Как платили пенсии в чечне во время войны

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

07 мая 2010 09:50

Материал подготовлен по архивным документам из Музея Истории пенсий г. Биробиджан

В период Великой Отечественной войны социальная защита и пенсионное обеспечение населения СССР не прекращались, не смотря на то, что финансовые возможности государства были крайне ограничены. Необходимо было заниматься эвакуацией промышленности и населения, беспризорниками. И все же государство находило возможности издавать документы о пенсионном обеспечении военнослужащих, членов семей погибших и пропавших без вести. Боец Красной Армии должен быть уверен, что его родные не останутся без внимания властей в случае его гибели. Опыт ведения боевых действий в ходе Великой Отечественной войны показал необходимость использование не только морального, но и материального стимулирования бойцов.

На четвертый день после начала войны вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О назначении пособий семьям военнослужащих» (от 26 июня 1941г.).

Представляем материалы из архива Музея истории пенсий о назначении пенсий во время Великой Отечественной войны инвалидам – фронтовикам, семьям погибших на фронтах войны и труженикам тыла. Эта тема ранее не изучалась, документов и литературы, ее касающейся, крайне мало. Информация составлена, в основном, на примере пенсионных дел и подлинных документов (некоторые из них полувековой давности), как жителей Еврейской автономной области, так и других регионов страны.

Основанием для назначения пенсии родственникам погибшего на фронтах войны являлось свидетельство (похоронка), где на стандартном бланке указывалось: «…является документом о назначении пенсии»
Назначение пенсии проводилось комиссией по назначению пенсий семьям военнослужащих и семьям инвалидов войны.

- Инвалидам войны полагалась пенсия в размере:
1 группы- 100% от заработной платы
2 группы 75% от заработной платы
3 группы 50%

- Семьям погибших на фронте, пропавшим без вести и умерших вследствие ранения инвалидов выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца от 60 до 35% от зарплаты, в зависимости от количества иждивенцев.
Пенсии в годы войны выплачивались районными отделами социального обеспечения. Порядок исчисления пенсии напрямую зависел от денежного довольствия по службе в Красной Армии, путем вычитания его из размера имеющегося заработка. Однако, во всех случаях, (продолжает работать, или имеет дополнительный доход), пенсионеру сохранялось не менее 50% его оклада. Пенсионерам, получающим пенсию по 1 и 2 группе инвалидности, или за 30 и более лет военной выслуги, пенсия выплачивается полностью, и не ограничивалась размером его заработка.

Пенсионерам, получающим пенсию по 3 группе инвалидности, или пенсию за выслугу менее, чем за 30 лет службы, при наличии заработка, пенсия уменьшалась с таким расчетом, чтобы пенсия и заработок, взятые вместе, не превышали бы последнего штатно-должностного денежного довольствия во время службы в Красной Армии, из которого исчислена пенсия.

Пенсионерам - мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, или отнесенным к 1 и 2 группам инвалидности пенсия выплачивалась полностью, независимо от заработка. Документом для получения пенсии военнослужащим – инвалидам служила пенсионная книжка Народного комиссариата обороны СССР. Пенсионные дела формировались из обычных газетных страниц, которые сами уже стали в наше время раритетом и представляют определенную историческую ценность.

К пенсии полагались надбавки за боевые ордена и медали.
За Орден Ленина - 25 руб.
-Орден Красного знамени – 20 руб.
-Орден Отечественной войны - от 20 до 15 руб., в зависимости от степеней,
-Орден Красного знамени – 20 руб.
-Орден Славы 3 степеней от 15 до 5 руб.
-Медаль «За отвагу» - 10 руб.

Кавалеры всех орденов Славы при утрате трудоспособности имели право на увеличение пенсии на 50%.
(После войны наградные доплаты и жилищные льготы были отменены.)

За участие в боевых действиях 1 год службы засчитывался за 3 и учитывался при назначении пенсии. Льготное пенсионное обеспечение касалось, также, воевавших в штрафбатах и заградотрядах. Каждый день службы в постоянном составе штрафного батальона засчитывался при назначении пенсии день за 6 дней.
(п.8 «Положения о прохождении службы в штрафных батальонах и заградотрядах», 23.10.1941г.)
В годы Великой Отечественной войны народными комиссарами социального обеспечения были Нина Ивановна Гришакова (1941-1943г.г.) и Алексей Николаевич Сухов (1943-1945 г.г.).

На их плечи легли тяготы социального обеспечения бойцов Красной Армии и оставшихся в тылу членов их семей. Несмотря на утрату многих уничтожение архивов, мобильностью армейских госпиталей назначение и обеспечение пенсиями красноармейцев – инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, производилось в полной мере. Для красноармейцев, награжденных орденами и медалями за боевые заслуги, были установлены льготы:
-бесплатный проезд на городском трамвае, железной дороге и на пароходе;
-льготы по подоходному налогу;
- льготы по оплате ЖКХ;
- предоставления жилья
- пенсионному обеспечению

В послевоенное время предоставление льгот для участников Великой Отечественной войны при назначении пенсий было приоритетным направлением государства. Первым, послевоенным документом о социальном обеспечении было постановление «О мерах по оказанию помощи демобилизованным, семьям погибших воинов, инвалидов ВОВ и семьям военнослужащих» от 21.09.1945г.

В ЕАО участников Великой Отечественной войны 261 человек. Инвалидов войны 45 человек.

Какую пенсию и когда получат участники боевых действий в Чечне.

В новейшей истории России есть такие страницы, как две Чеченских военных кампании:

  • первая война с 11 декабря 1994 года по 31 августа 1996 года;
  • вторая война с 7 августа 1999 года по 16 апреля 2009 года (фактически по 2000 год).

Официально они назывались контр-террористическими операциями (КТО), но них были задействованы не только внутренние войска МВД, но и армия. Участие в событиях того времени принимали не только кадровые офицеры и военнослужащие контрактной службы, но и те, кто служил по призыву, то есть солдаты срочники. Все они впоследствии получили статус участников боевых действий со всеми прилагающимися к нему льготами.

Кроме особых льгот у участников военных кампаний в Чечне есть право на особое пенсионное обеспечение. При этом оно относится как к тем, кто служит по контракту и выйдет на пенсию по выслуге лет, так и к тем, кто отслужил по призыву или уволился из рядов ВС РФ до получения права на пенсию. Разберемся с этими пенсионными льготами подробнее.

Законодательная база

Пенсию ветеранов боевых действий в Чечне регулируют два закона:

  • ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 (определяет, какие категории граждан могут претендовать на ветеранский статус);
  • ФЗ №4468-1 от 12.02.1993 (перечень выплат, которые могут быть предоставлены ветеранам, а также описывает порядок их назначения).

Кроме того, существуют ведомственные нормативно-правовые акты и приказы Минобороны РФ.

Пенсионный возраст и стаж

Для военнослужащих 1 год службы в горячей точке приравнивается к 3 годам обычной службы. Таким образом выслуга лет или стаж, который учитывается при назначении пенсии определяется по продолжительности службы на территории, где шли боевые действия. Именно в таком исчислении идет зачет этого времени как у военных, так и уже у гражданских лиц.

Кроме того, ветераны боевых действий в Чечне получают право на досрочное пенсионное обеспечение после достижения 45 лет. Но только при условии достижения необходимой выслуги лет, или смешанного стажа, из которого выслуга составляет не менее 12,5 лет.

Виды пенсий для ветеранов Чечни

Участникам боевых действий положены 4 вида пенсий:

  • по выслуге лет, если увольнение происходит из рядов Вооруженных Сил РФ;
  • по инвалидности;
  • по старости (при достижении общеустановленного пенсионного возраста);
  • социальная пенсия (если не хватает стажа и пенсионных баллов).

Размер пенсии

Ветераны боевых действий в Чечне имеют право претендовать на пенсионное обеспечение в увеличенном размере. Размер их пенсии зависит от выслуги лет в горячей точке, наличия правительственных наград, группы инвалидности, звания военнослужащего, должности, которую он занимал при уходе на пенсию. Фактически, принцип исчисления суммы пенсионного обеспечения зависит от вида пенсии, на которую может претендовать участник боевых действий. Такая пенсия рассчитывается по правилам, принятым в конкретном случае:

  • для военнослужащих с применение понижающего коэффициента и надбавки за выслугу лет;

  • для гражданских пенсионеров в зависимости от набранных пенсионных баллов и размера заработной платы;
  • для инвалидов в зависимости от группы инвалидности;
  • для получателей социальной пенсии в размере не ниже прожиточного минимума пенсионера.

Ежегодно начисленная пенсия подлежит индексации. В 2019 году она составляет:

  • для страховых пенсий — 7,05% с 1 января 2019 года;
  • для пенсий по инвалидности — 2,3% с 1 апреля 2-19 года;
  • для военных пенсий — 6,3% с 1 октября 2019 года.

Для получателей социальных пенсий ее повышение зависит от уровня прожиточного минимума, установленного в регионе.

И в чем же особенность пенсий ветеранов Чечни, спросите вы? Ведь такие пенсии получают абсолютно все граждане, никогда не бывавшие в горячих точках. И это действительно так. Ведь особенность пенсии участника боевых действий состоит в том, что к ней полагается.

Специальная надбавка

В силу статьи 45 Федерального закона №4468-I от 12.02.1993 г., ветераны боевых действий в Чечне имеют право на надбавку к пенсии в размере 32% от социального минимума. В 2019 году такая надбавка составляет:

Вот такую сумму заработали те, кто по велению государства рисковал своей жизнью в Чечне. Но, это еще не все. Ведь ветеранам, конечно же, положена

Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ)

ЕДВ ветеранам боевых действий выплачивается ежемесячно и не зависит от того, вышел уже на пенсию участник боевых действий, или нет. Правда, действующим военнослужащим статус ветерана не присваивают, поэтому и на выплаты они не могут претендовать до момента увольнения.

Размер ЕДВ сейчас составляет 2869,72 рублей. Но только при условии, если участник боевых действий не пользуется никакими социальными льготами в натуральном виде, например, бесплатным проездом в общественном транспорте или лекарствами. Для оформления единовременной выплаты требуется:

  • заявление;
  • паспорт;
  • ветеранское удостоверение;
  • СНИЛС;
  • реквизиты банковского счета.

Если же ветеран использует какие-либо соцуслуги в натуральном виде, то размер выплачиваемой ему денежной компенсации пропорционально уменьшается. Например, из нее вычитают:

  • за бесплатные лекарства – 811 рублей;
  • за санаторно-курортное лечение – 125 рубль;
  • за проезд в общественном транспорте – 116 рублей.

Кроме того, есть дополнительные льготы у ветеранов:

  • 50% скидка при оплате коммунальных услуг;
  • бесплатное жилье из муниципального фонда региона проживания ветерана;
  • бесплатный земельный участок под индивидуальное жилое строительство;
  • право на дополнительный неоплачиваемый отпуск до 35 дней;
  • бесплатное протезирование зубов;
  • бесплатное обучение в образовательных заведениях и на курсах повышения квалификации;
  • вступление вне очереди в садовые товарищества и строительные кооперативы.

Вот так осуществляется государственная поддержка участников боевых действий.

Материал из Documentation.

Летом 1991 года первый заместитель Бориса Ельцина, тогда работавшего председателем Верховного Совета РСФСР, — Руслан Хасбулатов решил помочь своим землякам и поручил руководителю Центрального банка РСФСР Георгию Матюхину обеспечить крестьянские хозяйства Чечни кредитами. После поражения ГКЧП, когда в Чечено-Ингушской республике уже начинались волнения, Матюхин отрапортовал: «Потребность крестьянских хозяйств в кредитах удовлетворена». В стране тогда ещё тотального дефицита эта фаза свидетельствовала о небывалой государственной заботе, чуть ли не о построении коммунизма в одном отдельно взятом регионе. И действительно, крошечная республика после выполнения задания Хасбулатова стала крупнейшим эмитентом РСФСР. Доля доходов населения, выплаченных за счет эмиссии, превышала 40 % (в среднем по стране — 17 %). Суммы наличности, забираемой в банках кооперативами, превышали наличность, возвращаемую ими, в 50 раз, что также намного выше уровня других территорий. Подобная кредитная накачка означала, что чеченские хозяйства обрели финансовую независимость от государства. Очевидно было и другое: экономическая независимость — это пролог к независимости политической, особенно на Кавказе. [1]

К началу Первой чеченской войны структурообразующей единицей чеченского общества окончательно стал тейп (род). Почти вся хозяйственная деятельность велась тейпами, работавшими как диверсифицированные семейные корпорации. К концу 1994 года главными направлениями их занятий стали оптовый контрабандный импорт бытовых товаров с последующей перепродажей российским фирмам; нелегальный транзит грузов (в частности, наркотиков и оружия); управление собственностью, рэкет и грабёж (от фальшивых авизо до угона скота) на территории России. [2]

Первая чеченская война и постепенная нормализация экономической жизни в России сократили масштабы этих операций, увеличив, однако, масштабы расхищения федеральных средств, а также внешнее финансирование (которое идет по принципу «мир беден — война богата»). Но главным изменением в чеченской экономике стал переход от диверсификации деятельности к её специализации: теперь в Чечне есть села, получающие доходы в основном от грабежей, есть — от заложников, есть — от переработки нефти и т. д. [3]

Одним из главных источников доходов Чечни был крайне криминализованный нефтяной бизнес. Основная часть нефти поступала в Чечню из России (так, в 1997 году эти поставки достигали 2 млн тонн). Нефтяной бизнес являлся экономической основой независимости многих полевых командиров от центральных чеченских властей и, соответственно, одной из главных причин хаоса в Чечне. Сельское хозяйство и прочие сохранившиеся виды честного бизнеса в Чечне не играли заметной роли в финансовых потоках. Основным источником денег был криминал, от «освоения» федеральных трансфертов до захвата заложников: с января 1997 года по середину 1999 года более чем 60 чеченскими группировками было похищено 1094 человека, в том числе в 1999—270 (17 из которых милиционеры, 80 — военные). На середину 1999 года в неволе оставалось 514 заложников. [4]

Осенью 1999 года в Чечню были введены российские войска, началось освобождение республики от власти бандформирований.

Содержание

[править] Топливно-энергетический комплекс

Из закачанных в 1992 году в трубопровод Баку—Новороссийск 120 тыс. тонн азербайджанской нефти на территории Чечни были похищены все 120 тыс. целиком. [5]

В 1990-х годах значительную роль в экономике Чечни играл экспорт (в том числе на основе официальных квот) и переработка нефти. В основном она поставлялась с территории остальной России, хотя объём её транспортировки и падал (в 1991 году поставки составили 11,077 млн тонн, в 1992 — 6,433 млн, в 1993 — 1,063 млн, за 11 месяцев 1994 — 89 млн тонн). [6]

Это падение было вызвано не только экономическими, но и политическими причинами. По информации СМИ, ещё 16 июля 1993 года Сергей Шахрай рекомендовал Ельцину прекратить всякие поставки нефти в Чечню и поручить Министерству безопасности России контролировать поступление нефтепродуктов из Чечни. Он тогда писал: «Формальное наличие поставок нефти на НПЗ в Чеченской республике имеет ряд негативных для России последствий. Используя поставки нефти на НПЗ в Чеченской республике, коррумпированные элементы в России и Чечне осуществляют переработку неучтенной нефти и реализацию нефтепродуктов за рубеж. Так как правоохранительные органы в Чеченской республике не функционируют, приостановить хищения при продолжении функционирования нефтепровода невозможно. Регионам России, добывающим и поставляющим нефть на НПЗ в Чеченской республике по внутренним ценам, наносится ущерб, так как нет обратных равноценных поставок нефтепродуктов. Поставка и переработка нефти используются режимом Дудаева для закупки оружия, раздачи нефтепродуктов населению, оплаты нефтепродуктами муки и поддержания снижения цен на хлеб (большая часть муки расхищается), оплаты наёмников и т. д. Поставка и переработка нефти используются для внешнеполитических целей. Перед западными странами создаётся видимость серьёзной нефтяной страны (большей частью за счёт похищаемой нефти), в отношениях с Грузией и Арменией поставки нефтепродуктов служат средством политической торговли. Окрепнув за счёт бесконтрольной продажи нефтепродуктов за рубеж, режим Дудаева превращает республику в перевалочную базу наркотиков и оружия. В этот процесс добровольно или под угрозой втягиваются и сотрудники органов власти России.» [7]

В 1998 году «Транснефть» перекачала по нефтепроводу Баку—Новороссийск 2,87 млн тонн нефти при плане 2 млн тонн. [8]

Одной из важнейших доходных статей чеченской экономики было производство нефтепродуктов, в первую очередь дизтоплива, и поставка его в Россию. Между тем добыча своей нефти в Чечне была невелика. В 1991 году было добыто более 4 млн тонн нефти, в 1992-м — 3 млн, 1994-м — немногим более 1 млн, в 1996 — около 500 тыс. В 1997 году, по официальным данным, добыча составила 2 млн тонн, но в 1998 вновь резко сократилась из-за бандитизма: в марте было добыто 120 тыс. тонн, в июне и июле — по 57 тыс., в августе — около 30 тыс. тонн. Всего же из запланированных 1,5 млн тонн нефти в 1998 году добыто вдвое меньше, причём половина — нелегально. В конце года добыча и транспортировка нефти от скважин к НПЗ была полностью остановлена из-за хищений, составивших за год, по заявлению официальных лиц Чечни, около 700 тыс. тонн. По данным Госкомстата, за январь—май 1999 года в Чечне было добыто 96 тыс. тонн нефти (по сравнению с 530 тыс. тонн за аналогичный период 1998 года). [9]

О масштабах хищений в тот период свидетельствуют и такие факты: только в октябре 1998 года из 6276 тонн нефти, добытой нефтяниками НГДУ «Октябрьнефть», до НПЗ дошло 1246 тонн. Более 80 % было похищено. В нефтепроводе от нефтяной базы № 2 до Грозненского НПЗ длиной 1850 метров было проделано более 300 отверстий — практически по одному «золотому крантику» на каждые 10 м трубы. Шамиль Басаев располагал в контролируемом им районе не просто кубами по перегонке нефти, а настоящим, хотя и небольшим, нефтеперерабатывающим заводом производства Германии. К мини-заводу от нефтепровода вел мини-нефтепровод. Захватываются не только трубы, но и сами месторождения: к началу 1999 года бандиты захватили большинство нефтяных вышек «Старогрознефти», и у нее теперь лишь 5 действующих скважин. [10]

Основная часть нефти поступала в Чечню из России (ещё в 1997 году эти поставки достигали 2 млн тонн). И не только из нефтепроводов, но и с мелких месторождений на территории Северного Кавказа. К сентябрю 1999 года сложились устойчивые связи между чеченскими полевыми командирами и предприятиями России: Чечня была офшорной зоной, в которой без налогов перерабатывается российская нефть и продается обратно. В самом начале бензинового кризиса, когда цена российского дизтоплива превышала 2 руб. за литр, чеченское стоило менее рубля. Посевные и уборочные в соседних с Чечней регионах чуть ли не целиком велись на чеченском топливе: в Ставрополье за его счёт обеспечивалось до 70 % потребностей края, в Кабардино-Балкарии — более трети. [11]

Нефтяной бизнес являлся экономической основой независимости многих полевых командиров от центральных чеченских властей и, соответственно, одной из главных причин хаоса в Чечне. В сентябре 1999 года там действовали около 300 нефтеперегонных кубов, каждый из которых в среднем приносила в день $1-1,2 тыс. прибыли. В начале 1998 года доходы от незаконной переработки нефти в Чечне оценивались в $3 млн ежемесячно. [12]

Хотя доходы от переработки нефти и составляли не более четверти общих доходов Чечни, именно нефтепереработка имела для неё принципиальное значение. Доходы от неё были наиболее регулярны и наименее централизованы. Поэтому в отличие от регулярных, но централизованных федеральных трансфертов и внешней поддержки (включая поставки наркотиков), а также в отличие от нецентрализованных, но и нерегулярных средства от грабежа доходы от переработки нефти в наибольшей степени способствовали поддержанию Чечни в её мелко раздробленном и хаотизированном состоянии. [13]

С.Степашин едва ли не первым чётко осознал роль российской нефти для Чечни — и начал перекрывать границу. Но просто закрыть границу было невозможно, даже если проигнорировать нехватку силовых ресурсов. Временный успех этой меры мог привести к срыву сельхозработ, по крайней мере в Ставрополье. Накануне зернового кризиса, маячившего перед Россией уже весной 1999 года, эта экономическая глупость стала бы и политическим самоубийством. Поэтому граница закрывалась лишь для перевозившейся на бензовозах «дикой» нефти. Нефть для центральных властей Чечни, поставлявшейся в основном по трубам и железной дороге, продолжала идти. Это было началом курса на укрепление и привязывание к себе этих центральных властей, на перетягивание к ним финансовых ресурсов Чечни, а значит, и к установлению реальной политической власти. Определённых успехов Степашин добился. Чем взбесил полевых командиров: именно сокращение их доходов из-за падения «дикой» переработки нефти стало одной из причин их вторжения в Дагестан. Полевые командиры начали войну в том числе и для того, чтобы привлечь внешних «спонсоров» и за их счёт компенсировать падение доходов от нефтяного бизнеса. [14]

[править] Наркоторговля

В 1990-е годы большую роль в экономике Чечни играла и наркоторговля: помощь от афганских талибов поступала в основном в форме наркотиков, которые затем реализовывались в России. Считалось, что именно эти наркотики способствовали взрывообразному развитию пандемии наркомании в России в 1998 году: если в начале года в России был 1 млн наркозависимых, то в конце — уже 2 млн человек. [15]

[править] Внешнее финансирование и поставки ресурсов

Накануне Второй чеченской войны Россия по-прежнему бесплатно поставляла в Чечню газ и электричество. Эти поставки не прекращались ни во время штурма Грозного, ни во время террористического акта в Будённовске. С одной стороны пользуясь тем, что юридически Чечня — такой же субъект федерации, как, к примеру, Москва, а с другой — страшась террора, российские компании и органы госуправления направляли в неё ресурсы. Часть пенсий выплачивалась на территории России, а остальное шло чеченцам, и не было никаких гарантий, что эти поставки не использовались против России. [16]

Какой объём ресурсов поставлялся в Чечню, доподлинно не известно. Сергею Степашину в бытность его премьер-министром России удалось получить информацию о поставках только электроэнергии и газа. Итак, с 1995 по 1 июля 1999 года в Чечню из федерального бюджета было поставлено почти 4 млрд кВт•ч электроэнергии и 14 млрд кубометров природного газа общей стоимостью более 1,5 млрд руб. Хотя эта статистка вызывает сомнения: по данным СМИ, только за 1997 год и январь—июль 1998 Чечня не оплатила поставки газа и электроэнергии из России на сумму более 1,7 млрд руб. [17]

В 1997 году Россия выделила Чечне 963 млрд неденоминированных рублей (из них 88 млрд — в счёт трансферта, 300 млрд — выплаты пенсий Пенсионным фондом России, 72 млрд — оплата транзита азербайджанской нефти, 2,8 млрд — плата за обслуживание нефтепровода). [18]

В январе—июле 1998 года Чечня получила более 200 млн «новых» рублей (40 млн руб. в счет трансферта; 118 млн руб.— выплаты пенсий Пенсионным фондом, 25,361 млн руб.— как плата за обслуживание нефтепровода). В первой половине 1999 Чечня из причитающихся ей из бюджета 284,4 млн руб. получила лишь 122,54 млн руб.: 50 млн руб.— «на зарплату работникам бюджетной сферы Чеченской республики»; 7 млн руб.— «на оказание помощи социально незащищенным слоям населения Чеченской республики»; 0,54 млн руб.— на оплату спецрейсов; ну и, наконец, 65 млн — «на возмещение затрат государственному концерну „Чечентранснефть“ по обеспечению транзита азербайджанской нефти». [19]

После внесения изменений в федеральный закон №5-ФЗ «О ветеранах», в 2019 году определенные категории граждан получили право на дополнительное денежное обеспечение. Участникам боевых действий, согласно нововведению, положены дополнительные надбавки к выплатам.

Кто считается участником боевых действий в Чечне

Статус присваивают демобилизованным солдатам и офицерам. Согласно действующему законодательству, к участникам боевых действий в Чеченской Республике относятся:

  • солдаты и офицеры, проходившие срочную и постоянную службу в Чечне;
  • лица, участвовавшие в вооруженных конфликтах на границе с Чеченской Республикой;
  • командированные в Чечню государственные служащие;
  • лица, направленные в состав воинских частей для выполнения определенных обязанностей.

Порядок получения статуса УБД

Автоматически пенсия участникам боевых действий назначаться не будет. Ее гражданин оформляет самостоятельно. Первый шаг на пути к государственной финансовой помощи – получение статуса. Алгоритм оформления льготной категории:

  1. Встать на учет в военкомат по месту проживания.
  2. Для получения статуса и удостоверения УБД представить пакет документов. Он включает:
    • паспорт;
    • личное дело;
    • военный билет;
    • официальные бумаги, подтверждающие наличие ранений во время службы в Чечне;
    • полученные за военную службу в Чеченской Республике награды и медали;
    • летную книжку;
    • выписку из документов, подтверждающую звание и назначение на воинскую должность;
    • справку из архива, подтверждающую участие военнослужащего в боях.
  3. Получить решение центральной комиссии военного округа через 30 дней. Забрать из военкомата готовое удостоверение УБД.

Военный комиссариат или Пенсионный фонд (ПФР) посещают после получения статуса УБД.

Туда будут поступать все деньги. Для оформления пенсии и других пособий бывший военнослужащий должен представить:

  • паспорт;
  • 2 фотографии 3Х4;
  • трудовую книжку;
  • удостоверение инвалида;
  • удостоверение УБД;
  • документы, подтверждающие получение наград и медалей;
  • архивные выписки, подтверждающие воинскую службу.

ПФР рассматривает документы 10 дней. Пенсию и сопутствующие льготы назначают гражданину с момента подачи заявления. Деньги поступят на счет физлица в следующем за датой подачи документов месяце. Оформлением некоторых преференций занимается Департамент социальной защиты населения.

  • Что показывает общий анализ крови
  • Нарощенные ресницы плюсы и минусы
  • Как подключить цифровое телевидение к старому телевизору

Что дает удостоверение участника боевых действий

Военнослужащим вместе с новым статусом полагаются разные льготы. Ветераны чеченской войны, получившие удостоверение, могут оформить:

  • Налоговые льготы. База налога на землю уменьшается на 1000 рублей. Получение налогового вычета 500 р. за каждый месяц начисления НДФЛ. Полное освобождение от налога на одно транспортное средство, независимо от его мощности.
  • Дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительностью 15 суток.
  • Выплаты для ветеранов и социальный пакет услуг.
  • Заявление на внеочередную установку квартирного телефона.

Если гражданин умер, то его жена и дети оформляют пособия и доплаты на себя. Вдовы ветеранов боевых действий (ВБД) могут получать пенсию мужа вместо собственной.

Нормативно-правовая база

Порядок оформления льготного статуса, особенности досрочного выхода на пенсию, перечень льгот для ВБД и других мер социальной поддержки содержит федеральный закон №5-ФЗ от 12.01.1995 г. Права ветеранов боевых действий также защищают:

  • федеральный закон №400-ФЗ от 28.12.2013 г.;
  • закон №4468-1 от 12.02.1993 г.

Какая пенсия у ветеранов боевых действий

Денежное пособие не может быть меньше прожиточного минимума. Основная часть пенсии формируется из обновленных правил расчета выплат для военных пенсионеров:

  • 1 год службы в горячей точке приравнивается к 3 годам обычной службы.
  • 1 год службы на неблагоприятных для проживания территориях приравнивают к 1,5 годам службы.

При расчете величины пособия для граждан, проживающих на Крайнем Севере и в приравненных к нему регионах, используют повышающие коэффициенты. Размер пенсионных выплат определяется:

  • продолжительностью службы;
  • местностью, где воевал УБД;
  • регионом проживания пенсионера;
  • наличием правительственных наград;
  • группой инвалидности;
  • должностью, занимаемой военнослужащим при уходе на пенсию;
  • воинским званием.

В 2019 г. минимальный размер пенсии для ВБД равен 11220 р. Эта сумма рассчитывается из минимального соцобеспечения и обязательных социальных выплат. Участникам боевых действий положены 4 вида пенсий:

  • по выслуге лет;
  • по инвалидности;
  • по старости;
  • социальная.

Согласно статье №45 Федерального закона №4468-I от 12.02.1993 г., от размера социального минимума прибавляется 32 процента к пенсии участникам боевых действий. В 2019 г. величина надбавки составила 1610,96 р. (5034,25*0,32).

  • Как ходить за продуктами в период пандемии
  • Возврат страховки по кредиту при досрочном погашении - условия, оформление заявления, сроки и причины отказа
  • Тарталетки из слоеного теста - пошаговые рецепты правильного приготовления в домашних условиях с фото

Ежемесячные выплаты (ЕДВ)

Денежное вознаграждение не подлежит налогообложению. ЕДВ ветеранам боевых действий выплачивается каждый месяц. Размер пособия составляет 2869,72 р. Для получения единовременной выплаты посетите территориальное отделение ПФР и представьте:

  • заявление;
  • паспорт;
  • ветеранское удостоверение;
  • СНИЛС;
  • выписку с реквизитами банковского счета.

Социальный пакет (НСУ)

Государство предоставляет ветеранам набор бесплатных услуг. Пенсионер может пользоваться НСУ в натуральном виде или оформить компенсацию. Денежный эквивалент каждого вида услуг:

  • медицинские препараты – 811 р.;
  • санаторно-курортное лечение – 125 р.;
  • проезд – 116 р.

Пенсионное обеспечение по выслуге лет

Этот вид материальной помощи рассчитывается в индивидуальном порядке. Размер пенсии не зависит от того, получает военнослужащий повышенное пособие или нет. Ветеран боевых действий в Чечне получает право на досрочное пенсионное обеспечение после достижения 45 лет. Пенсию по выслуге лет платят, если:

  • продолжительность смешанного стажа – не менее 25 лет, при этом специальная или военная служба – не менее 12,5 лет;
  • общая выслуга – не менее 20 лет.

Выплаты по инвалидности

Военнослужащему, получившему серьезные ранения или контузию при проведении военных операций, положена дополнительная прибавка к пенсии. Размер выплаты зависит от группы инвалидности:

  • I группа – 3137,60 р.
  • II группа – 2240,70 р.
  • III группа – 1793,70 р.

Пенсия участникам боевых действий в Чечне ежегодно увеличивается. Индексация затрагивает пособие по инвалидности, пенсию по выслуге лет, ЕДВ. Итоговый размер ветеранских выплат определяется суммой денежного довольствия и продолжительностью воинской службы пенсионера.

Льготы участникам боевых действий в Чечне

УБД могут воспользоваться дополнительными преференциями. Льготы для участников боевых действий в Чечне, предусмотренные законодательством:

  • 50% скидка при оплате коммунальных услуг;
  • бесплатное жилье из муниципального фонда региона проживания ветерана;
  • бесплатный земельный участок под индивидуальное жилое строительство;
  • бесплатный проезд на общественном транспорте любого города России;
  • право на дополнительный неоплачиваемый отпуск до 35 дней;
  • возможность оформить 1 целевой кредит на открытие собственного бизнеса или ипотеку со сниженной процентной ставкой;
  • расчетно-кассовое обслуживание вне очереди;
  • бесплатное протезирование зубов;
  • бесплатное обучение в образовательных заведениях и на курсах повышения квалификации;
  • вступление вне очереди в садовые товарищества и строительные кооперативы;
  • бесплатное посещение оздоровительного санатория или курорта 1 раз в год;
  • бесплатный проезд до места лечения при наличии направления от лечащего врача;
  • путевки на санаторно-курортное лечение со скидками до 70%.

Видео

Нынешнее февральское повышение ЕДВ прибавило ветеранам, в частности «чеченцам», 4,3 процента к получаемому пособию. Побольше стали весить и соцпакеты ветеранам (лекарства, лечение, восстановление здоровья в санаториях, на курортах, проезд в общественном транспорте). Предполагается и апрельский пересчет пособий льготникам.

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

С 1 апреля 2020 года выплаты увеличились в 1,02 раза. Нетрудоспособные граждане теперь получают 5283 рубля и 84 копейки. В Госдуме обсуждают инициативы, внесенные депутатами ЛДПР, в частности, считающими, что ЕДВ участникам боевых действий должно быть увеличено вдвое, есть предложение поднять эту сумму до 6 000 р.

После того как в ФЗ о ветеранах были внесены изменения, касающиеся военных, служивших в районах боевых действий в Чечне в 1994–1996 г.г., им был присвоен статус ветеранов. На основании законодательства появилась возможность исчисления льгот и доплат бывшим военнослужащим с учётом их званий и наград, а участникам боевых действий в Чечне, ставшим инвалидами, – получать пенсии.

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->


p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

К числу участников боевых операций отнесены военнослужащие – рядовые, начальствующий состав ОВД, органов безопасности, которые выполняли боевые задачи в Чечне и на прилегающей территории.

Как определяется статус ветерана Чеченской войны

Статус ветерана присваивается демобилизованным солдатам и офицерам для того, чтобы они могли получить положенные социальные льготы.

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Статус ветерана боевых действий присваивается в соответствии с постановлением правительства РФ:

p, blockquote 7,0,1,0,0 -->


  • солдатам и офицерам, проходившим постоянную и срочную службу в Чечне;
  • командированным гражданам;
  • лицам, направленным в состав воинских частей;
  • лицам, участвовавшим в боях на границе с Чеченской Республикой.

Как подтверждение, военнослужащим вручается удостоверение ветерана. Удостоверение имеет единую форму на территории РФ. Оно выдаётся органами исполнительной власти, которые отправляли граждан для прохождения службы на территорию, где проходили военные действия – это органы внутренних дел, ФСБ, военкоматы.

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

О пенсионом обеспечении ветеранов

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Закон о ветеранах Чеченской войны предусматривает обеспечение военных соответствующими пенсиями и льготами:

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

  1. Обеспечение повышенной пенсией с учётом законодательства РФ.
  2. Право на ежемесячное денежное вознаграждение (ЕДВ), которое не подвергается налогообложению.
ГодЕДВСоц.пакет
20152465,67930.1
20162638,27995.23
20172780.741052.95
201828501100
20192972,82 (при полном отказе от НСУ)1121,42
20203085,791921,75

Размеры ЕДВ представлены с учётом социального пакета, который составляет в 2020 году — 1921, 75 р. и включает в себя:

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

  • 863, 75 (811) – оплату лекарств;
  • 133,62 (125) – оплату путёвки на санаторное лечение;
  • 124, 05 (116) – оплату за проезд до места лечения и обратно.

*Значение в скобках – стоимость пакета в 2018 г.

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Чеченские ветераны имеют право заменить данные льготы деньгами или пользоваться ими в натуральном виде. Из таблицы видно, что отказ от НСУ и получение наличными деньгами приведет к недополучению средств на проезд, лечение, реабилитацию более чем вдвое.

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Говоря о размерах пенсий ветеранов боевых действий, необходимо знать, что пенсия включает в себя выплаты на общих условиях и персональные доплаты. Каждая пенсия рассчитывается в индивидуальном порядке.

p, blockquote 14,1,0,0,0 -->


p, blockquote 15,0,0,0,0 -->

Если гражданин проживает, например, в северных районах РФ, то там действуют соответствующие коэффициенты, которые насчитываются и ветеранам тоже при начислении пенсионного обеспечения.

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

Существуют минимальная социальная выплата в размере 4770 руб., а также дополнительная доплат 1000 рублей – процент от минимума социальной пенсии.

Инвалиды, имеющие ранения, полученные в военных операциях в Чечне, имеют дополнительные добавки к пенсии по группе инвалидности, установленной медицинской комиссией, которые пока остаются в неизменном виде:

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

  • 1-я группа – 3137,6 руб.
  • 2-я группа – 2240,7 руб.
  • 3-я группа — 1793,7 руб.

Индексации, проводимые ежегодно в РФ с целью подтянуть прожиточный минимум на уровень растущей инфляции, касаются также всех выплат ветеранам.

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

О пенсионном обеспечении ветеранов Чеченской войны по старости говорить пока ещё преждевременно, так как до пенсионного возраста им ещё далеко. Но, учитывая нововведения в закон о страховой части пенсии, уже сегодня у работающих ветеранов идёт накопление стажа и пенсионных баллов к предстоящей пенсии.

p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

Офицерскому составу, прошедшему службу в Чечне и достигшему пенсионного возраста, пенсия исчисляется, исходя из новых правил расчёта для военных пенсионеров, которые работают с 01.01.15. На момент выхода на пенсию они должны иметь минимум стажа 6 лет и 6 пенсионных баллов на счету.

p, blockquote 21,0,0,1,0 -->

Размер пенсии ветеранам исчисляется в индивидуальном порядке. Он зависит от суммы довольствия во время службы и от выслуги лет, то есть, времени пребывания в горячей точке.


p, blockquote 23,0,0,0,0 -->

Пенсия должна быть не меньше прожиточного уровня. Если её размер не достигает уровня потребительской корзины то территориальный ПФ обязан доплачивать недостающую сумму.

p, blockquote 24,0,0,0,0 -->

Индексация военных пенсий, для «чеченцев» в частности, планируется на 6,3 процента в октябре этого года.

p, blockquote 25,0,0,0,0 -->

Льготы, положенные ветеранам Чеченской войны

p, blockquote 26,0,0,0,0 -->

Учитывая все заслуги военнослужащих во время чеченской войны, государство предоставляет им льготы, которые призваны облегчить их быт и помочь при необходимости лечения:

p, blockquote 27,0,0,0,0 -->

  1. Бесплатное предоставление жилья из муниципального фонда региона проживания. При этом ветеран должен обязательно встать на учёт, как нуждающийся в получении жилья. Обеспечение жильём может производиться в виде выдачи денежной суммы для строительства или покупки квартиры.
  2. 50% скидка за предоставление коммунальных услуг.
  3. Бесплатное обеспечение земельным участком.
  4. Бесплатный проезд на транспорте в любом городе РФ.
  5. Бесплатное предоставление инвалидам проезда в любую точку России.
  6. Бесплатное приобретение лекарств.
  7. Предоставление инвалидам протезов без оплаты.
  8. Внеконкурсное поступление в профессиональные образовательные учреждения.
  9. Предоставление обязательной стипендии обучающимся ветеранам.
  10. Право на отпуск до 35 к.д. без содержания.
  11. Право на предоставление 1 целевого кредита на приобретение жилья, создание бизнеса.

Разумеется, региональная и госпомощь военному пенсионеру вряд ли в полной мере поспособствует «ни в чем себе не отказывать», но все-таки не лишне поинтересоваться, все ли возможное реализовано. Начисление соцвыплат – дело индивидуальное, требует документального подтверждения.

p, blockquote 28,0,0,0,0 --> p, blockquote 29,0,0,0,1 -->

Могут появиться и сомнения в начислении, поэтому учтем: все вопросы, касающиеся социальных выплат и льгот для ветеранов военных действий, находятся в ведении службы социальной защиты населения вашего региона.

голосуйте за эту инициативу на сайте российская общественная инициатива. инициатива №34ф30234.

От Кузнецова Сергея Николаевича

ОБРАЩЕНИЕ
Подошло время для выхода на пенсию и при подсчёте трудового стажа обнаружилось что срочная служба в Афганистане не засчитывается в стаж как сказано в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983г. N 59-27 один месяц службы за три месяца -время службы на территории Афганистан.
В своем ответе на мое обращение, отделение пенсионного фонда по Волгоградской области указало, в частности на то, что Федеральный закон № 173 “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” “не содержит специальных норм, позволяющих учесть при подсчете страхового стажа, так и общего страхового стажа, период службы в Афганистане в тройном размере”
Однако, я не согласен с данным утверждением в связи со следующим.
Я находился на военной службе по призыву в части, в состав действующей армии в период ведения боевых действий на территории Афганистана
В соответствии со статьей 16 Федерального закона “О ветеранах”, ветеранам боевых действий предоставляются следующие меры социальной поддержки:1. льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством. Данные льготы предусмотрены Федеральным законом “О трудовых пенсиях в РФ”.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 173 “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (далее- Закон) основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе расчетный пенсионный капитал –учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
Законом предусмотрено несколько вариантов определения расчетного размера трудовой пенсии РП (используемого для определения расчетного пенсионного капитала РПК), которые предусмотрены ч.3,4,6 ст.30 Закона
До 1.01.2002г..Часть.3 статьи 30 Закона предусматривает общую формулу расчета РП.
Ч.4 статьи 30 Закона предусматривает возможность включать периоды службы в Афганистане в общий трудовой стаж в тройном размере.
Таким образом, в соответствии с Законом, я имею право включить период службы в действующей армии в общий трудовой стаж в тройном размере, что позволит увеличить мой стажевой коэффициент и повлиять в сторону увеличения на расчетный размер трудовой пенсии РП, и как результат- на величину расчетного пенсионного капитала, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии. Для меня это является своеобразной льготой; инструментом, предусмотренным законодателем, позволяющим учесть выполнение долга перед Родиной при определении размера страховой части трудовой пенсии. Этот инструмент предусмотрен законодателем, и на мой взгляд, позволяет участникам боевых действий почувствовать проявление социальной справедливости при льготной оценке периодов службы по призыву в действующей армии при назначении трудовой пенсии.
Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что участники боевых действий в Афганистане по нашему законодательству из пенсионного фонда, могут рассчитывать на включение в трудовой стаж в тройном размере срочной службы в Афганистане,статья30 часть4 что позволяет ему в итоге увеличить размер страховой части трудовой пенсии.
Однако, в ч.4 ст.30 Закона “ О трудовых пенсиях в Российской Федерации”,
Законодателем предусмотрено, что расчетный размер трудовой пенсии по старости по данному варианту не может превышать сумму -555 руб. 96 коп.
Таким образом, законодатель установил уровень, который не только ограничивает права льготных категорий граждан, но и более того, ставит их в невыгодное положение по сравнению с гражданами, не имеющими права на какие-либо льготы (расчет по формуле, установленной в ч.3 ст.30 Закона ).
Считаю данное обстоятельство крайне несправедливым и требующим внимания со стороны законодателя. Предлагаю рассмотреть вопрос о том, чтобы снять ограничения расчетного размера трудовой пенсии для ветеранов боевых действий, установленные в федеральном законе от 17.12.2001 N173-Ф3 ч.4 ст.30 Закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”; в ч 3 ст30 федерального закона N 173-Ф3 включить в стажевой коэффициент срочную службу в Афганистане как 1месяц службы за 3 месяца службы . Увеличить отношение средней зарплаты застрахованного лица к средней зарплате по РФ с 1,2 до 1,9 в зависимости от срока нахождения службы в Афганистане .
Постановление ЦК КПСС и совета министров СССР от 17.01.1983г№59-27—основная льгота для тех кто служил в Афганистане 1месяц службы за 3месяца службы. постановление №941 от 22.08.1993г. постановление №565 от 31.07.2008г. статья 55 конституции РФ –в России не должны издаваться законы отменяющие права граждан. Статья №4 гражданского кодекса — согласно которой законодательные акты не имеют обратной силы.

Читайте также: