Как называется пенсионный фонд в беларуси

Пенсионный фонд Республики Беларусь – государственная организация, собирающая средства на пенсионные выплаты и распределяющая их между получателями. Именно она платит все виды установленной государством пенсионной помощи: пожилым людям, инвалидам, утратившим кормильца и другим. Полное название госструктуры – Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Кроме него, в стране работают и не принадлежащие государству организации такого рода.

В качестве отдельной банковско-финансовой организации пенсионный фонд появился в 1991 году. Так система пенсионных выплат в стране стала дополняться элементами страхования. В 1993 году на базе пенсионного фонда и фонда соцстрахования создали общий Фонд соцзащиты Беларуси, с помощью которого финансирование страхования со стороны государства было усовершенствовано. Эта организация и стала в 2001 году нынешним фондом соцзащиты Минтруда. Руководит им правление, а его главу и замов выбирает Совмин.

Цели фонда и способы достижения

Основная цель пенсионного фонда – осуществление политики государства в сфере управления деньгами госсоцстрахования и пенсионного профстрахования. Также организация должна участвовать в деле усовершенствования законов в сфере страхования и сотрудничать в своей области со структурами из других стран.

Чтобы решать эти задачи, пенсионный фонд должен:

  • собирать и аккумулировать обязательные страховые вклады и прочие платежи на госсоцстрахование;
  • финансировать пенсионные выплаты и пособия;
  • проверять правильность использования денег, направленных на пенсионное обеспечение;
  • следить, чтобы обязательные платежи поступали в фонд вовремя и в полном объеме;
  • создавать базы данных о плательщиках;
  • вести индивидуальный учет данных о застрахованных;

За финансирование пенсионным фондом всех государственных выплат отвечает правление организации. Этот же орган принимает бюджет организации, следит за его исполнением, определяет актуальные направления деятельности и разрабатывает планы на будущее.

Фонд является частью Минтруда и подчиняется этому органу, а не правительству. В ходе работы он взаимодействует с правительством, почти всеми комитетами и министерствами, парламентом, законодательными и исполнительными органами, в том числе и на местах. Пенсионный фонд – юрлицо с собственным балансом, бланками и печатями.

Основа финансирования – деньги госсоцстрахования. Источники этих средств – обязательные страховые платежи и выплаты по профстрахованию. Частью средств соцстрахования являются и деньги, выплаченные виновниками причинения ущерба. Размеры выплат равны пособиям, которые получают пострадавшие, утратившие кормильца и другие категории граждан.

Финансы пенсионного фонда, а также его имущество считаются республиканской собственностью. Деньги поступают на единый казначейский счет Минтруда, а работа с ними происходит на следующих условиях:

  • средства пенсионного фонда нельзя изымать;
  • их не облагают налогами;
  • использовать их можно только для целей, оговоренных законами в сфере госсоцстрахования.

В структуру пенсионного фонда входят управления в столице и областных городах, которые наделены возможностями юрлиц. Другой частью системы являются территориальные органы – районные и городские отделы. В их состав тоже включены отделы и секторы. Всего центральный аппарат насчитывает девять структурных департаментов, а состав управлений – 150 городских и районных отделений.

Контакты органов фонда

Негосударственные пенсионные фонды

В Беларуси работают также пенсионные структуры, не управляемые государством. Такие организации собирают деньги вкладчиков и инвестируют их на фондовом рынке. Полученный с этих средств доход распределяют между вкладчиками пропорционально размерам их взносов. Эти средства и становятся основой дополнительного пенсионного обеспечения, которое клиент получает параллельно с государственным.

При использовании материалов гиперссылка на creditportal.by обязательна. Если вы обнаружили ошибку на этой странице, пожалуйста, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Алексей Гладкий

Профессионально занимаюсь писательской деятельностью. В настоящее время являюсь автором более 30 книг на экономические, прикладные и другие темы, большого количества статей в периодических изданиях, ряда help-проектов, финансовых порталов.

Имею высшее образование - окончил Белорусский государственный экономический университет по специальности «Бухгалтерский учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности». После этого работал 9 лет бухгалтером (из них 6 лет - главным) как в государственных, так и в коммерческих структурах; также занимался ревизионной деятельностью.

Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

прилагаемое Положение о Пенсионном фонде Республики Беларусь;

Правление Пенсионного фонда Республики Беларусь в составе Мелешко В.В. (председатель), Бачило В.Г., Беспалова Г.С., Заяша В.В., Козела А.Г., Корбута Н.П., Криштаносоа Б.К., Писарчика Л.Я., Шестака В.Г., Эйхарта В.Ю.

В состав Правления входят также начальники областных и Минского городского управлений Пенсионного фонда Республики Беларусь.

2. Пенсионному фонду Республики Беларусь организовать:

сбор взносов на государственное социальное страхование, необходимых для финансирования расходов на выплату пенсий и пособий;

государственный банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов. Развернуть в 1992 году подготовительную работу по организации индивидуального участка поступающих в Пенсионный фонд от работающих граждан обязательных страховых взносов.

3. Пенсионный фонд Республики Беларусь может выполнять функции кредитного учреждения при наличии разрешения Национального банка Республики Беларусь на совершение банковских операций.

4. Установить численность работников центрального аппарата и местных органов Пенсионного фонда Республики Беларусь соответственно 51 и 544 единицы (без персонала по обслуживанию и охране зданий) с фондом оплаты труда в сумме 2264 и 19501 тыс.рублей в расчете на год.

5. Установить Пенсионному фонду Республики Беларусь лимит служебных легковых автомобилей в количестве 10 единиц, в том числе для центрального аппарата 3 единицы, сохранив ранее предусмотренный союзными органами порядок обслуживания легковым автомобилем председателя Правления.

Председатель Совета Министров

Республики Беларусь В.КЕБИЧ

Управляющий Делами Совета

Министров Республики Беларусь Н.КАВКО

Общие положения

1. Пенсионный фонд Республики Беларусь осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения, является самостоятельной финансово-банковской системой, организует свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, настоящим Положением и непосредственно подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.

2. Денежные средства Пенсионного фонда Республики Беларусь не входят в состав государственного бюджета, не подлежат изъятию и хранятся в учреждениях банков.

Задачи и функции Пенсионного фонда Республики Беларусь

3. Главными задачами Пенсионного фонда Республики Беларусь являются:

финансирование расходов на выплату пенсий, пособий на детей и других социальных выплат в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

сбор и аккумуляция взносов, предназначенных для пенсионного обеспечения, выплаты пособий и других расходов;

осуществление расширенного воспроизводства средств фонда на основе принципа самофинансирования;

осуществление международного сотрудничества по проблемам, связанным с пенсионным обеспечением.

4. В целях обеспечения выполнения указанных задач Пенсионный фонд Республики Беларусь:

осуществляет финансирование государственных пенсий, пособий и других социальных выплат, производимых за счет средств фонда;

готовит по согласованию с Государственным комитетом по труду и социальной защите населения, Министерством финансов, Министерством социального обеспечения с Советом Федерации профсоюзов Беларуси предложения о размерах взносов на государственное социальное страхование с учетом расходов на пенсионное обеспечение и вносит их на рассмотрение Совета Министров Республики Беларусь;

определяет порядок использования средств фонда;

обеспечивает контроль за правильным расходованием средств фонда;

координирует работу областных и Минского городского управлений фонда и их уполномоченных в городах и районах республики, оказывает им необходимую методическую помощь;

обеспечивает на территории республики установленный законодательством Республики Беларусь порядок аккумуляции в фонд страховых взносов;

сотрудничает с международными организациями и государствами по вопросам, относящимся к его компетенции, участвует в разработке и реализации в установленном порядке межгосудаственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

обеспечивает капитализацию средств Пенсионного фонда, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

совместно с контролирующими органами осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением в фонд страховых взносов и в соответствии с действующим законодательством принимает соответствующие меры к страхователям, нарушающим порядок уплаты этих взносов;

участвует в рассмотрении предложений министерств и ведомств, облисполкомов и Минского горисполкома, предприятий и организаций об установлении и дифференциации тарифов взносов на государственное социальное страхование в зависимости от опасности, вредности, тяжести работ и других условий труда;

совместно с Министерством социального обеспечения, Министерством финансов, Государственным комитетом по труду и социальной защите населения и общественными организациями, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей, определяет направления расходования средств на социальное обеспечение, поступающих в качестве добровольных взносов, а также доходов от капитализации средств фонда и других источников, обеспечивает их рациональное использование;

участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения, порядка повышения пенсий и пособий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы;

изучает и обобщает практику применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов и вносит в Совет Министров Республики Беларусь предложения по ее совершенствованию;

организует государственный банк данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в фонд;

проводит разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда, информирует общественность республики о своей деятельности;

проводит не реже одного раза в два года силами аппарата Ревизионной комиссии фонда ревизий своей финансово-хозяйственной деятельности;

ведет в установленном порядке бухгалтерскую и статистическую отчетность, несет ответственность за ее достоверность.

Средства Пенсионного фонда Республики Беларусь

5. Бюджет Пенсионного фонда Республики Беларусь образуется за счет:

страховых взносов предприятий, учреждений, организаций и кооперативов, независимо от используемых форм собственности и хозяйствования, а также предпринимателей, осуществляющих деятельность как индивидуально, так и в составе коллективов предпринимателей, в том числе членов крестьянских хозяйств;

обязательных страховых взносов граждан;

ассигнований из республиканского бюджета;

добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) от физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств фонда и других поступлений;

средств, поступающих по регрессным искам органов социального обеспечения;

Нормативы отчислений страховых взносов на пенсионное обеспечение и социальное страхование определяются Советом Министров Республики Беларусь исходя из установленных Верховным Советом Республики Беларусь тарифов взносов на государственное социальное страхование.

6. Взимание страховых взносов на пенсионное обеспечение, перечисление добровольных взносов и других поступлений, зачисление средств Пенсионного фонда Республики Беларусь на соответствующие счета, их учет и использование осуществляются в порядке, определяемом Правлением фонда совместно с Министерством финансов, Министерством социального обеспечения, Государственным комитетом по труду и социальной защите населения, Национальным банком и Советом Федерации профсоюзов Беларуси.

7. Средства Пенсионного фонда Республики Беларусь направляются:

пенсий по возрасту, в том числе для работающих пенсионеров по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальный пенсий;

ежемесячных пособий и надбавок к ним семьям, воспитывающим детей;

ежемесячных пособий по уходу за инвалидом первой группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, престарелым, достигшим 80-летнего возраста;

ежемесячных пособий на детей в возрасте до 16 лет, инфицированных вирусом иммунодефицита человека или больных СПИДом;

пенсий гражданам, выезжающим за пределы Республики Беларусь, в соответствии с действующим законодательством, межгосударственными и международными договорами;

на повышение пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы;

на оказание органами социального обеспечения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданами;

на обеспечение текущей деятельности и содержание органов управления фонда;

на возмещение расходов по оформлению регрессных исков.

Порядок разработки, утверждения и расходования бюджета Пенсионного фонда Республики Беларусь

8. Проект бюджета Пенсионного фонда Республики Беларусь по источникам образования средств разрабатывается фондом по согласованию с Министерством финансов, а по статьям расходов - на основании представляемых Министерством социального обеспечения расчетов необходимых средств на выплату пенсий и пособий и утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

9. Проекты бюджетов областных и Минского городского управлений Пенсионного фонда Республики Беларусь с распределением по источникам образования и статьям расходов разрабатываются этими управлениями с участием соответствующих финансовых органов и органов социального обеспечения и утверждаются Правлением фонда.

Управление системой Пенсионного фонда Республики Беларусь

10. Органами управления Пенсионного фонда Республики Беларусь являются Правление, Ревизионная комиссия, областные и Минское городское управления.

11. Пенсионный фонд Республики Беларусь решает возложенные на него задачи в тесном взаимодействии с местными Советами народных депутатов, а также министерствами, ведомствами, общественными организациями республики, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

12. В состав Правления фонда входят председатель Правления, его заместители по должности, руководители областных и Минского городского управлений фонда, представители Министерства финансов, Министерства социального обеспечения, Государственного комитета по труду и социальной защите населения, Национального банка, Совета Федерации профсоюзов Беларуси, а также представители других организаций, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

Персональный состав Правления Пенсионного фонда Республики Беларусь утверждается Советом Министров Республики Беларусь по представлению председателя Правления.

13. Правление Пенсионного фонда Республики Беларусь:

несет ответственность за своевременное и полное финансирование из средств фонда расходов на выплату пенсий и пособий;

определяет перспективные и очередные задачи фонда;

совместно с Министерством финансов, Государственным комитетом по труду и социальной защите населения, Министерством социального обеспечения и Советом Федерации профсоюзов Беларуси вносит предложения о размерах взносов на государственное социальное страхование с учетом расходов на пенсионное обеспечение;

совместно с Государственным комитетом по труду и социальной защите населения, Министерством финансов, Министерством социального обеспечения, Национальным банком и Советом Федерации профсоюзов Беларуси разрабатывает и утверждает порядок образования средств фонда;

в пределах соей компетенции утверждает положения и инструкции по вопросам, относящимся к деятельности системы фонда;

рассматривает проект бюджета фонда, утверждает смету расходов на содержание его органов, а также отчет об их исполнении;

назначает по представлению местных органов власти руководителей областных и Минского городского управлений фонда.

14. Правление Пенсионного фонда Республики Беларусь созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Оно правомочно принимать решения при наличии не менее двух третей членов Правления. Решения принимаются простым большинством голосов присутствующих членов Правления.

Решения Правления проводятся в жизнь его постановлениями, приказами председателя Правления.

15. Председатель Правления Пенсионного фонда Республики Беларусь:

осуществляет руководство деятельностью фонда и подведомственных ему областных и Минского городского управлений;

утверждает штатное расписание центрального аппарата фонда в пределах численности работников и фонда оплаты труда, установленных Советом Министров Республики Беларусь, а также Положение о премировании работников центрального аппарата фонда и оказании им материальной помощи;

принимает на работу и увольняет с работы работников центрального аппарата фонда;

в порядке, установленном Правлением, является распорядителем средств фонда, направляемых на финансирование мероприятий фонда, осуществляет финансово-хозяйственную и иную деятельность;

представляет на рассмотрение Правления проект бюджета фонда, смету расходов на содержание его органов и отчеты об их исполнении;

вносит на рассмотрение Правления предложения по вопросам деятельности фонда;

представляет фонд во взаимоотношениях с государственными, общественными, международными и зарубежными организациями.

Председатель Правления вправе принимать решения по всем другим вопросам деятельности фонда, не отнесенным к исключительной компетенции его Правления.

16. Председатель Правления Пенсионного фонда Республики Беларусь назначается на должность и освобождается от должности Советом Министров Республики Беларусь.

Председатель Правления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Министров Республики Беларусь по представлению Правления фонда.

17. Должностные лица Пенсионного фонда Республики Беларусь и его органов на местах имеют право при выполнении служебных обязанностей посещать в установленном порядке предприятия, учреждения и организации и изучать вопросы, входящие в компетенцию фонда.

18. Для осуществления контроля за деятельностью фонда и его региональных органов Правлением фонда образуется Ревизионная комиссия. Положение о Ревизионной комиссии утверждается Правлением Пенсионного фонда Республики Беларусь;

Председатель Ревизионной комиссии Пенсионного фонда Республики Беларусь назначается Советом Министров Республики Беларусь.

19. Ревизионная комиссия Пенсионного фонда Республики Беларусь:

контролирует финансовую и хозяйственную деятельность Правления и его областных и Минского городского управлений;

проводит ревизии состояния и учета материальных ценностей;

проверяет сроки и правильность прохождения дел в аппарате органов фонда, состояние работы с письмами и заявлениями граждан;

представляет результаты проведенных проверок в Правление фонда и при необходимости в Совет Министров Республики Беларусь.

20. Предприятия, организации, учреждения, кооперативы, органы социального обеспечения обязаны беспрепятственно предоставлять Ревизионной комиссии Пенсионного фонда Республики Беларусь необходимые документы и сведения, относящиеся к сфере его деятельности.

21. Расходы, связанные с деятельностью Ревизионной комиссии Пенсионного фонда Республики Беларусь, осуществляются за счет средств бюджета фонда и включаются в смету расходов на содержание его аппарата.

Правовое положение Пенсионного фонда Республики Беларусь

22. Положение о Пенсионном фонде Республики Беларусь утверждается Советом Министров Республики Беларусь.

Положения об областных и Минском городском управлениях фонда разрабатываются с учетом предложений этих управлений и утверждаются Правлением фонда.

23. Пенсионный фонд Республики Беларусь является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.



Организации и ИП задолжали, по данным за май, больше 20 миллионов рублей по взносам в Фонд соцзащиты. Это означает, что, если они не погасят долги, их работники могут потерять часть страхового стажа, который нужен для трудовой пенсии. Сами работники чаще всего даже не догадываются об этом. Вместе с тем у каждого белоруса есть возможность проверить, сколько страховых взносов за него заплатили наниматели, запросив выписку из индивидуального лицевого счета. Сделать это можно в том числе онлайн. Судя по всему, услуга пользуется спросом: в Фонде соцзащиты рассказывают, что в прошлом году поступило около 600 тысяч электронных запросов на получение такой выписки.

FINANCE.TUT.BY разбирался, каким образом белорусы могут получить информацию о своих страховых взносах и как эта система устроена у наших соседей, а также поинтересовался у эксперта, почему такая информация должна быть легкодоступной и чем ее не помешало бы дополнить.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Александра Квиткевич, TUT.BY

Где и как я могу получить информацию о своих пенсионных отчислениях?

Это можно сделать тремя способами. Первый — прийти с паспортом и свидетельством социального страхования в любое отделение Фонда соцзащиты или в многофункциональный центр обслуживания в Минске (ул. Толбухина, 6). Там вам выдадут распечатанную выписку из вашего индивидуального лицевого счета.

Второй способ — получить распечатанную выписку в одном из отделений «Белпочты» или «Белтелекома», которые уполномочены предоставлять электронные услуги с помощью общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС). Таких отделений более 260 по всей стране, их список есть в рубрике «Е-сервисы» на корпоративном портале Фонда соцзащиты и на его официальном сайте. Для этого тоже понадобятся паспорт и свидетельство социального страхования.

Наконец, третий способ — запросить эти сведения на Едином портале электронных услуг www.portal.gov.by. Здесь все можно сделать уже онлайн. Если вы собираетесь воспользоваться порталом впервые, то сначала нужно либо обзавестись электронной цифровой подписью (мы подробно рассказывали о том, как это сделать), либо обратиться с паспортом в любую службу «Одно окно» и получить там уникальный идентификатор (то есть логин и пароль). Сделать это надо только один раз. Потом с помощью этого логина и пароля можно авторизоваться на портале электронных услуг и получить доступ не только к информации о своих уплаченных страховых взносах, но и к другим услугам, которые предоставляют разные госорганы (например, проверить, есть ли вы в базе не занятых в экономике, зарегистрировать временно находящегося в Беларуси иностранца и так далее).

Чтобы получить информацию о страховых взносах, на портале электронных услуг нужно зайти в раздел «Физлицам», выбрать раздел «Работа и занятость», а в нем — услугу «Предоставление сведений о датах приема и увольнения застрахованного лица и суммах выплат, на которые начислены страховые взносы в отношении его самого». Другой способ — просто набрать в поиске код услуги (для физлиц это 3.25.02-ф).

В Фонде соцзащиты рассказывают, что информация о страховых взносах стала доступна на портале во втором полугодии 2016-го и с каждым годом пользуется все большим спросом.

— Если после запуска в 2016 году у нас было около 100 электронных запросов, поступивших через Единый портал электронных услуг, то за прошлый год — около 600 тысяч, — отмечает заместитель управляющего Фондом соцзащиты Юлия Бердникова.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Reuters

Какую именно информацию я получу?

В выписке из лицевого счета будет указана личная информация (Ф.И.О., дата рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета), сведения о нанимателе, который уплачивал за вас обязательные страховые взносы (УНП, наименование организации), данные о периодах занятости, размерах начисленных и уплаченных страховых взносов.

— В частности, это дата приема на работу к нанимателю, дата увольнения и ежемесячные суммы выплат, на которые начислены страховые взносы в этот период трудовой деятельности, — поясняет Юлия Бердникова.

С 2019 года работодатели (именно они являются плательщиками обязательных страховых взносов) начали предоставлять эту информацию раз в квартал. Раньше она подавалась раз в год.

— Для нас это хорошо тем, что мы можем своевременно отслеживать, все ли у человека благополучно с формированием страхового стажа, уплачены ли страховые взносы в полном объеме. И сам человек также получил возможность регулярно мониторить, правильно ли его работодатель отчисляет страховые взносы, на основании которых у него формируются пенсионные права, а также право на выплату семейных пособий, оплату временной нетрудоспособности, — отмечает Юлия Бердникова.

Сведения из индивидуального лицевого счета могут пригодиться и для других целей. Например, с письменного согласия физлица их могут предоставлять еще и юрлицам. Чаще всего это банки или лизинговые компании, которые заключили договоры с Национальным центром электронных услуг на предоставление доступа к электронным услугам ОАИС.

— Допустим, вы оформляете кредит или приобретаете что-то в лизинг. Вместо справки о доходах кредитор может запросить сведения из вашего индивидуального лицевого счета. Данные сведения подтверждают, что вы официально трудоустроены и получаете зарплату в определенном размере. Вам не придется приносить справку о размере заработка с работы, — приводит пример специалист.

По ее словам, в марте этого года Совмин утвердил положение о порядке заверения на бумажном носителе информации, которая получена из информационных систем через ОАИС. Правительство разрешило информационным посредникам — Белпочте и Белтелекому — заверять распечатки с этой информацией, они имеют юридическую силу, их можно предъявить где-либо как официальный документ.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Александра Квиткевич, TUT.BY

Сколько стоит эта услуга?

Фонд соцзащиты является владельцем информационного ресурса, в котором аккумулируются сведения обо всех работающих в Беларуси. Он не взимает плату за предоставление этих данных. Соответственно, в отделениях Фонда получить выписку из своего лицевого счета можно бесплатно как в электронном виде, так и на бумаге.

На Едином портале электронных услуг за предоставление сведений о состоянии своих пенсионных отчислений нужно будет заплатить 42 копейки (платежи принимаются через ЕРИП), а в отделениях «Белпочты» или «Белтелекома» — 1,98 рубля. Эти тарифы устанавливают Национальный центр электронных услуг, «Белпочта» и «Белтелеком» соответственно.

Будут ли в выписке данные о взносах за все годы стажа?

Персонифицированный учет страховых взносов в Беларуси начали вести с 1 января 2003 года. Соответственно, в выписке из лицевого счета будут видны отчисления начиная с 2003 года — то есть на данный момент за 17 последних лет стажа. Информация о работе и заработке до 2003 года подтверждается записями в трудовой книжке и справками о заработке для исчисления пенсии, которые выдает работодатель.

— Таким образом, когда человек приближается к наступлению пенсионного возраста, то до 2003 года страховой стаж подтверждается сведениями на бумажном носителе (предоставляется трудовая книжка и справки о заработке), за периоды работы с 1 января 2003 года — выпиской из индивидуального лицевого счета, — объясняет Юлия Бердникова.

По словам специалиста, в России в аналогичной ситуации решили пойти по пути оцифровки данных, подтверждающих накопленный страховой стаж до начала персонифицированного учета (в России его начали вести в 2002 году), но это «очень непростая задача».

— Эти сведения нужно запросить на бумажном носителе, внести их в базу, проконтролировать, чтобы все было верно переведено в электронный вид, сдать документы в архив. К процессу оцифровки нужно подойти очень рационально и грамотно, как с организационной, так и с технической точки зрения, — комментирует Юлия Бердникова.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Можно ли будет со временем узнать больше данных для будущей пенсии?

Конечно, по данным о размерах уплаченных страховых взносов можно сделать вывод о том, платил ли их работодатель в полном объеме и платил ли вообще. Но еще более полезной могла бы быть и другая информация: например, о страховом стаже (который нужен для того, чтобы не остаться без трудовой пенсии) или пенсионном коэффициенте (от него зависит размер пенсии).

В Минтруда рассказали, что сейчас прорабатывается вопрос о создании информационного сервиса, который позволит рассчитывать персональный страховой стаж работников.

— О сроках внедрения этого сервиса пока еще говорить рано. Задумка сама по себе очень хорошая — полноценный расчет страхового стажа за период всей трудовой деятельности гражданина, то есть включая и за период до 1 января 2003 года, — говорят в ведомстве. — Для пенсионной системы очень важно, чтобы люди интересовались формированием своих пенсионных прав заблаговременно. В частности, продолжительностью наработанного ими страхового стажа, который имеет правоустанавливающее значение. Потому мы стремимся к созданию соответствующего информационного сервиса, который помогал бы работнику планировать будущую пенсию, понимать, на какую пенсию он может рассчитывать.

В Минтруда напомнили, что условный размер пенсии можно рассчитать с помощью пенсионного калькулятора на Портале соцзащиты. Но чтобы им воспользоваться, нужно примерно представлять свой пенсионный коэффициент. Точно рассчитать его самому невозможно.

Какую информацию о своих пенсионных счетах могут получить жители России, Украины и Литвы

Жители России могут узнать о состоянии своего лицевого счета в пенсионном фонде на Портале государственных и муниципальных услуг («Госуслуги»). Для этого нужно зарегистрироваться или авторизоваться на портале и сделать соответствующий запрос. Выписка предоставляется бесплатно в режиме реального времени.

Пока россиянам в такой выписке доступно гораздо больше сведений, чем белорусам. Как и у нас, в ней тоже есть данные о периодах работы у разных нанимателей и суммах страховых взносов, уплаченных за эти периоды. Однако помимо этого в российской выписке также можно увидеть свои пенсионные баллы (аналог нашего пенсионного коэффициента) и количество лет, месяцев и дней стажа. Отдельно указан стаж работы, дающий право на досрочную пенсию. Также в выписке есть информация о стаже до 2002 года (то есть до появления в России персонифицированного учета).

Также в результате пенсионной реформы 2002 года часть пенсии в России сделали накопительной. Человек сам мог решить, хочет он перечислять все страховые взносы в государственный Пенсионный фонд или же переводить часть в накопительный фонд по выбору. Соответственно, в выписке можно увидеть сумму взносов, которая пошла на накопительную пенсию, их индексацию и даже результат инвестирования. Правда, отметим, что в 2014 году накопительную пенсию в России заморозили до 2022-го. Это означает, что в это время страховые взносы всех работающих россиян полностью отправляются в государственный пенсионный фонд.

Наконец, самое интересное, что есть в выписке, — это расчет суммы пенсии с учетом накопленного стажа и пенсионных баллов. Понятно, что он ориентировочный и сумма будет меняться по мере накопления стажа, но получить примерное представление о своей будущей пенсии все равно можно.


Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В Украине информацию о своих пенсионных отчислениях и стаже можно получить на портале электронных услуг Пенсионного фонда. Там тоже сначала нужно зарегистрироваться с помощью электронной цифровой подписи или регистрационного кода, который нужно получить в территориальном органе фонда. Данные, которые будут доступны, — это количество лет, месяцев и дней страхового стажа, периоды работы у разных работодателей и размер доходов за каждый месяц, с которого уплачивались страховые взносы.

Жители Литвы могут проверить свой стаж и накопленные пенсионные баллы на сайте «Содры» (местный аналог нашего Фонда соцзащиты).

— Очень важно, чтобы работающие жители, которые платят налоги, видели, что они получают в обмен. Новые данные о стаже и накопленных баллах предоставляют жителям необходимую информацию. Эти данные мы обновляем каждых полгода и информируем, какое право на пенсию у человека появилось, — цитирует издание delfi.lt представителя «Содры» Эвалдаса Микутиса.

Эксперт: «Люди начинают задумываться о стаже и пенсии ближе к пенсионному возрасту, поэтому важно доносить такую информацию до всех»

По мнению академического директора исследовательского центра BEROC Катерины Борнуковой, возможность увидеть свои пенсионные отчисления — это хорошо, поскольку «люди часто не догадываются об их размерах».

— В расчетниках указан только 1% взносов, удержанных из зарплаты. В итоге люди могут даже не знать, что по факту работодатели заплатили за них гораздо больше. С другой стороны, это знание вряд ли сильно изменит поведение людей. Все знают, что у нас очень слабая связь между выплаченными страховыми взносами и той пенсией, на которую человек может рассчитывать. Поэтому с точки зрения пользы эта информация, к сожалению, вряд ли даст много, но она все равно важна с точки зрения открытости. На мой взгляд, открытость в вопросах отчислений в пользу государства имеет большое значение, было бы хорошо, если бы человек мог, например, посмотреть, сколько налогов он заплатил и на что они пошли.

Катерина Борнукова подчеркивает, что для людей «особенно важно получать ту информацию, которая может каким-то образом повлиять на их решения», а потому помимо данных об уплаченных взносах было бы полезно также предоставлять данные о накопленном страховом стаже.

— Страховой стаж нужен для того, чтобы выйти на пенсию, но при этом человек может не знать, что потерял какую-то часть стажа из-за того, что, например, десять лет назад его наниматель не платил страховые взносы. В результате в последний момент он выясняет, что не сможет выйти на пенсию тогда, когда собирался, и получать будет гораздо меньше. Поэтому у людей должна быть возможность узнать об этом заранее и предпринять какие-то меры. Кроме того, люди чаще всего в принципе начинают задумываться о стаже и пенсии ближе к пенсионному возрасту, когда вариантов повлиять на ситуацию у них остается не так много. На мой взгляд, такую информацию важно доносить всеми возможными способами: например, регулярно рассылать ее всем жителям страны, если бы существовал какой-то дешевый и простой способ сделать это.

Также, по мнению Катерины Борнуковой, не помешал бы и реально работающий пенсионный калькулятор, который мог бы показать, какой примерно будет пенсия, рассчитанная по действующей формуле, если продолжать работать с нынешней зарплатой до пенсионного возраста.

— Это тоже очень важно, потому что люди часто не понимают, как пенсия рассчитывается, откуда она берется. Возможно, это было бы толчком в сторону осознания того, что можно зарабатывать много и делать большие отчисления, а впоследствии получить пенсию на 20 рублей выше среднего. А это, в свою очередь, могло бы побудить людей подтолкнуть государство к пересмотру пенсий в сторону большей дифференциации по уровню дохода, — считает Катерина Борнукова.


Изменения в законодательстве, регулирующем пенсионное обеспечение, все еще вызывают у белорусов вопросы. В каком возрасте я уйду на пенсию? Сколько я буду получать? Как рассчитывается пенсия и что влияет на ее размер? Есть ли у меня льготы и надбавки? Вместе с заместителем председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома – начальником управления пенсий и пособий Алиной Воронюк мы разложили по полочкам все эти моменты. Кроме того, рассмотрели основные изменения пенсионного законодательства, которые вступили в силу в этом году.



Пенсионный возраст и страховой стаж в 2020 году

Пенсионный возраст в Беларуси в 2020 году для женщин составляет 57 лет, а для мужчин 62 года. Ежегодно до 2022-го он будет увеличиваться на полгода. И к 2022 году женщины будут выходить на пенсию в возрасте 58 лет, а мужчины – в 63 года. Вместе с пенсионным возрастом увеличивается и необходимый страховой стаж для получения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет. В этом году он составляет 17,5 года, а к 2025-му достигнет 20 лет. Те, кто не набрал нужный страховой стаж, могут рассчитывать только на социальную пенсию, сейчас это 119,94 рубля.


– Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей-инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы; лилипутам и карликам требуется 5 лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством), – отмечает Алина Воронюк.

Кроме того, с 1 августа 2017 года Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан» предоставлено право на трудовую пенсию по возрасту при 10 годах страхового стажа лицам, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности и по этой причине не смогли сформировать требуемый стаж. В частности, пенсия по возрасту при наличии страхового стажа не менее 10 лет (но менее требуемых для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях) назначается гражданам, имеющим общий стаж работы не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. При такой же продолжительности страхового стажа – 10 лет – пенсия по возрасту назначается гражданам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» и имеют общий стаж работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.



Страховой стаж нужно «оплачивать»

В стаж, необходимый для назначения пенсии, не будут засчитаны периоды работы, когда страховые взносы в Фонд социальной защиты населения работодатель не уплачивал или уплачивал в неполном объеме.

– Для большинства работодателей взнос на пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения установлен в размере 28 процентов от фонда заработной платы, для работников – 1 процент заработка. Периоды работы, в течение которых уплата страховых взносов не производилась хотя бы одной из сторон, не подлежат включению в стаж, – объясняет специалист.

То есть в такой ситуации у работника пенсионные права не формируются. Чтобы оградить себя от таких неприятных «сюрпризов» при оформлении пенсии, интересуйтесь информацией об уплате работодателем обязательных страховых взносов на ваше имя. По этому вопросу можно обратиться в районный отдел Фонда по месту жительства или по месту нахождения организации.



Включается ли в страховой стаж советский стаж

– В Советском Союзе наемные работники подлежали государственному социальному страхованию, взносы на социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями, организациями. Соответственно, время работы в период СССР или так называемый «советский стаж» включается в стаж работы с уплатой страховых взносов, необходимый для назначения трудовой пенсии, – поясняет Алина Воронюк.

Какие виды пенсий существуют

Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

Самый большой удельный вес в общей численности пенсионеров составляют получатели трудовой пенсии по возрасту – 81 процент, 11 процентов получают пенсии по инвалидности, по 3 процента – пенсии по потере кормильца и социальные пенсии, 2 процента – пенсии за выслугу лет. Согласно данным комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома средний размер трудовой пенсии по возрасту в области в феврале текущего года составляет 439,40 рубля.



– В назначении досрочных пенсий по возрасту и за выслугу лет с января 2020 года произошли существенные изменения. Президент 17 января подписал указ № 15, согласно которому работникам с длительным стажем работы в особых условиях труда, которые выработали до 1 января 2009 г., то есть до введения профессионального пенсионного страхования, не менее половины требуемого льготного стажа, вместо досрочной профессиональной пенсии может быть назначена пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда или пенсия за выслугу лет по Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» из средств общей пенсионной системы.

До вступления в силу указа действовала норма, согласно которой при отработке работником после 1 января 2009 г. более половины требуемого льготного стажа ему назначалась досрочная профессиональная пенсия до достижения пенсионного возраста. Формировалась она исходя из объема целевых взносов, накопленных на индивидуальных счетах работников.

Как определяется размер пенсии

Здесь стоит обратить внимание на два критерия: стаж и заработок до обращения за назначением пенсии.

В стаж, кроме периодов работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов включаются также период службы в Вооруженных Силах СССР и Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 9 лет в общей сложности) или за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе. Засчитываются также периоды получения профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования в дневной форме; пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности.



– Среди последних изменений – нормы указа Президента Республики Беларуси от 10 февраля 2020 года №48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве». Согласно документу с 1 января 2020 года военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному пенсионному страхованию. Уплата взносов на пенсионное страхование в бюджет фонда социальной защиты населения за указанных военнослужащих будет производиться за счет средств республиканского бюджета за периоды срочной военной службы, начиная с 1 января 2020 г. и позднее (независимо от даты начала прохождения срочной военной службы). С учетом этого в страховой стаж для назначения трудовой пенсии будут включаться только периоды срочной военной службы после 1 января 2020 г. и позднее, за которые были уплачены взносы в бюджет фонда, – дополняет Алина Воронюк.

Периоды срочной военной службы, протекавшей до 1 января 2020 г. и не сопровождавшиеся уплатой взносов, будут по-прежнему включаться только в общий стаж работы для назначения пенсии и исчисления ее размера.

Чем подтверждается трудовой стаж? Основным документом является трудовая книжка. При отсутствии трудовой в подтверждение периодов работы до 1 января 2003 г. принимаются справки, выданные работодателями (их правопреемниками) или архивными учреждениями на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащие сведения о периодах работы. При этом периоды работы с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. дополнительно должны быть подтверждены справкой о заработной плате с указанием информации об уплате обязательных страховых взносов.



При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам и отсутствии архивных данных периоды работы до 1 июля 1998 г. могут устанавливаться комиссией по назначению пенсии на основании показаний не менее двух свидетелей. При этом свидетели должны не только знать заявителя по совместной работе, но и располагать документами о своей работе за то время, в отношении которого они свидетельствуют. Установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.

Периоды работы после 1 января 2003 г. подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Запрос этих сведений осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите без участия заявителя (при обращении его за назначением пенсии).

В 2020 году пенсия исчисляется исходя из заработка за последние 26 лет стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. При этом в периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.



Заработок ограничивается четырехкратной средней заработной платой в республике, а с 2016 года – пятикратной средней заработной платой в республике для лиц со стажем 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин.

Если нет документов о зарплате

– На практике часто бывают ситуации, когда документы о заработке не сохранены по вине работодателя. Выход из такой ситуации есть: работник вправе обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения им заработка за конкретный период в определенном размере. Вступившее в законную силу решение суда представляется в органы по труду, занятости и социальной защите для решения пенсионного вопроса. Кроме того, пенсионер вправе обратиться в суд с иском к работодателю о возмещении причиненного ущерба в связи с недополучением по вине работодателя пенсии в полном объеме (если это имело место) за период до установления судом юридического факта получения им заработной платы, – пояснила Алина Воронюк.

Как рассчитывается пенсия для ИП или самозанятых

Индивидуальные предприниматели каждый месяц, помимо подоходного налога, платят взнос в фонд социальной защиты населения. Минимальная планка – 35 процентов от минимальной заработной платы по стране. В IV квартале 2019 года эта сумма равнялась 115,5 рубля. С января 2020 года минимальная зарплата по стране выросла до 375 рублей, поэтому и размер минимального взноса увеличился до 131,25 рубля. При таком показателе за год индивидуальный предприниматель направит в фонд соцзащиты 1575 рублей. Меньше этой суммы заплатить нельзя, больше – можно.

Для чего нужны эти выплаты? Они аналогичны страховым взносам, которые работодатель уплачивает за работников. Поэтому, если ИП работал весь год и исправно платил взносы, эти 12 месяцев засчитываются ему в страховой стаж.



Представим, что человек практически всю жизнь проработал ИП вплоть до пенсии, уплачивая взнос по минимальному порогу. В таком случае индивидуальный коэффициентзаработка у него будет небольшой, а данный показатель напрямую влияет на размер пенсии.

Что касается самозанятых граждан (ремесленники, фотографы), то они имеют право не платить страховые взносы. Однако в таком случае ими не будет формироваться страховой стаж, а без этого они рискуют остаться без пенсии. Если ремесленник захочет платить страховые взносы, то они должны быть не менее 29 процентов минимальной зарплаты по стране. На данный момент это 108,75 рубля.

Куда обращаться за назначением пенсии

Статьей 75 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» определен порядок обращения за назначением пенсии. Согласно данному порядку работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Неработающие граждане подают заявление о назначении пенсии сами в районное (городское) управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства (регистрации). Обратиться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Читайте также: