Как обойти штрафы в пенсионный фонд

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 сентября 2018 г. N 303-КГ18-5702

Резолютивная часть определения объявлена 29.08.2018.
Полный текст определения изготовлен 05.09.2018.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Тютина Д.В.,
судей Антоновой М.К., Прониной М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Дальневосточный государственный аграрный университет" на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2017 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.02.2018 по делу N А04-5748/2017 Арбитражного суда Амурской области,
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Дальневосточный государственный аграрный университет" к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области о признании недействительным решения.
В судебном заседании, приняли участие представители лиц, участвующих в деле:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области - Ростовская Т.А.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Тютина Д.В., выслушав представителя участвующего в деле лица и изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Дальневосточный государственный аграрный университет" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области (далее - пенсионный фонд) от 05.05.2017 N 038S19170001103.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 03.08.2017 заявленное требование удовлетворено, оспариваемое решение признано недействительным.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.02.2018, решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты судов апелляционной инстанции и округа, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Тютина Д.В. от 25.07.2018 кассационная жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее также - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене, с оставлением в силе решения суда первой инстанции, ввиду следующего.
Как следует из судебных актов и материалов дела, пенсионным фондом проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ). По результатам проверки выявлено, что учреждением дополнительно представлены сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2016 года в отношении 9 застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период, о чем составлен акт проверки от 11.04.2017 N 038S18170001215.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения пенсионным фондом решения от 05.05.2017 N 038S19170001103 о привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде 4500 рублей штрафа за представление неполных сведений о застрахованных лицах.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, руководствовался статьями 11, 15, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, пунктом 39 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), и исходил из того, что самостоятельное выявление учреждением ошибки, которая впоследствии была исправлена, до момента ее обнаружения пенсионным фондом, путем представления скорректированных сведений, свидетельствует о возможности в таком случае не применять к страхователю соответствующие финансовые санкции.
Суды апелляционной инстанции и округа руководствовались теми же нормами права, а также статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, статьями 6, 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", но пришли к выводу, что привлечение учреждения к ответственности за представление по истечении установленного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срока сведений по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" о застрахованных лицах, в отношении которых сведения по форме СЗВ-М с типом "исходная" ранее не были заявлены, является правомерным. По данным основаниям суды апелляционной инстанции и округа признали оспариваемое решение пенсионного фонда законным.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами судов апелляционной инстанции и округа.
В соответствии с положениями Федерального закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к учреждению финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ (в соответствующей редакции), является правомерным.
Указанная правовая позиция ранее была выражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99.
Руководствуясь статьями 176, 291.11 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2017 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.02.2018 по делу N А04-5748/2017 Арбитражного суда Амурской области отменить.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 03.08.2017 по указанному делу оставить в силе.

Действующее законодательство обязывает юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и некоторых иных субъектов экономической деятельности уплачивать страховые взносы, направляемые на цели пенсионного, медицинского и социального страхования. Они начисляются за каждого сотрудника, который трудится в организации или у ИП на основании трудового или гражданско-правового договора.

Однако оплата страховых взносов сопровождается обязательной подачей отчетных документов, в частности СЗВ М, порядок чего определен контролирующими органами. Следует отметить, что предоставление отчета является обязанностью работодателя. Если этого не происходит на предприятие накладывается ответственность выплатить штраф ПФР за несвоевременную сдачу СЗВ М.

Бесплатно по России

Какие ошибки в отчете приводят к штрафным санкциям

СЗВ-М является основной отчетной формой, подаваемой в Пенсионный фонд Российской Федерации. Соответствующая обязанность возложена на следующие категории плательщиков страховых взносов:

  • юридических лиц;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • лиц, осуществляющих деятельность в качестве частнопрактикующих адвокатов и нотариусов.

Сама форма отчета СЗВ-М была утверждена ПФР еще в конце 2016 года и с тех не претерпевала изменений. По своей сути, СЗВ-М представляет собой персонифицированный отчет, содержащий сведения о лицах, за которых организация или ИП уплачивает взносы.

К ним следует отнести:

  • работников, с которыми имеются трудовые отношения;
  • граждан, которым плательщик выплачивал вознаграждение в рамках гражданско-правового договора.

Данное правило распространяется и на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ. Однако это не касается высококвалифицированных специалистов, которые имеют трудовые контракты на определенный срок. Связано это с тем, что данная категория работников не подлежит обязательному пенсионному страхованию.

В отчет СЗВ-М включаются следующие сведения:

  • информация о страхователе (наименование, организационно-правовая форма, контактные данные, регистрационный номер в ПФР);
  • информация о застрахованных лицах (ФИО, СНИЛС, ИНН).

В обязательном порядке форма заверяется подписью руководителя.

За ошибки, связанные с несоблюдением сроков, порядка или формы предоставления отчета, ПФР налагает на организацию денежные штрафы.

Назовем наиболее типовые и часто возникающие ошибки, связанные со сдачей данного отчета в ПФ:

  1. Сдача документов позже установленного срока. Закон устанавливает, что отчет СЗВ-М следует подавать ежемесячно. При этом не имеет значения, ведет ли организация деятельность или нет. Следует отметить, что сдача отчета позже положенного срока и его не предоставление вовсе с точки зрения закона являются тождественными проступками.
  2. Ошибки в заполнении документа. Недостоверные сведения, отсутствие сведений и иные неточности в документе рассматриваются как несданный отчет, за что налагаются финансовые санкции.
  3. Неверная форма сдачи отчета. Установлено, что организации и ИП могут подавать документы в ПФР как в электронном, так и в печатном виде. Однако подача документации на бумажном носителе возможна лишь в том случае, если количество застрахованных лиц на предприятии менее 25 человек. Если же число работников больше, то допускается подача СЗВ-М только в виде электронного документа, подтвержденного усиленной электронной подписью руководителя.

Пени за несвоевременную подачу

Установлено, что денежная санкция за несвоевременную подачу рассматриваемой документации составляет 500 рублей за каждое застрахованное лицо.

Чтобы определить размер взыскания, необходимо эту сумму умножить на количество лиц, которые должны были быть указаны в отчете. К примеру, если в организации трудятся 20 человек, то 500*20 = 10000. Таким образом, придется заплатить 10 тысяч рублей.

Следует отметить, что для предприятий, где трудятся сотни и тысячи сотрудников, размер взыскания может быть весьма значительным.

Санкции за дополняющую форму

Если организация допустила ошибки при подаче отчета, то после сдачи дополняющей формы на организацию налагается взыскание, рассчитанное исходя из количества застрахованных лиц, указанного в ней.

Однако если представители организации самостоятельно обнаружили ошибку и подали дополняющую форму на основании этого, то санкций можно избежать.

Есть ли штрафные санкции, если подал сведения не в том формате

За подачу СЗВ-М в печатном виде при количестве сотрудников более 25 человек предусмотрено наказание в виде взыскания в размере 1000 рублей.

Следует отметить, что помимо пени, возлагаемых на организацию в целом, допускается и привлечение к ответственности должностных лиц предприятия. Размер взыскания составляет от 300 до 500 рублей.

Данное правило не распространяется на индивидуальных предпринимателей.

Как оспорить незаконные пени

На основании выявленного нарушения сотрудники ПФР составляют акт о привлечении организации к ответственности, после чего выносится требование об уплате штрафа, которое направляется в адрес страхователя. Последний вправе предоставить письменные возражения относительно решения о привлечении к ответственности. При неудовлетворительном их рассмотрении представители страхователя могут обратиться в суд для решения вопроса о снижении размера санкций или полной их отмене.

Как оплатить в 2020 году

Чтобы оплатить штраф пенсионного фонда за ошибки, связанные с порядком подачи формы СЗВ-М, организации необходимо оформить платежное поручение.

Средства оплачиваются по реквизитам того отделения ПФР, в который организация или ИП обычно подает документы и оплачивает страховые взносы. Соответственно, при наличии требования используются реквизиты отделения, которое его предъявило.

По общему правилу требование должно быть удовлетворено в течение 15 дней, однако в нем самом могут быть указаны иные сроки для исполнения соответствующего обязательства.

Реквизиты отделения ПФР, как правило, указаны в самом требовании. Если подобной информации в нем нет, то найти реквизиты можно на официальном сайте ПФР.

При заполнении платежного поручения особое внимание следует обратить на выбор правильного кода бюджетной классификации (КБК). Так, за просрочку или ошибки в СЗВ-М проставляется следующий КБК:

39211607090066000140.

В назначении платежа указываются обстоятельства, выдвинутые в качестве обоснования требования ПФР.

Полезное видео

Дополнительная информация по теме статьи в видео:

Заключение

СЗВ-М является персонифицированным отчетом, содержащим основные сведения о страхователе и застрахованных лицах, который подается ежемесячно. За нарушения порядка и правил подачи данного документа ПФР вправе оштрафовать организацию или ИП. В зависимости от ситуации и числа сотрудников размер финансовой санкции может быть весьма внушительным.



СЗВ-М — ежемесячная форма отчетности в ПФР. Сдавать ее нужно до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Если этот срок упущен, грозит штраф. Однако в некоторых случаях его удается избежать полностью или частично. Когда это возможно? Приведем примеры из судебной практики.

Напомним о санкциях

За опоздание с формой СЗВ-М установлена ответственность по статье 17 закона о персонифицированном учете № 27-ФЗ. Это 500 рублей за каждое застрахованное лицо, данные о котором поданы с нарушением срока. Таким образом, если в организации работает большое количество человек, то опоздание с подачей формы может вылиться в весьма крупный штраф.

Одно дело, если субъект не подал СЗВ-М в срок без уважительной причины. Понятно, что обращение в суд в этом случае вряд ли поможет. Однако бывает, что страхователя штрафуют по весьма обидным причинам. Например, когда просрочка случилась из-за того, что в последний день подачи отчетности в офисе нет электричества или интернета. Зачастую нарушение сроков возникает из-за того, что в своевременно поданной форме обнаруживается ошибка, исправление которой производится уже за пределами срока подачи отчетности. Далее рассмотрим подобные случаи.

Ошибка в первоначальной форме СЗВ-М

Страхователь подал СЗВ-М вовремя, но после этого обнаружил в ней ошибку. Для исправления он подает уточненную форму, однако это происходит уже позже 15 числа.

Отметим, что чуть более года назад вступила в силу Инструкция по ведению персонифицированного учета, утвержденная приказом Минтруда № 766н. В пункте 39 этого документа говорится о том, что к субъектам, самостоятельно исправившим свои ошибки, санкции не применяются. Тем не менее при проверках более ранних периодов специалисты ПФР нередко в таких ситуациях накладывают штрафы.

Сразу скажем, что в подобных случаях арбитры обычно встают на сторону страхователей. Примерами могут служить постановления АС Дальневосточного округа от 10.04.17 № Ф03-924/2017 и АС Поволжского округа от 17.01.18 № Ф06-28745/2017. Аргумент: поскольку страхователь самостоятельно обнаружил и исправил ошибку до того, как об этом узнали в Фонде, то штраф накладывать неправомерно.

О том же самом сказано и в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 20.09.17 № А20-3775/2016. С той лишь разницей, что в нем речь идет о представлении отчетности в электронной форме.

Забытые сотрудники

Бухгалтер подал СЗВ-М своевременно, однако по невнимательности не включил в форму одного сотрудника. Чтобы исправить эту оплошность, была подана дополняющая форма с данными этого работника. Однако уложиться с ее подачей в срок бухгалтер не успел. В результате последовал штраф в сумме 500 рублей.

Если забытый сотрудник всего один или их несколько, это не беда. Но в крупных компаниях такая забывчивость может вылиться в весьма ощутимые проблемы.

Правомерно ли в такой ситуации наложение штрафа? Ведь за рамками срока подачи отчетности сдавалась лишь дополняющая форма, тогда как первичная была подана вовремя. Арбитражная практика неоднозначна, например:

  1. Постановление от 25.12.17 № Ф03-5001/2017. Судьи встали на сторону ПФР. Аргумент такой: в дополняющей в форме сведения о забытых сотрудниках были поданы впервые. В исходной форме они отсутствовали, следовательно сведения о них поступили в фонд с опозданием.
  2. Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 05.10.17 № А78-1989/2017. Суд поддержал страхователя. По его мнению, дополняющая форма СЗВ-М, по сути, является исправлением ошибок исходного отчета. А за это штраф не налагается.

Итак, судебная практика говорит о том, что в подобной ситуации шанс оспорить штраф все-таки есть. Так что если его сумма действительно существенна, стоит обратиться в суд.

Ошибочные данные по нескольким работникам

В следующем примере речь пойдет об оспаривании не самого факта наложения штрафа, а его суммы.

В организации работает 100 человек. СЗВ-М подавалась в последний день срока, однако принята не была. Причина — в отношении трех сотрудников указаны некорректные данные (СНИЛС либо ИНН). Бухгалтеру ничего не остается, кроме как исправить ошибки и подать форму позже 15-го числа. В Фонде посчитали, что отчет подан с нарушением срока, и наложили штраф — 500 рублей за каждое застрахованное лицо. То есть сумма штрафа составила 50 тыс. рублей.

Страхователь с этим не согласился. По его мнению, штраф должен рассчитываться исходя из количества лиц, в отношении которых в первоначально поданной форме были указаны некорректные данные. При таком расчете штраф должен составить всего 1,5 тыс. рублей. Кто прав?

Опять же, единого мнения арбитров на этот счет нет. Были решения, когда суди принимали сторону Фонда (постановление АС Дальневосточного округа от 21.11.17 № Ф03-4421/2017). Но есть и противоположные исходы разбирательств, например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 23.08.17 № А27-22235/2016. В нем указано, что отчет с ошибками в отношении отдельных лиц не может считаться несданным в полном объеме. Соответственно, исчислять штраф исходя из общего количества застрахованных лиц неправомерно.

Таким образом, учитывая практику арбитражных судов, шанс на оспаривание подобного штрафа у страхователей имеется. Воспользоваться им или нет — это зависит от масштаба «бедствия».

Какие обстоятельства могут признать смягчающими

Зачастую удается снизить сумму штрафа за несвоевременную сдачу СЗВ-М, если нарушения были допущены страхователем при смягчающих обстоятельствах. И примеров тому в арбитражной практике немало. К таким обстоятельствам могут отнести:

  1. Небольшой период просрочки. В понимании судей это, как правило, не более 16 дней.
  2. Первичность нарушения. Тем, кто прежде подобного не совершал, на первый раз штраф могут прилично скостить.
  3. Отсутствие задолженности по уплате страховых взносов. Если плательщик на хорошем счету, ему могут пойти навстречу и уменьшить сумму санкций.
  4. Технические неполадки: отсутствие связи, электричества, сбои программного обеспечения и так далее. Зачастую штрафы полностью отменяют.
  5. Тяжелые жизненные обстоятельства лиц, от которых в силу должностных обязанностей зависит сдача СЗВ-М.

В следующей таблице приведены примеры смягчающих обстоятельств.

Таблица. Что может смягчить штраф за сдачу СЗВ-М с нарушением срока

Судебное постановление

Смягчающие обстоятельства, учтенные судом

Штраф ПФР (в рублях)

Штраф по решению суда (в рублях)

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 10.10.17 № А81-5854/2016

Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 06.09.17 № А78-15400/2016

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 30.03.17 № А27-17653/2016

Постановление АС Уральского округа от 24.05.17 № А76-27244/2016

Постановление АС Волго-Вятского округа от 17.07.17 № А28-11249/2016


Небольшой штраф за пенсионную отчетность — теперь не повод для судебного разбирательства. Правительство запретило Пенсионному фонду подавать иски, если сумма штрафа меньше 3 000 руб. Рассмотрим это нововведение подробнее.

Как сейчас наказывает ПФР

Поправки в ст. 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете. » уже опубликованы и вступят в силу 31 июля 2020 года. Речь идет о работодателях, которые несвоевременно сдают отчет или отправляют недостоверные сведения. Это считается нарушением, за которое накажут:

  • 500 руб. — за просрочку и неполную информацию (по каждому сотруднику);
  • 1 000 руб.— за несоблюдение порядка подачи сведений в электронном виде.

Если ПФР обнаружит нарушение, то составит акт. Его вручат работодателю под расписку, отправят заказным письмом или электронным файлом по ТКС. Директору дадут 15 дней для разъяснения своей точки зрения. Если фирма будет спорить, то подаст возражение на имя начальника территориального отделения. Потом создадут комиссию, пригласят директора фирмы или представителя по доверенности. По итогам заседания вынесут решение о привлечении к ответственности либо об отмене санкции.

Если наказание оставят в силе, то руководителю выдадут требование о перечислении штрафа в течение 10 дней. Когда сумма не поступает в казну, ее взыскивают принудительно. Правда, решать такие вопросы может только суд. Поэтому ПФР составит иск и отправит его судье. Если требования удовлетворят, то приставы спишут деньги с расчетного счета предприятия.

Суды буквально завалены исками от ПФР о взыскании мелких штрафов с работодателей. На присуждение виновнику 500 рублей уходит уйма времени. Тогда как серьезные дела, например по взысканию средств на реабилитацию тяжелобольного, ждут своей очереди. Правительство разгрузит систему. И теперь пенсионный фонд не будет подавать иски по каждому поводу.

Как будут взимать штрафы в ПФР по новым правилам

Порядок наказания работодателей не изменится — за нарушения все так же будут штрафовать и высылать требования. Просто сумма, с которой у ПФР примут иск, теперь должна быть не меньше 3 000 руб. Это значит, что за 1 000 руб. не подадут в суд. Но наказание не исчезнет, а будет «висеть» на фирме до момента, пока она не нарушит еще что-нибудь. Когда фонд накопит 3 тыс. руб., то сразу подаст иск.

Предприятие просрочило отправку СЗВ-М и получило 1,5 тыс. штрафа. Этой суммы недостаточно, чтобы взыскать ее по суду. ПФР ждет. В следующем квартале бухгалтер предоставил неверную информацию — оштрафовали еще на 500 руб. Чтобы подать иск, осталось накопить 1 000 руб. Через пару месяцев фирма снова забывает про отчет и получает наказание — 1,5 тыс. Итого сумма штрафа — 3 500 руб. Теперь фонд может идти в суд, на подготовку иска у него есть 6 месяцев.

Срок давности по взысканию — 3 года. В течение этих лет (с даты первого наказания) пенсионный фонд будет копить штрафы предприятий до нужной суммы. А если за это время фирма больше ничего не нарушит, то ПФР все равно потребует взыскания, но предварительно выждет 36 месяцев — вдруг еще что-то появится или директор сам погасит долг. Проще говоря, эту 1 000 руб. все равно придется платить, не сейчас так через 3 года.

Зная, что ПФР копит штрафы, директор может прикинуть начало судебных разборок и опередить фонд — самостоятельно перечислить долг. На это есть 3 года. Допустим, фирма получила два требования общей суммой 2 800 руб. Понимая, что следующий штраф приведет в суд, директор оплатит один из них. Так он уменьшит «санкционные накопления» и отсрочит подачу иска.

Напоминаем, что с 1 января 2020 года изменился КБК по уплате штрафов по ст. 17 Закона № 27-ФЗ. Теперь перечислять деньги нужно на КБК 392 1 16 07090 06 0000 140 — «Иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед Пенсионным фондом Российской Федерации».

Код 392 1 16 20010 06 6000 140 применялся до 01.01.2020 и уже не действует.

Сын,инвалид 2 группы, в 2009 году зарегистрировал ИП с предоставлением личной печати. Но работать не получилось. ИП он не закрыл,по незнанию. Недавно зарегистрировался в госуслугах и узнал ,что у него долг по пенсионному фонду 260 тысяч и арест на автомобиль,который он брал в кредит(около 3 лет стоял после аварии). Узнал обо всём он случайно ,так как мы живём и прописаны в садоводческом обществе и почту сюда не доставляют. Как можно отказаться от этих выплат или уменьшить их,ведь это ИП не работало ни дня. Он закрыл его 3 дня назад. Я и супруга на пенсии, сын живёт практически за наш счёт,перебивается случайными заработками, а свою пенсионную карточку,по инвалидности он отдал бывшей жене, на содержание ребёнка,так что платить нечем. Подскажите пожалуйста, что можно сделать в этой ситуации. С уважением Анатолий.

Ответы юристов ( 5 )


Недавно зарегистрировался в госуслугах и узнал, что у него долг по пенсионному фонду 260 тысяч и арест на автомобиль, который он брал в кредит(около 3 лет стоял после аварии).
Анатолий

Здравствуйте. А за какой срок выставлен долг?

Максимум можно взыскать через суд — за последние 3 года. (в гк это ст 196)

поэтому весь срок с 2009 года- уже не попадает сюда

за счет этого можно попробовать уменьшить долг — но это в случае если на вас пфр в суд подаст

Как можно отказаться от этих выплат или уменьшить их, ведь это ИП не работало ни дня
Анатолий

Отказаться -никак. А вот уменьшить — только по сроку давности разве что.

То что он не знал о взносах- его никак не оправдывает, и даже смягчающим обстоятельством не будет.

То что он закрыл ип — это правильно, другое дело что с долгами это бывает не всегда легко, но раз уже закрыл- тем лучше.

а свою пенсионную карточку, по инвалидности он отдал бывшей жене, на содержание ребёнка, так что платить нечем.
Анатолий

Если бы был суд уже- то пристав наложил бы арест на доходы на эту карточку, тем более другому лицу передавать такие вещи- нельзя. Пока решения суда не было, нет исполнительного листа — никто эти деньги у него не отнимет и не взыщет.

Нашел еще интересный момент со сроками — даже не 3 года, все для вас еще лучше

Долги по пенсионным взносам могут быть взысканы с ПБОЮЛ в пределах шести месяцев. Орган ПФР вправе взыскать долги по страховым взносам с предпринимателя в пределах шести месяцев (ст. 19 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).
ПФР, ориентируясь на данные реестра поступления платежей от страхователя, установил, что ПБОЮЛ не исполнил обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа на обязательное пенсионное страхование. Образовалась задолженность. Управление ПФР направило требование о погашении долга, которое не было выполнено, и ПФР обратился в суд.
Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, потому что пенсионщики пропустили шестимесячный срок на обращение с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть направлено плательщику страховых взносов органом ПФР в течение 3 месяцев со дня выявления недоимки, а исковое заявление в суд может быть подано в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. В спорной ситуации ПФР пропустил сроки исковой давности, предусмотренные законодательством.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2015 N 13АП-11341/2015 по делу N А56-67466/2014.
Статья: Арбитражная практика от 05.04.2016
(«Практический бухгалтерский учет», 2016, N 5)

То есть у вас сейчас сумма спишется еще больше. Но последние пол года — пока еще попасть могут. Тут даже не в исковой давности дело, а именно в обращении с таким иском или наложении таких мер.

И напоследок еще одна не очень радостная новость. В Письме от 7 мая 2015 г. N 17-4/ООГ-600 Минтруд России разъяснил, что недоимку по страховым взносам контролеры могут взыскать с ИП и за счет его пенсии. Ведомство обосновало свою позицию следующим образом: предприниматели платят страховые взносы независимо от возраста и факта получения доходов от коммерческой деятельности в конкретном расчетном периоде. Никаких поблажек из-за почтенного возраста закон коммерсанту не предоставляет. К тому же в перечень доходов, из которых фонды не имеют право удерживать взносы и пени, не включены пенсия по старости, инвалидности, срочные пенсионные выплаты и пособия по временной нетрудоспособности. Так что ПФР в пределах срока исковой давности может взыскивать недоимку и с этих средств. Размер удержания в этом случае не может быть более 50 процентов.
Однако есть и хорошая новость. Многие предприниматели не закрывают ИП, так как не могут погасить задолженность по взносам. В итоге получается замкнутый круг: уплатить требуемую сумму нечем, а она год от года только растет. Некоторые коммерсанты не в курсе, что снять ИП с учета можно, даже если у него есть задолженность по взносам. Без сомнения, такой подход является более честным и логичным, чем тот порядок, который действовал ранее. Естественно, заплатить все равно придется. Но уже после закрытия ИП, а значит, долг перестанет расти как снежный ком: его сумма будет «зафиксирована».

М.Скудутис
Подписано в печать
11.08.2015

Статья: ПФР дела не бросает
(Скудутис М.)
(«Расчет», 2015, N 8)

только в судебном порядке, я думаю Вы понимаете, что за 2016г. с него ещё ничего не могли взыскать постановлением и нам в принципе неизвестно за какой период было вынесено постановление. Так что Ваше утверждение, что страховые взносы не взыскиваются в судебном порядке неверное.
Болтунова Марина

Не прощают. Но везде указывается все таки о сроках — чаще- исковой давности, но еще и внимание обращают на те самые пол года — именно для обращения в суд.

Конкретно на тему взыскания в судебном порядке взносов с человека который уже закрыл ип есть письмо

Вопрос: Об уплате страховых взносов при прекращении деятельности физлица в качестве ИП.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 7 октября 2015 г. N 17-4/ООГ-1338

Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в случае прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и сообщает следующее.
Из запроса следует, что 15.01.2013 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) внесена запись о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон N 212-ФЗ) регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Согласно статье 5 Федерального закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Исходя из положений части 1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ данные плательщики уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за себя.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) страховые взносы в фиксированном размере за расчетный период уплачивались плательщиками страховых взносов — индивидуальными предпринимателями за себя не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи.
Следовательно, за расчетный период — 2012 год индивидуальному предпринимателю следовало уплатить страховые взносы за себя до 31.12.2012.
При этом частью 8 статьи 16 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов таким плательщиком страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения его деятельности включительно.
Если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность после начала очередного расчетного периода, то согласно положениям части 4.1 статьи 14 Федерального закона N 212-ФЗ фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.
Таким образом, в случае прекращения 15.01.2013 осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности на основании внесенной в ЕГРИП записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя такому лицу в течение 15 календарных дней от указанной даты необходимо произвести уплату страховых взносов за расчетный период 2013 года пропорционально количеству календарных дней в январе 2013 года по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, то есть за период с 1 по 15 января 2013 года включительно.
Необходимо отметить, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в сроки, установленные Федеральным законом N 212-ФЗ, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, являясь органами контроля за уплатой страховых взносов, осуществляют принудительное взыскание недоимки по страховым взносам, начисленных пеней в установленном порядке в пределах срока исковой давности.
При прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя порядок взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, регламентируется положениями статьи 21 Федерального закона N 212-ФЗ.
На основании части 1 статьи 21 Федерального закона N 212-ФЗ в случае неисполнения плательщиком страховых взносов — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов за счет его имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.


Автор: Юлия Попик
старший бухгалтер по расчету заработной платы

СЗВ-М – относительно небольшой отчет, который ежемесячно сдают в ПФР компании и ИП, где есть сотрудники, работающие по трудовым договорам и договорам ГПХ.

Тем, кто пренебрежительно относится к данному «пенсионному» отчету, грозят как административные штрафы, так и штрафы по пенсионному законодательству. Какую стратегию выбрать, чтобы избежать санкций, как отменить или снизить их размер к оплате – читайте в нашей статье.

За что могут оштрафовать и на сколько?

Штрафные санкции за СЗВ-М предусмотрены различными нормативными документами, в том числе федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее – Закон № 27-ФЗ). Для наглядности мы объединили все случаи, когда компании может быть выставлен штраф, в таблицу.

Таблица 1. Штрафные санкции за СЗВ-М

За что могут оштрафовать

Пропущен срок сдачи СЗВ-М (опоздание или непредставление – не важно)

Для компании: зависит от количества застрахованных лиц (500 руб. за каждого из них)

ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ

Для руководителя компании (реже – главного бухгалтера): 300-500 руб.

ст. 15.33.2 КоАП РФ

Ошибка в персонифицированной информации (объект применения санкций – каждое застрахованное лицо, вне зависимости от того, одна или несколько ошибок допущены в отношении его данных)

Для компании: зависит от количества застрахованных лиц (500 руб. – за каждого из них)

ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ

Для руководителя компании (реже – главного бухгалтера): 300-500 руб.

ст. 15.33.2 КоАП РФ

Сдача СЗВ-М на бумаге вместо электронной формы при количестве работников от 25 человек

Для компании: 1000 руб.

ч. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ

Любой штраф, даже в 500 рублей, неприятен, так как дает повод руководству сомневаться в компетентности своего бухгалтера. Привлечение к административной ответственности имеет еще более негативные последствия, уже правового характера. Так, например, если нарушения повторяются регулярно, то руководителю компании может грозить дисквалификация на несколько лет, т.е. лишение права занимать руководящие должности. Согласитесь, тоже малоприятно.

Как избежать штрафа за отчет по СЗВ-М?

По сути, СЗВ-М содержит не столько бухгалтерские, сколько кадровые данные. Именно отдел кадров вносит в базу такие данные работников, как:

  • фамилия, имя, отчество;
  • ИНН и СНИЛС.

По этой причине самое разумное для главного бухгалтера – переложить ответственность на отдел кадров. Сославшись на состав отчета, можно возложить на это подразделение:

  • обязанность формировать СЗВ-М;
  • ответственность за допущенные ошибки.

Этим можно убить сразу двух зайцев, так как повышение ответственности кадровиков за внесение персонифицированной информации снизит недостоверность:

  • 2-НДФЛ;
  • Расчета по страховым взносам.

Иногда воздействовать на отдел кадров очень сложно. Кроме того, бухгалтер и сам может допустить ошибки из-за большой загрузки «зарплатной» отчетностью, количество которой неизменно растет.

Плюсы такого решения очевидны, так как мы:

  • умеем взаимодействовать с кадровиками;
  • никогда не откладываем сдачу отчетности на последний момент и, следовательно, имеем время для внесения исправлений до наступления крайнего срока представления СЗВ-М.

Мы не только помогаем главному бухгалтеру ликвидировать своего рода «очаг напряженности», но и даем ему возможность решать более глобальные задачи.

Можно ли снизить сумму штрафа?

По нашему опыту штраф можно не только снизить, но и вообще его отменить. С такими просьбами к нам нередко обращаются наши новые клиенты. Нередко главные бухгалтеры наших новых клиентов сообщают, что им пришел штраф 500 рублей по первому месяцу работы после регистрации в ЕГРЮЛ, за который компания самостоятельно сдала СЗВ-М, а в штате числился только генеральный директор. Основание штрафа – несвоевременная сдача СЗВ-М, как правило, опоздание на один день.

Помогая нашим клиентам избежать, в том числе, и административной ответственности, мы выяснили, что проблема возникает из-за того, что:

  • вновь созданные компании, несмотря на единственного работника в штате, тем не менее зачастую сдают СЗВ-М ровно 15-го числа;
  • по новым компаниям ПФР в первый раз присылает отказ, несмотря на заключенное соглашение об электронном документообороте, но при повторной отправке СЗВ-М, как любят говорить инспекторы, – «ложится»;
  • так как отказ и повторная отправка происходят на следующий день, ПФР считает, что компания опоздала с отчетностью.

Подобные проблемы могут возникнуть и у давно работающих компаний из-за несовершенства системы приемки в ПФР. Один и тот же отчет могут два раза не принять, а на третий он проходит без проблем.

Лучшим доказательством отсутствия нарушения будет полученное от оператора телекоммуникационной связи подтверждение о том, что:

  • отправка СЗВ-М произошла в срок;
  • повторно был отправлен точно такой же отчет, как и в первый раз.

Иногда начальники отделений ПФР, рассматривающие материалы проверки, выражают удивление: зачем тратить столько времени, чтобы снять штраф 500 рублей? Между тем возражения даже по поводу столь мизерной суммы зачастую очень полезны. У инспекторов не возникает и мысли о том, чтобы, помимо 500-рублевого штрафа на компанию, добавить еще и административный – на должностное лицо организации.

Доказывая страхователю, что проблема в операторе, который не смог подгрузить им отчет, ПФР, тем не менее, отменяют решение.

В остальных случаях штраф нельзя ни снизить, ни отменить в досудебном порядке, так как Закон № 27-ФЗ не предусматривает такой возможности.

Как оспорить штраф ПФР за СЗВ-М?

В возражениях по акту проверки ПФР для дальнейшего обжалования в суде (как минимум, для снижения штрафа) имеет смысл указать одно или несколько следующих обстоятельств:

  • незначительность срока опоздания с отчетом;
  • объективные обстоятельства (сбой в системе, причем в системе ПФР, которая действительно не всегда справляется с наплывом СЗВ-М ближе к 15-му числу, но можно сослаться и на поломку персонального компьютера в бухгалтерии);
  • сотрудник поздно принес свой ИНН, не отраженный в специальном сервисе на сайте ФНС (то же самое со СНИЛС) или не уведомил своевременно о смене фамилии (других персональных сведений);
  • бухгалтер впервые допустил ошибку в СЗВ-М или впервые не сдал его вовремя;
  • исправления внесены до того, как ПФР обнаружил нарушения;
  • бюджет не понес никакого урона.

Штраф можно полностью отменить в судебном порядке, если ПФР сам нарушил закон в части:

  • формирования акта, в котором должны быть зафиксированы нарушения, но инспектор почему-то забыл об этом;
  • соблюдения сроков отправки акта страхователю и вызова его на рассмотрение материалов проверки (суд может отменить штраф, если решение принято раньше, чем компанию вызвали на рассмотрение представленных возражений);
  • предоставления возможности добровольно исправить сведения;
  • сроков выдачи СНИЛС работникам.

Количество найденных процессуальных ошибок прямо влияет на решение суда об отмене или снижении штрафа.

Обжалование решения ПФР вполне возможно осуществить, минуя сам фонд. В этом случае возражения на акт проверки необходимо направлять сразу в суд.

Есть и еще один вариант как ознакомить суд со своими возражениями: можно заменить собственный иск отзывом на иск ПФР. Дело в том, что с 2017 года взыскать штрафы со страхователей при помощи инкассо фонд не может. Для этого оставлен только один путь – в судебном порядке.

Если штраф невелик, можно оставить право инициировать судебное разбирательство за ПФР. Однако вы должны быть твердо уверены, что все письма доходят на адрес компании без проблем, иначе существует риск пропустить заседание суда.

В противном случае мы рекомендуем не затягивать проблемную ситуацию и самостоятельно подать возражения на акт ПФР в суд.

Реквизиты для оплаты штрафа за СЗВ-М

Для тех, кто решил добровольно оплатить штраф, важно помнить об особенностях платежного поручения в части:

  • назначения платежа;
  • КБК (всегда проверяйте, что был указан именно КБК для штрафов, полученных от ПФР);
  • ОКТМО (ставите тот код, который определен для вашей компании Росстатом).

В остальных полях, то есть во всех, кроме КБК и ОКТМО, проставьте по одному нулю. Назначение платежа менее унифицировано, однако лучше указать в нем максимум информации для идентификации платежки:

  • номер, под которым компания зарегистрирована в качестве страхователя (многие забывают о нем, так как для идентификации взносов, администрируемых налоговой, он больше не нужен);
  • реквизиты решения о наложении штрафа или требования об его оплате.

Зачастую компании принимают решение об оплате уже после наступления срока штрафа. Он составляет, как правило, 10 дней после выставления компании требования об оплате. Пропуск срока означает для ПФР, что пора готовить иск. Убедитесь, что это не так, иначе при неудачном стечении обстоятельств штраф с компании спишут еще раз.

Читайте также: