Какая средняя пенсия была в 1999 году

Письмо Министерства социального обеспечения Республики Татарстан
от 1 ноября 1999 г. N 02-07/1988
"О назначении пенсии с 01.11.99 года и позднее"

Всем Комитетам, Управлениям, отделам
социального обеспечения (пенсионным
отделам) Республики Татарстан

При установлении пенсии по "старому" порядку с учетом компенсации

При новом назначении пенсии или любом индивидуальном перерасчете пенсии с 01.11.99 г. и позднее, индексация проводится через заработок.
С 01.11.99 г. заработок по октябрь 1999 г. включительно, индексируется на дополнительный индекс 1,15. Заработок с 01.11.99 г. и позднее, учитывается фактический (см. таблицу N 1).
Пример:
Иванов А.С. обратился за назначением пенсии 04.12.99 г. Работает. Справка о заработке представлена за период с 01.12.97 г. по 30.11.99 г. Для назначения пенсии с 04.12.99 г. заработок должен быть проиндексирован следующим образом:
декабрь 1997 г. - 1,12 х 1,15 = 1,288
январь-декабрь 1998 г. - 1,12 х 1,15 = 1,288
январь-апрель 1999 г. - 1,12 х 1,15 = 1,288
май-октябрь 1999 г. - 1,15
ноябрь 1999 г. - фактический.
При индексации пенсии через заработок пенсионера дополнительно пенсия на 1,15 не увеличивается.

При установлении пенсии с учетом индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП)

При назначении пенсии (любом индивидуальном перерасчете пенсий) с учетом индивидуального коэффициента пенсионера с 1.11.1999 года и позднее во внимание принимается средний заработок в стране 979 руб.
При определении отношения фактического среднего заработка неработающего пенсионера к средней зарплате в стране за тот же период, в случае, если учитывается заработок III квартала 1999 года во внимание принимается средний заработок в стране за июль 1999 года - 969 руб., за август 1999 года - 787 руб., за сентябрь 1999 года - 1180 руб. (см. таблицу N 2).
Примеры.
1. Петров И.С. уволен с работы 10.10.99 г., за назначением пенсии обратился 4 ноября т.г. (исполнилось 60 лет). Фактический трудовой стаж 40 полных лет. Представил справку о заработке с 01.10.97 г. по 30.09.99 г.

Решение:
- отношение заработка в приведенном примере составит 1,065 (862 р.75 к. : 810 р. 08 к.), ограничиваем 0,7.
- ИКП составит 0,49 (0,7 х 0,70%).
- размер пенсии 479 р.71 к. (979 р. х 0,49)
- Срок назначения с 04.11.99 г.
В случае если фактический заработок неработающего пенсионера определяется за период, включающем в себя месяцы, по которым отсутствуют утвержденные Правительством сведения о средней зарплате в стране, указанные месяцы исключаются из подсчета среднего заработка пенсионера и заменяются другими месяцами, непосредственно предшествующими избранному периоду.
Например:
Обращается за назначением пенсии 20.01.2000 г. Представил справку о заработке за период с 1.01.98 г. по 31.12.99 г. Не работает.
Решение:
За период с 1.01.98 г. по 30.09.99 г. утвержденные Правительством РФ сведения о среднем заработке в стране имеются, а за октябрь, ноябрь, декабрь 1999 г. такие сведения будут известны в конце января 2000 года.
Поэтому специалист отдела социального обеспечения обязан предложить заявителю:
1. Дополнительно представить справку о заработке с 1 октября по 31 декабря 1997 года (за три месяца) и определить средний заработок пенсионера с 01.10.97 г. по 30.09.99 г. Исчислить пенсию с учетом ИКП, при этом соотношение заработков учесть за период с октября 1997 года по сентябрь 1999 года;
2. После назначения пенсии и организации выплаты пенсии пенсионное дело отложить в контрольную папку. После утверждения Правительством России среднего заработка за октябрь, ноябрь, декабрь 1999 г. проверяется возможность исчисления пенсии с учетом среднего заработка пенсионера за период с января 1998 г. по декабрь 1999 г. Если соотношение заработков за указанный период выше чем за период с октября 1997 г. по сентябрь 1999 г. , то с 1 февраля 2000 г. делается перерасчет пенсии с учетом более высокого отношения заработков. Если указанное отношение заработков не дает более высокий ИКП и соответственно более высокий размер пенсии на день перерасчета, то пенсия остается на прежнем уровне, но в расчете пенсии на будущее фиксируется заработок дающий более выгодное отношение заработков.
3. Если же пенсионер отказывается представить дополнительную справку о заработке, то несмотря на то, что он не работает, пенсия исчисляется без учета ИКП. После того, как Правительством России утверждается средний заработок, пенсия пересчитывается (если выгодно) с учетом ИКП со следующего месяца после утверждения среднего заработка за требуемые месяцы.
Пенсии, исчисленные с учетом среднего заработка, не могут быть ниже минимального размера пенсии и не должны превышать установленный максимум.

Минимальные размеры пенсий

Максимальные размеры пенсий (при высоком заработке)

К минимальным и максимальным размерам пенсий начисляются надбавки и повышения:

Размер надбавки к пенсии, ликвидаторов аварии на ЧАЭС, с 01.11.99 г. составляет для лиц, принимавших участие:
в 1986-1987 гг. (30%) - 32 р.53 к.
в 1988-1990 гг. (25%) -27 р.11 к.
Примечание: Порядок начисления надбавок, а также требования, предъявляемые при определении права на указанные надбавки, остаются прежними. Пенсионерам, получающим две пенсии, надбавки и повышения начисляются к одной из них, большей по размеру.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8.10.99 г N 1410 "О компенсационной выплате малообеспеченным категориям пенсионеров" с 1.11.99 г денежная компенсационная выплата к пенсиям, назначаемым в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.90 г "О государственных пенсиях в Российской Федерации" устанавливается в следующем порядке:
к пенсии, исчисленной без применения индивидуального коэффициента пенсионера, и составившей с учетом полагающихся надбавок и повышений 108 руб.43 коп. и менее, компенсация устанавливается в размере 252 руб. в месяц;
к пенсии, исчисленной без применения индивидуального коэффициента пенсионера, и составившей с учетом полагающихся надбавок и повышений от 108 руб.44 коп. до 275 руб.43 коп., компенсация устанавливается в дифференцированном размере, то есть суммарный размер пенсии с компенсацией должен составлять 360 руб.43 коп.
к пенсии, исчисленной без применения индивидуального коэффициента пенсионера, и составившей с учетом полагающихся надбавок и повышений 275 руб.44 коп. и более компенсация устанавливается в размере 85 руб. в месяц.
В соответствии со ст.5 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в РФ" право на получение двух пенсий предоставлено:
- инвалидам вследствие военной травмы;
- участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);
- вдовам военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну, не вступившим в новый брак;
- родителям военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения срочной военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (кроме случаев, когда смерть военнослужащего наступила в результате его противоправных действий).
Вышеуказанным гражданам, получающим одновременно две пенсии, одна из которых исчислена с применением индивидуального коэффициента пенсионера, а вторая без его применения, устанавливается одна компенсационная выплата, размер которой исчисляется исходя из суммы двух пенсий. При этом общая сумма пенсий после увеличения устанавливается в размере, не превышающем 1,2 средней зарплаты по стране, то есть не свыше 1174 руб.80 коп. (с 01.11.1999 г.).
Обращаем Ваше внимание, что Указом Президента РФ от 08.10.99 г. N 1410 законодательно закреплено право на выплату двух компенсационных выплат к пенсиям только инвалидов вследствие военной травмы, исчисленным без применения индивидуального коэффициента пенсионера. При этом размеры компенсаций устанавливаются им исходя из суммы каждой пенсии.
Вместе с тем, данным Указом предусмотрено, что другим получателям двух пенсий, то есть участникам Великой Отечественной войны, вдовам и родителям погибших военнослужащих, получающим две пенсии, исчисленные без применения индивидуального коэффициента пенсионера, устанавливается одна компенсационная выплата, размер которой определяется исходя из суммы двух пенсий.
Инвалидам вследствие военной травмы и участникам Великой Отечественной войны, получающим две пенсии, исчисленные с применением индивидуального коэффициента пенсионера, компенсационные выплаты к пенсиям не устанавливаются. При этом общая сумма двух пенсий после увеличения устанавливается в размере, не превышающем 1,2 средней зарплаты по стране, то есть не свыше 1174 руб.80 коп.
Примечание: ежемесячная денежная компенсация, в том числе и предусмотренная Указом Президента РФ от 08.10.99 г. N 1410 не должна выплачиваться пенсионерам, которые получают пенсии не в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в РФ", а именно:
1) получателям досрочных пенсий - работникам скорой медицинской помощи;
2) к пенсиям по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с Чернобыльской катастрофой, выплачиваемые:
- детям, за период их обучения в средних или высших учебных заведениях, после достижения 23-летнего возраста (пенсия выплачивается без компенсации со следующего месяца после исполнения 23 лет до окончания учебного заведения, но не долее чем до 25 лет);
- супругу (жене, мужу), если он занят уходом за детьми погибшего (умершего) кормильца, не достигшими 14 лет, и работает;
- супругу в возрасте: для жены от 50 лет до достижения 55 лет, для мужа от 55 лет до 60 лет.
3) Пенсионерам, выехавшим на постоянное жительство за границу (США, Канада, Израиль и др.страны), но получающим пенсию по-прежнему месту жительства в Татарстане по доверенности.
Прилагаем таблицу коэффициентов, применяемых при определении заработка для исчисления пенсии с 1.11.99 г. "по старому" порядку и таблицу среднемесячной заработной платы в стране для исчисления и увеличения государственных пенсий с учетом ИКП по состоянию на 01.11.99 г.

Начальник пенсионного отдела Министерства
социального обеспечения Республики Татарстан Д.М.Нафикова

Пенсия в России – это определённая денежная поддержка государства, которую получает гражданин РФ после достижения определённого стажа, в результате потери трудовой способности или наступления страхового случая. Она представляет собой некоторый гарантированный доход, который устанавливается в соответствии с законодательством РФ.

Данные по минимальной

Минимальной пенсией в нашей стране называется прожиточный минимум пенсионера (сокращенно ПМП), который ежегодно устанавливается в качестве социального минимума для пожилых граждан Пенсионным Фоном Российской Федерации. Существует два вида ПМП, первый из которых называется государственным, а второй региональным. Для граждан конкретного региона в качестве базового берётся именно региональный ПМП.

Таблица. Минимальная пенсия в России по годам (по данным ПФР и Росстат)

Год Размер ПМП, в рублях
2019 8657
2018 8726
2017 8540
2016 8803
2015 7161
2014 6354
2013 6131
2012 5564
2011 4938
2010 4780
2009 4294
2008 3191
2007 2731
2006 2418
2005 1801
2004 1605
2003 1379
2002 1144
2001 962
2000 571,3
1999 347,9

График:


Термин ПМП включает в себя все расходы на удовлетворение базовых нужд и потребностей гражданина. Среди этих расходов, которые должны полностью покрываться ПМП, входят следующие:

  • продукты питания (на них приходится основная расходная часть): овощи, фрукты, крупы, мясные и молочные продукты и другие. Данный вид расходов, который призван обеспечить поддержание здоровья человека в питании, называется продовольственной корзиной;
  • расходы непродовольственного характера: одежда, обувь, канцелярские принадлежности и другие.
  • оплаты медицинских услуг, в том числе и лекарств;
  • транспортные расходы (автобус, поезд, метро и другие);
  • расходы на ЖКХ.

Если пенсия, которая была установлена, пожилому гражданину не дотягивает по своему значению до ПМП, то ему необходимо обратиться в социальные органы защиты для выплаты дополнительной суммы денег до уровня минимального прожиточного минимума.

Данные по средней

Таблица. Средняя пенсия в России по годам (по данным ПФР и Росстат)

Год Размер средней пенсии, в рублях
2020 15400
2019 14900
2018 14300
2017 13620
2016 13132
2015 11783
2014 10888,7
2013 10400
2012 9040,5
2011 8202,9
2010 7476,3
2009 5191,1
2008 4198,6
2007 3115,5
2006 2726,1
2005 2364
2004 1914,5
2003 1637
2002 1378,5
2001 1023
2000 694,3
1999 449


На основании данных таблицы видно, что средняя пенсия в целом по стране растет ускоренными, но недостаточными темпами. Если смотреть на нее в разрезе учета инфляции http://fincan.ru/articles/39_inflyacija-v-rossii-po-godam/, то можно увидеть, что практически сумма повышения только только перешагивает уровень инфляции. А это говорит о том, что фактически пенсионеры повышения своего материального положения не ощутят. За счет увеличения налоговой нагрузки цены даже на товары первой необходимости также увеличиваются, что по сути нивелирует самое повышение пенсионного обеспечения.

По прогнозам Минфина за счет новой пенсионной реформы средняя пенсия по стране достигнет к 2024 году всего лишь 20 тысяч рублей. Смогут ли при таком уровне пенсии граждане жить лучше к 2024 году? По мнению нашей редакции ответ "нет". Поскольку за этот промежуток времени бензин, налоговые отчисления, цены на товары и услуги вырастут значительно выше.

Посмотрел фильм «Свой человек в России» на телеканале travel + adventure. И меня как пенсионера зацепила фраза ведущего Гая Мартина, типа: «при Ельцине пенсионеры получали 7 долл. в месяц, а пришел Путин, стали получать по 400 долларов, конечно он стал очень популярным, он и сейчас популярен, хотя у власти уже около 20-ти лет». Трудно сказать, откуда ведущий Гай Мартин выхватил подобные цифры и насколько они достоверны.

Как известно, Борису Ельцину и его премьеру Егору Гайдару досталась разоренная коммунистами Россия, когда золотовалютные резервы к январю 1992 года были исчерпаны до нуля. А дальше при освобождении регулируемых цен возникла жуткая инфляция, масштаб которой можно оценить 1000-кратной деноминацией российского рубля 1 января 1998 года. С тех пор, по моей оценке, рубль обесценился еще на 2 порядка.

Для тех, кто забыл или не знал, напомню, что после распада СССР гиперинфляция и скачущий курс доллара поставили пенсионеров на грань выживания. Так, в 1995 году средняя пенсия составляла около 48 долларов в месяц, при этом её могли ещё и задержать. После обвала рубля в 1998 году стало ещё хуже. На момент ухода Ельцина в отставку средний российский пенсионер получал всего лишь 29 долларов в месяц.

С 2000 по 2012 год средние пенсии в долларовом исчислении выросли более чем десятикратно, с учётом инфляции – более чем в пять раз. Если в 1999 году средняя пенсия составляла мизерные 449 рублей, то уже 2000 году она поднялась до 700 рублей, в 2005 году выросла до 2364 рублей, а в 2010 достигла отметки в 7476 рубля. На 2013 год, как я уже говорил, средняя пенсия составляет 10400 рублей.

По данным Википедии, средняя пенсия в 2018 г составляла 13360 руб, или 210 долл. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Доходы_населения_России).

А дальше начинается самое интересное – жуткое расслоение населения по уровням зарплат и пенсий. В той же ссылке Википедии приводятся подробные данные по зарплатам, но ничего не говорится о расслоении по пенсиям. А я это почувствовал в 2008-м, по достижении пенсионного возраста. Из будущего автобиографического очерка «Пенсионер»:

Почувствуй разницу!

Когда я оформлял в 2008-м документы на пенсию, то нечаянно получил возможность сравнить ее убогий размер (4,5 тыс. руб.) с будущей пенсией тогдашних депутатов Госдумы – 60 тыс. рублей! Эта информация возникла случайно в дискуссии на телевизионной передаче Владимира Соловьева «К барьеру», когда на нее пришли два депутата и представитель Ассоциации игорного бизнеса, довольно-таки старый еврей. Я затем проверил эту информацию у тогдашнего главного редактора «Мировой энергетики» Татьяны Худяковой. По ее словам, депутаты Госдумы имели право на такую скандально высокую пенсию уже после отработки половины своего тогдашнего официального депутатства в четыре года! Большинство же рядовых пенсионеров вкалывает всю жизнь, чтобы заработать жалкую подачку типа моей первоначальной пенсии.

Уже одно это сопоставление показывает, насколько фальшивы велеречивые речи представителей властей по поводу их заботы об обычных пенсионерах. Поистине, до сих пор актуальны слова Карла Маркса: «Бюрократия имеет в своем обладании государство, , и это есть ее частная собственность».

А вот продолжение сюжета. В конце 2013-го моя пенсия (с «лужковской надбавкой») составляла около 12 тысяч рублей. Алексей Навальный обещал летом 2013-го, в случае избрания его мэром Москвы, увеличить пенсию горожан до 16 тыс. рублей, но сей вариант, как известно, реализован не был (мэром остался Сергей Собянин, а наши пенсии – прежними, даже с учетом ежегодных «индексаций»).

А вот денежное содержание депутатов Госдумы (как и федеральных министров), по указу президента №742 от 30 сентября 2013 г., возросло с 1 сентября до 250 тысяч, а через год – возрастет до 330 тысяч рублей! В денежное содержание входит ежемесячное денежное вознаграждение (ЕДВ), ныне 52 тыс. рублей, и ежемесячное денежное поощрение – 202 тысячи. Следовательно, согласно нынешнему законодательству, размер депутатской пенсии, который надо вычислять от 55% до 95% от ЕДВ (в зависимости от длительности срока исполнения полномочий), составит уже в конце 2013-го от 29 тыс. до 49 тыс. рублей.

Здесь наблюдается формальное противоречие по сравнению с уровнем, нечаянно раскрытым еще в 2008-м «старым евреем» из Ассоциации игорного бизнеса – 60 тыс. рублей. Но, скорее всего, у бывших «народных избранников», уже пенсионеров, имеются различные надбавки, по аналогии с «лужковской надбавкой» для рядовых москвичей. За сложностью и запутанностью сюжета отсылаем читателя к Федеральному закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», где по крайней мере упоминаются сии многочисленные надбавки, правда, работающим чиновникам предлагается выбрать лишь одну из них. То есть суммарная пенсия бывших депутатов, по сравнению с планкой 2008 года, по-видимому, окажется выше. Нехило!

В конце октября 2013-го лидер ЛДПР Владимир Жириновский высказывал недоумение по поводу регулярного повышения зарплат депутатам, заявляя, что «70 процентов депутатского корпуса работают очень плохо, ничего не делают». «Сейчас повышают зарплату в два раза, так кто же уйдет? Сиди, ничего не делай – 300 тыс. рублей, весной уже будет 400 тыс., полмиллиона – и балдей, ничего не делай», – заявлял В. Жириновский. Теперь же, в начале ноября 2013-го (когда стало известно о вышеупомянутом указе президента) некоторые комментаторы предложили ввести поминутный учет пребывания «народных избранников» в здании на Охотном ряду (когда проходят пленарные заседания) и соответственно корректировать их «денежное содержание». Действительно на пленарных заседаниях обычно можно наблюдать не более четверти-трети депутатов (остальные шляются неизвестно где, и при голосовании кнопки за них нажимают соратники по фракциям)!!

Последний, но весьма показательный пример. Как известно, в 2010-м президент [Дмитрий Медведев] отрешил от должности мэра Москвы в связи с утратой доверия. Причины такого решения по поводу одного из высших функционеров партии власти – это отдельная, большая тема. Я же здесь хочу обратить внимание читателя на весьма нехилое социальное обеспечение Юрия Лужкова – пенсионера:

“Поскольку официальный запрос «Ведомостей» о доходах Лужкова в аппарат мэра и правительства Москвы остался без ответа, за точку отсчета мы взяли расходы на функционирование главы города. Согласно прошлогоднему отчету об исполнении бюджета столицы они составили 3,957 млн. руб. Таким образом, ежемесячное денежное вознаграждение московского мэра составляет 395 700 руб. [господа журналисты из «Ведомостей», все-таки в году 12 месяцев, а не 10! – М.К.]

Согласно ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» общая сумма пенсии не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального госслужащего. С учетом этого Лужков может рассчитывать на пенсию в размере около 247 тыс. руб. По данным Росстата средний размер назначенной ежемесячной пенсии в июле 2010 г. составил 7588 руб. Согласно закону «О государственных должностях города Москвы» экс-мэру также положена единовременная выплата по уходу на пенсию. Она установлена в размере десятикратного денежного вознаграждения, установленного по замещаемой должности. В случае Лужкова это около 3,3 млн. руб.

Помимо этого, как бывшему мэру Москвы Лужкову положена медстраховка, обязательное государственное страхование на случай причинения вреда жизни и здоровью на сумму 15-летнего денежного вознаграждения, бесплатные путевки в санатории с возмещением расходов за проезд. Бесплатными лекарствами при амбулаторном лечении и бесплатной стоматологией получают право пользоваться не только Лужков, но и члены его семьи.

По закону «О государственных должностях города Москвы» Лужкову также положена государственная дача, охрана, правовая защита, специальная связь, транспортное обслуживание, возмещение расходов по пользованию залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодорожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов, а также дополнительная медстраховка и обязательное государственное страхование на сумму, равную 12-кратному размеру установленной общей суммы пенсии и доплаты к ней на случай причинения вреда жизни и здоровью. ” – «Ведомости», 30 сентября 2010 г.

В 2018 году диспозиция насчет «денежного содержания» и пенсий депутатов Госдумы, по сравнению с рядовыми пенсионерами, сильно не изменится, хотя оба показателя у первых и у последних абсолютно подрастут. См. «Госдума обнародовала размер пенсий и зарплат депутатов» от 5 июля 2018 года (ria.ru/politics/20180705/1524001015.html).

Тут можно много чего еще нанизывать, но и так уже ясно: Владимир Владимирович может пользоваться особенной популярностью среди вышедших на пенсию федеральных министров, депутатов Государственной думы и Совета Федерации, высокопоставленных судей, генералов и адмиралов (всех силовых ведомств). Ну и более низкий должностной слой: федеральные чиновники, местные губернаторы, чиновники и депутаты законодательных собраний, старшие офицеры и так далее тоже могут благодарить Владимира Владимировича за будущую «счастливую старость».

Что касается фильма «Свой человек в России», то это не более чем «ист-поп» (по аналогии с науч-попом).

Автор: Демидова Марина. Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 23 августа 2019. Время чтения 9 мин.


Ксения Коновалова

Пенсии до Путина были гораздо меньше. В 2019 г. среднее пенсионное обеспечение в России составляет 14 168 руб. Это в 4,2 раза больше, чем получали россияне в 1999 году в сопоставимых ценах. Самая высокая пенсия в российских регионах – 24 291 руб. на Чукотке. В 1999 году больше всех получали пенсионеры Якутии – 5 914 руб. в ценах 2019 года.

Страна встречала новый 2000 год, когда первый президент Российской Федерации Борис Ельцин объявил о досрочном сложении с себя полномочий. После дефолта 1998 года, обрушившегося на Россию, особенно тяжелым оказалось положение самой уязвимой части населения – пенсионеров. Люди старшего поколения вынуждены надеяться на помощь от государства, так как обеспечить себя по различным причинам уже не могут. Среднее пенсионное обеспечение в России составляло 521,5 руб. Это всего 56,6% от среднего заработка по стране в декабре 1999 г. Такие пенсии были до Путина, и сейчас немногие россияне могут похвастаться «большими деньгами» в качестве государственной поддержки.

Наследие первого президента

Весь ельциновский период правления уровень пенсионного обеспечения то и дело снижался. Несмотря на видимый рост начисленных средств, реальные демонстрировали падение. Исключение составили лишь 1993 и 1996 годы, когда был зафиксирован рост на 31% и 9%, соответственно. А по сравнению с уровнем 1991 года, когда народ новой России избрал своего президента, реальный размер начисленных пенсий сократился втрое.


Рис. 1. Изменение реальной начисленной пенсии, по данным официальной статистики в 1992-1999 гг.

В 1999 году средняя выплата в России установилась на отметке 521,5 руб., или 3 396 руб. в сегодняшних ценах. Правда, в Якутии ее размер был почти вдвое больше, 908 руб., а на Чукотке ‒ в 1,7 раза, 883 руб., а в республиках Ингушетии, Дагестане и Чечне пенсион не превышал 440 руб.

Таблица 1. ТОП-10 самых высоких и низких пенсий в России 1999 г.

Самые высокие Самые низкие
Регионы Руб. в ценах 1999 г. Руб. в ценах 2019 г. Регионы Руб. в ценах 1999 г. Руб. в ценах 2019 г.
1 Саха – Якутия 908,2 5 914 1 Республика Ингушетия 430,1 2 800
2 Чукотский АО 883,0 5 750 2 Республика Дагестан 437,8 2 851
3 Камчатская обл. 789,4 5 140 3 Чеченская Республика 439,9 2 864
4 Магаданская обл. 759,8 4 947 4 Чувашская Республика 473,7 3 084
5 ЯНАО 747,2 4 865 5 Курская область 476,9 3 105
6 ХМАО – Югра 734,8 4 785 6 Республика Марий Эл 477,4 3 109
7 Сахалинская обл. 686,3 4 469 7 Республика Адыгея 480,9 3 131
8 Ненецкий АО 651,4 4 242 8 Ставропольский край 481,8 3 137
9 Мурманская обл. 642,4 4 183 9 Республика Мордовия 481,9 3 138
10 Тюменская обл. 615,7 4 009 10 Республика Татарстан 482,7 3 143

Источник: Госкомстат России

Справочно! Уровень инфляции с декабря 1999 года по август 2019 года составил 651,15%.

Путин и реформы

Со сменой власти ситуация с пенсионным обеспечением российских граждан начала выправляться. Во всяком случае, цифры официальной статистики говорят именно об этом.


Рис. 2. Изменение реальной начисленной пенсии, по данным официальной статистики в 2000-2007 гг.

Номинальный размер пособия вырос за эти годы в 4,5 раза в ценах соответствующих лет. Но в первое десятилетие нового века отмечался и значительный рост инфляции.

Таблица 2. Изменение размера пенсии в ценах разных лет

Годы Руб. в ценах соответствующих лет Руб. в ценах 2019 г.
2000 694 3 760
2001 1 024 4 679
2002 1 379 5 476
2003 1 637 5 805
2004 1 915 6 078
2005 2 364 6 764
2006 2 726 7 156
2007 3 116 7 312

Цены за этот период выросли на 78%. Растущие выплаты никак не покрывали удорожание жизни. Если на питание этих средств еще хватало, то на оплату жизненно необходимых услуг не оставалось почти ничего.


Рис. 3. Соотношение начисленной пенсии и фиксированного набора товаров, минимального набора продуктов питания в 2000-2007 гг., по данным Росстата, руб.

Среднее пособие 2007 года в 3 116 руб. не могло покрыть расходы на фиксированный набор потребительских товаров и услуг, в которые наряду с обычными бытовыми услугами, типа посещения парикмахерской или ремонта бытовой техники, входила и квартплата – обязательные платежи. Многим гражданам, особенно одиноким старикам, приходилось выбирать – заплатить коммунальные услуги или купить что-то из продуктов.

Таблица 3. Средние цены на отдельные коммунальные услуги в 2007 году

Рокировка во власти: Медведев ‒ президент

Продолжился рост номинальной и реальной пенсии. Начисленная выросла практически вдвое, реальная также демонстрирует высокий рост, на 78%. Но пересчитанное в сегодняшние цены пособие за это время увеличилось немногим меньше, на 55%.

Таблица 4. Изменение размера пенсии в ценах разных лет

Годы Руб. в ценах соответствующих лет Руб. в ценах 2019 г.
2008 4 199 8 698
2009 5 191 9 883
2010 7 476 13 084
2011 8 203 13 531

Зато пенсионное содержание к 2012 году практически приблизилось по размеру к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг. Это говорит о незначительном, но улучшении качества жизни тех, кто не обходится без господдержки.


Рис. 4. Отношение пенсии и затрат на приобретение в 2008-2011 гг., по данным Росстата, руб.

Путин – новый срок президентства

Номинальный размер государственного пособия с начала нового президентского срока В.В. Путина вырос на 48%. Реальный вырос за этот период лишь на 2%.


Рис. 5. Изменение реальной начисленной пенсии, по данным официальной статистики в 2012-2018 гг.

Несмотря на все предпринимаемые правительством меры, господдержка в России остается недостаточной, чтобы в полной мере обеспечить достойное качество жизни пенсионеров.


Рис. 6. Соотношение пособия и стоимости продуктов, услуг и товаров в 2012-2018 гг., по данным Росстата, руб.

Пенсионное пособие втрое превышает минимальный набор продуктов питания. Но насколько полноценный рацион оно способно обеспечить, никто сказать не может. В структуре стоимости этого набора 23,6% приходится на хлеб, крупы и макаронные изделия, 23% – на молоко и молокопродукты, 18,3% – на мясопродукты, 15,9% – на плоды и овощи, 5-5,3% ‒ на рыбопродукты, 2,2% – на масло, жиры и прочие продукты, 1,6% ‒ на сахар.

Старики по-прежнему остаются уязвимы в материальном смысле. Высокими остаются тарифы на коммунальные услуги.

Таблица 5. Изменение средних цен на отдельные коммунальные услуги в 2012-2018 году

Услуги 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Плата за м2 общей площади в домах государственного и муниципального жилфонда 17,83 19,34 21,98 24,84 25,92 28,87 31,10
Водоснабжение холодное, за кв. м 19,39 21,02 21,42 23,64 25,04 26,64 28,08
Водоотведение, за кв. м 14,51 16,25 17,01 18,90 20,24 21,80 23,23
Горячее водоснабжение, за куб. м 92,18 103,00 109,85 121,66 128,67 135,70 143,96
Отопление, за Гкал 1398,66 1490,71 1649,18 1735,87 1771,19 1818,60
Газ сетевой, за месяц с человека 55,36 63,63 63,89 67,56 68,24 73,04 75,59
Электроэнергия в квартирах без электроплит за min, за 100 кВт·ч 269,02 302,64 314,95 333,42 359,02 371,44 387,16

На 70% за этот период выросла стоимость кв. метра общей площади в домах государственного и муниципального жилфонда, на 60% ‒ водоотведение и горячее водоснабжение, на 40% ‒ холодное водоснабжение, сетевой газ и электроэнергия. Реальные пенсии – лишь на 2%.

В 2019 году

На начало текущего года средний размер выплат в России достиг значения 14 102,1 руб.

Таблица 6. ТОП-10 самых высоких и низких пенсий в России, по состоянию на 01.01.2019.

Самые высокие Самые низкие
Регионы Руб. Регионы Руб.
1 Чукотский АО 24 291 1 Республика Дагестан 10 903
2 Ненецкий АО 21 661 2 Кабардино-Балкария 11 086
3 Магаданская обл. 21 495 3 Карачаево-Черкессия 11 898
4 Камчатский край 21 229 4 Республика Калмыкия 11 971
5 ХМАО – Югра 20 850 5 Республика Ингушетия 12 005
6 Ямало-Ненецкий АО 20 844 6 Чеченская Республика 12 380
7 Мурманская обл. 19 045 7 Республика Адыгея 12 393
8 Саха (Якутия) 18 901 8 Республика Алтай 12 457
9 Сахалинская обл. 18 655 9 Северная Осетия – Алания 12 515
10 Республика Коми 17 848 10 Астраханская обл. 12 517

Справочно! Средний размер пенсии, по состоянию на 1 июля 2019 года, по предварительной оценке Росстата, составил 14 168 руб.

Прогнозы

Уже через год после вступления в должность Владимира Владимировича Путина в стране начались и продолжаются последние 17 лет изменения в пенсионном законодательстве РФ. Они оказали непосредственное влияние на изменение размера государственной поддержки россиян, не имеющих возможности работать и зарабатывать себе на жизнь.


Рис. 7. Изменение размера начисленных пенсий в ценах соответствующих лет и 2019 года, по данным официальной статистики, руб.

С новой 2019 года реформой многие российские пенсионеры связывают надежды на достойную жизнь, потому что все еще находятся за чертой бедности и едва сводят концы с концами. Их пособия должны вырасти.

«А куда их снижать-то? Пенсии и так сегодня довольно скромные, несоизмеримые тому вкладу, который внесли старшие поколения в развитие страны» (В. Путин).

Росту доходов нынешних и будущих пенсионеров должно послужить и повышение возраста, в котором гражданин России имеет право на заслуженный отдых и государственную поддержку.

О минимальной пенсии с 01.06.2019 в видеосюжете:

Читайте также: