Как повысить финансовую грамотность пенсионеров

Для начала, не держите вместе пластиковую карту и ПИН-код. Этот совет, вызовет у большинства улыбку. Но именно так поступают многие неопытные пожилые (и не только) люди. По словам банкиров нацарапанный на карте ПИН-код тоже не редкость.

Проверьте, не совершают ли ваши близкие подобных ошибок. Выясните, знают ли они о том, что нельзя сообщать информацию о карте кому-либо. Расскажите, что нельзя оставлять телефон, к которому привязана карта, без присмотра.

Телефонные мошенники

По разным оценкам, доля хищений денег с карт россиян при помощи методов социальной инженерии составляет от 60% до 80%. Причем эти методы в России распространены намного больше, чем в других странах, и проблема нарастает с огромной скоростью.

Причем схема всегда примерно одинаковая: мошенники представляются жертвам сотрудниками банка или службы безопасности. Они предлагают какие-либо услуги или сообщают об обнаружении подозрительной активности на счете. В результате получают личные данные и коды доступа клиентов, после чего выводят деньги со счетов.

«На мой телефонный номер поступило СМС-сообщение. В нем сообщалось о том, что с моего счета в ВТБ якобы были сняты средства. И был указан телефонный номер, на который нужно позвонить, чтобы предотвратить хищение. По номеру ответил мужчина, который представился сотрудником банка ВТБ. Он сказал, что мне необходимо сказать ему номер из СМС-сообщения, чтобы предотвратить хищение.

У меня слабое зрение и я не умею читать на латинском. Я назвала ему номер из СМС от банка. В результате все средства (50 тыс. рублей), были списаны с моего счета. Эти деньги я копила очень долгий период времени. Моя пенсия 12 тыс. рублей. Из них половину я отдаю за коммунальные услуги и лекарства. А на еду остаются гроши», — поделилась историей на форуме пользователь.

Как бороться

Бывает, что пожилые люди с недоверием относятся к советам младших членов семьи. И часто они не желают выслушивать их поучения. Чтобы донести информацию о финансовой грамотности пенсионерам, расскажите «историю о знакомом». Что он потерял деньги из-за действий мошенников.

Полезными могут оказаться и возможности интернет-банкинга. Установите ограничения для расходных операций по карте, подключите автоплатежи для оплаты ЖКХ. Также можно подключить СМС-информирование об операциях по карте на свой номер телефона.

Объясните, что нельзя сообщать данные карты и полученные на телефон пароли чужим людям. Даже если они представляются сотрудниками банка. Попросите их быть максимально бдительными и подозрительными. Если возникли сомнения, пусть скажут звонящему перезвонить позже, когда дети будут рядом.

Позже телефонный номер можно будет проверить на сайте Сбербанка. Там же можно будет оставить заявку для проверки этого номера и возможной дальнейшей блокировки.

Покупка ненужных товаров и услуг

По сути такие же выброшенные на ветер деньги, только уже по своей воле.

«У бабушки побывал представитель компании, устанавливающей пластиковые окна. И хотя окна у нее вполне хорошие, она поддалась на уговоры и согласилась на установку. Выяснили, что на это дело она оформила кредит, да еще и со всеми возможными страховками», — поделилась своей историей пользователь форума.

Объясните, что, оформляя какую-либо услугу, не надо пытаться проявить независимость и самостоятельность. Можно и нужно просить договор, чтобы предварительно посоветоваться с близкими. И только после этого принять совместное решение. Продавец может настаивать на том, что предложение действительно только сегодня. Скажите, что это дополнительный повод насторожиться и отложить покупку. Увы, за объявлениями о различных акциях для пенсионеров часто стоят самые беспринципные продавцы.

Недобросовестная продажа финансовых услуг

Еще одна опасность, подстерегающая пожилых людей. Пенсионерам под видом вкладов с повышенной доходностью часто продают инвестиционное или накопительное страхование жизни. На форумах содержится много жалоб на такие действия сотрудников банков. «Недавно наблюдала, как менеджер раскручивала пожилую женщину на ИСЖ. У нее закончился вклад, она пришла заключать новый. Выбирала-выбирала и попала в оборот. Смотреть на это было неприятно. У меня чесался язык вмешаться, но это как-то не принято», — рассказала участник форума.

Отделение банка — это то место, где меньше всего ожидаешь быть обманутым. Именно доверие к финансовым институтам заставляет не глядя подписывать договор. Просто потому что полагаешься на профессионализм и порядочность сотрудника. А ситуации, когда человек пришел оформить карту, а ему подключили ненужные дополнительные услуги, и вовсе обычная практика.

Расскажите своим родным, с какими уловками банковских сотрудников можно столкнуться. Предложите составить им компанию во время визита в отделение банка. Также можно оформить доверенность на выполнение операций по текущим счетам. Не полагайтесь на одну только финансовую грамотность пенсионеров, старайтесь деликатно помогать им и проверять их траты.

Мошенничество на эпидемии коронавируса

Оказывается деньги тоже могут пострадать от коронавируса. В то время как ряд граждан помогает друг другу в сложившейся ситуации деньгами, продуктами и делами, мошенники продолжают свое черное дело. Рассмотрим известные в настоящее время виды мошенничества на ситуации с вирусом, от которых также могут пострадать пожилые люди.

  • Ссылки на сайты. Не открывайте незнакомые письма с темой «коронавирус» и около нее. Интересующую вас актуальную информацию ищите на официальных сайтах и сайте своего города. Цель мошенников — любым способом завлечь вас на фальшивый сайт, похитить данные вашей карты, а потом и ваши деньги. Если письмо выглядит подозрительным — удалите его. Не заполняйте никаких форм на подобных сайтах. Маски, тесты и антисептики покупайте в официальных магазинах.
  • Штрафы за нарушение самоизоляции. Если вам прислали сообщение о штрафе за нарушение самоизоляции, проверьте его реальность на сайте Госуслуги.
  • Фальшивая компенсация. Правительство не предлагает выплаты (даже пострадавшим от коронавируса) по смс и e-mail. Зато предлагают мошенники : выманивают данные банковской карты и крадут с нее деньги. Не переходите по подобным ссылкам и не регистрируйтесь на непонятных сайтах.
  • Медицинский осмотр. Сайты с приглашением обследоваться на коронавирус, скорее всего — обман, а предлагаемая для установки перед посещением клиники программа — вирус. Поэтому ничего не скачивайте и не устанавливайте.
  • Лекарства от коронавируса. Не приобретайте никаких лекарств от и для профилактики COVID-19. Помните: признанного средства, побеждающего коронавирус COVID-19, пока еще не разработали.

Первый ответ в Гугле на запрос «лекарства от коронавируса»
  • Сбор денег на помощь пострадавшим. Не поддавайтесь на попытки эксплуатировать ваши добрые порывы помочь тем, кто каким-либо образом пострадал от коронавируса. Если вы не знаете организацию, собирающую деньги, воздержитесь от пожертвования. Если знаете, проверьте по телефону с официального сайта, проводится ли сбор средств. Тщательно проверяйте информацию перед тем как перевести кому-либо деньги.
к оглавлению ↑

Заключение

Часто пожилые люди вступают в диалог с мошенниками или недобросовестными продавцами из-за недостатка общения. Старайтесь уделять больше внимание своим пожилым родственникам. И тогда у них не возникнет такой потребности.

Банковские карты, банкоматы и не только

Старшее поколение остается очень уязвимым в мире современных финансов. Многие пенсионеры боятся пользоваться банковскими картами и уж тем более не доверяют электронным способам оплаты чего бы то ни было. Но, даже отгораживаясь от технологий века, они нередко становятся легкой добычей мошенников всех мастей. Становится очевидным: матчасть надо знать. Научить зрелых людей ориентироваться в реалиях, связанных с деньгами, призваны программы финансовой грамотности.


Фото: АГН «Москва»

Лапша на уши

Заведите в любом поисковике запрос «вложения для пенсионеров» — и вы поразитесь, сколько несуразных предложений с обещаниями баснословных прибылей выпадет. При этом авторы «выгодных» схем подчеркивают: варианты «строго для пенсионеров». Эта информационная деза носит массовый характер, и, похоже, без улова мошенники не остаются. К сожалению, люди старшего возраста плохо ориентируются в современных финансовых реалиях.

Не так давно по стране прокатились очередные мошеннические гастроли. Пенсионерам звонили из «собеса» и сообщали об обмене денег, предлагали «пойти навстречу» и осуществить операцию на дому, даже с некоторыми бонусами «как для ветерана». И слишком много пожилых людей на такое «выгодное» предложение купилось. Они очень наивны, наши душевные бабушки.

Не стоит обольщаться, что попасть на подобную удочку могут только представители старшего поколения «из простых». Моя знакомая — грамотный, активный человек, журналист — недавно повелась на незамысловатое мошенничество. Ей позвонили на домашний телефон якобы из Пенсионного фонда, «чиновница» представилась, назвала верные личные данные жертвы — имя, домашний адрес (это, конечно, еще и к вопросу о сохранности наших конфиденциальных сведений). Далее «чиновница» сообщила, что пенсионерке полагается денежная компенсация за то, что та не воспользовалась правом получить бесплатную путевку. Сумма возмещения звучала разумно, подозрений не вызвала. Дело было за малым — сообщить данные банковской карты, чтобы «Пенсионный фонд» смог перевести «причитающиеся» средства. Моя знакомая начала диктовать сведения, и тут ей на мобильный стали поступать тревожные СМС‑сообщения от банка о попытке некорректной операции. «Знаешь, я въехала в самый последний момент и не сообщила трехзначный код, а начала задавать уточняющие вопросы, — рассказала без пяти минут пострадавшая. — «Чиновница» сначала уверенным тоном несла чушь, потом явно разозлилась на мою настырность и бросила трубку». В той истории дело закончилось всего лишь блокировкой карты, которую банк вскоре перевыпустил. Реального списания средств, к счастью для моей знакомой пенсионерки, не произошло. Логично будет предположить, что далеко не все абоненты «чиновницы» вовремя остановились.

Можно «попасть на деньги» и без очевидного мошенничества. Так, один пенсионер обратился в банк за небольшим кредитом: что-то там на дачу надо было приобрести. Ему сообщили, что сроки рассмотрения заявки составляют три дня. Он вышел из офиса и буквально за углом увидел вывеску другого финансового учреждения, в котором ему выдали кредит моментально. Заемщик радовался своей предприимчивости, ведь он получил средства гораздо дешевле, чем в банке, всего под 2%. Он не понимал, что речь идет о двух процентах в день — это он так «удачно сэкономил» время и деньги в микрофинансовой организации (МФО). Оказывается, он и не слышал о такой разновидности финансовых институтов, не знал о дороговизне их кредитов.

Понятно, что пенсионеров надо учить ориентироваться в мире современных финансовых продуктов. На это нацелен в том числе федеральный проект Минфина «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Научи свою бабушку

Программа запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года. Просветительские мероприятия организованы практически по всей стране. Визитной карточкой проекта считается осенняя Неделя сбережений для взрослого населения, в рамках которой проводится много встреч, фокусированных именно на пенсионерах. К таким неделям дважды выпускались специальные газеты «Деньги и жизнь» и «Современный пенсионер», содержавшие базовые обучающие материалы: как пользоваться банковской картой, планировать бюджет, не переплачивать за кредиты — и бесплатно распространявшиеся, в том числе через почтовые отделения.

Но в этих «фирменных» неделях, объясняет директор Национального центра финансовой грамотности (АНО «НЦФГ») Евгения Блискавка, возраст, заявленный в «шапке» мероприятия, не является жесткой привязкой. Столь же традиционной, как и неделя для взрослых, является Неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. И в рамках этого марафона организаторы все равно ориентируются на пенсионеров. «Сопровождают детей на мероприятия обычно бабушки, — объясняет Блискавка, — они же вместе с внуками невольно становятся слушателями лекций и семинаров». Отметив этот естественный прирост аудитории, организаторы запустили для детей тренинг «Научи свою бабушку пользоваться банкоматом».

Формат мероприятий в рамках официального проекта Минфина самый разнообразный: от традиционных лекций, бесед, семинаров, выездных встреч в районных центрах до весьма креативных жанров. Так, в Алтайском крае для людей старшего возраста в общественных местах — в основном в крупных торгово-развлекательных центрах — проводились викторины под названием «Финансовая лестница», интерактивные тренинги. Дважды прошел одноактный спектакль «Финансовая безграмотность» на подходящую тематику, сценарий для которого создавался при участии регионального телеканала, а в качестве артистов были задействованы студенты местного института культуры. Перед спектаклем зрителей «разогревали» загадками и конкурсами на финансовую тему, а после него организовали со зрителями диалог по затронутым в постановке проблемам.

Иногда организаторы мероприятий выделяют узкие фокусные группы. Так, в Калининграде на регулярной основе работает программа для военных пенсионеров. А на Алтае в сотрудничестве с органами соцзащиты и Союзом пенсионеров на текущий год намечена серия встреч с одинокими пенсионерами, в том числе с целью их финансового просвещения.

От сберкнижки до биткоина

Но традиционными обучающими форматами остаются все-таки лекции, семинары, встречи. «Аудиторию старшего возраста интересует в основном, как сберечь свои деньги, — рассказывает Юрий Коробов, профессор, заведующий кафедрой банковского дела, денег и кредита Саратовского социально-экономического института РЭУ им. Г.В.Плеханова, читающий лекции в Университете старшего поколения. — Большинство их вопросов очень конкретные: можно ли потерять вложения в банке; как выбрать банк; чем отличается вклад от сертификата; как избежать рисков, связанных с банкоматом; как определить финансовую пирамиду. Но я был просто поражен интересом этих слушателей, казалось бы, к абстрактной теме — электронные деньги, в том числе биткоин. Это новый феномен нашего времени, я‑то полагал, что будет лишь вежливое внимание. Ничего подобного! Зря некоторые думают, что люди старшего возраста из всех возможных финансовых форматов признают только сберкнижки. Это очень активные люди».

Его коллега из Москвы, консультант-методист проекта Минфина «ВАШИ.ФИНАНСЫ.РФ» Татьяна Бандюк, подтверждает: «Интересы категории неработающих пенсионеров направлены на то, как уберечь себя от мошенников и куда правильно вложить свои кровные, чтобы не прогореть, но получить пассивный доход. Категория более активных пенсионеров желает, кроме названных вопросов, узнать, где можно приложить свои знания и опыт, возможно, подучиться и оставаться по-прежнему востребованными в обществе, иметь официальный заработок и повышать свою финансовую грамотность, в том числе и чтобы не отставать от своих детей и внуков».

Евгения Блискавка выделяет основные направления интересов слушателей старшего поколения. Во-первых, «Правила финансовой безопасности» — как распознавать финансовые пирамиды и мошенников, предлагающих финансовые (и не только) услуги. Во-вторых, «Финансы онлайн» — как пользоваться онлайн- сервисами банков, сайтами оплат, как получить удаленный доступ к услугам. В‑третьих, «Как не залезть в долги» — правила выбора кредитов, займов, информация об опасности МФО. В‑четвертых, «Социальные льготы, выплаты, бережное потребление» — какие на местном уровне есть возможности для пенсионеров меньше тратить или получать компенсации. В‑пятых, «Финансовая грамотность в ЖКХ».

Учат пенсионеров всем этим финансовым премудростям, судя по всему, очень неплохо. «Вечная студентка» саратовского Университета старшего поколения (посещает занятия уже много лет) Нина Сергеевна К. так объяснила, почему перенесла наш разговор на более позднее время: «Я была у приболевшей подруги. Так за время визита еще и оплатила все ее квитанции через онлайн-сервис банка. Сама я уже давно так оплачиваю свои счета. А когда выбирала банк, чтобы открыть депозит, сравнила множество банков по интересующим меня параметрам — меня в университете научили, на что нужно обращать внимание». К числу лекций, которые ее особенно заинтересовали, она отнесла и вопросы наследства: «На какую удочку ловятся многие мои ровесники? На дарственную на квартиру: мол, подпишите, а уж мы будем за вами до конца дней ухаживать. Нам на семинаре четко разложили по полочкам наследственное законодательство».

Методическое пособие «Финансовая грамотность для граждан пожилого возраста». Манаева Юлия Антоновна специалист по социальной работе организационно-методического отдела, Муниципальное бюджетное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального образования город Норильск». Участник конкурса «Социальные инновации — 2019». Номинация «Технологическая карта или конспект занятия».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данное методическое пособие направлено на получение знаний и навыков в сфере финансов, владение которыми позволит гражданам пожилого возраста, находящимся на обслуживании в муниципальном бюджетном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального образования город Норильск», разумно оценивать ситуацию на финансовом рынке и принимать верные для себя решения. Постижение главных финансовых понятий и процессов, увеличит осведомленность о финансовых инструментах, а также поможет пожилым людям выработать умение эффективно использовать полученные знания в настоящей жизни, что в последствии предоставит им возможность грамотно управлять своими денежными средствами — вести учет доходов и расходов, своевременно погашать задолженности, планировать личный бюджет, накапливать сбережения, принимать решения в сфере кредитования.

ВВЕДЕНИЕ

В России уже давно финансовые рынки и институты получили свое развитие, но до сих пор большинство граждан не умеют планировать свои доходы и расходы даже на ближайшее будущее. Принятие финансовых рисков без осознания последствий очень частое явление. Особенно ярко это проявляется в периоды экономических кризисов, когда недостаточная финансовая грамотность оборачивается настоящей бедой для большей части населения, больше всех страдают люди пожилого возраста ввиду своей не осведомленности.

В нашей стране вопрос о финансовом образовании граждан является даже более насущным, чем, например, в западных странах, так как у россиян нет существенного опыта жизни в условиях рыночной экономики. Об этом говорит и Президент Российской Федерации в своем перечне поручений от 09.09.2014 № Пр-2159 по итогам заседания президиума Государственного совета Российской федерации «О развитии системы социальной защиты граждан пожилого возраста».

Недостаток финансовой грамотности не позволяет пожилым людям рационально распорядиться своими доходами и сбережениями, адекватно оценить возможные финансовые риски. Граждане пожилого возраста не редко становятся жертвами финансового мошенничества.

Финансовая грамотность — это более обширное и комплексное понятие, включающее в себя множество аспектов. Сегодня финансово грамотным считается человек, который может правильно распорядится не только личным или семейным бюджетом, но и компетентно вложить свои финансовые средства и получать дополнительную прибыль в виде дивидендов, умело распорядиться принадлежащим ему имуществом, активно противостоять нарушению его законных прав и интересов, уметь их защитить.

Цель обучения

Формирование у граждан пожилого возраста рационального подхода в принятии решений в отношении личных денежных средств, а также помощь в овладении необходимыми знаниями и умениями для защиты своих прав при получении финансовых услуг путём решения следующих задач:

  • приобретение знаний о существующих на сегодняшний день в России финансовых системах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации о них из разных источников;
  • развитие умения применять полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении своих денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;
  • формирование знания о таких способах увеличения благосостояния, как внесение денежных средств на банковские счета под проценты;
  • обретение понимания, что такое банковские кредиты (потребительский, ипотечный), страхование, дебетовая карта, финансовое мошенничество.

Данное методическое пособие разработано для обучения финансовой грамотности граждан пожилого возраста, являющихся получателя социальных услуг муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального образования город Норильск», желающих получить информацию по эффективному управлению личными финансами.

Ожидаемые результаты
  • укрепление гражданской позиции обучающихся как деятельных и ответственных членов современного общества, осознающих свои возможности, а также права и обязанности в части управления собственными финансовыми средствами;
  • формирование экономического мышления: умение принимать рациональные решения в управлении своими финансовыми средствами, оценивая и принимая ответственность за возможные последствия для себя, своей семьи и общества в целом;
  • наработка навыков находить и оценивать финансовую информацию из различных источников, включая Интернет, а также умения анализировать, преобразовывать и использовать полученную информацию для решения практических финансовых задач в своей жизни;
  • использование полученных знаний для эффективного исполнения социально-экономических ролей налогоплательщика, инвестора, заёмщика.
Эффективность от использования методического пособия

Повышение финансовой грамотности пожилых людей позволит поднять уровень их финансовой безопасности, а также увеличить эффективность в принятии ими финансово-экономических решений.

Обучающие занятия, проводимые в различных образовательных формах, таких как лекции, круглые столы, игры и т.д. позволяют не только получить практические навыки, но и дают возможность делиться своими знаниями, обмениваться мнениями, обсуждать, расширяя круг общения, что очень важно для пожилых людей.

Банки

Форма образовательной работы: лекционно-практическая. Лекция сопровождается материалами презентаций. По окончанию лекции предлагается мини — игра «Ва-Банк» (приложение 1).

Цель: дать понимание слушателям, как пользоваться услугами банков для роста своего благосостояния и как свести к минимуму риски, связанные с использованием этих услуг.

План занятия: информация, предполагающая визуальное и практическое знакомство с такими базовыми понятиями как:

  • банковская система России в том числе коммерческие банки, Центральный банк;
  • система страхования вкладов (ССВ);
  • дебетовая карта, пин-код, текущий счёт, сберегательный вклад, ставка процента, капитализация процентов, валюта, банковский кредит, эффективная ставка процента по кредиту, виды кредитов для физических лиц, ипотека, кредитная карта;
  • сберегательные сертификаты, паевые инвестиционные фонды (ПИФы).

По результатам занятия слушатели должны уметь:

  • отличать средства граждан в банках, которые застрахованы Системой страхования вкладов (ССВ), от тех средств, которые не застрахованы ССВ;
  • учитывать сумму страхового лимита при размещении денежных средств на банковских депозитах;
  • пользоваться своими банковскими картами повсеместно;
  • не путать дебетовую карту с кредитной картой;
  • рассчитать ожидаемый доход от размещения сберегательного вклада без капитализации и с капитализацией процентов;
  • сделать выбор между различными видами сберегательных вкладов;
  • определиться со сроком вклада;
  • правильно выбрать банк для размещения сберегательного вклада;
  • внимательно читать договор с банком;
  • понять, нужен ли кредит;
  • рассчитать размер ежемесячной выплаты по кредиту;
  • определить, во сколько обойдётся кредит и может ли гражданин позволить себе кредит;
  • пользоваться кредитной картой, при этом различать ситуации, когда стоит, а когда не стоит пользоваться кредитной картой;
  • получать необходимую информацию на официальных сайтах ЦБ, коммерческих банков и Агентства по страхованию вкладов;
  • определить, насколько рискованным является ПИФ.

Страхование

Форма образовательной работы: лекционно-практическая. Лекция сопровождается материалами презентаций. По итогам лекции для закрепления материала предлагается тематический кроссворд (приложение 2).

Цель: объяснить слушателям, как работает система страхования и как можно с помощью этой системы снизить риски потери имущества и здоровья.

План занятия: информация, предполагающая визуальное и практическое знакомство с такими базовыми понятиями как:

  • страховой случай;
  • страховая премия;
  • страховая выплата;
  • страхование имущества;
  • договор страхования;
  • страхование гражданской ответственности;
  • обязательное страхование;
  • добровольное страхование, ОСАГО, КАСКО;
  • личное страхование;
  • обязательное медицинское страхование (ОМС), полис ОМС, добровольное медицинское страхование, страхование жизни, страховая компания.

По результатам занятия слушатели должны уметь:

  • различать личное и имущественное страхование;
  • понимать, когда необходимо страховать имущество, а когда — нет;
  • отличать страхование имущества от страхования гражданской ответственности;
  • различать обязательное и добровольное страхование;
  • решать, какие риски можно и нужно застраховать, а какие — нет;
  • отличать ОСАГО от КАСКО;
  • пользоваться в полной мере и эффективно правами владельца полиса ОМС;
  • различать обязательное и добровольное медицинское страхование;
  • использовать в случае необходимости преимущества добровольного медицинского страхования.

Налоги

Форма образовательной работы: лекционно-практическая. Лекция сопровождается материалами презентаций. По итогам лекции предлагается разгадать тематические ребусы (приложение 3).

Цель: объяснить слушателям, почему необходимо своевременно платить налоги и в каких случаях можно воспользоваться налоговыми льготами.

План занятия:

  • налоги;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • объект налогообложения;
  • налог на имущество;
  • земельный налог;
  • транспортный налог;
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • налоговая декларация;
  • налоговые вычеты;
  • льготы по налогам.

По результатам занятия слушатели должны уметь:

  • отличать налоги, которые платят физические лица, от налогов, которые платят юридические лица;
  • отличать доходы, которые облагаются по ставке 13%, от доходов, которые облагаются по ставке, отличной от 13%;
  • различать налоги на доходы и налоги, связанные с имуществом;
  • оформить идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
  • пользоваться личным кабинетом налогоплательщика в Интернете для получения информации о своей налоговой задолженности;
  • отличать стандартные и социальные налоговые вычеты от имущественных вычетов;
  • знать на какие налоговые льготы можно претендовать.

Электронные платежи

Форма образовательной работы: лекционно-практическая. Лекция сопровождается материалами презентаций. По итогам лекции для закрепления материала предлагается пройти тематический тест (приложение 4).

Цель: объяснить слушателям, как работает система электронных платежей, в чем преимущества и недостатки электронных финансовых средств.

План занятия:

  • финансовые расчеты в сети Интернет;
  • виды банковских карт и принцип их работы;
  • электронные кошельки;
  • мобильный банк;
  • банкоматы и терминалы;
  • покупки в интернет-магазинах;
  • электронные платежи за товары и услуги.

По результатам занятия слушатели должны уметь:

  • перевести наличные средства в электронные деньги;
  • пользоваться мобильным банком;
  • создавать электронные кошельки и пользоваться ими;
  • использовать банковскую карту для оплаты в торговых точках;
  • использовать банковскую карту для оплаты покупок в Интернете;
  • пользоваться банкоматами и терминалами;
  • оплатить услуги по средством мобильного банка или электронного кошелька.

Финансовые риски

Форма образовательной работы: лекционно-практическая. Лекция сопровождается материалами презентаций. По итогам лекции для закрепления материала предлагается пройти тематический тест (приложение 5).

Цель: рассказать слушателям с какими финансовыми рисками можно столкнуться в жизни, и пояснить, как их избежать.

План занятия:

  • инфляция,
  • валютный риск,
  • кредитный риск,
  • экономический кризис,
  • финансовое мошенничество,
  • фальшивомонетчики,
  • фальшивые банки,
  • кредит на ваше имя,
  • финансовая пирамида,
  • способы сокращения финансовых рисков.

По результатам занятия слушатели должны уметь:

  • сохранить свои сбережения в периоды высокой инфляции и не потерять их;
  • отличить фальшивые банковские купюры от настоящих;
  • принять меры для защиты своих сбережений от резкого падения курса рубля;
  • сократить кредитный риск своего капитала;
  • распознавать различные виды финансового мошенничества;
  • находить данные в Интернете об уровне инфляции и валютных курсах;
  • рационально вести себя, когда настанет экономический кризис;
  • не попадаться на уловки телефонных и интернет-мошенников;
  • защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;
  • пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
  • отличить финансовую пирамиду от добросовестных финансовых организаций;
  • находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб;
  • сопоставлять полученную информацию из различных источников.

Критерии оценки эффективности. Для понимания успешности усвоения обучающего материала пожилыми людьми проводятся социологические исследования методом анкетирования в начале (приложение 6) и в конце (приложение 7) обучающего курса. Благодаря этому выявляются такие факторы как степень удовлетворенности обучающихся граждан учебным процессом, их предложения и отзывы по совершенствованию учебного материала.

Количественные:

  • охват граждан пожилого возраста от запланированных в %;
  • проведенные в полном объеме тематические лекции;
  • уровень заинтересованности пожилых людей в обучении (измеряется количеством посещений лекций).

Качественные:

  • уровень удовлетворенности оказываемыми услугами в % от общего числа прошедших обучение;

Инструмент оценки: опросный лист.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В наши дни финансовые инструменты изменяются очень быстро. Непрерывно растет количество новых финансовых услуг и банковских продуктов, а также, что немаловажно, постоянно совершенствуются финансовые мошеннические схемы. Реальность сегодняшнего дня показала острую необходимость повышать финансовую грамотность у граждан пожилого возраста ввиду того, что их знания и умения в этой части формировались в совершенной иной финансовой системе.

Данное методическое пособие направлено на выработку у людей старшего поколения навыков и умений в вопросах банковской системы Российской Федерации, налогов, страхования, электронной коммерции, осваивая которые пожилые люди решают свои экономические и финансовых вопросы более грамотно, без сомнений и затруднений делая выбор в свою пользу среди множества различных предложений.

Повышение финансовой грамотности в части освоения электронной платежной системы (Сбербанк Онлайн, мобильный банк) позволило расширить возможности маломобильных категорий граждан, которые по состоянию здоровья не могут лично обратиться в банки и другие финансовые организации для осуществления обязательных платежей. Среди слушателей данного курса риск попадания на уловки финансовых мошенников сводится к минимуму.

Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике имеет важное значение для каждого и напрямую влияет на качество жизни. Человек может успешно управлять своими средствами, правильно вести учет доходов и расходов, планировать личный бюджет и создавать сбережения только в том случае, если он знаком с основными финансовыми инструментами и умеет их использовать.

Образовательный курс «Прививаем финансовую культуру» позволит пожилым людям узнать, как безопасно и эффективно пользоваться банковскими услугами, применять современные онлайн-технологии и не стать жертвой мошенников.

ПОЛИГОНОВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

СЛУШАТЕЛЕЙ, ПРОШЕДШИХ КУРС

Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

Комплексная оценка текущего и будущего материального состояния, позволяющая эффективно использовать свои возможности в части управления финансами.

К финансовым активам относятся как деньги, так и права на них такие как ценные бумаги, дающие право на получение денег, например, векселя или облигации, и акции.

Программа курса разработана Центральным банком России специально для людей старшего возраста. В процессе обучения слушатели научатся определять цели, составлять планы по их достижению, находить необходимую информацию и анализировать ее, правильно формулировать вопросы и не спеша принимать решения, выбирая подходящий вариант.

Темы занятий:

  • «Экономия для жизни» – как правильно сберегать средства, уменьшить затраты, как получить дополнительный пассивный доход и как вести учет своих трат. О социальных льготах и вычетах, страхование гражданской ответственности
  • «Банковские услуги» – как выбрать банк и проверить его надежность, как хранить деньги. Кредитные организации и их проверка. Правила безопасности
  • «Удаленный доступ к услугам» – онлайн-банкинг (переводы, управление счетами), оплата услуг через интернет (оплата ЖКУ), дистанционная подача заявлений на получение социальных вычетов и льгот на социальное обслуживание
  • «Банковские карты и правила безопасности» – как распознавать мошенников и финансовые пирамиды и другое мошенничество, алгоритмы действий, правила кибергигиены.

Основные цели программы «Прививаем финансовую культуру» – повышение уровня финансовой грамотности среди пенсионеров, преодоление неуверенности и непонимания современных финансовых технологий, формирование основных принципов и правил принятия решений по использованию финансовых продуктов и услуг. Курс был разработан с привлечением методиста-планировщика и методиста-лингвиста, с целью адаптации материалов с учетом особенностей восприятия людьми старшего возраста.

В программе обучения поднимаются вопросы:

  • права пенсионера: льготы и субсидии;
  • как сохранить и приумножить свой пенсионный капитал;
  • как увеличить пенсию;
  • как планировать семейный бюджет;
  • виды и выгоды страхования;
  • правила страхования здоровья от несчастных случаев и пожизненное страхование.
  • как не попасть на удочку финансовых мошенников;
  • как поступать с наследством и передавать капитал: о чем следует позаботиться заранее;
  • как разумно экономить: выгодные покупки, скидки и проценты;
  • где получить бесплатные консультации на любые темы, связанные с финансовой грамотностью.

Будь финансово грамотным!

Фонд «Почёт» приглашает людей старшего возраста присоединиться к бесплатному.

Грамотно о деньгах

Фонд «Почет» проводит финансовые курсы для неработающих пенсионеров жд-транспорта.

Финансы под контролем

Фонд «Почёт» приглашает пенсионеров-железнодоржников на бесплатный курс «Прививаем.

Спасибо за знания

Фонд "Почет" получил благодарность от Центрального совета ветеранов

Средства и цели

Пенсионеров-железнодорожников научили управлять деньгами.

Пенсионерам помогут разобраться с деньгами

В Москве пройдут курсы финансовой грамотности для бывших железнодорожников. Генеральный.

Благотворительный фонд «Почет» в течение 19 лет активно участвует в реализации социальной политики и обеспечения социальных гарантий неработающих пенсионеров холдинга «РЖД».

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тургаева Аксана Альбековна, Тришкина Мария

Финансовая грамотность сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. Пенсионный Фонд это одно из главных звеньев экономики, обеспечивающая жизнь в зрелом возрасте. Поэтому финансовая грамотность в вопросе обеспечения себя финансами в пенсионном возрасте является актуальной проблемой современности.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тургаева Аксана Альбековна, Тришкина Мария

Текст научной работы на тему ««Проблема финансовой грамотности в сфере пенсионного обеспечения»»

международный научный журнал «символ науки»

В расчете представлено, из проектируемой рентабельности 10, 15 и 30%, сложившегося уровня оплаты труда и доведения среднемесячной заработной платы в отрасли до среднего уровня по народному хозяйству. Прогноз производства молока до 2020 года выполнен нами, исходя из параметров развития Красноярского края заложенной в Концепции развития края принятого Правительством Красноярского края.

Список используемой литературы: 1. Минаков И.А. Формирование и тенденции развития рынка молока и молокопродуктов [Текст] / И.А. Минаков. Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий: ежемесячный теоретический и научно-практический журнал (Москва, №11 2013 г.). - Москва: 2013. - 40 с.

© В.В. Слепцов, 2015

Тургаева Аксана Альбековна

канд. экон. наук, доцент АГТУ, г. Астрахань, РФ E-mail: a_turgaeva@mail.ru Тришкина Мария, студентка АГТУ, г. Астрахань, РФ E-mail: mariatirr@yandex.ru

«ПРОБЛЕМА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ»

Финансовая грамотность - сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. Пенсионный Фонд - это одно из главных звеньев экономики, обеспечивающая жизнь в зрелом возрасте. Поэтому финансовая грамотность в вопросе обеспечения себя финансами в пенсионном возрасте является актуальной проблемой современности.

Пенсионный Фонд, финансовая грамотность, будущая пенсия, пенсионный возраст, инфляция.

Пенсионная система - одно из главных звеньев экономики государства, от которого прямо зависит почти четверть российского общества, а косвенно связано все работающее население страны. Поэтому крайне актуален вопрос эффективности работы ее структур, особенно с учетом общей экономической нестабильности, которая коснулась России в 2014 году и продолжает влиять в текущем году.

Для управления средствами пенсионной системы в Российской Федерации существует Пенсионный Фонд. В последние годы происходит перестройка работы отдельных структур Пенсионного Фонда, что сказывается на уровне жизни и благосостояния населения. В связи с этим остро встает вопрос о финансовой грамотности граждан как в целом, так и в сфере пенсионного обеспечения и работы пенсионной системы.

Финансовая грамотность - достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Недостаток знаний и отсутствие практических навыков в этой важной сфере ставят под угрозу благополучие и безопасность граждан и их семей, организаций, в которых они работают, городов и регионов, где они живут. Неумение ставить и находить ответы на вопросы, связанные с финансами, усугубляют неблагоприятную ситуацию для наименее защищенных слоев населения.

На данный момент система информирования граждан в сфере пенсионного обеспечения утверждена на законодательном уровне (Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию граждан о предоставлении

_международный научный журнал «символ науки» №6/2015 issn 2410-700х_

государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 января 2014 г. № 3н) и реализуется в основном в сфере предоставления социальных услуг - это касается вопросов по оформлению документов, принятия и рассмотрения жалоб, а также консультирования по пособиям и льготным выплатам. При этом от официальных представительств пенсионной системы практически не поступает информация касательно реформ и нововведений. Данная ситуация является одной из причин того, что у большого процента населения имеются неправильные представления о проводящихся пенсионных реформах, либо какие-либо познания отсутствуют вообще. Свидетельством тому может служить негативный опыт прошлых лет.

В 2013 году правительство готовило проект о снижении накопительной части пенсии с шести до двух процентов. Из-за отсутствия адекватного информирования населения от официальных источников данная новость была воспринята неверно, чем воспользовались финансовые посредники и с помощью агрессивной рекламной кампании и давления через прессу привлекли средства накопления около 20 миллионов человек.

Таким образом, граждане, опасающиеся за свою будущую пенсию, передали в руки негосударственных пенсионных фондов порядка 769 миллиардов рублей, не сопоставив при этом все риски и будучи сбитыми с толку паникой в средствах массовой информации.

Население в Накопительная Накопительная Нет Не знают, есть ли

целом часть находится в часть находится в накопительной накопительная ПРФ НПФ части часть

■ Знаю ■ Что-то слышал ■ Слышу впервые «Затрудняюсь ответить Рисунок 1 - Информированность населения об изменениях в пенсионной системе.

Кроме того, проведенный в 2014 году опрос населения от 18 лет и старше, в котором участвовали 1500 респондентов, показал, что только 56% россиян в той или иной степени информированы о пенсионной реформе, 37% о введенных изменениях слышали впервые, при этом около 20% опрошенных граждан считали, что осведомлены в данном вопросе, но имели неверное представление о ситуации. [1].

Несмотря на понижающийся уровень доверия граждан к пенсионной системе России из-за отсутствия у них в распоряжении адекватных финансовых инструментов или, по крайней мере, источников информирования, большая часть населения рассматривает государственную пенсию как основной и даже единственный источник дохода в будущем, не имея представления о других способах его получения.

■ Не собираются откладывать средства на старость

■ Собираются откладывать не раньше, чем через 10 лет

■ Собираются начать в течение нескольких лет

Рисунок 2 - Заинтересованность жителей России в самообеспечении старости. [2]

Как известно, в 2015 году схема начисления и формирования пенсий также претерпевает изменения -возникают вопросы об изменении пенсионного возраста, об изменения размера выплат в зависимости от пола. С выходом двух федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» Пенсионный фонд производит перерасчет выплат по иной схеме, что касается не только молодого населения

_международный научный журнал «символ науки» №6/2015 issn 2410-700х_

страны, но и работающих пенсионеров, для которых такие изменения сказываются не самым положительным образом. Тем не менее, никаких комментариев, объясняющих суть трансформаций в понятной населению форме, ни сам Пенсионный фонд, ни представители пенсионной системы в целом, не дают. Как показала практика, средства массовой информации могут искажать информацию, манипулируя мнением людей и подрывая доверие к действиям правительства.

Данная проблема может быть решена с помощью правильной стратегии правительства. Первые шаги уже предприняты - с 2013 года в Российской Федерации развивается проект по повышению финансовой грамотности населения, который внедрен пока что на территории восьми регионов страны. Пенсионную систему программа на данный момент не затрагивала, однако крайне важно модернизировать и систему информирования в сфере пенсионного обеспечения - наладить предоставление доступных и понятных населению комментариев касательно нововведений и реформ со стороны Фонда. Грамотное информирование населения позволит достичь следующих целей:

1) повышение уровня грамотности среди граждан страны;

2) помощь населению в формировании своего финансового поведения;

3) повыщение уровня доверия к Пенсионному фонду и к государственным структурам в целом;

4) искоренение политической и экономической инертности отдельных слоев населения.

Подобное информирование может осуществляться через различные каналы - информационные стенды

в учреждениях, отдельные лекции во внедряемых сейчас неделях финансовой грамотности, средства массовой информации, консультации с работниками пенсионной системы.

Многие знают и привыкли, что ежегодно в апреле проводится второе повышение пенсий. В этом году апрельской индексации не было. Дело в том, что с 1 февраля страховые пенсии индексируют по фактической инфляции за предшествующий год. А с 1 апреля может проводиться до индексация в том случае, если рост доходов Пенсионного фонда превысил уровень инфляции. Все последние годы так и было. Но в прошлом году получилось иначе. Бюджет ПФР утверждали из расчета, что инфляция будет 7,5%. Фактическая инфляция составила 11,4%. И в феврале страховые пенсии были проиндексированы на эту величину. [3]

Или что касается пенсионного возраста. Не многие граждане понимают для чего необходимо менять возраст выхода на пенсию. Повышение пенсионного возраста — это и экономия средств Пенсионного фонда и справедливость распределения между поколениями страховых взносов. Если понижаем пенсионный возраст, то повышается количество людей, получающих пенсию, и тем самым увеличивается нагрузка на тех, кто сейчас работает и отчисляет страховые взносы. Если повышаем пенсионный возраст, тогда занижается время нахождения на пенсии, то есть, по сути, обделяем старшее поколение.

Как показывает мировая практика, хороший уровень финансовой грамотности способствует общему повышению уровня жизни населения страны, формирует культуру предпринимательства, создает условия для эффективного регулирования рынка. Подобное информирование и обучение должно проводиться во всех сферах экономической жизни общества и быть косплексным. Повышение уровня грамотности граждан в области пенсионного обеспечения не только позволит принимать людям взвешенные решения касательно своего будущего, но и необходим для развития и процветания экономики в целом, для становления стабильного государства.

Список использованной литературы

1. По данным еженедельного опроса Фонда Общественного Мнения// http://fom.ru/Ekonomika

2. Дебаты об обязательной накопительной пенсии. Опрос ИнФОМ 21-24 августа 2014 года. http: //fom .ru/uploads/files/Debaty_o_pensii .pdf

3. Дроздов А. Пенсии не обесценились // Российская газета- март. 2015г.

© А.А. Тургаева, М. Тришкина, 2015

международный научный журнал «символ науки»

Федотовская Валерия Алексеевна

студентка 2 курса финансово - экономического факультета Финансового университета при Правительстве РФ,г. Москва E - mail: fedotovskayavaleriya@mail.ru Научный руководитель - доц. Терская Г.А.

ИНФЛЯЦИЯ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ В РОССИИ

В статье рассматриваются основные причины инфляции в современной России, а также её динамика. Изложены прогнозы ЦБ РФ, Министерства Финансов РФ, МВФ и зарубежных банков по инфляции на 2015 год.

экономика, инфляция, кризис, девальвация рубля, санкции, рост цен.

Одной из острых проблем современной экономики России является инфляция. По сути, инфляция -обесценивание денег, а формой инфляции выступает рост цен.

В период 1992 - 2008 гг. можно проследить тенденцию по падению инфляции, несмотря на кризисные годы (1992-1993, 1998, 2007-2008). Инфляция за период 2009 - 2013 гг. не превышала уровня 9% и оставалась относительно стабильной, несмотря на влияние мирового кризиса в 2008 году.

Однако по официальным оценкам Росстата, инфляция в 2014 г. составила 11,4% и стала впервые двузначной и самой высокой с 2008 г., почти в два раза превысила инфляцию 2013 г. [9]. Такое увеличение инфляции прежде всего было вызвано девальвацией рубля и введёнными в августе западными санкциями. Девальвация рубля обусловлена целым рядом факторов: во - первых, против российской валюты сыграл геополитический фактор - нестабильная ситуация на Украине; а во - вторых, российская валюта упала вслед за нефтью. Дешёвая валюта вынудила инвесторов вывести деньги из нефтяных фьючерсов в сильную валюту - доллар. Пока цена на нефть ниже 90 долларов за баррель, российская валюта дешевеет. В результате в 2014 г. рубль потерял 46% своей стоимости по отношению к доллару США [5, с. 19 - 23]. В августе 2014 г. в ответ на санкции ЕС и США Россия ввела ответные санкции, ограничив импорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания из ЕС и США, в связи с чем произошло ускоренное повышение цен на продовольствие. Резкое повышение инфляции продолжилось в 2015 г. (рис.1).

Читайте также: