Как давать взятку в пфр

Памятка по предотвращению случаев получения и вымогательства взяток

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений, связанных со взяткой:

  • получение взятки (ст. 290);
  • и дача взятки (ст. 291).

Это две стороны одной преступной медали: если речь идет о взятке, это значит, что есть тот, кто получает взятку (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель).

Получение взятки - одно из самых опасных должностных преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или сопровождается вымогательством, которое заключается в получении должностным лицом преимуществ и выгод за законные или незаконные действия (бездействие).

Дача взятки - преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или незаконных действий (бездействия), либо предоставлению, получению каких-либо преимуществ в пользу дающего, в том числе за общее покровительство или попустительство по службе.

ВЗЯТКОЙ МОГУТ БЫТЬ:

Предметы - деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.

Услуги и выгоды - лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Завуалированная форма взятки - банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи, и книги, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРИВЛЕЧЕН К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОЛУЧЕНИЕ ВЗЯТКИ?

Взяткополучателем может быть признано только должностное лицо - представитель власти или чиновник, выполняющий организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.

Представитель власти - это государственный чиновник любого ранга - сотрудник областной или городской администрации, мэрии, министерства или ведомства, любого государственного учреждения, правоохранительного органа, воинской части или военкомата, судья, прокурор, следователь и т.д.

Лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции - это начальник финансового и хозяйственного подразделения государственного и муниципального органа, ЖЭКа, член государственной экспертной, призывной или экзаменационной комиссии, директор или завуч школы, ректор ВУЗа и декан факультета и т.д.

ЧТО ТАКОЕ ПОДКУП?

«Взятка» лицу, выполняющему управленческие функции в различных органах власти, коммерческих и некоммерческих предприятиях и организациях, руководящему функционеру политической партии и т.д. - в Уголовном кодексе Российской Федерации именуется коммерческим подкупом (ст. 204).

НАКАЗАНИЕ ЗА ВЗЯТКУ И КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП

Получение взятки рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации, как более общественно опасное деяние, нежели дача взятки.

Получение взятки (ст. 290):

Преступление

Наказание

Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с вымогательством или в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.).

· лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет;

· штраф в размере до одного млн. руб. либо без такового;

· штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет.

Совершение преступления лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, главой органа местного самоуправления.

· лишение свободы на срок от пяти до десяти лет;

· лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Получение взятки должностным лицом за незаконные действия (бездействие).

· лишение свободы от трех до семи лет;

· лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Получение взятки за действия, которые входят в служебные полномочия должностного лица

· лишение свободы на срок до пяти лет;

· лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

· штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб.;

· штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет.

Совершение преступления в особо крупном размере (свыше 1млн. руб.).

· лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки;

· штраф в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Дача взятки (ст. 291):

Преступление

Наказание

Дача взятки должностному лицу лично или через посредника

Дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие)

· штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей

· штраф в размере заработной платы или иного дохода за период от одного года до трех лет

· лишение свободы на срок до восьми лет.

Коммерческий подкуп (ст. 204):

Преступление

Наказание

Передача денег и оказание услуг имущественного характера одним лицом

· штраф в размере до 200 тыс. руб.

· штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев,

· лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет,

· ограничение свободы на срок до двух лет,

· лишение свободы на срок до трех лет.

Передача денег и оказание услуг имущественного характера группой лиц

Получение денег и пользование услугами имущественного характера одним лицом без вымогательства

Получение денег и пользование услугами имущественного характера по предварительному сговору или сопряженное с вымогательством

ВЗЯТКА ИЛИ ПОДКУП ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА

Взятка или коммерческий подкуп нередко осуществляются через посредников — подчиненных сотрудников или специально нанятых для этого лиц, которые рассматриваются Уголовным кодексом Российской Федерации как пособники преступления.

Гражданин, давший взятку или совершивший коммерческий подкуп, может быть освобожден от ответственности, если:

  • установлен факт вымогательства;
  • гражданин добровольно сообщил в правоохранительные органы о содеянном.

Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки или коммерческом подкупе, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.

Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе рассматривается Уголовным кодексом Российской Федерации как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (ст. 306).

Взятка может быть предложена как на прямую («если вопрос будет решен в нашу пользу, то получите………»), так и косвенным образом.

НЕКОТОРЫЕ КОСВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЗЯТКИ:

  1. Разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь взяткодателя состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что при положительном решении спорного вопроса он передаст ему деньги или окажет какие-либо услуги; никакие «опасные» выражения при этом не допускаются.
  2. В ходе беседы взяткодатель, при наличии свидетелей или аудио, видеотехники, жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте).
  3. Сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткополучателю.
  4. Взяткодатель может неожиданно прервать беседу и под благовидным предлогом покинуть помещение, оставив при этом папку с материалами, конверт, портфель, сверток.
  5. Взяткодатель может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.

Признаки коммерческого подкупа аналогичны признакам взятки.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ В СЛУЧАЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ВЫМОГАТЕЛЬСТВА ВЗЯТКИ

  • вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем (взятковымогателем) либо как готовность, либо как категорический отказ принять (дать) взятку;
  • внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов);
  • постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;
  • не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю (взяткодателю) «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации;
  • при наличии у Вас диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке или ее вымогательстве.

ЧТО СЛЕДУЕТ ВАМ ПРЕДПРИНЯТЬ СРАЗУ ПОСЛЕ СВЕРШИВШЕГОСЯ ФАКТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ВЫМОГАНИЯ ВЗЯТКИ?

Уведомить письменно начальника УФМС России по г. Москве через отдел противодействия коррупции, зонального контроля и проведения служебных проверок УФМС России по г. Москве.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ!

Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах независимо от места и времени совершения преступления круглосуточно.

В дежурной части органа внутренних дел, приемной органов прокуратуры, Федеральной службы безопасности Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме, при этом Вам следует поинтересоваться фамилией, должностью и рабочим телефоном сотрудника, принявшего сообщение.

Вы имеете право получить копию своего заявления с отметкой о регистрации его в правоохранительном органе или талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем сообщение, и его подпись, регистрационный номер, наименование, адрес и телефон правоохранительного органа, дата приема сообщения.

В правоохранительном органе полученное от Вас сообщение (заявление) должно быть незамедлительно зарегистрировано и доложено вышестоящему руководителю для осуществления процессуальных действий согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Вы имеете право выяснить в правоохранительном органе, которому поручено заниматься исполнением Вашего заявления, о характере принимаемых мер и требовать приема Вас руководителем соответствующего подразделения для получения более полной информации по вопросам, затрагивающим Ваши права и законные интересы.

В случае отказа принять от Вас сообщение (заявление) о даче взятки Вы имеете право обжаловать эти незаконные действия в вышестоящих инстанциях (районных, областных, республиканских, федеральных), а также подать жалобу на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, осуществляющую прокурорский надзор за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур.

Добрый день, коллеги.

Прокомментирую Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 2019 года № 59. Потому что это постановление относится к каждому живому существу Российской Федерации старше 15 лет. Хорошо, пусть не к каждому, я не имею права говорить за всех. Может быть, кто-то из вас является святым и ни разу не дал коробку конфет налоговому инспектору. Может быть, кто-то из нас не дал гаишнику 100 рублей, а врачу не приносил «благодарностей». Возможно, будучи святым, кто-то не давал отката какому-то чиновнику или коммерсанту. Или, допустим, вы прораб и когда вы приезжаете к поставщику строительных материалов, вам менеджеры говорят: «Если будешь с нами работать, тебе будет такой-то откат». И если вы ни разу никому не давали такого и ни от кого не получали, то вы, наверное, святой. Всех святых прошу в комментариях написать: «Я святой. Я никому ничего не давал».

Каждому святому напишу: «Я буду брать с тебя пример. Какой же ты молодец, ты смог в нашей стране прожить и ни разу не дал никому денег или подарочков, и ни разу ни от кого не взял». Я святым не был точно. Я так вам аккуратно скажу, только не буду сознаваться в камеру, в каких случаях не был святым. Давайте не будем информировать правоохранительные органы. И в плане уплаты налогов я не всегда был святым. Я как-то сказал, что плачу их всю жизнь. Но если быть честным, то было два периода, когда я их не платил, но потом посчитал, сколько я не доплатил, взял кредит и компенсировал весь ущерб государству и восстановил свое доброе имя. Вообще святым не был, особенно в молодости.

О чем это Постановление Пленума?

Рекомендую каждому изучить это Постановление. Потому что, например, если вы давали какие-нибудь взяточки гаишникам в сумме от 0 до 10 тысяч рублей, то вы уже подпадаете под уголовную ответственность по ст. 291 УК РФ. Или если вы, например, от 0 до 10 тысяч рулей давали какой-то откатик, а откаты — это коммерческий подкуп, то вы уже подпадаете под ст. 204 УК РФ. Если вы договаривались о взятке или об откате, или были посредником, или вы познакомили Ивана с Петром. А потом Иван Петру дал взятку в 1 тысячу рублей, то вы тоже в составе организованной преступной группы подпадаете под уголовную ответственность.

Поэтому я и сказал, что чуть ли не вся страна, играя в эту игру, подпадает под уголовную ответственность. И все это Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 2019 года № 59 как раз разжевывает все эти нюансы. Я даже не знаю, что процитировать, потому что тут столько информации, которую нужно знать каждому из нас.

«Получение и дача взятки, а равно незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе считаются оконченными с момента принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на указанный им счет, „электронный кошелек“)».

Даже если вы были посредником, например, в коммерческом подкупе, откате или взятке, были даны или просто обещаны, то тоже можно пострадать. Вознаграждение может быть в виде:

  • туристических путевок;
  • ремонта квартиры;
  • строительства дачи;
  • передачи любого иного имущества, в частности, автотранспорта, в бесплатное временное пользование или продажа по заниженной цене;
  • предоставление кредита или ссуды с заниженной процентной ставкой.

Предоставляя все эти «блага», вы уже подпадаете под многочисленные статьи УК РФ. Я только две статьи назвал, а их, на секундочку, 14. Постановление пленума посвящено 14 статьям УК РФ.

«Посредничеством во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ), а равно посредничеством в коммерческом подкупе (статья 204.1 УК РФ) признается не только непосредственная передача по поручению взяткодателя или взяткополучателя, а также по поручению лица, передающего или получающего предмет коммерческого подкупа, денег и других ценностей, но и иное способствование в достижении или реализации соглашения между этими лицами о получении и даче взятки либо предмета коммерческого подкупа (например, организация их встречи, ведение переговоров с ними)».

Приведу конкретный пример. Я знаю человека, который организовал такую встречу. У одного бизнесмена возникла проблема и он обратился к этому человеку. И этот человек обратился к своему знакомому, очень-очень высокопоставленному товарищу и свел их с бизнесменом. А соответственно, тот, к кому обратились, потребовал определенную сумму за помощь. А тот, кто обратился, остался суммой не доволен и обратился в ФСБ. Так вот, тот, кто их свел, провел несколько лет в местах не столь отдаленных. А ведь он их просто свел.

На самом деле, если вы бизнесмен, то вам иногда приходится решать вопросы или, скажем так, стимулировать какую-то другую коммерческую организацию, полугосударственную или государственную, я вас умоляю прочитайте это постановление! Вы будете знать, как надо действовать, если уж приходится так делать, и чтобы под это все не попасть. Искренне рекомендую изучить этот документ, каким бы жестким он вам не показался. Сделайте это, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно потерянные годы в местах не столь отдаленных.

Представьте себе, ФСБ вместе с прокуратурой решили бы применить это Постановление Пленума к государственным и муниципальным служащим. Я вас уверяю, минимум ? из тех, кто там работает и служит (за исключением секретарш, водителей и служащих третьего звена), сразу же бы, после применения этого постановления оказались бы не у дел. Вы знаете, где они оказались бы. Но я боюсь, это не будет так применяться в отношении государственных служащих, берущих все это от бизнесменов. Я боюсь, что охота будет устроена как раз на бизнесменов. И именно поэтому я искренне желаю вам распечатать и прочитать этот документ. Хорошо?


Есть такая старая русская традиция — взятка. Наверняка каждому из нас приходилось «выражать благодарность», «откупаться» или «давать на лапу». Наверное, уже даже дети знают разницу между взяткой и подарком.

Все мы знаем, что дача взятки — тоже преступление, но ведь велик соблазн решить дело побыстрее и подешевле.

И несмотря на антикоррупционные инициативы, уголовных дел по факту дачи или получения взяток возбуждается всё больше.

Говоря о взяточниках, т. е. тех, кто берёт взятки, часто забывают, что факт одной взятки — это совершение двух видов преступлений:

  • получение взятки (ст. 290 УК РФ);
  • дача взятки (ст. 291 УК РФ).

Давайте поговорим о том, чем отличается взятка от подарка, а также о том, что надо знать, чтобы не «попасть под статью».

Подарок подходящий, без последствий

Статья 575 ГК РФ запрещает подарки:

  • работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
  • лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
  • в отношениях между коммерческими организациями.

Подарки же, полученные госслужащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются по акту в государственный орган, в котором государственный служащий замещает должность государственной службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ.

Исключение указано в той же статье 575 ГК РФ: госслужащим и служащим органов муниципальных образований можно преподносить «обычные» подарки не дороже 3000 руб. (на Новый год, 8 марта, 23 февраля, День защиты детей или День учителя и т. п.).

Статья 17 Федерального закона от 27.07.04 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» запрещает госслужащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от граждан и компаний (подарки, денежные средства, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Впрочем, гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить.

Речь идёт именно о подарке, заметьте это! А смысл дарения любого подарка — безвозмездная передача имущества, обязательство передать его, освобождение от передачи и т. д.; короче говоря, это акт, который не предусматривает встречной передачи вещи или прав либо встречного обязательства (ст. 572 ГК РФ).

Когда подарок становится взяткой

Подарок становится взяткой тогда, когда его стоимость превышает установленный законом порог.

Но если условием вручения такого подарка является выполнение одаряемым определённых действий (либо воздержание от них) с использованием служебного положения, то подарок становится взяткой независимо от того, сколько он стоит. Преподнесли, к примеру, чиновнику телефон Vertu, изготовленный из стали с чёрной керамикой (цена у официальных дилеров более 10 000 евро), а он на поверку оказывается изготовленным в Китае и стоит всего-то-навсего 2500 руб.

Вроде бы цена подходящая. Однако если будет доказано, что условием вручения такого телефона выступало, например, получение положительного заключения, необходимого разрешения и т. д., то есть все основания для возбуждения уголовного дела.

Статья 290 Уголовного кодекса

Согласно статье 290 УК РФ получение должностным лицом лично или через посредника взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно и за общее покровительство или попустительство по службе наказывается штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб.

Максимальное наказание — лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет.

Крупный размер взятки (свыше 150 000 руб.), участие в передаче и приёме взятки группы лиц по предварительному сговору, а также сопряжённое с вымогательством — это квалифицирующие признаки преступления, усиливающие ответственность.

Если за взятку совершаются незаконные действия (бездействие), то взяточник может быть наказан лишением свободы от трёх до семи лет с запретом занимать определённые должности или вести определённую деятельность на срок до трёх лет.

Под действиями (бездействием) должностного лица, которые оно должно совершить в пользу взяткодателя, понимаются такие действия, которые он правомочен или обязан был выполнить в соответствии с возложенными на него служебными полномочиями.

Незаконные действия должностного лица не вытекают из его служебных полномочий, совершаются вопреки интересам службы и могут содержать признаки преступления либо иного правонарушения.

Борзыми щенками? Это совсем иное дело.

Бытует мнение, что брать и давать можно, но только не деньгами, а «борзыми щенками» — путёвочку на курорт, КамАЗ щебня, ремонт в квартире. Увы, по смыслу закона предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате, — те же путёвки, ремонты, песок и щебень. А также занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.

Более того, получение таких благ «не себе, а деткам», т. е. родным и близким должностного лица с его согласия либо при отсутствии его возражений, также квалифицируется как получение взятки.

Дача взятки — тоже криминал

Взяткодатель тоже без внимания Уголовного кодекса не остался. Специально для него статья 291 УК РФ предусматривает санкции за дачу взятки должностному лицу лично или через посредника — штраф до 200 000 руб. или лишение свободы до трёх лет.

Взятка должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) влечёт за собой более суровое наказание — штраф до 500 000 руб. или лишение свободы на срок до восьми лет.

Есть два условия, при которых взяткодатель освобождается от уголовной ответственности:

  • имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или
  • взяткодатель добровольно сообщил органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

По поводу второго условия, полагаем, всё понятно. Более того, сообщение (письменное или устное) должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки или коммерческом подкупе стало известно органам власти.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter


Когда я устраивалась на службу в 2009 году, мне удалось с успехом пройти собеседования на должность менеджера с Сбербанке и специалиста в Управлении ПФР в нашем городе. Делая выбор, я вдруг решила, что мне, матери маленького ребенка, будет лучше предпочесть ПФР - отчего-то эта работа ассоциировалась у меня с беспечным просиживанием брюк в офисе, где чахнут пыльные фикусы, а перешагнувшие пенсионный рубеж сонные сотрудники гоняют бесконечные чаи. Нельзя сказать, что я никогда в жизни столь фатально не ошибалась - были в моей жизни ошибки и большие, но это мое представление оказалось совершенно не соответствующим действительности. Хотя, боюсь, многие это мое заблуждение разделяют.

Если бы мне пришлось охарактеризовать эту работу в двух словах, то это было словосочетание: управляемый хаос. Такая сложная структура организации, которая на первый взор представляется бардаком. Это единственная должность в моей трудовой биографии, когда момент - вот, я все сделал и могу, наконец, расслабится, никогда не наступал. Работа была всегда и всегда ее было много. И всегда она была срочной. И на исполнение ее всегда было отведено ограниченное количество времени, которое вот-вот кончалось. И надо было все успевать - закон не знает такого понятия: не успела!

Я была специалистом по назначению и перерасчету страховых (трудовых) пенсий. В мои обязанности входило - принятие заявлений от населения об установлении (перерасчете) пенсии, оценка правоустанавливающих документов, запрос дополнительных документов, корректный ввод данных в программу, расчет пенсии, формирование пенсионного (выплатного) дела (на бумажном носителе и параллельно в электронном виде), ведение выплатного дела (контроль автоматических перерасчетом, корректировок, индексаций и т.п.). Срок выполнения - 10 дней для назначения, 5 для перерасчета. Календарных дней, то есть если часть срока выпадала на выходные, то это мои проблемы. Готовое дело я отдавала на контроль, где главный специалист проверял корректность ввода данных и правильность расчета, и в случае необходимости возвращал обратно на доработку. Раз в два года все назначенные пенсионные дела подвергались ревизионной проверке. Сотрудники Управления ПФР нести материальную ответственность за правильность назначения. Если ревизия выявляла переплату - то есть вы назначали пенсионеру пенсию выше положенного, то переплаченную сумму были обязаны лично возместить ПФР. Если были недоплаты - то доплачивали, но за недоплаты могли лишить премии. Слава Эдварду, он нас на этот счет миловал, и никаких крупных переплат у нас не было. Один раз в складчику 45 тысяч заплатили - ну, у нас были нормальные сотрудники, и было понимание, что от ошибок не застрахован никто, потому мы предпочитали коллективную ответственность за переплаты.

В общем, структура такая - на одного работника по десять проверяльщиков, и в случае ошибки всегда виноват непосредственный исполнитель. Вся эта система порядком меня раздражала (может, от того, что я была именно исполнителем, а не начальством) - Москва выпускает распоряжение, отправляет его на адрес областного отделения, областное отделение - на адрес районных управлений, начальник управления - начальнику отдела, начальник отдела - старшему специалисту, старший специалист - исполнителю. Как бы всегда хотелось сократить эту цепочку.)) Но почему-то под сокращение в рамках оптимизации всегда попадали исполнители, а не начальники. Уже после моего ухода наше Управление "оптимизировали" на минус пять человек. Исполнителей. Как они теперь там справляются, бедные, я ума не приложу. Одно остается - радоваться, что вовремя сбежала.

Как вы, может быть, понимаете, такая атмосфера к расцвету коррупции среди сотрудников ПФР ничуть не располагала. Ничего иного, как назначить и выплатить пенсию в строгом соответствии с действующим законодательством, у нас не было. Но понимания этого момента у нашего народонаселения как-то нет. Удивительно даже - ведь образованные люди, но почему-то считают, что сотрудники ПФР способны каким-то образом обойти закон: перечислить деньги на свой счет, а не пенсионера. Назначить большую пенсию за взятку. И, вообще - "вы тут с каждой пенсии по 5 рублей имеете!" и "Вам кто понравится, тому вы много и назначите!". Все эти претензии выносятся непосредственному исполнителю, работающему с населением - народным избранникам в Госдуму или Исполнительной Дирекции ПФР на улицу Шаболовка в Москве - отправить свой гнев недовольные отчего-то не спешат. Но надо отметить, Управления ПФР не работают с деньгами! Они работают с документами. Откуда такое представление, что деньги у специалиста в тумбочке лежат, и он такой - бац, по собственному хотению каждому отслюнявливает! О, все не так! Хуже нет, чем распоряжаться казенными деньгами. Не такое государство глупое, чтоб позволять каждому вволю от него откусывать. Я не негодую, на самом деле - так оно и должно быть! Просто будучи в свое время жертвой подобных облыжных обвинений во взяточничестве и коррупции, я очень деликатно отношусь к подобным же обвинениям в адрес других. Это только дикие люди, вроде Божены, считают, что во всех госстуктурах раздолье воровать. Но они - толи судят исключительно по себе, толи попросту не понимают, о чем они говорят. К сожалению, адекватное правовое мировоззрение формируется лишь у людей, у которых есть личный опыт работы в госучреждениях.

В целом, правовой нигилизм в нашей стране - это проблема государственного масштаба. Взять, например, отношение к документам. Преобладает злобное: "без бумажки ты букашка", сопровождаемое яростным презрением ко "всяким справкам". Объяснить иногда бывает тяжело, что это не бумажки, а документы, на основании которых вам устанавливается пожизненная финансовая выплата. И размер, и право на пенсию определяются на основании этих вот "бумажек". Вы деньги будете получать, до конца дней своих! Не с потолка же вам пенсию назначать, а на основании представленных правоустанавливающих документов: о стаже, заработке, смене фамилии, наличии детей и т.д. И не надо гордо швырять на стол инспектора помятую, как из зада вытащенную "бумажку". Уважение должно быть. А трудовые книжки? Какие-то покоцанные, бог знает чем облитые, грязные. у некоторых на титульной странице - имя, отчество, фамилия, дата рождения черт весть чьи! Человек всю жизнь работал и не знал, что у него в трудовой не его данные. А должно быть абсолютное соответствие. Более того - в трудовой книжке для принятия стажа к подсчету должны быть корректно сделаны все записи (с номером и датой приказа о принятии/увольнении), читаться все печати и присутствовать все переименования организации-работодателя (если приняты в ООО "ААА", то из него же и уволены, а не из ЗАО "БББ"), не допускаются исправления - либо исправления должны быть грамотно оформлены. Кадровики, надо отдать им должное, тоже по большей части в трудовых как пьяные пишут. Особенно молодые - которые в 2000-ых годах. Человек работает с 2008 года, а приказ о приеме на работу от 2005-ого! Дата приказа о приеме/увольнении - максимум 3 дня от даты приема/увольнения. Вот они нормальные, ваще? Все тяп-ляп, безответственно, на "отвали!" . как индивидуальные сведения сдают - это и вовсе зашибись! Если частная контора, то туши свет (надо отдать должное крупные государственные предприятия и бюджетные организации вроде школ и садиков более-менее корректно ведут документацию) - вот прям если государство не контролирует, так у них, у большинства, все так, на авось. налоги не плачены, сведения не сданы, вместо трудового договора какие-то договора услуг, трудовые оформлены абы как. а ведь от этого зависит размер пенсии, на которую человек будет жить до старости! Неужели нельзя ответственно относится к таким важным вещам? Индивидуальные предприниматели - это просто песня. Там не уплачено, здесь - уплачено не вовремя. как бы это объяснить - в страховой стаж для установления пенсии принимаются только периоды работы, в течении которых начислялись (в идеале и уплачивались) страховые взносы в ПФР. То есть - если вы работали, но не платили, в страховой стаж этот период включен не будет. Если работодатель за вас не отсчитывался - эти разногласия решаются в суде и этот период будет внесен в стаж только по решению суда. Все должно быть корректно и грамотно оформлено, в соответствии с требованиями, предьявляемыми текущим законодательством. Нельзя относится к этому халатно.

Всю историю страны можно прочитать по одной трудовой книжке. Безупречный советский период - что-что, а оформление документации в "совке" было на зависть, архивное хранение - отлично, документы времен войны в лучшем состоянии, чем документы за 90-е годы. Черте чего в "святых" 90-ых, несчастные те люди, которые трудились в те времена во всяких шараш-монтажах, которые по своему банкротству бухгалтерские и кадровые документы, не мудрствуя лукаво, выкинули в помойку - концов потом людям не найти. (( Ну и отчаянная попытка упорядочения в 2000-ых. Еще косовато, но они хотя бы стараются. Сейчас индивидуальные сведения обязали сдавать 4 раза в год. Под страхом тяжких кар и штрафов. Но теперь - с 2002 года трудовая книжка перестала быть основным документом о стаже застрахованного лица, теперь стаж к подсчету определяется по индивидуальным сведениям из общей электронной базы ПФР. У нас есть наши данные, и отпадает нужда в мятых справках из бухгалтерии. Естественно, эти данные только с 2002 года или даты регистрации в ПТК СПУ. Если у вас есть период работы до этого 2002 года, проверьте свою трудовую книжку. Лучше сразу собрать документы, которые возможно потребуются, чем бегать потом.

За что я любила свою работу. назначая пенсию, словно подводишь закономерный итог всей трудовой деятельности человека. У нас в Управлении была примета - если пенсия "идет легко", все документы собраны, все нормально, трудовая в отличном состоянии - то это пенсионер хороший, невредный. Работает много лет в одной организации, имеет нормальный заработок, выходит на коэффициент заработка - 1,4 - назначать одно удовольствие. а есть, конечно, люди, как Собчак, трудной судьбы. Нигде дольше месяца не работают. В трудовой исправление на исправлении, сама она в таком состоянии, что противно в руки взять, чем-то липким облита (надеюсь, хоть не обоссана), там уволены за прогул, тут - за явление на работу в нетрезвом состоянии. наскрести этим людям требуемый стаж, собрать кучу справок. ой! Весь перематеришься, пока назначишь. Но мы всегда стараемся действовать в пользу пенсионера. Ты же видишь этих людей. Этих-то, с трудной судьбой, еще и жалко. с одной стороны, сами виноваты, а с другой - надо ж и им на старости лет на что-то жить. в общем, в каком-то смысле - это еще и трудно психологически, тем более, что пенсии в нашей стране. на них не разгуляешься, скажем так. Те, у кого всю жизнь были приличные заработки и хорошие должности, у тех и пенсия будет приличная - 15-17 тысяч при назначении. Есть еще две категории людей, у который маленькая пенсия - но уже не по их вине. Социальные работники с маленьким окладом, но большим стажем - медсестры, нянечки в детсадах, библиотекари (в общем, обслуживающий персонал из бюджетников, врачи и учителя, кстати, нет). И - те несчастные, которые не смогли найти документы о стаже и заработке. Нет сведений - и все! Не сдали данные в архив, или утерян архив, и ничего не попишешь. Такие ситуации тоже возможны. Несправедливо, зато по закону. Закон и справедливость - разные вещи. Увы.

Вообще, наши законотворцы и мы сосуществуем словно на разных планетах. Закон, что дышло - как повернешь, так и вышло, это реальность, к сожалению. На один закон существует это пятьсот томов правоприменительной практики, которая раз в квартал меняется. То есть мы принимали стаж так, а потом - раз и этак! Иногда все меняется по решению суда, иногда просто толкователи нашего законодательства вдруг не с той ноги встали и решили все переиначить. При чем, такая фигня - закон обратной силы не имеет, то есть назначая пенсию в 2016, например, году - стаж до 1991 года вы будете оценивать по одному закону, с 1991 по 2002 по второму закону, с 2002 по 2014 по третьему закону, а с 2015 по дату назначения - по четвертому закону.)) Вот вы способны уложить в своей голове - с 6 октября 1992 года отпуска без сохранения заработной платы включаются в общий стаж, но исключаются из специального стажа, не более 14 дней в году в общей сложности и не более 14 дней подряд.)) Вот и вводи стажовку, держа в голове - какой стаж в какой период и как учитывается. Особенные заморочки с женщинами - потому как у них декреты и отпуска по уходу, и с лицами, имеющими специальный стаж - там надо делать оценку, какой стаж учесть, как специальный, дающий право на досрочное назначение пенсии, какой -как общий, что исключить и т.д. Ты не можешь самостоятельно повернуть закон, но должен упомнить, в какую сторону его следует заворачивать по последнему прочтению высоколобых консультантов.)) В этом плане опять хочется добрым словом вспомнить Советы, ибо в те времена (и за те времена) все везде включается и не надо морочить себе башку. Это потом капиталисты проклятые уже напридумывали всякого - осталось только специальный стаж по часам начать считать, блин!

Ну и особенно пинка, конечно, заслуживает наше программное обеспечение! По идее - задача специалиста лишь в том, чтоб внести корректно данные о стаже, заработке и взносах в программу, а уж проанализировать и вывести результат она должна сама! Должна, но не обязана. Иногда программа может считать фиг знает что! Дает неправильный размер, и вот хоть ты тресни! То есть любой расчет за программой надо еще и проверять, а то она тебе не такого наворотит. Ну и поскольку законотворцы наши зря без дела не сидят и постоянно что-то придумывают нам новенького, программу постоянно обновляют - иногда на откровенно косячные версии. Которых вдруг почему-то неправильно считает валоризацию, например. Или компенсацию по нестраховым периодам. И это обычное дело, Москва велит провести какой-то массовый перерасчет, привести пенсии в соответствии их каким-то новым придумкам - а программного обеспечения для этого нет! Более того - когда они разрабатывали новую программу, они ее тестирование спустили на места - приходилось назначать пенсию одновременно и в старой, и в новой программах, то есть дублировать собственную работу. А сроки выполнения все те же и ответственность - та же. Весело, да?

Наверное, вас удивит, но в Управлениях ПФР до сих по старинке - шьют дела.)) В прямом смысле - штопальной иглой, нитками и шилом. Помню, свое первое пенсионное дело, я состряпала абы как - страницы из него выпадали, все косо-криво. принесла на контроль, меня спрашивают - почему в таком состоянии? Я говорю - так в компьютере же это все есть! А вот не фига, выплатное дело - велика ценность, его хранят 75 лет. Так что надо делать аккуратненькие такие книжечки, а все документы еще сканировать и делать электронную версию. В планах нашего многоумного руководства, конечно, перевести всю документацию на электронный формат, как это наверняка есть в развитых странах. Но до этого пока еще далеко - во-1, в управлениях большинство все еще старый персонал, которые привыкли к бумажному носителю и считают все еще на калькуляторах, во-2, отцифровка архивов еще только началась и работы непочатый край. По сути дела никакого электронного документооборота нет еще, и ПФР не оставляет без хлеба Почту России.

Оплата труда. оклад составляет 2,5-5 т.р. Но со всеми надбавками и премиями выходит 20 тысяч у специалиста 1 разряда, и где-нибудь может - 100 т.р. у начальника Управления. В крупных городах - выше. Естественно, полный соцпакет. Оплачиваемый отпуск, больничный лист и т.д. Рабочий день, правда, как у царей - ненормированный. Сидеть по вечерам и по выходным - обычное дело. Аврал - перманентное состояние. Те, кто покидает рабочее место точно по графику - считаются классовыми врагами в коллективе. Интернета на рабочем месте, разумеется, нет. Но и времени на него нет. В общем, эта работа требует определенной самоотдачи, хотя достойного материального вознаграждения, а порой и простого человеческого "спасибо" - ни от начальства, ни от "клиентов" не дождешься.

Наверное, на эту тему можно говорить вечно - впечатлений на всю жизнь, но надо уже как-то сворачиваться. Если у вас есть вопросы - могу ответить на них в комментариях. В заключении добавлю - тема пенсий, пенсионного реформирования, недостаточного пенсионного обеспечения, несправедливой социальной политики (все это есть, чего греха таить) чрезвычайно привлекательна для всякого рода политических спекулянтов. И иногда политики говорят такое и дают такие обещания, что становится кристально ясно - что они пенсионные законы с роду не открывали и, в целом, о том, как в РФ организована выплата пенсий имеют слабое представление. Знаете, сотрясать воздух по поводу несчастных пенсионеров, выживающих на 6 тысяч, очень легко, таким образом привлекаешь к себе сердобольных сторонников. Однако проекта реальной пенсионной реформы я не видела ни у кого! Когда ты знаком с матчастью, становится очевидно, что политики считают своих избирателей дураками. (( Никто не вникает в суть вопроса, только горлопанить! Вы всем поднимем все! А про закон, не имеющий обратной силы - ты слышал? Так что - все эти разговоры. даже не в пользу бедных. Просто так.

Читайте также: