Какие изменения ожидаются у пенсионеров в казахстане


В Казахстане приняли закон о бюджете на 2021-2023 годы. Он устанавливает размер минимальной зарплаты, расчётного месячного показателя и минимальной пенсии.

2 декабря 2020 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал Закон "О республиканском бюджете на 2021-2023 годы". Он вводится в действие с 1 января 2021 года.

В документе установлены размеры минимальной зарплаты, расчётного месячного показателя и минимальной пенсии, а также определены доходы и затраты бюджета.

Как повысятся пенсии и размер МРП

В следующем году в Казахстане повысят размер пенсионных выплат.

"Установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учётом повышения их размеров с 1 января 2021 года на семь процентов", – сказано в документе .

  • минимальный размер пенсии – 43 272 тенге;
  • минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге;
  • минимальный размер заработной платы – 42 500 тенге;
  • месячный расчётный показатель – 2 917 тенге;
  • величина прожиточного минимума для исчисления социальных выплат – 34 302 тенге;
  • месячный размер денежной компенсации на оплату аренды и комуслуг военнослужащим и сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также государственной фельдъегерской службы – 3 739 тенге (эта статья не касается солдат срочной службы).

Сколько регионы получат из республиканского бюджета

Основными донорами республиканского бюджета по-прежнему останутся четыре региона. Атырауская и Мангистауская области, а также города Нур-Султан и Алматы пополнят главную казну страны на 451 млрд тенге:

  • Атырауская область – 213 млрд тенге;
  • Алматы – 190 млрд тенге;
  • Нур-Султан – 34 млрд тенге;
  • Мангистауская область – 13 млрд тенге.

Из областных бюджетов в республиканскую казну должны поступить 200 млрд тенге.

В свою очередь республиканский бюджет выделит регионам 2,1 трлн тенге:

  • Акмолинской области – 144 млрд тенге;
  • Актюбинской – 110 млрд тенге;
  • Алматинской – 190 млрд тенге;
  • Восточно-Казахстанской – 217 млрд тенге;
  • Жамбылской – 193 млрд тенге;
  • Западно-Казахстанской – 75 млрд тенге;
  • Карагандинской – 134 млрд тенге;
  • Кызылординской – 176 млрд тенге;
  • Костанайской – 135 млрд тенге;
  • Павлодарской – 54 млрд тенге;
  • Северо-Казахстанской – 141 млрд тенге;
  • Туркестанской – 391 млрд тенге;
  • Шымкенту – 138 млрд тенге.

На что выделят деньги регионам

Трансферты из республиканского бюджета выделят регионам на реализацию 43 направлений, в числе которых:

  • субсидирование агропромышленного комплекса;
  • выплата АСП;
  • госзаказ для неправительственных организаций;
  • увеличение зарплат воспитателям, учителям, работникам здравоохранения и соцработникам;
  • подушевое финансирование в госшколах;
  • гранты для детей из многодетных и малообеспеченных семей;
  • покупку вакцин и медоборудования;
  • повышение стипендий студентам колледжей.

  1. Возмещение части расходов, понесённых субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях.
  2. Субсидирование в рамках гарантирования и страхования займов субъектов агропромышленного комплекса.
  3. Субсидирование процентной ставки по кредитным и лизинговым обязательствам в рамках направления по финансовому оздоровлению субъектов агропромышленного комплекса.
  4. Субсидирование ставок вознаграждения при кредитовании, а также лизинге на приобретение сельскохозяйственных животных, техники и технологического оборудования.
  5. Субсидирование купонного вознаграждения по облигациям.
  6. Субсидирование стоимости пестицидов, биоагентов (энтомофагов), предназначенных для проведения обработки против вредных и особо опасных вредных организмов с численностью выше экономического порога вредоносности и карантинных объектов.
  7. Возмещение физическим и юридическим лицам затрат на закладку и выращивание уничтоженных плодово-ягодных культур, заражённых бактериальным ожогом плодовых.
  8. Выплату государственной адресной социальной помощи.
  9. Введение стандартов оказания специальных социальных услуг.
  10. Размещение государственного социального заказа в неправительственных организациях.
  11. Обеспечение прав и улучшение качества жизни инвалидов в Республике Казахстан.
  12. Услуги по замене и настройке речевых процессоров к кохлеарным имплантам.
  13. Субсидирование затрат работодателя на создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
  14. Установление доплат к заработной плате работников, предоставляющих специальные социальные услуги в государственных организациях социальной защиты населения.
  15. Увеличение оплаты труда педагогов организаций дошкольного образования.
  16. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций дошкольного образования.
  17. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций дошкольного образования.
  18. Реализацию подушевого финансирования в государственных организациях среднего образования.
  19. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций образования, за исключением организаций дополнительного образования для взрослых.
  20. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций образования, за исключением организаций дополнительного образования для взрослых.
  21. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций среднего образования.
  22. Доплату за степень магистра методистам методических центров (кабинетов) государственных организаций среднего образования.
  23. Доплату за проведение внеурочных мероприятий педагогам физической культуры государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  24. Приобретение оборудования для колледжей в рамках проекта "Жас маман".
  25. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  26. Доплату за квалификационную категорию педагогам государственных организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
  27. Размещение государственного образовательного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием для детей из многодетных и малообеспеченных семей.
  28. Проведение медицинской организацией мероприятий, снижающих половое влечение, осуществляемых на основании решения суда.
  29. Материально-техническое оснащение организаций здравоохранения на местном уровне.
  30. Возмещение лизинговых платежей по санитарному транспорту, приобретённому на условиях финансового лизинга.
  31. Закуп вакцин и других иммунобиологических препаратов.
  32. Пропаганду здорового образа жизни.
  33. Реализацию мероприятий по профилактике и борьбе со СПИД.
  34. Увеличение размера государственной стипендии обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования.
  35. Повышение заработной платы работников организаций в области здравоохранения местных исполнительных органов.
  36. Установление доплат к должностному окладу за особые условия труда в организациях культуры и архивных учреждениях управленческому и основному персоналу государственных организаций культуры и архивных учреждений.
  37. Увеличение оплаты труда педагогов государственных организаций среднего и дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта.
  38. Реализацию мероприятий по социальной и инженерной инфраструктуре в сельских населённых пунктах в рамках проекта "Ауыл – Ел бесігі".
  39. Предоставление государственных грантов молодым предпринимателям для реализации новых бизнес-идей в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025".
  40. Субсидирование ставки вознаграждения и гарантирование по кредитам в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса-2025" и механизма кредитования приоритетных проектов.
  41. Финансирование приоритетных проектов транспортной инфраструктуры.
  42. Приобретение жилья коммунального жилищного фонда для социально уязвимых слоёв населения и (или) малообеспеченных многодетных семей.
  43. Приобретение жилья коммунального жилищного фонда для работающей молодёжи.

Каков лимит правительственного долга

В законе утверждён резерв Правительства Казахстана на 2021 год в 343 млрд тенге. Лимит правительственного долга – 18,1 трлн тенге.

Доходы бюджета на 2021 годы составят 11,2 трлн тенге:

  • по налоговым поступлениям – 6,6 трлн;
  • по неналоговым поступлениям – 286 млрд тенге;
  • поступлениям от продажи основного капитала – 3,5 млрд тенге;
  • поступлениям трансфертов – 4,3 трлн тенге.

Расходы бюджета – 13,7 трлн тенге. Поэтому дефицит бюджета составит минус 2,6 трлн тенге. Это 3,4% валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

Сумма трансферта из Нацфонда составит 2,7 трлн тенге, плюс целевой трансферт в размере 1 трлн тенге пойдёт на цели, определённые Президентом Казахстана.

Закон вводится в действие с 1 января 2021 года.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter


Иллюстративное фото: gettyimages.com / Piotrekswat

На данный момент пенсия казахстанцев состоит из базовой, солидарной и выплат с индивидуального пенсионного счета. Для определения каждой части применяются свои расчеты. Что должно измениться, узнали журналисты Нурфин.

Напомним, что на официальном портале «Открытые НПА» появился законопроект «О внесении изменений и дополнений в указ президента РК «О концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы РК до 2030 года».

Согласно этому законопректу, пенсионеров и не достигших пенсионного возраста казахстанцев ждут кардинальные изменения. Рассмотрим подробнее основные пункты, сравнив их с действующими на данный момент нормами.

Изменения в пенсии из государственного бюджета

Пенсия казахстанцев за счет государственного бюджета на данный момент состоит из базовой и солидарной. Эти показатели ежегодно растут.


На что и как казахстанцы смогут потратить свои пенсионные накопления

Солидарную пенсию также называют «минимальной». Ее получают пенсионеры, которые до 1998 года официально работали хотя бы полгода. На данный момент она равна 40 441 тенге. Ее платят в сумме с базовой пенсией.

Базовую пенсию получают все казахстанские пенсионеры, не зависимо от того, работали они или нет. Она равна 54% от прожиточного минимума и увеличивается в зависимости от стажа участия в пенсионной системе до целого прожиточного минимума. В этом году – от 17 641 до 32 668 тенге.

Стаж участия в пенсионной системе – это официальный стаж работы до 1998 года и период, когда за счет работника вносились взносы на индивидуальный пенсионный счет после 1998 года.


Изменить пенсионную систему планируют в Казахстане

С 2028 года планируют отменить назначение базовой пенсии и ввести такое понятие, как «минимальная гарантированная пенсия». То есть по сути эта часть пенсионной выплаты просто поменяет название с «базовой» на «гарантированную».

Минимальная гарантированная выплата будет составлять уже не 54%, а 70% от прожиточного минимума. Она также будет расти в зависимости от стажа участия в пенсионной системе. За каждый год сверх 5 лет участия размер гарантированной пенсии будет увеличиваться на 2%.

Вместе с гарантированной пенсией, работавшие до 1998 года пенсионеры продолжат получать солидарную пенсию. Ее размер обещают ежегодно увеличивать на процент инфляции, плюс два процентных пункта.


Иллюстративное фото: freepik.com / master1305

Изменения в накопительной пенсионной системе


Как менялась минимальная зарплата в сравнении с курсом тенге в Казахстане

Следующее изменение касается казахстанцев, которые только копят на пенсию. Работающие вкладчики ЕНПФ с каждой зарплаты вносят обязательные пенсионные взносы в размере 10% от оклада.

Работодатели на данный момент должны за свой счет вносить 5% от зарплаты сотрудника, который занят на вредном производстве. Называется это - обязательные профессиональные пенсионные взносы.

Но с 2023 года планируется, что все работодатели будут за свой счет делать дополнительные обязательные пенсионные взносы на индивидуальный пенсионный счет всех своих сотрудников, не зависимо от "вредности" работы.

В 2023 году обязательные пенсионные взносы работодателя будут составлять 1% от оклада работника, а к 2029 году их размер планируют поэтапно увеличить до 5%.


Более 138 млрд тенге выплатил ЕНПФ казахстанцам

Накопления, сформированные за счет этих взносов, также можно будет использовать поверх порога достаточности на улучшение жилищных условий, оплату дорогостоящего лечения или передачу в управление частным управляющим компаниям.

Изменения для получателей выплат из ЕНПФ

Для действующих пенсионеров планируется увеличить минимальный размер выплаты из ЕНПФ. На данный момент она, как и базовая пенсия, равна 54% от прожиточного минимума или 17 641 тенге.

Планируется, что минимальная пенсионная выплата из ЕНПФ будет равна минимальной пенсии, установленной в начале года. С начала этого года было установлено 38 636 тенге.

Данная мера позволит увеличить совокупный размер ежемесячной пенсии, которая на данный момент состоит из базовой, солидарной и накопительной составляющих. Но когда точно она будет введена, не указано.


Более 70 тысяч казахстанцев получили соцвыплаты на случай потери работы

Также планируется пересмотреть некоторые другие правила для определения части пенсии, которая будет состоять из накоплений на индивидуальном пенсионном счете.


Иллюстративное фото: gettyimages.com / RossHelen

Изменения механизма пенсионного аннуитета

В законопроекте также дано указание пересмотреть некоторые правила предоставления пенсионного аннуитета. В частности, было решено ввести механизм совместных аннуитетов, не зависящих от половой принадлежности.

Напомним, что пенсионный аннуитет – это возможность для некоторых казахстанцев раньше срока выйти на пенсию. Для этого можно заключить договор с одной из казахстанских страховых компаний и передать им все свои пенсионные накопления.

Компании в свою очередь обязуются пожизненно платить клиенту страховые выплаты в размере не ниже минимальной пенсии, установленной на данный период. Тогда как выплаты из ЕНПФ производятся до 79-летнего возраста.


Как вернуть деньги за переплату по медстраховке в Казахстане

Для подписания договора пенсионного аннуитета нужно накопить на своем индивидуальном пенсионном счете достаточно крупную сумму. Мужчины в 55 лет должны иметь 10 875 485 тенге, а женщины этого же возраста - 13 611 164 тенге.

Данные пороги достаточности каждый год должны меняться. Механизмы их исчисления должны пересмотреть в том числе.

Другие изменения

И еще одно из планируемых изменений – это выход на пенсию «по желанию». То есть казахстанцы, которые достигли пенсионного возраста, будут иметь возможность работать дальше, нарабатывать стаж для начисления пенсии и копить деньги на индивидуальном пенсионном счете.

На период, пока казахстанец не ушел на пенсию, пенсионные выплаты ему начисляться не будут.


13-я зарплата: в каких случаях работодатель обязан ее платить

При этом, если казахстанец достигнет пенсионного возраста, но отложит выход на пенсию, в случае его смерти наследники в гарантированный период смогут получать пенсионные выплаты за счет бюджетных средств помимо накоплений на индивидуальном пенсионном счете наследодателя.

Данные поправки будут обсуждаться до конца года, а внедряться они будут постепенно в зависимости от указанных сроков.


Закон "О республиканском бюджете на 2020-2022 годы" предусматривает повышение пенсий и пособий. Об этом сообщает Zakon.kz.

Изменений в размере минимальной заработной платы (МЗП) не предвидится – ее размер останется прежним и составит 42 500 тенге. Минимальная базовая пенсионная выплата увеличится на 800 тенге – 16 839 тенге. Минимальный размер пенсии с нового года повысится на 2 528 тенге – 38 636 тенге.

Пенсионные выплаты по возрасту увеличатся на семь процентов, базовая пенсионная выплата, которая выплачивается в зависимости от трудового стажа человека, будет расти вместе с ростом прожиточного минимума. С 2020 года она увеличится на пять процентов.

По документу, ожидается повышение прожиточного минимума на 1500 тенге – 31 183 тенге. МРП с 2525 тенге вырастет до 2651 тенге, что в соответственно приведет к росту государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца, по возрасту, спецпособий для лиц, занятых на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда, детских пособий (единовременных и по уходу за ребенком до года), а также пособий многодетным семьям и родителям.


Кроме того, увеличатся пособия беременным, безработным и инвалидам.

Закон предусматривает усиление связи между стажем работы и размером соцвыплат. Например, при стаже участия до 71 месяца включительно — пять лет и 11 месяцев — сохранятся действующие коэффициенты стажа участия, а за каждый последующий полный год сверх пяти лет коэффициент будет повышаться на 2 процента.

Так, инвалид второй группы, делавший отчисления в госфонд 7 лет при среднемесячном доходе 100 тысяч тенге, получит выплату в 31 080 тенге.

К ней прибавится выплата госсоцпособия по инвалидности. Для инвалида второй группы она составит 47 710 тенге. Таким образом, общая сумма выплаты составит 78 790 тенге.


Пособия по инвалидности увеличатся следующим образом:

  • инвалидам от общего заболевания I группы будут выплачивать 59 872 тенге (1,92 от прожиточного минимума);
  • инвалидам II группы — 47 710 тенге (1,53 ПМ);
  • инвалидам III группы — 32 431 тенге (1,04 ПМ).

Также пособия инвалидам детства с 16 лет I группы - до 59 872 тенге (1,92 ПМ), II группы — 49 581 тенге (1,59 ПМ), III группы — 37 420 тенге (1,20 ПМ). Дети-инвалиды до 16 лет будут получать 43 657 тенге.

Единовременное пособие по случаю рождения ребенка тоже вырастут: на первого, второго и третьего ребенка — до 100 738 тенге (38 МРП), на четвертого — до 167 013 тенге (63 МРП).

Ежемесячные пособия по уходу за ребенком до года для неработающих женщин составят: на первого — 15 270 тенге (5,76 МРП), на второго — 18 054 тенге (6,81 МРП), на третьего — 20 811 тенге (7,85 МРП), на четвертого и более — 23 594 тенге (8,9 МРП).


Вместе с тем согласно законопроекту по вопросам обязательного социального страхования, социального обеспечения и государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения, семьям с четырьмя детьми будут выплачивать 42 500 тенге в месяц, с пятью — 53 125 тенге, с шестью — 63 750 тенге, с семью и более детьми — 73 375 тенге. Эти выплаты не будут зависеть от уровня дохода семьи.

Месячный размер денежной компенсации на содержание жилища и оплату коммунальных услуг военнослужащим (кроме военнослужащих срочной службы) и сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы составит 3 739 тенге.


Раздел Афиша «Куда сходить в Актау?» календарь городских событий

Изменения также затронули правила ежемесячных социальных выплат.


Постановлением Правительства Казахстана от 9 ноября 2020 года внесены изменения и дополнения в некоторые решения правительства Республики, передает zakon.kz.

В частности, изменения затронули в постановление "Об утверждении Правил осуществления пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов из единого накопительного пенсионного фонда, и методики осуществления расчета размера пенсионных выплат".

В частности, говорится, что для получения пенсионных выплат из ЕНПФ при наступлении пенсионного возраста получатель обращается с заявлением в госкорпорацию с представлением документа, удостоверяющего личность, а также сведений о банковском счете.

При этом инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно представляет при личном обращении в ЕНПФ:
- заявление о назначении пенсионных выплат по форме, утвержденной внутренним документом ЕНПФ;
- документ, удостоверяющий личность получателя;
- сведения о банковском счете получателя.

При обращении посредством интернет-ресурса ЕНПФ представляет заявление, удостоверенное электронной цифровой подписью получателя.

Порядок обращения посредством интернет-ресурса ЕНПФ утверждается внутренним документом ЕНПФ.

Вместе с тем по заявлениям получателей, обратившимся в госкорпорацию за назначением пенсии она осуществляет взаимодействие с ЕНПФ в порядке и сроки, установленные соответствующим соглашением, заключенным между ЕНПФ и государственной корпорацией, в рамках которого в ЕНПФ передаются сведения о зарегистрированных заявлениях получателей.

В свою очередь ЕНПФ переводит в государственную корпорацию суммы пенсионных выплат получателей согласно установленным госкорпорацией графиком пенсионных выплат.

Государственная корпорация перечисляет суммы пенсионных выплат, полученные из ЕНПФ, на банковские счета получателей в соответствии с графиком пенсионных выплат, но не ранее даты возникновения права на пенсионные выплаты из ЕНПФ.

В случаях представления получателем неполного пакета документов или недействительных документов государственная корпорация отказывает получателю в приеме заявления в день обращения с вручением расписки об отказе в приеме заявления либо в исполнении заявления путем направления уведомления в течение 10 рабочих дней с момента получения документо с указанием причины отказа.

В случае отсутствия у получателя пенсионных накоплений в ЕНПФ либо если он является получателем по установленному графику пенсионных выплат из ЕНПФ, госкорпорация уведомляет получателя о данных фактах в момент приема заявления.

Также указывается, что по лицам, достигшим пенсионного возраста и имеющим пенсионные накопления в ЕНПФ и не обратившимся за выплатой пенсионных накоплений, ЕНПФ ежегодно до 1 марта, следующего за отчетным годом, осуществляет сверку с госкорпорацией на наличие у указанных лиц назначенных пенсионных выплат по возрасту и государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств в информационной системе уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения, а также на наличие в информационной системе уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения телефонных номеров получателей, зарегистрированных на портале для оказания проактивной услуги на получение пенсионных выплат из ЕНПФ.

При этом по результатам сверки государственная корпорация:
- формирует список лиц, являющихся получателями пенсионных выплат по возрасту и государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, имеющих телефонные номера, зарегистрированные на портале;
- посредством информационной системы уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения направляет sms-сообщение на телефонный номер получателя с предложением оказания проактивной услуги по назначению пенсионной выплаты из ЕНПФ;
- по лицам, по которым получено согласие на получение пенсионных выплат из ЕНПФ через проактивную услугу формирует в журнале электронных заявок и уведомлений на каждую государственную услугу отдельно заявку, удостоверенную электронной цифровой подписью уполномоченного государственного органа в сфере информатизации;
по зарегистрированным в информационной системе уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения электронным заявкам направляет в информационную систему ЕНПФ электронные сообщения не позднее одного рабочего дня с даты регистрации в информационной системе уполномоченного органа в сфере социальной защиты населения электронных заявок.

ЕНПФ переводит в госкорпорацию суммы пенсионных выплат получателей в соответствии с графиком пенсионных выплат.

Государственная корпорация перечисляет суммы пенсионных выплат, полученные из ЕНПФ, на банковские счета получателей, ранее представленные получателями при назначении пенсионных выплат по возрасту и государственной базовой пенсионной выплаты.

Также изменения внесены в постановление от 25 мая 2011 года "Об утверждении Правил осуществления социальной помощи в виде ежемесячных выплат гражданам Республики Казахстан после завершения периода капитализации платежей по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работников юридическими лицами, ликвидированными вследствие банкротства".

Так, в измененном пункте говорится, что при приеме заявления сведения о документе, удостоверяющем личность, о регистрации по постоянному месту жительства специалисты государственной корпорации получают из соответствующих государственных информационных систем через шлюз "электронного правительства".

При отсутствии сведений из информационных систем к заявлению прилагаются следующие документы:
- для жителей города Байконур - справка отдела по учету и регистрации граждан жилищного хозяйства города Байконур;
- сведения о номере банковского счета, открытого в уполномоченной организации по выдаче социальной помощи в виде ежемесячных выплат, или контрольном счете наличности учреждения уголовно-исполнительной системы;
- судебный акт, подтверждающий право на получение капитализированных сумм, содержащий сведения о периоде капитализации, сумме капитализированных платежей по возмещению вреда:
- при получении сумм капитализированных платежей от государства - вступившее в законную силу решение (постановление, определение) о возложении ответственности по выплате капитализированных платежей в счет возмещения вреда на государство;
- при получении сумм капитализированных платежей за счет имущества ликвидированного юридического лица - определение (решение) о завершении конкурсного производства с утверждением заключительного отчета конкурсного управляющего, в материалах которого содержится расшифровка по каждому кредитору первой очереди.

Право на получение капитализированных сумм также может подтверждаться архивным документом суда либо государственного архива, содержащим сведения о периоде капитализации, сумме капитализированных платежей по возмещению вреда.

В зависимости от статуса пострадавшего лица:
- при возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, - справка о степени утраты профессиональной трудоспособности по форме, утвержденной уполномоченным органом в сфере социальной защиты;
- при возмещении вреда инвалидам, понесшим ущерб в результате смерти работника, которым вред возмещается на срок инвалидности, - сведения об установлении инвалидности заявителю запрашиваются из централизованной базы данных инвалидов.

При отсутствии сведений из централизованной базы данных инвалидов к заявлению прилагается копия справки об инвалидности или степени утраты профессиональной трудоспособности.

В случае наличия сведений об установлении степени утраты профессиональной трудоспособности или инвалидности в судебном акте либо архивном документе, подтверждающем право на получение капитализированных сумм, представление отдельной справки не требуется.

Для назначения социальной помощи в виде ежемесячных выплат недееспособным, ограниченно дееспособным или нуждающимся в опеке или попечительстве лицам заявление и необходимые документы подаются их законными представителями.

Заявление для назначения социальной помощи в виде ежемесячных выплат третьими лицами подается по доверенности.

Министерство труда и социальной защиты населения опубликовало предложения по изменению концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы Казахстана до 2030 года, передает Tengrinews.kz.

Проект постановления опубликован на сайте "Открытые НПА". Публичное обсуждение на портале продлится до 12 ноября 2020 года.

В концепции, опубликованной министерством, предлагается с 2028 года перейти от базовой пенсионной выплаты к минимальной гарантированной пенсии. В Минтруда предполагают, что переход позволит оптимизировать механизм предоставления государственной гарантии, повысить уровень пенсионного обеспечения лиц с небольшим стажем участия в пенсионной системе, повысит коэффициент замещения дохода пенсионными выплатами.

"В целях предоставления минимальных гарантий пенсионного обеспечения на приемлемом уровне будет осуществлен переход от назначения базовой пенсии к назначению минимальной гарантированной пенсии (с 2028 года).

В этой связи предлагается:

1) установить минимальную гарантированную пенсию в размере 70 процентов от величины прожиточного минимума для лиц, имеющих стаж участия в пенсионной системе менее 5 лет;

2) определить при пятилетнем стаже участия в пенсионной системе базовую пенсию в размере 70 процентов от прожиточного минимума, за каждый год сверх 5 лет ее размер будет увеличиваться на 2 процента.

3) отменить назначение базовой пенсии;

4) минимально гарантированную пенсию для состоявшихся получателей базовой пенсии рассчитать с учетом стажа участия в пенсионной системе, учтенного при исчислении размера базовой пенсии.

При этом сохраняется право на пенсионные выплаты по возрасту при наличии не менее 6 месяцев трудового стажа на 1 января 1998 года", - говорится в концепции.

Кроме того, для поддержания размеров солидарных пенсий (солидарная пенсия начисляется тем, кто работал до 1998 года с минимальным трудовым стажем более 6 месяцев. - Прим.) на приемлемом уровне в условиях действующего пенсионного законодательства их размеры будут ежегодно индексироваться с опережением уровня инфляции на два процента.

Кроме того, предлагается:

1) пересмотреть базовую основу для расчета стоимости пенсионного аннуитета;

2) установить обязательность заключения договора, предусматривающего пожизненные пенсионные выплаты (пенсионный аннуитет) только для участников НПС;

3) ввести механизм совместных аннуитетов, которые могут частично решить гендерную проблему более низких пенсий женщин;

4) предоставить вкладчику (получателю) по его желанию право "отложенного выхода" на пенсию. При этом ему на этот период не будут осуществляться назначенные пенсионные выплаты, и он может продолжить участие в накопительной пенсионной системе. Вкладчику (получателю) будет обеспечен гарантированный период, в течение которого наследникам будут осуществляться пенсионные выплаты как за счет бюджетных средств (солидарная, базовая пенсии), так и накопительной пенсии.

5) установить минимальный размер пенсионной выплаты из ЕНПФ по аналогии с размерами выплат из страховых организаций при заключении договора пенсионного аннуитета, т. е. в размере не ниже минимального размера пенсии, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (в 2020 году размер минимальной пенсии составляет 38 636 тенге).

В министерстве считают, что это позволит увеличить совокупный размер получаемых пенсионных выплат пенсионеров (солидарная, базовая и накопительная пенсии), что повысит их благосостояние и доверие к пенсионной системе.

6) пересмотреть коэффициенты текущей стоимости пенсионных накоплений для всех категорий граждан. Размер ежемесячной суммы пенсионных выплат из ЕНПФ рассчитывается как одна двенадцатая произведения суммы пенсионных накоплений на коэффициент их текущей стоимости в соответствующем возрасте получателя.

При этом выплаты не дифференцируются для отдельных групп населения, к примеру, по инвалидности и по полу.

Также предлагается ввести отдельные коэффициенты текущей стоимости пенсионных накоплений для работников, занятых на опасных производствах, а также для инвалидов 1-й и 2-й групп (с разделением по полу), поскольку продолжительность жизни у них разная.

"В результате данного изменения срок пенсионных выплат для таких категорий населения будет относительно короче пенсионных выплат для всех категорий граждан, соответственно, сумма ежемесячных выплат для таких граждан будет выше", - отмечается в документе.

РАЗМЕРЫ п енсии и пособий с 1 января 2020 года

В соответствии с Законом РК «О республиканском бюджете на 2020-2022 годы», который уже подписан Президентом РК и п остановлением Правительства РК «О повышении размера пенсионных выплат» с 1 января 2020 года произведен перерасчет пенсий и пособий. Кому и на сколько эти выплаты увеличатся, сообщила руководитель отдела пенсионного и социального обеспечения №1 департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по городу Шымкенту Людмила Викторовна Ефремова.

Пенсии по возрасту, назначенные до января 2020-го, подлежат повышению на 7 процентов от получаемого размера пенсии. Например, размер пенсии до повышения составлял 57900 тенге, с 1 января 2020 года он будет равен 61953 тенге.

Минимальный размер пенсии увеличится с 36108 тенге до 38636 тенге.

Для граждан, которые первично обратятся за назначением пенсии в 2020 году максимальный доход (заработная плата) для исчисления размера не может превышать 46- кратного месячного расчетного показателя — 121 946 тенге. К примеру, если фактический доход составил более 180 000 тенге, то для исчисления пенсии будет принят доход 121 946 тенге.

С 1 января 2020 года устанавливаются

Месячный расчетный показатель (МРП) — 2651 тенге,

Прожиточный минимум (ПМ) — 31183 тенге.

Минимальный размер базовой пенсионной выплаты составит 16839 тенге.

Минимальная пенсия (для назначаемых в 2018 году) – 38636 тенге.

Минимальная зарплата — 42500 тенге.

Повышение государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца, по возрасту, госспецпособий для лиц, занятых на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда, детских пособий (единовременных и по уходу за ребенком до года), а также пособий многодетным семьям и родителям (опекунам, попечителям) предусмотрено с учетом изменения размера месячного расчетного показателя (МРП) и прожиточного минимума (ПМ).

Пособия участникам войны

Специальное государственное пособия инвалидам и участникам Великой Отечественной войны составят 42416 тенге (16 МРП).

Лицам, приравненным и инвалидам Великой Отечественной войны — 20016 тенге (7,55 МРП).

Лицам, приравненным к участникам Великой Отечественной войны -16 410 тенге (6,19 МРП).

Вдовам воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, — 11877 тенге (4,48 МРП).

Женам (мужьям) инвалидов и участников войны, умерших в послевоенное время и признанных при жизни инвалидами, которые не вступили в повторный брак, — 6787 тенге (2,56 МРП).

Пособия труженикам тыла — 5647 тенге (2,13 МРП).

Героям Советского Союза, кавалерам ордена Славы трех степеней, являющимся участниками войны, ежемесячно будет выплачиваться — 367 509 тенге (138,63 МРП).

Лица, удостоенные званий «Халыққаһарманы» и «ҚазақстанныңЕңбекЕрі». Размер ежемесячного пособия составит — 138,63 месячного расчетного показателя – 367 509 тенге.

Героям Социалистического Труда, являющимся участниками войны, — 197 898 тенге (74,65 МРП).

Жертвам политических репрессий — 2837 тенге (1,07 МРП).

Персональным пенсионерам — 2837 тенге (1,07 МРП).

Пособия по инвалидности увеличатся так:

инвалидам от общего заболевания:

I группы – 59 872 тенге (1,92 ПМ),

II группы – 47 710 тенге (1,53 ПМ),

III группы – 32 431 тенге (1,04 ПМ),

инвалидам детства с 16 лет:

I группы – 59 872 тенге (1,92 ПМ),

II группы – 49 581 тенге (1,59 ПМ),

III группы – 37 420 тенге (1,20 ПМ),

детям-инвалидам до 16 лет – 43 657 тенге (1,40 ПМ).

Пособия за работу в особых условиях

Пособие для получателей по списку № 1 (лицам, работавшим на предприятиях с особо вредными условиями труда), составляющие 9,42 МРП, увеличатся до 24973тенге.

Для получателей по списку № 2 — до 22216 тенге (8,38 МРП).

Пособия по случаю потери кормильца

При отсутствии одного из родителей детям или нетрудоспособным членам семьи будет выплачиваться ежемесячно:

— на одного – 26 818 тенге (0,86 ПМ),

— на двоих – 46 463 тенге (1,49 ПМ),

— на троих – 57 689 тенге (1,85 ПМ),

— на четверых – 61 119 тенге (1,96 ПМ),

— на пятерых – 63 302 тенге (2,03 ПМ),

— на шестерых и более – 65 797 тенге (2,11 ПМ).

Круглые сироты будут получать по 36 796 тенге (1,18 ПМ) на каждого.

Детские пособия

Единовременное пособие по случаю рождения ребенка увеличится:

— на первого, второго и третьего ребенка — до 100 738 тенге (38,0 МРП),

— на четвертого — до 167 013 тенге (63,0 МРП).

Ежемесячные пособия по уходу за ребенком до года для неработающих женщин составят:

— на первого – 15 270 тенге (5,76 МРП),

— на второго – 18 054 тенге (6,81 МРП),

— на третьего – 20 811 тенге (7,85 МРП),

— на четвертого и более – 23 594 тенге (8,9 МРП).

Воспитывающим ребенка-инвалида – 43 657 тенге (1,4 ПМ).

Пособие по уходу за инвалидом I группы с детства – 43 657 тенге (1,4 ПМ).

Пособия многодетным матерям

Для многодетных матерей, награжденных подвесками «Алтын алқа» (семь и более детей), а также «Күмiс алқа» (шесть и более детей), ежемесячное пособие увеличится до 16 967 тенге (6,4 МРП).

Пособия на погребение

Пособие на погребение — 41621 тенге (15,7 МРП).

Пособие на погребение инвалидов и участников Великой Отечественной войны — 97027 тенге (36,6 МРП)

С 1 января 2020 года вводится новый вид государственного пособия многодетным семьям, имеющим 4 и более несовершеннолетних детей (до достижения 18-летнего возраста) или студентов очной формы обучения в возрасте до 23 лет. Данное пособие будет назначаться вне зависимости от доходов семьи, в дифференцированных размерах в зависимости от количества детей в семье из средств республиканского бюджета:

с 4-мя детьми – 42 496 тенге(16,03 МРП);

с 5-ю детьми – 53 127 тенге(20,04 МРП);

с 6-ю детьми – 63 757 тенге(24,05 МРП);

с 7-ю и более детьми – 74 388 тенге(28,06 МРП).

Семьям, которые в настоящее время являются получателями специального государственного пособия как многодетная семья, соответственно это семьи, которым оно назначено до 2018 года, переход на новое пособие будет осуществлен автоматически без их обращения в ЦОН, Назначение нового пособия будет осуществляться с даты подачи заявления в 2020 году. Процесс приема документов не ограничен никакими сроками. Дети, которые после достижения 18-ти лет продолжают обучение, ежегодно представляют в ЦОН по месту жительства справки об учебе.

Читайте также: