Какая пенсия у авиадиспетчеров

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

20 августа 2014 16:55

День Воздушного Флота России отмечается ежегодно, в третье воскресенье августа. Это профессиональный праздник не только пилотов воздушного флота, но и авиаторов и работников авиационной инфраструктуры.

В соответствии с нормами Федерального Закона №173-ФЗ* правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются следующие категории работников гражданской авиации:

-Мужчины, проработавшие не менее 25 лет и женщины не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья – мужчины, проработавшие не менее 20 лет и женщины - не менее 15 лет в летном составе гражданской авиации. К летному составу гражданской авиации относятся: члены экипажей воздушных судов, летно-инструкторский состав, командно-летный состав, парашютисты всех наименований. Для парашютистов обязательным условием является выполнение нормы прыжков, при работе в ДОСААФе – выполнение плана учебно-летной подготовки.

-Мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

-Мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет. Основным условием для досрочного назначения этого вида пенсии является непосредственная занятость в течение полного рабочего дня на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на стоянках для самолетов и других открытых площадках аэродрома (кроме занятых на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях).

-Мужчины по достижении возраста 50 лет и женщины по достижении 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев в качестве диспетчеров, диспетчеров-инструкторов, старших диспетчеров, руководителей полетов, осуществляющих непосредственное управление воздушным движением в зонах аэропортов, аэроузлов, в аэродромно-диспетчерских, районных, вспомогательных центрах и секторах, местных диспетчерских пунктах с наибольшей интенсивностью или сложностью движения, бортпроводники.

Пенсия работникам гражданской авиации назначается и выплачивается независимо от факта увольнения с летной работы.

Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком. Заявление о назначении пенсии подается лично (по почте), либо через представителя, имеющего соответствующую доверенность в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Для назначения трудовой пенсии по старости предоставляется стандартный перечень документов, а так же документы, подтверждающие специальный стаж (летная книжка, справка о налете часов или справки, подтверждающие льготный характер работы).

Помимо этого, для членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в соответствии с Федеральным №155-ФЗ** предусмотрены доплаты к пенсии.

Назначение и выплата доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производится в следующем порядке:

-если обращение за назначением и выплатой доплаты к пенсии произошли в период с 1 января по 31 марта, то доплата назначается с 1 мая;

-если обращение за назначением и выплатой доплаты к пенсии произошло в период с 1 апреля по 30 июня, то доплата назначается с 1 августа;

-если обращение за назначением и выплатой доплаты к пенсии произошло в период с 1 июля по 30 сентября, то доплата назначается с 1 ноября;

-если обращение за назначением и выплатой доплаты к пенсии произошло в период с 1 октября по 31 декабря, то доплата назначается с 1 февраля.

Для назначения доплаты к пенсии необходимо предоставить следующие документы:

-удостоверение личности (паспорт);

-документы о стаже (трудовая книжка), справка о заработной плате за 24 последних месяца летной работы, дающей право на назначение доплаты или за любые 60 месяцев подряд такой работы;

-документы, подтверждающие право на назначение доплаты (летная книжка или справка о налете часов).

Доплата к пенсии выплачивается территориальным органом ПФР одновременно с пенсией. Она осуществляется при условии оставления членами экипажей летной работы в должности, дающей право на доплату к пенсии.

В случае прекращения или приостановления выплаты пенсии соответственно прекращается или приостанавливается выплата доплаты к пенсии. При поступлении пенсионера, получающего доплату к пенсии, вновь на летную работу на должность, дающую право на доплату к пенсии, ее выплата приостанавливается соответственно с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер был принят на указанную работу.

Размеры доплат пересматриваются четыре раза в год – с 1 февраля, с 1 мая, с 1 августа и с 1 ноября. Коэффициент, применяемый при расчете индивидуальной величины доплаты к пенсии у названных категорий граждан, зависит от величины отношения среднемесячной суммы дополнительных страховых взносов, пеней и штрафов, поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации в предшествующем квартале от организаций, использующих труд данных категорий лиц, к сумме средств, необходимых для финансирования доплат. Доплаты устанавливаются в индивидуальном для каждого получателя размере с учетом его среднемесячного заработка и продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

*Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

**Федеральный закон от 27 ноября 2001 года №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации»

Большинство россиян, выбирая профессию, заранее интересуются, какой доход будет приносить им специальность. Зарплата авиадиспетчера нередко становится привлекательным фактором для тех, кто хочет получать за работу достойные деньги. Но не стоит забывать, что, беря на себя какие-либо функции, вместе с правом на вознаграждение вы получаете набор обязанностей. Быть диспетчером аэрофлота – большая ответственность. К людям, выбравшим специальность, предъявляются высокие требования.


Профессия «авиадиспетчер» очень ответственная. От того, как специалист выполнит свою работу, зависит безопасность гражданских и военных полётов

Что входит в обязанности авиадиспетчера

В обязанности авиационных диспетчеров входит:

  • упорядочение движения воздушных судов;
  • обеспечение безопасности этого движения;
  • обеспечение эффективности использования воздушного пространства;
  • оказание помощи пилотам при возникновении нештатных ситуаций и т. д.

В авиакомпаниях требовательно относятся к оснастке диспетчерских и их расположению. Приобретается инновационное электронное оборудование, чтобы диспетчеры могли чётко выполнять поставленные перед ними задачи.


Открытые вакансии «диспетчер» в разных городах

Считается, что диспетчер – одна из самых сложных профессий в мире. Люди, выбравшие её, дважды в году обязаны подтверждать проф. пригодность и регулярно проходить полный медосмотр. Проверяется как физическая, так и психическая форма. Диспетчерам ежедневно приходится испытывать большие психические нагрузки. Людям со слабой нервной системой лучше не рассматривать профессию как вариант будущего трудоустройства.

Какие знания необходимы диспетчеру

Багаж знаний авиадиспетчера зависит от того, какую специализацию он выбрал. Различают разновидности профессии, которые зависят от значения пункта трудоустройства и выполняемых функций:

  • местный пункт, обслуживающий полёты на высоте до полутора километра, располагающийся на удалённом расстоянии от крупных аэропортов;
  • пункт местных воздушных авиалиний – район местного небольшого аэродрома, высота как в предыдущем случае;
  • аэродром райцентра – обслуживаемая высота 2100 – 17500 м;
  • «Подхода» — в обязанности входит определение временного интервала и распределение очерёдности взлёта-приземления, обслуживаемая высота – 2100 – 5700 м;
  • «Круга» — контроль радиуса 50 км от точки расположения диспетчерского пункта;
  • «Старта и посадки» — руководство взлётами и приземлениями;
  • «Руления» — отвечает за состояние самолётов, даёт дозволение на буксировку, определяет место стоянки;
  • Аэродромного диспетчерского пункта – постоянная связь с экипажами бортов, контроль обстановки в воздухе, взаимодействие с прочими диспетчерскими пунктами.


Работа авиадиспетчеров на каждом диспетчерском пункте

Диспетчерские аэропортов работают в круглосуточном режиме. Каждый сотрудник должен уметь одновременно пользоваться несколькими приборами, держать под контролем погоду и всё вверенное воздушное пространство на предмет нахождения в нём самолётов. Нагрузки на мозг и психику фантастические.

Вне зависимости от специализации, диспетчер обязан знать:

  • Инструкции и правила эшелонирования. Речь идёт о расположении самолётов в пространстве на определённом расстоянии, не допускающем столкновения.
  • Авиаметрологию. Как влияют погодные изменения на воздушные машины, находящиеся в процессе полёта.
  • Воздушную навигацию. Средства и методы управления самолётами.

Диспетчер авиационных линий не вправе ошибаться. Одна его ошибка может стоить жизни многим людям.

Заработок российских авиадиспетчеров

Среднестатистический авиадиспетчер авиационных линий в Москве в 2020 году получает в среднем 131581 рубль. Это намного выше уровня среднего по стране. Помимо рядовых диспетчеров, в авиакомпаниях трудятся и руководители полётов, которых также причисляют к данной специализации. Их средний оклад ещё выше — 166055 рублей. В обе суммы включены предусмотренные надбавки и доплаты. Сравните с доходами пилотов гражданской авиации, а также с зарплатами стюардесс.


Диспетчеры воздушного пространства получают одни из самых высоких зарплат в России

Как видим, заработная плата представителей профессии высока. Однако, стоит отметить, что ситуация была такой не всегда. Ещё недавно, в начале 2000-х годов, доходы диспетчеров России не превышали 9 000 рублей.

Отметим, что региональная привязка не отражается на окладах. Более всего на уровень доходов влияет статус аэропорта. Естественно, что диспетчер в Москве будет зарабатывать больше своего коллеги, работающего на периферийном аэродроме.

Сколько зарабатывают диспетчеры в европейских странах

Рассматривая доходы отечественных представителей профессии, нельзя не упомянуть о средних зарплатах их зарубежных коллег. Для примера приведём оклады диспетчеров некоторых европейских стран:

Государство Заработная плата (EUR)
1. Польша 1 340
2. Латвия 1 785
3. Франция 6 500
4. Великобритания 7 000
5. Германия 7 000


Сколько зарабатывают авиадиспетчеры в разных странах мира

Как видно по таблице, в различных европейских государствах ситуации отличаются. Лучше всего живётся немцам и англичанам. А вот польским диспетчерам приходится нелегко. Профессиональные нагрузки и вознаграждение за них не соответствуют друг другу.

Отметим, что американские диспетчеры зарабатывают чуть меньше английских и немецких. Их доход равен 8 000 USD в месяц.

Сравнение доходов россиян и европейцев

Если перевести средний заработок диспетчера России в евро, получим: 1 873 EUR зарабатывают диспетчеры и 2 364 EUR – руководители полётов. Выходит, что наши соотечественники обогнали по доходам польских и латышских коллег, но далеки от французов, немцев, англичан и американцев.

По-другому выглядит сравнение, если производить его с заработком представителей большинства других профессий России. Диспетчеры, безусловно, относятся к привилегированному классу.

Интересное видео. Особенности работы диспетчеров воздушного движения за границей.

Востребованность в диспетчерах

Выбор профессии часто основывается на статистике её востребованности. В России, несмотря на такие высокие оклады, в диспетчерах нуждаются. Вакансии есть в:

  • Москве – 76% от общего количества свободных вакансий;
  • Ленинградской области – 15%;
  • Ростовской области – 4%;
  • Воронежской области – 2%;
  • Нижегородской области – 2%;
  • Челябинской области – 1%;
  • Самарской области – 1%.

Больше всего нужны люди, разбирающиеся в диспетчерском деле, в столичном регионе. Здесь и самые высокие зарплаты. При выборе работодателя следует учитывать, что указанный выше средний показатель заработка – это золотая середина.

Будучи диспетчером, можно зарабатывать и 50 000 рублей в месяц и 300 000. Многое зависит от авиакомпании, в которую устраиваетесь.


В таких регионах не хватает диспетчеров

Где учат на авиадиспетчеров?

В РФ желающим обучиться диспетчерскому делу, получить диплом в данном направлении можно в:

  • Госуниверситете гражданской авиации в Санкт-Петербурге;
  • Ейском высшем военном институте имени Комарова;
  • Ульяновском высшем авиационном училище;
  • МГТУ гражданской авиации в Москве.

Санкт-Петербургский университет также располагает филиалами в АТК ГА и Хабаровске, где дают среднее профессиональное образование.

Как и работать, учиться на диспетчера нелегко. Но, если судить по зарплате, оно того стоит.

Легко ли «управлять» самолётом с земли? Рассказ авиадиспетчера со стажем.


Россия – огромная страна, потому здесь развиты все виды сообщения. Наиболее быстрым из них является воздушный транспорт – он же считается и самым надежным. Контроль движения самолетов осуществляет авиадиспетчер. Работают специалисты в аэропортах на оборудованных необходимыми приборами пунктах. Они отвечают за упорядоченность перелетов, их безопасность и регулярность. Какой размер зарплаты у авиадиспетчера в России, а также сколько удается получать представителям данной профессии за рубежом, рассказывается в настоящей статье.

Что обязан знать авиадиспетчер

Чтобы уверенно выполнять служебные обязанности, авиадиспетчеру необходимо получить глубокие знания в:

  • авиационной метеорологии;
  • воздушной навигации.

Также ему приходится буквально наизусть учить правила эшелонирования, содержащие в числе прочего и нормативы рассредоточения самолетов. Малейшее несоблюдение стандартных дистанций резко повышает вероятность столкновения судов в воздухе со всеми вытекающими последствиями.

Рабочий процесс специалиста организован так, чтобы иметь возможность следить (и управлять) движением самолетов на всех этапах их следования.

Каждый диспетчер несет ответственность за происходящее во вверенной ему зоне. Как только определенный борт покидает район, вести его начинает другой специалист.

Авиадиспетчер – нюансы специализации

Авиадиспетчеры бывают разные. Так те, что трудятся в аэродромных пунктах, выполняют следующие функции:

  • готовят планы полетов на 24 часа вперед;
  • согласовывают их с прочими службами;
  • отслеживают ситуацию, складывающуюся в воздухе;
  • поддерживают связь с пилотами.

Диспетчер руления контролирует передвижения всех транспортных средств по территории воздушной гавани. В его компетенции запретить или санкционировать:

  • запуск двигателей;
  • буксировку бортов;
  • руление.

Есть отдельные авиадиспетчеры:

  • ведающие исключительно посадкой воздушных судов и их взлетом;
  • присматривающие за небом и летящими самолетами в радиусе 50 000 м от аэропорта;
  • руководящие движением лайнеров, находящихся на высоте от 2,1 до 5,7 км.

Последние также разрешают посадку в соответствии с принятой очередностью и определяют оптимальные временные интервалы для ожидающих приема самолетов.

Специалисты районных центров следят за машинами, находящимися в коридоре 2 100 – 17 000 метров над землей.

Диспетчер местного пункта работает в пределах небольшого аэропорта и ведет воздушные суда, не поднимающиеся выше 1,5 километра.

Как осуществляется деятельность

Передвижение самолетов отслеживается с помощью специального монитора. На основе поступающих на него данных диспетчер отдает команды ведомым бортам. Он при этом обязан учитывать погодные условия, наличие других суден в зоне ответственности.

Допущение каких-либо ошибок немыслимо. От быстроты реакции специалиста, его наблюдательности и умения быстро принимать решения зависит жизнь сотен людей, находящихся в воздухе.

Службу авиадиспетчеры несут круглые сутки, сменяя друг друга. Такой график помогает избежать чрезмерного перенапряжения нервной системы.

Какими качествами обязан обладать авиадиспетчер

Необходимые авиадиспетчеру навыки, это прежде всего:

  • стрессоустойчивость;
  • умение концентрироваться;
  • распределение внимания;
  • хладнокровие;
  • инициативность и находчивость;
  • пространственное мышление;
  • хорошая координация движений.

Авиадиспетчер в совершенстве знает:

  • используемое им оборудование;
  • устройство воздушных суден (иногда приходится давать консультации по устранению тех или иных поломок);
  • по крайней мере, один иностранный язык;
  • международную техническую терминологию.

Как стать авиационным диспетчером

Соискателю необходимо иметь профильное высшее образование. В России его дают несколько университетов и институтов, располагающихся в Москве, Ульяновске, Санкт-Петербурге и Ейске. Какой из них выбрать, каждый решает самостоятельно, но в целом все они осуществляют подготовку кадров на высшем уровне.

Даже после выдачи диплома специалист должен раз в три года отправляться на курсы. По завершении последних сдается экзамен, подтверждающий актуальность ранее полученного свидетельства и способность диспетчера в дальнейшем трудиться по профилю.

Достоинства профессии

Специалисты получают очень неплохую для России заработную плату – это одно из основных преимуществ.

Труд не связан с физическими нагрузками, что позволяет принимать женщин. Условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность, весьма комфортны.

Авиадиспетчер имеет право уйти раньше обычного на пенсию. Мужчинам такая возможность предоставляется в 50 лет, а женщинам с 45. При этом в первом случае необходим стаж работы в 12,5 лет, а во втором – 10.

Зарплата авиадиспетчера в России


По состоянию на 2020 год средняя зарплата авиадиспетчера составила 60 000. Тем не менее столь существенное вознаграждение за труд в реальности получает далеко не каждый специалист. Потому в целом по профессии считаются очень приличными заработки в пределах 50 000 – 60 000 руб.

Наибольше зарплаты предлагают специалистам в российской столице – здесь средний уровень доходов составляет 90 000. При этом начинающие авиадиспетчеры смогут получить в лучшем случае 60 000.

Какого уровня достигают максимальные заработки в Москве? Потолок в 2020 году составляет 250 000.

Сколько зарабатывают в других российских городах

Средние доходы петербургских авиадиспетчеров – 50 000 руб. Минимальная зарплата – не более 35 000, а самая высокая – 65 000.

При этом в Саратове заработки специалистов зафиксированы на уровне 41 000. Базовой ставкой здесь является 22 000, пиковой – 60 000. В Воронеже положение дел аналогичное.

Довольно небольшие зарплаты у новосибирских диспетчеров – от 24 000 до 49 000.

В Магадане специалист может в среднем получать 60 000. Во Владивостоке – 59 000, а Самаре – 35 500.

Сколько в среднем зарабатывают заграничные диспетчеры

Европейские специалисты зарабатывают заметно больше своих российских коллег. Так, самый высокий доход имеют авиадиспетчеры в Германии – ставка равна 7 000 евро. Британским удается получать примерно столько же – 5 600 фунтов.

Французским профессионалам платят не более 6 500 евро. Польские, эстонские и литовские вынуждены удовлетворяться 1 500 евро.

Лучшей в мире зарплатой могут похвастаться работники из Соединенных Штатов – в этой стране средний доход составляет 8 000 долларов.

Внимание! В рамках нашего портала вы совершенно бесплатно можете получить консультацию корпоративного юриста. Задайте ваш вопрос в форме ниже!

Авиадиспетчер – работник авиационных служб, контролирующий и обслуживающий движение воздушных судов всех категорий. От того, как авиадиспетчер выполнит свою работу, зависит безопасность военных и гражданских полетов.

В руках специалистов авиаслужб самое ценное — жизнь и здоровье миллионов людей – пассажиров и работников воздушного флота.

Каковы профессиональные обязанности авиадиспетчера? В чем заключаются преимущества и риски этой специальности? Насколько высока заработная плата авиадиспетчера? Где за свой нелегкий труд люди этой профессии получают больше? На какие льготы и дополнительные выплаты могут они рассчитывать, уходя на заслуженный отдых?


Профессиональные обязанности

Для того чтобы летчики безопасно взлетели и посадили самолет в точке прилета диспетчер авиации обязан действовать четко и правильно. А для этого он должен хорошо знать:

  • воздушную навигацию;
  • как влияют явления в атмосфере Земли на авиацию, т.е. авиационную метеорологию;
  • инструкции и правила о распределении воздушных судов относительно друг друга, во избежание их столкновения.

Диспетчер воздушного транспортного сообщения способен управлять всеми этапами движения самолета: взлетом, посадкой, рулением, движением самолета на разных высотах.

Контроль и руководство за воздушным транспортом осуществляется методом слеживания за обстановкой в воздушном пространстве при помощи специального монитора, точнее четырех мониторов и обзорного окна, для наблюдения реальной ситуации в воздухе и на аэродроме.

От внимания и скорости реакции на ситуации авиадиспетчера зависят человеческие жизни, поэтому права на ошибку у людей этой профессии просто нет. Вся их деятельность направлена на то, чтобы таких ошибок в управлении полетами не возникало.

От чего зависит зарплата диспетчера воздушного транспорта

Качественно выполнять работу авиадиспетчера могут специалисты, которые обладают высокой физической и эмоциональной выносливостью. Для того чтобы получить допуск к работе, у работника должно быть диплом о высшем профильном образовании. На работу его не примут без заключения врачебно-экспертной комиссии о профпригодности.

Кроме этого, авиадиспетчеру нужно хорошо знать английский язык согласно международным нормам. Повышение уровня владения английским языком может привести увеличение зарплаты до 50%.


Дополнительные бонусы

Условия работы авиадиспетчера сложные. Диспетчерская служба работает круглосуточно без перерывов и выходных. Поэтому работаю специалисты по управлению воздушным транспортом сменами.

Типичный график — смена с 14.00 до 22.00, отдых в профилактории, следующая смена 8.00 до 14.30. Разбор полетов и изучение полетной документации с 14.30 до 16.30. Ночное дежурство с 21.30 до 8.30. Каждые два часа работы чередуются 20-ти минутным перерывом, если же работа высокой интенсивности 10-ти минутные перерывы делаются через каждый час. Между сменами трое суток выходных. В неделю рабочее время авиадиспетчера не более 36 часов.

Работникам, обеспечивающим безопасность полетов, авиакомпании предоставляют дополнительные льготные программы и бонусы, например:

  • молодые специалисты могут рассчитывать на денежную компенсацию первоначального взноса для покупки квартиры, размеры компенсаций в некоторых авиакомпаниях могут достигать 1,9 млн. руб.;
  • единовременная материальная помощь положена молодым специалистам, приступившим к работе в авиакомпании;
  • специалисты, не имеющие своего жилья, имеют право на 50% компенсацию на аренду жилья;
  • после пяти лет работы, предоставляется право раз в год полететь в любую точку мира бесплатно;
  • билеты для супругов и детей, путешествующих вместе с родителями-авиодиспетчерами, обойдутся им в половину стоимости;
  • есть возможность бесплатного посещения спортивных и тренажерных залов, бассейнов;
  • ежегодно предоставляются бесплатные путевки в санатории и профилактории;
  • ежегодный оплачиваемый отпуск 67 дней.

Сколько зарабатывает авиадиспетчер в России

Зарплата диспетчеры воздушного транспорта колеблется от 90 до 270 тыс. рублей в месяц. Анализ вакансий специалистов этого профиля показал, что фирмы, организующие воздушное сообщение, готовы платить в месяц от 75 до 250 тыс. рублей.

Средняя зарплата – 110 тыс. руб. Это значительно выше, чем зарплата специалистов других профессий. Причем запланировано увеличение величины оплаты труда авиадиспетчеров в 2017 году на 25-30%.


В Москве

Авиадиспетчеры Москвы зарабатывают 60 – 250 тыс. рублей в месяц, что в среднем составляет 90 тыс. руб. и существенно превышает среднюю зарплату по России и по большинству других регионов страны.

В Санкт-Петербурге

Величина оплаты труда авиадиспетчеров в северной столице относительно невелика. В среднем в месяц они зарабатываю 35 тыс. руб., максимальная зарплата – 65 тыс. руб.

В других регионах России

Уровень зарплат воздушных диспетчеров в регионах России выглядит следующим образом.

  • В Саратове и Воронеже среднемесячная зарплата составляет 22-60 тыс. руб.,
  • в Новосибирске – 24-49 тыс. руб.,
  • в Магадане и Владивостоке – 60 тыс. руб.,
  • в Самаре – 21-53 тыс. руб.

То есть, существенной разницы по разным регионам России, в оплате труда авиадиспетчеров нет.

Зарплата авиадиспетчера за рубежом

Доходы диспетчеров авиации в Европе существенно выше, чем у российских коллег.

  • Самые высокие доходы в Германии и Великобритании – 7 тыс. евро (420 тыс. руб.).
  • Авиадиспетчеры Франции зарабатывают в месяц – 6,5 тыс. евро (390 тыс. руб.).
  • А вот заработки в Латвии и Польше скромнее российских, всего 100 – 75 тыс. руб. соответственно.
  • Рекордсменами по доходам можно назвать авиадиспетчеров США, их ежемесячный доход – 8 тыс. долларов (480 тыс. руб.).


Выход на пенсию

Один из важнейших плюсов профессии – это право на досрочную пенсию. Авиадиспетчеры мужчины могут претендовать на пенсию с 50 лет, а женщины с 45 лет, при условии работы в службе управления полетами воздушного транспорта не менее 12,5 лет.

При списании сотрудника воздушной диспетчерской службы по состоянию здоровья до наступления пенсионного возраста положена компенсация в размере 6 среднемесячных оплат труда.


По сравнению с работниками других специальностей, специалисты-аэронавигаторы получают достойную зарплату за свой тяжелый труд. Специалисты этого направления востребованы на современном рынке труда. Авиадиспетчеров готовят гражданские вузы — институты гражданской авиации в Москве и Ульяновске и высшие военные училища в Краснодаре и Ейске.

Краснодар их готовил только 1 год, после закрытия Ейского училища в 2011 году. на данный момент из военных ВУЗов готовит только Челябинское училище, но выпуск настолько мал, что в ВС РФ специалистов крайне не хватает. Пишу как действующие специалист по данному профилю и выпускник Ейского училища.

А как поступить туда.

Обучают в Питере,Ульяновске,Красноярске

Зарплата диспетчеры воздушного транспорта колеблется от 90 до 270 тыс. рублей в месяц. Анализ вакансий специалистов этого профиля показал, что фирмы, организующие воздушное сообщение, готовы платить в месяц от 75 до 250 тыс. рублей.

Средняя зарплата – 110 тыс. руб. Это значительно выше, чем зарплата специалистов других профессий. Причем запланировано увеличение величины оплаты труда авиадиспетчеров в 2017 году на 25-30%.

Уровень зарплат воздушных диспетчеров в регионах России выглядит следующим образом.

В Саратове и Воронеже среднемесячная зарплата составляет 22-60 тыс. руб.,

в Новосибирске – 24-49 тыс. руб.,

в Магадане и Владивостоке – 60 тыс. руб.,

в Самаре – 21-53 тыс. руб.

Как это совместить, а? Ничего не поймуууууууууууууууууууууу

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) авиадиспетчеров «Авиаполис», потерявший при прежнем руководстве сотни миллионов рублей, не может назначать пенсии и продлять их выплату. Причина — отказ Росавиации в согласовании программы по финансированию НПФ до проведения процедуры due diligence фонда, которая завершится к августу. В такой ситуации эксперты не исключают продажи фонда более крупным игрокам, тем более что он является непрофильным активом для основного собственника.

НПФ «Авиаполис», акционерами которого выступают ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения» («Госкорпорация по ОрВД», 95% акций), профсоюз авиационных диспетчеров (ФПАД, 2,5% акций) и профсоюз авиационных работников радиолокации, радионавигации и связи (ПАРРиС, 2,5% акций), не может исполнять свои обязательства в отношении более тысячи клиентов. Об этом говорится в письме исполкома ФПАД на имя генпрокурора Юрия Чайки (с документом ознакомился “Ъ”, информацию, содержащуюся в нем, подтвердил человек, близкий к НПФ). Профсоюз просит принять меры прокурорского реагирования по «преднамеренному воспрепятствованию» деятельности НПФ со стороны руководства Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), которое, по словам исполкома, под «надуманными предлогами отказывает "Госкорпорации по ОрВД" в согласовании программы по финансированию НПФ "Авиаполис"».

Обязательства НПФ «Авиаполис» перед клиентами на конец первого квартала составляли 1,5 млрд руб. Количество участников, формирующих в фонде пенсию, составляло 10,3 тыс. человек. Все договоры по негосударственному пенсионному обеспечению заключены с ФГУПом и ФПАД.

Фонд до середины 2017 года вкладывал средства будущих пенсионеров крайне неудачно. Так, более 719 млн руб. были размещены на депозитах в трех банках, у которых отозвали лицензии (см. “Ъ” от 29 мая 2018 года). В Росавиации заявили “Ъ”, что к этому «привело отсутствие в фонде системного качественного и количественного анализа оценки кредитных рисков контрагентов (эмитентов) при размещении пенсионных резервов».

Как у пенсионного фонда авиадиспетчеров зависли деньги в ОФК-банке

В «Госкорпорации по ОрВД» утверждают, что проблемы фонда начались при прежнем руководстве ФГУПа. Нынешнее руководство фонда было назначено в октябре 2017 года. Ранее президент ФПАД рассказывал “Ъ”, что «все предписания ЦБ после проверки были выполнены». Во ФГУПе утверждают, что «ЦБ подтвердил дееспособность фонда и устойчивость его работы». В Росавиации считают, что принятые меры носят лишь «организационный характер». При этом в агентстве, по итогам проверки «Госкорпорации по ОрВД» за предшествующие пять лет, отмечают «неспособность ФГУП как основного учредителя и вкладчика НПФ осуществлять контроль за деятельностью непрофильных активов и оперативно реагировать на возникающие кризисные ситуации в деятельности фонда».

В итоге Росавиация отказалась согласовывать допсоглашение к договору по перечислению взносов в НПФ на 197,5 млн руб., следует из письма агентства во ФГУП (с ним ознакомился “Ъ”, отказ в согласовании подтвердили в Росавиации). По словам представителя Росавиации, «принятие стратегических решений» в отношении НПФ невозможно без оценки «реального финансового состояния», «финансовых рисков», «анализа инвестиционных вложений» и «оценки перспектив развития». ФГУП проводит по поручению Росавиации due diligence «Авиаполиса», говорит представитель госкорпорации. По его словам, оценка и утверждение стратегии развития фонда будут завершены «в середине августа 2019 года».

Почему «Авиаполису» понадобилась докапитализация в 2018 году

Исполком ФПАД в письме в Генпрокуратуру расценивает действия Росавиации как желание передать фонд «под управление аффилированных компаний». О том, что процедура due diligence фонда может быть направлена на его возможную продажу, слышали в конкурирующем НПФ. Источник “Ъ”, близкий к «Авиаполису», о таких планах не знает. Во ФГУПе не ответили, рассматривают ли возможность продажи НПФ. В профсоюзах не ответили на запрос “Ъ”.

«Даже если сейчас не ведутся переговоры о продаже НПФ, таким фондам, как "Авиаполис", придется объединяться с более крупными, поскольку для головного предприятия это непрофильный актив»,— говорит управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов. По его словам, на первом этапе сопротивление могут оказать трудовой коллектив и профсоюз, однако, оценив преимущества и надежность более крупных структур, а также поняв, что корпоративная программа сохранится, они согласятся на присоединение.

Илья Усов, Герман Костринский

Пятьдесят оттенков пенсии

Конъюнктура

Во вторник ЦБ принял решение аннулировать лицензию негосударственного пенсионного фонда (НПФ) «Пенсион-Инвест» (входит в инвестиционную группу «Русские фонды») по его заявлению. Инвестгруппа консолидирует свои пенсионные активы на базе Внешэкономфонда, переводя туда обязательства из других НПФ (см. “Ъ” от 26 ноября 2018 года). Ранее источник “Ъ”, близкий к пенсионному дивизиону «Русских фондов», говорил, что полностью объединить активы планируется в этом году. С аннулированием лицензии «Пенсион-Инвеста» в России осталось ровно 50 НПФ. При этом часть из этих фондов находятся «в спящем состоянии». Например, у НПФ «Сберфонд» обязательства по негосударственному пенсионному обеспечению перед 4,3 тыс. участников составляют всего лишь 2,2 млн руб., тогда как год назад они равнялись 1,8 млн руб. У НПФ «Эмеритура» совсем нет пенсионных обязательств и клиентов.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 18 июля 2002 года № 537

О СПИСКАХ ПРОИЗВОДСТВ, РАБОТ, ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ, С УЧЕТОМ
КОТОРЫХ
ДОСРОЧНО НАЗНАЧАЕТСЯ ТРУДОВАЯ ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ В СООТВЕТСТВИИ
СО СТАТЬЕЙ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ", И ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ИСЧИСЛЕНИЯ ПЕРИОДОВ РАБОТЫ,
ДАЮЩЕЙ ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО
СТАРОСТИ РАБОТНИКАМ ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 27 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(с изменениями на 24 апреля 2003 года)

Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля
2003 года № 239
(действие постановления распространяется на правоотношения,
возникшие с 1 января 2002 года).


В соответствии со статьями 1 и 27 Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации" Правительство Российской
Федерации

1. Установить, что при досрочном назначении трудовой пенсии по
старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки
производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и
изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом
Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем
порядке:

а) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости
работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными
условиями труда и в горячих цехах, - Список N 1 производств, работ,
профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах
с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный
постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ,
предусмотренных Списком N 1 производств, цехов, профессий и
должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями
труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на
государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах,
утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956
года N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж
работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в
абзаце первом настоящего подпункта;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 7 мая 2003 года
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003
года N 239, действие которого распространяется на правоотношения,
возникшие с 1 января 2002 года);

б) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости
работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список
N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с
вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением
Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10;

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ,
предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и
должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на
льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением
Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 (с последующими
дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с
работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом
настоящего подпункта.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 7 мая 2003 года
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003
года N 239, действие которого распространяется на правоотношения,
возникшие с 1 января 2002 года)

в) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости
женщинам, занятым в текстильной промышленности на работах с
повышенной интенсивностью и тяжестью, - Список производств и
профессий текстильной промышленности, утвержденный постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 марта 1992 года N 130;

При этом время выполнявшихся до 1 марта 1992 года работ,
предусмотренных Списком производств и профессий, работа в которых
дает работницам предприятий текстильной промышленности право на
получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы
в этих профессиях не менее 20 лет, утвержденным постановлением
Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года N 1021, засчитывается в
стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в
абзаце первом настоящего подпункта.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 7 мая 2003 года
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003
года N 239, действие которого распространяется на правоотношения,
возникшие с 1 января 2002 года)

г) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости
работникам, занятым в качестве рабочих локомотивных бригад, и
работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющим
организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на
железнодорожном транспорте и метрополитене, - Список профессий
рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей
работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих
организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на
железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992
года N 272;

д) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости
работникам, занятым в качестве рабочих, мастеров (в том числе
старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая
обслуживание механизмов и оборудования, - Список профессий и
должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых
непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание
механизмов и оборудования), утвержденный постановлением
Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 273;

е) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости
работникам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных
и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных
частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и
на строительстве шахт и рудников, - Список работ и профессий, дающих
право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный
постановлением Совета Министров РСФСР от 13 сентября 1991 года N
481;

ж) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости
работникам, занятым на отдельных видах судов морского, речного флота
и флота рыбной промышленности, - Список работ (профессий и
должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет
рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов
морского, речного флота и флота рыбной промышленности, утвержденный
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1992
года N 467 (Собрание актов Президента и Правительства Российской
Федерации, 1992, N 2, ст.40);

з) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости
работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, - Список
должностей работников летного состава авиации, утвержденный
постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459;

и) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости
работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по
непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации,
- Список должностей инженерно-технического состава авиации,
утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября
1991 года N 459.

2. Утвердить прилагаемые Правила исчисления периодов работы,
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со
статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации".

Установить, что при досрочном назначении трудовой пенсии по
старости работникам летного состава гражданской авиации, работникам,
занятым на работах по непосредственному управлению полетами
воздушных судов гражданской авиации, и работникам
инженерно-технического состава, занятым на работах по
непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации,
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам
авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы
управления воздушным движением, утвержденные постановлением Совета
Министров РСФСР от 4 сентября 1991 года N 459, применяются для
оценки пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с пунктом 9
статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации".

Председатель Правительства
Российской Федерации М.Касьянов


УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 июля 2002 года N 537


ПРАВИЛА
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости работникам
летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27
Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"


1. Настоящие Правила устанавливают порядок исчисления периодов
работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости работникам летного состава гражданской авиации в
соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации".

2. Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава
гражданской авиации, в части, не урегулированной настоящими
Правилами, осуществляется в соответствии с Правилами исчисления
периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального
закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002
года N 516.

3. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации,
засчитываются периоды работы в гражданской авиации в должностях,
предусмотренных Списком должностей работников летного состава
авиации, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 4
сентября 1991 года N 459, а также периоды работы в указанных
должностях в государственной и экспериментальной авиации.

4. При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава
гражданской авиации, принимаются:

а) каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы,
предусмотренных в подпунктах "б" - "г" настоящего пункта) за 1
календарный месяц;

б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации
специального применения; в должностях летного состава групп
сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики); в
должностях командно-летного и летно-инструкторского состава, в том
числе в высших и средних учебных заведениях, осуществляющих
подготовку и повышение квалификации кадров летного состава авиации,
- за 1 календарный месяц;

в) 1 год работы в составе летного экипажа воздушного судна в
аварийно-спасательных (поисково-спасательных) подразделениях - за
1, 5 календарных года;

г) 1 год работы в должностях летного состава в учебных и
спортивных авиационных организациях ДОСААФ - за 1, 5 календарных года
при условии выполнения плана учебно-летной подготовки, а при
выполнении элементов сложного или высшего пилотажа - за 2
календарных года;

д) 1 год работы в качестве парашютистов всех наименований,
спасателей, а также десантников-пожарных всех наименований,
инструкторов авиапожарной службы, руководителей парашютных
(парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений,
работников внештатных и штатных парашютно-десантных групп,
совершающих прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных
спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме
висения на высоте не менее 10 метров, - за 1, 5 календарных года при
условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов,
вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков (подъемов) на
специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов,
находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при
выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов
- за 2 календарных года.

При невыполнении условий, предусмотренных подпунктами "г" и "д"
настоящего пункта, периоды работы исчисляются в календарном порядке.

5. Исчисление периодов работы в соответствии с подпунктами "а"
и "б" пункта 4 настоящих Правил производится путем деления
фактического налета часов за весь период работы в должностях летного
состава соответственно на 20 и 12 часов. Периоды работы в годовом
исчислении определяются путем деления числа полных месяцев на 12.

6. При выполнении в течение года различных работ, указанных в
пункте 4 настоящих Правил, периоды работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава
гражданской авиации, исчисляются пропорционально продолжительности
налета часов (занятости) на каждой работе.

Читайте также: