Как информируют граждан об изменениях в пенсионной системе


В пенсионной системе России постоянно происходят изменения. Проведение кардинальных реформ – редкое явление, а вот небольшие корректировки – почти ежегодное. В правительстве и Госдуме готовят новые поправки в пенсионное законодательство.

Перечень изменений, которые произойдут с 1 января 2021 года

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки

С 1 января 2021 года российских пенсионеров ждут 4 изменения. Индексация пенсионных выплат – привычная мера, ожидаемая каждым гражданином, вышедшим на заслуженный отдых. Но помимо нее будет еще 3 новшества.


1 изменение – индексация пенсий

Неработающим российским пенсионерам с 1 января 2020 года сделают прибавку. Повышение пенсии – ежегодная мера: в следующем году индексация составит 6.3%. При этом прогнозируемый Центробанком уровень инфляции равен около 4%. Так, неработающие пенсионеры в среднем будут получать 17 444 рублей.

— Это почти в полтора раза превысит инфляцию — по прогнозам, в этом году она составит 3,7-4 процента. То есть, пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей, — рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

Социальные пенсии увеличатся с 1 апреля. Правда, прибавка составит 2.6%.

— Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Пока это 2,6 процента, но показатель ещё может быть скорректирован, — напомнила Елена Бибикова.

В 2021 году несколько рублей в августе добавят к пенсии работающим пенсионерам. Им будут частично зачтены новые трудовые права, страховые взносы, уплачиваемые их работодателями в течение 2020 года. Но прибавка может составить не более 296,58 рублей. Полная индексация пенсии проводится лишь в том случае, если пенсионер официально уволился.

Ветеранам боевых действий и инвалидам каждый месяц выплачивают пособия. В 2021 году они будут увеличены с 1 февраля. Размер прибавки рассчитают на основании ИПЦ (индекс потребительских цен) за прошлый год.

2 изменение – повышение возраста выхода на пенсию

В рамках пенсионной реформы запланирована такая мера в 2021 году. Продолжится действие льготного периода, когда россияне могут выходить на пенсию на 6 месяцев ранее нового срока. Воспользоваться правом смогут женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки


3 изменение – трудовой стаж «оцифруют»

В 2021 году российских пенсионеров полностью переведут на ЭТК (электронная трудовая книжка). Новым работникам перестанут выдавать бумажные аналоги. Для уже работающих пенсионеров будут действовать и электронные, и бумажные трудовые книжки. В ЭТК внесут только новые записи, поэтому важно не потерять бумажные носители. В противном случае сложно будет доказать наличие стажа, придется навещать бывших работодателей, собирать справки.

Пенсионерам надо подать в Пенсионный фонд заявку, чтобы в ЭТК внести абсолютно все данные, — сообщил Михаил Мишустин.

4 изменение – корректировка системы накоплений

Реформа, давно ожидаемая экспертами. Система накоплений была заморожена еще 7 лет назад. Все эти годы россияне могут копить только виртуальные пенсионные баллы. Годом ранее Минфином и Центробанком была представлена новая концепция – гарантированный пенсионный план. Он подразумевает самостоятельное откладывание из заработной платы 1 – 6 процентов ежемесячно.

— Законопроект непростой. Было несколько вариантов концепции, в последнем это исключительно добровольный формат, — пояснял недавно Антон Дроздов, бывший глава ПФР, а ныне замминистра финансов.

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

Причины введения нового подхода

С 2020 года граждане должны получать уведомления о том, какие именно социальные услуги им положены.

И вот зачем понадобилось налаживать такую систему информирования. Есть некий информационный вакуум: многие россияне имеют право на меры социальной поддержки от государства, но не получают их, потому что не знают:

  • что именно им положено;
  • в какую организацию нужно обратиться, чтобы их предоставили.


В итоге сложно «сложить пазлы», чтобы узнать о всём комплексе мер социальной поддержки, на которые человек может рассчитывать.

Иногда для получения такой информации люди прибегают к услугам коммерческих ресурсов. И зачастую люди за нее платят и получают недостоверную информацию.

В ведомства и социальные организации ежегодно приходит более 1 млн обращений граждан, в которых они тоже задают вопросы.

Таким образом, возникла необходимость развивать специальные информационные системы, способные отвечать людям на все насущные вопросы, связанные с социальной поддержкой государства.


Как это будет: жизненные ситуации

Есть определенные виды жизненных событий, которые чиновники видят в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО). Например:

  • рождение ребенка;
  • установление инвалидности;
  • смерть;
  • снижение дохода ниже уровня прожиточного минимума;
  • достижение пенсионного или предпенсионного возраста.

При возникновении таких жизненных событий людям будут приходить уведомления о том, какие виды социальной помощи, какие льготы им положены – на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Известно, что в разработке более 150 различных жизненных событий, возникновение которых порождает соответствующие права на получение определенных мер социальной поддержки. Например:

  • наличие I, II группы инвалидности;
  • присвоение категории «ребенок-инвалид» и др.

Однако в 2020 году чиновники смогут идентифицировать не все жизненные события. Но в 2021 году обещается завершить этот процесс.


Некоторые жизненные события в 2020 году останутся за скобками новой системы информирования. Например, получение звания «ветеран труда» или «ветеран войны», статуса донора, данные о людях, получивших трудовые увечья и профессиональные заболевания и некоторые другие.

Чтобы данные появились в единой системе, нужно обеспечить получение информации из различных баз данных ведомств для идентификации происходящих жизненных событий у граждан и установления посредством этой системы соответствия мер социальной поддержки с этими жизненными событиями.

И если с данными Единого реестра ЗАГС, информационных систем ПФР и учреждений МСЭ проблем нет, то для получения информации о возникновении иных жизненных событий, категорий граждан, например присвоении звания «ветеран труда», необходимы изменения в соответствующие нормативные акты и обеспечение взаимодействия с операторами информационных систем. Это задача 2020 года.

То же касается доноров: в каждом регионе свои реестры, информация децентрализована. Пока она не собрана в единую систему.

Если человек, о жизненном событии которого нет информации, получит в 2020 году хоть одну меру соцподдержки, система его увидит, и тогда он получит уведомления обо всех остальных видах помощи, которые ему положены.

Нужно учесть много нюансов. Например, меры поддержки инвалидов зависят не только от группы инвалидности, но и от дополнительных условий – когда и в результате чего появилась инвалидность, есть ли у него работа и других.

Соответственно, в информационной системе должны быть не только сведения из Федерального реестра инвалидов о наличии у человека инвалидности, а надо учесть все иные условия, чтобы составить для него уникальный набор мер соцподдержки.

Уведомления

В 2020 году уведомления начнут приходить через Портал госуслуг.

В личный кабинет человека поступает примерно такое уведомление:

Если для этого человеку нужно написать заявление и это возможно сделать в электронном виде – тут же будет предложено перейти по ссылке.


Когда-то зарегистрировавшись на сайте госуслуг, многие редко заходят на него или не помнят логин и пароль. В этом случае человек сможет получить информацию через Единый контакт-центр по телефону или через чат-бот.

Ссылки на чат-бот будут выведены на сайты Минтруда, ПФР, мобильных банков и в соцсетях. Узнать о нем можно будет также на стендах социальных учреждений, органов соцзащиты, МФЦ, в учреждениях МСЭ.

Известно, что с 2021 года информирование начнется и по другим каналам. Например, при согласии человека, выраженном на сайте госуслуг, уведомления будут приходить в смс-сообщениях.

Следующий канал – Единый контакт-центр, в котором для получения нужной информации человек сможет себя идентифицировать через кодовое слово или биометрические данные.


Единый контакт-центр заработает с осени 2020 года, но в пилотном режиме. Это будет единый бесплатный для звонков по России номер телефона и чат-бот, на который можно будет позвонить или написать.

У контакт-центра будет 2 уровня. Первый уровень обрабатывает все обращения автоматически и круглосуточно, без участия человека. Это робот, который распознает голос, идентифицирует человека и может предоставить ему информацию о мерах соцподдержки.

Если робот по какой-то причине не сможет помочь, он переключит человека на организацию, которая помочь сможет. Например, на ПФР или органы соцзащиты.

Если вопрос задан в нерабочее время, робот направит его в организацию офлайн, а ответ человек получит в рабочее время.

Система будет запущена в 2 этапа:

  • первый – ближе к осени 2020 г. примерно одновременно во всех регионах заработает робот;
  • второй – в 2020 г. в семи регионах (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Алтайский край, Севастополь, Пензенская область).

Остальные регионы подключат к этой системе в 2021 году.

Робот не сможет помочь, например, если человек подал заявление на получение какой-то меры поддержки, а ему отказали. Но заявитель хочет получить дополнительную консультацию, связанную с особенностями ситуации. Для таких случаев нужен живой специалист. Связаться с ним поможет робот.

С 2021 года роботы будут на связи со всеми социальными службами – от федеральных до муниципальных – во всех регионах.

Принципы и правила работы единого контакт-центра, сроки, в течение которых служащие должны ответить человеку после обращения, пропишут в специальном нормативном документе, который разрабатывает Минтрудом. В конце 2020 года он должен быть принят Правительством России.

Также информацию обо всём списке положенных льгот и соцуслуг в 2022 году человек сможет получать в:

  • МФЦ;
  • Пенсионном фонде РФ (ПФР);
  • Фонде социального страхования;
  • иных организациях, предоставляющих меры соцзащиты (например, органы социальной защиты в регионах).

При этом информация в этих учреждениях будет не только о мерах соцподдержки, которую они могут оказать, а обо всём положенном человеке комплексе.

Параллельно государство прорабатывает особенности получения этой информации людьми с ограниченными возможностями здоровья. Речь идет не только о применении специальных технологических решений, позволяющих с ними взаимодействовать с учетом физических особенностей. Планируется предусмотреть возможность получения информации и иного взаимодействия, например, путём подачи заявления на получение меры соцподдержки по любому из электронных каналов законным представителем.

Ведь на 2020 год, если очно доверенное лицо может взаимодействовать с госорганами и организациями в качестве законного представителя человека, то в рамках электронного взаимодействия такой возможности пока нет. Для этого планируется вести реестр законных представителей. В итоге им будет приходить вся информация для их доверителей.

Важно, что информировать будут не только о правах, которые только что возникли, но и о тех правах, которые сформированы раньше.


При первом уведомлении человеку зададут вопрос, хочет ли он, чтобы его в будущем уведомляли о возникновении новых прав или прекращении текущих. Это сделано для того, что кого-то получение данной информации может не заинтересовать.

Чего ожидает государство

В итоге число получателей социальных услуг вырастет, возможно, незначительно. Но точно увеличится количество услуг и видов социальной помощи, которые будут им оказаны.

На 2019 год человек, допустим, с инвалидностью может пользоваться некоторыми мерами соцподдержки, но не всеми, поскольку о правах на остальные он просто не знает. Информирование повысит его осведомленность и прибавит возможностей для получения всесторонней поддержки от государства.

Также известно, что Минтруд работает над совершенствованием процесса предоставления мер социальной поддержки. А именно над тем, чтобы исключить сбор и представление людьми документов, необходимых для их получения.


Депутаты Государственной Думы на пленарном заседании в четверг, 27 сентября, приняли в третьем, окончательном чтении правительственный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

В поддержку закона проголосовали 333 парламентария.

В первом чтении он был одобрен 19 июля, а во втором – 26 сентября.

Смотрите также


Вячеслав Володин: решение об изменениях в пенсионной системе откладывать опасно

Государственная Дума продолжит мониторить реализацию норм по совершенствованию пенсионного законодательства. Ранее Председатель ГД Вячеслав Володин


Володин
Вячеслав Викторович Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Избран депутатом в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» отмечал, что после принятия пенсионного пакета законов, «рабочая группа [Государственной Думы] продолжит заниматься совершенствованием пенсионного законодательства и изучать правоприменительную практику, получая обратную связь от наших граждан, с тем, чтобы принимаемые законы работали эффективно на результат».

Напомним, что в течение более чем двух месяцев – до 24 сентября – к законопроекту направлялись отзывы и поправки. 21 августа ГД провела широкие парламентско-общественные слушания по вопросам совершенствования пенсионного законодательства, в которых приняли участие более 600 человек. Была сформирована рабочая группа, куда, кроме депутатов, вошли представители Правительства, делового и предпринимательского сообщества, лидеры профсоюзных организаций, эксперты и представители общественности.

К законопроекту поступило 324 поправки, 9 из которых внес Президент РФ Владимир Путин. Как ранее подчеркивал Председатель ГД Вячеслав Володин, они позволили сделать закон «более социально ориентированным и справедливым». Депутаты поддержали их единогласно.

Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин в ходе пленарного заседания напомнил, что на сегодняшний день в РФ проживает, вместе с военными пенсионерами, 46,5 млн пенсионеров. «Сегодня средняя пенсия [составляет] порядка 14 тыс. рублей. И если мы с вами не будем повышать пенсию темпами выше, чем инфляция, то 46,5 млн человек будут жить очень бедно», — сказал он.

«Наша с вами задача сделать все, чтобы пенсия у наших пенсионеров росла, росла быстро, эта задача решена через принятие закона, который получил поддержку 332 [позднее было уточнено, что количество проголосовавших „за“ составило 333 парламентария — прим.ред.] депутатов», — подчеркнул Вячеслав Володин, добавив, что количество поддержавших закон в третьем чтении стало больше по сравнению со вторым.

Председатель ГД напомнил, что пенсия россиян уже в этом году будет расти, и со следующего года ее рост продолжится. В ближайшее время, по словам Вячеслава Володина, пенсия составит уже 20 тыс. рублей.

«Мы с вами приняли Конвенцию № 102 – [пенсия] минимум уже будет 40% от той зарплаты, с которой человек уходит. Это крайне важное решение, которое люди ждали очень долго», — сказал он.

Вячеслав Володин добавил, что принятое сегодня ГД решение «действительно непростое, но в мире другого никто не выработал».

«Если бы в мире было другое решение, мы могли взять и предложить, как вариант для принятия. Но нет другого», — заключил Председатель Государственной Думы.

Как подчеркнул Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев


«Созданы страховые механизмы для переходного периода. Появилась возможность для людей, имеющих определенный стаж и уволенных по сокращению штата, выйти на пенсию досрочно. Внесены изменения в закон о занятости населения, которые для лиц предпенсионного возраста увеличивают пособие по безработице втрое. Предложен целый ряд решений, которые, с нашей точки зрения, могут смягчить переход к новым параметрам пенсионной системы», — отметил Андрей Исаев.

Среди изменений, предложенных Президентом:

Дополнительно


Какие изменения предложил внести в пенсионное законодательство Президент РФ

  • Снижение предлагаемого правительственным законопроектом возраста выхода на пенсию для женщин с 8 до 5 лет – с 63 до 60 лет соответственно.
  • Досрочный выход на пенсию для многодетных матерей — женщина с тремя детьми сможет выйти на пенсию на три года раньше срока, с четырьмя — на четыре года раньше, с пятью и более — в 50 лет.
  • Возможность оформить пенсию на полгода раньше — если человек должен по правительственному законопроекту выйти на пенсию в январе 2020 года, он сможет сделать это в июле 2019 года.
  • Увеличение максимального пособия по безработице для людей предпенсионного возраста — с 4 тысяч 900 рублей до 11 тысяч 280 рублей.
  • Сокращение стажа, дающего право на досрочный выход на пенсию — до 37 лет для женщин и 42 лет для мужчин.
  • Выплата 25%-ной надбавки к пенсиям для неработающих пенсионеров, живущих на селе.
  • Индексация пенсий по старости — начиная с 1 января 2019 года и заканчивая 2024 годом, индексация пенсий будет осуществляться с 1 января, а не с 1 февраля, как это было ранее. Годовая индексация позволит в среднем увеличивать размер пенсий на 1000 рублей. После 2024 года индексация пенсий будет осуществляться два раза в год, она будет выше инфляции.

Также ряд поправок внесли депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации.

Подробнее о сути пенсионных изменений читайте в материале на нашем сайте.

Причины введения нового подхода

С 2020 года граждане должны получать уведомления о том, какие именно социальные услуги им положены.

И вот зачем понадобилось налаживать такую систему информирования. Есть некий информационный вакуум: многие россияне имеют право на меры социальной поддержки от государства, но не получают их, потому что не знают:

  • что именно им положено;
  • в какую организацию нужно обратиться, чтобы их предоставили.


В итоге сложно «сложить пазлы», чтобы узнать о всём комплексе мер социальной поддержки, на которые человек может рассчитывать.

Иногда для получения такой информации люди прибегают к услугам коммерческих ресурсов. И зачастую люди за нее платят и получают недостоверную информацию.

В ведомства и социальные организации ежегодно приходит более 1 млн обращений граждан, в которых они тоже задают вопросы.

Таким образом, возникла необходимость развивать специальные информационные системы, способные отвечать людям на все насущные вопросы, связанные с социальной поддержкой государства.


Как это будет: жизненные ситуации

Есть определенные виды жизненных событий, которые чиновники видят в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (ЕГИССО). Например:

  • рождение ребенка;
  • установление инвалидности;
  • смерть;
  • снижение дохода ниже уровня прожиточного минимума;
  • достижение пенсионного или предпенсионного возраста.

При возникновении таких жизненных событий людям будут приходить уведомления о том, какие виды социальной помощи, какие льготы им положены – на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Известно, что в разработке более 150 различных жизненных событий, возникновение которых порождает соответствующие права на получение определенных мер социальной поддержки. Например:

  • наличие I, II группы инвалидности;
  • присвоение категории «ребенок-инвалид» и др.

Однако в 2020 году чиновники смогут идентифицировать не все жизненные события. Но в 2021 году обещается завершить этот процесс.


Некоторые жизненные события в 2020 году останутся за скобками новой системы информирования. Например, получение звания «ветеран труда» или «ветеран войны», статуса донора, данные о людях, получивших трудовые увечья и профессиональные заболевания и некоторые другие.

Чтобы данные появились в единой системе, нужно обеспечить получение информации из различных баз данных ведомств для идентификации происходящих жизненных событий у граждан и установления посредством этой системы соответствия мер социальной поддержки с этими жизненными событиями.

И если с данными Единого реестра ЗАГС, информационных систем ПФР и учреждений МСЭ проблем нет, то для получения информации о возникновении иных жизненных событий, категорий граждан, например присвоении звания «ветеран труда», необходимы изменения в соответствующие нормативные акты и обеспечение взаимодействия с операторами информационных систем. Это задача 2020 года.

То же касается доноров: в каждом регионе свои реестры, информация децентрализована. Пока она не собрана в единую систему.

Если человек, о жизненном событии которого нет информации, получит в 2020 году хоть одну меру соцподдержки, система его увидит, и тогда он получит уведомления обо всех остальных видах помощи, которые ему положены.

Нужно учесть много нюансов. Например, меры поддержки инвалидов зависят не только от группы инвалидности, но и от дополнительных условий – когда и в результате чего появилась инвалидность, есть ли у него работа и других.

Соответственно, в информационной системе должны быть не только сведения из Федерального реестра инвалидов о наличии у человека инвалидности, а надо учесть все иные условия, чтобы составить для него уникальный набор мер соцподдержки.

Уведомления

В 2020 году уведомления начнут приходить через Портал госуслуг.

В личный кабинет человека поступает примерно такое уведомление:

Если для этого человеку нужно написать заявление и это возможно сделать в электронном виде – тут же будет предложено перейти по ссылке.


Когда-то зарегистрировавшись на сайте госуслуг, многие редко заходят на него или не помнят логин и пароль. В этом случае человек сможет получить информацию через Единый контакт-центр по телефону или через чат-бот.

Ссылки на чат-бот будут выведены на сайты Минтруда, ПФР, мобильных банков и в соцсетях. Узнать о нем можно будет также на стендах социальных учреждений, органов соцзащиты, МФЦ, в учреждениях МСЭ.

Известно, что с 2021 года информирование начнется и по другим каналам. Например, при согласии человека, выраженном на сайте госуслуг, уведомления будут приходить в смс-сообщениях.

Следующий канал – Единый контакт-центр, в котором для получения нужной информации человек сможет себя идентифицировать через кодовое слово или биометрические данные.


Единый контакт-центр заработает с осени 2020 года, но в пилотном режиме. Это будет единый бесплатный для звонков по России номер телефона и чат-бот, на который можно будет позвонить или написать.

У контакт-центра будет 2 уровня. Первый уровень обрабатывает все обращения автоматически и круглосуточно, без участия человека. Это робот, который распознает голос, идентифицирует человека и может предоставить ему информацию о мерах соцподдержки.

Если робот по какой-то причине не сможет помочь, он переключит человека на организацию, которая помочь сможет. Например, на ПФР или органы соцзащиты.

Если вопрос задан в нерабочее время, робот направит его в организацию офлайн, а ответ человек получит в рабочее время.

Система будет запущена в 2 этапа:

  • первый – ближе к осени 2020 г. примерно одновременно во всех регионах заработает робот;
  • второй – в 2020 г. в семи регионах (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Алтайский край, Севастополь, Пензенская область).

Остальные регионы подключат к этой системе в 2021 году.

Робот не сможет помочь, например, если человек подал заявление на получение какой-то меры поддержки, а ему отказали. Но заявитель хочет получить дополнительную консультацию, связанную с особенностями ситуации. Для таких случаев нужен живой специалист. Связаться с ним поможет робот.

С 2021 года роботы будут на связи со всеми социальными службами – от федеральных до муниципальных – во всех регионах.

Принципы и правила работы единого контакт-центра, сроки, в течение которых служащие должны ответить человеку после обращения, пропишут в специальном нормативном документе, который разрабатывает Минтрудом. В конце 2020 года он должен быть принят Правительством России.

Также информацию обо всём списке положенных льгот и соцуслуг в 2022 году человек сможет получать в:

  • МФЦ;
  • Пенсионном фонде РФ (ПФР);
  • Фонде социального страхования;
  • иных организациях, предоставляющих меры соцзащиты (например, органы социальной защиты в регионах).

При этом информация в этих учреждениях будет не только о мерах соцподдержки, которую они могут оказать, а обо всём положенном человеке комплексе.

Параллельно государство прорабатывает особенности получения этой информации людьми с ограниченными возможностями здоровья. Речь идет не только о применении специальных технологических решений, позволяющих с ними взаимодействовать с учетом физических особенностей. Планируется предусмотреть возможность получения информации и иного взаимодействия, например, путём подачи заявления на получение меры соцподдержки по любому из электронных каналов законным представителем.

Ведь на 2020 год, если очно доверенное лицо может взаимодействовать с госорганами и организациями в качестве законного представителя человека, то в рамках электронного взаимодействия такой возможности пока нет. Для этого планируется вести реестр законных представителей. В итоге им будет приходить вся информация для их доверителей.

Важно, что информировать будут не только о правах, которые только что возникли, но и о тех правах, которые сформированы раньше.


При первом уведомлении человеку зададут вопрос, хочет ли он, чтобы его в будущем уведомляли о возникновении новых прав или прекращении текущих. Это сделано для того, что кого-то получение данной информации может не заинтересовать.

Чего ожидает государство

В итоге число получателей социальных услуг вырастет, возможно, незначительно. Но точно увеличится количество услуг и видов социальной помощи, которые будут им оказаны.

На 2019 год человек, допустим, с инвалидностью может пользоваться некоторыми мерами соцподдержки, но не всеми, поскольку о правах на остальные он просто не знает. Информирование повысит его осведомленность и прибавит возможностей для получения всесторонней поддержки от государства.

Также известно, что Минтруд работает над совершенствованием процесса предоставления мер социальной поддержки. А именно над тем, чтобы исключить сбор и представление людьми документов, необходимых для их получения.

26 сентября 2018


Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», внесенный Правительством России, направлен на поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.

Законопроектом предлагается закрепить общеустановленный пенсионный возраст на уровне 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно.

Таким образом, учтена президентская поправка о синхронизации повышения пенсионного возраста для женщин с увеличением пенсионного возраста для мужчин. Соответственно, указанное увеличение для женщин составит не восемь лет, а пять лет, с установлением по окончании переходного периода, то есть к 2028 году, пенсионного возраста для женщин на уровне 60 лет. Таким образом, традиционный, более ранний (на пять лет) по сравнению с мужчинами возраст выхода женщин на пенсию сохранится, как результат закрепления в качестве приоритета государственной политики необходимости учета особой социальной роли женщин.

Кроме того, исходя из безусловной необходимости поддержки материнства и поощрения многодетных семей и женщин, родивших и воспитавших нескольких детей, законопроектом предлагается предоставлять многодетным матерям право на досрочный выход на пенсию при наличии 15 лет страхового стажа (то есть при соблюдении обычных стажевых требований). Принятым поправками предлагается женщинам, родившим трех детей, предоставить право выхода на пенсию в 57 лет, то есть на три года раньше нормативного пенсионного возраста, установленного для женщин. Женщины, которые родили и воспитали четырех детей, будут выходить на пенсию в 56 лет, то есть на четыре года раньше нормативного пенсионного возраста, установленного для женщин. Эти нормы являются новыми для отечественного пенсионного законодательства и соответствуют демографической политике государства. При этом женщины, родившие и воспитавшие пять и более детей, по-прежнему будут выходить на пенсию в 50 лет.

Изменение пенсионного возраста предполагается начать с 1 января 2019 года. Увеличение пенсионного возраста будет плавным: предусматривается длительный переходный период. Кроме того, с целью адаптации граждан, которые рассчитывали на пенсию в ближайшее время, к происходящим преобразованиям принято решение о предоставлении лицам, которые в 2019 и 2020 годах достигают «старого» пенсионного возраста, выйти на пенсию на полгода раньше «нового» пенсионного возраста.

Например, мужчине, которому в 2019 году исполняется 60 лет, будет предоставлена возможность выйти на пенсию в 60 лет и 6 месяцев, а не в 61 год (как было предусмотрено законопроектом изначально).

Соответственно, женщине, которой в 2019 году исполняется 55 лет, будет предоставлена возможность выйти на пенсию в 55 лет и 6 месяцев, а не в 56 лет (как было предусмотрено законопроектом изначально).

Мужчине, которому в 2020 году исполняется 60 лет, будет предоставлена возможность выйти на пенсию в 61 год и 6 месяцев, а не в 62 года (как было предусмотрено законопроектом изначально).

Женщине, которой в 2020 году исполняется 55 лет, будет предоставлена возможность выйти на пенсию в 56 лет и 6 месяцев, а не в 57 лет (как было предусмотрено законопроектом изначально).

Льготами в рамках первых двух лет переходного периода воспользуются мужчины 1959 и 1960 г.р. и женщины 1964 и 1965 г.р.

В соответствии с проектом федерального закона не предусматривается повышение пенсионного возраста для граждан, занятых на работах с вредными, тяжелыми условиями труда (рабочие шахт (угольной отрасли), добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые «малые списки»), граждан, которым страховые пенсии назначаются по социальным мотивам, а также в связи с радиационным воздействием.

Для некоторых категорий работников, выходящих на пенсию досрочно, пенсионный возраст увеличится с переходным периодом:

  • Для работников, которые выходят на пенсию досрочно в связи с работой в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, кому возраст выхода установлен 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин), предусматривается повышение возраста выхода на пенсию до 60 лет и 55 лет соответственно.
  • Для педагогических, медицинских, творческих работников исходя из их общественной значимости институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме: ужесточения требований по специальному стажу не предусмотрено. Вместе с тем, исходя из общего увеличения трудоспособного возраста для данных граждан возраст выхода на досрочную пенсию также повышается на пять лет. Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки специального стажа и приобретения права на досрочную пенсию.

Законопроект предусматривает изменения, связанные с возрастом выхода на социальную пенсию. Гражданам, которые не работали или не приобрели полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсий, социальная пенсия теперь будет назначаться не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 65 и 70 лет соответственно. Данные изменения предлагается проводить так же постепенно. У граждан, имеющих значительные нарушения жизнедеятельности, имеется право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении получать социальную пенсию по инвалидности (независимо от возраста).

Законопроектом предусматривается, что с целью увеличения уровня пенсионного обеспечения граждан вся экономия от повышения пенсионного возраста будет направлена на индексацию пенсий. «Через увеличение пенсионного коэффициента будет увеличение пенсий для неработающих пенсионеров, – отметил Министр Максим Топилин. – Индексация пенсий все шесть лет (переходного периода) неработающим пенсионерам составит в среднегодовом выражении по одной тысяче рублей. Эта позиция закреплена в бюджете на трехлетку Пенсионного фонда РФ в тех трансфертах, которые перечисляются из ПФР в федеральный бюджет. Это позволит нам за шесть лет в 2024 году достичь средней пенсии неработающим пенсионерам 20 тыс. рублей».

Читайте также: