Какая минимальная пенсия в таджикистане

На пенсию таджиков в России не проживешь и нескольких дней.

Если судить о благополучии страны и социальной направленности ее внутренней политики по материальному положению самой незащищенной категории населения – пенсионеров, то Таджикистан точно не займет лидирующие позиции. С большой долей вероятности он не войдет даже в первую тридцатку. Узнав, какое пенсионное пособие и на каких условиях получают граждане этой страны, никогда больше не удивишься такому обилию таджиков-мигрантов разного возраста, которые заполонили рынки и стройки во всех регионах России. Не забавы ради они покидают родину и едут на чужбину, а с целью заработать, чтоб хоть как-то содержать свои семьи, в том числе и близких родственников преклонного возраста.

Пенсионный возраст и стаж

За десятилетия, прошедшие после перестройки, много чего изменилось в политическом курсе и развитии стран, некогда входящих в состав Советского Союза, в том числе и в системе пенсионного обеспечения. Ранее люди преклонного возраста со всего советского пространства имели право выйти на заслуженный отдых, следуя единым возрастным требованиям: 60 лет – для мужчин и 55 – для женщин. Сегодня же возрастной порог в бывших странах СССР разный и чаще всего изменился в сторону увеличения. Коснулась эта тенденция и матушку-Россию, и Республику Таджикистан.

У женщин, проживающих в Таджикистане, право на получение пенсионного пособия возникает после достижения 58 лет, у противоположного пола – после 63-летнего возраста. Повышение пенсионной планки коснулось даже военнослужащих. Возрастные требования для данной категории были увеличены на три года.

На право получать страховую пенсию по возрасту в Таджикистане влияет и второй фактор – наличие минимального трудового стажа. Для прекрасной половины человечества этот показатель не должен быть ниже 15-ти лет, а для мужчин – не менее 20 лет. В случае если таджики не вырабатывают необходимый по закону минимальный стаж к требуемому пенсионному возрасту, то страховую пенсию они получать не имеют права. Взамен им начисляется только социальная, которая традиционно в разы меньше.

Как формируется пенсия таджиков

Самая главная особенность и отличительная черта пенсионной системы Таджикистана заключается в порядке формирования и начисления пенсионных пособий гражданам. Каждый работодатель, у которого официально трудоустроен гражданин, отчисляет 25% от заработной платы работника в Фонд социальной защиты, плюс ко всему дополнительно с самого работника удерживают 1% от его зарплаты. Суммы получаются значительные, только вот их пенсионеры потом на руки не получают в полном объеме, потому что государство распоряжается этими средствами, так сказать, на свое усмотрение: например, на социальные пособия и пенсии сотрудников бюджетной отрасли (учителей, врачей, государственных чиновников). Высшая несправедливость.

Получается, что делать большие отчисления не выгодно ни самому работнику, ни работодателю, поэтому зарплаты «в конверте», или «черным налом» в Таджикистане – не редкость.

При начислении пенсии применяется формула, которая опирается, прежде всего, на количество отработанных лет и уплаченных страховых взносов, поэтому расчеты полагающегося таджикам пенсионного пособия по возрасту всегда индивидуальны.

Размер пенсии в Таджикистане

Переходим к самому главному. Сколько же получают от государства таджики, вышедшие на заслуженный отдых? Итак, минимальная пенсия в Республики Таджикистан составляет 180 сомони (или 1 223 руб), а максимальная – 15 000 сомони (или 101 962 руб). Но максимальную сумму, например, по данным на 2017 год, получали всего 9 человек.

Считается, что самая большая пенсия у жителей Душанбе – столицы Таджикистана. Она составляет в среднем порядка 427 сомони (или 2 903 руб) в месяц.

После таких цифр невольно усомнишься в справедливости народного изречения: «Хорошо там, где нас нет» и задумаешься: размер российских пенсий, мягко говоря, оставляет желать лучшего, а за таджикские гроши и прожить-то вряд ли возможно. Вот и едут наши бывшие соотечественники на бескрайние российские просторы в поисках лучшей жизни и более высокого дохода. Вряд ли кому-то придет в голову их осудить.

Пенсия – это награда за трудовую жизнь каждого человека. Во многих странах назвать пенсионные выплаты наградой очень сложно из-за мизерности суммы.

Пенсия в Таджикистане принадлежит именно к такой «награде»: если распределить выплату на каждый день, получается приблизительно 6 сомони. На эти деньги можно купить пару хот-догов или 3 лепешки (уровень жизни в Таджикистане). Трудно сказать, что такая система является справедливой.

Более того: каждый работодатель, будь это частная компания, организация, индивидуальный предприниматель, все они проводят отчисления в фонд соцзащиты за своих сотрудников и при этом выплачивают суммы, гораздо больше, чем те в дальнейшем получают.

Куда же уходит остаток социальных отчислений? Их тратят на пособия и пенсии для граждан, бывших сотрудников бюджетного сектора. Это представители таких профессий, как учителя, врачи, спортсмены, коммунальные рабочие, деятели культуры.

В это число входит и огромное количество госчиновников – депутатов, силовиков, милиция, прокурорские работники, льготники и т. д. Их работодателем являются государственные структуры, которые не выплачивают взносы в социальный фонд.

Такой подход к пенсионным накоплениям выгоден только монополии государства. Данная ситуация сегодня очень волнует народ, поэтому власти решили внести изменения в пенсионный закон.

Что ожидает пенсионеров

Чтобы урегулировать пенсионные выплаты, задействовано 6 законов, которые имеют непосредственное отношение к этому вопросу. Главный из них тот, что касается обязательного пенсионного страхования. В подписанном в 1993 году документе говорилось о том, что работодатели в обязательном порядке вынуждены оформлять страхование своих сотрудников для пополнения отчислениями государственного резерва, а само государство собирает средства, накапливает их и далее распределяет на социальные выплаты:

  1. Пенсии гражданам, вышедшим на заслуженный отдых.
  2. Пенсии по инвалидности.
  3. Пенсии при потере кормильца.

В законе о государственных и страховых пенсиях (Порядок назначения и выплаты страховых и государственных пенсий в Таджикистане.) даются разъяснения относительно каждого вида выплат. Для получения страховой пенсии каждому отдельному гражданину рассчитывают сумму индивидуально. При этом учитывается его стаж (с применением коэффициента), индивидуальные пенсионные накопления и другие показатели.

К сожалению, ни в одном документе не указан точный механизм начисления пенсии. Соответственно, пенсионерам приходится безоговорочно соглашаться с той суммой, которую им предъявили к получению, так как не имеется никаких критериев проверки.


Страховые пенсии могут получать не только лица, достигшие пенсионного возраста, но и лица с инвалидностью, потерявшие кормильца несовершеннолетние граждане (если у кормильца был нужный страховой стаж). При отсутствии нужного стажа, потерявшие родителя дети могут претендовать только на социальную пенсию. Это минимальные выплаты, которые получают также те, кто по достижении пенсионного возраста не имеет нужного стажа и лишен возможности получения страховой пенсии.

Страховая или трудовая пенсия

Отвечая на вопросы корреспондента газеты Asia-Plus Назокат Одиназова, которая является первым заместителем директора Агентства пенсий и соцстрахования при правительстве, сказала, что для того чтобы узнать размер страховой пенсии, нужно умножить сумму пенсионного капитала на коэффициент его страхового стажа. Полученную цифру необходимо разделить на количество месячных выплат.


Первый заместитель директора Агентства пенсий и соцстрахования при правительстве Таджикистана Назокат Одиназова

В законе указано точное количество месяцев: 180. Для определения коэффициента страхового стажа делят количество общего трудового стажа (в месяцах) на показатель норматива.

Для женщин нормативный показатель составляет 240 месяцев, а для мужчин на 60 месяцев больше.

В среднем жители Таджикистана живут около 76 лет. Это правительственная оценка, а согласно международным оценкам таджики живут минимум на 2–3 года меньше.

Для получения пенсии каждый мужчина должен отработать самое малое 20 лет. Если весь период с его зарплаты будут отчисляться социальные выплаты, коэффициент пенсии составит только 0,8. Это происходит потому, что за 20 лет человек отработает только 240 месяцев из необходимых 300, поэтому будет получать меньше пенсию, чем его же сверстники, но отработавшие весь положенный срок.

Кстати, если мужчина отработает меньше 20 лет, права на получения трудовой пенсии при достижении возраста 63 года он не имеет. Для женщин обязательный минимальный трудовой стаж – 15 лет. Если отработано будет меньше, женщины также могут претендовать только на социальную пенсию.

Период дожития – это термин, упоминается в пенсионном законе Таджикистана. Речь идет о количестве лет (в среднем) которые живут граждане после достижения пенсионного возраста.

До 01.11.2017 «период дожития» составлял 120 месяцев, но с первого января был увеличен на 50%. Это значит, что теперь законодательно утвержден новый срок, на который государство «растягивает» выплаты каждому пенсионеру.

Реалистично ли каждому пенсионеру прожить столько лет после выхода на заслуженный отдых? Какой может быть пенсия, если бы пенсионные выплаты не принадлежали государственной системе?

Согласно тому, что мужчины в Таджикистане в среднем живут около 72–74 лет, получить все предназначенные для них деньги они не смогут, (74-63=11 лет) так как их пенсия растянута на 15 лет. Продолжительность жизни женщин больше, поэтому они обычно проживают не меньше – а то и больше определенных правительством 15 лет.

Проведя простые вычисления легко определить конкретную сумму выплаты для каждого таджикского пенсионера, если бы все деньги, которые выплачивает его работодатель, шли не в государственный, а в пенсионный фонд, принадлежащий частному лицу, или на личный счет в банке.


Кроме того, что с работодателя сегодня отчисляют 25% заработка работника в Фонд соцзащиты, удерживают на счет также дополнительно и с самого работника 1% его зарплаты. Поэтому желая сэкономить средства, сегодня работодатели в РТ неохотно принимают систему, при которой отчисления переводят на карточки.

Они даже нашли выход: официально указывают в документах не полную зарплату, а ее часть, а остальное (причем чаще всего это большая часть зарплаты) выплачивают неофициально, в «конвертах».

Но выход есть: если работодатель станет отчислять средства в счет страхового пенсионного накопления, как поощрение за добросовестный труд – это было бы ему выгоднее, так как работники старались бы работать на полную силу, зная, что от этого зависит размер их пенсии в будущем. Кроме того, сами работники, скорее всего, заинтересованы в легализации заработка и так называемые серые схемы отпадут сами собой.

Согласно поданной первым заместителем руководителя Агентства пенсий и соцстрахования Назоката Одиназова информации, на сегодняшний день минимальная пенсия таджиков составляет 180, а максимальная – 900 сомони. До января 2016 года существовало ограничение на размер пенсионных выплат, из-за чего больше 746 сомони никто не получал.

В начале 2016 года данные ограничения были отменены, благодаря чему размер максимальной пенсии возрос до 15 000 сомони – именно столько получали в 2017 году 9 человек, достигших пенсионного возраста.

Общий размер выплаченных пенсий в Таджикистане в 2019 году составил порядка 932 млн. сомони.

Пенсионный возраст: когда выходить на заслуженный отдых

Во всех странах постсоветского пространства ранее был установлен единый возраст для выхода на пенсию: для женщин 55 лет, для мужчин 60. За прошедшие после распада Союза годы в разных государствах был изменен этот показатель. Так в Таджикистане женщины теперь выходят на пенсию после достижения 58-летнего возраста, а мужчины в возрасте 63 лет.

Коснулись эти изменения и военнослужащих, им тоже повысили уровень трудового стажа. Так, ранее, чтобы выйти на пенсию, военные должны были отработать 20 лет. Сегодня для получения пенсии нужно иметь стаж в 25 лет. Был поднят и предельный возраст военнослужащих.

Теперь генерал-полковник может выйти на пенсию после достижения не 60, а 63 лет, полковник – 53 лет (а было 50), имеющие другие военные звания могут получать пенсионные выплаты не в 45, а в 48 лет.

В начале текущего года начали проводиться переговоры между Министерствами труда Таджикистана и России о судьбе мигрантов, которые на протяжении многих лет трудятся на территории РФ. Речь идет о тех гражданах Таджикистана, которые легально устроились на работу в России, платят налоги, имеют социальную страховку и официально получают заработную плату. Вопрос решается о том, чтобы и пенсию им выплачивала страна, где они трудятся легально многие годы, и отработали необходимый для получения пенсионных выплат стаж.

Планируется завершить решение вопроса и подготовку окончательного проекта соглашения к следующему году. Не только Таджикистану, но и России выгодно такое сотрудничество: ухудшение демографической ситуации уже сейчас сказывается на экономике. Работающие легально мигранты смогут восполнить недостаток рабочей силы, а отчисления с их зарплат заметно пополнят социальные фонды.

Чтобы закон представить на утверждение необходимо уладить несколько пунктов, противоречащих российскому законодательству. Один из них – размер зарплат граждан РТ: они получают меньше за ту же работу, чем представители других стран СНГ.


УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

О мерах по усилению уровня социальной защищённости
населения и увеличению действующих должностных окладов
государственных служащих, работников бюджетных
организаций и учреждений, размеров пенсий и стипендий

В целях повышения уровня благосостояния и обеспечения социальной защищённости населения, в соответствии со статями 147 и 149 Трудового кодекса Республики Таджикистан, статьей 36 Закона Республики Таджикистан «О государственной службе», статьей 16 Закона Республики Таджикистан «О пенсионном обеспечении граждан Республики Таджикистан» и статьей 12 Закона Республики Таджикистан «О страховых и государственных пенсиях» постановляю:

1. С 1 сентября 2020 года:

— увеличить должностные оклады работников организаций и учреждений сферы образования, науки, культуры, спорта, социальной защиты, реальных отраслей экономики и работников других организаций и учреждений, финансируемых из государственного бюджета, а также организаций и учреждений, заработная плата которых приравнена к заработной плате государственных служащих, на 15 процентов;

— увеличить заработную плату работников организаций и учреждений отрасли здравоохранения, финансируемых за счет государственного бюджета, на 15 процентов и установить размер базисной заработной платы для расчёта должностного оклада работников сферы здравоохранения в сумме 305 сомони;

— установить размер базового оклада в качестве основы тарифных коэффициентов для государственных служащих административных должностей высшей, первой, второй, третьей и четвертой категорий государственной службы органов государственного управления, местных исполнительных органов государственной власти и органов самоуправления посёлков и дехотов в сумме 620 сомони и для административных должностей пятой, шестой и седьмой категорий государственной службы перечисленных органов в сумме 690 сомони;

— увеличить должностные оклады гражданских служащих (технического и обслуживающего персонала) органов государственного управления, судебных органов и прокуратуры, обороны, правоохранительных органов, местных исполнительных органов государственной власти, органов самоуправления посёлков и дехотов, финансируемых за счет государственного бюджета, на 15 процентов;

— увеличить должностные оклады (тарифные ставки) военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, прокуратуры и других правоохранительных органов на 10 процентов;

— установить размер базового оклада для исчисления коэффициентов по воинским званиям военнослужащих и специальным званиям сотрудников правоохранительных органов от рядового до лейтенанта 690 сомони и от старшего лейтенанта до генерала армии 620 сомони;

— увеличить действующие размеры стипендий студентов и других видов стипендий (кроме президентских стипендий, курсантов высших военных учебных заведений и Академии Министерства внутренних дел Республики Таджикистан) на 15 процентов;

— увеличить минимальный размер пенсий по возрасту, базовую пенсию и максимальный размер трудовой пенсии по возрасту на 15 процентов и установить их в размере 207 сомони и 978 сомони соответственно;

— увеличить размер действующих трудовых пенсий неработающих пенсионеров (за исключением членов дехканских хозяйств), без учета пенсий за выслугу лет и особые заслуги перед Республикой Таджикистан, на 15 процентов от минимального размера пенсии по возрасту;

— увеличить размер социальных пенсий по возрасту (за исключением пенсий матерей, родивших десять детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста), детям-инвалидам до 18 лет, другим группам неработающих инвалидов, нуждающимся в уходе, которым пенсия установлена Законом Республики Таджикистан «О пенсионном обспечении граждан Республики Таджикистан», на 50 процентов минимальной трудовой пенсии по возрасту;

— проиндексировать страховую часть страховых пенсий, назначенных до 1 января 2020 года неработающим пенсионерам (за исключением членов дехканских хозяйств), на 8 процентов.

2. Правительству Республики Таджикистан и местным исполнительным органам государственной власти:

— обеспечить реализацию настоящего указа в 2020 году за счёт средств, предусмотренных в государственном бюджете Республики Таджикистан для фонда оплаты труда и пенсионного обеспечения, средств свободных остатков, перевыполнения доходов республиканского, местных бюджетов и бюджета социального страхования и пенсий, а также за счёт экономии защищённых статей бюджета, перераспределения других статей расходов и специальных средств бюджетных организаций и учреждений;

— в месячный срок привести свои решения в соответствие с настоящим указом;

— исчисление средней заработной платы для оплаты трудовых отпусков, пособий при увольнении, пособий по временной нетрудоспособности и в других случаях, связанных с выплатой средней заработной платы (кроме начисления пенсии), производить в соответствии с Порядком исчисления среднего заработка, причитающегося работнику во всех случаях (производство гарантийных выплат при выполнении государственных или общественных обязанностей, при оплате времени отпуска, при выплате заработка за время перевода на другую работу), за исключением среднего заработка при назначении пенсии, утверждённым постановлением Правительства Республики Таджикистан от 1 июня 2007 года, №313.

Президент
Республики Таджикистан Эмомали Рахмон

г. Душанбе
4 августа 2020 года
№1580


Правительство Таджикистана повысит с 1 сентября заработную плату работникам бюджетных организаций, а также пенсии и стипендии до 15%. Указа президента Эмомали Рахмона «О мерах по усилению уровня социальной защищённости населения и увеличению действующих должностных окладов государственных служащих, работников бюджетных организаций и учреждений, размеров пенсий и стипендий» опубликован 4 августа.

Решение о повышении зарплат, пенсий и стипендий принято в то время, когда власти заявляют о негативном влиянии пандемии коронавируса на экономику и бюджет страны.

В указе главы Таджикистана говорится, что правительство пошло на этот шаг «в целях повышения уровня благосостояния и обеспечения социальной защищённости населения».

Власти решили с 1 сентября 2020 года увеличить на 15 процентов «оклады работников организаций и учреждений сферы образования, науки, культуры, спорта, социальной защиты, реальных отраслей экономики и работников других организаций и учреждений, финансируемых из государственного бюджета, а также организаций и учреждений, заработная плата которых приравнена к заработной плате государственных служащих.

Зарплата военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, прокуратуры и других правоохранительных органов увеличится на 10 процентов.

«Увеличить минимальный размер пенсий по возрасту, базовую пенсию и максимальный размер трудовой пенсии по возрасту на 15 процентов и установить их в размере 207 сомони и 978 сомони соответственно», говорится в президентском указе.

Работники организаций и учреждений говорят, что рост цен на продуктов питания на рынках во время пандемии виден невооруженным взглядом и поэтому принятое решение о повышении зарплат считают своевременным.


Как соседние страны поддерживают население в условиях пандемии и что делается в Таджикистане?


Однако некоторые из работников бюджетных организаций считают такое повышение заработной платы в условиях COVID-19 несущественным. Раджабали Шайхов, учитель из Восейского района, говорит, что такой мизерный рост заработной платы будет практически неощутимым для его семьи. «Если у тебя зарплата одна тысяча сомони, то тогда она увеличится всего на 150 сомони. А один мешок муки стоит сейчас 230-240 сомони», - поясняет он.

Большинство работников бюджетной сферы считают, что их реальный доход не зависит от заработной платы. Они обычно подрабатывают на сверхурочной работе или занимаются животноводством или земледелием. Нуриддин Норов из Душанбе говорит, что ему помогают прожить его дети, которые выехали в трудовую миграцию.

Умед Давлатов, специалист Центра стратегических исследований при президенте, поясняя принятое решение в части повышения заработной платы и пенсий, сказал, что действительно, цены на продукты первой необходимости в начале года возросли в несколько раз, однако «этот указ был несколько неожиданным и разработан скорее всего в связи с паникой жителей страны из-за пандемии коронавируса».

«Я хотел бы подчеркнуть, что за последние три года заработная плата работников бюджетной сферы и пенсии повысились на 35 процентов. В начале года из-за паники, возникшей в связи с пандемией коронавируса, граждане начали скупать все подряд и цены на продукты питания резко взлетели вверх. Такая же ситуация отмечалась в большинстве стран мира и это было довольно неожиданным для всех. Правительство Таджикистана сумело в короткое время выправить ситуацию на рынках и стабилизировать цены на продукты», - отметил Давлатов.

Радио Озоди ранее в Ютубе провело неофициальный опрос граждан на тему о том, сколько денег достаточно для жителей, чтобы прожить в Таджикистане. Из 31 тысяч граждан, принявших участие в опросе, 85 процентов считают, что для поддержания нормального уровня жизни в месяц необходимо 3 тыс сомони на человека.

8 процентов опрошенных заявили, что могут хорошо прожить на 2 тыс сомони, еще два процента могут прожить на сумму от 700 до 1 тыс сомони, и только 3 процента уверены в том, что в Таджикистане можно прожить на 400 сомони.

Минимальный уровень заработной платы в Таджикистане составляет 400 сомони, а средний уровень зарплат бюджетников составляет 1 тыс сомони.

В последний раз зарплаты и пенсии в Таджикистане были повышены в сентябре 2018 года также на 15 процентов.

Уважаемые пользователи!

Комментарии с оскорблениями, нецензурными выражениями в отношении представителей других рас и национальностей, конфессий и религий, а также с рекламой не будут опубликованы.


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества
  • Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
  • Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
  • Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
  • Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
  • Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
  • Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
  • Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом



Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Содержание статьи:

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются .

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

Из содержания «Соглашения» следует, что при определении продолжительности трудового стажа в него должны засчитываться периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории любого государства подписавшего «Соглашение», в том числе и периоды работы на территории бывшего СССР.
Для граждан, прибывших в Россию из государств СНГ — участников «Соглашения», при назначении пенсии в их трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности, имевшие место до 1.03.1992 года на территории СССР и периоды их работы после этой даты на территории государств СНГ, подписавших «Соглашение».

При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .


Необходимость пенсионного обеспечения таджикских мигрантов со стороны работодателей — один из главных вопросов межпарламентского форума, который состоялся в Москве на прошлой неделе.

Более 20 лет назад начался массовый отток таджикских трудовых мигрантов в Россию. Многие из них на сегодня достигли пенсионного возраста, но не все обладают правами на социальные выплаты. Этот вопрос периодически поднимается на правительственном уровне, но решить его до конца пока так и не смогли.


Форум надежды

Ежегодно в трудовую миграцию в Россию отправляются сотни тысяч граждан Таджикистана. Многие из них уже пенсионеры, однако лишь малая их часть, трудовая деятельность которых соответствует требованиям пенсионного закона РФ, могут получить там пенсию.

Вопросы, связанные с пребыванием таджикских трудовых мигрантов в России, необходимость их пенсионного обеспечения со стороны работодателей, стали одними из ключевых в ходе проходящего в Москве межпарламентского форума «Россия-Таджикистан, потенциал межрегионального сотрудничества».

— Необходимость упорядочения миграционных процессов и обеспечения защиты прав и интересов трудящихся – мигрантов, назрела еще в начале двухтысячных, — говорит «АП» завсектором «Миграция населения» Института экономики и демографии Академии наук, кандидат экономических наук Анвар Бобоев.

– Так, в октябре 2004 года между правительствами Таджикистана и России, было подписано Соглашение о трудовой деятельности и защите прав граждан нашей страны в РФ, и граждан России в Таджикистане. Далее, в 2012 и 2013 гг. было подписано еще два соглашения относительно увеличения сроков регистрации для граждан РТ от 7 рабочих дней до 15, и увеличение сроков трудовой деятельности для граждан РТ без выезда с территории РФ от 1 до 3-х лет.


По словам эксперта, за период 2013-2014 годы при совместной работе экспертных групп было подготовлено еще 5 проектов межправительственных соглашений, в частности:

— «О сотрудничестве в области миграции»;

— «Об организованном наборе»;

— «О правовом статусе представительств миграционных служб сторон на территориях друг друга»;

— «О сотрудничестве в области социального обеспечения (пенсионного страхования)».

— Вышеназванные проекты Соглашений были рассмотрены и одобрены еще в октябре 2014 года, а также и в марте 2015-го. Они были включены в совместный план мероприятий и должны были быть подписаны, но, к сожалению, этого не было сделано, — отметил Бобоев.

Минтруда и миграции: пенсионный вопрос решится, но не сегодня и не сейчас

— Вопрос обеспечения наших трудовых мигрантов пенсией, также обсуждается не первый год. Пенсионный вопрос решится, но не сегодня, и не сейчас. Мы к этому идем, — говорит замминистра труда, миграции и занятости населения Таджикистана, Нурулло Махмадуллозода.

Страховую пенсию по старости мигранты могут получать, согласно пенсионному законодательству РФ с 2015 года, если имеют вид на жительство (ВНЖ), страховой стаж не менее 15 лет и достигли пенсионного возраста. При этом, конечно же, стаж работы должен быть официальным, с выплатой всех социальных взносов.

К сожалению, даже многие из тех, кто работает в России 15-20 лет, так и не сделали себе ВНЖ. Кроме того, не все наши трудовые мигранты официально оформлены и получают «белую» зарплату, и как следствие, с их зарплаты не переводятся средства на соцвзносы. По этим причинам большинство наших мигрантов, достигших пенсионного возраста, не могут получить в России пенсию.

Учитывая эти обстоятельства, некоторые эксперты прогнозируют, что подписание Соглашения по пенсионному страхованию, не даст реальных результатов, и вопрос доступа к системе накопительных пенсий трудовыми мигрантами останется открытым.

В стороне могут оказаться и многие из тех, кто трудится в РФ, имея патенты.

— Патент, это только входной билет для работы, далее трудовой мигрант должен представить договор с работодателем, который подтверждает, что он будет платить налоги по его зарплате. Однако со многими трудовыми мигрантами такие трудовые договоры не заключаются, потому что, российским работодателям для привлечения иностранных рабочих нужно иметь лицензию, удерживать по повышенной ставке подоходный налог.

Поэтому частный сектор, или бизнес, заинтересован в нелегальных взаимоотношениях. Это соглашение может затронуть лишь незначительное число мигрантов, которые работают в госсекторе, — считает экономист Самиджон Носиров.

Фактор доверия

По мнению экс-главы представительства ФМС РФ в Душанбе Виктора Себелева, для того, чтобы предметно и обоснованно говорить о пенсионном обеспечении трудовых мигрантов из Таджикистана, необходимо знать какое количество граждан вносит отчисления в Пенсионный Фонд России, сколько лет они это делают, и какая сумма этих взносов накоплена за это время.

— Без таких сведений обсуждать этот вопрос бессмысленно. Но пока, никто из ответственных работников не удосужился озвучить эти цифры, — прокомментировал он вопрос на странице «АП» в Фейсбуке.

Во время обсуждений пенсионного вопроса в прошлом, звучали предложения о создании спецфондов, куда бы трудовые мигранты выплачивали определенную сумму, а на старости лет оттуда смогли бы получать пенсии. Такие фонды могли бы существовать как на территории Таджикистана, так и на территории России. Такой механизм для иностранцев предусмотрен во многих странах мира.

— Но сейчас люди мало доверяют банкам и социальным фондам. И как мы видим, не безосновательно. Социальные фонды в России также сталкиваются с финансовыми проблемами, и нет уверенности, что через десять лет их деятельность будет также стабильной, — считает эксперт Анвар Бобоев.

По его мнению, в скорейшем решении пенсионного вопроса важно доверительное отношение сторон.

— Многое в этом отношении зависит от тех, кто ведет переговорные процессы с российской стороной. Нужно квалифицированно, четко и обоснованно преподносить свои расчеты. Вот, например, согласно данным российских экспертно-аналитических центров, патентная система, введенная в России с 2010 года, за этот период принесла в бюджет страны более 100 млрд. рублей.

Или, скажем, возьмем общее количество наших трудовых мигрантов – свыше 500 тысяч, умножим их на 500 долларов ежемесячной зарплаты. Выделив оттуда 25% соцотчислений, власти России получают в свой бюджет более 60 миллионов долларов ежемесячно.

И все эти огромные средства, результат тяжелого труда мигрантов. Ну а те, кто по тем или иным причинам не могут получить пенсию в России, должны получать её здесь, в Таджикистане. Хотя бы потому, что и в нашу страну наши мигранты переводят более двух миллиардов долларов ежегодно. Мы должны решить этот вопрос как можно скорее. Этого ждут полмиллиона наших соотечетстенников.

Внешняя трудовая миграция граждан РТ за период 2003-2017 гг. (Данные Института экономики и демографии АН Таджикистана)

Читайте также: