временной потере работоспособности предназначен для управления общеобязательным государственным социальным страхованием в связи с временной потерей работоспособности и расходами, предопределенными рождением и захоронением, финансированием материального обеспечения и социальных услуг, виды которых предусмотрены законодательными актами относительно функционирования этого Фонда.

Источники формирования Фонда социального страхования по временной неработоспособности таковы:

1) страховые взносы работодателей застрахованных лиц;

2) ассигнование из Государственного бюджета Украины;

3) суммы штрафов, санкций и пени, примененных к должностным лицам и страхователям;

4) другие поступления, предусмотренные законодательством. Помощь по временной нетрудоспособности предоставляется в форме материального обеспечения в случае наступления одного из таких страховых случаев:

— временной нетрудоспособности в результате заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве;

— необходимости ухода за больным ребенком:

— необходимости ухода за больным членом семьи;

— необходимости ухода за ребенком в возрасте до трех лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 годов в случае болезни матери или другого лица, которое присматривает за этим ребенком;

— карантина, наложенного органами санитарно-эпидемиологической службы;

— временного перевода застрахованного лица в соответствии с медицинским выводом на более легкую, нижеоплачиваемую работу;

— протезирование с госпитализацией в стационар протезно-ортопедического предприятия;

Помощь по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам в зависимости от страхового стажа от средней заработной платы (доходу) в таких размерах:

— 60 % — застрахованным лицам, которые имеют страховой стаж до пяти лет;

— 80 % — застрахованным лицам, которые имеют страховой стаж от пяти до восьми лет;

— 100 % — застрахованным лицам, которые имеют страховой стаж свыше восьми лет;

— 100 % — застрахованным лицам, отнесенным к категориям 1—4 лиц, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы; одному из родителей или лицу, их заменяющему и присматривающему за больным ребенком в возрасте до 14 лет, которое является потерпевшим от Чернобыльской катастрофы; ветеранам войны и лицам, на которых распространяется действие закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной зашиты".

Помощь в связи с беременностью и родами выплачивается в таком порядке: этот вид помощи выплачивается застрахованному лицу за весь период отпуска в связи с беременностью и родами, длительность которой составляет 70 календарных дней до родов (в случае усложненных родов или рождения двух и более детей — 70) и 50 календарных дней после родов, женщинам, отнесенным к категориям 1—4 лиц, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы, помощь в связи с беременностью и родами выплачивается за 180 календарных дней отмеченного отпуска (90 — до родов и 90 — после родов).

Помощь в связи с уходом за ребенком подостижению им трехлетнего возраста предоставляется застрахованному лицу в размере, который устанавливается правлением Фонда, но не меньше размера прожиточного минимума, установленного законом.

За счет средств общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей работоспособности и расходами, предопределенными рождением и похоронами, в пределах ассигнований, которые определяются ежегодно при утверждении бюджета Фонда на следующий финансовый год, частично финансируются санатории-профилактории предприятий, учреждений и организаций, содержатся детско-юношеские спортивные школы, детские оздоровительные лагеря и внешкольное обслуживание в порядке, определенном правлением Фонда.

Основные задачи Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые повлекли потерю работоспособности,такие:

— проведение профилактических мероприятий, направленных на устранение вредных и опасных производственных факторов;

— предотвращение профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве и других случаев опасности здоровью застрахованных, вызванных условиями труда;

— восстановление здоровья и работоспособности, пострадавших на производстве от несчастных случаев или профессиональных заболеваний;

— возмещение материального и морального вреда застрахованным и членам их семей. Субъектами страхования от несчастного случая являются застрахованные граждане, а в отдельных случаях — члены их семей и другие лица, страхователи и страховщик.

Дата добавления: 2014-12-08 ; Просмотров: 1143 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

В Украине основную нагрузку по выплатам пенсий выполняет государственный Пенсионный фонд. Но и размер средней пенсии (2646 грн), и хронический дефицит ПФ, связанный с демографическими диспропорциями и нерациональной системой налогообложения, свидетельствуют о необходимости поиска оптимального решения по реформированию системы пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан.



Катерина Одарченко


Катерина Одарченко

В Украине основную нагрузку по выплатам пенсий выполняет государственный Пенсионный фонд. Но и размер средней пенсии (2646 грн), и хронический дефицит ПФ, связанный с демографическими диспропорциями и нерациональной системой налогообложения, свидетельствуют о необходимости поиска оптимального решения по реформированию системы пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан.

Пенсионный фонд Украины является краеугольным камнем солидарной системы, который обеспечивает средствами к существованию 11,5 млн украинских пенсионеров. Это первый уровень, который имеет преимущества и ограничения.

Преимуществом является возможность оперативного обеспечения пенсионеров средствами, которые взимаются с доходов застрахованных работников в форме единого социального взноса.

Солидарная система может быть эффективной, если соотношение застрахованных плательщиков социального взноса и пенсионеров, которым ПФ выплачивает пенсии, составляет 5/1.

Предел устойчивости солидарной системы заканчивается в случае, если пропорциональное соотношение плательщиков и пенсионеров выравнивается. В Украине оно составляет 1/1.

По данным Пенсионного фонда, в 2018 году общая сумма пенсионных выплат составляла 352,7 млрд грн. Численность застрахованных лиц, которые платят взносы в ПФУ, в начале 2019 года составила 13,1 млн человек.

В результате такого соотношения Пенсионный фонд имеет хронический дефицит, который покрывается за счет государственных трансфертов в различных формах.

Как можно реформировать пенсионную систему без ограничения прав и законных интересов застрахованных лиц и пенсионеров?

В действующем законе “О пенсионном обеспечении” предусмотрено, что солидарная часть Пенсионного фонда наполняется не из всех видов доходов и застрахованных граждан, и даже не со всех работников.

Таким образом, первое задание для уменьшения дефицита ПФ - решить проблему неофициального трудоустройства и увеличения поступления средств от трудоустроенных граждан.

Пенсионный фонд из года в год имеет дефицит. Вследствие этого он не может обеспечить не только достойный материальный уровень обеспечения нетрудоспособных граждан, но и необходимый и достаточный уровень, предусмотренный Конвенцией Международной организации труда № 102 “О минимальных нормах социального обеспечения”, - то есть не меньше 40% от средней заработной платы.

В Украине было несколько этапов реформирования пенсионной системы с целью ее модернизации и уменьшения уровня дефицита ПФ. В 2003 году правительство пыталось создать трехуровневую систему пенсионного обеспечения:

1) обязательная солидарная;

2) обязательная государственная накопительная;

3) частные пенсионные фонды.

Несмотря на все попытки, сейчас в Украине полноценно действует только солидарная система. Обязательной накопительной нет, и очень ограниченно функционирует система частных пенсионных фондов.

Проблема заключается в том, что для развития и функционирования следующих уровней необходим развитый финансовый рынок, как инструмент для сохранения и приумножения пенсионных вложений.

Накопительная система может полноценно функционировать лишь при условии соблюдения трех важных условий:

  • уровень минимальной пенсии должен быть не меньше прожиточного минимума (это условие соблюдается от сентября 2004 года);
  • бюджет Пенсионного фонда несколько лет подряд должен быть бездефицитным;
  • рост экономики два года подряд быть положительным.

Но все три условия в Украине никогда одновременно не придерживались. Не было экономических предпосылок для полноценного функционирования второго и третьего уровней.

При этом значительным преимуществом обязательной накопительной системы является то, что даже в случае преждевременной смерти владельца пенсионного счета до его выхода на пенсию все аккумулированные средства получают в наследство потомки.

Но эта система не будет эффективно работать, поскольку накопленные средства невозможно с гарантией их сохранения и приумножения разместить на фондовом рынке Украины или вложить их в другие высоколиквидные активы.

В Украине, в отличие от других стран, например, Болгарии и Казахстана, налоговыми агентами для застрахованных лиц являются работодатели. Взносы в ПФ взимаются с фонда оплаты труда.

Вследствие этого никто из наемных работников этих денег не видит и не осознает их значения для своего будущего. В упомянутых выше странах права наемных работников защищают профсоюзы, и одним из инструментов такой защиты является обязательное легальное трудоустройство и пенсионное страхование.

Во время следующих этапов пенсионной реформы в 2011 и 2017 годах положение застрахованных лиц было существенно ухудшено - выросли нормативы пенсионного возраста как для мужчин, так и для женщин, а также число необходимых лет страхового стажа - до 35 лет.

Пенсионный возраст приблизился к средней продолжительности жизни, особенно это касается мужчин. Возникла парадоксальная ситуация - застрахованные лица могут просто не дожить до выхода на пенсию и никогда не воспользуются уплаченным взносам в ПФ.

Читайте также: