Как определяется доход и расход пфр

Если работник трудоустроен официально, то работодатель обязательно делает отчисления в пенсионный фонд. Сумма высчитываются относительно заработной платы и передается в ПФР. Эти деньги идут на поддержание пенсионных выплат текущим пенсионерам и на формирование будущей пенсии самого работника.

В последнее время вопрос пенсионных отчислений весьма актуален. Многие граждане интересуются, сколько отчисляется в Пенсионный Фонд с зарплаты, как распределяются эти деньги, как отслеживать свои накопления. Поэтому портал Бробанк.ру провел анализ и дал ответы на важные для россиян вопросы.

Сколько от зарплаты идет в Пенсионный Фонд

Работодатель проводит довольно много отчислений из заработной платы работника, и это не только обязательный 2НДФЛ. По закону он обязан сам проводить социальные вычеты из зарплаты и перечислять эти деньги в бюджет.

Что вычитает работодатель кроме налогов:

  • отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты составляют 22% от начисленной суммы;
  • также уплате подлежит взнос в фонд Медицинского страхования — 5,1%. Фактически это оплата за медицину (так что, она у нас совсем не бесплатная);
  • фонд социального страхования — 2,9%. Этот фонд занимается выделением средств на оплату больничных. Так что, за свой больничный мы по факту тоже платим.

Пенсионные отчисления в процентах от зарплаты — самая большая затратная часть. В целом работодатель платит в госорганы 30% от начисленной зарплаты, плюс к ним добавляется еще НФДЛ 13%. По закону НДФЛ выплачивается с начисленной заработной платы, а все остальные взносы — отталкиваясь от размера зарплаты, но за счет самого работодателя.

Конечно, многим работодателям не нравится такое положение вещей, и пенсионные отчисления с зарплаты они делают все же за счет самих работников, изначально занижая реальный размер заработной платы.

Как делятся отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты

Итак, процент отчисления в Пенсионный Фонд с зарплаты — 22%. Все эти деньги направляются в ПФР, но разделяются на две большие категории, которые преследуют разные цели:

  • 16% направляются на страховую часть пенсии. Это значительная часть отчислений. По сути эти деньги идут на формирование будущей пенсии гражданина. Чем больше он получает зарплату, чем больше размер пенсионных отчислений с нее, тем выше по итогу будет пенсия.
  • 6% — накопительная часть пенсии. Этой частью гражданин может распоряжаться, перемещать деньги из ПФР в НПФ — негосударственные фонды. То, сколько отчисляется в Пенсионный Фонд на накопительную часть, можно отслеживать, следить за ростом накоплений.

Если рассматривать страховую часть, то как-то отслеживать, сколько вы отдали в ПФР, нельзя, если только делать самостоятельные расчеты. Эти деньги уходят на выплаты действующим пенсионерам. Потом, когда вы тоже достигните пенсионного возраста, государство будет давать вам обеспечение также за счет молодых граждан — так устроена система.

С 1 января 2019 вступил в силу закон, согласно которому все 22% отчислений в ПФР будут направляться на страховую пенсию. Эта норма будет действовать до конца 2021 года.

Такое решение было вызвано тем, что фонд ПФР испытывает серьезные трудности, нехватку средств. Так что, теперь весь процент отчисления в Пенсионный Фонд направляется на одну цель. Накопительный счет и расположенные на нем средства никуда не деваются, им можно управлять по своему усмотрению, но за счет выплат работодателя он пополняться не будет.

Как проводятся отчисления в Пенсионный Фонд от зарплаты

Сам работник может даже не думать об этом. Процент пенсионных отчислений, его расчет и перечисление средств — все это законная обязанность любой компании или предпринимателя, которые нанимают работников.

Расчет выплат ведется только с официальной зарплаты работника. Если он получает выплату в конверте, никаких отчислений не последует. Если частично в конверте, то отчисления будут рассчитаны только от официально проведенной суммы.

Если вы трудоустроены неофициально, процент отчислений в ПФР браться не будет. Ваша пенсия никак не будет формироваться.

По закону пенсионные отчисления в России выплачиваются работодателем не позднее 15 числа следующего месяца. То есть за заработную плату, полученную работником в марте, компания должна сделать взнос не позже 15 апреля.

Любой бухгалтер знает, сколько с зарплаты отчисляется в пенсионный фонд. К назначенному времени специалист проводит все расчеты и направляет средства со счета компании на специальный счет ПФР. Небольшие ИП обычно не держат в штате постоянных бухгалтеров и нанимают временных, которые также делают все расчеты и совершают переводы.

Как проверить, делает ли работодатель отчисления

Каждый гражданин имеет доступ к информации о размере своей накопительной пенсии, на которую уходит 6% от отчислений. По логике, если выплачиваются эти 6%, то 16% на социальную пенсию тоже были выплачены. Если знать, сколько перечисляют в Пенсионный Фонд с зарплаты на накопительную часть, то можно без труда выявить оставшиеся 16%.

Например, вы видите, что в прошедшем месяца ваш накопительный счет пополнился на 1800 рублей, соответственно, это 6%. Нам же нужно вычислить 16%. Путем математических вычислений получаем, что 16% — это 4800 рублей. Сколько платится в Пенсионный Фонд с зарплаты в этом случае — 4800+1800, то есть 6600 рублей.

Как получить информацию о состоянии накопительного счета :

  • на портале Госуслуг при условии наличия на нем регистрации;
  • в территориальном отделении ПФР при наличии паспорта в порядке очереди.

Если вы видите, что накопительный счет не пополнился или пополнился, но на меньшую сумму, можно задавать вопросы работодателю. Такое действие является незаконным. Для начала просто обратитесь к бухгалтеру или к руководству. Не исключается, что это просто банальная ошибка, которая тут же будет исправлена. Бухгалтера прекрасно знают, сколько процентов идет в Пенсионный Фонд, но человеческий фактор не исключается.

Если же работодатель «встал в стойку», то в первую очередь вам нужно обратиться с заявлением в сам ПФР. За этим последует разбирательство. Также можно обратиться сразу с заявлением в суд, так как это прямое нарушение ваших прав. Обращения принимаются в течение трех месяцев после обнаружения нарушения.

Проблемы при отслеживании информации

С начала 2019 года у граждан возникают проблемы с получением информации. Процент пенсионных накоплений в части накопительного типа пенсии временно переводится на страховой счет. В итоге счет, на котором можно отслеживать движение, не пополняется. Накопительная пенсия заморожена до конца 2021 года, движения средств не будет в любом случае, даже если работодатель верно исполняет все свои обязательства.

Так что, какой передал процент от зарплаты в Пенсионный Фонд работодатель, можно узнать только при непосредственном обращении в ПФР. Если у вас есть сомнения, лучше это сделать. Обычно, если работодатель — крупная и стабильная компания, проблем не возникает. А вот если это небольшое ИП, могут возникнуть махинации.

Мы разобрались, какой процент работодатель отчисляет в Пенсионный Фонд. Сверх вашей зарплаты в этот орган уходит 22% Сумма немаленькая, но именно она формирует вашу будущую пенсию. Если вас не устраивает то, сколько отчисляют в Пенсионный Фонд, вы правомочны софинансировать свою будущую пенсию и класть на свой накопительный счет дополнительные суммы. В этом случае дополнительный процент отчислений в Пенсионный Фонд формируете вы сами.

Собственные обязательства перед гражданами Российской Федерации Пенсионный фонд России (ПФР) исполняет посредством денег, которые имеются в бюджете данной государственной структуры. По этой причине процессы, связанные с формированием и расходованием бюджета ПФР, считаются самыми значимыми процедурами в его деятельности.

Как формируется бюджет Пенсионного фонда

Бесплатно по России


Бюджет фонда согласуется в высших законодательных органах государственной власти.

Алгоритм следующий:

  1. Направление подготовленного проекта в Государственную Думу Федерального Собрания России.
  2. Рассмотрение проекта Госдумой Российской Федерации.
  3. Издание законопроекта «О бюджете Пенсионного фонда РФ на …» (в случае принятия проекта). Изданный закон включает в себя основные статьи и дополнения.
  4. Утверждение законопроекта Советом Федерации (Верхняя парламентская палата РФ). Лишь после этого закон начинает действовать.

Тексты всех одобренных законопроектов размещены в публичном доступе. Найти их можно как на веб-портале фонда, так и на интернет-сайте Госдумы. Любой человек может прочитать их.

Если после формирования бюджета его нужно изменить (подобное происходит достаточно часто, к примеру, во время финансового кризиса), в Государственную Думу отправляется проект спланированных корректив. После этого производится внесение корректив в изданный законопроект (по вышеописанному алгоритму).

Что говорит закон о бюджете ПФР РФ

Основной закон, регламентирующий порядок формирования ПФР в 2019 году – ФЗ номер 363 от 5 декабря 2017 г. «О бюджете ПФР на 2019 г.». В него входит 8 статей:

  1. Ключевые характеристики бюджета ПФР на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  2. Основные администраторы доходов бюджета ПФР и основные администраторы источников финансирования дефицита бюджета ПФР.
  3. Внутренние финансовые источники для бюджета фонда.
  4. Бюджетные ассигнования бюджета фонда на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  5. Межбюджетные трансферты в ПФР.
  6. Особенности применения бюджетных ассигнований по обеспечению работы ПФР.
  7. Особенности применения бюджетных ассигнований бюджета ПФР в области социальной политики.
  8. Особенности реализации бюджетных средств фонда в 2019 г.

Доходы

Формирование бюджета фонда осуществляется благодаря:

  • взносам по страхованию;
  • деньгам из государственной казны;
  • пеням и другим денежным санкциям;
  • прибыли от распределения (вложения) временно свободных финансов обязательного пенсионного страхования (ОПС);
  • добровольным взносам физлиц и фирм, которые уплачивают их не в качестве страхователей либо застрахованных граждан;
  • деньгам из резервного фонда;
  • денежным суммам, сформированным из накоплений застрахованных граждан, которым полагается срочная пенсия;
  • другим источникам, которые не запрещены законами РФ.

Страховые взносы по ОПС

Фирмы-наниматели – основные участники ОПС РФ. Взносы на ОПС, уплачиваемые ими в фонд с зарплат и других вознаграждений сотрудников, формируют пенсионное обеспечение граждан и позволяют выплачивать пенсии тем, кто уже достиг пожилого возраста.

ПФР считается администратором взносов на ОПС и ОМС. Плательщиками взносов по страхованию считаются:

  • граждане, которые производят выплаты и предоставляют другие вознаграждения физлицам;
  • компании;
  • ИП;
  • физлица, которые не являются ИП;
  • самозанятые граждане (работники адвокатур, нотариальных контор, которые занимаются частной практикой, а также арбитражные управляющие).

Трансферты из федерального бюджета

Трансферт – это перевод средств из одного бюджета в другой. Трансферты в ПФР из государственной казны предназначены для:

  • возмещения затрат, связанных с исполнением задач общенационального значения, когда своих средств ПФР не хватает;
  • устранения горизонтальных диспропорций между бюджетами. Трансферты способствуют разрешению определенных социальных проблем, возникающих при финансовых спадах в субъектах РФ;
  • усиления налогового потенциала субъектов РФ.

Можно выделить 3 типа межбюджетных трансфертов:

  1. Бюджетный кредит. Особенный тип материального обеспечения затрат бюджета, при котором деньги предоставляются ПФР на возмездной основе.
  2. Дотация. Государственные деньги, выделяемые безвозмездно и безвозвратно. Предоставление дотации осуществляется лишь в том случае, если средств бюджета ПФР не хватает для выполнения функций данной государственной структуры.
  3. Субвенция. Государственные деньги, предоставляемые ПФР на выполнение каких-то конкретных задач. Обычно субвенции предоставляются при внедрении определенных государственных программ.
  4. Субсидия. Деньги, предоставляемые бюджету ПФР на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Дотации, субвенции и субсидии характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью. Отличие субсидий и субвенций от дотаций заключается в их целевой направленности. Субвенции и субсидии разграничены по объемам финансирования.

Расходы

Бюджетные средства фонда позволяют данной государственной структуре:

  • выплачивать страховое пенсионное обеспечение;
  • осуществлять социальные выплаты. Здесь имеются в виду доплаты льготникам, выплаты по уходу за лицами с инвалидностью и неработоспособными россиянами, компенсационные выплаты гражданам, проживающим в северных регионах, вложения в разные региональные программы;
  • выполнять другие функции и операции, которые связаны с перемещением пенсионных начислений (со счетов ПФР на балансы негосударственных фондов, УК);
  • выплачивать государственное пенсионное обеспечение (выплаты определенным группам россиян за выслугу лет – госслужащие, военнослужащие, космонавты, летчики-испытатели). Также сюда относятся компенсационные выплаты гражданам, которые пострадали при выполнении воинского долга;
  • расходовать деньги по программе маткапитала.

Бюджет 2019 года

Глава РФ Владимир Путин 28.11.2018 утвердил законопроект о бюджете фонда на 2019 г. Доходы фонда в 2019 г. будут равны 8.612 триллионам рублей, расходы – 8.635 триллионам рублей, что превышает показатели 2018 г. на 358.2 миллиарда рублей по доходам и на 115.9 миллиарда рублей по расходам. Соответственно с законопроектом, тариф взносов по страхованию в 2019 г. будет равен 22 процентам в пределах облагаемой взносами базы и 10 процентам сверх нее.


Дефицит бюджетных средств фонда будет равен 23 миллиардам рублей. Как было отмечено в заключении профильного комитета по социальной политике, выпадающие доходы будут компенсированы благодаря межбюджетным трансфертам, поступающим из государственной казны. В 2019 г. объем подобных межбюджетных трансфертов составит 54.6 миллиардов рублей.

Для материального обеспечения выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат запланировано провести межбюджетных трансфертов из казны на 3.3 триллиона рублей.

К сожалению, дефицит бюджетных средств – гораздо более частая ситуация, нежели профицит. Так дело обстоит не только в России, но и в большей части других стран. Обычно профицит достигается при экономической ситуации, которая близка к идеальной, что, разумеется, происходит нечасто.


эксперт Контур.Школы по налоговому учету

Подробная инструкция для индивидуальных предпринимателей. Формулы, примеры, таблицы с расчетами. Скачайте памятку про нестандартные практические ситуации

Индивидуальные предприниматели платят страховые взносы:

  • как работодатели, если у них есть наемные работники, — в этом случае они уплачивают страховые взносы в том же порядке, что и организации;
  • за себя — тогда порядок исчисления и уплаты страховых взносов особенный. В статье разберем этот вариант.

Страховые взносы ИП за себя. Правила исчисления и уплаты

  • Индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ. ИП не исчисляют и не уплачивают страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 6 ст. 430 НК РФ), но могут делать это добровольно (пп. 2 п. 1 ст. 419, п. 6 ст. 430 НК РФ, ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
  • ИП уплачивают страховые взносы в виде фиксированных платежей, которые состоят из двух частей:
  1. постоянная часть — обязаны уплачивать все ИП (за некоторым исключением);
  2. дополнительная (или переменная) часть — ее платят предприниматели, доход которых превысил 300 000 руб. за календарный год.
  • Предпринимателя освободят от уплаты страховых взносов за себя, если он представил в налоговую по месту учета заявление об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающие документы (п. 7 ст. 430 НК РФ, Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ). Освобождение распространяется на период:
  • военной службы;
  • ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • проживания с супругом-военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в местности, где отсутствует возможность трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • проживания за границей с супругом, работающим в организациях, перечень которых утвержден Правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности;
  • приостановления статуса адвоката при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов.

Форму заявления об освобождении от уплаты страховых взносов можно найти в Письме ФНС России от 07.06.2018 № БС-4-11/11018@.

  • Обязанность уплачивать страховые взносы действует с момента приобретения статуса ИП, т.е. с момента госрегистрации (п. 1 ст. 23 ГК РФ), и до момента прекращения деятельности и исключения из ЕГРИП.

Если предпринимателя не исключат из ЕГРИП, то считается, что он не утратил статус ИП и обязан продолжать уплачивать страховые взносы вне зависимости от того, получил доход или убыток, вел свою деятельность или нет и т.п. (Письмо Минфина России от 21.09.2017 № 03-15-05/61112).

Срок уплаты

Общий порядок

За 2020 год

За 2021 год

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Фиксированный платеж взносов на ОПС за год с доходов, не превышающих 300 000 руб.

Не позднее 31 декабря текущего календарного года (в течение года можно уплачивать частями или единовременно)

Не позднее 31.12.2020

Не позднее 31.12.2021

Дополнительные взносы на ОПС с доходов, превышающих 300 000 руб.

Не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом

Не позднее 01.07.2021

Не позднее 01.07.2022

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС):

Взносы на ОМС за год с доходов, не превышающих 300 000 руб.

Не позднее 31 декабря текущего календарного года (в течение года можно уплачивать частями или единовременно)

Не позднее 31.12.2020

Не позднее 31.12.2021

Взносы на ОМС с доходов, превышающих 300 000 руб.

  • срок уплаты дополнительного взноса за 2019 г. — не позднее 01.07.2020;
  • для ИП, включенных в реестр субъектов МСП по состоянию на 01.03.2020 и занимающихся видом деятельности из наиболее пострадавших отраслей экономики из-за пандемии коронавируса, — не позднее 02.11.2020.

Перечень пострадавших отраслей утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434. Допустим, вы не нашли себя в реестре, т.к. не предоставили сведения о среднесписочной численности и доходе за 2018 год, но соответствуете всем критериям для включения в реестр. Вы можете предоставить сведения до 30.06.2020 года. Тогда вам будут доступны все преференции, которые предусмотрены для пострадавших МСП, в том числе и перенос сроков уплаты дополнительного взноса в ПФР.

ИП из пострадавших отраслей вправе уплачивать дополнительные взносы не единовременно, а в рассрочку: ежемесячно в размере 1/12 не позднее последнего числа месяца начиная с декабря 2020 г.

Если последний день срока уплаты взносов выпадает на выходной и (или) нерабочий праздничный день, окончание срока переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Полагаем, что это общее правило будет действовать и на дополнительные платежи в ПФР, уплачиваемые в рассрочку. Но будем ждать разъяснений.

Предприниматель решает сам, в каком порядке будет уплачивать страховые взносы в виде фиксированных платежей в течение года. Он не обязан составлять график платежей и неукоснительно ему следовать. Главное — за текущий год заплатить до конца года. Иначе на сумму недоимки начислят пени по ст. 75 НК РФ.

  • ИП нельзя применять пониженные тарифы страховых взносов

Размер фиксированных платежей ИП за себя за 2020 год (п. 1 ст. 430 НК РФ)

Фиксированный платеж

ИП из непострадавших отраслей (руб.)

ИП из пострадавших отраслей (руб.)

Всего:

40 874

28 744

Дополнительные взносы на ОПС. Порядок расчета

Дополнительные взносы уплачивают только те ИП, которые получили в текущем году доход свыше 300 000 руб.:

  • с суммы превышения надо заплатить взнос только в ПФР по ставке 1% от суммы дохода.

Базовая формула расчета дополнительных взносов:

Сумма дополнительных взносов в ПФР за 2020 г. =
(Сумма дохода за 2020 г. — 300 000 руб.) х 1%

Важно: для дополнительного страхового взноса в ПФР есть ограничение:

  • Восьмикратный фиксированный размер (постоянная часть) страховых взносов на ОПС — это максимум, сколько нужно заплатить за расчетный период (пп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ).
  • Пример: за 2020 год размер дополнительных страховых взносов на ОПС не может быть больше 227 136 руб. (8 х 32 448 руб. – 32 448 руб. ).

Как предпринимателю правильно посчитать величину дохода

Что понимать под термином «доход», с которого надо заплатить налог? Это самый важный вопрос предпринимателя, получившего доход свыше 300 000 руб. Цена вопроса — сумма взносов, которую он достанет из своего кармана и заплатит в бюджет.

Понятие «доход» зависит от того, какой режим налогообложения применяет ИП

Режим налогообложения

Налог с дохода

Доход для расчета дополнительных взносов на ОПС

Доходы ИП, уменьшенные на профессиональные вычеты по ст. 221 НК РФ (п. 3 ст. 210, пп. 1 п. 9 ст. 430 НК РФ, Письмо МФ РФ от 29.03.2017 № 03-15-05/18274, ФНС от 25.10.2017 № ГД-4-11/21642@)

При объекте «доходы»:

  • все учитываемые доходы в соответствии со ст. 346.15 НК РФ

При объекте «доходы минус расходы»:

  • учитываемые доходы минус признаваемые в расходах затраты в соответствии со ст. 346.16 НК РФ

Формула расчета: (Доход – 300 000 – Расходы) х 1%

Такой порядок признал КС РФ в Определении от 30.01.2020 № 10-О, Определение Верховного Суда РФ от 29.10.2019 № 309-ЭС19-18969 по делу № А60-65115/2018. При обращении в суд вероятность того, что ИП его выиграет, очень большая.

Однако контролирующие органы продолжают настаивать на том, что расходы учесть нельзя (Письма МФ РФ от 01.04.2020 № 03-15-05/25738, от 12.02.2020 № 03-15-05/9360, от 05.08.2019 № 03-15-05/58537, от 14.01.2019 № 03-15-05/578, ФНС РФ от 19.02.2019 № БС-19-11/47@)

Налог на вмененный доход

Вмененный доход за 4 квартала расчетного года (сумма строк 100 «Налоговая база всего» раздела 2 декларации по ЕНВД) (пп. 4 п. 9 ст. 430 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 07.03.2017 № БС-4-11/4091@)

Совмещение нескольких режимов налогообложения

Налоги, уплачиваемые по этим режимам налогообложения

Облагаемые доходы от деятельности суммируются (пп. 6 п. 9 ст. 430 НК РФ)

С учетом постоянной части страховых взносов ИП может заплатить за расчетный период:

за 2020 год

Минимальный размер страховых взносов

40 874 руб.
(32 448 руб. + 8 426 руб.)

Максимальный размер страховых взносов

268 010 руб.
(259 584 руб. + 8 426 руб.)

Нестандартные практические ситуации

Ситуация 1. ИП прекратил свою деятельность и снялся с учета до окончания года

ИП обязан оплатить взносы в течение 15 календарных дней с даты снятия с учета. Сумму взносов надо скорректировать пропорционально отработанному времени в календарном году, в котором прекращена деятельность ИП.

За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП включительно
(п. 5 ст. 430 НК РФ).

Пример

ИП прекратил деятельность и снялся с регистрационного учета 16 сентября 2020 года. Рассчитаем сумму страховых взносов за 2020 год, если доход ИП за этот год не превысил 300 000 руб.

ИП должен заплатить фиксированный платеж страховых взносов за 8 месяцев и 16 дней:

Период

ОПС

ОМС

С января по август

(32 448 руб. / 12 мес.) x 8 мес. = 21 632 руб.

(8 426 руб. / 12 мес.) х 8 мес. = 5 617 руб.

За 16 дней сентября

((32 448 руб. / 12 мес.)/30 дней) х 16 дней = 1 442 руб.

((8 426 руб. / 12 мес.) /30 дней) х 16 дней = 374 руб.

Итого за 2020 год

ИП должен уплатить страховые взносы на ОПС и ОМС не позднее 1 октября 2020 года.

Скачайте памятку: Нестандартные ситуации для ИП, которая поможет разобраться, как платить взносы, если ИП зарегистрирован в течение года, если прекратил и возобновил деятельность в одном и том же году, если совмещает два вида деятельности.

Анализ бюджета Пенсионного Фонда РФ

Источники формирования средств Пенсионного фонда РФ

Все свои социально значимые функции ПФР выполняет за счет использования денежных средств, имеющихся в бюджете организации. В связи с этим процедуры его формирования и расходования являются наиболее важной частью работы фонда.

Бюджет пенсионного фонда России проходит согласование в высших законодательных органах власти государства. Используется следующий порядок:

— предварительный проект бюджета направляется в Госдуму Федерального Собрания РФ;

— Государственная Дума рассматривает его и в случае принятия издает отдельный закон «О бюджете ПФР на …» (он состоит из основных статей и приложений);

— Закон подлежит рассмотрению Совета Федерации (Верхняя палата Парламента России), который должен его одобрить, для того чтобы документ вступил в силу.

Тексты всех утвержденных таким образом законов размещаются в открытом доступе, как на сайте самого Пенсионного фонда, так и на сайте Государственной Думы, и впоследствии любой желающий может ознакомиться с их содержанием.

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

— страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей: из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе — организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями); индивидуальные предприниматели, адвокаты; физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

— средства из федерального бюджета РФ;

Доходы Пенсионного фонда РФ

Анализ состава и динамики доходов бюджета Пенсионного фонда РФ представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Состав и динамика доходов бюджета Пенсионного фонда РФ, млрд.руб.


Общая величина доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2016 году относительно 2015 года увеличилась на 498,61 млрд.руб., или на 7%, а в 2017 году относительно 2016 года еще на 634,86 млрд.руб., или на 8,33%. Увеличение доходной части бюджета в 2016-2017 году преимущественно было вызвано ростом поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, величина которых в денежном выражении в 2017 году возросла на 267,12 млрд.руб., а в 2017 году еще на 350,4 млрд.руб.

На рисунке 1 представлена структура доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2015-2017 гг.



Как можно заметить, структура доходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2015-2017 гг. существенных изменений не претерпела. Основную часть доходов ПФ РФ, более 54% на протяжении всего анализируемого периода составляли поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. На долю поступлений из федерального бюджета приходится в среднем от 26 до 27% в общей структуре доходов внебюджетного фонда.

Расходы Пенсионного фонда РФ

Основными статьями расходов Пенсионного фонда являются:

— выплата страховых пенсий;

— выполнение иных функций ПФР и операции, связанные с перемещением пенсионных накоплений (со счетов фонда на балансы НПФ, управляющих компаний и т.п.);

— выплата государственных пенсий;

— расходование средств по Программе «Материнский капитал».

Состав и динамика расходов бюджета Пенсионного фонда РФ представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Состав и динамика расходов бюджета Пенсионного фонда РФ, млрд.руб.


В 2016 и 2017 году наблюдается снижение расходов на социальные выплаты. В тоже время, наблюдается положительная динамика расходов, связанных с выплатой пенсий. Общая величина расходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2016 году относительно 2015 года возросла на 36,65 млрд.руб., а в 2017 году относительно 2016 года снизилась на 53,5 млрд.руб. На рисунке 2 представлена структура расходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2015-2017 гг.



На протяжении всего анализируемого периода наблюдается увеличение доли расходов бюджета Пенсионного фонда РФ на выплату пенсий с 81,12% в 2015 году до 89,96% в 2017 году. При этом существенно снижаются расходы на социальные выплаты с 14,6% в 2015 году до 6,13% в 2017 году.

Соотношение доходов и расходов Пенсионного Фонда РФ

На рисунке 3 представлена динамика соотношения доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ в 2015-2017 гг.

На протяжении всего анализируемого периода, как можно заметить, бюджет Пенсионного фонда РФ являлся дефицитным, что вызвано превышением величины его расходной части над доходами. При этом, стоит отметить, что дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ на протяжении 2015-2017 гг. снижается.

Таким образом, анализ доходов и расходов бюджета Пенсионного фонда РФ показал, что основная часть доходов бюджета фонда состоит из поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Основная часть расходов бюджета фонда направлена на выплату пенсий. Бюджет на протяжении всего анализируемого периода является дефицитным.

Бюджет Пенсионного фонда России — это денежные средства, являющиеся государственной собственностью, не подлежащие к изъятию и не входящие в состав иных бюджетов, направленные на пенсионное обеспечение граждан России. На финансовый год, в том числе и на 2017 год, учитывая баланс доходов и расходов, бюджет составляется Правлением ПФР и при формировании его на будущий год, определяется норматив оборотных денежных средств.

Формируется за счет:

  • страховых взносов;
  • федеральных бюджетных средств;
  • пенсионных накоплений;
  • доходов от размещения свободных средств.

Также, бюджет Пенсионного фонда является консолидированным, то есть объединяющим в себе все бюджеты областей, районов и городов России.

За счет чего формируется бюджет ПФР?

Формирование бюджета ПФР, согласно пункту 1 статьи 17 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» происходит за счет:

  • средств государственного бюджета;
  • страховых взносов работодателей;
  • пеней и других денежных санкций;
  • прибыли от инвестирования временно свободных средств ОПС;
  • самостоятельных взносов физических и юридических лиц на добровольной основе;
  • резервных средств на выплату накопительной пенсии;
  • накопленных средств назначенных для выплаты срочной пенсии застрахованному лицу;
  • других источников, разрешенных законодательством РФ.

Сформированные денежные средства обязательного пенсионного страхования, хранятся на счетах территориального отдела Федерального казначейства в подразделениях Центробанка России, для учета операций с денежными средствами бюджета Пенсионного фонда.

Плательщики страховых взносов

Страховые взносы уплачиваются в Пенсионный фонд плательщиками (обычно страхователями), в денежном и натуральном эквивалентах в пользу работников, имеющих право на государственное пенсионное обеспечение. Плательщиками могут быть:

  1. Юридические лица (работодатели в России и иных государствах, а так же их филиалы).
  2. Иностранные предприятия, ведущие деятельность в России.
  3. Индивидуальные предприниматели и граждане, занимающиеся традиционными промыслами, ремеслом, художеством.
  4. Крестьяне и фермеры (имеющие собственное хозяйство).
  5. Индивидуальные предприниматели, проживающие в России, независимо от гражданства, оформляющие трудоустройство по договору.
  6. Граждане, официально трудоустроенные по договорам, получающие вознаграждения.

Платежные поручения на перечисление страховых взносов и на выплату зарплаты, работодатели должны представлять одновременно. Если срок уплаты истек, то не предоставленная сумма считается недоимкой (выявленной суммой задолженности), которая будет взыскана с учетом пени, за каждый день просрочки.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета

Согласно пункту 2 статьи 17 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в состав средств государственного бюджета входят межбюджетные трансферты, как финансовая помощь бюджетам ПФР субъектов России:

  • на материальное обеспечение валоризации (повышения) пенсионного капитала;
  • на компенсацию недостающих доходов бюджету ПФР (из-за понижения тарифов на взносы);
  • на покрытие расходов на выплату страховой пенсии, при зачете в стаж следующих периодов: призывная военная служба, отпуск по уходу за ребенком, ухода за инвалидом, пребывание с супругами по месту службы;
  • на осуществление прав отдельных категорий граждан на установление страховых пенсий, в соответствии с законом от 06.2011 № 126-ФЗ«О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»;
  • на обязательное пенсионное страхование (в том числе для назначения досрочной пенсии);
  • на материальное обеспечение выплат социального пособия для погребения умерших, получавших страховую пенсию.

Средства из бюджета рассчитываются и распределяются в порядке, установленном законом от 21.03.2005 N 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета».

Также на выплату государственных пенсий по выслуге лет и по другим основаниям, а также на выплату отдельным категориям граждан ЕДВ, ДЕМО, пособия на погребения и другие пособия средства поступают в ПФР за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Устанавливаются они и распределяются на основании Федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда РФ», принимаемого каждый год.

Расходы Пенсионного фонда РФ

Расходы средств бюджета Пенсионного фонда РФ при исполнении возложенных на него функций осуществляются за счет средств государственного бюджета и компенсируются в случаях неуплаты страховых взносов плательщиками или дефицита бюджета на очередной финансовый год.

Расходы бюджета ПФР реализуются на основании сведений о численности получателей установленных видов пенсий и их размеров, а расходы на выплату страховых пенсий, финансируемых за счет страховых платежей, осуществляются с учетом положений закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Выплата и доставка страховых пенсий

В соответствии со ст. 18 закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» средства из бюджета ПФР направляются на:

  1. выплату согласно законодательству РФ и международным договорам РФ страхового обеспечения по ОПС, перевод денежных средств в сумме, равнозначной сумме пенсионных накоплений застрахованного лица, в выбранный им НПФ для формирования накопительной пенсии;
  2. доставку пенсий, назначенных со средств бюджета ПФР;
  3. финансовое содержание и материальное и техническое обеспечение текущей деятельности страховщика;
  4. оплату гарантированных взносов в фонд на основании закона от 12.2013 № 422-ФЗ;
  5. другие цели, согласно законодательству РФ по обязательному пенсионному страхованию.

Не предусмотренные бюджетом ПФР расходы на текущий год, могут реализовываться строго после внесения изменений в этот бюджет, в установленном порядке.

Федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда

Ежегодно, начиная с 1992 года, Правительство РФ издает Федеральные законы на будущий год, а также планирование на два последующих года (плановый период), после чего издается Федеральный закон об исполнении бюджета за отчетный финансовый год.

В конце 2015 года, Президентом России был подписан Федеральный закон от 14.12.2015 № 364-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год», который определяет основные источники финансирования дефицита и устанавливает главных администраторов доходов бюджета ПФР. В данном законе учтены расходы на выплату пенсий, социальных пособий и семейного (материнского) капитала. В общем, планируемый объем расходов составлял примерно 7,7 миллиардов рублей.

Дефицит в 2015 и 2016 году

Очевидно, что с каждым годом, доходов Пенсионного фонда от страховых платежей не хватает на покрытие его расходов, поэтому для выплаты пенсий гражданам бюджету Фонда необходимы дотации из государственной казны.

    В 2016 году дефицит бюджета составляет около 0,8 триллионов рублей.

В соответствии с нынешней ситуацией, важно отметить, что основной проблемой дефицита бюджета ПФР, является его значительный ежегодный рост. Для решения данной проблемы Министерством Финансов было предложено увеличение пенсионного возраста и сокращение выплаты пенсии (для работающего населения), однако такую попытку сэкономить государство на данный момент не поддержало.

Государство Российской Федерации нашло решении в создании резерва бюджета ПФР, поскольку это обеспечит финансовую стабильность системы ОПС. Порядок формирования и расходования средств этого резерва определяется законодательством, согласно статье 19 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Прогноз расходования средств на 2017 год

Проект государственного бюджета на 2015-2017 годы формировался с учетом программы государственного софинансирования пенсионных накоплений, реализуемая в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Такая программа предусматривает софинансирование за счет средств ФНБ, передаваемых в бюджет ПФР в пользу застрахованного гражданина, который выплачивал дополнительные страховые платежи на накопительную пенсию. Соответственно, в зависимости от заинтересованности населения в добровольном пенсионном страховании и к программе софинансирования, объем ассигнований государственного бюджета значительно увеличится.

Ранее планировалось, что дефицит бюджетных средств Пенсионного фонда РФ уже в 2017 году может увеличиться до 1,1 трлн рублей, что на 0,3 трлн больше, чем в 2016 году. Об этом сообщал Антон Дроздов в ходе экономического форума, который был проведен в СПб.

Долгосрочно низкая зависимость от финансовой помощи из федерального бюджета до сих пор является актуальной задачей государства, таким образом, дальнейшие меры будут направлены на обеспечение устойчивого баланса в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.

Заключение

По предварительным прогнозам, бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации будет все больше нуждаться в поддержке от государства, и его дефицит будет набирать обороты. Такой неблагоприятный прогноз обусловлен ухудшением экономической обстановки в стране, снижения стоимости рубля, созданием новой пенсионной реформы и другими факторами.

Государство пытается усиленно стимулировать граждан к добровольному и самостоятельному увеличению пенсионного возраста, взамен предлагая увеличение накопительной и страховой пенсии и возможность государственного софинансирования накопительной пенсии, на выгодных для гражданина условиях.

Политика государства в ежегодном сбалансировании бюджета Пенсионного фонда эффективно помогает избежать большего уровня дефицита и предугадывает возможные неблагоприятные ситуации.

Читайте также: