Как долго пфр проверяет рсв

Пенсионный фонд РФ (ПФР) контролирует, правильно ли работодатели рассчитывают и платят:

  • пенсионные взносы;
  • взносы на обязательное медицинское страхование.

Такой контроль сотрудники ПФР выполняют в ходе проверок.

Об этом сказано в части 1 статьи 3 и части 1 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды проверок и их периоды

Пенсионный фонд РФ силами своих территориальных подразделений проводит камеральные и выездные проверки организаций (ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И в том и в другом случае цель одна – проверить, правильно ли начислены и уплачены взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование. Но вот периоды, охватываемые такими проверками, как правило, отличаются. Быстро сориентироваться во всех сроках и периодах выездной и камеральной проверок можно по сравнительной таблице . Если выплаты идут не в ПФР, тогда ознакомьтесь, как перевести деньги с негосударственного пенсионного фонда.

В рамках камеральной проверки сотрудники территориального отделения фонда контролируют лишь тот период, за который организация составила и сдала расчет по форме РСВ-1 ПФР (ч. 1 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Например, это расчет РСВ-1 ПФР за девять месяцев 2015 года. Тогда в рамках камеральной проверки данного расчета Пенсионный фонд РФ может проконтролировать, правильно ли начислены взносы только за эти девять месяцев. Хотя в ходе проверки сотрудники фонда могут использовать сведения и за другие отчетные периоды.

А вот в рамках выездной проверки сотрудники фонда вправе проверить период в пределах трех календарных лет. Тех, что предшествуют году, в котором такую проверку назначили (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). И кстати, конкретные периоды выездной проверки должны быть обозначены в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Общий порядок камеральной проверки

Камеральную проверку начнут с того дня, когда страхователь подал в Пенсионный фонд РФ расчет по форме РСВ-1 ПФР . Длиться такая проверка может три месяца с этой даты (ч. 2 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

При проведении камеральной проверки сотрудники фонда руководствуются статьей 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления ПФР от 31 июля 2014 г. № 323р.

Камеральную проверку проводят на территории фонда. Поэтому, кроме самого расчета, сотрудники фонда могут использовать в ходе проверки лишь уже имеющиеся у них документы. К примеру:

  • расчеты страховых взносов, представленные раньше;
  • документы, которые страхователь подал с первоначальными расчетами, – если речь идет о камеральной проверке уточненного расчета;
  • выписки из регистров бухгалтерского или налогового учета;
  • другие документы, полученные от страхователя в порядке, установленном Законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Запросить же дополнительные документы сотрудники фонда вправе, только если в сданной отчетности они выявили какие-либо ошибки или противоречия. В этом случае они могут потребовать от организации устранить эти несоответствия. А также вправе запросить письменные или устные пояснения.

О выявленных ошибках (несоответствиях) проверяющие должны сообщить плательщику. Одновременно они направят требование внести исправления в расчет. Исполнить такое требование необходимо в течение пяти рабочих дней. Срок считайте со дня, следующего за тем, когда организация получила требование по ТКС или лично в руки. Если же требование пришло почтой, то оно считается полученным на шестой день с даты отправки, которая `указана в штампе. Вместе с пояснениями можете дополнительно представить в фонд документы, которые подтверждают достоверность данных. Например, выписки из регистров бухучета.

Такие правила установлены в частях 3–4 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Кроме того, в ходе камеральной проверки сотрудники ПФР могут вызвать плательщика взносов в территориальное отделение фонда для дачи устных пояснений (п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Вызов оформляется письменным уведомлением .

Ситуация: можно ли не исполнять требование Пенсионного фонда РФ представить письменные пояснения, если в этом документе не указаны конкретные ошибки и (или) противоречия, выявленные при камеральной проверке ?

Пенсионный фонд РФ вправе требовать от организации письменные пояснения, только если в отчетности есть ошибки и противоречия. При этом проверяющие обязаны сообщить организации о конкретных выявленных неточностях и одновременно могут потребовать письменные пояснения к ним. Об этом говорится в части 3 статьи 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Когда же ошибок и противоречий нет, у сотрудников фонда нет оснований требовать от страхователя пояснения. А если они все-таки запросили таковые без указания на конкретные ошибки и (или) противоречия, то данное требование можно не исполнять. Оно считается незаконным.

Совет: Ответить на незаконное требование ПФР все же стоит. Напишите, что требовать пояснения сотрудники ПФР могут, только если в расчете есть ошибки и противоречия (ч. 3 ст. 34 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А поскольку в полученном требовании об ошибках ничего не сказано, запрос выглядит необоснованным и организация не может его исполнить.

Общий порядок выездной проверки

Выездные проверки сотрудники фонда проводят, руководствуясь статьей 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ и Методическими рекомендациями, утвержденными распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Такое контрольное мероприятие проходит, как правило, на территории плательщика взносов (т. е. организации-работодателя). Но есть исключение. Если у страхователя нет возможности предоставить помещение для проверки, тогда ее проведут в территориальном отделении ПФР. Об этом сказано в части 1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Выездная проверка начинается с того, что сотрудники ПФР вручают плательщику взносов решение о проведении проверки . В таком документе должны быть обозначены состав проверяющих и проверяемый период, который не может быть больше трех лет (ч. 4–9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Убедитесь, что такое решение есть на руках у проверяющих. А вместе с ним проверьте и служебные удостоверения. Если таких документов у них нет, то вы вправе не пускать с проверкой на территорию организации.

С предъявленным решением надо ознакомиться и поставить свою подпись. После этого сотрудник ПФР вручит требование о представлении документов . Кстати, если проверку проводят совместно с ФСС России, то от каждого фонда должно быть свое требование. И исполнять эти требования придется по отдельности независимо одно от другого. То есть документы нужно будет подготовить в двух экземплярах.

Выездная проверка заканчивается в тот день, когда сотрудники фонда составили справку о ее проведении . В общей сложности выездная проверка не может длиться дольше двух месяцев (ч. 11, 14 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

В отдельных случаях срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев (ч. 11 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Основанием для продления выездной проверки до четырех и (или) шести месяцев может стать:

  • получение в ходе проверки информации, которая свидетельствует о наличии в организации нарушений законодательства о страховых взносах и требует дополнительной проверки;
  • форс-мажорные обстоятельства на территории, где проводится проверка;
  • наличие в составе проверяемой организации четырех и более обособленных подразделений;
  • непредставление (несвоевременное представление) организацией документов, необходимых для проведения выездной проверки.

Об этом говорится в части 11.1 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Чтобы продлить срок выездной проверки, отделение ПФР, которое ее проводит, должно направить мотивированный запрос в вышестоящий орган фонда. На основе этого запроса руководитель (его заместитель) вышестоящего органа примет решение о продлении выездной проверки или откажет в таком продлении.

Такой порядок предусмотрен в части 11.2 статьи 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Виды выездных проверок

Выездные проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые выездные проверки территориальные отделения ПФР могут проводить только совместно с территориальными отделениями ФСС России. План-график таких проверок на каждый отчетный период можно найти на портале своего регионального отделения ФСС России. Учитывайте, что в этот график могут вноситься изменения.

Внепланово выездные проверки проводят лишь в определенных случаях. Например, при ликвидации или реорганизации организации. Об этом сказано в письме Минздравсоцразвития России от 22 февраля 2011 г. № 19-5/10/2-1748. Внеплановые проверки и ПФР, и ФСС России могут проводить отдельно.

Кстати, в совместных проверках, помимо сотрудников фондов, могут принимать участие еще и налоговые инспекторы. Их привлекают, чтобы проверить обоснованность применения пониженных тарифов страховых взносов, если организация:


Такой порядок установлен пунктом 2 части 5 статьи 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Какие документы может требовать ПФР при выездной проверке

Пенсионный фонд РФ может требовать от плательщика страховых взносов копии документов, которые:

  • являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов;
  • подтверждают правильность расчета и уплаты страховых взносов.

Об этом сказано в пункте 1 части 1 статьи 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Например, сотрудники ПФР могут требовать копии расчетных, расчетно-платежных, платежных ведомостей, документы, подтверждающие занятость во вредных условиях труда, договоры гражданско-правового характера и т. д.

Требовать документы, которые не имеют отношения к предмету проверки, сотрудники фонда не вправе (п. 2.3 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 5 мая 2010 г. № 120р). Например, они не могут требовать налоговые декларации, в которых фиксируются суммы страховых взносов.

Перечень документов, которые сотрудники фонда могут истребовать в ходе выездной проверки, приведен в пункте 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р. К ним, в частности, относятся:

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • бухгалтерская отчетность, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
  • регистры бухгалтерского (налогового) учета по расчетам с персоналом и подотчетными лицами, по социальному страхованию и обеспечению, по учету денежных средств;
  • карточки индивидуального учета начисленных выплат (вознаграждений) и страховых взносов;
  • организационно-распорядительные документы, договоры и дополнительные соглашения к договорам (приказы, коллективные договоры, трудовые договоры и т. д.);
  • банковские и кассовые документы;
  • первичные документы, подтверждающие выплаты персоналу (например, ведомости по начислению и выдаче зарплаты, расходные кассовые ордера, ведомости на выдачу аванса, зарплаты, премий и других вознаграждений, выписки банка по зачислению денежных средств на банковские карточки и счета физических лиц).

Дополнительно в ходе выездной проверки могут быть запрошены копии документов индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Перечень документов, подлежащих проверке, приведен в приложении 1 к Методическим рекомендациям, утвержденным распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Ситуация: может ли Пенсионный фонд РФ при проверке произвести выемку документов?

Перечень контрольных мероприятий, которые могут проводить должностные лица Пенсионного фонда РФ при выездной проверке, определен в статьях 36–37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Среди них:

  • доступ на территорию плательщика взносов;
  • истребование документов для проведения проверки.

Закон не дает сотрудникам ПФР права на выемку документов. Поэтому, даже если у них есть основания считать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты или изменены, проводить такое мероприятие (в отличие от налоговых инспекторов) сотрудники фонда не могут.

Как подать документы по требованию ПФР

Представить копии документов по требованию проверяющих можно как на бумаге, так и в электронном виде. Бумажные копии нужно заверить. Для этого на них нужно сделать надпись «Верно», указать должность лица, заверившего копию, его личную подпись и расшифровку подписи (инициалы и фамилию), поставить дату заверения и печать организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003, утвержденного постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст.

Заверить нужно каждую копию документа. Заверять подшивки, состоящие из копий нескольких документов, нельзя.

Документы, которые были истребованы в ходе проверки, нужно представить в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Внимание: если не представить документы по требованию проверяющих в течение 10 рабочих дней, то организацию или предпринимателя оштрафуют на 200 руб. за каждый неподанный документ (ст. 48 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). А ответственному сотруднику организации, в частности, ее руководителю, грозит денежное наказание в размере от 300 до 500 руб. (ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).

Оформление результатов проверок

Результаты камеральной и выездной проверок сотрудники фонда оформляют по-разному.

Если по итогам камеральной проверки сотрудники ПФР не нашли ошибки, то акт проверки они не составляют и о таких результатах плательщику не сообщают. Если же есть нарушения, то проверяющие оформляют акт камеральной проверки . Они должны это сделать в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки.

Для выездной проверки иначе. В последний ее день проверяющие составляют справку о проведенной проверке . Далее в течение двух месяцев с даты оформления справки сотрудники ПФР составляют акт выездной проверки .

Формы актов проверок и требования к их содержанию установлены Постановлением Правления ПФ РФ от 11.01.2016 N 1п . О сроках и способах вручения акта проверки см. Как оформляются результаты проверок внебюджетных фондов .

Не согласны с актом проверки или с его отдельными частями? Тогда в течение 15 рабочих дней со дня получения акта можете представить в территориальное отделение фонда свои письменные возражения (ч. 5 ст. 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Руководитель или заместитель руководителя территориального отделения фонда должен сообщить о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Он обязан сделать это, даже если возражений нет. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Ситуация: может ли территориальное отделение Пенсионного фонда РФ рассматривать материалы камеральной проверки в отсутствие представителей организации ?

Да, может, но только при условии, что плательщик взносов извещен о рассмотрении материалов.

Плательщик страховых взносов имеет право участвовать в рассмотрении материалов проверки (ч. 3 ст. 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Сотрудники фонда обязаны сообщить организации о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Такой вывод следует из части 5 статьи 38 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Если организация не извещена о времени и месте рассмотрения материалов, то решение, принятое по результатам такого рассмотрения, может быть обжаловано в суде. Как правило, арбитражные суды признают такие решения недействительными (см., например, определение ВАС РФ от 28 мая 2012 г. № ВАС-6248/12, постановления ФАС Уральского округа от 4 апреля 2012 г. № Ф09-1776/12, Уральского округа от 24.10.2011 № Ф09-6782/11 по делу № А60-4659/2011, Дальневосточного округа от 28 февраля 2012 г. № Ф03-374/2012).

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель или заместитель территориального отделения ПФР выносит одно из двух возможных решений:

Решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней по истечении срока, отведенного на подачу возражений по акту.

Такой порядок следует из частей 1 и 8 статьи 39 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Решение территориального отделения Пенсионного фонда РФ можно обжаловать в региональном отделении или в суде. Причем сделать это можно как одновременно, так и последовательно (ч. 2 ст. 54 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Распоряжением ПФР от 31.07.2014 № 323р утверждены методические рекомендации:

  • по проверке расчета по форме РСВ-1 ПФР (приложение 1 к документу) (далее –Методические рекомендации);
  • по проверке сочетаний видов стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии (приложение 2).
Ранее изданное Распоряжение ПФР от 04.03.2014 № 88р утратило силу. Новый документ применяется с 1 января 2014 года. Рассмотрим основные положения нового документа.

Согласно ст. 5 Закона о страховых взносах [1] государственные (муниципальные) учреждения являются плательщиками страховых взносов. В силу ст. 15 данного закона плательщики страховых взносов обязаны представить расчет по форме РСВ-1 ПФР не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Поскольку представление отчетности за IIIквартал 2014 года приходится на субботу – нерабочий выходной день, то предельный срок сдачи переносится на понедельник 17.11.2014. Расчет должен быть представлен в территориальный орган ПФР, в котором зарегистрировано учреждение, по форме, утвержденной Постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 № 2п. Отметим, что данным документом также утвержден Порядок заполнения формы расчета РСВ-1(далее – Порядок № 2п).

Напомним, что в силу ст. 34 Закона о страховых взносах ПФР осуществляет камеральную проверку представленных плательщиками страховых взносов расчетов РСВ-1. Контрольная процедура проводится уполномоченными должностными лицами ПФР в соответствии с их служебными обязанностями в течение трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета РСВ-1. При наличии в расчете ошибок отчетность (в том числе представленная в электронном виде) не будет принята территориальным органом ПФР.

Кратко о разделах расчета РСВ-1

Титульный лист, разд. 1, 2 расчета заполняются и представляются всеми плательщиками, состоящими на регистрационном учете в территориальном органе ПФР.

Раздел 6 расчета представляет собой сведения персонифицированной отчетности на каждое застрахованное лицо, в отношении которого плательщиком страховых взносов осуществлялись выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам. Следовательно, он также будет заполняться всеми плательщиками страховых взносов и количество страниц данного раздела будет определяться количеством застрахованных лиц по всей организации.

Разделы 3, 4, 5 заполняются только теми плательщиками страховых взносов, у которых имелись для этого основания.

В частности, разд. 3 заполняется организациями, применяющими пониженные тарифы в соответствии со ст. 58 Закона о страховых взносах.

Раздел 4 расчета заполняется и представляется учреждениями, заполнившими строку 120 разд. 1 данного расчета, то есть теми организациями, которые производили доначисления страховых взносов с начала отчетного периода.

Раздел 5 расчета заполняется и представляется организациями, производящими выплаты в пользу студентов, обучающихся по очной форме, за деятельность, осуществляемую в студенческих отрядах.

Ниже рассмотрим, на что следует обратить внимание при заполнении обязательных разделов расчета РСВ-1.

Титульный лист расчета РСВ-1

Представим их в форме таблицы.

Наименование поля

Соответствие проверяемого элемента

Должен состоять из 12 цифр по формату XXX-XXX-XXXXXX

Должен быть указан код из 3 цифр – 000, 001, 002 и т. д.

Код должен быть из одной цифры 1, 2 или 3, если в поле «Номер корректировки» указан код со значением больше 000.

Если тип корректировки «1», то хотя бы одно значение в графах 3 – 7 строк 141, 142, 143 вводимого РСВ-1 должно отличаться от соответствующих значений последнего предоставленного перед вводимым расчетом за этот период.

Если тип корректировки «1» или «3», то ни одно значение в графах 3 – 7 строк 111, 112, 113 вводимого РСВ-1 не должно отличаться от соответствующих значений последнего предоставленного перед вводимым расчета за этот период

Может иметь значение «пусто» или «Л».

Если поле заполнено:

– дата снятия с учета должна попасть в период, за который представлен РСВ-1;

– статус плательщика страховых взносов должен быть 04, 05 или 08

Данное поле должно быть заполнено в русской или латинской транскрипции

Должен иметь только 10 или 12 символов. Номер указывается в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе

Должен состоять из 9 цифр либо иметь значение «пусто»

Данное поле должно иметь значение, равное значению «Итого» графы 4 подразд. 2.5.1

В полях «Плательщик страховых взносов», «Представитель плательщика страховых взносов», «Правопреемник» в случае подтверждения достоверности и полноты сведений в расчете должны быть проставлены следующие цифровые обозначения (п. 5.13 Порядка № 2п):

  • при подтверждении руководителем организации – цифра 1;
  • при подтверждении представителем плательщика страховых взносов – цифра 2;
  • при подтверждении правопреемником плательщика страховых взносов – цифра 3.
Как правило, на практике данное поле заполняется вручную, поэтому чаще всего оно бывает либо не заполнено, либо с проставленным неверным цифровым значением.

В поле «Ф. И. О. руководителя организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, представителя плательщика страховых взносов – физического лица» при подтверждении достоверности и полноты сведений в расчете РСВ-1:

  • руководителем организации – плательщиком (правопреемником) указываются фамилия, имя, отчество руководителя организации полностью в соответствии с документом, удостоверяющим личность;
  • представителем плательщика (правопреемника) – физическим лицом указываются фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица полностью в соответствии с документом, удостоверяющим личность.
При заполнении данного поля чаще всего выявляются ошибки в фамилии, имени, отчестве либо проставление инициалов имени и отчества физического лица.

В поле «Документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика страховых взносов» указывается вид документа, подтверждающего полномочия представителя плательщика (правопреемника). Чаще всего данное поле не заполняется, хотя обязательность проставления необходимых реквизитов установлена Порядком № 2п. в случаях, если расчет РСВ-1 в органы ПФР сдает представитель плательщика страховых взносов.

Раздел 1 расчета РСВ-1

В соответствии с п. 7.1 Порядка № 2п для форм отчетности, представляемых медицинским учреждением за отчетные (расчетные) периоды 2014 года, при заполнении строки 100 должны выполняться следующие контрольные соотношения.

Код графы

Значение

Показатели, с которыми производится сопоставление

Строка 150 граф 4 – 6 расчета за предыдущий расчетный период

Строка 150 графы 3 расчета за предыдущий расчетный период в случае наличия переплаты за предыдущий расчетный период

Строка 150 графы 3 расчета за предыдущий расчетный период при наличии задолженности

Строка 150 графы 7 расчета за предыдущий расчетный период

В пункте 1.2 Методических рекомендаций даны основные контрольные показатели по разд. 1 расчета РСВ-1, приведем некоторые из них.

Код графы

Значение

Показатели, с которыми производится сопоставление

Строка 120

Значению, указанному в строке «Итого доначислено» графы 6 разд. 4

Значению, указанному в строке «Итого доначислено» графы 8 разд. 4

Значению, указанному в строке «Итого доначислено» графы 10 разд. 4

Сумме значений, указанных в строке «Итого доначислено» граф 11 и 13 разд. 4, с кодом основания «1» в графе 3

Сумме значений, указанных в строке «Итого доначислено» граф 12 и 13 разд. 4, с кодом основания «2» в графе 3

Значению, указанному в строке «Итого доначислено» графы 14 разд. 4

Строка 140

Сумме платежей плательщика, поступивших за отчетный период вводимого РСВ-1, по КБК ПФР страховой части трудовой пенсии

Сумме платежей плательщика, поступивших за отчетный период вводимого РСВ-1, по КБК ПФР накопительной части трудовой пенсии

Сумме платежей плательщика, поступивших за отчетный период вводимого РСВ, по КБК взносы по дополнительному тарифу (пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ)

Сумме платежей плательщика, поступивших за отчетный период вводимого РСВ, по КБК взносы по дополнительному тарифу (пп. 2 – 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ)

Сумме платежей плательщика, поступивших за отчетный период вводимого РСВ по КБК ФФОМС и ТФОМС

Не больше значения графы 4 строки 100

Обратите внимание

Значение строки 140 должно быть равно строке 140 по соответствующим графам РСВ-1 за предыдущий отчетный период + строка 144.

Раздел 2 расчета РСВ-1

Подраздел 2.1 заполняют все плательщики страховых взносов.

Подразделы 2.2, 2.3 и 2.4 заполняются организацией в случае уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в отношении выплат отдельным категориям работников.

Подраздел 2.5заполняется государственными (муниципальными) учреждениями, заполнившими разд. 6 расчета РСВ-1 ПФР. Он содержит данные о пачках документов.

При заполнении подразд. 2.1 нужно учитывать следующее.

В соответствии с п. 9.1 Порядка № 2п в поле «Код тарифа» нужно указать код тарифа (коды тарифов приведены в приложении 1 к данному порядку). Например, бюджетное учреждение, применяющие общую систему налогообложения, указывает код тарифа «01». Если в течение отчетного периода применялось более одного тарифа, в расчет РСВ-1 ПФР включается столько страниц подразд. 2.1, сколько тарифов применялось в течение отчетного периода. При этом значения строк 200 – 215 для включения в состав других разделов расчета определяются как сумма значений по соответствующим строкам для каждой таблицы подразд. 2.1, включенной в отчетную форму.

В строках 200 – 206 подразд. 2.1 формы РСВ-1 ПФР отражаются расчет облагаемой базы и начисленные взносы по обязательному пенсионному страхованию:

  • всего с начала года (графа 3);
  • за каждый из последних трех месяцев (графы 4 – 6).
В строках 210 – 215 подразд. 2.1 формы РСВ-1 ПФР отражаются расчет облагаемой базы и начисленные взносы по обязательному медицинскому страхованию:

  • всего с начала года (графа 3);
  • за каждый из последних трех месяцев (графы 4 – 6).
В пункте 1.3.1 Методических рекомендаций даны основные контрольные показатели по подразд. 2.1 разд. 2 расчета РСВ-1, приведем некоторые из них.

Код графы (строки)

Значение

Показатели, с которыми производится сопоставление

1. В таблице 2.5.1 «Перечень пачек документов исходных сведений индивидуального (персонифицированного) учета» должны содержаться данные о пачках сведений индивидуального (персонифицированного) учета с типом корректировки «исходная». При этом количество заполненных строк должно соответствовать количеству пачек разд. 6 с типом корректировки сведений «исходная».

В соответствии с п. 1.3.5 Методических рекомендаций должны выполняться следующие контрольные соотношения.

Код графы

Показатели, с которыми производится сопоставление

Сумма строк графы 5 (401, 402, 403, 411, 412, 413 и т. д.) подразд. 6.4

(по строке «Итого»)

Значение графы 3 по строке 114 разд. 1, уменьшенное на значения граф 4 – 6 по строке 206 подразд. 2.1

(по строке «Итого»)

Сумма граф 4 – 6 по строке 204 подразд. 2.1 расчета по всем кодам тарифов

(по строке «Итого»)

Количество застрахованных лиц, на которых заполнены разд. 6

При представлении корректирующих сведений за периоды с 2010 по 2013 год в составе расчета РСВ-1 ПФР указанные формы подаются в соответствии с правилами их представления (сопровождаются описью), форма АДВ-6-2 не представляется.

Согласно п. 1.3.6 Методических рекомендаций должны выполняться следующие контрольные соотношения.

Код графы

Значение

Наименование проверяемого элемента

(по строке «Итого»)

Графа 3 по строке «Итого» подразд. 6.6

(по строке «Итого»)

Графа 4 по строке «Итого» подразд. 6.6

(по строке «Итого»)

Графа 5 по строке «Итого» подразд. 6.6

(по строке «Итого»)

Количество застрахованных лиц, на которых заполнены разд. 6 с подразд. 6.6

Раздел 6 расчета РСВ-1

Основные требования к заполнению разд. 6 расчета РСВ-1 ПФР приведены в п. 33Порядка № 2п.

Отметим, что пачки, содержащие корректирующие или отменяющие сведения по формам СЗВ-6-1, СЗВ-6-2, СЗВ-6-4, должны содержать формы с одним типом договора и одним кодом категории застрахованного лица.

Основные элементы логического контроля, приведенные в п. 1.7.1 – 1.7.8 Методических рекомендаций.

Подраздел

Наименование проверяемого элемента

Заполняется плательщиком в именительном падеже. В графах 1 – 3 указываются фамилия, имя и отчество застрахованного лица, на которое заполняется разд. 6. Данные элементы должны быть заполнены в русской транскрипции.

В графе 4 проставляется страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СНИЛС). Обратите внимание: СНИЛС состоит из 11 цифр

В полях «Отчетный период (код)», «Календарный год» указывается период, за который представляется расчет РСВ-1 ПФР. Элемент «Отчетный период» заполняется цифрами (3, 6, 9, 0)

Соответствующий вид представляемых сведений в отведенных полях («исходная», «корректирующая», «отменяющая») отражается символом «Х». При этом указывается только одно из перечисленных значений.

Поля «Отчетный период (код)», «Календарный год» заполняются только в формах с типом «корректирующая» или «отменяющая»

В нем отражается сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов – страхователями в пользу физического лица, при указании нескольких кодов категорий застрахованного лица количество строк в подразд. 6.4 должно быть соответствующим образом увеличено.

Если в подразд. 6.8 содержатся записи в графах 2 и 3, которые не сопровождаются записью с кодом, например «ДЕКРЕТ», «ДЕТИ», обязательно наличие значения в графе 4 по строкам 401 – 403 подразд. 6.4

В подразделе указывается сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных по всем тарифам в последние три месяца отчетного периода с выплат и иных вознаграждений, не превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов, в рублях и копейках.

Значение, указанное в подразд. 6.5 по всем разд. 6, входящим в пачку (не более 200 штук), должно быть равно значению, приведенному в строке, соответствующей пачке, в графе 3 подразд. 2.5.1.

При наличии записи в подразд. 6.5 обязательна запись в графе 5 любой из строк (или во всех строках): 401, 402, 403, 411, 412, 413 и т. д. подразд. 6.4 расчета РСВ-1 ПФР.

По всем разд. 6 значение, указанное в подразд. 6.5, должно быть равно сумме значений, указанных в графе 5 по строкам 401, 402 и 403 (411, 412, 413 и т. д. (зависит от количества тарифов страховых взносов)), умноженных на соответствующий текущему периоду тариф страховых взносов

Этот подраздел заполняется в формах с типом сведений «исходная» в случае, если в последние три месяца отчетного периода плательщик страховых взносов корректирует данные, представленные в предыдущие отчетные периоды

В нем указывается сумма выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов – страхователями в пользу физического лица, занятого на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии, за последние три месяца отчетного периода, с помесячной разбивкой в рублях и копейках. При указании нескольких кодов специальной оценки условий труда количество строк в подразд. 6.7 должно быть соответствующим образом увеличено

В подразделе 6.8 приводятся данные о периоде работы за последние три месяца отчетного периода. В случае если в строке подразд. 6.8 графы 5 или графы 8 одновременно указаны коды «ВРНЕТРУД», «ДЕКРЕТ», «ДЛОТПУСК», «ВАХТА» или сочетание кодов «27-1» и «27-11», «27-14» и «27-2» вместе с позицией списка 23307000-17541, проверка не проводится

В заключение отметим: если государственное (муниципальное) учреждение обнаружило ошибки, факты неотражения и неполноты отражения сведений или недостоверные сведения 1-го числа третьего календарного месяца, следующего за отчетным периодом, и позднее, применяется упрощенный порядок внесения изменений. В соответствии с разъяснениями ПФР, приведенными в Письме от 25.06.2014 № НП-30-26/7951, в случае обнаружения в отчете ошибок или неполноты отражения сведений следует отражать данные в строке 120 и разд. 4 расчета РСВ-1 ПФР с типом корректировки «корректирующая» или «отменяющая» в отчетном периоде, в котором были обнаружены ошибки, при этом не указывая одновременно эти же изменения в уточненном расчете за период, в котором были допущены указанные ошибки.

В части заполнения данного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам следует обратить внимание, что показатели строки 120 и разд. 4 заполняются за отчетный период нарастающим итогом с начала расчетного периода. Показатель «Период, за который выявлены и доначислены взносы», представленный ранее в один из отчетных периодов, в дальнейшем отражается в разд. 4 весь расчетный период.

[1] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Как только вы становитесь работодателем, готовьтесь к проверкам со стороны Пенсионного Фонда России (ПФР) и Фонда Социального Страхования (ФСС). Проверяют в первую очередь отчетность — сходится ли она с контрольными показателями. Так же проверяется, применяете ли вы льготы, специальные пониженные тарифы и возмещаете ли денежные средства из фондовых бюджетов.

Рассмотрим подробнее суть этих проверок и требования фондов к работодателям. Отдельно расскажем про камеральные проверки, отдельно — про выездные.

Камеральные проверки ПФР и ФСС

Камеральные проверки касаются любых документов (отчетов), которые работодатель предоставляет в ПФР и ФСС. Они проводятся исключительно по данным отчетного периода.

Длительность проверки — 3 месяца с момента отправки отчетности. Если вы, к примеру, отправили квартальный отчет в конце апреля, результаты проверки могут прийти только в конце июля.

Срок ответа от работодателя — 5 дней с момента получения требований по результатам проверки. Требования вам могут пояснить устно — это решение Фонд примет самомтоятельно, после чего пригласит вас на встречу (ч. 3–4 ст. 34 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

По результатам камеральной проверки к вам может приехать выездная проверка, которая затронет уже 3 календарных года года (ч. 9 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Решение о проверке принимает Фонд: без решения выездная проверка не проводится.

Выездные проверки Пенсионного Фонда и ФСС


Сроки выездных проверок прописываются изначально в решении о ее проведении (п. 3 ч. 4 ст. 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Стандартный срок проведения выездной проверки — до 2 месяцев. В некоторых частных случаях срок может быть продлен до полугода.

Проверка ФСС: на что обращают внимание

Фонд Соцстрахования проверяет, как вы начисляете и уплачиваете взносы по видам страхования, выплачиваете компенсации родителям детей-инвалидов, больничные пособия и т п. Также анализируются ваши цели использования средств на выплату пособий.

Сотрудники ФСС уделяют особое внимание проверке отчета 4-ФСС.

После того, как данные были проанализированы, ответственные сотрудники Фонда составляют акт.

Внеплановые проверки ФСС

Большинство выездных проверок запланированы, и часто проходят вместе с проверками ПФР, так сказать «с двух сторон». Но в некоторых случаях проверки проходят незапланировано:

Специалисты Фонда потребуют от вас, проверяемой организации, представить заверенные копии документов, в которых расписаны расчеты и информация об уплате страховых взносов (п. 1 ч. 1 ст. 29 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Вас могут попросить показать кадровые документы (трудовые книжки, табели, договоры ГПХ), зарплатные ведомости, документы по больничным, различные производственные акты и т п. Вы должны представить все документы в 10-дневный срок после получения требования (п. 4 ч. 2 ст. 28, ч. 5 ст. 37 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).

Проверка ПФР: что нужно представить

Пенсионный Фонд смотрит, как вы рассчитываете и уплачиваете взносы на пенсионное и обязательное медицинское страхование.

Согласно п. 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 03.02.2011 № 34 Р, вас могут попросить показать учредительные документы, приказы по учетной политике, различные лицензии, расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, бухгалтерский баланс, вписку из банка и т п.

Кто находится в зоне особого внимания ПФР и ФСС?

В письме ПФР № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010 детально описано, по какому принципу Фонды отбирают организации для проверок. Эти проверки не являются спонтанными.

Например, фонды обращают внимание на те компании, которые:

  • Имеют необлагаемые выплаты;
  • Применяют пониженные тарифы;
  • Имеют обнаруженные ошибки в расчетах по итогам камеральных проверок;
  • Не платят взносы несколько периодов подряд;
  • Постоянно исправляют отчеты, вносят корректировки и т п.

Мы рекомендуем сдавать отчеты без опозданий, проверять все расчеты и всегда иметь в наличии документы, эти расчеты подтверждаюшие и обосновывающие.

Автор статьи: Борис Юзефпольский

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и пособий и отправки отчетности в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат. Сервис подходит для совместной работы бухгалтера и директора.

Читайте также: