Какой дефицит пенсионного фонда украины

Дефицит Пенсионного фонда Украины за январь-октябрь 2020 г. превысил 17 млрд гривен, или $605,6 млн, отчитались в ведомстве 6 ноября. Без господдержки фонду Минсоцполитики республики не слишком высоко оценило возможности Киева по выплате пенсий – размер выплат будет ограничен до 1850 гривен, что является практически минимальной суммой. Месяцем ранее украинский премьер Дмитрий Шмыгаль «обрадовал» граждан, что через 15 лет государство может потерять способность выплачивать пенсии вовсе. Почему украинская пенсионная система находится на грани коллапса и что ждет страну дальше, разобрал научный сотрудник Института экономики РАН Максим Бороденко.

4 октября во время встречи со студентами Национального университета «Львовская политехника» премьер-министр Украины Дмитрий Шмыгаль заявил , что через 15 лет украинское государство не сможет выплачивать пенсии украинским пенсионерам. Это заявление вызвало бурное обсуждение как в украинском экспертном и политическом сообществах, так и среди простых граждан. При этом нельзя сказать, что слова украинского премьер-министра неожиданны. Украинская экономика уже не первый год переживает острый экономический кризис, а государство – демографический. Поэтому заявление Шмыгаля вполне обосновано, и у проблем с выплатами пенсий есть ряд причин.

Стагнация экономики

Во-первых, в последние годы на Украине наблюдается экономическая стагнация, связанная с потерей основных рынков сбыта, деиндустриализацией страны и переходом на аграрно-сырьевую модель экономики.

С 2014 г. после начала торговых и санкционных войн с Россией, которые привели к потере российского рынка для украинских товаров, большое количество предприятий полностью либо частично прекратили работу, вследствие чего были потеряны десятки тысяч рабочих мест. Причем кризис коснулся прежде всего предприятий, производивших высокотехнологичную продукцию и товары с высокой добавочной стоимостью, например, в сфере машино- и авиастроения.

Сокращение такого количества рабочих мест привело к значительному уменьшению налоговых поступлений и выплат социальных взносов, в первую очередь – в пенсионный фонд.

Кроме того, экономический кризис и падение доходов предприятий привели и к падению уровня зарплат немалого числа людей, сохранивших свои рабочие места. Следствием этого также стало снижение налоговых отчислений и выплат в пенсионный фонд.

Трудовая миграция

Особенность аграрно-сырьевой модели экономики состоит в том, что уровень зарплат работников, задействованных в сельскохозяйственных работах, ниже, и далеко не каждый готов работать за такие деньги. Кроме того, подобная экономика требует меньшего числа рабочих рук. Поэтому с 2014 г. наблюдается стабильный и масштабный отток украинского работоспособного населения на заработки за границу на постоянной или на временной основе.

По словам экс-министра социальной политики Украины Андрея Ревы, только по официальным цифрам по состоянию на конец 2018 г., за рубежом на постоянной основе работали 3,2 млн украинцев, а на временной – от 7 до 9 млн человек. Если исходить из данных Государственной службы статистики Украины по численности населения страны в 2018 г., то получится, что за границей уже тогда работало около 20% граждан.

Что касается доли от трудоспособного населения страны, то здесь данные разнятся: заробитчанами стали от трети до половины трудоспособных жителей.

Сложность определения точной доли заключается в том, что, во-первых, отсутствуют реальные цифры численности трудовых эмигрантов, а во-вторых, сегодня не представляется возможным назвать точное количество жителей страны, так как последняя перепись населения проводилась еще в далеком 2001 г. Но главный вывод заключается в том, что все большее количество экономически активных украинцев уезжает за границу в поисках работы. Очевидно, что трудовые эмигранты не платят налоги в украинский бюджет, как и не пополняют пенсионный фонд.

Теневые доходы

Не следует забывать и еще об одном важном факторе украинской экономики: немалая ее часть находится в тени, и нормальным явлением остается получение части или всей зарплаты украинских работников в конвертах. Разумеется, этот доход не облагается налогами, и с него не выплачиваются деньги в пенсионный фонд. В результате с каждым годом увеличивается дефицит пенсионного фонда, который в начале 2020 г составил 172,5 млрд грн (около $6,1 млрд).

Весной этого года ситуация начала еще больше ухудшаться ввиду начала пандемии коронавируса, введения жестких карантинных ограничений, которые привели к сворачиванию деятельности немалой части малого и среднего бизнеса, из-за чего тысячи граждан потеряли работу. В итоге за период с июля 2019 г. по июль 2020 г количество работников, которые платят взносы в пенсионный фонд, сократилось на 565 тыс. человек. Вследствие этого в проекте госбюджета на следующий год дефицит пенсионного фонда запланирован уже на уровне 203,8 млрд грн (около $7,3 млрд).

Здесь нужно отметить, что дефицит бюджета не тождественен долгу. Данная сумма будет выплачиваться за счет государственного бюджета, но получена она будет в виде кредита от Государственного казначейства, большая часть которого будет возвращена, но не в полном объеме. Так, по плану в 2020 г. ПФУ получит от Госказначейства 128,3 млрд грн ($4,6 млрд), а вернет только 108,6 млрд грн ($3,9 млрд). То есть именно долг пенсионного фонда перед казначейством вырастет на 19,8 млрд грн ($705,3 млн).

Убыль населения

Фактически, у пенсионного фонда уже сейчас наблюдаются колоссальные проблемы с деньгами, он живет в долг. По мнению ряда украинских экономистов и чиновников, это может закончиться банкротством как ПФУ, так и всей солидарной пенсионной системы Украины. Именно поэтому премьер-министр призывает перейти к накопительной пенсионной системе. Но есть еще одна проблема. Значительный отток трудовых мигрантов за границу привел к существенному сокращению работников на Украине, в результате чего уже сегодня один сотрудник содержит примерно одного пенсионера. По словам Шмыгаля, в обозримой перспективе соотношение станет 1 к 2, и это приведет к краху всей пенсионной системы.

Кроме того, на Украине наблюдается стремительное сокращение населения. Только по официальным данным, за 10 лет с 2010 по 2020 гг. число жителей страны снизилось с 45,9 млн человек до 41,9 млн. Но это официальные цифры, в реальности дело обстоит намного хуже. Однако точный масштаб проблемы без переписи населения определить невозможно.

Украина, как и Россия, также переживает демографический кризис, который выражается в естественной убыли населения.

В репродуктивный период в последние годы вступает поколение 1990‑х гг., которое малочисленнее, чем предшествующие. Кроме того, из-за нынешней экономической ситуации завести ребенка на Украине становится роскошью, которую может позволить себе далеко не каждая семья. Значительное снижение рождаемости, которое наблюдается уже много лет, ведет к старению населения и увеличению количества пенсионеров, вследствие чего существенно растет и нагрузка на пенсионную систему страны.

Итоги

Денег в пенсионном фонде нет, зато у него есть долги. Трудоспособные граждане уезжают из страны, а те, кто остается, работает за сравнительно небольшие зарплаты. При этом сокращается рождаемость и происходит процесс старения населения. Поэтому нет оснований не доверять словам Шмыгаля. Дискуссионным можно лишь назвать вопрос о сроках: когда это произойдет – через 15 лет или раньше.

При этом уже сегодня жизнь украинских пенсионеров – настоящее испытание на прочность. По словам уполномоченной Верховной Рады по правам человека Людмилы Денисовой, восемь из десяти украинских пенсионеров получают пенсию на уровне или ниже черты монетарной бедности.

Максим Бороденко, научный сотрудник Института экономики РАН


В начале октября 2020 года премьер-министр Украины Денис Шмыгаль выступал перед студентами Львовской политехники. Глава правительства сделал заявление, которое может шокировать миллионы украинцев. По словам Шмыгаля, через 10–15 лет государство не сможет выплачивать пенсии.


«Из-за демографии у нас все меньше будет работоспособных и все больше будет пенсионеров. Соотношение будет 1 к 2. Чтобы содержать пенсионеров, нужно будет в два раза увеличить налоги. А чтобы платить пенсии еще больше, то еще больше увеличить. Но компании не хотят увеличения налогов. И увеличение в два раза налогов невозможно. А значит, мы не сможем лет через 15 платить пенсии будущим пенсионерам. Это простая математика», — сказал Шмыгаль.

Иными словами, премьер-министр страны откровенно делает выбор между интересами компаний и возможностью выживания для миллионов пожилых украинцев. В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин говорит, что премьер-министр даже чересчур оптимистичен относительно сроков. По подсчетам Шубина, уже через пять лет будет невозможно платить пенсии.

Такая «простая математика» является в первую очередь прямым следствием Евромайдана и экономического курса правительства Украины с 2014 года. Деиндустриализация и «отдушина» в форме безвиза привели к выезду миллионов человек на заработки за границу.

Теперь все они, если работают легально, платят в пенсионные фонды других стран. По этой причине резко возросла нагрузка на украинский Пенсионный фонд, так как фактически работающие граждане содержат нынешних пенсионеров, которые в прошлом содержали пенсионеров своего времени. Теперь же на Украине эта система «взаимозачета» поколений не работает.

Учитывая предписанный МВФ курс на сокращение субсидий и стабильный рост коммунальных платежей, это приведет в итоге сначала к массовым неплатежам, отключению электроэнергии и газа, а затем, вероятно, к выселению за долги в массовом порядке. Таким образом, украинцы рискуют через эти 10–15 лет стать нацией бездомных.


За рубежом работают около 8 миллионов украинцев. Однако и количество пенсионеров сокращается примерно такими же темпами.

Кризис пенсионных платежей наблюдается во многих странах, в том числе и высокоразвитых, вследствие снижения уровня рождаемости. Однако в Германии и Японии в среднем по два работающих на одного пенсионера. Такое соотношение удается поддерживать благодаря привлечению миллионов рабочих-мигрантов из таких стран, как Украина, Турция, Болгария, Судан и т.д.

Можно сказать, что для поддержания своих пенсионеров развитые страны высасывают силы из других стран. Украина не может рассчитывать на такой же приток трудовых мигрантов, поскольку уровень зарплат в стране зачастую даже ниже тех стран Ближнего Востока и Африки, откуда в страны Евросоюза едут рабочие.

Уже сейчас дефицит Пенсионного фонда превышает 200 миллиардов гривен. Как говорит украинский экономист Виктор Скаршевский, его покрывают за счет бюджета.

«Постоянно растет дефицит ПФ, который погашается из бюджета. То есть часть пенсий — это уже не столько пенсии, сколько социальная бюджетная помощь. Скажем, в этом году плановый дефицит ПФ — 202 млрд гривен, но будет и внеплановый — порядка 20 млрд.

Уже сейчас ПФ одалживает у Госказначейства деньги на выплаты пенсий, и погашать долги ему сложно. Поэтому идет накопление задолженности. Если в конце лета она составляла прядка 17 млрд, то сейчас уже около 20 млрд. В проекте бюджета на следующий год дефицит ПФ заложен на уровне 203,2 млрд, но, скорее всего, будет еще дополнительная дыра до 40 млрд, которую придется перекрывать из бюджета», — отмечает Скаршевский.


В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они, потому что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

Если государственный Нацбанк грабит своих же, несложно представить, как разыграются аппетиты банкиров в отношении обычных украинцев.

Государство может, конечно, ввести накопительную систему в обязательном порядке, то есть фактически ввести еще один налог, против чего выступал Шмыгаль. Однако при нынешнем уровне зарплат это лишь приведет к еще большему оттоку рабочей силы и уходу в тень оставшихся предприятий.


«Есть лучшая сторона Европы» — под таким названием Институт мировой политики проводил тогда информационную кампанию. В форме комиксов украинцам рисовали их незавидное настоящее и прекрасное будущее.

«В Германии средняя пенсия — около 800 евро в месяц, во Франции минимальная пенсия составляет 500 евро в месяц, в Великобритании — 760 евро. В Украине средняя пенсия составляет примерно 137 евро (1438 гривен)», — говорилось в «еврокомиксах».

Через два года средняя пенсия снизилась до уровня 58 евро из-за девальвации национальной валюты. Спустя почти 7 лет премьер-министр Украины открыто заявляет, что пенсии вообще не будет.

Такие заявления, скорее всего, заставят еще большее количество украинцев рассчитывать только на себя. Еще больше оставшихся на Украине работников пожелают уехать на заработки, чтобы заранее сделать личные накопления на старость. В результате дефицит Пенсионного фонда будет расти уже в геометрической прогрессии.

  • Теги
  • пенсии,
  • Пенсия,
  • Украина








Доходы Пенсионного фонда Украины за январь-ноябрь 2020 года составили 416,9 млрд гривен, расходы - 435,3 млрд гривен. Таким образом, дефицит средств фонда достиг 18,4 млрд гривен.


В сообщении отмечается, что в общих доходах ПФУ средства государственного бюджета составили 165,9 млрд гривен.

Собственные средства составили 251,0 млрд гривен, в т.ч. полученные из государственного бюджета за некоторые категории застрахованных лиц и покрытие недополученной суммы средств от применения льготного размера единого взноса, 19,5 млрд гривен.


Ранее мы уже писали, что в бюджете Украины есть средства на выплату пенсий за декабрь 2020 года, а также деньги на плановые повышения в 2021 году.

Также мы уже сообщали, что с 1 декабря в Украине растет прожиточный минимум. Пенсии и соцвыплаты в декабре вырастут: прожиточный минимум повысился.

Таким образом выплаты, которые к нему привязаны, тоже вырастут. Речь идет о пенсии, пособии по безработице, пособии на детей и алиментах.








Также вам может быть интересно


  • Стало известно, сколько выделили средств на борьбу с COVID-19

  • В Запорожской области обнаружили тайник с минами

  • Маски спасают при невозможности социального дистанцирования, - ВОЗ

  • Пенсионный фонд приступил к финансированию пенсий за декабрь: детали

Топ 5 читаемых

  • Рак легких: как не упустить начало заболевания
  • Ученые выдвинули новую гипотезу происхождения Луны
  • Нужно ли лечить холодовую аллергию
  • Коронавирус в Украине: число случаев заражения на 7 декабря
  • В Закарпатской области четверо мужчин изнасиловали женщину

Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО «Издательский Дом УМХ». Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО «Издательский Дом УМХ» запрещено. При правомерном использовании материалов с данного ресурса, прямая гиперссылка на www.aif.ua обязательна.

Материалы с пометками ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, НОВОСТИ КОМПАНИЙ, КОМПАНИИ, БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ, ПОЛЕЗНЫЙ ВЫБОР, ЛЮДИ ДЕЛА, МНЕНИЯ, ВЫБОРЫ, ПРЕСС-РЕЛИЗ, СМОТРИМ ЛУЧШЕЕ публикуются на коммерческой основе.

Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях. Редакция не предоставляет справочной информации.

Адрес редакции: 04080, Киев, ул.Кирилловская, 104 телефон: (044) 205-43-04

Правила комментирования

Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!

Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:

Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)

В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.

Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.

Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.

Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.

Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.




В Украине дефицит Пенсионного фонда может достигнуть рекордного уровня к 2021-му году. Об этом пишет Обозреватель.

Пенсионный фонд ведут к банкротству? Доходы падают, а "дыра" растет

В Украине всего за год, с июля прошлого года по июль 2020-го, количество сотрудников, которые платят взнос в Пенсионный фонд, сократилось на 565 тыс. человек. Вместе с тем власти приняли ряд решений, которые позволили работодателям практически безнаказанно не платить налоги и социальные взносы за своих сотрудников. Штрафы кардинально сократили, количество физлиц-предпринимателей, которые находятся на едином налоге, увеличили (для них смягчили условия касательно оборота), частично освободили от взносов ряд предпринимателей.

Тем временем проблемы в Пенсионном фонде накапливаются. Только за первое полугодие 2020-го "чистый" (без учета гарантированных государством доплат) дефицит ПФУ взлетел с 23 до 34 млрд грн.

В 2021-м из общей казны придется перевести рекордные 203,8 млрд грн. Экс-министр соцполитики Андрей Рева подытожил: это путь к банкротству солидарной пенсионной системы. И, по его мнению, это делается намеренно.

С другой стороны, и в Кабмине, и в Верховной Раде куда более мягко высказываются о накопившихся проблемах. Мол, пенсии будут расти, а все обязательства выполняют. "Надо напомнить, что весной, во время начала кризиса, первое, с чего мы начали – это повышение пенсий. Мы их проиндексировали, как было обещано, мы добавили постоянные доплаты пенсионерам, достигшим 80+. Мы также провели все доплаты, которые были возможны на тот момент", – сказал на заседании Кабмина премьер Денис Шмыгаль.

И глава правительства действительно прав: пенсии индексируют и повышают, как и обещали. Но вот только повышение происходит за счет роста дефицита. Повышение – безусловно, правильный шаг. Сейчас в Украине одна из самых низких выплат в Европе, и эту ситуацию нужно менять. Но изменения возможны только за счет трех факторов:

  • повышения общей средней зарплаты в стране;
  • перерасчет размера минимальной зарплаты;
  • детенизация экономики.

"С теневой экономикой никто не борется. Не надо придумывать велосипед – не надо без подкреплений доходами увеличивать расходы. Хочу, чтобы все понимали: я за то, чтобы росли пенсии и выплаты. Но нельзя урезать доходы и повышать вместе с тем расходы. Как повысить доходы? Это может быть повышение минимальной и основной зарплат, детенизация. Обязательно должны быть жесточайшие меры по отношению к тем, кто нанимает людей и не оформляет их на работу", – рассказывает Андрей Рева.

"Слуги народа" обсуждают возможность забрать 2% от единого соцвзноса и столько же от подоходного налога в счет накопительного пенсионного счета. Это, считает бывший министр, приведет к огромным проблемам. Кроме того, из бюджета Пенсионного фонда забрали еще около 900 млн грн на "доставку пенсий" "Укрпочтой".

Старший научный сотрудник института демографии и социальных исследований Лидия Ткаченко рассказывает: наличие дефицита Пенсионного фонда вполне нормальная ситуация. При этом стоит разделять "чистый" и "общий дефицит". Дело в том, что когда государство гарантирует всем пенсию в размере не меньше прожиточного минимума, доплаты отдельным категориям и т.д., все эти расходы должны идти в отдельной строке бюджета страны, а не закладываться в расходы Пенсионного фонда. Сейчас же все государственные гарантии оплачивает ПФУ, но получает на это деньги из общей казны. Помимо этого, из бюджета компенсируют и разницу между доходами и расходами на те пенсии, которые без каких-либо доплат заработали украинцы.

Снова о пенсионном возрасте: стоит ли пересматривать гарантии для украинцев

Лидия Ткаченко уверена: в сложившейся ситуации без повышения пенсионного возраста не обойтись. Эксперт уверена, что уже в следующем году количество пенсионеров начнет резко расти, при этом число плательщиков взносов будет снижаться. В 2021-м закончится постепенное повышение пенсионного возраста для женщин – они будут выходить на заслуженный отдых в 60, как и мужчины. Это приведет к резкому скачку количества пенсионеров.

"Со следующего года будет очень сильно расти численность пенсионеров. Их будет все больше и больше, а плательщиков будет все меньше и меньше. Пенсионный возраст придется повышать. Это без вариантов. Это оптимальный вариант. 60 лет для Европы – не пенсионный возраст. Нужно повышать хотя бы до 63 или сразу до 65 лет. Но постепенно, на 2-3 месяца в год. Это будет самое правильное решение", – рассказывает Ткаченко.

При этом Андрей Рева уверен: если сейчас повысить пенсионный возраст, то не будет стимула нарабатывать страховой стаж. До 2028-го в Украине постепенно повышаются требования для выхода на заслуженный отдых в 60 лет. В результате вовремя пенсию смогут получить только те, кто официально отработал как минимум 35 лет.

И в 2028-м условие смогут выполнить только 45% украинцев в возрасте 60 лет, остальным придется работать до 63 или 65 лет. Если сразу повысить пенсионный возраст для всех, то и необходимость в стаже пропадет.

"Мы принимали решение, которые приведут к изменениям в долгосрочной перспективе. Уже через 5-6 лет люди заметят, что нужен стаж для того, чтобы вовремя выходить на пенсию. Если примут решение всем повысить пенсионный возраст, люди просто перестанут официально оформляться. Потеряется в этом смысл", – поясняет Рева.

Без борьбы с зарплатами в конверте и жесткого контроля уже через несколько лет дефицит Пенсионного фонда может достичь критической отметки. В таком случае под угрозой могут оказаться не только украинцы, которые еще работают, но и те, кто сейчас живут на выплаты из ПФУ.

Дефицит Пенсионного фонда Украины за январь-октябрь 2020 г. превысил 17 млрд гривен, или $605,6 млн, отчитались в ведомстве 6 ноября. Без господдержки фонду Минсоцполитики республики не слишком высоко оценило возможности Киева по выплате пенсий – размер выплат будет ограничен до 1850 гривен, что является практически минимальной суммой. Месяцем ранее украинский премьер Дмитрий Шмыгаль «обрадовал» граждан, что через 15 лет государство может потерять способность выплачивать пенсии вовсе. Почему украинская пенсионная система находится на грани коллапса и что ждет страну дальше, разобрал научный сотрудник Института экономики РАН Максим Бороденко.

4 октября во время встречи со студентами Национального университета «Львовская политехника» премьер-министр Украины Дмитрий Шмыгаль заявил , что через 15 лет украинское государство не сможет выплачивать пенсии украинским пенсионерам. Это заявление вызвало бурное обсуждение как в украинском экспертном и политическом сообществах, так и среди простых граждан. При этом нельзя сказать, что слова украинского премьер-министра неожиданны. Украинская экономика уже не первый год переживает острый экономический кризис, а государство – демографический. Поэтому заявление Шмыгаля вполне обосновано, и у проблем с выплатами пенсий есть ряд причин.

Стагнация экономики

Во-первых, в последние годы на Украине наблюдается экономическая стагнация, связанная с потерей основных рынков сбыта, деиндустриализацией страны и переходом на аграрно-сырьевую модель экономики.

С 2014 г. после начала торговых и санкционных войн с Россией, которые привели к потере российского рынка для украинских товаров, большое количество предприятий полностью либо частично прекратили работу, вследствие чего были потеряны десятки тысяч рабочих мест. Причем кризис коснулся прежде всего предприятий, производивших высокотехнологичную продукцию и товары с высокой добавочной стоимостью, например, в сфере машино- и авиастроения.

Сокращение такого количества рабочих мест привело к значительному уменьшению налоговых поступлений и выплат социальных взносов, в первую очередь – в пенсионный фонд.

Кроме того, экономический кризис и падение доходов предприятий привели и к падению уровня зарплат немалого числа людей, сохранивших свои рабочие места. Следствием этого также стало снижение налоговых отчислений и выплат в пенсионный фонд.

Трудовая миграция

Особенность аграрно-сырьевой модели экономики состоит в том, что уровень зарплат работников, задействованных в сельскохозяйственных работах, ниже, и далеко не каждый готов работать за такие деньги. Кроме того, подобная экономика требует меньшего числа рабочих рук. Поэтому с 2014 г. наблюдается стабильный и масштабный отток украинского работоспособного населения на заработки за границу на постоянной или на временной основе.

По словам экс-министра социальной политики Украины Андрея Ревы, только по официальным цифрам по состоянию на конец 2018 г., за рубежом на постоянной основе работали 3,2 млн украинцев, а на временной – от 7 до 9 млн человек. Если исходить из данных Государственной службы статистики Украины по численности населения страны в 2018 г., то получится, что за границей уже тогда работало около 20% граждан.

Что касается доли от трудоспособного населения страны, то здесь данные разнятся: заробитчанами стали от трети до половины трудоспособных жителей.

Сложность определения точной доли заключается в том, что, во-первых, отсутствуют реальные цифры численности трудовых эмигрантов, а во-вторых, сегодня не представляется возможным назвать точное количество жителей страны, так как последняя перепись населения проводилась еще в далеком 2001 г. Но главный вывод заключается в том, что все большее количество экономически активных украинцев уезжает за границу в поисках работы. Очевидно, что трудовые эмигранты не платят налоги в украинский бюджет, как и не пополняют пенсионный фонд.

Теневые доходы

Не следует забывать и еще об одном важном факторе украинской экономики: немалая ее часть находится в тени, и нормальным явлением остается получение части или всей зарплаты украинских работников в конвертах. Разумеется, этот доход не облагается налогами, и с него не выплачиваются деньги в пенсионный фонд. В результате с каждым годом увеличивается дефицит пенсионного фонда, который в начале 2020 г составил 172,5 млрд грн (около $6,1 млрд).

Весной этого года ситуация начала еще больше ухудшаться ввиду начала пандемии коронавируса, введения жестких карантинных ограничений, которые привели к сворачиванию деятельности немалой части малого и среднего бизнеса, из-за чего тысячи граждан потеряли работу. В итоге за период с июля 2019 г. по июль 2020 г количество работников, которые платят взносы в пенсионный фонд, сократилось на 565 тыс. человек. Вследствие этого в проекте госбюджета на следующий год дефицит пенсионного фонда запланирован уже на уровне 203,8 млрд грн (около $7,3 млрд).

Здесь нужно отметить, что дефицит бюджета не тождественен долгу. Данная сумма будет выплачиваться за счет государственного бюджета, но получена она будет в виде кредита от Государственного казначейства, большая часть которого будет возвращена, но не в полном объеме. Так, по плану в 2020 г. ПФУ получит от Госказначейства 128,3 млрд грн ($4,6 млрд), а вернет только 108,6 млрд грн ($3,9 млрд). То есть именно долг пенсионного фонда перед казначейством вырастет на 19,8 млрд грн ($705,3 млн).

Убыль населения

Фактически, у пенсионного фонда уже сейчас наблюдаются колоссальные проблемы с деньгами, он живет в долг. По мнению ряда украинских экономистов и чиновников, это может закончиться банкротством как ПФУ, так и всей солидарной пенсионной системы Украины. Именно поэтому премьер-министр призывает перейти к накопительной пенсионной системе. Но есть еще одна проблема. Значительный отток трудовых мигрантов за границу привел к существенному сокращению работников на Украине, в результате чего уже сегодня один сотрудник содержит примерно одного пенсионера. По словам Шмыгаля, в обозримой перспективе соотношение станет 1 к 2, и это приведет к краху всей пенсионной системы.

Кроме того, на Украине наблюдается стремительное сокращение населения. Только по официальным данным, за 10 лет с 2010 по 2020 гг. число жителей страны снизилось с 45,9 млн человек до 41,9 млн. Но это официальные цифры, в реальности дело обстоит намного хуже. Однако точный масштаб проблемы без переписи населения определить невозможно.

Украина, как и Россия, также переживает демографический кризис, который выражается в естественной убыли населения.

В репродуктивный период в последние годы вступает поколение 1990‑х гг., которое малочисленнее, чем предшествующие. Кроме того, из-за нынешней экономической ситуации завести ребенка на Украине становится роскошью, которую может позволить себе далеко не каждая семья. Значительное снижение рождаемости, которое наблюдается уже много лет, ведет к старению населения и увеличению количества пенсионеров, вследствие чего существенно растет и нагрузка на пенсионную систему страны.

Итоги

Денег в пенсионном фонде нет, зато у него есть долги. Трудоспособные граждане уезжают из страны, а те, кто остается, работает за сравнительно небольшие зарплаты. При этом сокращается рождаемость и происходит процесс старения населения. Поэтому нет оснований не доверять словам Шмыгаля. Дискуссионным можно лишь назвать вопрос о сроках: когда это произойдет – через 15 лет или раньше.

При этом уже сегодня жизнь украинских пенсионеров – настоящее испытание на прочность. По словам уполномоченной Верховной Рады по правам человека Людмилы Денисовой, восемь из десяти украинских пенсионеров получают пенсию на уровне или ниже черты монетарной бедности.

Максим Бороденко, научный сотрудник Института экономики РАН


В среду, 18 января, Кабмин утвердил бюджет Пенсионного фонда на 2017 год с объемом доходов в 284 миллиарда гривен (около 10,2 миллиарда долларов) и с дефицитом около 142 миллиардов гривен.

"В общем бюджет Пенсионного фонда у нас вырос в сравнении с 2016 годом, был 257 миллиардов, до 284 миллиардов (в 2017 году – ред). При этом объем дотаций, который мы из государственного бюджета направляем в Пенсионный фонд, снижается со 145 миллиардов до 141,5 миллиарда", – заявил министр соцполитики Александр Рева.

В 2017 году "дырку" в Фонде планируют сократить до 141 млрд грн за счет перераспределения единого социального взноса (ЕСВ), повышения минимальной зарплаты и обязательного налогообложения даже тех, кто декларируют "нулевые доходы".


Кроме того, пенсию планируют поднять в несколько этапов, и помимо традиционной индексации украинцев также ждет "осовременивание".

В то же время, как отмечают эксперты, нынешний дефицит – это результат многолетнего накопления колоссальных проблем в солидарной пенсионной системе, которые в конце привели к ее разбалансировке.

Накопленный годами

Еще в начале 1990-х годов Пенсионный фонд Украины сводился с профицитом. Затем соотношение числа работающих, делающих пенсионные взносы, и пенсионеров, получающих пенсии за счет этих взносов, стало все больше расходиться. На это повлияло и то, что значительная часть бизнеса в то время ушла в тень, перестав в принципе делать взносы в Пенсионный фонд.

Всего за два года, с 1991-го по 1993-й, соотношение зарплат к ВВП в Украине сократилось с 45 до 23%. Это ускорило и усугубило негативные демографические и экономические тенденции.

Как итог, в 1993 году дефицит Пенсионного фонда, измеряемый по методологии Всемирного банка, составил 1% ВВП, а в 1996 году – 2,6% ВВП.

Пенсионные расходы Украины к 2000 году составляли уже 8% от ВВП.


В качестве выхода из сложившейся ситуации тогдашним президентом Леонидом Кучмой был взят курс на создание обязательной государственной и частной накопительных пенсионных систем. В 1998 году Кабмином был подан в Раду первый проект Закона "Об обязательном государственном пенсионном страховании". Однако несколько раз проект закона отклонялся комитетами, не регистрировался в сессионном зале ВР или не получал необходимого количества голосов. Итоговый документ был принят лишь через пять лет после подачи его первой версии.

В то же время дефицит Пенсионного фонда с 2009 года неуклонно рост. Если в 2009 году дефицит ПФУ составлял 19 млрд. грн, то уже к 2011 году – 30,1 млрд грн.

В июле 2011 года парламентом был принят закон "О мероприятиях по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы". Целью реформы было сокращение дефицита Пенсионного фонда. В рамках реформы повышался пенсионный возраст: для женщин – с 55 до 60 лет, для мужчин-госслужащих – с 60 до 62 лет. Также увеличивался страховой стаж на десять лет: до 30 лет для женщин и до 35 лет для мужчин. При этом максимальный размер пенсий ограничивался 10-ю прожиточными минимумами.

Ожидалось, что экономия для Пенсионного фонда составит более 800 млн грн в год. Однако реформа не оправдала себя и в итоге имела больше недостатков. Среди них можно выделить то, что работающим пенсионерам уменьшили пенсии, а реальный дефицит бюджета Пенсионного фонда в 2012 году, напротив, увеличился, составив около 27 млрд грн.

К 2015 году Украина пришла с фактическим дефицитом Пенсионного фонда в 81 млрд грн. По данным Минфина, общие расходы на пенсионную систему в 2015 году составляли 13,7%.

А в 2016 году, после снижении ставки Единого соцвзноса с 41% до 22%, дефицит Фонда достиг отметки в 140 млрд гривен.

Несмотря на то, что дефицит Пенсионного фонда составляет свыше 200 млрд грн, люди все равно получат свои пенсии. Так как это последнее, что решится не выплатить государство. В этом уверены эксперты.

При этом у пенсионной системы Украины действительно катастрофические проблемы. «В последние годы в Украине мы наблюдаем демонтаж социального государства. Вместе с ликвидацией социализма мы становимся все более антисоциальным государством. Правительство ссылается на тяжелую экономическую ситуацию, что Украина после обретения независимости утратила 1/3 национального дохода и валового продукта. У нас, в отличие от других стран, нет развития. Мы живем в деградирующей стране, соответственно, у нас деградирует и пенсионная система», – сказал министр экономики Украины 1997-1998 гг. Виктор Суслов.

С деградацией социального направления в Украине согласен и министр финансов Украины (4 – 30 марта 2020 г.) Игорь Уманский. Он также напомнил, что солидарная пенсионная система сейчас в стране уже не эффективна, в отличие от советского времени, когда ее вводили. «Суть солидарной системы: работающие люди платят Единый социальный взнос (ЕСВ), основная часть которого идет в Пенсионный фонд, и тем самым поддерживают нынешних пенсионеров. Те люди, которые сейчас на пенсии, также в свое время, когда они работали, платили взносы в ПФУ», – сказал Уманский.

«В 2015 году был нарушен баланс в треугольнике взаимоотношений "власть – бизнес – общество". В тот год ЕСВ, которое мы оплачивали, был уменьшен с 37% до 22%. Поэтому источник ПФУ, за счет которого можно было бы выплачивать пенсии, сократился. На следующий год правительство планирует предоставить Пенсионному фонду трансфер – более 200 млрд грн (для выравнивания баланса ПФУ). Это самая большая статья госбюджета на сегодняшний день», – рассказал Уманский.

Несмотря на такую дотационность Пенсионного фонда эксперты уверены, что перебоев с выплатами пенсий пока не предвидится. «Надеюсь, что в этом году пенсии будут выплачены. Это зависит не столько от состояния Пенсионного фонда, сколько вообще от возможности власти до конца года свести госбюджет. Там действительно огромная проблема с финансированием госбюджета. Но, в принципе, если физически денег достаточно, хоть в каком-то из направлений, то пенсии выплатят. Потому что последнее, что не выплатит государство, будут пенсии. Если денег физически не хватит, тогда могут быть проблемы с выплатами. Но я не помню, чтобы вообще когда-нибудь по итогам года не выплатили пенсии», – сказал руководитель по политическим вопросам Киевской школы экономики Павел Кухта.

Его поддерживает и президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. Он отметил, что ПФУ все годы у нас дотационный, но пенсии всегда выплачивались. «При нынешней солидарной системе пенсионерам на пенсию зарабатывают те, кто трудятся. А так как у нас сегодня 12 млн пенсионеров, а Единый социальный взнос (ЕСВ) платят только 10 млн работающих, то конечно через 10-15 лет пенсии при такой системе не будет… Более того сейчас долг по оплате ЕСВ составляет 22 млрд грн. Кроме того, из 10 миллионов плательщиков половина платит ЕСВ с минимальной зарплаты. У нас никогда не хватало и не будет хватать денег в ПФУ», – сказал экономический эксперт.

«Но не переживайте, под конец года сделают небольшую эмиссию (дополнительный выпуск денег в обращение, – ред.), и пенсия будет. У нас, как правило, пенсия платится за счет эмиссии. А на сегодняшний день Национальный банк Украины может без проблем 20-30 млрд грн выплатить как бы налогов. Так что не переживайте», – считает Охрименко.

Как сообщалось ранее, на 1 июля в Украине насчитывалось 11,2 млн пенсионеров. В октябре средний размер пенсий составил 3393 грн, при этом 63% пенсионеров получают выплату до 3000 грн. По состоянию на октябрь задолженности от уплаты ЕСВ по наполнению Пенсионного фонда составляет 11,6 млрд грн. Для покрытия дефицита ПФУ в проекте госбюджета на 2021 год заложено более 203,8 млрд грн.

Напомним, что ПФУ наполняется из отчислений из заработных плат – взнос составляет 18,5% от зарплаты. Сейчас каждый работающий отчисляет в Пенсионный фонд ежемесячно в среднем 1 850 грн. То есть собственными средствами ПФУ можем обеспечивать пенсию лишь на 1 850 грн.

Текстовая версия подготовлена РПД «Донецкие новости» по эфиру ТК «NewsOne»

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!

Читайте также: