Когда будет пенсия за ноябрь в украине


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.


Минимальная пенсия с 1 декабря вырастет с 1712 грн до 1769 грн (Фото: НБУ via Flickr)

С 1 декабря 2020 в Украине вырастет ряд социальных выплат — из-за планового повышения прожиточного минимума. НВ рассказывает, на что это повлияет, и какие еще изменения ожидают украинцев в декабре.

Прожиточный минимум и соответствующие социальные выплаты

С 1 декабря 2020 прожиточный минимум вырастет с 2118 до 2189 грн. Последний раз этот показатель повышали с 1 июля 2020 ( до 2118 грн),

Соответственно прожиточный минимум с 1 декабря увеличится также для разных социальных и демографических групп населения:

  • для детей до 6 лет: с 1859 грн до 1921 грн.
  • для детей от 6 до 18 лет: с 2318 грн до 2395 грн.
  • для трудоспособных лиц: с 2197 грн до 2270 грн.
  • для лиц, утративших трудоспособность: с 1712 грн до 1769 грн.

Также с 1 декабря возрастут « привязанные» к прожиточному минимуму выплаты:

  • размер минимальной декретного пособия для безработных — до 2383 грн;
  • общая сумма « пакета малыша» — до 5763 грн;
  • максимальная помощь по безработице ( не может превышать четырехкратный размер прожиточного минимума для трудоспособных лиц) — составит 9080 грн;
  • минимальный размер алиментов на одного ребенка ( не может быть меньше 50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста) — для детей до 6 лет не менее 960,50 грн; для детей от 6 до 18 лет — не менее 1197,5 грн.

При этом размер минимальной заработной платы не изменится. Как и с 1 сентября 2020 года, он составит:

  • в месячном размере — 5000 грн,
  • в почасовом размере — 29,20 грн.

Минимальная пенсия

Как поясняли ранее в Министерстве социальной политики, плановое повышение пенсионных выплат также связано с ростом прожиточного минимума.

Соответственно, с 1 декабря 2020 пенсии вырастут так:

  • минимальная пенсия — с 1712 грн до 1769 грн ( на 57 грн);
  • максимальная пенсия — с 17120 грн до 17690 грн ( на 570 грн).

Кроме того, с 1 декабря вырастет и надбавка пенсионерам за стаж — ежемесячная доплата для тех, кто имеет стаж более 35 лет ( мужчины) и 30 лет ( женщины). Она составляет 1% минимальной пенсии за каждый дополнительный год и вырастет с 17,12 грн до 17,69 грн.

Дополнительный выходной

В декабре украинцы будут отдыхать девять дней. Кроме обычных выходных, нерабочим днем будет пятница, 25 декабря.

В этот день отмечается Рождество по Григорианскому календарю — его празднуют католики, греко-католики и протестанты. Поскольку Рождество по Григорианскому календарю объявлено в Украине нерабочим днем, украинцев ждут три выходных дня подряд — 25, 26 и 27 декабря.

Рабочий день накануне Рождества, 24 декабря, и рабочий день накануне Нового года, 31 декабря, Кабмин рекомендовал сократить на один час.

Что будет с карантином в декабре?

В Кабмине и Офисе президента остается на повестке дня вопрос о введении в Украине нового локдауна. Ранее в правительстве пояснили, что такой вариант потребуется, если карантин выходного дня не докажет свою эффективность. Как ожидается, окончательное решение об ужесточении карантина правительство примет на заседании 2 декабря.

Министр здравоохранения Максим Степанов настаивает, что для разрыва цепочек заражения наиболее эффективен трехнедельный локдаун, который « будет касаться всех без исключения, как это было весной».

30 ноября вопрос обсуждали на селекторном совещании в Офисе президента, а также на специальном совместном заседании Кабмина и СНБО.

Предварительные итоги этих консультаций обнародовал журналист Валерий Калныш. По его информации, правительство рассматривает два сценария:

  • декабрьский — предусматривает введение локдауна с 7 декабря и до новогодних праздников;
  • январский — предусматривает более жесткий карантин с новогодних праздников, условно, 28 декабря и несколько недель в январе.


« Главный критерий — дать бизнесу заработать на праздниках. У сценариев есть общее — любой из них предусматривает работу транспорта », — добавил Калныш.

Он также уточнил, что термин « локдаун» является не вполне корректным, поскольку правительство планирует разрешить работу отдельным отраслям. «Например, отелям разрешить работать, а ресторанам нет», — пояснил журналист.

Газета Сегодня называла вероятными датами локдауна введение ограничений с 23 декабря по 15 января.

25 ноября Суспільне со ссылкой на информированные источники сообщило схожую информацию: что рассматриваются два варианта в зависимости от того, какой будет статистика заболеваемости в начале декабря. «В „лайтовом“ варианте нам предложат локдаун после Нового года, на три недели, как раз на время новогодних каникул», — заявил источник. Если количество новых случаев коронавируса будет расти, локдаун в Украине введут уже с 20-х чисел декабря.

Премьер-министр Денис Шмыгаль на заседании Кабмина 25 ноября высказался в пользу новогоднего карантина: «Конец декабря и начало новогодних праздников — это встречи, ярмарки, тесные контакты между людьми. И это может значительно подтолкнуть болезнь, чего наша медицинская система может не выдержать», — сказал премьер.

Тотальный карантин — с заблаговременным предупреждением о нем — поддерживает и министр культуры Александр Ткаченко, который также предложил ввести локдаун на новогодние праздники.

«Паспорта в смартфоне» начинают принимать в банках

С 1 декабря 2020 года украинские банки начнут принимать цифровые паспорта в приложении Дія при осуществлении кассовых операций.

Речь идет о возможности идентифицировать и верифицировать личность клиента ( или его представителя) при осуществлении кассовых операций с помощью цифрового паспорта или заграничного цифрового паспорта в мобильном приложении Дія.

Об этом идет речь в постановлении правления НБУ от 23 ноября 2020 № 148 Об утверждении изменений к инструкции о ведении кассовых операций банками в Украине, которое вступает в силу в первый день декабря.

Другие новшества в банках

Вышеуказанное постановление НБУ, вступающее в силу с 1 декабря, «осовременит» еще несколько аспектов проведения кассовых операций и работы инкассаторов.

В частности регулятор упростил процедуру принятия банками на исследование банкнот и монет, относительно которых есть сомнения в их подлинности и платежности. Также это касается и банкнот иностранной валюты.

В соответствующей справке вместо паспортных данных клиент должен предоставить контактную информацию ( номер телефона и / или адрес электронной почты).

Кроме того, НБУ распространил на инкассаторские компании отдельные требования, ранее касавшиеся только банков.

Речь идет о необходимости изъятия и передачи сомнительных банкнот в НБУ для проведения проверки. Также речь идет об изъятии и передачи в правоохранительные органы банкнот, окрашенных специальным раствором вследствие несанкционированного вмешательства в спецустройство для хранения ценностей.

Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег. 1 января 2021 года заканчивается переходный период пенсионной реформы, при котором лицам, не имеющим нужного объема стажа, выплачивалась так называемая социальная пенсия. Со следующего года все эти выплаты отменяются. При этом в Украине сейчас социальные пенсии получают порядка 75,3 тыс. человек, передает «Страна.UA».

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию – в 63 года, если 15-17 лет – в 65 лет.

Согласно постановлению КМУ от 27.12.2017№1098, до 1 января 2021 года установили переходный период. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или позже (если стаж был меньше).

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1 712 грн в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1 769 грн).

«Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается 1000 грн в месяц, то пенсия – 712 грн. Если дохода вообще нет, человек получает 1 712 грн. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет, ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет, начинают платить ту пенсию, которую человек заработал», – поясняет руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

Но с начала 2021 года схема меняется – человек будет получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

«То есть, если человек с 15-ю годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то 5 лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления», — пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

«В теории можно докупить стаж – 22 тыс. грн за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не 10. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия», – считает Пендзин.

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – оно прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

«Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин.

Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь. Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу. Но сумма такой помощи будет мизерной.

«Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 грн в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить», – отмечает Шубин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически «отменяя» пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей. Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

«Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан», – считает Кущ.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!


Такой неприглядный сценарий был заложен еще в 2017 году в рамках пенсионной реформы, предполагавшей повышение пенсионного возраста и трудового стажа, необходимого для выхода на заслуженный отдых.

В постановлении правительства Украины № 1098 говорится, что в 60 лет в 2020 году выйти на пенсию могут те, кто имеет не менее 27 лет стажа. Если есть от 17 до 27 лет стажа, придется работать до 63 лет, а от 15 до 17 лет — 65 лет.

Плюс 75 тысяч нищих и более


Однако в постановлении правительства и эта норма была прописана как временная мера, действующая до 1 января 2021 года. Следовательно, более 75 тысяч украинцев, получавших социальную пенсию в текущем году, лишатся и этого мизерного источника средств к существованию. Многие из них, стоит отметить, ранее усердно работали, но либо без официального оформления, либо за границей, так как вследствие деиндустриализации и закрытия предприятий нормальной официальной работы на родине найти не могли.

И количество таких людей будет нарастать с каждым годом, как снежный ком. Если сейчас на пенсию выходят люди еще советского поколения, у которых был какой-нибудь стаж до 1990-х годов, то следующее поколение не имеет, как правило, и его.

Как говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, сейчас из 22 миллионов трудоспособного населения Украины Единый социальный взнос (ЕСВ), то есть отчисления в Пенсионный фонд, платят лишь 11 миллионов. Остальные же трудоустроены либо неофициально, либо за пределами Украины. И большую часть из них ожидает такая же судьба, особенно учитывая, что требуемый трудовой стаж будет повышаться. К 2028-му году он должен составлять уже 35 лет.

Как прогнозирует Пендзин, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены жить под мостами и побираться на свалках — если нет родственников, которые смогут кормить.

Коллапс государственного Пенсионного фонда

Возможно, более светлое будущее ожидает тех украинцев, которые все-таки нашли официальную работу на родине и смогут к 2028 году накопить 35 лет стажа? Однако и здесь, увы, все не так радужно. На данный момент дефицит в Пенсионном фонде составляет более 200 миллиардов гривен. «Дыру» в фонде закрывают из госбюджета, у которого в приоритете стоят выплаты международным кредиторам.


Его слова можно считать своеобразным «ободряющим» посылом тем украинцам, кто все-таки работает официально в надежде заработать себе 35-летний стаж в будущем.

В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин считает премьер-министра большим оптимистом относительно сроков, так как, по его подсчетам, уже через пять лет Украина не сможет платить пенсии. Такой печальный сценарий является не только следствием демографии, но и естественным результатом майдана, шестую годовщину которого как раз отмечают в эти дни.

Пресловутый «безвиз» наряду с массовым закрытием предприятий отправил за пределы страны миллионы трудоспособных украинцев. И теперь около 8 миллионов граждан Украины работают, а их работодатели делают отчисления в Пенсионный фонд, но не Украины, а Польши или Италии.

Однако, даже если Украина вообще не сможет платить пенсии, это не будет означать отмену пенсионных отчислений ныне работающих украинцев. Это означало бы увольнение тысяч чиновников, которые «без пропитания не могут», а Государственный пенсионный фонд, в принципе, может работать и сугубо на себя. Поэтому он в любом случае останется, как и обязательные отчисления в него.

Частные пенсионные фонды с признаками аферы

В качестве дополнительной альтернативы ныне действующей пенсионной системе в Кабмине продвигают концепцию накопительной трехуровневой пенсионной системы. Соответствующий законопроект, по словам депутата от «Евросолидарности» Алексея Гончаренко, на днях согласовал Кабмин. Правительство предлагает Верховной Раде ввести три профессиональных пенсионных программы для молодых работников, которым сейчас менее 35 лет:

1. Право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет — работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%;

2. Право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет — 7% отчислений дополнительно к ЕСВ для работодателей;

3. Возможность вступить в негосударственный пенсионный фонд с получением пенсионных выплат по достижении 55 лет. При этом дополнительные отчисления, помимо ЕСВ, — от 3% по согласованию с работниками.

Таким образом, согласно плану, на Украине должна будет заработать трехуровневая пенсионная система (для тех, кто младше 35 лет):

1-й уровень — государственная солидарная система (действует и сейчас);

2-й уровень — государственная накопительная система (попытаются запустить);

3-й уровень — частные пенсионные фонды (уже существуют на Украине, но не пользуются особой популярностью из-за недоверия граждан).


Резко критикует Украину за пассивность в этом вопросе и USAID.

«После 14 лет существования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине (3-й уровень) оказалось, что это неудачный эксперимент. Неудачный с точки зрения охвата физических лиц, общей суммы накопленных активов, расходов и реальных показателей деятельности, а также, самое главное, результатов», — резюмировали в USAID в апреле этого года.

Возможно, запугивание граждан вероятной отменой государственных пенсий вызвано и этим фактором. Народный депутат из фракции «Слуга народа» Галина Янченко в эфире «Украины 24» недавно говорила, что нынешние 30-летние украинцы могут даже не надеяться, что после достижения пенсионного возраста будут получать пенсии, поэтому им пора задуматься о накопительной системе.

«Мне 32 года, и я думаю, что моему поколению пенсия, на которую можно выжить, уже не светит», — заявила депутат, призвав аудиторию взглянуть на пенсионеров стран Западной Европы, которые живут хорошо, и всё благодаря накопительной пенсионной системе.

В данном контексте можно вспомнить, что картинки со счастливыми немецкими пенсионерами распространялись еще шесть лет назад на майдане, который через год почти в три раза сократил реальные пенсии за счет девальвации.

По сути, частные пенсионные фонды — это частные банки, предлагающие долгосрочные вклады с выплатой через 20-30 лет. И то, что граждане Украины не спешат нести в них свои сбережения, вызвано осознанием нестабильности политической и экономической ситуации в стране.

Многие к тому же регулярно видят пикеты обманутых вкладчиков и подозревают очередную аферу и в системе частных пенсионных фондов. Все-таки украинские банкиры-аферисты нередко успевают ограбить вкладчиков и за год-два существования банка, что уж говорить о периоде в 20-30 лет, когда истечет даже срок давности. Достаточно представить себе такого вкладчика, который вложил бы свои средства в частный пенсионный фонд в 1996 году, когда средняя зарплата была 126 гривен, в надежде получить в 2020-м «огромную пенсию» в 150 гривен с учетом процентов и той малой вероятности, что эта контора до сих пор бы сохранилась.


«Должны быть инструменты для инвестиций. У нас в стране их нет. У нас фондового рынка как такого нет. Единственное, куда можно вкладывать деньги сегодня, — это, наверное, ОВГЗ», — говорит Александр Паращий, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital, рассказывая о приоритетных инвестициях украинских частных пенсионных фондов.

На Украине уже есть свежие прецеденты обмана вкладчиков таких фондов. В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они потому, что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

Накопительная система и частные пенсионные фонды, возможно, актуальны в стабильных странах с низким уровнем коррупции, не испытывавших экономических и политических потрясений десятилетиями, но не в Афганистане, Ливии, Украине или Молдавии. В условиях этих стран любые финансовые обязательства с отсрочкой в 20-30 лет напоминают сказку о том, как Ходжа Насреддин взял у шаха деньги, обязуясь через 20 лет научить осла говорить по-человечески.

«Всё равно за эти 20 лет либо шах умрет, либо осел, либо я», — решил Насреддин, подсказав тем самым принцип действий и для многих аферистов из частных пенсионных фондов в нестабильных коррумпированных странах.


Такой неприглядный сценарий был заложен еще в 2017 году в рамках пенсионной реформы, предполагавшей повышение пенсионного возраста и трудового стажа, необходимого для выхода на заслуженный отдых.

В постановлении правительства Украины № 1098 говорится, что в 60 лет в 2020 году выйти на пенсию могут те, кто имеет не менее 27 лет стажа. Если есть от 17 до 27 лет стажа, придется работать до 63 лет, а от 15 до 17 лет — 65 лет.

Плюс 75 тысяч нищих и более


Однако в постановлении правительства и эта норма была прописана как временная мера, действующая до 1 января 2021 года. Следовательно, более 75 тысяч украинцев, получавших социальную пенсию в текущем году, лишатся и этого мизерного источника средств к существованию. Многие из них, стоит отметить, ранее усердно работали, но либо без официального оформления, либо за границей, так как вследствие деиндустриализации и закрытия предприятий нормальной официальной работы на родине найти не могли.

И количество таких людей будет нарастать с каждым годом, как снежный ком. Если сейчас на пенсию выходят люди еще советского поколения, у которых был какой-нибудь стаж до 1990-х годов, то следующее поколение не имеет, как правило, и его.

Как говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, сейчас из 22 миллионов трудоспособного населения Украины Единый социальный взнос (ЕСВ), то есть отчисления в Пенсионный фонд, платят лишь 11 миллионов. Остальные же трудоустроены либо неофициально, либо за пределами Украины. И большую часть из них ожидает такая же судьба, особенно учитывая, что требуемый трудовой стаж будет повышаться. К 2028-му году он должен составлять уже 35 лет.

Как прогнозирует Пендзин, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены жить под мостами и побираться на свалках — если нет родственников, которые смогут кормить.

Коллапс государственного Пенсионного фонда

Возможно, более светлое будущее ожидает тех украинцев, которые все-таки нашли официальную работу на родине и смогут к 2028 году накопить 35 лет стажа? Однако и здесь, увы, все не так радужно. На данный момент дефицит в Пенсионном фонде составляет более 200 миллиардов гривен. «Дыру» в фонде закрывают из госбюджета, у которого в приоритете стоят выплаты международным кредиторам.


Его слова можно считать своеобразным «ободряющим» посылом тем украинцам, кто все-таки работает официально в надежде заработать себе 35-летний стаж в будущем.

В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин считает премьер-министра большим оптимистом относительно сроков, так как, по его подсчетам, уже через пять лет Украина не сможет платить пенсии. Такой печальный сценарий является не только следствием демографии, но и естественным результатом майдана, шестую годовщину которого как раз отмечают в эти дни.

Пресловутый «безвиз» наряду с массовым закрытием предприятий отправил за пределы страны миллионы трудоспособных украинцев. И теперь около 8 миллионов граждан Украины работают, а их работодатели делают отчисления в Пенсионный фонд, но не Украины, а Польши или Италии.

Однако, даже если Украина вообще не сможет платить пенсии, это не будет означать отмену пенсионных отчислений ныне работающих украинцев. Это означало бы увольнение тысяч чиновников, которые «без пропитания не могут», а Государственный пенсионный фонд, в принципе, может работать и сугубо на себя. Поэтому он в любом случае останется, как и обязательные отчисления в него.

Частные пенсионные фонды с признаками аферы

В качестве дополнительной альтернативы ныне действующей пенсионной системе в Кабмине продвигают концепцию накопительной трехуровневой пенсионной системы. Соответствующий законопроект, по словам депутата от «Евросолидарности» Алексея Гончаренко, на днях согласовал Кабмин. Правительство предлагает Верховной Раде ввести три профессиональных пенсионных программы для молодых работников, которым сейчас менее 35 лет:

1. Право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет — работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%;

2. Право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет — 7% отчислений дополнительно к ЕСВ для работодателей;

3. Возможность вступить в негосударственный пенсионный фонд с получением пенсионных выплат по достижении 55 лет. При этом дополнительные отчисления, помимо ЕСВ, — от 3% по согласованию с работниками.

Таким образом, согласно плану, на Украине должна будет заработать трехуровневая пенсионная система (для тех, кто младше 35 лет):

1-й уровень — государственная солидарная система (действует и сейчас);

2-й уровень — государственная накопительная система (попытаются запустить);

3-й уровень — частные пенсионные фонды (уже существуют на Украине, но не пользуются особой популярностью из-за недоверия граждан).


Резко критикует Украину за пассивность в этом вопросе и USAID.

«После 14 лет существования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине (3-й уровень) оказалось, что это неудачный эксперимент. Неудачный с точки зрения охвата физических лиц, общей суммы накопленных активов, расходов и реальных показателей деятельности, а также, самое главное, результатов», — резюмировали в USAID в апреле этого года.

Возможно, запугивание граждан вероятной отменой государственных пенсий вызвано и этим фактором. Народный депутат из фракции «Слуга народа» Галина Янченко в эфире «Украины 24» недавно говорила, что нынешние 30-летние украинцы могут даже не надеяться, что после достижения пенсионного возраста будут получать пенсии, поэтому им пора задуматься о накопительной системе.

«Мне 32 года, и я думаю, что моему поколению пенсия, на которую можно выжить, уже не светит», — заявила депутат, призвав аудиторию взглянуть на пенсионеров стран Западной Европы, которые живут хорошо, и всё благодаря накопительной пенсионной системе.

В данном контексте можно вспомнить, что картинки со счастливыми немецкими пенсионерами распространялись еще шесть лет назад на майдане, который через год почти в три раза сократил реальные пенсии за счет девальвации.

По сути, частные пенсионные фонды — это частные банки, предлагающие долгосрочные вклады с выплатой через 20-30 лет. И то, что граждане Украины не спешат нести в них свои сбережения, вызвано осознанием нестабильности политической и экономической ситуации в стране.

Многие к тому же регулярно видят пикеты обманутых вкладчиков и подозревают очередную аферу и в системе частных пенсионных фондов. Все-таки украинские банкиры-аферисты нередко успевают ограбить вкладчиков и за год-два существования банка, что уж говорить о периоде в 20-30 лет, когда истечет даже срок давности. Достаточно представить себе такого вкладчика, который вложил бы свои средства в частный пенсионный фонд в 1996 году, когда средняя зарплата была 126 гривен, в надежде получить в 2020-м «огромную пенсию» в 150 гривен с учетом процентов и той малой вероятности, что эта контора до сих пор бы сохранилась.


«Должны быть инструменты для инвестиций. У нас в стране их нет. У нас фондового рынка как такого нет. Единственное, куда можно вкладывать деньги сегодня, — это, наверное, ОВГЗ», — говорит Александр Паращий, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital, рассказывая о приоритетных инвестициях украинских частных пенсионных фондов.

На Украине уже есть свежие прецеденты обмана вкладчиков таких фондов. В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они потому, что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

Накопительная система и частные пенсионные фонды, возможно, актуальны в стабильных странах с низким уровнем коррупции, не испытывавших экономических и политических потрясений десятилетиями, но не в Афганистане, Ливии, Украине или Молдавии. В условиях этих стран любые финансовые обязательства с отсрочкой в 20-30 лет напоминают сказку о том, как Ходжа Насреддин взял у шаха деньги, обязуясь через 20 лет научить осла говорить по-человечески.

«Всё равно за эти 20 лет либо шах умрет, либо осел, либо я», — решил Насреддин, подсказав тем самым принцип действий и для многих аферистов из частных пенсионных фондов в нестабильных коррумпированных странах.

В украинском бюджете образовалась огромная бюджетная дыра. С таким пессимистичным заявлением выступил первый заместитель председателя комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Верховной рады Ярослав Железняк. По его словам, страна осталась без денег, а в государственном бюджете 2020 года не хватает как минимум 40 миллиардов гривен ($ 1,4 миллиарда).

Государство, по мнению депутата, пока способно платить зарплаты, пенсии, внешний долг и финансировать некоторые программы в оборонной отрасли, но на все остальное денег уже нет. Железняк заявил, что сейчас власти нужно как-то найти деньги на внешних рынках или сокращать расходы.

Что ж, видимо, ключевое слово тут «пока». Железняк все же депутат от «Голоса», а не от ОПЗЖ, так что он вполне может смягчать формулировки.

А вот бывший грузинский президент и одесский губернатор Михаил Саакашвили смягчать формулировки не привык. Он в начале недели заявил о том, что экономику Украины в ближайшее время ждет неизбежная катастрофа, а уже с начала следующего года возникнут проблемы с социальными выплатами. К таким последствиям, по его мнению, может привести карантин выходного дня.

Напомню, ранее на Украине ужесточили ограничительные меры в связи с новой волной пандемии коронавируса: с 00.00 субботы до 00.00 понедельника могут работать только объекты критической инфраструктуры — продуктовые магазины, аптеки, транспорт.

Это вызвало предсказуемую волну возмущения по всей стране, представители бизнеса и сотрудники сферы услуг вышли на акции протеста с требованием отменить эти меры.

Конечно, тут стоит отметить, что кризис из-за пандемии затронул весь мир, во многих странах действует полный локдаун, так что украинскому бизнесу в какой-то степени еще повезло. Просели все ведущие экономики мира — Китай, США, Евросоюз. Не грех ли жаловаться в такой ситуации?

Но Китай, США и ЕС кризис как-нибудь переживут, хотя тысячам разорившихся предпринимателей и миллионам потерявших работу от этого вряд ли будет легче. А вот Украина, чья экономика много лет находится в состоянии комы, может и не пережить. В прямом смысле слова.

Да, экономика Украины после отказа от кооперации с Россией (которая всю первую четверть века незалежности только и позволяла выживать) оказалась абсолютно нежизнеспособна, и пресловутая «евроинтеграция» ей взамен не дала ничего.

Хотя, дала — кредиты. Напомню, только МВФ после 2014 года уже одолжил Киеву свыше $ 30 млрд.

Собственно говоря, «кредитная игла» — это единственное, что позволяло Украине выживать последние годы. Понятно, что новые транши в основном уходили на погашение прежних, большая часть остального банально разворовывалась, но все же, если бы не было и этого, в стране давно наступил бы, извините, «кирдык» — нечем стало бы платить зарплаты и пенсии, начались бы голодные бунты и т. п.

Я, конечно, немного драматизирую, как и Саакашвили и прочие пророки катастрофы, но в целом страна идет именно в этом направлении.

Второе, что позволяет украинцам не умереть с голоду, — это переводы от «заробитчан». До начала кризиса, напомню, на заработках за границей находилась, только по официальным данным, пятая часть населения. В прошлом году они перевели на родину $ 12 млрд.

Но коронавирус закрыл это «окно возможностей» вместе с границами. После чего все взоры надежды обратились на Запад. Но тут как гром среди ясного неба: «МВФ не даст денег».

Напомню, этой весной Украина договорилась о выделении ей $ 5 млрд, и даже получила первый транш в $ 2,1, Нацбанк Украины уже приготовил карманы для следующего… Но дальше что-то пошло не так…

МВФ не рассматривает выделение Украине чрезвычайного финансирования, заявил на днях министр финансов Сергей Марченко.

В чем причина такого обидного «кидалова» со стороны западных партнеров? Ведь Киев пошел на самоубийственные для власти шаги именно под давлением Запада: принял закон о реприватизации банков, повысил цены на ЖКУ и разрешил продавать землю, на что не решался много лет.

Более того, летом стали известны подробности засекреченного меморандума о сотрудничестве — пресса постаралась. Оказалось, что Киев теперь обязался повысить пенсионный возраст, продолжить самоубийственную «реформу» здравоохранения имени Доктора Смерть Ульяны Супрун, закрыть «лишние» школы и снять ограничения на повышение коммунальных тарифов.

Это была бомба. Возмущению тогда просто не было предела.

А тут еще МВФ начал Украину откровенно «динамить». Визит делегации, запланированный на июль, так и не состоялся. Объяснение было стандартным для таких ситуаций: продолжаются дискуссии по выполнению параметров и показателей кредитной программы, ждите.

Визит главы НБУ в Вашингтон уже в начале ноября ничего не дал, а когда сразу после этого президент Украины Владимир Зеленский позвонил главе МВФ Кристалине Георгиевой, ему ответили, что пока не видят возможности.

Все просто. Во-первых, не забываем про кризис, от которого страдает весь мир, а не только Украина. В другое время — не жалко, Запад готов сколько угодно спонсировать Киев, пока тот выполняет свою главную функцию — Моськи по отношению к России. Но времена изменились, самим мало, «лишних» денег нет.

Киев очень долго сопротивлялся проведению людоедских реформ, что не могло не раздражать кредиторов. Последней каплей стал демарш Конституционного суда, который, напомню, открыто выступил против западных «хозяев». Речь о таких решениях, как признание превышением полномочий предыдущим президентом Петром Порошенко, назначившим главой НАБУ Артема Сытника (который недавно сам оказался в реестре коррупционеров), а также ограничение полномочий НАПК.

Это и впрямь было бунтом на корабле, поскольку указанные органы были созданы Западом для контроля чиновников и олигархов на Украине, фактически — инструментом внешнего управления. Сказать, что «хозяева» остались крайне недовольны, — все равно, что ничего не сказать. Зеленский в отчаянии попытался распустить КСУ, на что получил обвинения в госперевороте и очередной раскол внутри украинских элит. Точнее, наоборот, не раскол, а оппозицию против себя, что сделало его положение еще более шатким.

Еще один момент, который никак не мог понравиться западным кредиторам, — это те самые дыры в бюджете и то, как правительство пыталось их латать. Только за 10 месяцев текущего года дефицит бюджета значительно превысил годовые показания прошлых лет (111 млрд гривен против 59,2 млрд за весь 2018-й). На Западе сочли, что бюджет слишком мало получает и слишком много тратит. А чтобы это исправить, либеральная буржуазная экономика не знает ничего эффективнее поднятия налогов и урезания социалки. В итоге Киеву было выставлено требование переписать бюджет на 2021 год.

Для украинских властей это очередной шаг к суициду, который, хоть и растянулся на годы, рано или поздно приведет к логическому концу. Впрочем, деваться некуда, и власти продолжили принимать меры по вытрясанию остатков денег из карманов украинцев.

Приведет ли это к смягчению позиции Запада?

Думаю, да. Но лишь после того, как Запад заставит Украину выполнить все выставленные условия до последнего. И надо понимать, что через какое-то время деньги понадобятся снова, а это значит новые условия и новое наступление на социалку. Напомню, недавно премьер-министр Денис Шмыгаль договорился до того, что через 15 лет на Украине нечем будет платить пенсии и их просто отменят.

В общем, «кредитная игла» она на то и «игла», чтобы с нее не так просто было соскочить. Впрочем, соскочить, конечно, можно было бы. Но лишь одним способом — обратившись за помощью к России. Но на это майданные власти не пойдут никогда.

Украинцам навязали ложную национальную идею, которая заключается в том, что «все должны умереть для того, чтобы как-то насолить России», заявил недавно депутат Верховной рады от ОПЗЖ Ренат Кузьмин. Он, правда, имел в виду стратегию национальной обороны, предусматривающую использование странами НАТО территории Украины для войны с Россией, и недавний указ Зеленского, разрешающий проводить учения альянса в стране круглый год.

Но фраза символическая, и касается она не только войны, но и мира.

Взять хотя бы вакцину от коронавируса, которой Украине очень не хватает сегодня. Вакцина есть у России, и можно не сомневаться, что Москва поставила бы ее братскому народу по низкой цене. Или можно было и вовсе договориться о ее производстве по лицензии на территории самой Украины. Но ведь это же зрада ганебная!

Поэтому власти Украины обращаются к международной коалиции СOVAX.

Да, российская вакцина чуть дороже, зато эффективность ее доказана. Низкая стоимость — не значит качество, скорее наоборот. Тем более что за российской вакциной уже очередь — 50 стран хотят ее купить. И Украина могла бы получить ее в приоритетном порядке. К тому же еще в октябре опросы показали, что 59% жителей Украины выступают за покупку российской вакцины.

Но киевские русофобы скорее умрут от «короны», чем купят для населения российское (при том что товарооборот самый большой остается с Россией, но на вакцине, очевидно, не заработаешь). Вернее, они-то, скорее всего, и не умрут — к их услугам лучшая медицина. Вон сам Зеленский излечился, превратив свою борьбу с Covid-19 в политическую историю успеха. Вернее, попытался — едва ли простые люди, которые сегодня мрут как мухи, это оценят.

А между тем Минздрав Украины предупреждает о риске заражения трех четвертей населения, но властям плевать: меньше народу — больше денег сэкономят… И вот уже министр внутренних дел Арсен Аваков требует немедленно ввести локдаун на три-четыре недели. Для начала. По его словам, правительство уже занимается этим вопросом.

Но вспоминаем предостережение Саакашвили. Он, возможно, клоун, но далеко не дурак и говорит правду. А по мнению Саакашвили, нынешняя ситуация является признаком кризиса и очень тяжелой стагнации и поэтому дополнительные ограничения только ухудшат ситуацию.

«Экономика этого не выдержит, она лопнет, это вызовет трагедию миллионов новых людей», — говорит он.

Вызовет. Но украинцы народ терпеливый — седьмой год терпят эти эксперименты. К тому же климат позволяет огородами спасаться от голодной смерти. А кто все же не переживет кризис, то, как говорится, «не вписались в рынок». Ну или в новый постковидный мир. В конце концов, Запад все же не позволит начаться голоду, да и до дефолта постарается не довести — Украина еще пригодится. Если, конечно, мировой кризис окончательно не выйдет из-под контроля и будет чем подкармливать еще и голодающих украинцев.

Лично мне тут сразу вспоминается недавний прогноз МВФ, согласно которому численность населения Украины в ближайшие годы может сократиться на миллион человек. И это, надо понимать, еще скромно.

Впрочем, Запад давно сознательно делает все для уменьшения численности населения Украины. Ведь для обслуживания собственности новых хозяев и сбора клубники в соседних странах 40 миллионов — явно излишнее количество, да и на бюджет неподъемная нагрузка…

Дмитрий Родионов,
директор Центра геополитических исследований Института инновационного развития

Читайте также: