Какая минимальная пенсия была в 1998 году

Пенсия в России – это определённая денежная поддержка государства, которую получает гражданин РФ после достижения определённого стажа, в результате потери трудовой способности или наступления страхового случая. Она представляет собой некоторый гарантированный доход, который устанавливается в соответствии с законодательством РФ.

Данные по минимальной

Минимальной пенсией в нашей стране называется прожиточный минимум пенсионера (сокращенно ПМП), который ежегодно устанавливается в качестве социального минимума для пожилых граждан Пенсионным Фоном Российской Федерации. Существует два вида ПМП, первый из которых называется государственным, а второй региональным. Для граждан конкретного региона в качестве базового берётся именно региональный ПМП.

Таблица. Минимальная пенсия в России по годам (по данным ПФР и Росстат)

Год Размер ПМП, в рублях
2019 8657
2018 8726
2017 8540
2016 8803
2015 7161
2014 6354
2013 6131
2012 5564
2011 4938
2010 4780
2009 4294
2008 3191
2007 2731
2006 2418
2005 1801
2004 1605
2003 1379
2002 1144
2001 962
2000 571,3
1999 347,9

График:


Термин ПМП включает в себя все расходы на удовлетворение базовых нужд и потребностей гражданина. Среди этих расходов, которые должны полностью покрываться ПМП, входят следующие:

  • продукты питания (на них приходится основная расходная часть): овощи, фрукты, крупы, мясные и молочные продукты и другие. Данный вид расходов, который призван обеспечить поддержание здоровья человека в питании, называется продовольственной корзиной;
  • расходы непродовольственного характера: одежда, обувь, канцелярские принадлежности и другие.
  • оплаты медицинских услуг, в том числе и лекарств;
  • транспортные расходы (автобус, поезд, метро и другие);
  • расходы на ЖКХ.

Если пенсия, которая была установлена, пожилому гражданину не дотягивает по своему значению до ПМП, то ему необходимо обратиться в социальные органы защиты для выплаты дополнительной суммы денег до уровня минимального прожиточного минимума.

Данные по средней

Таблица. Средняя пенсия в России по годам (по данным ПФР и Росстат)

Год Размер средней пенсии, в рублях
2020 15400
2019 14900
2018 14300
2017 13620
2016 13132
2015 11783
2014 10888,7
2013 10400
2012 9040,5
2011 8202,9
2010 7476,3
2009 5191,1
2008 4198,6
2007 3115,5
2006 2726,1
2005 2364
2004 1914,5
2003 1637
2002 1378,5
2001 1023
2000 694,3
1999 449


На основании данных таблицы видно, что средняя пенсия в целом по стране растет ускоренными, но недостаточными темпами. Если смотреть на нее в разрезе учета инфляции http://fincan.ru/articles/39_inflyacija-v-rossii-po-godam/, то можно увидеть, что практически сумма повышения только только перешагивает уровень инфляции. А это говорит о том, что фактически пенсионеры повышения своего материального положения не ощутят. За счет увеличения налоговой нагрузки цены даже на товары первой необходимости также увеличиваются, что по сути нивелирует самое повышение пенсионного обеспечения.

По прогнозам Минфина за счет новой пенсионной реформы средняя пенсия по стране достигнет к 2024 году всего лишь 20 тысяч рублей. Смогут ли при таком уровне пенсии граждане жить лучше к 2024 году? По мнению нашей редакции ответ "нет". Поскольку за этот промежуток времени бензин, налоговые отчисления, цены на товары и услуги вырастут значительно выше.

ЧТО ТАКОЕ ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ?

По Закону № 173-ФЗ:

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе.

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица .

По Закону № 213-ФЗ от 24.07.2009 года:

2) абзац второй статьи 2 изложить в следующей редакции:

«трудовая» пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных вознаграждений…


ПРОСЛЕДИМ, КАК ПРОИСХОДИЛА КОМПЕНСАЦИЯ

Пояснения: ЗР – среднемесячная заработная плата застрахованного лица; ЗП – среднемесячная заработная плата в государстве; СК – стажевый коэффициент.

В СССР с 1956 г. по 1990г.

50% от ЗР, если ЗР был выше 100 рублей. За непрерывный стаж свыше 15 лет добавляется 10%. Минимальная пенсия 50 рублей, максимальная пенсия 120 рублей.

Можно записать П = СК х ЗР или РП = СК х ЗР.

В РФ с 1990 г. по 1997г.

55% от ЗР, за каждый год сверх 25 лет 1%, но не больше 20%. Максимальная пенсия не более трёх минимальных оплат труда. РП = СК х ЗР.

В РФ с 1998 г. по 2001г.

В 1998 г. вступил в силу Закон № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий». Вводиться понятие индивидуальный коэффициент пенсионера – ИКП – это СК х ЗР/ЗП. Отношение – ЗР/ЗП устанавливалось указом Президента: с 1998 года – 0,7; с 05.2000 года – 0,8; с 08.2000 года – 0,95; с 05.2001 года – 1,2. Величину среднемесячной заработной платы застрахованного лица ограничили. ЗР не может превышать ЗП более чем на 20%. Пенсии пенсионеров были пересчитаны. Для этого ЗР пенсионеров проиндексировали – осовременили. Величина индексации определяется следующим образом (Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет от 4 апреля 2000 г. N 27):

1. Утвердить прилагаемый Порядок расчета среднемесячной заработной платы в стране за квартал для исчисления и увеличения государственных пенсий в связи с ростом заработной платы в стране в соответствии с Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", согласованный с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и Пенсионным фондом Российской Федерации.

2. Расчет среднемесячной заработной платы в стране за квартал производится путем деления расчетного фонда оплаты труда в стране за квартал, исчисляемого в соответствии с п. п. 3 - 5 настоящего Порядка, на численность граждан, занятых экономической деятельностью в России, определяемую в соответствии с п.7 настоящего Порядка, и деления на три.

3. Расчетный фонд оплаты труда в стране за квартал определяется Государственным комитетом Российской Федерации по статистике на основании данных о поступивших в установленном порядке в Пенсионный фонд Российской Федерации текущих платежей по единому социальному налогу (взносу).

Рост ЗР с 1971 года и ранее до августа 2001 года, согласно документам правительства, увеличился в 4159, 3062 раза.

СЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за период с 1июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий (по Закону 340-1 "О государственных пенсиях в РФ"), утвержденная Правительством РФ - 1671 рубль 00 копеек.

Это извлечение из Законов № 173-ФЗ и № 213-ФЗ.

Пример: 125,6 руб. (ЗП по стране в 1971 году) осовремениваем, осовремениваем, … х 4159, 3062 = 522408: 1000(деноминация в 1998г.) = 522,41руб. Сравним с ЗП, принятой Правительством, разница в 1671руб.: 522,41 руб. = 3,198 раза. Таким образом, осовременивали ЗР и осовременивают ЗР в Пенсионном Фонде России.

Исчислим пенсию при назначении и увеличим при перерасчёте:

ЗР (осовремененная или по сведениям индивидуального учёта) х СК х ЗР/ЗП (ИКП) = П (трудовая пенсия).

В итоге П не компенсирует 55% + % от ЗР пенсионеру.

Есть плюс в этом законе: в тех случаях, когда размер пенсии, исчисленный в соответствии с настоящей статьей, не достигает размера, предусмотренный другими нормами Закона, пенсионер вправе выбрать исчисление пенсии без применения индивидуального коэффициента.

СКОЛЬКО ПЕНСИОНЕРОВ ОБРАТИЛОСЬ В ПФР РФ? СКОЛЬКО ЗАЯВЛЕНИЙ ПФР РФ УДОВЛЕТВОРИЛО?

С 01.01.2002 года вступил в силу Закон №173-ФЗ. Ниже пойдет речь о пенсионных правах.

Конституционный Суд РФ в своём Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П установил:

Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества (какого ?) на данном этапе его развития – должен стремится к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.

Сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции РФ, однако вносимые законодателем изменения, в том числе порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.

Руководствуясь толкованием Конституционного Суда, к ранее приобретённым пенсионным правам можно отнести кроме стажа, 55% + % от ЗР и ЗР.

В связи с введением в действие настоящего(№ 173-ФЗ) закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Одним из параметров расчёта П является РП – расчётный размер трудовой пенсии. Что это такое?

РП = СК х ЗР/ЗП х СЗП

ЗР/ЗП - не выше 1,2

С выражением СК х ЗР/ЗП мы уже знакомы – это ИКП. С плюсами и минусами, которого ознакомились выше. По определению РП можно установить, что роль ЗР сведена к минимуму и ограничена. Пенсия компенсирует СЗП, но не ЗР. Закон № 173-ФЗ с Разъяснением Минтруда и Соцразвития РФ№ 4 от 17 октября 2003 позволяет определить РП = СК х ЗР и начисляется компенсация. Компенсация предусматривается законодательством РФ по состоянию на 31декабря 2001 года. На 31.12.2001г. существовало два способа: с одним мы познакомились выше, где осовременивали ЗР. Второй указан в определении СЗП.

СЗП - среднемесячная заработная плата в РФ за период с 1июля по 30 сентября 2001 года для ИСЧИСЛЕНИЯ И УВЕЛИЧЕНИЯ размеров государственных пенсий ( по Закону 340-1 "О государственных пенсиях в РФ"), утвержденная Правительством РФ (1671 рубль 00 копеек).

ПФ РФ считает этот способ не приемлемым. Расчет может производиться следующим образом: СЗП: ЗП (за тот же период что ЗР) = величина компенсации.

Пример: 1671 : 125,6 = 13,3 раза. ЗР х 13,3 = осовремененная среднемесячная заработная плата.

Почему ПФ РФ не приемлем? Существующий способ позволяет считать определение РП по формуле СК х ЗР/ЗП х СЗП наиболее выгодным. Этот довод используется ПФ РФ для уменьшения ранее приобретённых пенсионных прав.

На сегодня ПФ РФ компенсирует пенсионерам СЗП, а не ЗР, которая оценивает труд вложенный пенсионером. Вложенный труд это права пенсионера. Значит ПФ РФ не преобразовал права в расчётный пенсионный капитал. Пенсионер получает пенсионное пособие по старости, а не трудовую пенсию. Государство компенсирует пенсионеру предположительно 30% от фактической ЗР, в Челябинской области.

Историю роста пенсий в России можно разделить на три этапа: первый – 90-е годы, второй – с 2002 по 2009 годы, третий – с 2010 по 2018 годы. Эти периоды отличаются друг от друга, как каменный, железный и бронзовый века. При этом, по мнению правительства, в стране уже наметились признаки золотого века. Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ» узнавал подробности.

Повышение пенсий с 1990 по 2001 годы

В 80-е годы минимальная пенсия в Советском Союзе равнялась минимальной заработной плате и составляла 70 рублей. Эта планка была одинакова для всех 15 союзных республик.

В ноябре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О государственных пенсиях в РСФСР», согласно которому минимальная пенсия была повышена с уровня минимальной заработной платы в 70 рублей до уровня прожиточного минимума – 100 рублей.

Таким образом, минимальный размер пенсии на территории РСФСР с 1991 года был увеличен на 30 рублей – с 70-ти до 100. Можно назвать это первой индексацией российских пенсий в 90-е годы. Этим же законом почти вдвое повышались социальные пенсии в РСФСР.

Ну, а дальше случился распад СССР, и началась до сих пор вспоминаемая с ужасом гиперинфляция. Государство проводило индексацию пенсий, но угнаться за инфляцией было не в состоянии.

В период с 1992 по 2001 год включительно размер минимальной пенсии с учётом деноминации вырос в 542 раза.

Повышение пенсий с 2002 по 2009 годы

В 2002 году в России началась пенсионная реформа: пенсию разделили на три части – базовую, страховую и накопительную, последняя стала новшеством в пенсионной системе страны. К сожалению, до сих пор, спустя 16 лет, современная российская власть толком так и не разобралась, что делать с накопительной частью пенсий.

А вот что касается базовой и страховой части – там всё просто, как дважды два. Это государственные управленцы, хоть и с грехом пополам, но усвоили. Простота заключается в регулярной индексации пенсий: выросла инфляция – вслед должны вырасти и пенсии.

До 2009 года базовая часть пенсии индексировалась 15 раз и повысилась с 450 рублей в 2002 году до 2,5 тысяч рублей в 2009 году. Страховая часть не отставала и тоже была проиндексирована 15 раз.

В результате этих повышений с 2002 по 2009 годы пенсии выросли в 7,5 раз – с 823 рублей в 2001 году до 6,2 тысяч рублей в 2010 году.

Повышение пенсий с 2010 по 2018 годы

В 2010 году – ещё одна пенсионная реформа: базовую и страховую часть объединили в страховую часть пенсии, которая и подлежала индексации. Ниже Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ» публикует сведения о повышении пенсий по годам – с 2010-го по 2018-й.

Индексация пенсий 2010-2018, в процентах

• 2012 – 10,65

• 2013 – 10,12

• 2014 – 8,31

• 2015 – 11,4

В 2018 году индексация пенсий оказалась самой минимальной со времён распада СССР – 3,7%. В правительстве объясняют это низкой инфляцией, продемонстрировавшей успехи российской экономики. Жаль только, что эти успехи обернулись поражением пенсионеров, которых в 2018 году перевели на самое копеечное повышение пенсий в истории современной России.

Переплюнули даже 2016 год, когда правительство сократило размер индексации пенсий с 12,9% до 4%. Должны были тогда проиндексировать на одну величину, а проиндексировали на другую – в три раза меньшую. Сэкономили.

В результате такой арифметики власти не доплатили пенсионерам триллион рублей – такие расчёты приводят депутаты Госдумы от «Справедливой России», они же предложили правительству вернуть эти деньги пенсионерам. С ответом правительства на идею вернуть пенсионерам триллион рублей можно ознакомиться здесь .

Чтобы сохранить публикацию на свой компьютер, нажмите на клавиатуре одновременно две клавиши – Ctrl и D . Ссылка автоматически сохранится в разделе «Избранное/Закладки» вашего браузера и всегда будет у вас под рукой.


МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ПЕНСИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С 1 января 2002 года трудовые пенсии назначаются в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001 N 173-ФЗ, в котором отсутствует положение о минимальном размере пенсии. Указанным Законом определено, что трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоит из трех частей - базовой, страховой и накопительной, индексируемых в установленном порядке.

С 1 января 2010 года введен новый механизм определения, перерасчета, индексации и корректировки размеров трудовых пенсий. Порядок индексации размеров трудовых пенсий (включая их фиксированный базовый размер) установлен п. 6 ст. 17 Федерального закона от 01.01.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Данные по индексации указанных частей трудовых пенсий содержатся в Справочной информации.

С 1 февраля 1998 года вступил в силу Федеральный закон от 01.01.2001 N 113-ФЗ, в соответствии с которым новый минимальный размер пенсии определяется путем умножения действующего минимального размера пенсии на индекс роста среднемесячной заработной платы в стране за соответствующий квартал, который утверждается Правительством РФ.

Федеральный закон от 01.01.2001 N 113-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 01.01.2001 N 173-ФЗ.

Срок, с которого
установлен мини-
мальный размер
пенсии

Минимальный
размер пенсии
(руб. в месяц)

индекс роста среднемесячной
заработной платы - 1,1
(Постановление Правительства
РФ от 01.01.2001 N 521)

индекс роста среднемесячной
заработной платы - 1,1
(Постановление Правительства
РФ от 01.01.2001 N 26)

индекс роста среднемесячной
заработной платы - 1,1
(Постановление Правительства
РФ от 01.01.2001 N 780)

индекс роста среднемесячной
заработной платы - 1,07
(Постановление Правительства
РФ от 01.01.2001 N 338)

индекс роста среднемесячной
заработной платы - 1,2
(Постановление Правительства
РФ от 01.01.2001 N 29)

с 1 ноября 1999
года

индекс роста среднемесячной
заработной платы - 1,15
(Постановление Правительства
РФ от 01.01.2001 N 1140)

с 1 мая 1999
года

индекс роста среднемесячной
заработной платы - 1,12
(Постановление Правительства
РФ от 01.01.2001 N 363)

с 1 января 1998
года

С 1 января 1998 года в связи
с проведением деноминации
рубля пенсии были пересчита-
ны исходя из нового масштаба
цен
(Указ Президента РФ
от 01.01.2001 N 822,
Постановление Правительства
РФ от 01.01.2001 N 1182)

Федеральный закон
от 01.01.2001 N 127-ФЗ

Федеральный закон
от 01.01.2001 N 127-ФЗ

с 1 мая 1996
года

Федеральный закон
от 01.01.2001 N 55-ФЗ

с 1 января 1996
года

Федеральный закон
от 01.01.2001 N 160-ФЗ

с 1 декабря 1995
года

Федеральный закон
от 01.01.2001 N 160-ФЗ

с 1 ноября 1995
года

Федеральный закон
от 01.01.2001 N 160-ФЗ

с 1 августа 1995
года

Федеральный закон
от 01.01.2001 N 117-ФЗ

Федеральный закон
от 01.01.2001 N 99-ФЗ

с 1 мая 1995
года

Федеральный закон
от 01.01.2001 N 44-ФЗ

с 1 ноября 1994
года

Федеральный закон
от 01.01.2001 N 31-ФЗ

с 1 октября 1994
года

Федеральный закон
от 01.01.2001 N 30-ФЗ,
Указ Президента РФ
от 01.01.2001 N 1695

Федеральный закон
от 01.01.2001 N 30-ФЗ,
Указ Президента РФ
от 01.01.2001 N 1695

с 1 августа 1994
года

Федеральный закон
от 01.01.2001 N 30-ФЗ,
Указ Президента РФ
от 01.01.2001 N 1584

с 1 мая 1994
года

Федеральный закон
от 01.01.2001 N 2-ФЗ

с 1 августа 1993
года

Постановление ВС РФ
от 01.01.2001 N 5436-1

с 1 мая 1993
года

Постановление ВС РФ
от 01.01.2001 N 4810-1

с 1 февраля 1993
года

Постановление ВС РФ
от 01.01.2001 N 4296-1

с 1 ноября 1992
года

Закон РФ
от 01.01.2001 N 3697-1

с 1 мая 1992
года

Закон РСФСР
от 01.01.2001 N 340-1
(ред. от 01.01.2001)
Закон РФ
от 01.01.2001 N 2704-1


ТАСС-ДОСЬЕ. 1 февраля 2016 г. в России была произведена индексация пенсий. Страховые пенсии неработающих пенсионеров увеличиваются на 4%. Впервые правительство приняло решение не индексировать пенсии работающих пенсионеров. Это связано с ростом дефицита пенсионного фонда. Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2016 г. в России составит 13 тыс. 132 руб.

В настоящее время все виды пенсий, выплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР), ежегодно индексируются в связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы.

  • Пенсионные реформы в РФ. История вопроса
  • Накопительная пенсия в РФ
  • Пенсионный фонд России. Досье

История индексации пенсий в 1990-х гг.

Впервые в России пенсии были проиндексированы еще до распада СССР - в декабре 1990 г. Тогда Верховный Совет РСФСР из-за роста цен повысил минимальные пенсии с 70 до 100 руб.

С 1 января 1992 г. и до пенсионной реформы 2002 г. минимальная пенсия в России повышалась 27 раз: с 342 неденоминированных руб. до 185,32 руб. (с учетом деноминации 1998 г. выплаты выросли в 542 раза). В 1992-1993 гг. индексации производились согласно указу президента РФ, законам РФ, постановлениям Верховного Совета РФ. В 1994-1997 гг. соответствующие изменения вносились федеральными законами, затем решения о повышении пенсий принимались правительством РФ.

Самое большое единовременное повышение произошло 1 ноября 1992 г., тогда пенсии были увеличены в 2,5 раза.

Рост размера минимальных пенсий в этот период был выше, чем увеличение размера назначенных (реально полученных) пенсионных выплат. По данным Росстата, они выросли в 235 раз с учетом деноминации 1998 г.: с 3,5 тыс. неденоминированных рублей в 1992 г. ($12,2 США по среднегодовому курсу Банка России) до 823,4 руб. в 2001 г. ($28,23).

Индексации пенсий в 2002-2009 гг.

В 2002 г. стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, которая заключалась в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Пенсия была разделена на три части: базовую (гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету, которые до выхода на пенсию могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы).

Базовая часть трудовой пенсии на 1 января 2002 г. была установлена в размере 450 руб. (для категории пенсионеров по старости и без иждивенцев). В период до 2009 г. включительно она повышалась 15 раз - до 2 тыс. 562 руб. (в 5,69 раза). В 2007 г. базовая часть была проиндексирована трижды, в 2008 и 2006 г. - один раз. Крупнейшее разовое повышение произошло 1 марта 2003 г. - на 36%.

Страховая часть пенсии за тот же период индексировалась 15 раз - минимум на 6,2% (включая дополнительные индексации), из них трижды - в 2007 г. Самый большой размер индексации (17,5%) был установлен 1 апреля 2009 г.

С 2001 г. по 2010 г. назначенные пенсии выросли в 7,5 раза с 823,4 руб. в 2001 г. ($28,23) до 6 тыс. 177,4 руб. в 2010 г. ($203).

Индексация пенсий после 2010 г.

В 2010 г. было ликвидировано разделение базовой и страховой части пенсий - они были объединены в страховую часть.

С 2010 г. размер страховой части трудовой пенсии индексировался 10 раз (включая повышение с 1 февраля 2016 г.). Обычно это происходит с 1 февраля и с 1 апреля. В 2012-2014 гг. корректировка суммы страховой пенсии прошла дважды. В 2010, 2011, 2015 гг. - один раз. Крупнейшая разовая индексация была произведена 1 февраля 2015 г. - на 11,4%. Меньше всего пенсии выросли в 2010 г. - на 6,3%.

По данным Росстата и ПФР, средний размер назначенных пенсий в 2010-2015 гг. вырос в 2,1 раза: с 6 тыс. 177,4 руб. ($203) до 12,9 тыс. руб. ($211).

Посмотрел фильм «Свой человек в России» на телеканале travel + adventure. И меня как пенсионера зацепила фраза ведущего Гая Мартина, типа: «при Ельцине пенсионеры получали 7 долл. в месяц, а пришел Путин, стали получать по 400 долларов, конечно он стал очень популярным, он и сейчас популярен, хотя у власти уже около 20-ти лет». Трудно сказать, откуда ведущий Гай Мартин выхватил подобные цифры и насколько они достоверны.

Как известно, Борису Ельцину и его премьеру Егору Гайдару досталась разоренная коммунистами Россия, когда золотовалютные резервы к январю 1992 года были исчерпаны до нуля. А дальше при освобождении регулируемых цен возникла жуткая инфляция, масштаб которой можно оценить 1000-кратной деноминацией российского рубля 1 января 1998 года. С тех пор, по моей оценке, рубль обесценился еще на 2 порядка.

Для тех, кто забыл или не знал, напомню, что после распада СССР гиперинфляция и скачущий курс доллара поставили пенсионеров на грань выживания. Так, в 1995 году средняя пенсия составляла около 48 долларов в месяц, при этом её могли ещё и задержать. После обвала рубля в 1998 году стало ещё хуже. На момент ухода Ельцина в отставку средний российский пенсионер получал всего лишь 29 долларов в месяц.

С 2000 по 2012 год средние пенсии в долларовом исчислении выросли более чем десятикратно, с учётом инфляции – более чем в пять раз. Если в 1999 году средняя пенсия составляла мизерные 449 рублей, то уже 2000 году она поднялась до 700 рублей, в 2005 году выросла до 2364 рублей, а в 2010 достигла отметки в 7476 рубля. На 2013 год, как я уже говорил, средняя пенсия составляет 10400 рублей.

По данным Википедии, средняя пенсия в 2018 г составляла 13360 руб, или 210 долл. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Доходы_населения_России).

А дальше начинается самое интересное – жуткое расслоение населения по уровням зарплат и пенсий. В той же ссылке Википедии приводятся подробные данные по зарплатам, но ничего не говорится о расслоении по пенсиям. А я это почувствовал в 2008-м, по достижении пенсионного возраста. Из будущего автобиографического очерка «Пенсионер»:

Почувствуй разницу!

Когда я оформлял в 2008-м документы на пенсию, то нечаянно получил возможность сравнить ее убогий размер (4,5 тыс. руб.) с будущей пенсией тогдашних депутатов Госдумы – 60 тыс. рублей! Эта информация возникла случайно в дискуссии на телевизионной передаче Владимира Соловьева «К барьеру», когда на нее пришли два депутата и представитель Ассоциации игорного бизнеса, довольно-таки старый еврей. Я затем проверил эту информацию у тогдашнего главного редактора «Мировой энергетики» Татьяны Худяковой. По ее словам, депутаты Госдумы имели право на такую скандально высокую пенсию уже после отработки половины своего тогдашнего официального депутатства в четыре года! Большинство же рядовых пенсионеров вкалывает всю жизнь, чтобы заработать жалкую подачку типа моей первоначальной пенсии.

Уже одно это сопоставление показывает, насколько фальшивы велеречивые речи представителей властей по поводу их заботы об обычных пенсионерах. Поистине, до сих пор актуальны слова Карла Маркса: «Бюрократия имеет в своем обладании государство, , и это есть ее частная собственность».

А вот продолжение сюжета. В конце 2013-го моя пенсия (с «лужковской надбавкой») составляла около 12 тысяч рублей. Алексей Навальный обещал летом 2013-го, в случае избрания его мэром Москвы, увеличить пенсию горожан до 16 тыс. рублей, но сей вариант, как известно, реализован не был (мэром остался Сергей Собянин, а наши пенсии – прежними, даже с учетом ежегодных «индексаций»).

А вот денежное содержание депутатов Госдумы (как и федеральных министров), по указу президента №742 от 30 сентября 2013 г., возросло с 1 сентября до 250 тысяч, а через год – возрастет до 330 тысяч рублей! В денежное содержание входит ежемесячное денежное вознаграждение (ЕДВ), ныне 52 тыс. рублей, и ежемесячное денежное поощрение – 202 тысячи. Следовательно, согласно нынешнему законодательству, размер депутатской пенсии, который надо вычислять от 55% до 95% от ЕДВ (в зависимости от длительности срока исполнения полномочий), составит уже в конце 2013-го от 29 тыс. до 49 тыс. рублей.

Здесь наблюдается формальное противоречие по сравнению с уровнем, нечаянно раскрытым еще в 2008-м «старым евреем» из Ассоциации игорного бизнеса – 60 тыс. рублей. Но, скорее всего, у бывших «народных избранников», уже пенсионеров, имеются различные надбавки, по аналогии с «лужковской надбавкой» для рядовых москвичей. За сложностью и запутанностью сюжета отсылаем читателя к Федеральному закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», где по крайней мере упоминаются сии многочисленные надбавки, правда, работающим чиновникам предлагается выбрать лишь одну из них. То есть суммарная пенсия бывших депутатов, по сравнению с планкой 2008 года, по-видимому, окажется выше. Нехило!

В конце октября 2013-го лидер ЛДПР Владимир Жириновский высказывал недоумение по поводу регулярного повышения зарплат депутатам, заявляя, что «70 процентов депутатского корпуса работают очень плохо, ничего не делают». «Сейчас повышают зарплату в два раза, так кто же уйдет? Сиди, ничего не делай – 300 тыс. рублей, весной уже будет 400 тыс., полмиллиона – и балдей, ничего не делай», – заявлял В. Жириновский. Теперь же, в начале ноября 2013-го (когда стало известно о вышеупомянутом указе президента) некоторые комментаторы предложили ввести поминутный учет пребывания «народных избранников» в здании на Охотном ряду (когда проходят пленарные заседания) и соответственно корректировать их «денежное содержание». Действительно на пленарных заседаниях обычно можно наблюдать не более четверти-трети депутатов (остальные шляются неизвестно где, и при голосовании кнопки за них нажимают соратники по фракциям)!!

Последний, но весьма показательный пример. Как известно, в 2010-м президент [Дмитрий Медведев] отрешил от должности мэра Москвы в связи с утратой доверия. Причины такого решения по поводу одного из высших функционеров партии власти – это отдельная, большая тема. Я же здесь хочу обратить внимание читателя на весьма нехилое социальное обеспечение Юрия Лужкова – пенсионера:

“Поскольку официальный запрос «Ведомостей» о доходах Лужкова в аппарат мэра и правительства Москвы остался без ответа, за точку отсчета мы взяли расходы на функционирование главы города. Согласно прошлогоднему отчету об исполнении бюджета столицы они составили 3,957 млн. руб. Таким образом, ежемесячное денежное вознаграждение московского мэра составляет 395 700 руб. [господа журналисты из «Ведомостей», все-таки в году 12 месяцев, а не 10! – М.К.]

Согласно ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» общая сумма пенсии не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального госслужащего. С учетом этого Лужков может рассчитывать на пенсию в размере около 247 тыс. руб. По данным Росстата средний размер назначенной ежемесячной пенсии в июле 2010 г. составил 7588 руб. Согласно закону «О государственных должностях города Москвы» экс-мэру также положена единовременная выплата по уходу на пенсию. Она установлена в размере десятикратного денежного вознаграждения, установленного по замещаемой должности. В случае Лужкова это около 3,3 млн. руб.

Помимо этого, как бывшему мэру Москвы Лужкову положена медстраховка, обязательное государственное страхование на случай причинения вреда жизни и здоровью на сумму 15-летнего денежного вознаграждения, бесплатные путевки в санатории с возмещением расходов за проезд. Бесплатными лекарствами при амбулаторном лечении и бесплатной стоматологией получают право пользоваться не только Лужков, но и члены его семьи.

По закону «О государственных должностях города Москвы» Лужкову также положена государственная дача, охрана, правовая защита, специальная связь, транспортное обслуживание, возмещение расходов по пользованию залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов, а также дополнительная медстраховка и обязательное государственное страхование на сумму, равную 12-кратному размеру установленной общей суммы пенсии и доплаты к ней на случай причинения вреда жизни и здоровью. ” – «Ведомости», 30 сентября 2010 г.

В 2018 году диспозиция насчет «денежного содержания» и пенсий депутатов Госдумы, по сравнению с рядовыми пенсионерами, сильно не изменится, хотя оба показателя у первых и у последних абсолютно подрастут. См. «Госдума обнародовала размер пенсий и зарплат депутатов» от 5 июля 2018 года (ria.ru/politics/20180705/1524001015.html).

Тут можно много чего еще нанизывать, но и так уже ясно: Владимир Владимирович может пользоваться особенной популярностью среди вышедших на пенсию федеральных министров, депутатов Государственной думы и Совета Федерации, высокопоставленных судей, генералов и адмиралов (всех силовых ведомств). Ну и более низкий должностной слой: федеральные чиновники, местные губернаторы, чиновники и депутаты законодательных собраний, старшие офицеры и так далее тоже могут благодарить Владимира Владимировича за будущую «счастливую старость».

Что касается фильма «Свой человек в России», то это не более чем «ист-поп» (по аналогии с науч-попом).

Основное содержание Концепции пенсионной реформы 1995 года

В первую половину 1990-х на фоне гиперинфляции пенсии начали стремительно обесцениваться. В этих условиях государство вынуждено было активно индексировать размер пенсии, но индексации не достигали уровня инфляции, и пенсия продолжала терять покупательную способность. Было уже достаточно ясно, что пенсионная система не справляется со своей основной функцией — материальным обеспечением пожилых граждан. В 1995 году постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.1995 № 790 "О мерах по реализации концепции реформирования системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации" ( Далее Концепция 1995г.) была утверждена новая концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Концепция 1995 года ставила главной целью достижение финансовой стабильности пенсионной системы, а также оптимизацию условий предоставления и размеров пенсий.

Основными целями новой концепции развития пенсионной системы являлись обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы и адаптация системы пенсионного обеспечения к развивающимся рыночным отношениям в Российской Федерации. Данная Концепция 1995г. предусматривала формирование многоуровневой пенсионной системы, которая широко применяется во многих зарубежных странах. В соответствии с новой концепцией пенсия, которую будет получать россиянин, должна состоять из нескольких частей: базовой пенсии, трудовой (страховой) и негосударственной.

Первый уровень образует базовая пенсия, размер которой соответствует размеру социальной пенсии. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах с учетом прожиточного минимума пенсионера в зависимости от степени утраты трудоспособности и не могут выплачиваться работающим гражданам.

Трудовая (страховая) пенсия - второй уровень - предполагает соответствие условий предоставления и размеров пенсии объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица. Данное участие выражается в продолжительности страхования и величине взносов.

Трудовые (страховые) пенсии должны предоставляться всем лицам, которые работали по

найму, и другим категориям населения, охваченным обязательным пенсионным страхованием. Какие-либо исключения или льготы в такой системе не допускаются. В связи с этим из пенсионной системы должны быть исключены все виды льготных пенсий. Размер трудовой пенсии по старости должен определяться с учетом трудового стажа и заработка.

Третий уровень в пенсионном обеспечении должны составлять негосударственные пенсии как в форме дополнительных профессиональных программотдельных предприятий, отраслей экономики или территории, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях или пенсионных фондах. Для положительного решения данной проблемы был принят Федеральный закон Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ от 07.05.1998.

Индексацию базовых и трудовых (страховых) пенсий предусматривалось осуществлять путем регулярного повышения пенсии в соответствии с ростом цен. Для этого был обоснован порядок, при котором для каждого пенсионера определяется индивидуальный коэффициент, равный соотношению между заработком работника и заработной платой в стране в год его получения. Основные положения данной программы были реализованы в течение последующих пяти лет. Во исполнение данной программы реформирования российской пенсионной системы в 1996 году был принят Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования". Данный закон устанавливал правовую основу и принципы организации индивидуального учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства о государственном пенсионном обеспечении в части трудовых пенсий.

В 1997 году был принят Федеральный закон от 21.07.1997 № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», который ввел новый порядок начисления пенсии на основе расчета индивидуального коэффициента пенсионера,который зависит от величины стажа, размера среднемесячного заработка пенсионера и размера среднемесячной заработной платы в стране за определенный период.Однако, несмотря на наличие позитивных сдвигов, в целом данный период характеризуется усугублением финансового кризиса в системе пенсионного обеспечения и в первую очередь несоответствием уровня пенсионного обеспечения прожиточному минимуму, а также задержки в выплате пенсий. Кроме того, значительно ухудшилось соотношение численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами, что вызвало к жизни предложение о поэтапном повышении пенсионного возраста с одновременной отменой всех имеющихся льгот.

В этот период была разработана и постановлением Правительства

Российской Федерации "О программе пенсионной реформы в Российской Федерации" № 463 от 20.05.1998 года утверждена новая комплексная программа развития пенсионной реформы. ( Далее Программа 1998г.) В Программе предлагалось в целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы поэтапное введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования; уточнение порядка исчисления размера пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера другие меры.

Важно, что Программа 1998 года впервые была результатом публичного обсуждения и политического консенсуса, а потому имела высокие шансы на успех. Однако еще до начала ее реализации, спустя всего три месяца после принятия, разразился финансовый кризис 1998 года. Его последствия для будущего накопительной составляющей пенсионной системы были очевидны: в России попросту не осталось сфер для инвестирования накопительных пенсий, а о доверии населения к финансовым институтам не стоит и говорить. Еще одно следствие кризиса — бюджетный дефицит и дефицит ПФР — оказалось непреодолимым препятствием для введения условно-накопительных счетов.

В ходе широкомасштабного обсуждения Программы 1998г. среди специалистов, были выявлены её серьезные недостатки, в силу которых реализация Программы реформирования пенсионной системы не была завершена,однако наиболее важные, перспективные её положения были использованы через два года в ходе подготовки новой Программы реформирования пенсионной системы в Российской Федерации. Согласно Программе 1998 года, трудовая пенсия должна была складываться из двух частей — большей, условно-накопительной, и меньшей, накопительной. Это позволяло растянуть во времени переход к накопительной системе, обеспечив медленное возрастание нагрузки на финансовые рынки. В отличие от Концепции 1995 года и от реализуемой пенсионной реформы, в этой модели размер всей заработанной пенсии зависел от изменений в ожидаемой продолжительности жизни,что позволяло минимизировать влияние фактора старения на пенсионную систему, поскольку предполагалось, что уменьшение размера пенсии под влиянием демографических изменений будет побуждать людей к тому, чтобы дольше оставаться на рынке труда.

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 2177 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: