Как пенсионный фонд связан с социальной защитой

Часто можно услышать от пенсионеров, да и не только - пойду в соц.защиту разбираться, что-то мне пенсию маленькую насчитали. Так вот, Пенсионный Фонд и Социальная защита - это абсолютно разные организации. В чём-то их деятельность пересекается, но направления работы, финансирование - у каждой службы своё.

Пенсионный Фонд - это молодая относительно служба . Пенсионный фонд Российской Федерации (сокращённый вариант названия — ПРФ) представляет собой крупнейшую организацию России, занимающуюся оказанием социально значимых государственных услуг гражданам РФ.

Данный фонд был образован в 1990 году согласно постановлению Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».

Главной целью Пенсионного фонда РФ является государственное управление средствами пенсионной системы и обеспечение прав граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение.

На Пенсионный фонд России возложен ряд социально значимых функций, в числе которых представлены установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а также пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий и пенсии госслужащих.

К числу таких функций также относятся выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан, как то ветераны, инвалиды, Герои Российской Федерации и другие, назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе, а также ведение системы персонифицированного учёта прав участников системы обязательного пенсионного страхования.

Также Пенсионный фонд РФ выполняет и такие социально значимые функции, как формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений, адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, реализация Программы государственного софинансирования пенсии, а также реализация международных соглашений. К слову, в настоящее время на основании международных соглашений Пенсионный фонд России осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира.

И вкратце о Социальной защите, поддержке, помощи.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Теперь понятно, что за неправильно насчитанной пенсией надо обращаться в Пенсионный фонд?

Далее я более подробно буду рассказывать об услугах.







СОДЕРЖАНИЕ

1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Пенсионного фонда РФ 4

1.1. Роль пенсионного фонда РФ в социальной защите населения. 4

1.2. Значение пенсионной реформы в РФ.. 9

2. анализ деятельности ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ и его бюджетной обеспеченности.. 13

2.1. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ.. 13

2.2. Финансовая обеспеченность Пенсионного фонда РФ.. 17

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ.. 24

3.1. Проблемы реализация пенсионной реформы в России. 24

3.2. Бюджетное послание Президента РФ на 2009 -2010 годы в части пенсионного обеспечения. 30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 35

ВВЕДЕНИЕ

Любая пенсионная система - это система социального вспомоществования. Сама идея пенсионного обеспечения в свое время возникла как ответ на одну из вечных проблем человечества: как обеспечить средствами к жизни человека в старости, когда он утрачивает доходы от трудовой деятельности, ранее получаемые им? Поэтому пенсия - это социальная компенсация тому, кто не может получать зарплату в связи с достижением пенсионного возраста и уходом с рынка труда. Однако на этом социальная функция пенсии не исчерпывается - она должна обеспечивать достойные условия жизни для тех, кто не получал высоких зарплат и на смог заработать большую пенсию.

Поэтому в любой пенсионной модели должна быть функция перераспределения. В остальном же, величина пенсии должна определяться количеством и качеством труда работника, измеряемого размерами его доходов

Выбор темы курсовой работы обусловлен ее актуальностью в настоящее время.

Цель курсовой работы – изучение деятельности пенсионного фонда РФ и направления развития в России.

Для реализации поставленной цели определим задачи курсовой работы:

- рассмотреть роль Пенсионного фонда РФ в социальной защите населения;

- проанализировать значение пенсионной реформы в РФ;

- провести анализ деятельности Пенсионного фонда РФ;

- провести анализ финансовой обеспеченности Пенсионного фонда РФ;

- указать проблемы реализация пенсионной реформы в России;

- проанализировать бюджетное послание Президента РФ на 2009 -2010 годы в части пенсионного обеспечения.

1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Пенсионного фонда РФ

Роль пенсионного фонда РФ в социальной защите населения

Во главе всех органов социальной защиты, участвующих в пенсионных правоотношениях, осуществляющих защиту граждан в старости, в случае потери кормильца и при наступлении других обстоятельств, в результате которых уровень жизни этих граждан значительно понижается, стоит Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) [2, с.323].

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.

Объем получаемых ПФР доходов и выполняемых им пенсионных платежей в 2007 году составил более 1,9 триллиона рублей. За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров, включая трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.

В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тысячам граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах.

В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.

При этом ПФР - одна из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Пенсионный фонд России включает: 7 Управлений Пенсионного фонда по федеральным округам Российской Федерации, 86 Отделений Пенсионного фонда, в том числе ОПФР по г. Байконур. Общее количество территориальных органов ПФР - 2192. Они доходят до уровня районов во всех субъектах Российской Федерации, сохраняя отношения субординации. Это дает возможность осуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России.


Рисунок 1 - Структура ПФР

Территориальные Отделения в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами власти, профсоюзными и общественными организациями, стремясь привлечь к важнейшей работе все заинтересованные стороны и ведомства, а также расширить круг аудитории, до которой требуется донести нужную информацию. В арсенале работы - консультационные пункты, клиентские службы, единые юридические службы, общественные пункты сбора вопросов населения, «горячие линии».

Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации - перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.

ПФР был создан для государственного управления средствами пенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи.

Первая - средства пенсионной системы выводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его по сей день.

И вторая - основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.

Страховая природа пенсионных выплат, осуществляемых через систему ПФР, существенно изменила природу многих сторон деятельности пенсионной системы в Российской Федерации. Прежде всего, она затронула идеологию и организацию системы учета пенсионных прав. Вместо ранее применявшихся методик учета трудового стажа в ПФР уже с 1997 года практически внедрена система индивидуального (персонифицированного) учета, где фиксируются все платежи, сделанные работодателями в интересах своих работников [15, с.412].

По мере нарастания массы этих и других изменений в пенсионной системе России все острее ощущалась необходимость ее реформирования. Две попытки преобразования пенсионного законодательства и на его основе - пенсионной практики, предпринятые в 1994-95 и 1997-98 гг., успехом не увенчались из-за нестабильности экономической ситуации в стране и серьезных финансовых потрясений. И только после относительной стабилизации экономической обстановки и поворота экономики к подъему стало возможным решительное обновление и реформирование пенсионной системы.

Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 году нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года, стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом в Российской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняет роль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны и утверждения новых отношений между поколениями, социальными группами, работодателями, работающими и государством. Результатом реформы должно стать создание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионирования граждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке

К функциям Пенсионного фонда РФ относятся:

- аккумуляция страховых взносов;

- финансирование расходов, предусмотренных законом о фонде;

- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

- контроль за своевременным и полным поступлением у страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств фонда;

- организация и ведение индивидуального — персонифицированного учета застрахованных лиц;

- участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

- проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования.

Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:

- страховых взносов работодателей;

- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуаль­ной трудовой деятельностью;

- страховых взносов других категорий работающих граждан;

- ассигнований из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гра­жданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию этих пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадав­шим от чернобыльской катастрофы, на расходы по дос­тавке и пересылке пенсий и пособий;

- средств, возмещаемых Пенсионному фонду РФ Государ­ственным фондом занятости населения РФ в связи с на­значением досрочных пенсий безработным;

- средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в ре­зультате предъявления регрессных требований;

- добровольных взносов физических и юридических лиц;

- доходов от капитализации средств фонда;

Расходы бюджета Пенсионного фонда обеспечивают:

- выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;

- выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

- оказание органами социальной защиты населения мате­риальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

- финансовое и материально-техническое обеспечение те­кущей деятельности фонда и его органов;

- финансирование других статей в соответствии с законом [7, с.376].

Негосударственное пенсионное обеспечение является допол­нительным по отношению к государственному и может осущест­вляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо тер­риторий, а также в форме личного пенсионного страхования граж­дан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

Государственный пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ - целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово - кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

- страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе - организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

- средства из федерального бюджета РФ;

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

Назначение и выплата пенсий;

Ведение учета средств, поступающих на счета;

Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

Взаимодействие со страхователями и работодателями;

Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

Оформление и выдача материнских сертификатов;

Выплата средств материнского капитала;

Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.

Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.

Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:

Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.

Подать заявление на получение пенсии.

Выбрать способ получения пенсии.

Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

Оформить справку для предоставления в организации.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) - накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".


Возникает вопрос: смогут ли негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ) решить задачу, возлагаемую на них реформаторами отечественной пенсионной системы? Несмотря на положительные тенденции развития системы негосударственного пенсионного обеспечения России, НПФ до сих пор не стал всеобщим инструментом добровольного пенсионного страхования граждан страны. Участниками НПФ являются только 4% населения страны, совокупные активы НПФ составляют лишь четверть годового бюджета Пенсионного фонда РФ. Существует немало проблем, сдерживающих расширение деятельности российских НПФ, в частности:

  • неэффективная система налогообложения в сфере негосударственного пенсионного обеспечения;
  • недостаточное количество объектов инвестирования пенсионных резервов;
  • невысокий уровень доходов граждан России;
  • низкая страховая культура населения;
  • отсутствие необходимой информации о функционировании системы негосударственного пенсионного обеспечения [3].

Только проведение целенаправленной государственной политики по осуществлению пенсионной реформы создаст условия для решения перечисленных проблем и позволит системе негосударственного пенсионного страхования занять то место, которое ей отводится российской программой пенсионной реформы: стать компенсатором невысокой государственной пенсионной страховки. Достаточно небольшие усилия требуются для разрешения проблемы недостатка информации о функционировании негосударственной пенсионной системы страны и ее возможностях по страхованию российских граждан от пенсионных рисков. Действительно, НПФ имеет в нашей стране гораздо меньшую рекламную поддержку в СМИ, чем другие финансовые институты (коммерческие банки и страховые компании). По мнению Айзиновой И.М., «причины пассивности застрахованных лиц известны. Это неподготовленность людей к пониманию институтов пенсионного страхования: недоверие к деятельности негосударственных компаний. информационный вакуум для населения в этой проблеме» [1].

Восполнить недостаток информации о функционировании системы негосударственного пенсионного обеспечения можно путем осуществления активной согласованной политики НПФ и органов государственной власти. Государству выгодно перенесение части пенсионных рисков российских граждан из системы государственного социального страхования в частную сферу. В связи с этим органы государственной власти должны проводить работу по пропаганде дополнительного пенсионного страхования, информируя население о принципах и выгодах данного института. Вполне возможно софинансирование из средств НПФ и бюджетных источников информационно-разъяснительных программ в средствах массовой информации, пропагандирующих выгоды заключения договоров о дополнительном пенсионном обеспечении с НПФ. Таким образом, социальная значимость негосударственных пенсионных фондов состоит в активном вовлечении населения в сферу добровольного пенсионного страхования и содействии решению стратегической задачи национальной пенсионной системы в повышении уровня жизни пенсионеров. Недостаточная степень развитости негосударственного пенсионного обеспечения, незначительная доля негосударственных пенсий в общей системе пенсионного обеспечения граждан, низкий уровень разработанности законодательной базы тормозят развитие российской пенсионной системы. Основные факторы, обеспечивающие успешное функционирование системы НПФ, - это повышение конкурентоспособности отечественных фондов на рынке предоставления финансовых услуг, участие в обязательном пенсионном страховании, государственная поддержка и совершенствование государственного регулирования в этой сфере. В силу своей социальной значимости пенсионное обеспечение призвано играть огромную роль в экономической, общественно-политической жизни и финансово-бюджетной сфере государства. Это обусловлено тем, что пенсионная система органично связана с системой оплаты труда, налоговой системой, состоянием рынка труда, положением на финансовом рынке, а также с демографической ситуацией.

Укрепление рыночных отношений, неотъемлемой частью которых является развитие различных финансовых коммерческих и некоммерческих организаций, в значительной степени обусловило изменение социально-экономического положения в России. Это отразилось в повышении социальной ответственности и дополнительных гарантиях государства, общества и работодателей перед гражданами. Обеспечение пенсией населения служит одной из самых значительных социальных гарантий стабильного развития, общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы более 30% населения страны, а косвенно и все население. Конституция Российской Федерации (ст. 39) гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [9]. Понятие «социальное страхование» является достаточно емким и охватывает различные формы общественного страхования населения от различного рода социальных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности, имущества и доходов, наступлением старости и т.п. [4].

Особенностью социального страхования является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и индивидуальных предпринимателей при поддержке государства. Вместе с тем социальное страхование построено на принципе нежесткой эквивалентности, это определяет зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа. Однако в отличие от частного страхования в социальном страховании принцип эквивалентности сочетается с принципом объединения рисков и коллективной солидарности, при этом решаются следующие задачи:

  • формируются финансовые ресурсы, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных и лиц, не участвующих в трудовом процессе;
  • обеспечиваются необходимое количество и структура воспроизводства трудовых ресурсов;
  • сокращается разрыв в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества;
  • повышается жизненный уровень различных социальных групп населения, не вовлеченных в трудовой процесс.

Система социального страхования призвана обеспечивать профилактику, восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение оздоровительных мероприятий и переподготовку, а также гарантировать материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее. «Социальный риск» - это вероятность материальной необеспеченности трудящихся при утрате ими возможности участвовать в экономическом процессе. Причины и факторы социального риска зачастую носят объективный по отношению к отдельно взятому человеку характер: угрозы безработицы, потери трудоспособности из-за несчастного случая, болезни и т.д. [5]. Таким образом, защита от социальных рисков является объективно закономерной функцией современного общества в его взаимоотношениях с людьми, общностями, социальными группами. Смысл этой функции - обеспечение необходимых условий существования каждого гражданина и устойчивости общества как целостного образования.

В рыночной экономике существуют разнообразные формы частного страхования от социальных рисков, являющегося разновидностью добровольного личного страхования граждан, которое осуществляется за счет взносов физических и юридических лиц в частные страховые компании, негосударственные пенсионные фонды. В данном случае действуют принципы рыночной эквивалентности индивидуальной оценки социального риска, зависимости размера возмещения от индивидуальной платежеспособности. Развитие рыночных экономических отношений в России создало объективные предпосылки для возникновения на финансовом рынке принципиально новой формы негосударственного пенсионного обеспечения, условия которого были определены Федеральным законом № 75-ФЗ от 07.05.1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» [10]. Согласно данному Закону пенсионное страхование - часть пенсионной системы, обеспечивающая дополнение к обязательному пенсионному страхованию в виде предоставления пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц [1]. Иными словами, негосударственные пенсионные фонды призваны аккумулировать средства инвесторов для их последующего увеличения. Этот вид коллективного инвестирования отличают, как правило, консервативная инвестиционная политика и высокая надежность вложений.

Большое значение для успешного развития негосударственного пенсионного обеспечения в России имеют изучение зарубежного опыта по данному вопросу и его адаптация к отечественным условиям осуществления социальной политики. Следует отметить, что в развитых странах 60% пенсий формируется за счет частных сбережений, профессиональных пенсионных систем и дохода от работы, а 40% - из государственного сектора через системы обязательного социального страхования по старости и инвалидности и через систему социальной помощи [8]. При всем многообразии систем пенсионного обеспечения все они базируются на двух основных моделях пенсионных систем - модели Бисмарка и модели лорда Бевериджа [8]. Базовыми характеристиками пенсионных систем, построенных по модели Бисмарка, являются:

  • определяющая роль института обязательного пенсионного страхования, на долю которого приходится более 60% всех пенсионных ресурсов;
  • размер пенсионных страховых взносов и пенсий, ориентированный на замещение заработной платы в высоких к ней соотношениях (60-75%);
  • институты дополнительного добровольного страхования, играющие вспомогательную роль;
  • страховые услуги обязательного пенсионного страхования.

Данная модель характеризуется демократичностью управления, прозрачностью всех финансовых потоков, некоммерческим характером страховых организаций, находящихся под государственным правовым и финансовым контролем. Другими словами, в рассматриваемой модели Бисмарка доминирует установленное законом обязательное пенсионное страхование. Ярким примером построения пенсионной системы по модели Бисмарка является Германия, где более 78% всего населения в возрасте от 15 до 65 лет являются застрахованными лицами, а размер выплат и услуг составляет 63% от общего объема услуг, предоставляемых всеми пенсионными институтами [4].

К числу стран, выбравших в качестве основы построения пенсионной системы модель лорда Бевериджа, можно отнести Великобританию, Канаду, Японию, США. Пенсионные системы, сформированные по данной модели, включают три уровня обеспечения:

1) государственные базовые пенсии, сформированные за счет обязательных взносов работодателей и работников и выплачиваемые в едином для всех получателей размере (около 20% от средней заработной платы по стране). Они должны обеспечивать прожиточный минимум пенсионера. Так, в Великобритании государственные базовые пенсии составляют в настоящее время 120 евро в неделю;

2) добровольные профессиональные пенсии, сформированные в рамках национальной пенсионной системы страны за счет взносов работодателей и работников, размер которых после 40 лет страхового стажа достигает 50-65% размера последней заработной платы;

3) индивидуальные пенсионные программы, сформированные за счет добровольного участия через частные, негосударственные пенсионные фонды и страховые компании в страховании пенсий (данные программы в Великобритании реализуют около трети населения).

Таким образом, различия этих двух основных мировых пенсионных систем заключаются в роли государственного сектора после прекращения трудовой деятельности: классическая Бисмарковская модель преследует цели сохранения дохода после выхода на пенсию, а классическая модель лорда Бевериджа преследует цели обеспечения прожиточного минимума для пенсионеров. Изучая статистику о размере активов негосударственных пенсионных фондов за рубежом в процентах к ВНП, можно сделать вывод о том, что начиная с 1970 г. они, аккумулируя значительные финансовые ресурсы на рынке капитала, стали активными участниками финансовой системы, мирового инвестиционного процесса, важнейшим элементом пенсионного обеспечения. Активы пенсионных фондов в таких странах, как Великобритания, Нидерланды, Швейцария, составляют более 50% к внутреннему национальному продукту [2].

В Программе пенсионной реформы Российской Федерации заявлено, что в дополнение к трудовым пенсиям следует развивать дополнительное пенсионное обеспечение и страхование в направлении передачи большего объема прав и ответственности в этой сфере в компетенцию работодателей и работников. Негосударственные пенсии позволяют учитывать отраслевые и территориальные особенности, индивидуальные запросы и ожидания граждан при определении суммарного уровня материального обеспечения по окончании трудовой деятельности. Иными словами, ускоренное развитие НПФ во многом определяется неблагоприятными демографическими и экономическими условиями России.

НПФ являются особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Граждане могут передать средства накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда РФ в негосударственные пенсионные фонды, отвечающие необходимым законодательным требованиям. Фонд не гарантирует договором точный размер пенсии, он может сделать лишь предварительный расчет. Размер взносов вкладчика определяется на основании актуарных расчетов, в которые также закладывается определенный уровень доходности. На практике фактическая доходность от размещения внесенных средств оказывается выше заложенного минимума. При этом на момент начала выплат участнику фонд делает расчет и назначает пенсию исходя из фактического объема средств на его именном счете. Если говорить об ожидаемой доходности, необходимо учесть один ключевой момент. Инвестиционная свобода НПФ ограничена законодательно: вклады могут быть не выше установленного лимита. С одной стороны, это диверсифицирует инвестиционный портфель и минимизирует риски, с другой - может отрицательно сказаться на доходности.

Анализируя современное состояние системы негосударственного пенсионного страхования в России, следует отметить, что основные показатели их деятельности отличаются стабильностью роста, за исключением кризисных периодов. За последнее десятилетие отмечается положительная тенденция постоянного увеличения размеров пенсионных резервов, сформированных НПФ. Негосударственные пенсионные фонды продолжают наращивать пенсионные выплаты. Негосударственную пенсию в среднем по России получает 1 из 24 пенсионеров по старости. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе в негосударственном пенсионном обеспечении участвуют 35% всего занятого в экономике региона населения, пенсию из НПФ получают 71,5% пенсионеров. В ряде отраслей (нефтяная, газовая промышленность, транспорт, электроэнергетика, связь) негосударственным пенсионным обеспечением охвачено более 60% работников. У крупнейших фондов по количеству участников, получающих негосударственную пенсию (НПФ «Благосостояние» - 235,6 тыс. человек, Ханты-Мансийский НПФ - 179,9 тыс. человек, НПФ «Телеком-Союз» - 115,2 тыс. человек, НПФ электроэнергетики - 95,8 тыс. человек, НПФ «Газфонд» - 88,7 тыс. человек), число пенсионеров сравнимо или превышает число пенсий по старости, выплачиваемых некоторыми отделениями Пенсионного фонда России [7]. Таким образом, анализируя деятельность системы негосударственного пенсионного обеспечения, следует отметить некоторую монополизированность данного сектора финансового рынка. В частности, на долю Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов приходится 91,8% всех пенсионных резервов, 75% всех участников НПФ, 73,2% от общего числа пенсионеров, получающих негосударственные выплаты.

Рецензенты:

Силин А.Н., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.

До 1991 г. в Российской Федерации не существовало самостоятельного (обособленного) бюджета пенсионной системы и средства на выплату пенсий выделялись из государственного бюджета, где они были лишь одним из многих направлений расходования.

Пенсионный фонд был образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения.

ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основным нормативным актом, определяющим правовой статус Пенсионного фонда РФ и регламентирующим его деятельность, является Положение о Пенсионном фонде РФ, утвержденное постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. и введенным в действие с 1 января 1992 года.

✓ целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, предусмотренных Положением;

✓ организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

✓ капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

✓ контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

✓ В соответствии со ст. 118 ГК РФ порядок управления фондом и порядок формирования его органов определяются уставом.

✓ организацию и ведение индивидуального ( персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом « Об индивидуальном ( персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);

✓ разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, а также ряд других функций.

ПФР может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Денежные средства Пенсионного фонда РФ направляются на:

✓ выплату государственных пенсий, назначаемых в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также других пенсий, финансирование которых осуществляется за счет средств ПФР, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

✓ выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

✓ оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

✓ финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

✓ другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

В соответствии с указанным законом определены следующие размеры страховых тарифов, а также лица ( юридические и физические), являющиеся плательщиками страховых взносов:

а) для работодателей-организаций — в размере 28%;

6) для индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, а также для частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских ( фермерских) хозяйств — в размере 20,6% дохода от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением;

в) для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, — в размере 20,6% доходов, определяемых исходя из стоимости патента.

г) для адвокатов — в размере 20,6% выплат, начисленных в пользу адвокатов;

д) для граждан ( физических лиц), осуществляющих прием на работу по трудовому договору или выплачивающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам, — в размере 28% выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования;

е) для граждан ( физических лиц), работающих по трудовым договорам, а также получающих вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг также по авторским договорам, — в размере 1% выплат, начисленных в пол; указанных граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования.

Читайте также: