Как обманывают пенсионеров в автосалонах


Начну с отзыва клиента Анны:

10 июля 2020. Константин Сергеевич великолепный специалист, профессионал своего дела, умница, не «рвач», как многие молодые юристы с отсутствием образования и опыта. Константин Сергеевич разрешил мою «тупиковую», как мне казалось ситуацию (пострадала от мошеннических действий продавцов в автосалоне).

1. ЧТО У ПОКУПАТЕЛЯ МОГУТ ПОХИТИТЬ.

-Первоначальный взнос наличными в кассу (деньги-то взяли, но сумму кредита на сумму первоначального взноса либо цену сдаваемого автомобиля НЕ уменьшили);

-полную или частичную стоимость автомобиля, сдаваемого по программе «trade-in» (трейд-ин) или программе «утилизации автомобилей»;

-стоимость указанных в заказе-наряде работ, улучшений, комплектации, на самом деле отсутствующих.

Кроме того, покупатель несет следующие необоснованные и НЕНУЖНЫЕ ему РАСХОДЫ на:

-стоимость навязанных обманом страховок, услуг юридических контор;

-повышенную процентную ставку по кредиту (вместо автокредита с залогом автомобиля оформляется обычный потребительский кредит, ставка по которому значительно выше). В обмане с повышенной ставкой кредита могут быть заинтересованы как «подписанты» (они получают от банка крупные комиссионные выплаты), так и ряд банков.

2. КАК ОБМАНЫВАЮТ.

-Размещают в сети Интернет недостоверную информацию о том, что предприятие является официальным дилером большого количества производителей транспортных средств, предоставляет покупателям значительные скидки, бонусы и подарки при продаже им автомобилей (ВНИМАНИЕ! Ловят – на скидки, бонусы, кажущуюся дешевизну);

-указывают заведомо недостоверные сведения о низкой процентной ставке при покупке автомобиля в кредит (бывает - от 3,7 до 6 процентов годовых), в том числе - якобы с применением «программы государственной поддержки автокредитования»;

-похищают получаемые в салоне при оформлении договора под предлогом первоначального взноса в счет оплаты приобретаемого автомобиля принадлежащие покупателям наличные денежные средства, либо частичную или полную стоимость автомобилей, сдаваемых автосалону якобы по системе «trade-in» (трейд-ин) или программе «утилизации автомобилей» оформляя договор купли-продажи по заведомо заниженной стоимости, а в ряде случаев – предоставление клиенту для подписания «предварительного договора купли-продажи», содержащие скрываемые на момент подписания несправедливые условия, для создания условий невозможности дальнейшего отказа от совершения покупки в автосалоне;

-необоснованно увеличивают суммы кредита путём введения покупателя в заблуждение относительно условий предоставления кредита лицами, выступающими в роли сотрудников кредитного отдела, - так называемыми «подписантами»;

-после получения одобрения кредитной заявки обманывают покупателя относительно невозможности применения якобы существующей программы с низкой процентной ставкой для приобретения выбранного автомобиля, с целью склонения покупателя к приобретению иного «подменного» автомобиля (так называемая «пересадка») по необоснованно завышенной цене на заведомо невыгодных и несправедливых условиях под угрозой невозврата ранее переданных клиентами соучастникам денежных средств, либо принадлежащего им автомобилей, а также применения штрафных санкций по «предварительному договору купли-продажи»;

-завышают стоимость реализуемого в результате «пересадки» автомобиля путем внесения недостоверных сведений в заказ-наряд о якобы выполненных работах, обусловленных вымышленными требованиями банка, одобрившего кредитную заявку;

При этом так называемые «менеджеры», на самом деле – участники группировки – постоянно сменяют друг друга, с кем-то советуются, в помещении звучит громкая музыка, оформление документов затягивают до позднего вечера, во время подписания документов постоянно просят дать им на проверку уже подписанные вами листы договора, при оформлении кредита настоятельно советуют сообщить банку ложные сведения о Вашем заработке/доходе.

В результате измученный покупатель, не глядя, подписывает все поданные ему на подпись бумаги соглашается на замену марки, комплектации, цвета, модели, года выпуска приобретаемого автомобиля.

В руках покупателя оказывается кредитный договор с немыслимой для гражданина итоговой суммой кредита (итоговая стоимость автомобиля может быть на 100% больше согласованной при первичном обращении в автосалон) неподъемным размером ежемесячного платежа.

Возмущенного покупателя убеждают, что после 2-3 месяцев внесения платежей по кредиту необходимо обратиться в автосалон и размер платежа будет резко уменьшен (автосалон якобы самостоятельно решит вопрос с банком).

Цель подобных увещеваний – оттянуть дату обращения покупателя с требованием расторгнуть договор кредита.

Итак, подписавший все документы покупатель уходит с кредитом, выросшим до 100% от ранее согласованной суммы, с некоторыми листами кредитного договора (часть листов могут утаить), с оплаченными за счет кредита ненужными дополнительными услугами (страхование, юридическая помощь), и зачастую - владельцем отнюдь не той машины, которую собирался приобрести.

Кстати, подобные схемы используют и при продаже шуб, медицинских и косметологических услуг и т.д.

3. ЧТО ДЕЛАТЬ ПОКУПАТЕЛЮ.

Сначала получить в другом банке кредит под меньшую ставку и погасить навязанный кредит (ставка по новому кредиту будет значительно меньше).

Учтите, что к этому времени банк, выдавший первоначальный кредит, мог уже продать право требования по Вашему кредиту другому банку, а Вас преднамеренно не известить – для искусственного формирования задолженности.

После погашения кредита в банке, выдавшем первоначальный кредит, обязательно возьмите и сохраните справку о погашении кредита, квитанцию о внесении средств в погашение кредита, а также обязательно подайте заявление о закрытии счета.

Помните, все советы «бывалых юристов» о срочном написании претензий, заявлений – ошибочны. Не тратьте время впустую, сначала - разберитесь с кредитом.

Главная проблема – кредит, ее надо решить в первую очередь, потом уже заниматься спорами с салоном, банком, страховой компанией.

Потом – подать заявление о расторжении навязанного договора страхования либо договора оказания помощи на дорогах или юридической помощи при ДТП – в организации получатели средств: страховую компанию и ООО/ИП, обязавшиеся оказывать помощь на дорогах или при ДТП.

Договором страхования могут быть установлены условия досрочного прекращения договора, основным из которых всегда является условие досрочного погашения кредита.

В случае погашения кредита до наступления срока, на который был заключен договор страхования, такой договор страхования прекращается досрочно, а уплаченная страховая премия подлежит возврату страхователю пропорционально периоду, на который договор страхования прекратился досрочно (Определение СКГД ВС РФ от 22.05.2018 N 78-КГ 18-18).

Далее – требовать у автосалона возврата первоначального взноса наличными и/или полную или частичную стоимость автомобиля, сданного в салон по программе «trade-in» (трейд-ин) или программе «утилизации автомобилей».

Кстати, автомобиль, сданный по программе утилизации может быть автосалоном реализован другому покупателю без оформления перехода права на автомобиль и все штрафы будут приходить прежнему собственнику автомобиля.

После того, как покупатель совершил все первоочередные действия, можно составлять претензии и обращаться с исками к банку и автосалону.

Далее рекомендую ОБЯЗАТЕЛЬНО обратиться с заявлением в полицию.

Помните! Если завлекают очень большими скидками, а потом при оформлении документов берут измором – очень большая вероятность, что Вы попали к мошенникам, от таких продавцов необходимо уходить немедленно, и очень желательно - сразу обращаться с заявлением в полицию.

Вы или Ваши знакомые сталкивались с мошенничеством при покупке машины в кредит?

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Сталкивались, к сожалению

Мы всегда читаем договор

Я никогда не оформляю кредит в автосалоне или магазине

Какой здесь мошенничество? Это обычный бизнес!

Я 4 года отработал в 2 автосалонах официальных дилеров, очень крупных, но и у дилеров по-мельче происходит то же самое, так как я общаюсь с коллегами по сфере и знаю все из первых уст.

Я ушел из сферы, так как я просто не могу продовать восстановленные «биточки», упавшие с автовоза, людям в непосильные кредиты, как новые. Я хочу честно рассказать вам, как вас может (и очень сильно хочет) обмануть улыбающаяся милая девушка-агнелок в автосалоне или понимающий и заботливый паренек-менеджер.

Первое, самое важное. Вас все хотят «налюбить» на деньги, от менеджера до директора. Все они улыбаются, с любовью презентуя вам автомобили, в которые «влюблены сами» и прочая слюнавая лапша, повисающая на ваших ушах.

У автосалона нет цели классно обслужить клиента: у него только одна цель, это ВЫПОЛНИТЬ ПЛАН . Если салон его не выполняет, это казни египетские на все головы, начиная от низов, заканчивая верхами. План этот разбит на ежедневные нормы по каждой марке, таким образом, уже до вас и за вас решено, какой автомобиль вам будут втюхивать.

Поэтому никогда, никогда не верьте рассказам менджеров о том, что «вот эту модель не советую по секрету, все жалуются, но это только для вас информация, вообще это секрет», это нужно слышать так «по вот этой план уже выполнен, купите эту, мне все равно, что вам она не нравится, мне вообще на вас плевать, мне план нужно выполнить по модельному ряду».

При этом злиться на самого менеджера не надо, так как план задает отдел развития или отдел продаж, он не причем, при этом у самого салона может быть план от импортера, типа 120 машин в месяц продаете, иначе лишаетесь компенсации в 0,75% от оборота и миллионных бонусов на рекламу. Вариации давления на дилера могут быть разными, в зависимости от концерна, но суть такова примерно.

Итак, на чем обманывают в салоне и как избежать

1. Вот эта моделька очень плохая, а вот эта очень хорошая . Идите в салон, уже имея представление о том, что вы хотите, иначе вас просто разденут до нитки, особенно если планируете кредит. Определитесь с маркой и комплектацией, благо на сайтах концернов все опубликовано подробно, а дилер не имеет права делать ни рубля наценки от цен, которые публикует представительство бренда в России. Если увидели такое, фиксируйте цену как-нибудь, записывайте на диктофон или просите распечатать вам комплектацию с ценой и смело звоните в представительство. Вполне возможно, что в вашем городе станет на одного дилера меньше, во всяком случае, по голове их не погладят.

Всегда помните о том, что если модель «плохая», вам ее будут втюхивать вперед всех, так как план по ней, скорее всего, «горит».

2. Все машины продят комплексную проверку и вообще непогрешимы . У наших соседей-дилеров ночью на новые машины рухнула вывеска, мы по камерам видели, что 6 машин смяло как кабриолеты, их еще затемно затащили в кузовной цех и через месяц они стояли в зоне продажи, «непогрешимые». Возьмите с собой на осмотр машины перед выдачей того, кто разбирается в кузовне, обязательно возьмите толщиномер, проверьте все, не снимались ли двери, не приварена ли вам новая крыша и «родное» ли лобовое стекло. В общем, проверьте каждый болтик.

Видел, как люди, радостные, целой семьей приезжали на выдачу машины, а им выдавали с царапинами, немного гнутыми дисками, и даже с салоном, который уже прошел химчистку. Люди на радостях даже не осматривали, подписывали документы, доверяя милому и услужливому до тошноты пареньку-менеджеру (ну как такой обманет), а ему даже не стыдно было за час до этого погрузить пенсионера в кредит на машину, которая целую зиму простояла под капающей с крыши водой и ее лишь изредка выкапывали из сугроба пластиковым скребком. Урод.

Был случай, когда клиентка приехал на сервис, потому что коробка в новой машине как-то странно работала, а оказалось, что там не заводской герметик уже на поддоне, и он течет. Женщине сказали, что она поменяла поддон коробки (стоял вообще не от ее комплектации с залепленным эпоксидкой отверстием под лишний датчик), ей отказано в гарантии и пусть катится теперь на все четыре стороны.

Только вот все мастера прекрасно знали, что конкретно этой машине они сами «колхозили» этот поддон взамен того, который случайно пробили. Женщина оказалась не из простых и истребовала через суд записи с камер в сервисе и нашла свою машинку за месяц до приобретения, весевшую на подъёмнике. Суд присудил ей такую компенсацию, что наши юристы чуть не поседели, особенно когда клиентка еще и сказала, что все эти материалы отправит пачкой в представительство бренда и в головной офис компании.

Бегали и умоляли ее не банкротить салон потом все, вплоть до генерального. Было весело.

Приходите за машиной только с толщиномером и тем, кто в этом разбирается. Не верьте ни единому слову, которое вам будут говорить.

3. Выгода до ХХХХХХХ рублей только у нас!

Все подобные «щедроты» строго регламентируются маркетинговой политикой бренда, если каких-то скидок нет на сайте российского представительства, то они не одобрены, могут быть какие-то мелкие подарки, вроде канистры бензина в подарок, но даже 10 000 рублей не согласованной с «центром» скидки это повод поискать, где вас хотят «налюбить».

Салон может дать от себя скидку, если он уже выкупил эту машину, чтобы закрыть план за месяц, а машинка-то взяла и застоялась. Стоят такие сокровища почти всегда на открытых стоянках, под солнцем и снегом, по несколько месяцев, а потом их, с выгоревшим ЛКП и «закисшей» подвесокой пытаются продать с небольшой скидкой, которую в итоге вы не получите, так как вам втюхают обязательную по условиям акции сигнализацию за 40 000, которая по факту стоила бы 20 000. Однако, можно найти и хорошие варианты.

Не стесняйтесь пройтись по всем салонам выбранной марки и узнать, какие действуют скидки от салона лично. Вам их не скажут по телефону, но могут рассказать при личной встрече. Особенно хорошо ходить под конец месяца, когда планы горят. Не забудте сказать им, что «вон в том-то салоне вам обещали 30 000 скидку от салона, а вы что можете предложить?» Риск дело благородное.

4. Без дополнительный опций эта модель не продается.

Самое большое «налюбилово». Везде в рекламе и даже на сайтах минимальная цена машины указана при условии соблюдения десятка условий: сдаче старого авто в трейд ин, покупки в кредит и принесенного яйца дракона.

На «голой» машине салон ничего не заработает, буквально там копейки, весь основной доход, особенно в ЗП менеджера, это допы. Машины продаются без элементарных ковриков, сигнализации, защиты на днище и даже простенькой мультмедиа.

Продать вам коврики за 20 000 ( которые на авторынке стоят по 1500 за штуку), зимнюю резину за 60 000, и сигнализацию за 50 000 - святой долг каждого менеджера. Он будет сдирать себе от отчаяния кожу на лице и царапать ногтями на ногах кафель на полу, но не отдаст вам «пустую» машину. Пару раз попросив продать вам ее без допов и выслушав истерику о том, что «нам запрещено продавать машины без тонировки задней полуоси за 45 000 руб», крайне благотворное действие на персонал вы окажете, на громкой связи позвонив на горячую линию бренда сообщая, что вам навязывают товары, а по закону о правах потребителя, приобретение одного товара не должно быть обусловлено приобретением другого.

Обычно рядом уже материализуется РОП и РДЦ, которые согласны хоть на свидание с вами в интимной обстановке, лишь бы звонок прекратился до того, как вы начнете диктовать название дилера.

Вы всего добъетесь, если будете знать свои права. Не доверяте никому в салоне, даже юристам, они то уж мастера трактовать законы, как того хочет РДЦ.

5. Автомобиль нельзя вернуть, как товар в магазин.

Это боль и страх любого салона, по закону, автомобил это товар, и если он не качественный, то легко возвращается, однако, дилер обкладывается целым этажем юристов, которые, скорее всего, водят знакомства со всеми экспертами, выдающими заключение для суда.

Машину действительно нельзя вернуть, если она исправна, но если в ней есть существенный недостаток или тот, который вам несколько раз по гарантии чинили, но он возникал вновь, то вы добъетесь возврата.

Не слушайте бредни о том, что «вы сняли полиэтилен с сидений, товарный вид нарушен, катайтесь на ней сами». Если возник дефект, разок-другой заедьте ПО ГАРАНТИИ, вообще во все глаза смотрите, что подписываете - заказ-наряд на ремонт должен быть ГАРАНТИЙНЫМ, чтобы это стало аргументом в суде. Салон, чувствуя, что запахло жареным, подсунет вам коммерческий заказ-наряд, который вы подпишите, не глядя, как бы соглашаясь с тем, что вы просто для себя решили поремонтироваться.

Еще есть такая фишка, что если за год машина простояла на сервисе больше 30 или 45 дней, то вы можете вернуть машину вообще при любых обстоятельствах.

Главное, хранить все заказ-наряды с датой сдачи и выдачи авто.

Особенно легко возвращать БУ-машины (с трейд ина) салону, так как там достаточно найти в течение 14 дней незаявленный продавцом дефект и спокойно ехать сдавать ее назад.

6. Только официалы и только тщательно прочитанный договор.

Во всех городах есть странные конторки, как правило, это официальные дилера всех на свете брендов в одном здании - это «серые дилеры».

В одном из таких практикуется такое: машины продаются на 100-150 тысяч дешевле, народ к ним тянется. Клиенту показывают машину, говорят, что за нее нужна предоплата 200 000, иначе ее заберет другой клиент, конечно, выгода очевидна, человек наспех подписывает все, что ему дают, отдает деньги и на следующий день счастливый приезжает на выдачу авто.

Ему выгоняют явно с пробегом, машину той же марки, но в куда более скудной комплектации, да и состоянии вообще не нового авто.

Начинается скандал, и выясняется, что человек подписал договор на кредит именно на эту машину, вот же ее ВИН записан, вы расписались, и даже выразили свое полное согласие, внеся стартовый взнос, 200 000! Всего то еще за 2-х летнюю иномарку, которой цена в базарный день 500 000, вам нужно заплатить 700 000 + 200 000 вы уже внесли. На тех, кто особо буянит, вызывают «прикормленный» наряд полиции.

Из 10 человек хорошо, если 1 смог потом вернуть эту бричку и забрать свои деньги. Остальные же ездят и платят. Договор очень редко имеет обратную силу, если составлен грамотно, поэтому совершенно без стестнения просите договор у дилера «на вычитку». Если начнет нервничать и отговориваться, читайте его в 3 раза внимательнее, ну и, естественно, проверяйте, официальный ли это дилер на самом деле, на сайтах бренда всегда есть список актуальных представителей.

Надеюсь, вы не приобретет в салоне битую машину по цене новой, у которой вместо подушек - загрушки. Берегите себя от мошенников, особенно, если они носят пиджаки и галстуки.

Этот материал нам прислал подписчик, поддержите его 👍❤️

Верить нельзя никому


Выводы

  1. Если не хотите поощрять обманщиков, ищите честный автосалон.
  2. Обслуживайте автомобиль в том сервисном центре, где вам удобно.
  3. Оформите потребительский кредит, если не хотите оплачивать КАСКО.
  4. Требуйте передачи автомобиля в указанный в договоре срок.
  5. Проверяйте состояние автомобиля до подписания акта приема-передачи.

«Серые автосалоны — это ад и ужас, — решили вы после нашей статьи. — Надо брать машину только у официальных дилеров». Но нет: у официалов тоже есть свои приемы.


Заманивают ценой

Вы позвонили официальному дилеру и узнали, что в продаже есть Форд Фокус в базовой комплектации по минимально возможной цене 800 000 Р . Вы мчите в салон. Менеджер по продажам сообщает, что нужный вам автомобиль пять минут назад приобрел другой покупатель. Но вам с радостью подберут другой — разумеется, более дорогой.

В чём хитрость: официальным дилерам нужны клиенты, и некоторые из них готовы пойти на безобидную хитрость, чтобы заманить вас на территорию салона. Дилер рассчитывает, что когда вы окажетесь под действием менеджеров, вы обязательно соблазнитесь более дорогой машиной. Если вы против таких манипуляций, просто разворачивайтесь и выходите из салона. Можно не прощаться.

Навязывают оборудование и услуги

Вы готовы заплатить 800 000 Р и ни копейкой больше. Сотрудник автосалона предлагает вам подождать поставку «голого» автомобиля месяцев шесть. Но зато если хотите уехать на Фокусе сегодня, то извольте оплатить в кассе коврики, защиту картера и сигнализацию за 50 000 Р .

Посчитав в уме наценку дилера, вы сообщаете, что сигнализацию приобрести готовы, но установите ее у дяди Васи в гараже. То же с ковриками и защитой картера. Менеджер по секрету сообщает, что оборудование можно поставить только у них в сервисе, иначе автомобиль снимут с гарантии.

В чём хитрость: официалы продают автомобили с минимальной наценкой. Основной источник их дохода — продажа оборудования и обслуживание автомобиля.

Цены на комплектующие и на работу у официалов выше, чем во всей остальной вселенной. Коврики, цена которым 3 000 Р , у официалов будут стоить в два раза дороже. Чтобы заставить покупателя пойти на невыгодную сделку, ему рассказывают об ужасах снятия автомобиля с гарантии.

Но когда дилер обещает вам проблемы с гарантией, он нарушает Закон о защите прав потребителей:

16. 2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

18. 6. Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Если дилер хочет отказать вам в гарантийном ремонте, он должен доказать причинно-следственную связь между установкой сигнализации у дяди Васи и поломкой машины.

Покупать запчасти и масло для двигателя разрешено в любом автомагазине. Если вы пройдете техническое обслуживание не у официала, ваш автомобиль не снимут с гарантии.

Предлагают невыгодный кредит

Допустим, вы в салоне, и вам по-прежнему предлагают коврики и сигнализацию за 50 тысяч. Для вас 50 тысяч — не такие уж большие деньги. В итоге вы соглашаетесь на покупку автомобиля.

У вас с собой 400 000 Р , остальное вы рассчитываете получить в кредит. Менеджер проводит вас к одному из представителей банков, работающих в автосалоне.

В чём хитрость: иногда в автосалонах менеджеры предлагают оформить автокредит в том банке, который дает более выгодные условия не вам, а менеджеру. Некоторые банки борются с конкурентами, подкупая сотрудников автосалона деньгами или подарками.

Некоторые банки подкупают продавцов деньгами или подарками

Настаивайте, чтобы сумму ежемесячного платежа рассчитали представители всех банков. Заключите кредитный договор с тем банком, который предлагает самые выгодные условия.

Банк не выдаст кредит без полиса каско. Смело прибавляйте к цене Фокуса еще 100 000 Р . Если не хотите переплачивать за каско и не хотите, чтобы автомобиль был в залоге у банка, возьмите кредит на потребительские нужды. Но имейте в виду, что ставки по таким кредитам выше на 5—10 процентных пунктов.

При оформлении кредита вам могут навязать дополнительное страхование жизни или от потери работы. Обуславливать получение кредита оформлением страховок незаконно, и представители банка об этом знают. Отказывайтесь от дополнительного страхования и внимательно читайте кредитный договор.


Сначала читать, потом подписывать

Не выдают ПТС

Вы отбились от дополнительных сборов, заключили договор кредитования, договор купли-продажи автомобиля и внесли деньги в кассу. Но продавец не отдает вам ключи и документы на автомобиль. Паспорт транспортного средства находится у производителя и вот-вот будет направлен к вам ближайшей лошадью.

В чём хитрость: так происходит, когда дилер не выкупил автомобиль у завода-изготовителя. Те деньги, которые вы оставили в кассе, официал перечислит изготовителю, изготовитель отправит ПТС дилеру. Весь процесс может длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. Всё это время вы будете ходить пешком и платить проценты по кредиту.


Чтобы этого не произошло, уточните у продавца, где находится оригинал ПТС. Если документов в салоне нет, ищите в договоре купли-продажи условие о сроке, в который продавец обязуется передать автомобиль. При нарушении этих сроков продавец обязан заплатить неустойку в размере 0,5% от уплаченной за автомобиль суммы за каждый день просрочки. В случае с Фокусом за 800 тысяч это 4 000 Р в день.

Скрыли недостатки

Лошадь с ПТС прискакала за пару дней, и вот вы — обладатель Форда Фокуса.

Отмечаете покупку с другом-автолюбителем. В дыму кутежа друг решает проверить ваш новый автомобиль толщиномером.

Выясняется, что правое крыло автомобиля было смято, восстановлено, покрыто слоем шпаклевки и закрашено. Машина битая! Но как это возможно? Это же официальный дилер.


В чём хитрость: чаще всего новые автомобили повреждаются при транспортировке в автовозах или во время тест-драйва. Чтобы не снижать цену, дилер тихонько ремонтирует машину и продает как новую.

Если вы подписали акт приема-передачи, доказать, что вам продали битый автомобиль, а не вы сами его разбили и покрасили, практически невозможно. Поэтому тщательно осматривайте автомобиль до подписания акта. Попросите помочь в осмотре друга-эксперта.

Все хитрят

Официальные дилеры не такие беспредельщики, как серые. Но это не значит, что можно расслабиться и пустить все на самотек. Запомните золотое правило покупки машины:

Никогда не выключайте клиента из ада

Задумываясь о покупке нового автомобиля, самым надежным и солидным местом считаешь официальный торговый центр. Крупный автосалон с просторным и светлым выставочным залом, широким модельным рядом, многообразием акций и выгодных предложений производит впечатление честной и серьезной организации. Только в таком месте, приобретая машину, покупатель может быть уверен, что здесь не обманут, и он за свои деньги получит новый, исправный автомобиль, да еще и сэкономит благодаря бонусной программе автосалона. Но так ли все радужно в реальности?

8 способов «вымогания денег» автосалонами

Как правило, руководство автосалона знает обо всех способах «вымогания денег» и «развода» и закрывает глаза, а порой даже требует именно такой работы, нанимая опытных и умеющих убеждать продавцов. Надеяться на сознательность и боязнь уголовной ответственности персонала не приходится, поскольку совесть у таких людей «крепко спит», а с точки зрения законности, всех их действия правомерны. Они действуют, соблюдая законодательство, пользуясь невнимательностью клиентов. Избежать обмана поможет знание схем продавцов.

Мифические бонусы

Частая акция в автосалонах – дорогостоящие подарки при покупке той или иной модели в максимальной комплектации. Предлагается купить автомобиль за определенную стоимость и получить бесплатно камеру заднего вида, видеорегистратор, комплект резины, набор ковриков, чехлов, магнитолу и т. п. На деле цена автомобиля по акции получается в лучшем случае равно либо выше стоимости авто без ненужных опций, но с комплектом той же резины.

Бонусы могут быть не только от салона, но и от производителя, однако, в этом случае, руководство часто закладывает стоимость «подарков» в конечную стоимость транспортного средства. Выгодной такая акция становится только для автосалона.

Виртуальные покупатели

Покупатель выбирает подходящую модель, комплектацию, но менеджер сообщает, что ожидание машины займет 1–3 месяца. Машина такая в салоне есть, только она забронирована и если клиент не против попрощаться еще с 10 000–20 000 рублями, то можно и поговорить с покупателем и, возможно, он согласится уступить именно этот автомобиль. Цена вопроса невелика в сравнении с общей стоимостью автомобиля и люди соглашаются, хотя, никаких покупателей и нет.

Валютный прайс-лист

Некоторые автосалоны предлагают оформить договор в валюте, но необходимо знать, что валютный курс может быть выше официальной стоимости валюты.

Максимальная комплектация

Менеджерам выгодно продавать автомобили в максимальной комплектации. Многие опции действительно удобны и порой необходимы, однако, установка после покупки обойдется гораздо дешевле.

Система Trade-in

Распространенный способ вымогания денег из клиента – «выгодный» обмен старого автомобиля на новый с доплатой разницы. Но даже если машина клиента окажется в хорошем состоянии, менеджеры найдут причину для занижения ее цены. Претензии могут быть предъявлены как к работе самого автомобиля, так и к незначительным внешним повреждениям. Причем в глобальности проблемы убедят и самого клиента, что в итоге приведет к сильному снижению цены.

В результате такой сделки клиент продаст свое транспортное средство по самой низкой цене, а новый автомобиль купит по максимально завышенной. Лучше продавать свое авто самостоятельно, стоимость будет в любом случае выше салонной.

Новая неновая машина


Нечестные салоны скупают подержанные автомобили (с пробегом), «доводят до ума» и продают в салоне наравне с остальными. Естественно, покупателям об этом не сообщается, а цена ставится как на новый автомобиль.

Если покупатель выбирает такой автомобиль, его предупреждают, что ремонт автомобиля необходимо производить в их сервисе, в противном случае машины выделит с гарантии. Это незаконно, организация не имеет права отказать в обслуживании. Делают так, потому что в сторонних сервисах могут определить истинный пробег автомобиля.

Кредитная сделка или рассрочка

Если у покупателя не хватает денежных средств, ему сразу же предлагают кредит и непременно с самой низкой процентной ставкой. На самом деле кредит оформляется по обыкновенной ставке, кроме этого, потребуется застраховать машину (КАСКО), а это дополнительные и немаленькие расходы.

Подмена договора купли-продажи

На автомобиль выставляется максимально низкая цена, покупатель с радостью вносит задаток. На следующий день озвучивается настоящая стоимость ТС, превышающая первоначальную цифру. Ошибка, кончились машины, попадающие под акцию, или подорожали автомобили – типичные объяснения менеджеров.

Клиент требует вернуть задаток и отказывается от покупки, заботливо предложенной менеджером, замены. Но тут ему указывают на договор, согласно которому он должен внести неустойку 7–10% от стоимости ТС в случае отказа от сделки. Остается переплачивать за авто либо терять деньги.

Можно ли сэкономить в автосалоне

Сэкономить в автосалоне, скорее всего не удастся, ведь никто не захочет работать в убыток. А манящие баннеры и мега выгодные акции, как правило, оказываются просто приманкой. Покупатели часто становятся жертвами мошеннических схем, приобретая вместо нового подержанный автомобиль либо переплачивая значительные суммы. Такие ситуации считаются нормой при покупке машины с рук, но для многих становится открытием то, что такие схемы нередкое явление и в автосалонах. А происходит это из-за попустительства правоохранительных органов, дыр в законе и невнимательности клиентов.


Как автосалоны обманом завлекают клиентов

Основная цель любого автосалона – реализовать автомобили по максимально высокой цене и в кратчайшие сроки, но сделать этого не получится без активного привлечения клиентов. Автомобильный бизнес – дело прибыльное, а, значит, и желающих «заработать деньжат» много, и тому в подтверждение огромное количество действующих автосалонов. А чтобы покупатель зашел в нужный салон необходимо провести грамотную рекламную кампанию и чем больше будут завлекающие скидки, чем крупнее повесят баннеры, тем быстрее предприниматель обогатится.

Информация о действии той или иной акции размещается во всех доступных местах – баннеры по городу, объявления в СМИ, обзваниваются постоянные клиенты. Крупным шрифтом пишется максимально низкая цена, процентные ставки или максимальная скидка. А на текст, написанный мелкими буквами, уже никто не обращает внимания – «Предложение ограничено», «от» и т. п. Воодушевленный покупатель, уже практически обладатель новенького автомобиля, несется в автосалон с крупной суммой. А там опытный менеджер извинится за то, что акция прошла, модели распроданы, зато есть другое более выгодное предложение и хоть оно дороже, но в подарок коврики положат.


Как не попасться на уловки автосалонов-мошенников

Несколько основных советов, которые помогут избежать лишних трат при покупке автомобиля.

  • Необходимо внимательно изучить среднюю стоимость выбранных автомобилей, пройтись по салонам и взять распечатки, где будет указана итоговая цена ТС в нужной комплектации. Сравнив показатели, можно выбрать наиболее выгодные условия, причем сразу отметать подозрительно дешевые варианты.
  • Если в договоре прописан пункт «Долгосрочное сервисное сотрудничество» и при изъявлении клиентом желания отказаться от этой услуги, менеджеры твердят о его обязательности, стоит задуматься. Возможно, в салоне реализуют подержанные автомобили и не хотят, чтобы клиенты обращались в другие мастерские. Ведь тогда обман будет раскрыт, а это грозит судебными разбирательствами.
  • До посещения салона следует установить для себя сумму, которую вы готовы заплатить за машину и не соглашаться на уговоры менеджеров купить более дорогой автомобиль.

Покупая автомобиль даже в крупном автосалоне нужно быть готовым ко всему. Ваша внимательность поможет сэкономить деньги и купить надежный автомобиль. Если же менеджерам все же удалось вас обмануть, необходимо позвонить или отправить письмо на сайт ОБЭП, рассказать о сложившейся ситуации, и они непременно помогут вам.

Нарушение прав клиентов в автосалонах происходит сплошь и рядом. Расскажем о типичных способах обмана покупателей, а также о том, как законно противостоять этому беспределу




На самом деле покупка нового автомобиля – это обычно целая группа покупок: сам автомобиль + тюнинг (тонировка, специальные покрытия и пр.) + доп. оборудование (парктроники, камеры заднего вида, музыка и пр.) + противоугонное оборудование с работой по установке + страховки КАСКО/ОСАГО + постановка на учет + кредитный продукт банка. Каждое приобретение (и товара, и услуги) тянет за собой соответствующий набор потребительских прав и обязанностей, отличающихся друг от друга и весьма существенно. Но поскольку продается все вместе, то и юридические аспекты сваливаются в одну кучу; именно это и дает почву для различных злоупотреблений со стороны автодилеров. Одни ведут себя более агрессивно, другие менее, но нарушают все.

Дилерами навязываются условия, прямо или косвенно нарушающие действующее Законодательство, с единственной целью – извлечение дополнительной прибыли. Это и угрозы снятия с гарантии при установке любого дополнительного оборудования (противоугонного и пр.) в каких-то других местах, и обязательства обслуживать автомобиль в течение гарантийного срока только и исключительно в сервисе дилера, и необходимость покупать запчасти у дилера и нигде больше и т.д. и т.п. Сюда же относятся всевозможные спекуляции вокруг страховок КАСКО, которые тоже почему-то обязательно надо делать у дилеров: и удаленного урегулирования без них не будет, и кредит не дадут и т.п.

Эти и подобные действия, разумеется, противозаконны и соответствующие условия договоров (при наличии) легко признаются недействительными любым судом – все они противоречат Закону о защите прав потребителя и прямо Гражданскому Кодексу РФ. Обо всем этом дилеры прекрасно знают, но продолжают успешно играть на правовой неграмотности своих клиентов. Более того, в подавляющем большинстве случаев никаких договоров (соглашений) и вообще письменных подтверждений подобных действий внутренних приказов, распоряжений и пр. нет в помине – все только на словах, зачастую с использованием специальных приемов психологической обработки клиентов. Это понятно – наличие подобной бумаги позволяет отправить документарно подтвержденную жалобу (прежде всего в Роспотребнадзор), после чего «мало не покажется».

Давайте разберемся в этом вопросе.

Структура официального дилера как компании – кто за что отвечает

1) Дилер – торговая организация, имеющая договор с импортером, который является единственным полномочным представителем производителя на территории РФ. Этот договор по своей сути – 100% агентский и регулирует только 2 вещи:

1. Право дилера продавать автомобили от своего имени;

2. Право на все действия, связанные с гарантийным обслуживанием.

Дилер может выкупать машины на себя, но на операции с гарантией это никак не влияет.

2) Гарантию предоставляет не дилер и не импортер, а производитель а/м. Соответственно, никакой «отсебятины» в ее условиях быть не может, и, естественно, все условия договора гарантии, который подписывается с клиентом, должны строго соответствовать российскому законодательству.

3) Все, что связано с дополнительным оборудованием (включая противоугонные системы), страхованием и кредитованием осуществляется ВНЕ договоров дилер-импортер. Это обычная частная коммерческая деятельность дилера, которая регулируется торговыми правилами и Законами РФ, причем в 90% случаев вся эта деятельность заводится на другое юридическое лицо (например, при продаже а/м в кредит обязательно «подключается» договор между банком и дилером о сотрудничестве, который ничем не отличается от аналогичных договоров между тем же банком и любым частным автосалоном, торгующим б/у автомобилями без дилерских полномочий. С таким же успехом можно под одной крышей открыть парикмахерскую для клиентов или что-нибудь подобное.

Основные болевые точки. Правовые аспекты. Штрафы. Обращения (жалобы).

Ниже приводится несколько пунктов, взятых из типового договора одного из дилерских автосалонов с соответствующим комментарием юриста:

• Гарантия распространяется на транспортные средства, техническое обслуживание и ремонт которых в течение гарантийного периода, установленного в соответствии с настоящим Положением, осуществляются в сервисе Гаранта.

Комментарий юриста: «Данное условие противоречит пунктам 1,2 статьи 16 Закона о защите прав потребителя (ЗоЗПП), т.к. обусловливает приобретение автомобиля обязательным приобретением услуг по техническому обслуживанию. Гарантийные обязательства продавца ставятся в зависимость от условий, не связанных с недостатками товара».

• Гарантия не распространяется на внесенные Клиентом изменения в конструкцию автомобиля (самостоятельное переоборудование), при этом гарантия утрачивается также на узлы, агрегаты и системы, работа которых зависит от узлов, агрегатов и систем, подвергшихся конструктивным изменениям.

Комментарий юриста: «Данное условие чрезмерно сужает объем гарантийных обязательств по сравнению с правилами, установленными абзацем 2 пункта 6 статьи 18 ЗоЗПП и пунктом 2 статьи 476 ГК РФ. Согласно данным нормам, именно продавец, а не покупатель обязан доказывать причинно-следственную связь между внесением изменений в конструкцию автомобиля (переоборудованием) и возникшей неисправностью (если неисправность вообще возникнет). Кроме того, подобным условием ограничивается установленное статьей 209 ГК РФ право собственника по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом».

• Запасные части, непосредственно использующиеся в процессе гарантийного ремонта и ремонта транспортного средства, приобретаются у дилера.

Комментарий юриста: «Приобретение услуги обуславливается обязательным приобретением товаров. Данное условие противоречит пункту 2 статьи 16 ЗоЗПП, т.к. потребитель лишается возможности приобрести запасные части в другом месте по более низким ценам».

• Любые диагностические процедуры узлов и агрегатов транспортного средства оплачиваются Клиентом.

Комментарий юриста: «Данное условие противоречит пункту 2 статьи 13, абзацу 7 пункта 1 статьи 18 ЗоЗПП. Диагностические процедуры могут быть частью процесса устранения неисправности, возникшей не по вине потребителя. Согласно указанным нормам, такие расходы лежат на продавце».

• Клиент обязан являться для прохождения очередного планового технического обслуживания и ремонта транспортного средства только на сервис дилера.

Комментарий юриста: «Противоречит абзацу 2 пункта 2 статьи 16 ЗоЗПП. Гарантийные обязательства продавца ставятся в зависимость от условий, не связанных с недостатками товара. Ограничивает установленное статьей 209 ГК РФ право собственника по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Потребитель лишается возможности пройти техобслуживание в другом месте по собственному выбору по более низким ценам».

• Клиент обязан не использовать и не устанавливать на транспортное средство без согласия дилера какие-либо детали, аксессуары, дополнительное оборудование и др.

Комментарий юриста: «Противоречит статье 209 ГК РФ. Существенно ограничивает право собственника свободно пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Также противоречит абзацу 2 пункта 2 статьи 16 ЗоЗПП, т.к. гарантийные обязательства продавца ставятся в зависимость от условий, не связанных с недостатками товара».

Что касается попытки навязать страхование только у дилера, особенно в случае приобретения а/м в кредит.

Комментарий юриста: «Это также прямо противоречит пункту 2 статьи 16 ЗоЗПП, т.к. потребитель лишается возможности приобрести страховой полис в другом месте по более привлекательной цене».

Стандартный штраф для юридического лица составляет от 5 до 10 тыс. руб. по ч.1 ст.14.8 КоАП (нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы) и от 10 до 20 тыс. руб. по ч.2 ст.14.8 КоАП (включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей). Штрафы накладывает Роспотребнадзор, под юрисдикцией которого и находятся все эти вопросы.

Жалоба в Роспотребнадзор может быть подана как в письменном, так и в электронном виде прямо на сайте РПН, что особенно быстро и удобно. Реакция государственного органа будет обязательной и для дилера болезненной – помимо штрафа вероятна еще и общая проверка, а нарушений хватает у всех.

Подать жалобу очень просто: необходимо выбрать город, указать ФИО, свой почтовый адрес (или e-mail) для обратной связи с Вами, выбрать из списка Тему обращения (в нашем случае это «Обращения по вопросам защиты прав потребителей») и собственно сам текст обращения.

Сообщение может быть написано обычным не юридическим языком, главное, не используйте в тексте нецензурную лексику =), а то жалобу не рассмотрят, о чем Роспотребнадзор предупреждает на своем сайте.

Стандартная форма подачи обращения:


Разговоры о подаче жалобы в Роспотребнадзор, а также упоминание юридической опоры, во-первых, очень и очень не нравятся менеджерам по продажам (т.к. они, в общем-то, знают, что нарушают закон), а, во-вторых, отобьют всякое желание тратить время на Вас (т.к. это время он сможет реализовать в деньги от других клиентов, которым сможет «запудрить» голову).

Ниже мы приведем несколько рекомендаций, чтобы все могло развиваться по положительному для Вас сценарию.

Как себя вести до похода в автосалон

1) Договоритесь заранее со службой юридической поддержки об online-консультировании во время нахождения в автосалоне. Такую услугу с удовольствием предоставит любой практикующий автоюрист. Или вообще поезжайте вместе, это недорого, но общаться по любым спорным вопросам будет он – а это лучший вариант.

2) Позвоните в страховую компанию, в которой планируете страховаться, убедитесь, что Вы можете застраховать новый автомобиль где угодно. Также в том, что никакой связи удаленного урегулирования убытков с местом страхования клиента нет (спекуляции на эту тему также могут быть).

3) Постарайтесь получить заранее текст договора гарантии и купли-продажи автомобиля и отправьте их юристу на анализ.

4) Сделайте запрос импортеру интересующей Вас марки, чтобы удостовериться, что дилер не имеет права навязывать свои установки противоугонных систем и дополнительного оборудования, и тем более страхования. Контакты обязательно есть на официальном сайте компании. Вам ответят, что устанавливать дополнительное оборудование, страховаться и обслуживаться Вы можете, где посчитаете нужным и удобным для Вас, а то, что нужно делать это у дилера, носит только рекомендательный характер.

Хотя стоит отметить, что даже на горячей линии порой возникают недопонимания с операторами по данному вопросу, тогда лучше перезвонить, чтобы попасть на другого оператора.

Пример из жизни:

Звонок №1 импортеру Nissan (телефон службы поддержки клиентов был взят с официального сайта из раздела «Контакты» nissan.ru).

- Добрый день, подскажите, если я не хочу ставить дополнительное оборудование и противоугонную систему у дилера, могу ли я сделать это в любом другом месте с условием сохранения гарантии?

- Да, Вы можете установить дополнительное оборудование в любом центре официального дилера.

- Но я хочу установить не у официального дилера.

- В таком случае Вам могут отказать в гарантийном ремонте.

- Но если, к примеру, у меня возникнут проблемы с подвеской, на которую никак не будет влиять установленная сигнализация, то почему мне могут отказать в гарантийном ремонте?

- Этот вопрос нужно уточнять у технического специалиста.

- К кому я могу обратиться?

- Вы можете обратиться с этим вопросом к дилеру.

- Но на дилере мне как раз и скажут, что гарантия «слетит», если устанавливать оборудование не у них. Но ведь условия гарантии определяет импортер, поэтому я спрашиваю у Вас, могу ли я установить оборудование в другом месте без потери гарантии. Адекватного и четкого ответа на вопрос не последовало…

Звонок №2 в тот же Nissan через 15 минут:

- Добрый день, подскажите, если я не хочу ставить дополнительное оборудование и противоугонную систему у дилера, могу ли я сделать это в любом другом месте с условием сохранения гарантии?

- Да, Вы можете установить дополнительное оборудование в любом месте, где считаете нужным.

- Останется ли действительной гарантия на автомобиль в таком случае?

- Да, заводская гарантия на автомобиль сохраняется, нет такого понятия как «слететь с гарантии». Но в случае если технические неисправности возникли по вине сторонней компании, устанавливающей оборудование, автодилер имеет полное право отказать в ремонте по гарантии именно этих узлов и агрегатов.

- Спасибо. Скажите, что делать в случае, если менеджер в автосалоне утверждает обратное? Может ли он не предоставить мне полный пакет документов на гарантийное обслуживание?

- Нет, он не имеет на это право. Если такая ситуация произойдет, незамедлительно обращайтесь в службу поддержки клиентов, далее мы сами свяжемся с дилером и направим претензионное письмо.

Вот, собственно, и все. Просто в первом случае ответил неквалифицированный сотрудник компании-импортера, во втором – нормальный специалист. Необходимо отметить, что в большинстве случаев сразу берет трубку «специалист №2» и дает верную информацию – импортеру совершенно не нужны заморочки с законодательством, жалобы и пр., и они обычно скорее «заодно с законом», чем заодно со своими недобросовестными подопечными.

Как себя вести в салоне официального дилера

1) После любого требования сотрудника автосалона оформить страховку/поставить противоугонки у них «в связи с тем, что…» требуйте документарного подтверждения этого условия в любом виде. Если такую бумагу дадут (хотя это крайне маловероятно) – сфотографируйте ее и отправляйте юристу. Он сразу определит нарушения Законодательства и соответствующие санкции. Предупредите сотрудника, что готовы немедленно отправить электронную жалобу в Роспотребнадзор с приложением полученной копии документа и указанием данных салона и менеджера – ЭТО ОЧЕНЬ ХОРОШО РАБОТАЕТ!

2) Если бумагу не дадут (как обычно) – предупредите представителя дилера, что это нарушение по п.1 ст.14.8 со штрафом от 5 000 до 10 000 рублей, и Ваш юрист также готов немедленно отправить электронную жалобу. Позвоните напрямую импортеру (см. выше), передайте трубку «молодому человеку» – эта просьба обычно не игнорируется.

3) Если машина приобретается в кредит и есть положительное решение банка – позвоните в банк, удостоверьтесь о принятом решении и спросите, обязаны ли Вы страховаться/устанавливать противоугонные системы у дилера. Ответ, разумеется, будет отрицательный.

Не думайте, что ваши угрозы подать жалобы и заявления в соответствующие органы не будут восприняты всерьез. Поймите, что сотрудничество с таким «проблемным» дилером совершенно не интересно для импортера. И в случае если будет много жалоб на автосалон, проверок и прочих неприятных моментов, то автопроизводитель просто напросто прекратит всяческие отношения с дилером. А для дилера это катастрофа: нет машин – нет продаж – нет денег.


Так что главное, при возникновении проблемных ситуаций с дилером – не тушуйтесь и не давайте себя в обиду! Вы платите им деньги (и не малые), а значит априори вы правы. Никто не может вас заставить делать то, что вы не хотите и тем более незаконно. Почувствовав вашу уверенность, менеджер сразу бросит идею «впарить» вам «обязательные допы», ведь все-таки главная задача – это продажа самого автомобиля, а не дополнительных услуг.

Читайте также: