Какая пенсия была в россии 1995 году

Пенсия в России – это определённая денежная поддержка государства, которую получает гражданин РФ после достижения определённого стажа, в результате потери трудовой способности или наступления страхового случая. Она представляет собой некоторый гарантированный доход, который устанавливается в соответствии с законодательством РФ.

Данные по минимальной

Минимальной пенсией в нашей стране называется прожиточный минимум пенсионера (сокращенно ПМП), который ежегодно устанавливается в качестве социального минимума для пожилых граждан Пенсионным Фоном Российской Федерации. Существует два вида ПМП, первый из которых называется государственным, а второй региональным. Для граждан конкретного региона в качестве базового берётся именно региональный ПМП.

Таблица. Минимальная пенсия в России по годам (по данным ПФР и Росстат)

Год Размер ПМП, в рублях
2019 8657
2018 8726
2017 8540
2016 8803
2015 7161
2014 6354
2013 6131
2012 5564
2011 4938
2010 4780
2009 4294
2008 3191
2007 2731
2006 2418
2005 1801
2004 1605
2003 1379
2002 1144
2001 962
2000 571,3
1999 347,9

График:


Термин ПМП включает в себя все расходы на удовлетворение базовых нужд и потребностей гражданина. Среди этих расходов, которые должны полностью покрываться ПМП, входят следующие:

  • продукты питания (на них приходится основная расходная часть): овощи, фрукты, крупы, мясные и молочные продукты и другие. Данный вид расходов, который призван обеспечить поддержание здоровья человека в питании, называется продовольственной корзиной;
  • расходы непродовольственного характера: одежда, обувь, канцелярские принадлежности и другие.
  • оплаты медицинских услуг, в том числе и лекарств;
  • транспортные расходы (автобус, поезд, метро и другие);
  • расходы на ЖКХ.

Если пенсия, которая была установлена, пожилому гражданину не дотягивает по своему значению до ПМП, то ему необходимо обратиться в социальные органы защиты для выплаты дополнительной суммы денег до уровня минимального прожиточного минимума.

Данные по средней

Таблица. Средняя пенсия в России по годам (по данным ПФР и Росстат)

Год Размер средней пенсии, в рублях
2020 15400
2019 14900
2018 14300
2017 13620
2016 13132
2015 11783
2014 10888,7
2013 10400
2012 9040,5
2011 8202,9
2010 7476,3
2009 5191,1
2008 4198,6
2007 3115,5
2006 2726,1
2005 2364
2004 1914,5
2003 1637
2002 1378,5
2001 1023
2000 694,3
1999 449


На основании данных таблицы видно, что средняя пенсия в целом по стране растет ускоренными, но недостаточными темпами. Если смотреть на нее в разрезе учета инфляции http://fincan.ru/articles/39_inflyacija-v-rossii-po-godam/, то можно увидеть, что практически сумма повышения только только перешагивает уровень инфляции. А это говорит о том, что фактически пенсионеры повышения своего материального положения не ощутят. За счет увеличения налоговой нагрузки цены даже на товары первой необходимости также увеличиваются, что по сути нивелирует самое повышение пенсионного обеспечения.

По прогнозам Минфина за счет новой пенсионной реформы средняя пенсия по стране достигнет к 2024 году всего лишь 20 тысяч рублей. Смогут ли при таком уровне пенсии граждане жить лучше к 2024 году? По мнению нашей редакции ответ "нет". Поскольку за этот промежуток времени бензин, налоговые отчисления, цены на товары и услуги вырастут значительно выше.

Посмотрел фильм «Свой человек в России» на телеканале travel + adventure. И меня как пенсионера зацепила фраза ведущего Гая Мартина, типа: «при Ельцине пенсионеры получали 7 долл. в месяц, а пришел Путин, стали получать по 400 долларов, конечно он стал очень популярным, он и сейчас популярен, хотя у власти уже около 20-ти лет». Трудно сказать, откуда ведущий Гай Мартин выхватил подобные цифры и насколько они достоверны.

Как известно, Борису Ельцину и его премьеру Егору Гайдару досталась разоренная коммунистами Россия, когда золотовалютные резервы к январю 1992 года были исчерпаны до нуля. А дальше при освобождении регулируемых цен возникла жуткая инфляция, масштаб которой можно оценить 1000-кратной деноминацией российского рубля 1 января 1998 года. С тех пор, по моей оценке, рубль обесценился еще на 2 порядка.

Для тех, кто забыл или не знал, напомню, что после распада СССР гиперинфляция и скачущий курс доллара поставили пенсионеров на грань выживания. Так, в 1995 году средняя пенсия составляла около 48 долларов в месяц, при этом её могли ещё и задержать. После обвала рубля в 1998 году стало ещё хуже. На момент ухода Ельцина в отставку средний российский пенсионер получал всего лишь 29 долларов в месяц.

С 2000 по 2012 год средние пенсии в долларовом исчислении выросли более чем десятикратно, с учётом инфляции – более чем в пять раз. Если в 1999 году средняя пенсия составляла мизерные 449 рублей, то уже 2000 году она поднялась до 700 рублей, в 2005 году выросла до 2364 рублей, а в 2010 достигла отметки в 7476 рубля. На 2013 год, как я уже говорил, средняя пенсия составляет 10400 рублей.

По данным Википедии, средняя пенсия в 2018 г составляла 13360 руб, или 210 долл. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Доходы_населения_России).

А дальше начинается самое интересное – жуткое расслоение населения по уровням зарплат и пенсий. В той же ссылке Википедии приводятся подробные данные по зарплатам, но ничего не говорится о расслоении по пенсиям. А я это почувствовал в 2008-м, по достижении пенсионного возраста. Из будущего автобиографического очерка «Пенсионер»:

Почувствуй разницу!

Когда я оформлял в 2008-м документы на пенсию, то нечаянно получил возможность сравнить ее убогий размер (4,5 тыс. руб.) с будущей пенсией тогдашних депутатов Госдумы – 60 тыс. рублей! Эта информация возникла случайно в дискуссии на телевизионной передаче Владимира Соловьева «К барьеру», когда на нее пришли два депутата и представитель Ассоциации игорного бизнеса, довольно-таки старый еврей. Я затем проверил эту информацию у тогдашнего главного редактора «Мировой энергетики» Татьяны Худяковой. По ее словам, депутаты Госдумы имели право на такую скандально высокую пенсию уже после отработки половины своего тогдашнего официального депутатства в четыре года! Большинство же рядовых пенсионеров вкалывает всю жизнь, чтобы заработать жалкую подачку типа моей первоначальной пенсии.

Уже одно это сопоставление показывает, насколько фальшивы велеречивые речи представителей властей по поводу их заботы об обычных пенсионерах. Поистине, до сих пор актуальны слова Карла Маркса: «Бюрократия имеет в своем обладании государство, , и это есть ее частная собственность».

А вот продолжение сюжета. В конце 2013-го моя пенсия (с «лужковской надбавкой») составляла около 12 тысяч рублей. Алексей Навальный обещал летом 2013-го, в случае избрания его мэром Москвы, увеличить пенсию горожан до 16 тыс. рублей, но сей вариант, как известно, реализован не был (мэром остался Сергей Собянин, а наши пенсии – прежними, даже с учетом ежегодных «индексаций»).

А вот денежное содержание депутатов Госдумы (как и федеральных министров), по указу президента №742 от 30 сентября 2013 г., возросло с 1 сентября до 250 тысяч, а через год – возрастет до 330 тысяч рублей! В денежное содержание входит ежемесячное денежное вознаграждение (ЕДВ), ныне 52 тыс. рублей, и ежемесячное денежное поощрение – 202 тысячи. Следовательно, согласно нынешнему законодательству, размер депутатской пенсии, который надо вычислять от 55% до 95% от ЕДВ (в зависимости от длительности срока исполнения полномочий), составит уже в конце 2013-го от 29 тыс. до 49 тыс. рублей.

Здесь наблюдается формальное противоречие по сравнению с уровнем, нечаянно раскрытым еще в 2008-м «старым евреем» из Ассоциации игорного бизнеса – 60 тыс. рублей. Но, скорее всего, у бывших «народных избранников», уже пенсионеров, имеются различные надбавки, по аналогии с «лужковской надбавкой» для рядовых москвичей. За сложностью и запутанностью сюжета отсылаем читателя к Федеральному закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», где по крайней мере упоминаются сии многочисленные надбавки, правда, работающим чиновникам предлагается выбрать лишь одну из них. То есть суммарная пенсия бывших депутатов, по сравнению с планкой 2008 года, по-видимому, окажется выше. Нехило!

В конце октября 2013-го лидер ЛДПР Владимир Жириновский высказывал недоумение по поводу регулярного повышения зарплат депутатам, заявляя, что «70 процентов депутатского корпуса работают очень плохо, ничего не делают». «Сейчас повышают зарплату в два раза, так кто же уйдет? Сиди, ничего не делай – 300 тыс. рублей, весной уже будет 400 тыс., полмиллиона – и балдей, ничего не делай», – заявлял В. Жириновский. Теперь же, в начале ноября 2013-го (когда стало известно о вышеупомянутом указе президента) некоторые комментаторы предложили ввести поминутный учет пребывания «народных избранников» в здании на Охотном ряду (когда проходят пленарные заседания) и соответственно корректировать их «денежное содержание». Действительно на пленарных заседаниях обычно можно наблюдать не более четверти-трети депутатов (остальные шляются неизвестно где, и при голосовании кнопки за них нажимают соратники по фракциям)!!

Последний, но весьма показательный пример. Как известно, в 2010-м президент [Дмитрий Медведев] отрешил от должности мэра Москвы в связи с утратой доверия. Причины такого решения по поводу одного из высших функционеров партии власти – это отдельная, большая тема. Я же здесь хочу обратить внимание читателя на весьма нехилое социальное обеспечение Юрия Лужкова – пенсионера:

“Поскольку официальный запрос «Ведомостей» о доходах Лужкова в аппарат мэра и правительства Москвы остался без ответа, за точку отсчета мы взяли расходы на функционирование главы города. Согласно прошлогоднему отчету об исполнении бюджета столицы они составили 3,957 млн. руб. Таким образом, ежемесячное денежное вознаграждение московского мэра составляет 395 700 руб. [господа журналисты из «Ведомостей», все-таки в году 12 месяцев, а не 10! – М.К.]

Согласно ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» общая сумма пенсии не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального госслужащего. С учетом этого Лужков может рассчитывать на пенсию в размере около 247 тыс. руб. По данным Росстата средний размер назначенной ежемесячной пенсии в июле 2010 г. составил 7588 руб. Согласно закону «О государственных должностях города Москвы» экс-мэру также положена единовременная выплата по уходу на пенсию. Она установлена в размере десятикратного денежного вознаграждения, установленного по замещаемой должности. В случае Лужкова это около 3,3 млн. руб.

Помимо этого, как бывшему мэру Москвы Лужкову положена медстраховка, обязательное государственное страхование на случай причинения вреда жизни и здоровью на сумму 15-летнего денежного вознаграждения, бесплатные путевки в санатории с возмещением расходов за проезд. Бесплатными лекарствами при амбулаторном лечении и бесплатной стоматологией получают право пользоваться не только Лужков, но и члены его семьи.

По закону «О государственных должностях города Москвы» Лужкову также положена государственная дача, охрана, правовая защита, специальная связь, транспортное обслуживание, возмещение расходов по пользованию залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов, а также дополнительная медстраховка и обязательное государственное страхование на сумму, равную 12-кратному размеру установленной общей суммы пенсии и доплаты к ней на случай причинения вреда жизни и здоровью. ” – «Ведомости», 30 сентября 2010 г.

В 2018 году диспозиция насчет «денежного содержания» и пенсий депутатов Госдумы, по сравнению с рядовыми пенсионерами, сильно не изменится, хотя оба показателя у первых и у последних абсолютно подрастут. См. «Госдума обнародовала размер пенсий и зарплат депутатов» от 5 июля 2018 года (ria.ru/politics/20180705/1524001015.html).

Тут можно много чего еще нанизывать, но и так уже ясно: Владимир Владимирович может пользоваться особенной популярностью среди вышедших на пенсию федеральных министров, депутатов Государственной думы и Совета Федерации, высокопоставленных судей, генералов и адмиралов (всех силовых ведомств). Ну и более низкий должностной слой: федеральные чиновники, местные губернаторы, чиновники и депутаты законодательных собраний, старшие офицеры и так далее тоже могут благодарить Владимира Владимировича за будущую «счастливую старость».

Что касается фильма «Свой человек в России», то это не более чем «ист-поп» (по аналогии с науч-попом).

Историю роста пенсий в России можно разделить на три этапа: первый – 90-е годы, второй – с 2002 по 2009 годы, третий – с 2010 по 2018 годы. Эти периоды отличаются друг от друга, как каменный, железный и бронзовый века. При этом, по мнению правительства, в стране уже наметились признаки золотого века. Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ» узнавал подробности.

Повышение пенсий с 1990 по 2001 годы

В 80-е годы минимальная пенсия в Советском Союзе равнялась минимальной заработной плате и составляла 70 рублей. Эта планка была одинакова для всех 15 союзных республик.

В ноябре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О государственных пенсиях в РСФСР», согласно которому минимальная пенсия была повышена с уровня минимальной заработной платы в 70 рублей до уровня прожиточного минимума – 100 рублей.

Таким образом, минимальный размер пенсии на территории РСФСР с 1991 года был увеличен на 30 рублей – с 70-ти до 100. Можно назвать это первой индексацией российских пенсий в 90-е годы. Этим же законом почти вдвое повышались социальные пенсии в РСФСР.

Ну, а дальше случился распад СССР, и началась до сих пор вспоминаемая с ужасом гиперинфляция. Государство проводило индексацию пенсий, но угнаться за инфляцией было не в состоянии.

В период с 1992 по 2001 год включительно размер минимальной пенсии с учётом деноминации вырос в 542 раза.

Повышение пенсий с 2002 по 2009 годы

В 2002 году в России началась пенсионная реформа: пенсию разделили на три части – базовую, страховую и накопительную, последняя стала новшеством в пенсионной системе страны. К сожалению, до сих пор, спустя 16 лет, современная российская власть толком так и не разобралась, что делать с накопительной частью пенсий.

А вот что касается базовой и страховой части – там всё просто, как дважды два. Это государственные управленцы, хоть и с грехом пополам, но усвоили. Простота заключается в регулярной индексации пенсий: выросла инфляция – вслед должны вырасти и пенсии.

До 2009 года базовая часть пенсии индексировалась 15 раз и повысилась с 450 рублей в 2002 году до 2,5 тысяч рублей в 2009 году. Страховая часть не отставала и тоже была проиндексирована 15 раз.

В результате этих повышений с 2002 по 2009 годы пенсии выросли в 7,5 раз – с 823 рублей в 2001 году до 6,2 тысяч рублей в 2010 году.

Повышение пенсий с 2010 по 2018 годы

В 2010 году – ещё одна пенсионная реформа: базовую и страховую часть объединили в страховую часть пенсии, которая и подлежала индексации. Ниже Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ» публикует сведения о повышении пенсий по годам – с 2010-го по 2018-й.

Индексация пенсий 2010-2018, в процентах

• 2012 – 10,65

• 2013 – 10,12

• 2014 – 8,31

• 2015 – 11,4

В 2018 году индексация пенсий оказалась самой минимальной со времён распада СССР – 3,7%. В правительстве объясняют это низкой инфляцией, продемонстрировавшей успехи российской экономики. Жаль только, что эти успехи обернулись поражением пенсионеров, которых в 2018 году перевели на самое копеечное повышение пенсий в истории современной России.

Переплюнули даже 2016 год, когда правительство сократило размер индексации пенсий с 12,9% до 4%. Должны были тогда проиндексировать на одну величину, а проиндексировали на другую – в три раза меньшую. Сэкономили.

В результате такой арифметики власти не доплатили пенсионерам триллион рублей – такие расчёты приводят депутаты Госдумы от «Справедливой России», они же предложили правительству вернуть эти деньги пенсионерам. С ответом правительства на идею вернуть пенсионерам триллион рублей можно ознакомиться здесь .

Чтобы сохранить публикацию на свой компьютер, нажмите на клавиатуре одновременно две клавиши – Ctrl и D . Ссылка автоматически сохранится в разделе «Избранное/Закладки» вашего браузера и всегда будет у вас под рукой.







Обсуждение последующих вариантов пенсионной реформы в России невозможно без анализа того, что происходило в пенсионной системе в 1995–1997 годах, поскольку события тех лет определили появление принципиально новых реформаторских подходов.

1995 год можно считать переломным в состоянии пенсионного обеспечения. Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции на рубеже 1994–1995 годов стремительно снизили покупательную способность пенсий, впервые с начала экономических реформ средний размер пенсии опустился ниже прожиточного минимума пенсионера, а минимальный – ниже 60% этого показателя (рис. 1). Это потребовало срочного повышения пенсий.

Одновременно с этим дальнейшее сокращение численности занятых, падение реальной зарплаты и увеличение задолженности по ее выплате привели к тому, что в 1995 году в пенсионную систему в реальном выражении поступило меньше средств, чем в 1994 году. Хотя формально бюджет ПФР был исполнен с текущим профицитом, впервые страховых взносов собрали меньше, чем требовалось для выплаты пенсий.

В дальнейшем балансировать бюджет ПФР удавалось за счет комбинированной схемы повышения уровня пенсий (нерегулярные индексации и периодическое повышение компенсаций) и накопления задолженности по выплате пенсий, впервые появившейся в том же 1995 году. Уже с начала 1996 года долг ПФР перед пенсионерами снова стал интенсивно нарастать (рис. 3), достигнув в конце года 12% от его годового бюджета.


Источник: данные бюджетов ПФР.

Рис. 3. Динамика задолженности ПФР по выплате пенсий

Колоссальными усилиями правительства по мобилизации просроченной задолженности и увеличению доли бюджетного финансирования в доходах ПФР задолженность была полностью погашена к июлю 1997 года (рис. 3). Однако достичь этого удалось ценой фактического замораживания индексации пенсий, что привело к ухудшению реального размера пенсии, отношения пенсии к прожиточному минимуму и ставки замещения (табл. 1). К тому же страховых взносов по-прежнему поступало меньше, чем требовалось для выплаты пенсий, поэтому о стабилизации финансов пенсионной системы говорить не приходилось.

Несмотря на тяжелое финансовое положение пенсионной системы, ее обязательства продолжали необоснованно расширяться за счет предоставления льготных по возрасту пенсий все новым категориям занятых. Иными словами, пенсионная система и в середине 1990-х годов продолжала играть роль амортизатора социальных проблем экономической трансформации. Наиболее яркий пример: в начале 1996 года педагогам школ и других детских учреждений, а также медицинским работникам в сельской местности разрешили получать пенсию за выслугу лет при условии продолжения работы на том же месте. И уже во II квартале того же года численность пенсионеров этой группы почти удвоилась (рис. 4), причем практически все они работали. Очевидно, что за счет пенсионной системы государство просто повысило доходы плохо оплачиваемых категорий занятых.


Источник: данные ПФР и Росстата.

Рис. 4. Увеличение численности пенсионеров за выслугу лет

Либерализация правил предоставления статуса инвалида в 1990-е годы спровоцировала рост числа пенсионеров по инвалидности – с 3,3 млн до 4,7 млн человек за 1992–1997 годы[30]. Это сказалось на снижении фактического возраста выхода на пенсию, поскольку пенсионеры переходили с пенсии по инвалидности на пенсию по старости, достигая пенсионного возраста[31].

Сокращение реальных размеров пенсий под влиянием возросшей в конце 1994 года –начале 1995 года инфляции совпало с подготовкой к празднованию 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. В течение 1995 года руководство страны старалось удержать средний размер пенсии на уровне прожиточного минимума пенсионера, провело пять индексаций пенсий и два повышения компенсационной выплаты. Дополнительно были введены компенсации к пенсиям ветеранов войны.

Темпы роста компенсационных выплат начали постепенно обгонять темпы индексаций, но средств ПФР не хватало для поддержания уровня жизни пенсионеров. Поэтому весной 1996 года была введена компенсационная выплата в размере, обратно пропорциональном величине получаемой пенсии. Те, кто имел минимальную пенсию, получили компенсацию 150 тыс. рублей (почти в 2,5 раза превосходившую минимальную пенсию), пенсионеры с максимальными пенсиями – 85 тыс. рублей (менее 2/3 размера их пенсий)[32]. Это привело к сокращению и до этого не высокой дифференциации размеров пенсий и еще большему отрыву их от прошлых заработков.

С середины 1996 года и до октября 1997 года ни минимальная пенсия, ни компенсации не повышались, поскольку правительство пыталось погасить долги перед пенсионерами. К тому времени экономическая неэффективность и социальная неприемлемость периодических индексаций пенсий и повышений компенсаций стали очевидными. Требовались новые способы регулирования доходов пенсионеров. В 1997 году в развитие идей, заложенных в Концепции 1995 года, для усиления связи пенсии с прошлым трудовым вкладом пенсионерам предоставили право выбирать (с февраля 1998 года), на основе каких правил – 1990 или 1997 года – рассчитывать пенсию, при этом сохранялись ранее действовавшие правила расчета пенсий[33].

В соответствии с новыми правилами пенсия определялась умножением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) на среднемесячную зарплату в стране в предшествующий назначению или перерасчету пенсии квартал. ИКП зависел от продолжительности трудового стажа и прошлых заработков пенсионера. Стаж учитывался аналогично правилам, установленным в Законе 1990 года: 20/25 лет трудового стажа обеспечивали женщинам/мужчинам размер пенсии на уровне 55% заработной платы. Превышение стажа позволяло увеличить пенсию по 1% за каждый дополнительный год работы, но не более 75%. Новацией правил 1997 года стало введение соотношения индивидуального и среднего заработков, установленного в 1998 году на уровне 0,7, а в 2000–2001 годах постепенно повышенного до 1,2.


В редакцию приходят письма с просьбой рассказать о том, как сегодня в РФ рассчитывается размер пенсии. Публикуем некоторые рекомендации, общие дня всех отраслей промышленности. Однако заметим, что на некоторых предприятиях существуют наряду с общепринятыми и свои дополнительные условия назначения пенсии.

На размер пенсий влияет продолжительность общего трудового стажа и среднемесячный заработок, учтенный для назначения пенсии.

Существуют три варианта исчисления среднемесячного заработка. Пенсия может быть исчислена:
из заработка за 24 последних месяца работы перед обращением за пенсией;

из заработка за 60 месяцев подряд в течение всей трудовой деятельности;

из заработка за 12 последних месяцев работы перед обращением за назначением или перерасчетом пенсии. Однако в этом случае во внимание принимается заработная плата, выплаченная начиная с 1 января 1992 г.

Для примера рассмотрим две ситуации:

1. За назначением пенсии в июне 1994 г. обратилась женщина, имеющая 30-летний общий трудовой стаж. Для исчисления пенсии ею представлен заработок за период с июня 1993 г. по май (включительно) 1994 г.:
июнь 1993 г. — 55000 руб.
июль 1993 г. — 65000 руб.
с августа по декабрь 1993 г. — 380000 руб.
с января по апрель 1994 г. — 470000 руб.
май 1994 г. — 130000 руб.

Заработная плата «осовременивается» в следующем порядке.

Заработок за июнь и июль 1993 г. (120000) увеличивается в 1,8 раза (с учетом индекса, установленного с 1 мая 1994 г. на основании Федерального Закона от 5 мая 1994 г. «О порядке индексации и перерасчета пенсий, установленных в соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»), Таким образом получается увеличенный заработок в сумме 280800 руб.

Заработная плата за период с августа 1993 г. по апрель 1994 г. (850000 руб ) увеличивается в 1,3 раза с учетом индекса, установленного с 1 мая 1994 г., и составит 1105000 руб. Заработная плата выплаченная после 1 мая 1994 г., учитывается в фактическом размере.

Итого получаем увеличенный заработок за 12 месяцев в размере 1515800 руб. Среднемесячный заработок составит 126316 руб (1515800 руб : 12).

Размер пенсии из этого заработка исчисляется в следующем порядке. Учитывается 55 % среднего заработка (за стаж требуемый'для назначения полной пенсии Для женщин он составляет 20 лет) и дополнительно по 1 % за каждый полный год общего трудового стажа, сверх необходимого для назначения пенсии.

В нашем примере женщина выработала 30 лет стажа, поэтому дополнительно следует учесть 10 % среднего заработка за 10 лет стажа превышающих 20 лет, необходимых для назначения полной пенсии В итоге получаем 65 %

Фактический размер пенсии составляет 82105 руб. (65 % от 126316 руб ) Однако в таком размере пенсия не может быть исчислена, так как превышает максимум.

Каким же максимальным размером следует ограничить полученную сумму?

Максимальная пенсия по старости при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсий*. С 1 мая 1994 г. минимальный размер пенсии составляет 19000 руб., соответственно максимальный — 57000 (в 1995 г. цифры естественно увеличатся). Но это размеры при стаже, требуемом для назначения пенсии.

Согласно Закону РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» максимальный размер пенсии по старости повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 %.

В нашем примере имеется 30-летний общий трудовой стаж, максимальная пенсия составит 62700 руб. (57000 руб. + 5700 руб ).

Таким образом, пенсия должна быть определена в размере 62700 руб и сверх этой суммы начисляется компенсация, которая в 1994 г. составляла 19700 руб В итоге общая сумма — 82400 руб.

2. Пенсия назначается в июне 1994 г. мужчине, отработавшему 45 лет Для исчисления пенсии представлен заработок с января 1990 г. по декабрь (включительно) 1991 г Заработок за 1990 г. — 2520 руб., за 1991 г. — 4100 руб.

Прежде всего "осовременивается" заработная плата с применением установленных коэффициентов и индексов.

1990 г. — 2520 руб. х 5,5 (коэффициент, установленный Законом РФ от 3 апреля 1992 г. и соответствующий 1990 г ) х 2,5 (индекс установленный с 1 ноября 1992 г.) х 1,9 (индекс, установленный с 1 февраля 1993 г.) х 1,9 (индекс установленный с 1 мая 1993 г.) х 1,8 (индекс, установленный с 1 августа 1993 г.) х 1,3 (индекс установленный с 1 мая 1994 г.) х 1,8 (индекс, установленный Федеральным Законом от 5 мая 1994 г

Итого заработная плата составляет 526864 руб.

В аналогичном порядке увеличивается заработная плата следующего года:

1991 г. — 4100 руб. х 4,3 (коэффициент, установленный Законом РФ от 3 апреля 1992 г и соответствующий 1991 г.) х 2,5 х 1 9 х1,9 х1 8 х 1,3 х 1,8 В итоге заработная плата составила 670174 руб.

«Осовремененный» заработок за два года — 1197038 руб. (526864 руб. + 670174 руб.) Среднемесячный зара боток — 49877 руб (1197038 руб 24).

Пенсия составит 75 % среднеме сячного заработка (55 %—за 25-летний стаж требуемый для назначения муж чине полной пенсии + 20 % — за 20-летний стаж сверх требуемых 25 #шт) — 37408 руб.

К выплате пенсионеру полагается 57108 руб (37408 руб — основной размер пенсии — плюс 19700 руб. — компенсация).

P.S Пока материал готовился к печати, произошли некоторые изменения в пенсионном законодательстве В дальнейших публикациях журнал расскажет о них.


В 1992 году Госбанк СССР был переименован в Центральный Банк России. Также встала необходимость в новых наличных деньгах, поскольку в обращении находились еще деньги СССР, купюры образца 1990 года и монеты образца 1961 года. Помимо этого, советские деньги поступали в больших объемах из бывших союзных республик, провоцируя и усиливая без того большую инфляцию. В любом случае на тот момент назрела объективная необходимость реформы денежного обращения, вызванная следующими причинами:

- распадом СССР и формированием денежной системы России на основе принятого в 1992 году закона «О денежной системе Российской Федерации»;

- был переименовал эмитент национальной валюты – Госбанк СССР стал Банком России;

- национальной валютой стал – российский рубль;

- официально необходимо было отменять золотой обеспечение рубля, которое оставалось в советском денежном законодательстве. Также необходимо было уточнить новое обеспечение рубля – все активы Банка России;

- установить новые принципы наличной эмиссии денежных средств, денежного обращения в стране, а также единые основы денежно-кредитной политики России.

В 1993 году старые денежные знаки стали менять на новые российские рубли в пропорции 1:1 без ограничений по сумме и срокам. К сожалению эта реформа не смогла стабилизировать денежное обращение в стране и снизить размеры инфляции, которая продолжалась и после реформы. По большому счету реформа и не ставила перед собой такие цели. Советские бумажные деньги образца 1961 года даже официально не изымали из обращения, поскольку они обесценились настолько, что на них невозможно было уже ничего купить. На территории России стали действовать новые монеты и банкноты образца 1993 года.

Рисунок 1. Бумажные деньги России образца 1993 года


Конечно для лучшего понимания необходимо знать и цены на основные продукты питания и услуги для граждан, а также уровень заработных плат, которые были на момент выпуска в обращение вышеуказанных денег.

1993 год.

С начала 1993 года, средняя заработная выросла с 15 300 рублей (январь) до 141 200 рублей (декабрь). По итогам года средняя зарплата составила 58 700 рублей. Курс доллара в январе 1993 года составлял 417 рублей за доллар, а в декабре уже 1247 рублей за доллар.

Цены на основные продукты питания (по состоянию на июнь - сентябрь) в 1993 году были примерно следующие:

Таблица 1.

Наименование

Количество

Стоимость

От 120 до 600 рублей

От 800 до 1100 рублей

От 1500 до 2200 рублей

От 120 до 300 рублей

От 1800 до 2200 рублей

От 400 до 600 рублей

От 2900 до 3500 рублей

От 2200 до 3000 рублей

От 450 до 650 рублей

Банка тушеной свинины, говядины

От 900 до 1100 рублей

От 2200 до 2500 рублей

Другие товары

25 000 000 рублей

Телевизор цветного изображения

1 400 000 рублей

Однокомнатная квартира в областном центре (кроме Москвы)

40 квадратных метров

От 14 до 20 миллионов

Напомню, средняя зарплата в июне 1993 года составляла – 47 000 рублей. Но ситуация осложнялась еще тем, что большинству граждан задерживали зарплаты от 1 до 5 месяцев, то есть июньскую зарплату многие получали в сентябре, когда цены выросли еще процентов на 30. Прожиточный минимум в то время составлял 20 000 рублей в месяц, ниже этого минимума даже по официальным данным в России находилось около 41 миллиона человек, почти 30% населения. Также напомню, что инфляция за 1993 год составила 840%. Совсем высокие цены были на бытовую технику и автомобили. К примеру, телевизор цветной на в 1993 году стоил - 1 400 000 рублей. Что составляло почти 24 средние зарплаты! Народ фактически работал только за еду в это время, да и даже на еду не всем хватало. Отпуска люди вынуждены были проводить в основном на даче и огородах.

В 1995 году на производственных мощностях «Гознака» была проведена реконструкция и обновление производственных мощностей. Банк России стал выпускать в обращение новые бумажные деньги образца 1995 года, которые ходили в обращении одновременно с купюрами образца 1993 года, постепенно их замещая. Эти купюры были более высокого качества и степени защищенности.

Рисунок 2. Бумажные деньги России образца 1995 года


К 1995 году дефицит продовольственных товаров, импортной одежды, бытовой техники и других товаров народного потребления уже окончательно канул в лету. Прилавки магазинов наполнились значительным количеством товаров, на улицах российских городов появлялось все больше импортных автомобилей, но в основном это был бывший в употреблении «автохлам», разными путями ввозимый из Японии и Европы. Доходы населения все еще оставались на низком уровне и задержки зарплаты были в системе, безработица находилась еще на высоком уровне, промышленность практически не работала, все еще шел дележ советского наследства. Но в целом народ как-то адаптировался к «новым условиям», цены уже не казались космическими, хотя инфляция все еще оставалась на очень высоком уровне. В магазинах в то время засилье дешевого импортного продовольствия и одежды сомнительного качества. Правительство России так и занималось «распилом» бывшей государственной собственности, названным «приватизацией» и одновременно наращивало внешний и внутренний долг посредством выпуска государственных облигаций, получения прямых займов от МВФ и ВБ, а также использовало кредитную и наличную эмиссию. Все эти долги пришлось усиленно и досрочно отдавать в 2001-2006 годах, конечно же с процентами.

За 1995 год инфляция составила – 131,6%. Средняя заработная плата за 1995 год – от 302 000 рублей в январе до 735 000 рублей в декабре 1995 года. Курс к доллару от 3800 рублей (январь) до 4600 (декабрь).

Цены на основные продукты питания в среднем по году в 1995 году были примерно следующие:


ТАСС-ДОСЬЕ. 1 февраля 2016 г. в России была произведена индексация пенсий. Страховые пенсии неработающих пенсионеров увеличиваются на 4%. Впервые правительство приняло решение не индексировать пенсии работающих пенсионеров. Это связано с ростом дефицита пенсионного фонда. Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в 2016 г. в России составит 13 тыс. 132 руб.

В настоящее время все виды пенсий, выплачиваемых Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР), ежегодно индексируются в связи с ростом цен и среднемесячной заработной платы.

  • Пенсионные реформы в РФ. История вопроса
  • Накопительная пенсия в РФ
  • Пенсионный фонд России. Досье

История индексации пенсий в 1990-х гг.

Впервые в России пенсии были проиндексированы еще до распада СССР - в декабре 1990 г. Тогда Верховный Совет РСФСР из-за роста цен повысил минимальные пенсии с 70 до 100 руб.

С 1 января 1992 г. и до пенсионной реформы 2002 г. минимальная пенсия в России повышалась 27 раз: с 342 неденоминированных руб. до 185,32 руб. (с учетом деноминации 1998 г. выплаты выросли в 542 раза). В 1992-1993 гг. индексации производились согласно указу президента РФ, законам РФ, постановлениям Верховного Совета РФ. В 1994-1997 гг. соответствующие изменения вносились федеральными законами, затем решения о повышении пенсий принимались правительством РФ.

Самое большое единовременное повышение произошло 1 ноября 1992 г., тогда пенсии были увеличены в 2,5 раза.

Рост размера минимальных пенсий в этот период был выше, чем увеличение размера назначенных (реально полученных) пенсионных выплат. По данным Росстата, они выросли в 235 раз с учетом деноминации 1998 г.: с 3,5 тыс. неденоминированных рублей в 1992 г. ($12,2 США по среднегодовому курсу Банка России) до 823,4 руб. в 2001 г. ($28,23).

Индексации пенсий в 2002-2009 гг.

В 2002 г. стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, которая заключалась в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. Пенсия была разделена на три части: базовую (гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету, которые до выхода на пенсию могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы).

Базовая часть трудовой пенсии на 1 января 2002 г. была установлена в размере 450 руб. (для категории пенсионеров по старости и без иждивенцев). В период до 2009 г. включительно она повышалась 15 раз - до 2 тыс. 562 руб. (в 5,69 раза). В 2007 г. базовая часть была проиндексирована трижды, в 2008 и 2006 г. - один раз. Крупнейшее разовое повышение произошло 1 марта 2003 г. - на 36%.

Страховая часть пенсии за тот же период индексировалась 15 раз - минимум на 6,2% (включая дополнительные индексации), из них трижды - в 2007 г. Самый большой размер индексации (17,5%) был установлен 1 апреля 2009 г.

С 2001 г. по 2010 г. назначенные пенсии выросли в 7,5 раза с 823,4 руб. в 2001 г. ($28,23) до 6 тыс. 177,4 руб. в 2010 г. ($203).

Индексация пенсий после 2010 г.

В 2010 г. было ликвидировано разделение базовой и страховой части пенсий - они были объединены в страховую часть.

С 2010 г. размер страховой части трудовой пенсии индексировался 10 раз (включая повышение с 1 февраля 2016 г.). Обычно это происходит с 1 февраля и с 1 апреля. В 2012-2014 гг. корректировка суммы страховой пенсии прошла дважды. В 2010, 2011, 2015 гг. - один раз. Крупнейшая разовая индексация была произведена 1 февраля 2015 г. - на 11,4%. Меньше всего пенсии выросли в 2010 г. - на 6,3%.

По данным Росстата и ПФР, средний размер назначенных пенсий в 2010-2015 гг. вырос в 2,1 раза: с 6 тыс. 177,4 руб. ($203) до 12,9 тыс. руб. ($211).

Читайте также: