Как финансовому управляющему узнать снилс должника

В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» Федеральная служба судебных приставов создает и ведет банк данных исполнительных производств в электронном виде. Согласно с Порядком создания и ведения банка данных в исполнительном производстве Федеральной службы судебных приставов в электронном виде общедоступная часть Банка данных публикуется на официальном сайте ФССП России.

Сведения, указанные в части 3 статьи 6.1 от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», являются общедоступными до дня окончания или прекращения исполнительного производства, за исключением сведений о возвращении исполнительного документа взыскателю по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона, или об окончании исполнительного производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6 и 7 части 1 статьи 47 Федерального закона, которые являются общедоступными в течение трех лет со дня окончания исполнительного производства.

Согласно части 3 статьи 6.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в общедоступной части Банка данных не публикуются требования, содержащиеся в исполнительных документах, выданных на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети «Интернет».

Для работы с банком нужно выбрать подраздел – поиск по физическим лицам, либо поиск по юридическим лицам. В разделе «Территориальные органы» указывается регион официальной регистрации физического лица, место пребывания или местонахождения его имущества, место регистрации в ИФНС юридического лица, местонахождения его имущества или адрес его представительства или филиала (например Алтайский край).

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство может быть передано в другое подразделение судебных приставов. По решению Директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации исполнительное производство может быть передано в Управление по исполнению особо важных исполнительных производств. В этом случае: в разделе «Территориальные органы» указывается – Управление по исполнению особо важных исполнительных производств.

Дата рождения для физического лица не является обязательной для заполнения. В случае совпадения данных для более точной идентификации Вы можете заполнить поле в формате ДД.ММ.ГГГГ.

При наличии сведений о номере исполнительного производства Вы можете получить информацию из банка данных исполнительных производств через раздел «Поиск по номеру исполнительного производства».

При наличии сведений о номере исполнительного документа Вы можете получить информацию из банка данных исполнительных производств через раздел «Поиск по номеру исполнительного документа».

ФССП России не хранит и не передает третьим лицам персональные данные, введенные пользователями в форму поиска.

Сервис «Банк данных исполнительных производств» предоставляется только на официальном сайте ФССП России по адресу http://fssp.gov.ru/iss/ip/ и разделах территориальных органов ФССП России, расположенных в доменах четвертого уровня r**.fssp.gov.ru/iss/ip/.

Федеральная служба судебных приставов рекомендует гражданам и представителям юридических лиц, обнаруживших себя в банке данных исполнительных производств, оплатить задолженность посредством портала Госуслуг или скачать и распечатать квитанцию для оплаты.

Для оплаты задолженности посредством портала Госуслуг необходимо быть зарегистрированным пользователем портала Госуслуг. Описание регистрации Упрощенной учетной записи пользователя портала Госуслуг размещено в разделе «Частые вопросы» портала Госуслуг.

Запись в Банке данных будет удалена или изменена (в случае частичного погашения задолженности) в течение 3 – 7 дней с момента оплаты, так как денежные средства должны поступить на депозитный счет отдела судебных приставов, распределены, перечислены взыскателю.

При возникновении дополнительных вопросов можно обратиться непосредственно в подразделение судебных приставов по указанному адресу, телефону в целях получения информации о поступлении денежных средств или о принятых и возможных мерах принудительного исполнения, таких как, например, временное ограничение на выезд за пределы Российской Федерации.

Для уточнения характера и основания принятых решений о взыскании административных штрафов и налоговых платежей ФССП России предлагает обращаться в уполномоченный орган, принявший соответствующее решение, или получить информацию на официальном сайте Госавтоинспекции МВД России, либо Федеральной налоговой службы.

Информацию о ходе исполнительного производства Вы можете получить, обратившись на Единый портал государственных услуг по адресу: https://www.gosuslugi.ru/structure/10000001012

Возможность получить информацию о наличии/отсутствии задолженности есть у пользователей социальных сетей «В контакте» и «Одноклассники» через специальное приложение «Банк данных исполнительных производств».

Также получить информацию о наличии/отсутствии задолженности можно с мобильных устройств, использующих следующие портативные операционные системы: Android, iOS и Windows Phone. Приложение легко найти и установить на соответствующих системах из «магазинов» приложений Windows на Windows Phone, из Google Play на Android, из App Store на iOS, набрав в поиске: «фссп».

Приложения для социальных сетей и мобильных устройств позволяют не только однократно получить информацию о наличии/отсутствии задолженности по исполнительным производствам, но и подписаться на получение данных сведений постоянно. Подписавшись, Вы будете получать уведомления о появлении новой задолженности или об изменениях в уже имеющейся.

*В случае установления факта наличия возбужденного исполнительного производства при проверке задолженности через сервис «Банк данных исполнительных производств» или через единый портал государственных услуг (ЕПГУ) в отношении должника с идентичными ФИО, датой рождения, во избежание ошибочной идентификации физического лица как должника по исполнительному производству и применению к нему мер принудительного исполнения (наложения ареста на счета, ограничения права регистрации транспортного средства и т.д.) граждане могут обратиться к судебному приставу-исполнителю, возбудившему исполнительное производство, и предоставить документы, позволяющие однозначно идентифицировать гражданина (копия паспорта, СНИЛС, ИНН).

В случае если с банковского счета гражданина списаны денежные средства, либо в отношении него применены иные меры принудительного исполнения (ограничение на проведение действий по регистрации имущества и пр.), а исполнительное производство возбуждено в отношении однофамильца с идентичной датой рождения, необходимо в сервисе «Банк данных исполнительных производств» получить сведения о структурном подразделении территориального органа ФССП России, фамилии имени отчестве, телефоне должностного лица, возбудившего исполнительное производство. Проверку рекомендуется проводить по всем территориальным органам ФССП России.

После получения необходимых сведений из «Банка данных исполнительных производств» необходимо обратиться к судебному приставу-исполнителю, возбудившему исполнительное производство, с заявлением об ошибочной идентификации гражданина как должника по исполнительному производству, с приложением документов, позволяющих однозначно идентифицировать его (копия паспорта, СНИЛС, ИНН), для отмены наложенных ограничений, по возможности уведомить судебного пристава-исполнителя по телефону.

1. Что такое СНИЛС и зачем он нужен?

Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) присваивается каждому человеку один раз и является уникальным. При регистрации территориальный орган Пенсионного фонда России (ПФР) открывает ваш индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. На этот счет поступают все взносы, уплаченные работодателем в страховую и накопительную части пенсии. Кроме того, система пенсионного страхования содержит информацию о вашем трудовом стаже, которая необходима в дальнейшем при назначении пенсии.

При регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета заявитель получит электронное или бумажное уведомление, содержащее страховой номер.

2. Как получить СНИЛС?

Сделать это можно:

  • при устройстве на работу через работодателя;
  • в отделении ПФР;
  • в центре госуслуг «Мои документы».

3. Какие нужны документы?

Для получения СНИЛС вам нужно будет заполнить анкету, указав в ней:

  • информацию о документе, удостоверяющем личность;
  • фамилию, имя, отчество;
  • гражданство;
  • адрес постоянного места жительства.

При оформлении документа в отделении ПФР или через работодателя, кроме анкеты, никаких документов не потребуется. Если вы хотите получить уведомление через центр госуслуг «Мои документы», нужно будет представить:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт; для детей, не достигших возраста 14 лет, — свидетельство о рождении);
  • документ, удостоверяющий личность законного представителя (родителя, усыновителя, опекуна и тому подобное), — для граждан, не достигших возраста 14 лет.

Если документы подает ваш представитель, ему также потребуется доверенность.

4. Когда я получу СНИЛС?

Если вы оформляете документ через работодателя, он в течение двух недель должен отправить ваши данные и заполненную анкету в территориальный орган ПФР. Уведомление, содержащее СНИЛС, сформируют в течение 5 дней, после чего передадут работодателю, который, в свою очередь, выдаст его вам.

Если вы получаете СНИЛС самостоятельно, обратитесь:

5. Где узнать СНИЛС?

  • если у вас есть свидетельство пенсионного страхования (зеленая пластиковая карточка), посмотрите на лицевую сторону свидетельства, где указаны ваши фамилия, имя и отчество. Сверху над этими данными видна последовательность цифр — это и есть ваш страховой номер индивидуального лицевого счета, или СНИЛС. Например: 129-653-523-69;
  • обратитесь в отделение ПФР по месту жительства;
  • обратитесь в бухгалтерию по месту текущей или предыдущей работы, куда вы предоставляли копию страхового свидетельства при трудоустройстве;
  • зайдите в личный кабинет на сайте ПФР.

6. Как восстановить утраченное свидетельство со СНИЛС?

Страховое свидетельство со СНИЛС (зеленая пластиковая карточка) восстановлению или обмену не подлежит. Вместо него вы можете получить уведомление, содержащее СНИЛС (в электронной форме или на бумажном носителе). Электронное уведомление будет доступно в личном кабинете. Для получения бумажной версии обратитесь:

  • к работодателю (если вы трудоустроены). Работодатель должен передать заявление в ПФР в течение двух недель;
  • в клиентскую службу или управление Пенсионного фонда России;
  • в центр госуслуг «Мои документы».

7. Как долго действует СНИЛС и когда нужно его менять?

Срок действия СНИЛС не ограничен. Карточку пенсионного страхового свидетельства или уведомление, содержащее СНИЛС (в электронной форме или на бумажном носителе) необходимо поменять, если вы сменили фамилию, имя или отчество, дату рождения, место рождения или пол, обнаружили неточность или ошибочность в сведениях, указанных в документе. При этом страховой номер индивидуального лицевого счета не поменяется.

Обратите внимание, по новым правилам страховое свидетельство (зеленая пластиковая карточка) не выдается. При необходимости взамен вы получите документ нового образца — уведомление в электронной или бумажной форме. Документы старого образца действительны, обращаться в Пенсионный фонд для обмена не нужно.

8. Как через работодателя поменять документ со СНИЛС?

Вы можете обратиться к работодателю с заявлением об обмене страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования или уведомления, содержащего СНИЛС (в электронной форме или на бумажном носителе) в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения, места рождения или пола, установления неточности или ошибочности в сведениях, указанных в документе.

Работодатель в двухнедельный срок со дня получения от вас заявления обязан передать его в территориальный орган ПФР. Документ нового образца — уведомление в электронной или бумажной форме передадут вашему работодателю, чтобы он отдал его вам. Электронное уведомление также будет доступно в личном кабинете. Ваш СНИЛС при этом останется прежним.


Россияне в последнее время стали чаще жаловаться на банки. Одной из причин, по которой граждане перестают доверять банковским компаниям, является требование о передаче данных СНИЛС.

Расскажем, законно ли требуют банки СНИЛС, для чего он им необходим, а также обозначим все преимущества и недостатки от предоставления СНИЛС банку. Из статьи вы узнаете о порядке действий при нарушении действующего законодательства РФ.

Содержание статьи:

Что банки могут узнать по СНИЛС?

Требование о предоставлении сведений из свидетельства СНИЛС со стороны банка может поступить к любому гражданину, который является клиентом какой-либо банковской организации. Так как, на сегодняшний день, почти у каждого россиянина есть банковская карта или открыт банковский счет - то, по сути, каждый может получить данное предложение.

Зачастую банковские работники просят подтвердить данные паспорта и СНИЛС соответствующими документами. Клиент, обратившийся в банк, предоставляет свой личный паспорт и свидетельство -однако, последний документ он может вообще не показывать, и это не будет считаться нарушением Законов РФ.

Банки могут потребовать СНИЛС, для того чтобы проверить кредитную историю клиента. Система такова, что кредит привязывается к паспортным данным, вся информация вносится в единую базу данных. Чтобы проверить историю, специалист банка будет вносить паспортные данные для ее проверки.

Но, заметьте - в базу данных не всегда вносятся новые паспортные данные, когда клиент меняет документ.

Получается, что старые сведения по кредитной истории будут не доступны ни клиенту, ни банку.

Чтобы упростить систему, некоторые банки решили просить у своих клиентов и сведения из СНИЛС. Так как счет не меняется, то кредитная история будет числиться в базе данных по единому номеру из СНИЛС.

На самом деле, сотрудники банка практически не принимают участия в проверке данных. Они только вносят данные в систему, которая сама, автоматически, проверяет все предоставленные заявителем данные.

То есть, они являются информационными посредниками.

Реальные причины запроса СНИЛС банком

Запросить данные СНИЛС у клиента банковский работник может по таким причинам:

  1. Если необходимо подтвердить личность гражданина. Например, при замене паспорта, инициалов. Заменить СНИЛС нельзя, а вот паспорт — запросто. Если ранее номер СНИЛС был введен в базу данных, то по нему можно определить все личные данные лица, обращающегося в банк.
  2. Если необходимо получить кредитную историю.
  3. Если нужно узнать официальное место работы клиента, уровень его заработка или другие данные.

Пока других причин у банков нет, чтобы требовать предоставления СНИЛС клиентами.

Законодательство о требованиях СНИЛС при кредитовании банком

В России с 2017 года действует норма закона федерального уровня «О кредитных историях». Она определяет порядок подачи запросов в Бюро кредитных историй банковскими организациями и их работниками.

В ней говорится о том, что банк имеет полное право потребовать от своих клиентов сведения СНИЛС, однако право отказа у гражданина имеется. Он может сам решить - предоставлять или нет в банк СНИЛС.

Таким образом, получается, что банки не нарушают законодательство РФ, когда просят своих клиентов предоставить при оформлении кредита паспорт и СНИЛС.

Но делать дальнейший запрос в Бюро кредитных историй с использованием номера СНИЛС они не могут, если на это не будет получено согласие клиента.

Без СНИЛС запрос в Бюро банковские работники могут формировать и направлять, но - в отношении не физических лиц, а в отношении заемщиков, чье пенсионное обеспечение осуществляется министерствами и ведомствами, а не Пенсионным фондом.

Преимущества новой системы оформления кредитов по СНИЛС

Последствия от предоставления номера СНИЛС в банковскую организацию не так страшны, как их представляют россияне.

Прежде всего, стоит понимать, что новая система оформления кредитов по СНИЛС будет выгодна, как клиентам, так и самому банку:

  1. Гражданин будет защищен от бесконтрольного просмотра личной информации специалистами Бюро кредитных историй. Невозможно будет получить персональную информацию о клиенте без его согласия и СНИЛС.
  2. А кредитор, то есть банк, получит полную, достоверную и подтвержденную информацию о гражданине, который пожелает сотрудничать с ним. Кроме того, по СНИЛС можно будет определить кредитную историю обратившегося, его финансовое благосостояние, способности возвращения займов на основании выплаченных кредитов.

Новая система уже работает с 2017 года, но не все банки перешли на нее.

Риски от предоставления СНИЛС работникам банка

Конечно же, есть и недостатки от предоставления СНИЛС банкам. Если рассматривать процесс кредитования, то он будет немного затянут, так как потребуется время для направления запроса из банка в Бюро кредитных историй. Получается, что получить кредит в кратчайшие сроки будет невозможно, но - не во всех банках.

Также некоторые эксперты говорят, что есть риск быть обманутым и втянутым в мошенническую схему. Недобросовестные организации, несмотря на жесткий контроль в банковской и пенсионной сфере, могут воспользоваться данными СНИЛС - и перевести часть пенсионных выплат в негосударственный пенсионный фонд из ПФР РФ.

Если банковская компания даст гарантии на сохранение средств, то финансы будут защищены. Если же вдруг появится такой мошенник, то разбираться с проблемой придется через правоохранительные органы.

Заметьте, что банковские сотрудники не имеют прав на распоряжение деньгами клиентов банка, поэтому их могут привлечь к уголовной ответственности за любые махинации, осуществленные с данными россиян.

Как обезопасить себя и не попасться на удочку мошенников по СНИЛС?

Для того чтобы обезопасить себя, свои данные, гражданин должен следовать простым рекомендациям.

Юристы советуют:

  1. Внимательно изучать любые документы, которые подписываются в банке или кредитной организации.
  2. Прочитывать мелкий шрифт, обозначенный в документации, особенно в кредитных договорах, соглашениях.
  3. Отказаться от передачи данных третьим лицам. Свое согласие на передачу не следует давать. Разрешено лишь согласие на обработку данных.
  4. Отказать в проведении такой процедуры — перевода части накопленных денег в другой пенсионный фонд. Конечно же, гражданин может согласиться на условия, предлагаемые сотрудником, если посчитает, что они более выгодные. Но, если вы сомневаетесь, то лучше не соглашаться на проведение данной операции.
  5. Обратиться в ПФР или НПФ, если данные о пенсионном фонде, который обслуживал ранее гражданина, не совпадает с нынешними. О том, какая организация обслуживает гражданина, может быть известно из письменного уведомления. Ежегодно уведомление направляют клиенту с информацией о всех его зачислениях на счет.

Если же гражданин уже столкнулся с проблемами, и часть его средств по СНИЛС переслали на другой счет в негосударственном пенсионном фонде, то не стоит паниковать. Можно обратиться в Прокуратуру с письменным заявлением, если перевод был сделан без согласия клиента.

Если же согласие было дано банку, то правоохранительные органы тут не помогут. Можно обратиться в НПФ - и вновь перевестись в ПФР.

Итак, мы рассмотрели важные нюансы при передачи СНИЛС банкам.

Помните, что основанием для заключения любого договора является паспорт, поэтому вы вправе не предоставять в банк данные СНИЛС.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Согласно ГПК, с 30 марта организации обязаны указывать по выбору ИНН, СНИЛС, паспортные данные ответчика-физлица. Но где брать нужные сведения и что делать, если у истца их нет, закон не говорит. Юристы считают, что ведомства должны разработать сервис для получения персональных данных. Но иски надо подавать уже сейчас, а отсутствие информации грозит праву на судебную защиту.

В 2019 году изменилось процессуальное законодательство. Появились кассационные суды общей юрисдикции, правила о судебных представителях и многое другое. В числе прочего в ГПК закрепили положение о том, что в исковом заявлении надо указать любой из идентификаторов граждан-ответчиков: ИНН, СНИЛС, паспортные данные и прочее. Делать это обязательно. Исключение сделано только для граждан-истцов, которые не знают таких данных (ч. 3 п. 1 ст. 131 ГПК).

Позже законодатель решил, что с 28 октября до 30 марта 2020 года исполнять эту обязанность не нужно. Но сейчас правило действует. А вопрос – откуда брать персональные данные организациям и что делать, если их нет, – остается открытым. Ведь порядок получения необходимой информации до сих пор не прописали.

Ждем разъяснений

Большинство экспертов, опрошенных «ПРАВО.ru» считают начинание в целом правильным - дополнительные требования были введены по просьбе судебных приставов, чтобы упростить им идентификацию должников. И приводят истории, когда приставы взыскивали деньги со сторонних людей.

До 11 мая режим работы судов ограничен

Но компании столкнулись с тем, что суды перестали принимать иски к рассмотрению без идентификаторов . В связи с этим юристы считают, что необходим четкий механизм получения персональных данных об ответчике-физлице или хотя бы разъяснение ВС РФ. Сейчас это мешает реализации права на судебную защиту.

Ведь данные физлиц скрываются под целой серией законов. Это и закон «О персональных данных», Трудовой кодекс, Налоговый кодекс в части соблюдения налоговой тайны, закон «О банковской деятельности» в части соблюдения банковской тайны и прочее. Эксперты убеждены, что ФНС, ФМС или МВД должны разработать сервис для получения идентификаторов. Это позволит частично решить проблему с использованием так называемых черных баз различных ведомственных структур с персональными данными должника, которые предлагаются на рынке.

Вероятно, в сложившейся ситуации повысится роль адвокатов, ведь на основании адвокатского запроса ФНС и ПФР могут предоставить информацию о гражданине. Но в любом случае ввиду объективной невозможности получить персональные данные суды не должны отказывать в защите прав, только лишь потому, что их нет в тексте документа, считают юристы.

Выходы из ситуации и возможные риски

Некоторые эксперты считают, что компаниям порой не остается ничего иного, как указывать в качестве ИНН… любые цифры, а уже после принятия иска к производству ходатайствовать об истребовании информации. Дескать, это ничем не грозит, ведь он может просто ошибиться в ИНН ответчика, а это не наказуемо.

Как меняется срок исковой давности из-за нерабочих дней

Однако при таком подходе, то есть при указании недостоверных данных, возникает реальный риск, того, что вымышленный ИНН суд перенесет в исполнительный лист при его оформлении, предупреждают другие. А это может привести к тому, что приставы откажутся возбуждать исполнительное производство, потому что ИНН должника не совпадает с его наименованием. Ведь законодательство не предусматривает процедуры исправления опечаток в исполнительных листах.

Также существует риск того, что суд сделает запросы, но не сможет получить подтверждение, что идентификатор принадлежит именно ответчику. И вынесет определение об устранении нарушения.

В связи с этим осторожные эксперты предлагают ходатайствовать в суд, чтобы тот истребовал нужные сведения у ответчика. В ходатайстве необходимо обосновать невозможность самостоятельно получить персональные данные. А также то, что в момент возникновения правоотношений между истцом и ответчиком норма об идентификаторах не действовала.

Налоговики не вправе уничтожать персональные данные

Кроме того, некоторые данные могут быть доступны в публичных источниках. Например, в ЕГРЮЛ есть номера ИНН участников и руководителей юридических лиц. А управляющим компаниям ЖКХ планируется дать доступ к ГИС ЖКХ.

Есть и те, кто считает проблему с указанием новых идентификаторов надуманной. Дескать, компании обязаны собирать и хранить реквизиты контрагента, которые позволяют его идентифицировать. К тому же изменения вводились постепенно, стороны могли подготовиться. В то же время даже они признают, что если обязательства лиц возникли ввиду их неправомерных действий, совершенного ими проступка, данные ответчика вряд ли заранее могут быть известны.


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

О идентификации должника с 1 апреля 2020 года

Сравнительно недавно, до 01 октября 2019 года, при подаче управляющей компанией заявления на судебный приказ в мировой суд или искового заявления в суд общей юрисдикции о взыскании задолженности за жилищно-коммунальные услуги, достаточно было указать фамилию, имя и отчество должника, дату и место его рождения, адрес его регистрации и, если известно, место работы. Этими сведениями как правило, располагали управляющие и ресурсоснабжающие организации, взыскание задолженности посредством обращения в суд было поставлено на поток и в целом представлялось достаточно эффективным. Проблемы чаще всего возникали уже позднее, на этапе исполнения решений судов о взыскании сумм долга.

Юристы и специалисты сферы ЖКХ всегда в первую очередь стремились передать судебный приказ или исполнительный лист в банки. По существующему законодательству, в том числе ФЗ № 229-ФЗ от 02.07.2010 г. «Об исполнительном производстве», банк после получения и регистрации исполнительного документа, в трехдневный срок обязан произвести списание денежных средств, в случае их наличия у должника на расчетном счете в этом банке.

В случае, если у должника нет расчетных счетов в банках, либо на них наложен арест, либо просто на расчетных счетах должника отсутствуют какие-либо средства, управляющие компании передают исполнительные документы в службу судебных приставов-исполнителей (ССП).

И вот тут начинаются проблемы. Несмотря на четко прописанные в ФЗ № 229-ФЗ от 02.07.2010 г. «Об исполнительном производстве» процессуальные сроки, исполнительное производство на практике растягивается на весьма длительный срок и часто заканчиваются ничем. Причин у этого много и в данной статье мы не будем рассматривать их все. Возмущенные взыскатели часто жалуются на сговор с должниками отдельных приставов-исполнителей, на должностную халатность и небрежное отношение к своим обязанностям. В разных отделениях судебных приставов-исполнителей и в разном объеме все это наверняка присутствует. Здесь нам хотелось бы остановиться на одной из важных причин затягивания и иногда даже невозможности взыскания задолженности – сложность в идентификации должника. С этой проблемой сталкиваются добросовестные приставы-исполнители при совершении таких процессуальных действий, как взыскание денежных средств после предварительных запросов в кредитные учреждения об открытых расчетных счетах, ограничении выезда должника за пределы Российской Федерации и некоторых других.

Дело в том, что те обстоятельства, которые облегчали работу специалистов управляющих компаний по взысканию задолженности через суд, часто становятся препятствием в оперативном и корректном взыскании этой задолженности службой судебных приставов. В такой огромной стране как Российская Федерация, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения часто могут совпадать у многих граждан. Из-за этого судебным приставам требуется искать дополнительные идентифицирующие данные на должника, чтобы корректно произвести взыскание задолженности или наложение мер воздействия. Как показала практика, частенько происходят досадные ошибки, когда денежные средства взыскиваются у однофамильца должника, либо добросовестного плательщика коммунальных платежей не выпускают по постановлению судебного пристава-исполнителя с семьей на море по давно купленной и оплаченной путевке по той причине, что его данные (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения) полностью совпадают с данными должника.

В связи с этим, в феврале 2018 года, директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав Российской Федерации, Генерал-полковник внутренней службы, Дмитрий Васильевич Аристов, выступил с инициативой к судебным органам, ввести более четкую идентификацию должников для проведения корректного и своевременного взыскания по исполнительным документам. Он отметил, что без дополнительных реквизитов в Решениях суда трудно безошибочно идентифицировать должника-гражданина.

Данные доводы вполне резонны, и 20 ноября 2018 года Государственной Думой был принят Федеральный закон №451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Среди прочих изменений, данный законодательный акт внес поправки в статью 124 Гражданско-процессуального кодекса РФ «Форма и содержание заявления о вынесении судебного приказа». В соответствии с вновь принятым Федеральным законом, в заявлении о вынесении судебного приказа, среди прочего, должны быть указаны: сведения о должнике: для гражданина-должника — фамилия, имя, отчество (при наличии) и место жительства, а также дата и место рождения, место работы (если они известны) и один из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства), для организации-должника — наименование и адрес, а также идентификационный номер налогоплательщика и основной государственный регистрационный номер, если они известны. В заявлении гражданина-взыскателя один из идентификаторов гражданина-должника указывается, если он известен гражданину-взыскателю.

Точно такое же изменение появилось и в статье 131 Гражданско-процессуального кодекса РФ «Форма и содержание искового заявления».

Таким образом, решив одну проблему – проблему с корректным обращением взыскания службой судебных приставов-исполнителей, законодатель создал другую проблему – поиска необходимых сведений управляющими и ресурсоснабжающими организациями. Как правило, сведений, требующихся в статьях обновленного ГПК РФ, у управляющих организаций просто нет. Ведь согласно законодательству РФ, у потребителей коммунальных ресурсов нет обязанности заключения письменного договора на представление услуг ни с ресурсоснабжающими, ни с управляющими организациями. Но в том случае, если идентифицирующие сведения о должниках и известны, их использование без предварительного письменного согласия должника влечет ответственность для УК в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ от 27.07.2006 г. «О защите персональных данных». Получился замкнутый круг.

Задолженности по коммунальным услугам исторически большая проблема для управляющих и ресурсоснабжающих организаций. Частично она решалась в ограничением коммунальных услуг параллельно с ведением судебной работой. Тем не мене, все равно долги населения за жилищно-коммунальные услуги непрерывно растут и представляют собой угрозу нормальному функционированию обслуживающих и ресурсоснабжающих компаний, а также вообще всей отрасли ЖКХ. Сейчас, в период пандемии короновирусной инфекции и введенных жестких ограничений, вопрос задолженности приобретает особую остроту.

Столкнувшись с плачевными результатами данных поправок и реакцией управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, было принято решение временно отсрочить вступление Федерального закона № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в силу. 17 октября был подписан Федеральный закон от 17.10.2019 № 343-ФЗ, который отсрочил срок вступления в силу этих норм до 1 апреля 2020 года. Одновременно в Госдуму РФ был внесён законопроект № 735817-7, который может решить эту проблему.

Однако на практике, суды общей юрисдикции и мировые суды уже после 01 октября 2019 года перестали принимать заявления о вынесении судебного приказа и исковые заявления без указания дополнительных идентифицирующих сведений.

Выходом из этой неприятной ситуации видится принятие мер, предусмотренных Законопроектом № 735817-7, в котором, с одной стороны, расширяется перечень идентифицирующих сведений, а с другой расширяются права управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций.

На этапе внесения законопроекта в Государственную Думу депутаты-инициаторы озвучили причину необходимости принятия данного законодательного акта, цитата:

«В целях надлежащего расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги, исполнения требований налогового законодательства, реализации права на обращение в суд наймодателям жилого помещения, управляющим организациям, ресурсоснабжающим организациям и другим лицам, которым в соответствии с Жилищным кодексом РФ вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, необходим развернутый перечень сведений о потребителях жилищно-коммунальных услуг, в том числе персональные данные физических лиц.

Кроме того, в соответствии с изменениями процессуального законодательства (Федеральный закон от 28 ноября 2018 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») при обращении в суд для взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги организации ЖКХ будут обязаны указывать один из идентификаторов ответчика – потребителя жилищно-коммунальных услуг (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства).

Необходимо отметить, что в большинстве случаев у лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, ресурсоснабжающих организаций, региональных операторов отсутствуют персональные данные потребителей жилищно-коммунальных услуг. Это обусловлено рядом факторов, среди которых отсутствие обязанности граждан предоставлять свои персональные данные, заключать в письменной форме договоры предоставления коммунальных услуг, а также отсутствие права перечисленных организаций получать такие данные в органах исполнительной власти и организациях.

Отсутствие необходимых сведений о потребителях жилищно-коммунальных услуг у лиц, оказывающих данные услуги, создает риски некорректного расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги, необоснованные претензии со стороны контрольно-надзорных органов, а также риски невозможности обращения в суд в целях взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги».

На этапе прохождения законопроекта у Председателя Государственной Думы инициаторы законопроекта предложили расширить идентифицирующие сведения путем включения в них присвоенный каждому пользователю номер единого лицевого счета, который начал применяться в РФ с 2016 года в соответствии с приказом Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 года (каждому собственнику и пользователю помещения в многоквартирном доме в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства присваивается такой уникальный и неповторяющийся идентификатор, как единый лицевой счет – цифровой и (или) буквенный и (или) символьный код в системе помещения лица, которое пользуется на праве собственности или ином законном основании помещений и за которое данное лицо в соответствии с жилищным законодательством обязано вносить плату).

В результате, в настоящий момент, Законопроектом № 735817-7 предлагается внести следующие изменения в законодательные акты РФ:

— в Гражданско-процессуальный кодекс РФ, статьи 124, 127, 131, регламентирующие форму и содержание заявления на выдачу судебного приказа и искового заявления, а также содержание судебного приказа. Статьи дополнены еще одним вариантом идентифицирующих сведений – единым номером лицевого счета ГИС ЖКХ.

— в Федеральный закон №229-ФЗ от 02.10.2007 г. «Об исполнительном производстве», в подпункт «а» пункта 5 части 1 статьи 13, регламентирующей требования, предъявляемые к исполнительным документам. Перечисленные в подпункте «а» пункта 5 части 1 указанной статьи сведения также дополнены единым номером лицевого счета ГИС ЖКХ.

— В Жилищный кодекс РФ, статьи 45 и 155. Законопроект, с одной стороны расширяет перечень сведений, содержащиеся в реестре собственников помещений, который обязаны вести управляющие компании, сведениями о дате и месте рождения (при наличии), серии и номере документа, удостоверяющего личность (при наличии), а также реквизитами документов, подтверждающих дату возникновения права собственности на указанные помещения (при наличии), сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме)». С другой стороны, законопроект содержит меры защиты персональных данных, указав, что при ознакомлении собственников помещений в многоквартирном доме с реестром (что является обязанностью управляющей компании), персональные данные других собственников не предоставляются. Важнейшее изменение предлагается внести в части 15 и 16 статьи 155 ЖК РФ. Данной поправкой как раз и решается проблема, созданная ранее (из благих побуждений) Федеральным законом №451-ФЗ от 28.11.2018 г. По новому законопроекту управляющие, ресурсоснабжающие и любые иные организации, которыми в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также, что важно, их представители, имеют право в срок не более 5-ти дней безвозмездно получить персональные данные собственников и нанимателей помещений как из реестра таких собственников, так и у государственных органов.

— Соответствующие поправки, обеспечивающие реализацию права, предоставленного управляющим компаниям в части 15 и 16 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, внесены в статью 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», статью 62 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статью 44.1 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

Пока что рассмотренный законопроект проходит стадию рассмотрения в первом чтении. Короновирусная инфекция серьезно приостановила все процессы в нашей стране и поставила на паузу работу огромного количества предприятий и организаций, в том числе и судов. Необходимость соблюдать режим самоизоляции выступает препятствием для многих граждан внесения своевременной платы за жилищно-коммунальные услуги. В связи с этим главы субъектов РФ издали Указы о временном неприменении мер по начислению пеней за просрочку платежей и мероприятий по ограничению коммунальных услуг.

Таким образом, Федеральный закона №451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приостановил судебную работу управляющих компаний по взысканию задолженности за жилищно-коммунальные услуги, а COVID-19 полностью свел ее на «нет».

Но долги продолжают расти, как в столице, так и в регионах России. Введенные Главами регионов РФ карантинные меры, а также меры по временному «мораторию» по коммунальным платежам, серьезно усугубили ситуацию. В связи с чем есть надежда на возможность прохождения долгожданного Законопроекта всех этапов законотворчества самыми быстрыми темпами.

Обновление от 8 июня 2020 года:

Вступил в силу Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции»
Статьи 20.2 и 20.3 приостанавливают до конца года требование к организациям ЖКХ предоставлять идентификатор должника при обращении в суд или в отношении исполнительных документов.

Программа УПРАВДОЛГ при формировании документов для взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги уже сейчас предусматривает различные идентификаторы должника для эффективной работы по взысканию долгов.

Читайте также: