Как сдавать отчет в пфр по иностранному гражданину

Автор: Марина Пак, старший специалист отдела внедрения компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», сентябрь 2017 г.

Рассмотрим заполнение Приложения 9 к разделу 1 регламентированного отчета «Расчет по страховым взносам» – это приложение заполняется организациями, которые заключили трудовые договоры и начисляют выплаты и иные вознаграждения с иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов).

Какие строки заполняются

Строки 020 – 080 в Приложении 9 заполняются по каждому физическому лицу – иностранные граждане, лица без гражданства, в пользу которых были начислены выплаты и иные вознаграждения.

Обратите внимание, что в Приложении 9 не указываются физические лица, являющиеся гражданами государств-членов Евразийского экономического союза. В состав ЕАЭС входят Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения, Кыргызская Республика.

В строках 020 – 070 заполняем информацию: ФИО, ИНН иностранного гражданина или лица без гражданства, страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица (СНИЛС) в системе ПФР РФ (при наличии), гражданство.

У лица без гражданства в строке 070 указываем код «999».

В строке 080 заполняем сумму выплат и иных вознаграждений физлицу за расчетный период с начала расчетного периода за последние три месяца расчетного периода.

В строке 010 отражаем общую сумму выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками, заключившими трудовые договоры с иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), в их пользу.

Важно: если заполнены несколько листов приложения № 9, то данные вносим в строку 010 только на первом листе.

Сроки подачи расчета регламентируются п. 7 ст. 431 НК РФ – лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физлицам, представляют расчет по страховым взносам не позднее 30 числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц, по месту жительства физлица, производящего выплаты и иные вознаграждения физлицам.

Рассмотрим, как отразить прием на работу, начисление зарплаты и налогов, а также заполнение расчета по страховым взносам по иностранным гражданам в «1С:Зарплата и управление персоналом 8», ред. 3.1.

Прием на работу

Переходим в раздел «Кадры», открываем справочник «Сотрудники», создаем нового сотрудника. В карточке сотрудника переходим по ссылке «Страхование», где указываем статус застрахованного лица, а также период, с которого действуют сведения о страховом статусе, месяц регистрации изменений.


Далее в карточке сотрудника переходим по ссылке «Личные данные», указываем в пункте «Гражданство» страну иностранного сотрудника или переключаем признак на «Лицо без гражданства». Эти данные попадут отчет по страховым взносам.


Обратите внимание: если физическое лицо ранее уже было зарегистрировано в «1С», то при создании нового сотрудника система выдаст предупреждение, что найден похожий человек и предложит определить, это то же физическое лицо, либо однофамилец.


После создания сотрудника и сбора документов для принятия сотрудника на работу переходим в раздел «Кадры», открываем реестр документов приемов, переводов, увольнений и создаем новый документ «Прием на работу», где вносим дату приема, сотрудника, график работы, должность, данные по оплате труда, данные трудового договора.

У иностранных сотрудников в приеме появляется вкладка «Дополнительно», в которой отражаем данные:

Разрешение на работу.

Разрешение на проживание.

Условия оказания медпомощи.


Таким образом сотрудник принят на работу.

Начисление заработной платы и налогов

Для начисления заработной платы и налогов переходим в раздел «Зарплата» открываем реестр документов начисления зарплаты и взносов и создаем новый документ.

Заполняем автоматически новый документ при помощи кнопки «Заполнить». Система рассчитает заработную плату, а также НДФЛ и страховые взносы по каждому сотруднику.

Проверяем правильность начисленных взносов на вкладке «Взносы».


Проверить начисленные взносы можно при помощи отчетов, которые располагаются в разделе «Налоги и взносы» – «Отчеты по налогам и взносам»: анализ взносов в фонды, карточка учета страховых взносов, проверка расчета взносов проверяет налоговую базу и начисленные налоги, при обнаружении несоответствия данные выделяются красным цветом. Таким образом, расчетчик может проверить начисления и налоговую базу.

Формирование отчетности расчета по страховым взносам

Переходим в раздел «Отчетность, справки» – «Отчетность». Создаем новый отчет «Расчет по страховым взносам» и заполняем его. В приложении 9 раздела 1 отображается иностранный сотрудник.


Автор: Татьяна Мокеева
Старший бухгалтер по расчету зарплаты

В общем случае в форму СЗВ-М включаются все сотрудники компании. Однако если некоторые из них — иностранцы, то ситуация осложняется. Рассмотрим, как правильно заполнить СЗВ-М, если часть персонала организации — иностранные граждане.

Кто сдает СЗВ-М и кого туда необходимо включать

Эту форму сдают все российские предприятия, а также ИП, имеющие наемных работников. В отчет входят не только штатные сотрудники, но и те физические лица, которые получают доходы по гражданско-правовым, авторским и прочим подобным договорам.

Суть отчета — своевременно проинформировать ПФР о получении застрахованными лицами какого-либо дохода от трудовой деятельности.

Т.е. основным критерием для включения физического лица в отчет является то, что он имеет право на получение пенсии в РФ. Понятно, что к нерезидентам это относится далеко не всегда.

На каких иностранцев распространяется пенсионное страхование

В пункте 1 ст. 7 закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ перечислены те категории нерезидентов, которые охватываются пенсионным обеспечением в РФ:

  1. Постоянно и временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства.
  2. Временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением высококвалифицированных специалистов. Статус таких специалистов устанавливается в соответствии со ст. 13.2 закона от 25.07.2002 № 15-ФЗ «О правовом положении…».

Следовательно, в форму СЗВ-М должны попасть только те иностранные специалисты, которые перечислены выше.

Как правильно включить нерезидентов в отчет СЗВ-М

Форма включает в себя три показателя: ФИО, ИНН и СНИЛС. И по каждому из них при внесении данных иностранного сотрудника могут возникнуть вопросы:

  1. У иностранцев нередко отсутствует отчество. Естественно, вы не можете его придумать, поэтому отчет нужно заполнять в строгом соответствии с паспортными данными работника. Возможно, что специалисты ПФ запросят пояснения, тогда направьте им письмо с приложением копии паспорта иностранного сотрудника.
  2. Может не быть ИНН. Этот реквизит не является обязательным для формы СЗВ-М (заполняется при наличии). Поэтому ПФ примет отчет без ИНН.
  3. Отсутствие СНИЛС. В этом случае отчет не пройдет. Уточните, почему у иностранца нет свидетельства. Возможно, что вам вообще не нужно включать этого сотрудника в форму (об этом было сказано в предыдущем разделе).

В ситуации, когда иностранец подлежит страхованию, но на момент сдачи отчетности его СНИЛС еще не готов, работодатель не может отразить информацию в СЗВ-М по объективным причинам (хочет, но не может). Поэтому наши эксперты советуют приложить к отчету сопроводительное письмо, в котором изложить причины отсутствия данных о страховом свидетельстве.

СНИЛС готов — не тяните. Сразу же формируйте СЗВ-М с типом «доп». Укажите в отчете информацию, которую вы не включили в первоначальную форму с кодом «исхд».

Но и при таких действиях нет гарантии того, что ПФР не начислит штраф. Противоположную позицию придется отстаивать в суде.

Как избежать проблем при расчетах с иностранными сотрудниками

Расчеты с работниками-нерезидентами имеют кучу нюансов, и описанные сложности при заполнении СЗВ-М — это лишь один из примеров.

Так, если наши клиенты собираются принять на работу сотрудника-иностранца, мы заранее анализируем возможные риски и сообщаем о них. Таким образом, работодатель еще до подписания контракта видит все возможные последствия.

Если речь идет о работе с представительством иностранной компании, мы всегда выходим на головной офис. Это дает возможность получить дополнительную информацию в сложных ситуациях, например, касающихся расчета и выплаты бонусов.

При этом мы не берем на себя принятие решений (вариант — о размерах и сроках бонусных выплат), а лишь оформляем все документы и помогаем избежать нежелательных последствий.

Вывод

При включении в СЗВ-М иностранных работников нужно быть особенно внимательным.

Если работник-нерезидент не подлежит пенсионному страхованию в РФ, то отчитываться по нему не нужно.

Если иностранец включается в отчет, то обязательным реквизитом будет только СНИЛС. Отчество и/или ИНН могут отсутствовать.


Как учитывать стаж иностранца в России, заводить электронную трудовую книжку и подавать сведения СЗВ-ТД

Оформление иностранного сотрудника имеет свои нюансы. О них мы постоянно рассказываем в блоге. Но и бухгалтеров не обошли стороной трудности с иностранцами. Как учитывать стаж, полученный таким работником до трудоустройства в России? Нужно ли заводить ему трудовую книжку и какую — обычную или электронную? А сведения СЗВ-ТД подавать? На эти вопросы мы и постараемся сегодня ответить.

Как учитывать «заграничный» стаж?

Обычно тот стаж, что получен иностранным сотрудником не в России для социальных выплат (например, больничного) не учитывается.

Исключение — если работник имеет стаж в странах, с которыми у России есть соглашение о признании трудового стажа. Это:

  • Таджикистан
  • Узбекистан
  • Азербайджан
  • Армения
  • Казахстан
  • Киргизия
  • Белоруссия
  • Молдавия
  • Украина

Бухгалтер должен учесть иностранный стаж таких работников для подсчета продолжительности страхового стажа.

Аналогично в соответствии со ст. 4 Соглашения от 15.04.1994 о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов документы об образовании, а также присвоении разрядов, квалификации и другие аналогичные документы признаются в России и не требуют дополнительного подтверждения. Однако такие документы должны быть переведены на русский язык, чтобы можно было признать соответствующий трудовой стаж.

Все вышесказанное подтверждается в частности Письмом Минтруда РФ от 28.04.2017 № 16-4/В-195.

Трудовая книжка иностранца

Что касается трудовой книжки, то ее работодатель обязан завести иностранному сотруднику. На оформление работника из зарубежья, в этом смысле, распространяются все те же правила, что и на российских граждан.

А вот выбор формы книжки остается за иностранцем. Он точно так же должен подать заявление о сохранении бумажной трудовой или переходе на электронную трудовую книжку. Сотруднику должны быть даны разъяснения о таком праве.

Исходя из этого, подавать форму СЗВ-ТД на таких сотрудников нужно наравне с остальными.

Правда, на практике бухгалтера сталкиваются с проблемой — не у всех иностранцев есть СНИЛС. Например, высококвалифицированные иностранные специалисты не обязаны его иметь. Как тогда сдавать отчет?

Федеральная служба по труду и занятости сообщает, что с 1 апреля 2019 года вместо получения «зеленой карточки» СНИЛС теперь есть понятие «регистрация в системе индивидуального персонифицированного учета». Это значит, что даже при отсутствии самого документа, регистрация в системе ПФР у ВКС все равно есть. Их нужно указывать в СЗВ-ТД.

Узнать номер можно в личном кабинете ПФР, для этого иностранцу придется там зарегистрироваться или войти через Госуслуги (на которых, конечно, тоже требуется зарегистрироваться).

Работодатель может проверить данные работника при помощи сервиса в личном кабинете налогоплательщика-юрлица или ИП на сайте ФНС, если будут расхождения, придется уточнять их причины у сотрудника, а затем, если в представленных документах все верно, в налоговой службе и ПФР.

Положена ли пенсия иностранцам?

А вот учитывается ли стаж для получения иностранцем пенсии на территории РФ? Все зависит от того из какой страны он прибыл.

Включить в стаж для расчета пенсии можно стаж работы:

  • в государствах — участниках Соглашения от 13 марта 1992 года и территориях бывшего СССР. При этом периоды после 01.01.2002 года включается только при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение. Взносы должны быть уплачены в соответствующие органы страны, на территории которой работал иностранец.
  • в Республике Молдова и Республике Грузия . Причем по 31 декабря 1990 года без оговорок, а вот после — при условии уплаты страховых взносов, ее необходимо подтверждать справками.
  • в Литовской Республике . Стаж после 1 декабря 1991 года необходимо подтверждать справками, выданными соответствующим органом в Республике.
  • в государствах — республики бывшего СССР , которые не заключали соглашения с РФ. Чтобы учесть такой стаж до 1 января 1991, не требуется подтверждение уплаты взносов, а вот после подтверждение необходимо.

Если пенсия назначается гражданину Республики Беларусь и РФ, то берется стаж, полученный при работе на обеих территориях. При этом при наложении стажа такой период учитывается единожды. Расчет стажа производит одна из сторон — та, которая будет производить выплату пенсии.

Как разобраться?

Есть и другие сложные моменты с расчетом и учетом стажа. Сделать ошибку на самом первом этапе — при оформлении в штат сотрудника очень легко, а вот расплачиваться он, возможно, будет, своими льготами и размерами социальных выплат.

Обезопасит вас и сотрудников от подобной ситуации миграционное сопровождение — услуга, включающая автоматизированный учет, контроль и полное ведение документооборота по оформлению работника.

Любая консультация специалистов компании Альянс Трудовая Миграция предоставляется в соответствии с актуальным законодательством Российской Федерации. Вы можете спросить у нас номер федерального закона, статью и пункт, чтобы проверить информацию.

Если сомневаетесь в правильности ведения миграционного учета — проведите бесплатный аудит ваших документов.

szv-td_na_inostrannyh_grazhdan.jpg


Похожие публикации

С 2020 года работодатели представляют новый отчет в ПФР, введение которого связано с началом перехода на ЭТК (электронные трудовые книжки). Отчет СЗВ-ТД заполняется на лиц, с которыми заключены трудовые договоры, если в отчетном месяце в отношении них имелись какие-либо кадровые изменения (прием, увольнение, перевод на другую работу), либо ими было подано заявление о ведении «бумажной» или электронной трудовой. В этом материале расскажем, нужно ли подавать форму СЗВ-ТД на иностранных работников.

Застрахованные и зарегистрированные лица

Вопрос о необходимости внесения иностранных граждан в отчет для ПФР возникает у работодателей в связи с тем, что некоторые работники-иностранцы не являются лицами, застрахованными в системе Пенсионного фонда РФ. П. 1 ст. 7 закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании», к застрахованным лицам в т.ч. относит работающих по трудовым договорам:

  • граждан РФ,
  • иностранных граждан и лиц без гражданства постоянно или временно проживающих (пребывающих) в РФ.

В список лиц, подлежащих «пенсионному» страхованию, не входят временно пребывающие иностранные высококвалифицированные специалисты, а также граждане некоторых государств, например Китая.

Согласно п. 2.4 ст. 11 закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» № 27-ФЗ от 01.04.1996, по форме СЗВ-ТД работодатель должен отчитываться не о застрахованных, а о зарегистрированных лицах, работающих у него. К зарегистрированным относят всех лиц, которым в системе персучета ПФР открыт индивидуальный лицевой счет и присвоен страховой номер - СНИЛС. Одна из целей такой регистрации – возможность учета сведений о трудовой деятельности лица.

Если раньше индивидуальный лицевой счет открывался только на застрахованных в ПФР лиц, то теперь его открывают на всех россиян и каждого иностранного гражданина (лицо без гражданства), постоянно или временно проживающих (пребывающих) в РФ - эти изменения действуют с 01.04.2019 г. (ст. 6 закона № 27-ФЗ, закон № 48-ФЗ от 01.04.2019).

Когда подавать СЗВ-ТД на иностранных граждан

Из сказанного выше следует, что абсолютно все иностранцы и лица без гражданства, временно или постоянно проживающие, а также временно пребывающие на российской территории, должны быть зарегистрированы в системе персучета ПФР. Поскольку сведения СЗВ-ТД подаются именно на зарегистрированных, а не застрахованных работников, все работники-иностранцы, с которыми заключены трудовые договоры, тоже должны отражаться в данном отчете.

В отчет СЗВ-ТД иностранцы включаются по тем же основаниям, что и работники-россияне:

  • в случае их приема на работу,
  • при переводе на другую постоянную работу,
  • при увольнении,
  • при подаче заявления о сохранении трудовой книжки «на бумаге» или о переходе на электронный аналог.

Также в СЗВ-ТД включаются сведения об установлении второй профессии или иной квалификации, о запрете занимать определенные должности, о переименовании работодателя.

Сведения СЗВ-ТД подаются, если в отчетном месяце имело место хоть одно из вышеперечисленных кадровых мероприятий. Если же изменений по работнику не было, отчет в ПФР сдавать не надо.

Никаких особых правил заполнения СЗВ-ТД на иностранных работников нет. Сведения вносятся в отчет в соответствии с Порядком заполнения, утв. постановлением Правления ПФР № 730п от 25.12.2019. Важно, чтобы работник-иностранец был зарегистрирован в системе персучета и ему, соответственно, был присвоен СНИЛС. Образцы заполнения отчета СЗВ-ТД вы найдете здесь.

Напомним, что бланк сведений СЗВ-ТД утвержден тем же постановлением Правления ПФР № 730п (приложение 1), а подавать его в 2020 году следует не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло соответствующее кадровое мероприятие. Подробнее о сроках сдачи отчета СЗВ-ТД читайте здесь.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

  • Иностранцы и их статусы, влияющие на начисление взносов
  • Взносы по проживающим (постоянно или временно) иностранцам
  • Временно пребывающие иностранные граждане: особенности взносов
  • Некоторые отдельные ситуации по взносам с доходов иностранцев
  • Итоги

Иностранцы и их статусы, влияющие на начисление взносов

Иностранцы — лица, не являющиеся гражданами РФ, но либо имеющие подтверждение наличия гражданства другого государства, либо не способные такое гражданство подтвердить.

Находиться в РФ они могут по трем основаниям (п. 1 ст. 2 закона «О правовом положении иностранных…» от 25.07.2002 № 115-ФЗ):

  • постоянное проживание, для которого необходимо оформление вида на жительство;
  • временное проживание, при котором оформляется документ, разрешающий проживание;
  • временное пребывание, когда лицо въезжает в РФ по визе или без ее оформления с получением миграционной карты и оформлением документа, дающего право на работу.

Подробнее об этих основаниях читайте в нашем материале.

Заниматься трудовой деятельностью иностранцы могут:

  • по трудовому или ГПХ договору;
  • как ИП.

Для временного осуществления деятельности иностранцу требуется наличие разрешения на работу (если он прибыл по визе) или патента (если виза не требуется). Срок временного пребывания в России будет определять срок действия соответствующего документа. Этот срок может продлеваться.

Не делает исключений в части обязательности страхования и, соответственно, в отношении начисления страховых взносов с иностранцев в 2019–2020 годах:

1. Ни п. 1 ст. 7 закона «Об обязательном пенсионном…» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, устанавливающий необходимость обязательного пенсионного страхования (ОПС) для всех лиц, работающих как по договорам (трудовому или ГПХ), так и в качестве ИП, кроме временно находящихся в РФ высококвалифицированных специалистов.

2. Ни п. 1 ст. 2 закона «Об обязательном социальном…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ, обязывающий к осуществлению обязательного соцстрахования (ОСС) по нетрудоспособности и материнству физлиц, работающих по трудовым договорам, кроме временно находящихся в РФ иностранных специалистов высокой квалификации. Но ИП (соответственно, и иностранцев) этот закон освобождает от ОСС (п. 3 ст. 2).

3. Ни ст. 10 закона «Об обязательном медицинском…» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, определяющая необходимость оформления обязательного медстрахования (ОМС) для лиц, работающих по договорам (трудовому или ГПХ) или являющихся ИП, но не относящихся к иностранным специалистам высокой квалификации или к временно пребывающим в РФ иностранцам.

4. Ни закон «Об обязательном социальном…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (п. 2 ст. 5), распространяющий обязанность начисления работодателями взносов на травматизм и на доходы иностранцев. Эти взносы будут начисляться в любом случае независимо от статуса иностранца, работающего в РФ.

То есть страховые взносы на выплаты иностранцам должны начисляться. Но у этих начислений есть свои нюансы, зависящие от категории плательщика взносов, основания пребывания иностранца в России и квалификации иностранного специалиста.

Взносы по проживающим (постоянно или временно) иностранцам

Согласно положениям законов об обязательном страховании, проживающие (постоянно или временно) в РФ иностранцы оказываются подлежащими таким видам страхования, как:

  • ОПС вне зависимости от того, как они трудятся (по трудовому либо ГПХ договору или как ИП);
  • ОСС по нетрудоспособности и материнству при осуществлении работы по трудовому либо ГПХ договору, но не в ситуации, когда иностранец является ИП;
  • ОМС вне зависимости от того, как они трудятся (по трудовому либо ГПХ договору или как ИП), но не тогда, когда иностранный специалист имеет высокую квалификацию;
  • ОСС по травматизму при осуществлении работы по трудовому либо ГПХ договору.

То есть с доходов иностранцев, оформленных по трудовому или ГПХ договору, придется платить все взносы по тем же правилам, что и с доходов граждан РФ, если иностранцы не относятся к разряду специалистов высокой квалификации. В отношении специалиста высокой квалификации обязательными будут начисления на ОПС и ОСС. ИП-иностранец окажется плательщиком взносов на ОПС и ОМС.

Общеустановленные тарифы для взносов в 2019–2020 годах с зарплаты работающих по трудовому или ГПХ договору иностранцев составят (ст. 426 НК РФ):

  • на ОПС — 22% с дохода, не превысившего 1 150 000 руб. (в 2019 году), и 10% с дохода сверх этой величины;
  • ОСС по нетрудоспособности и материнству — 2,9% с дохода, не превысившего 865 000 руб. (в 2019 году), сверх этого дохода взносы начисляться не будут;
  • ОМС — 5,1% со всей суммы дохода.

При этом у плательщика взносов также может возникнуть:

  • обязанность применения дополнительных тарифов из-за особых условий труда работника-иностранца (ст. 428, 429 НК РФ);
  • возможность использования пониженных тарифов в соответствии со ст. 427 НК РФ.

Тарифы страховых взносов с иностранцев в 2019–2020 годах на травматизм будут зависеть от вида деятельности, осуществляемого работодателем.

Для иностранцев-ИП размер причитающихся к уплате взносов определится таким же образом, как и для ИП-граждан РФ (п. 1 ст. 430 НК РФ):

1. Годовой платеж на ОПС для дохода, не превышающего 300 000 руб. за год, будет равен 29 354 руб. в 2019 году. Если доход окажется больше 300 000 руб., дополнительно начисляется 1% с суммы, превысившей 300 000 руб. Общая сумма платежей не может быть больше 8-кратного фиксированного годового платежа 29 354 × 8 = 234 832 руб. в 2019 году.

2. Годовой платеж на ОМС определится как конкретная сумма (6 884 руб. в 2019 году).

Временно пребывающие иностранные граждане: особенности взносов

Обложение взносами временно пребывающих в РФ иностранцев имеет свои правила, прежде всего потому, что из их числа выделяются специалисты высокой квалификации, доходы которых по договору (трудовому или ГПХ) не облагаются никакими взносами, кроме взносов на травматизм.

Доходы прочих иностранных работников, оформленных по договору, не будут облагаться взносами на ОМС, но попадут под платежи на ОПС и ОСС. Тарифы для них в общем случае будут равны (ст. 426 НК РФ, письмо Минфина России от 28.02.2017 № 03-15-06/11189):

  • на ОПС — 22% с дохода, не превысившего 1 150 000 руб. (в 2019 году), и 10% с дохода сверх этой величины;
  • на ОСС по нетрудоспособности и материнству — 1,8% с дохода, не превысившего 865 000 руб. (в 2019 году), сверх этого дохода взносы начисляться не будут.

При этом для плательщика взносов могут создаваться ситуации, когда у него возникнет:

  • обязанность применения дополнительных тарифов из-за особых условий труда работника-иностранца (ст. 428, 429 НК РФ);
  • возможность использования пониженных тарифов в соответствии со ст. 427 НК РФ.

Тарифы взносов на травматизм будут зависеть от вида деятельности, осуществляемого работодателем.

Для ИП-иностранцев временного пребывания страховые платежи будут определяться так же, как для ИП-граждан РФ и ИП-иностранцев, проживающих (временно или постоянно) в России.

Некоторые отдельные ситуации по взносам с доходов иностранцев

Ст. 420 НК РФ, определяя объект обложения страховыми взносами, в части выплат иностранцам делает и исключение, при котором такие взносы не будут начисляться:

  • когда иностранец по трудовому или ГПХ договору трудится в структурном подразделении обособленного характера, расположенном вне территории РФ (п. 5).

Норма, указанная в п. 5 ст. 420 НК РФ, позволяет не облагать взносами доходы, начисляемые иностранцам, находящимся вне территории РФ и выполняющим работу по договору ГПХ удаленно (письмо ФНС России от 03.02.2017 № БС-4-11/ 1951@).

Однако если доход от иностранной компании получает работник-иностранец, временно находящийся в России, трудящийся в представительстве этого работодателя на территории РФ и не являющийся специалистом высокой квалификации, то с его дохода должны платиться взносы на ОПС и ОСС по нетрудоспособности и материнству (письмо Минфина России от 06.02.2017 № 03-15-05/6079).

С доходов временно пребывающего в РФ иностранца, получившего статус беженца, в отличие от иных иностранцев временного пребывания будут дополнительно делаться отчисления на ОМС с применением обычного для РФ тарифа 5,1% (письмо Минтруда России от 17.02.2016 № 17-3/ООГ-229).

О том, начислять ли взносы, если за границей РФ трудится гражданин РФ, читайте в материале «Дистанционщик за рубежом: взносы платим, НДФЛ — нет».

Все подробности начисления и уплаты страховых взносов, в том числе от несчастных случаев, на выплаты иностранным работникам рассмотрены подробно в Готовом решении от КонсультантаПлюс.

Итоги

Иностранцы могут находиться в РФ в статусе проживающих (временно или постоянно) или временно пребывающих. Для первой группы начисление страховых взносов будет производиться в таком же порядке, как и для граждан РФ. То есть по общеустановленным, дополнительным или пониженным тарифам, если иностранец оформлен по договору (трудовому или ГПХ). Исключение составят специалисты высокой квалификации, с дохода которых не придется делать отчисления на ОМС.

На доходы специалистов высокой квалификации, временно находящихся в РФ и работающих по договору (трудовому или ГПХ), никакие начисления, кроме взносов на травматизм, производиться не будут. А доходы прочих иностранных работников, временно находящихся в РФ и трудящихся по договору, нужно обложить взносами на ОПС и ОСС, применив в части ОСС по нетрудоспособности и материнству особую ставку.

Взносы с доходов иностранцев-ИП будут вне зависимости от их статуса начисляться по действующему в РФ алгоритму расчета платежей для ИП.


Обложение выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства страховыми взносами в Пенсионный фонд России зависит от статуса получателя вознаграждения.

Согласно Федеральному закону от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ (в ред. от 28.07.2012 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Закон N 115-ФЗ) иностранные граждане и лица без гражданства подразделяются на следующие категории:

  • постоянно проживающие в РФ;
  • временно проживающие в РФ;
  • временно пребывающие в РФ.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ, которое имеет подтверждение наличия гражданства (подданства) зарубежного государства.

Согласно абз. 3 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ лицом без гражданства признается физическое лицо, которое не является гражданином РФ и не имеет доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.


Начисление и уплата страховых взносов в ПФР в отношении выплат работникам-иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в РФ

Постоянно проживающими в РФ признаются иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство (абз. 11 п. 1 ст. 2 и ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

Согласно абз. 7 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ вид на жительство – это документ, выданный иностранному гражданину (лицу без гражданства), подтверждающий право на постоянное проживание в РФ. Для лица без гражданства вид на жительство также является документом, удостоверяющим его личность.



В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона N 212-ФЗ страховые взносы не начисляются если:

  • сотрудник работает по трудовому договору в зарубежном подразделении российской организации. При этом не имеет значения, был трудовой договор заключен напрямую с российской организацией или его подписал руководитель зарубежного подразделения.
  • физическое лицо выполняет работы (оказывает услуги) по гражданско-правовому договору за пределами территории РФ.

Также страховые взносы не начисляются на выплаты индивидуальным предпринимателям (п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ). Это правило действует и в отношении тех предпринимателей, зарегистрированных на территории РФ, которые являются иностранными гражданами, - исключений для них Закон N 212-ФЗ не делает (абз. 14 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ, п. 3 ст. 2 Закона N 212-ФЗ). Такие лица уплачивают страховые взносы за себя самостоятельно (пп. 2 п. 1 ст. 5, ст. 14 и ст. 16 Закона N 212-ФЗ).

При исчислении взносов с выплат работникам-иностранцам, постоянно проживающим в РФ, следует применять те же тарифы, что и в отношении выплат российским гражданам. Такой порядок установлен п. 1 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ.

В соответствии со ст. 33.1 Закона N 167-ФЗ в 2012 - 2013 гг. применяются следующие тарифы страховых взносов:

  • В пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов (в 2012 г. - 512 000 руб.):

Для лиц 1966 года рождения и старше на финансирование страховой части трудовой пенсии тарифная ставка 22 %, из них 6 % - солидарная часть тарифа страховых взносов, а 16 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов.

Для лиц 1967 года рождения и моложе на финансирование страховой части трудовой пенсии тарифная ставка 16 %, из них 6 % - солидарная часть тарифа страховых взносов, а 10 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов.

Для лиц 1967 года рождения и моложе на финансирование накопительной части трудовой пенсии тарифная ставка 6 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов.

  • Свыше установленной предельной величины:



Начисление и уплату страховых взносов в отношении выплат работникам-иностранцам, постоянно проживающим в РФ, следует проводить в общем порядке, установленном ст. 15 Закона N 212-ФЗ.


Начисление и уплата страховых взносов в ПФР в отношении выплат работникам-иностранцам и лицам без гражданства, временно проживающим в РФ

Временно проживающими в РФ признаются иностранные граждане и лица без гражданства, получившие в установленном порядке разрешение на временное проживание (абз. 10 п. 1 ст. 2, ст. 6 и ст. 6.1 Закона N 115-ФЗ).

Согласно абз. 6 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ разрешение на временное проживание - это официальное подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство. Оно оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, либо в виде отдельного документа, который выдается лицу без гражданства, не имеющему удостоверения личности.

Указанные лица признаются застрахованными аналогично постоянно проживающим иностранным лицам. Поэтому выплаты им облагаются взносами в общеустановленном порядке.

Исключения – такие же, как и у постоянно проживающих иностранных лиц.

При исчислении страховых взносов с выплат в пользу работников, временно проживающих в РФ, следует особое внимание уделить применяемым тарифам.

В соответствии с п. 2 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ с 2012 г. в отношении работников, временно проживающих в РФ, независимо от года их рождения, применяются тарифы, установленные в отношении граждан России для начисления страховой части пенсии.

То есть ставка составит 22 % с выплат, не превышающих предельного размера облагаемой базы, и 10 % с выплат сверх указанного лимита (ст. 33.1 Закона N 167-ФЗ).

Взносы в ПФР на финансирование накопительной части пенсии с выплат в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории РФ, уплачивать не требуется (ч. 2 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ).


Начисление и уплата страховых взносов в ПФР в отношении выплат работникам-иностранцам и лицам без гражданства, временно пребывающим в РФ

Временно пребывающим признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, которое прибыло в РФ по визе или в порядке, не требующем получения визы, и не имеет вида на жительство или разрешения на временное проживание. Такой иностранец должен в обязательном порядке получить миграционную карту (абз. 9 и 17 п. 1 ст. 2 и ст. 5 Закона N 115-ФЗ).

Согласно абз. 5 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ миграционная карта - документ, который содержит сведения о въезжающем или прибывшем в РФ иностранном гражданине и сроке его временного пребывания в РФ.

С 2012 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплаты в пользу работников-иностранцев, временно пребывающих в РФ, начислять нужно (п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ и пп. 15 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).



  • физическое лицо не является высококвалифицированным специалистом в соответствии с Законом N 115-ФЗ;
  • с ним заключен трудовой договор на неопределенный срок или на срок не менее шести месяцев;
  • сотрудник работает на территории РФ.

При начислении страховых взносов на ОПС в отношении работников-иностранцев, временно пребывающих на территории РФ, независимо от года их рождения, следует применять страховой тариф, установленный для граждан России на финансирование страховой части трудовой пенсии (п. 2 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ).

Страховые взносы на финансирование накопительной части пенсии начислять и уплачивать не нужно.


Порядок сдачи отчетности в ПФР

По окончании отчетных (расчетного) периодов страхователи обязаны подавать в территориальные отделения пенсионного фонда отчетность по начисленным и уплаченным взносам на обязательное страхование своих сотрудников, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства.

Она включает:

  • Расчет по форме РСВ-1 ПФР, срок сдачи которого - не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом;
  • сведения персонифицированного учета, представляемые одновременно с Расчетом по форме РСВ-1 ПФР (пп. 1 п. 9 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

"Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2012, N 5

ПЕНСИОННЫЕ ВЗНОСЫ И ОФОРМЛЕНИЕ ПЕНСИОННЫХ СВИДЕТЕЛЬСТВ ДЛЯ РАБОТНИКОВ-ИНОСТРАНЦЕВ

В материале автор рассказывает об обязательствах работодателя вносить в ПФР выплаты за работающих у них иностранных граждан.

До 1 января 2012 г. застрахованными по обязательному пенсионному страхованию лицами признавались иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации (имеющие вид на жительство или разрешение на временное проживание в Российской Федерации).

Словарь кадрового делопроизводства. Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Подавляющее большинство иностранных работников - временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане - не признавались застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию.

Словарь кадрового делопроизводства. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Соответственно, не облагались страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений в их пользу по трудовым и гражданско-правовым договорам (п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", ред. от 03.12.2011, далее - Закон N 212-ФЗ). Использование труда данной категории иностранных работников становилось экономически выгодным работодателям.

Однако Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды" в данную норму введена оговорка: "кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования".

С 1 января 2012 г. согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 03.12.2011, далее - Закон N 167-ФЗ) иностранные граждане, временно пребывающие в РФ (за исключением иностранных граждан, относящихся к категории высококвалифицированных специалистов в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), признаются застрахованными лицами наравне с гражданами Российской Федерации и постоянно или временно проживающими в Российской Федерации иностранными гражданами (то есть иностранными гражданами, имеющими вид на жительство или разрешение на временное проживание в Российской Федерации). Однако не все, а только те, с которыми заключены трудовые договоры на срок не менее 6 месяцев или на неопределенный срок (п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ).

Словарь кадрового делопроизводства. Высококвалифицированный специалист - иностранный гражданин, условия привлечения которого к трудовой деятельности предполагают получение им заработной платы, как правило, в размере не менее 2 млн руб. из расчета за 1 год. Де-юре статус высококвалифицированного специалиста закрепляется за иностранным гражданином после получения им соответствующего разрешения на работу.

Следовательно, работодатели должны начислять на выплаты в пользу указанных иностранцев пенсионные взносы.

Тариф для начисления взноса не зависит от года рождения данных застрахованных лиц и равен тарифу, установленному для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии (п. 2 ст. 22.1 Закона N 167-ФЗ).

Тарифы страховых взносов, установленные в п. 2.1 ст. 22 Закона N 167-ФЗ, в 2012 - 2013 гг. снижены.

В этот период платить пенсионные взносы за иностранных работников, временно проживающих или временно пребывающих в РФ, следует по тарифу 22% (ст. 33.1 Закона N 167-ФЗ) до тех пор, пока сумма выплат в пользу работника не достигнет предельной величины базы для начисления страховых взносов. На суммы выплат, превышающие в 2012 г. установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов работодателям, придется уплачивать взносы по тарифу 10%. База для начисления страховых взносов составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 512 тыс. руб. нарастающим итогом с 1 января 2012 г. (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2012 года").

Таким образом, пока сумма выплат в пользу работника не достигнет 512 тыс. руб., взносы в ПФР за иностранных работников необходимо начислять по тарифу 22%, по достижении указанной суммы взносы уплачиваются по тарифу 10%.

Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

Помимо этого, работодателю необходимо представлять в ПФР не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и календарным годом), сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", ред. от 03.12.2011, далее - Закон N 27-ФЗ).

Указанные сведения представляются в ПФР по формам, установленным Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению" (Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц (форма СЗВ-6-2) и Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР (форма АДВ-6-2)).

Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок (п. 4 ст. 11 Закона N 27-ФЗ).

Вместе со сведениями о каждом работающем у него застрахованном лице страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц (п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ).

Датами окончания сдачи отчетности в 2012 г. становятся 15 февраля, 15 мая, 15 августа и 15 ноября (ст. 11 Закона N 27-ФЗ).

Как и в 2011 г., работодатели, численность сотрудников которых по состоянию на 1 января 2012 г. составит более 50 человек, должны представлять отчетность в электронном виде с электронной цифровой подписью.

За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в ПФР. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке (ст. 17 Закона N 27-ФЗ).

Оформление пенсионного страхового свидетельства

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона N 27-ФЗ страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования выдается только застрахованным лицам.

Застрахованными признаются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.

Согласно п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ обязательное пенсионное страхование распространяется на застрахованных лиц в соответствии с указанным Законом.

Как уже говорилось выше, такими лицами являются в том числе временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане (за исключением иностранных граждан, относящихся к категории высококвалифицированных специалистов в соответствии с положениями Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ред. от 06.12.2011), заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее 6 месяцев.

Следовательно, на работников, являющихся иностранными гражданами, временно пребывающими в Российской Федерации, и работающими по трудовому договору, заключенному на срок не менее 6 месяцев, оформляется свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные указанного лица (п. 1 ст. 7 Закона N 27-ФЗ).

Получение страхового свидетельства государственного

В соответствии со ст. 65 ТК РФ страховое свидетельство государственного пенсионного страхования представляется работником при устройстве на работу. Однако в случае отсутствия у работника по тем или иным причинам упомянутого свидетельства обязанность по его оформлению возложена на работодателя.

Застрахованное лицо, поступающее на работу или заключающее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, обязано представить страхователю свое страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, а в случае его отсутствия - написать соответствующее заявление о выдаче ему страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования впервые или о выдаче нового (взамен утраченного), а также сообщить страхователю сведения, предусмотренные пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 Закона N 27-ФЗ, для передачи в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Следовательно, если ранее иностранный гражданин в России не работал и соответствующего свидетельства у него нет, работодатель обязан оформить на него такое свидетельство в органах Пенсионного фонда РФ (абз. 4 ч. 2 ст. 15 Закона N 27-ФЗ).

При получении страхового свидетельства для указанных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства работодателю необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда России (п. 2 ст. 7 Закона N 27-ФЗ).

Порядок и правила оформления страхового свидетельства государственного пенсионного страхования установлены Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция).

В соответствии с п. 9 Инструкции при заключении страхователем трудового договора, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, с застрахованным лицом, не зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования, страхователь представляет на это лицо анкету застрахованного лица (форма АДВ-1) в территориальный орган Фонда в течение двух недель с даты заключения договора.

Форма анкеты утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации.

Анкеты застрахованных лиц передаются страхователем вместе с описью документов (форма АДВ-6-1) в территориальный орган Пенсионного фонда, который в течение трех недель со дня получения анкеты застрахованного лица открывает лицевой счет и оформляет страховое свидетельство (п. 11 Инструкции).

Территориальный орган Пенсионного фонда в 3-недельный срок передает страхователю страховые свидетельства, запросы об уточнении сведений и, в случае принятия такого решения об отказе, это решение в регистрации вместе с сопроводительной ведомостью.

Страхователь в течение недели после получения страховых свидетельств выдает их застрахованным лицам. Которые, со своей стороны, проверяют правильность содержащихся в страховом свидетельстве сведений и расписываются в сопроводительной ведомости в получении страхового свидетельства (п. п. 13, 14 Инструкции).

Таким образом, изменения в законодательстве в части, касающейся вопросов пенсионного страхования иностранных работников, не только снижают для работодателя экономическую эффективность от использования их труда, но и существенно увеличивают нагрузку на службы, взаимодействующие с органами ПФР.

1. Володин Е. Алгоритм действия работодателя при найме иностранного работника. Методические рекомендации для субъектов малого и среднего предпринимательства г. Москвы, разработанные в рамках проекта "Неотложная правовая помощь малому бизнесу Москвы (НПП МБМ)". М.: ЗАО "Московское агентство по развитию предпринимательства", 2010.

2. Волох В. А., Володин Е. В. Что контролирует ФМС России // Кадровое дело. 2010. N 12. С. 38 - 43.

3. Волох В. А. Трудовая миграция: политико-правовые и социально-экономические аспекты привлечения и использования иностранной рабочей силы: Монография. М.: Спутник+, 2010. 252.

4. Володин Е. Исключения из правил. Особенности приема отдельных категорий иностранных работников // Кадровик. Кадровое делопроизводство. 2011. N 7. С. 182 - 192.

Читайте также: