Какие факторы обусловили реформирование пенсионных систем

Пенсионная реформа РФ

Профессиональные схемы в отличии от государственных и схем индивидуального накопления спонсируются работодателями, причем основываться они могут как на добровольных отчислениях фирм, так и на отчислениях, определяемых условиями коллективных договоров. Они существуют при минимальном государственном вмешательстве и связаны со сравнительно низкими административными издержками. Эти системы дают возможность тем людям, которые готовы много и добросовестно трудиться, иметь в старости лучшее пенсионное обеспечение. Но в то же время они дают существенно различную выгоду различным работникам (в зависимости уже не от личного вклада, а от того, где человек трудится).

Профессиональные пенсионные системы могут основываться на отраслевом принципе или же на принципе отдельной компании. Первый принцип характерен для европейских континентальных стран, второй же может считаться англо-американским подходом. Пенсия, которая будет выплачиваться работнику в будущем, зависит в таких системах в основном от стажа работы и от величины его заработка.

Профессиональные пенсионные системы во многих странах демонстрируют устойчивую положительную динамику, поскольку они не обладают отмеченными выше недостатками государственной распределительной пенсионной системы. Здесь нет проблемы перераспределения ресурсов от одного поколения к другому. Нет и проблемы неблагоприятного воздействия демографических тенденций на существование самой системы

Некоторые объективные границы развития, встающие в современном мире перед распределительной моделью, отступают в сторону, когда общество имеет дело с профессиональными системами. В результате их влияние на экономику развитых стран постепенно возрастает. Сохраняется, естественно, значительное различие между отдельными странами по масштабам развития профессиональных пенсионных систем, но в целом роль этой формы обеспечения жизни пожилых поколений становится все более важной. Причем затрагивает данный процесс и страны, для которых традиционно характерен подобный подход к пенсионному делу, и страны, где масштабы фондов сравнительно невелики. В частности это явление находит свое отражение в увеличении размеров активов пенсионных фондов.

Профессиональные пенсионные системы в развитых странах мира становятся сегодня важнейшим источником долгосрочного капитала как для экономики данной страны, так и для соседних государств. В отличии от ресурсов, концентрирующихся в распределительных пенсионных схемах, активы профессиональных систем используются сравнительно свободно и независимо от политических целей, которые ставит то или иное правительство. В результате инвестиции активно идут в частный сектор и дают в среднем значительно более высокую отдачу, чем государственные пенсионные фонды.

На протяжении 80-х годов доходность практически во всех странах стала положительной, что обеспечило также высокую положительную доходность на протяжении всего двадцатилетнего периода (1970-1990 гг.). Наилучших результатов удалось достичь в Великобритании на протяжении 80-х годов, поскольку там отмечалась хорошая конъюнктура на фондовом рынке, и значительная доля своих активов была инвестирована пенсионной системой в ценные бумаги. В США дела также обстояли неплохо на протяжении 80-х годов. Однако в пенсионных фондах они обстояли не так хорошо, как у других институциональных инвесторов, например, у взаимных фондов. Самая низкая отдача была у швейцарской пенсионной системы.

Быстрое развитие профессиональных пенсионных систем, конечно, не означает их равномерного воздействия на все общество. В первую очередь пенсионное страхование охватывает работников с наиболее высокими заработками. Во-первых, это происходит потому, что пенсионное страхование затрагивает, прежде всего, крупные корпорации, где доходы работников являются в среднем более высокими, чем в небольших компаниях. Во-вторых, сами корпорации иногда распространяют пенсионное страхование только на высших служащих, получающих значительное жалование. Не охватываются страхованием работники, занятые неполный рабочий день. В результате действия этих и некоторых других факторов сложилась такая ситуация, что дополнительная негосударственная пенсия в развитых странах в большей степени имеет значение для людей со сравнительно более высокими доходами.

Опыт развитых стран для России сегодня является не самым актуальным, хотя данные о сравнительно небольшом проценте пожилых людей, работающих из-за нехватки средств на обеспечение своей жизни, весьма соблазнительны. Но слишком многое нас отличает в плане построения системы социальной защиты пожилых граждан. [1]

1.3.Причины реформирования пенсионных систем

Конец ХХ столетия стал в мировой экономике периодом активного осуществления пенсионных реформ. Они происходят сегодня с большей или меньшей степенью интенсивности на всех пяти континентах планеты. Каждая реформирующаяся страна выбирает те подходы, которые ближе ей с точки зрения местных исторических политических и финансовых условий. Различна степень радикализма реформ. Различна роль, которую в этих реформах играет государство Различны последствия реформ для экономики и социальной системы той или иной страны. Но несмотря на все отмеченные различия в реформах есть один существенный общий элемент. Все они в большей или меньшей степени сводятся к введению в пенсионную систему накопительных элементов.

Необходимость пенсионного реформирования обусловлена в большинстве стран, прежде всего демографическими и отчасти экономическими факторами - быстрым старением населения, увеличением нагрузки пенсионных выплат на государственные бюджеты. Но к этим общим проблемам добавляются и свои специфические сложности, связанные с относительно более низкой способностью государств этой группы собирать соответствующие страховые платежи, невысоким уровнем доходов населения, сохранением в составе пенсионных систем многочисленных льготных категорий. Сочетание высоких страховых социальных взносов, ненадежного контроля за их выплатой, низких требований, соблюдения которых было достаточно для получения права на пенсию, а также слабой связи между произведенными взносами и полученными пенсиями самым негативным образом влияли на систему пенсионного обеспечения, подрывая ее жизнеспособность. Из группы бывших социалистических стран наибольший интерес при изучении проблемы причин реформирования представляют те государства, в которых уже не только законодательно разработаны реформы пенсионных систем, но и начался процесс их реализации: Чешская Республика, Польша и Венгрия.

Наиболее важными общими характерными чертами пенсионных систем Чешской Республики, Венгрии и Польши до начала реформирования были:

- действие пенсионных систем в рамках общих государственных систем социального обеспечения и финансирование их на основе распределительного принципа совместно с медицинским страхованием;

- отсутствие финансовых инструментов и налоговых льгот для развития индивидуального пенсионного накопления;

- низкая прозрачность пенсионных систем, финансирование через них ряда услуг непенсионного характера.

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Бесплатно по России

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.


Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.


Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).


Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Затяжной экономический спад, продолжавшийся в течение 1990-х гг., привел к обесценению реальных размеров начисленных пенсий и сокращению дифференциации между максимальной и минимальной пенсиями. Несмотря на принимаемые меры по увеличению размеров пенсий, средний размер назначенных пенсий оставался на уровне ниже прожиточного минимума пенсионера. Вместе с тем даже эти пенсии обеспечивали существенное снижение риска бедности среди пенсионеров по сравнению с другими группами населения. Доля пенсионеров среди бедных была ниже, чем доля пенсионеров в общей численности населения.

В прошедшее десятилетие была ослаблена связь между размером назначаемой пенсии и величиной предыдущих заработков и уплаченных за работника страховых взносов. Это, в свою очередь, существенно ослабило заинтересованность работников и работодателей в уплате пенсионных взносов. На протяжении 1990-х гг. увеличивалась нагрузка на работающее население по содержанию неработающих. Это было обусловлено причинами как экономическими (сокращение численности занятых), так и демографическими (старение населения). В 1990-е гг. дополнительной причиной увеличения социальной нагрузки явился рост числа пенсионеров, получающих разнообразные льготные пенсии. Предоставление льготных пенсий, т.е. выплата пенсий ранее достижения общего пенсионного возраста, экономически оправдано для лиц, имевших неблагоприятные условия труда (шахтеры, рабочие горнодобывающих, металлургических и химических предприятий, атомной промышленности и т.д.). Но из числа лиц, имеющих по действующему законодательству право на льготное пенсионное обеспечение, лишь около двух третей действительно работают в неблагоприятных условиях.

Действие долговременных тенденций позволяет прогнозировать рост населения в трудоспособном возрасте до 2006 г., что будет способствовать увеличению притока рабочей силы на рынок труда. В этот период на пенсию будет выходить относительно малочисленное поколение родившихся во время войны и сразу после ее окончания. Таким образом, нагрузка лиц пенсионного возраста на население будет снижаться. По данным Госкомстата России, на 1000 человек в трудоспособном возрасте в 1998 г. приходилось 711 иждивенцев, в том числе 356 лиц старше пенсионного возраста, а в 2006 г. эти показатели составят 586 и 335 человек соответственно.

Однако после 2006 г. будет наблюдаться ускорение процесса демографического старения населения, что потребует увеличения затрат на социальные программы. Согласно прогнозу Госкомстата России к 2015 г. на 1000 человек трудоспособного возраста будет приходиться уже 427 человек в возрасте старше трудоспособного. Эти тенденции накладываются на возрастную структуру населения с высокой долей старших возрастов в трудоспособном населении: к 2015 г. около трети трудоспособного населения будет находиться в возрасте от 45 лет и выше. Если существовавшая пенсионная система оставалась бы в будущем без изменений, то в долгосрочной перспективе произошло бы серьезное ухудшение ее финансового состояния вследствие постепенного старения населения России и дальнейшего роста соотношения между численностью пенсионеров и экономически активного населения.

Новая пенсионная система

Цели, задачи и способы пенсионной реформы в Российской Федерации интенсивно разрабатывались в 1997–2001 гг. В декабре 2001 г. были приняты федеральные законы, реформирующие пенсионную систему:

■ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

■ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

■ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В июле 2002 г. был принят закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

Цель реформы состоит в обеспечении текущей финансовой устойчивости пенсионной системы, повышении реального размера пенсий и предотвращении кризиса пенсионной системы в связи со старением населения.

В новой государственной пенсионной системе изменен состав выплачиваемых пенсий. Предусмотрены следующие виды пенсий:

■ пенсии по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет,

пенсия по старости,

пенсия по инвалидности,

трудовая пенсия по старости,

трудовая пенсия по инвалидности,

трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Рассмотрим подробнее каждый из этих видов.

Пенсия за выслугу лет назначается:

федеральным государственным служащим, имеющим стаж государственной службы не менее 15 лет, при увольнении с федеральной государственной службы по ряду оснований. Эта пенсия устанавливается дополнительно к трудовой пенсии по старости (инвалидности) и выплачивается одновременно с ней;

военнослужащим (сотрудникам правоохранительных органов), имеющим определенный стаж службы.

Пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, по достижении возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин.

Пенсия по инвалидности назначается:

военнослужащим (сотрудникам правоохранительных органов);

участникам Великой Отечественной войны;

гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, признанных инвалидами.

Размер пенсий по инвалидности дифференцируется в зависимости от группы инвалидности и устанавливается в процентах к базовой части трудовой пенсии.

Социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам: инвалидам, детям, потерявшим одного или обоих родителей, не имевших права на получение трудовой пенсии, мужчинам по достижении 65 лет и женщинам – 60 лет, не имеющим права на получение трудовой пенсии, и др. Размер социальной пенсии по общему правилу устанавливается равным размеру базовой части трудовой пенсии.

Пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семей погибших военнослужащих. Ее размер определяется в процентах к базовой части трудовой пенсии.

Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности состоят из следующих компонентов:

1) базовой части;

2) страховой части;

3) накопительной части.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца включает два компонента:

1) базовую часть;

2) страховую часть.

Новая государственная пенсионная система, обеспечивающая выплату трудовых пенсий, является трехуровневой. Первый уровень – государственная распределительная пенсионная система, обеспечивающая выплату гарантированной государством базовой трудовой пенсии фиксированного размера.

Второй уровень – государственная распределительная пенсионная система, обеспечивающая выплату страховой части трудовых пенсий.

Третий уровень – государственная накопительная пенсионная система, обеспечивающая выплату накопительной части трудовых пенсий.

Второй и третий уровни организационно включены в систему обязательного пенсионного страхования. Застрахованными в этой системе являются: работающие по договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, члены крестьянских (фермерских) хозяйств и некоторые другие категории граждан. Страхователями являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, производящие выплаты физическим лицам. Эти страхователи страхуют работающих у них лиц, платя за них страховые взносы. Лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, члены крестьянских (фермерских) хозяйств выступают страхователями и застрахованными в одном лице – они страхуют сами себя. Страховщиком по обязательному пенсионному страхованию является Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – Пенсионный фонд).

Трудовая пенсия застрахованным устанавливается пожизненно. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины по достижении возраста 60 лет и женщины – 55 лет при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Страховой стаж включает периоды работы, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Ряду категорий лиц трудовая пенсия по старости назначается ранее вышеуказанных сроков. К числу таких категорий относятся лица, имеющие особые условия труда: проработавшие определенное время на подземных работах, на работах с вредными условиями труда, в горячих цехах, на транспорте, на лесозаготовках, в полевых условиях и т.п. Раньше могут выйти на пенсию, например, женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до восьми лет, определенные категории инвалидов, лица, длительно работавшие на Крайнем Севере, и др.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности, определяемой по медицинским показаниям.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении при наличии у него страхового стажа.

Базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в одинаковом размере для всех застрахованных. Ее величина на начало 2002 г. составила 450 руб. Для лиц, достигших возраста 80 лет, базовая часть трудовой пенсии по старости была установлена в сумме 900 руб. в месяц. Базовая часть трудовой пенсии индексируется с учетом инфляции. Средства для выплаты базовой части трудовых пенсий выделяются из федерального бюджета. Источником этих средств является часть социального налога в размере 14% величины оплаты труда из общей ставки 28%, направляемой на пенсионное обеспечение.

Источником выплаты второй – страховой части трудовых пенсий выступают страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии. Эти взносы являются частью социального налога или иных обязательных платежей, которые выплачиваются работодателями или индивидуальными предпринимателями в бюджет Пенсионного фонда. Для лиц 1967 г. рождения и моложе размер этих взносов установлен равным 8 процентным пунктам из общей ставки социального налога в 28 процентных пунктов, направляемых на пенсионное обеспечение. Для лиц более старшего возраста размер этих взносов выше, но соответственно ниже размер взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Суммы взносов учитываются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, но используются для текущих выплат пенсий лицам пенсионного возраста.

Размер страховой части трудовой пенсии, выплачиваемой застрахованным, определяется величиной расчетного пенсионного капитала для каждого застрахованного работающего лица. Расчетный пенсионный капитал представляет собой учитываемую определенным образом общую сумму страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо и учтенных на его индивидуальном лицевом счете в период его работы. Таким образом, устанавливается тесная связь между размером пенсии и прошлыми заработками пенсионеров, а также величиной страховых взносов, уплаченных за них в Пенсионный фонд в период трудовой деятельности. Страховая часть трудовой пенсии, которую получает застрахованный, регулярно индексируется с учетом инфляции.

Источниками выплаты накопительной части трудовой пенсии являются страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии и доходы от инвестиций, произведенных за счет этих взносов. Указанные взносы являются частью социального налога или иных обязательных платежей, которые выплачиваются работодателями или индивидуальными предпринимателями в бюджет Пенсионного фонда. Для лиц 1967 г. рождения и моложе размер этих взносов установлен равным 6 процентным пунктам из общей ставки социального налога в 28 процентных пунктов, направляемых на пенсионное обеспечение. В последующие годы отчисления социального налога в накопительную систему предполагается поэтапно увеличить до 9–10 процентных пунктов. При этом отчисления социального налога в распределительную пенсионную систему будут снижаться на величину отчислений в накопительную систему.

Страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии учитываются в специальной части индивидуального лицевого счета. Эти взносы направляются в накопительную систему. Ее образуют Пенсионный фонд, специализированный депозитарий и управляющие компании (с 2004 г.). Застрахованное лицо вправе самостоятельно выбирать управляющую компанию, в доверительное управление которой будет направляться часть социального налога, предназначенная для пенсионных накоплений. Управляющие компании будут осуществлять инвестирование средств пенсионных накоплений. Доходы от инвестиций будут учитываться в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных в Пенсионном фонде.

Назначение накопительной части трудовых пенсий в системе обязательного пенсионного страхования будет производиться на основе суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии. Размер накопительной части трудовой пенсии ежегодно индексируется с учетом дополнительных пенсионных накоплений за период, истекший со дня назначения этой части пенсии. Один раз в три года производится также перерасчет размера накопительной части трудовой пенсии с учетом суммы дополнительных пенсионных накоплений за период, истекший со дня назначения этой части пенсии.

Внедрение механизмов накопительного финансирования пенсий для работающего населения преследует цель повысить финансовую устойчивость всей пенсионной системы. Помимо государственных накопительных пенсионных фондов продолжит действовать и частное пенсионное обеспечение, включающее прежде всего профессиональные пенсионные системы, управляемые негосударственными пенсионными фондами. Государство будет поддерживать развитие частных накопительных пенсионных систем, но после финансового кризиса 1998 г. потребуется длительное время для восстановления доверия граждан к сбережению своих средств в частных финансовых организациях. Поэтому частные пенсионные системы не смогут играть ощутимой роли в пенсионном обеспечении населения в обозримой перспективе.

Контрольные вопросы

1. Какая связь существует между развитием пенсионного обеспечения и ростом частных сбережений?

2. Обладают ли частные пенсионные схемы преимуществами по сравнению с государственными?

3. Почему государственные пенсионные системы являются распределительными и реже включают накопительные подсистемы?

4. Каковы достоинства и недостатки современной пенсионной системы в России?

5. Проанализируйте экономические, социально-культурные и политические последствия:

а) сокращения в пенсионной системе доли распределительной подсистемы и увеличения доли накопительной подсистемы;

б) увеличения возраста выхода на пенсию.

Литература

Мировой опыт реформирования пенсионных систем: концептуальные подходы и практические действия / Отв. ред. Л.С. Дегтярь. М.: Эпикон, 1999.

Пенсионная реформа / Министерство труда и социального развития Российской Федерации и др. М.: Просвещение, 2002.

Реформирование пенсионной системы России / Дмитриев М., Помазкин Д., Синявская О., Столяров А. // Реформирование некоторых отраслей социальной сферы России. М.: ИЭПП, 1999. С. 77–140.

Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора: Пер. с англ. М.: Изд-во Московского университета, 1997. С. 308–328.

Ваrr N. The Economics of the Welfare State. 2nd ed. Stanford: Stanford University Press, 1993. P. 208-238.

Институциональная инфраструктура пенсионной реформы в России / Астапович А.З., Бирмингхем У., Григорьев Л.М. и др. М.: Бюро экономического анализа, 1998.

Соловьев А. К. Финансовая система государственного пенсионного страхования в России. М.: Финансы и статистика, 2001.

Шохин А.Н. Пенсионная система России: современное состояние, проблемы реформирования. М.: ГУ ВШЭ, 1996.

Якушев Л.П. Социальная защита. М.: Редакция журнала "ПЕНСИЯ", 1998.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тюменева Наталия Владимировна

В статье проанализированы причины, повлиявшие на пенсионную реформу, проходящую в современной России. Отмечено, что в условиях рыночной экономики прежние принципы, в частности, распределительный принцип, не действуют, т.к. не сочетается с принципами рыночной экономики . Критерием пенсионной реформы выступает экономическая целесообразность , в соответствии с которой государство пенсионное обеспечение осуществляется с точки зрения возможностей государственного бюджета.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тюменева Наталия Владимировна

PENSION REFORM IN RUSSIA: CAUSES AND CONSEQUENCES

The article analyzes the reasons that influenced the pension reform taking place in modern Russia. It is noted that in the conditions of market economy the previous principles, in particular, the distributive principle, do not work, because it is not combined with the principles of market economy . The criterion of pension reform is economic expediency, according to which the state pension provision is carried out in terms of the possibilities of the state budget.

Текст научной работы на тему «Пенсионная реформа в России: причины и последствия»

4. Давыдов А.С. Самоконтроль физического состояния студентов во время самостоятельных занятий по физкультуре // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - №5-4. - С. 492-493.

5. Мамотова А.А. Степ-аэробика на уроках физической культуры в вузе // Пути оптимизации самостоятельной работы студентов в условиях модернизации профессионального образования. - 2016. - С. 215-222.

ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА В РОССИИ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Тюменева Наталия Владимировна

к.ю.н., доцент, заведующая кафедрой теории государства и права, ФГБОУ ВО «Саратовский государственный исследовательский университет им. Н.Г.

Чернышевского» Россия, г. Саратов

Аннотация. В статье проанализированы причины, повлиявшие на пенсионную реформу, проходящую в современной России. Отмечено, что в условиях рыночной экономики прежние принципы, в частности, распределительный принцип, не действуют, т.к. не сочетается с принципами рыночной экономики. Критерием пенсионной реформы выступает экономическая целесообразность, в соответствии с которой государство пенсионное обеспечение осуществляется с точки зрения возможностей государственного бюджета.

Ключевые слова. Пенсионное обеспечение, социальное государство, социально-экономические права, рыночная экономика, экономическая целесообразность, прагматизм.

PENSION REFORM IN RUSSIA: CAUSES AND CONSEQUENCES

Tyumeneva Natalia Vladimirovna

Associate Professor, Head of the Department of theory of state and law of the Saratov state

research University. N. G. Chernyshevsky Russia, Saratov

Annotation. The article analyzes the reasons that influenced the pension reform taking place in modern Russia. It is noted that in the conditions of market economy the previous principles, in particular, the distributive principle, do not work, because it is not combined with the principles of market economy. The criterion of pension reform is economic expediency, according to which the state pension provision is carried out in terms of the possibilities of the state budget.

Key word: Pension provision, social state, social and economic rights, market economy, economic feasibility, pragmatism.

В Конституции РФ закреплены ориентиры России как социального государства, выражающиеся, в частности, в государственной поддержке пожилых граждан, установлении государственных пенсий, пособий и социальной защиты (ч. 2 ст. 7) [1]. Следовательно, одним из элементов социального обеспечения, содержанием которого выступает предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение [2].

Пенсия является основным (а иногда и единственным) источником средств к существованию более 38 млн. россиян. Поэтому от законодательства о пенсионном обеспечении в значительной мере зависят жизнь и здоровье нации, сохранение ее генофонда, выживание наименее слабых членов общества. Пенсионное обеспечение должно быть гарантированным на уровне закона, с определением правовых оснований, условий назначения, порядка исчисления и размера пенсий [2]. Адекватность обозначенных требований обуславливает необходимость постоянного совершенствования пенсионного законодательства.

Несмотря на то, что современная государственная пенсионная система переживает кризис [3, с. 114], государство осуществляет разнообразные меры поддержки пенсионерам: освобождение от налога на имущество, компенсация расходов на приобретение недвижимости (работающим пенсионерам), адресная социальная поддержка, повышение размера пенсии после 80 лет, право на отпуск без сохранения заработной платы независимо от причин (работающим пенсионерам), отсутствие обязанности отрабатывать две недели при увольнении (работающим пенсионерам), льготы (проезд, лекарства, налоги, т.д.), санитарно-курортное лечение, пенсия по инвалидности. Однако все эти меры обеспечивают населению пенсионного возраста лишь поддержание минимального биологического уровня существования и не создают условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие.

Очевидно, что уровень пенсионного обеспечения не отвечает требованию статьи 7 Конституции РФ о создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [4, с. 156]. С одной стороны, современное реформирование пенсионной системы происходит на фоне таких негативных социальных явлений, как: нестабильная демографическая ситуация, низкая продолжительность жизни, нарушение баланса трудовой структуры населения, когда число пожилых людей постоянно растет при одновременном сокращении трудоспособного населения. Уже в 2014 г. пенсионных отчислений не хватало для формирования бездефицитного бюджета Пенсионного фонда. Поэтому в 2016 г. правительство не случайно было вынуждено отказаться от индексации пенсий с учетом инфляции 2015 года размером 12,9% [5, с. 104].

С другой стороны, одной из причин такого положения дел является распределительный принцип пенсионной системы, при котором численность трудоспособного населения находится в прямой зависимости от количества пенсионеров. В условиях экономического кризиса распределительный принцип неэффективен: «система солидарных пенсий, которая сейчас действует, когда молодые платят за пожилых, срабатывала только в Советском Союзе при совершенно другой демографической ситуации, когда 10 работающих платили за двух пенсионеров. Сейчас это - 10 за шестерых, и довольно быстро, в 2025 г. это 100%, один работающий должен будет содержать одного пенсионера. Это модель, которую не выдержит бюджет ни одной страны [6].

Прагматизм государства и экономическая целесообразность обусловили создание системы негосударственного пенсионного обеспечения и переход на накопительный принцип формирования пенсионной системы [7, с. 65]. Однако и этих мер оказалось недостаточно и государство пошло на крайне непопулярную среди населения меру -повышение пенсионного возраста [8].

Полагаем, что изменение принципов построения пенсионной системы, «уход»

государства от социальных нужд населения, трансформация функциональной роли пенсии (она из источника дохода нетрудоспособного гражданина становится всего лишь пособием на старость) надо рассматривать в совокупности как звенья одной цепи, связанной с трансформацией концепции социального государства [9, с. 242 ].

Концепция социального государства, активно реализуемая в европейских государствах после Второй мировой войны, использовалась при наличии материальных предпосылок - высоком уровне развития страны, позволяющем обеспечить прожиточный минимум и минимальные социальные гарантии для всех граждан страны. Для нетрудоспособного населения обеспечивался жизненный стандарт за счет перераспределения государством средств, накопленных участниками экономической жизни страны [10, с. 44].

В условиях кризисных явлений в экономике, нехватке бюджетных средств, наблюдается противопоставление экономической и социальной политики. Чтобы минимизировать негативные последствия этих противоречий, модель распределительного социального государства сменилась моделью стимулирующего (продуктивного) социального государства. В государстве социальных инвестиций индивидуальные возможности граждан играют приоритетную роль в обеспечении благополучия человека, государство же, его гарантии, меры по социальному обеспечению играют вторичную, дополнительную роль [11, с. 23].

В подтверждении этой мысли сошлемся на Постановление Конституционного Суда РФ, в правовой позиции которого сформулированы критерии, определяющие пределы пенсионного обеспечения: размер пенсий меняется, исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития. Обязанность постепенного повышения пенсий предусмотрена для государства лишь в отношении граждан, у которых пенсии ниже прожиточного минимума [2].

«Увязывание» уровня пенсионного обеспечения с объемом государственного бюджета на конкретный период обусловлено природой социально-экономических прав в целом и нормами их гарантирования. В частности, в условиях рыночной экономики обеспечение социально-экономических прав напрямую зависит не от государства, а от самой личности. Это, во-первых.

Во-вторых, социально-экономические права не являются правами в собственном смысле слова, т.е. субъективными, которые порождают социальные притязания в отношении государства и государственных органов. Например, согласно практике Европейского Суда, которая в России имеет обязательную силу (по крайней мере, до 2015 года, т.е. в тот период, когда складывалась концепция социально-экономических прав), ответственность за нарушение социально-экономических прав может быть возложена на государство, только если отказ в предоставлении социальной помощи нарушает позитивные обязательства государства в обеспечении других прав и свобод человека в совокупности, предусмотренных Европейской Конвенцией - гражданских или политических [12, с. 227]. На практике это означает, что социально-экономические права, в т.ч. право на пенсионное обеспечение, не могут быть предметом спора между человеком и государством. Соответственно, право на пенсионное обеспечение в качестве социального притязания, адресованного к государству, у человека имеется, но его размер, порядок и условия выплат определяются государством из возможностей государственного бюджета и направлений социальной политики в целом.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы: самый очевидны в том, что пенсионная реформа направлена, прежде всего, на последовательное сокращение бюджетно-финансовой зависимости пенсионной системы от государственного бюджета и обеспечение взаимосвязи формируемых пенсионных прав с источниками их финансового обеспечения на долгосрочную перспективу [5, с. 103].

Во-вторых, происходящие коренные преобразования в социально-экономической сфере, а также общая тенденция - дистанцированность, «уход» государства из социальной сферы, свидетельствует о возможной трансформации концепции социального государства.

Наконец, можно констатировать, что последствия пенсионной реформы фактически не отвечают декларируемым идеям социального государства. Имеющееся пенсионное законодательство обеспечивает поддержание биологически необходимого уровня существования пенсионеров и не нацелено на создание условий для последовательного системного повышения уровня их благосостояния.

Список использованной литературы:

1. Конституция РФ 1993 г. (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек.; Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст.4398.

2. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан // СПС «Гарант» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12034118/ (по состоянию на 15.04.2019 г.)

3. Магомедова А.Г. К вопросу об эффективности современной пенсионной системы России // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2016. Т. 19. № 3. С. 114-117.

4. Тюменева Н.В. Тенденции развития права на жизнь в современной российской правовой действительности: монография. Саратов, 2008. 172 с.

5. Чернышева О.Н. Пенсионная система РФ: от реформы к реформе // Ученые записки Тамбовского регионального отделения Вольного экономического общества России научно-теоретический и практический журнал. Тамбов, 2016. С. 103-114.

6. Деловые новости России и мира: интервью Игоря Юргенса. URL: https://www.bfm.ru/ (дата обращения: 15.04.2019 г.)

7. Фомин Д. Актуальные вопросы пенсионной системы // Экономист. 2012. № 6. С.

8. ФЗ РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018 № 350-ФЗ // СЗ РФ. 2018. № 41. Ст. 6190.

9. Трансформация прав человека в современном мире: монография / отв. ред. А.Н. Савенков. - М.: Норма ИНФРА-М, 2018. 256 с.

10. Дураев Т.А., Елышева О.Р. Право на достойную жизнь: сущность и реализация // Право и правоохранительная деятельность в России, странах СНГ и Европейского Союза: законодательство и социальная эффективность: материалы V Международной научно-практической конференции преподавателей, практических сотрудников, студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей. Сборник научных статей. Саратов, 2018. С. 43-45.

11. Кадомцева С.В. Трансформации модели социального государства и система высшего профессионального образования // Социальная политика и социальное партнерство. 2013. № 3. С. 20-33.

12. Тюменева Н.В. Социальное неравенство в социальном государстве или к вопросу о некоторых аспектах социальной политики в России // Материалы VI Международной научной конференции. Издательство: Саратовский источник. Саратов. 2018. С. 226-231.

Читайте также: