Как запросить пенсионное дело в беларуси

Краткое содержание:


Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.

Какие могут быть проблемы?

Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.

Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.

В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.

Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?

Существует соглашение "О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее – Соглашение)

от 13 марта 1992 года.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" № 178 от 17.12.2001 г.

В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.

Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.

Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.

В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.

В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.

Как же быть с периодами работы после 2002 года?

В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР", периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.

В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.

Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.

В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.

Но это еще не все

Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.

Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.

Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.

Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.

Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.

В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.

Почему отказал областной пенсионный фонд города Иркутска , Ангарскому отделения пенсионного фонда по начислении пенсии гражданке Беларусь с видом на жительства в России? Мать осталась одна ,дочь забрала на время ,чтобы опять её отвезти и оформить квартиру,но она заболела.Привезли в марте 2013 вид на жительство получили в ноябре 2013,дело пенсионное запросили в феврале 2015 до этого времени с ноября 2013 шёл процесс по инвалидности 1 группу врачи назначили,отдел опеки через суд заставил оформить опекунство и так долго это продолжалось пока всё оформили ,чтобы подкрепить 1 группу инвалидность нам сказали в опеки это делать через пенсионный фонд,надо дело переслать из Беларусь в Россию,но пенсия матери а ей 85 год шёл шла на почту в Беларусь,никто её не получал,скопилась сумма 36 млн 94 тыс бел. рублей,нам их не выслали, сослались на Россию якобы по соглашению пенсионных вопросов,где жил это время гражданин Беларусь с видом на жительством там ему и начисляют,а Иркутск за прошедший год с марта 2014 по март 2015 отказал,вот эту сумму,

Ответы юристов ( 3 )


Уважаемый Владимир, здравствуйте.

Я понимаю, что Вашей матери уже была назначена трудовая пенсия по старости компетентными органами Республики Беларусь, и затем она переехала в Россию.

В таком случае, выплата пенсии продолжается Республикой Беларусь на основании Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «О сотрудничестве в области социального обеспечения»:

V. ТРУДОВЫЕ ПЕНСИИ ПО ВОЗРАСТУ (СТАРОСТИ), ИНВАЛИДНОСТИ,
ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА, ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ,
СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕНСИИ
Статья 10
1. Каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.
2. При переезде лица, которому назначена пенсия (за исключением социальной пенсии), с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны для проживания выплата пенсии продолжается Договаривающейся Стороной, ее назначившей.

Пожалуйста, дайте мне знать, если моё понимание неверно.


  • 2274 ответа
  • 891 отзыв

сослались на Россию якобы по соглашению пенсионных вопросов, где жил это время гражданин Беларусь с видом на жительством там ему и начисляют, а Иркутск за прошедший год с марта 2014 по март 2015 отказал, вот эту сумму,
Владимир

Пенсионное обеспечение граждан, проживающих на территориях Российской Федерации и Республики Беларусь, регулируется Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006.

Согласно ст.10 Договора

2. При переезде лица, которому назначена пенсия (за исключением социальной пенсии), с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны для проживания выплата пенсии продолжается Договаривающейся Стороной, ее назначившей.

1. При переезде пенсионера с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны для проживания выплата пенсии, назначенной за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года, по прежнему месту жительства прекращается с месяца назначения пенсии по новому месту жительства пенсионера.Договаривающаяся Сторона по новому месту жительства пенсионера назначает пенсию со сроков, предусмотренных законодательством этой Договаривающейся Стороны, но не ранее месяца прекращения выплаты пенсии Договаривающейся Стороной по прежнему месту жительства.

2. В случае если согласно законодательству Договаривающейся Стороны по новому месту жительства пенсионера не определяется право на пенсию, выплата пенсии продолжается Договаривающейся Стороной по прежнему месту жительства до приобретения права на пенсию (в том числе пенсию другого вида) согласно законодательству Договаривающейся Стороны по новому месту жительства пенсионера.

Таким образом, так как ПФ РФ запрос на перенос пенсионного дела сделал только в феврале 2015 г., то с марта 2015 г. РФ и должна начислять пенсию. До этого момента пенсию начислять должна была Беларусь, что судя по всему она и делала

но пенсия матери а ей 85 год шёл шла на почту в Беларусь, никто её не получал, скопилась сумма 36 млн 94 тыс бел. рублей
Владимир

но, по каким-то причинам теперь отказывается выдавать.


  • 9931 ответ
  • 4323 отзыва

В соответствии со ст.23 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 «О сотрудничестве в «О сотрудничестве в области социального обеспечения»:

» назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.
В силу ст. 10 Договора каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.

V. Трудовые пенсии по возрасту (старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии

1. Каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.
2. При переезде лица, которому назначена пенсия (за исключением социальной пенсии), с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороныдля проживания выплата пенсии продолжается Договаривающейся Стороной, ее назначившей.

Согласно Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Статья 4. Лица, имеющие право на страховую пенсию

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Статья 22. Сроки назначения страховой пенсии

1. Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
2. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
3. В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
4. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при приеме заявления дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, он вправе представить по собственной инициативе.:

Статья 21. Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии

7. Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Исходя из изложенного Вам обязаны рассчитывать и выплачивать пенсию с того момента, как мама обратились в Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении и выплате пенсии. Следовательно если Вы обратились только в 2015 г. то Маме будут начислять пенсию только с 2015 г.

Поэтому пенсию маме до 2015 г. обязана выплачивать Республика Белоруссии. Так что действия пенсионного фонда Белоруссии незаконны, и Вам нужно обращаться с жалобами в компетентные органы Белоруссии или суд.


  • |
  • Бел
  • |
  • English



    • Власть
      • Республиканские государственные органы
        • Комитет государственного контроля Республики Беларусь
        • Управление КГБ по г.Минску и Минской области
        • Прокуратура города Минска
        • Управление Следственного комитета Республики Беларусь по г. Минску
        • Инспекции МНС Республики Беларусь по городу Минску
        • Минское городское управление МЧС
        • Минский городской комитет природных ресурсов
          и охраны окружающей среды
        • Минское городское агентство по государственной регистрации
        • Минский городской центр гигиены и эпидемиологии
        • Главное статистическое управление города Минска
        • Минское городское управление по надзору
          за рациональным использованием ТЭР
        • Минское городское управление Фонда социальной защиты
        • Представительство Республиканского центра по оздоровлению
          и санаторно-курортному лечению населения
        • Управление Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по г.Минску
      • ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
      • Мингорсовет депутатов
      • Депутаты Палаты представителей от г. Минска
      • Члены Совета Республики Национального собрания от г. Минска
      • ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
      • Мингорисполком
      • Руководство Мингорисполкома
      • Структурные подразделения Мингорисполкома
        • Комитеты
        • Управления
        • Главное управление внутренних дел
      • Администрации районов г. Минска
        • Заводской район
        • Ленинский район
        • Московский район
        • Октябрьский район
        • Партизанский район
        • Первомайский район
        • Советский район
        • Фрунзенский район
        • Центральный район
      • СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
      • Минский городской суд
      • Экономический суд города Минска
      • ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
      • Предприятия и организации
    • Администрации районов Минска
      • Заводской район
      • Ленинский район
      • Московский район
      • Октябрьский район
      • Партизанский район
      • Первомайский район
      • Советский район
      • Фрунзенский район
      • Центральный район
    • О Минске
      • Устав города
      • Символика
      • История города
      • Руководители города с 1879 года
      • Общие сведения
      • Почетные граждане
      • Минчане года
      • Города-побратимы
      • Знаменательные даты
      • Фотогалерея
      • Видеоролик о г.Минске
      • Экскурсионный путеводитель
    • Одно окно
      • «Одно окно» Мингорисполком
      • «Одно окно» Заводской район
      • «Одно окно» Ленинский район
      • «Одно окно» Московский район
      • «Одно окно» Октябрьский район
      • «Одно окно» Партизанский район
      • «Одно окно» Первомайский район
      • «Одно окно» Советский район
      • «Одно окно» Фрунзенский район
      • «Одно окно» Центральный район
    • Обращения
      • Электронные обращения
      • Запись на прием к главам администраций районов г. Минск
      • Нормативные документы
      • График «прямых телефонных линий»
      • Графики приема граждан и юридических лиц
      • Ответы на электронные обращения, носящие массовый характер
    • Объявления
      • Конкурсы
      • Аукционы
      • Аренда помещений
      • Закупки
      • Все объявления
    • Контакты

    Ответы специалистов комитета по труду, занятости и социальной защите
    на наиболее часто задаваемые посетителями вопросы

    1. Необходимо ли собирать какие-либо справки в подтверждение стажа работы, если все сведения о работе имеются в трудовой книжке?

    Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Представлять дополнительные справки в отношении периодов работы, указанных в трудовой книжке, необходимо тогда, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения (например, указан не тот год приема на работу; в записи об увольнении отсутствует ссылка на дату и номер приказа; в дате о приеме (увольнении) допущены исправления, не заверенные в установленном порядке, и др.) или вовсе отсутствуют записи об отдельных периодах работы. В таких случаях в подтверждение периодов работы принимаются справки, выданные на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащие сведения о периодах работах.

    При этом следует иметь в виду, что периоды работы: с 1 июля 1998 г. до 1 января 2003 г. подтверждаются также справкой о периоде уплаты обязательных страховых взносов и о сумме заработной платы (дохода), из которой эти взносы уплачены, выдаваемой работодателем; после 1 января 2003 г. - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которые выдаются органами Фонда социальной защиты населения по запросам органов по труду, занятости и социальной защите.
    Что делать, если организация, в которой работал гражданин, в настоящее время ликвидирована и не представляется возможным истребовать какие-либо документы?

    Справка о размере заработка за периоды работы до 1 января 2003 г., представляемая для исчисления пенсии, выдается работодателем на основании лицевых счетов и иных документов о начисленной и выплаченной заработной плате, а в случае прекращения деятельности работодателя - его правопреемником, архивом, органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или организацией, в которой находятся на хранении бухгалтерские документы.

    В случае отсутствия возможности получения гражданами надлежащих документов, подтверждающих размер начисленной и выплаченной им заработной платы (дохода), установление сведений о размере заработка, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, может осуществляться в судебном порядке.

    При этом суд вправе рассматривать: выписки из штатного расписания об окладе по соответствующей должности, вкладыш к трудовой книжке, учетные карточки членов партии, членов профсоюзов, партийные билеты, профсоюзные билеты, расчетные книжки (листки) и другие доказательства, в том числе показания свидетелей. По совокупности представленных документов суды могут устанавливать факт получения заработка за конкретный период и в определенном размере.

    Вступившее в законную силу решение суда об установлении факта получения гражданином заработка в определенном размере за конкретный период (справка о заработке установленной формы, выданная работодателем на основании решения суда) принимается органами по труду, занятости и социальной защите в подтверждение заработка для исчисления пенсии.
    Учитывается ли в трудовой стаж работа после назначения пенсии по возрасту и производится ли перерасчет индивидуального коэффициента заработка за этот период работы?

    Статьей 51 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" предусмотрено, что для увеличения размера пенсии работа или иная деятельность, подлежащая зачету в трудовой стаж, после достижения пенсионером общеустановленного пенсионного возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет), а также после назначения пенсии по возрасту или за выслугу лет, засчитывается в стаж, если пенсионер не получал пенсии за этот период.

    Таким образом, если в период работы после назначения пенсии пенсионеру производилась ее выплата, законные основания для увеличения стажа работы и, соответственно, размера пенсии отсутствуют.

    Перерасчет индивидуального коэффициента заработка с учетом заработной платы, имевшей место после назначения пенсии, законодательством не предусмотрен.
    Как выплачивается пенсия в период работы?

    Согласно статье 83 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" в период работы (в том числе по гражданско-правовым договорам) либо предпринимательской деятельности часть пенсии, исчисленная с учетом заработка свыше 130 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, не выплачивается. Указанный порядок выплаты пенсии не применяется в отношении граждан, работающих непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства.

    Данный порядок выплаты пенсии является единым, применяется в случае работы пенсионера по трудовому, гражданско-правовому договору, на основе членства (участия) в юридических лицах либо осуществления им деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и не зависит уровня получаемой работающим пенсионером заработной платы (дохода).

    Размер ограничения пенсии зависит от величины индивидуального коэффициента заработка и у каждого работающего пенсионера он различный. Если индивидуальный коэффициент заработка пенсионера не превышает 130 процентов средней заработной платы работников, т.е. оценивается индивидуальным коэффициентом заработка 1,3, то размер пенсии, выплачиваемой в период работы, не изменится.
    Куда следует обращаться за назначением пенсии?

    Работающие граждане подают заявление о назначении пенсии через работодателя по месту последней работы. Работодатели обязаны осуществлять предварительную подготовку документов для назначения пенсий в течение года до приобретения работниками права на пенсию и при необходимости должны принимать меры по истребованию недостающих документов.

    Неработающие граждане заявление о назначении трудовой пенсии подают непосредственно в управление социальной защиты по месту жительства. В данном случае документы, необходимые для назначения пенсии, собираются самими заявителями.

    Согласно статье 2 Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. "Об основах административных процедур" действие этого Закона не распространяется на отношения, связанные с назначением пенсий. Вместе с тем органы по труду, занятости и социальной защите в случае необходимости оказывают гражданам содействие в получении необходимых документов.
    Предусмотрена ли какая-либо ответственность работодателя за несвоевременное оформление и представление документов для назначения пенсии работнику? И в чем она заключается?

    Статьей 76 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" на работодателя возложена обязанность своевременно оформлять документы о стаже работы, заработке и о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите. На основании указанной статьи работодатели несут материальную ответственность перед пенсионером за ущерб, причиненный несвоевременным и неполным оформлением документов, необходимых для назначения и перерасчета пенсии, а также представлением документов, содержащих недостоверные сведения, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Ущерб, причиненный работодателем, может быть возмещен им в добровольном порядке или взыскан с такого работодателя в судебном порядке.
    Какими документами подтверждается период учебы? Включается ли в стаж учеба, если обучение не завершено?

    Периоды обучения в дневной форме получения образования подтверждаются документом об образовании и (или) квалификации (диплом, свидетельство, аттестат, удостоверение), а также иными документами, выданными на основании архивных данных и содержащими сведения о периодах обучения.

    Период обучения может быть подтвержден трудовой книжкой, в которой запись об учебе внесена на основании соответствующего документа с указанием его номера и даты выдачи. В случае, когда лица по каким-либо причинам не окончили полный курс обучения в учебном заведении и не имеют соответствующего документа об образовании, то время обучения подтверждается справкой о фактическом периоде обучения на дневной форме, выданной учебным заведением на основании приказов о зачислении и отчислении из числа учащихся.

    Справку о фактическом периоде обучения на дневной форме получения образования должны будут представить и те, кто окончил учебное учреждение и имеет документ об образовании, но часть периода обучения приходилась на заочную или вечернюю формы обучения. В данном случае подлежит включению в стаж фактический период обучения в дневной форме, определенный на основании приказов о переводе на другую форму обучения.
    Какими документами подтверждается период ухода за нетрудоспособными гражданами? Является ли обязательным условием для зачета в стаж работы лицу, осуществляющему уход, получение пособия по уходу?

    Согласно статье 51 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" в стаж работы для назначения пенсии засчитывается период ухода за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся по заключению МРЭК или государственной организации здравоохранения в постоянном уходе, осуществляемого трудоспособным лицом.

    Период ухода устанавливается комиссией по назначению пенсий по месту жительства лица, за которым осуществляется (осуществлялся) уход, на основании заявления лица, осуществляющего (осуществлявшего) уход.

    При этом получение пособия по уходу за нетрудоспособным гражданином не является обязательным условием для включения периода ухода в стаж.








    Отвечает заместитель министра труда и социальной защиты Беларуси Валерий КОВАЛЬКОВ:


    Также нужно знать, что согласно Постановлению Совета министров Беларуси от 30.12.2012 г. №1256 «О некоторых вопросах выдачи и свидетельствования копий документов…» пенсионные органы могут выдавать обратившимся лицам копии имеющихся у них документов других юрлиц, от которых получить копии этих документов невозможно (в связи с ликвидацией юрлица, утратой документа и т.п.)








    Также вам может быть интересно


    • Как оформить справку о доходах, если фирмы больше нет?

    • Что такое «иной документ, удостоверяющий личность»?

    • Обязательное получение паспорта с 14 лет введут в августе

    • Вам инструкция. Какие документы регулируют назначение пенсий?

    • …Необходимо ли разрешение на установку видеонаблюдения в частном домовладении?


    Топ 5 читаемых

    • В Беларуси продолжает уменьшаться число автомобилей, проходящих техосмотр
    • Ночная «жрица». Что можно съесть на ночь?
    • Белорусские биатлонистки заняли 12-е место в первой эстафете сезона
    • Медики установили разницу между потерей обоняния при COVID-19 и ОРВИ
    • Ворон и ворона, галка и грач. В чём отличие?

    Свидетельство Министерства информации Республики Беларусь №1040 от 14.01.2010

    Правила комментирования

    Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

    Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

    Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)

    В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.

    Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.

    Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

    Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.

    Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.

    В течение какого времени после подачи документов начисляется пенсия по выслуге лет?

    Статья 78. Сроки рассмотрения документов о назначении пенсий. Выдача пенсионного удостоверения

    (в ред. Закона Республики Беларусь от 09.01.2017 N 14-З)

    Заявление о назначении пенсии рассматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, не позднее 10 дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня поступления недостающих документов для назначения пенсии.
    (в ред. Законов Республики Беларусь от 19.07.2006 N 155-З, от 09.01.2017 N 14-З)
    После принятия решения о назначении пенсии пенсионеру выдается пенсионное удостоверение по форме, утвержденной Советом Министров Республики Беларусь.
    (часть вторая статьи 78 введена Законом Республики Беларусь от 09.01.2017 N 14-З)
    Решение об отказе в назначении пенсии по мотивам несоответствия условиям, предусмотренным настоящим Законом, во всех случаях принимается только комиссией по назначению пенсий. О дате заседания комиссии предварительно извещается работодатель или заявитель.
    (в ред. Закона Республики Беларусь от 19.07.2006 N 155-З)
    Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее 5 дней после вынесения соответствующего решения выдает или посылает работодателю или заявителю извещение об отказе в назначении пенсии с указанием причин отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все документы.
    (в ред. Законов Республики Беларусь от 15.07.1998 N 188-З, от 19.07.2006 N 155-З, от 06.01.2009 N 6-З, от 09.01.2017 N 14-З)

    Статья 79. Порядок обжалования решений органа, осуществляющего назначение и перерасчет пенсий

    (в ред. Законов Республики Беларусь от 15.07.1998 N 188-З, от 05.07.2004 N 297-З, от 19.07.2006 N 155-З, от 06.01.2009 N 6-З, от 09.01.2017 N 14-З)

    Решение органа, осуществляющего назначение и перерасчет пенсий, может быть обжаловано в вышестоящий орган по труду, занятости и социальной защите. Если лицо, обратившееся за назначением или перерасчетом пенсии, работодатель и другие заинтересованные лица не согласны с решением, принятым вышестоящим органом по труду, занятости и социальной защите, решение органа, осуществляющего назначение и перерасчет пенсий, обжалуется в суд.

    Статья 80. Сроки назначения пенсий

    Пенсии назначаются со дня обращения за пенсией, кроме следующих случаев, когда пенсии назначаются с более раннего срока:
    а) пенсии по инвалидности назначаются со дня установления инвалидности, если обращение за пенсией последовало не позднее 3 месяцев со дня установления инвалидности;
    б) пенсии по случаю потери кормильца назначаются со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев перед обращением за пенсией.
    Днем обращения за пенсией считается день приема заявления (представления) о назначении пенсии со всеми необходимыми документами органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
    (в ред. Законов Республики Беларусь от 15.07.1998 N 188-З, от 19.07.2006 N 155-З, от 06.01.2009 N 6-З, от 09.01.2017 N 14-З)
    Если заявление (представление) о назначении пенсии пересылается по почте и при этом прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления.
    В тех случаях, когда к заявлению (представлению) приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, сообщает работодателю или заявителю, какие документы должны быть представлены дополнительно. Если они будут представлены не позднее одного месяца со дня получения извещения о необходимости представления дополнительных документов, то днем обращения за пенсией считается день приема заявления (представления) о назначении пенсии или дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления.
    (в ред. Законов Республики Беларусь от 15.07.1998 N 188-З, от 19.07.2006 N 155-З, от 06.01.2009 N 6-З, от 09.01.2017 N 14-З)

    Статья 81. Сроки перерасчета назначенной пенсии

    При возникновении права на повышение пенсии или при наступлении предусмотренных настоящим Законом обстоятельств, влекущих уменьшение пенсии или прекращение выплаты пенсии, перерасчет назначенной пенсии или прекращение ее выплаты производится с первого числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер обратился за перерасчетом пенсии в установленном законодательством порядке или наступили эти обстоятельства, кроме следующих случаев:
    (в ред. Закона Республики Беларусь от 22.06.2001 N 34-З)
    а) при изменении группы инвалидности пенсия в новом размере выплачивается со дня изменения группы инвалидности;
    б) при признании переосвидетельствованного трудоспособным пенсия выплачивается до конца месяца, в котором он признан трудоспособным, но не долее чем до дня, по который установлена инвалидность.

    Статья 82. Перевод с одной пенсии на другую и возобновление выплаты ранее назначенной пенсии

    (в ред. Закона Республики Беларусь от 15.07.1998 N 188-З)

    Перевод с одной пенсии на другую и возобновление выплаты ранее назначенной пенсии, кроме возобновления выплаты пенсии при перерывах в инвалидности (статья 89 настоящего Закона), производятся со дня подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (если их нет в пенсионном деле).

    Если что-то осталось неясным или есть другие вопросы по этой же теме:

    • для максимально быстрого решения вопроса, созвонитесь с адвокатом и договоритесь о личной консультации;
    • или напишите комментарий к ответу с уточняющими вопросами по этой теме. Не создавайте новый вопрос!

    Читайте также: