Какие лекции для пенсионеров

Лекции:

  1. Что влияет на здоровье пожилого человека. Питание в "золотом " возрасте. Психологический комфорт: " Вы нужны. "
  2. Движение -это жизнь .Физическая и двигательная активность в пожилом возрасте.
  3. Можно ли предупредить диабет? Здоровье женщины после 50 лет.
  4. Контроль за артериальной гипертензией. Правила пользования тонометром, глюкометром. Правила оказания самопомощи и тактика поведения при повышении АД, болях в груди, подозрении на инсульт и инфаркт.

Информация для пациентов

Активное долголетие, социально-биологическое явление, характеризующееся высокоразвитыми, препятствующими преждевременному старению, приспособительными реакциями организма, с помощью которых человек реализует свои жизненные потребности.

По классификации ВОЗ к долгожителям относят тех, кто перешагнул 90-летний рубеж. Активное долголетие вполне достижимо при условии, что каждый станет творцом собственного здоровья, без которого невозможно и долголетие, и ощущение радости и полноты жизни. Прежде всего необходимо изменить привычки и стереотипы поведения, которые отстают от темпа современной жизни, научиться рациональному образу жизни и последующем строго ему следовать. Соблюдение гигиены труда и отдыха, режимов питания и двигательной активности, закаливание, отказ от разрушительно действующих на организм вредных привычек не только увеличивают продолжительность жизни человека, но и повышают его творческую активность. Хорошо известно мнение И.П.Павлова о том, что человек, запрограммированный природой жить более 100 лет, живет в относительно полном здравии лишь половину этого срока благодаря безответственному обращению с собственным организмом. В сохранении здоровья, предупреждении преждевременного старения организма огромная роль принадлежит труду. Опыт трудовой жизни долгожителей убеждает в том, что потребность в труде и способность к нему не иссякают с наступлением пенсионного возраста и, благодаря продолжению работы, многим удалось достигнуть здорового и активного долголетия. Труд, организованный рационально смолоду, задолго до пенсионного возраста — одно из непременных условий сохранения здоровья и высокой работоспособности, предупреждения преждевременного профессионального старения. Активный отдых также играет важную роль в профилактике преждевременного старения, помогает человеку быстрее и полнее восстанавливать силы после трудной работы. Короткие паузы для активного отдыха следует делать в течение рабочего дня. Отпуск полезно проводить вне домашнее обстановки. Особенно внимательными к своему отдыху следует быть пожилым людям, так как у них в процессе работы утомляемость наступает быстрее и и медленнее восстанавливают свои силы после работы. Неотъемлемой частью активного отдыха и молодых, и пожилых людей должны стать занятия физической культурой. Недостаток движения оборачивается большим ущербом для здоровья. К физической активности следует относиться как к нормальной и необходимой составной части здорового образа жизни каждого человека и как к непременному условию достижения активного долголетия. Нельзя забывать и о закаливающих процедурах, которые в сочетании с физическими нагрузками дают большой оздоровительный эффект, повышают устойчивость организма к колебаниям температуры, инфекционным и простудным заболеваниям. Следует учитывать, что с возрастом снижаются приспособительные возможности к действию физических раздражителей (холоду, теплу, солнечной радиации и т.д.) и медленнее восстанавливаются физиологические функции после процедур. Поэтому закаливание в пожилом возрасте следует проводить осторожно и под тщательным врачебным контролем.

Для нормальной нервно-психической деятельности необходимо достаточно спать (в норме б-8 часов), рационально питаться. Диетологи говорят, что человек «есть то, что он ест». Основа рационального питания - качественная и полноценная по составу основных веществ пища и ее равномерное распределение в течение дня в соответствии с возрастом и степенью трудовой активности. Наиболее физиологическим считается 4-5 разовое питание в сутки. Ужинать следует не позднее 20 часов.

Избыточное, не соответствующее энергетическим затратам организма питание неизбежно ведет к избыточной массе тела, а она, в свою очередь, к серьезным нарушениям обмена веществ и функций важнейших физиологических систем организма, ускоряет процесс старения и сокращает продолжительность жизни. Сохранение и укрепление здоровья, замедление старческих сдвигов в организме, продление творческой деятельности зависит от каждого из нас, и можно достичь многого, если к этому стремиться, активно работать, следовать нормам и принципам здорового образа жизни, соблюдать культуру общения.

Старение - биологический разрушительный процесс, ведущий к недостаточности физиологических функций и гибели клеток, ограничению адаптационных возможностей организма, снижению его надежности, развитию возрастной патологии, увеличению вероятности смерти. Следует разграничивать старение и старость как биологический процесс и возрастной период, или как причину и следствие. По принятой ныне возрастной классификации старым человек считается с 75 лет.

Первые признаки старения появляются незаметно. На лице появляются первые морщины как следствие уменьшения жирового слоя и снижения эластичности кожи, начинают седеть и выпадать волосы. Кости опорно-двигательного аппарата становятся более хрупкими, при переломах срастаются медленнее. Уменьшается эластичность связок суставов, что затрудняет движения и нередко причиняет боль. Движения пожилых людей замедленны, расчетливы, экономны, у них меняется походка, появляется сутуловатость. С возрастом постепенно снижаются функциональные возможности органов и систем организма. Уменьшается подвижность нервных процессов и ослабляется память, особенно на недавние события, замедляется частота сердечных сокращений, уменьшается сократительная способность миокарда, возникают изменения в эндокринной, дыхательной, пищеварительной и многих других физиологических системах. Возрастные изменения обмена, функции и структуры клеток создают основу для возникновения различных заболеваний, в первую очередь атеросклероза, ишемической болезни сердца, остеохондроза, сахарного диабета, радикулита и других.

Старение может быть физиологическим и преждевременным. Под физиологическим старением понимают закономерно и постепенно наступающие возрастные изменения, темп и последовательность развития которых определены индивидуальными особенностями человека. Преждевременное старение возникает в результате воздействия на организм неблагоприятных факторов окружающей среды, прежде всего болезней, частота возникновения которых тесно связана с возрастом человека. Известно много сотен болезней, но причиной смерти в пожилом и старческом возрасте являются лишь некоторые из них, чаще всего гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, рак, диабет, некоторые психические и аутоиммунные заболевания. Причины и факторы, способствующие их возникновению и развитию, - это несбалансированное питание, гиподинамия, эмоциональные стрессы, курение, чрезмерное употребление алкоголя, неблагоприятные факторы внешней среды и некоторые другие. Их устранение может значительно уменьшить возникновение основных болезней, развитие преждевременного старения и увеличить продолжительность жизни.

На продолжительность жизни влияют также наследственные факторы, образ жизни человека, факторы окружающей среды. Установлено, что в семьях долгожителей дети значительно чаще достигают глубокой старости и долголетия. Предупреждению болезней и преждевременной старости способствуют профилактические и гигиенические меры, проводимые с раннего детства в течение всей жизни.

Постарение населения (рост доли пожилых людей в общей численности населения) характерно для всех развитых стран. Проблемы, возникшие в связи с этим, обусловили быстрое развитие геронтологии - науки о закономерностях старения живых существ, в том числе и человека, и гериатрии - науки о болезнях людей пожилого возраста. Самой важной задачей геронтологии является определение путей и методов предупреждения преждевременного старения. Решение этой проблемы предполагает не продление периода старости, дряхлости, а значительное увеличение периода работоспособности, отдаление сроков наступления болезней.

Двигательная активность и ЛФК для людей пожилого и старческого возраста

Уровень жизнедеятельности организма в ходе возрастного развития, продолжительность жизни зависят от двух противоположных тенденций: с одной стороны - угасания, нарушений обмена и функции; с другой стороны – включения механизмов адаптации. Двигательную активность считают одним из стимуляторов продления жизни, а всестороннюю функциональную нагрузку органов и систем стареющего организма путем поддержания двигательной активности – своего рода «защитой» от преждевременной старости, средством структурного совершенствования тканей и органов.

Физическая активность – важнейшая предпосылка сохранения функциональной способности стареющего организма.

Цель Программы:

Повышение качества жизни пожилых людей и людей с ограничениями жизнедеятельности путем вовлечения их в работу информационно-просветительской программы «Школа здоровья» на почве интересов сохранения собственного здоровья, повышения медицинской грамотности, борьбы с заболеваниями, поддержания здорового образа жизни участников на базе учреждений социальной защиты населения г. Москвы.

На первом этапе Программа получила поддержку Комитета общественных связей г. Москвы в 2006-2009 гг. В 2009 г. Программа была включена в Постановление правительства Москвы №191-ПП от 3 ноября 2019 г. «О комплексе мер по обеспечению государственной поддержки развития просветительской деятельности в Москве на 2009-2012 гг. (№4.8.10). Приказом ДСЗН г. Москвы №1718 от 29.12.2011 РООИ «Здоровье человека» включена в Перечень благотворительных, общественных, некоммерческих организаций, участвующих в реализации мероприятий Государственной программы «Социальная поддержка жителей Москвы на 2012-2016 гг.» по выполнению информационно-образовательной Программы по профилактике заболеваний людей старшего возраста, поддержке здорового образа среди инвалидов и пенсионеров «Школа здоровья». Постановлением Правительства Москвы № 420-ПП от 06.09.2011г. в редакции от 2016 г. указанная Государственная программа была продлена до 2018 г. Программа с 2013 г. устойчиво реализуется за счет собственных и привлеченных средств.

Задачи, решаемые в Программе:

1. Подготовка цикла лекций «Школы здоровья» для пожилых людей по диагностике, профилактике и лечению заболеваний, характерных для пожилого возраста: « Стрессоучтойчивость в современном мире», «Профилактика хронических неврологических заболеваний», «Нарушения памяти в пожилом возрасте», «Заболевания пищеварительной системы. Заболевания желудочно-кишечного тракта», «Заболевания органов дыхания», «Остеопороз и другие заболевания опорно-двигательной системы», «Лечение и профилактика сахарного диабета», «Профилактика ГРИППа и ОРЗ», «Заболевания щитовидной железы».

2. Издание буклетов для пожилых людей по тематике лекций «Школы здоровья» (не менее 10 000 шт.) для раздачи на занятиях «Школы здоровья».

3. Ежемесячное формирование и согласование расписания по тематике, дате и времени проведения лекционных занятий «Школы здоровья» в учреждениях социальной защиты населения г. Москвы – Государственных бюджетных учреждениях (ГБУ) г. Москвы Территориальных центрах социального обслуживания (ТЦСО) и их филиалах – не менее 90 учреждений, не менее 40 лекций в месяц.

4. Чтение лекций с проведением «круглых столов» «Школы здоровья» в ГБУ ТЦСО и их филиалах, не менее 500 лекций в год в не менее чем 90 учреждений для более чем 10 000 участников.

5. Ежемесячное информирование о плане лекционных занятий в ГБУ ТЦСО и их филиалах на сайте www.humanhealth.ru

6. Проведение опросов участников «Школы здоровья» для выявления интересующей их тематики лекций и удовлетворенности занятиями, а также для оценки полезности полученных знаний в «Школе здоровья».

7. Подготовка отчета с рекомендациями по распространению опыта работы с пожилыми людьми в формате «Школы здоровья».

Механизм реализации:

Стратегия реализации программы «Школа здоровья» основана на методах социальной, психологической и педагогической работы с пожилыми людьми.

1. Внедрение социальных, психологических и образовательных программ для пожилых людей дает им возможность возродить и поддерживать веру в себя и свою значимость для социума. Пожилые люди, которые участвуют в таких программах, становятся все более социально активными: начинают посещать театр, консерваторию, музеи и выставочные залы, становятся психологически намного устойчивее к современным социально-экономическим стрессам, и в меньшей степени подвержены депрессиям, чем их сверстники, которые равнодушны к активной социальной жизни. Можно предположить, что социальные интересы, входя в структуру личности пожилого человека, образуют устойчивую мотивацию, которая не изменяется с возрастным кризисом и не подвержена динамике при потере статуса, сужении круга общения и других негативных проявлениях, характерных для старения. Активное поведение формирует стиль жизни пожилого человека, который придает устойчивость адаптационному процессу его в социуме в целом.

2. Специфика работы с пожилыми людьми включает специальное обучение на интерактивных лекциях, которое позволяет сформировать необходимые для новых занятий навыки и умения даже в преклонном возрасте. Это обучение основано на концепции непрерывного образования, исходящей из того, что учение является нормальной и необходимой для человека деятельностью во все периоды его жизни. Она подразумевает возможность в любом возрасте обновлять, дополнять и применять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру, развивать способности, получать новые навыки и совершенствоваться в них.

3. Использование специфичной методологии в геронтопсихологической практике связано с отходом в последний период от такой модели старения, согласно которой этот процесс характеризуется общим снижением интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В настоящее время практика исходит из положения о том, что поведение человека пожилого возраста определяется не столько объективными моментами ситуации, сколько формой и характером их субъективного переживания. Специфичным в использовании интерактивных программ является принцип активации и реактивации ресурсов пожилого человека, так как невостребованные функции угасают.

Применяющиеся методики.

Занятия в группах:

1. Групповые занятия, включающие советы по основам психосоматической саморегуляции в пожилом возрасте.

2. Групповые занятия, включающие рекомендации по психологическому принятию изменений (ослабления) здоровья с возрастом, и адаптация к этим изменениям.

3. Групповые занятия по профилактике возрастных заболеваний, связанных с образом жизни (стресс, привычки питания, гиподинамия).

4. Рекомендации по работе с эмоциями с помощью методов арт-терапии (изотерапии, музыкотерапии). Обсуждение на групповых занятиях тем: "Эмоции, стресс и арт-терапия", «Типы и формы стресса, его влияние на организм человека».

5. Рекомендации по гармонизация духовных, психических, телесных структур пожилого человека через творчество и синтез различных видов искусств, использующихся в качестве хобби (шитье, вязание, вышивка, оригами, танцы, хоровое пение и др.).

Руководитель программы Дёмина Анна Юрьевна:


Врач-терапевт, специалист по остеопорозу.

Образование

  • Лечебный факультет Российского Государственного Медицинского Университета (в 2008 г.)
  • Интернатура по специальности «Терапия»
  • Повышение квалификации по темам: «Диагностика и лечение болезней суставов» и «Современные возможности диагностики, лечения и мониторирования остеопороза»
  • Профессиональная переподготовка по специальности: «Функциональная диагностика»,"Организация здравоохранения".
  • С 2012 г .работает специалистом по остеопорозу в медицинском центре «Здоровье человека»
  • Координатор и исполнитель по социально значимым программам благотворительной направленности РООИ «Здоровье человека» с 2013 г.
  • С 2019 г. является руководителем отдела по работе с инвалидами.

В 2018 г. были достигнуты следующие результаты:


Москва систематически поддерживает важную деятельность НКО и заботу о пожилых. Одна из форм поддержки - ежегодный Конкурс Грантов Мэра Москвы Комитета общественных связей и молодежной политики. В прошлом году 15 проектов, направленных на работу с пенсионерами, получили средства на реализацию (23 178 000 руб.) Благодаря Гранту были запущены курс подготовки домашнего персонала «Няня – помощница мамы», «Дорожная карта к долголетию», Школа тематических встреч «Психология добрых дел» и другие проекты.

Федерация «Йога-практика» уже не первый год проводит бесплатные занятия для пенсионеров и тех, кому исполнилось 55 лет. В период пандемии проект «Йога для активного долголетия москвичей» переместился в виртуальный формат. Теперь уроки проходят по видеосвязи на цифровой платформе i-Practika. Ежедневно участниками таких занятий становятся не менее 30 человек.

«В первое время всем было нелегко – преподавателям пришлось устроить дома перестановку, искать самое удобное место для телефонов. Как оказалось, лучший штатив – это обычный скотч. А ученики пытались приспосабливать для занятий различные домашние предметы – подушки, ремни от домашних халатов, кухонные стулья. Самое оригинальное решение нашла ученица со стажем – Наталья Зрячева. Она предложила использовать вместо кирпичей для устойчивости в некоторых позах обычные перевернутые кастрюли», - отмечает руководитель проектов «Федерация «Йога-Практика» Эркин Алиев.

Помимо онлайн-тренировок на платформе можно найти полезные материалы о здоровье, консультации и мастер-классы специалистов, самые актуальные новости из мира йоги. В неделю посетителями платформы i-Practika становятся не менее 1000 человек. Присоединиться к урокам можно в любом месте и абсолютно бесплатно. Занятия построены таким образом, чтобы нагрузка была мягкой, посильной и умеренной, а польза для здоровья максимальной. Занятия в онлайн-формате продолжатся до тех пор, пока не будут сняты ограничения на проведение массовых мероприятий.

Центр «Перспектива» перевел занятия клуба «Серебряный век» для пожилых людей в условиях пандемии в дистанционный формат. Уже в апреле начались онлайн-занятия по направлениям «Актерское мастерство, развитие речи и памяти», «Вокалотерапия» и «Музыкальная терапия». Пенсионеры учатся работать с голосом, много времени уделяется тренировке памяти, вниманию, делают упражнения на снятие напряжения и расслабление мышц лица, шеи, туловища, знакомятся с разными музыкальными инструментами, нотной грамотой. С мая в расписание добавилась и оздоровительная гимнастика. Помимо этого, в июне центр «Перспектива» предлагает пожилым людям посмотреть обучающие видеоуроки по английскому и испанскому языкам для начинающих. Для рукодельниц и творческих людей есть специальные видеоуроки по направлению «Рукоделие и творчество». А для пожилых людей, которые хотят освоить смартфон и быть на «ты» со своим гаджетом, будет подготовлен курс «Смартфон для пожилых». Сейчас в Центре по видеосвязи занимаются более 500 человек.

Все занятия проходят онлайн на платформе ZOOM. С расписанием можно познакомиться на сайте центра. Чтобы начать заниматься, нужно оставить заявку.

Людей пенсионного возраста, имеющих силы и желание применять свои навыки и знания, становится все больше. Многие жители 50+ хотят быть причастными к крупным городским событиям и делиться своим душевным теплом с другими. Именно для таких москвичей «Центр развития социальных технологий» пять лет назад создал волонтерский центр «Серебряный возраст». Среди направлений центра – развитие серебряного добровольческого движения, организация работы волонтеров на масштабных городских событиях, проекты по трудоустройству и социальной адаптации граждан 50+. На сегодняшний день команда «Серебряного возраста» насчитывает более 600 добровольцев.

C 19 мая Ассоциация профессионалов социального проектирования проводит онлайн-занятия для пожилых людей по направлению «Образовательный практикум». Специалисты и психологи Ассоциации проводят лекции по навыкам общения, рассказывают, как с возрастом сохранить память и внимание, развить эмоциональный интеллект, избежать стресса. Занятия проходят по вторникам и четвергам с 16 до 17 часов в системе Free Conference Call. Это удобная для пожилых пользователей платформа на русском языке, доступна в любом браузере на компьютере, планшете, смартфоне. Перед началом занятий каждый участник по электронной почте получает приглашение со ссылкой на вебинар.

В практикуме участвуют москвичи, зачисленные в группы проекта «Московское долголетие» с 13 марта 2020 года. При желании в группы могут попасть и другие участники, необходимо лишь написать заявление. Для участия необходимо отправить письмо на электронный адрес Ассоциации: armir@mail.ru с пометкой «Онлайн-занятия. Образовательный практикум».

А фонд «Подари любовь миру» в период самоизоляции запустил онлайн-курс для людей 50+ «Сам кино снимай. Сказка в каждом из нас». Под руководством наставников - Дмитрия и Александры Золотовых – пенсионеры учились снимать и монтировать видео на телефоне, писать сценарии и подбирать костюмы. Занятия проходили два раза в неделю на платформе Zoom. 7 июня в Международный день сказки были подведены итоги кропотливой работы: за полтора месяца команды участников сняли шесть сказок в домашних условиях. Совсем скоро стартует второй поток онлайн-курса. Подробности здесь.

В серебряном возрасте и старше очень важно научиться разбираться в вопросах здорового образа жизни: умеренного отдыха, сбалансированного питания, достаточной двигательной активности.

Соблюдение принципов здорового питания для человека не менее важно, чем ежедневная умственная и физическая нагрузка. В пожилом возрасте особенно важно соблюдать правила правильного питания, так как сбалансированный и полноценный рацион позволит усилить иммунитет организма, накопить внутреннюю энергию и противостоять инфекционным заболеваниям, не даст болезням старости перейти в хроническую фазу, позволит обойтись без лишних лекарств. Наша Школа научит, как правильно подбирать рацион, чтобы питаться на отлично!


Энциклопедия здорового питания

Рецепты для пенсионеров


Лекции врачей и диетологов



Советы по здоровому питанию

Продукты дня

В Энциклопедии здоровых продутков питания даны описания ТОП-100 продуктов, которые представляют наибольшую ценность для нашего здоровья. Мы должны знать, какие минералы и витамины содержатся в той еде, что ежедневно стоит на нашем столе, какие системы организма в них нуждаются больше всего. Ведь часто болезней можно избежать, если питаться сбалансированно и полноценно, укрепляя иммунитет и питая позитивной энергией наше тело.


Этот солнечный цитрус не только дарит хорошее настроение, добавляет неповторимый вкус чаю и выпечке, но и невероятно полезен для здоровья. Настоящий кладезь витаминов!


Знакомый с детства овощ, оказывается, еще и очень полезный. Только по содержанию одного витамина С он - чемпион среди овощей! А что еще?


Хрустящие и сочные фрукты, а какие из них получаются пироги! Не зря Еву соблазнили именно яблоком. Но эти плоды еще и очень полезны. Как и почему? Давайте разбираться!


Этот ярко-оранжевый овощ годится не только на нос снеговику! В нем много полезных веществ, а по содержанию бета-каротина или витамина А морковь - и вовсе безусловный лидер.


Эти красивые “зеленые” букетики будто созданы природой для того, чтобы защитить наш организм от опаснейших болезней. Давайте разбираться, почему брокколи считается одним из самых полезных овощей


Эта рыба очень популярна на наших столах - и не зря. Скумбрию можно не только приготовить десятком разных способов, но и она также невероятно полезна для здоровья


Пока человечество не может найти ответ на вопрос “Что было раньше, курица или яйцо?”. Но одно мы знаем точно - куриные яйца невероятно полезны для нашего здоровья.


Сочные красные помидоры - от них так и пахнет летом! А между тем, томат - один из самых полезных овощей. Почему? Давайте выяснять.


Фасоль не только полезная, но еще и очень питательная - и может заменить мясо в период поста, диеты или для вегетарианцев


Эту зимнюю вяжущую ягоду кто-то просто обожает, а кому-то она не по душе. Рассказываем, почему хурму все же стоит распробовать и какую пользу она приносит нашему организму.

Рецепты дня

Здоровое питание с каждым годом все больше завоевывает популярность, ведь мы есть то, что мы едим. Наши рецепты расскажут и покажут, как готовить быстро и правильно, чтобы сохранялись витамины и ингредиенты были не очень сложные, сочетаемые, сбалансированные


Этот вкуснейший ярко-красный холодный суп подарила нам Андалусия, и теперь гаспачо почитается не только испанцами, но и гурманами во всем мире. К слову, этот темпераментный народ придает такое значение андалузскому блюду, что в Испании родилась пословица: «Месть, как и гаспачо, должна подаваться холодной и вовремя»


Кабачки или цуккини относятся к семейству тыквенных. У овоща мягкая и нежная мякоть, из которой хорошо готовить различные питательные, лёгкие блюда. Кабачки жарят, тушат, фаршируют, но самое популярное блюдо из кабачков – конечно, икра.


Перец сладкий болгарский – удивительный овощ. Его фаршируют, запекают, добавляют в салаты, рагу, заготавливают на зиму. Самый распространенный вариант блюда - перец, фаршированный овощами и рисом. Он получится не только вкусным, но и сытным.


Форель радужная запеченная в духовке быстрого приготовления. Форель – это особенная рыба, которая требует бережного приготовления. Ее нежное мясо и тонкий вкус могут испортиться, если хоть немного передержать рыбу в духовке или дать большую температуру.


Цветная капуста способна предотвращать и лечить хронические заболевания, включая сердечно-сосудистые заболевания, диабет, нейродегенеративные расстройства, а также многие другие болезни.


Лобио в переводе с грузинского – означает фасоль. Это название носят блюда из отварной фасоли, имеющие в грузинской кухне несколько десятков вариаций. К слову, Красная фасоль-рекордсмен по наличию алюминия, бора, калия, кальция, магния и меди.

Популярные статьи

В серебряном возрасте и старше очень важно научиться разбираться в вопросах здорового образа жизни: умеренного отдыха, сбалансированного питания, достаточной двигательной активности.

Соблюдение принципов здорового питания для человека не менее важно, чем ежедневная умственная и физическая нагрузка. В пожилом возрасте особенно важно соблюдать правила правильного питания, так как сбалансированный и полноценный рацион позволит усилить иммунитет организма, накопить внутреннюю энергию и противостоять инфекционным заболеваниям, не даст болезням старости перейти в хроническую фазу, позволит обойтись без лишних лекарств. Наша Школа научит, как правильно подбирать рацион, чтобы питаться на отлично!


Есть правила здорового питания, которые стоит знать всем, кто заботится о своем здоровье и о близких - рассказывайте всем родственникам и друзьям про эти правила и старайтесь следовать им)


Принципы здорового питания: употребляйте разнообразные пищевые продукты, большинство которых - продукты растительного, а не животного происхождения. В меру ешьте грубый зерновой хлеб (лучше на закваске), изделия из полбяной муки, крупы и картофель. Каждый прием пищи старайтесь есть разнообразные овощи и фрукты, лучше - свежие и выращенные в местности проживания (не менее 400 г в день), чтобы поддержать массу тела в рекомендуемых пределах (индекс массы тела 20-25), необходима ежедневная умеренная физическая нагрузка.


Основные проблемы у людей престарелого возраста - замедленный метаболизм, сниженный аппетит, различные побочные эффекты от лекарств, переедание и придирчивость к еде. Возможно не со всеми, но с большинством из них непременно сталкиваются люди с возрастом. Чтобы снизить последствия подобных явлений, важно изменить свой привычный рацион в соответствии с нашими рекомендациями


Главный гериатр Минздрава РФ, директор Российского геронтологического научно-клинического центра Ольга Ткачева, эксперт по потребительскому рынку Анна Добрюха и руководитель проекта Школа здоровья Александр Чекшин в студии Радио КП (27.02.2020)

Популярные лекции

В рамках проекта "Школа здорового питания" известные врачи выступают перед аудиторией старшего поколения с лекциями по правильному питанию в пожилом возрасте, рассказывают о правильном подборе рациона, выборе продуктов, их сочетании, калорийности и совместимости. Лекции записаны для трансляции через канал Youtube


Главный гериатр Минздрава Ольга ТКАЧЕВА рассказала, кому вредно худеть в старшем возрасте: Если вы потеряли более 5 кг за последние 6 месяцев, это может говорить об опасном синдроме.


Молчанова Ольга Викторовна, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник НМИЦ терапии и профилактической медицины. Основные направления научной деятельности: кардиология, проблемы лечения ожирения и артериальной гипертонии


Доцент Сеченовского университета, кандидат медицинских наук, врач-стоматолог Алла Скакодуб рассказала, как правильно питаться для защиты зубов от кариеса, пародонтоза и после протезирования


Врач-кардиолог, ведущий научный сотрудник Национального медицинского исследовательского центра профилактической медицины, эксперт Лиги здоровья Ольга Молчанова рассказывает, как правильно питаться летом, чтобы защитить сердце и сосуды и укрепить иммунитет. #питайсянаотлично

здоровый образ жизни


24 января в лектории «Университете здоровья» Городского центра медицинской профилактики состоялось занятие «Память в пожилом возрасте».

Можно ли сохранить ясный ум и твердую память до самых преклонных лет? Можно, утверждает медицинский психолог, гериатр Марина Березовская. Как это сделать она рассказала слушателям Городского центра медицинской профилактики. Ее рассказом «Доктор Питер» открывает почти одноименную рубрику

Ухудшением памяти — одна из самых частых жалоб пациентов преклонного возраста, - рассказывает лектор - психолог-гериатр ГБУЗ «Городская поликлиника №112» Марина Валерьевна Березовская. -

Это происходит из-за общего возрастного снижения активности мозга. К сожалению, старение процесс необратимый, но сохранить ясность ума до самых преклонных лет в наших силах». Поэтому на занятии разговор шел о том, как можно улучшить память в пожилом возрасте.

Что для этого требуется? Планомерно, постоянно и регулярно работать. Для этого существуют группы специальных упражнений, которые мы можем выполнять для себя регулярно, в свободное время, без посторонней помощи, в течение длительного срока и, что немаловажно, абсолютно бесплатно.

Одна группа упражнений не тренирует память, а стимулирует работу мозга. В нашем случае это более актуально. Другая тренирует внимание, третья – память.

Что нужно нашему мозгу, чтобы он хорошо работал?

Питание, кислород и тренировка.

Для хорошей работы головного мозга нужно иметь хорошее кровообращение, для чего важно регулярно заниматься физическими упражнениями, держать мышцы своего тела в тонусе. Во время выполнения физических упражнений улучшится кровообращение, а значит, мозг получит больше питательных веществ и кислорода. Также полезно ходить пешком.

Вы наверняка замечали, что если вы голодны, то голова болит, а мозг отказывается работать, а при переедании вы заторможены. Это говорит о том, что для активной работы мозга нужно рационально, разнообразно и регулярно питаться.

Как же заставить наши нервные клетки работать в полном объеме?

Тренироваться! Для улучшения мозгового кровообращения отлично подходит пальчиковая гимнастика.

Проснувшись утром, помассируйте пальцы в течение 3 минут. Это упражнение поможет вам окончательно проснуться и взбодриться.

Работайте с мелкими предметами. Для мужчин подойдет сортировка гвоздиков, шурупов, гаек. Для женщин это может быть собирание бусинок, пуговок. Сюда же можно отнести и «перебирание». Насыпьте в небольшую глубокую миску пачку риса или гречки, погрузите в нее руки и потихоньку перебирайте крупинки, как четки, когда смотрите телевизор, слушаете радио. Важно, чтобы крупинки были остренькими, чтобы ощущалось давление на кончики пальцев. Для этого можно покатать между ладонями «колючий» мячик. Это прекрасно успокаивает и расслабляет. 5 — 10 минут в день достаточно.

«Колечки». Давление большого пальца поочередно на каждый палец руки. Выполняется синхронно двумя руками. Его можно делать несколько раз в день, когда чувствуете усталость.

Сюда же подойдут и любые пальчиковые упражнения для маленьких. Например, «сорока кашу варила», когда вы сопровождаете текст действиями на ладони.

«Ленивые восьмерки»

Как ни удивительно, но упражнения для глаз тоже стимулируют работу мозга. Например, «ленивые восьмерки». Мы смотрим на большой палец руки, которая в воздухе рисует горизонтальную восьмерку. Затем делае6м это упражнение другой рукой. Затем выполняем это же движение, но уже скрестив большие пальцы двух рук. Потом рисуем восьмерки одновременно двумя руками в воздухе и следим глазами. Все действия выполняем по 1 минуте. Следующее упражнение: держа голову неподвижно, мы двигаем глазами вправо-влево, вверх-вниз и по кругу по 30 секунд. Таким образом, мы улучшаем еще и зрение.

Берем лист бумаги, рисуем восьмерку, а затем обводим ее много-много раз сначала одной, затем другой, а затем одновременно двумя руками. Можно делать работу по дому левой рукой, а не правой. Таким образом, мы активизируем работу второго полушария. Делать все это можно в любое свободное время, по несколько минут.

В последнее время усилился интерес к немедикаментозным способам лечения. В частности, к музыкотерапии. Занимаясь домашними делами, слушайте расслабляющую классическую музыку. Хорошо подходят любые произведения Моцарта в классическом оркестровом исполнении. Достаточно 20-30 минут в день.

Улучшить не только кровоснабжение мозга, но и речевую функцию поможет пение. Достаточно исполнить 2 -3 песни в день. Не надо голосить или петь «про себя». Услышали знакомые песни по радио — подпевайте в голос, не стесняйтесь. Важно четко проговаривать вслух слова песни.

Очень хорошо действует на мозг самостоятельная игра на любых музыкальных инструментах.

Всем без ограничения можно порекомендовать танцы, конечно, в том объеме, который можете себе позволить. Можно танцевать вместо зарядки. 2–3 танца в день обеспечат вам не только необходимую двигательную нагрузку, но и заряд хорошего настроения.

Все перечисленные упражнения рекомендуется выполнять в первую половину дня.

Активное дыхание

Большая роль в работе мозга отводится дыханию. Дыхание – единственный физический акт, который поддается контролю. Поэтому стоит регулярно выполнять несложные дыхательные упражнения. Например, «остужаем горячий суп». Отводим руку от губ на 30 см, представляя, что у нас в руке тарелка, и дуем на нее. Делаем 7 дыхательных движений, затем перерыв 30 секунд. Выполняем 5 подходов.

Упражнение «ритмичное дыхание». Делаем вдох, считая один, два и так до шести и так же со счетом выдох.

«Дыхание с задержкой», когда мы делаем паузу перед, после и между вдохами и выдохами. Это упражнение нельзя выполнять людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями, так как можно спровоцировать приступ стенокардии. Также не стоит заниматься им перед сном.

«Дыхание с затруднением». Вдыхаем двумя ноздрями, а выдыхаем через одну. Еще одно дыхательное упражнение: берем пол литровую банку с кипяченой водой и трубочку для коктейля. Вдыхаем воздух носом, а выдыхаем в трубочку, опущенную в воду. Таким образом «булькаем» 10 минут в день.

«Задуй свечу». Зажженную свечу отставляем на 30 см от себя и дуем 7 раз на пламя так, чтобы оно дрожало, но не гасло. Затем отставляем на 40 см, на 50 см и делаем тоже самое.

Внимание и память

Для тренировки внимания попробуйте внимательно в течение нескольких минут разглядывать какой-то предмет. Затем закройте глаза и представьте его во всех деталях. Или пройдите «корректурную пробу». Возьмите любое печатное издание – книгу, газету, буклет, выделите один абзац и зачеркните в тексте все буквы «е», а буквы «а» подчеркните. Отложите текст, потом проверьте. В норме при пятиминутной работе должно быть не более 2-3 ошибок.

Способов тренировки памяти много. Самый эффективный – изучение иностранных языков. Но не всем он подходит. Поэтому лучше воспользоваться самым простым – пересказом. Пересказывать можно кому угодно, даже коту. Подойдет все — рецепты блюд, новости, спектакли, фильмы. Имеет значение сам факт пересказа, а не конкретное содержание.

Еще очень полезно разгадывать филворды, сканворды, судоку, а не классические кроссворды..

В заключение полезный совет – не ленитесь, нагружайте свой мозг, выполняйте несложные упражнения. Все это поможет сохранить ясность ума и твердость памяти до конца жизни.

Во второй части занятия — рубрике «Культура и здоровье» слушатели университета познакомились с музыкальными произведениями, посвященными снегу.

Читайте также: