Как формируется пенсия адвоката

Расчет пенсии адвоката достаточно прост, но при этом ряд законодательных положений нуждаются в разъяснении и иллюстрации их применения. Поскольку каждый должен понимать и осознанно применять нормы о пенсионном обеспечении, что позволит контролировать свои доходы в настоящее время и пенсионные накопления на будущее время.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии адвоката до 31.12.2001

Для демонстрации порядка расчета пенсии адвоката обратимся к мужчине, 1958 года рождения, подавшей документы на пенсию в 2018 году. Адвокатской деятельностью он занимается с 01.01.1982.

До 2002 года порядок расчета пенсии общий, установленный федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При соблюдении установленных законом условий максимально возможный размер пенсии на 01.01.2002 составит 1503 руб.

Согласно Закону, размер пенсии делим на две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

В дальнейшем размер пенсии напрямую зависит от фиксированных страховых взносов за период от 01.01.2002 по 31.12.2014.

При этом, с 01.01.2010 применяется валоризация.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина с учетом начала адвокатской деятельности с 1982 года, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 9 лет трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 19%.

С 01.01.2001 года размер пенсии каждого адвоката одинаков, поскольку на законодательном уровне устанавливается фиксированный размер страхового взноса.

При этом следует учитывать, что лишь часть от страховых взносов идет на пенсионное обеспечение адвоката. Чтобы ее выделить, нужно разграничивать следующие установленные законодателем понятия, представляющие собой определенную долю от страховых взносов.

Индивидуальная часть страховых взносов – именно она формирует будущую страховую пенсию адвоката и переводится на лицевой счет застрахованного лица. При этом нужно знать, что эти деньги направляются на выплату пенсий других граждан в текущий момент времени. Государство в свою очередь гарантирует (обещает) выплачивать эти деньги при выходе на пенсию в будущем.

Накопительная часть пенсии – предназначена для формирования будущей накопительной пенсии адвоката. Является собственностью граждан, никак не расходуется и должна расти в результате эффективного управления компаниями (которую выбирает гражданин) на финансовых рынках.

Солидарная часть страховых взносов – не предназначена для пенсионного обеспечения граждан и представляет собой скрытый налог, поскольку деньги идут на счета Пенсионного фонда (формирование фиксированных выплат страховой части пенсии, выплата социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, которые не подлежали обязательному социальному страхованию на день смерти и другие цели, которые не связаны с пенсионными накоплениями).

До 1 января 2014 года у плательщиков взносов 1967 года рождения и младше страховые взносы делились на страховую и накопительную часть. С 2014 года такое деление предусмотрено только для тех лиц, которые написали заявление о переводе накопительной части в НПФ либо заявление о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании. Так называемые «молчуны», которые никаких заявлений не писали, накопительной части пенсии лишаются, все взносы у них идут на страховую часть.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, но без начисления страховых взносов.

В итоге получим размер пенсии от 11342,22 до 11460,77 (разница связана с различным порядком учета страховых взносов).

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Основным показателем пенсионного обеспечения граждан признаются пенсионные баллы (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 01.01.2015 года пенсия адвоката составляла 11460,77 (11342,22) руб., включая страховую часть – 7550,43 (7402,65) руб.

Если в пенсионных баллах, то 117,79 (7550,43 / 64,1 = 117,79) или 115,49 (7402,65 / 64,1 = 115,49).

С 01.01.2015 ежегодно в зависимости от размера страховых взносов начисляются пенсионные баллы.

Порядок расчета количества пенсионных баллов за год следующий.

8/13 (либо 5/13) от фиксированной суммы страховых взносов (часть, направляемая на страховую пенсию) делится на максимальный годовой размер страховых взносов, направляемых на страховую пенсию (16% от установленной государством максимальной годовой зарплаты в год, в пределах которой начисляются пенсионные баллы).

2015 год – 720 000 руб. максимальная взносооблагаемая база для уплаты страховых взносов – 115 000 руб. сумма страховых взносов с максимальной взносооблагаемой зарплаты, уплачиваемой работодателем по тарифу 16%;

2016 – 796 000 – 127 360 руб.;

2017 – 876 000 – 140 160 руб.;

2018 – 1 021 000 руб. – 163 360 руб.

Также учитывается правило о максимальном количестве пенсионных баллов:

2015 – 7,39 баллов максимум;
2016 – 7,83 баллов;
2017 – 8,26 баллов;
2018 – 8,70 баллов.

Далее рассчитываем произведение количества пенсионных баллов и их стоимости (по данным 2018 года 81,49 руб.).

В результате страховая пенсия по старости адвоката составит 14 823,63 руб. (120,76 х 81,49 + 4982,9 = 14823,63) или 14 636,21 руб. (118,46 х 81,49 + 4982,9) = 14636,21).

К ней стоит прибавить еще накопительную пенсию, если таковая иметься. Но это тема другой статьи.

Представленный расчет имеет ряд оговорок и носит приблизительный характер. Однако выводы некоторые сделать можно.

Новое пенсионное законодательство достаточно серьезно меняет подход к расчёту пенсии адвоката. Если мужчина адвокат работает с 1982 года при достижении пенсионного возраста его страховая пенсия составит почти 15 000 руб. Если же он начнет адвокатскую практику в 2015 году, то его страховая пенсия в соответствии с действующим пенсионным законодательством, с учетом 27 летнего стажа, составит чуть больше 7 000 руб. (27 х 1,03 х 81,49 + 4982,9 = 7249,14), т.е. уменьшится в два раза (без учета социальных выплат).

Краткое содержание:


Повышение военных пенсий в 2021 году (последние новости)

В 2021 году военных пенсионеров и бывших работников МВД, Росгвардии, ФСИН, МЧС и прочих «силовых» ведомств ждет увеличение пенсий. Требуемые для поднятия военных пенсий деньги заложены в проект федерального бюджета, разработанный и внесенный на рассмотрение в Государственную Думу 30 сентября 2020 г. В соответствии с текстом проекта закона, прибавление пенсионеры получат после индексации с 1 октября 2021 г. суммы денежного довольствия военнослужащих.

Кроме того, в январе 2021 г. запланирована индексация второй пенсии для военных пенсионеров (страховой по старости) и увеличение социальных доплат с 1 апреля.

Причем в федеральный бюджет не закладываются деньги, требуемые для дополнительного увеличения военных пенсий на 2%, как это определено Указом Президента № 604 от 7 мая 2012 г. Еще не станут пересматривать размер понижающего коэффициента. Он все еще равняется 0,7368, а в данном значении он был определен с 1 октября 2019.

Индексация пенсий военным пенсионерам с 1 октября 2021 года

В 2021 году планируется увеличение пенсий для военнослужащих и пенсионеров, служивших в Росгвардии, МВД, ФСИН и прочих «силовых» ведомствах. Из текста проекта закона о федеральном бюджете (№ 1027743-7) следует, что увеличение выплат проведут посредством индексации денежного довольствия военнослужащих, учитывая которое и рассчитывают военную пенсию.

Довольствие будет увеличено на прогнозируемый показатель инфляции, который по расчетам Правительства будет равняться 3,7% в 2021 году. На поднятие размеров пенсионного обеспечения в федеральный бюджет закладывается дополнительно 9,3 млрд рублей.

Причем по существующему законодательству каждый год должны производиться также следующие виды увеличения:

посредством дополнительной индексации на 2% сверх уровня роста цен;

и после корректировки размера понижающего коэффициента, используемого при начислении пенсии, не менее чем на 2%.

Но ни одна из данных прибавок на 2021 год не запланирована, и деньги на данные цели в федеральный бюджет не заложены.

Следует заметить, что проект закона о федеральном бюджете пока что не одобрен. Очень может быть, что его содержание будет изменено в процессе рассмотрения в Государственной Думе.

Индексация на 2% сверх уровня инфляции

Указ Президента РФ № 604 от 7 мая 2012 года установил, что пенсии граждан, уволенных с военной службы, должны каждый год индексироваться на 2% сверх уровня инфляции. Но данная норма отнюдь не всегда исполняется.

К примеру, в 2021 году увеличение военных пенсий проведут исключительно по инфляции — на 3,7% с 1 октября. Причем дополнительного поднятия на 2% не планируется.

Точно такая же ситуация имела место и в 2020 году, когда пенсионное обеспечение было поднято лишь в соответствии с уровнем инфляции — на 3%, а индексация на 2% произведена не была.

Увеличение военных пенсий на 2% сверх инфляции было сделано в 2019 году. Однако тогда подобная прибавка была обеспечена посредством корректировки размера понижающего коэффициента — с 0.7223 до 0.7368, хотя оба данных увеличения должны происходить вне зависимости друг от друга. Так или иначе, даже в данном виде дополнительное увеличение выплат в 2021 году производить не планируется. В проекте федерального бюджета предусмотрены деньги только для одного вида увеличения — посредством увеличения окладов по военным должностям и званиям.

Понижающий коэффициент военным пенсионерам в 2021 году

По нормам существующего законодательства военным пенсионерам платится не полная пенсия, а лишь ее часть. Это случается по причине использования при начислении выплат понижающего коэффициента к размеру денежного довольствия. В первый раз он был введен в 2012 году и составлял 0.54 с условием обязательного ежегодного роста не менее чем на 2%. Но в последний раз его размер пересматривался 1 октября 2019 г. — с 0.7223 до 0.7368.

Далее законом № 381-ФЗ от 02.12.2019 г. использование понижающего коэффициента 0.7368 было распространено на весь 2020 год.

А сейчас планируется использовать его при расчете военной пенсии и в 2021 году. Законопроект о понижающем коэффициенте в 2021 году уже внесен на рассмотрение в Государственную Думу и планируется одобрить его во время осенней сессии.

Для военных пенсионеров это значит, что прибавки посредством изменения размера понижающего коэффициента на 2% в 2021 году не случится. Им все так же продолжат выплачивать лишь 73,68% от полного размера военной пенсии.

Следующее изменение коэффициента случится не раньше 1 января 2022 г., если вновь не будет введен мораторий на его корректировку.

Надбавки к военной пенсии

Военным пенсионерам назначаются всевозможные социальные надбавки к пенсии — за назначенную группу инвалидности, участие в боевых действиях, наличие иждивенцев и прочее. Их величина назначается в процентах от расчетного размера пенсии (РРП). По законодательству, РРП — это сумма социальной пенсии по старости, величина которой определяется Правительством. А из-за пересмотра данной суммы пересчитываются также надбавки военным. Это случается каждый год 1 апреля.

К примеру, с 1 апреля 2021 года величина социальной пенсии по старости должна увеличиться на 2,6% — с 5606,17 до 5751,93 руб. Таким образом, доплаты для военных тоже будут рассчитываться с учетом размера РРП — 5751,93 руб.

За нетрудоспособного члена семьи военному пенсионеру доплачивается 32% РРП. То есть с 1 апреля 2021 г. данная доплата составит 1840,62 руб.

При достижении возраста 80 лет доплата должна составлять 100% РРП. Значит, с 1 апреля 2021 г. прибавка должна составлять 5751,93 руб.

Пересмотр величин доплат происходит автоматически. Обращаться лично за перерасчетом нет необходимости.

Вторая пенсия для военных пенсионеров в 2021 году

Граждане, уволенные с военной либо приравненной к ней службы, вправе получать выплаты второй пенсии, оформленной по линии Пенсионного фонда России. Это страховая пенсия по старости, назначаемая гражданам, имеющим стаж работы по гражданской профессии и достигшим «обычного» пенсионного возраста.

В соответствии с таблицей пенсионного возраста, в 2021 году начать получать вторую выплату смогут женщины, рожденные в первом полугодии 1965 года, и мужчины, рожденные в первом полугодии 1960 года Для чего им понадобится иметь не менее 12 лет трудового стажа «на гражданке».

Величину второй пенсии для военного пенсионера рассчитывают, исходя из числа пенсионных баллов, сформированных на его лицевом счете в Пенсионном фонде. А формируются они посредством уплаты работодателем страховых взносов за своего сотрудника.

Таким образом, чем больше перечислено страховых взносов в Пенсионный фонд, тем большее накоплено количество пенсионных баллов и больше страховая пенсия по старости.

Причем величина страхового пенсионного обеспечения каждый год индексируется. Например, с 1 января 2021 года данные выплаты должны подняться на 6,3%, однако исключительно для неработающих пенсионеров. Если гражданин трудоустроен, его вторая пенсия в январе 2021 года поднята не будет.

Автор: адвокат МОКА Морозова О.В.
март, 2020

Всем известно, что военный пенсионер – лицо, получающее пенсию по линии министерств обороны или внутренних дел, - имеет право на одновременное получение второй пенсии - страховой, выплачиваемой Пенсионным фондом РФ.

Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 прямо указал в статье 7, что военные пенсионеры при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

И если военный пенсионер решил заняться трудовой деятельностью – любой и в любой форме, то он лично либо его работодатель принуждается налоговым органом к уплате страховых взносов в бюджет ПФР.

Почему ПФР право военных пенсионеров на вторую пенсию превращает для них в обязанность по ее "зарабатыванию"? Почему сегодня военный пенсионер, 1967 г.р. и младше, обязан в течении 15 лет платить страховые взносы в ПФР, отчисляя 22% своего заработка, чтобы к 70 годам иметь право на получение второй пенсии в усеченном наполовину размере по сравнению с другими застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования?

Да, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются обязательными платежами. Обязанность по их уплате лежит на страхователе, т.е организации-работодателе или на военном пенсионере лично, если он относится к частно практикующим лицам (ИП, адвокаты и пр.). Если есть страхователь, значит, он кого-то страхует - застрахованное лицо в обязательном пенсионном страховании. Но военный пенсионер уже имеет пожизненное обеспечение от государства и следовательно, не может потерять доход, риск утраты которого и страхуется в обязательном пенсионном страховании.

Так можно ли отказаться от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, если военный пенсионер не хочет получать вторую пенсию за "гражданский" трудовой стаж? Для ответа на данный вопрос достаточно ответить на еще один вопрос: а за кого страховые взносы уплачиваются в ПФР в обязательном порядке? - за застрахованное лицо. А кто является застрахованным - сам военный пенсионер, при чем от риска, которого у него нет.

Ответ лежит на поверхности – правоприменитель предпочитает применять только федеральный закон, касающийся непосредственно системы обязательного пенсионного страхования (далее по тесту – система ОПС). Речь идет о Федеральном законе от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Даже разъяснения Конституционного суда не смущают, - принуждает работающих военных пенсионеров (в том числе индивидуальных предпринимателей, адвокатов, др.) быть застрахованными в системе ОПС, а значит нести обязанность по уплате страховых взносов в его бюджет.

Если говорить не юридическим языком, который из-за множества терминов и необходимых отсылок, многим покажется абракадаброй, то обязательное пенсионное страхование в отношении военных пенсионеров может иметь только добровольный характер. Еще проще – налоговые органы нарушают закон и игнорируют прямой запрет, наложенный Конституционным судом РФ, на такое применение положений закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ, которое обязывало бы военных пенсионеров вступать в систему обязательного пенсионного страхования.

Вступление в систему ОПС военными пенсионерами осуществляется только добровольно. Соответственно, и выход из нее для военного пенсионера тоже добровольный – ПФР не имеет права принуждать военного пенсионера уплачивать ему пенсионные взносы.

При этом военный пенсионер должен четко знать и осознавать, что вступив в систему ОПС, он будет нести обязанности такие же как и остальные застрахованные лица, т.е. на равных условиях он будет в течении 15 лет (с учетом переходного периода) уплачивать страховые взносы, чтобы заработать 30 ИПК (баллов), но страховая пенсия у него будет урезанная, т.к. права на фиксированную выплату к страховой пенсии он не имеет.

Кроме того, то страховое обеспечение, которое ПФР будет выплачивать военному пенсионеру при выполнении последним всех необходимых условий, не может считаться эквивалентным ранее уплаченным суммам пенсионных взносов при существующей тарификации.

Тариф страховых взносов в бюджет ПФР состоит из солидарной и персональной частей. Солидарная (общая) часть идет на те выплаты, на которые военный пенсионер не может претендовать (его такого права лишили в силу закона). Ситуация в следующем, ты платишь солидарную часть как все, а гарантировано ничего не получаешь.

Кроме этого, ПФР будет выплачивать военному пенсионеру страховую пенсию не тогда, когда он достигнет общеустановленного пенсионного возраста (60 лет – для женщин и 65 – для мужчин, с учетом переходного периода), а когда он выполнит условия, предусмотренные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях».

Строго говоря, вторая пенсия, на которую имеет право военный пенсионер не совсем страховая и совсем не пенсия. Эта выплата хоть и имеет такое наименование и должна выплачиваться при наступлении страхового случая, но страховой пенсией не является минимум по двум причинам: 1) на эту сумму прожить невозможно без получения военной пенсии, и речь идет именно об увеличении имеющейся, 2) это прибавка к имеющейся пенсии за выслугу лет, не связана с реализацией страхового риска. Система ОПС является способом "зарабатывания" прибавки к имеющейся военной пенсии.

Момент вступления в систему ОПС для военного пенсионера не связан со страховым риском, поскольку у него отсутствует вероятность потери заработка (у него уже есть пожизненная государственная пенсия).

Принудительно загонять человека в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС) без наличия у него страхового риска никто не имеет права. В противном случае это будет прямое нарушение законодательства о страховании, а также прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ.

По правде у военного пенсионера есть право отказаться от уплаты страховых взносов, но на сегодня реализовать это право невозможно из-за несогласия налоговых органов, поэтому никто не рискует ввязываться в судебные тяжбы с налоговой, которую всегда суд поддержит.

Но что интересно в данной ситуации беззаявительное участие военных пенсионеров в обязательном пенсионном страховании, также подразумевает и беззаявительный отказ от такого участия.
Но я все-таки написала заявление, и вот, что вышло.

Защита победила: права военных пенсионеров - адвокатов будут пересмотрены

Личный опыт отказа от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

С 2 июля 2014 года я вышла в отставку по болезни, в возрасте 45 лет, и получаю пенсию за выслугу лет, назначенную мне в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", то есть являюсь военным пенсионером.
11 апреля 2017 года, в возрасте 47 лет, мною получен статус адвоката.
19 мая 2017 года мною получена выписка о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, из которой следует, что по состоянию на апрель 2017 года на моем индивидуальном лицевом счете учтены пенсионные права в размере 3,73 ИПК и 2 года 7 месяцев страхового стажа.
С учетом риска дожития до 60 лет страховой случай обязательного пенсионного страхования для меня наступит через 13 лет от начала работы адвокатом. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере позволяет накапливать около 1 ИПК в год, а значит, на моем индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не будет величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, что является невыполнением требований частей 2 и 3 статьи 8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с чем, при наступлении страхового случая я получу отказ в назначении страховой пенсии по старости.
21 июня 2017 года я обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №17 по Московской области с просьбой не ставить меня на учет в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку я получаю пенсию за выслугу лет и отказываюсь от участия в обязательном пенсионном страховании в связи с тем, что к 2024 году у меня будет только 11 лет страхового стажа, которого недостаточно для назначения страховой пенсии, и, следовательно, система обязательного пенсионного страхования мне не гарантирует предоставление соответствующего страхового обеспечения при наступлении страхового случая, а на иное социальное обеспечение по возрасту я не имею прав.
На мое заявление налоговый орган ответил письмом о том, что я как адвокат обязана уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере.
18 сентября 2017 года мною подано административное исковое заявление в Люберецкий городской суд Московской области с требованием о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 17 по Московской области от 10 июля 2017 г. № 12-26/29683@ в части признания административного истца плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку оно нарушает мои права, предусмотренные статьями 19, 35, 39, 55 Конституции РФ, так как (а) уплатив страховые взносы, я не буду получать никакого пенсионного обеспечения не только при наступлении страхового случая, но и в последующем; (б) по сравнению с иными застрахованными лицами для военных пенсионеров установлены значительно худшие условия для получения страхового пенсионного обеспечения.
19 декабря 2017 года Люберецким городским судом Московской области принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований (дело № 2а-7749/2017).
23 апреля 2018 года Московским областным судом отказано в удовлетворении моей апелляционной жалобы и решение Люберецкого городского суда Московской области от 19 декабря 2017 года оставлено без изменения.
31 октября 2018 года Московским областным судом отказано в передаче моей кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
10 апреля 2019 года судьей Верховного Суда Российской Федерации вынесено определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

19 июня 2019 года заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации отказано в жалобе об отмене определения об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

28 января 2020 года Конституционный суд РФ рассмотрел мою жалобу и вынес решение.
Я очень надеялась, что с новым решением КС в обязательном пенсионном страховании (ОПС) завершится эра безусловного отнесения законом работающих пенсионеров к застрахованным лицам, и для них участие в ОПС станет реально добровольным, а не принудительным как сейчас. Но я не смогла защитить свои права в рамках национальной судебной системы, что возможно повлечет для меня санкции в виде взыскания своевременно неуплаченных страховых взносов, несмотря на то, что я не нуждаюсь в увеличении размера получаемой пенсии, тем более принудительно.

То, что теперь возложение обязанности по уплате взносов на таких как я признанно не противоречащим Конституции, одновременно означает признание конституционным принудительного порядка пенсионного страхования работающих военных пенсионеров. Полагаю, такой результат судебного обжалования политическим и не основанным на праве.

При этом все обжалуемые мною погрешности закона КС признал неконституционными. Согласно постановления КС № 5-П от 28.01.20 я обязана принудительно страховаться и платить взносы в ПФР с целью увеличения размера получаемой пенсии в рамках ОПС, в котором не определены ни объем, ни условия формирования и реализации моих страховых пенсионных прав. Правомерность привлечения к ответственности за неисполнение такой обязанности, конечно, сомнительна. Сама я взносы в ПФР не платила и платить не буду, но пока за мною не числится задолженности, что не позволяет продолжить диспут с государственными органами в юридической плоскости.

ОПС - это механизм реализации социального страхования, который нельзя безусловно использовать для увеличения размера военной пенсии. Получатель социального обеспечения не является лицом, нуждающимся в защите государства, ведь в отношении него государство выполнило свою социальную миссию, и он как гражданин должен считаться социально защищенным.

Заставлять человека увеличивать свою пенсию само по себе лишено здравого смысла, поскольку назначаемые нам пенсии, по закону, считаются достаточными по размеру, который обеспечивает достойное проживание при утрате трудоспособности.

Возложение обязанности самостоятельно уплачивать взносы на ОПС в зависимости от ведения трудовой деятельности безотносительно пенсионного статуса, нарушает конвенционное право собственности военного пенсионера. Осталась одна надежда, что моя жалоба в ЕСПЧ (№ 42408/19), принятая в августе 2019 года, будет рассмотрена по существу и нарушения имущественных прав граждан РФ, получающих пенсии и продолжающих при этом трудиться, в части возложения на них обязанности по уплате обязательных страховых платежей на ОПС, будут признаны на международном уровне.

В общем, моя оценка отличается от оценки Российской газеты, опубликовавшей статью о новом решении КС о победе защиты.


Статья 7. Право выбора пенсии

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". // Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 03.04.2017) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"

О юридической помощи и законах от адвоката МОКА

Адвокаты, достигшие пенсионного возраста и получающие трудовую пенсию по инвалидности должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии. Иное означало бы установление необоснованных различий в условиях формирования пенсионных накоплений различными категориями лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и приводило бы к неравенству в их пенсионном обеспечении, не совместимому с требованиями статей 19 (части 1 и 2) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

К такому выводу пришел КС РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2008 № 186-О-П), отказав в принятии к рассмотрению жалобы гражданина В.И. Громова, касающейся проверки конституционности подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", сообщает сайт retainer.ru (http://retainer.ru/docs/26FE7296242D248BC3257430003DC44D.html)

В Конституционный Суд Российской Федерации обратился гражданин В.И. Громов, 1929 года рождения, который с 1962 года по 2006 год являлся адвокатом Воронежской областной коллегии адвокатов, с 1991 года был получателем трудовой пенсии по старости, а с 2001 года по настоящее время получает трудовую пенсию по инвалидности.

Как следует из представленных материалов, решением мирового судьи судебного участка N 4 Коминтерновского района города Воронежа от 28 ноября 2006 года были удовлетворены исковые требования управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Коминтерновскому району города Воронежа о взыскании с В.И. Громова в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" задолженности в размере 1200 рублей по уплате фиксированного платежа на финансирование страховой части трудовой пенсии и пени в размере 45 рублей, а во взыскании 600 рублей задолженности по финансированию накопительной части трудовой пенсии и пени в размере 22 рублей отказано со ссылкой на те же законоположения, как не предполагающие возложение в 2002 - 2004 годах на работающих граждан - мужчин 1952 года рождения и старше обязанности по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации В.И. Громов оспаривает конституционность подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на граждан, занимающихся адвокатской деятельностью и являющихся получателями трудовой пенсии по инвалидности, обязанность уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии.

Заявитель утверждает, что указанные законоположения обязывают его, давно достигшего пенсионного возраста и получающего трудовую пенсию по инвалидности, уплачивать наравне с другими адвокатами страховые взносы в виде фиксированного платежа в размере 150 рублей в месяц (100 рублей - на финансирование страховой части и 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии по старости), чем нарушаются его конституционные права, гарантированные статьями 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.


Позиция КС РФ

Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого гарантируется в Российской Федерации, в частности, путем создания системы обязательного пенсионного страхования.
Пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации, т.е. закрепляется право адвокатов на пенсионное обеспечение (страхование) в соответствии с пенсионным законодательством.

Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; при определении размера трудовой пенсии учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (статьи 2 и 3).

Определяя в Федеральном законе "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, законодатель включил в их число граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе адвокатов, и закрепил, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 1 статьи 7, пункт 2 статьи 14).

Исходя из целей обязательного пенсионного страхования, социально-правовой природы страховых взносов, их предназначения, отнесение адвокатов к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации; напротив, учитывая, что адвокаты подвержены такому же социальному страховому риску в связи с наступлением страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору, такое регулирование направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из статьи 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование пенсионных прав адвокатов, приобретение ими права на получение трудовой пенсии.

Вопрос о конституционности норм Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", предусматривающих распространение обязательного пенсионного страхования на различные категории лиц, которые самостоятельно обеспечивают себя работой и являются получателями трудовой пенсии по старости, в части возложения на них обязанности уплачивать за себя страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Сформулированные в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года N 164-О, от 12 мая 2005 года N 183-О и от 24 мая 2005 года N 223-О правовые позиции полностью применимы к адвокатам в силу того, что все нормативные правовые акты, определяющие порядок осуществления обязательного пенсионного страхования, относят их к категории страхователей и застрахованных лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (подпункт 2 пункта 1 статьи 6 и пункт 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). По смыслу данных правовых позиций, фиксированный платеж в указанном законом размере должен уплачиваться на финансирование трудовой пенсии всеми без исключения адвокатами, в том числе теми, кто уже достиг пенсионного возраста.
Уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа, направляемого на финансирование страховой части трудовой пенсии по старости, предоставляет адвокатам право на ежегодный перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на их индивидуальный лицевой счет страховых взносов (пункт 3 статьи 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") и тем самым позволяет увеличить размер получаемой трудовой пенсии, что, вопреки утверждению заявителя, не может рассматриваться как нарушение статей 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Что касается обязанности по уплате части страхового взноса в виде фиксированного платежа, направляемого на финансирование накопительной части трудовой пенсии по старости, то в силу статей 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховые взносы на ее финансирование в 2002 - 2004 годах не подлежали уплате за мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше, поскольку им не предоставлено право на накопительную часть трудовой пенсии, а следовательно, на адвокатов, относящихся к указанной возрастной группе, данная обязанность возлагаться не может.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения" при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

В России пенсионное обеспечение граждан является одной из главных социальных гарантий. Пенсия является одновременно и вознаграждением за продолжительный многолетний труд, и компенсацией потерянного заработка.

Адвокатов, нотариусов, ИП и других лиц, которые ведут частную практику, относят к категории самозанятого населения. Работой они обеспечивают сами себя, а не трудятся по найму, и только от них зависит, какую пенсию они будут в будущем получать.

Поэтому перечислять за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) указанные граждане обязаны самостоятельно.

Какие пенсии могут получать ИП, нотариусы, адвокаты и другие работники частной практики?

ИП, адвокаты и другие работники частной практики, как и любые гражданине, которые осуществляют трудовую деятельность, по выходу на пенсию могут рассчитывать на определенные выплаты. Они гарантированно могут рассчитывать на получение минимальной социальной пенсии.

  • Если же у предпринимателя достаточное количество пенсионных баллов и трудового стажа, он уже будет получать страховую пенсию — сумму, которая в течение трудовой деятельности копилась его на персональном счете.
  • Если помимо отчислений на страховую пенсию предприниматель формировал в НПФ пенсионные накопления, он может рассчитывать на дополнительную накопительную выплату.

ПФР по месту жительства и на основе данных, которые были предоставлены Федеральной налоговой службой и Министерством юстиции, осуществляет их постановку на учет. Т.е. регистрация лиц, которые занимаются индивидуальным предпринимательством и самостоятельно уплачивают взносы на страхование в ПФР, осуществляется в беззаявительном порядке. Фактом того, что регистрация подтверждена, является документ, который направляется предпринимателю по почте или в форме электронного документа на электронную почту.

Если ИП нанял работников, и был официально заключен договор по оказанию ими услуг, то ему необходимо в срок 30 дней с момента подписания договора повторно зарегистрироваться в органах ПФР.

Процедура оформления и необходимые документы

На основании следующих документов граждане, которые на добровольной основе хотят вступить в правовые отношения по ОПС в качестве страхователей, должны зарегистрироваться в территориальных органах ПФР:

  1. заявление о постановке на учет;
  2. паспорт;
  3. ОГРН, ЕГРИП, ИНН (копии);
  4. страховое свидетельство (СНИЛС).

Также нотариусы и адвокаты должны дополнительно предоставить следующие документы:

  • подтверждающие профессию (копии);
  • о регистрации в налоговом органе (копия).

Если граждане планируют работать сами на себя и не будут нанимать никаких работников, то можно ограничиться подачей вышеуказанных документов. Но в случае, если планируется найм помощников, то необходимо зарегистрироваться в ПФР как работодателю.

Пенсионные отчисления для ИП в 2019 году и самозанятого населения

ИП, нотариусы, адвокаты и граждане, занимающиеся частной практикой, взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование должны перечислять отдельно друг от друга. Сумма взноса фиксированная и зависит от минимального размера оплаты труда (МРОТ) на 1 января каждого года.

Периодичность уплаты самозанятое лицо выбирает на свое усмотрение: оплатами частями несколько раз (например, ежемесячно) в течение года или единовременно, последнее перечисление должно быть не позднее 31 декабря. В случае, если ИП взносы на страхование не уплатил или уплатил, но не в полном объеме в указанный законом срок, будут начислены пени.

Соответственно ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» тариф взносов на страхование в ПФР — 26%.

Взносы в 2019 году для ИП без работников, адвокатов и нотариусов

Для самозанятых граждан, которые не производят выплаты физическим лицам, установлена фиксированная величина страховых взносов на ОПС. Также фиксировано устанавливается и тариф на обязательное медицинское страхование (ОМС).

С 1 июля в соответствии с законом от 02.06.2016 № 164-ФЗ величина МРОТ повысилась до 7,5 тыс. рублей, однако рассчитывать страховые взносы с учетом такого размера начнут с 2017 года.

Накопительная пенсия для ИП и других самозанятых лиц

Накопительную пенсию можно формировать за счет части взносов по ОПС, передаваемых для инвестирования (приноса прибыли и, за счет этого, увеличения конечной суммы пенсионных выплат) в негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или управляющую компанию (УК). Такое право может быть у ИП, если он относится к лицам, родившимся после 1967 года.

Следует отметить, что с 2014 года был введен мораторий на формирование накопительной пенсии, который продолжится и до конца 2017; не исключено, что данная мера будет продлена на 2019 и последующие годы. Сумму уже созданных накоплений было решено компенсировать баллами, которые засчитываются в страховую пенсию. Начисление баллов осуществляется исходя из:

  • величины уплаченных страховых взносов (величины отчислений);
  • трудового стажа;
  • возраста получения пенсионных выплат.

Поэтому, дольше работая, пенсионеры накопят большее количество баллов для формирования своей пенсии.

Накопительную часть пенсии можно формировать в государственном пенсионном фонде — Внешэкономбанк. Но сейчас он переживает период кризиса и его средства находится в дефиците.

Представление отчетности в Пенсионный фонд РФ

За исключением глав крестьянских хозяйств, которые должны представлять расчет в ПФР по начисленным и оплаченным взносам, граждане, которые являются плательщиками взносов на страхование и относятся к самозанятому населению без наемных рабочих, освобождены от сдачи отчетности в ПФР.

Если же на ИП трудятся другие сотрудники, то с 2016 года он обязан каждый месяц в электронном виде передавать информацию о своих работниках (ФИО, ИНН, СНИЛС).

С целью того, чтобы учесть свои пенсионные права, гражданин, который самостоятельно перечисляет страховые взносы и занимается предпринимательством или ведет частную практику в районах Крайнего Севера, или на предприятии с вредными условиями труда, которые дают возможность досрочного установления страховой пенсии, может представить сведения о взносах на ОПС, которые были начислены и оплачены, по форме СЗВ-6-1, и о страховом стаже застрахованного за соответствующий период отчетности с копиями платежных квитанций или расчетом по страховым взносам.

Заключение

При выходе на заслуженный отдых предприниматель вправе, как и прежде, продолжать свою трудовую деятельность. Но за ним сохраняется его прямая обязанность по уплате страховых взносов. Величина пенсии будет зависеть от того количества страховых взносов, которое было внесено в ПФР индивидуальным предпринимателем.

Посчитать пенсию какими-либо формулами и расчетам достаточно сложно, поэтому, если надо узнать на какую конкретную сумму пенсионных выплат можно рассчитывать при выходе на пенсию, необходимо обратиться в отделение Пенсионного фонда, где все подробно рассчитают и объяснят. А для увеличения размера пенсии, предпринимателям стоит перечислять дополнительные взносы, рассчитывая, что они пойдут в счет их будущей пенсии.

Читайте также: