Как взаимодействует нпф с пфр

На фоне регулярных и постоянных изменений пенсионного законодательства, а также, в целом, довольно низкого уровня жизни нынешних пенсионеров многие работающие гражданине, в том числе и из числа молодежи, задумываются о том, как увеличить свою пенсию в будущем.

Для этого существует ряд механизмов, обеспечивающих формирование пенсионных накоплений. Кроме прочего, в их числе следует отметить так называемую накопительную часть пенсии. Она формируется по особым правилам, об особенностях которых и пойдет речь в статье далее.

Бесплатно по России

Принцип формирования пенсии

В 2002 году в Российской Федерации была проведена масштабная реформа, которая определила переход системы пенсионного обеспечения на страховые принципы. В соответствии с законодательством каждый гражданин обязан быть зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования.

При осуществлении трудовой деятельности за него в Пенсионный фонд России на цели, предусмотренные ОПС, вносятся денежные средства в размере, составляющем 22% от его заработной платы. Это так называемые страховые взносы. Обязанность по их отчислению в ПФР лежит на работодателе.

Денежные средства, перечисленные в качестве взносов, конвертируются в пенсионные баллы, которые составляют индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). Именно данный параметр и характеризует объем пенсионных прав гражданина.

Однако, кроме пенсии страховой, существует еще и накопительная. Она формируется за счет все тех же взносов. При этом на накопительную часть пенсии направляются денежные средства в размере 6%, в то время как на страховую уже 16%. В целом, граждане, за небольшим исключением, сами выбирают то, формировать им накопительную часть пенсионных выплат или нет.

С 2014 года Правительство РФ ввело мораторий на отчисления в счет накопительной части. Иными словами, все взносы направляются только на формирование страховой пенсии. На сегодняшний день известно, что мораторий продлится до 2021 года включительно.

В целях, предусмотренных системой ОПС, граждане вправе самостоятельно определять, где они будут формировать свою накопительную пенсию – в государственном пенсионном фонде (ПФР) или в негосударственном (НПФ).

Что лучше НПФ или ПФР

В связи с тем, что гражданам предоставлено право выбора относительно того, где размещать средства для накопительной пенсии, у многих из них возникают вопросы относительно того, что выбрать – ПФР или НПФ. В данном случае у размещения в той или иной организации имеются свои плюсы и минусы, которые следует разобрать более подробно.

Минусы и плюсы НПФ

Негосударственный пенсионный фонд представляет собой частную структуру, которая, получив соответствующую лицензию, имеет возможность заключать с гражданами договоры ОПС.

По их условиям НПФ получает и аккумулирует денежные средства, направленные в качестве страховых взносов на формирование накопительной пенсии. Соответственно, как только гражданин достигает пенсионного возраста, негосударственный пенсионный фонд обязан выплачивать ему денежное содержание, исходя из условий договора.

Плюсы формирования накопительной пенсии в НПФ:

  1. Увеличение размера пенсии за счет получения инвестиционного дохода. Денежные средства, которые в качестве страховых взносов направляются в НПФ, не только аккумулируются на соответствующих счетах, но и инвестируются в целях получения дохода для будущих пенсионеров. К объектам инвестиций следует отнести: ценные бумаги, драгоценные металлы, облигации, акции и так далее.
  2. Защищенность денежных средств. В соответствии с действующим законодательством денежные средства граждан, размещенные в НПФ в рамках договоров ОПС, застрахованы от всех возможных рисков, в том числе и от банкротства. Это не касается инвестиционного дохода, полученного от инвестирования.
  3. Конкуренция. На сегодняшний день на рынке представлено несколько десятков негосударственных пенсионных фондов. Большая часть из них аффилирована с крупными финансовыми структурами, такими как «Сбербанк» или «Газпром». Несмотря на это, отсутствие монополии благоприятно сказывается на функционировании негосударственных фондов с точки зрения выгод для их клиентов.

  1. Возможность банкротства или отзыва лицензии у НПФ. В случае, если НПФ потеряет лицензию или будет объявлен банкротом, гражданин рискует потерять накопленный инвестиционный доход.
  2. Отсутствие гарантий доходности. НПФ не несет гарантий того, что его инвестиционная политика принесет доход клиентам. В некоторых случаях он может не покрывать даже инфляцию.


Минусы и плюсы ПФР

Гражданин вправе не заключать договор с НПФ, а формировать накопительную пенсию в ПФР.

Это имеет следующие плюсы:

  1. Надежность. Государственный ПФ лишен традиционных рисков, присущих НПФ.
  2. Периодическая индексация. Вне зависимости от конъюнктурных показателей, ПФР ежегодно индексирует накопления граждан, чтобы нивелировать действие инфляции.

Минусы:

Основным минусом является то, что инвестиционная политика ПФР не предполагает получение высокого уровня доходности.

Как сделать правильный выбор

Выбирая то, какой организации доверить формирование своего будущего пенсионного обеспечения, гражданин должен учитывать:

Каждый гражданин желает иметь достойное пенсионное обеспечение в старости. Система накопительных пенсий отчасти способна воплотить данное стремление в жизнь. При этом гражданин вправе сам выбрать, какой организации он доверяет формирование своей будущей пенсии – государственному ПФР или частному фонду.

Полезное видео

Может быть стоит обратить внимание на инвестиции, а не надеяться на формирование государственной пенсии или накоплениями в НПФ? Подробнее в видео:

Эта статья расскажет о принципах деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ): чем они отличаются ПФР, почему граждане часто сталкиваются с предложениями сменить фонд, куда поступают их деньги, как рассматриваются споры о переводе без ведома гражданина средств из одного фонда в другой.

На каких основаниях работают ПФР и НПФ?

Пенсионный фонд РФ является финансово-кредитным учреждением. Его основной функцией является сбор страховых взносов, за счет которых финансируются государственные пенсии. Кроме того, ПФР занимается иной деятельностью по управлению финансами пенсионного обеспечения (Постановление Верховного совета РФ от 27.12.1991 N 2122-1). Полный перечень услуг, оказываемых ПФР представлен в Распоряжении Правления Пенсионного фонда России от 25 декабря 2015 г. № 660р.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) также участвуют в системе гарантирования пенсионных прав граждан, давая более широкие возможности по управлению своими средствами и суммой будущей пенсии.

На договорной основе НПФ ведут деятельность по обязательному страхованию и по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе досрочному. Заключая с фондом договор пенсионного обеспечения, гражданин становится вкладчиком и уплачивает пенсионные взносы в НПФ на негосударственную пенсию, условия выплаты которой содержатся в договоре. При заключении договора об обязательном пенсионном страховании уплачиваются страховые взносы на финансирование накопительной пенсии, которая выплачивается застрахованному лицу при наступлении пенсионных оснований (достижение пенсионного возраста и др.).

Негосударственные пенсионные фонды обязательно должны иметь лицензию. Деятельность по пенсионному обеспечению может осуществляться уже на следующий день после ее получения, а по обязательному страхованию — только после внесения фонда в реестр негосударственных пенсионных фондов (Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»).

Чем отличаются ПФР и НПФ?

Денежные средства, которые аккумулирует Пенсионный фонд РФ, находятся в государственной собственности, но при этом не являются частью бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию (п. 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1). Расходование этих средств, за исключением взносов на накопительную часть пенсии, связано только с финансированием выплат пенсий и деятельности ПФР (см. ст. 18 Закона «Об обязательном страховании»). При назначении пенсий действует распределительный принцип, а взносы на накопительную часть ПФР может инвестировать (информация об этом раскрывается согласно Приказу Минфина России от 22.08.2005 № 107н).

Из средств, поступающих в негосударственные пенсионные фонды, формируются пенсионные резервы и пенсионные накопления (ст. 18 Закона «О негосударственных пенсионных фондах»), которые могут быть инвестированы либо самостоятельно фондами, либо с привлечением лицензированных управляющих компаний. Такая деятельность НПФ осуществляется исключительно в целях сохранения и прироста денежных средств в интересах граждан (п.2 ст. 25 Закона «О НПФ»). Заключая договор с НПФ, гражданин может заранее оговорить размер будущей пенсии и при наличии пенсионных оснований получить ее сумму сразу или по частям. В уставе НПФ должна быть прописана максимальная доля фонда от доходов, полученных за счет инвестирования средств (пп. 3 п. 2 ст. 6 Закона).

Пенсионные резервы и накопления формируются за счет взносов, средств, переданных из Пенсионного фонда РФ в негосударственный пенсионный фонд по заявлению застрахованного лица, иных средств, в том числе от инвестирования. Поступление средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений, результаты их инвестирования, начисление дохода и иных выплат отражаются на пенсионном счете негосударственного пенсионного обеспечения и на пенсионном счете накопительной пенсии соответственно. НПФ не вправе распространять информацию об одобрении государственными органами деятельности фонда (п. 3 ст. 35.3 Закона «О НПФ»).

Как могут быть переведены средства из одного фонда в другой?

Гражданин вправе распоряжаться своими взносами и накоплениями, осуществляя их перевод из Пенсионного фонда РФ в негосударственные фонды, из одного НПФ в другой и обратно в ПФР не чаще одного раза в год, но не рекомендуется делать это чаще одного раза в пять лет, иначе гражданин может потерять доход от инвестирования средств (ст.ст. 36.6-1, 36.8 Закона «О НПФ», Указание Банка России от 12.02.2016 N 3959-У). Несмотря на то, что ни работодатель, ни иные лица не вправе принуждать к принятию решения о переводе средств в другой фонд, такая практика сейчас распространена.

Связано это с тем, что фонды, стремясь привлечь как можно больше денежных средств, часто предлагают работодателям вознаграждение за каждого сотрудника, согласившегося перевести средства. Добиваться этого могут не только открыто предлагая воспользоваться услугами другого фонда, но и неявно, попросив, например, заполнить какую-нибудь анкету, на основании которой потом осуществляется перевод средств без ведома гражданина. Такая практика может быть причиной судебного спора.

Какие последствия может повлечь перевод средств гражданина без его согласия?

Неправомерные действия по смене фонда без волеизъявления застрахованного влекут прекращение договора об обязательном пенсионном страховании в случае его признания судом недействительным. В этом случае фонд обязан передать предыдущему страховщику средства пенсионных накоплений (с учетом дохода от инвестирования и без риска убытков), а также проценты за неправомерное пользование средствами пенсионных накоплений по ст. 395 ГК РФ, и средства, направленные на формирование собственных средств фонда, сформированные за счет дохода от инвестирования накоплений, в срок не позднее 30 дней со дня получения фондом решения суда (п. 5.3 ст. 36.6 «О НПФ»). Рассматривая подобные споры, суды устанавливают, подавалось ли заявление о переводе пенсионных накоплений, был ли заключен договор между НПФ и гражданином, что может подтверждаться только подлинниками данных документов (Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 20 сентября 2017 г. по делу № 2-2857/2017).

Также были случаи перевода средств пенсионных накоплений Пенсионным фондом РФ в НПФ без согласия застрахованного лица (см. Решение Ардатовского районного суда от 26 января 2017 г. по делу № 2-48/2017). По факту неправомерного перевода средств гражданка написала заявление в полицию, где ей пояснили, что она ежегодно может менять фонды. Она этого не сделала и в 2015 году обратилась в НПФ, куда были переведены ее средства, за единовременной выплатой накопительной части пенсии. В выплате ей было отказано в связи с тем, что сумма накопительной пенсии превысила более, чем на 5% сумму страховой пенсии по старости.

Для получения ежемесячной выплаты она решила перевести средства накоплений в ПФР. О чем написала заявление. В ПФР ей отказали. Суд в иске также отказал, так как установил, что истица обращалась в НПФ за единовременной выплатой накопительной части пенсии, а по закону застрахованное лицо может воспользоваться правом на переход в ПФР только до обращения за установлением накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений. Таким образом, факт обращения истицы с указанным выше заявлением лишает ее права на перевод пенсионных накоплений из НПФ в Пенсионный фонд РФ.

Справочник финансового директора

1.2 Взаимодействие Пенсионного фонда РФ с другими органами государственного управления

Государственные и негосударственные пенсионные фонды и основные направления их деятельности

В целях повышения эффективности и качества учета формирования финансовых ресурсов, предназначенных для назначения, выплаты пенсий, ПФР взаимодействует с:

· органами Министерства РФ по налогам и сборам;

· органами федерального казначейства;

· органами социальной защиты населения;

· органами записи актов гражданского состояния и другими органами.

Министерством РФ по налогам и сборам (МНС России) и ПФР в целях реализации положений гл. 24 части второй Налогового кодекса РФ и Закона об обязательном пенсионном страховании разработан Порядок обмена информацией между налоговыми органами и органами ПФР. Обмен информацией между налоговыми органами и органами ПФР осуществляется на уровне субъектов РФ, а также районов, городов.

Территориальные инспекции МНС РФ в городах, районах представляют управлениям ПФР не реже одного раза в квартал сведения о фактах неправильного исчисления взносов в ПФР, выявленных по результатам выездных налоговых проверок по полноте и правильности единого социального налога; обеспечивают представление достоверных справок о доходах индивидуальных предпринимателей; ежеквартально представляют сведения об организациях и предприятиях, находящихся в процедуре банкротства по заявлению инспекции МНС России, с указанием стадии и суммы задолженности по страховым взносам и пени в ПФР.

Управления ПФР обеспечивают передачу налоговым органам информации:

-о плательщиках страховых взносов в ПФР, а также о застрахованных лицах и их доходах из индивидуальных лицевых счетов;

-сведений о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов;

-о фактах неправильного исчисления взносов в ПФР (в том числе в составе единого социального налога), выявленных в результате проверок.

-индивидуальных сведений в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В соответствии с Соглашением о взаимодействии органов федерального казначейства и органом ПФР, органы федерального казначейства ежедневно передают органам ПФР выписки из сводного реестра поступивших доходов. Выписка должна содержать: наименование платежного документа, номер платежного документа, идентификационный номер, номер счета плательщика, сумму платежа и код бюджетной классификации.

Между отделением ПФР и органом социальной защиты населения заключается соглашение об информационном обмене, в соответствии с которым управления ПФР ежемесячно передают в управления социальной защиты населения базы данных по назначению и выплате пенсий за электронно-цифровой подписью. Управления социальной защиты населения должны использовать информацию из базы данных для социального обеспечения населения.

Управления социальной защиты населения ежемесячно передают центрам социального обслуживания, которые являются юридическими лицами, информацию о размере назначенной пенсии граждан, состоящих на социальном обслуживании, для расчета платы за оказание услуг. Кроме того, на них возложена обязанность выдавать справки пенсионерам о размере пенсии, заверенные печатью и подписью начальника Управления ПФР для назначения государственного пособия на детей и установления ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим.

В соответствии с Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» руководитель органа записи актов гражданского состояния сообщает органу ПФР сведения о государственной регистрации смерти. Поскольку назначение и выплата пенсии осуществляются по месту жительства, то органы регистрации актов гражданского состояния сообщают последнее место жительства умершего.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПЕНСИОННЫМИ ФОНДАМИ

В настоящее время в стране формируется система добровольного дополнительного пенсионного обеспечения с участием негосударственных пенсионных фондов (НПФ)*.

Первоначально НПФ являлся особой организационно-правовой формой некоммерческой организации пенсионного обеспечения, т.е. обладал специальной правоспособностью. НПФ создавался в том же порядке, что и другие некоммерческие организации.

Существенные изменения в пенсионном законодательстве последнего времени привели к тому, что с 1 января 2015 г. страховая пенсия и накопительная пенсия стали самостоятельными видами пенсионного обеспечения российских граждан (это подробно излагается в рамках учебной дисциплины «Право социального обеспечения»).

В связи с этим новая редакция Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» коренным образом изменила правовой статус НПФ. Согласно новым положениям данного закона, НПФ может создаваться только в организационно-правовой форме акционерного общества. Это означает, что создание НПФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ об акционерных обществах и с учетом особенностей, установленных вышеназванным законом для таких фондов.

Все действовавшие НПФ должны пройти установленные процедуры реорганизации по новым правилам. Государственная регистрация как реорганизуемых НПФ, так и новых фондов проводится согласно требованиям Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в поел. ред.). Учредительные документы НПФ должны соответствовать положениям Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Решение о государственной регистрации НПФ при его создании, в том числе путем реорганизации, о государственной регистрации изменений, вносимых в устав НПФ, о государственной регистрации при их ликвидации, а также о внесении изменений в сведения о НПФ, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, принимается Банком России. Одновременно с принятием решения

о государственной регистрации НПФ Банк России осуществляет государственную регистрацию выпуска акций фонда.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации НПФ, внесение изменений в сведения о фонде, содержащиеся в указанном реестре, осуществляются уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России. Функции уполномоченного регистрирующего органа в настоящее время выполняет Федеральная налоговая служба.

Существование связей между НПФ и ПФР можно проследить, проведя анализ норм следующих федеральных законов:

  • — «Об основах обязательного социального страхования»;
  • — «Об обязательном пенсионном страховании»;
  • — «О страховых пенсиях»;
  • — «О накопительных пенсиях»;
  • — «О негосударственных пенсионных фондах»;
  • — «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;
  • — «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  • — «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;
  • — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения»;
  • — «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;
  • — «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»;
  • — «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»;
  • — «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
  • — «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», и др. (в поел. ред.).

Анализ норм указанных законов и других нормативных правовых актов показывает, что НПФиПФР наряду со специализированными депозитариями, управляющими компаниями (УК), вкладчиками, участниками, застрахованными лицами и страхователями, являются субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию. Следовательно, между всеми ними объективно существуют различные взаимосвязи.

Главным объектом взаимоотношений между вышеперечисленными субъектами, как и другими участниками, являются денежные средства застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию в виде пенсионных накоплений. Последние включают в себя многочисленную совокупность денежных средств, которые можно представить в следующем виде:

  • 1) суммы страховых взносов на финансирование НП, а также суммы дополнительных страховых взносов на НП, суммы взносов работодателя в пользу застрахованного лица (уплаченные в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», поступившие в ПФР и еще не переданные в доверительное управление УК, включающие чистый финансовый результат, который получен от временного размещения указанных страховых взносов и взносов работодателя ПФР;
  • 2) суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие в ПФР (см. Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»);
  • 3) средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование НП (см. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей») и еще не переданные в доверительное управление УК, а также НПФ;
  • 4) средства, переданные в доверительное управление УК ПФР (см. Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»);
  • 5) средства, поступившие в ПФР от УК для выплаты застрахованным лицам и их правопреемникам и еще не направленные на выплату пенсий;
  • 6) средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование НП, поступившие в ПФР от УК и НПФ в случае отказа застрахованного лица от направления их на формирование НП и выбора другого направления использования (в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и еще не направленные на указанные цели;
  • 7) средства, поступившие в ПФР от УК для передачи в НПФ в соответствии с заявлениями застрахованных лиц и еще не переданные НПФ;
  • 8) средства, в том числе средства (часть средств) материнского (семейного) капитала, направленные на формирование НИ, поступившие в ПФР от НПФ и еще не переданные в доверительное управление УК;
  • 9) средства выплатного резерва, переданные ПФР в доверительное управление государственной УК средствами выплатного резерва по договору доверительного управления средствами выплатного резерва (особенности формирования и инвестирования установлены Федеральным законом «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»);
  • 10) средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, переданные в доверительное управление государственной УК средствами выплатного резерва по договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата (особенности формирования и инвестирования см. в Федеральном законе «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»);
  • 11) средства резерва по обязательному пенсионному страхованию;
  • 12) средства гарантийного возмещения, полученного в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».

Как видим, единого понятия «пенсионные накопления» для системы обязательного пенсионного страхования нет. Термины «пенсионные накопления», закрепленные во многих федеральных законах, по своему содержанию отличаются друг от друга. Объяснить это можно тем, что законодатель их формулировал исходя из служебного назначения того или иного закона. Кроме того, в самом определении пенсионных накоплений содержатся указания на финансовые источники формирования. Такое различное терминологическое содержание данного понятия сомнительно, так как в будущем может повлечь затруднения в правоприменительной практике.

В рамках рассматриваемой темы настоящего учебника для нас важно то, что взаимодействие между ПФР и НПФ существует по поводу не только будущей накопительной пенсии застрахованных лиц, но и их пенсионных накоплений.

Схематично суть такого взаимодействия между ПФР и НПФ можно представить следующим образом.

Для этого выделим две категории застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию: 1) лица 1967 года рождения и старше; 2) лица 1967 года рождения и позже.

Первая категория застрахованных граждан права на НП не имеет. Следовательно, у них формируется только СП. За ними сохраняется право всеми пенсионными накоплениями или какую-либо частью из них распоряжаться по своему усмотрению: оставлять в ПФР, в государственной управляющей компании (Внешэкономбанк) или распределять в негосударственные организации (НПФ, УК и пр.). В любом случае застрахованные лица подают заявление установленного образца в орган ПФР по месту своего жительства. Сотрудники ПФР осуществляют соответствующие процедуры по данному заявлению (прием заявления, его учет и обработку, направление соответствующему субъекту — НПФ, УК инвестиционной компании и т.д.). Образно говоря, ПФР организует исполнение на практике заявления застрахованного лица. Иными словами, если в заявлении указаны негосударственные организации (НПФ, УК и пр.), то ПФР взаимодействует с ними согласно письменно выраженной воле застрахованного лица. Подчеркнем, что такое взаимодействие начинается с момента поступления заявления застрахованного лица в ПФР и заканчивается получением им пенсионных накоплений или какой-либо их части.

Вторая категория застрахованных граждан имеет право выбора не только на СЧ и НП, но и на соответствующее направление своих пенсионных накоплений или их частей. Схема взаимодействия ПФР и иных контрагентов схожа с ранее описанным порядком, установленным для первой категории застрахованных лиц. При этом отметим одну особенность.

Застрахованные лица, родившиеся в 1967 г. и позже, должны выбрать один из вариантов своего будущего пенсионного обеспечения. В зависимости от избранного ими варианта устанавливается и соответствующий тариф страхового взноса:

  • 1) отказаться от формирования накопительной пенсии (НП). Все страховые взносы, которые за них выплачивает работодатель, направлять на формирование страховой пенсии (СП) в ПФР. Страховые взносы работодателя в ПФР в размере 16% начиная с 2015 г. направляются на формирование СП;
  • 2) продолжать формировать НП. При этом тариф страховых взносов на данную пенсию в НПФ сохраняется в прежнем размере — 6%. В 2014 году все страховые взносы граждан направлялись только на формирование СП в ПФР. Все ранее сформированные пенсионные накопления по-прежнему инвестируются управляющей компанией или НПФ. Такие накопления будут выплачены застрахованному лицу в полном объеме (с учетом инвестиционного дохода) при его выходе на пенсию.

Суммы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. — на финансирование страховой пенсии и накопительной пенсии) в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения

Тариф страхового взноса для лиц 1967 года рождения и моложе

Тариф страхового взноса для лиц 1966 года рождения и старше

Вариант пенсионного обеспечения 0,0%на финансирование накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. — на финансирование накопительной пенсии)

Вариант пенсионного обеспечения 6,0% на финансирование накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 г. — на финансирование накопительной пенсии)

на финансирование страховой пенсии

на финансирование накопительной пенсии

на финансирование страховой пенсии

на финансирование накопительной пенсии

26,0%, из них: 10,0% — солидарная часть тарифа страховых взносов; 16,0% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

0,0% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

20,0%, из них: 10,0% — солидарная часть тарифа страховых взносов; 10,0% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

6,0% — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Для отдельных категорий страхователей в течение переходного периода, предусмотренного Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании», применяются пониженные тарифы страховых взносов.

Полезные публикации

Сроки хранения документов Сроки хранения бухгалтерских и налоговых документов, порядок их уничтожения и ответственность за…

Когда лучше уточнитьсяБухгалтеры нередко делают ошибки в платежных поручениях на перечисление страховых взносов в Пенсионный…

Из этой статьи Вы узнаете:1. Почему с мая 2014 года не нужно уведомлять налоговую инспекцию,…

Нюансы возврата платежейПереплата взносов возвращается только при соблюдении ряда условий: Отсутствуют недоимки и задолженности по…

Соглашение об обмене электронными документами с ПФРПеред отправкой первого электронного отчета в ПФ необходимо заполнить…

В настоящее время в стране формируется система добровольного дополнительного пенсионного обеспечения с участием негосударственных пенсионных фондов (НПФ)[55].

НПФ является особой организационно‑правовой формой некоммерческой организации пенсионного обеспечения, т. е. обладает специальной правоспособностью. НПФ создаются в том же порядке, что и другие некоммерческие организации. Права юридического лица они приобретают со дня их государственной регистрации.

Впервые созданный НПФ подлежит обязательному лицензированию[56]. Право на осуществление деятельности НПФ приобретает только со дня получения лицензии. Помимо этого к руководителям НПФ предъявляются дополнительные требования: наличие опыта работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее трех лет, высшее юридическое или финансово‑экономическое образование; отсутствие судимости за совершение преступлений в сфере экономики, а также за иные преступления.

Условием функционирования НПФ является также наличие величины денежной оценки его имущества, которая должна составлять не менее 30 млн руб., а с 1 июля 2009 г. – не менее 50 млн руб.[57] Сначала специальным уполномоченным органом государства в этой сфере был Минздравсоцразвития России, сейчас – Минтрудсоцзащиты России[58]. Работу по лицензированию деятельности НПФ ведет Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Минтрудсоцзащиты России.

НПФ может осуществлять разнообразные виды деятельности, например может выступать в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию и договорам об этом страховании и по профессиональному пенсионному страхованию и договорам о создании профессиональных пенсионных систем.

Рассмотрим первый вид деятельности НПФ, так как в ней отчетливо прослеживается взаимодействие НПФ с ПФР.

Участие НПФ в обязательном пенсионном страховании в качестве страховщика ограниченно. НПФ может работать только с пенсионными накоплениями застрахованных лиц для финансирования накопительной части (НЧ) трудовой пенсии[59]. При этом НПФ должен руководствоваться Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами.

Застрахованное лицо вправе отказаться от получения НЧ трудовой пенсии в ПФР и передать ее в НПФ[60].

Деятельность НПФ в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя:

а) аккумулирование средств пенсионных накоплений;

б) организацию инвестирования средств пенсионных накоплений и их учет;

в) назначение и выплату НЧ трудовой пенсии застрахованным лицам.

Деятельность НПФ регламентирована специальными страховыми правилами фонда. (Имеются в виду документы, определяющие порядок и условия исполнения фондом обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании.) А порядок таков: 1) инвестирование средств пенсионных накоплений; 2) ведение пенсионных счетов НЧ трудовой пенсии и информирование об их состоянии застрахованных лиц; 3) заключение, изменение или прекращение договора об обязательном пенсионном страховании, договора доверительного управления и договора об оказании услуг специализированного депозитария; 4) перевод средств пенсионных накоплений застрахованного лица в другой НПФ или ПФР; 5) формирование средств пенсионных накоплений; 6) предоставление застрахованным лицам информации об управляющей компании (УК) и о специализированном депозитарии (СД)[61], с которыми фонд заключил договоры; 7) определение размера оплаты услуг фонда, УК и СД; 8) назначение и выплата НЧ трудовой пенсии застрахованному лицу и порядок осуществления выплат его правопреемникам. Вышеназванными правилами устанавливается также перечень прав и обязанностей застрахованных лиц и фонда и пр.

Страховые правила фонда в обязательном порядке регистрируются при лицензировании деятельности НПФ.

Для получения лицензии и регистрации страховых правил НПФ должен иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет; опыт одновременного ведения не менее 5 тыс. именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года, а с 1 июля 2009 г. – не менее 20 тыс. именных пенсионных счетов.

НПФ не должен иметь актуарный дефицит по результатам актуарного оценивания и фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет своей деятельности.

Соглашение между НФП и застрахованным лицом в пользу последнего (или его правопреемников) оформляется договором об обязательном пенсионном страховании. В соответствии с этим договором НПФ обязан при наступлении пенсионных оснований на получение НЧ трудовой пенсии осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу НЧ пенсии или выплаты его правопреемникам[62].

Договоры об обязательном пенсионном страховании не могут противоречить страховым правилам фонда[63].

Бывает так, что застрахованное лицо отказывается от формирования НЧ трудовой пенсии в ПФР и выбирает для этого НПФ. В этом случае при заключении договора об обязательном пенсионном страховании должны соблюдаться следующие правила:

а) заявление о переходе в НПФ направляется застрахованным лицом в ПФР (образец заявления с приложением инструкции по заполнению формы указанного заявления направляется органом ПФР застрахованному лицу ежегодно не позднее 1 июля текущего года);

б) если договор об обязательном пенсионном страховании заключен надлежащими сторонами в соответствии с законодательством РФ, ПФР обязан внести соответствующие изменения в единый реестр застрахованных лиц;

в) в случае если договор об обязательном пенсионном страховании заключен ненадлежащими сторонами и (или) заключен с нарушениями законодательства РФ, ПФР не вносит изменений в единый реестр застрахованных лиц и информирует об этом застрахованное лицо и НПФ не позднее 31 декабря текущего года.

Начиная 2014 г. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за указанный и последующие периоды перечисляются в ПФР без распределения взносов на финансирование страховой или накопительной части трудовой пенсии (НЧ трудовой пенсии). Такое правило содержится в Законе об обязательном пенсионном страховании (новая статья 22.2).

После поступления денежных средств в ПФР, пенсионный фонд самостоятельно перечисляет сумму страховых взносов, предназначенных на финансирование НЧ трудовой пенсии, на отдельный счет ПФР. Учет страховых взносов, поступивших на выплату НЧ трудовой пенсии, осуществляется на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в зависимости от того, какой вариант пенсионного обеспечения выбрало застрахованное лицо.

С 1 января 2013 г. застрахованные по обязательному пенсионному страхованию лица были вправе не позднее 31 декабря 2013 г. выбрать вариант осуществления своего пенсионного обеспечения – направить на финансирование накопительной части трудовой пенсии 6 % или 2 % тарифа страхового взноса.

Для того чтобы на финансирование НЧ трудовой пенсии приходилось 6 % тарифа, им нужно было обратиться в ПФР с заявлением:

– о переходе в НПФ, предварительно заключив договор об обязательном пенсионном страховании;

– выборе инвестиционного портфеля управляющей компании (УК);

– выборе расширенного инвестиционного портфеля государственной УК;

– выборе инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной УК.

В последних двух случаях застрахованное лицо вправе было выбрать вариант своего пенсионного обеспечения: направлять на финансирование НЧ трудовой пенсии 2 % или 6 % тарифа страхового взноса.

Для тех лиц, кто не сделает свой выбор, начиная с 2014 г. на финансирование НЧ их трудовой пенсии будет перечисляться 2 % тарифа страхового взноса. Оставшиеся 4 % будут направлены на финансирование страховой части трудовой пенсии.

С 1 января 2014 г. в связи с принятием Закона о страховых пенсиях и Закона о накопительной пенсии всё изменилось. Застрахованные лица 1967 года рождения и моложе до 31 декабря 2015 г. включительно должны решить, направлять на финансирование НЧ трудовой пенсии 6 % тарифа страховых взносов или отказаться от финансирования этой части трудовой пенсии. В случае отказа все 6 % будут направлены на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Для того чтобы на финансирование НЧ трудовой пенсии перечислялось 6 % тарифа, необходимо обратиться в ПФР с заявлением:

– о переходе в НПФ, предварительно заключив договор об обязательном пенсионном страховании;

– выборе инвестиционного портфеля УК;

– выборе расширенного инвестиционного портфеля государственной УК;

– выборе инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной УК.

На финансирование НЧ трудовой пенсии лиц, обратившихся с заявлением, будет направляться 6 % тарифа страхового взноса, за исключением случая, если застрахованное лицо отказалось от финансирования указанной части трудовой пенсии.

Пока застрахованное лицо не сделает свой выбор (до 31 декабря 2015 г.), 6 % тарифа страхового взноса будут направляться на финансирование страховой части трудовой пенсии. Точно так же будет распределен тариф, если застрахованное лицо не реализует данное право до 31 декабря 2015 г. включительно.

Новый тариф страхового взноса начинает применяться только с 1 января года, следующего за годом подачи в ПФР заявления о своем выборе.

В отношении лиц, которые до 31 декабря 2013 г. (включительно) выбрали вариант пенсионного обеспечения, согласно которому на финансирование НЧ трудовой пенсии должно направляться 6 % тарифа страхового взноса, то для них будет действовать следующее правило. В 2014 году 6 % будут направляться на финансирование НЧ только в следующих случаях:

1) выбранный лицом негосударственный пенсионный фонд внесен в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования РФ при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;

2) выбранная лицом УК, в том числе государственная, соответствует требованиям Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 111‑ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Если перечисленные условия не выполняются, то 6 % тарифа страхового взноса в 2014 г. будут направлены на финансирование страховой части трудовой пенсии. Это касается и тех лиц, которые при выборе расширенного инвестиционного портфеля государственной УК или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной УК решили направить на финансирование накопительной части 2 % тарифа страхового взноса.

Лица 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 г. впервые начисляются обязательные пенсионные взносы, вправе сделать выбор в пользу направления 6 % тарифа страхового взноса на фиксирование НЧ трудовой пенсии до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления пенсионных взносов. Если до этого момента данные лица не достигли 23 лет, то право выбора сохраняется за ними до 31 декабря года, в котором им исполнится такое количество лет.

НПФ несет перед застрахованными лицами следующие обязанности: 1) знакомить с правилами фонда и со всеми вносимыми в них изменениями и дополнениями; 2) осуществлять учет своих обязательств перед ними (в форме ведения пенсионных счетов НЧ трудовой пенсии), а также осуществлять учет средств пенсионных накоплений (имеется в виду совокупность средств, находящихся в собственности НПФ, предназначенных для исполнения обязательств НПФ перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании); 3) направлять им ежегодно не позднее 1 июля информацию о состоянии их пенсионных счетов НЧ трудовой пенсии и информацию о результатах инвестирования средств пенсионных накоплений; 4) назначать и выплачивать НЧ трудовой пенсии; 5) осуществлять выплаты правопреемникам застрахованных лиц; 6) не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие их права.

Договор об обязательном пенсионном страховании вступает в силу со дня зачисления перечисленных предыдущим страховщиком средств пенсионных накоплений на счет нового страховщика. Одновременно страховщику должна передаваться информация о графике и об объемах поступления страховых взносов в пользу застрахованного лица за предыдущий период. Изменен данный договор может быть только в порядке, установленном типовым договором об обязательном пенсионном страховании.

Договор о данном страховании прекращается в случае наступления одного из следующих событий (в зависимости от того, какое из них наступило ранее):

– заключения застрахованным лицом нового договора об обязательном пенсионном страховании (в этом случае средства пенсионных накоплений для финансирования НЧ трудовой пенсии подлежат передаче в НПФ, с которым застрахованным лицом заключен новый договор об обязательном пенсионном страховании);

– удовлетворения заявления застрахованного лица о переводе средств пенсионных накоплений в ПФР (средства пенсионных накоплений для финансирования НЧ трудовой пенсии подлежат передаче в орган ПФР);

– истечения трех месяцев со дня аннулирования лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию у НПФ, что может произойти по решению суда и в результате принятия решения уполномоченным федеральным органом о принудительной передаче средств пенсионных накоплений в ПФР;

– смерти застрахованного лица (в этом случае НПФ обязан выплатить правопреемникам умершего застрахованного лица сумму, эквивалентную сумме средств пенсионных накоплений, учтенной на счете НЧ трудовой пенсии на дату смерти застрахованного лица).

Все НПФ и УК руководствуются в своей деятельности также нормами Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте общую характеристику органов, осуществляющих пенсионное обеспечение в стране.

2. Какова структура органов, осуществляющих обязательное пенсионное страхование в России?

3. Каковы основные направления деятельности местных органов пенсионного обеспечения?

4. Для чего создана система индивидуального (персонифицированного) учета в области обязательного пенсионного страхования?

5. Каковы условия взаимодействия ПФР и негосударственных пенсионных фондов?

Глава 6

Дата добавления: 2018-09-23 ; просмотров: 3075 ;

Читайте также: