Как воруют пенсии в украине


Подобный законопроект разрабатывал и прошлый состав Кабмина. Однако на его принятие политической воли не хватило. Основополагающая идея заключается в том, что деньги государства — это общие средства всех налогоплательщиков и распределяться должны справедливо. Если кто-то указывает неверные данные и зарабатывает «в конверте», то получать помощь он не должен.

Документом предлагается ввести верификацию (или проверку) государственных выплат, таких, например, как пенсия, пособие, субсидия, стипендия и других, осуществляемых за счет средств государственного, местных бюджетов, фондов общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования.

Речь идёт о проверке достоверности информации, предоставляемой для получения гражданином пенсий. В документе отмечают: людей никто не будет проверять — только реестры. Таким образом, чиновникам поручат с помощью автоматической базы проверить всех, кто получает помощь от государства.


Больше всего от проверок могут пострадать старики. Если при получении пенсии были указаны неправильные (неправдивые) личные данные, выплаты могут отменить и даже заставить вернуть их государству.

Механизм таких действий прост: нашедшие нарушение чиновники передают информацию органу, который проводит выплату. Те еще раз перепроверяют информацию и принимают решение о том, что деньги действительно платили незаконно. Тогда нарушитель обязан вернуть все «лишнее» государству.

А если откажется, власть может через суд добиться возвращения незаконной материальной помощи, а также оплаты судебных издержек.

Пенсия под лупой

Согласно данным Пенсионного фонда Украины, по состоянию на 1 июля 2019 года в стране насчитывается 11,3 млн пенсионеров. Средняя пенсия украинского пенсионера составляет 3 тысячи гривен (7768 руб.), минимальная пенсия по возрасту — 1564 грн (4050 руб.). При этом 70% пенсионеров получают пенсию ниже средней. Пенсии в размере от 1,5 тыс. до 2 тысяч гривен получают 42% от общего количества, немногим более — от 2 тыс. до 3 тысяч гривен — получают 27,6%.

Экономисты отмечают, что суммы перерасчета пенсий отстают от инфляции. С момента предыдущего повышения соцстандартов (декабрь 2018 г.) рост цен удалось компенсировать только осовремениванием пенсий в марте (+17%), которое коснулось почти 10 млн человек. А также разовыми доплатами по 2410 грн тем, у кого есть большой трудовой стаж (40 лет и более) при малой зарплате и малой пенсии.


Ближайший перерасчет пенсионных выплат состоится 1 декабря. Выплаты поднимут для пенсионеров, которые на сегодняшний день получают максимальные суммы. Самые бедные украинские пенсионеры получат надбавку в 74 гривны (192 руб.), и минимальная пенсия составит 1638 гривен (4241 руб.). Однако, как утверждают экономисты, новый рост пенсий не перекроет годовую инфляцию.

Ориентировочно в марте 2020-го Пенсионный фонд и другие ведомства соберут данные по инфляции и средней зарплате, после чего пенсии украинцев снова пересчитают. При этом «общего» повышения не будет: размер прибавки будет рассчитываться индивидуально.

В то же время пенсии в соседних странах существенно отличаются от украинских. Так, в пересчете на гривны, латыши получают от трех с лишним тысяч, поляки — от шести с половиной, а немцы — от двенадцати с половиной тысяч гривен.

Украинские пенсионеры считают, что размер пенсии, которой бы им хватало на удовлетворение всех финансовых потребностей, должен быть равен 11 041 гривне (28 588 руб.), свидетельствуют данные опроса социологической компании Research & Branding Group.

Работаешь — накажут


На самом деле люди чаще всего работают нелегально и одновременно получают пенсию.

Как показал опрос компании Research & Branding Group, только небольшая часть граждан Украины (8%) рассчитывают на то, что смогут достойно прожить на государственную пенсию, в то время как 79% считают, что пенсии будет недостаточно.

Основной стратегией выживания, позволяющей преодолеть разрыв между потребностью жить достойно и скудной пенсией, большинство (38%) украинцев назвали продолжение работы на пенсии.

Действительно, украинским пенсионерам приходится работать, чтобы хоть как-то сводить концы с концами. По оперативным данным Пенсионного фонда, в октябре текущего года в стране работают более 2,5 млн пенсионеров.

Забытое обещание Зеленского

Более того, никаких послаблений от новой власти украинским старикам ждать не приходится.


«Это так и осталось обещанием. Об этом обещании президента забыли, поскольку в бюджете нет ни одной строки о том, что пенсионерам старше 70 лет государство будет компенсировать расходы на коммунальные услуги», — заявил Павловский на пресс-конференции в Киеве.

Более того, по его мнению, не стоит ожидать позитивных подвижек в социальной политике государства с приходом новой власти.

«Непонятно, как у нас назначают министром соцполитики (Юлия Соколовская — украинский министр социальной политики. — Ред.) некомпетентного человека, и года не работавшего в той отрасли, которой она будет руководить», — подытожил эксперт.

  • Теги
  • Госстат,
  • пенсионеры,
  • Владимир Зеленский,
  • пенсии,
  • субсидии,
  • Кабмин,
  • ЖКХ,
  • Украина

Украинцев массово лишают пенсий или, как минимум, существенно уменьшают положенную по закону сумму


Оставляют без выплат учителей и врачей из-за «неправильного» стажа, переселенцев, якобы, по причине утери документов, срезают размер пенсий военным, милиционерам, — рассказал глава адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

По его словам, суды сейчас завалены пенсионными делами. «В Едином реестре судебных решений по таких дел — больше половины. Как и в ЕСПЧ, куда украинцы подали более 12,5 тысяч исков», — отмечает он. Но в суды идут далеко не все пенсионеры, так что в реальности проблемных случаев — сотни тысяч, — говорит юрист.

И это при том, что, по словам юристов, пенсионное законодательство в Украине выписано достаточно четко. Включают креатив уже в местных подразделениях Пенсионного фонда. «Создается впечатление, что власти дали негласное распоряжение ПФ платить как можно меньше, поэтому чиновники ищут малейшие зацепки, чтобы отказать, уменьшить сумму, а то и вовсе попросить человека вернуть уже полученную пенсию. Причем, даже выигранный пенсионером суд не всегда спасает — в ПФ попросту отказываются выполнят его решения», — говорит юрист.

В «пенсионный кейсах» у юристов сейчас недостатка нет. Случаи — самые разные.

Не могут договориться по возрасту и стажу

В пенсионных делах очень много неразберихи с возрастом и стажем.

В Украине практикуется модель выхода на пенсию по достижению пенсионного возраста. До 2011 года для женщин эта планка составляла 55 лет, для мужчин -60 лет. С 2011 года пенсионный возраст для женщин стали постепенно повышать — на 6 месяцев каждый год. В итоге сейчас он составляет 58,5 лет. Но женщины, родившиеся до 30 сентября 1956 года по-прежнему могут выходить на пенсию в 55 лет, с 1 октября 1956 года по 31 марта 1957 года — в 56 лет и т.д.

При должен быть определенный трудовой стаж. До недавнего времени засчитывали стаж не менее 25 лет, а с начала этого года его повысили на год — до 26 лет. Если стажа не не хватает или его нет вовсе, получать пенсию по возрасту можно только с 63 лет.

При этом некоторые категории работников (учителя, врачи, рабочие на вредных производствах и др.) имеют право на так называемый льготный выход на пенсию — по выслуге лет, то есть, наработав нужный стаж. Скажем, учитель или врач, начав трудиться сразу после вуза, имеют стаж уже к 48-49 годам, и теоретически, могут идти на пенсию.

«Но Пенсионный фонд всегда ставил в приоритет в таких случаях именно возраст , а не стаж. И, получается, что люди работали «лишние» годы, не получая положенных им денег», — говорит Кравец.

Украинские суды были завалены исками от недовольных пенсионеров. В начале октября этого года Конституционный суд принял решение о приоритете выслуги лет перед возрастом. То есть, теперь врачи, учителя, актеры и др. могут выходить на пенсию до 55 лет, а, к примеру, летчики и представители других вредных профессий — и вовсе до 50 лет. Теперь вопрос — прислушается ли ПФ к решению суда. «Только в нашей практике было 4 случая наложения штрафов на Пенсионный фонд за невыполнение им судебных решений. В целом же таких случаев — масса», — говорит Ростислав Кравец.

Но летом этого года правила по пенсионному возрасту и стажу снова подкорректировали.

Так, выйти на заслуженный отдых при достижении пенсионного возраста в 60 лет можно лишь при условии, что у вас есть стаж не менее 26 лет. Чтобы стать пенсионером в 63 года, нужно отработать от 16 до 26 лет. 65 летние пенсионеры должны иметь стаж от 15 лет. Причем, ежегодно требования по стажу будут увеличиваться на 12 месяцев. Цель — достичь соотношения, когда при выходе на пенсию в 60 лет человек должен иметь трудовой стаж не менее 35 лет. Государство преследует две цели. Во-первых, уменьшить армию пенсионеров по возрасту, разгрузив и без того дефицитный ПФ. Во -вторых, заставить украинцев работать официально. В Минсоцполитики подсчитали, что если сохранится текущая ситуация с трудоустройством без записи в трудовую книжку, то уже к 2028 году пенсию с 60 лет сможет получать только 48% украинцев. Как в эту новую схему впишется выход на пенсию по выслуге лет — непонятно. Так что на подходе — новая порция проблем, когда люди пойдут оформлять пенсии, а им предложат поработать еще.

Предпринимателей просят доплатить

Отдельная проблема — с пенсионерами-предпринимателями. Глава Союза защиты предпринимательства сергей Доротич рассказал «Стране», что многие физлица- предприниматели (ФЛП) не могут выйти на пенсию, так как им не подтверждают стаж.

Есть также нюанс с налогами. Все физлица- предприниматели должны отчислять ЕСВ (918 гривен в месяц), только в этом случае они имеют право на пенсию. Но, как рассказал Кравец, ЕСВ нередко насчитывают не только работающим предпринимателям, но и тем, кто давно закрыл свой бизнес.

«Есть случаи, когда человек закрыл ФЛП, уведомил об этом налоговиков и думать забыл. Но, по каким-то неведомым техническим причинам или злому умыслу их из базы не убрали и налоги продолжают «капать». Когда человек начинает оформлять пенсию, ему «выкатывают» счет по просроченным налогам за последние пять лет в 18-20 тысяч гривен. И без уплаты этих денег на пенсию можно не рассчитывать», — говорит Кравец. Также массово отказывают предпринимателям, которые начинали работать в 90-е годы прошлого века. Якобы, подтвердить уплату ими налогов документально крайне сложно. В местных подразделениях ПФ говорят об утере архивных данных. «На некую утерю данных или невозможность что-то подтвердить в пенсионных фондах ссылаются и в других случаях, скажем, в делах со стажем. А потом уже в судах оказывается, что все данные есть, просто их почему-то умышленно не предоставили», — говорит Кравец.

Потерянные годы

Чиновники «теряют» не только сведения об уплате налогов предпринимателями, но и стаж наемных работников. Многие украинцы, особенно сельские жители, выходя на пенсию вдруг обнаруживают, что определенные периоды их трудовой биографии просто «потерялись». Чтобы подтвердить стаж требуется немало усилий, а иногда это и вовсе нереально. Чаще всего в пенсионном фонде ссылаются именно на «утерю архивов».

Экономист Алексей Кущ говорит, что старые архивные данные — головная боль для ПФ.

«Дело в том, что до 2000 года не было разницы между трудовым и страховым стажем. То есть, если сейчас в стаж засчитываются только те годы, когда работодатель платил за вас налоги, либо вы делали это сами, то раньше можно было годами формально числиться на каком -то заводе и все это шло в стаж. А так как у нас немало пенсионеров трудилось еще в советские времена, им без труда удалось накопить хороший стаж и получать сегодня пенсии до 5-6 тысяч гривен», — отмечает Кущ. Понятно, что такая категория пенсионеров — обуза для ПФ.

Если стаж «потерялся» и его не хватает для выхода на пенсию — в ПФ предлагают «докупить» недостающие годы. Цена считается по формуле: каждый месяц — размер ЕСВ, то есть, за год придется выложить порядка 10 тысяч гривен.

Специальные и переселенческие

По словам Кравца, много нюансов также по специальным, чернобыльским пенсиям, пенсиям по инвалидности и для переселенцев.

Как правило, к их получателям государство предъявляет менее завышенные требования по возрастут и стажу, а сами суммы зачастую выше, чем «обычные» пенсии.

Но на страже государственных денег стоят пенсионные клерки, которые скрупулезно выискивают малейшие лазейки для отказа в льготной пенсии и пытаются перевести человека на стандартную модель.

К примеру, на днях СМИ подхватили историю одесского судебного дела между ПФ и инвалидом второй группы. Последний зарегистрировался как частный предприниматель, не уведомив об этом Фонд. Тот же решил, что раз инвалид может работать, то и льготная пенсия ему не положена, и потребовал вернуть 68 тысяч гривен. Только после судебных разбирательств претензии были сняты. А вот во Львове суд по похожему делу стал на сторону ПФ, постановив, что инвалид должен вернуть государству 5,7 тысяч гривен.

Вернуть «лишние» деньги астр просят также тех, кому положена пенсия по утрате кормильца. Пока дети учатся — все нормально. Но как только они устраиваются на работу и забывают сообщить об этом ПФ, включается «счетчик».

«У нас был вопиющий случай с переселенцами. Несколько луганских врачей после начала военных действия на Донбассе спешно уехали в Киев. Понятно, что о трудовых книжках тогда никто не думал — их оставили на работе, в местной больнице. Когда пришло время оформлять пенсии, они запросили трудовые книжки. И получили их с формулировкой, что уволены за прогулы и печатью «ЛНР». В нашем пенсионном фонде такие трудовые книжки вовсе отказались принимать, следовательно, вопрос со стажем и перспектива пенсии повисли в воздухе», — рассказал Кравец. Другим переселенцам, по его словам, отказали в выплатах на том основании, что чиновники нашли у них старый депозит на 400 тысяч гривен в уже лопнувшем банке.

Силовикам — пенсии «в рассрочку»

Уже несколько лет пенсионеры силовых структур (военные и бывшие милиционеры) ведут свою пенсионную войну с государством. Они не попали под общую пенсионную реформу, поэтому когда всем пенсионерам выплаты повысили, некогда завидные пенсии военных и милиционеров оказались мизерными.

Позже, после массовые акций протеста пенсионеров-силовиков, правительство провело перерасчет. Но оказалось, что денег на выпит старых долгов в бюджете нет, поэтому в этом году платят только половину от пересчитанной суммы, при этом еще и разбив ее на части. «Получается по 1-2 тысячи гривен сверху, такая себе «пенсия в рассрочку», — говорит бывший милиционер из Тернополя Игорь Сухарь. Дополнительная проблема — размер пенсии. Если ранее начисляли до 90% от бывшей зарплаты, то потом этот показатель снизили до 50-70%.

По словам Игоря Сухаря, сейчас пенсионеры выбивают положенные им пенсии исключительно через суды.

Но и они с недавних пор заблокированы, так как ВСУ рассматривает показательное дело по иску Житомирского управления пенсионного фонда к пенсионеру, который ранее отсудил себе пенсию в размере более 80% от прежней зарплаты и добился вердикта, что вся задолженность должна быть погашена не в «рассрочку», а одним платежем.

«Так что пока ничего никому вообще не пересчитывают», — говорит Сухарь.

Кравец добавляет, что традиционный прием чиновников — отказать бывшему милиционеру в пересчете на том основании, что «милиции сейчас вообще нет».

Денег нет и не будет

Причины, по которым государство пытается отсечь «лишних» получателей пенсий, лежат на поверхности. Дефицит ПФ просто огромный — на следующий год на его погашение из госбюджета пойдет 180 млрд гривен. И с каждым годом эта сумма только растет.

«Мы попали в так называемую демографическую пирамиду: хотя отчисления ЕСВ в этом году вырастут на 20-30%, денег все равно не хватает — получателей пенсий у нас слишком много. Поэтому власти сделают все, чтобы и дальше уменьшать этот список или хотя бы сокращать сумму выплат. Скажем, без пенсий могут остаться трудовые мигранты, которые сейчас не платят ЕСВ, многие предприниматели и пр. да и усердно работающему украинцу накопить страховой стаж в 35 лет будет не так легко. То есть, существенно измениться структура получателей — многие будут сидеть на минимальных социальных пособиях», — говорит Кущ.

По словам Ростислава Кравца, во многих случаях украинцы могут отстоять свои права в суде, но далеко не все туда обращаются. «Нужно потратить от 10 тысяч гривен, если идти в суд без адвоката и до нескольких тысяч долларов, если с адвокатом, а далеко не у всех есть такие деньги. Да и длятся такие суды долго — от года до 7-8 лет. На это, собственно, государство и рассчитывает — что люди попросту смиряться с лишением их денег, и будут выживать кто как может», — считает юрист.

Государство сможет еще активнее отсекать лишних получателей пенсий после запуска закона о верификации (проект уже есть в парламенте). Там предусмотрена трехуровневая проверка получателей, в том числе, пенсионеров, причем, если выясниться, что вам платили незаконно — деньги придется вернуть. Сейчас верификации не проводятся, так как их заблокировал Конституционный суд, — сообщила «Стране» глава профильного парламентского комитета Галина Третьякова. Впрочем, как видно это не мешает чиновника охотиться на пенсионеров.

Реальным выходом и для государства, и для людей был бы запуск накопительной пенсионной системы. Но и этим пока тоже проблемы, так как нужно предусмотреть гарантии сохранности средств. «Никто не может гарантировать, что завтра новый ПФ не лопнет, или деньги будущих пенсионеров попросту не разворуют», — говорит Кущ.

Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен и Телеграм-канал FRONTовые заметки

Главные итоги вчерашнего дня, прогнозы на завтра


Коррупция на "Большой стройке": ответит ли власть на новые обвинения Уманского

Одной из главных сенсаций последних дней стало заявление советника главы Офиса президента Игоря Уманского об отставке. Уманский весной две недели побыл министром финансов, но заявил об уходе "по собственному желанию" в знак протеста против того, что парламент зарубил его проект "коронавирусного" секвестра бюджета. А заодно и заявил о тотальной коррупции в налоговой сфере.

И вот теперь история почти повторяется.

Отставка Уманского еще не принята, о чем он рассказал в вышедшем вчера интервью "Стране". В нем же он заявил и о причинах своего ухода – и они оказались во многом схожими с весенней ситуацией. Одна из главных – коррупция. Только весной Уманский взбудоражил всю страну заявлением о "налоговых скрутках", а теперь – о воровстве на президентском проекте "Большая стройка".

По словам экс-министра, его весеннее заявление до сих пор разбирают в правоохранительных органах. О коррупции при строительстве дорог он также сообщил "куда надо", но в ответ – тишина.

Между тем Уманский задает очень простые вопросы. К примеру, почему стоимость построенных в 2016-19 годах 9 тысяч километров дорог была 105 млрд гривен, а по проекту "Большая стройка" за 120 миллиардов планируют построить 4 тысячи километров. Никакой инфляцией удорожание более чем в два раза не объяснишь…

Зато информация от пока еще советника главы ОП объясняет, почему за программу "Большая стройка" власть так цепляется – несмотря на масштабную критику, которая слышна со всех сторон.

Ведь уже очевидно, что дороги – далеко не оптимальный вариант для поддержания отечественной экономики, поскольку импортная составляющая в них очень велика. Да и актуальность их в свете сегодняшних проблем сомнительна. И если Владимир Зеленский действительно дорожит имиджем, он уже пару месяцев назад должен был принять решение о сворачивании "Большой стройки" дорог и переходе к "Большому ремонту" больниц. Это все поняли бы и поддержали. Но ничего подобного не происходит. Почему?

Накопительные пенсии: Кабмин начал с льготников


У Кабмина вчера был большой пенсионный день. Главным решением, которое было принято вчера, стало утверждение законопроекта о накопительных пенсиях. Того самого, который должен стать основой второго этапа пенсионной реформы, начатой еще в 2017 году.

Впрочем, как выяснилось из законопроекта, пока речь об обязательном введении накопительных пенсий не идет. И слава богу – поскольку раньше предполагалось, что во втором этапе пенсионной реформы примут участие все, кому нет 35-ти.

Но пока обязательные накопительные счета хотят ввести только для представителей вредных профессий, которым полагается льготный выход на пенсию – в 50 или 55 лет. Причем средства на этих счетах должны пополняться за счет предприятий.

Собственно, льготникам и сейчас платят предприятия – вплоть до достижения такими пенсионерами 60-летнего возраста. Разница в том, что сейчас они платят уже по факту выхода на пенсию в 50 или 55 лет. Риски такого варианта лежат в возможности банкротства предприятия, которое обнуляет все льготы.

В варианте пенсионной реформы такой риск устраняется, поскольку предприятие зачисляет средства на счет пенсионера-льготника в тот период, когда он работает. Но появляется другой риск – негосударственные пенсионные фонды, в которых будут находиться эти средства. О банкротстве таких фондов в Штатах и Европе сообщается нередко – что же тогда говорить об Украине, где подобный рынок совершенно не развит, зато развита коррупция, которая может способствовать созданию фиктивных пенсионных фондов, которые будут создаваться только для того, чтобы "снять сливки" и исчезнуть?

Именно поэтому отсутствие обязательной программы накопительных пенсий для всех, "кому до 35-ти", – это хорошая новость. Поскольку ее введение в маленьких объемах приведет к тому, что после краха программы пострадает не так уж и много граждан.

Украинцы без пенсий: предсказание Шмыгаля сбывается


А вот еще одно вчерашнее решение правительства, принятое в развитие пенсионной реформы 2017 года, сообщает о тех, кто пострадает не когда-то, а уже после Нового года.

Речь идет о гражданах, которые к 60-летнему возрасту не имеют минимально положенного 15-летнего трудового стажа: сейчас им еще полагается минимальная пенсия или хотя бы доплата до минимальной пенсии (если есть члены семьи с доходами), а вот с 1 января им уже ничего платить не будут. Такое решение было принято еще в 2017 году, а вчера его окончательно узаконили постановлением правительства.

Поскольку у граждан есть около 40 лет активной жизни, чтобы заработать стаж, можно предположить, что речь идет о небольшом количестве пенсионеров. Однако такое предположение было бы обосновано лет 20-30 назад, но – не сейчас.

Это при СССР труд считался "делом чести, делом славы, делом доблести и геройства", и проблемой было как раз не работать – поскольку за тунеядство наказывали. Естественно, что те, кому в 1991-м было 35 и больше, о минимальном стаже не волновались.

Но в 1992-м Украина перешла на рыночные отношения и выбросила на улицу миллионы лишних работников. Многие из них торговали на диких рынках 1990-х, уезжали на заработки за границу или вынуждены были работать без оформления (что сейчас стало повсеместным трендом из-за увеличения минимальных зарплат и налогов с них). Так что уже сейчас речь идет о сотнях тысяч людей, и с каждым годом это число будет расти.

И пока Шмыгаль пугает страну тем, что пенсий не будет в мрачном будущем лет через 15, для части наших граждан это мрачное будущее наступит уже через 42 дня.

Как посольство США поможет переселенцам с Донбасса?


Одной из самых обсуждаемых тем вчерашнего дня стали заявления временного посла США Кристины Квин, которая решила опровергнуть все "мифы" о внешнем управлении Украиной, коррупции в созданных по требованию Запада структурах вроде НАБУ и американских биолабораториях на украинской территории одним аргументом: все это – российская дезинформация.

А на самом деле нет никакого "внешнего управления" – есть западные партнеры, которые помогают Украине осуществлять успешные реформы и справляться с другими проблемами.

Вчера, видимо, для иллюстрации такой помощи посольство США сообщило, что его страна запускает двухлетнюю программу стоимостью 2 миллиона долларов, целью которой является "сплотить внутренне перемещенных лиц Украины и укрепить их социальную устойчивость перед российской агрессией".

Безусловно, переселенцы с Донбасса – одна из наиболее социально уязвимых категорий наших граждан. И любое участие в решении их проблем будет благом для них. Однако какого рода помощь предлагает американское посольство?

За 2 миллиона долларов можно было бы купить для них 40-50 квартир в Киеве. Или от 200 до 400 квартир в райцентрах соседних с Донбассом областей. Понятно, что это – капля в море, но для конкретных семей их "социальная устойчивость" была бы значительно укреплена – как перед российской агрессией, так и перед другими вызовами.

Вот только уже из фото, размещенного посольством вместе с новостью, ясно, что речь идет вовсе не об этом. "Сплочение и укрепление" окажется очередной грантовой программой, при которой 20% уйдут на откаты, 60% – на содержание нескольких грантовых организаций, а на оставшиеся 20% переселенцев соберут в арендованном зале и для отчета перед грантодателями сфотографируют с плакатом "Единая громада" или что-то в этом роде. А если коронавирус не позволит, то и вовсе устроят какое-то онлайн-мероприятие стоимостью 5% от выделенной суммы.

Ведь всем уже давно известно, что западные гранты выделяются вовсе не для того, что пишется в заявках. Их цель – содержание армии "соросят", которая должна обеспечивать влияние Запада в стране (а заодно и финансовая подушка для самих грантодателей). Но это, понятно, никакое не внешнее управление, а помощь в решении проблем нашей страны.

Жалобы в ЕСПЧ: Украина – тайный лидер


Европейский суд по правам человека опубликовал свежую статистику, согласно которой Украина оказалась на третьем месте среди государств континента по количеству жалоб. Ненамного опережают нас только Россия и Турция, население которых соответственно в 3,5 и в 2 раза больше.

Впрочем, даже третье место Украины – это не совсем объективные данные. Наша страна могла бы быть и лидером, если бы для нее не сделали одно исключение: все жалобы на незаконное увольнение по закону о люстрации считаются автоматически удовлетворенными и в статистику ЕСПЧ не попадают. Зато попадают в статистику расходов украинского бюджета на выплату компенсаций, которые за последние пять лет составили более 1 млрд евро. Мало кто знает, но компенсацию в размере 3,6 тысяч евро получила даже экс-мэр Славянска Неля Штепа – за незаконное содержание под стражей.

В целом же сумма, которую государство Украина выплачивает пострадавшим от него гражданам, значительно увеличилась именно с конца 2014 года – то есть с того момента, когда начал действовать закон о люстрации. Это признают в нынешней власти – но ничего не делают для того, чтобы ситуацию исправить.

Конституционный суд дважды подбирался к явно неконституционному закону, но ни разу так и не решился вынести свой вердикт. Парламент и в прошлом, и в нынешнем созыве проблему игнорирует – хотя и Венецианская комиссия, и ПАСЕ выносили однозначные рекомендации по этому вопросу.

Проблема может сдвинуться с места только в одном случае: если компенсации гражданам, пострадавшим от закона о люстрации, будут платить не напрямую из госбюджета, а за счет зарплат судей и народных депутатов. Тогда о забытых рекомендациях вспомнят быстро.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) отказал в рассмотрении жалобы о прекращении пенсионных выплат, поданной семью гражданами Украины, зарегистрированными на неподконтрольной территории. Дело это длится уже шесть лет, и, скорее всего, пенсионеры (а среди истцов есть люди глубоко преклонного возраста) снова продолжат борьбу за право получать собственные пенсии — в украинских судах.

Самым же странным в истории является высказывание замминистра юстиции, уполномоченного по вопросам ЕСПЧ в Минюсте Ивана Лещины, который назвал отказ судей "приятной новостью". Чему так обрадовался украинский чиновник и каковы перспективы того, что пенсионеры из Донецка и Луганска смогут-таки получить замороженные выплаты, разобрались "Вести".

"Приятная новость"

Пенсионные выплаты жителям ЛДНР были остановлены в конце 2014-го постановлением Кабинета министров №595, в пункте 2 которого прописано, что расходы из госбюджета на соцвыплаты на оккупированных территориях останавливаются до их возвращения под контроль украинской власти. Тем же постановлением был установлен порядок, согласно которому, чтобы получить пенсии, люди с неподконтрольного Донбасса должны были зарегистрироваться в Украине и иметь статус переселенца.

"Чтобы не покидать свои дома, люди шли на всевозможные ухищрения, регистрировались на подконтрольной территории, по полмиллиона человек каждый месяц проходили через сущий ад на пунктах пропуска, но не всем это было под силу, а Пенсионный фонд отчитывался о миллиардной экономии", — напоминает эксперт "КиевСтратПро" по вопросам Донбасса Дмитрий Кочергин.

Это постановление было почти сразу, осенью 2014-го, обжаловано группой из семи человек, проживающих в Луганске. И определенных успехов им удалось достичь: тот самый "пункт 2" админсуды трех инстанций признали недействительным на том основании, что Кабмин вышел за пределы своих полномочий. Получить требуемое — то есть добиться выплаты пенсий — истцам все равно не удалось: суды отвечали, что заявители обратились к "ненадлежащим ответчикам".

Теперь истцы получили отказ и в ЕСПЧ — по формальным причинам. "ЕСПЧ признал жалобу неприемлемой как такую, что явно необоснованная. Он ссылался, в частности, на решения судов по второму делу, инициированному заявителями, которыми им было отказано в жалобе о незаконной бездеятельности при выполнении решений, и отметил, что заявители не обратились с исками о восстановлении платежей в соответствующие суды", — написал Иван Лещина в "Фейсбуке", начав пост с фразы "А у нас приятная новость".

Иск к Пенсионному фонду

В самом отказе есть несколько странностей. Во-первых, суд признал дело "неприемлемым" уже на этапе рассмотрения его по сути. До этого была стадия коммуникации, обмена мнениями между правительством Украины и представителем заявителей. А на нынешнем этапе евросуд крайне редко принимает такие решения.

"Как правило, если уж дело дошло до стадии коммуникации, то можно говорить о победе заявителя — до этой стадии сложно дойти. Рискну предположить, что именно в этой части Лещина написал о победе — хотя является ли "победой" то, что государство не хочет платить пенсии людям, заслужившим эти выплаты, — большой вопрос. Причина такого поворота проста — выяснилось, что представители заявителей не предприняли все возможные меры в украинских судах. В частности, они не привлекли в качестве третьего лица Пенсионный фонд, либо не подали иск к нему прямо", — говорит "Вестям" адвокат, в прошлом кандидат на должность судьи ЕСПЧ от Украины Елена Лешенко.

Сделать это, по мнению юристов, нужно было на этапе победы в Высшем админсуде (именно он признал частично незаконным постановление Кабмина). В решении ЕСПЧ, кстати, это прописано совершенно четко — "истцы обратились к ненадлежащему субъекту". "В итоге Лещина просто передал ЕСПЧ все письма, где был разъяснен порядок (обращения к ответчикам. — Авт.), и сказал: мы им объясняли, но они сами этого не сделали", — пояснила Лешенко.

"Основания, действительно, формальные — в решении говорится, что истцы не исчерпали всех своих возможностей в Украине. Подавать иски они должны были как против Пенсионного фонда, так и против специальных органов, что отвечают за принятие решений. Я бы не сказал, что для истцов-пенсионеров нынешнее решение — это "конец фильма": получив отказ, они вполне могут продолжить суды в Украине, выполнив ту рекомендацию, которую получили от Минюста", — считает адвокат и эксперт "КиевСтратПро" Алексей Бебель.

Доживут ли все они до окончания тяжбы — вопрос: по данным правозащитницы Бережной, некоторые истцы уже находятся в очень плохом финансовом и физическом состоянии (а один даже угодил в реанимацию).

Дело Тимошенко и Седлецкой

К тому же странно то, что адвокат, представлявшая интересы "луганской семерки", Светлана Новицкая, не стала апеллировать к исключительным обстоятельствам, в которых оказались ее клиенты.

"Бывают ситуации, когда, несмотря на то, что все средства правовой защиты внутри страны еще не исчерпаны, ЕСПЧ все равно берется рассматривать такие дела. Но для этого заявитель должен доказать, что либо не смог использовать все средства защиты, либо они были для него "чрезмерно отягощающим обстоятельством" — мол, добились, чего смогли, а дальше не можем", — пояснила Лешенко.

В нынешней ситуации подобным обстоятельством могло бы послужить место регистрации истцов, а также их возраст (один из истцов, Виталий Чайкин, — участник ВОВ 1926 года рождения, т. е. сегодня ему уже 93 года, он — ветеран МВД и полковник уголовного розыска). Впрочем, "Вестям" удалось найти лишь несколько решений ЕСПЧ, принимавшихся в отношении истцов из Украины "с колес" (т. е. без соблюдения правила, согласно которому истец проходит все инстанции в своей стране).

Это, во-первых, "дело Юлии Тимошенко" — там на признание ареста лидера оппозиции "незаконным и политически мотивированным" ушло восемь месяцев с момента начала открытых слушаний. И во-вторых, "дело Седлецкой" — в 2018-м журналиста программы "Схемы" пытались обязать раскрыть телефонные переговоры и СМС (дабы установить частоту контактов с главой НАБУ Артемом Сытником), но ЕСПЧ понадобилось меньше месяца, чтобы обязать украинские власти воздержаться от такой идеи. Связаться со Светланой Новицкой вчера "Вестям" не удалось. По мнению Лешенко, самая важная потеря луганских пенсионеров — время, т. к. им придется снова пойти по "длинному пути" судебных инстанций.

"Важнее люди, а не правительство"

По сути, главный вопрос теперь — что именно вызвало радость уполномоченного по вопросам ЕСПЧ в Минюсте Ивана Лещины.

"По сути, в качестве победы он рассматривает невыполнение обязательств государства. Такое ощущение, что воюет с каким-то врагом, хотя речь идет о наших же согражданах, нуждающихся в защите своих прав. Кроме того, я не могу припомнить, чтобы чиновники так же "продвигали" другие решения ЕСПЧ, которые выносились в интересах жителей неподконтрольных территорий", — говорит Энрике Менендес, глава аналитического центра "Институт региональной политики".

Менендес говорит, в частности, о решении суда, которым официальный Киев обязали признавать документы о трудовом стаже, что были выданы на неподконтрольных территориях.

"В этом есть определенная шизофрения государства, когда оно на словах заявляет, что гуманитарные права для него превыше всего, и оно будет их защищать, но на самом деле это лишь повод не выполнять свои обязательства", — заключает Менендес.

Примечательно, что пост Лещины появился спустя всего неделю после того, как Владимир Зеленский в своем видеоблоге из "Феофании" обратился (кстати, по-русски) к жителям Донбасса, заявив, что вся территория Украины открыта для жителей региона "во всех смыслах этого слова", и пообещав, что война, идущая уже семь лет, скоро закончится "и никакие КПВВ нам будут не нужны".

"Обиднее всего — не само решение суда, а то, что украинские чиновники радуются победе над своими же гражданами и поздравляют друг друга с ней. Как переселенец, у которого остались родственники в Донецке, хочу заметить, что во главу угла нужно ставить интересы граждан, а не правительства", — считает Дмитрий Кочергин.

Детективная история, в которую попала не только она, но и тысячи будущих пенсионеров, повторяется как под копирку. "Выясняя, каким образом деньги ушли не туда, в телефонном разговоре с сотрудниками ПФР я узнала, что на следующий (!) день после подачи первого заявления я якобы подала другое - уже о переводе накоплений в "Лукойл-Гарант", - говорит коллега.



По действующему закону гражданину не возбраняется "передумать" и принять иное решение, отправив в Пенсионный фонд заявление, аннулирующее действие предыдущего. Этим-то и пользуются мошенники, "стряпая" такие фальшивые переводы. Откуда они берут личные данные граждан - отдельный разговор. Но факт остается фактом: уже много лет накопления граждан "гуляют" туда-сюда, из фонда в фонд. И чтобы вернуть их на "место", нужно приложить массу усилий.

Моя коллега пошла логичным путем: она добилась, чтобы "Лукойл-Гарант" прислал ей копию якобы ее заявления. И убедилась: оно фальшивое. "Подпись не моя, и даже мой адрес и мобильный телефон не соответствовали действительным", - рассказала Татьяна. Дальше она написала заявление в прокуратуру Москвы, потом в Генпрокуратуру, а те явно не торопятся отвечать.

Впрочем, единственный на сегодня действенный вариант - это добиваться возвращения своих средств через суд. Немало людей этот длинный и требующий адского терпения, затрат сил и времени путь уже прошли. Но happy end на самом деле празднуют не многие.

Москвичка Вера Кузьмина сейчас уже на конечном этапе "погони за накоплениями". А начиналось все примерно так же, как у моей коллеги. Два года назад, решив проверить свои данные на сайте госуслуг, она увидела, что ее накопления странным образом переместились из государственного Пенсионного фонда в негосударственный с многообещающим названием "Будущее". При этом никаких заявлений на перевод Вера не писала.

Обратившись в НПФ за объяснениями, Вера получила приглашение прийти на личную встречу в офис. А там сотрудники фонда. сделали ей интересное предложение: заплатить "отступные" - 70 тысяч рублей, при условии, что Вера не подаст в суд и оставит накопления у них. "Причем таких, как я, у "Будущего" было много, - говорит Вера. - У говоривших со мной лежала на столе тетрадка с фамилиями и суммами "отступных", и у многих, как я увидела, эти суммы были куда больше моей".



Вера, юрист по образованию, отказалась "дружить" с фондом-обманщиком. И начала собирать документы, чтобы обратиться в суд. Со всеми переписками, отписками и проволочками процесс занял 7-8 месяцев.

От НПФ Вера добилась копии договора (там, как у всех обманутых, стояла чужая подпись). От ПФР запросила якобы свое заявление на перевод средств, там тоже была чужая подпись, заверенная нотариусом из Московской области. Маленькое расследование показало: нотариус заявление не заверял, что письменно подтвердила Московская областная нотариальная палата. Все эти документы Вера приложила к исковому заявлению. Она говорит, что ей повезло. В Мещанском суде (иск подается в районе, где зарегистрирована организация-ответчик, в данном случае - НПФ "Будущее") дела, подобные Вериному, рассматриваются чуть ли не ежедневно. Судья, по ее словам, уже "набила руку". По иску Кузьминой решение в ее пользу было принято уже на втором заседании. А вот "собратьям" Веры по несчастью из других регионов приходилось приезжать в Москву по многу раз. "Думаю, у многих заканчивалось терпение, и они сходили с дистанции", - говорит Вера.

Решение суда было однозначным: в течение 30 дней фонд "Будущее" должен возвратить в ПФР на счет Веры всю сумму по иску, а также деньги, потраченные на услуги адвоката и государственную пошлину.

"Я сделала одну ошибку, - признается Вера. - Я не вписала в исковое заявление требование о возвращении инвестиционного дохода. И теперь, похоже, мне предстоит еще одна судебная тяжба".

Дело в том, что по действующему закону перевод накоплений из одного фонда в другой без потери инвестдохода возможен только один раз в пять лет. Если клиент решает перевести деньги раньше, этот доход он теряет (он остается в распоряжении покидаемого фонда). Такой порядок вводился вроде бы из лучших побуждений: он в какой-то мере гарантировал НПФ предсказуемость и стабильность финансовых поступлений от граждан. Но в итоге схема оказалась с подвохом: организуя мошеннические переводы, фонды элементарно "зарабатывали" из ничего, лишая клиентов дохода и присваивая эти суммы себе.



В случае с Верой вышло совсем интересно: когда ее накопления перекочевали в "Будущее", инвестдоход остался в ПФР. Но когда основная сумма накоплений вернется в государственный фонд по решению суда, инвестдоход к ней не прибавится. "Клиент должен доказать, что потерял средства", - такова суть пространного ответа, полученного Верой из ПФР.

Правда, когда материал уже был готов к печати, случилась неожиданность:Вере позвонили из ПФР и пообещали "решить" ее вопрос и вернуть инвестдоход в сентябре. Можно только гадать, почему фонд внезапно сменил гнев на милость. Возможно, потому, что проблемой заинтересовался президент, и с августа прокуратура начала активные проверки в НПФ.

"Но дело не только во мне. Если в ситуацию, подобную моей, попадают миллионы людей, значит, что-то не то с законом,- говорит Вера. - Поэтому я буду готовить новый иск, чтобы потом рассказать на своем примере, как можно отстоять свои права и вернуть свои средства".

Читайте также: