Какая организация регулирует деятельность негосударственных пенсионных фондов

Негосударственные фонды, управляющие накоплениями российских граждан на будущие пенсии, являются системообразующим институтом пенсионной системы. Деятельность этих организаций оказывает влияние не просто на жизнь отдельных индивидуумов, но и всего государства в целом.

Вот почему так важно регламентировать ее на законодательном уровне и осуществлять последующий контроль за тем, чтобы функционирование таких организаций отвечало всем требованиям нормативного регулирования.

Бесплатно по России

Основные принципы осуществления нормативно-правового регулирования деятельности НПФ в РФ

Учитывая большую значимости деятельности НПФ для всего государства, законодатель попытался максимально регламентировать ее: от создания фонда до получения лицензии, от инструментов инвестирования до ликвидации и отзыва разрешения. Также законодатель определил основные принципы, которым подчинено действующее законодательство в этой сфере.

Рассмотрим каждый из них подробно:

  1. Комплексный подход к регламентации деятельности частных компаний, занятых в системе пенсионного накопления. Он подразумевает полноту и всесторонность регулирования законами и подзаконными актами, актуальность принятых властных решений, их соответствие действительной реальности.
  2. Совершенствование системы негосударственных пенсионных накоплений вместе с иными финансовыми инструментами в стране. Данная система не может быть стабильной и развиваться в условиях неразвитого финансового рынка, фонды не могли бы осуществлять нормальную инвестиционную политику и гарантировать предусмотренные законом выплаты гражданам, доверившим им свои деньги.
  3. Принцип защиты прав вкладчиков и участников НПФ в приоритетном порядке, поскольку для государства в первую очередь важно, чтобы каждый гражданин получил полагающиеся ему выплаты. В случае нарушения прав граждан власти несут всю полноту ответственности за эти действия НПФ, поскольку именно она осуществляет законодательное регулирование и внешний контроль за деятельностью таких организаций.
  4. Надлежащая оценка схем инвестирования средств граждан. В этой связи государство определяет в общем виде возможные инструменты инвестирования, сфера направления доверенных гражданами средств. Закон ограничивает рисковые схемы и запрещает фондам вкладываться в сомнительные проекты, а также зарубежные ценные бумаги, за стабильность которой РФ не несет никакой ответственности.
  5. Принцип надлежащего контроля и надзора со стороны уполномоченных государственных органов. Налаженная должным образом система контроля позволяет обеспечить стабильность в данной сфере, исключение недобросовестных игроков с рынков, дать толчок развития и стимулировать к этому добропорядочные организации.
  6. Принцип конкуренции, также способствующий не только наличию выбора у граждан страны, но и тому факту, что на рынке остаются только те компании, которые действительно грамотно и законно ведут свою деятельность.
  7. Открытость деятельности негосударственных фондов, что облегчает контроль за ними не только со стороны государственных органов, но и самих граждан. Также данный принцип позволяет будущим пенсионерам ответственно подойти к выбору управляющей организации на основе тех открытых данных, которые она публикует. К таким показателям относятся уровень доходности, учредители компании, инструменты инвестирования, показатели экономической деятельности и т.п.
  8. Страхование рисков и деятельности фондов в целом. Данный принцип государственного регулирования позволяет максимально обезопасить средства граждан, гарантировать их сохранность.

Почему контроль деятельности НПФ необходим

Значимость контроля деятельности НПФ следует, в частности, из принципов законодательного регулирования, т.е. государство тем самым поясняет, с какой целью это делает. Регламентация всех сфер жизнедеятельности таких компаний связана со значимостью ее для государства в целом.


Контроль же в этой сфере позволяет обеспечить соблюдение норм закона компаниями в целом и в частности:

  • стабильность финансовых рынков (поскольку сегмент негосударственного пенсионного обеспечения уже не мал в экономике страны);
  • стабильность пенсионной системы (без надлежащего контроля государство не может гарантировать гражданам, что их средства находятся в надежных руках, а при достижении установленного возраста они получат полагающиеся им выплаты);
  • увеличение уровня доверия граждан к таким фондам и др.

Обеспечение принципа законности в результате деятельности контрольно-надзорных органов и позволяет выполнить все указанные задачи.

Нормы контроля по закону

С точки зрения законодательства, контроль осуществляется в целях:

  • соблюдения требований закона, в частности закона «О НПФ»;
  • защита прав заинтересованных лиц, в первую очередь вкладчиков и участников;
  • охрана государственных интересов.

Законом закреплены варианты контрольных мероприятий со стороны уполномоченных государственных органов.

В их числе:

  • издание нормативных документов, не выходящих за пределы их компетенции;
  • осуществление лицензирующей деятельности (выдача и отзыв разрешений на деятельность в данной сфере);
  • раскрытие информации о деятельности таких управляющих организаций;
  • направление запросов о предоставлении информации, сведений и документов;
  • выдача предписаний о выполнении требований закона;
  • запрет осуществляемых фондом операций или их части;
  • рассмотрение обращений граждан в связи с деятельностью НПФ;
  • обращения в судебные органы с требованиями о ликвидации фондов в установленных законом случаях;
  • проведение соответствующих проверок.

Перечень органов, регулирующих деятельность НПФ

В целях обеспечения законности деятельности управляющих фондов законодатель уполномочил ряд государственных органов на проведение контрольно-надзорных мероприятий в данной отрасли.

Таковыми органами являются:

  1. Центральный Банк РФ, который выступает основным регуляторов и определяется в самом законе 75-ФЗ. К его полномочиям относятся издание правовых документов по множеству вопросов деятельности НПФ, ведение их реестра, раскрытие информации о них, регистрации их Правил и т.п. Сотрудники Банка России имеют право проводить проверки в отношении фондов, в рамках которых получать всю необходимую информацию, документы, объяснения сотрудников.
  2. Минтруд, который проводит проверки в непосредственном контакте с Центробанком, а также курирует своими документами функционирование фонда. Также министерство труда регламентирует правила взаимодействия между фондами и их вкладчиками или участниками, а также между ПФ РФ и негосударственными фондами.
  3. Минфин РФ, компетенции которого в данной области закреплены в Положении о министерстве финансов страны.

Кто контролирует деятельность ПФР

Положение о государственном пенсионном фонде определяет его как самостоятельное финансово-хозяйственное учреждение. Его деятельность подчинена не только Положению об этой организации, но и иному действующему законодательству страны в данной сфере. По сути, государство учредило данное учреждение как один из органов управления.

Тем не менее, работа ПФР регламентируется законодательством об обязательном пенсионном страховании, а также актами Центрального банка. Он же, с одной стороны контролирует работу фонда, выступая ее регулятором, а с другой – взаимодействует с ним в целях осуществления целого ряда государственных полномочий. Хотя ПФР сам выступает контролером в сфере деятельности НПФ, его работа также не остается без надзора со стороны государства.

В заключение отметим, что негосударственные фонды, осуществляющие свою деятельности в системе пенсионного страхования, занимают важное место в жизни всего государства в целом. В связи с этим законодатель регламентировал все сферы их финансово-хозяйственной деятельности, предусмотрел обязательное лицензирование, а также определил органы, уполномоченные на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении таких организаций.

Это очень объемная тема для разговора, которая так же динамично развивается, как и вся пенсионная система РФ. Она также очень важна для пенсионной системы и каждого гражданина страны, который в будущем станет пенсионером.


Он имеет полное право на достойную жизнь в этом прекрасном возрасте, и для этого уже сегодня задумывается, все ли он правильно сделал, верен ли его выбор, принял ли все меры, воспользовался ли всеми правами и насколько это все стабильно, гарантированно и защищено перед всеми внешними обстоятельствами и временем. Так вот, если Вы здесь и сейчас читаете эти строки, значит именно эти вопросы Вас и беспокоят.

Абсолютно всем людям свойственно сомневаться, и тем более это свойственно людям, живущим в России. Контактируя с большим количеством людей в своей профессиональной деятельности, я очень часто сталкиваюсь не только с непониманием людей всех нюансов ПС, но в большей части с недоверием этих самых людей ко всему что происходит, к частым изменениям и т д.

Настолько, что люди даже не стремятся ни в чем разбираться, вникать и что-либо понимать. У них на все готов один ответ: «всё равно обманут! все равно все отберут! все равно ни чего хорошего из этого не выйдет! Знаем — плавали! много было программ «страхования жизней», «копления детям на учебу», а что в итоге – дефолт» и т д.

Еще в лучшем случае все проводимые в стране преобразования сравнивают с «МММ» и приводят Мавроди в пример, мол, был уже один такой, собрал все деньги и «до свидания»! Хуже когда в целом своему государству не доверяют! И винить их в этом не приходится, они жили в своей стране во все эти времена и продолжают в ней жить и работать, уже не надеясь ни на что и не веря никому, по причине того, как много раз становились обманутыми и «обворованными» этой самой страной.

Мне в свою очередь хочется, чтобы сложившаяся ситуация менялась и у людей появлялось доверие, желание знать/понимать и стремление строить собственное светлое будущее, а не уповать на кого то и при этом доверять им управление своей жизнью. Делайте правильный выбор, делайте его самостоятельно и делайте его, опираясь на собственные знания.

Именно для этого я сегодня Вам постараюсь подробно рассказать о регулировании деятельности НПФ, с целью увеличения Вашего доверия к данным организациям. Система регулирования сейчас, как и вся система ПО, претерпевает большие изменения, ужесточается контроль. Начало этому было положено в 2013 году и положено оно было как раз для увеличения доверия граждан к страховщикам.


Я уже описывала главные изменения в работе НПФ в 2015 году, в том числе вступление в систему гарантирования, об этом Вы можете подробнее узнать тут. Сегодня в продолжение темы ужесточения контрольной деятельности расскажу о видах контроля, кем он осуществляется и с какой целью.

Начнем с того, какой же все-таки существует контроль за деятельности НПФ. Подразделяется он по участникам данной деятельности:

  1. Государственный;
  2. Внешний контроль;
  3. Общественный;
  4. Внутренний;
  5. Контроль клиентов.

Государственный контроль осуществляются следующими ведомствами:

  1. Пенсионный Фонд РФ;
  2. Министерство финансов РФ;
  3. Минздравсоцразвития РФ;
  4. Банк России (ФСФР +ЦБ).

Уверена, Вы неоднократно в обсуждении многих пенсионных тем в СМИ часто слышали такие определения, как «социальный блок» и « экономический блок». Так вот ПФР и Минздравсоцразвития относятся к «социальному блоку», а Минфин и Банк России относятся к «экономическому блоку». Думаю, теперь понятно кто к кому, да и почему Вы уверена, тоже понимаете.

До 2013 года данной деятельностью занимались:

  1. Министерство труда и социальной защиты РФ;
  2. Министерство финансов РФ;
  3. ФСФР.

Контроль осуществляется по следующим видам деятельности: НПФ; ОПС; профессиональное пенсионное страхование (ППС). Осуществляется по всем видам деятельности, как Вы видите и между всеми участниками (НПФ, УК, спец депозитарии, актуарий). ЦБ/Банк России проверяют соответствие НПФ лицензионным требованиям и соблюдением фондом законодательства. Фонды в свою очередь в надзорные органы предоставляют ежемесячно оперативную отчетность, а так же специализированную отчетность по итогам каждого квартала и года.

Внешний контроль производят:

  • специализированный депозитарий;
  • независимый аудитор;
  • независимый актуарий.

Данные организации могут только контролировать и передавать полученную информацию в органы государственного контроля, которые в свою очередь имеют право применять меры пресечения незаконной деятельности. Каждый из перечисленных участников занимается обширной деятельностью в ПО, подробное рассмотрение которых мы сегодня с Вами опустим.

Общественный контроль над деятельностью фондов осуществляет Попечительский совет НПФ. Он создается каждым фондом, для надзора за деятельностью фонда и защиты интересов вкладчиков. В него включаются полномочные представители вкладчиков, участников и застрахованных лиц, которым принадлежит половина голосов.


Внутренний контроль над деятельностью фонда осуществляется, должностным лицом или созданной для этого службой, регулирующей законность деятельности фонда. А также ревизионной комиссией фонда, созданного для обеспечения оперативного контроля над деятельностью исполнительного органа НПФ.

Контроль клиентов: вкладчики, участники, застрахованных лица имеют возможность самостоятельно контролировать полноту отражения фондом поступлений взносов на пенсионные счета, который предоставляется не реже одного раза в год. Так же НПФ ежегодно публикует годовые отчеты в СМИ.

С 2014 года требования к предоставляемой отчетности НПФ ужесточились. Это связанно в первую очередь с общей экономической ситуацией и напоминанием об отрицательных показателях на счетах вкладчиков НПФ, возникших в результате кризиса 2008 года. Мегарегулятор в лице Банка России тем самым напоминает НПФ, что, несмотря на то, что они частные структуры, они в первую очередь занимаются социально значимой деятельностью в целом для страны.

Благодаря появлению на рынке так называемого мегарегулятора все участники отметили положительные тенденции, за счёт того, что один контролирующий орган в большей степени придерживается одной понятной для всех концепции видения деятельности и её регулирования. В отличие от прежней системы. Как всем известно, чем больше проверяющих, тем больше расхождений в требованиях, тем больше беспорядка.


А для нас с Вами самое главное гарантия сохранности наших накоплений, которая дается на длинной временной дистанции.

Все принятые меры, такие как вхождение в систему гарантирования с участием АСВ (агенства страхования вкладов), акционирование НПФ, ужесточение отчетности, расширение деятельности мегарегулятора и т д, все это направлено на «обеление» деятельности НПФ, наведения порядка уже в сложившейся системе, так называемая чистка рядов и самое главное увеличение степени доверия граждан к новой системе ПО.

Надеюсь, после прочтения данной статью у Вас прибавилось уверенности в том, что Ваши накопления находятся или только будут находиться под надежной защитой и в серьезном управлении. И это поспособствует возвращению веры в свое государство и в те системы, которые в нем создаются.

Основные законы, регламентирующие деятельность негосударственных пенсионных фондов

Федеральный закон от 7 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24 июля 2001 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»


Что такое негосударственный пенсионный фонд?

Негосударственный пенсионный фонд это особая некоммерческая организация, задачей которой является формирование пенсий граждан.
При создании фонда его учредители передают фонду имущество – вклад учредителя, которое становится собственностью фонда. По своим обязательствам фонд отвечает всем переданным ему имуществом.

Гарантии исполнения негосударственным пенсионным фондом своих обязательств

Гарантом исполнения негосударственным пенсионным фондом своих обязательств в первую очередь служит совокупный вклад учредителей. Его размер установлен законодательными требованиями и не может составлять менее 30 миллионов рублей.
Также фондом для обеспечения обязательств перед участниками создается страховой резерв, который не может быть менее 5% от размера пенсионных резервов фонда.
Ежегодно в негосударственном пенсионном фонде проводится независимая аудиторская проверка
Деятельность фонда подлежит ежегодному независимому оцениванию актуарием.
Результаты аудиторской проверки и актуарного оценивания представляются федеральному органом, осуществляющим надзор и контроль – Федеральной службе по финансовым рынкам Российской Федерации.

Виды деятельности негосударственного пенсионного фонда

Негосударственные пенсионные фонды могут заниматься только тремя исключительными видами деятельности:
— деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению граждан;
— деятельностью в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию;
— деятельностью в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию (этим видом деятельности негосударственные пенсионные фонды занимаются крайне редко, поскольку правовая база по созданию профессиональных пенсионных систем в Российской Федерации еще в недостаточной степени разработана).
Каждый из видов деятельности негосударственный пенсионный фонд может осуществлять в отдельности, вне зависимости от того, осуществляются ли им остальные два.

Лицензирование видов деятельности негосударственного пенсионного фонда

Каждый из видов деятельности фонда лицензируется
Лицензии фонду выдаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим надзор и контроль над негосударственными пенсионными фондами – Федеральной службой по финансовым рынкам Российской Федерации (ФСФР РФ).
В случае выявления нарушений в процессе деятельности фонда данные о приостановке, аннулировании, а так же возобновлении действия лицензий негосударственных пенсионных фондов ФСФР РФ размещает на своем сайте (http://www.fcsm.ru), публикует в средствах массовой информации.


Правила фонда

Негосударственные пенсионные фонды должны осуществлять свою деятельность в соответствии с документами, определяющими порядок и условия исполнения фондом своих обязательств — правилами фонда.
Правила фонда составляются отдельно на каждый вид его деятельности.
Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению граждан регулируются «пенсионными правилами фонда», при деятельности в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию – «страховыми правилами фонда».
Правила фонда регистрируются в уполномоченном федеральном органе — Федеральной службе по финансовым рынкам Российской Федерации. Также проходят регистрацию любые изменения, которые вносятся в уже существующие правила.

Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению граждан

Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению граждан к государственной трудовой пенсии гражданина не имеет никакого отношения. Поэтому его еще называют дополнительным пенсионным обеспечением. Этот вид деятельности осуществляется исключительно на добровольных началах.
Механизм формирования дополнительной пенсии показан на рис. №1 и заключается в следующем:
Вкладчик (физическое или юридическое лицо) заключает с негосударственным пенсионным фондом пенсионный договор и уплачивает в фонд денежные средства – пенсионные взносы.
Пенсионные взносы уплачиваются в пользу участника – физического лица, которому в соответствии с пенсионным договором должны производится выплаты негосударственной пенсии.
Вкладчик и участник могут быть одним и тем же физическим лицом. В случае если вкладчик — юридическое лицо, обычно заключается так называемый «солидарный пенсионный договор», предусматривающий выплату пенсий сразу нескольким участникам.
С целью сохранения денег вкладчиков от инфляционных процессов фонд размещает их в различные финансовые инструменты. Фонды осуществляют размещение средств как самостоятельно, так и через управляющие компании.
Для того чтобы обеспечить сохранность, доходность, ликвидность и надежность размещения пенсионных средств Правительством Российской Федерации законодательно установлен перечень финансовых инструментов, разрешенных для вложений денег вкладчиков негосударственных пенсионных фондов (Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2007 года №63).
За счет этих средств, при наступлении пенсионных оснований у участника (достижение пенсионного возраста, инвалидность), фонд производит ему выплату дополнительных негосударственных пенсий.

Что нужно знать, заключая договор дополнительного пенсионного обеспечения с негосударственным пенсионным фондом

Прежде всего, потенциальный вкладчик должен изучить пенсионные правила фонда и выбрать описанную в них пенсионную схему, которая определяет порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий.
По классификации схемы бывают с установленным размером взносов или с установленным размером выплат.
Также пенсионные схемы подразделяются на страховые и сберегательные. Существуют также сберегательно – страховые схемы.
Страховые схемы предусматривают пожизненную выплату пенсий. Наследование накопленной вкладчиком суммы не предусмотрено.
Сберегательные схемы предусматривают выплату пенсий в течение ряда лет и предусматривают наследование. Выплаты могут производиться как в течение ряда лет, так и до исчерпания средств на счете участника.
Сберегательно – страховые схемы предусматривают последовательное применение двух схем: на этапе накопления применяется сберегательная схема, на этапе выплат пенсий — страховая.
По условиям финансирования схемы могут быть фондируемые, нефондируемые и частично-фондируемые
Практически все схемы, заключаемые с физическими лицами – фондируемые, то есть для выполнения обязательств негосударственным пенсионным фондом создаются определенные фонды, основа которых -пенсионные взносы участника.
Нефондируемые или частично-фондируемые схемы используются вкладчиками – юридическими лицами.

Прекращение отношений с негосударственным пенсионным фондом

Прекращение отношений между вкладчиком (участником) фонда обычно наступают вследствие выполнения негосударственным пенсионным фондом своих обязательств по выплате участнику дополнительных негосударственных пенсий, но могут быть прерваны по инициативе вкладчика или участника путем расторжения пенсионного договора.
При расторжении пенсионного договора фонд обязан выплатить вкладчику или участнику выкупную сумму или перевести ее в другой негосударственный пенсионный фонд.
Условия расчета, выплат или перевода выкупных сумм должны содержаться в правилах фонда и пенсионном договоре.
При заключении пенсионного договора на эти условия необходимо обращать повышенное внимание, поскольку единого требования к расчету и условиям выплат выкупных суммам законодательно не установлено, и фонды в этом вопросе самостоятельно определяют методику расчета и сроки выплат.


Деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию

Этот вид деятельности имеет непосредственное отношение к государственной трудовой пенсии.
Смысл обязательного пенсионного страхования показан на рис. 2 и заключается в том, что каждый раз, выплачивая заработную плату, работодатель перечисляет государству за своих работников единый социальный налог. Его часть — 20% от фонда оплаты труда идет на формирование государственной трудовой пенсии каждого работающего россиянина в следующем соотношении: базовая часть (6% от фонда оплаты труда), страховая часть(8% от фонда оплаты труда) и накопительная часть (сегодня это 6% от фонда оплаты труда).
Оказывать влияние на отчисления, производимые на формирование базовой и страховой части пенсии граждане не могут, поскольку Пенсионным фондом Российской Федерации они направляются на выплату нынешним пенсионерам.
Особенность накопительной части, заключается в том, что они идут на выплату тому застрахованному, в пользу которого они перечислены. Застрахованному лицу дано право «распоряжаться» этими средствами. Гражданину дано право выбора – оставить ли эти средства в Пенсионном фонде Российской Федерации или перевести их в негосударственный пенсионный фонд, который будет отвечать за формирование и инвестирование накопительной части его трудовой пенсии.
В случае принятия решения в пользу негосударственного пенсионного фонда застрахованное лицо заключает с фондом, договор об обязательном пенсионном страховании.
Помимо договора необходимо оформить еще один документ – заявление о переводе накопительной части пенсии. Это можно сделать лично, обратившись в Пенсионный фонд Российской Федерации, направив заявление по почте, предварительно заверив свою подпись у нотариуса или воспользовавшись услугами трансферагента.
Как правило, негосударственные пенсионные фонды, выступающие страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, являются трансферагентами и бесплатно оказывают такие услуги застрахованному лицу.
После того как заявление и договор об обязательном пенсионном страховании поступят в Пенсионный фонд Российской Федерации, пенсионные накопления гражданина будут направлены в выбранный им негосударственный пенсионный фонд.
Заключенный договор об обязательном пенсионном страховании начнет действовать с момента поступления средств на счет застрахованного лица в негосударственном пенсионном фонде.
Чтобы пенсионные накопления не обесценились к моменту выхода на пенсию их необходимо инвестировать. Инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами происходит на тех же принципах, что и размещение пенсионных резервов, но рамки по инвестированию пенсионных накоплений более жесткие.
Инвестирование происходит только через управляющую компанию.
Ужесточен перечень финансовых инструментов для инвестирования пенсионных накоплений в сторону их большей надежности. Их перечень утвержден Федеральным законом от 24 июля 2001 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
При наступлении у застрахованного лица пенсионных оснований (приобретения права на получение государственной трудовой пенсии) негосударственный пенсионный фонд назначает и ежемесячно выплачивает застрахованному лицу накопительную часть трудовой пенсии.


Что нужно знать для заключения договора об обязательном пенсионном страховании с негосударственным пенсионным фондом

Договор об обязательном пенсионном страховании, к сожалению, может быть заключен не каждым гражданином Российской Федерации.
В настоящее время правом на формирование накопительной части трудовой пенсии имеют граждане России, как мужчины, так и женщины 1967 года рождения и моложе.
Однако в период с 2002 до 2005 года формирование накопительной части пенсии производилось для мужчин 1953 года рождения и моложе, а так же женщин 1957 года рождения и моложе. Отчисления составляли 2% от фонда оплаты труда.
Начиная с 2005 года, новые поступления за счет единого социального налога на накопительные счета этих граждан не предусмотрены. Но они, также как и граждане 1967 года рождения и моложе, могут распорядиться уже имеющимися на их пенсионном счете деньгами.
Если гражданином сделан выбор в пользу негосударственного пенсионного фонда, то это не означает, что его пенсионные накопления останутся в этом фонде навсегда. Застрахованному лицу дано право изменить свое решение, «перейти» в другой негосударственный пенсионный фонд или вернуть свои пенсионные накопления в Пенсионный фонд Российской федерации.
В случае смерти гражданина до назначения ему трудовой пенсии предусмотрена выплата накопленных средств его правопреемникам, которых при заключении договора можно сразу указать. Если правопреемники в договоре не указаны, наследование пенсионных накоплений застрахованного происходит в соответствии с общими положениями о наследстве законодательства Российской федерации.
Негосударственный пенсионный фонд обязан ежегодно не позднее 1 сентября направлять застрахованным лицам информацию о состоянии их пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и результатах инвестирования средств пенсионных накоплений.

Собственное имущество негосударственного пенсионного фонда

Потенциальным вкладчикам и застрахованным лицам негосударственных пенсионных фондов необходимо знать, что собственное имущество фонда подразделяется на имущество, предназначенное для обеспечения уставной деятельности фонда, а так же пенсионные резервы и пенсионные накопления.
То есть при заключении договоров с негосударственным пенсионным фондом и передаче ему пенсионных взносов и/или пенсионных накоплений необходимо понимать, что эти средства становятся собственностью фонда. При этом у фонда перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами возникают обязательства по выплате пенсий или выкупных сумм.
Использовать на свое содержание пенсионные резервы и пенсионные накопления фонду запрещено. На них не может быть обращено взыскание по долгам фонда.
Законодательством четко оговариваются предельные суммы, которые фонд может использовать на свое содержание– не более 15% от полученного дохода при размещении пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений, не более 3% от сумм пенсионных взносов.

определены статьей 6.2, 28 и 31 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О негосударственных пенсионных фондах".

Органы управления негосударственного пенсионного фонда и органы контроля за деятельностью негосударственного пенсионного фонда

Состав и структура органов управления и органов контроля негосударственного пенсионного фонда определяются

  • его уставом и законодательством РФ об акционерных обществах с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Совет директоров (наблюдательный совет) негосударственного пенсионного фонда

В негосударственном пенсионном фонде создается совет директоров (наблюдательный совет).

Передача полномочий единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему) не допускается.

Попечительский совет негосударственного пенсионного фонда

Порядок формирования и деятельности попечительского совета определяется

  • Положением о попечительском совете, утверждаемом общим собранием акционеров негосударственного пенсионного фонда.

Попечительский совет негосударственного пенсионного фонда является коллегиальным совещательным органом, состоящим не менее чем из 5 человек, предварительно рассматривающим и представляющим свои рекомендации по следующим вопросам, включаемым в повестку дня общего собрания акционеров и совета директоров (наблюдательного совета) негосударственного пенсионного фонда:

внесение в устав негосударственного пенсионного фонда изменений, связанных с уменьшением уставного капитала пенсионного фонда;

реорганизация или ликвидация негосударственного пенсионного фонда;

изменение установленной уставом негосударственного пенсионного фонда максимальной доли от доходов, полученных негосударственным пенсионным фондом от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемой в собственные средства негосударственного пенсионного фонда.

Решение по вопросу об изменении установленной уставом негосударственного пенсионного фонда и направляемой в собственные средства негосударственного пенсионного фонда

  • максимальной доли от доходов, полученных негосударственным пенсионным фондом от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений,

принимается общим собранием негосударственного пенсионного фонда только по предложению Попечительского совета негосударственного пенсионного фонда.

В попечительском совете негосударственного пенсионного фонда вкладчики, участники и застрахованные лица (их представители)

  • должны иметь в совокупности не менее трех четвертей общего числа голосов всех членов попечительского совета.

Члены попечительского совета исполняют свои обязанности безвозмездно.

Требования к органам управления негосударственного пенсионного фонда и его должностным лицам:

Функции единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) и главного бухгалтера негосударственного пенсионного фонда

  • осуществляются лицами, состоящими в штате фонда и не являющимися по совместительству или по иному основанию работниками организаций, с которыми негосударственным пенсионным фондом заключен договор доверительного управления имуществом фонда, договор на оказание услуг специализированного депозитария, договор на проведение аудиторской проверки или договор на проведение оценки имущества фонда.

Лицо, осуществляющее (в том числе временно) функции единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда, главного бухгалтера фонда, члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа фонда, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) фонда, должно соответствовать требованиям к деловой репутации.

Под несоответствием лица требованиям к деловой репутации понимается:

наличие неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений;

признание судом лица виновным в банкротстве юридического лица, если судебный акт о таком признании был принят судом в течение пяти лет, предшествовавших дате избрания (назначения) лица на указанную должность или дате подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры;

осуществление лицом функций единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) или главного бухгалтера в некредитной финансовой или кредитной организации в момент совершения этой организацией нарушения, за которое у нее была отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности, если с даты принятия указанного решения прошло менее трех лет;

осуществление лицом функций единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда, члена коллегиального исполнительного органа фонда, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) или главного бухгалтера фонда в финансовой организации, которая была признана арбитражным судом несостоятельной (банкротом), если с даты принятия указанного решения прошло менее трех лет;

неисполнение лицом, являющимся или являвшимся руководителем финансовой организации либо членом ее совета директоров (наблюдательного совета), обязанностей по предупреждению банкротства, установленных законами о банкротстве, при возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства финансовой организации, если с даты такого нарушения прошло менее трех лет;

привлечение лица в соответствии с законами о банкротстве к субсидиарной ответственности по денежным обязательствам финансовой организации и (или) привлечение к исполнению ее обязанности по уплате обязательных платежей, если с даты принятия арбитражным судом решения о признании финансовой организации банкротом прошло менее трех лет;

совершение лицом более трех раз в течение одного года, предшествовавшего дню назначения (избрания) на должность или дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры, административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг или в области предпринимательской деятельности, установленного вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

дисквалификация лица, срок которой не истек на день избрания (назначения) на должность или на день, предшествовавший дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры;

расторжение с лицом трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 7 и 7.1 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ, если со дня расторжения такого трудового договора прошло менее трех лет;

осуществление лицом функций единоличного исполнительного органа (в том числе временно), члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа, контролера (аудитора), ревизора или главного бухгалтера финансовой организации в течение одного года, предшествовавшего дню введения администрации по управлению финансовой организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к введению временной администрации), если со дня введения такой администрации прошло менее трех лет;

осуществление лицом функций единоличного исполнительного органа, в том числе временно, члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) или главного бухгалтера финансовой организации в течение одного года, предшествовавшего дню отзыва (аннулирования) лицензии у финансовой организации либо дню ее исключения из соответствующего реестра (списка) за нарушение законодательства (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву (аннулированию) лицензии), если со дня отзыва (аннулирования) лицензии либо исключения финансовой организации из соответствующего реестра (списка) прошло менее трех лет;

предоставление лицом один и более раза в течение пяти лет, предшествовавших дню его назначения (избрания) на должность или дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры, недостоверных сведений, касающихся квалификационных требований и требований к деловой репутации;

применение один и более раза в течение пяти лет, предшествовавших дню назначения (избрания) на должность или дню подачи в Банк России заявления о согласовании кандидатуры, к финансовой организации, в которой лицо осуществляло подготовку и представление отчетности (функции руководителя, главного бухгалтера), мер в соответствии с федеральными законами за представление существенно недостоверной отчетности.

Под квалификационными требованиями, предъявляемыми к лицу, осуществляющему функции, понимаются:

  • для лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда,

высшее образование,
наличие квалификационного аттестата специалиста финансового рынка по деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и опыта руководства финансовой организацией либо ее структурным подразделением не менее трех лет;

  • для лица, осуществляющего функции члена коллегиального исполнительного органа фонда,

высшее образование и опыт работы в финансовой организации не менее двух лет;

  • для лица, осуществляющего функции контролера (руководителя службы внутреннего контроля) фонда,

высшее образование, наличие квалификационного аттестата специалиста финансового рынка по деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и опыта работы в финансовой организации не менее одного года.

Под опытом работы в финансовой организации понимается

  • исполнение лицом должностных обязанностей, связанных с осуществлением лицензируемого вида деятельности на финансовом рынке.

Кандидаты на должности единоличного исполнительного органа, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) и главного бухгалтера фонда подлежат согласованию с Банком России.

Заявление негосударственного пенсионного фонда о согласовании кандидата должно содержать сведения,

  • позволяющие однозначно идентифицировать физическое лицо, а также
  • сведения о соответствии этого лица установленным Федеральным законом N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации с приложением документов, подтверждающих такое соответствие.

Банк России в течение 30 дней со дня получения заявления о согласовании кандидата уведомляет негосударственный пенсионный фонд о согласовании кандидата на соответствующую должность или о выявленном несоответствии кандидата требованиям к деловой репутации и (или) квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Полученное согласование действует в течение трех месяцев с даты выдачи такого согласования.

Читайте также: