Как облагаются белорусы пфр

Взносами на ОМС облагаются выплаты работникам из Белоруссии, временно пребывающим в России. Независимо от статуса работники - граждане Белоруссии с 1 января 2015 года признаются застрахованными в системе обязательного социального страхования РФ, в том числе в системе обязательного медицинского страхования.

Вопрос: Об обложении страховыми взносами в ФОМС выплат гражданам Республики Беларусь, временно пребывающим и работающим по трудовым договорам в РФ.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 27 мая 2016 г. N 17-3/ООГ-876

Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу о начислении страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на выплаты в пользу граждан Республики Беларусь, временно пребывающих и работающих по трудовым договорам на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Кроме того, объектом обложения признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, на основании статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) не подлежат обязательному медицинскому страхованию (за исключением некоторых категорий лиц, имеющих право на медицинскую помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Одновременно частью 4 статьи 1 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные Федеральным законом N 212-ФЗ, то применяются правила международного договора Российской Федерации.

С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор). Участниками данного договора являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан (с 1 января 2015 года), Республика Армения (со 2 января 2015 года) и Кыргызская Республика (с 12 августа 2015 года).

Исходя из положений пункта 3 статьи 98 указанного Договора социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

При этом согласно пункту 5 статьи 96 Договора к социальному обеспечению (социальному страхованию), в частности, относится обязательное медицинское страхование.

Таким образом, с 1 января 2015 года граждане Республики Беларусь независимо от своего статуса являются застрахованными в системе обязательного социального страхования Российской Федерации, в том числе в системе обязательного медицинского страхования, наравне с гражданами Российской Федерации и, соответственно, плательщики страховых взносов должны уплачивать с выплат в пользу данных лиц страховые взносы, в том числе на обязательное медицинское страхование.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 N 608, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, а также по оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, является Министерство здравоохранения Российской Федерации.

В этой связи по вопросам получения полисов обязательного медицинского страхования и видов медицинской помощи, на которые имеют право работники - граждане государств - членов Евразийского экономического союза, временно пребывающие в Российской Федерации, следует обращаться в Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Граждане Республики Беларусь пользуются особыми условиями при трудоустройстве в России, и для них действуют нормы международных соглашений. Работодателям будет полезно узнать, как начисляются налоги и страховые взносы при заключении трудовых и гражданско-правовых договоров с гражданами бывшей союзной республики.

Для резидентов и нерезидентов РФ налоговым законодательством предусмотрены различные ставки НДФЛ. Приближается конец года. Организации, в которых работают иностранные работники, должны определиться с ставкой по НДФЛ. Для этого следует внимательно отследить срок пребывания иностранцев в России и учесть другие нюансы нормативно-правовых актов, в том числе международных. Договоры с иностранными государствами предусматривают различные налоговые преференции, а также правила социального страхования иностранных граждан. Рассмотрим особенности трудовых отношений с гражданами Белоруссии, которые не являются резидентами РФ.

Основные понятия и трудовые отношения с иностранцами

Кто же признается иностранцем в Российской Федерации с точки зрения отечественного законодательства? Статус иностранца определен в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Исходя из выше изложенного, гражданин Республики Беларусь признается иностранным гражданином.

Статус иностранца в свою очередь может быть различным, и от этого зависит, какие нормы законодательства регулируют налоговые отношения с ним.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — это лицо, прибывшее на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Трудовой деятельностью иностранного гражданина признается работа иностранца в Российской Федерации на основании трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность, признается иностранным работником.

Согласно статье 11 Трудового кодекса нормы трудового законодательства распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц. Следовательно, с иностранным работником из Белоруссии могут заключаться трудовые договоры как срочные, так и бессрочные.

Бессрочные трудовые договоры заключаются на неопределенный срок.

В срочных трудовых договорах предусматривается условие об определенном сроке действия, но не более пяти лет, если иной срок не установлен Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 59 Трудового кодекса. В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 59 Трудового кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.

В статье 13 Федерального закона № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" приведены условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях.

Однако указанные условия в отношении граждан Белоруссии не применяются согласно пункту 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий». Это подтверждают разъяснения налоговых и миграционных служб в письмах ФНС России от 22 октября 2008 г. № ШС-6-3/751, ФМС России от 20 декабря 2007 г. N МС-1/9-25552.

НДФЛ с нерезидентов граждан Республики Беларусь

Если физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получают доходы от российских источников, то возникает доход, облагаемый НДФЛ (п. 1 ст. 207, п. 2 ст. 209 НК РФ).

При определении налогооблагаемой базы НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные в денежной, натуральной формах, право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Не уменьшают налоговую базу удержания из дохода по распоряжению налогоплательщика, по решению суда или иных органов.

В отношении доходов от источников в РФ, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, налоговая ставка установлена в размере 30 процентов (п. 3 ст. 224 Налогового кодекса).

Однако, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах, применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 Налогового кодекса). Между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь заключено Соглашение от 21 апреля 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество». Следовательно, в рассматриваемой ситуации действуют нормы указанного Соглашения. Согласно подпункту «а» статьи 14, пункту 1 статьи 21 Соглашения доходы от работы по найму лиц с постоянным местожительством в Республике Беларусь не могут подвергаться более обременительному налогообложению, чем предусмотренное для заработной платы граждан РФ.

Вознаграждение, получаемое по договору найма гражданином Белоруссии с постоянным местожительством в Республике Беларусь, может облагаться налогом в России в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в России. Такой порядок действует, если доход получен работником за время нахождения в России, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней (п. 1 ст. 1 Протокола от 24 января 2006 г. «К Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года»). Налоговый режим, установленный в пункте 1 статьи 1 указанного Протокола, применяется с даты начала работы по трудовому договору сроком не менее 183 дней.

Если с гражданином Белоруссии заключен срочный трудовой договор на более чем 183 дня или бессрочный трудовой договор, то срок его пребывания соответствует требованиям, установленным вышеуказанными пунктами 1, 2 статьи 1 Протокола от 24 января 2006 г.

Исходя из вышесказанного доход гражданина Республики Беларусь, временно пребывающего на территории России, облагается НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Опасный момент

Если по итогам налогового периода гражданин Беларуси будет находиться в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, то условие пункта 1 статьи 1 Протокола не будет соблюдено и налог на доходы физических лиц с его доходов организация -налоговый агент должна удержать по ставке 30 процентов. На это указывают разъяснения в Письмах Минфина России от 21 февраля 2011 г. N 03-04-05/6-112, от 18 февраля 2011 г. N 03-04-06/6-32.

Организация, являясь налоговым агентом, обязана исчислить сумму НДФЛ, удержать ее из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислить в бюджет (п. п. 1, 4, 6 ст. 226 НК РФ).

Официальное подтверждение

Для получения налоговых привилегий гражданин Белоруссии должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом Республики Беларусь, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный белорусским налоговым органом. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания налогового периода, за который предполагается получить налоговые привилегии.

Особые правила

Возможно ситуация, когда сотрудник является гражданином Республики Беларусь, а местом его постоянного проживания является другое иностранное государство. Если с таким иностранным государством не заключен о соответствующее международное соглашение, то положения статьи 1 Протокола к доходам указанного физического лица не применяются и его налоговый статус определяется в общем порядке с учетом положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса. То есть до момента признания налоговым резидентом доходы такого иностранного работника от источников в России подлежат обложению по ставке 30 процентов (см. письмо Минфина России от 28 сентября 2011 г. N 03-04-06/6-240).

Страховые взносы

Взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование с суммы выплат по трудовым договорам заключенным с гражданами Белоруссии, временно пребывающими на территории Российской Федерации, не начисляются. На это указывает прямая норма пункта 15 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ, а также разъяснения в Информации ФСС РФ от 03 марта 2011 г. «О порядке обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан Республики Беларусь, работающих на территории Российской Федерации».

А взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний следует начислить, поскольку действие Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (п. 2 ст. 5 Закона № 125-ФЗ).

Алла Юхневич-Лелива, налоговый консультант


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Прием на работу белоруса при оформлении по трудовому договору приравнен к приему на работу гражданина РФ.
Чтобы принять на работу гражданина из Республики Беларусь, не требуется разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Самому белорусу разрешение на работу в РФ также не нужно.
Работодатель не должен уведомлять органы ФМС и занятости о заключении/расторжении трудового договора с работником из Беларуси. Но, работодатель всегда является принимающей стороной для иностранного работника, обязан поставить его на миграционный учет в течение 30 суток со дня въезда в Россию. Правда, у белорусов нет документов, подтверждающих дату въезда в РФ, ведь при пересечении российско-белорусской границы штамп погранслужбы не ставится, а миграционные карты белорусы не заполняют. В этом случае ориентиром могут служить железнодорожные, авиа- или автобусные билеты, отметка в гостинице.

НДФЛ белоруса

НДФЛ с заработной платы сотрудников - граждан Беларуси удерживается и уплачивается в российский бюджет по той же ставке, что и с выплат гражданам России, то есть по ставке 13%. Право на данную ставку предоставляет положения ст.73, п.10 ст. 98 Договора о ЕАЭС, которыми налогообложение доходов граждан государств - членов ЕАЭС не ставится в зависимость от срока пребывания в РФ. Однако, статус налогового резидента РФ важен при предоставлении налоговых вычетов, установленных ст. 218 - 221 НК РФ, поскольку право на вычеты имеют физлица - налоговые резиденты РФ.

Страховые взносы белоруса

Взносы ранее отличались и зависели от статуса иностранного работника.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем ее получения, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Теперь разницы нет.

Ст. 98 Договора о ЕАЭС гарантирует право сотрудникам гражданам Беларуси, в том числе и право на социальное обеспечение. Оно осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и социальное обеспечение граждан РФ. Согласно ст. 96 Договора о ЕАЭС под социальным обеспечением (социальным страхованием) подразумевается:

  • обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обязательное медицинское страхование.

Пенсионное обеспечение граждан Беларуси, трудоустроенных в России, Договором о ЕАЭС не предусмотрено, однако согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", застрахованными лицами считаются в том числе иностранные граждане, работающие по трудовому договору, в частности, постоянно или временно проживающие на территории РФ, временно пребывающие на территории РФ. Таким образом, налогообложение заработной платы сотрудников граждан Беларуси не отличается от налогообложения заработной платы сотрудников граждан РФ.

Взносы НДФЛ ФСС несчастные случаи ФСС нетрудоспособность и материнство ПФ ФОМС
Ставка 13% 0,2%-8,5% 2,9% 22% 5,1%

Еще на эту тему:

Бухгалтерские услуги для ООО и ИП от Фирммейкер, 2013
Светлана Маркина (Митюхина)
При использовании материала ссылка на статью обязательна

  • Иностранцы и их статусы, влияющие на начисление взносов
  • Взносы по проживающим (постоянно или временно) иностранцам
  • Временно пребывающие иностранные граждане: особенности взносов
  • Некоторые отдельные ситуации по взносам с доходов иностранцев
  • Итоги

Иностранцы и их статусы, влияющие на начисление взносов

Иностранцы — лица, не являющиеся гражданами РФ, но либо имеющие подтверждение наличия гражданства другого государства, либо не способные такое гражданство подтвердить.

Находиться в РФ они могут по трем основаниям (п. 1 ст. 2 закона «О правовом положении иностранных…» от 25.07.2002 № 115-ФЗ):

  • постоянное проживание, для которого необходимо оформление вида на жительство;
  • временное проживание, при котором оформляется документ, разрешающий проживание;
  • временное пребывание, когда лицо въезжает в РФ по визе или без ее оформления с получением миграционной карты и оформлением документа, дающего право на работу.

Подробнее об этих основаниях читайте в нашем материале.

Заниматься трудовой деятельностью иностранцы могут:

  • по трудовому или ГПХ договору;
  • как ИП.

Для временного осуществления деятельности иностранцу требуется наличие разрешения на работу (если он прибыл по визе) или патента (если виза не требуется). Срок временного пребывания в России будет определять срок действия соответствующего документа. Этот срок может продлеваться.

Не делает исключений в части обязательности страхования и, соответственно, в отношении начисления страховых взносов с иностранцев в 2019–2020 годах:

1. Ни п. 1 ст. 7 закона «Об обязательном пенсионном…» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, устанавливающий необходимость обязательного пенсионного страхования (ОПС) для всех лиц, работающих как по договорам (трудовому или ГПХ), так и в качестве ИП, кроме временно находящихся в РФ высококвалифицированных специалистов.

2. Ни п. 1 ст. 2 закона «Об обязательном социальном…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ, обязывающий к осуществлению обязательного соцстрахования (ОСС) по нетрудоспособности и материнству физлиц, работающих по трудовым договорам, кроме временно находящихся в РФ иностранных специалистов высокой квалификации. Но ИП (соответственно, и иностранцев) этот закон освобождает от ОСС (п. 3 ст. 2).

3. Ни ст. 10 закона «Об обязательном медицинском…» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, определяющая необходимость оформления обязательного медстрахования (ОМС) для лиц, работающих по договорам (трудовому или ГПХ) или являющихся ИП, но не относящихся к иностранным специалистам высокой квалификации или к временно пребывающим в РФ иностранцам.

4. Ни закон «Об обязательном социальном…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (п. 2 ст. 5), распространяющий обязанность начисления работодателями взносов на травматизм и на доходы иностранцев. Эти взносы будут начисляться в любом случае независимо от статуса иностранца, работающего в РФ.

То есть страховые взносы на выплаты иностранцам должны начисляться. Но у этих начислений есть свои нюансы, зависящие от категории плательщика взносов, основания пребывания иностранца в России и квалификации иностранного специалиста.

Взносы по проживающим (постоянно или временно) иностранцам

Согласно положениям законов об обязательном страховании, проживающие (постоянно или временно) в РФ иностранцы оказываются подлежащими таким видам страхования, как:

  • ОПС вне зависимости от того, как они трудятся (по трудовому либо ГПХ договору или как ИП);
  • ОСС по нетрудоспособности и материнству при осуществлении работы по трудовому либо ГПХ договору, но не в ситуации, когда иностранец является ИП;
  • ОМС вне зависимости от того, как они трудятся (по трудовому либо ГПХ договору или как ИП), но не тогда, когда иностранный специалист имеет высокую квалификацию;
  • ОСС по травматизму при осуществлении работы по трудовому либо ГПХ договору.

То есть с доходов иностранцев, оформленных по трудовому или ГПХ договору, придется платить все взносы по тем же правилам, что и с доходов граждан РФ, если иностранцы не относятся к разряду специалистов высокой квалификации. В отношении специалиста высокой квалификации обязательными будут начисления на ОПС и ОСС. ИП-иностранец окажется плательщиком взносов на ОПС и ОМС.

Общеустановленные тарифы для взносов в 2019–2020 годах с зарплаты работающих по трудовому или ГПХ договору иностранцев составят (ст. 426 НК РФ):

  • на ОПС — 22% с дохода, не превысившего 1 150 000 руб. (в 2019 году), и 10% с дохода сверх этой величины;
  • ОСС по нетрудоспособности и материнству — 2,9% с дохода, не превысившего 865 000 руб. (в 2019 году), сверх этого дохода взносы начисляться не будут;
  • ОМС — 5,1% со всей суммы дохода.

При этом у плательщика взносов также может возникнуть:

  • обязанность применения дополнительных тарифов из-за особых условий труда работника-иностранца (ст. 428, 429 НК РФ);
  • возможность использования пониженных тарифов в соответствии со ст. 427 НК РФ.

Тарифы страховых взносов с иностранцев в 2019–2020 годах на травматизм будут зависеть от вида деятельности, осуществляемого работодателем.

Для иностранцев-ИП размер причитающихся к уплате взносов определится таким же образом, как и для ИП-граждан РФ (п. 1 ст. 430 НК РФ):

1. Годовой платеж на ОПС для дохода, не превышающего 300 000 руб. за год, будет равен 29 354 руб. в 2019 году. Если доход окажется больше 300 000 руб., дополнительно начисляется 1% с суммы, превысившей 300 000 руб. Общая сумма платежей не может быть больше 8-кратного фиксированного годового платежа 29 354 × 8 = 234 832 руб. в 2019 году.

2. Годовой платеж на ОМС определится как конкретная сумма (6 884 руб. в 2019 году).

Временно пребывающие иностранные граждане: особенности взносов

Обложение взносами временно пребывающих в РФ иностранцев имеет свои правила, прежде всего потому, что из их числа выделяются специалисты высокой квалификации, доходы которых по договору (трудовому или ГПХ) не облагаются никакими взносами, кроме взносов на травматизм.

Доходы прочих иностранных работников, оформленных по договору, не будут облагаться взносами на ОМС, но попадут под платежи на ОПС и ОСС. Тарифы для них в общем случае будут равны (ст. 426 НК РФ, письмо Минфина России от 28.02.2017 № 03-15-06/11189):

  • на ОПС — 22% с дохода, не превысившего 1 150 000 руб. (в 2019 году), и 10% с дохода сверх этой величины;
  • на ОСС по нетрудоспособности и материнству — 1,8% с дохода, не превысившего 865 000 руб. (в 2019 году), сверх этого дохода взносы начисляться не будут.

При этом для плательщика взносов могут создаваться ситуации, когда у него возникнет:

  • обязанность применения дополнительных тарифов из-за особых условий труда работника-иностранца (ст. 428, 429 НК РФ);
  • возможность использования пониженных тарифов в соответствии со ст. 427 НК РФ.

Тарифы взносов на травматизм будут зависеть от вида деятельности, осуществляемого работодателем.

Для ИП-иностранцев временного пребывания страховые платежи будут определяться так же, как для ИП-граждан РФ и ИП-иностранцев, проживающих (временно или постоянно) в России.

Некоторые отдельные ситуации по взносам с доходов иностранцев

Ст. 420 НК РФ, определяя объект обложения страховыми взносами, в части выплат иностранцам делает и исключение, при котором такие взносы не будут начисляться:

  • когда иностранец по трудовому или ГПХ договору трудится в структурном подразделении обособленного характера, расположенном вне территории РФ (п. 5).

Норма, указанная в п. 5 ст. 420 НК РФ, позволяет не облагать взносами доходы, начисляемые иностранцам, находящимся вне территории РФ и выполняющим работу по договору ГПХ удаленно (письмо ФНС России от 03.02.2017 № БС-4-11/ 1951@).

Однако если доход от иностранной компании получает работник-иностранец, временно находящийся в России, трудящийся в представительстве этого работодателя на территории РФ и не являющийся специалистом высокой квалификации, то с его дохода должны платиться взносы на ОПС и ОСС по нетрудоспособности и материнству (письмо Минфина России от 06.02.2017 № 03-15-05/6079).

С доходов временно пребывающего в РФ иностранца, получившего статус беженца, в отличие от иных иностранцев временного пребывания будут дополнительно делаться отчисления на ОМС с применением обычного для РФ тарифа 5,1% (письмо Минтруда России от 17.02.2016 № 17-3/ООГ-229).

О том, начислять ли взносы, если за границей РФ трудится гражданин РФ, читайте в материале «Дистанционщик за рубежом: взносы платим, НДФЛ — нет».

Все подробности начисления и уплаты страховых взносов, в том числе от несчастных случаев, на выплаты иностранным работникам рассмотрены подробно в Готовом решении от КонсультантаПлюс.

Итоги

Иностранцы могут находиться в РФ в статусе проживающих (временно или постоянно) или временно пребывающих. Для первой группы начисление страховых взносов будет производиться в таком же порядке, как и для граждан РФ. То есть по общеустановленным, дополнительным или пониженным тарифам, если иностранец оформлен по договору (трудовому или ГПХ). Исключение составят специалисты высокой квалификации, с дохода которых не придется делать отчисления на ОМС.

На доходы специалистов высокой квалификации, временно находящихся в РФ и работающих по договору (трудовому или ГПХ), никакие начисления, кроме взносов на травматизм, производиться не будут. А доходы прочих иностранных работников, временно находящихся в РФ и трудящихся по договору, нужно обложить взносами на ОПС и ОСС, применив в части ОСС по нетрудоспособности и материнству особую ставку.

Взносы с доходов иностранцев-ИП будут вне зависимости от их статуса начисляться по действующему в РФ алгоритму расчета платежей для ИП.

Трудовая деятельность граждан государств, входящих в Евразийский экономический союз , в России регулируется не только Трудовым и Налоговым кодексами, но и Договором о Евразийском экономическом союзе. При этом нормы Договора о Евразийском экономическом союзе имеют приоритет над нормами законодательства России (п. 4 ст. 15 Конституции РФ). Поэтому для такой категории сотрудников действуют особые правила уплаты НДФЛ. Также свой порядок установлен и для страховых взносов.

Ставка для расчета НДФЛ

Доходы граждан государств, входящих в Евразийский экономический союз , которые работают по трудовым и гражданско-правовым договорам, облагаются по ставке 13 процентов с первого дня трудоустройства (ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе). И не важно, сколько к этому моменту человек фактически находился в России. Даже если за последние 12 месяцев меньше 183 дней, налог удерживайте по ставке 13 процентов.

Правильность данного подхода подтвердила ФНС России в письме от 10 февраля 2015 г. № БС-4-11/1561 (размещено на сайте ФНС России в разделе «Письма ФНС России, направленные в адрес территориальных налоговых органов»).

Пример удержания НДФЛ по ставке 13 процентов с доходов гражданина Республики Беларусь

А.С. Кондратьев – гражданин Республики Беларусь. Он приехал в Россию 16 марта 2016 года. А 19 марта он устроился на работу. На момент трудоустройства время нахождения Кондратьева в России составляет 4 дня. Несмотря на это, начиная с марта НДФЛ с него удерживают по ставке 13 процентов.

Ситуация: по какой ставке НДФЛ облагать доходы сотрудника – гражданина страны, входящей в ЕАЭС, который потерял статус налогового резидента своей страны? В течение года сотрудник более 183 дней находится на территории государств, не входящих в ЕАЭС.

Доходы такого сотрудника пересчитайте по ставке 30 процентов как для нерезидента.

По общему правилу все доходы от трудовой деятельности резидентов государств, входящих в Евразийский экономический союз , облагаются налогом по ставке 13 процентов. Но работает это правило, только пока данный сотрудник является налоговым резидентом этой страны. С утратой статуса исчезает и право на льготное налогообложение.

Такой вывод следует из положений статьи 73 Договора о Евразийском экономическом союзе.

Поэтому, если сотрудник, который являлся резидентом страны из ЕАЭС , потерял этот статус, НДФЛ надо будет пересчитать. Порядок пересчета будет таким же , как если сотрудник-россиянин утратил статус резидента России.

Важная деталь: у России с другими государствами могут быть заключены соглашения об устранении двойного налогообложения . Они могут содержать другие условия для признания человека резидентом. В этом случае они имеют приоритет (ст. 7 НК РФ), и при определении резидентства сотрудника опираться нужно на них.

Пример пересчета НДФЛ при утрате налоговым резидентом страны, входящей в ЕАЭС, этого статуса

А.С. Кондратьев – гражданин Республики Беларусь. Он приехал в Россию и устроился на работу водителем международных перевозок – занимается транспортировкой товаров из России в Грузию. С первого дня работы НДФЛ с него удерживают по ставке 13 процентов.

Однако в течение года количество времени, когда Кондратьев был на территории Грузии, превысило 183 дня. Соглашения об устранении двойного налогообложения между Россией и Грузией не заключено. Поэтому Кондратьев потерял статус резидента страны, входящей в ЕАЭС. Весь налог с доходов, полученных Кондратьевым, бухгалтер пересчитал по ставке 30 процентов.

Ситуация: нужно ли пересчитывать по ставке 30 процентов НДФЛ сотрудника-белоруса, который проработал в организации меньше 183 дней ?

Действительно, пункт 5 Протокола от 24 января 2006 г. обязывает работодателя пересчитать налог сотрудника из Республики Беларусь, который проработал в организации менее 183 дней и уволился. Но на практике это требование не действует.

Во-первых, эта норма не обязывает пересчитать налог именно исходя из ставки 30 процентов. В ней лишь указано, что делают это в порядке, который действует для нерезидентов России. Однако поскольку Республика Беларусь входит в состав ЕАЭС, в отношении ее резидентов ставку 13 процентов применяют в любом случае с первого дня (ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе).

Во-вторых, правило о пересчете из пункта 5 Протокола от 24 января 2006 г. вступает в противоречие со статьей 73 Договора о Евразийском экономическом союзе, который был заключен позднее – 29 мая 2014 года. А в случае противоречий между Договором о создании ЕАЭС и другими международными договорами в рамках этого Союза применяют именно положения Договора (ч. 3 ст. 6 Договора о Евразийском экономическом союзе).

Поэтому НДФЛ не пересчитывайте. Ставка 13 процентов сохраняется за сотрудником-белорусом с первого дня его работы и вне зависимости от ее продолжительности.

НДФЛ: налоговые вычеты

Любые вычеты по НДФЛ ( стандартные , профессиональные и др.) нужно предоставлять только после того, как граждане государств, входящих в Евразийский экономический союз , получат статус резидента . То есть после того, как время их пребывания в России в течение 12 месяцев подряд составит не менее 183 календарных дней . Такое правило применяется несмотря на то, что их доходы от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов с первого месяца.

Правильность данного подхода подтверждает Минфин России в письме от 9 апреля 2015 г. № 03-04-06/20223.

НДФЛ: сотрудник работает в представительстве российской организации

Гражданин государств, входящих в Евразийский экономический союз , может работать в представительстве (филиале) российской организации, которое находится в данных республиках. В этом случае с доходов сотрудника-иностранца НДФЛ удерживайте по правилам законодательства этих государств. Налог перечисляйте в бюджет соответствующей страны. Об этом сказано в пункте «б» статьи 14 Соглашения от 21 апреля 1995 г., пунктах 1 и 2 статьи 14 Соглашения от 24 октября 2011 г., пунктах 1 и 2 статьи 15 Соглашения от 18 октября 1996 г.

Допустим, гражданин государства, входящего в Евразийский экономический союз , сначала долгое время работал в России в головном подразделении, а потом перевелся в подразделение на территории республики. То есть на дату получения дохода в филиале он пока еще является резидентом России. В этом случае с доходов, полученных от российского работодателя, он должен самостоятельно уплатить НДФЛ и в России (п. 1 ст. 209 НК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 228 НК РФ). Причем сумму НДФЛ, причитающуюся в российский бюджет, можно уменьшить на сумму налога, уплаченного в государстве, входящем в Евразийский экономический союз . Такой порядок следует из пункта 1 статьи 232 Налогового кодекса РФ, статьи 20 Соглашения от 21 апреля 1995 г., статьи 23 Соглашения от 18 октября 1996 г., статьи 22 Соглашения от 24 октября 2011 г.

Пример, как рассчитать НДФЛ с доходов сотрудника – гражданина Республики Беларусь, работающего за рубежом в представительстве российской организации

Во втором полугодии 2016 года российская организация открыла свое представительство на территории Республики Беларусь. С 5 августа 2016 года в представительстве работают два гражданина этой страны – А.С. Кондратьев и С.В. Новиков.

Между Россией и Республикой Беларусь подписано Соглашение от 21 апреля 1995 г. об устранении двойного обложения в отношении НДФЛ и других налогов. Международные договоры имеют приоритет по отношению к российскому налоговому законодательству. Поэтому при исчислении НДФЛ с зарплаты сотрудников – граждан Республики Беларусь были учтены правила, прописанные в Соглашении.

Кондратьев проживает в Республике Беларусь и в Россию в течение 12 следующих подряд месяцев не приезжал. По российскому законодательству он является нерезидентом России, по белорусскому законодательству – резидентом Республики Беларусь. По российскому законодательству с доходов Кондратьева, полученных за рубежом, НДФЛ не удерживается. Организация удерживает налог по белорусскому законодательству и перечисляет его в бюджет Республики Беларусь.

Новиков также проживает в Республике Беларусь. Однако с 1 января по 4 августа 2016 года (216 дней) он находился в России. По российскому законодательству он является резидентом России, по белорусскому законодательству – нерезидентом Республики Беларусь. По российскому законодательству доходы Новикова, полученные за рубежом, облагаются НДФЛ. Однако рассчитать и заплатить налог Новиков должен самостоятельно по итогам 2016 года. Организация удерживает налог по белорусскому законодательству и перечисляет его в белорусский бюджет.

Сумма НДФЛ, рассчитанная с доходов Новикова к уплате в российский бюджет за 2016 год, – 12 000 руб. Сумма налога, удержанная с доходов Новикова и перечисленная в бюджет Республики Беларусь за 2016 год, – 15 000 руб.

Не позднее 30 апреля 2017 года Новиков должен представить в российскую налоговую инспекцию (по месту учета) декларацию по форме 3-НДФЛ. В ней нужно указать:

– сумму налога, уплаченную с доходов в Республике Беларусь, – 15 000 руб.;
– сумму НДФЛ, рассчитанную с доходов в России, – 12 000 руб.

Сумма налога, уплаченная в Республике Беларусь, подлежит зачету в счет налога, рассчитанного в России. Поскольку сумма налога, уплаченная в Республике Беларусь, больше НДФЛ, рассчитанного в России, в российский бюджет Новиков ничего платить не должен.

Взносы на пенсионное (социальное, медицинское) страхование

Страховые взносы за граждан государств, входящих в Евразийский экономический союз , начисляйте по тем же правилам, как с доходов российских граждан. Статус сотрудника – постоянно проживающий, временно проживающий или временно пребывающий – значения не имеет.

Дело в том, что иностранные граждане являются застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования. Кроме того, для граждан государств, входящих в Евразийский экономический союз , предусмотрено социальное обеспечение на тех же условиях, что и граждан России (п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе). При этом к социальному обеспечению относится:

  • социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обязательное медицинское страхование.

Исходя из этого, страховые взносы платите в следующем порядке.

Если организация не имеет права на применение пониженных страховых тарифов, то взносы начисляйте по обычным тарифам:

  • в ПФР – 22 процента (по доходам свыше 796 000 руб. – 10%);
  • в ФСС России – по тарифу 2,9 процента (по доходам свыше 718 000 руб. взносы не начисляйте);
  • в ФФОМС – 5,1 процента (без ограничений по доходам).

Если организация имеет право на применение пониженных страховых тарифов , взносы начисляйте по тарифу, установленному для соответствующей категории плательщиков.

Такой порядок установлен частью 1 статьи 7, статьей 33.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, статьей 58.2 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Правильность данного подхода подтверждает Минтруд России в письмах от 5 декабря 2014 г. № 17-1/10/В-8313 и от 13 марта 2015 г. № 17-3/ООГ-268.

12 августа 2015 года Кыргызская Республика вступила в ЕАЭС . С этого момента выплаты в пользу граждан этой страны облагаются страховыми взносами по тем же правилам, как с доходов россиян.

А как начислять взносы на выплаты за период с 1 по 11 августа 2015 года? Ориентируйтесь на статус сотрудников-киргизов. Если они временно или постоянно проживающие, то тарифы взносов не поменялись. С временно пребывающими сложнее – по таким иностранцам тариф взносов в ФСС России составляет 1,8 процента, а взносы в ФФОМС вообще не начисляют. Тариф же пенсионных взносов такой же, как для граждан стран из ЕАЭС.

Такие разъяснения приведены в письме Минтруда России от 13 октября 2015 г. № 17–3/В-504.

Пример начисления страховых взносов на зарплату сотрудника – гражданина Кыргызской Республики (временно пребывающий в России иностранец)

С 1 августа 2015 года в организации работает гражданин Киргизии, который является временно пребывающим. Его месячный оклад – 22 000 руб. Иных выплат в августе сотрудник не получал. В августе 21 рабочий день.

Пенсионные взносы начислены за весь месяц по тарифу 22 процента в сумме 4840 руб. (22 000 руб. × 22%).

Взносы на социальное страхование надо разделить. За семь дней (с 1 по 11 августа) надо начислить взносы в ФСС России по тарифу 1,8 процента. А за оставшиеся 14 дней (с 12 по 31 августа) – по тарифу 2,9 процента. Взносы в ФСС России за август составили 557,33 руб. (22 000 руб.: 21 дн. × 7 дн. × 1,8% + 22 000 руб.: 21 дн. × 14 дн. × 2,9%).

Взносы на медицинское страхование нужно начислять только на выплаты за период с 12 по 31 августа, то есть за 14 рабочих дней. Взносы в ФФОМС составили 748 руб. (22 000 руб.: 21 дн. × 14 дн. × 5,1%).

Отдельно скажем про сотрудников – высококвалифицированных специалистов , которые являются гражданами стран из ЕАЭС . Если такой сотрудник является временно или постоянно проживающим, то страховые взносы начисляйте по общим правилам.

На выплаты высококвалифицированным специалистам со статусом временно пребывающих начисляйте только взносы на социальное (по тарифу 2,9%) и медицинское страхование (по тарифу 5,1%). При этом взносы на пенсионное страхование не начисляйте. Дело в том, что такие высококвалифицированные специалисты не являются застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования. Об этом сказано в пункте 1 статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минтруда России от 18 ноября 2015 г. № 17-3/В-560 и ОПФР по г. Москве и Московской области от 20 ноября 2015 г. № 11/61408.

Выплаты, которые не облагаются взносами

Страховыми взносами на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование не облагаются вознаграждения гражданам государств, входящих в Евразийский экономический союз , которые работают:

  • по трудовым договорам, заключенным с российской организацией, в ее обособленных подразделениях за границей;
  • за границей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).

Такой порядок предусмотрен в части 4 статьи 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 2 статьи 22.1 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

С выплат гражданам государств, входящих в Евразийский экономический союз, работающим по трудовым договорам, взносы «на травматизм» начисляйте независимо от статуса такого сотрудника. При этом порядок начисления взносов такой же, что и для российских граждан. Такой вывод следует из пункта 2 статьи 5 Закона от 24 июля 1998 г. № 125–ФЗ.

Гражданин государства, входящего в Евразийский экономический союз, работает по гражданско-правовому договору? Тогда взносы от несчастных случаев начисляйте, только если такая обязанность предусмотрена в самом договоре (абз. 4 п. 1 ст. 5 Закона от 24 июля 1998 г. № 125–ФЗ).

Пример начисления страховых взносов на зарплату сотрудника – гражданина Республики Беларусь. Организация применяет общую систему налогообложения

Гражданин Республики Беларусь А.С. Кондратьев работает слесарем в ООО «Альфа». Трудовой договор с ним заключен с 11 января 2016 года.

«Альфа» начисляет взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний по тарифу 0,2 процента. Взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование с его зарплаты начисляются по общим тарифам. НДФЛ с его зарплаты удерживается по ставке 13 процентов. Прав на вычеты по НДФЛ у сотрудника нет.

Оклад сотрудника составляет 20 000 руб., иных выплат в январе он не получал. Поэтому организация начислила страховые взносы в общей сумме 6000 руб. (20 000 руб. × 30%), в том числе:

– в ПФР – 4400 руб. (20 000 руб. × 22%);
– в ФСС России – 580 руб. (20 000 руб. × 2,9%);
– в ФФОМС – 1020 руб. (20 000 руб. × 5,1%).

Кроме того, на сумму зарплаты Кондратьева за июнь начислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний:
20 000 руб. × 0,2% = 40 руб.

Бухгалтер «Альфы» отразил начисление зарплаты иностранцу, а также страховых взносов с нее такими проводками:

Дебет 20 Кредит 70
– 20 000 руб. – начислена зарплата за июнь;

Дебет 70 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДФЛ»
– 2600 руб. (20 000 руб. × 13%) – удержан НДФЛ по ставке 13 процентов;

Дебет 20 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ПФР»
– 4400 руб. (20 000 руб. × 22%) – начислены пенсионные взносы;

Дебет 20 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование»
– 580 руб. (20 000 руб. × 2,9%) – начислены взносы в ФСС России;

Дебет 20 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФФОМС»
– 1020 руб. (20 000 руб. × 5,1%) – начислены взносы в ФФОМС;

Дебет 20 Кредит 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»
– 40 руб. (20 000 руб. × 0,2%) – начислены взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

Читайте также: