Какая пенсия в чили

Неолибералы нахваливают чилийскую пенсионную систему, но граждане ею чрезвычайно недовольны, что и выразили в недавних протестах. Опыт Чили полезен России.


После пяти дней протестов, в результате которых погибли 15 человек, президент Чили Себастьян Пиньера представил комплекс мер для выполнения требований протестующих.

Пенсионная система в Чили — "передовая", но плохая

Чили стала первой страной на континенте, которая перешла от государственной пенсионной системы к полностью приватизированной, сейчас там выходит на пенсию поколение, которое будет получать пенсии в соответствии с реформой, проведенной в 1983 году Аугусто Пиночетом.

Диктатор убрал государственные пенсии, выплачиваемые из бюджета, и вместо них ввел индивидуальные пенсионные счета, на которые работники сегодня отчисляют 10% от своей зарплаты. Эти счета управляются частными фондами по выбору работника.

Выяснилось, что база для пенсионных отчислений (зарплата) в среднем чрезвычайно низка, чтобы эти 10% взносов сформировали хорошую пенсию. По словам Фелипе Бруно, директора Mercer в Бразилии, девять из десяти пенсионеров в Чили получают пенсию в объеме менее 60% от минимальной заработной платы, которая сегодня составляет около 470 долларов.

В дополнение к этому экономика Чили (как и любой другой страны) подвержена колебаниям, циклы роста сменяются периодами кризиса, что сказывается на доходности частных пенсионных фондов. В отличие от государственной системы, в системе индивидуальных счетов процентные ставки по ценным бумагам чрезвычайно важны, поскольку они определяют уровень доходов или убытков по пенсионному вкладу.

Фелипе Бруно также подчеркивает тот факт, что в Чили практически нет конкуренции между управляющими пенсионными фондами, которые часто взимают высокие комиссионные за управление и не являются прозрачными. Грубо говоря, куда эти фонды выводят деньги пенсионеров и будут ли они отвечать за отрицательную доходность — никто не знает.

Государство обеспечивает пособие ниже черты бедности

Для тех же, кто не накопил на пенсию, в Чили есть базовая солидарная пенсия (PBSV) — ежемесячное денежное государственное пособие, к которому могут обращаться все лица, которые не имеют права на пенсию по какой-либо пенсионной схеме. Эта пенсия имеет два вида: по старости и по инвалидности. Она выплачивается людям в возрасте 65 лет и старше и составляет примерно 139 долларов США (101 тысячу песо). Эта пенсия ниже черты бедности примерно на 50 долларов. Есть еще в Чили солидарное пенсионное пособие (APSV) — субсидия, выплачиваемая тем, кто зарабатывает менее 470 долларов США.

По данным, представленным президентом Пиньерой, из 2,8 млн пенсионеров в Чили более половины — 1,5 миллиона — нуждаются в поддержке со стороны фондов солидарности. Из общего числа людей, которые зависят от этой поддержки, 62% составляют женщины, имеющие обычно прерывистый трудовой стаж по причине рождения и воспитания детей.

Что предлагает Себастьян Пиньера

Президент Чили признал, что проблемы "накапливались".

"Это правда, что проблемы накапливались в течение многих десятилетий и что разные правительства не могли и не смогли признать эту ситуацию во всех ее масштабах. Я признаю и извиняюсь за отсутствие внимания ", — сказал он, выступая из резиденции перед народом.

Пиньера объявил о "немедленном увеличении на 20% PBSV и APSV, дополнительных выплатах пенсионерам старше 75 лет и женщинам предпенсионного возраста в течение 2021 и 2022 годов. Но, по оценке некоторых чилийских экспертов, это повышение будет незначительным на фоне общего низкого уровня пенсий.

В области здравоохранения и медицины Пиньера собирается создать страховой фонд для покрытия части медицинских расходов малоимущих семей. Он заверил, что минимальную заработную плату, которая теперь называется "минимальный гарантированный доход", он повысит до 482 долларов (350 тысяч песо) для всех, работающих полный рабочий день. Если зарплата будет меньше этой суммы, правительство должно будет субсидировать эту разницу. Он также объявил о создании механизма, предотвращающего повышение тарифов на электроэнергию, однако пока не объяснил, что это за механизм и как он будет работать.

Президент объявил о повышении налогов для тех, кто зарабатывает 8 миллионов песо (11 тысяч долларов), об укреплении Муниципального общего фонда, с помощью которого он будет добиваться "перераспределения средств между общинами с высоким и низким уровнем доходов", а также об уменьшении заплат парламентариям и чиновникам, о сокращении числа парламентариев.

В завершение своей речи Пиньера признал, что эта социальная повестка дня не решит всех проблем, с которыми сталкиваются чилийцы. Но будет необходимым и значительным вкладом в улучшение их качества жизни, особенно в наиболее уязвимых секторах и для среднего класса, с особым приоритетом для детей, женщин и пожилых людей.

После таких слов возникают следующие вопросы: и где преимущества неолиберализма над социализмом? И для этой повестки нужны были убитые и раненые? И последнее — а Мадуро после этого можно критиковать?

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках.

Редакция сайта 360°


Пенсионная система Чили считается одной из самых новаторских в мире, опыт пенсионного обеспечения в этой стране используется, в том числе и в России. Ответственность за формирование пенсий полностью перенесена на работающих граждан. У каждого есть свой пенсионный счет, который ежемесячно пополняется взносами, составляющими 10% от заработной платы. Все перечисленные средства капитализируются частной управляющей компанией, которую выбирает сам гражданин.ъ

"Чилийская реформа осуществлялась в условиях значительного оживления экономики. Это позволило правительству обеспечить щедрое финансирование пенсионной реформы. На это время пришелся бум фондового рынка Чили, который обусловил на первых порах высокий уровень доходности пенсионных фондов. Существенным фактором, предопределившим успех реформы, стала также благоприятная демографическая обстановка. В Чили всего 8% населения пенсионного возраста (в России – 28,5%), а на одного пенсионера приходится 12,8 занятых", - объяснил "360 Подмосковье" советник Президента Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Олег Колобаев.

Как сообщил "360 Подмосковье" Колобаев, основной характерной чертой чилийской реформы является замена приобретенных прав на пенсии по прежней системе в гарантированную государством выплату и введение с этого же момента обязательного накопительного страхования работников в нескольких частных конкурирующих компаниях. Новая система заключалась в обязательном страховании лиц, работающих по найму. Работники были обязаны уплачивать 10% от своей зарплаты в одну из компаний, обеспечивавших инвестирование этих накоплений.

"Страховые взносы уплачиваются только работниками и начисляются на заработную плату до вычета налогов и иных удержаний. Работодатель взносов не уплачивает и участвует в пенсионной системе только сбором страховых взносов.. Таким образом, у работодателя не возникают дополнительные расходы по заработной плате за счет пенсионного обеспечения", - отметил советник президента НАПФ Олег Колобаев.

При проведении реформы предполагалось, что индивидуальное накопление будет стимулировать работника к уплате страховых взносов, от которых напрямую зависит размер его предстоящей пенсии. В таком случае у работодателя высвобождались ресурсы для создания новых рабочих мест.

Мужчины могут выйти на пенсию в возрасте 65 лет, женщины – 60 лет. Однако гражданин может досрочно выйти на пенсию, если было сформировано достаточно накоплений.

В стране есть два основных типа получения пенсий: программированный уход на пенсию (выплаты осуществляются по схеме, которая заранее оговаривается с застрахованным лицом) и пожизненная рента (страховая компания выплачивает пособие до конца жизни застрахованного лица).

Минимальную пенсию в стране могут получать те, кто в течение 20 лет инвестировал средства, но не смог накопить достаточную сумму. Однако у системы есть и свои минусы: работник и работодатель могут договориться, с какой части зарплаты будут осуществляться выплаты в соцстрахование. В связи с этим более трети клиентов пенсионных фондов могут оказаться на грани бедности.

Стоит отметить, что пенсионная реформа в Чили была проведена в начале 1980-х. С тех пор доходность негосударственных фондов превышает среднегодовой уровень инфляции. Такие фонды аккумулируют средства на 25 миллиардов долларов, что составляет четверть ВВП страны. При этом каждый гражданин может получать пенсию в размере 80% от своей зарплаты.

По примеру Чили провели свои пенсионные реформы Аргентина, Перу и Колумбия. Некоторые черты этой модели есть и в России. Олег Колобаев рассказал "360 Подмосковье", что одной из таких черт является обязательная накопительная составляющая пенсионной системы и ее комплексный характер.

"Наличие пенсионных накоплений является практически единственным значимым способом обеспечить дифференциацию пенсий с приемлемым коэффициентом замещения, что особенно важно для граждан, доход которых превышает средний уровень. В этом смысле пенсионная система России более ориентирована, например, на пенсионную систему Швеции и находится на более высоком уровне развития, чем, так называемая, чилийская пенсионная система, ведь при ее разработке уже были учтены просчеты пенсионной системы Чили", - отметил Колобаев.

Предоставляем поручительства, кредиты и финансовые услуги с 2013 года

9% мирового населения сейчас − пенсионеры. К 2070 году, по прогнозам ООН, их будет уже 20%. Почему так? Все просто: в мире появилась качественная медицина, доступные продукты и наступила пауза в войнах.

Можно заявить, что мы вступили в эру здоровья и благополучия пожилых людей. Это круто и доказывает наш существенный прогресс по сравнению со Средневековьем. Но даже в такой ситуации есть подводные камни. Не во всех странах идеально работают пенсионные системы.

В Украине минимальная пенсия составляет 2 тыс. грн. К июлю 2021 года она может вырасти до 2,6 тыс. − ее рассчитывают как 40% от минимальной зарплаты, которую обещают снова повысить. У нас 11,24 млн пенсионеров, 25% населения. В бюджете-2020 на пенсии заложили 514 млрд грн, и это основные расходы государства.

Каждый, кто официально работает в Украине, заплатил в этом году 31,5 тыс. грн на содержание пожилых людей. В будущем эти выплаты будут только расти, а значит, компании могут вычитать эти деньги из зарплат сотрудников.


Павел Матияш, директор финансовой компании Activitis

Как устроена пенсионная система в Украине

По закону в Украине действует солидарная пенсионная система. Каждый работник раз в месяц отдает 22% от своей зарплаты − это единый социальный взнос (ЕСВ). Когда работник выйдет на пенсию, он получит выплаты по формуле СЗ х ИКЗ х КС. СЗ − средняя зарплата в Украине за последние 3 года, ИКЗ – индивидуальный коэффициент зарплаты, а КС − стаж работы.

По этой формуле в Украине пенсионер может получить не больше 16 380 грн. Это дотационная пенсия, ведь большая часть экономики находится в «серой» зоне, а работники оформлены как ФЛП (физическое лицо – предприниматель). Не будем забывать и о трудовых мигрантах, которые платят налоги в странах, где работают.


Источник фото: UA.News

Так что, во всем виноваты ФЛП? Самое простое, но неверное предположение. Солидарная пенсионная система изначально неверна − ведь люди не чувствуют ответственность за деньги, которые отдают. Какой смысл индивиду отдавать четверть доходов, если он будет простаивать старость в очереди и плеваться от размеров «награды» за верную службу?

К примеру, ваша зарплата – 20 тыс. грн в месяц. По нынешней формуле вы получите пенсию в 8 тыс. грн.

Что с этим можно сделать? Например, можно стараться больше инвестировать. Депозиты, ценные бумаги, недвижимость могут сделать вашу старость безбедной. А вот надеяться на пенсию стоит тогда, когда государство изменит солидарную систему на накопительную.

Не нужно изобретать велосипед − достаточно посмотреть на пример Чили. В этой стране проблему пенсий решили еще 40 лет назад.

Немного истории

В 1980 году правительство генерала Аугусто Пиночета ввело в Чили систему пенсионных сберегательных счетов. Ее создатель – министр труда Хосе Пиньери.

За следующие 12 лет пенсии выросли на 50–100%, а экономика избавилась от пенсионного якоря и показала рост 3–6% в год. Примеру Чили вскоре последовали Аргентина, Перу, Колумбия и другие страны Латинской Америки.


Чили. Источник фото: The Lost Passport

Как устроена пенсионная система в Чили

Чилийские работники не платят ЕСВ. Вместо этого они либо их работодатели каждый месяц перечисляют 10% на пенсионные счета. Этими деньгами распоряжается частная компания по управлению пенсионным фондом (КУПФ).

Таких компаний много, сотрудники могут сами выбирать, с кем сотрудничать. Конкуренция стимулирует компании инвестировать деньги максимально эффективно − они живут на процент от операций. А суровые законы не дают схитрить. В случае мошенничества отвечают все: создатели и руководители КУПФ, а также их дети и внуки.

Каждый чилийский работник может в любой момент проверить свой счет, узнать, куда инвестируют его накопления, достаточно ли он откладывает, чтобы жить на пенсии в достатке.

Кстати, выйти на пенсию чилийцы могут в любое время. После этого можно выбрать, как получать свои дивиденды − сразу или раз в месяц.

Когда владелец пенсионного счета умрет, его деньги не исчезнут − они перейдут родственникам. Сейчас из-за кризиса правительство Чили разрешило всем гражданам снять до 10% накоплений.


Чили. Источник фото: Pension Research Council

Почему это важно для Украины?

Добровольная пенсионная система в Чили решает три проблемы:

  • Те, кто официально работает, не содержат пенсионеров.
  • Государство не спасает Пенсионный фонд от банкротства. Ему не нужно увеличивать налоги и искать деньги, чтобы закрыть дефицит бюджета.

Еще добровольная система помогает человеку понять, зачем он нужен государству. Он осознает, что его накопления напрямую зависят от того, как развивается экономика в стране.

В этом случае человек уже хуже относится к коррупции, больше интересуется политикой и ходит на выборы. Каждый понимает, что все в государстве зависит от него лично. И это круто.

Этот материал – не редакционный, это – личное мнение его автора. Редакция может не разделять это мнение.

Подписывайтесь и вдохновляйтесь!

Пенсионная система Чили ( испанская : Система Previsional ) относится к старости, инвалидности и по случаю потери кормильца пенсии для работников в Чили . Пенсионная система была изменена Х.ПИНЬЕР , во время Аугусто Пиночет «s диктатур , 4 ноября 1980 г. от PAYGO -системы к накопительной перспективе системы капитализации по частному сектору пенсионных фондов . Многие критики и сторонники рассматривают реформу как важный эксперимент в реальных условиях, который может дать выводы о влиянии полного преобразования PAYGO-системы в систему, финансируемую капиталом. Поэтому международное сообщество наблюдало за развитием событий с большим интересом. При правительстве Мишель Бачелет пенсионная система Чили была снова реформирована.

Содержание

  • 1 Пенсионная система 1926 г.
  • 2 Пенсионная реформа 1980-81 гг.
    • 2.1 Обзор
      • 2.1.1 Ответственность правительства
      • 2.1.2 Авторы
      • 2.1.3 Административные расходы
      • 2.1.4 Покрытие
  • 3 Пенсионная реформа 2008 г.
  • 4 См. Также
  • 5 Библиография
  • 6 Внешние ссылки
  • 7 ссылки

Пенсионная система 1926 г.


Система социального обеспечения была внедрена в Чили в 1920-х годах, которая включала пенсионную систему PAYGO. К 1973 г. финансирование пенсионного фонда было низким, хотя 73% всех чилийских рабочих платили в систему. Причина этого заключалась в том, что почти все работники вносили только установленные законом минимальные взносы, а многие успешно уклонялись от пенсионных взносов. Плохая статистика выплат объясняется, прежде всего, тем, что индивидуальные взносы мало коррелировали с ожидаемыми пенсионными выплатами.

Пенсионная реформа 1980-81 гг.


4 ноября 1980 года под руководством Хосе Пинеры , министра труда и пенсий при диктаторе Аугусто Пиночете, в сотрудничестве с его командой Chicago Boys пенсионная система PAYGO была изменена на систему с капиталом, управляемую инвестиционными фондами. Х.ПИНЬЕРА была идея приватизации пенсионной системы в первый раз при чтении книги Капитализм и свобода от Милтона Фридмана Там было реализовано несколько (частных) пенсионных фондов , так называемые Administradoras де Fondos де Pensiones (АФП). Для всех граждан, которые юридически определены как работники, работодатели должны выплачивать часть заработка в пенсионный фонд. Рабочие, которые уже заплатили в старой системе, получили возможность продолжать платить в старой системе. Но установленный законом минимальный взнос в новые частные пенсионные фонды был на 11% ниже, чем взносы в старую пенсионную систему, поэтому большинство работников перешли на новую пенсионную систему.

Чилийские военные, внедрившие новую систему AFP, исключили себя из нее, продолжая получать свои пенсии от Caja de Previsión de la Defensa Nacional . Пенсии военнослужащих существенно выше, чем у остальных чилийцев, и чаще всего соответствуют их доходам во время действительной службы. Однако, в отличие от обычной системы PAYGO, действующей в масштабах всего общества, военные пенсии выплачиваются небольшой части населения и финансируются всеми налогоплательщиками страны.

Обзор

Ежегодные взносы чилийских рабочих в частный пенсионный фонд составляют около 3,5% валового внутреннего продукта. Пенсионные выплаты из пенсионных фондов все еще относительно невысоки, главным образом потому, что лишь немногие вкладчики достигли пенсионного возраста. До 2008 года частные пенсионные фонды накопили капитал в размере 52,77% от валового внутреннего продукта.

Год 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Ежегодные взносы в% от валового внутреннего продукта 3,57 3,40 3,48 3,57 3,32 3,44 3,49
Пенсии как% от валового внутреннего продукта 1,95 1,99 1,99 1,78 1,64 0,90 1,92
Накопленный капитал как% от валового внутреннего продукта 55,07 58,16 59,08 59,35 61.01 64,43 52,77

Ответственность правительства

Создание и деятельность частных пенсионных фондов регулируются законом. Например, любой пенсионный фонд должен вносить минимальные резервы. Разрешенные виды инвестиций определяются законом. Соблюдение требований частных пенсионных фондов контролируется государственным регулирующим органом, Superintendencia de AFP, теперь называемым Superintendencia de Pensiones .

Есть государственные гарантии в следующих случаях:

  1. Всем гражданам, внесшим вклад в фонд не менее 20 лет, гарантирована минимальная пенсия. Разница между минимальной пенсией и пенсионным правом из инвестиционного фонда оплачивается государством.
  2. Если пенсионный фонд не может обеспечить установленную минимальную прибыль, он будет ликвидирован, а собранные активы будут переведены в другой фонд. В этом случае государство решает проблему нехватки активов.
  3. В случае банкротства пенсионного фонда государство выплачивает пенсии на государственные расходы.

Правительство выплачивает фиксированную сумму социальной помощи тем гражданам, которые даже не имеют права на минимальную пенсию, Pensiones Asistenciales (PASIS). Но предоставляемой суммы денег обычно недостаточно, чтобы покрыть всех нуждающихся.

В связи с переходом от PAYGO к накопительной системе затраты на конвертацию будут возникать до 2045 года. Взносы почти полностью производятся через новую систему, в старой системе почти не осталось платежей. Разница между оставшимися взносами и пенсиями, которые должны быть выплачены, должна финансироваться чилийским правительством. Эти конверсионные затраты ложатся тяжелым бременем на государственный бюджет:

Год 1981 г. 1982 г. 1983 г. 1984 1985 г. 1986 г. 1987 г. 1988 г. 1989 г. 1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г.
Затраты на конвертацию в% от валового внутреннего продукта Чили 4.10 8.30 7,50 7,70 6,70 6.30 5,40 5.20 4,50 4,60 4,50 4,30 4,50 4,50 4,40

Авторы

Все рабочие и служащие должны платить в систему. Обязательные взносы составляют 10% от ежемесячного дохода, часть ежемесячного дохода, превышающая 2 800 долларов США (60 UF), не взимается. Самостоятельно занятые лица могут делать взносы добровольно, а наемные работники также могут повышать свою пенсию за счет дополнительных добровольных взносов. В чилийских вооруженных сил и полиции не участвуют в рабочих пенсионной системе , но участвовать в отдельной системе PAYGO.

Пенсионные взносы не облагаются подоходным налогом . Работник может выбрать одного из шести управляющих частным пенсионным фондом и изменить его по своему усмотрению, а также выбрать один из пяти фондов (от A до E, где A является наиболее рискованным).

Административные издержки

Пенсионные фонды находятся в частном управлении. Размер административных расходов законом не регулируется. Но есть двухлетнее обязательство по включению нового аффилированного лица в единый фонд, выбранный на публичных торгах, исходя из уровня административных расходов. Пользователь вносит в свою пенсию взнос в размере 10% от дохода. Кроме того, пользователь оплачивает административные расходы порядка 1% от дохода. Без работы пользователь не платит никаких затрат.

Покрытие

Показатели чилийских пенсионных фондов не очень хорошие по сравнению с показателями частных пенсионных фондов развитых стран , но эти показатели частично объясняются особыми факторами. Размер административных расходов считается проблемой чилийской пенсионной системы.

В дополнение к обычным частным пенсионным фондам или вместо них работники могут иметь право на государственную помощь:

Пенсионеры, чьи частные пенсии ниже определенного уровня, имеют право на минимальную пенсию (Garantía de Pensión Mínima). В этом случае государство выплачивает дополнительную пенсию.

Люди, которые ничего не платили или вносили взносы менее 20 лет, могут получать социальную помощь Pensiones Asistenciales (PASIS) . Но Pensiones Asistenciales выплачиваются из фиксированного бюджета, который обычно не достаточно велик, чтобы покрыть всех нуждающихся.

Количество работников, которые фактически платят в пенсионную систему, снизилось с 64% в 1980 году (до реформы) до 58% к 2006 году. По словам Патрисио Навиа, профессора Университета Диего Порталеса, большинство людей воспринимают расходы на пенсии и сами пенсии как несправедливые. . Поэтому они пытаются уклоняться от пенсионных взносов.

Андрас Утхофф, директор Отдела социального развития Экономической комиссии Организации Объединенных Наций для Латинской Америки ( ЭКЛАК ), заявляет, что реформированная чилийская пенсионная система не работает с реформированным чилийским рынком труда, потому что лишь небольшой процент работников может финансировать значимые пенсии.

Согласно прогнозу Берштейна, Ларрена и Пино Риоса на 2005 год (на основе данных за период 1981-2003 гг.) Ожидаемые пенсии прогнозируются следующим образом:


60% всех рабочих покрываются От них можно рассчитывать на пенсию в размере:
социальная помощь (Pensiones Asistenciales) минимальная пенсия (Garantía de Pensión Mínima) достаточная частная пенсия
40–50% 10% 40–50%

Себастьян Пиньера , брат Хосе Пиньера, а затем президент Чили, сказал во время выдвижения своей кандидатуры в президенты в 2006 году:

Система социального обеспечения Чили требует глубоких реформ во всех секторах, потому что половина чилийцев не имеет пенсионного обеспечения, а из тех, у кого оно есть, 40 процентам будет трудно достичь минимального уровня. С этим нужно бороться сейчас, и мы согласны с Мишель Бачелет и, я надеюсь, объединим усилия для реализации этого крупного начинания.

Пенсионная реформа 2008 года


При правительстве Бачелет в 2008 году пенсионная система была снова реформирована. Андрес Веласко, ведущий советник правительства по экономическим вопросам, обратился к двум основным проблемам: охват населения и размер административных расходов. Слишком много людей не участвуют в пенсионной системе, и накопление капитала за счет пенсионных фондов обходится довольно дорого. Реформа следует рекомендации Всемирного банка , который обнаружил в пенсионной системе 1980 года сильный перераспределительный компонент за счет низкооплачиваемых или иногда безработные. Большая часть чилийского населения не может финансировать значимые пенсии, потому что многие работники не могут регулярно вносить более высокие суммы денег. Кроме того, многим работникам трудно достичь 20-летнего стажа, чтобы получить хотя бы право на минимальную пенсию. Поскольку пенсионные фонды взимают высокие фиксированные административные расходы на одного застрахованного лица, и лишь небольшая часть административных расходов зависит от суммы счета операций с капиталом, накопление капитала пенсионными фондами очень невыгодно для работников с более низкими доходами. Поэтому Всемирный банк рекомендовал отменить минимальную пенсию и пенсионное обеспечение Asistenciales и вместо этого ввел механизм объединения общественных рисков, финансируемый за счет налоговых поступлений от НДС .

Реформа включает, в основном, следующие моменты:

  • Минимальная пенсия и Pensiones Asistenciales были заменены солидарной пенсионной системой (SPS), финансируемой за счет налогов. Все граждане старше 65 лет, которые прожили в Чили не менее 20 лет и не имеют частной пенсии на установленном минимальном уровне, имеют право на получение пенсии SPS.
  • Были расширены установленные законом рамки, в которых разрешены инвестиции пенсионных фондов.
  • В переходный период до 2015 года индивидуальные предприниматели также должны быть интегрированы в пенсионную систему.



25 июля президент Чили Себастьян Пиньера подписал закон, который позволяет гражданам снять 10% пенсионных накоплений, чтобы справиться с трудной экономической ситуацией на фоне пандемии. Среди органов власти, представителей частного сектора и СМИ разгорелась жаркая полемика о необходимости принятия данного закона. Telegram-канал «Байки из фавел» рассказывает о новом законопроекте, всколыхнувшем Чили.

Особенности пенсионной системы Чили

Еще с конца прошлого века чилийская пенсионная система является полностью приватизированной. В 1983 году Аугусто Пиночет провел реформу, согласно которой государственные пенсии, выплачиваемые из бюджета, остались в прошлом. На сегодня в Чили действует система индивидуальных пенсионных счетов, на которые идут отчисления в размере 10% зарплаты работников. Управление счетами осуществляется частными фондами. Для лиц в возрасте от 65 лет, которым не удалось накопить на пенсию, в Чили существует ежемесячное государственное пособие — так называемая базовая солидарная пенсия (PBSV), которая выплачивается по старости или по инвалидности. Сумма выплат составляет от 141 тыс. песо (186 USD) до 169 тыс. песо (223 USD) в зависимости от возрастной категории граждан. Однако данные выплаты не дотягивают даже до половины минимального размера оплаты труда в стране, который на 2020 год составляет 320 тыс. песо.

В связи с экономическими колебаниями, вызванными пандемией коронавируса, Центральный банк Чили прогнозирует падение ВВП страны в 2020 году от 5,5% до 7,5%. Такое положение дел предвещает серьезнейшую экономическую рецессию в стране за последние 35 лет.

Как же связанна пенсионная система Чили и COVID-19?

В начале лета 2020 года по Чили прокатились протестные акции в связи со снижением уровня жизни и дефицитом продуктов. В некоторых районах протесты переросли в настоящие столкновения с полицией.


Насчет протестов высказался министр экономики Чили Лукас Паласиос. По его словам, власти должны понимать, что «выходящим на протесты людям нужна помощь» и, что «им действительно тяжело». Также министр добавил, что государство сейчас делает все возможное, чтобы оказать помощь нуждающимся. Почти 4 миллиона чилийцев пострадали от последствий пандемии, сказавшихся на рынке труда.

Согласно данным исследовательского центра Католического университета, 2,1 млн человек потеряли работу за последние 12 месяцев, а 1,1 млн даже не выходят на рынок труда из-за сложившейся эпидемиологической ситуации. Кроме того, 765 635 работников подали заявление на приостановление трудовых контрактов. Помимо сокращения доходов миллионов семей, эти данные указывают на усиление страха граждан перед коронавирусной инфекцией и неопределенностью в отношении того, будут ли они в ближайшем будущем иметь возможность удовлетворить свои многочисленные потребности.


Таким образом на фоне столь непростой ситуации 8 июля палата депутатов приняла законопроект, позволяющий гражданам выводить до 10% средств из бюджетов пенсионных фондов. По мнению депутатов, снятие данных средств позволит чилийцам покрыть необходимые расходы из своих же пенсионных накоплений. Данное решение было принято 95 голосами «за», 25 «против» и 31 «воздержавшимся». Однако, по результатам голосования, парламентариям из ведущей политической коалиции «Чили, вперед!», от которой в Национальном конгрессе представлены две правоцентристские и одна правая партии, найти консенсуса не удалось. 7 депутатов из Независимого демократического союза (UDI) проголосовали «за», однако трое изменили свое решение во втором чтении. Интересно, что точно такая же ситуация сложилась в партии Национальное обновление (RN). Депутаты от «Политической эволюции» (Evópoli) единогласно проголосовали против. 19 представителей «Чили, вперед!» воздержались.


✅APROBADO | Con votos 95 votos a favor, 25 en contra y 31 abs. se aprueba en general la ref. constitucional que permite el retiro de fondos previsionales por la pandemia del #COVIDー19.
Vuelve a la Comisión de Constitución por haber sido objeto de indicaciones. pic.twitter.com/pH9JaF6vVA

— Diputadas y Diputados de Chile (@Camara_cl) July 9, 2020

Кто имеет право выводить 10% своих пенсионных накоплений?

Право на вывод накоплений имеют граждане, уплачивающие обязательные и добровольные взносы на формирование накопительной пенсии. Лишены данной возможности граждане получающие пенсии и/или пособия по инвалидности, а также лица не уплачивавшие взносы на накопительную пенсию.

Казалось бы, идея неплохая — чилийцы смогут получить дополнительные средства, чтобы справиться с нарастающим кризисом в стране. Однако согласно исследованию, проведенному Ассоциацией AFP (Управление пенсионными фондами Чили), в случае, если все люди решат вывести средства, около 3 миллионов человек в основном в возрасте до 40 лет останутся без пенсионных сбережений. Это исследование заставило серьезно задуматься Правительство Чили.

Так, министр финансов Игнасио Брионе от имени правительства сказал, что одобрение законопроекта о финансировании антикризисных мер за счет бюджета пенсионных фондов «кажется плохой идеей и мы сожалеем об этом». Министр раскритиковал депутатов, которые отдали предпочтение краткосрочному видению ситуации и выбрали короткий путь решения проблемы. Брионес также высказал интересную оценку действий депутатов: «выступать за улучшение пенсионной системы и в то же время предлагать реформу, ослабляющую ее, недопустимо. Необходимо выбрать либо одно, либо другое». Глава союза торговли и промышленности Чили (CPC) Хуан Сутиль также выступил против данного решения. По его мнению, 10% пенсионных накоплений является слишком маленькой суммой, чтобы позволить гражданам Чили решить проблемы материального характера. Массовый вывод средств нанесет серьезный ущерб стабильности пенсионной системы и затруднит выход на пенсию большому числу граждан.


Таким образом в Чили разгорелось противостояние Правительства и Парламента. Депутат от правоцентристской партии «Национальное обновление», Мигель Мелльядо, проголосовавший за принятие закона, ответил на критику министров в адрес тех депутатов, которые также проголосовали «за». По мнению Мелльядо министры путают, кто является исполнительной, а кто законодательной властью.

«Депутатам присуща преданность людям, выбравшим их, они ориентированы на нужды народа, а им (министрам, критиковавшим данное решение) не хватает достаточного опыта в данном вопросе», — сказал он.

Главным аргументом депутата является тот факт, что спустя пять месяцев с начала пандемии некоторые семьи не получили ни единого песо и были вынуждены продолжать оплачивать кредиты и обучение.

Среди воздержавшихся был сенатор от партии Национальное обновление Франсиско Чахуан. Свою позицию сенатор объяснил как знак протеста правительству. По его мнению, правительство позволило утвердить законопроект, не обеспечив никакого пространства для диалога.


Принятый закон все же имеет свои подводные камни. Во-первых, законопроект не подкреплен общественными исследованиями, которые обосновали бы его структуру, оценили бы последствия или объяснили взаимосвязь с пакетом мер, принятым для смягчения последствий пандемии. Во-вторых, несмотря на заявления о том, что граждане смогут вывести до 10% накоплений, для большинства лиц это не так. Закон позволяет лицам, имеющим менее 1 миллиона песо, снимать все свои средства. Поскольку многие чилийцы имеют незначительные накопления на своих пенсионных счетах, средняя сумма, которая может быть выведена составит 44% от всех средств, находящихся в пенсионных фондах Чили.

В конченом счете следует понимать, что любые меры, предусматривающие использование пенсионных фондов для смягчения краткосрочных потрясений, должны предусматривать возврат ресурсов для выплаты будущих пенсий, а не искажать суть страховой системы.

Ожидается, что спрос на вывод накоплений из пенсионных фондов будет крайне высок. Принятый властными структурами законопроект является одним из достижений чилийской неолиберальной модели, поскольку представляет собой закрепление принципа частной собственности. Однако, как ни парадоксально, сами же инициаторы идеи позже стали выступать против, предупреждая чилийцев о негативных последствиях от вывода своих же пенсий.

Больше новостей и аналитики событий в Чили вы можете найти в нашем Telegram-канале «Байки из фавел».

Система виутреииих сбережений

Из развивающихся стран в Чили самые крупные по размеру (к ВВП) пенсионные фонды и относительно высокие показатели уровня развития коллективных инвестиций, страховых компаний, фондового рынка и банков.

Наличие динамично развивающейся системы внутренних сбережений в Чили во многом обусловлено эффективностью исполнительной власти и благоприятным бизнес-климатом в этой стране. При максимальном значении Индекса эффективности правительства, рассчитываемого Всемирным банком, 2,5 балла в 2011 г. Чили имела оценку 1,2 балла; Аргентина, Бразилия и Мексика — соответственно — 0,2, 0,1 и 0,2 балла.

Для сберегательной системы Чили характерен высокий уровень синергии в развитии пенсионных фондов и коллективных инвестиций. По данным OECD, в 2011 г. 38,1% портфеля пенсионных фондов были вложены в акции (паи) взаимных фондов (см. табл. 1.7). Рост пенсионных накоплений в частных пенсионных фондах придал импульс в развитии страхования жизни, поскольку основной формой пенсионных выплат являются аннуитеты.

Истоки чилийской пенсионной реформы

Чилийская пенсионная реформа для многих стран стала образцом проведения реформ системы социального страхования. Например, под влиянием данной реформы в США было принято решение об использовании ИПС в системе социального обеспечения 1 . В этой связи интересно то, как ее автор Хосе Пиньеро объяснял, почему столь новаторская реформа произошла именно в Чили 271 272 .

В 1956 г. факультет экономических наук Католического университета в Чили подписал соглашение о сотрудничестве с Чикагским университетом; был создан эффективный канал трансфера новых знаний в чилийские учебные заведения. В 1960-х гг. сотни студентов, включая самого Пиньеро, интенсивно обучались программам, проникнутым идеями свободы личности и частного бизнеса. Вскоре сложилась критическая масса экономистов — сторонников свободной рыночной экономики, которых называли «чикагскими мальчиками».

После получения экономической степени в Чили Пиньеро продолжил обучение сначала в Чикагском, затем в Гарвардском университете. За годы учебы в Кембридже он увлекся идеями экономической свободы, трудами Д. Локка, А. Смита, Ф. Бастиа, Ф. Хайека, К. Поппе, Л.Ф. Мизеса, М. Фридмана. Из книги последнего «Капитализм и свобода» (1962) Пиньеро впервые узнал об идее приватизации государственной системы социального страхования.

В 1974 г. Пиньеро вернулся в Чили, мечтая воплотить идеи экономической свободы в этой стране. В 1977 г. во время одного из публичных выступлений он был замечен А. Пиночетом, который попросил его выступить перед членами кабинета министров. В 1978 г. Пиньеро стал министром труда и социального обеспечения. Перед ним были поставлены две задачи: создать новую систему социального обеспечения и реформировать трудовое законодательство. Идеи реформирования системы социального страхования были частью общей стратегии создания свободного рынка и свободного общества в Чили. Для разработки и реализации пенсионной реформы Пиньеро удалось найти единомышленников.

Реформа готовилась в течение двух лет. Важной стороной ее подготовки была активная разъяснительная работа среди рабочих и по телевидению. Окончательно план реформы был одобрен 4 ноября 1980 г. С 1 мая 1981 г. реформа началась. На начальном этапе ее проведения работникам предоставлялось право выбора — остаться в старой пенсионной системе или открыть ИПС в частном пенсионном плане. Около 95% участников предпочли перейти в частные пенсионные фонды, и только 5% остались в старой системе.

Пенсионная система и ее уровни

По итогам новой реформы 2008 г. современная пенсионная система Чили состоит из следующих уровней: социальной солидарной пенсии нулевого уровня; обязательных пенсионных планов второго уровня, администрируемых частными пенсионными фондами; и добровольных корпоративных и индивидуальных пенсионных программ третьего уровня (рис. 2.29).


Рис. 2.29. Уровни чилийской пенсионной системы после реформы 2008 года

Социальная пенсия (нулевой) уровень

Социальная пенсия включает базовую (солидарную) пенсию и дополнительную (целевую) пенсию.

Базовая пенсия (PBS) была введена в 2008 г. Она устанавливается в виде фиксированной, ежегодно индексируемой суммы. В 2009 г. она составляла 75 тыс.чилийских песо в месяц, или 148 долл.

Базовая и дополнительная пенсии финансируются за счет общих доходов бюджета.

Обязательные частные накопительные пенсионные планы (второй уровень)

Пенсионная система Чили в современном виде была создана пенсионной реформой 1981 г. и заключалась в постепенном замещении государственной солидарной системы обязательными полностью фондируемыми пенсионными планами с установленными взносами, администрируемыми частными пенсионными фондами. Данные планы не являются корпоративными. Право выбора частного пенсионного фонда, открывающего индивидуальный пенсионный счет участнику, предоставлено непосредственно работникам. Они вправе свободно выбирать между разными пенсионными фондами, управляемыми частными специализированными компаниями, которые называются пенсионными администраторами (administradoras de fondos de pensiones — AFP).

Старая пенсионная система включала в себя 32 разных страховых учреждения с разными профессиональными пенсионными планами (пенсионными кассами) с различными привилегиями для работников разных профессий. Участники не могли выбирать между пенсионными кассами. Размер взноса дифференцировался от 22,65 до 24,91%. За работу страховых компаний отвечало государство. Планы были с установленными выплатами.

В новой пенсионной системе работник обязан уплачивать взносы в размере 10% от своего заработка (до определенного потолка) на ИПС в частном пенсионном фонде. Кроме того, еще 2,2% от заработка уплачиваются пенсионному администратору. Часть такого платежа является страховым платежом на случай потери трудоспособности, а часть является оплатой операционных услуг компании и ее вознаграждением. При расчете взносов установлен предельный уровень (потолок) заработной платы, в пределах которого начисляются взносы. В 2008 г. он составлял 1 287 283 чилийских песо (2046 долл. США) в месяц, что эквивалентно 8-кратному размеру минимальной заработной платы. С 2009 г. размер потолка ежегодно индексируется в соответствии с темпами роста средней заработной платы по экономике.

Пенсионные фонды стали обязательными для тех, кто начинал свою трудовую деятельность с 1981 г., для остальных же ее использование являлось добровольным. Тем не менее 95% наемных работников предпочли перейти на новую систему, поскольку учет ранее приобретенных прав (посредством специально выпущенных государственных облигаций) и снижение ставки отчислений делали такой переход выгодным.

К 2008 г. число участников новой системы достигло 4,5 млн человек, или 60% от трудоспособного населения. Это значительно выше, чем в среднем по Латинской Америке (28%), хотя и ниже того уровня, который свойствен странам — членам ОЭСР (90%). Число пенсионеров, получающих пенсию из новой системы, достигло к 2008 г. 694 тыс., что составило 15% от числа плательщиков взносов в новую систему и 47% от общего числа пенсионеров в стране.

Объемы взносов и размер активов пенсионных администраторов росли весьма быстрыми темпами. Так, активы достигли 26% от ВВП в 1990 г., 65% — в 2007 г. и снизились до 53% от ВВП в 2008 г. в результате кризиса. Объем ежегодных поступлений в пенсионную систему составляет 4% от ВВП. Следует отметить, что пенсионные администраторы смогли достичь высокого уровня доходов, однако при этом взимали высокие комиссионные.

В новой системе работники могут свободно выбирать между разными частными пенсионными фондами, управляемыми специальными компаниями, которые называются пенсионными администраторами (AFP). Участники пенсионной системы вправе менять частный пенсионный фонд по своему усмотрению.

Каждый пенсионный фонд должен иметь пять инвестиционных стратегий от А до F, характеризуемых разной мерой риска. В частных пенсионных фондах открыты ИПС участников. Каждый участник не вправе формировать свой персональный портфель пенсионных накоплений, однако он вправе выбирать и менять одну из пяти разных инвестиционных стратегий внутри пенсионного фонда.

Чилийская пенсионная система устанавливает минимальный и максимальный размер доходности, которая выплачивается участникам фонда. И минимальная, и максимальная доходность устанавливается в зависимости от уровня средней доходности всех пенсионных фондов за последние 12 месяцев. В качестве минимума берется один из двух следующих показателей: или 50% от уровня средней доходности всех пенсионных фондов, или доходность на 2% меньше этого среднего уровня. В том случае если фонд показывает доходность ниже минимальной, он должен покрыть разницу из резервного фонда. С другой стороны, если фонд показал доходность выше установленной максимальной, т. е. наполовину выше средней по отрасли пенсионных фондов или выше на 2 процентных пункта, то излишек должен накапливаться в резервном фонде на случай, если фонд не сможет достичь установленного минимума доходности и будет должен покрывать недостачу из резерва. Указанный резерв должен инвестироваться по тем же правилам, что и все средства данного пенсионного фонда.

Обязательные пенсионные планы в Чили администрируются конкурирующими между собой частными финансовыми институтами. Предлагать пенсионные продукты разрешено только пенсионным администраторам и страховым компаниям, занимающимся страхованием жизни. Все указанные структуры являются коммерческими организациями, ориентированными на получение прибыли. Наблюдается серьезная конкуренция как между пенсионными администраторами в сфере привлечения средств и их управления, так и среди страховых компаний в сфере предложения аннуитетов.

Тем не менее процессы консолидации также сильны: в результате этих процессов число пенсионных администраторов сократилось с 20 в 1990-х гг. до 8 к 2000 г. и всего до 6 в настоящее время. При этом концентрация рынка услуг пенсионных администраторов также увеличилась: три крупнейшие компании контролируют долю рынка в 70%. Среди страховых компаний, напротив, наблюдался рост их числа до 33, из которых 21 компания предлагала аннуитеты. Значительным было иностранное участие в этой сфере: оно достигало 2 /3 капитала. Концентрация на рынке аннуитетов со временем снижалась: если в начале 1990-х гг. на долю трех крупнейших компаний приходилось более 87% этого рынка, то к настоящему времени на их долю приходится менее 30%, при этом доля каждой компании составляет примерно 10%.

На рынке аннуитетов появлялось много компаний, но при этом многие и уходили с этого рынка, поскольку он является высококонкурентным, а размер вознаграждения, а следовательно, и прибыли на капитал, — небольшим.

Пенсионным администраторам разрешено самостоятельно устанавливать размер сборов и комиссионного вознаграждения за управление индивидуальными накопительными счетами. Существуют следующие виды сборов: 1) сбор за открытие нового счета; 2) вознаграждение в виде определенного процента от суммы взносов; 3) плата за управление периодическим выводом средств; 4) плата за управление добровольными взносами; 5) фиксированная плата за период, когда уплачивались взносы. В настоящее время не разрешено удерживать комиссионные за выход из фонда. Данный запрет призван способствовать повышению конкуренции.

Достигнув официального пенсионного возраста, работник вправе использовать накопленную на его ИПС сумму для получения регулярных выплат из пенсионного фонда либо приобрести у страховой компании пожизненный аннуитет. Единовременные выплаты разрешены только при строго определенных условиях. Остаток на счете умершего наследуется. Потерявшие трудоспособность участники получают пенсию по нетрудоспособности, а потерявшие кормильца — пенсию по потере кормильца. Две последние разновидности пенсий могут выплачиваться также либо путем периодических выплат, либо путем покупки аннуитета.

Работник может выйти на пенсию при достижении 65 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Допускается досрочный выход на пенсию в том случае, если выполняются два условия. Во-первых, размер пенсии, выплачиваемой за счет накоплений на ИПС участника, должен составлять не менее 80% от суммы PMaS (с июля 2012 г.), или около 390 долл. США в месяц. Во-вторых, коэффициент замещения утраченного заработка при выплате пенсии должен составлять не менее 70% (с августа 2010 г.) от среднемесячной заработной платы в течение последнего 10-летнего периода перед выходом на пенсию.

Развитие частной накопительной пенсионной системы привело к бурному росту аннуитетов, особенно среди работников со средним и высоким уровнем заработка. Рост числа участников пенсионных фондов привел и к росту потребности в аннуитетах и как результат — к росту чилийского сектора страхования, который поднялся с 5% от ВВП в середине 1980-х гг. до 20% ВВП в 2011 г. Аннуитеты составляют 70% от общего размера сектора страхования жизни. Соотношение объема страховых премий к ВВП в Чили является самым высоким в Латинской Америке и вполне сопоставимо с уровнем, характерным для стран ОЭСР с высоким уровнем жизни. Проблема самозанятого населения

Одной из острых проблем чилийской пенсионной системы является низкий процент участия самозанятого населения в накопительной пенсионной системе и низкий уровень взносов с их стороны. Чтобы решить эту проблему, в 2008 г. были приняты поправки в закон, постепенно распространяющие принцип обязательного участия в накопительной системе и на самозанятое население. Уровень взносов установлен в 4, 7 и 10% на 2012, 2013 и 2014 гг. соответственно. До конца переходного периода, т. е. до конца 2014 г., самозанятые могут не платить взносов в пенсионную систему, однако они должны выразить это свое желание в явном виде. Начиная с 2015 г. их участие в накопительной системе станет обязательным, ставки взносов будут соответствовать взносам наемных работников, т. е. 10%. Предполагается, что это повысит охват накопительной системы населения на 1 млн человек.

Самозанятым работникам, которые выбрали аннуитет, дается государственная гарантия на выплату солидарной пенсии в размере 100% ее базовой части и 75% той суммы, которая превысит этот уровень.

Налогообложение операций с пенсионными накоплениями

Налогообложение пенсионных накоплений осуществляется по схеме Е-Е-Т.

Взносы в пенсионные фонды можно вычитать из налогооблагаемой базы. Не подлежат налогообложению и доходы, получаемые пенсионным фондом на данные взносы. Разрешены дополнительные добровольные взносы на сумму до 2000 долл. США в месяц. Это сделано для того, чтобы при желании граждане могли накопить достаточно средств для досрочного выхода на пенсию. Дополнительные пенсионные взносы также можно вычитать из налогооблагаемой базы.

После выхода работника на пенсию она становится объектом обложения НДФЛ, как и любой другой доход физлиц. Разрешено также иметь второй ИПС для дополнительных добровольных взносов. Таким счетом можно распоряжаться свободно, однако налоговые льготы предоставляются только на 4 вывода средств в течение года, если только данный перевод средств не осуществляется для пополнения других накопительных счетов.

Инвестиции частных пенсионных фондов

На эволюцию состава и структуры портфеля пенсионных фондов оказывали наибольшее влияние три тенденции: развитие внутреннего фондового рынка, рост размера активов пенсионных фондов и либерализация требований к составу разрешенных инструментов и к лимитам инвестирования в них.

На протяжении первых лет существования пенсионных фондов низкий объем их активов, а также маленькие размеры и неразвитость национального фондового рынка с точки зрения инструментария приводили к тому, что основная часть активов фонда была вложена в государственные облигации, облигации Центрального банка, депозиты и депозитные сертификаты. Во второй половине 1980-х гг. начался процесс приватизации предприятий, что стало причиной увеличения доли акций и корпоративных облигаций. Правда, следует отметить, что 90% вложений пенсионных фондов в акции были осуществлены в акции всего лишь 8 приватизированных предприятий. В 1990 г. пенсионным фондам было разрешено вкладываться в недвижимость и зарубежные инструменты. Впрочем, до 1993 г. иностранные инструменты в портфелях фондов отсутствовали, в 1997 г. не превышали 1%, в 2011 г. достигли 36,4%.

Добровольные пенсионные планы (третий уровень)

Для добровольных взносов участникам пенсионной системы разрешено открывать второй ИПС. Добровольные взносы и ИПС могут администрироваться не только частными ПФ, но и взаимными фондами и банками.

По желанию участников налогообложение добровольных взносов может облагаться по схемам Е-Е-Т или Т-Е-Е.

С 2008 г. работодатели получили право создавать добровольные пенсионные планы (Ahorro Previsional Voluntario Colectivo).

Читайте также: