Какая проводка недоимки пфр

Дата публикации 19.05.2020

В начале года в бюджетном учреждении прошла проверка ФСС РФ (0,2%) и выявлены нарушения. В решении о привлечении страхователя к ответственности установлено: начислить недоимку по страховым взносам за октябрь и декабрь 2018 г. в сумме 66,00 руб., назначить штраф 13,20 руб. и пени 7,96 руб. Какие проводки сформировать учреждению, в т.ч. по счетам санкционирования? Является ли начисление недоимки по страховым взносам за 2018 год событием после отчетной даты?

Недоимка - это сумма налога, сбора или страховых взносов, которая не уплачена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 2 ст. 11 НК РФ). Недоимка не является задолженностью по уплате пеней или штрафа за нарушение налогового законодательства, следовательно, она учитывается на счетах соответствующих страховых взносов и погашается по той же статье (подстатье) КОСГУ.

Страховые взносы начисляются и уплачиваются по виду расходов 119 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений" в увязке с подстатьей 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ. Это установлено п. 48.1.1.4 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее - Порядок № 85н), п. 10.1.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, (далее - Порядок № 209н).

Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отражаются на счете 303 06 (п. 263 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее - Инструкция № 157н).

Из вопроса следует, что в ходе проверки ФСС РФ в учреждении выявлены не начисленные страховые взносы. Полагаем, причиной могла быть ошибка, которую необходимо исправить.

Ошибка прошлых лет исправляется дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом "красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью по счетам учета в период (на дату) обнаружения ошибки. Это установлено п. 28 федерального стандарта "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н, п. 17 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480.

Инструкция № 157н, предусматривает несколько специальных счетов для исправления ошибок прошлых лет. Необходимо выбирать тот счет, который затрагивался в год совершения ошибки. Если операция влияла на расчеты, необходимо править расчеты, если на финансовый результат, то править его.

Поскольку факт начисления недоимки влияет на формирование финансового результата 2018 г. в части расходов, для исправления ошибки применяется счет 401 29 "Расходы прошлых лет" (п. 298 Инструкции № 157н).

Бухгалтерские операции по исправлению ошибок прошлых лет инструкциями по бухгалтерскому и бюджетному учету не предусмотрены. Поэтому их следует согласовать в порядке, предусмотренном п. 4 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее - Инструкция № 174н).

Операции по санкционированию обязательств учреждений, принятых в текущем финансовом году, формируются с учетом принятых и неисполненных обязательств прошлых лет (п. 310 Инструкции № 157н).

На следующий год не переносятся показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, исполненных денежных обязательств и утвержденных сметных (плановых, прогнозных) назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года (п. 312 Инструкции № 157н).

Остатки обязательств текущего финансового года (кроме исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, перерегистрируются в году, следующем за отчетным финансовым годом. Соответственно, неисполненные обязательства 2018 г.подлежат регистрации на основании проверки.

Таким образом, начисление и уплата недоимки по страховым взносам отражаются записями:

Дебет КРБ Х 401 29 213 Кредит КРБ Х 303 06 731 - начислена недоимка по страховым взносам, 66 руб.;

Дебет КРБ Х 506 10 213 Кредит КРБ Х 502 11 213 - начислены неисполненные обязательства, 66 руб. (п. 174 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 502 11 213 Кредит КРБ Х 502 12 213 - начислены неисполненные денежные обязательства, 66 руб. (п. 167 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 303 06 831 Кредит КИФ Х 201 11 610, увеличение забалансового счета 18, (КВР 119, КОСГУ 213) - уплачена недоимка, 66 руб. (п. 73 Инструкции № 174н).

Расходы на уплату штрафов и пеней за несвоевременное перечисление налогов и сборов отражаются по элементу вида расходов виду расходов 853 "Уплата иных платежей" в увязке с подстатьей 292 "Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах" КОСГУ (п. 48.8.5.3 Порядка № 85н, п. 10.9.2 Порядка № 209н).

В инструкциях по бухгалтерскому (бюджетному) учету не предусмотрено специального счета для учета пеней и штрафов. Согласно п. 259 Инструкции № 157н для расчетов с бюджетами по видам платежей предназначен счет 303 00 (303 02, 303 06, 303 07 и т.д.). Вместе с тем, пени, штрафы и иные санкции могут учитываться на счете 303 05 "Расчеты по прочим платежам в бюджет". Применение того или иного счета следует закрепить в учетной политике в порядке, предусмотренном п. 4 Инструкции № 174н.

Таким образом, начисление и уплата штрафа и пени по страховым взносам в учете бюджетного учреждения отражаются записями:

Дебет КРБ Х 401 20 292 Кредит КРБ Х 303 06 731 (КРБ Х 303 05 731) - начислены штрафы и пени по страховым взносам, 13,2 руб. и 7,96 руб. соответственно (п. 131 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 506 10 292 Кредит КРБ Х 502 11 292 - приняты обязательства по уплате штрафа и пени, 13,2 руб. и 7,96 руб. соответственно (п. 174 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 502 11 292 Кредит КРБ Х 502 12 292 - приняты денежные обязательства по уплате штрафа и пени, 13,2 руб. и 7,96 руб. соответственно (п. 167 Инструкции № 174н);

Дебет КРБ Х 303 ХХ 831 Кредит КИФ Х 201 11 610, увеличение забалансового счета 18, (КВР 853, КОСГУ 292) - уплачены штраф и пени, 13,2 руб. и 7,96 руб. соответственно (п. 73 Инструкции № 174н).

Порядок признания в учете и отражения в отчетности событий после отчетной даты установлен федеральным стандартом, утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н (далее - СГС "События после отчетной даты").

Событие после отчетной даты - это событие, которое имело место в период между отчетной датой и датой подписания и (или) принятия бухгалтерской (финансовой) отчетности с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения.

События после отчетной даты, информация о которых является существенной, учреждение определяет самостоятельно исходя из общих требований к бухгалтерской отчетности (п. 2 СГС "События после отчетной даты").

В рассматриваемом случае, как следует из вопроса, ошибка в начислении страховых взносов за 2018 г. выявлена в начале текущего года. Однако неясно, когда конкретно обнаружена ошибка: до даты принятия отчетности или после.

Если ошибка в показателях бухгалтерского учета за отчетный период (периоды, предшествующие отчетному) обнаружена после отчетной даты, но до даты принятия отчетности, ее можно отнести к событию после отчетной даты при условии существенности. Это следует из пп. 2, 7 СГС "События после отчетной даты".

Критерии существенности устанавливаются учетной политикой учреждения. Учитывая незначительную сумму недоимки полагаем, что рассматриваемая ситуация не оказывает существенного влияния на показатели деятельности учреждения. Следовательно, начисление недоимки не классифицируется в качестве события после отчетной даты, если иное не установлено учетной политикой в части существенности.

Смотрите также

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

В соответствии с действующим законодательством в России существуют обязательные системы пенсионного, медицинского и социального страхования. В рамках них граждане имеют право на получение определенных социальных гарантий, в том числе на оказание им медицинской помощи и предоставление пенсионного обеспечения.

При этом финансовое обеспечение данных систем страхования ложится на работающих граждан и их работодателей. Так, установлено, что каждая организация и индивидуальные предприниматели обязаны вносить за своих работников страховые взносы в размере, зависящем от заработной платы сотрудника. За неисполнение соответствующей обязанности к работодателям могут быть применены санкции финансового характера, в числе которых штрафы и пени.

Бесплатно по России

Как правильно сделать проводки

Проводки пени по страховым взносам на практике чаще всего используются две:

  1. Дт 99/1 Кт 69 субсчет. Данная проводка отражает начисление определенной суммы пени по взносам на различные виды обязательного страхования. Допустимо рассматривать пени, как «прочие расходы». В этом случае используется проводка Дт 91 Кт 69.
  2. Дт 69/субсчет Кт 51. Данная проводка подразумевает, что средства направлены в счет погашения задолженности.

При погашении недоимок у многих бухгалтеров возникает вопрос о том, какую дату следует проставлять при осуществлении проводок. В данном случае это зависит от того, каким образом производится оплата – добровольно или на основании соответствующего требования.

Если пени погашаются самостоятельно, то указывают дату, когда сумма их была подсчитана. В тех случаях, когда организация исполняет требования контролирующего органа, то указывается дата его вынесения.

Понятие «пени по страховым взносам»

В тех случаях, когда организация или индивидуальный предприниматель не выполняет своих обязательств по уплате страховых взносов, контролирующий орган имеет полномочия по начислению дополнительных денежных сумм до момента уплаты долга.

Так, здесь следует выделить пени, под которыми понимается дополнительный сбор, устанавливаемый за каждый день просрочки. Особенностью пени является то, что они начисляются ежедневно до момента исполнения организацией или ИП своих обязательств.

Решение о применении штрафных санкций в отношении плательщиков взносов принимает контролирующий орган. Ранее их было несколько. Так, взносы на пенсионное страхование администрировал Пенсионный фонд России (ПФР), на медицинское – Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), на социальное – Фонд социального страхования (ФСС).

Однако на сегодняшний день функции по администрированию поступающих взносов возложены на Федеральную налоговую службу (ФНС). Именно данный орган и накладывает финансовые санкции на недобросовестных плательщиков. Взносы за травматизм по-прежнему администрируются ФСС.

За что могут начислять

Уплата страховых взносов осуществляется с периодичностью, установленной законом. Соответственно, на выполнение этой обязанности плательщику предоставляется определенный срок. Если обязанность им до окончания платежного периода не исполнена, то его могут ожидать финансовые санкции.

Когда страховые взносы начислены, они считаются уплаченными в полном объеме в день, когда в банк, где открыт расчетный счет, на котором имеется достаточное количество денежных средств, предоставлен соответствующий платежный документ.

Таким образом, пени могут быть начислены:

  • за неуплату страховых взносов;
  • за частичную неуплату страховых взносов;
  • за просрочку по уплате взносов.

Решение о начислении пени и штрафов по страховым взносам может быть оспорено в судебном порядке.

Как рассчитывается штраф

Как было отмечено ранее, пени начисляются каждый день за весь период просрочки. При расчете используется следующая формула:

Однако следует отметить, что она применяется только по отношению к ИП, а также к организациям при сроке просрочки не более 30 дней. Если просрочка составляет 31 день и более, пени рассчитывают с измененной переменной – не 1/300, а 1/150 ключевой ставки Центробанка.

На сегодняшний ключевая ставка ЦБ РФ установлена в размере 4,25%. Однако следует учитывать, что данный параметр подлежит постоянному изменению. Кроме этого, расчет за каждый календарный день производится с учетом ставки, установленной на него.

Взыскание и что будет, если своевременно не оплатить

При образовании пени их рекомендуется погасить как можно скорее. Это, не в последнюю очередь, связано с тем, что каждый календарный день происходит рост задолженности. А по истечению 30 дней с момента просрочки санкции для юридических лиц увеличиваются в 2 раза.

Если своевременно не оплатить пени, то в течение 3 месяцев налоговая служба вышлет требование об уплате недоимки. За это время сумма просрочки может значительно вырасти. В требовании будет указан крайний срок, в который пени должны быть уплачены в полном объеме.

Если требование не будет исполнено плательщиком страховых взносов, то в таком случае денежные средства могут быть взысканы с него в принудительном порядке за счет денежных средств, находящихся на счету в банке обслуживания.

Кроме этого, налоговая инспекция вправе обратиться в суд с иском о взыскании недоимки. Как правило, в суд контролирующий орган обращается и заявлением о взыскании неуплаченных страховых взносов, штрафов, налогов и пеней. После получения судебного приказа (исполнительного листа) взыскание долга производится принудительно в рамках соответствующего исполнительного производства.

Порядок уплаты штрафа

Пени могут быть перечислены как добровольно, так и взысканы принудительно – по требованию.

  1. Добровольно. В этом случае организация самостоятельно высчитывает их размер. В обязательно порядке составляется справка расчета, которая направляется в контролирующий орган. Уплата происходит по платежному поручению.
  2. По требованию. При возникновении пени и получении требования контролирующего органа об их уплате на должника возлагается соответствующая обязанность. Юридические лица и индивидуальные предприниматели оплачивают их путем направления платежного поручения в банк. Сумма платежа должна соответствовать указанной в присланном требовании.

При несвоевременной сдаче и уплате страховых взносов по отношению к организациям и ИП могут быть применены финансовые санкции в форме пени, которые начисляются за каждый день просрочки платежа. Оплата недоимки может производиться как добровольно на основании собственных подсчетов, так и после получения соответствующего требования от контролирующего органа. Используемые для этого бухгалтерские проводки в этих случаях не различаются.

Видеоинструкцию по заполнению платежки на уплату пени смотрите на нашем канале YouTube.

Что такое пени и как они рассчитываются

Страховые взносы с 2017 года разделены по отношению к законодательным нормам, устанавливающим правила работы с ними:

  • основная масса взносов (на ОПС, ОМС, ОСС по нетрудоспособности и материнству) стала подчиняться НК РФ и тем требованиям, которые применяются к налоговым платежам;
  • взносы на травматизм остались под нормами закона «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

Однако требования к их оплате сохранились неизменными: страховые взносы должны быть уплачены плательщиком в необходимый срок и в полной мере. Если в силу каких-либо обстоятельств они не уплачены или оплачены не полностью, с плательщика взыскивается не только недоимка, но и санкция за просрочку оплаты, которая называется пеней.

Основанием для уплаты пеней (если они не уплачены добровольно) являются требования, выставленные плательщику органом, курирующим соответствующие взносы (ИФНС или ФСС). Таким образом, пени — это расчетная сумма, которую должен уплатить плательщик, нарушивший сроки уплаты взносов. Их расчет осуществляется в процентах за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за крайним сроком оплаты, который установлен законодательно.


Посчитать пени вы можете с помощью нашего калькулятора.

КБК по взносам и по налогам, вы всегда найдете в КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и переходите в материал.

Методы взыскания пеней и отрицательные последствия их несвоевременной уплаты

Если плательщик пренебрег возможностью добровольно исполнить требование об уплате пеней, их взыскивают, используя следующие методы:

  • направление инкассового поручения в банк плательщика;

  • взыскание за счет имущества.

К тому же при нарушении сроков и полноты уплаты страховых взносов, речь идет не только о санкциях, но и о нарушении пенсионных прав застрахованных лиц.

Отрицательными последствиями неуплаты взносов являются:

  • снижение возможности получения инвестиционного дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений;
  • уменьшение суммы пенсионных накоплений при их индексировании.

О последствиях неуплаты страховых взносов из-за их неотражения в расчете читайте в статье «Какова ответственность за неуплату страховых взносов?» .

Отражение пени по страховым взносам в учете

В п. 7 ПБУ 1/2008 говорится о том, что предприятие само имеет возможность выбрать способ отражения расходов в учете, если он прямо не установлен законодательством. В ПБУ 10/99 отражение пеней по налогам и сборам конкретно не прописано, в нем указаны только пени за нарушение условий договоров.

Причем обращаем внимание на то, что суммы дополнительно начисленных при проверке налогов и взносов можно относить к прошедшим периодам, а штрафы и пени — к периодам принятия решения по акту проверки (решения суда). Что касается счетов, на которых их следует учитывать, то Минфин России в своих последних разъяснениях (письмо от 28.12.2016 № 07-04-09/78875) рекомендует относить пени, начисленные по платежам, отличающимся от налогов на прибыль и УСН, на счета учета затрат:

Подробнее о последней точке зрения Минфина читайте в материале «Пени и штрафы по налогам - какой счет в бухучете?».

В более ранних рекомендациях Минфин предлагал использовать для отражения пени счет 99 (письмо от 15.02.2006 № 07-05-06/31).

В инструкции по применению плана счетов бухучета, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, счет 99 используется для отражения налоговых санкций. Пени к налоговым санкциям не относятся, но в инструкции сказано, что счет 99 может использоваться и для отражения пеней за нарушение сроков оплаты взносов в корреспонденции со счетом 69.

На практике используют также вариант с отнесением пеней на прочие расходы:

Сумма перечисленных пеней отражается проводкой: Дт 69 Кт 51.

Также подчеркнем, что сумма пеней по взносам не участвует в расчете базы по налогу на прибыль (п. 2 ст. 270 НК РФ), поэтому в отношении них возникают постоянные разницы между бухгалтерским и налоговым учетом (п. 4 ПБУ 18/02). Этим разницам соответствуют постоянные налоговые обязательства, начисляемые проводкой: Дт 99 Кт 68.

Итоги

Пени за несвоевременную уплату страховых взносов, не погашенные в срок, указанный в требовании налогового органа, взыскиваются в принудительном порядке за счет денежных средств страхователя или за счет его имущества при недостаточности средств на счетах. Страхователю рекомендуется самостоятельно выбрать способ отражения пени в бухгалтерском учете и отразить его в учетной политике.

Пени по взносам проводки

Недоимка по страховым взносам в ПФР, ФСС, ФФОМС: расчет пени». Проводка пени в ПФР (в ИФНС): когда делать проводку День, на который должны быть отражены операции по начислению суммы пеней, выбирается в зависимости от того, самостоятельно бухгалтер расплатился по пеням, или обязательство по их уплате были обнаружены после проверки:

  • когда бухгалтер сам исправил ошибку и уплатил пени, проводкой операции отражаются на день их расчёта (причём день необходимо указать в справке-расчёте);
  • если для напоминания об уплате пеней приходило извещение, бухгалтер делает проводку на день, когда решение об их начислении после проведения проверки вступило в законную силу.

Начислена недоимка по страховым взносам проводка

Недоимка по страховым взносам в ПФР, ФСС, ФФОМС: расчет пени». Проводка пени в ПФР (в ИФНС): когда делать проводку День, на который должны быть отражены операции по начислению суммы пеней, выбирается в зависимости от того, самостоятельно бухгалтер расплатился по пеням, или обязательство по их уплате были обнаружены после проверки:

П = 5 000,00 * 2 дн. * 11% * 1/300 = 3,67 руб. Бухгалтерская справка 69-1, 69-3 51 5 000,00 Уплата задолженности по страховым взносам в ФСС и ФОМС Платежное поручение 69-1, 69-3 51 3,67 Начисленная пеня уплачена в бюджет Бухгалтерская справка, платежное поручение 99-2 68-4 (68-2, 68-1) 475,17 Начислена пеня за неуплату налога в сумме 78 540,00 руб. Просрочка составила 22 дня.

Недоимка по страховым взносам проводки бюджет

  • Кт 0 303 10 730 «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на ОПС»;
  • Кт 0 303 02 730 «Увеличение кредиторской задолженности по взносам на обязательное соцстрахование»;
  • Кт 0 303 06 730 «Увеличение кредиторской задолженности на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний»;
  • Кт 0 303 07 730 «Увеличение кредиторской задолженности на ОМС».

В бюджетной сфере для детализации движения денежных средств разработана классификация операций сектора государственного управления (сокращенно — КОСГУ). При этом к бухгалтерскому счету при формировании проводок следует добавлять код, определяющий вид поступления или выбытия объекта учета в соответствии с данной классификацией.

Проводки по начислению пеней по налогам и страховым взносам

  • В банк плательщика направляется инкассовое поручение;
  • По решению суда судебные приставы могут взыскать необходимую сумму долга за счет имущественных активов должника;
  • Если должником является физ.лицо, то взыскание задолженности может происходить за счет конфискации активов плательщика.

За несвоевременную подачу отчетов или представление учетной информации, например при открытии текущего счета, уплату налогов позже установленного срока предусмотрено наложение штрафных санкций, размер которых регламентируется соответствующими статьями Налогового кодекса.

Порядок уплаты пени по страховым взносам за 2020 год

Метод отражения в бухгалтерском учёте затрат по уплате пеней по страховым платежам законом не установлен, а потому фирма вправе утвердить способ отражения на своё усмотрение. Когда выясняется, что необходимо доплатить налоги или взносы, расходы на доплату бухгалтер вправе отнести к предыдущим отчётным периодам.

Главным требованием остаётся своевременное перечисление сумм страховых платежей в полной мере. И если данное требование нарушается, вне зависимости от причин, которые привели к просрочке или частичной уплате взносов, плательщик будет обязан доплатить недоимку и повиноваться санкциям за несвоевременное совершение денежного перевода – заплатить начисленные пени.

Какими проводками отражаются пени по страховым взносам

Для уплаты страховых взносов в фонды установлены строгие временные рамки. Если взносы внесены на счета страховых фондов не полностью или вообще не перечислены, образуется задолженность, называемая недоимкой. С этого момента вводится денежное наказание в виде пеней, начисляемых за каждый день задержки.

По недоимке вопросов возникнуть не должно, поскольку она равна долгу перед фондом. Пени же рассчитываются в процентах, итоговая сумма будет равна 1/300 от процентной величины ставки рефинансирования, умноженной на число дней задержки. Отсчет времени начинается с 1-го дня задержки и заканчивается в день, когда долг погашен полностью. Если погашение произведено частично, пени будут продолжать начисляться на оставшийся долг.

Бюджетные Проводки По Недоимке Страховых Взносов

Выявленная дебиторская задолженность прошлых лет по страховым взносам в ПФР отражена в бухгалтерском учете по дебету счета 2 201 11 510 в корреспонденции с кредитом 2 401 10 180. Проблема возникла при сдаче бухгалтерской отчетности учредителю, который настаивает на корректировке аналитики счета «Доходы текущего финансового года» на 2 401 10 130. Как учреждению следует отразить возврат (поступление) данных средств в бюджетном учете?

ФКР 2 401 01 290“Прочие расходы“Кредит ППП. ФКР 2 303 05 730“Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет“- начислены сумма недоимки и пени (ФКР — код по функциональной классификации расходов (все нули или раздел, подраздел, а остальные нули)).Что касается начисления недоимки по налогу на имущество, используемого в предпринимательской деятельности, ситуация такова.

Как отразить недоимку по страховым взносам в бухучете

  • когда бухгалтер сам исправил ошибку и уплатил пени, проводкой операции отражаются на день их расчёта (причём день необходимо указать в справке-расчёте);
  • если для напоминания об уплате пеней приходило извещение, бухгалтер делает проводку на день, когда решение об их начислении после проведения проверки вступило в законную силу.

Пени к налоговым санкциям не относятся, но в инструкции сказано, что счет 99 может использоваться и для отражения пеней за нарушение сроков оплаты взносов в корреспонденции со счетом 69. На практике используют также вариант с отнесением пеней на прочие расходы: Дт 91 Кт 69.

Недоимка и её роль в налоговом учёте

ВАЖНО! Нужно сказать, что судебное взыскание – процесс длительный. Кредитору проще получить задолженность в досудебном порядке. Однако это касается долгов ЮЛ или ФЛ. Если долги возникли перед государственными структурами (налоговые органы, ПФР, страховые компании), то обычно взыскание происходит быстро. Если размер долгов не превышает 50 000 рублей, то кредиторы могут обратиться в мировой суд. Дело рассматривается быстро и без присутствия дебитора. Однако должник может оспорить решения. Для этого ему необходимо направить соответствующий документ в мировой суд, который принимал решение.

Как фиксировать пеню в бухучете? В расходах учитывать неустойку не требуется, так как она является необоснованной. Для отражения пени в документах используются проводки. Для отслеживания неустоек можно создать вспомогательные субсчета «Пени». Сумма неустоек указывается на счете «Убытки».

Бюджетные Проводки По Недоимке Страховых Взносов

А в бухучете такие расходы должны пройти по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы». То есть отражать операции нужно на счетах, которые увязаны с этой статьей ( 401.20.290, 304.05.290 ). Это следует из разделов III. V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н . С отражением платежей в бухучете есть неоднозначность.

А вот расходы на цели государственного социального страхования проверяют инспекторы из фондов. Если они выявят нарушение, то примут решение о непринятии расходов, и в течение 10 дней сообщат о нем в налоговую инспекцию. Если ФСС не подтвердил расходы, произведенные до 2010 года, организация должна подать уточненные декларации и расчеты по ЕСН.

Основы бухгалтерского учета страховых взносов и проводки по ним

Начисление страховых взносов производится непосредственно в момент начисления заработной платы или же сразу после этого. Во втором случае необходимо создать документ «Начисление страховых взносов». При формировании этого документа корреспонденция по начислению взносов формируется автоматически. Также корреспонденция по оплате взносов будет формироваться и при перечислении с расчетного счета, когда бухгалтерскую выписку будут вносить в программу.

  1. Д 08 К 69 — страх. взносы вычислены по сотрудникам, занятым в строительстве или при приобретении объектов основных средств;
  2. Д 20 К 69 — страх. взносы рассчитаны по персоналу, занятому в основном производстве;
  3. Д 23 К 69 — страх. взносы исчислены по сотрудникам, занятым во вспомогательных производствах;
  4. Д 25 К 69 — страх. взносы рассчитаны по работникам, связанным с общепроизводственными хозяйствами;
  5. Д 26 К 69 — страх. взносы определены по персоналу, относящемуся к общехозяйственным подразделениям;
  6. Д 28 К 69 — страх. взносы рассчитаны по сотрудникам, занятым на операциях по исправлению бракованной продукции;
  7. Д 29 К 69 — страх. взносы исчислены по персоналу, занятому в обслуживающих хозяйствах;
  8. Д 44 К 69 — страх. взносы вычислены по персоналу, связанному с реализацией продукции потребителю;
  9. Д 70 К 69 — из зарплаты вычтена стоимость путевки, полученной от ФСС;
  10. Д 51 К 69 — на расчетный счет поступили страховые взносы, излишне уплаченные ранее и возвращенные их бюджета;
  11. Д 99 К 69 — отражены суммы пени или штрафов по страховым взносам.

Недоимка по страховым взносам до 2020 проводки

Что такое пени и как они рассчитываются Методы взыскания пеней и отрицательные последствия их несвоевременной уплаты Отражение пеней по страховым взносам в учете Что такое пени и как они рассчитываются Страховые взносы с 2017 года разделены по отношению к законодательным нормам, устанавливающим правила работы с ними:

База для начисления пенсионных взносов (в части, превышающей предельную величину) нарастающих с начала года по истекший месяц включительно × 10 % — сумма взносов, начисленных с базы (в части превышения предельной величины) с начала года по месяц, предшествующий истекшему;

Как учитывать пени и штрафы, начисленные за неуплату, несвоевременную уплату страховых взносов, как в течение отчетного года, так и после утверждения годового отчета?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Пени и штрафы, начисленные за неуплату, несвоевременную уплату страховых взносов, учитываются в бухгалтерском учете в порядке, определенном учетной политикой организации.

Варианты учета приведены ниже.

Обоснование вывода:

Страховые взносы и штрафные санкции, связанные с исчислением страховых взносов, подлежат зачислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ (ст. 146 БК РФ).

Отметим, что порядок учета расходов по оплате пеней и штрафных санкций как в бюджет, так и внебюджетные фонды в ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99) прямо не урегулирован.

В соответствии с п. 12 ПБУ 10/99 к прочим расходам относятся в том числе штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; прочие расходы.

То есть п. 12 ПБУ 10/99 есть лишь указание на штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров.

При этом если суммы доначисленных налогов (взносов) могут относиться к прошлым периодам, то суммы штрафов и пеней к ним не относятся.

Начисление штрафов и пеней отражается в том периоде, в котором было вынесено решение по акту проверки (или судебное решение). Соответственно, пени и санкции также не могут быть учтены в качестве убытков прошлых лет.

При этом перечень расходов, относимых к прочим расходам организации, является открытым (п. 12 ПБУ 10/99).

То есть теоретически организация может использовать для учета штрафных санкций, связанных с исчислением страховых взносов, счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Причем согласно п. 15 ПБУ 10/99 прочие расходы подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.

Согласно п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение N 34н), в бухгалтерском балансе финансовый результат отчетного периода отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), то есть конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция), на счете 99 "Прибыли и убытки" в течение отчетного года отражаются наряду с прибылью и убытками от обычных видов деятельности в том числе суммы причитающихся налоговых санкций.

Кроме того в Инструкции также указано, что по кредиту счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" в корреспонденции со счетом прибылей или убытков отражается начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей.

Следовательно, исходя из положений Инструкции в совокупности с нормами Положения N 34н, полагаем, что пени и штрафы, начисленные (признанные) за неуплату, несвоевременную уплату страховых взносов, как в течение отчетного года, так и после утверждения годового отчета отражаются на счете 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции со счетом 69.

При этом согласно п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (в редакции, действующей с 6 августа 2017 года) (далее - ПБУ 1/2008) учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета.

Согласно п. 7.1 ПБУ 1/2008 в случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в п.п. 5 и 6 ПБУ 1/2008, использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

в) рекомендации в области бухгалтерского учета.

Отметим, что ПБУ 10/99 с 19.07.2017 признано федеральным стандартом (часть 1.1 ст. 30 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Однако, как было указано выше, в ПБУ 10/99 конкретный порядок учета штрафных санкций, связанных с исчислением налогов (сборов), взносов, не установлен.

Следовательно, в этом случае организация разрабатывает соответствующий способ учета, исходя в первую очередь из МСФО. Перечень МСФО и разъяснений, признанных на территории РФ, приведен в приказе Минфина России от 28.12.2015 N 217н.

Заметим, что МСФО, регулирующий учет налоговых и внебюджетных санкций, признанный на территории РФ, обнаружить не удалось.

Следовательно, при разработке учета налоговых и внебюджетных санкций организация последовательно может использовать Положение N 34н и Инструкцию, то есть выбрать способ учета, рекомендованный выше.

Помимо этого Фонд "НРБУ "БМЦ" представил на своем сайте, в том числе Рекомендацию Р-64/2015-КпР "Фискальные санкции" (далее - Рекомендация).

В целях применения Рекомендации под фискальными санкциями понимаются штрафы, пени и другие аналогичные обременения, налагаемые государством на организацию в связи с несвоевременной или неполной уплатой ею налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет, а также другими нарушениями законодательства, регулирующего уплату таких платежей (п. 1 Рекомендации).

Согласно Рекомендации фискальные санкции, признанные до окончания отчетного года или после окончания этого года, но до истечения периода событий после отчётной даты, относятся на ту же статью отчёта о финансовых результатах за отчётный период, на которую относится соответствующий налог, сбор или иной аналогичный платёж в бюджет (п. 3 Рекомендации).

В случае если фискальная санкция признана после указанного времени, она признаётся в составе прочих расходов (п. 4 Рекомендации).

Иными словами, применительно к рассматриваемой ситуации из Рекомендации следует, что санкции по страховым взносам, признанные в отчетном периоде, относятся к расходам по обычным видам деятельности (то есть учитываются на счетах затрат), а признанные после утверждения годового отчета - в составе прочих расходов (то есть учитываются на счете 91).

При этом напомним, что в соответствии с п. 7.1 ПБУ 1/2008 Положение N 34н является приоритетным по сравнению с Рекомендацией. А как было уже отмечено, согласно п. 83 Положения N 34н конечный финансовый результат отражается за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

На наш взгляд, штрафные санкции, связанные с несвоевременной уплатой, либо неверным исчислением налогов, взносов, учитываемых в составе расходов по обычным видам деятельности, не отвечают понятию расходов от обычных видов деятельности, приведенному в ПБУ 10/99. Учет штрафных санкций в составе расходов по обычным видам деятельности, по нашему мнению, может привести к необоснованному завышению себестоимости продукции (работ, услуг). Особенно это актуально в отношении товаров (работ, услуг), цены на которые регулируются государством.

Также необходимо отметить, что согласно п. 7.3 ПБУ 1/2008 в исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с п.п. 7 и 7.1 ПБУ 1/2008 приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация вправе отступить от правил, установленных данными пунктами, при соблюдении всех условий, указанных в п. 7.3 ПБУ 1/2008.

Таким образом, в данном случае возможны несколько вариантов учета указанных в вопросе санкций.

Либо в соответствии с Положением N 34н и Инструкцией - на счете 99 "Прибыли и убытки", либо в соответствии с Рекомендацией, либо на счете 91, как прочие расходы (учитывая, что перечень прочих расходов, приведенный в п. 12 ПБУ 10/99, не является закрытым).

Соответственно, организация должна самостоятельно определить порядок учета таких санкций с учетом предоставленных разъяснений и закрепить порядок в учетной политике в целях бухгалтерского учета.

На наш взгляд, в случае, если организация будет учитывать рассматриваемые санкции в соответствии с Рекомендацией, то в этом случае в бухгалтерском учете возникнет постоянное налоговое обязательство (п. 7 ПБУ 18/02), так как в налоговом учете такие расходы не признаются (п. 2 ст. 250 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- Энциклопедия решений. Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет;

- Энциклопедия решений. Пени, штрафы и иные санкции, перечисляемые в бюджет и т.п. (в целях налогообложения прибыли).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

24 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Читайте также: