Как решить вопрос с пенсией

Новый кабмин в смысле решения проблем пенсий оказывается еще слабее предыдщего





«Пенсионная гильотина» — пугающая фраза, которую последние дни вынуждены разучивать пожилые люди. Сразу несколько экспертов и телеграм-каналах сообщили о готовящейся в недрах Пенсионного фонда России новом этапе реформы, которая призвана «почистить» списки персонифицированного учета.

Поводом для появления подобных слухов стал доклад Счетной палаты, которая выявила грубейшие нарушения в системе учета пенсионеров. Персонифицированные счета зачастую задваивались, и в то же время на разных людей открывался один СНИЛС.

Про «пенсионную гильотину» громко заговорили еще и потому, что новость о ней появилась вскоре после сообщений об очередной заморозке накопительной части пенсии до 2023 года.

Член общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при президенте России, юрист Вячеслав Егоров убежден, что правительство необдуманными пенсионными реформами лишь настраивает людей против власти.

— Сильно сомневаюсь, что продление заморозки накопительной пенсии устроит людей, так как граждане сами решали, как поступить со средствами для будущей пенсии. Они могли либо перечислять средства на страховую часть, либо одновременно со страховой частью перечислять деньги на накопительную.

После заморозки все взносы идут только в государственный пенсионный фонд, тем самым формируя лишь страховую часть пенсии. Накоплений, соответственно, нет. В связи с этим людям просто становится тревожно за свое будущее, они не знают, какая пенсия их ждет после выхода на покой.

И здесь возникает риск того, что граждане вместо государственного пенсионного фонда начнут выбирать различные негосударственные пенсионные фонды. А это, в свою очередь, тоже вызывает тревогу, поскольку негосударственные пенсионные фонды могут обанкротиться и граждане вообще потеряют все свои средства.

Продлив заморозку накопительной части, правительство лишь еще больше настраивает население против себя, нагнетает и без того тяжелое положение в стране. Не думаю, что это разумный шаг со стороны власти.

Независимый эксперт по финансовым рынкам Алексей Бушуев считает, что нынешняя пенсионная система в России в таком глубоком кризисе, что любая ее попытка реформирования будет неудачной.

«СП»: — Как вы думаете, почему сегодня тема пенсионной реформы приобрела такое особенно острое звучание? Выборы грядут?

— Знаете, для меня как для экономиста тема пенсий в финансах — это как теорема Ферма в математике. Над доказательством теоремы бьются с момента открытия, над темой пенсий страсти кипят с момента их возникновения.

Вспомнить того же капитана Копейкина из «Мертвых душ». «Решать проблему пенсий - это как идти по канату, держа на плечах двух дерущихся детей» — сказал когда-то уважаемый государственный финансист.

С одной стороны пенсионеры — это самая активная часть избирателей, с другой стороны дефицит пенсионного фонда из-за демографической ямы, эха войны и кризиса на столько серьезен, что просто махнуть рукой - «забирайте, государство не обеднеет» невозможно: цена приближается к триллиону рублей.

«СП»: — Но ведь в России за столько лет реформирования так и не выработана удовлетворяющая и граждан, и государства система пенсионного обеспечения. Почему?

— В 90-е прогрессивной идеей считалось, что пора отойти от системы, когда пенсия платится всем без сильной зависимости от того сколько человек зарабатывал. Кто как зарабатывал, тот так и будет получать. Звучали мысли отказаться от всеобщего пенсионного обеспечения и оставить пенсии только госслужащим. Но вовремя вспомнили кто регулярно ходит на выборы, да и инфляция была такая, что никакие накопительные программы не могли заинтересовать граждан.

Со стабилизацией денежной системы улеглась и инфляция. Тут можно спорить, но шторм начала девяностых когда инфляция измерялась сотнями процентов никак не сравним с текущей ситуацией. И возникла мысль — пора. Даже рекламу запускали — софинансирование накопительной части. Мол, вкладывайте дополнительно, государство удвоит ваш вклад.

Но население старело, плюс эхо войны и дефицит пенсионного фонда заставил лихорадочно искать выход. И он таки был найден — 6% от заработной платы, которые должны идти в страховую часть пенсии с 2014 направлялись, что называется в общий котел. Правительство за 5 лет должно было решить проблему. Ситуация такова, что отправленной весной финансовой части правительства, которая провалила эту задачу впору задавать вопрос — «Вы это все уже 6 лет наблюдали? Вы почему раньше вопрос не решали?».

«СП»: — Сначала очередная заморозка накопительной части пенсии, теперь слухи о «пенсионной гильотине», пусть и преувеличенные. Чего реально ждать рядовому россиянину — пенсионеру или тому, кто уже подумывает о будущей пенсии?

— Решение Госдумы продолжить замораживание накопительной части пенсии однозначно подрывает доверие к накопительной части. Но будем реалистами, а было ли оно? Данные опросов показывают, что вера в накопительную часть и была не великой и растворилась довольно быстро.

Тут важнее смотреть, как именно будет решаться вопрос с дефицитом Пенсионного фонда РФ и с пенсионной системой в целом.

Радикальные перемены назрели, и перезрели. Решение пенсионной проблемы будет ярким маркером, чтобы смотреть на то, как и какие действия в финансах и госуправлении будут приниматься в ближайшие время, стиль власти.

«СП»: — Правительство само себя загнало в тупик, когда вынуждено выбирать из двух зол: довести Пенсионный фонд до дефолта или пенсионеров — до смуты?

— Да уж, принятое решение нельзя назвать виртуозным или подготовленным. Это скорее выбор меньшего из двух зол перед лицом неизбежности. Но определенный оптимизм внушает то, что в погоне за популизмом не врубили печатный станок и финансовый блок хоть и очень неуклюже, но держать баланс. Не просто идти по канату, когда у тебя на плечах двое дерущихся детей. Но раз уж пошел — надо что-то предпринимать. Может перестать нервно дергаться, а попытаться успокоить детей?


Обратиться в Конституционный суд РФ собираются депутаты Госдумы для окончательного решения вопроса по индексации пенсий для работающих пенсионеров. Депутаты не однократно предлагали вернуть положенное ежегодное увеличение выплат для данной категории граждан, но в итоге в бюджет 2021 года деньги на индексацию пенсий работающим пенсионерам заложены не были.

Обращение в Конституционный суд по индексации пенсий работающим пенсионерам

Депутаты от «Справедливой России» направили запрос в Конституционный суд о правомерности лишения работающих пенсионеров индексации пенсий.

«4 июля 2020 года вступила в силу часть 6 статьи 75 Конституции РФ. Согласно этой норме, осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год. При этом федеральному законодателю предоставлено полномочие по установлению порядка индексации, но не предоставлено полномочие лишать индексирования кого бы то ни было из числа пенсионеров», — говорится в запросе, пишет издание Клерк.


Отмечается, что согласно статье 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Очевидно, что лишение индексирования пенсий работающих пенсионеров не является необходимым в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Депутаты «СР» просят Конституционный Суд признать не соответствующими Конституции положения части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2021 году в России: будет или нет


Официально идею возврата к ежегодной индексации пенсий работающим пенсионерам поддержал президент страны Владимир Путин. В октябре 2020 года он поручил правительству рассмотреть данный вопрос более детально. Решение было принято неутешительное: на повышение пенсий трудящихся гражданам в бюджете не оказалось средств.

В Министерстве финансов и вовсе заявили, что повышение пенсий работающим пенсионерам является «социальной несправедливостью». Трудящиеся пожилые люди имеют заработную плату, которая ежегодно индексируется, а значит дополнительный рост их доходов может обидеть неработающих пенсионеров, не имеющих других средств к существованию, кроме пенсии.

В Минфине официально заявили, что при наличии «лишних» средств в бюджете, направить их лучше неработающим пенсионерам. А работающие, имеющие зарплату, не нуждаются в дополнительной поддержке государства.

С таким мнением не согласны депутаты «Справедливой России», Коммунистической партии и ЛДПР. Также возмущение заявление вызвало у представителей профсоюзов и даже в СПЧ. Вероятнее всего, правительству придется вернуться к обсуждению темы, хотя изначально средства на индексацию пенсий даже не заложили в госбюджет на 2021 год.

Работающим пенсионерам вернут индексацию, но разрешат ли работать?


В России могут вернуть индексацию пенсий работающим пенсионерам. Подготовить соответствующее предложение поручил правительству президент Владимир Путин. Об этом по итогам встречи с главой государства сообщил лидер «Справедливой России» Сергей Миронов, сообщает издание svpressa.ru.

«Он знает эту проблему и дал поручение правительству подготовить предложения», — заявил депутат.

Миронов отметил, что в поправке к Конституции, которая закрепляет ежегодную индексацию пенсий, нет разделения на работающих и неработающих пенсионеров. Он также напомнил, что его фракция традиционно выступает за индексацию пенсий всех пенсионеров и уже вносила в Думу соответствующие законопроекты. «Мне понравилась реакция президента на наше предложение по обязательной индексации пенсий работающим пенсионерам», — подчеркнул Миронов.

Согласно принятым в этом году изменениям в Конституции, индексация пенсий должна проводиться не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом. При этом в тексте поправки не уточняется, касается ли указанная норма работающих пенсионеров.

В прошлом месяце глава Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаил Шмаков заявил, что в России не должно быть пенсионеров первого и второго сорта — так он прокомментировал ситуацию с отказом в индексации пенсий работающим пенсионерам.

Ранее стало известно, что Минтруда подготовило проект бюджета ПФР на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, в котором предусмотрена индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам на уровне 6,3 процента, а социальных пенсий — на уровне 2,6 процента. Таким образом среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2021 году составит 17 443 рубля. Фактически пенсия увеличится на 1 тысячу рублей.

Возможно, для неработающего пенсионера это тоже деньги, но будет ли толк от такой прибавки работающему? Неужели, такая индексация заставит кого-то отказаться от работы?


В России полностью довольны своими пенсиями разве что бывшие депутаты Госдумы и губернаторы. Остальные получают в среднем 14 тысяч рублей в месяц, а по факту огромное количество российских пенсионеров живут на прожиточный минимум в 9-10 тысяч рублей. Но пенсионное законодательство содержит несколько норм, которые позволяют увеличить сумму пенсии, и практически для каждого пенсионера найдется своя возможность. Мы собрали 8 способов увеличить пенсию, о которых кто-то может не знать.

Проверить свой стаж

Пенсия складывается из двух частей – стоимости индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) и фиксированной выплаты. Обе эти части иногда можно увеличить – а сейчас поговорим о баллах. Это такие условные единицы, в которые пересчитываются все сделанные работником взносы на пенсионное обеспечение. С 2002 года все взносы учитываются в единой системе персонифицированного учета, и там «потерять» стаж сложно. Чего не сказать о периодах до 2001 года включительно.

Трудовой стаж, который у пенсионера накопился до 2002 года, тоже может влиять на сумму пенсии – через стажевый коэффициент. Влияет он, когда стаж по состоянию на 31 декабря 2001 года был больше 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин – тогда каждый дополнительный год увеличивает сумму расчетной пенсии, которая увеличивает пенсионный капитал, который, в свою очередь, затем пересчитывается снова в пенсию и в баллы.

При оформлении пенсии сотрудник Пенсионного фонда собирает информацию о стаже из нескольких источников:

  • трудовая книжка . Это главный документ пенсионера. Но записи из нее без подтверждения принимаются, только если к записям, подписям и печатям не возникнут претензии. Иначе…
  • справки о работе . Если запись в трудовой чем-то не устроит сотрудника, нужно предоставить соответствующую справку – с места работы или из архива (если место работы перестало существовать). Бывает, что и в архивах приказы не сохраняются, тогда остаются…
  • свидетельские показания . Нужно будет найти двоих бывших коллег с того же места работы, которые письменно подтвердят, что заявитель работал с ними в одно и то же время на одном и том же предприятии. Большая проблема – этим свидетелям тоже придется доказывать свое трудоустройство там, а проблема с документами может быть актуальна и для них.

И бывает так, что при подаче заявления человек подает все имеющиеся документы, а какой-то из них не приняли в расчет – хотя в нем может быть стажа лет на 10.

Проверить все это очень просто: нужно авторизоваться на Госуслугах, потом зайти в личный кабинет на сайте Пенсионного фонда и заказать там справку о назначенных пенсиях и социальных выплатах. В этой справке и будут указаны все засчитанные периоды работы – и будет достаточно сопоставить их с трудовой книжкой. Если что-то потерялось, то можно смело идти на прием в клиентскую службу ПФ и узнавать, почему. Возможно, это тот самый случай, когда придется искать свидетелей – но ради пенсии это стоит сделать.

Выбрать другой период до 2002 года

При расчете пенсии за периоды по 2001 год ключевой показатель – размер зарплаты будущего пенсионера. Но подтвердить его не так просто: если стаж до 2002 года подтверждается трудовой книжкой, справкой с места работы или архива, или же свидетельскими показаниями, то уровень зарплаты – только справкой. Еще одна проблема – справка должна включать в себя данные о зарплате за 60 месяцев непрерывного стажа, что тоже есть не у всех.

Дальше расчет идет по одному из двух вариантов:

  • средняя зарплата из справки сравнивается со средней на тот момент по стране (это коэффициент, который ограничен уровнем в 1,2);
  • в расчет идет сама средняя зарплата .

У большинства пенсионеров более выгодным оказывается первый вариант, так как там нет ограничения на максимальную сумму пенсии. Но здесь может быть другая проблема – если запросить справку о зарплате за не самый оптимальный период, пенсия окажется меньше, чем могла бы быть.

Каждый пенсионер, вероятно, помнит, сколько примерно зарабатывал в те годы, а данные о средней зарплате по стране можно найти на многих ресурсах, в том числе и на сайте Пенсионного фонда. Достаточно хотя бы примерно сопоставить свой заработок со средней зарплатой по стране и понять – правильный ли выбран период. Например, нет смысла выбирать просто период с самой высокой зарплатой – средний заработок в СССР за последнее десятилетие вырос со 174 до 303 рублей, и соотношение могло измениться в меньшую сторону.

Правда, тем, кто получал намного больше средней зарплаты, большого смысла в этом нет – все равно соотношение не может быть больше, чем 1,2 (за несколькими исключениями).

Еще один вариант – взять справку о зарплате с 2000 по 2001 год – это подойдет, если у пенсионера не было непрерывного периода в 60 месяцев до начала 2000-х годов.

Найти нестраховые периоды

В расчет пенсии могут включаться не только периоды занятости – законодательство допускает так называемые нестраховые периоды, которые могут включаться в стаж и даже давать право на доплаты. Таких периодов есть несколько:

  • военная и приравненная к ней служба – каждый год службы прибавляет 1,8 балла к пенсии;
  • уход за пожилым человеком, инвалидом I группы или ребенком-инвалидом – 1,8 балла в год;
  • проживание супруги военнослужащего в месте службы по контракту в отсутствие работы – 1,8 балла в год, но не более 5 лет в сумме;
  • проживание супругов дипломатических работников за границей без работы – 1,8 балла в год, но не более 5 лет в сумме;
  • отстранение от работы из-за несправедливого обвинения при условии реабилитации – 1,8 балла в год;
  • период ухода за ребенком до его полуторалетнего возраста – 1,8 балла в год для первого ребенка, 3,6 балла за второго и 5,4 за третьего. В сумме – не более 6 лет.

Нестраховые периоды начали давать пенсионные баллы только недавно – с 2015 года, когда Россия перешла на нынешнюю пенсионную систему. Поэтому все, кто выходил на пенсию до этого, должны проверить, нет ли у них дополнительных возможностей увеличить пенсию. Например, если при выходе на пенсию в Пенсионный фонд не попали документы на детей (свидетельства о рождении), их можно донести отдельно – это увеличит пенсию.

Вообще же нестраховых периодов больше – туда входят, например, периоды получения пособия по безработице, но они только включаются в стаж, а права на дополнительные баллы не дают.

Повысить фиксированную выплату за счет доплаты

До этого мы рассматривали варианты увеличения страховой части пенсии – но некоторые пенсионеры имеют возможность увеличить и фиксированную выплату. Для большинства пенсионеров она составляет 5 686,25 рублей.

В повышенном размере фиксированную выплату получают:

  • достигшие 80 лет или являющиеся инвалидами I группы – 11 372,5 рублей (то есть, в двукратном размере);
  • имеющие на иждивении нетрудоспособных лиц – дополнительно по 1 895,42‬ рублей (1/3 фиксированной выплаты) на каждого иждивенца, но не более чем на троих;
  • проработавшие не менее 15 лет в районах Крайнего Севера (при общем стаже не менее 25/20 лет) – 8 529,38 рублей (в полуторном размере), выплаты на иждивенцев тоже выше;
  • проработавшие не менее 30 лет в сфере сельского хозяйства – 7 107,81 рублей (на 25% больше).

Понятно, что работа в районах Крайнего Севера подтверждается еще при подаче документов на пенсию, как и инвалидность, но доплаты за иждивенцев или «сельские» доплаты, возможно, придется оформить отдельно. С иждивенцами все понятно – как правило, это несовершеннолетние дети или внуки (до 23 лет, если учатся очно), в случае с внуками факт нахождения на иждивении, возможно, придется доказывать.

«Сельские» доплаты появились недавно, в 2019 году. Получить их можно, проработав не менее 30 лет в сельском хозяйстве (согласно перечню профессий), при этом пенсионер должен и сейчас проживать в сельской местности и не иметь работы. Перечень профессий недавно расширили, поэтому при необходимости право на доплату можно проверить.

Оформить ветеранские и другие выплаты

Кроме пенсий, некоторые люди в России имеют право на дополнительные ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ). Это 2 группы – федеральные льготники (инвалиды, ветераны, «чернобыльцы» и некоторые другие) и региональные (ветераны труда).

С федеральными льготами все понятно – на сайте Пенсионного фонда есть список категорий и соответствующие им суммы ЕДВ. Например, ветераны боевых действий получают в месяц 3 062 рубля, инвалиды II группы – 2 782,67 рубля, а бывшие несовершеннолетние узники концлагерей – 5 565,32 рублей. Скорее всего, все, кто имеет право на эти выплаты, давно их оформили.

Но с региональными выплатами все не так просто. На уровне региона выплачиваются ЕДВ для ветеранов труда, но такие ветераны есть на федеральном уровне, а есть на региональном. Отличия – при федеральном статусе выплаты можно получать в любом регионе, где проживает человек, а региональный статус дает право на выплаты лишь в одном регионе.

Получают статус ветерана примерно по одним и тем же критериям – стаж работы 30-40 лет, из них 15-20 лет на территории соответствующего региона, иногда еще нужно иметь производственные награды.

Суммы выплат везде разные – обычно это около 500 рублей, в самых бедных регионах выплат может не быть совсем. В дополнение к выплатам можно получить право на 50%-ю компенсацию стоимости ЖКХ – то есть, можно будет не заниматься сбором справок для получения субсидии на общих основаниях.

Отказаться от ненужных льгот

С понятием ежемесячной денежной выплаты неразрывно связан набор социальных услуг (НСУ). То есть, все федеральные льготники, кто имеет право на ЕДВ, также имеют право на набор социальных услуг. Это набор услуг из обеспечения лекарствами, санаторно-курортным лечением и возможностью проехать к нему.

Главное, что нужно знать о НСУ – его можно получать в натуральной или денежной форме. Более того, можно оставить себе нужные услуги в натуральной форме, а остальные перевести в денежную. За весь набор 2020 году доплачивают 1155,06 рублей, и складывается эта сумма из следующего:

  • бесплатные лекарства , медицинские изделия и лечебное питание – 889,66 рублей в месяц;
  • путевки на санаторно-курортное лечение – 137,63 рублей;
  • проезд к месту лечения и обратно – 127,77 рублей.

Важно понимать, что, если льготник оставит себе право на бесплатные лекарства, он сможет получать их и на бОльшую сумму – ровно на столько, сколько ему выпишет лечащий врач. Поэтому тем, кому нужны дорогие лекарства по назначению, лучше от них не отказываться.

Получить же путевку гораздо сложнее (тоже нужно направление от врача), поэтому большинство льготников от них отказываются. В этом случае к ЕДВ прибавляется 265,4 рублей, что не так плохо, как для неиспользуемых услуг.

Кроме федеральных льгот, можно получить денежный эквивалент некоторых региональных. Например, московские пенсионеры могут получить в денежной форме стоимость бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте – 400 и 199 рублей соответственно, в других регионах есть аналогичные возможности.

Оформить доплату за уход

Уже достаточно долго в России существует возможность оформить уход за нетрудоспособным человеком. Это касается таких категорий:

  • инвалиды I группы;
  • престарелые граждане, которые нуждаются в постоянном уходе (по заключению врача);
  • все, кто старше 80 лет.

Для того, кто будет ухаживать за пожилым человеком, есть только одно условие – он не должен работать (состоять на учете в центре занятости или получать пенсию). Никто не будет проверять, действительно ли он ухаживает за пожилым человеком, проживать вместе с ним тоже не требуется.

Доплата в размере 1 200 рублей приходит вместе с пенсией именно нетрудоспособному человеку. Что делать с деньгами дальше – решает он сам: может не отдавать, может отдать часть, полностью или даже доплатить из своих денег. Если выплату оформляют родители за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства I группы, сумма выплаты составит уже 10 000 рублей.

Тот, кто оформляет уход за пожилым человеком, тоже не остается без бонусов – для него это время засчитывается в страховой стаж, а за каждый год начисляется 1,8 пенсионных баллов.

Если выплату на уход оформляет пенсионер из местности, где есть районный коэффициент, выплата увеличивается на него.

Закрыть ИП и стать самозанятым

Это касается пенсионеров, которые параллельно с получением пенсии занимаются предпринимательской деятельностью. Согласно законодательству, с 2016 года они лишены права на индексацию пенсии и на социальную доплату до прожиточного минимума, так как считаются работающими.

Работающими их считают из-за того, что ИП обязаны вносить страховые взносы – фиксированный платеж, который затем отображается на индивидуальном лицевом счете и в конечном итоге увеличивает количество пенсионных баллов.

Но часто предпринимательская деятельность связана с оказанием какой-нибудь услуги или со сдачей квартиры в аренду – взносы ИП платят вне зависимости от того, каким видом деятельности занимаются.

Однако с 2019 года у тех, кто оказывает услуги, появилась возможность оформиться плательщиком налога на профессиональный доход – проще говоря, самозанятым. Сначала его ввели только в 4 регионах, с 2020 года режим распространили еще на 19 регионов, а с 1 июля каждый регион сможет вводить этот налоговый режим по своему усмотрению.

Главное преимущество НПД – низкие налоги (4 или 6% от суммы дохода), а также возможность вообще не платить страховые взносы. Кстати, ИП тоже может стать самозанятым – тогда он сможет не платить взносы, формально оставаясь при этом предпринимателем.

Соответственно, как только пенсионер станет плательщиком НПД и перестанет платить взносы в Пенсионный фонд, он будет считаться неработающим пенсионером и ему вернут индексацию и социальные доплаты (процесс займет до 3 месяцев, доплаты придут с месяца, следующего за увольнением).

Кстати, самозанятые получили неплохие бонусы от государства из-за ситуации с коронавирусом – им вернули уплаченный за 2019 год налог в полном объеме, а тем, кто зарегистрировался в 2020-м, выдали капитал в 12 130 рублей, который те могут пустить на уплату налога.

Правда, стоит учитывать ограничения по видам деятельности для регистрации самозанятым, а также ограничения по доходам (не более 2,4 миллионов рублей в год).

Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.

Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.



Суть пенсионной реформы

Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:

Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.

  • Тогда фактические выплаты пенсионерам шли из отчислений от заработка трудящихся в настоящий момент. Работники не делали никаких индивидуальных накоплений для своей будущей пенсии, формировался общий пенсионный фонд.
  • В советские годы существовала зависимость размера пенсии от прошлых заработков. Но это был скорее механизм расчета, а не прямая зависимость величины пенсии от сделанных выплат в пенсионный фонд.
  • Еще одним наследием прошлой пенсионной системы остается правило, по которому взносы в пенсионный фонд платит не сам работник, а работодатель.

Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.

Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.

Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.

Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.

  • Страховая пенсия выплачивается государством с целью компенсации потерянного заработка. Получение таких пенсий становится возможно по достижении пенсионного возраста или в случае потери трудоспособности. Право на страховую пенсию возникнет только у тех граждан, от зарплаты которых достаточно долго выплачивались пенсионные взносы.
  • Формирование накопительной пенсии более похоже на размещение работником некоторых сумм на особо надежный вклад, чтобы потом единовременно или частями получать эти средства, находясь на пенсии. С 2009 года граждане РФ получили возможность добровольно увеличивать размер отчислений в накопительный фонд.

Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.

Механизм стал быстро давать сбои:

  • Накопительный фонд обеспечивал столь малый доход, что не только не имел прибыли, но не сберегал средства от инфляции.
  • Средств распределительной системы не хватало на выплату текущих пенсий.

Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.

В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.


Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2020 году?

Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.

Страховые пенсии складываются из двух частей:

  • расчетной составляющей;
  • фиксированной выплаты.

Фиксированные выплаты устанавливаются государством не индивидуально, а для определенных категорий пенсионеров:

  • инвалидов,
  • малоимущих,
  • проработавших 15 и более лет на Крайнем Севере и др.
-->

Для получения права на расчетную составляющую страховой пенсии в 2020 году будет необходимо выполнение двух требований:

  • стаж работы – от 11 лет и более, с официальным трудоустройством и уплатой страховых взносов от зарплаты;
  • пенсионный балл 18,6 и выше.

Последний момент поясним особо.

Пенсионный балл или коэффициент это условная единица, в которую переводится каждый отработанный год с учетом официальной зарплаты. Т.е. чем больше стаж и выше доход – тем больше пенсионных баллов.

Балльная система действует с 2015 года. Минимальное количество баллов для начисления пенсии растет.

  • в 2015 году обязательно требовалось только 6,6 балла;
  • в 2017 уже 11,;
  • в 2018 – 13,8;
  • итоговая величина в 30 баллов будет достигнута в 2025 году.

Цена 1 пенсионного балла определяется государством. Она изменяется с течением времени:

Стоимость в рублях

Как увеличится пенсия в 2020 году?

Некоторые из описанных пенсионных платежей изменились уже начиная с 1 января 2020 года:

Фиксированная выплата к страховой пенсии по старость в 2020 году составляет 5686 рублей 25 копеек.

Средние размеры пенсии на 2020 год тоже изменились в сторону увеличения:

  • предполагаемый средний размер страховой пенсии по возрасту должен составить 14 тыс.75 руб.;
  • государственные социальные пенсии поднимаются до 9 тыс. 45 руб.;
  • пенсии инвалидам с детства – до 13 тыс. 699 руб.

Пенсионерам, которые продолжают трудиться, стоит обратить внимание на то, что описанные индексации пенсий их не коснутся. Однако им в августе 2018 года также будет сделан перерасчет с учетом роста стоимости пенсионного балла.

Следующее изменение важно для тех трудящихся, которые платят взносы в Пенсионный фонд сами за себя. Это предприниматели, адвокаты и др. В связи с ростом минимальной заработной платы, обязательные выплаты для них в 2018 году вырастут дважды: в январе и в мае.

Важные новости для тех, кто начнет получать пенсии с 2020 года:

  • С 1 января 2020 года возросла стоимость 1 пенсионного балла, до 93 рублей
  • В 2020 году правительство увеличивает норматив прожиточного минимума пенсионера – примерная величина для средней полосы России будет колебаться в районе 8 – 8,5 тысяч рублей. Аналогичные нормы для других регионов также пересчитываются.

В 2018 году россияне увидели новый вид пенсий – их будут выплачивать детям, у которых неизвестны оба родителя. До сих пор «подкидыши», «беспризорники» были ущемлены по сравнению с сиротами, которым назначалась пенсия по потере кормильца.

Не стоит ожидать увеличения социальной пенсии, например, матерям, воспитывающих детей-инвалидов до 8 лет, родившим пять и более детей, а также инвалидам 1-й группы по зрению.

Ясных новостей о военной пенсионной реформе пока нет. Об индексации таких пенсий не сообщалось. Но их рост происходит по другим основаниям, в связи с повышением величины денежного довольствия в войсках.

В предстоящей пенсионной реформе МВД также много неясностей. Последние новости говорят о том, что к пенсии отставных сотрудников Следственного комитета и Прокуратуры в 2018 году добавилось 30%.

Последние новости о повышении пенсионного возраста

Не обошло стороной пенсионную реформу увеличение возраста выхода на пенсию. Увеличение будет происходит поэтапно и начнется уже с 1 января 2019 года. Реформа позволит ежегодно повышать пенсии на 1000 рублей. Основные изменения следующие:

  • возраст выхода мужчин на пенсию был увеличен до 65 лет к 2018 году, у женщин до 63 лет к 2034 году;
  • тем, кто не наработал на официальную пенсию, будут платить социальную. но только при достижении возраста 68 лет у женщин, и 70 лет у мужчин;
  • женщины и мужчины, работающие на Крайнем Севере и приравненных к нему районах, смогут уйти на пенсию в 58 и 60 лет;
  • досрочникам пенсия также будет увеличена на 8 лет.

Женщины и мужчины, отработавшие более 40 и 45 лет смогут уйти на пенсию на 2 года раньше.

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Читайте также: