Как называется пенсионный фонд в городах и районах
СПРАВКА
о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации
Организационно-правовая форма Пенсионного фонда Российской Федерации
Пенсионный фонд Российской Федерации был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РСФСР.
Указанным постановлением был определен статус Пенсионного фонда Российской Федерации как самостоятельного кредитно-финансового учреждения, осуществляющего свою деятельность применительно к Закону РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и подотчетного Верховному Совету РСФСР (в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 958 «О передаче в ведение совета Министров – Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» было установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации находится в ведении Совета Министров – Правительства Российской Федерации и ему подотчетен).
В постановлении Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1 также закреплялось положение о том, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского бюджета РСФСР, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Позднее данная норма предусматривалась во всех нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, средства, предназначенные для пенсионного обеспечения, были выделены из состава государственного бюджета в самостоятельный бюджет Пенсионного фонда РСФСР (оставаясь при этом государственной собственностью).
Следует отметить, что данным постановлением устанавливался также размер взносов на социальное страхование, обязательных для уплаты всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности и подчиненности.
В рамках системы, действовавшей ранее, когда средства, предназначенные на финансирование выплаты государственных пенсий, входили в состав государственного бюджета, было возможно заимствование этих средств на другие государственные нужды (помимо пенсионных выплат), что негативно сказывалось на финансовой устойчивости пенсионной системы, то есть способности Пенсионного фонда сохранять существующий уровень платежеспособности при возможных неблагоприятных внешних и внутренних воздействиях на финансовые потоки.
С установлением автономности пенсионного бюджета доходы Фонда перестали входить в бюджеты других уровней, был сделан шаг к страховым принципам и повышению эффективности деятельности системы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также заложены основы достижения долгосрочной финансовой устойчивости этой системы.
В течение периода, длившегося с момента образования Фонда и до 1 января 1992 года, Пенсионный фонд РСФСР осуществлял свою деятельность на основании Временного положения о Пенсионном фонде РСФСР и Порядка уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. № 556-1, в которых были закреплены положения, аналогичные положениям постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 442-1.
С 1 января 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)» были введены в действие Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России).
Указанные документы также содержали положения о статусе Пенсионного фонда Российской Федерации, согласно которым Пенсионный фонд Российской Федерации являлся самостоятельным финансово-кредитным учреждением, а его денежные средства находились в государственной собственности Российской Федерации и не входили в состав бюджетов, других фондов и не подлежали изъятию.
На Пенсионный фонд Российской Федерации были возложены обязанности по обеспечению сбора и аккумуляции страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий.
Согласно вышеупомянутым нормативным правовым актам Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял функции, связанные исключительно с финансовой составляющей пенсионной системы (сбор страховых взносов, их аккумуляция, контроль за поступлением и расходованием средств и др.).
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял финансирование выплаты пенсий, а функции по назначению и выплате пенсий выполнялись органами социальной защиты населения.
В связи с этим следует упомянуть Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенсионным обеспечением в Российской Федерации», согласно которому вмешательство Пенсионного фонда Российской Федерации и его отделений в оперативную деятельность органов социальной защиты населения и передача ему функций по назначению и выплате пенсий считались недопустимыми.
Вместе с тем имела место ситуация, когда Пенсионный фонд Российской Федерации осуществлял не только финансирование, но также и назначение и выплату государственных пенсий (в рамках единой пенсионной службы). Первоначально единая пенсионная служба в порядке эксперимента в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 6 июля 1992 г. № 3209-1 была создана в Московской области на базе отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Московской области с передачей в его состав подразделений Главного управления социальной защиты населения Московской области и подведомственных ему служб в городах и районах Московской области, занимавшихся назначением (перерасчетом) и выплатой пенсий и пособий. Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 4940-1 результаты эксперимента были одобрены и решено подготовить, в том числе с участием Правительства Российской Федерации, предложения об организации в Российской Федерации единой федеральной службы пенсионного обеспечения и внести их на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации.
Позднее Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации были закреплены полномочия по выплате государственных пенсий.
Следует отметить, что данный Указ Президента Российской Федерации являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации и был признан не противоречащим Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25 июня 2001 г. № 9-П по данному вопросу указал на то, что Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет, по сути, функции страховщика, осуществляющего оперативное управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, и обеспечивает назначение и своевременную выплату государственных пенсий. Следовательно, Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.
Издание Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 заложило основу для формирования нынешнего статуса Пенсионного фонда Российской Федерации как страховщика по обязательному пенсионному страхованию.
С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. В этих целях был принят ряд законодательных актов, направленных на преобразование пенсионной системы. Данные документы затронули, в том числе, и вопросы статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
При этом Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, действует в части, не противоречащей данному Федеральному закону.
Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:
центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);
отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;
управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).
Руководство Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) осуществляет Правление ПФР, которое также утверждает положения о территориальных органах Фонда, являющихся юридическими лицами.
Система пенсионного обеспечения в России находится в государственном ведении. Ведущей организацией, которая ответственна за осуществление соответствующих выплат, является Пенсионный фонд России.
Государственные услуги в рамках компетенции ПФР оказываются во всех регионах России. Кроме этого, по линии этой организации пенсию получают граждане иностранных государств, которые, в соответствии с действующим законодательством, имеют право на получение выплат.
Бесплатно по России
Пенсионный фонд назначает денежное содержание не только гражданам преклонного возраста, как это принято думать. Несмотря на то, что на выплату страховых пенсий по старости расходуется большая часть средств фонда, в задачу ПФР входит обеспечение других социально уязвимых категорий граждан – инвалидов и несовершеннолетних, потерявших кормильца.
Как один из крупнейших социальных институтов государства, ПФР имеет разветвленную и сложную структуру, разобраться в которой мы постараемся в рамках этой статьи.
История Пенсионного фонда
1956 год в отечественной истории отмечен знаменитым XX съездом КПСС, где официально был развенчан культ личности Иосифа Сталина, в результате чего были инициированы кардинальные изменения в общественной жизни советского общества. Однако эта дата знаменательна и тем, что с выходом закона «О государственных пенсиях» рабочие и служащие могли рассчитывать на получение ежемесячного денежного пособия по нетрудоспособности в старости.
В то время экономика страны была полностью под контролем государства. Управление организациями и предприятиями на местах осуществлялось в рамках советской плановой доктрины. В этой связи государство, по сути, и было единственным работодателем, поэтому и пенсия выплачивалась за счет бюджета страны.
В конце советской эпохи экономика и система государственного управления оказалась в глубоком кризисе. В этой связи государство дистанцировалось от исполнения своих обязательств в новых условиях. На этом фоне в 1990 году был создан Пенсионный фонд России, который хоть и оставался государственной организацией, однако обладал определенной степенью самостоятельности, а денежные средства, находящиеся в распоряжении ПФР, не входили в состав бюджета какого-либо уровня.
На протяжении последнего десятилетия XX века ПФР испытывал значительные трудности с наполняемостью, однако, по мере улучшения экономической обстановки в стране, пенсионная система стабилизировалась, хотя и активно реформируется, в том числе и в современный период.
Функции пенсионного фонда сегодня
Основной целью ПФР, ради чего и было принято решение о создании фонда, является управление денежными средствами, за счет которых происходит обеспечение пенсионной системы в стране. Это выражается в аккумулировании денежной массы, поступающей в фонд за счет, преимущественно, страховых взносов, и в выплате пенсий гражданам, имеющим на нее право. С этой задачей ПФР справляется и сегодня.
Кроме этого, к функциям этой организации следует отнести:
- администрирование системы персонифицированного учета;
- софинасирование отдельных социальных программ;
- осуществление контроля поступления страховых взносов и надзор за исполнением страхователями их обязанностей по ОПС;
- выдача сертификатов маткапитала и контроль расходования его средств.
Схема структуры ПФР
Большой объем задач, возложенный на эту организацию, и внушительный штат сотрудников обуславливает сложную организационную структуру.
Проще всего ее представить в виде следующей схемы:
Главным распорядительным органом фонда выступает правление. Руководителем с 2008 года занимает Дроздов А. В. Именно председатель утверждает бюджет фонда, а также принимает ключевые решения по вопросам, связанным с функционированием пенсионной системы.
В состав правления также входят заместители председателя. Каждый из них специализируется на отдельных направлениях деятельности ПФР.
Неотъемлемой частью структуры пенсионного фонда является ревизионная комиссия. К ее задаче относится внутренний аудит, в том числе проверка обоснованности расходования бюджета организации.
Информационный центр появился в структуре ПФР совсем недавно – в 2015 году. Его деятельность направлена на сопровождение электронных систем в организации.
Об исполнительной дирекции
Возглавляет исполнительную дирекцию один из заместителей председателя правления ПФР. Это основная структура, которая определяет характер текущей деятельности фонда.
Функциями исполнительной дирекции являются:
- определение бюджета ПФР, анализ его доходной и расходной частей;
- распределение денежных средств по регионам;
- осуществление учета и отчетности, предоставляемой правлению;
- составление прогнозов относительно положения пенсионной системы в целом.
Исполнительная дирекция осуществляет надзорную функцию за деятельностью территориальных органов на местах.
Территориальный аппарат
Территориальные органы Пенсионного фонда имеют иерархическую структуру. В их число входят.
Окружные управления
Всего существует 8 окружных управлений. Их число равняется количеству федеральных округов в стране.Основными их задачами являются:
- надзор за деятельностью региональных отделений
- планирование работы органов ПФР;
- координация деятельности управления на местах;
- осуществление статистического учета на подведомственной территории;
- участие в формировании и подготовке бюджета фонда.
Территориальные отделения
Территориальные отделения осуществляют свою деятельность в конкретном регионе, где они ответственны за:
- администрирование страховых взносов;
- контроль собираемости взносов;
- ведение персонифицированного учета;
- осуществление координации отделов на местах.
Руководства и отделы в города и районах (муниципалитетах)
Именно эти низовые структуры территориального аппарата и осуществляют непосредственную работу с гражданами. В обязанности их сотрудников входит:
- назначение пенсионных выплат, в т. ч. прием соответствующих документов;
- прием заявлений на маткапитал, выдача сертификатов;
- доставка пенсий;
- ведение персонифицированного учета;
- администрирование страховых взносов;
- консультирование по вопросам пенсионного обеспечения;
- обеспечение софинансирования региональных социальных программ.
Пенсионный фонд Российской Федерации является крайне важной и значимой структурой, деятельность которой затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Для успешной и эффективной работы была разработана эффективная структура, которая, с небольшими изменениями, существует уже практически 30 лет.
Интересное видео
Дополнительную информацию о системе Пенсионного фонда смотрите в видео:
Тот самый, что выдает пенсию
Пенсионный фонд России (ПФР) — один из трех государственных внебюджетных фондов, которые оказывают социальные услуги населению.
Именно в ПФР оформляют пенсию по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также маткапитал, некоторые пособия и выплаты, в том числе в качестве господдержки во время пандемии коронавируса. Еще в ПФР выдают СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе пенсионного страхования.
Разберемся, как устроен и работает пенсионный фонд.
Что такое ПФР
Пенсионный фонд России основали в декабре 1990 года специально для работы с пенсионерами и пенсиями, которые они должны получать. Эта организация существует по сей день, хотя ее структура несколько изменилась.
ПФР — не государственный орган, но он подотчетен государству. Это отдельная организация с собственным бюджетом, который не входит в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты, — изымать из него деньги никто не может.
Бюджет пенсионного фонда пополняется в основном взносами работодателей и ИП, но есть и другие источники — о них расскажу ниже. Эти деньги уходят на выплату пенсий.
Правила подсчета стажа, условия назначения и размеры пенсий определяет государство, а не ПФР. По своей инициативе фонд деньги не раздает и не решает, сколько кому заплатить. Все, что он делает для пенсионеров, прописано в законах.
Отделения пенсионного фонда есть в каждом субъекте РФ, в каждом крупном городе и районном центре. Главный офис находится в Москве.
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) тоже выплачивают пенсию людям, но для этого нужно заключить пенсионный договор.
В России несколько десятков НПФ — можно выбрать любой. Деньги в НПФ может перевести сам застрахованный по программе негосударственного пенсионного обеспечения или работодатель, если, например, в компании есть специальная программа корпоративной пенсии. Также в НПФ можно перевести свою накопительную пенсию, которая сформировалась до моратория.
НПФ инвестирует поступившие деньги в ценные бумаги и получает с этого доход. Проценты накапливаются, и в результате растет размер будущей пенсии застрахованного лица.
Отличие ПФР от НПФ в том, что бюджет пенсионного фонда входит в бюджетную систему РФ и он подотчетен государству, а НПФ — нет: это частная компания, которая работает по лицензии.
Задачи и функции Пенсионного фонда РФ
Задача ПФР — управление деньгами, а также выплата пенсий и социальных пособий жителям РФ.
- Ставит граждан на пенсионный учет.
- Устанавливает и выплачивает страховые пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные пенсии и пенсии госслужащим.
- Доплачивает разницу между социальной пенсией и прожиточным минимумом, установленным в регионе проживания пенсионера.
- Выплачивает пенсионные накопления — накопительную часть пенсии.
- Выплачивает ряд детских пособий, например 10 000 Р семьям с детьми от 3 до 16 лет в период пандемии коронавируса.
- Устанавливает и выплачивает ежемесячные денежные выплаты ветеранам боевых действий и ветеранам труда.
- Выдает сертификаты на маткапитал и т. д.
У ПФР есть и более глобальные функции. Например, он инвестирует деньги застрахованных лиц в ценные бумаги, а также сотрудничает с другими странами по вопросам пенсионного обеспечения.
Структура ПФР
Пенсионным фондом руководит правление ПФР — председатель и четыре его заместителя. Председателя правления назначает правительство.
Система Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру.
Как устроена система ПФР
Уровень | Что входит |
---|---|
Федеральный уровень | Центральный аппарат: исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР |
Региональный уровень | Отделения ПФР в субъектах РФ |
Местный уровень | Управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах |
Система ПФР устроена так:
- Федеральный уровень — центральный аппарат, в который входят исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР.
- Региональный уровень — отделения ПФР в субъектах РФ.
- Местный уровень — управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах.
Правление ПФР определяет перспективные и текущие задачи пенсионного фонда, утверждает бюджет, сметы расходов ПФР и его органов, в том числе фонд оплаты труда, а также отчеты об их исполнении. Кроме того, правление ПФР определяет его структуру и штаты, назначает и увольняет руководителей центрального аппарата.
Исполнительная дирекция считает, планирует и исполняет бюджет ПФР, инвестирует деньги, обеспечивает безопасность персональных данных, занимается административными вопросами вроде госзакупок и общения со СМИ.
Ревизионная комиссия контролирует правомерное, целевое и эффективное использование бюджетныֹх средств по всей структуре ПФР — следит, чтобы деньги не разворовывались и не тратились непонятно куда.
Территориальные отделения в субъектах РФ включают в себя руководство, отделения и отделы. К руководству относятся: управляющий отделением, его заместители, специалисты.
Отделы бывают, например, такие:
- организации и назначения пенсии;
- социальных выплат;
- организации персонифицированного учета;
- казначейства и др.
Все отделы не счесть, их количество зависит от размера населенного пункта: чем больше жителей, тем больше аппарат местного пенсионного фонда.
Руководство и отделы в города и районах (муниципалитетах) устроены аналогичным образом.
Еще есть информационный центр персонифицированного учета — это самостоятельное юридическое лицо, которое отвечает за формирование и ведение баз данных ПФР. То есть всю электронную базу данных будущих и настоящих пенсионеров хранят в этом информационном центре.
Территориальный аппарат и окружные управления раньше входили в структуру ПФР, но сейчас их нет.
Доходы ПФР
Бюджет пенсионного фонда формируется из нескольких источников:
- Страховых взносов, которые перечисляют работодатели и ИП.
- Добровольных взносов физических лиц и организаций.
- Доходов от инвестирования временно свободных средств.
- Сумм пеней и других финансовых санкций.
- Средств, которые поступили из федерального бюджета.
Все эти деньги аккумулируются и инвестируются, а потом выплачиваются пенсионерам и тратятся на нужды самого ПФР.
Обязательные и добровольные отчисления в пенсионный фонд дают застрахованному лицу страховой стаж, от которого зависит размер пенсии. Пока идут отчисления — идет стаж, как только отчисления прекращаются — стаж приостанавливается.
Расходы ПФР
В законе прописано, на что должны тратиться деньги пенсионного фонда. Вот куда уходят средства:
- Выплата пенсий, положенных по закону.
- Доставка пенсий: почтовыми переводами, наличными, переводами на банковские счета пенсионеров.
- Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ПФР: ремонт помещений, закупка обстановки и канцтоваров, зарплата работников.
- Уплата гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений — страхование накопительной части пенсии, которую ПФР инвестирует так же, как и НПФ.
Платежи в Пенсионный фонд РФ
Около 60% бюджета ПФР пополняется за счет страховых взносов. Взносы с плательщиков собирает налоговая — так сделали для удобства сбора и контроля уплаты всех взносов. Потом деньги передают в ПФР, и тот уже распоряжается ими. При этом деньги считаются собственностью РФ.
Кто вносит платежи — перечислено в налоговом кодексе. Это:
- Работодатели или заказчики — за людей, которым выплачивают зарплату или другое вознаграждение.
- ИП, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие — за себя.
Если у плательщика несколько категорий, то он платит взносы по каждому основанию. Например, ИП с работниками платит взносы и за себя, и за своих работников.
Сумму взносов за работников и за себя считают по-разному.
Работодатель ежемесячно платит за работника 22% от начисленной зарплаты до тех пор, пока сумма заработка за год не достигнет 1 292 000 Р . Это ограничение актуально для 2020 года. После этого страховой взнос будет рассчитываться исходя по формуле: зарплата × 10%.
Например, зарплата Иванова — 140 000 Р . С января по сентябрь 2020 года Иванов заработает 1 260 000 Р , а работодатель будет ежемесячно платить пенсионные страховые взносы:
140 000 Р × 22% = 30 800 Р .
В октябре сумма заработка Иванова станет 1 400 000 Р — превысит лимит 1 292 000 Р . Поэтому часть взносов в октябре нужно исчислить по ставке 22%, а часть — по 10%.
В ноябре и декабре за Иванова нужно будет заплатить:
140 000 Р × 10% = 14 000 Р .
Если ИП или организация входит в реестр МСП, то с 1 апреля 2020 года из-за коронавируса они уплачивают страховые взносы по новому порядку:
- с зарплаты в части 12 130 Р — 22%, то есть 2668,6 Р ;
- с зарплаты в части, превышающей 12 130 Р , — 10%.
Компании и ИП, которые пострадали от коронавирусной инфекции, могут вообще не платить страховые взносы за работников за три месяца: апрель, май и июнь 2020 года.
ИП и люди, которые занимаются частной практикой, — нотариусы, адвокаты, оценщики, медиаторы — должны платить пенсионные взносы за себя.
В 2020 году они должны заплатить 32 448 Р . Если годовой доход превысит 300 000 Р , то сверх этой суммы они должны заплатить еще 1%.
Например, адвокат Александр за год заработал 1 500 000 Р . Он должен заплатить:
32 448 Р + (1 500 000 Р − 300 000 Р ) × 1% = 44 448 Р .
Для ИП из отраслей, пострадавших от коронавирусной инфекции, сумму страхового взноса уменьшили на 12 130 Р . Поэтому в 2020 году нужно будет заплатить 20 318 Р фиксированной суммы.
Отчетность перед ПФР
Перед пенсионным фондом отчитываются работодатели — те, кто платит взносы за работников или исполнителей.
Предпринимателям и тем, кто занимается частной практикой и платит взносы только за себя, документы сдавать не нужно.
СЗВ-М страхователи сдают ежемесячно до 15 числа. В этом отчете пишут ФИО и СНИЛС застрахованных лиц.
СЗВ-ТД подают только на людей, с которыми заключены трудовые договоры. Если договор гражданско-правовой или авторский, можно не отчитываться.
Этот отчет сдают в ПФР:
- при приеме или увольнении работника — не позднее следующего рабочего дня;
- при постоянном переводе сотрудника, присвоении ему новой квалификации с записью в трудовую книжку, а также при подаче им заявления о выборе формы трудовой — до 15 числа следующего месяца.
СЗВ-стаж и опись передаваемых сведений по форме ОДВ-1 отправляют раз в год до 1 марта года, следующего за отчетным. В этом отчете указывают общую сумму уплаченных пенсионных взносов и период работы застрахованного лица.
Отчеты отправляют электронно — если у страхователя трудится больше 25 человек, включая тех, кто работает по гражданско-правовым договорам. Если численность сотрудников меньше, можно отправлять бумажные или электронные отчеты — по выбору.
Пенсионное обеспечение на местах осуществляют районные (городские) управления, отделы ПФР (далее — местные органы пенсионного обеспечения). В отдельных населенных пунктах районов, например в крупных поселках, городах, могут учреждаться Должности уполномоченных ПФР, которые подчиняются этим органам.
Местные органы пенсионного обеспечения являются правопреемниками органов социальной защиты населения района (города) в части, касающейся назначения, перерасчета и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, а также социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Местные органы пенсионного обеспечения непосредственно подчиняются территориальному отделению ПФР.
Именно на местные органы пенсионного обеспечения падает наибольший объем работы по обеспечению пенсиями граждан. Содержание их работы разнообразно.
Они выполняют самые различные по своему характеру функции, а именно:
- прием документов для назначения пенсий;
- назначение, перерасчеты, выплату пенсий;
- финансовое обеспечение пенсий;
- взаимодействие с иными государственными органами и учреждениями, организациями всех форм собственности;
- прием населения по вопросам пенсионного обеспечения;
- работу с общественными организациями;
- ведение индивидуального (персонифицированного) учета;
- проверку организаций всех форм собственности по соблюдению законодательства о пенсиях;
- организацию и проведение учебно-методической работы по вопросам пенсионного обеспечения и др.
Рассмотрим организацию работы местных органов пенсионного обеспечения по основным направлениям их деятельности.
Работающих граждан к назначению пенсии представляют организации независимо от форм собственности, на которых они работают, и индивидуальные предприниматели, использующие труд работников.
В организациях приказом (распоряжением) руководителя назначается должностное лицо, ответственное за подготовку документов. В крупных организациях, на предприятиях образуются пенсионные отделы или комиссии.
Их главная задача - правильно оформить документы для назначения пенсии и своевременно представить в местный орган пенсионного обеспечения. В организациях составляются списки лиц, уходящих на пенсию в ближайшие два-три года. В списках указываются фамилия, имя, отчество будущего пенсионера, год рождения, дата предстоящего выхода на пенсию, общий трудовой стаж (ОТС), льготный трудовой стаж (ЛТС), страховой стаж (ССт), полный домашний адрес.
Один экземпляр списка направляется в пенсионный орган района (города). В период составления списка проверяются трудовые книжки будущих пенсионеров, подсчитываются все виды стажа (особенно тщательно проверяются ЛТС и ССт). При необходимости запрашиваются недостающие документы о стаже, заработке и др. Все это делается заблаговременно, с тем чтобы к моменту подачи заявления гражданином в наличии были все необходимые документы.
Все предприятия, организации и учреждения, находящиеся на территории района (города), распределены между работниками местного органа пенсионного обеспечения, которые на каждую организацию заводят так называемое наблюдательное дело.
В нем хранятся:
- приказ (распоряжение) руководителя организации о назначении конкретного лица, ответственного за подготовку документов;
- списки лиц, уходящих в ближайшие годы на пенсию;
-перечень производств и работ с особыми условиями труда.
Ежегодно работник местного органа пенсионного обеспечения
проверяет закрепленные за ним предприятия, организации, учреждения с выездом на место. В результате проверки оформляется акт, который подшивается в наблюдательное дело. С содержанием акта проверки знакомятся руководители предприятия и местного пенсионного органа. В отдельных случаях результаты проверки докладываются администрации района (города).
В акте отражаются следующие сведения:
- общая численность работающих лиц в организации;
- наличие выписки из приказа (распоряжения) администрации организации о назначении ответственного лица (представителя) и его заместителя;
- наличие или отсутствие журнала регистрации заявлений и представлений к назначению пенсий (по установленной форме), а также журнала или списка лиц, которые в связи с достижением пенсионного возраста приобретут право на пенсию через два-три года, и журнала регистрации заявлений на перерасчет пенсий (по установленной форме).
В организациях, где есть производства или работы с особыми условиями труда, должны быть извлечения из Списков № 1 и № 2 профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, такие же извлечения должны быть из данных списков по соответствующему структурному подразделению организации (цеху, отделу, участку и др.).
В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 83 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 130 000 специалистов.
ПФР осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:
- установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий, пенсии госслужащих;
- выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал;
- назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, Героям Российской Федерации и др.;
- администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование;
- назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;
- ведение системы персонифицированного учета прав участников системы обязательного пенсионного страхования;
- формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений;
- адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов РФ;
- реализация Программы государственного софинансирования пенсии;
- реализация международных соглашений.
Управление Пенсионного фонда создано с Согласия между Пенсионным фондом Российской Федерации и администрацией Белгородской области о передаче Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области полномочий по назначению и выплате государственных пенсий.
Учредитель: Пенсионный фонд Российской Федерации.
Управление входит в структуру Пенсионного фонда Российской Федерации и непосредственно подчиняется Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области (далее – Отделение).
Финансирование расходов на содержание Управления ПФР осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации через Отделение. Деятельность Управления основывается на современных технологиях сбора, передачи, хранения и обработки пенсионной информации. Доступ к ней имеет ограниченное число лиц, так как она конфиденциальна.
Управление является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении федеральное имущество, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в банках, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Управление имеет круглую печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим наименованием, а также фирменные бланки, штампы. Решение о ликвидации либо реорганизации (слиянии, присоединении, выделении, преобразовании) Управления принимается Правлением ПФР в соответствии с условиями и порядком, установленными действующим законодательством Российской Федерации.
Имущество в случае ликвидации Управления передаётся Отделению.
Функции управления:
- выявление, регистрацию и учёт в установленном порядке плательщиков взносов в ПФР в соответствии с действующим законодательством;
- ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков взносов в ПФР;
- организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования;
- организацию работы по учёту поступления части единого социального налога (взноса) в ПФР, целевому сбору взносу в соответствии с действующим законодательством, аккумуляцию взносов, а также контроль за их своевременным и полным поступлением на государственное пенсионное страхование с учётом данных индивидуального (персонифицированного) учёта;
- привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц в ПФР;
- составление и представление в Отделение в установленном порядке заявок на финансирование выплаты государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти
- целевое и рациональное использование средств, выделяемых на выплату государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти;
- контроль за правильностью оформления документов, представляемых для назначения (перерасчёта) государственных пенсий;
- защиту конфиденциальной информации в соответствии с нормативными документами и указаниями Правления ПФР, Исполнительной дирекции ПФР и Отделения;
- ведение справочно-кодификационной работы по законодательству;
- ведение базы данных по пенсионерам.
Вышеперечисленные функции территориального Управления ПФР не являются полными. Существует еще не мало функций, которые в своей деятельности должны выполнять работники Управления ПФР. Руководство Управлением осуществляет начальник, который назначается на должность приказом управляющего Отделением.
Начальник Управления:
- несёт всю полноту ответственности за выполнение работ, возложенной на Управление;
- является распорядителем средств, выделяемых на выплату государственных пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работающих на день смерти, содержание Управления, несёт ответственность за правильное исполнение этих средств;
- принимает решение о назначении (перерасчёте) государственных пенсий, об удержании из пенсий;
- является начальником гражданской обороны;
- издаёт приказы и даёт указания, обязательные для работников Управления;
- обеспечивает подбор, расстановку кадров и их обучения на рабочем месте;
- заключает и расторгает трудовые договоры с работниками Управления;
- без доверенности действует от имени Управления, распоряжается его имуществом и заключает договоры в пределах компетенции, определённой Правилами ПФР, выдаёт доверенности;
- решает другие вопросы, отнесённые к его компетенции;
- назначение кадров на должности заместителей начальника Управления, главного бухгалтера, начальников отделов осуществляется начальником Управления исключительно по согласованию с Отделением.
Финансово-экономическая группа является структурным подразделениемУправления. Задачи группы:
Планирование, контроль и анализ исполнения годового бюджета и ежеквартального бюджета управления ПФ по доходам и расходам (на основе договоров, счетов оплаты, счетов фактур и др.)
Формирование полной и достоверной информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, обеспечение этой информации, предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности управления и выявления внутрихозяйственных ресурсов и финансовой устойчивости.
В соответствии с возложенными на нее задачами осуществляется:
- Планирование годового бюджета управления.
- Проведение аналитической работы по выполнению плановых показателей бюджета управления ПФ.
- Сбор и анализ статистической отчетности и информации по формам отчетности по пенсионному обеспечению, трудовым ресурсам, заработной плате работников.
- Проведение анализа по использованию бюджета, сметы расходов на содержание управления, финансово-хозяйственной деятельности управления.
- Разработка и представления в отделения ПФР ежеквартальных заявок на право расходования средств(лимита) для осуществления выплат государственных пенсий и пособий, финансируемых из бюджета ПФР по утвержденной форме и в установленные сроки.
- Разработка и предоставления смет расходов на содержание управления.
В настоящее время согласно штатного расписания обязанности выполнения работы делопроизводства возложены на главного специалиста по кадрам. Специалист осуществляет свою работу на основании Трудового Законодательства, Положения об управлении ПФ РФ, инструкций, указаний Правления ПФР, Единой государственной системы документационного обеспечения управления, Инструкцией по работе с письмами, заявлениями, предложениями граждан, приказов и распоряжений начальника управления, руководящих материалов и стандартов, плана работы и инструкцией. Назначается и освобождается от должности начальником Управления по согласованию с Управлением ПФР по Белгородской области.
Главный специалист по кадрам и делопроизводству должен знать и соблюдать:
- Правила внутреннего трудового распорядка;
- Правила и нормы охраны труда, техники безопасности;
- Общие принципы служебного поведения – соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения, проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций.
Основными его функциями являются:
1. Организация работы по обеспечению управления кадрами требуемых профессий, подбор и рациональная расстановка кадров;
2. Организация ведения делопроизводства в управлении, обеспечения своевременной обработка поступающей и отправляемой корреспонденции, контроль за сроками исполнения документов.
Специалист по кадрам и делопроизводству обязан:
1. Заниматься вопросами приема, увольнения, перевода работников.
2. Организовывать своевременное оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством и приказами начальника управления; учет личного состава по карточкам ф. Т-2; выдачу справок о настоящей и прошлой трудовой деятельности; заполнение и хранение трудовых книжек работников; ведение установленной документации по кадрам; представление работников к поощрениям и награждениям.
3. Принимать участие в аттестации, определять круг специалистов, подлежащих очередной и повторной аттестации, обеспечивать подготовку необходимых документов, создание резерва кадров на выдвижение,
4. Вести учет и оформление больничных листов работников управления, своевременно предоставлять их для оплаты в финансово-экономическую группу.
5. Оформлять на пенсию работников управления.
6. Организовывать контроль за состоянием трудовой дисциплины, соблюдением работниками Правил внутреннего трудового распорядка.
7. Составлять ежегодно график отпусков работников управления и осуществлять контроль за его соблюдением.
8. Составлять установленную в управлении отчетность в строго установленные сроки.
9. Оформлять документы для установления надбавок к должностному окладу работникам управления за выслугу лет; подготавливать документы и принимать участие в работе комиссии по установлению трудового стажа, дающего право на надбавку к должностному окладу за выслугу лет.
10. Осуществлять прием поступающей корреспонденции и передачи ее на рассмотрение руководству.
11. Производить своевременную регистрацию поступившей корреспонденции в журналах входящей корреспонденции для дальнейшей передачи зарегистрированной корреспонденции исполнителям.
12. Обеспечивать контроль за передачей документации руководству и исполнителям.
13. Осуществлять систематический контроль за сроками исполнения документов и правильностью их оформления.
14. Производить печатание приказов по основной деятельности управления и передачи копий приказов исполнителям.
15. Вести табель учета рабочего времени по своему структурному подразделению.
16. Формирует документы в соответствии с утвержденной Номенклатурой дел.
17. Обеспечивает упаковку и отправку обычной, заказной, заказной с уведомлением, курьерской, электронной почтовой корреспонденции по адресатам; отправку пенсионных дел за пределы района, города, России.
18. Осуществляет отправку исходящей документации, проверку правильности оформления, адресования, наличие подписей, виз и приложений.
19. Обеспечивает регистрацию исходящей корреспонденции в журналах учета исходящей корреспонденции.
20. Обеспечивает получение корреспонденции с отделения почтовой связи, следит за сроками получения их с почтового отделения, а также получения их в надлежащем виде.
Для решения стоящих перед ним задач и возложенных на него обязанностей, предоставляется право:
Вносить предложения начальнику управления и заместителю начальника управления по совершенствованию своей работы и работы управления.
Не принимать к исполнению неправильно и незаконно оформленные документы.
Специалист несет ответственность за качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него должностной инструкцией.
Отдел персонифицированного учёта и взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами является структурным подразделением Управления. Суть персонифицированного учета (ПУ): на каждое лицо в Пенсионном фонде (ПФР) открывается индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Каждый работодатель регулярно представляет в Пенсионный фонд сведения о стаже, заработке и начисленных страховых взносах каждого застрахованного лица. Эти сведения накапливаются на лицевом счете и в дальнейшем по этим данным назначается пенсия.
Основные цели Персонифицированного учета:
- назначение пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица - сейчас заполненную трудовую книжку и справки о заработке можно купить, можно подделать, индивидуальные сведения подделать намного труднее, если вообще возможно, учитывая регулярные проверки;
- развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в ПФР, то есть чем больше зарплата, тем больше страховые взносы и тем больше в будущем пенсия. Скрывать зарплату становится стратегически невыгодно;
- учет и планирование расходов на выплату пенсий и др.
Таким образом, территориальное Управление ПФР является крупной организацией, со своей структурой, целями, функциями.
Читайте также: