Как перейти на научную пенсию

Статья 19. Пенсионное обеспечение научных работников

1. Государство устанавливает для научных и научно-педагогических работников, которые имеют необходимый стаж научной работы, пенсии на уровне, обеспечивающем престижность научного труда и стимулирующем систематическое обновление научных кадров.

2. Положения данной статьи действуют до полного перехода на накопительную систему пенсионного обеспечения, временной период которого определяется началом трудовой деятельности физических лиц, достигших совершеннолетия и приступивших к научной (научно-педагогической) работе в год вступления в силу закона о пенсионном обеспечении государства, и завершается в год выхода этого научного работника на пенсию.

3. Пенсия научному и научно-педагогическому работнику назначается при достижении установленного действующим национальным законодательством пенсионного возраста:

мужчинам - при наличии стажа работы не менее 25 лет, в том числе стажа научной работы не менее 20 лет;

женщинам - при наличии стажа работы не менее 20 лет, в том числе научной работы не менее 15 лет.

4. Государственная пенсия научным работникам назначается в размере 75% от сумм заработной платы научного работника, которая определяется за два года перед обращением по назначению пенсии. При расчете пенсии учитываются персональные должностные надбавки и надбавки за ученую степень и звания.

Государственная пенсия научных работников подлежит индексации в связи с вводимыми в действие изменениями оплаты труда научных работников.

Пенсия ученым и научным работникам, получившим государственные премии, или почетные звания заслуженного деятеля науки и техники за заслуги в области развития науки, техники и технологий, может устанавливаться персонально на основе постановления правительства.

5. За каждый полный год работы сверх стажа научной (научно-педагогической) деятельности, определенного пунктом 2 настоящей статьи, пенсия увеличивается в соответствии с пенсионными накоплениями, отчисляемыми в государственный пенсионный фонд и негосударственный страховой фонд пенсионного накопления.

6. Пенсия научным и научно-педагогическим работникам в соответствии с действующим национальным законом о пенсионном обеспечении граждан назначается при условии соответствующего обращения о назначении пенсии в связи с достижением пенсионного возраста и освобождения от должности научного и научно-педагогического работника.

После назначения пенсии в порядке, установленном настоящим Законом и национальным законодательством, научные и научно-педагогические работники вправе работать по срочному трудовому договору в организациях любой формы собственности, а также заниматься предпринимательской деятельностью с сохранением пенсии, назначенной по старости.

Право на назначение пенсии в соответствии с настоящим Законом распространяется также и на лиц, которые на момент обращения по назначению пенсии работают на любых должностях в организациях всех форм собственности и имеют стаж научной работы, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи.

7. Действие настоящей статьи распространяется на научных и научно-педагогических работников научных и образовательных учреждений и организаций негосударственной формы собственности, которые в установленном порядке прошли государственную аккредитацию, а также высших учебных заведений, прошедших государственную аттестацию.

8. Пенсия научному и научно-педагогическому работнику выплачивается в полном размере независимо от его доходов, получаемых после выхода на пенсию.

9. Положения настоящей статьи распространяются также на пенсионеров из числа научных и научно-педагогических работников, которым пенсия назначена до вступления в силу настоящего Закона.

10. Порядок начисления государственной пенсии научным (научно-педагогическим) работникам определяется правительством.

Порядок начисления ученым и научным работникам пенсии из накопительного негосударственного фонда пенсионного страхования осуществляется на основании положения о негосударственном фонде пенсионного страхования.


>
Заключительные положения (ст. 20)
Содержание
Модельный закон "О статусе ученого и научного работника" (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Наше и без того непростое пенсионное законодательство еще более усложняется тем, что предусматривает несколько видов пенсий.

Среди базовых можно выделить страховые, государственные и социальные пенсии, которые делятся еще на подвиды (пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и за выслугу лет).

Для каждой пенсии установлены свои правила назначения и расчета, так что гражданам порой довольно сложно разобраться, какую пенсию лучше получать. Разберем, когда и как можно перейти на более выгодный вид пенсии.

1. Пенсия по старости

Тем, у кого выработан большой стаж при высоком заработке, выгоднее назначать страховую пенсию по старости (Закон № 400-ФЗ). Для нее в этом году требуется не менее 11 лет стажа и 18,6 пенсионных баллов.

Такая пенсия складывается из фиксированной выплаты (это гарантированная доплата от государства, в 2020 году она составляет 5 686,25 рублей) и непосредственно страховой пенсии (это сумма пенсионных баллов, которые заработал пенсионер за свою жизнь).

У граждан, которые подверглись воздействию радиации (на Чернобыльской АЭС и приравненных объектах), есть право на государственную пенсию по старости.

Ее размер фиксированный и составляет на данный момент 14 015 или 11 212 рублей, в зависимости от статуса получателя. Поэтому они могут переходить со страховой пенсии на государственную и наоборот, в зависимости от того, где сумма получается выше.

Число таких переходов закон не ограничивает. Стоит также учитывать, что государственная пенсия ежегодно индексируется в т.ч. и для работающих пенсионеров, а вот страховая не повышается, пока пенсионер работает.

Граждане, которые получают пенсию по случаю потери кормильца тоже могут перейти на пенсию по старости, если они достигли пенсионного возраста.

Например, супруг, который получает страховую пенсию по утрате кормильца за своего покойного мужа (или жену), по достижении 80-летия лишается доплаты в виде 100%-ной фиксированной выплаты (5 686,25 рублей в этом году). А перейдя на страховую пенсию по старости, он получает право на эту прибавку.

2. Пенсия по инвалидности

При наличии стажа и страховых взносов инвалид может получать страховую пенсию. Но при этом у него есть вариант перейти на социальную пенсию, если ее размер выше.

Например, социальная пенсия для инвалидов 1 группы составляет сейчас 11 212,36 рублей. Если страховая пенсия получается меньше, то выгоднее перейти на социальную.

Участники ВОВ, «чернобыльцы», космонавты, военнослужащие по призыву могут также выбрать государственную пенсию по инвалидности. Так, государственная пенсия по инвалидности 1 группы для участника ВОВ в этом году равна 14 015 рублей.

3. Пенсия по случаю потери кормильца

Нетрудоспособные иждивенцы, лишившиеся члена семьи, который их обеспечивал, могут получать пенсию по случаю потери кормильца, на выбор — страховую или социальную.

Страховая пенсия может быть назначена, если у кормильца был стаж. Ее размер определяется индивидуально, по сумме пенсионных баллов, заработанных кормильцем в течение жизни.

Сверх того, к пенсии добавляется фиксированная выплата, размер которой в два раза меньше, чем для пенсии по старости (в 2020 г. это 2 843,13 рублей).

И, как уже упоминалось, при переходе на страховую пенсию по потере кормильца пенсионер лишается специальных доплат за иждивенца, 80-летие, северный или сельский стаж.

Но при этом пенсия по случаю потери кормильца является единственным видом пенсии, с которой закон запрещает удерживать долги.

Социальная пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в фиксированном размере, независимо от стажа и заработка кормильца. В этом году ее размер составляет 5 606,17 рублей, а для детей-сирот — 11 212,36 рублей. Поэтому можно выбирать, какая пенсия выгоднее и переходить на соответствующий вид.

Члены семьи военнослужащих и приравненных к ним сотрудников правоохранительных органов могут выбрать ведомственную пенсию по потере кормильца (Закон № 4468-1).

Она рассчитывается из денежного довольствия кормильца (40% или 50% на каждого иждивенца), но не может быть ниже 8 409,26 рублей (минимальный размер в этом году).

Чтобы перейти на другой вид пенсии, нужно подать заявление в Пенсионный фонд РФ либо в отдел МВД или другого ведомства, занимающегося пенсионным обеспечением служащих.

При обращении нужно указать, какой вид пенсии вы получали ранее и на какую пенсию хотите перейти. Перевод осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения.

А в ст. 3 Закона №166-ФЗ можно ознакомиться с перечнем тех, кто может получать сразу две пенсии одновременно (т. е. не выбирать, что выгоднее, а суммировать выплаты).


Депутат Госдумы Олег Смолин (КПРФ) готовит поправки в федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в России». Они будут касаться возвращения в российскую пенсионную систему научных пенсий, которые в России перестали выплачиваться с распадом СССР. Планируется, что ученым при достижении соответствующего возраста будут выплачиваться пенсии в размере 70% от их зарплаты на последнем месте работы. Это законодательное изменение должно стать дополнительной поддержкой научного сообщества, а также сгладить возможные противоречия, которые возникли после присоединения Крыма к России.

На Украине после распада СССР не прекратили выплаты научных пенсий. Для получения научной пенсии украинец должен иметь стаж не менее 25 лет (20 лет — для женщин), в том числе в науке 20 лет (15 лет — для женщин). При этом пенсия составляет 80% от зарплаты и у хорошо зарабатывавших специалистов может превышать 30 тыс. рублей. Вместе с тем ученые, которые получали низкую зарплату, даже при научном коэффициенте могут получать пенсию меньше, чем стандартная пенсия по стажу.

Минтруда РФ еще в марте успело опубликовать проект постановления правительства о ежемесячных выплатах в Крыму, согласно которому с 1 июля предлагается выплачивать жителям полуострова стопроцентную надбавку к начисленной пенсии.

К началу 2015 года должен произойти перерасчет крымских пенсий в соответствии с законодательством РФ, после чего ученые-пенсионеры рискуют потерять не только стопроцентную надбавку по постановлению правительства, но и сам 80-процентный коэффициент научной пенсии.

Депутат Олег Смолин считает, что Россия не может пойти на ликвидацию научной пенсии в Крыму, а для уравнения положения ученых-пенсионеров в остальных регионах с крымчанами необходимо законодательно вернуть в РФ научные пенсии.

— В Крыму уже действует система научной пенсии. Мы не можем пойти на то, чтобы отменить ее для местных жителей, и гораздо правильнее будет в самом российском законодательстве восстановить понятие научной пенсии и ее повышенные коэффициенты, — сказал депутат. — Поэтому сейчас готовится законопроект, который уберет на правовом уровне этот дисбаланс. Таким образом, мы и сохраним преимущества для крымских ученых-пенсионеров, и поддержим аналогичную категорию граждан во всех остальных регионах страны.

По предварительным оценкам инициатора законопроекта, научная пенсия в России должна составлять 70% от зарплаты на последнем месте работы.

Член Госдумы по науке и наукоемким технологиям Сергей Васильцов считает, что восстановление научных пенсий поможет ученому сообществу несколько восстановиться после реформы РАН.

— Я думаю, что вернуть научные пенсии было бы правильно. Если наша наука хочет выйти на передовой мировой уровень, меры по повышению пенсий и других социальных выплат станут необходимостью. Тем более что такой формат не чужд для госкомпаний. В «Газпроме» система прибавок к пенсиям действует уже много лет, — говорит парламентарий.

Определенные льготы для ученых в России уже существуют. Например, членам-корреспондентам и академикам РАН установлены дополнительные пожизненные выплаты.

— Про научные пенсии я ничего сказать не могу. Что касается членов-корреспондентов РАН, то у них есть пожизненные ежемесячные выплаты фиксированных сумм, — рассказал членкор РАН Василий Богоявленский.

Несколько дней назад Минобрнауки подготовило проект постановления правительства РФ, в котором предложило установить пожизненные выплаты для академиков РАН в размере 50 тыс. рублей в месяц, для членов-корреспондентов РАН — 25 тыс. рублей в месяц.

Глава профсоюза работников РАН Виктор Калинушкин рассказал «Известиям», что ситуация с крымскими учеными-пенсионерами сложилась так, что многие из них отказались от выплат научных пенсий.

— Не стоит понимать эти пенсии как большие выплаты. Это лишь альтернативный способ получения средств для тех ученых, которые физически уже не могут работать. Именно так это сейчас выглядит в Крыму. Крымские ученые, которых мы недавно приняли в профсоюз, рассказали нам, что есть два серьезных обстоятельства, по которым многие от этих пенсий отказались, — рассказал он. — Во-первых, пенсия высчитывается от оклада, а эта сумма и раньше была невелика, да с течением времени еще практически и не индексировалась. А во-вторых, получение такой пенсии запрещает ученому продолжать работу в институте, что является для большинства основным источником дохода.

Введение научной пенсии, по мнению Виктора Калинушкина, станет спасением лишь для тех ученых, которые по состоянию здоровья не способны работать.

— Мы не против, а даже за, чтобы и российским ученым дали возможность выбирать для себя такой альтернативный формат пенсионного обеспечения. Но хочется обратить внимание на то, что это будет ниточка для тех, кто просто не может больше работать по состоянию здоровья, — сказал Калинушкин.

Повышенные коэффициенты при выплатах пенсий применяются в России для ряда категорий граждан — например, чиновников и сотрудников госкорпораций.

Форум для пенсионеров

Переход с научной на пенсию по возрасту и доп. стаж

Переход с научной на пенсию по возрасту и доп. стаж

geofactor » 08-12-2010, 17:05

Я вышла на пенсию в 1995 г., с тех пор не работаю и получаю научную пенсию. Сейчас хочу выйти на работу (желательно кратко) с тем чтобы перейти на обычную пенсию (по возрасту) и увеличить её размер. В пенсионном фонде сказали, что проработать нужно минимум 2 месяца.
На данный момент у меня м.б. возможность в течение нескольких месяцев получать высокую зарплату (около 8000 гривен). Вопросы:

1. Как заранее просчитать пропорцию между этой (потенциальной) зарплатой, отчислениями с неё в пенсионный фонд и итоговым размером моей пенсии после перерасчёта? По какой формуле это рассчитывается?
Т.е. если мне нужно проработать 1 год чтобы мне за это добавили 20 гривен к пенсии, то меня это не устраивает. А если за 1 год такой зарплаты мне добавят 1000 гривен к пенсии, то -- вполне. И как рассчитать сколько к сумме пенсии добавляет каждый месяц работы -- т.е. насколько будет велика разница после 3 мес. работы по сравнению с 5-ю, 1 годом и т.п.

2. Для того чтобы ситуация, описанная выше, могла состояться, должна ли я работать только на зарегистрированную фирму или могу и на частное лицо? Т.е. если я устраиваюсь гувернанткой в семью, какие условия мне нужно соблюсти (какой тип трудового договора, могу ли сама отчислять в пенсионный фонд и т.п.) чтобы получить существенную прибавку к пенсии?

Re: Переход с научной на пенсию по возрасту и доп. стаж

poladich » 09-12-2010, 09:32

Re: Переход с научной на пенсию по возрасту и доп. стаж

geofactor » 09-12-2010, 13:13

Простите, но я плохо поняла ответ. А именно:
1. Что Вы имеете в виду под "Сейчас потребуют справку за 5 лет"? Когда я пенсию оформляла тоже требовали за 5 лет (те, когда зарплата была наиысшей).
2. Что значит зарплата усреднится и за какое время?

В том то и дело, что я хочу поработать сейчас как можно более короткий срок, но на как можно более высокой зарплате чтобы это существенно отразилось на размере моей пенсии. Это реально? Как это рассчитать/прикинуть хотя бы примерно?

Т.е. если я пойду сейчас поработать скажем на 6 месяцев и буду получать зарплату около 8000 гривен/мес, как это отразится на размере моей пенсии?
Спасибо!

Re: Переход с научной на пенсию по возрасту и доп. стаж

poladich » 09-12-2010, 14:20

Re: Переход с научной на пенсию по возрасту и доп. стаж

geofactor » 09-12-2010, 14:51

простите что ещё раз беспокою. Два вопроса по Вашему ответу:

1. А каким образом мои 2 (или 6) потенциальных месяца работы (допустим с января 2011 по июнь 2011) вообще попадут в эти пять лет, по которым высчитывается размер пенсии? Я думала, что выбираются 5 лет непрерывного стажа, а я не работаю с 1995 года. Или я могу в эти 5 лет включить кусками любые годы трудового стажа, в т.числе и после 15-летнего перерыва в стаже (как это будет сейчас)?

2. Где можно узнать список нанешних средних зарплат по Украине по сем идам работ. К примеру, если я пойду сейчас работать гувернанткой к частному лицу, такая категория зарплат существует? Или будут брать среднюю воспитателя дет. сада?
СПАСИБО!

Re: Переход с научной на пенсию по возрасту и доп. стаж

Они попадут не в пять лет, они, так сказать, дополнительно к ним. Для расчета берется заработок за 60 месяцев до 01.07.2000, и все, что есть после этой даты.



Jhellico эксперт Сообщения: 3024 Зарегистрирован: 20-10-2006, 07:27 Откуда: Україна, Чернігів

  • ICQ

Re: Переход с научной на пенсию по возрасту и доп. стаж

poladich » 09-12-2010, 15:43

Re: Переход с научной на пенсию по возрасту и доп. стаж

geofactor » 09-12-2010, 15:58

Спасибо! Последнее уточнение:

Как вычисляется нужный мне коэффициент: т.е. сумма моей средней зарплаты за 5 лет + несколько месяцев в 2011 г. просто делится на среднюю по стране, или там более сложная формула? И я правильно понимаю что средняя по стране зарплата берётся тоже с соответствии с годом -- т.е. моя зарплата в 1994 г. делится на среднюю по стране в 1994г, а моя в 2011 будет делиться на среднюю по стране в 2011 г?

Простите за возможно наивные вопросы. Но я -- гуманитарий, а потому в расчётах и понимании формул вынуждена опираться на мудрость других:-)

Re: Переход с научной на пенсию по возрасту и доп. стаж



Jhellico эксперт Сообщения: 3024 Зарегистрирован: 20-10-2006, 07:27 Откуда: Україна, Чернігів

  • ICQ

Re: Переход с научной на пенсию по возрасту и доп. стаж

geofactor » 09-12-2010, 21:38

Салтовский » 28-12-2010, 20:16

Re: Переход с научной на пенсию по возрасту и доп. стаж

Nickolas » 28-12-2010, 20:46

Ни в каких! Это желание ПФУ (чтобы хоть что-то изменилось в параметрах пенсии; и в апелляционном админ. суде от меня требовали того же).
В отношении меня лично это требование в прошлом году было сформулировано в письме зам. председателя Правления ПФУ Валентины Степановны Никитенко начальнику ГУ ПФУ харьковской области, но проигнорировано судом как не имеющее никакой юридической силы! Тем не менее, в районных ПФУ сейчас размахивают этим письмом как щитом. И они от него могут отступить только под натиском решения суда.

Re: Переход с научной на пенсию по возрасту и доп. стаж

Салтовский » 28-12-2010, 22:11

Tasha35 » 21-03-2011, 20:13

Nickolas » 21-03-2011, 20:21

Re: Переход с научной на пенсию по возрасту и доп. стаж

krot » 06-06-2011, 19:56

Re: Переход с научной на пенсию по возрасту и доп. стаж

poladich » 07-06-2011, 06:37

Re: Переход с научной на пенсию по возрасту и доп. стаж

Nickolas » 07-06-2011, 07:05




Что такое пенсия по старости

- Когда мы говорим о пенсии по старости для большинства граждан России, мы подразумеваем так называемую страховую пенсию по старости, - объясняет Елена.

Юрист подчеркивает, что есть и иные пенсии, выплачиваемые отдельным категориям граждан. К таким, например, отнести можно следующие - пенсии за выслугу лет для военнослужащих и приравненных к ним лиц, пенсия по старости для граждан, пострадавших от радиационных катастроф и т.д.

- Однако большая часть населения страны получают или будут получать в будущем именно страховую пенсию по старости, - указывает Воронина.

Таким образом, страховая пенсия по старости - самая распространенный вид пенсий в нашей стране. Ее люди получают по достижении соответствующего возраста.

Условия назначения пенсии по старости

По словам эксперта, если говорить в общих чертах, для назначения страховой пенсии по старости необходимо соблюсти три условия.

1. Достижение возраста назначения пенсии.

- 60 лет для женщин и 65 для мужчин. Однако такой пенсионный возраст начнет действовать только в 2028 году, - говорит Елена. - Поскольку реформа пенсионной системы произошла не так давно, сейчас действует переходный период: каждый год пенсионный возраст немного увеличивается. Например, в 2020 году женщины должны выходить на пенсию в 57 лет, а мужчины – в 62 года.

Наша собеседница добавляет, что в законе есть еще одна льгота для тех, кто достиг пенсионного возраста в 2019 и 2020 годах - они могут начать получать пенсию на 6 месяцев раньше этого срока (в 55,5 и 61,5 лет соответственно):

- Ранее достижения пенсионного возраста пенсия назначается людям, которые проработали установленное в законе время на подземных, тяжелых работах. Сюда же относятся граждане, длительное время занимавшиеся профессиональной деятельностью - медицинские, педагогические работники и т.д. В списке и те, кто длительное время работал в районах Крайнего Севера. Есть и другие категории, для помимо страхового стажа имеет значение стаж работы на этих видах работ.

Кстати, льготный период и уход на пенсию в 55,5 и 61,5 лет для женщин и мужчин сохранится и в 2021 году. Теперь им смогут воспользоваться женщины 1965 года рождения и мужчины 1960-го.

2. Наличие страхового стажа не менее 15 лет.

Такая продолжительность начнет действовать в 2024 году, а например, в 2020 году нужен страховой стаж не менее 11 лет. В страховой стаж включаются периоды работы, в которые работодатель уплачивал за сотрудника страховые взносы, а также засчитываются другие значимые периоды, например, период ухода за ребенком:

- С момента присвоения гражданину номера СНИЛС стаж подтверждается сведениями, уже имеющимися у Пенсионного фонда РФ. В период до этого требуется подтверждение стажа документами: трудовой книжкой, трудовыми договорами, приказами.

3. Наличие индивидуальных пенсионных коэффициентов не менее 30.

Как объясняет специалист, это значение начнет действовать в 2025 году, в 2020 году с учетом переходного периода ИПК составляет 18,6. ИПК рассчитывается исходя из размера страховых взносов, которые поступали в Пенсионный фонд РФ за работника от всех его работодателей. Сами страховые взносы работников рассчитываются в зависимости от их заработной платы: чем больше зарплата работника, тем больше взносов за него нужно платить работодателю.

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.




Что такое пенсия по старости

- Когда мы говорим о пенсии по старости для большинства граждан России, мы подразумеваем так называемую страховую пенсию по старости, - объясняет Елена.

Юрист подчеркивает, что есть и иные пенсии, выплачиваемые отдельным категориям граждан. К таким, например, отнести можно следующие - пенсии за выслугу лет для военнослужащих и приравненных к ним лиц, пенсия по старости для граждан, пострадавших от радиационных катастроф и т.д.

- Однако большая часть населения страны получают или будут получать в будущем именно страховую пенсию по старости, - указывает Воронина.

Таким образом, страховая пенсия по старости - самая распространенный вид пенсий в нашей стране. Ее люди получают по достижении соответствующего возраста.

Условия назначения пенсии по старости

По словам эксперта, если говорить в общих чертах, для назначения страховой пенсии по старости необходимо соблюсти три условия.

1. Достижение возраста назначения пенсии.

- 60 лет для женщин и 65 для мужчин. Однако такой пенсионный возраст начнет действовать только в 2028 году, - говорит Елена. - Поскольку реформа пенсионной системы произошла не так давно, сейчас действует переходный период: каждый год пенсионный возраст немного увеличивается. Например, в 2020 году женщины должны выходить на пенсию в 57 лет, а мужчины – в 62 года.

Наша собеседница добавляет, что в законе есть еще одна льгота для тех, кто достиг пенсионного возраста в 2019 и 2020 годах - они могут начать получать пенсию на 6 месяцев раньше этого срока (в 55,5 и 61,5 лет соответственно):

- Ранее достижения пенсионного возраста пенсия назначается людям, которые проработали установленное в законе время на подземных, тяжелых работах. Сюда же относятся граждане, длительное время занимавшиеся профессиональной деятельностью - медицинские, педагогические работники и т.д. В списке и те, кто длительное время работал в районах Крайнего Севера. Есть и другие категории, для помимо страхового стажа имеет значение стаж работы на этих видах работ.

Кстати, льготный период и уход на пенсию в 55,5 и 61,5 лет для женщин и мужчин сохранится и в 2021 году. Теперь им смогут воспользоваться женщины 1965 года рождения и мужчины 1960-го.

2. Наличие страхового стажа не менее 15 лет.

Такая продолжительность начнет действовать в 2024 году, а например, в 2020 году нужен страховой стаж не менее 11 лет. В страховой стаж включаются периоды работы, в которые работодатель уплачивал за сотрудника страховые взносы, а также засчитываются другие значимые периоды, например, период ухода за ребенком:

- С момента присвоения гражданину номера СНИЛС стаж подтверждается сведениями, уже имеющимися у Пенсионного фонда РФ. В период до этого требуется подтверждение стажа документами: трудовой книжкой, трудовыми договорами, приказами.

3. Наличие индивидуальных пенсионных коэффициентов не менее 30.

Как объясняет специалист, это значение начнет действовать в 2025 году, в 2020 году с учетом переходного периода ИПК составляет 18,6. ИПК рассчитывается исходя из размера страховых взносов, которые поступали в Пенсионный фонд РФ за работника от всех его работодателей. Сами страховые взносы работников рассчитываются в зависимости от их заработной платы: чем больше зарплата работника, тем больше взносов за него нужно платить работодателю.

Читайте также: