Как не платить в пенсионный фонд при покупке авто

Краткое содержание:

  • Риск первый
  • Риск второй
  • Риск третий
  • Риск последний. Самый большой
  • Вывод
  • Обсуждение


Итак, вы счастливый обладатель автомобиля. Поздравляю!

После приобретения или владения им какое-то время невольно задумываешься о величине расходов на его содержание, и встаёт вопрос о возможностях по их снижению.

Отдельной расходной строкой идёт транспортный налог. Как всем известно, а многие этим активно пользуются, пенсионеры обладают льготой по уплате транспортного налога. Так может действительно имеет смысл оформить авто, особенно то, у которого под капотом целый табун лошадей, на своих престарелых родственников?

Предлагаю рассмотреть риски, связанные с такой экономией.

Риск первый

За последние годы службы эвакуации – это не просто механизм в административном производстве, а целый бизнес с огромными оборотами. Эвакуация автомобилей поставлена на поток. Водители эвакуаторов совместно с сотрудниками ДПС работают не покладая рук, стремясь «урвать свой кусок хлеба». Особенно это актуально в крупных городах, где проблема парковок стоит ребром.

А риск заключается в том, что эвакуированный автомобиль забрать со штрафстоянки может исключительно собственник автомобиля или лицо, действующее на основании доверенности, удостоверенной нотариусом. Таким образом, при эвакуации автомобиля каждый раз придется брать с собой престарелого собственника или заблаговременно оформить доверенность.

Риск второй

Тяжёлая болезнь (слепота, глухота, утрата двигательных функций) или недееспособность собственника авто – если случилась такая беда, то выполнение каких-либо манипуляций с автомобилем в ГИБДД становится крайне затруднительным. В случае же недееспособности это становится в принципе невозможным до установления попечительства над таким лицом согласно ст. 2 закона от 24.04.2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Риск третий

Испорченные отношения. Ни для кого не секрет, что даже с близкими родственниками отношения строятся не всегда гладко. Прибавьте сюда преклонный возраст собственника авто. Поводом для ссоры может послужить любая мелочь.

Мало того, что собственник может отказаться от нужных вам манипуляций с авто, так он еще на праве собственника может по своему усмотрению распорядиться им. А вам останется бегать по судам, нести издержки и долгие месяцы отстаивать свою правоту.

Риск последний. Самый большой

Как это ни прискорбно, но людям свойственно умирать, особенно пожилым. Этот риск я хочу разделить на два момента:

Первый – оформить автомобиль в собственность можно только через 6 месяцев. Но это ещё половина беды. Вспоминаем, а кто же ещё является наследником почившего пенсионера? Вполне возможно, что почивший собственник авто написал завещание (может даже и без какого-либо умысла) с формулировкой: «Всё моё движимое и недвижимое имущество завещаю Петру Ивановичу». Итог: либо получите часть автомобиля, или вообще «помашите ему ручкой».

Второй – автомобиль записан на пенсионера. Но автовладельцу он ни к чему. А все потому, что он, как и в первом случае, отправился в мир иной. А вы продолжаете пользоваться его машиной, и каждый раз при проезде на высокой скорости под дорожной камерой поминают родственника добрым словом.

Но так было раньше. Теперь — совсем другое дело. ГИБДД с чувством глубокого удовлетворения сообщает, что

"в России только за последний месяц прекращена регистрация 254 000 автомобилей, числящихся за покойниками".

Искать незарегистрированные автомобили гаишникам помогает… смартфон. Вот, например, в распоряжении сотрудников ГИБДД есть недавно разработанное мобильное приложение. Оно позволяет находить в потоке автомобили, у которых владельцев уже нет по причине смерти. Оно же позволяет находить водителей, лишенных прав.

Приложение называется «Мобильный розыск». Как пишет «Российская газета», оно действует в связке со стационарными комплексами фотовидеофиксации нарушений ПДД.

Вывод

Прежде чем принимать решение о регистрации транспортного средств на пенсионера, подумайте, не перевесят ли описанные риски полученную выгоду от приобретения льготы по транспортному налогу.

Желаю всем удачи на дорогах, хорошего дня и отличного настроения!


Статья обновлена

Все данные актуальны на 03 марта 2020 года.


Налоговые льготы установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. После повышения пенсионного возраста льготы стали связывать не с правом на пенсию, а с достижением определенного возраста: их по-прежнему можно получить женщинам с 55 лет и мужчинам с 60 лет.

Пенсионеры экономят на уплате НДФЛ, судебной госпошлины, транспортного, земельного и имущественного налогов. Рассказываем подробно о размере льгот в 2020 году.

Что вы узнаете

  • НДФЛ
  • Госпошлина
  • Транспортный налог
  • Налог на имущество
  • Земельный налог
  • Льготы по налогам пенсионерам
  • Рассмотрение заявления и действия по перерасчету
  • Что делать, если налоговые уведомления не перестают приходить после оформления льготы

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии налогом не облагаются.

Остальными доходами — зарплатой и доходами от продажи или сдачи в аренду недвижимости — пенсионеру по-прежнему нужно делиться с государством.

Еще у пенсионеров есть эксклюзивное условие для возврата НДФЛ с помощью имущественного вычета. Они имеют право вернуть налог не только с того года, когда оформили право собственности на квартиру, но и за три предыдущих года. Фактически при покупке квартиры на пенсии можно сразу вернуть уплаченный НДФЛ за четыре года. Для этого нужно подать четыре налоговые декларации. Больше ни у кого такой льготы нет.

Госпошлина

Пенсионеры не оплачивают госпошлину при обращении в суд по вопросам, связанным с получением пенсии, если размер имущественных требований не больше 1 миллиона рублей.

За судебные тяжбы по вопросам, не связанным с пенсией, пенсионеры госпошлину платят, как и все. Но если это иск к пенсионному фонду, который начисляет пенсию на 5 тысяч в месяц меньше положенного, то госпошлину платить не надо.

Транспортный налог

Льготы по транспортному налогу каждый регион устанавливает самостоятельно.


Например, в Москве специальных льгот для пенсионеров-автовладельцев нет, но есть льготы для других категорий граждан, среди которых большинство уже пенсионеры.

Транспортный налог за одну машину в Москве не платят:

  • Герои Советского Союза;
  • Герои Российской Федерации;
  • граждане, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны;
  • бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей;
  • ветераны и инвалиды других боевых действий;
  • чернобыльцы и инвалиды вследствие ядерных испытаний.

В Санкт-Петербурге все пенсионеры не платят транспортный налог. Правда, есть ограничения: мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет не платят налог за один отечественный автомобиль с мощностью двигателя до 150 л. с.

Льготники «в возрасте» — герои, ветераны, инвалиды — тоже имеют право не платить налог на одну машину, даже за иномарку.

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц — местный, но освобождение от его уплаты установлено на общероссийском уровне. Формулировки налогового кодекса о льготах по имущественному налогу изменились после увеличения пенсионного возраста.

Раньше в льготную категорию попадали действующие пенсионеры и те, кто в силу возраста получил право на пенсию: мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет.

С 1 января 2019 года налог на имущество не платят также те, кто мог бы стать льготником по старым правилам: они еще не пенсионеры и не имеют права на пенсию, но перестают платить имущественный налог.

С учетом льготы пенсионеры и предпенсионеры могут не платить имущественный налог только за одну квартиру, один жилой дом, один гараж, одну хозяйственную постройку и одну творческую мастерскую.

Федеральная налоговая служба разъяснила: можно не платить налог за пять разных по виду объектов, то есть одновременно за квартиру, дом и гараж. Но если у пенсионера два гаража, то за владение одним из них платить придется. Хотя по налогу на жилое имущество еще есть вычеты, поэтому не факт, что начисления вообще будут.

Чтобы получить льготу по имущественным налогам, нужно один раз подать заявление. Хотя сейчас ФНС самостоятельно отслеживает возраст собственников и перестает начислять налог, но право на льготу могут и не учесть. На всякий случай лучше проверять уведомления. Если льгота не учтена — писать обращение через специальный сервис или в личном кабинете. Некоторые пенсионеры годами получают начисления, хотя вообще ничего не должны платить в бюджет. Окончательного срока для подачи заявления нет, но, чтобы льготу учли в текущих начислениях до рассылки уведомлений, лучше сделать это до 1 апреля следующего года.

Пенсионер может сам выбрать, по какому объекту применить льготу. Для этого нужно подать уведомление. Срок — до 31 декабря того года, за который начисляют налог. Уведомление по начислениям за 2019 год нужно подать до 31 декабря 2019 года.

Если у пенсионера несколько квартир, но он не подал уведомление о выборе льготного объекта, его освободят от уплаты налога за самую дорогую.


Земельный налог

Для пенсионеров и предпенсионеров есть федеральная льгота по земельному налогу. Она действует во всех регионах. Все, кому назначена пенсия по любому основанию, а также мужчины с 60 лет и женщины с 55 лет, получают вычет в размере стоимости 6 соток земли. То есть они не должны платить земельный налог с этой площади одного участка.

Например, если у пенсионерки есть огород размером в 4 сотки, то земельный налог она может не платить вообще. А если у пенсионера есть 10 соток земли, то платить он должен только за 4 из них. Чтобы получить эту льготу, необязательно официально быть пенсионером — достаточно достичь возраста 55 или 60 лет в зависимости от пола. Другим требованиям для назначения пенсии соответствовать необязательно. Но заявление тоже придется подать.

" src="https://static.life.ru/posts/2019/11/1258289/gr/north/f00538ad4bea0ba16afbed034dcfab94__1920x.jpg" loading="lazy" style="width:100%;height:100%;object-fit:cover"/>

Аналитики "Финэкспертизы" выявили необычную статистику, связанную с регистрацией автомобилей. В 2019 году с налогового учёта внезапно пропала четверть машин стоимостью от десяти миллионов рублей и выше. При этом водители смогли законно не платить транспортный налог. Лайф разбирался, какие условия необходимо выполнить, чтобы не платить за машину ни рубля.

Некоторые категории граждан вправе пользоваться существенными льготами. Этим и пользуются владельцы дорогих автомобилей. Сверхдорогие иномарки, стоимость которых может превышать восемь-десять миллионов рублей, оформляются на знакомых, а фактический собственник автомобиля спокойно ездит по дорогам общего пользования и не платит ни транспортный налог, ни налог на роскошь.


Фото © ТАСС / Юлия Рубцова

Первый способ легально уйти от налогов — оформить авто на друга или родственника

Ветераны боевых действий, главы многодетных семей или юридические лица, на которых распространяются государственные льготы

Но есть и подводные камни. Если в отношении друга, товарища или родственника будет открыто исполнительное производство, то машина может первой попасть под арест ФССП.

Другой простой способ — не покупать автомобиль в Москве или Санкт-Петербурге. С 2020 года автомобили будут регистрировать в салонах официальных дилеров сразу после оформления покупки. Проще говоря, если авто куплено в Москве, то оно автоматически попадает на учёт в УГИБДД УМВД РФ по столице.

Однако в ряде регионов Российской Федерации ставки транспортного налога существенно ниже. О том, как платить всего половину транспортного налога, Лайф писал ранее.


Фото © ТАСС / Александр Рюмин

Покупка и регистрация автомобиля подальше от Москвы и Санкт-Петербурга

Меньше всего транспортный налог в Чеченской Республике, Ингушетии, Забайкалье, Крыму и Республике Тыве

Но есть тонкости. Вероятнее всего, в регистрации автомобиля в этих регионах могут отказать из-за несовпадения прописки и места фактической регистрации, но к 1 января 2020 года ситуация должна проясниться.

Руководитель консалтинговой компании "СП-групп" Сергей Патрушев отметил, что в первые месяцы действия новых правил могут возникнуть правовые коллизии, однако правила регистрации автомобилей, которые начнут действовать в 2020 году, обяжут автосалоны регистрировать автомобили сразу.

Нет окончательной ясности, как это будет происходить. Могут номера изготовить исходя из прописки покупателя, а могут исходя из того региона, где машину купили. Вероятнее всего, будут действовать по первому сценарию

По словам Патрушева, есть и ещё один, малоизвестный, но рабочий механизм.


Фото © Ведомости / ТАСС / Евгений Разумный

Работа по государственным контрактам в одной из субсидируемых областей

IT, тяжёлая и лёгкая промышленность, социальная защита населения с участием малого бизнеса субсидируются государством

Как отмечают налоговые консультанты, достаточно выиграть крупный государственный тендер и заниматься одним из секторов экономики или промышленности, который активно субсидируется государством. Тогда и налог на дорогую машину пересчитают в меньшую сторону. Правда, автомобиль должен быть оформлен исключительно на компанию.

Всё, что попадает под определение льгот, должно быть связано исключительно с юридическим лицом. Физические лица, обычные граждане на такие льготы рассчитывать не могут

Важно понимать, что такой автомобиль с точки зрения Федеральной налоговой службы никуда не исчезнет. Он по-прежнему будет зарегистрирован, просто его фактический собственник будет платить существенно меньше денег просто за то, что он есть.

Вы – владелец компании или индивидуальный предприниматель, и вы решили потратить 1 млн. руб. на то, чтобы купить служебный автомобиль. Если вы купите авто за счет своей зарплаты, то у вас на покупку останется всего 567 тыс. рублей. За счет дивидендов – 590 тыс. рублей. А если за счет компании – то целый 1 млн. рублей. Как такое может быть? Ответы в нашей статье. // UPD: расчёты и примеры автомобилей обновлены на основании данных 2016 года.

Итак, наступил период, когда служебный автомобиль стал крайне необходим, и вы как финансово грамотный потребитель решили задуматься о способе покупки. Существует несколько вариантов приобретения «четырехколесного друга» (или, в данном случае, «помощника»), которые варьируются в зависимости от предусмотренного при них вида налогообложения. Взвешивая все «за» и «против», следует тщательно продумать, какой из этих вариантов подходит именно вам.

Мы попытались выжать максимум из каждого варианта. Предположив, что в каждом случае у фирмы есть 1 млн. рублей «свободной» выручки, которую вы намерены потратить на приобретение автомобиля, мы рассчитали, сколько денег у вас останется на его покупку после уплаты всех налогов:

Рассмотрим все варианты подробнее.

1. Автомобиль на зарплату: Капитан Очевидность

Наверное, самый очевидный вариант. В этом случае вы, как владелец бизнеса, можете выплатить самому себе зарплату в размере стоимости нужного автомобиля. Кажется, все просто – руководитель решает приобрести автомобиль и сам же его покупает. Выбор очевидный, но есть несколько моментов, о которых нужно задуматься. Главный вопрос – налоги.

Плюсы:

  • Простота
  • Вся прибыль направлена на выплату зарплаты, поэтому нет налогов на прибыль
  • Не платим дивиденды, поэтому нет налога на дивиденды

Минусы:

  • Налоговые потери 43% от себестоимости авто (страховые взносы, НДФЛ, НДС)

Резюме: Нам сложно сказать, в каком случае этот вариант является предпочтительным. Вероятно, исключительно в случае нежелания вашей бухгалтерии заниматься операциями сложнее, чем выплата заработной платы (или дивидендов – см. второй вариант покупки авто). Но тогда зачем нужна такая бухгалтерия? :)

2. Авто на дивиденды: долгий путь к потерям

Второй сценарий – дивиденды. Вы выплачиваете себе как участнику или акционеру общества дивиденды из чистой прибыли предприятия. Здесь вы платите налог на прибыль (20%) и налог на дивиденды (13%). В результате, как видно из сравнительной таблицы, результат стал немного лучше по сравнению с вариантом начисления себе заработной платы – издержки составляют «всего» 41%.

Также стоит учесть, что в большинстве случаев в уставе организации прописывается определенная периодичность выплаты дивидендов, чаще всего – раз в квартал или раз в год. Поэтому вы не всегда сможете немедленно перечислить себе требуемую на покупку авто сумму – придется ждать.

Плюсы:

  • Вы выигрываете 2% по сравнению с вариантом покупки авто на зарплату
  • Нет НДФЛ, так как НДФЛ не взимается с полученных физлицом дивидендов
  • Нет страховых взносов, так как не выплачивается зарплата

Минусы:

  • Потери в размере 41% от себестоимости авто
  • Средства на покупку авто доступны в зависимости от периодичности выплат дивидендов

Резюме: Что ж, этот вариант выглядит немного лучше – но явно не идеален. Вы теряете деньги и вынуждены ждать конца отчетного периода. Двигаемся дальше.

3. Авто на фирму: неужели это так выгодно и просто?

Сколько переплатит руководитель, если оформит машину на свою фирму? Ничего! Нет налогов или каких-либо других взносов, которые он был бы обязан внести сверх стоимости автомобиля.

Более того – при использовании автомобиля, оформленного на фирму, все затраты на бензин, масло, сервис, стоянку и т.д. можно отнести на расходы компании. Уменьшив таким образом налогооблагаемую базу, компания получает дополнительную экономию по налогу на прибыль.

Еще один аспект. При покупке автомобиля на компанию НДС со стоимости автомобиля можно поставить к зачету – таким образом, фактическая стоимость приобретения будет равна цене автомобиля за вычетом НДС. Это дает возможность сэкономить дополнительно примерно 15% от цены автомобиля, по которой ее приобрело бы физическое лицо (при ставке НДС 18%).

Плюсы:

  • Нет налога на прибыль
  • Нет страховых взносов на ФОТ
  • Нет НДФЛ
  • Уменьшение налогооблагаемой базы за счет отнесения на расходы компании затрат, связанных не только с приобретением, но и с использованием автомобиля
  • Оформлением договора купли-продажи или лизинга займется ваш юрист, а не вы сами

Минусы:

  • Собственником автомобиля являетесь не вы, а компания. Но ведь вы же являетесь собственником компании, верно? А значит, автомобиль все равно ваш и ничей больше.

Резюме: Никаких дополнительных издержек при минимальных трудозатратах. Вы приобретаете автомобиль классом выше, чем при альтернативных вариантах покупки. Идеальный вариант, как нам кажется.

Пора подвести итоги. Вполне возможно, что существуют обстоятельства, когда по каким-то причинам удобнее купить авто на зарплату или дивиденды – но мы отнесем их к исключительным. Но наиболее рациональный вариант – это покупка автомобиля на свою компанию. Здесь стоит напомнить, что юридические лица обычно приобретают авто в лизинг – ведь это существенно снижает финансовую нагрузку на их бизнес и делает вариант покупки машины на компанию еще выгоднее.

1 Все расчеты приведены с минимальными погрешностями и округлениями

2 Для упрощения расчетов (так как сумма выплаты зарплаты может быть разной – как и стоимость приобретаемого автомобиля) мы не учитываем, что с выплат более 796 000 (в ПФР) / 718 000 (в ФСС) рублей в 2016 году применяются пониженные тарифы страховых взносов (согласно ФЗ №212)


Многие автомобилисты не понаслышке знают, что такое сбор в Пенсионный фонд – при регистрации транспорта в МРЭО им приходится делать в него немалые отчисления. Но в данный момент это требование, мягко говоря, незаконное.

Многие автомобилисты не понаслышке знают, что такое сбор в Пенсионный фонд – при регистрации транспорта в МРЭО им приходится делать в него немалые отчисления. Но в данный момент это требование, мягко говоря, незаконное.

Сбор в Пенсионный фонд на практике платят покупатели ТС при их регистрации в МРЭО ГАИ. Он составляет 3% от цены автомобиля, указанной в справке-счете или удостоверении таможни, либо в справке таможенного органа о стоимости ТС (если оно импортировано из-за рубежа). Это самое большое отчисление при постановке авто на учет. Остальное – услуги ГАИ, выдача техпаспорта и номеров – обходится в 600–700 грн. (см. «АЦ» № 10’2012).

Не платить в Пенсионный фонд при регистрации нельзя – контролирует внесение налога ГАИ, которая отчитывается перед налоговой службой. Поэтому если владелец авто не заплатит налог и не предоставит квитанцию, ГАИ не поставит такое ТС на учет.

Оплата сбора в Пенсионный фонд – самое большое отчисление при регистрации транспорта в ГАИ.

Без квитанции об уплате сбора в ПФ ГАИ не будет регистрировать данное транспортное средство.

Законно или нет?

По поводу уплаты сбора в Пенсионный фонд при регистрации ТС в законодательстве есть правовая коллизия. Обязательство о внесении пенсионного сбора возложено на владельцев транспорта п. 12 Постановления Кабмина № 1740 от 03.11.1998 года «Об утверждении Порядка уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций». Данный пункт гласит, что «плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с операций по отчуждению легковых авто являются предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, а также физические лица, приобретающие право собственности путем:

  • купли легковых авто, в том числе у производителей или торговых организаций (кроме случаев обеспечения автомобилями инвалидов согласно законодательству);
  • обмена;
  • дарения (безоплатной передачи);
  • наследования (кроме случаев наследства легкового авто по закону).

То есть согласно этому постановлению плательщиками сбора в Пенсионный фонд являются лица, приобретающие ТС. Однако п. 12 Постановления Кабмина № 1740 противоречит требованию Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование», п. 7 которого гласит: «Плательщиками сбора на обязательное государственное пенсионное страхование являются: юридичес­кие и физические лица при отчуждении легковых автомобилей, кроме тех, которыми обеспечиваются инвалиды и которые переходят во владение наследников по закону». То есть закон предполагает, что сбор в Пенсионный фонд оплачивается лицами при отчуждении легковых авто – при продаже, а в постановлении указано, что налог платят лица, приобретающие право собственности, – покупатели.
Законы Украины – нормативные акты высшей юридической силы по сравнению с постановлениями Кабмина, которые являются подзаконными актами и не должны противоречить действующим законам и Конституции. Налицо явная законодательная коллизия.

Интересный поворот!

Некоторые владельцы авто и раньше замечали противоречие нашего законодательства и обращались в суды с заявлениями. Судебные инстанции часто удовлетворяли их требования, но лишь по отношению к конкретным истцам и несправедливым требованиям ГАИ об уплате пенсионного сбора при регистрации транспортного средства.

При подготовке материала к нам обратился читатель, который сообщил сенсационную новость – суд удовлетворил его исковые обращения не только к ГАИ, но и к Кабмину, признав, что п. 12 Постановления № 1740 не соответствует акту высшей юридической силы и является недействительным. После этого логичным шагом правительства было бы приведение постановления в соответствие с требованиями закона. Но, скорее, произойдет обратное – в Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 10110 от 23.02.2012 года. В нем предлагается изменить не подзаконный акт, а сам Закон «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование». Предполагается, что платить сбор будут лица, приобретающие право собственности, – покупатели.

Теоретически закон предполагает, что сбор в Пенсионный сбор вносится продавцами легковых автомобилей, а в постановлении Кабмина указано противоположное – на практике этот налог платят покупатели.

За справедливость!

Несмотря на кажущуюся нелогичность предложения законодателей, оно все же справедливо. Ведь лица, продающие ТС, и так обременены налогами: подоходным в 1% от стоимости ТС (платится при оформлении справки-счета, а если это вторая продажа транспорта в календарном году – 5%) или же подоходным + госпошлиной в 5% от стоимости ТС (при оформлении купли-продажи, для близкого родственника – 1%). Если на них взвалить еще и оплату 3-процентного сбора в Пенсионный фонд, официальные продажи ТС могут уйти в тень – люди массово начнут передавать право собственности путем оформления гендоверенностей, не предполагающих упомянутых отчислений. Поэтому такое предложение можно считать разумным и обоснованным.


Андрей Евстигнеев Партнер адвокатской конторы «Васылык и Евстигнеев», к.ю.н., г. Киев

По моему мнению, Закон и Порядок обязывают платить разные лица: Закон – продавцов (так как содержит словосочетание «при отчуждении», то есть при передаче права собственности другому лицу, что и делает продавец), а Порядок – покупателей (лица, которые приобретают право собственности на авто). Именно последний применяется на практике. Теоретически покупатель авто может обжаловать отказ МРЭО в регистрации ТС в связи с неуплатой им сбора. И Административный суд согласно ст. 9 Кодекса админсудопроизводства сможет применить норму Закона, а не противоречащего ему Порядка. Однако процесс может быть длительным (до полутора лет), да и нельзя на 100% гарантировать результат, ведь в последнее время судиться с государством стало сложнее. А пока будет длиться суд, незарегистрированное авто использовать не удастся. Поэтому покупателям проще выполнять именно Порядок, а не Закон.

Подготовил Юлий Максимчук
Фото Андрея Яцуляка

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Из этой статьи вы узнаете, как приобрести автомобиль дешевле на 13%, сэкономить еще 18% на возврате НДС и налогах на прибыль, при этом не занимая денег и не вынимая из оборотных средств крупную сумму.

Вы – владелец компании или индивидуальный предприниматель, и решили приобрести автомобиль, располагая для этого, например, 4 млн выручки. Если вы соберетесь купить авто за счет своей зарплаты, то из этих 4 млн у вас на покупку будет всего 2 268 579 руб. За счет дивидендов – 2 359 322 руб. А если за счет компании – то все 4 млн руб. При этом компании традиционно приобретают транспорт в лизинг, когда первоначальный взнос из этих 4 млн может составить 2 млн или меньше (часто – без переплаты), а оставшуюся сумму оставляют на развитие своего бизнеса.

Итак, наступил период, когда автомобиль стал крайне необходим, и вы, как финансово грамотный потребитель, решили задуматься о способе покупки. Существует несколько вариантов приобретения «четырехколесного друга», которые варьируются в зависимости от предусмотренного для них вида налогообложения. Взвешивая все «за» и «против», следует тщательно продумать, какой из этих вариантов подходит именно вам.


Мы попытались выжать максимум из каждого варианта. Предположив, что в каждом случае у фирмы есть 4 млн рублей «свободной» выручки, которую вы намерены потратить на приобретение автомобиля, мы рассчитали, сколько денег у вас останется на его покупку после уплаты всех налогов:

Рассмотрим подробнее:

Варианты приобретения автомобиля
Покупка на организацию с общим режимом налогообложения (в т.ч. в лизинг) За счет дивидендов За счет заработной платы
Выручка организации с НДС 4 000 000 4 000 000 4 000 000
Выручка организации без НДС, направленная на покупку ТС 3 389 831 3 389 831 3 389 831
Себестоимость: -3 389 831 0 -3 389 831
Амортизация -3 389 831 0 0
Заработная плата до уплаты НДФЛ 0 0 -2 607 562
Страховые взносы на ФОТ 0 0 -782 269
Налогооблагаемый доход по налогу на прибыль 0 3 389 831 0
Налог на прибыль 20% 0 -677 966 0
Налог на дивиденды 13% 0 -352 542 0
НДФЛ 13% 0 0 -338 983
Выплачено наличными физическому лицу 2 467 797 2 268 579
Максимальная стоимость покупки ТС (с НДС) 4 000 000 2 359 322 2 268 579
Автомобиль Toyota Land Cruiser 200, BMW X5, Mercedes GLE или V-Class Nissan Murano, Hyundai Grand Santa Fe Mercedes-Benz GLA, Kia Sorento Prime
Потери в % 0% -41% -43%

Рассмотрим все варианты подробнее.

1. Автомобиль на зарплату: Капитан Очевидность

Наверное, самый очевидный вариант. В этом случае вы, как владелец бизнеса, можете выплатить самому себе зарплату в размере стоимости нужного автомобиля. Кажется, все просто – руководитель решает приобрести автомобиль и сам же его покупает. Выбор очевидный, но есть несколько моментов, о которых нужно задуматься. Главный вопрос – налоги.

Считаем: страховые взносы в пенсионный фонд (22%) и фонд социального страхования (2,9%), плюс обязательное медицинское страхование (5,1%) [Для упрощения расчетов (так как сумма выплаты зарплаты может быть разной – как и стоимость приобретаемого автомобиля) мы не учитываем, что с выплат более 796 000 (в ПФР) / 718 000 (в ФСС) рублей в 2016 году применяются пониженные тарифы страховых взносов (согласно ФЗ №212)]. Дополнительно необходимо заплатить налог на доходы физических лиц, равный 13%. В итоге мы имеем переплату в 43% от стоимости необходимого автомобиля.

Плюсы:

  • Очевидность
  • Вся прибыль направлена на выплату зарплаты, поэтому нет налогов на прибыль
  • Не платим дивиденды, поэтому нет налога на дивиденды

Минусы:

  • Налоговые потери 43% от себестоимости авто (страховые взносы, НДФЛ, НДС)

Резюме: Нам сложно сказать, в каком случае этот вариант является предпочтительным. Вероятно, исключительно в случае нежелания вашей бухгалтерии заниматься операциями сложнее, чем выплата заработной платы (или дивидендов – см. второй вариант покупки авто). Но тогда зачем нужна такая бухгалтерия?

2. Авто на дивиденды: долгий путь к потерям

Второй сценарий – дивиденды. Вы выплачиваете себе как участнику или акционеру общества дивиденды из чистой прибыли предприятия. Здесь вы платите налог на прибыль (20%) и налог на дивиденды (13%). В результате, как видно из сравнительной таблицы, результат стал немного лучше по сравнению с вариантом начисления себе заработной платы – издержки составляют «всего» 41%.

Также стоит учесть, что в большинстве случаев в уставе организации прописывается определенная периодичность выплаты дивидендов, чаще всего – раз в квартал или раз в год. Поэтому вы не всегда сможете немедленно перечислить себе требуемую на покупку авто сумму – придется ждать.

Плюсы:

  • Вы выигрываете 5% по сравнению с вариантом покупки авто на зарплату
  • Нет НДФЛ, так как НДФЛ не взимается с полученных физлицом дивидендов
  • Нет страховых взносов, так как не выплачивается зарплата

Минусы:

  • Потери в размере 41% от себестоимости авто
  • Средства на покупку авто доступны в зависимости от периодичности выплат дивидендов

Резюме: Что ж, этот вариант выглядит немного лучше, но явно не идеален. Вы теряете деньги и вынуждены ждать конца отчетного периода. Двигаемся дальше.

3. Авто на фирму: неужели это так выгодно и просто?

Сколько переплатит руководитель, если оформит машину на свою фирму? Ничего! Нет налогов или каких-либо других взносов, которые он был бы обязан внести сверх стоимости автомобиля.

Более того – при использовании автомобиля, оформленного на фирму, все затраты на бензин, масло, сервис, стоянку и т.д. можно отнести на расходы компании. Уменьшив таким образом налогооблагаемую базу, компания получает экономию по налогу на прибыль.

Еще один аспект. При покупке автомобиля на компанию НДС со стоимости автомобиля можно поставить к зачету – таким образом, фактическая стоимость приобретения будет равна цене автомобиля за вычетом НДС. Это дает возможность сэкономить дополнительно примерно 15% от цены автомобиля, по которой ее приобрело бы физическое лицо (при ставке НДС 18%).

Плюсы:

  • Нет налога на прибыль
  • Нет страховых взносов на ФОТ
  • Нет НДФЛ
  • Уменьшение налогооблагаемой базы за счет отнесения на расходы компании затрат, связанных не только с приобретением, но и с использованием автомобиля
  • Оформлением договора купли-продажи или лизинга займется ваш юрист, а не вы сами

Минусы:

  • Собственником автомобиля являетесь не вы, а компания. Но ведь вы же являетесь собственником компании, верно? А значит, автомобиль все равно ваш и ничей больше.

Резюме: Никаких дополнительных издержек при минимальных трудозатратах. Вы приобретаете автомобиль классом выше, чем при альтернативных вариантах покупки. Идеальный вариант, как нам кажется.

Вполне возможно, что существуют обстоятельства, когда по каким-то причинам удобнее купить авто на зарплату или дивиденды – но мы отнесем их к исключительным. А наиболее рациональный вариант – это покупка автомобиля на свою компанию. Здесь стоит напомнить, что юридические лица часто предпочитают приобретать авто в лизинг – ведь это существенно снижает финансовую нагрузку на их бизнес и делает вариант покупки машины на компанию еще выгоднее.

Какие преимущества дает автолизинг для юридических лиц?

1. Вы приобретаете автомобиль со скидкой от производителя. Как это работает? Лизинговые компании имеют партнерские отношения с автопроизводителями и получают скидки на авто, которыми делятся с клиентами. В результате размер скидки для покупателей популярных моделей автомобилей может доходить до 13%, что вполне сравнимо со скидками в рамках недавно закончившейся госпрограммы льготного автолизинга.

2. Приобретая авто в лизинг, нет необходимости выплачивать всю стоимость целиком. У клиента всегда есть выбор – внести 50% в качестве аванса (переплатив в итоге 2-4% – менее чем рентабельность бизнеса) или внести минимальный аванс от 10%.

В Европлане на отдельные марки в рамках совместных акций с автопроизводителем доступен 5% аванс (Toyota и Lexus) и 0% аванс на Skoda Octavia, а Mercedes (GLE или S) или Jaguar F-Pace - без переплат.

В результате вы можете позволить себе любой автомобиль при минимальных первоначальных вложениях. Это избавляет от проблем с нехваткой денежных средств на объемную покупку и позволяет приобретать дорогостоящие активы, не изымая при этом значительные объемы оборотных средств.

3. C лизингодателем можно обсудить более гибкий график платежей: равный, уменьшающийся или сезонный, если заранее оговорить характер использования автомобиля. Существует возможность досрочного погашения или перевода долга на другие компании.

4. Так же, как и при покупке на организацию, лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции, что позволяет уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Начисление амортизации вследствие издержек по содержанию и ремонту автомобиля — хороший, а главное, законный способ снизить налоговое бремя.

5. При лизинге уплаченный лизингодателю НДС подлежит зачету. Таким образом можно сократить свои расходы еще на 18%. Т.е. стоимость автомобиля, фактически, становится еще на 18% меньше.

6. Вы не тратите время и средства на оформление документов в ГИБДД, страховку, сервисное обслуживание автомобиля. В отличие от покупки автомобиля за наличные или в кредит лизингодатель предлагает лизингополучателю дополнительные услуги, которые позволяют минимизировать затраты времени и денег на обслуживание автомобиля: постановку авто на учет, страхование, автопомощь на дорогах, техническое обслуживание, топливную программу, благодаря которой вы сэкономите еще и на бензине.

Благодаря лизингу вы приобретаете автомобиль дешевле минимум на 13%, затем экономите еще 18% на возврате НДС, существенно экономите по налогу на прибыль, не занимаете деньги и не вынимаете из оборотных средств крупную сумму. Вы просто занимаетесь бизнесом с первых дней действия договора лизинга, вы и ваши сотрудники передвигаетесь на новых надежных автомобилях и ваша компания работает без простоев. При этом вы и не вспоминаете о продлении страховки или прохождении ТО — все это за вас, а главное, вовремя, может сделать лизингодатель. Вам остается только вносить ежемесячные платежи.

Дополнительная информация на сайте компании Европлан

Партнерский материал

Налог на дивиденды уже давно 13%

вот так прямо и поверишь, что лизинговые компании не вкручивают свои . дцать процентов за услуги в платежи + КАСКО на период платежей.

Александр Погорелов пишет:
Налог на дивиденды уже давно 13%

Исправили, пересчитали. Спасибо!

Крупный минус при покупке на компанию - совмещение рисков и имущества.

Это хорошо, если компания своя, а если дядина и через пол года ты переходишь в другую. либо с авто расстаемся, либо переоформляем на себя но почему-то об этих затратах не слова.

А если в лизинг, то как-то допы лизинг так и не озвучил. А они не махонькие, заставят хорошую сигнализацию поставить, а иначе СОВСЕМ другое КАСКО, да и КАСКО на такие машины накладные. Например на мою Venzy начинаются от 200 тысяч.

Да скорее соглашусь с Сергеем Кузьминых, пиар компания лизинга и только.

Сергей Кузьминых пишет:
вот так прямо и поверишь, что лизинговые компании не вкручивают свои . дцать процентов за услуги в платежи + КАСКО на период платежей.

Конечно, лизинговые компании берут плату за свои услуги. Точно так же, как и банки при кредитовании.

Владимир Богданов пишет:
Это хорошо, если компания своя, а если дядина и через пол года ты переходишь в другую. либо с авто расстаемся, либо переоформляем на себя но почему-то об этих затратах не слова.
А если в лизинг, то как-то допы лизинг так и не озвучил. А они не махонькие, заставят хорошую сигнализацию поставить, а иначе СОВСЕМ другое КАСКО, да и КАСКО на такие машины накладные. Например на мою Venzy начинаются от 200 тысяч.
Да скорее соглашусь с Сергеем Кузьминых, пиар компания лизинга и только.

Речь именно о своей компании.

Мне представляется, что не совсем корректные условия приводят к не совсем корректным выводам. Прежде всего, если имеется 4млн.руб. "свободной" выручки, которую планируется потратить на приобретение авто, то причем тут лизинг, который используется при необходимости оставления выручки в оборотных средствах. Приобретение авто с точки зрения налогообложения всегда выгодней на предприятие (расходы на ГСМ, техобслуживание, возмещение НДС). Вопрос приобретения на физ. лицо, это вопрос рисков владения имуществом, а вопрос вывода денежных средств с преприятия на физ. лицо - это уже другой вопрос. Кстати, если речь идет о предпринимателе, то указанные зарплатные налоги и НФДЛ с дивидендов вообще некорректны, т.к. все имущество предпринимателя принадлежит ему и при использовании имущества в предпринимательской деятельности он имеет право и на возмещение НДС и учесть расходы на его приобретение.

Сравнивать преимущества лизинга (которые несомненно есть) и его недостатки (которые также имеются) следует с другими инструментами привлечения денежных средств при недостатке оборотных и прежде всего с кредитом. С точки зрения налогообложения мне представляются следующие основные плюсы и минусы лизинга в сравнении с кредитом. По сравнению с кредитом более быстрое отнесение на расходы для прибыли благодаря возможности применения ускорренной амортизации. Все расходы при лизинге будут учтены в течение срока действия договора лизинга. При приобретении авто с помощью кредита расходы будут учтены в течение установленного законодателем срока полезного использования (амортизации). Кстати для Лэнд Крузера с объемом двигателя более 3,5л. такой срок будет не менее 7лет и 1 мес., для легковых авто с меньшим объемом двигателя, как правило, от 3лет.1 мес. до 5 лет включительно. Однако заявление НДС к вычету при лизинге будет постепенное исходя из размера лизинговых платежей. При приобретении авто в собственность, в т.ч. на кредитные деньги НДС заявлется к вычету сразу.

Поэтому также несовсем корректно указание в себестоимости стоимости приобретение авто без НДС. Да в конечном счете она будет такая же, но относится на себестоимость будет в течение срока амортизации (или при лизинге в течение срока лизинга). То есть приобрести авто вы можете в декабре, а расходы в уменьшение прибыли могут относится только с января следующего года.

В любом случае, чтобы просчитать все выгоды и затраты необходимо сравнивать приобретение конкрентных автомобилей исходя из конкретных условий, в том числе лизинговых и кредитных. А что бы посчитать налоговые последствия обратитесь лучше к своему бухгалтеру, а не к статьям не специалистов в этой сфере (при всем моем уважении к авторам и комментаторам, которые являютсся специалистами в других сферах).

Если надо сэкономить - проводим торги, на лизинг тоже можно, но там на рынке признаки картели наблюдаются. На закупку экономия 10-15%, КАСКО - до 40% (причем, можно свои условия навязать), ГСМ -

4%, ТО (рамочное) - 5-10%.

Максим Чурсин пишет:
В любом случае, чтобы просчитать все выгоды и затраты необходимо сравнивать приобретение конкрентных автомобилей исходя из конкретных условий, в том числе лизинговых и кредитных

Читайте также: