Какая часть бюджета идет на пенсии

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

03 декабря 2019 10:08

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда на трехлетний период 2020 –2022 годов.

В соответствии с документом, доходы бюджета в следующем году составят 8 923,9 млрд рублей и по сравнению с 2019 годом увеличатся на 3,1%, или 269,8 млрд рублей. Расходы бюджета вырастут на 3,4% и составят 9 042,3 млрд рублей, что на 298,5 млрд рублей выше уровня 2019 года.

Объем дефицита бюджета ПФР в 2020 году составит 118,4 млрд рублей с учетом дефицита по распределительной части в размере 123,0 млрд рублей и профицита по накопительной части в размере 4,6 млрд рублей.

Дефицит обеспечивается за счет привлечения остатков средств бюджета ПФР по состоянию на 1 января 2020 года, образовавшихся в результате их неполного использования.

Профицит бюджета Фонда по накопительной составляющей на 2020 год образуется в связи с уменьшением передачи средств пенсионных накоплений в НПФ, что обусловлено снижением количества заявлений застрахованных лиц о переходе из ПФР в НПФ.

На 2022 год профицит планируется в размере 18,5 млрд рублей и образуется в связи с поступлением в бюджет Фонда доходов от инвестирования, перечисленных управляющими компаниями, в большем объеме по сравнению с 2021 годом, что является следствием выхода на пенсию женщин 1967 года рождения.

В трехлетнем периоде предусмотрено ежегодное уменьшение зависимости ПФР от федерального бюджета. Доля трансферта на обязательное пенсионное страхование в общей сумме трансфертов снижается с 29,8 % в 2020 году до 24,9% в 2022 году. При этом объем страховых взносов в общем объеме доходов увеличивается с 62,9% в 2020 году до 66,2% в 2022 году. Поступление взносов на выплату пенсий прогнозируется в 2020 году на уровне 5,6 трлн рублей с ростом до 6,4 трлн рублей к 2022 году.

В бюджете ПФР предусмотрены дальнейшие меры по индексации пенсий и пособий. В частности, индексация опережающими рост инфляции темпами. В следующем году страховые пенсии неработающих пенсионеров будут проиндексированы на 6,6%, что обеспечит рост выплат в среднем на тысячу рублей в месяц. Индексация пройдет с 1 января, на месяц раньше определенного законом о страховых пенсиях срока.

В результате средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров вырастет в 2020 году до 16,4 тыс. рублей. У участников и инвалидов ВОВ. получающих две пенсии и повышенные социальные выплаты, средний доход вырастет до 46,5 тыс. и 39,9 тыс. рублей соответственно.

Пенсии по государственному обеспечению с 1 апреля планируется проиндексировать на 7% в соответствии с ростом прожиточного минимума пенсионера в 2020 году. Повышение коснется почти 4 млн работающих и неработающих пенсионеров. На выплату пенсий по государственному обеспечению в следующем году предусмотрено 584,4 млрд рублей.

Ежемесячная денежная выплата и набор социальных услуг, предоставляемые 15 млн граждан, у которых есть право на льготы и меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами, с 1 февраля будут проиндексированы на 3,8%. Расходы бюджета на финансовое обеспечение ежемесячной денежной выплаты составят 423 млрд рублей.

Повышения пенсий и пособий в следующем году будут реализованы с учетом нового механизма индексации сверх прожиточного минимума, который обеспечивает повышение выплат, даже если пенсионеру установлена социальная доплата, компенсирующая разрыв между доходами пенсионера и ПМП.

В бюджете также учтены повышенные выплаты сельским пенсионерам, проработавшим не менее 30 лет на селе, с учетом 25-процентной прибавки к фиксированной выплате. Список профессий и должностей работников сельского хозяйства, имеющих право на прибавку, был расширен в середине 2019-го постановлением Правительства. В 2020 году Пенсионный фонд продолжит устанавливать повышенную пенсию всем жителям села, которые обратятся за ней при наличии соответствующего права.

Для пенсионеров, которые работали в 2019 году, в бюджете предусмотрено беззаявительное повышение с 1 августа страховых пенсий в соответствии с приобретенными пенсионными коэффициентами.

Бюджет ПФР учитывает новые льготы по досрочному выходу на пенсию, включая назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста, а также досрочное назначение пенсии многодетным мамам и работникам, имеющим высокий стаж.

В трехлетнем бюджете ПФР учтено возобновление ежегодной индексации материнского капитала по уровню инфляции. В 2020 году размер капитала планируется увеличить до 466,6 тыс. рублей. Точный размер индексации будет определен по итогам 2019 года. Общие расходы на предоставление материнского капитала с учетом проиндексированного размера в следующем году составят 316,2 млрд рублей.

В расходах Фонда также учтена повышенная компенсационная выплата в размере 10 тыс. рублей в месяц родителям и опекунам, ухаживающим за детьми-инвалидами и инвалидами с детства первой группы. Расходы на компенсационные выплаты в 2020 году запланированы в сумме 64,3 млрд рублей.

Таким образом, все расходы по социальным и пенсионным обязательствам ПФР финансово обеспечены и учтены в бюджете Фонда.

Собственные обязательства перед гражданами Российской Федерации Пенсионный фонд России (ПФР) исполняет посредством денег, которые имеются в бюджете данной государственной структуры. По этой причине процессы, связанные с формированием и расходованием бюджета ПФР, считаются самыми значимыми процедурами в его деятельности.

Как формируется бюджет Пенсионного фонда

Бесплатно по России


Бюджет фонда согласуется в высших законодательных органах государственной власти.

Алгоритм следующий:

  1. Направление подготовленного проекта в Государственную Думу Федерального Собрания России.
  2. Рассмотрение проекта Госдумой Российской Федерации.
  3. Издание законопроекта «О бюджете Пенсионного фонда РФ на …» (в случае принятия проекта). Изданный закон включает в себя основные статьи и дополнения.
  4. Утверждение законопроекта Советом Федерации (Верхняя парламентская палата РФ). Лишь после этого закон начинает действовать.

Тексты всех одобренных законопроектов размещены в публичном доступе. Найти их можно как на веб-портале фонда, так и на интернет-сайте Госдумы. Любой человек может прочитать их.

Если после формирования бюджета его нужно изменить (подобное происходит достаточно часто, к примеру, во время финансового кризиса), в Государственную Думу отправляется проект спланированных корректив. После этого производится внесение корректив в изданный законопроект (по вышеописанному алгоритму).

Что говорит закон о бюджете ПФР РФ

Основной закон, регламентирующий порядок формирования ПФР в 2019 году – ФЗ номер 363 от 5 декабря 2017 г. «О бюджете ПФР на 2019 г.». В него входит 8 статей:

  1. Ключевые характеристики бюджета ПФР на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  2. Основные администраторы доходов бюджета ПФР и основные администраторы источников финансирования дефицита бюджета ПФР.
  3. Внутренние финансовые источники для бюджета фонда.
  4. Бюджетные ассигнования бюджета фонда на 2019 г. и на плановый период 2020-2021 гг.
  5. Межбюджетные трансферты в ПФР.
  6. Особенности применения бюджетных ассигнований по обеспечению работы ПФР.
  7. Особенности применения бюджетных ассигнований бюджета ПФР в области социальной политики.
  8. Особенности реализации бюджетных средств фонда в 2019 г.

Доходы

Формирование бюджета фонда осуществляется благодаря:

  • взносам по страхованию;
  • деньгам из государственной казны;
  • пеням и другим денежным санкциям;
  • прибыли от распределения (вложения) временно свободных финансов обязательного пенсионного страхования (ОПС);
  • добровольным взносам физлиц и фирм, которые уплачивают их не в качестве страхователей либо застрахованных граждан;
  • деньгам из резервного фонда;
  • денежным суммам, сформированным из накоплений застрахованных граждан, которым полагается срочная пенсия;
  • другим источникам, которые не запрещены законами РФ.

Страховые взносы по ОПС

Фирмы-наниматели – основные участники ОПС РФ. Взносы на ОПС, уплачиваемые ими в фонд с зарплат и других вознаграждений сотрудников, формируют пенсионное обеспечение граждан и позволяют выплачивать пенсии тем, кто уже достиг пожилого возраста.

ПФР считается администратором взносов на ОПС и ОМС. Плательщиками взносов по страхованию считаются:

  • граждане, которые производят выплаты и предоставляют другие вознаграждения физлицам;
  • компании;
  • ИП;
  • физлица, которые не являются ИП;
  • самозанятые граждане (работники адвокатур, нотариальных контор, которые занимаются частной практикой, а также арбитражные управляющие).

Трансферты из федерального бюджета

Трансферт – это перевод средств из одного бюджета в другой. Трансферты в ПФР из государственной казны предназначены для:

  • возмещения затрат, связанных с исполнением задач общенационального значения, когда своих средств ПФР не хватает;
  • устранения горизонтальных диспропорций между бюджетами. Трансферты способствуют разрешению определенных социальных проблем, возникающих при финансовых спадах в субъектах РФ;
  • усиления налогового потенциала субъектов РФ.

Можно выделить 3 типа межбюджетных трансфертов:

  1. Бюджетный кредит. Особенный тип материального обеспечения затрат бюджета, при котором деньги предоставляются ПФР на возмездной основе.
  2. Дотация. Государственные деньги, выделяемые безвозмездно и безвозвратно. Предоставление дотации осуществляется лишь в том случае, если средств бюджета ПФР не хватает для выполнения функций данной государственной структуры.
  3. Субвенция. Государственные деньги, предоставляемые ПФР на выполнение каких-то конкретных задач. Обычно субвенции предоставляются при внедрении определенных государственных программ.
  4. Субсидия. Деньги, предоставляемые бюджету ПФР на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Дотации, субвенции и субсидии характеризуются безвозмездностью и безвозвратностью. Отличие субсидий и субвенций от дотаций заключается в их целевой направленности. Субвенции и субсидии разграничены по объемам финансирования.

Расходы

Бюджетные средства фонда позволяют данной государственной структуре:

  • выплачивать страховое пенсионное обеспечение;
  • осуществлять социальные выплаты. Здесь имеются в виду доплаты льготникам, выплаты по уходу за лицами с инвалидностью и неработоспособными россиянами, компенсационные выплаты гражданам, проживающим в северных регионах, вложения в разные региональные программы;
  • выполнять другие функции и операции, которые связаны с перемещением пенсионных начислений (со счетов ПФР на балансы негосударственных фондов, УК);
  • выплачивать государственное пенсионное обеспечение (выплаты определенным группам россиян за выслугу лет – госслужащие, военнослужащие, космонавты, летчики-испытатели). Также сюда относятся компенсационные выплаты гражданам, которые пострадали при выполнении воинского долга;
  • расходовать деньги по программе маткапитала.

Бюджет 2019 года

Глава РФ Владимир Путин 28.11.2018 утвердил законопроект о бюджете фонда на 2019 г. Доходы фонда в 2019 г. будут равны 8.612 триллионам рублей, расходы – 8.635 триллионам рублей, что превышает показатели 2018 г. на 358.2 миллиарда рублей по доходам и на 115.9 миллиарда рублей по расходам. Соответственно с законопроектом, тариф взносов по страхованию в 2019 г. будет равен 22 процентам в пределах облагаемой взносами базы и 10 процентам сверх нее.


Дефицит бюджетных средств фонда будет равен 23 миллиардам рублей. Как было отмечено в заключении профильного комитета по социальной политике, выпадающие доходы будут компенсированы благодаря межбюджетным трансфертам, поступающим из государственной казны. В 2019 г. объем подобных межбюджетных трансфертов составит 54.6 миллиардов рублей.

Для материального обеспечения выплаты пенсий, пособий и иных социальных выплат запланировано провести межбюджетных трансфертов из казны на 3.3 триллиона рублей.

К сожалению, дефицит бюджетных средств – гораздо более частая ситуация, нежели профицит. Так дело обстоит не только в России, но и в большей части других стран. Обычно профицит достигается при экономической ситуации, которая близка к идеальной, что, разумеется, происходит нечасто.


Трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду России в 2021 году составит 3,53 трлн руб. и сформирует 38% всех доходов фонда, следует из проекта бюджета ПФР на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (документ есть в распоряжении РБК; его подлинность подтвердил источник, близкий к правительству). Проект будет рассмотрен 15 сентября на правительственной трехсторонней комиссии с участием профсоюзов и работодателей, а уже 16 сентября — вынесен на заседание правительства.

Сокращение федеральной поддержки

В июне, когда составлялись бюджетные проектировки на следующий год, потребность Пенсионного фонда в межбюджетном трансферте оценивалась значительно выше — 4,12 трлн руб., или 42,6% общих доходов. Экономия на трансферте станет возможна в первую очередь за счет резкого увеличения дефицита бюджета ПФР в 2021 году (295 млрд руб. по сравнению с планировавшимся в июне профицитом около 13 млрд руб.), который фонд покроет своими накоплениями — переходящими остатками 2020 года. Второй фактор, который позволит сократить трансферт относительно июньских проектировок, — улучшение прогноза собственных доходов ПФР от социальных взносов с зарплат работников (+171 млрд руб.).

Снижение прогнозируемого размера межбюджетного трансферта заложено и на 2022 год (до 3,86 трлн руб.), и на 2023 год (до 4 трлн руб.), следует из проекта бюджета ПФР. Таким образом, доля трансферта из федерального бюджета в общих доходах фонда в 2022–2023 годах будет держаться на уровне 38%. Ранее предполагалось, что в 2022 и 2023 годах федеральный трансферт бюджету ПФР составит 4,3 трлн руб. ежегодно.

Уменьшение трансферта из федерального бюджета связано с увеличением суммы переходящих остатков, а также с изменением прогнозных макроэкономических показателей, уточнили РБК в пресс-службе ПФР. Превышение расходов над доходами, как и в предыдущие годы, носит технический характер, а именно объясняется наличием остатка средств бюджета ПФР по итогам года, добавили в фонде. Иными словами, если бы у Пенсионного фонда не было остатков на счетах, федеральный бюджет автоматически увеличил бы сумму трансферта. «Пересмотр межбюджетного трансферта Пенсионному фонду связан с уточнением макропрогноза Минэкономразвития, который лег в основу бюджета на ближайшую трехлетку, а также с уточнением прогнозов по остаткам средств бюджета ПФР на 1 января 2021 года», — подтвердили в пресс-службе Минфина России.

Сколько составит трансферт Пенсионному фонду из федерального бюджета в текущем году, пока неизвестно (поправки в бюджет ПФР 2020 года еще не представлены). Действующим законом о бюджете ПФР трансферт установлен на уровне 3,2 трлн руб., но, вероятно, эта сумма увеличится в связи с антикризисными решениями правительства. По состоянию на 4 сентября федеральный бюджет уже перечислил Пенсионному фонду 2,86 трлн руб.

Минэкономразвития в обновленном макропрогнозе повысило ожидания насчет величины фонда зарплат в стране — в среднем на 1 трлн руб. ежегодно по сравнению с июньским прогнозом. Согласно последним оценкам министерства, зарплатный фонд в 2021 году составит 27,87 трлн руб. (рост на 7% по сравнению с 2020 годом), в 2022-м — 29,77 трлн руб. и в 2023 году — 31,85 трлн руб. Это дало Пенсионному фонду основание пересмотреть в сторону увеличения оценку поступлений страховых взносов от работодателей и, соответственно, запросить меньше средств из федерального бюджета.

В составе трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду около 45% приходится на ту часть средств, которые госбюджет передает ПФР на исполнение обязательств федерального правительства (то есть федеральный центр назначил ПФР администратором различных социальных программ, таких как материнский капитал или меры социальной поддержки, и передал ему на это средства). Остальная часть, примерно 1,9 трлн руб. в 2021 году, это, по сути, софинансирование обязательств ПФР по выплате страховых пенсий.

Улучшение макропрогноза

Новый официальный прогноз Минэкономразвития предполагает, что падение ВВП России из-за пандемии COVID-19 и весеннего обвала цен на нефть составит 3,9% вместо ожидавшихся 4,8%. В 2021 году восстановительный рост ВВП достигнет 3,3%, в 2022-м — 3,4%, в 2023 году — 3%. Инфляция на конец 2020 года ожидается на уровне 3,8%, в 2021 году цены вырастут на 3,7%, а в 2022–2023 годах инфляция вернется к целевому значению Центробанка (4%).

Реальные зарплаты россиян, по прогнозу министерства, сохранят положительные темпы роста — 1,5% в 2020 году и 2,2% в 2021 году. Уровень безработицы по итогам текущего года подскочит до 5,7% от рабочей силы после 4,6% в 2019 году и опустится ниже 5% в 2022 году. Реальные располагаемые денежные доходы населения упадут на 3% в 2020 году и на столько же возрастут в 2021 году.

Крупнейший дефицит с 2015 года

Вместе с сокращением объема передаваемых средств федерального бюджета существенно вырос ожидаемый дефицит бюджета ПФР в 2021 году — до 295 млрд руб. Это будет крупнейший показатель с 2015 года, когда дефицит достиг 543,7 млрд руб. Дефицит в 2021 году будет покрыт за счет использования остатков Пенсионного фонда на счетах Казначейства (335 млрд руб.).

В 2019 году бюджет ПФР был профицитным (+153,9 млрд руб.), благодаря чему остатки на его счетах на 1 января 2020 года выросли до 343 млрд руб. В 2020 году действующим законом о бюджете ПФР запланирован дефицит в 209,2 млрд руб.

В 2022 году дефицит бюджета ПФР составит 94,8 млрд руб., в 2023 году ожидается профицит бюджета ПФР на уровне 52,5 млрд руб., следует из документа. Общие доходы Пенсионного фонда в 2021 году ожидаются на уровне 9,28 трлн руб., в 2022 году они возрастут до 9,97 трлн руб., в 2023 году — до 10,524 трлн руб.

На параметры бюджета Пенсионного фонда повлияли антикризисные меры правительства по поддержке бизнеса во время пандемического кризиса, которые было решено закрепить бессрочно. Речь идет о снижении общего тарифа страховых взносов с 30 до 15% с зарплат выше МРОТ для малого и среднего бизнеса (ставка взносов в Пенсионный фонд сократилась с 22 до 10% от зарплаты), а также о понижении ставки пенсионных взносов для ИT-компаний, которые будут платить 6% c зарплат сотрудников в ПФР. В итоге выпадающие доходы ПФР от пониженных ставок взносов оцениваются в 477,7 млрд руб. в 2021 году с последующим ростом до 510,3 млрд руб. в 2022 году и до 545,85 млрд руб. в 2023 году (эти выпадающие доходы компенсирует федеральный бюджет).

Несбалансированность российской пенсионной системы означает, что она всегда будет нуждаться во внешней подпитке, отмечает заведующий лабораторией развития пенсионной системы НИУ ВШЭ Евгений Якушев. «Сейчас пенсионная система не сможет выполнить все свои обязательства без финансирования из федерального бюджета. Это означает, что существует внутренний «пенсионный долг», который нигде ничем не закреплен», — заметил он. Выпадающие доходы ПФР возникли из-за снижения ставок страховых взносов, политика правительства направлена на ослабление нагрузки на ФОТ ради стимулирования экономики и ускорения темпов экономического роста, однако эти ожидания из-за регулярных кризисов не подтверждаются, а дефицит ПФР остается, отметил он.

Рост размера пенсий и материнского капитала

В 2021–2023 годах страховые пенсии по старости для неработающих пенсионеров будут повышены с 1 января в параметрах, закрепленных законом о пенсионной реформе. В 2021 году индексация составит 6,3%, в 2022-м — 5,9%, в 2023 году — 5,6%. Для работающих пенсионеров ежегодное повышение страховой пенсии отменено с 2016 года.

Среднегодовой размер страховой пенсии неработающих пенсионеров в 2021 году, по оценке ПФР, составит 17 443 руб., в 2022-м — 18 369 руб., в 2023 году достигнет 19 294 руб., следует из проекта бюджета фонда. Однако с поправкой на инфляцию реальный размер пенсии по старости ожидается в 2021 году на уровне 16 837 руб., в 2022-м — 17 679 руб., в 2023 году — 18 552 руб.

По прогнозу ПФР на начало 2021 года, в России будет 43,25 млн пенсионеров (с учетом военных пенсионеров и получателей социальной пенсии), на начало 2022 года — 42,99 млн.

В проекте бюджета ПФР представлен и прогнозный размер материнского капитала, который после индексации на прогнозный уровень инфляции в 2021 году составит 483 882 руб. на первого ребенка и 639 432 руб. на второго ребенка.

В 2022 году маткапитал на первого ребенка возрастет до 503 237 руб., а на второго — до 665 009 руб.

В 2023 году российским семьям будет выплачиваться маткапитал в размере 523 367 руб. на первого ребенка и 691 609 руб. на второго ребенка.


Пенсионный фонд России (ПФР) – значимый социальный институт страны, который выплачивает страховые, накопительные и другие виды пенсий, а также выдает сертификаты на материнский капитал, реализует соцвыплаты ветеранам и инвалидам, оказывает адресную помощь пенсионерам и софинансирует соцпрограммы субъектов РФ и так далее.

Все эти направления требуют значительных финансовых ресурсов. Страховых платежей работающего населения и продажи собственных активов фонда для реализации задач ПФР не хватает. В итоге одним из основных источников доходов является трансферт из федбюджета.

В 2018 году доходы фонда составляют 8,27 трлн рублей. 40% из них — 3,28 трлн — это трансферт из федерального бюджета.


По словам Председателя Правления ПФР Антона Дроздова, большая часть из этих денег идет на выплаты пенсий, в первую очередь – страховых. «При общих расходах на пенсионное обеспечение 7,2 трлн рублей из федерального бюджета на это выделяется 2,4 трлн рублей», — сообщил он.

Трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду России начался в 1992 году. Увеличение размера средств, направляемых из федбюджета в ПФР для социальных выплат, пенсий, адресной помощи пенсионерам, значительно ускорилось еще с 2001 года. Как прогнозируют эксперты, такая тенденция сохранится.


Несмотря на это, в 2018 году общий дефицит бюджета Пенсионного фонда составляет 265,5 млрд рублей.


При сохранении демографических тенденций социальные взносы все в меньшем объеме будут обеспечивать выплату пенсий.

«Если не принять никаких мер по совершенствованию пенсионной системы, трансферт на выплату пенсий неизбежно будет увеличиваться, то есть будет увеличиваться дефицит бюджета Пенсионного фонда. При этом пенсии будут расти гораздо более низкими темпами (не выше инфляции), и их покупательная способность будет постоянно снижаться», — уверен Председатель Правления ПФР.

В период 2024–2026 годов поддержание пенсий на текущем уровне с возможностью ее пересчета только в пределах инфляции потребует увеличения трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации не менее чем до 5 трлн рублей, считают эксперты.

Как пояснила Первый заместитель Председателя Комитета по бюджету и налогам Ирина Гусева


Гусева
Ирина Михайловна Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0084 (Волжский – Волгоградская область) , целью совершенствования пенсионной системы является в том числе и то, чтобы бюджет Пенсионного фонда РФ стал самодостаточным и не требовал таких вливаний из федерального бюджета.

Напомним, что парламентско-общественные слушания по совершенствованию пенсионной системы состоятся в Государственной Думе 21 августа. Предложение о проведении этих слушаний поддержали руководители всех фракций ГД. «Более половины участников обсуждения будут представлены членами общественных организаций, экспертами, членами деловых сообществ, представителями субъектов Российской Федерации», — отмечал Председатель ГД Вячеслав Володин


Ранее в ходе парламентских слушаний в ГД обсуждались правовые и социальные аспекты устойчивого развития сельских территорий, вопросы реновации, эксперимент по введению курортного сбора и защита прав участников долевого строительства, а также вопросы цифровой экономики и основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, господдержки малого и среднего предпринимательства, законодательного обеспечения перехода к новым формам финансирования жилищного строительства и другие темы.

Кремль не церемонится с пожилыми, поскольку они не представляют политической угрозы



Дефицит бюджета Пенсионного фонда в 2021 году возрастет до 295 млрд. рублей. Это максимум за последние пять лет. Но скоро, в 2023 году, с дефицитом будет покончено. Это следует из проекта бюджета ПФР на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, сообщает РБК.

Как указывают в ПРФ, дефицит раздулся из-за антикризисных мер правительства. В разгар коронавирусного карантина кабмин принял ряд мер по защите бизнеса, которые потом закрепил бессрочно.

Речь идет о снижении тарифа страховых взносов с 30 до 15% с зарплат выше МРОТ для малого и среднего бизнеса (ставка взносов в ПФР сократилась с 22 до 10% от зарплаты), а также о понижении ставки пенсионных взносов для ИT-компаний, которые будут платить 6% c зарплат сотрудников в ПФР.

В итоге выпадающие доходы ПФР от пониженных ставок составили 477,7 млрд. рублей в 2021 году, с ростом до 510,3 млрд. в 2022 году, и до 545,85 млрд. в 2023 году. Все эти выпадающие доходы придется компенсировать из федерального бюджета.

Но в кабмине смотрят на ситуацию спокойно. Дефицит в 2021 году будет покрыт за счет использования остатков Пенсионного фонда на счетах казначейства. В 2019 году бюджет ПФР был профицитным (+153,9 млрд. рублей), благодаря чему остатки на его счетах на 1 января 2020 года выросли до 343 млрд.

Кроме того, по расчетам, в 2022 году дефицит бюджета ПФР снизится до 94,8 млрд., а уже 2023-м с ним будет покончено: ожидается профицит в 52,5 млрд.

Закрыть дыру в бюджете фонда удастся за счет повышения собственных доходов фонда от социальных взносов с зарплат работников, считают в правительстве. Минэкономразвития в обновленном прогнозе повысило ожидания насчет величины фонда зарплат в стране — в среднем на 1 трлн. рублей ежегодно по сравнению с июньским прогнозом. Согласно последним оценкам, зарплатный фонд в 2021 году составит 27,87 трлн. рублей (рост на 7% по сравнению с 2020 годом), в 2022-м — 29,77 трлн., в 2023 году — 31,85 трлн.

Это и позволяет Пенсионному фонду смотреть в будущее с оптимизмом.

Плохо тут одно. По идее, Пенсионный фонд — страховая организация. Это значит, если у ПФР повышаются доходы (страховые взносы), он обязан направлять их на повышение пенсий. Но на практике такого не происходит — деньги, которые ПРФ заработал сверх плана, идут на экономию госрасходов.

В результате, пенсионеров обирают. Работник платит страховые взносы как процент от зарплаты — и пенсия ему должна идти тоже как процент от зарплаты. По конвенции № 102 Международной организации труда «О минимальных нормативах социального обеспечения» 1952 года, которую Россия ратифицировала, процент от зарплаты должен составлять 50.

Сейчас средняя зарплата — 47 531 рубль. Получается, средняя пенсия, согласно требованиям МОТ, должна быть выше 23 тысяч рублей. Однако реальная пенсия значительно меньше — 15−16 тысяч рублей. Причем для неработающих пенсионеров она еще ниже.

Это значит, пенсионеры от ликвидации дефицита ПФР жить лучше не станут. Зато правительство вздохнет с облегчением, скинув с себя еще часть социальных расходов.

— Дефицит ПФР, скорее всего, не удастся ликвидировать, — считает экономист, научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного экономического университета Андрей Заостровцев. — Из страховых взносов, которые платят работающие, покрывается — грубо — около 50% пенсий. Вторая половина — субсидии федерального бюджета Пенсионному фонду. С чего, спрашивается, за два года этот огромный дефицит должен исчезнуть?

Поднимать страховые взносы с зарплаты в ПФР, я считаю, невозможно — они в России одни из самых высоких в мире. К тому же у государства имеются обязательства по индексированию пенсий. Да, высокая инфляция не предвидится. Но если что-то пойдет не так, и инфляция разгонится, то пенсии придется подтягивать.

На деле, я просто не вижу источника покрытия дефицита Пенсионного фонда.

«СП»: — Почему ПФР не исполняет конвенцию № 102 МОТ — не поднимает размер пенсии?

— У нас распределительная пенсионная система: работающие платят налоги, и тут же, из этих налогов, деньги поступают на выплату пенсий. Пенсионный фонд в этой схеме — лишь передаточный механизм.

А вторая функция фонда — по правилам, которые ПФР не устанавливает — осуществлять начисление пенсий.

Я уже проходил эту процедуру: приходил в Пенсионный фонд с документами о заработной плате. Замечу, в моем случае все было суперлегально, но у многих, кто работал в 1990-е, ситуация иная. Занятость подтверждается рукописными бумажками, что-то в стаж считается, что-то нет.

Так вот, функция ПФР — начислять пенсию на основе имеющихся у гражданина документов. Либо пересчитывать пенсию по определенным правилам. Если человек работает — страховая часть его пенсии не индексируется. В этом случае, напомню, индексируется только базовая часть — за четыре года она выросла менее чем на 1000 рублей.

При этом Пенсионному фонду как структуре нельзя предъявить какие-то серьезные претензии. Да, в свое время фонд изрядно потратился на строительство роскошных зданий для отделений в регионах. Но сейчас в этих зданиях работает не слишком высокооплачиваемый персонал.

Повторюсь, никакой самостоятельной роли Пенсионный фонд не играет. Это организация для проводки денег, которая никак не влияет на размер пенсий.

«СП»: — Возможно ли, чтобы в нынешней ситуации пенсии росли?

— Президент Путин неоднократно подтверждал, что пенсии будут корректироваться на размер инфляции. Но проблема в том, что очень многие пенсионеры работают. При этом человек платит с зарплаты в Пенсионный фонд — независимо от того, получает он пенсию или нет.

Например, я, работающий пенсионер, отчисляю в ПФР больше, чем получаю из фонда пенсию. Выходит, я «рентабельный» пенсионер — и таких десятки тысяч.

Именно в армии таких «рентабельных» пенсионеров, с точки зрения властей, кроется огромный резерв для экономии на пенсиях. Плюс, огромный резерв дала реформа по повышению пенсионного возраста.

Я, кстати, никогда не был противником повышения пенсионного возраста до 65 лет у мужчин. Но с одним условием — тогда уж платите пенсию, как положено по конвенции МОТ: половину от зарплаты.

Но у нас получилось, что пенсионный возраст подняли, а размер пенсий остался практически прежним. Плюс индексацию пенсий работающим пенсионерам фактически отменили. При этом пенсионеров — демографически — больше не стало.

«СП»: — Почему власти не считаются с пенсионерами?

— Потому что, с точки зрения Кремля, пенсионеры большой опасности не представляют. Раз так, цифрами о размерах пенсий можно безболезненно манипулировать.



Что такое накопительная часть пенсии

Чтобы не перегружать систему, накопителей решили ограничить по возрасту. Отчисления производились только за следующие категории граждан:

  • Мужчины 1953 - 1966 годов рождения и женщины 1957 - 1966 года рождения.

У них в накопительную часть шло по 2% от зарплаты в период с 2002 по 2004 годы. За это таких людей прозвали «двухпроцентниками». С 2005 года отчисления за них прекратились.

  • Граждане, родившиеся в 1967 году и позднее.

За них с самого начала действия реформы отчислялось по 6% от зарплаты. Отчисления прекратились в конце 2013 года. Тогда накопительная система была заморожена.

Государственная пенсия будет рассчитываться исходя из накопленных за трудовую жизнь пенсионных баллов. Их число зависит от официальной зарплаты человека и его стажа. А сама госпенсия состоит из двух частей, которые суммируются:

  • Фиксированная выплата

Дается всем, кто накопит минимально необходимые стаж и число баллов

  • Страховая часть

Получается путем умножения количества накопленных баллов на стоимость пенсионного коэффициента (для тех, кто ушел на пенсию в 2019 году, - это 87,24 рубля).

Накопительная часть - прибавка к этим двум составляющим госпенсии.

Как узнать накопительную часть пенсии

Сейчас в накопительной системе крутится около 4 триллионов рублей. Это остатки на наших индивидуальных счетах. Дополнительные взносы от работодателей в рамках обязательного пенсионного страхования с конца 2013 года туда не производятся, но суммы растут за счет приращения инвестиционного дохода. Средний доход примерно равен уровню инфляции.

Чтобы узнать размер накопительной части пенсии, можно зайти в ближайшее отделение Пенсионного фонда или местный многофункциональный центр. Но есть и более технологичный способ. Вся информация содержится в вашем личном кабинете на портале госуслуг (www.gosuslugi.ru), в разделе «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР». Документ можно скачать. Там будет вся информация как о сумме баллов для страховой пенсии, так и о сумме денег на индивидуальном счете в рамках накопительной системы.

Как получить накопительную часть пенсии

Для этого нужно дождаться пенсионного возраста. Раньше этого срока распорядиться накопительной частью не получится. Исключение сделали только для тех, кто самостоятельно копил на старость. Для них пенсионный возраст остался в старых рамках - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. А для тех, кто копил только в рамках обязательного пенсионного страхования, пенсионный возраст будет повышаться. К 2028 году он составит 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.

Чтобы получить накопительную часть пенсии, нужно:

  • Обратиться либо в Пенсионный фонд России (если ваш счет находится в государственной управляющей компании Внешэкономбанка).
  • Обратиться в свой негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

Есть несколько способов получить прибавку к пенсии:

1. Получить полностью всю сумму

- Это могут сделать инвалиды и люди, получающие социальную пенсию (в связи с нехваткой стажа или баллов) или пенсию по случаю потери кормильца.

- Если размер накопительной пенсии в случае назначения составит меньше 5% по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости. Обычно этой опцией пользуются все «двухпроцентники».

2. Назначить срочную выплату, то есть самому определить срок выплаты

- Это могут сделать только те, кто самостоятельно копил себе на старость. То есть, участвовал в программах софинансирования, отправил средства маткапитала на накопительную часть пенсии мамы или работал в крупной корпорации, у которой был заключен договор о дополнительном пенсионном обеспечении.

3. Получать деньги до конца жизни

- Этот принцип действует по умолчанию. Размер прибавки зависит от суммы накоплений и срока дожития в год назначения пенсии.

Считается она довольно просто. Всю сумму накоплений нужно разделить на 252 месяца. Это официальный срок дожития на 2019 год. К примеру, если у вас накопилось 100 тысяч рублей, то ежемесячная прибавка составит 400 рублей. При этом, если страховая пенсия составит больше 8000 рублей в месяц, то вы сможете получить всю сумму целиком.

В чем ошибается Сергей Миронов

Политик Сергей Миронов разгромил российскую пенсионную систему как "провалившуюся". По его мнению, надо платить пенсии из гюсбюджета, как при СССР, и в бюджет же направлять пенсионные отчисления россиян. В том, насколько такой план можно реализовать, мы разбирались вместе с профессором Финансового университета при правительстве РФ Александром Сафоновым.


Фото: Екатерина Шлычкова

По словам Миронова, парламентария, все попытки властей реформировать пенсионные механизмы, включая скандальную затею 2018 года с повышением пенсионного возраста и ставку на негосударственные фонды, потерпели крах. Александр Сафонов рассказал «МК», в чем именно он не согласен с Мироновым и почему.

- Есть ли некое здравое зерно в предложении осуществлять пенсионные выплаты россиянам напрямую из федерального бюджета?

- Так было в Советском Союзе, сегодня это утопия. Тогда существовало Министерство социального обеспечения, люди шли в Собес, где получали пенсии. В условиях советского принудительного, по сути, труда рабочий стаж легко рассчитывался. Заработные платы граждан отличались друг от друга не сильно, соответственно, и пенсии тоже.

Затем, в соответствие с законом, принятым в 1990 году, был создан Пенсионный фонд Российской Федерации. На плечи его сотрудников легли неизмеримо более сложные задачи, поскольку сама система пенсионного обеспечения обрела страховой (а не уравнительный) характер. Это означает, что, когда мы приступаем к трудовой деятельности, на нас открывают счет, на котором копятся и фиксируются отчисления от нашего заработка. И к моменту выхода на заслуженный отдых нам определяют размер пенсии – в зависимости от объема денег на счету. Так проводится дифференциация между теми, кто работал, и теми, кто нет.

— Получается, чтобы перейти на прямые выплаты, надо всем устанавливать одинаковую пенсию?

- Именно. Когда люди увидят, что размер их заработной платы никак не влияет на пенсию, они станут всячески избегать легализации трудовых отношений и массово уходить в неформальный сектор. В итоге государство лишится не только отчислений в Пенсионный фонд России (ПФР), но и поступлений в бюджет в виде НДФЛ.

Напомню также, что огромная масса пожилых россиян из-за своих предпенсионных низких заработков имеют сегодня пенсии ниже прожиточного минимума (ПМ), и государству приходится доплачивать им до уровня ПМ из федеральной казны. По сути, это и есть те прямые выплаты из бюджета, о которых говорит Миронов.

Кстати, предлагая сократить «раздутый штат» ПФР, он не учитывает еще один важнейший аспект: нам не обойтись без специалистов, способных урегулировать различные конфликтные ситуации, связанные, например, с неучтенным стажем. Компьютеру их точно не доверишь.

Скажем, человеку должны начислить пенсию за 25 лет стажа, а отчислений в ПФР у него набирается только за 15 лет, соответственно, в системе СНИЛС остающиеся 10 лет не зафиксированы. Но, согласно постановлению Конституционного суда, если работодатель не перечислял взносы за сотрудника, в этом виновато государство, а не гражданин, и весь стаж должен быть учтен. В таких нюансах надо уметь разбираться, нужны эксперты с соответствующей квалификацией.

- Есть ли какие-то пункты по которым вы с Мироновым согласны?

- Мы сходимся в том, что огромное количество мер, касающихся пенсионной системы, носят тактический характер и зачастую далеки от самой системы. Например, решение о снижении объема отчислений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) было направлено на стимулирование малого, среднего и высокотехнологичного бизнеса. Но, поскольку такие вещи ложатся в общую канву пенсионной тематики, у неискушенного обывателя возникает хаос в голове, непонимание того, с чем он может столкнуться в будущем.

Или взять ситуацию с абсолютно непрозрачным, мудреным механизмом начисления пенсионных баллов. Эту схему надо упростить и не трогать лет двадцать, чтобы люди в нее поверили. А все прочие проблемы, в частности, борьбы с бедностью, стимулирования бизнеса, власти должны решать совершенно иными методами – через пособия, субсидии. Но никак не через изменение ставок отчислений в Фонд оплаты труда. Это лишь сбивает всех с толку.

- Миронов скептически отозвался о роли НПФ, мол, зря государство сделало на них ставку. Что скажете?

- В начале 90-х, да и нулевых годов существовало стойкое убеждение, что скоро мы заживем богато, что все будут получать хорошую зарплату, и что система накопительных пенсий окажется очень кстати. Подобная экономическая перспектива не состоялась.

Но это не значит, что НПФ не должны жить. Кто-то из них успешен, кто-то – не слишком. Не надо забывать, что негосударственные пенсионные фонды не только осуществляют программу обязательных накопительных пенсий, они также участвуют в корпоративных программах крупных компаний. Разве плохо, если какие-то богатые организации заботятся о пенсионном обеспечении своих сотрудников, а НПФ имеют к этому прямое отношение? Разве плохо, если любой россиянин с помощью таких фондов может обеспечить себе независимую от государства пенсию? Если мы отвечаем на эти вопросы положительно, то давайте оставим негосударственные пенсионные фонды в покое.

- Лидер «Справедливой России» ссылается на исследование РАНХиГС, чьи эксперты подсчитали, что к 2050 году пенсия будет составлять 27% от зарплаты, тогда как в 2018-м было 34%. Вы согласны с такой арифметикой?

- Нет. Аналитики РАНХиГС исходят из ложного предположения, что в экономике вообще ничего не меняется, что производительность труда не будет развиваться.

Да, формально весь мир живет по пенсионной схеме Бисмарка, основанной в 1886 году. Но с тех пор произошли фатальные изменения: рабочий день перестал быть 14-часовым, на смену шестидневной рабочей недели пришла пятидневка, у людей появились отпуска в виде стандартных 28 дней, где-то больше.

Изменилась структура занятости. При этом демография постоянно падала. Тем не менее, система жила и работала, поскольку производительность труда растет постоянно. Немецкие исследователи доказали: чтобы обеспечивать статус-кво на рынке труда, достаточно годовых темпов экономического роста в стране в пределах 4-5%.

Авторы доклада РАНХиГС не учитывают одной вещи: грядет глобальная автоматизация. И еще. Откуда они взяли, что пенсионные обязательства будут формироваться только за счет отчислений в ПФР? У нас в этом процессе участвует еще как минимум федеральный бюджет.

- В ряде стран государственное пенсионное обеспечение отсутствует как таковое.

- Ну да, в Африке есть такое. Но во всех развитых странах параллельно существуют и страховые пенсии, и накопительные. Вот, в Чили попытались однажды отказаться от первого варианта, но ни к чему хорошему это не привело. В итоге они свернули накопительную систему и стали усиленно развивать государственную. В Великобритании, например, нет прямых отчислений в пенсионный фонд, там двухкомпонентный механизм. Первая часть – это государственные пенсии, которые платят всем в размере прожиточного минимума и которые формируются за счет налогов общего покрытия. Все остальное люди добирают через НПФ. Применить такую англосаксонскую схему мы не можем: из-за низких зарплат россияне не способны самостоятельно накопить ничего вразумительного.

Читайте также: